Путешествие в Тибет.Кора вокруг горы Кайлас. Путешествие к священной горе Кайлаш (Кайлас) Дорогой паломников

«Последнее слово всегда остается за горой.»

Цитата из фильма «Эверест», 2015 г.

Гора Кайлас (6714м) – является священной горой во многих традициях и религиях. Восхождение на гору запрещено. Ось мироздания, гора с эталонной вибрацией, представляет собой пирамиду, грани которой ориентированы по 4м сторонам света. Это место обитания мудрецов, сидхов и богов.

Верующие четырёх религий - индуисты, буддисты, джайны и приверженцы традиции бон - считают эту необычную гору «сердцем мира».

  1. Джайны почитают Кайлас как место, где их первый святой достиг освобождения.
  2. Индуисты – свершают парикраму. Они считают, что на вершине Кайласа находится обитель Шивы — бога богов, хозяина кармы, разрушителя иллюзии. Согласно Вишну-Пуране, пик является отображением или образом горы Меру, космической горы в центре Вселенной. Озеро Манасаровар - озеро Брамы, творца вселенной, а также озеро Шакти, женского божества, супруги Шивы. Шива и Шакти (гора Кайлас и озеро Манасаровар), а также гора Нанди (бык Нанди, транспортное средство Шивы) представлены на алтаре в каждом индуистском храме мира в виде Шивалингама.
  3. Для последователей тибетской традиции бон гора Кайлас и лежащее у его подножия озеро Манасаровар являются сердцем древней страны Шанг-Шунг, где зародилась древняя религия Бон По.
  4. Буддисты считают гору местом обитания Будды в инкарнации Самвары. Вокруг горы буддисты совершают как обычную кору, так и кору простираниями, читают мантру, крутят барабанчик.
  5. В гора Кайлас называется Юнгдрунг ГуЦе (Девятиэтажная Гора Свастики), - это душа всего Бона, средоточие жизненной силы и главного принципа «Девяти Путей Бона». Здесь основатель религии небожитель Тонпа Шенраб спустился с небес на землю. Кора по бон совершается против часовой стрелки (навстречу солнцу).

Кайлас — одно из главных оккультных мест на земле, которое ускоряет духовное развитие человека, способствует росту осознанности и личной ответственности за свою жизнь. Внешняя кора вокруг горы, является на самом деле внутренним путешествием к себе.

Кора вокруг Кайласа. Как это происходит.

Обход вокруг горы занимает, как правило, 3 дня. Маршрут протяженностью 53 км имеет глубокий духовный смысл. Мы переживаем весь жизненный цикл от рождения до смерти и перерождения. За три дня наша душа символически проживает еще одну жизнь, тем самым оставляя прошлое позади, и получает возможность изменить дальнейшую судьбу.

Довольно часто мы слышим от участников наших поездок о неком «зове Кайласа». Статистика позволяет нам серьезно относится к таким заявлениям. Кому-то гора является во снах, кто-то видит знаки с горой повсюду. Это совершенно разные люди, часто далекие от эзотерики и йоги. Однажды у человека возникает «странное желание» поехать в Тибет на Кайлас… Есть люди, которые ездят на Кайлас снова и снова, по 2 раза в год. И есть еще одна категория — люди, которые годами не могут попасть к Священной горе, несмотря на то, что проплачивают туры и даже попадают в Тибет. Дело в том, что дорогу на Кайлас довольно часто закрывают. То землетрясение, то паводки, то сложная политическая ситуация, то религиозный праздник и перегруженность региона паломниками…

Важно помнить, что ваша личная кора начинается в тот самый момент, как вы приняли решение ехать в Тибет. Сколько всего возникает на экране сознания с этого момента! Сколько страхов, сомнений, подавленных чувств дают о себе знать задолго до поездки. Какие невероятные события случаются накануне и после паломничества!

Очень важно, как сам паломник относится к своей коре. В идеале, этот путь проходится со светлыми мыслями, молитвами, сформированным запросом, с готовностью к трансформации, очищению и принятию перемен. Достаточно 1-ой коры, пройденной с уважением и благодарностью к Священной горе. Хотя буддисты, например, стремятся совершить 108 кор для получения освобождения из «колеса сансары» и выхода в Нирвану. Считается, что только совершив 12 внешних кор, можно идти внутреннюю кору вокруг горы Нанди.

И вот вы приехали к подножию горы. В первый день коры, у белого чортена начинается символическая новая жизнь нашей души. Мы как-будто родились заново, обрели новое символическое тело, первый день довольно легкий физически, многие ощущают бодрость и силу, эйфорию от красоты пейзажа и величия Кайласа. По пути мы проходим дом счастливого Камня с воротами в Шамбалу, нам открываются Южное и Западное лица горы Кайлас, горы Будды Долголетия, и в конце маршрута — Северное лицо Кайласа.

Во второй день коры наша душа проживает символическую зрелость, старость, смерть, бардо и новое рождение. Этот день очень труден физически. Подъем для многих становится испытанием, паломник переживает сложные внутренние процессы. Мы проходим местность, которая называется 18 кругов ада. Психологически этот участок маршрута фрустрирует, погружает в психотравмы. Путь коры постепенно приводит к кладбищу Шивацал, где происходит смерть обретенного в первый день коры символического тела. Здесь оставляют личные вещи: предметы одежды, украшения или прядь волос.

После кладбища Шивацал до вершины перевала Зеленой тары наша душа проживает состояние бардо (состояния между смертью и перерождением), идет сканирование кармы, «проверка души человека». Самым сложным этапом пути является восхождение на перевал Зеленой Тары , высота 5600 метров. Зеленая Тара, богиня сострадания, материнский аспект вселенной, она дает долгожданное символическое новое рождение.

С вершины перевала открывается вид на озеро Гаури Кунд и Топор Кармы – гора, увидеть которую, великое счастье и главная цель пути каждого паломника. Топор кармы окончательно отрезает старую карму (перерезает пуповину), и человек ощущает начало самостоятельной свободной жизни. Дорога ведет вниз, больше не будет тяжелых подъемов, человеку дается возможность начать жизнь сначала.

Что происходит после коры?

Чтобы проследить и осознать трансформацию, запущенную на Кайласе нам всем нужно время. Первые всходы проявятся сразу же, но есть и другие реперные точки: 3 месяца, 6 месяцев, год и даже больше.

Мы не раз наблюдали, как люди меняют свое отношение к жизни, к себе, к ситуациям и трудностям. Как человека «отпускает» неизлечимая болезнь, как создаются семьи и рождаются дети у тех, кто очень хотел, но почему-то не получалось. Как люди освобождаются от зависимостей, вредных привычек, становятся вегетарианцами. Как появляется смелость жить свою жизнь и верить себе. Также, мы знаем как после Кайласа рушатся иллюзии, отжившие браки, неэтичные бизнесы, рвутся партнерские отношения, все что тянет назад и поддерживается по инерции. Гора дает силы на преобразование себя и своего окружения. Это огромный шаг в сторону успешной гармоничной жизни из вашего полного потенциала.

