Профессиональные слова швеи примеры. Творческая профессия: швея

Дата принятия: 28.05.1781 г.

Описание:
Исторический герб Пскова - "в голубом поле барс, и над ним из облак выходящая рука". Имеются противоречивые мнения о том, какое животное было изображено на гербе города Пскова изначально. Самое раннее по времени описание есть в "Росписи всем Государевым печатям" 1626 года, где сказано: "Печать Псковская: барс, под барсом земля". Но в указе 1666 года об изготовлении так называемого гербового знамени царя Алексея Михайловича есть такое описание: "Печать псковская, на ней рысь бежащая". Все же большинство источников называют помещенного на гербе зверя барсом. Так, эмблема города Пскова барс есть на государственной печати 1583 года Ивана Грозного. В Титулярнике 1672 года к изображению барса добавлена благославляющая рука, выходящая из облака, - такая композиция повторяется и на всех позднейших рисунках герба. Псковский барс помещен на государственной печати в дневнике 1698 года австрийского дипломата Корба. Есть барс и на рисунке для полкового знамени 1729 года, и к нему еще имеется описание: "...Псковский - по-старому: барс - а над ним из облака рука: стоит на земле зеленой, поле лазоревое".

Барс - символ отваги, храбрости, мужества, напоминание о том, что Псков был пригородом Новгорода. Золотой его цвет свидетельствует о богатстве, справедливости, великодушии.

Благословляющая рука (имеющая указательный и средний пальцы вытянутыми, а прочие сложенными) означает покровительство небесных сил.

Голубое (лазурный) поле – знак красоты, величия, неповторимости мест.

Современный герб основан на гербе 1781 г.

Источник: http://geraldika.ru

Гимн города Пскова

Слова С. Золотцева, Музыка Н. Мишукова

Там, где к Великой мчится Пскова,
Там, где Россия в людях жива, -
Встал наш любимый город седой,
Вечно хранимый Ольгой святой.


Блещет золото крестов.

Звон колокольный в небо плывет.
Город наш вольный вечно живет.
Годы лихие сгинут, как дым.
Славу России мы возродим.

Блещет барс над каждой башней.
Блещет золото крестов.
Вечно славься, Псков вчерашний!
Вечно здравствуй, новый Псков!

Не опрокинет времени гром
Нашу твердыню - каменный Кром.
Вскормлен и вспоен силой земной,
Пахарь и воин, Псков наш родной.

Блещет барс над каждой башней.
Блещет золото крестов.
Вечно славься, Псков вчерашний!
Вечно здравствуй, новый Псков!

Дата принятия: 28.12.2018

Описание полного герба Псковской области:
"В лазоревом поле вверху - выходящая вниз облаков благославляющая правая длань (десница) телесного цвета; внизу - идущий по зеленой земле золотой барс с теневой (золотой) окраской пятен, серебряной грудью, червленым языком, серебряными когтями и зубами. Щит увенчан территориальной короной особого вида (псковским венцом). Щит обвит лазоревой лентой с начертанным золотыми литерами девизом: ПОТЯГНЕМЪ ЗА ОТЕЧЕСТВО ".

Обоснование символики:
Барс – символ храбрости, отваги, мужества. Хищные звери часто изображались на псковских эмблемах и печатях. Так, на печати Ивана IV он бежит влево, на покровце (после 1626 года) тот же хищник, но устремившийся вправо. На печати псковской 1666-1678 годов изображена рысь бежащая, в Титулярнике 1672 года - идущий полосатый хищный зверь с высунутым языком, над ним из облака впервые появляется благословляющая рука. Наконец указом Екатерины II 28 мая 1781 года хищный зверь определяется окончательно, им стал барс. Герб Пскова гласил: "В голубом поле барс, и над ним из облака выходящая рука". Утвержденный 8 декабря 1856 года герб Псковской губернии повторяет ранее принятый герб города Пскова.
Появление хищного зверя не случайно. Расположенный на западном рубеже русской земли город стал передовой крепостью в борьбе русского народа против агрессии немецких рыцарей-феодалов, с середины XIII века Ливонского ордена, и Великого княжества Литовского. До начала XVI века город выдержал 26 осад.
В 1510 году он вошел в состав Русского централизованного государства. Но войны продолжались и впредь. В 1581 году Псков успешно отразил осаду 50-тысячной армии короля Речи Посполитой Стефана Батория. В результате были сорваны захватнические планы Батория в отношении России. В 1615 году город отбил многомесячную осаду шведских войск. Итогом стало освобождение захваченных агрессорами русских земель. Так в течение многих веков Псков надежно охранял с запада русские земли, всегда находился в состоянии боевой готовности.
Могучий и грозный барс символизирует эту готовность во всеоружии встретить врагов, храбрость и мужество псковичей, не оставляющих никаких надежд любому агрессору. Поза зверя, высунутый язык и поднятая передняя лапа подчеркивают его нацеленность на врага. Благословляющая рука (имеющая указательный и средний пальцы вытянутыми, а прочие сложенными) означает покровительство небесных сил. И будто усиливает оборонительную функцию барса.

