Темы сочинений по русскому языку и литературе на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА

факультет журналистики

кафедра редакционно-издательского дела и информатики

C .Я. Долинина

Е.В. Аверина

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ

ПОСТУПАЮЩИХ НА ФАКУЛЬТЕТ

ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ

(вступительное сочинение)

Москва 2010

Уважаемые абитуриенты!

Вам предстоит написать вступительное сочинение по литературе. Прежде чем сказать о том, в чем особенность этой экзаменационной работы, позвольте дать

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ

Абитуриенту полезно твердо усвоить несколько общих правил и принципов, подсказанных долголетним опытом вступительных экзаменов.

1. Чем внимательнее вы прочитаете тексты художественных произведений, тем лучше. Не полагайтесь на прочитанное «когда-то», постарайтесь перечитать программные произведения еще раз. Обратите внимание на то, что университетская программа по литературе частично отличается от той, что определена требованиями ЕГЭ. Поэтому необходимо сопоставить эти программы и готовиться по университетской (http://www.journ.msu.ru/?chp=pages&id=61&folder_id=72).

2. Чем больше вы будете знать наизусть поэтических произведений, тем лучше. Не обязательно выучивать длинные стихотворения наизусть целиком, это могут быть отдельные строфы, строчки.

3. По возможности не ограничивайте свой круг чтения только программной литературой. Хорошо, когда абитуриент цитирует или упоминает (к месту, конечно!) «внепрограммные» пушкинскую «Полтаву», гоголевский «Нос», толстовскую «Анну Каренину».

4. Читайте осмысленно. Помните, что в произведении важен не только сюжет, но и все остальное: пейзажи, портреты, художественные детали, манера речи персонажей и т.п. Старайтесь отмечать для себя эти художественные особенности, кстати, так легче запомнить нужный материал.

5. Особый вопрос – о лирических произведениях. Их надо читать совсем не так, как роман, повесть или пьесу. Для лирического произведения важно в первую очередь уловить его основное «настроение», эмоциональный тон, пафос , а также понять, какой смысл (иногда очень скрытый) содержится в нем. Полезно также определить, каким стихотворным размером написано произведение, каковы особенности художественной речи , какие приемы использует автор. Чтобы понять лирическое произведение, его приходится иногда прочитать не один раз. Читать не только глазами, но и душой – этот принцип особенно важен для лирических произведений. Читая лирику, постоянно устраивайте себе «мини-экзамен»: прочитайте стихотворение, закройте книгу и спросите себя: «Что я могу написать об этом произведении на экзамене?»

А теперь все термины, выделенные здесь курсивом, найдите в Словаре литературоведческих терминов (можете воспользоваться любым изданием) и выясните их точный смысл. Тогда вы действительно сможете читать литературу с толком и пользой.

6. Чем больше вы напишете во время подготовки письменных работ, тем лучше. Вам необходимо «набить руку», чтобы ясно и свободно излагать свои мысли на бумаге, описывать героев, приводить примеры и т.п. Не обязательно это должны быть сочинения, хотя и их надо писать регулярно (минимум раз в месяц, лучше чаще), могут быть и другие виды тренировочных работ, например изложение или рецензия. Изложение – письменный пересказ небольшого текста (например, рассказа А. П. Чехова «Студент» или авторского отступления о двух типах писателей в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя). Рецензия – ваше мнение о прочитанном произведении, его достоинствах и недостатках, его проблемах и идеях.

7. Во время подготовки не старайтесь облегчить себе жизнь. Выбирайте самые трудные темы и вопросы, приучайте себя преодолевать неожиданные сложности. Тяжело в учении – легко в бою.

8. Не бойтесь ошибиться, но все замеченные ошибки и недочеты исправляйте сознательно и вдумчиво. Не ошибается только тот, кто ничего не делает, но на ошибках учатся не тогда, когда их совершают, а тогда, когда их исправляют.

9. Интернет, сборники «золотых» сочинений и прочие подобные источники не могут научить вас писать сочинение. И помните: чтобы не упасть с велосипеда – надо крутить педали; чтобы научиться писать сочинение – надо писать.

Требования к сочинению

Написание сочинения можно сравнить с решением математической задачи по заранее известному алгоритму. Поэтому необходимо знать, каким условиям должно отвечать это решение, чтобы привести к верному ответу.

Первое и главное требование к сочинению – в нем должна быть правильно и полно раскрыта тема . Типичной ошибкой абитуриентов является «сочинение не на тему». Это значит, как правило, что абитуриент пишет вообще все, что он знает о данном произведении, не вдумываясь в конкретную формулировку. Например, в теме «Особенности композиции пьесы М. Горького “На дне”» раскрывается спор о правде, который ведут персонажи. Или другой пример: как бы ни формулировалась тема по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (например, «Способы психологического изображения в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”»), абитуриенты, как правило, пишут о теории Раскольникова.

Распространенной ошибкой является пересказ сюжета произведения вне зависимости от того, как сформулирована тема. Нередко и неполное раскрытие темы: так, в теме «Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя “Шинель”» чаще всего пишут только о Петербурге «маленьких людей», таких как Башмачкин, забывая о том, что в произведении показан и Петербург «значительных лиц». Итак, первое, что вы должны сделать, выбрав тему, - это понять, что именно от вас требуется в данном случае. Для этого найдите в формулировке темы ключевые слова. И ми часто оказываются теоретико-литературные понятия; вот зачем вам необходимо усвоить точное значение литературоведческих терминов, часто оно не совпадает с тем смыслом, который вкладывается в эти же слова в повседневной жизни (например, значение понятий «проблема» или «пафос»). В дальнейшем целенаправленно раскрывайте связанные с ними проблемы. Так, в теме «Изображение “деловых людей” в комедиях А. С. Грибоедова “Горе от ума” и А. Н. Островского “Лес”» нельзя выпустить из виду понятие «изображение». Оно введено не для красоты слога, а предполагает анализ тех художественных средств, которые используют авторы для выражения сатирического отношения к Молчалину и Буланову. Другой пример – тема «Трагический образ нигилиста в романах И. С. Тургенева “Отцы и дети” и Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”». Здесь ключевыми являются слова «трагическое» и «нигилист». Сосредоточьтесь на том, как в сознании и Базарова, и Раскольникова (ведь образы только этих отрицателей можно назвать трагическими) складывается неразрешимый конфликт.