Гора Кайлас - источник невероятной чистоты и света, мощного энергетического ресурса. Кайлас очищает, обновляет, заряжает «разряженные батарейки». Помогает пережить кризисы, потери, найти новые смыслы и цели в жизни. Вы больше никогда не будете прежним. Вы вчерашний перестанете существовать. Ваши паттерны, ваша логика и принципы - многое трансформируется. Произойдет инициация высотой, инициация любовью.

Паломничество в Тибет и кора вокруг Священного Кайласа меняет жизнь человека. Дает силы справляться с мощным потоком жизни, помогает осмыслить свой жизненный маршрут и, по-настоящему, полюбить себя, а потом и ближнего.

После Кайласа ценности пересматриваются, приоритеты уточняются, лишнее уходит и не занимает больше место в вашей жизни. А что придет на освободившееся место, зависит от вас. Свободная энергия даст вам возможность реализовать свои цели и жить из своих смыслов.

Из заметок, совершивших кору:

«Во второй день ты вспоминаешь вопрос, с которым ты приехал, запрос на изменения, желание нового в жизни, чего-то, что для тебя пока непонятно или недостижимо. И держа в голове эту цель, ты начинаешь подъем. Высота начала подъема 4900м, каждый шаг вверх дается как победа и преодоление себя, если ты действительно «горишь» своей целью и знаешь зачем тебе это восхождение, то идти психологически легче. На этом отрезке тело становиться второстепенно, на первое место выступает воля, твоя психология общения с самим сабой. Цель переходит из фантазий на материальный уровень и ты на физическом слое понимаешь, что значит идти к своей цели.

Незадолго до самого крутого подъема на перевал есть место – Шива Цал. Тут паломники совершают ритуал «обмена» с Кайласом. Человек проговаривает свою цель, просит на ее исполнения сил. В обмен оставляет что-то свое, ценное для самого себя, предмет, содержащий частичку человека, дорогие воспоминания или свою силу в виде срезанных волос. За два последних года я много раз испытывал себя на прочность. Каждый раз, вспоминая подъем на перевал возле Кайласа, силы поднимались изнутри и все возможные трудности и физические испытания превращались в детскую игру. »

Вылет из Москвы в Пекин регулярным рейсом Аэрофлота в 21.25 из аэропорта Шереметьево.

День 1

Прибытие в Пекин в 09.50 утра. Встреча в аэропорту и трансфер в отель уровня 3*. Размещение и отдых. По желанию (за дополнительную плату): экскурсия по Пекину или поездка на Великую Китайскую стену. В этот день вы получите разрешение на посещение Тибета. Ночь в Пекине.

День 2

Пекин - Лхаса (высота 3650 м)

Трансфер в аэропорт, вылет в Лхасу. Прибытие в Лхасу - столицу Тибета (3650 м над уровнем моря), «город небожителей», административный центр и главный священный город Тибета. В аэропорту гид приветствует туристов с тибетскими национальными шарфами Хадак. По дороге из аэропорта вы будете очарованы высокогорными пейзажами и видами тибетских деревень, а также видом на самую высокогорную в мире реку Брахмапутру . Дорога займёт менее часа. После прибытия в город - размещение в гостинице, послеобеденный отдых, акклиматизация в условиях высокогорья. Свободное время. Ночь в Лхасе.

День 3

Лхаса (высота 3650 м)

Дворец Потала, храм Джоканг, улица Баргхор. Центр Тибетской медицины

Завтрак. После завтрака мы посетим Зимний дворец Далай-Лам многих поколений - Дворец Потала . Дворец строился с 641 г. по 17 в. Во дворце 999 роскошных комнат. Отсюда открывается прекрасная панорама Лхасы, это исторический, архитектурный, политический и религиозный центр Тибета. Восхищают своей архитектурой великолепные залы Красного и Белого Дворцов, множество часовен, крытые террасы резиденции Далай-ламы. На территории дворца в храме Пхакпа Лхакханг находится священная для буддистов статуя Авалокитешвары. Здесь же располагается личный монастырь Далай-Ламы , религиозная школа, кельи монахов, сокровищница и кладовые помещения.

Посещение одного из древнейших храмов Лхасы - храма Джокханг (17 в). Сюда приходят паломники со всех уголков Тибета, чтобы поклониться священной статуе Шакьямуни, привезеной в Лхасу в X в. В храме 14 отдельных молитвенных помещений, посвящённых Цзонкапе, основателю секты Гелуг-ба, Авалокитешваре (одному из главных проявлений Будды), знаменитому учителю (гуру) Ламе Римпоче.

Обход-"кора" вокруг монастыря по улице сувениров Багкхор .

После обеда мы посетим Институт Тибетской медицины , где познакомимся с историей, современностью и чудесами тибетской медицины. По желанию можно пройти бесплатную диагностику. Возвращение в отель. Ночь в Лхасе.

День 4

Высота 3650 м

Монастырь Дрепунг, пещерный комплекс Друк Йерпа

После завтрака, выезд на экскурсию Монастырь Дрепунг (секта "желтошапочников" Гелугпа). Монастырь Дрепунг находится в 8 км к западу от Лхасы на горе Гэньупэйцзы в западном предместье Лхасы. Это самый большой монастырь Тибета, занимает территорию в 200 тыс. кв.м., число лам и монахов в нём порой превышало 10 тысяч. Монастырь построен в 14 веке на пожертвования богатых семей и землевладельцев. Монастырь хранит богатейшую коллекцию исторических реликвий, художественных произведений и манускриптов. В монастыре Дрепунг установлена знаменитая статуя Будды Будущего Майтрейи - вестника Шамбалы. Паломничество в Дрепунг - важный пункт на пути к коре вокруг Кайласа.
Уникальный по красоте и энергетическому воздействию пещерный комплекс Друк Йерпа, находится в 35 км от Лхасы на высоте 4885 метров над уровнем моря. Монастырь Друк Йерпа был основан в 12 веке на месте пещерного комплекса, сохранившегося и поныне. Именно здесь в своё время проводили годы в медитации известнейшие учителя Тибета - Гуру Ринпоче (Падмасамбава) и Атиша, сюда же удалялся для медитаций самый значимый царь Тибета - Сронгзангампо. Монастырь частично пострадал во времена культурной революции, но основные павильоны сохранились и восстанавливаются. В настоящее время здесь постоянно проживает около 15 монахов. Паломничество в Друк Йерпу - неотъемлемая часть на пути к Священной горе Кайлас. Возвращение в отель. Ночь в Лхасе.