Корона – символ власти. В основу положены исторические гербы Псковской земли за период с XVII- XIXвв. (в лазоревом поле золотой барс; над ним выходящая из серебряных облаков десница). Территориальная корона особого вида, соответствующая статусу Псковской области как субъекта Российской Федерации, а также отражающая тот факт, что в прошлом на территории области располагалось Псковское княжество, и по настоящее время область является пограничной территорией.
Девиз «ПОТЯГНЕМЪ ЗА ОТЕЧЕСТВО». Девиз основан на фразе святого благоверного князя Довмонта, сказанной им в 1266 году при сборе ополчения против литовского князя Герденя и записанной в Летописи: «…братия моя… потягнете за дом Святой Троицы и за святые церкви, за свое отечество».

См. также (PDF, 3.6 Mb; 21.12.2018, ИА Псковское агентство информации).

Утвержден Законом Псковской области № 1915-ОЗ "О гербе Псковской области" от 28 декабря 2018 года.

10 декабря 2018 года в Псковское областное собрание депутатов был внесен проект закона Псковской области «Об официальных символах Псковской области» с проектам герба, флага и гимна, который затем был разделен на отдельные законопроекты по каждому символу. 25 декабря 2018 года закон "О гербе Псковской области" был утвержден областным Собранием депутатов. Подписан губернатором Псковской области М.Ю. Ведерниковым 28 декабря 2018 года.

Проект герба получил предварительное одобрение со стороны Геральдического совета при Президенте РФ (см. ). Работа по доработке проводилась при активном взаимодействии между Геральдическим советом Псковской области и творческой группой в составе Ю. Росича (г. Москва) и А. Карповой (г. Барнаул). Девиз со словом "потягнемъ" еще в 2014 году был предложен Еленой Демченковой.

Герб Псковской области в 1995-2018 годах

Геральдическое описание:
В сине-голубом поле золотой идущий барс, сопровождаемый во главе щита выходящей из серебряного облака благословляющей рукой естественного цвета. Щит увенчан Императорской короной и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой .

Обоснование символики:
Барс – символ храбрости, отваги, мужества. Хищные звери часто изображались на псковских эмблемах и печатях. Так, на печати Ивана IV он бежит влево, на покровце (после 1626 года) тот же хищник, но устремившийся вправо. На печати псковской 1666-1678 годов изображена рысь бежащая, в Титулярнике 1672 года - идущий полосатый хищный зверь с высунутым языком, над ним из облака впервые появляется благословляющая рука. Наконец указом Екатерины II 28 мая 1781 года хищный зверь определяется окончательно, им стал барс. Герб Пскова гласил: "В голубом поле барс, и над ним из облака выходящая рука ". Утвержденный 8 декабря 1856 года герб Псковской губернии повторяет ранее принятый герб города Пскова.

