Продажа сельхозпродукции с ндс и без. Работа по новым правилам Зерно для перепродажи купили без ндс

Что нужно учесть налогоплательщику, реализующему сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки, которые включены в перечень, утвержденный Правительством РФ?

По общему правилу по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (продукции) определяется исходя из стоимости этих товаров (продукции) (п. 1 ст. 154 НК РФ). Особый порядок исчисления налога п. 4 названной статьи предусмотрен для операций по реализации закупленной у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС) сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, которые включены в правительственный Перечень. Налоговая база в этом случае рассчитывается как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. О нюансах применения такого особого порядка поговорим в рамках данной статьи.

Особый порядок исчисления налоговой базы.

Согласно п. 4 ст. 154 НК РФ при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

Суть особого порядка, установленного данным пунктом, заключается в том, что исчисляется с межценовой разницы и с использованием расчетных ставок – 10/110 или 18/118. Добавим, на многие виды продукции, закупаемой у физических лиц, распространяется п. 2 ст. 164 НК РФ, то есть они облагаются НДС по ставке 10%.

Налоговая база (или межценовая разница) в анализируемой ситуации рассчитывается по формуле:

Указанный порядок позволяет уплачивать НДС с реализации в меньшем размере, поскольку налог в данном случае исчисляется не со всей стоимости реализованной продукции, а с межценовой разницы. Правда, сфера применения обозначенной преференции (а предоставление налогового преимущества отдельным категориям лиц является именно преференцией) ограничена рядом дополнительных условий. Проанализируем эти условия.

Закупаемая продукция должна быть включена в Перечень

* К примеру, если в Перечне указан только вид сельскохозяйственной продукции, а продукты ее переработки не упоминаются, то к названным продуктам переработки п. 4 ст. 154 НК РФ не применяется (см. Письмо Минфина России от 26.01.2005 № 03-04-04/01).

К сведению:

В Перечень, в частности, входят скот, птица и кролики в живом весе, мясо и субпродукты скота и птицы, молоко и молокопродукты, яйца, невыделанные шкурки кроликов, норки, песца, лисицы и нутрии, рыба всех видов (любительское рыболовство), пчелиный мед, пчелиный воск, вощина, зерновые и зернобобовые культуры, масличные культуры (кроме конопли), сахарная свекла, картофель, овощи открытого и защищенного грунта, бахчевые продовольственные и кормовые культуры, плоды семечковых и косточковых культур, виноград, плоды цитрусовых культур, чайный лист, культурные и дикорастущие орехи и ягоды, культурные и дикорастущие (свежие) грибы.

Пример 1.

Налогоплательщик закупил у физического лица красную свеклу в количестве 245 кг по цене 18 руб. за кг. В дальнейшем свекла была реализована по цене 25 руб. за кг.

Свекла поименована в Перечне (она относится к овощам открытого грунта).

Следовательно, при ее реализации налоговая база в целях исчисления НДС определяется как межценовая разница в порядке, установленном п. 4 ст. 154 НК РФ. В данном случае налоговая база составит 1 715 руб. ((25 - 18) руб. x 245 кг).

Соответственно, операции по реализации товаров (продукции), которые не включены в этот Перечень, облагаются НДС в общем порядке на основании п. 1 ст. 154 НК РФ.

Продукция должна быть закуплена у физических лиц

* Но при условии осуществления реальной закупки продукции у населения (см. Постановление АС ПО от 25.08.2016 № Ф06-11507/2016 по делу № А65-25498/2015).

В силу п. 2 ст. 11 НК РФ физическими лицами признаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Вместе с тем в названном пункте упоминается еще одна категория физических лиц – это лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К последним отнесены индивидуальные предприниматели и главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Причем о предпринимательской деятельности (как о критерии, который позволяет разграничивать обычных физических лиц от предпринимателей и глав фермерских хозяйств) в п. 4 ст. 154 НК РФ не упоминается. В нем лишь есть оговорка о неплательщиках налога. А неплательщиками НДС, как известно, могут быть и предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы (например, УСНО).

Между тем данное обстоятельство правоприменительной практикой толкуется не в пользу предпринимателей. И чиновники (см. Письмо Минфина России от 07.12.2006 № 03-04-11/234), и суды (см. Постановление ФАС ПО от 03.12.2013 по делу № А12-6633/2013) считают, что действие п. 4 ст. 154 НК РФ не распространяется на предпринимателей-спецрежимников.