Второе основное требование к сочинению – в нем необходимо показать хорошее знание текста произведения и умение его анализировать. Все ваши размышления и выводы должны подкрепляться анализом конкретных эпизодов произведения, художественных деталей, отдельных высказываний персонажей и т.п. Одна из распространенных ошибок здесь – опять же пересказ сюжета вне связи с теми положениями, которые вам надо доказать. Текст надо не пересказывать (особенно недопустимо это в отношении лирических произведений), а комментировать и анализировать, то есть предлагать его толкование. Особое внимание нужно уделить художественному своеобразию произведения и тому, как автор воплощает в образах свои темы, проблемы, идеи, авторскую позицию и т.п.

Сочинение должно быть внутренне логичным и композиционно законченным. Не пишите длинных, абстрактных и банальных вступлений типа «Пушкин – великий русский писатель», «Роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году». Сразу приступайте к делу. Кстати, если в формулировке темы использованы теоретические понятия, то можно начать сочинение прямо с того, что понимается в литературоведении под тем или иным термином. Например, это уместно сделать в сочинениях с такими названиями: «Авторские отступления и их роль в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”» или «Внутренние монологи героев и их роль в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”». В заключении подведите краткий итог сочинения, сформулируйте его основную идею. Перед тем как написать последнюю фразу, еще раз вспомните формулировку темы и то, с чего вы начали сочинение.

Тема – своего рода теорема; сочинение – ее доказательство.

Сочинение должно показать не только ваше знание текста и умение раскрывать ту или иную проблему, но в какой-то мере отразить и вашу индивидуальность, ваше понимание литературы. Помните, что на экзамене проверяется, кроме всего прочего, и способность самостоятельно мыслить. Поэтому не ограничивайте себя шаблонными идеями, стандартными цитатами, однозначными оценками и т.п. Вы имеете право на свое суждение по любому вопросу, старайтесь только, чтобы оно было доказательным, то есть подкрепленным логикой рассуждений и анализом текста. Но, с другой стороны, не старайтесь во что бы то ни стало быть оригинальным.

Сочинение должно быть написано хорошим русским литературным языком. Старайтесь избегать «стертых», шаблонных слов и оборотов: «типичный представитель», «призывает к борьбе», «вера в светлое будущее», «гневно обличает» и т.п. Не пишите казенно, ваш язык должен быть выразительным.

Но и не гонитесь за «красивыми» словами и оборотами, исключите современную разговорную лексику (типа «Обломов по жизни лентяй», «Беликов напрягает весь город»). Ваши мысли должны быть выражены точно, ясно, грамотным литературным языком.

Эпиграф к сочинению ставить не обязательно. Во всяком случае, лучше уж вовсе обойтись без эпиграфа, чем брать для него какую-то слишком явно напрашивающуюся фразу (например, «человек – это звучит гордо» к теме «Горьковский идеал человека») или нечто такое, что имеет очень отдаленное отношение к теме.

Объем сочинения произволен. Но помните, что вы должны, с одной стороны, раскрыть тему достаточно полно и доказательно, а с другой – уложиться во время. Практика показывает, что объем, близкий к оптимальному, - около четырех страниц А-4.

Подготовка к сдаче вступительных испытаний на все факультеты МГУ им. М.В.Ломоносова, в другие вузы, к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), Государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов (ГИА) и сочинению по литературе. Набор учащихся 11, 10 и 9 классов на 2017/18 учебный год. Занятия проводят преподаватели
МГУ им. М.В. Ломоносова. Высокий уровень подготовки абитуриентов.

Задания МГУ >>

Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2010г.

Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2008г.

Гуманитарные факультеты

1. Пейзаж и его функции в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Средства создания сатирических образов в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
3. Тема творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Естественные факультеты

1. Мотивы «сна» и «мечты» в поэзии М.Ю. Лермонтова.
2. Сцены дуэли в романах И.С. Тургенева («Отцы и дети») и Л.Н. Толстого («Война и мир»).
3. Художественное своеобразие поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах».

Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2007г.

Факультеты: филологический, иностранных языков и регионоведения

1. Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова и А.А. Блока.
2. Образ Штольца и его роль в романе И.А. Гончарова «Обломов».
3. Особенности конфликта в пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных».

Факультеты: исторический, философский, юридический, институт стран Азии и Африки, государственного управления, социологический, мировой политики, искусств, высшая школа перевода, высшая школа государственного аудита

1. Средства раскрытия характеров в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
2. Типы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Трагическое и героическое в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

Факультеты: географический, экономический, психологии, высшая школа бизнеса, московская школа экономики, глобальных процессов

1. Представители молодого поколения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Изображение быта и нравов городских низов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
3. Национальное и общечеловеческое в поэзии С.А. Есенина.

Факультеты: физический, почвоведения

1. Историческая достоверность и вымысел в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
2. Образы крестьян в лирике Н.А. Некрасова.
3. Социально-политическая проблематика прозы А.И. Солженицына («Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор»).

Факультеты: механико-математический, химический, физико-химический, биологический, геологический, наук о материалах, биоинженерии и биоинформатики

1. Изображение представителей поместного дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2. Образ Агафьи Пшеницыной и его значение в романе И.А. Гончарова «Обломов».
3. Социально-нравственная проблематика рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Факультеты: вычислительной математики и кибернетики, фундаментальной медицины

1. Социально-нравственные ориентиры московского общества в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Проблематика и художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Душечка».
3. Юмористическая образность в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

Источник: Справочник для поступающих в Московский университет в 2008 году.


Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2006г.

Факультеты: филологический, иностранных языков и регионоведения, журналистики

1. Гипербола и гротеск в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
2. Образы студентов в русской литературе второй половины XIX века («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Студент» А.П. Чехова).
3. Мир природы в поэзии Б.Л.Пастернака.

Факультеты: исторический, философский, юридический, институт стран Азии и Африки, социологический, искусств, государственного управления, мировой политики, переводоведения

1. Тематика и роль лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
2. Типы купцов в пьесах А.Н.Островского и А.П.Чехова («Гроза» и «Вишневый сад»).
3. Своеобразие сатиры в поэзии В.В.Маяковского.