Появление хищного зверя не случайно. Расположенный на западном рубеже русской земли город стал передовой крепостью в борьбе русского народа против агрессии немецких рыцарей-феодалов, с середины XIII века Ливонского ордена, и Великого княжества Литовского. До начала XVI века город выдержал 26 осад. В 1510 году он вошел в состав Русского централизованного государства. Но войны продолжались и впредь. В 1581 году Псков успешно отразил осаду 50-тысячной армии короля Речи Посполитой Стефана Батория. В результате были сорваны захватнические планы Батория в отношении России. В 1615 году город отбил многомесячную осаду шведских войск. Итогом стало освобождение захваченных агрессорами русских земель. Так в течение многих веков Псков надежно охранял с запада русские земли, всегда находился в состоянии боевой готовности.
Могучий и грозный барс символизирует эту готовность во всеоружии встретить врагов, храбрость и мужество псковичей, не оставляющих никаких надежд любому агрессору. Поза зверя, высунутый язык и поднятая передняя лапа подчеркивают его нацеленность на врага.
Золотой цвет свидетельствует о богатстве, справедливости, великодушии.
Благословляющая рука (имеющая указательный и средний пальцы вытянутыми, а прочие сложенными) означает покровительство небесных сил. И будто усиливает оборонительную функцию барса.
Голубой (лазурный) цвет щита и лент – знак красоты, величия.
Корона – символ власти.
Дубовые ветви с желудями – символ вечности.

В течение 1995-2018 гг. официально использовалось несколько графических стилизаций герба Псковской области:

Утвержден Законом Псковской области от 27 февраля 1995 № 6-ОЗ "О гербе Псковской области".

Проект герба Псковской области 2004 г.

Проект герба Псковской области, работа авторского коллектива под руководством К.Ф. Мочёнова, 2004 г. Утвержден не был.
За основу при разработке проекта герба был взят герб Псковской губернии 1856 года. По словам К. Моченова, этот символ означал, что когда-то в прошлом Псковская губерния была самостоятельным княжеством, т.о. княжеская шапка с горностаевым мехом в изголовье герба означала, что власть в княжестве принадлежало вечевому органу, а изображение на гербе двоеперстия – это совет настоятеля псковского воинского храма А. Невского отца Олега Тэора.
В проекте полного герба в качестве щитодержателей К. Моченов использовал изображения князя и княгини. По его словам, они олицетворяют великую княгиня Ольгу и князя Всеволода Гавриила.
Проект рассматривался на заседании рабочей группы по разработке флага и герба области 9 июня 2004 г. в Пскове. В ходе заседания краевед Михаил Медников отметил «некоторые композиционные неточности рисунка, слишком геометрически правильный крап на фигуре барса» и предложил «изменить княжескую корону на гербе, более гармонирующую со щитом». Псковский художник Анатолий Елизаров высказал претензии «к размеру представленной на щите короны, изображению двоеперстия, спускающегося из облаков», кроме того, по его мнению, в «проекте герба слишком много золотых красок, хотя [ими] область далеко не богата». Кроме того А. Елизаров выступил категорически против этого, назвав изображение князя и княгини «игрушечными» и предложил вообще не создавать полную версию герба. «Нам в качестве герба вполне хватит обычного коронованного щита», - заявил он. /ПАИ, informpskov.ru /

Проект герба Псковской области 2014 г.