День 5

Лхаса - Священное озеро Ямдрок (4488 м) - Ледник Каро-ла - Гьянтце (4040 м) - Шигадзе (3836 м)

Выезд к одному из трёх Великих озёр Тибета - Ямдрук-цо. Оно известно благодаря своим мистическим свойствам, сбывающимся на нем предсказаниям. Осмотр красивой панорамы озера сверху. Переезд в город Гьянтце (4040 м), где мы посетим монастырь Пелкхор Чходэ - комплекс из 15 монастырей трёх разных традиций, что само по себе является редкостью для тибетского буддизма. 9 монастырей принадлежали секте Гелуг-па, три - к секте Сакья-па и еще три - к немногочисленной традиции Будона, чей главный монастырь Шалу располагался рядом с Шигадзе. Здесь находится самая большая ступа Центрального Тибета - Кумбум. В ней пять этажей, множество комнат, статуй и алтарей. «Кумбум » означает «тысяча», поскольку здесь есть 1000 изображений Будд, божеств и боддхисатв. Что касается статуй, то большая их часть была повреждена во время Китайской Культурной Революции, но сейчас восстановлена. Мы также увидим снаружи старинный форт , построенный ещё в 14 веке. Форт расположен в центре города и эффектно венчает скалистый холм высотой несколько сот метров. Он был задуман, как главное оборонительное укрепление на дороге, ведущей в Лхасу с юга. Многочисленные постройки из белого камня и сейчас производят внушительное впечатление: высокие (5-8 м) и толстые (до 4 м) стены, мощные укрепления, массивные здания. На его территории размещался гарнизон, насчитывающий в мирное время 500 человек.
Далее мы отправляемся во второй по значимости город Тибета - Шигадзе (3836 м). Размещение в отеле. Ночь в Шигадзе.

День 6

Шигадзе (монастырь Ташилумпо) - Сага (4460 м)

Завтрак. Экскурсия в монастырь Ташилумпо , где в прежние века проживали Панчен-Ламы. В настоящее время в монастыре, принадлежащем к секте Гелупта, обучается 800 монахов. На территории храмового комплекса сохранились могилы всех Панчен-Лам и 13-го Далай-Ламы. В главном храме находится старинная статуя Будды Будущего Майтреи высотой 26 м. Переезд в Сагу. Размещение в гестхаузе. Ночь в Саге.

День 7

Сага - Священное озеро Манасаровар - Дарчен (подножие горы Кайлас). Высота 4550 м.

Священная гора Кайлас (6714 м). Верующие четырёх религий - индуисты, буддисты, джайнисты и приверженцы Бон считают эту необычайную гору «сердцем мира», «осью земли», местом соприкосновения космических сфер. Со склонов этой горы берут своё начало великие реки Индии - Ганг, Брахмапутра, Инд, Калигандаки. В этом центре возможен прорыв уровней и обретение сакральных знаний. Подготовка к "коре". Гид помогает паломникам нанять носильщиков, лошадей или яков для предстоящей завтра коры. Ночь в Дарчене у подножия горы Кайлас.

День 8

Кайлас, 1 день коры. Тарбоче, Монастырь Чуку гомпа. Дом счастливого камня, Западное лицо Кайласа, монастырь Дирапук, Северное лицо Кайласа.Высота 4890 м.

Наш путь начинается рано утром от Дарчена (4800 м). Путь лежит вдоль западного склона Кайласа. Если в местечке Сер-шунг отклониться на запад, пройти через реку, то можно посетить монастырь Чуку Гомпа, в котором сохранились три великие драгоценности: древняя ритуальная ракушка, беломраморный Будда, медный чан, в котором вода кипела без огня. 13 кор вокруг этого монастыря засчитываются за одну внешнюю кору. Попросив благословения на кору, начинаем путь до монастыря Дирапук Гомпа, где сохранилась медитационная пещера Мастера Миларепы (4910 м). В первый день мы преодолеваем 15 км, около 6–8 часов в пути. Ночь в гестхаузе.

День 9

Кайлас, 2 день коры. Монастырь Дирапук, мимо Долины смерти, кладбище Шивацал, перевал Зелёной тары, озеро Гаурикунд, Топор кармы, монастырь Зутулпук.Высота 4630 м.

Преодоление перевала Зелёной тары в дни полнолуния считается большим накоплением заслуг!

Новолуние - идеальный день для избавления от вредных привычек, день хорош для уединения, самоанализа и оценки прошлых поступков, или же строительства планов на будущее. Чтобы спокойно пройти кору, обдумать и расстаться с прошлым это лучшее время!

Второй день коры самый сложный физически - 18 км, около 7–9 часов пути, нам предстоит преодолеть перевал Дорма-ла (5500 м). Мы пересекаем скалистый перевал, нужно быть осторожными, чтобы не оступиться, дорога усыпана огромными камнями. Паломники оставляют на перевале свои одежды или личные предметы в знак окончания прошлого периода своей жизни с надеждой на новую жизнь. Преодолев перевал, спускаемся к монастырю Зутул Пук (4910 м). Здесь находятся самые важные медитационные пещеры Миларепы, где Великий Учитель размышлял о полёте на Кайлас. Ночь в палатках или в монастырском приюте, по обстановке.

День 10

Кайлас, 3 день коры. Возвращение в Дарчен. Переезд на Манасаровар. Ночь в приюте монастыря Чу на берегу озера Манасаровар.

Сегодня спуск, 15 км, нас ждут около 4–5 часов пути. Дорога лежит по живописной долине Баркха, по дороге мы можем поразмышлять о пройденной коре. Возвращение в Дарчен. Ночь в Дарчене в гестхаузе или в приюте монастыря Чу на берегу озера Манасаровар.

Манасаровар - самое священное, почитаемое и известное озеро во всей Азии. Вместе с горой Кайлас озеро Манасаровар является местом паломничества, привлекая религиозных людей из Индии, Тибета и других окрестных стран. Чтобы избавиться от грехов, люди купаются в озере и пьют его воду. По легенде, озеро Манасаровар было первым сотворённым в сознании Брахмы объектом. Последователи буддизма также полагают, что Манасаровар является легендарным озером Анаватапта, где королева Майя зачала Будду. По пути проезжаем Мёртвое озеро Ракшас-тал.

В этот день можно принять горячую ванну в природных лечебных источниках Чу. Стоимость 50 юаней с человека. Ночь в гестхаузе у монастыря Чу на берегу озера.

День 11

Манасаровар - Сага (4460 м)

Переезд Манасаровар - Сага. Размещение в гестхаузе. Ночь в Саге.

День 12

Сага - Шигадзе (3836 м)

Переезд из Саги в Шигадзе. Размещение в отеле 3*. Ночь в Шигадзе.

День 13

Шигадзе - Пекин

Завтрак. Трансфер в аэропорт Лхасы, вылет в Пекин. Прибытие в Пекин, встреча и трансфер в отель 3*. Размещение и отдых.

День 14

Завтрак в отеле. Трансфер в аэропорт. Вылет в Москву в 11.40 утра регулярным рейсом Аэрофлота. Прибытие в Москву в 15.25 в аэропорт Шереметьево.