Факультеты: биологический, биоинженерии и биоинформатики, высшая школа бизнеса

1. Москва и москвичи в образном мире романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
2. Тема меняющегося времени в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».
3. Фантастическое и реальное в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Экономический факультет

1. Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Роль иронии в сценическом действии комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».
3. Мотивы одиночества и тоски в поэзии С.А.Есенина.

Факультет психологии

1. Конфликт личности и государства в поэме А.С.Пушкина «Медный Всадник».
2. Образы Марьи Болконской, Наташи Ростовой и их значение в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Комическое в драме М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Московская школа экономики

1. Образ Москвы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Герои партизанской войны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Художественное воплощение народного характера в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».

Географический факультет

1. Образ русской провинции в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
2. Жизненный путь Николая Ростова и эволюция его характера («Война и мир» Л.Н.Толстого).
3. Тема России в поэзии А.А.Блока.

Факультеты: наук о материалах, глобальных процессов

1. Мотив страха в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
2. Образ крестьянской семьи в творчестве Н.А.Некрасова.
3. Изображение провинциального города в рассказах А.П.Чехова.

Факультеты: механико-математический, физический, почвоведения

1. История жизни Чичикова и ее осмысление автором-повествователем («Мертвые души» Н.В.Гоголя).
2. Художественная роль контрастов и антитез в драматургии А.Н.Островского («Гроза», «Лес»).
3. Природа как источник поэтической образности в творчестве С.А.Есенина.

Факультеты: химический, физико-химический

1. События прошлого в рассуждениях героев комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Картины природы в творчестве Н.А.Некрасова.
3. Образы иноземцев в романе А.Н.Толстого «Петр Первый».

Факультеты: геологический, фундаментальной медицины

1. Юмор в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Портрет как средство характеристики героев в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского.

Факультет вычислительной математики и кибернетики

1. Тема петербургской жизни в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
2. Типы крестьян в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Мотивы прошлого времени в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой».

Источник: Справочник для поступающих в Московский университет в 2007 году.


Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2005г.

1. Сатирические портреты героев в поэме H .В.Гоголя «Мертвые души».
2. Женские образы в пьесах А.Н.Островского «Гроза», «Лес».
3. Тема Родины в поэзии С.А.Есенина.

1. Женские образы в комедии H .В.Гоголя «Ревизор».
2. Взаимоотношения барина и мужика в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Тема Великой Отечественной войны в рассказе А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Физический факультет

1. «Евгений Онегин» А.С.Пушкина как роман, в котором «отразился век».
2. Молодое поколение в драме А.Н.Островского «Гроза».
3. Сторонники и противники профессора Преображенского в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Химический факультет, факультет наук о материалах

1. Нравственная основа духовного совершенства Татьяны Лариной («Евгений Онегин» А.С.Пушкина).
2. Народ и власть в «Сказках» М.Е.Салтыкова-Щедрина.
3. Герои ранней романтической прозы М.Горького («Старуха Изергиль»).

Биологический факультет

1. Философская проблематика романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Роль Кулигина и Феклуши в системе образов драмы А.Н.Островского «Гроза».
3. Образ возлюбленной в лирике А.А.Блока.

Факультет почвоведения

1. Тема женской верности в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
2. Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Революционная эпоха и судьба интеллигенции в драме «Дни Турбиных» М.А.Булгакова.

Геологический факультет

1. Тема любви в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
2. Люди искусства в комедии А.Н.Островского «Лес» и драме М.Горького «На дне».
3. Русская деревня в изображении А.И.Солженицына (рассказ «Матрёнин двор»).

Географический факультет

1. Образы людей из народа в поэме H .В.Гоголя «Мертвые души».
2. Настоящее и будущее России в поэзии Н.А.Некрасова.
3. Тема любви в драме М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Факультет фундаментальной медицины

1. Максим Максимыч как герой-повествователь в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»,
2. Судьба женщины-крестьянки в поэзии Н.А.Некрасова.
3. Драма русского офицерства в сценическом воплощении М.А.Булгакова («Дни Турбиных»).

Факультет биоинженерии и биоинформатики

1. Тема государственной службы в комедии А.С.Грибоедова Горе от ума».
2. Картины народной жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Эволюция портретных описаний Григория Мелехова в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Исторический факультет

1. «Купечество да гражданство» в комедии H .В.Гоголя « Ревизор».
2. Мотивы лирики Н.А.Некрасова.
3. Трагические конфликты эпохи в романе М.А.Шолохова Тихий Дон».

Филологический факультет

1. Ирония и ее роль в комедии H .В.Гоголя «Ревизор».
2. Изображение усадебной жизни в романах И.С.Тургенева («Отцы и дети») и Л.Н.Толстого («Война и мир»).
3. Своеобразие метафор в лирике В.В.Маяковского.

Философский факультет

1. Тематика и роль лирических отступлений в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
2. Гротеск в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.
3. Фантастические ситуации и их образный смысл в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и «Баня».

Экономический факультет

1. Столица и провинция в изображении А.С.Пушкина (роман «Евгений Онегин»).
2. Любовные сюжеты в пьесах А.Н.Островского («Гроза», «Лес»).
3. Комическое в рассказах В.М.Шукшина «Чудик», «Миль пардон, мадам».

Юридический факультет

1. Описание снов и их роль в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка».
2. Образ Дуни и его роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
3. Картины быта 1920-х годов в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и «Баня».

Факультет журналистики

1. Образы животных и их функции в баснях И.А.Крылова и сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина,
2. Группировка персонажей в пьесах А.Н.Островского «Гроза» и «Лес».
3. Мотивы скорби и страдания в поэзии А.А.Ахматовой.

Факультет психологии

1. Система персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»·
2. Милосердие и жестокость в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
3. Женские образы в поэзии А.А.Блока.

Институт стран Азии и Африки

1. Тема дворянского воспитания в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка».
2. Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова («Смерть чиновника». «Хамелеон», «Человек в футляре»).
3. Образ времени в драме В.В.Маяковского «Баня».

Социологический факультет

1. Особенности пейзажных зарисовок в поэмах М.Ю.Лермонтова «Песня... про купца Калашникова» и «Мцыри».
2. Роль художественной детали в рассказах А.П.Чехова.
3. Образы людей искусства в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и « Баня».