В 2014 г. свой проект герба Псковской области подготовлен Дмитрием Ивановым и членами Геральдического совета при Президенте РФ Михаилом Медведевым и Михаилом Шелковенко: "В своей главной части – щите - предлагаемый проект герба основан на гербе Псковской губернии образца 1856 года. Лишь в ходе гербовой реформы государственной и территориальной символики губернский барс получил темно-золотые пятна. Хвост губернского барса – такой же, как у природного прототипа, а не со львиной кисточкой как на гербе Пскова. В губернском гербе персты десницы Господней, выходящей из облаков, сложены в благословляющее двоеперстие, в гербе города – полностью раскрытая ладонь. Облака с десницей являются не столько главной, сколько первенствующей эмблемой в гербовом щите: это обозначение высших сил, благословения, благопожелания и небесного покровительства Псковской земле.
Псковский герб на вполне официальных актах, в числе которых и жалованные грамоты, подписанные российскими императорами, изображался с короной особого типа, представляющей собой обруч с тремя видимыми листовидными зубцами, между которыми – заостренные зубцы, увенчанные жемчужинами. Этот венец заимствован из западноевропейской геральдической традиции, где он соответствует статусу маркизата, «марки» - изначально так именовались пограничные территории, пользовавшиеся особенными привилегиями.
Нестандартными венцами подчеркивалось особое место Псковщины среди прочих владений российского монарха, который титуловался государем (а не царем, великим князем или просто князем) Псковским. Историческую практику выделения псковского герба особым венцом продолжает и предлагаемый проект. Такая индивидуальная корона наиболее полно подчеркивает уникальную историческую судьбу и самобытность Псковской земли.
В качестве щитодержателей областного герба предлагается пара соколов – царственных птиц, связанных с символикой династии Рюрика. Согласно широко распространенному толкованию, эмблема Рюриковичей в виде трезубца схематически изображает пикирующего сокола.
Будучи помещенными в герб, соколы сохраняют память о двух выдающихся представителях династии: брате ее основателя – князе Труворе, центром легендарных владений которого был Изборск; и уроженке Пскова, святой равноапостольной великой княгине Ольге, почитаемой в качестве первой русской христианской правительницы. Небесная расцветка соколов указывает на духовное начало, глубокие культурные традиции Псковской земли.
На соколиных шеях помещены геральдические венцы особого типа: подобной короной увенчан правитель с мечом на печатях и монетах Псковской республики – «Господарства Псковского» – в XV веке. Считается, что в этом облике запечатлен образ конкретного исторического персонажа, героя псковской земли – святого князя Довмонта-Тимофея. Закрепление в гербе памяти о герое, отстоявшем псковскую независимость, важно тем более, что Довмонт-Тимофей был избран в псковские правители народом. Тем самым герб напоминает о древних традициях народовластия на Псковской земле.
Предлагаемая в качестве девиза фраза «НONOREM MEUM NEMINI DABO» - «чести своей никому не отдам» - дана в той самой редакции, в которой она начертана на реликвии, хранимой и чтимой Псковской землей и Православной церковью – на посвятительном мече, веками сохранявшемся на раке святого благоверного князя Всеволода-Гавриила.
Надпись на мече святого – один из наиболее знаменитых и значительных афоризмов в истории Псковской земли; она не только возводит мысль к ее святым покровителям - князьям Всеволоду-Гавриилу и Довмонту-Тимофею, но и характеризует героическую роль псковских городов как форпостов Русской земли, а равно и хранителей северорусских вольностей. Девиз на латыни – международном языке учености – акцентирует всемирное значение Псковской земли, ее современного потенциала и выдающегося исторического наследия".

Основание

Золотое узорное

Девиз

Чести своей не отдам никому

Номер в ГГР

Герб Пскова - опознавательно-правовой знак, являющийся наравне с флагом официальным символом Пскова . Был утверждён Псковской городской думой 16 июля 2010 года .

Описание

В лазоревом поле вверху - выходящая вниз из серебряных облаков правая длань телесного цвета (десница Божия), внизу - идущий золотой барс с червленым языком, серебряными глазами, когтями и зубами с черными отметинами и с кистью на конце хвоста. Щит увенчан муниципальной короной достоинства установленного образца. Щитодержатели : обернувшиеся барсы (как в щите), увенчанные по плечам венцами святого Довмонта в виде серебряных, украшенных лазоревыми камнями, обручей о пяти видимых криновидных (в виде садовых лилий) зубцах, перемежаемых жемчужинами на малых зубцах, а вверху, между концами больших зубцов - серебряными же месяцами; барсы держат вдоль краев щита золотые мечи, обращенные вверх рукоятями, увенчанными малыми лапчатыми крестами; мечи вложены в лазоревые, украшенные серебром, ножны; подножие - золотое узорное. Девиз «Чести своей не отдам никому» начертан серебряными литерами по лазоревой ленте.

Муниципальная корона установленного образца для городского округа, являющегося центром субъекта Российской Федерации - золотая башенная о пяти видимых зубцах, имеющая золотой лавровый венок ; дополняющий корону обруч с самоцветами указывает на то, что в прошлом город был столицей княжества. Помещаемая за короной накрест пара серебряных мечей с золотыми эфесами указывает на принадлежащее городу Пскову Почетное звание Российской Федерации "Город воинской славы .