Стоимость программы на одного человека, в USD:

Группы от 6 человек / даты путешествия

При двухместном размещении

При одноместном размещении

тур с 28 апреля на майские праздники
(этот тур НЕ на полнолуние)
1650 1900

тур, который начинается в мае

туры, которые начинаются в июне-сентябре 1890 2140
туры, которые начинаются в октябре-ноябре 1650 1900

В стоимость тура включено :

  • размещение в Пекине, Лхасе и Шигадзе в отелях 3* в двухместных номерах с завтраком. В остальных пунктах гестхаузы (не гарантируется двухместное размещение и наличие удобств в номере), в районе Кайласа возможно размещение в стационарных палаточных лагерях или в приютах монастырей.
  • завтраки в отелях Пекина, Лхасы и Шигадзе, в остальных пунктах без питания.
  • все экскурсии на индивидуальном автотранспорте (автобус для группы),
  • все экскурсии с англоговорящим гидом в Тибете (в Лхасе, как правило, русскоговорящий гид инструктирует группу перед выездом на Кайлас), русскоговорящий гид-встречающий в Пекине,
  • все входные билеты во время экскурсий по программе,
  • получение разрешение по посещение Тибета;
  • туристическая виза в Китай;
  • медицинская страховка.

В стоимость тура не включено :

  • авиаперелёт Москва - Пекин - Москва (от 28000 рублей),
  • авиаперелёт Пекин - Лхаса - Пекин (перелет с пересадкой или посадкой = 998 USD);
  • питание (средние траты: 10-20 USD в день), оплата носильщиков, чаевые, спальные мешки.

По желанию и при необходимости:

Носильщики, яки, погонщики яков на коре вокруг Кайласа, стоимость от 60 до 150 USD в среднем в день за единицу помощи; летом цены выше. Вам точно понадобится одна из этих услуг, сумму денег нужно взять с собой к Кайласу.

Доплата за срочную китайскую визу за 4 рабочих дня 2400 рублей, за 3 рабочих дня 5400 рублей;

Все личные расходы, все прочие расходы, не указанные в программе.

Экскурсия по Пекину в первый день (с русскоговорящим гидом): 110 USD на человека при группе из 2 человек минимум или 210 USD при индивидуальной экскурсии.

Спальный мешок (можно взять в аренду в Лхасе, 20 USD, оплата на месте).

ВНИМАНИЕ!!!

Страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями и астмой запрещено путешествие в Тибет.

Обладателям дипломатических и журналистских паспортов пермит не выдается, просьба путешествовать по гражданским паспортам.

Если вы поменяли паспорт или планируете поменять паспорт до заезда, бронируйтесь только по новому паспорту!

Программа тура может быть изменена исходя из текущих или прогнозируемых погодных/природных условий, указов властей о порядке пребывания иностранцев в Тибете и иных распоряжений властей КНР. При изменении маршрута в ходе путешествия единоличное решение об изменении маршрута принимает сопровождающий гид.

Список необходимых вещей:

Непромокаемая обувь (подойдут горные или военные ботинки, лучше купить дома и немного разносить до поездки, в Тибете могут быть проблемы с размерами)

Тёплый, очень теплый спальник (максимально комфортно в спальнике на критическую температуру -15 или -10). Спальник можно взять в аренду в Тибете за 20 USD. Сообщать о необходимости аренды спальника нужно на этапе бронирования.

Головной убор, перчатки, повязка на лицо

Качественные солнцезащитные очки, защищающие от ультрафиолетового излучения!

Крем от солнца с максимальным фактором защиты!

Лекарства для личного использования: от простуды, от отравления, от поноса, лейкопластырь (для мозолей).

Любимые продукты питания в дорогу, например, специальные консервы, шоколад, сухарики, кофе.

Список не обязательных вещей, которые могут пригодиться и которые можно купить в Тибете:

Альпеншток. Вы можете взять альпеншток в аренду,

Лекарства от горной болезни (некоторые пьют ДО приезда в Лхасу),

Вкусная еда (шоколадки, конфеты, печенье, колбаса, сыр, хороший чай или кофе). Купить можно в Пекине или в Лхасе.

В Лхасу и к горе Кайлас связано с преодолением не только географических, но и политических барьеров. Это, так сказать, первый этап отсева тех, кому действительно нужно и суждено туда попасть.

С середины ХХ века Тибет входит в состав КНР и называется Тибетским Автономным Районом. Его прежнее правительство во главе с Далай Ламой ХIV было вынуждено бежать и находится в изгнании. Для посещения Тибета иностранцам, помимо китайской визы , необходимо получить специальный пермит , который выдается только при покупке организованного группового тура у фирмы, входящей в официальный реестр китайских тур-операторов. Китайские власти нередко закрывают Тибет для посещения по политическим соображениям. Почти каждый год Тибет закрыт в феврале и марте (в 1959 г в марте имело место Тибетское восстание), причем дата подъема шлагбаума в апреле никогда заранее точно не известна. Это осложняет организацию поездок в Тибет, в том числе к Кайласу на майские праздники, поскольку для оформления пермитов на посещение Тибета почти не остается времени, а авиабилеты и гостиницы приходится бронировать и оплачивать задолго до этого. Кроме указанных месяцев, иногда Тибет закрывают и в другое время, без особых предупреждений. При этом, если у вас уже есть готовый пермит в Тибет, как правило, он позволяет отправиться по маршруту даже при закрытии автономного района, но на это нет 100% гарантии.

Попасть в Тибет можно либо через Китай, либо через Непал, при этом процедура оформления въездных документов различается. В прежние времена к Кайласу также двигались паломники непосредственно из Индии, вверх по Инду – например, экспедиция Рериха, но из-за политической ситуации сейчас и в ближайшем будущем такой возможности не просматривается.

В общем случае, когда вы двигаетесь через Китай , сначала вам нужно получить визу КНР, послать ее копию принимающей фирме в Тибет, там после проверки органами безопасности (PSB – Public Security Bureau) сделают соответствующий групповой пермит и пошлют его оригинал с сургучной печатью курьерской почтой в порт вашего въезда. Там вы его получите от представителя принимающей стороны. Без пермита вас не допустят к посадке на рейс или поезд в Лхасу. У этой бюрократии бывают свои казусы, иногда порядок выдачи визы и пермита меняется задом наперед, особенно это характерно для консульства КНР в Петербурге. Но нам всегда удавалось решить возникавшие затруднения в плотном взаимодействии с нашими партнерами в Тибете. Плюс в том, что можно направляться в Лхасу буквально сразу по прилету в Китай, если позволяет стыковка.