Пример 2.

Используем данные из предыдущего примера.

Налогоплательщик приобрел свеклу для дальнейшей реализации у фермера – индивидуального предпринимателя.

В этом случае налоговая база определяется по общему правилу, установленному в п. 1 ст. 154 НК РФ, то есть с полной стоимости реализованной продукции: 6 125 руб. (25 руб. x 245 кг).

Продукты переработки.

Дословно операции, в отношении которых подлежит применению правило, установленное п. 4 ст. 154 НК РФ, определены так: при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками).

Исходя из построения фразы, получается, что продукты переработки как будто исключены из контекста анализируемой нормы. Хотя в названии Перечня говорится именно о сельскохозяйственной продукции и продуктах ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц.

В результате на практике нередко возникают споры относительно правомерности исчисления НДС с межценовой разницы при продаже продукции, изготовленной налогоплательщиком из сырья, закупленного у физических лиц. Об этом свидетельствуют примеры судебных решений.

Есть решения, в которых высказывалась иная точка зрения: вправе определять налоговую базу по НДС как разницу между ценой реализации и ценой приобретения, в том числе и при реализации продуктов, при изготовлении которых использовалась сельскохозяйственная продукция, поименованная в Перечне и приобретенная у физических лиц, не являющихся плательщиками данного налога.

В частности, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.08.2013 по делу № А12-6633/2013 отметил, что в силу прямого указания действие п. 4 ст. 154 НК РФ распространяется не только на операции по перепродаже сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, но и на операции по продаже продуктов ее переработки.

Схожие выводы (что особый порядок определения налоговой базы распространяется не только на ситуации, когда приобретенная у физических лиц продукция и продукты ее переработки перепродаются в неизменном (непереработанном) виде, но и на случаи реализации готовой продукции, произведенной из названных продуктов и продуктов их переработки) были также сделаны:

    в Постановлении ФАС СКО от 16.01.2007 № Ф08-6441/06-2826А по делу № А32-24896/2005-60/971 (Определением ВАС РФ от 09.08.2007 № 8061/07 оставлено в силе);

    в Постановлении ФАС УО от 08.05.2009 № Ф09-2751/09-С2 по делу № А07-13574/2008-А-БЛВ.

Следует обратить внимание и на Постановление АС ВСО от 30.07.2015 по делу № А78-7926/2014, в котором уточнено, что в отношении операций по реализации продуктов переработки, для изготовления которых налогоплательщик закупает у физических лиц сельскохозяйственное сырье, также применяется особый порядок исчисления налоговой базы, но при условии, что продукты переработки из закупленного у физических лиц сельскохозяйственного сырья поименованы в Перечне.

Иная точка зрения отражена в Постановлении ФАС ЗСО от 08.06.2009 № Ф04-2975/2009(6522-А03-42) по делу № А03-8680/2008: в отношении операций по реализации мясных деликатесов и полуфабрикатов, выработанных предпринимателем из мяса, закупленного у населения, налоговая база должна исчисляться в общеустановленном порядке (то есть в порядке п. 1 ст. 154 НК РФ).

Официальных писем по анализируемому вопросу немного, и, к сожалению, в них не всегда приведены исчерпывающие разъяснения, исключающие двоякое толкование.

Реквизиты документа

Разъяснения, приведенные чиновниками

Письмо Минфина России от 26.01.2005 № 03-04-04/01

В Перечень включен папоротник, а не продукты его переработки. Поэтому при реализации продуктов переработки папоротника (в том числе папоротника соленого), закупленных у физических лиц, налоговая база по НДС определяется в общеустановленном порядке, то есть в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ

Письмо Минфина России от 27.04.2002 № 04-03-11/17

Что касается реализации товаров (в том числе колбасных изделий), произведенных налогоплательщиком из мяса, закупленного у физических лиц, то согласно п. 1 ст. 154 НК РФ в таких случаях налоговая база устанавливается исходя из полной стоимости реализованных товаров, исчисленной на основании цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ без включения в них НДС и налога с продаж

Более точные формулировки, на наш взгляд, Минфин привел в Письме от 11.07.2017 № 03-07-14/43942.