Символика герба

История

Имеются противоречивые мнения о том, какое животное было изображено в гербе Пскова изначально. Первое упоминание о гербе Пскова в «Росписи всем Государевым печатям» 1626 года, где сказано: «Печать Псковская: барс, под барсом земля», только изображался зверь, устремившийся вправо . Но в указе 1666 года об изготовлении так называемого гербового знамени царя Алексея Михайловича есть такое описание: «Печать псковская, на ней рысь бежащая». Всё же большинство источников называют помещённого в гербе зверя барсом. Барс есть на государственной печати 1583 года Ивана Грозного . В титулярнике 1672 года к изображению барса добавлена благословляющая рука , выходящая из облака, - такая композиция повторяется и на всех позднейших рисунках герба.

См. также

Напишите отзыв о статье "Герб Пскова"

Примечания

Отрывок, характеризующий Герб Пскова

После смерти князя Андрея Наташа и княжна Марья одинаково чувствовали это. Они, нравственно согнувшись и зажмурившись от грозного, нависшего над ними облака смерти, не смели взглянуть в лицо жизни. Они осторожно берегли свои открытые раны от оскорбительных, болезненных прикосновений. Все: быстро проехавший экипаж по улице, напоминание об обеде, вопрос девушки о платье, которое надо приготовить; еще хуже, слово неискреннего, слабого участия болезненно раздражало рану, казалось оскорблением и нарушало ту необходимую тишину, в которой они обе старались прислушиваться к незамолкшему еще в их воображении страшному, строгому хору, и мешало вглядываться в те таинственные бесконечные дали, которые на мгновение открылись перед ними.
Только вдвоем им было не оскорбительно и не больно. Они мало говорили между собой. Ежели они говорили, то о самых незначительных предметах. И та и другая одинаково избегали упоминания о чем нибудь, имеющем отношение к будущему.
Признавать возможность будущего казалось им оскорблением его памяти. Еще осторожнее они обходили в своих разговорах все то, что могло иметь отношение к умершему. Им казалось, что то, что они пережили и перечувствовали, не могло быть выражено словами. Им казалось, что всякое упоминание словами о подробностях его жизни нарушало величие и святыню совершившегося в их глазах таинства.
Беспрестанные воздержания речи, постоянное старательное обхождение всего того, что могло навести на слово о нем: эти остановки с разных сторон на границе того, чего нельзя было говорить, еще чище и яснее выставляли перед их воображением то, что они чувствовали.

Но чистая, полная печаль так же невозможна, как чистая и полная радость. Княжна Марья, по своему положению одной независимой хозяйки своей судьбы, опекунши и воспитательницы племянника, первая была вызвана жизнью из того мира печали, в котором она жила первые две недели. Она получила письма от родных, на которые надо было отвечать; комната, в которую поместили Николеньку, была сыра, и он стал кашлять. Алпатыч приехал в Ярославль с отчетами о делах и с предложениями и советами переехать в Москву в Вздвиженский дом, который остался цел и требовал только небольших починок. Жизнь не останавливалась, и надо было жить. Как ни тяжело было княжне Марье выйти из того мира уединенного созерцания, в котором она жила до сих пор, как ни жалко и как будто совестно было покинуть Наташу одну, – заботы жизни требовали ее участия, и она невольно отдалась им. Она поверяла счеты с Алпатычем, советовалась с Десалем о племяннике и делала распоряжения и приготовления для своего переезда в Москву.
Наташа оставалась одна и с тех пор, как княжна Марья стала заниматься приготовлениями к отъезду, избегала и ее.
Княжна Марья предложила графине отпустить с собой Наташу в Москву, и мать и отец радостно согласились на это предложение, с каждым днем замечая упадок физических сил дочери и полагая для нее полезным и перемену места, и помощь московских врачей.
– Я никуда не поеду, – отвечала Наташа, когда ей сделали это предложение, – только, пожалуйста, оставьте меня, – сказала она и выбежала из комнаты, с трудом удерживая слезы не столько горя, сколько досады и озлобления.
После того как она почувствовала себя покинутой княжной Марьей и одинокой в своем горе, Наташа большую часть времени, одна в своей комнате, сидела с ногами в углу дивана, и, что нибудь разрывая или переминая своими тонкими, напряженными пальцами, упорным, неподвижным взглядом смотрела на то, на чем останавливались глаза. Уединение это изнуряло, мучило ее; но оно было для нее необходимо. Как только кто нибудь входил к ней, она быстро вставала, изменяла положение и выражение взгляда и бралась за книгу или шитье, очевидно с нетерпением ожидая ухода того, кто помешал ей.
Ей все казалось, что она вот вот сейчас поймет, проникнет то, на что с страшным, непосильным ей вопросом устремлен был ее душевный взгляд.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Научно-исследовательская работа Тема: «Профессиональная лексика – шаг в специальность» Работу выполнила учащаяся Н-25 группы: Малова Е. Научный руководитель: Кулыгина М.А. ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум»