Факультет иностранных языков и регионоведения

1. Образы-символы и их художественная роль в поэзии М. Ю. Лермонтова.
2. Второстепенные персонажи в пьесах А.Н.Островского «Гроза» и «Лес».
3. Батальные сцены в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».

Факультет искусств

1. Добро и зло в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
2. Русский национальный характер в изображении Л.Н.Толстого (роман «Война и мир»).
3. Образы Елены и Лариосика в системе персонажей драмы М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Факультет государственного управления

1. Женские образы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Русский народный характер в поэме А.Т Твардовского «Василий Тёркин».

Высшая школа бизнеса

1. Жизненная философия противников Чацкого в комедии А. С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Изображение угнетателей народа в поэме H .А Некрасова «К ому на Руси жить хорошо».
3. Судьба женщины-крестьянки в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

Факультет мировой политики

1. Жанр элегии в лирике А.С.Пушкина и M Ю.Лермонтова.
2. Сатирическое изображение помещичьего быта в комедии А.Н.Островского «Лес».
3. Тема любви в повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка».

Московская школа экономики

1. Сатирическое изображение чиновничества в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Сны Раскольникова и их сюжетно-композиционные функции в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
3. Жанр послания в лирике С.А.Есенина.

Факультет глобальных процессов

1. Образ крепостного слуги в русской прозе первой половины XIX века («Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Обломов» И.А.Гончарова).
2. Изображение нравов города Калинова в драме «Гроза» А.Н.Островского.
3. Гуманистические мотивы лирики С.А.Есенина.

Высшая школа перевода

1. Трагическое и героическое в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
2. Образы партизан в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Источник: Справочник для поступающих в Московский университет в 2006 году.


Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2004г.

Вступительный экзамен для победителей III и IV этапов Всероссийской олимпиады

Гуманитарные факультеты:

1 Мотив возвращения к прошлому в лирике А.С.Пушкина. 2 Женские образы в комедии А.Н.Островского «Лес». 3 Социально нравственная проблематика рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор».

Механико-математический факультет, Физический факультет, Факультет наук о материалах, Филологический факультет:

1 М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».
2 Образы Хлестакова и Осипа, в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
3 Символика и ее роль в поэме А.А.Блока «Двенадцать».

Биологический факультет, Географический факультет, Экономический факультет:

1 Исторические детали и их роль в «Песне … про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.
2 Идеалы Обломова и авторская позиция в романе И.А.Гончарова «Обломов».
3 Образы офицеров в драме М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Механико-математический факультет

1 Философские мотивы лирики А.С.Пушкина.
2 Изображение внутреннего мира человека в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3 Женские образы в драме М.Горького «На дне».

Факультет вычислительной математики и кибернетики

1 Московское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2 Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов».
3 Природа как источник поэтической образности в произведениях А.А.Блока.

Физический факультет:

1 «Евгений Онегин» А.С.Пушкина как реалистический роман.
2 Сатира и юмор в комедии А.Н.Островского «Лес».
3 Пейзаж и его роль в рассказе М Горького «Старуха Изергиль».

Химический факультет, Факультет наук о материалах:

1 Отражение событий русской истории в стихотворениях и поэмах А.С.Пушкина и М.Ю Лермонтова.
2 Воссоздание купеческого быта в драме А.Н.Островского «Гроза».
3 Семья Бровкиных в системе персонажей резана А.Н.Толстого «Петр Первый».

1 Изображение природы в лирике М.Ю.Лермонтова.
2 Любовный сюжет в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
3 Спор о лжи и правде в драме М.Горького «На дне».

Факультет почвоведения:

1 София Фамусова и ее место в образной системе комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2 Проблематика и художественные особенности сказок М Е Салтыкова Щедрина.
3 Тема любви в поэзии В.В.Маяковского.

Геологический факультет:

1. Особенности художественного отображения исторических событий в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
2. Тема театра и судьба актеров в комедии А.Н.Островского «Лес».
3. Эпическое и лирическое в поэме А.А.Блока «Двенадцать».

Географический факультет:

1. Сатирическое изображение чиновников в поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголя и сказках М Е Салтыкова Щедрина.
2. Темы греха возмездия и покаяния в драме А.Н.Островского «Гроза».
3.«Во весь голос» В.В.Маяковского как поэтический рассказ «о времени и о себе».

Медицинский факультет:

1. Образ Маши Мироновой и его значение в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
2. Тема духовного рабства в поэме Н.А.Некрасова Жому на Руси жить хорошо».
3. Типы мещан в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и «Баня».

Исторический факультет:

1. Образы слуг в комедиях «Ревизор» Н.В.Гоголя и «Лес» А Н Островского.
2. Крестьянские семьи в поэтическом изображении Н А Некрасова.
3. Мотив превращения и его роль в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Филологический факультет:

1. Романтическая образность «Песни про … купца Калашникова» и «Мцыри» М.Ю.Лермонтова.
2. Патриархальный мир в изображении И.А.Гончарова («Обломов») и А.Н.Островского («Гроза»).
3. Сюжетно-композиционное своеобразие рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».

Философский факультет:

1. Эволюция идей в гражданской лирике А.С.Пушкина.
2. Лирический подтекст в комедии А.П.Чехова « Вишневый сад».
3. Этическая проблематика рассказов В.М.Шукшина «Срезал» и «Чудик».

Экономический факультет:

1. Парадоксы личности Печорина («Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова).
2. Типы крестьян-правдоискателей в поэме Н.А.Некрасова Кому на Руси жить хорошо».
3. Цели и средства сатирического обличения в пьесе В.В.Маяковского «Баня».

Юридический факультет:

1. Мотив воспоминаний в лирике А.С.Пушкина.
2. Образы детей в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание».
3. Комическое и трагическое в драме М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Факультет журналистики:

1. Образы друзей и мотив дружбы в поэзии А.С.Пушкина
2. Внутренний монолог как средство раскрытия характера в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
3. Платон Каратаев (роман Л.Н.Толстого «Война и мир») и Лука (драма М Горького «На дне») сопоставительный анализ

Факультет психологии:

1. Героическое в поэмах М.Ю Лермонтова («Песня про … купца Калашникова». «Мцыри»).
2. Роль второстепенных персонажей в драме А.Н.Островского «Гроза».
3. Изображение московского быта 1930 х годов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

1. Художественные детали и их функции в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
2. Типы помещиков в поэме Н А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Драматургическое мастерство М Горького в пьесе «На дне».