При заезде через Непал бумажная процедура несколько проще , но требует прибытия в Катманду за 2-3 целых дня до продолжения маршрута в Тибет. Минимум за две недели до поездки нужно послать принимающей стороне копии ваших паспортов. По ним в Лхасе готовится тибетский пермит, который передается в посольство КНР в Катманду. По прилету туда вы получаете визу Непала в аэропорту (цена от 25 долларов, в зависимости от срока пребывания, что определяется маршрутом), отдаете через фирму свои паспорта в посольство, и в его следующий рабочий день получаете обратно с визами. Посольство принимает и выдает документы по понедельникам, средам и пятницам с 9 до 12 ч. День и время своего прибытия нужно планировать соответственно.

На сегодняшний день к Кайласу можно добраться несколькими маршрутами. Вот их список и, ниже, краткая характеристика.

1. Через Китай

1.1. Из одного из крупных городов Китая (Пекин, Шанхай, Ченду, Гуаньчжоу) перелет в Лхасу, далее на автотранспорте через Шигадзе и Сагу до Дарчена. Обратно аналогично.

1.2. Из Пекина до Лхасы по железной дороге, далее на авто. Обратно можно самолетом, в том числе через другой город. Или наоборот.

1.3. Вариант – из Лхасы до Шигадзе по железной дороге, далее на авто. Также можно использовать ж/д для возвращения из Шигадзе в Лхасу.

1.4. Вариант – из Лхасы на авто по альтернативной дороге в глубине Тибета, возвращение по классическому пути.

1.5. С противоположной стороны, с северо-запада, джип-экспедиция через Среднюю Азию: Урумчи, Кашгар, с заездом по дороге в пещерные города Гуге и Гаруду. Возвращение – через Лхасу.

2. Через Непал (Катманду)

2.1. С перелетом через Лхасу.

2.2. На авто по шоссе через Главный Гималайский хребет. До землетрясения в Непале в 2015 г это было шоссе Дружбы ("Friendship highway") через Жангму-Ньялам, далее через Сагу. Но в результате природного катаклизма селевые потоки смыли и завалили большую часть этой стратегической трассы. С августа 2017 г для туристов открылся новый двухсторонний пропускной пункт на границе Непала и Китая в Кийронге (Kyirong). Новая дорога идет прямо на север от Катманду, западнее Лангтанга. По ней можно добраться до границы за 7-8 часов.

2.3. С предварительным треккингом для акклиматизации вокруг Долины Катманду, в Хеламбу или к Муктинатху.

2.4. С треккингом через Западный Непал, куда попадают внутренними перелетами в Непалганж и, далее, в Симикот. Обратно несколько вариантов:

2.4.3. Обратно через Западный Непал с использованием вертолетного чартера от границы до Непалганжа, далее регулярным рейсом в Катманду.

2.4.4. В последние годы начало налаживаться внутреннее авиасообщение между Западным Тибетом и Лхасой. Китайцы построили новый аэродром для больших пассажирских самолетов в 3-4 часах езды западнее Кайласа. Так как он находится на плоскогорье на большой высоте, около 4500 м, то взлётно-посадочная полоса необычно длинная, чтобы Боинги могли разогнаться до большей скорости, необходимой для отрыва от земли. Остаётся проблема частых сильных ветров, из-за которых рейсы задерживаются и нередко отменяются. Называется аэропорт Арли (Arli), код NGQ. Оттуда до Лхасы (аэропорт Гонгкар) всего полтора часа лёту, при цене билета порядка 500 долларов. Не правда ли, существенная разница по сравнению с тремя днями езды от Кайласа до Лхасы (более 1000 км), даже с учетом возможного долгого ожидания задержанного рейса. Понятно, что все это актуально для обратного пути от Кайласа, но не как способ побыстрее добраться до него, из-за высоты плоскогорья - если только у вас нет предварительной высотной акклиматизации.

КОММЕНТАРИИ И ОСОБЕННОСТИ ЭТИХ МАРШРУТОВ

Тибетское плато имеет среднюю высоту 4500 м , высота Лхасы в центре города 3600 м , на коре вокруг Кайласа вы проходите перевал Дролма-ла высотой около 5600 м (это высота Эльбруса). Поэтому ключевой вопрос путешествия в Тибет – правильная, постепенная акклиматизация к высоте. Без нее жителю низин на высоте будет не просто плохо, а потребуется срочная эвакуация для спасения жизни. Активная акклиматизация – самая эффективная, потому что при движении воздух с кислородом закачивается мышцами в ткани. Если же вы просто сидите в транспорте, который поднимает вас на высоту, то это примерно то же самое, что нырять без акваланга. Сколько вытерпит ваш организм? Поэтому двигайтесь, двигайтесь при малейшей возможности, но без фанатизма, чтобы не сбить ритм сердцебиения и дыхания.

Заезд через Лхасу (как из Китая, так и из Непала), дает возможность и подразумевает знакомство со знаменитой столицей Тибета, во время которого за 2-3 суток происходит более-менее активная акклиматизация, т.к. приходиться ходить по храмам с лестницами и взбираться на крутые откосы Поталы. Да, именно здесь находится одно из чудес света – Потала, бывший зимний дворец Далай Ламы, а также наиболее древний и священный буддийский храм Тибета – Джокханг (VII в.).

Попадание в Лхасу по воздуху (маршруты, указанные в пункте 1.1.) экономит время, позволяет в рамках заданных временных рамок всего тура провести в столице Тибета больше времени. Путешествие в Лхасу на поезде по недавно законченной китайцами железной дороге из Пекина занимает почти двое суток (около 45 часов). В плане впечатлений оно дает возможность присмотреться к Китаю, оценить инженерный подвиг этого строительства, хотя самые сложные тоннели высоко в горах, как нам показалось во время нашей поездки, проезжаются ночью. Кроме того, любопытно наблюдать за самими китайцами в этом поезде, который похож на наш купейный, но в нем присутствуют трубки, по которым сочится обогащенный кислородом воздух. Герметизации нет. В смысле акклиматизации, это не много дает, но примерно равноценно одному дню нахождения в Лхасе, которым, соответственно, приходится пожертвовать, если не добавить время переезда на поезде к туру. Билеты из Пекина в Лхасу расходятся быстрее, чем обратные. Ехать на поезде из Лхасы в Пекин могут только особые ценители Китая.

На поезде с 2014 г можно доехать даже до Шигадзе (см. пункт 1.3.). Но при этом вы не увидите Гьянцзе и Шалу, которые очень стоят этого, и акклиматизируетесь хуже, потому что ускорите продвижение к Кайласу на один день. Теоретически, для разнообразия можно на обратном пути пересесть в Шигадзе из авто на поезд, чтобы оценить торжество инженерной мысли и китайского строительства. Но за это придется заплатить дополнительно, потому что автотранспорт с вещами должен будет все равно вернуться в Лхасу по параллельной дороге.