2 слайд

Описание слайда:

Спешит, шуршит иголка, Склонилась голова, По голубому шелку Кружатся кружева, Топорщатся оборки, Волнуется волан, И белый бантик верткий Садится на карман... Не знать - это равносильно не развиваться, не двигаться. Сенека Гипотеза: понимание профессиональной лексики, употребление ее в устной и письменной речи является показателем уровня владения родным языком и профессиональными компетенциями.

3 слайд

Описание слайда:

Цель работы: показать значение профессиональных слов и частоту их использования в речи; формирование профессиональной компетенции, активизация познавательной деятельности учащихся по профессии; составление толкового словаря портных. Объект исследования – профессиональная лексика портных. Предмет исследования – лексическое значение, происхождение, употребление, классификация, способы применения и приемы использования профессиональной лексики.

4 слайд

Описание слайда:

Профессионализмы употребляются как просторечные заменители терминов в ограниченной специальной тематикой речи лиц, связанных по профессии. Часто профессионализмы имеют локальный, местный характер. Существует точка зрения, согласно которой профессионализм есть синоним понятия «термин». Умелое употребление в устной и письменной речи профессиональной лексики – признак высокой речевой культуры специалиста, профессионализма. Специальная лексика Термины - узаконенные названия каких-либо специальных понятий. Профессионализмы -слова и выражения, свойственные речи какой-либо профессиональной группы.

5 слайд

Описание слайда:

обметать петлю пробить рулик сантиметровая лента сантиметр дублировать деталь выкраивание детали проклеить вырезать сшить снять с иголочки швея швейник тесьма Профессионализмы и термины

6 слайд

Описание слайда:

Профессионализмы образуются: суффиксальным способом - существительные со значением лица по роду деятельности, профессии при помощи суффиксов -щик-, -щиц-, -ист- - существительные со значением лица по признаку, которые определяют его отношение к предмету, занятию с морфемой -ник- - существительные со значением субъективной оценки, сопровождающийся экспрессией ласкательности, шутливости, иронии, придают суффиксы -ец-, -к-, -ишк-, -яж- , -их-. (портняжка) способом сложения основ (костюмер, белошвейка) посредством сужения смыслового значения общеупотребительных слов (пробить) посредством их переносного употребления (рулик) посредством сокращения словосочетаний и слов (сантиметр) наблюдается преобладание отглагольных существительных (подрубщица, шитница) Строчить- шить на швейной машинке. От строчить образовалось слово строчка, строченый (суффиксальный способ), строчевышитый (сложение основ).

7 слайд

Описание слайда:

Профессиональная терминология с лексического аспекта ПОРТНОЙ (произошло от древнерусского порть -нарез или кусок ткани, одежда; устар. швец, швея) - ремесленная профессия по изготовлению одежды из текстильных полотен XIV в. ПОРТНОЙ (современное значение мастер, специалист по шитью одежды). Слово восходит к древнерусскому «порты» - одежда. Некий черноризец «своими руками работая, стяжал имения мало, потому что был портной швец» … «Печерский патерик», стр. 41. Новгород. лет., стр. 503. «А се о швеци. Аще швець исказить свиту, не умея шити, или гневом, да ся биеть, а цены лишен» . "Закон Судный людем"

8 слайд

Описание слайда:

Словарь русских фамилий Понтрягин - отчество от портняга - "портной", Портной, Портнов, Портнягин, Портняков, Портняжный, Портновский Этимологический словарь русского языка Крылова Портной произошло от названия предмета одежды порты, портки(современное значение- штаны) «Первоначально его обучали портному(имя прилагательное) мастерству». Салтыков-Щедрин «Пошехонская старина» «Он сам давал наставления своему портному (имя существительное), как шить». Н. Гончаров «Обыкновенная история» По словарю Ушакова Портная, портное (устар.). То же, что портновский «И себя не уронил и портного искусства тоже не выдал». Гоголь ДАННЫЕ СЛОВАРЕЙ