Социологический факультет:

1. Романтический идеал и действительность в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
2. Образы крепостных слуг в романах А.С.Пушкина («Капитанская дочка») и И.А.Гончарова («Обломов»).
3. Тема гордого человека в произведениях М Горького.

1. Изображение Бородинской битвы в произведениях М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого.
2. Нравственная проблематика комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».
3. Женские образы в романе А.Н.Толстого «Петр Первый».

Факультет искусств:

1. Значение образов Загорецкого и Репетилова в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Художественная роль портретов и пейзажей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. «Половодье чувств» в поэзии С.А.Есенина.

1. Изображение быта и нравов «водяного общества» в романе М.Ю..Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Комическое в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».
3. Образ автора и его роль в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

Высшая школа бизнеса:

1. Парные персонажи в произведениях Н.В.Гоголя («Ревизор» «Мертвые души»).
2. Теория Раскольникова и ее развенчание в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
3. Человек на войне в изображении А.Т.Твардовского (поэма «Василий Теркин»).

Факультет мировой политики:

1. Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова.
2. Изображение людей из народа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Своеобразие конфликта в комедии В.В.Маяковского «Клоп».

Источник: Справочник для поступающих в Московский университет в 2005 г.


Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2003г.

Механико-математический факультет:

1. Любовь и дружба в произведениях А.С.Пушкина.
2. Образ Сони Мармеладовой и его художественная роль в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
3. Мастерство А.М.Горького - драматурга («На дне»).

Факультет вычислительной математики и кибернетики:

1. Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

3. Тема любви в лирике В.В.Маяковского.

Физический факультет:

1. «Повесть о капитане Копейкине» и ее сюжетно-композиционные функции в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
2. Духовная драма Раскольникова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»).
3. Лирический герои поэзии В.В.Маяковского.

Химический факультет, факультет наук о материалах:

1. Тема «русского бунта» в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
2. Душевная драма Катерины (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»).
3. Мотивы лирики А.А.Блока.

Биологический факультет, факультет биоинженерии и биоинформатики:

1. Размышления о смысле жизни любви и дружбе в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
2. Сатирические образы в произведениях А.П.Чехова.
3. Фронтовое товарищество в изображении А.Т.Твардовского (Василий Теркин).

Факультет почвоведения:

1. Образ поэта и тема творчества в лирике М.Ю. Лермонтова.
2. Сила и слабость базаровского нигилизма (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»*).
3. Раздумье о человеке в пьесе А.М.Горького «На дне»

Геологический факультет:

1. Бородинское сражение в изображении М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого.
2. Народное миропонимание и авторская позиция в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Образ Пилата, в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Географический факультет:

1. Фамусов и жизненная философия «отцов» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
2. Внутренняя красота человека в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Прекрасная Дама в лирике А.А.Блока.

Медицинский факультет:

Исторический факультет:

1. Мир «детей природы» и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Роль любовной интриги в пьесах А.Н.Островского («Гроза» «Лес»).
3. Тема жизни и смерти и ее художественное выражение в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан Франциске».

Филологический факультет:

1. Русская деревня в изображении А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
2. Человек на войне в изображении Л.Н.Толстого.
3. Москва и москвичи в произведениях М.А.Булгакова.

Философский факультет:

1. Тема чести и верности в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина.
2. Тема родины в поэзии Н.А.Некрасова и А.А.Блока (сопоставительный анализ).
3. Образы будущего в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и «Баня».

Экономический факультет:

1. Жизненные идеалы и нравственный облик Чичикова (Н В Гоголь «Мертвые души»).
2. Изображение русского дворянства в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
3. Судьба России б поэзии А.А.Блока.

Юридический факультет:

1 «Век минувший» в произведениях А.С.Грибоедова и А.С.Пушкина.
2 Проблема гармоничной личности и ее решение в романе И.А.Гончарова «Обломов».
3 Художественное воплощение жизни поэта в лирическом герое (лирика А.А.Блока).

Факультет журналистики:


2 Образы русской природы в пьесах А.Н.Островского «Лес» и А.П.Чехова «Вишневый сад».
3 Национальный характер в прозе В.А.Распутина и В.М.Шукшина.

Факультет психологии:

1. Образы природы в лирике М.Ю.Лермонтова.
2. Мастерство психологического анализа в романе Л.Н.Толстого Воина и мир».
3. Тема любви в поэзии А.А.Блока.

Институт стран Азии и Африки:

1 Мотив странствий в русской литературе первой половины ХIХ века.
2 Авторская позиция и форма ее выражения в романе Ф.М.Достоевского Преступлена и наказание».
3 Система персонажей в пьесе М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Социологический факультет:

1 Мотив судьбы в произведениях В.А.Жуковского А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
2 «Двойники» в системе образов романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
3 «На дне» М Горького как философская драма.

Факультет иностранных языков:

1 Принципы воспитания молодого дворянина в романе И.А.Гончарова «Обломов».
2 Тема поэта и общества в лирике М.Ю.Лермонтова.
3 Человек и история в романе Л.Н.Толстого «Петр Первый».

Факультет искусств:

1 Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
2 Трагизм образа Базарова (по роману И С Тургенева «Отцы и дети»).
3 Тема русского характера в рассказе М А Шолохова «Судьба человека».
4 Герой времени в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
5 Женские образы в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание».
6 Образ Родины в лирике А.А.Блока и С А.Есенина.

Факультет государственного управления:

1 «Пророк» А.С.Пушкина и «Пророк» М.Ю.Лермонтова (сопоставительный анализ)
2 Смысл названия пьесы А.Н.Островского «Гроза» и ее идейное содержание
3 Образ Города в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Высшая школа бизнеса:

1 Мотив одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова
2 «Дворянское гнездо» в изображении А.П.Чехова («Вишневый сад»)
3 Тема счастья в поэзии А А Блока.

Факультет мировой политики:

1 Печорин и Раскольников проблема раздвоения личности.
2 Роль художественной детали в произведениях А.П.Чехова.
3 Лирическое и эпическое в поэме С.А.Есенина «Анна Снегина».