Билет на поезд в среднем в два раза дешевле , чем на самолет. Внутренний перелет Пекин-Лхаса, как это ни парадоксально, может стоить даже дороже, чем перелет Москва-Пекин. Поэтому, если нужно сэкономить, присмотритесь к перелетам через Ченду, Гуаньчжоу и др. Туда летают не только регулярные рейсы, но и более дешевые чартеры . С другой стороны, те, кто еще не был в Пекине, могут добавить к путешествию осмотр его достопримечательностей, прежде всего, Великой Китайской Стены.

Путешествие на «гору-гуру» Кайлас, пожалуй, одно из немногих духовных подвигов,
которые должен совершить на своем пути каждый ищущий Истину. Хотя бы для того,
чтобы понять одно: искать эту самую Истину стоит не где-то далеко в горах, а совсем близко, т.е. в себе истинном.

Но все же я предлагаю начать наше путешествие на величественно-мистичный Кайлас – гору высотой порядка 6700 метров, от которой берут начало четыре главные реки Тибета, Индии и Непала – Инд, Сатледж, Брахмапутра и Карнали. Гору, которую в мире называют «Олимп Азии», где живут божества и святые.

Удивительный рай Поднебесной

Сегодня Кайлас стоит на территории Китая. Помните, «удивительный рай Поднебесной» находится именно на китайской земле (по версии самих китайцев). Порой даже кажется, что китайцы всерьез занялись оккупированием самых высоких и мистических вершин мира, дабы стать самой сильной нацией в мире.

Кайлас, несмотря на то, что находится казалось бы на территории гималайского кряжа, не относится к Гималаям и является горой, которая возникла сама по себе каким-то совершенно мистическим образом. Глядя на множество фотографий, складывается впечатление, что Кайлас неизменен сотни лет подряд. Идет ли снег, капает ли дождь, светит ли солнце – снег лежит на нем таким же рисунком, каким лежал всегда.

Многие говорят – это мистическое место! Но я смеюсь и отвечаю: «Безусловно, оно мистическое! Но осознать это в полной мере человек может лишь пережив свой личный мистический опыт
там…»

Первая стоянка: Лхаса или Тапопани

На Кайлас есть несколько дорог. Одна из них через «священную» Лхасу (3600 м), главной достопримечательностью которой все еще считается Дворец Потала - «царский дом», буддийский храмовый комплекс, прекрасный сад, а сегодня еще и музей. Комплекс когда-то являлся основной резиденцией Далай-Ламы, вплоть до того как он, после вторжения Китая в Тибет, вынужденно покинул страну и в 1959 году получил политическое убежище в Индии (г.Дарамсала). Дворец Потала расположен на Красном холме Марпо Ри и горедливо возвышается над всей Лхасой.

Также китайкую границу для похода на Кайлас можно пересечь со стороны Татопани. Это более скучный, но дешевый вариант путешествия. В переводе Татопани означает «горячая вода» и известен своими горячими источниками, в которых можно с удовольствием
искупаться, за неимением душа в номерах отелей. Вообще Татопани – это одна большая улица, на которой расположено абсолютно все: гостиницы, рестораны, лавки со всякой всячиной, домишки жителей города, визовый отдел, полицейский участок и… где-то в конце – китайская граница. Если удастся быстро пройти паспотрный контроль и таможню, то к ночи можно добраться до следующей стоянки – небольшого, очень пыльного, с вечно строящимися домами, городка Сага.

Сага – стоянка номер два

С момента пересечения китайской границы, всем рекомендуется принимать таблетки от горной
болезни. «Горняшка» достаточно серьезная «барышня»: головная боль, тошнота, рвота, температура, недостаток кислорода, вызывающий общую слабость, не позволяют даже поднять
голову путешественникам. Тот, кто по личным соображениям не принимает таблетки вовремя, в Саге (а это высота приблизительно 4500 м), очень скоро ощущают это на своем самочувствии, кому-то даже приходится спускаться вниз.

С этого момента температура воздуха значительно понижается и вместо привычного «летнего непальского климата» подступают холода, порой достигающие минусовой температуры по ночам.

На следующий день, а лучше через два, мы движемся дальше. Иногда кажется, что горные дороги здесь намазаны маслом гхи, – так они блестят и переливаются своей идеальной текстурой
на солнце. К югу от дороги на горизонте временами появляются белые массы Больших Гималаев с восьмитысячниками Манаслу, Аннапурной и Дхаулагири. Время от времени приходится проезжать небольшие озера какого-то невероятно зелено-фиолетово-бирюзового цвета. Общая слабость и высота опустошают ум и начинает казаться, будто бы ты попал в сказку.

Озеро Манасаровар – очищение тела и ума

Пыльный, находящийся в состоянии стройки Сага, сменяет следующий городок, затем путешественников ждет перевал в 5900 м, после которого они оказываются перед прекраснейшим и волшебным озером Манасаровар.

– «Манас» – это сознание, ум, – объясняет значение слова «Манасаровар» Пайлот Бабаджи (Махайог и Святой из Индии). – «Саровар» переводится как озеро. Окунающийся в этом озере очищает свое сознание и карму. Говорят, что это первый объект, созданный Брахмой в этом мире. Совершенно неподалеку находится озеро Ракшас-Тал. Оно действует противоположно Манасаровару. Тот, кто совершает омовение в нем, становится обладателем демонической природы. Можно сказать, что два озера – олицетворение мертвой и живой воды и энергии.

С этой точки открываются прекрасные пейзажи и вид на Кайлас, который своей божественной
природой освещает все окружающее пространство, завораживает и останавливает ум вовсе.
Яркое, обжигающее солнце и холодный, пронизывающий ветер становятся невидимыми и немногословными свидетелями путешествия.

Обязательно совершите омовение в озере. Ледяная вода и ветер, пробирающий до костей не дадут вам долгое время пребывать в «озере мудрости», но после омовения чувствовать себя вы будете счастливыми, благословленными и чистыми.

Там же на Манасароваре есть две достопримечательности. Первая – это монастырь Святого Муни Падмасамбхавы – красивое строение горделиво расположенное на отвесной скале возле Манасаровара, с крыши которого можно увидеть Кайлас во всей красе.

Этот монастырь называют еще “чиу”, что в переводе означает “птичий”. Считается, что его построили еще до появления в нем Падмасамбхавы (приблизительно 1200 лет назад). После коры вокруг Кайласа, Падмасамбхава увидел над собой кружащуюся птицу и пошел вслед за ней. Она и привела его в монастырь, где он провел многие годы тапасьи. В пещере Падмасамбхавы можно увидеть отпечаток стопы Муни и его жены, несмотря на то, что у него их было две.Между отпечатками священных стоп стоит яйцо дракона, символизирующее жемчужину мудрости, рождающуюся в священном озере Манасаровар.

Высота здесь также около 4500 м и нехватка воздуха иногда очень ощутима. Особенно, когда поднимаешься к заветному монастырю, чтобы погрузиться в раздумья или медитацию. Тибетские паломники очень часто посещают это место. И это не удивительно – ведь присутствие великого Муни ощущается там и по сей день.