9 слайд

Описание слайда:

Разграничение лексических значений слов портной и швея швея (др.-русск. шьвѣи производному (суф. -ѣи) от шити. портной (др.-русск. *пъртьныи шьвьць) Синонимы к слову портной имеют значение результата действия: костюмер, портняжка, портнишка, швец, пальтошник, брючник, пиджачник, жилетник, лицовщик. Синонимы к слову швея обозначают саму деятельность: швачка, подрубщица, петельщица, швейка, швачиха, швечиха, шитница, швалья, строчильщица, тачальщица, модистка, лицовщица, бельевщица, белошвейка, портниха

10 слайд

Описание слайда:

заимствованная лексика исконно русская лексика общеславянские собственно русские древнерусские нить, наперсток, лекало польский язык кант турецкий язык тесьма французский язык манекен немецкий язык штопать Слово игла появилось в 11веке из общеславянского иго «ярмо» и –ла «тонкая палочка, которая сбоку закрепляет ярмо на шее животного», а с 15 века в словарный состав входит слово шпилька, произошедшее от немецкого spille «иголка». От существительного игла образовалось несколько терминов: иглодержатель (сложение основ)-приспособление для закрепления иглы, игольник- (суффиксальный) -футлярчик для хранения швейных игл. ПРОИСХОЖДЕНИЕ профессиональных слов

11 слайд

Описание слайда:

Терминологическое значение общеупотребительных слов: ДРАП - тяжелая плотная шерстяная ткань из пушистой пряжи(спец.); - убегать, драпать. Стёжка - действие по глагола стегать(спец.) - прошитое швом или швами место. (спец.) - то же, что тропинка Спинка - деталь одежды(спец.); - часть стула Кантовать - обшивать, окаймлять кантом(спец.); - обтесывать брус, доску, камень и т.п., образуя кант; - переворачивать заготовки, детали, изделия при обработке или груз при перемещении; - кутить, пировать. Строчка -действие от глагола строчить (спец.)) - сплошной шов по поверхности сшиваемых кусков ткани(спец.) - то же, что строка. (Стихотворная строчка) Резец - инструмент с лезвием для резания чего-нибудь(спец.)- передний зуб плоской формы. Байка - мягкая, рыхлая хлопчатобумажная ткань с ворсом(спец.), - рассказы. Молния-фурнитура, обычно применяемая в поясных изделиях(спец.) -природное явление. Полочка -деталь одежды(спец.) - подставка для книг Рукав - деталь одежды(спец.); -пожарный шланг Рельеф – конструктивная линия(спец.) - изгиб горы Атлас название ткани(спец.) - сборник карт по географии. Кокетка – девушка – модница -сейчас верхнюю, отделочную, отрезную деталь изделия(спец)

12 слайд

Описание слайда:

Словарь-справочник по профессии «Портной» Терминология ручных швейных работ Припосаживание – это соединение двух разных по размерам деталей. Терминология машинных швейных работ Терминология влажно-тепловых работ Пришивание – это прикрепление отделки или фурнитуры к основной детали с помощью стежков постоянного назначения. Это может быть пришивание пуговиц, крючков. Станина - основание, на которое монтируются части швейной машины. Прессование – это влажно-тепловая обработка изделия на прессе.

13 слайд

Описание слайда:

Добрый портной с запасом шьёт. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Длинная нитка - ленивая швея. Куда иголка, туда и нитка. Нет воров супротив портных мастеров Портной на грош украдет, а на рубль изъяну сделает. Портной за фасон берет. Фасон дороже приклада. У портного и локоток на отлёте. Без топора не плотник, без иглы не портной. Кроить не шить: после не распорешь. Без топора не плотник, без иглы не портной. Как с иголочки одет. Буквальное значение оборота, пришедшего из профессиональной лексики портных: «только что сшитое, взятое от портного плате» Сшить на живульку. Живулька (диалектное слово)- «живая нитка», которую легко выдернуть Пословицы русского народа. . Профессионализмы в крылатых выражениях Фразеологизмы профессионального происхождения Поместите мельника, портного и ткача в один мешок и встряхните. Первый, кто вывалится, тот и вор. Сто портных, сто мельников и сто ткачей составляют три сотни воров. Английские пословицы.