Приемная комиссия МГУ подтвердила, что абитуриентке (имя девушки до сих пор неизвестно, в МГУ назвать его отказались) засчитали сочинение в стихах. «В принципе, писать вступительное сочинения в стихах нельзя, но периодически это происходит, - рассказала «МН» Яна Забудская, заместитель ответственного секретаря приемной комиссии филфака МГУ. - Обычно в этих случаях считается, что абитуриент не раскрыл тему. Судя по всему, в этот раз экзаменационная комиссия сделала исключение, но почему - не могу сказать, потому что работу не видела».

Альберт Авраменко, заведующий кафедрой истории русской литературы XX-XXI веков филологического факультета МГУ, пояснил, что лично он сочинение в стихотворной форме не принял бы. «Всегда кому-то хочется удивить преподавателя. Но мы проводим экзамен по основам литературоведения, проверяем знакомство с азами науки. Этот экзамен - не по творчеству»,- говорит Авраменко. На предэкзаменационных консультациях всегда предупреждает абитуриентов не писать сочинение в стихах, отметил он. «Я говорю: вот когда поступите, с удовольствием буду читать ваши стихи и комментировать их. Но мне сложно представить, как в стихотворной форме можно раскрыть такую тему, как, например, образ положительного героя в романе Тургенева», - сказал Альберт Авраменко.

Саму работу абитуриентки выложил в сеть один из преподавателей МГУ (на фото - лишь часть работы, а ссылка на аккаунт преподавателя временно заблокирована).

Он пишет: «В МГУ прошел экзамен по литературе. Мы провели, а оценки еще не выставили. Темы уже можно огласить, всё равно их абитура разнесла:
1. Внутренний мир «маленького человека» в изображении Н.В.Гоголя и А.И.Куприна («Шинель», «Гранатовый браслет»).
2. Мотив страданий в творчестве Н.А.Некрасова и Ф.М.Достоевского.
3. Традиции М.Е.Салтыкова-Щедрина в сатирах В.В.Маяковского.
Формально одинаковые темы (сопоставительный анализ), ценностно разные (третья - чисто советская, казённая и... пустая)».

Пускай простят меня Некрасов с Достоевским,
Пускай простят меня и Гоголь, и Куприн,
Пусть Маяковский бросит словом резким,
Пусть скажет «Дура!» Салтыков-Щедрин.

И вы простите, милые эксперты,
Пусть милосердие в сердца придет с небес.
Как жаль, чтобы создать бумагу, в жертву
Был принесен зелный шумный лес!

Раскрыть я не сумею ваши темы,
Хотите проверяйте или нет,
Здесь вижу трудноразрешимую проблему
(Хоть Маяковский мой любимейший поэт).

Акакий мерзнет под стрелою ветра,
В его лицо бьет, обезумев, жгучий снег…
Мой рост - лишь полтора несчастных метра,
Я тоже «маленький», пожалуй, человек.

А Маяковский же, творя свою сатиру,
Про Салтыкова-Щедрина совсем забыл.
Его мотивы не явил он миру,
Свои мотивы миру он явил.

Некрасов понял, как народ страдает,
Как плачет женщина по малому дитя…
А Соня - всю свою семью спасает
Во благо их

Жесток был Достоевский к грустной Соне,
Убил ее пропащего отца.
Безумными колсами погони,
Явилась смерть, не скрывшая лица…

Не думайте, прошу, что я тупая,
Я знаю всех писателей с доски,
Их творчество и их героев знаю,
Но темы ваши жестче, чем тиски.

Судьбы канва растянута на пяльце,
Но я бессильна в бездне чуждых душ.
Я не хочу высасывать из пальца
На три страницы глупости и чушь.

Надеюсь, вы хотя бы прочитали,
А если улыбнулись - свет рекой!
Спасибо - что листочки вы раздали.
Простите - за поступок глупый мой.

Отсюда выйду я одной из первых,
Но прежде, чем миную сталь ворот,
Желаю вам я бесконечных нервов,
Понятных букв в листах других работ.

И, наконец, заключает: «За все эти годы такое «оригинальничание» мы не раз встречали. И ставили два, - пишет преподаватель МГУ, выложивший творчество абитуриентки в сеть. - А что мы поставили на этот раз? Не скажу, сколько поставили, но если автор (вернее авторица) не поинтересуется результатом экзамена, то тут уже не Михаил Евграфович, а вся экзаменационная комиссия, десятки раз перечитавшая процитированный текст, скажет: «Дура!».

Это сочинение вызвало бурное обсуждение в социальных сетях: одни абитуриенты и студенты считают автора «молодцом», другие критикуют ее талант и знание предмета. «МН» цитируют некоторые из них.

Наденька Шилина: «разве отца Сони преследовали?! какая погоня? его же, вроде, пьяного кучер раздавил…гм! да и вообще, необоснованный сарказм: мелко»

Богдан Мочула: «Стихи хорошие) но почему раньше на такое отвечали "ДВОЙКОЙ"».

Татьяна Наволоцкая: «Я лишь говорю о том, что допускаю, что возможно сделать исключение из правил экзамена при наличии таланта и специфического направления подготовки. Если на этих листках был бы написан отрывок из «Горе от ума» - это одно. И в таком случае нельзя просто сказать «написано не по форме». Потому что не по форме, но хорошо. Но это, на мой взгляд, не тот случай, вот и всё»

Абитуриенты, участвующие в обсуждении сочинения, предполагают, что его можно оценить на 78 баллов. Удалось ли девушке набрать проходной балл (который пока не определен приемной комиссией), пока неизвестно. Список поступивших на филологический факультет МГУ будет опубликован вечером 27 июля.

2013 год
1. Элегия в творчестве писателей XIX века (Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Некрасов)
2. Функция авторских отступлений в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого
3. Мотив воспоминаний в «Вишневом саде» А.П.Чехова и «На дне» М.Горького

2012 год
1. Внутренний мир «маленького человека» в изображении Н.В.Гоголя и А.И.Куприна («Шинель», «Гранатовый браслет»).
2. Мотив страданий в творчестве Н.А.Некрасова и Ф.М.Достоевского.
3. Традиции М.Е.Салтыкова-Щедрина в сатирах В.В.Маяковского.