Четвертая стоянка: Дарчен (4800м)

В Дарчене можно ощутить полный привкус предстоящего путешествия – ведь город находится прямо у подножия горы Кайлас. Еще одна ночь и путешествие к себе начнется. Мысли здесь практически не беспокоят тебя. Разве что откликаются на естественный страх организма – смерть. В этом пространстве ты чаще, чем когда-либо начинаешь задумываться о непостоянстве этой жизни.

Кора. День первый: Ложка воды

Есть притча о том, как ученикам было сказано перенести ложку, наполненную водой, на другую сторону реки, да так, чтобы не расплескать ее. И вот шел каждый из них, внимательно наблюдая за тем, чтобы ни одна капля не упала на землю, боясь оступиться и разлить воду. И лишь один из них успевал смотреть по сторонам и наслаждаться великолепием этого мира! Вот и путешествие на Кайлас во многом повторяет эту историю.

Первый день пути по сути несложный и недлинный. Справа от дороги время от времени показывается пик Кайласа и порой желание «взлететь» овладевает сознанием! Блаженство и радость разливаются по телу и кажется будто бы ты растворяешься в безграничном пространстве силы и любви и все святые гималайских вершин и Кайласа благословляют тебя в пути. Река Ла Чу практически все время находится в поле зрения вашего пешего путешествия. Проходя все далее на юг, пред взором открывается западное ребро Кайласа и так называемая гора Гуру Римпоче.

Именно на слиянии трех притоков Ла Чу стоит храм Дирапук – храм рога самки яка, символизирующий божество ваджры. По легенде лама Гурва Готтсанг Па из Бутана, во время коры следовал вслед за ячихой и открыл путь через перевал Долма Ла, по которому сейчас и следуют все паломники.

Дирапук – небольшой монастырь, который был пристроен к пещере, где когда-то медитировал великий йог Миларепа. Вокруг Монастыря расположено множество ступ, красиво наряженных в цветные флаги, с развивающимися на ветру мантрами. Напротив монастыря во всей своей непревзойденной красе видна северная стена Кайласа. Обычно гиды несутся вперед и не задерживаются здесь более, чем на один день, но если вам все-таки удастся убедить их остаться еще на одну ночевку, вы сможете совершить небольшое путешествие и даже дотронуться до Кайласа рукой. Святые, правда, говорят, что это не совсем правильно, так как даже Эрнст Мулдашев, дотронувшись до священной горы, получил сильный ожег, ибо не имел благословения свыше на это. Но вы можете рискнуть!

День второй: Перевал Дорма Ла 56 30 м (18 км и 9 часов пути)

И вот мы поднимаемся на первый перевал… Достигая первой вершины, так хочется выдохнуть и упаст… Но поднимая голову вверх, ты видишь следующий перевал, более крутой и высокий. Высота уже за 5000м и дышится все тяжелее и тяжелее.

По пути до третьего перевала мы проходим символическое кладбище Шивацал (5120 м), где паломники оставляют свои одежды или личные предметы в знак окончания прошлого периода своей жизни с надеждой на новую добрую жизнь. Преодолев перевал Зеленой Тары, нам открывается Священное озеро Гаурикунд и Топор Кармы. Далее мы спускаемся к монастырю Зутул Пук (4630 м). Здесь находятся самые важные медитационные пещеры Миларепы, где Великий Учитель размышлял о полете на Кайлас.

Ты стоишь перед открывающимся видом в оцепенении… Озираешься по сторонам, стараясь не расплескать воду в ложке! Шива, Шива, о Шива! Твои божественные шутки становятся прекрасным показателем ЭГО и в голове неожиданно появляется вопрос: «Что я здесь делаю?»

К слову «Дорма Ла» – это одно из имен тантрической богини Тары, богини-заступницы, родившейся из слезы Будды сострадания. Здеась, на высоте 5630 м паломники празднуют свой подъем, развешивают флаги, совершают пуджи, жгут благовония и молятся о новой жизни, наполненной счастьем и радостью.

Считается, что даже если вы не осознанно совершили это путешествие, переходя перевал, все ваши ошибки остаются в прошлом и вы начинаете свою жизнь с чистого листа.

Спуск дается легче, чем подъем. Далее вас ждет небольшой отдых в придорожном кафе и еще несколько часов пешей прогулки, но на этот раз по ровной, красивой дороге со всех сторон окруженной красивыми горными хребтами. Кайласа уже не видно, но его свет раздается из самой глубины души.

День третий: дорога домой

Спуск длиться всего несколько часов пути или 15 км. Нет никакой усталости и, кажется, тебя несет на руках сам ветер. Дорога лежит по живописной долине Баркха, разливающейся в свете солнечного дня. Отсюда виднеется озеро Ракшас-Тал. Купаясь в невидимых энергиях блаженства, ты сейчас только начинаешь понимать, что путь в 47 км на высоте более 5500м пройден и ты СДЕЛАЛ ЭТО. Возвращение в Дарчен и переезд к Священному Живому озеру Манасаровар приносит радость.

Самое время принять горячие ванны в природных лечебных источниках Чу, которые «держат» местные жители. И лежа в теплой воде ощутить все прелести земного бытия и осознать, что и это игра твоего воображения, которая скоро закончится… Но это тоже только начало великого пути великой души!
Ом Тат Сат!

Помимо обители Шивы или Будды, на вершине Кайласа расположен вход в таинственную страну Шамбалу. Если обойти гору один раз по часовой стрелке, можно получить отпущение грехов. (В полнолуние один раз считается за три). Обойдя ее 13 раз, ты больше не попадёшь в Ад в течение пятисот последующих рождений и получишь благословение на совершение внутренней коры.Сделав это 108 раз, вырвешься из круга перерождений и достигнешь просветления Будды.

Духовные туры в Индию, Непал, Тибет, Шри Ланку, Бали.

Каждое путешествие – это целая история в вашей жизни, во время которой вы не просто
знакомитесь с местными достопримечательностями и духовными памятниками, но и познаете свое истиное Я и предназначение.

С вами лучшие преподаватели «Академии гималайской йоги и реализации человека»

Привет, друзья! На связи Ярослав Андриянов.

Чем больше людей, тем дешевле.

Что входит в тур?

  • отель в Катманду
  • дорога до границы с ТАР
  • джипы-водители-бензин
  • оплата отелей и ночлега в дороге
  • вход в достопримечательности (один только билет во дворец Поталы стоит более 30 баксов)
  • перелет Лхаса-Катманду

Более дорогие опции предлагают еще сопровождение полевой кухни и поваров. А это в совершенно не говорящем ни на каком языке, кроме тибетского и китайского, Тибетском Автономном округе, достаточно актуально.