14 слайд

Описание слайда:

Использование в речи профессиональных терминов представителями разных возрастных категорий Умелое употребление в речи профессиональной лексики – признак высокой речевой культуры специалиста, профессионализма. Для исследования данного языкового явления проведено анкетирование и выборочный опрос учащихся по профессии «Портной», мастеров производственного обучения, специалистов ателье. Всего было опрошено 126 респондентов. В ходе данного исследования предполагалось выяснить причины, побуждающие людей прибегать к использованию в речи профессиональной лексики. 84 человека из 126 используют ее в своей речи. Специалисты ателье чаще применяют профессиональные слова в устной речи, а учащиеся в письменной. 36 человек пользуются профессиональной терминологией с целью повысить профессионализм, 42 – показать профессиональную грамотность, 22 учащихся – запомнить термины. Все опрошенные считают необходимым использование специальной лексики в речи, но это должно происходить грамотно, чтобы она точно соответствовала содержанию высказывания, его целям, характеру текста. Поэтому необходимо понимать значение терминов, учитывать их стилистические особенности, грамматические свойства, знать происхождение.

15 слайд

Описание слайда:

Это интересно Плохой заказчик хорошего за собой не приведёт. Чтобы научиться вымётывать петли, выметай сто петель. Сто первая будет хорошая. Нельзя смётывать чёрной ниткой. Нельзя ремонтировать одежду перед выходом в ней. Удачу пришьёшь. Нельзя надевать вещь в тот день, когда её заканчиваешь. Это к неприятностям. Нельзя оставлять манекен «голым». Это к бедности. Не обмётывай свои изделия какими- попало нитками. Это приводит к «беспорядку в жизни» и неудачам в работе. Только нитками в тон! Никогда не воруй остатки ткани у заказчиков и не проси. Это к нужде. Можно взять, если отдадут сами, без твоей просьбы. Не рви нитки зубами. К скандалам с заказчиками. Народные приметы: Параллельные швы пересекаются. Доказано вьетнамскими портными! Анекдот

16 слайд

Описание слайда:

Шитьё без примерок – это искусство Самая длинная мышца в теле человека называется "портняжная". Если бы извилины мозга носили бы названия, то самая длинная извилина то же бы называлась "портняжной". Ведь человечество давно бороздит космос, спустилось на дно океана, пробурило длиннющие скважины, но до сих пор не научилось шить без примерок. Шитье без примерок не стало технологией, а осталось на уровне искусства, оно почти не передается в виде знаний. Портных, которые могут шить без примерок, меньше чем потомственных ясновидящих, исправляющих врожденные дефекты судьбы. Таких портных меньше чем космонавтов, и при этом их имена не на слуху.

17 слайд

Описание слайда:

Тайны истинной профессии портного Работа портного всегда давала возможность общения и влияния, иногда самого непосредственного (образ Броневого- герцога из того самого Мюнхгаузена). Все это может означать, что подобно свободным каменщикам, существует еще более закрытое сообщество свободных портных, которые управляют миром. Может, неспроста президенты перед важными встречами заказывают себе новый пиджак и брюки, секретные агенты шьются до и после задания. А ведь по форме лацканов и прибавкам, даже не спрашивая, можно определить, куда агент едет и что у него будет под пиджаком. Это как напоминание у Высоцкого: "А сама наложит тола под корсет, ты проверяй, какого пола твой сосед«. Что нашло отражение в фильме "Из Парижа с любовью", где террористке потребовались минимальные навыки в шитье, чтобы почти взорвать посла США, но у нее это не получилось и ее раскрыли, в том числе потому, что шила она плохо.

Описание слайда:

СТИХОТВОРЕНИЕ ПРО ПОРТНОГО Жил портной один умелый, Знал прекрасно своё дело: Ткани выбирал для нас - Хлопок, ситец и атлас. А потом снимал он мерку, Делал выкройку, примерку, Белой ниткой ткань сметал, На машинке всё сшивал. И на праздник у ребят Новый был всегда наряд. Автор: С.А. Васильева Спасибо за внимание! Не пренебрегайте ничем из всего, что может вас сделать великим. Стендаль