2011 год.
1. Образ Швабрина в произведении "Капитанская дочка" А.С. Пушкина
2. Образ главного героя и средства его создания в романе "Обломов" И.А. Гончарова
3. Мотив любви в драме "На дне" М. Горького

2008 год.
Гуманитарные факультеты
1. Пейзаж и его функции в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Средства создания сатирических образов в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
3. Тема творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

2007 год.

1. Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова и А.А. Блока.
2. Образ Штольца и его роль в романе И.А. Гончарова «Обломов».
3. Особенности конфликта в пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных».

2006 год.
Факультеты: филологический, иностранных языков и журналистики
1. Гипербола и гротеск в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
2. Образы студентов в русской литературе второй половины XIX века («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Студент» А.П. Чехова).
3. Мир природы в поэзии Б.Л.Пастернака.

2005 год.
Филологический факультет
1. Ирония и ее роль в комедии H .В.Гоголя «Ревизор».
2. Изображение усадебной жизни в романах И.С.Тургенева («Отцы и дети») и Л.Н.Толстого («Война и мир»).
3. Своеобразие метафор в лирике В.В.Маяковского.

Факультет журналистики
1. Образы животных и их функции в баснях И.А.Крылова и сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина,
2. Группировка персонажей в пьесах А.Н.Островского «Гроза» и «Лес».
3. Мотивы скорби и страдания в поэзии А.А.Ахматовой.

2004 год.
Вступительный экзамен для победителей III и IV этапов Всероссийской олимпиады
Гуманитарные факультеты:
1. Мотив возвращения к прошлому в лирике А.С.Пушкина.
2. Женские образы в комедии А.Н.Островского «Лес».
3. Социально нравственная проблематика рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор».

Филологический факультет:
1. Романтическая образность «Песни про … купца Калашникова» и «Мцыри» М.Ю.Лермонтова.
2. Патриархальный мир в изображении И.А.Гончарова («Обломов») и А.Н.Островского («Гроза»).
3. Сюжетно-композиционное своеобразие рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».

Факультет журналистики:
1. Образы друзей и мотив дружбы в поэзии А.С.Пушкина
2. Внутренний монолог как средство раскрытия характера в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
3. Платон Каратаев (роман Л.Н.Толстого «Война и мир») и Лука (драма М Горького «На дне») сопоставительный анализ

2003 год.
Филологический факультет:
1. Русская деревня в изображении А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
2. Человек на войне в изображении Л.Н.Толстого.
3. Москва и москвичи в произведениях М.А.Булгакова.

Факультет журналистики:
1. Мотив судьбы в произведениях В.А.Жуковского А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
2. Образы русской природы в пьесах А.Н.Островского «Лес» и А.П.Чехова «Вишневый сад».
3. Национальный характер в прозе В.А.Распутина и В.М.Шукшина.

2002 год.
Филологический факультет:
1. Образ автора в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
2. Процесс нравственного становления личности в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
3. Тема России в поэзии А.А. Блока и традиции русской поэзии XIX века.

Факультет журналистики:
1. Судьба человека и ход истории в поэме А.С. Пушкина «Медный Всадник».
2. Изображение русского национального характера в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Художественное мастерство И.А. Бунина в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

2001 год. .
Филологический факультет:
1. Художественное мастерство Н.В.Гоголя в создании словесного портрета героя (поэма «Мертвые души»).
2. Ирония и юмор в рассказах А.П.Чехова.
3. Образ Куликова поля в творчестве А.А.Блока.

Выматывающие экзамены для абитуриентов остались в прошлом: спасибо ЕГЭ. Можно долго спорить о пользе этой системы для российского образования, но факт остается фактом: теперь достаточно набрать нужное количество баллов во время теста – и двери любого вуза откроются перед старательным выпускником. Тем не менее, некоторые учебные заведения продолжают отсеивать неподходящих кандидатов при помощи дополнительных испытаний. В их числе находится и всем известный МГУ . Даже если вы превосходно сдадите ЕГЭ, вам придется проявить себя еще и на вступительном сочинении. Готовы ли вы к нему?

Что происходит за закрытыми дверями аудитории?

Типичное испытание, организованное на гуманитарном факультете, проводится в просторной поточной аудитории. За присутствующими тщательно следят, так что воспользоваться какими-либо шпаргалками или техническими устройствами вряд ли получится. В какой из залов вы попадете, зависит от буквы, с которой начинается ваша фамилия: участников экзамена разделят на группы по алфавиту. Приготовьтесь к долгой очереди на входе и не забудьте взять с собой необходимые документы, иначе в здание вас не пропустят. В аудиторию каждый абитуриент может пронести лишь несколько ручек, а также воду в прозрачной пластиковой бутылке.

На создание сочинения абитуриентам отводится 4 часа , при этом никакими материалами им пользоваться не разрешается. В назначенный срок член приемной комиссии открывает конверт с темами, а затем выписывает их на доске. Традиционно в МГУ на выбор предоставляется 3 темы. Они могут включать в себя как анализ одного произведения известного писателя, так и нескольких его творений. Кроме того, зачастую абитуриентам предлагаются темы, где нужно сопоставить творчество сразу двух авторов. Естественно, такая работа будет сложнее. Возможно также, что для сочинения вам придется вспомнить поэтическое произведение, например, элегию или басню. Излишне говорить, что в выигрыше окажется тот кандидат, который успел выучить несколько стихотворений наизусть. Недаром в учебных пособиях, о которых будет сказано ниже, советуется учить хотя бы по одному стихотворению в неделю во время подготовки к поступлению. Прозу же следует читать вдумчиво, отмечая наиболее важные цитаты, которые могут вам пригодиться в будущем. Самые яркие и значительные фразы стоит зазубрить – с их помощью вы будете доказывать свои тезисы во вступительном сочинении.

Для работы вам выдадут несколько листов большого формата. Часть из них будет вашим черновиком, остальные понадобятся для создания итогового варианта сочинения. Если бумага закончится, вы можете попросить о дополнительных листах, подняв руку и дождавшись, когда к вам приблизится экзаменатор. Вы также можете задать ему вопросы, если вам что-то не понятно в процедуре испытания. На вопросы о теме сочинения или самом произведении экзаменатор не ответит. Чтобы проверяющий смог отличить ваши ненужные листы от итоговой работы, каждый использованный лист необходимо подписать «черновик» или «чистовик» соответственно. Помните, что ваш черновик экзаменатор читать не будет. Если же вы не успели что-либо переписать на чистовик, сделайте надпись «смотреть далее в черновике» - и пометьте нужную страницу. Какие-либо посторонние рисунки или подписи на листах не допускаются – из-за них вашу работу могут не принять.