Оформление через Китай

В этом случае Вам для начала необходимо , и далее добираться самостоятельно до места условной встречи с гидом и группой (помним, да, что иначе — нельзя?). Конечно, это в случае, если Ваша группа сборная, и Вы въезжаете по отдельности.

Каньоны близ королевства Гугэ

Здесь есть нюансы (см.раздел про пермиты)

Стоимость путешествия через Китай

Есть иллюзия, что через Китай ехать может быть даже дешевле, ибо найденные мной в сети туры начинаются от заманчивых 1700—1800 долларов за тур на человека.

Однако самой дорогой частью в этом случае будет авиаперелет, ибо подавляющее большинство турагенств встречать Вас будет в Лхасе.

Северное лицо Кайласа (вид с коры)

Куда едут группы по Тибету?

Маршруты путешествий в Тибете достаточно стандартны с минимальным количеством вариаций, ибо мало ли что у Вас на уме? Вдруг сбежите и начнете организовывать бедных тибетцев для повстанческой борьбы?

  • Лхаса и ее окрестности
  • Шигатсе, вторая столица Тибета
  • Кора вокруг Кайласа
  • Озера Манасаровар и Ракшас
  • Королевство Гуге
  • Королевство Шамшунг
  • Китайский базовый лагерь Эвереста
  • все имеющиеся озера-монастыри по пути

Помню, как нас под страхом ареста не пустили непосредственно к БЛ Эвереста, мотивируя это тем, что двумя днями ранее какие-то иностранцы решили здесь провести акцию протеста. Залезли на камни, растянули флаги Свободного Тибета, стали активно скандировать что-то типа «Free Tibet». Китайские чекисты, увидев это, особо не церемонились. Борцов повязали, засунули в воронки и вывезли прочь с последующей принудительной депортацией и черными списками.

Эверест со стороны Китая

Поэтому флаги, фотографии Далай-Ламы и его книги здесь в полном бане. Зато, если контрабандой провезете какому-нибудь местному в подарочек фотку Его Святейшества, он будет очень рад!

Если конечно, не окажется переодетым «засланным казачком» (наушничество среди «монахов» в ТАР практикуется очень широко).

Немного о пермитах

Есть резонный вопрос: а можно ли получить пермиты с минимальным туром, а дальше путешествовать без группы и гида?

Гурла Мандхата над озером Ракшас

Теоретически — можно, но до первого КПП на дороге или попытках войти в достопримечательность. Так, я лишь недавно узнал, что сама Лхаса является зоной беспермитной, однако при посещении местных достопримечательностей (Потала, Джокханг, Норбулинка) с Вас его спросят. А заодно поинтересуются, где Ваш гид и группа?

Поэтому, если Вы хотите спокойно созерцать непостоянство всех явлений под высокими горными небесами и не парится о переодетых чекистах, езжайте в те регионы, где пермит не требуется. Напомню: это Амдо, Кхам и большая часть Цинхая. Ну или отправляйтесь в индийские или Спити. Там все то же самое, только без ощущения искусственности.

Кстати, по последним данным, пермит возможно получить даже для группы из одного человека. Однако ж правила получения могут сильно ужесточаться во время года лошади (когда паломники массово ломятся к Кайласу) и прочих социально-политических катаклизмов.

В это время со стороны Китая могут начать появляться дополнительные требования, типа минимального состава группы, точек въезда, гражданства одной страны и т.д. Поэтому, перед планированием путешествия в Тибет, консультируйтесь с проверенными людьми.

Кстати , вот сайт моего хорошего знакомого . Рекомендую в качестве отличной поддержки в путешествиях по Тибету!

Немного о групповых визах

С групповой визой КНР, которую Вы получаете для своего тибетского путешествия, Вы можете свободно путешествовать по Китаю.

Однако есть несколько НО:

  • ограниченный срок действия (20-30 дней)
  • все, кто вписан в групповую визу, обязаны въезжать в КНР вместе, пересекать чек-посты внутри ТАР вместе и выезжать за пределы КНР так же вместе
  • по последней информации, в групповой визе четко указан пункт вашего вылета из КНР. Т.е. есть Вы планировали вылетать из Лхасы, а вылетаете вдруг из Ченду, это чревато проблемами.

О процессе самого путешествия и энергиях Тибета

Если Все-таки я Вас не напугал китайской бюрократией и Вы готовы отправляться в путь, имейте в виду следующее:

  • Путешествие в Тибете проходит на больших высотах (в районе 4000 м), что чревато появлением симптомов горной болезни
  • Несмотря на «пакетность», комфорта здесь минимум: простая еда, примитивный быт.
  • Очень сильные перепады температуры (от жаркого дневного солнца, до морозных ночей)
  • Внутри ТАР ваша свобода круто ограничивается. Мы, конечно, несколько меняли наш маршрут «на ходу», однако в строго регламентированных рамках.
  • При въезде в Китай, Вас будут тщательно досматривать на предмет ввоза запрещенной литературы и изображений Далай-Ламы. Если Вы очень интересуетесь его биографией и хотите скоротать времечко в дороге чтением, оставьте, пожалуйста, книги с его изображением дома.
  • Колоссальный языковой барьер

Яки, горы и пустыня

Ну и, конечно, лучше не читайте сказки Мулдашева о подземных ламах и пещерах с лемурийцами. Просто, чтобы не разочароваться. В нашей группе были пытливые умы, достававшие гида подобными вопросами. Тот улыбался и вежливо пожимал плечами. Ибо подобные вопросы ему задают только русско-язычные.

И вообще, лучше не строить никаких иллюзий, ибо мифов вокруг Тибета и его каких-то сверхэнергиях было сфабрикованно масса. Особенно теми, кто активно набирает и окучивает разные эзотерические кружки.

Конечно, там есть все: и глубокая история и интересная культура. Однако не стоит забывать, что до сих пор в дальних уголках тибетского мира огромное количество людей живет при средневековом укладе с примитивными верованиями в истуканов (порой даже в виде статуй будд) и духов. Подобное, бесспорно, вызывает глубокий интерес у этнографов, но вряд ли может насытить жажду духовного искателя.

Все, как известно, содержиться в нас самих. И Тибет не сможет никак пробудить или подарить то, чего изначально в нашей природе не содержится. Однако ж, если абстрагироваться от любых китайских препонов, которые медленно превращают Лхасу и окружающие ее монастыри в музеи; если направить взор глубоко в себя и во время коры вокруг Кайласа отдаться всецело глубоким внутренним процессам, открытий будет масса.

Равно, как и во время простой прогулки по улице родного города или поездки в метро. Не зря ж говорил Ошо, что «все содержится во всем».

Кстати, именно после посещения Тибета в 2011 году у меня начался особенно активный процесс т.н. поиска себя. Прилетев весной 2011 года из Катманду, я всерьез задался целым рядом «экзистенциальных вопросов», которые в результате вывели меня к тому, чем я живу сейчас. К и гармонии профессиональной деятельности с моими глубинными личностными установками.