Какие книги вам понадобятся?

В первую очередь вам следует перечитать как можно больше произведений из школьной программы. Не полагайтесь на то, что вы уже просматривали те или иные повести или романы несколько лет назад. В сочинении вам придется подробно вспомнить и описать поведение не только главных героев, но и второстепенных, и рассказать о мельчайших подробностях сюжета, которые обычно остаются без внимания во время разбора в классе. Каждая вдумчиво прочитанная книга добавит вам шансов на поступление – помните об этом и не тратьте времени даром.

Необходимые пособия для абитуриентов вы можете приобрести в здании 1-го ГУМа. Среди них вы увидите и сборники вступительных сочинений. Вы можете ознакомиться с этими работами для примера, но не слишком полагайтесь на них: к сожалению, ошибок в подобных творениях довольно много. Опытные студенты советуют приобрести так называемые «шурики». Это смешное название получил двухтомник с изображениями Пушкина и Блока на обложках. Данные книги под авторством Бугрова Б.С. и Голубкова М.М. окажут вам большую пользу при поступлении. Они настолько широко известны в МГУ, что достаточно будет упомянуть «шуриков» - и в книжной лавке поймут, что именно вам требуется. В них вы прочтете, на что стоит обратить внимание при анализе произведения, и освежите свои знания о некоторых авторах. Если же вам вдруг попадется учебник по литературе, написанный Лионом П.Э. и Лоховой Н.М. – берите его, не задумываясь. В нем вы найдете не только подсказки по написанию сочинений и хорошие примеры, но и советы по самому экзамену, например, как избавиться от волнения и правильно распределить свое время.

Подготовительные курсы или частные уроки?

Не так давно, до введения ЕГЭ, подготовительные курсы были порой единственным шансом для учеников из регионов набраться нужных знаний и поступить в МГУ. Сейчас все большее внимание уделяется именно сдаче тестов, а дополнительному испытанию не придается особого значения. Тем не менее, если у вас есть возможность посещать учебные курсы в течение года – глупо ей не воспользоваться. Во-первых, это поможет погрузиться в неповторимую атмосферу, царящую в Университете, перезнакомиться с будущими однокурсниками, войти в рабочий ритм. Кроме того, на курсах предоставляют некую «выжимку» из необходимых знаний, благодаря которым вы будете свободнее ориентироваться в теме. Наконец, на занятиях у вас появится шанс потренироваться в написании сочинений: порой для этого абитуриентам устраивают даже пробный экзамен, полностью похожий на настоящий! Разумеется, после таких испытаний волнение на реальном экзамене пропадает – и ученик спокойно берется за дело!

Частные занятия обойдутся вам значительно дороже. Тем не менее, они могут быть необходимы, если вы чувствуете, что катастрофически не успеваете подготовиться к экзамену. Но не стоит возлагать на них слишком много надежд: как бы ни был хорош преподаватель, сочинение за вас он не напишет и книгу перед экзаменом не прочтет. Расспросите о порядке проведения экзамена, узнайте о тонкостях, которых не сообщают простым абитуриентам. Приходите на занятия подготовленными – так они пройдут продуктивно, а вы произведете хорошее впечатление. Цените это время: старайтесь писать побольше сочинений «для себя», а затем показывайте их учителю, чтобы тот нашел ошибки.

Когда задание кажется невыполнимым…

Первая реакция абитуриента, увидевшего темы на доске, как правило, паника. Как бы хорошо ни готовился вчерашний школьник, скорее всего, все знания вылетят у него из головы в этот миг. Постарайтесь успокоиться и понять: какое задание вам ближе всего. В первую очередь стоит посмотреть на текст, который вы читали недавно и, соответственно, лучше знаете. Затем определите вопрос, заключенный в теме – понятно ли вам, о чем придется писать? И, наконец, подумайте, какие цитаты вы можете привести, помните ли точно имена героев, порядок событий. Руководствуясь этим, выберите одну из тем и сконцентрируйтесь на ней.

Начните свою работу с черновика. Не стоит писать на нем сочинение целиком, гораздо удобнее будет создать подробный план. Также переносите на него все мысли касательно сочинения, приходящие в голову. Пишите схематично, используйте сокращения, зачеркивайте и нумеруйте фразы – это ваше право. Для собственного успокоения стоит подробно расписать на черновике введение и заключение. Во вступлении должны содержаться идеи и тезисы, которые вы будете раскрывать в основной части. В заключении, как правило, находятся выводы, сделанные на основе анализа произведения. Напишите также на черновом листе все необходимые цитаты, чтобы потом привести их в нужный момент. Работе над планом вы можете посвятить примерно час экзаменационного времени. После переходите к чистовику – и пишите на нем, постоянно заглядывая в черновые записи.

Как минимум час вы должны оставить для проверки вашей работы. Не торопитесь сдавать сочинение – вам незачем спешить. Просматривайте текст несколько раз, то быстро пробегая взглядом по странице, то вдумываясь в каждое слово. Не забывайте, что на итоговую оценку влияют не только ваши знания по теме, но и грамотность, а также логичность повествования. Если готовое сочинение будет структурированным: сначала тезисы, затем доказательства, а после – выводы, это произведет благоприятное впечатление на экзаменатора.

Ключ к успешной сдаче вступительного испытания кроется в спокойствии и накопленных знаниях. Вы поможете себе, тренируясь в написании сочинений дома. Выставляйте таймер на 4 часа – и пытайтесь создать работу по прошлогодним темам. Если они кажутся вам сложными – освежите в памяти текст произведения. Практика показывает, что достаточно года усиленных занятий, чтобы человек со средними способностями создал достойное сочинение, которое получит проходной балл. Ворота лучшего учебного заведения страны распахнутся лишь перед теми, кто не пожалел времени на подготовку и сделал все возможное, чтобы поступить в МГУ.