Чиновники фактически указали, что условием применения названной налоговой преференции является именно перепродажа ранее закупленных у населения и сельскохозяйственной продукции, и продуктов ее переработки в неизменном виде. Буквально они сказали следующее: налоговая база по НДС определяется в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 154 НК РФ, в случае перепродажи налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, приобретенных у физических лиц, не являющихся плательщиками налога.

Кроме того, финансисты подчеркнули, что если происходит реализация товаров, произведенных из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, то согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса в таких случаях налоговая база определяется исходя из полной стоимости реализованных товаров.

Мы неслучайно процитировали эту фразу, поскольку из-за отсутствия в ней упоминания о Перечне, ее можно истолковать двояко. Под товарами здесь понимаются:

    либо продукты переработки, произведенные налогоплательщиком из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, которые прямо не указаны в Перечне;

    либо любые продукты переработки, произведенные налогоплательщиком из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц.

Значит, что каждый участник налоговых правоотношений (включая налоговиков) может (и, скорее всего, будет) трактовать разъяснения, приведенные в Письме Минфина России № 03-07-14/43942, в свою пользу. Что в результате неизбежно приведет к налоговым спорам, исход которых предугадать сложно.

В перечень продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10 процентов, внесены изменения (постановление Правительства РФ от 18 июня 2012 г. № 597). О том, что в связи с этим необходимо предпринять хозяйству, - в статье.

Какие виды продукции льготируются

Перечень товаров, реализация которых облагается ставкой налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, определен пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ. В частности, к ним относятся следующие продовольственные товары:

Скот и птица в живом весе;

Мясо и мясопродукты (за исключением деликатесов);

Молоко и молокопродукты;

Яйца и яйцепродукты;

Масло растительное, масло семян и продуктов их переработки;

Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы;

Рыба живая (кроме ценных пород);

Мука и др.

Кроме того, вышеперечисленные виды продукции определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП), утвержденным постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301, и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД), утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18 нояб-ря 2011 г. № 850. На сегодня Перечень льготируемых товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908. В него постановлением Правительства РФ от 18 июня 2012 г. № 597 были внесены изменения. Так, из Перечня исключена продукция, определяемая по коду ОК 005-93 «91 4230-91 4234». А также раздел 3 «Маргарин» изложен в новой редакции «Маргарины. Жиры специального назначения. Эквиваленты, улучшители и заменители масла какао (91 4210-91 4213)». Изменения коснулись и разделов: «Молоко и молокопродукты» (раздел 1), «Масло растительное» (раздел 2), «Продукты детского и диабетического питания» (раздел 4).

Как подтвердить соответствие продукции

В примечании к Перечню приведен порядок определения кодов в соответствии с ОКП по продовольственным товарам отечественного производства. Он распространяется на правила подтверждения кода ОКП на реализуемую организацией продукцию. А подтвердить принадлежность к соответствующему коду можно документом, удостоверяющим соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (сертификата соответствия). .

Но при условии, что код ОКП в указанном документе соответствует коду ОКП в национальном стандарте, отраслевом стандарте и техническом условии.

А вот при подтверждении соответствия продукции, ввозимой на таможенную территорию России, посредством ТН ВЭД нужно руководствоваться как самими кодами, так и наименованиями товара. Также необходимо отметить, что в постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908 не прописаны правила применения кода ОКП в случае, если ввозимый в Россию импортный товар реализуется на ее внутреннем рынке, обязывающие для целей НДС определять соответствие кода ТН ВЭД коду ОКП. Поэтому применение кода ТН ВЭД производится не только при ввозе товаров, но и при реализации этой импортной продукции на территории России. То есть без определения соответствия кода ТН ВЭД коду ОКП. Такие разъяснения дали чиновники ФНС России в письме от 1 февраля 2011 г. № КЕ-4-3/1420@.

Если изменилась ставка налога

Моментом определения базы по НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ признается наиболее ранняя из следующих дат:

День отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

День оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Следовательно, при исчислении налоговой базы в отношении продукции, по реализации которой ставка налога была изменена, бухгалтеру сельхозпредприятия по состоянию на последнее число квартала необходимо ее выделить и начислить налог на добавленную стоимость по ставке, которая действуют на момент реализации.

Если следовать норме пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ, то акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, а также повышающие налоговые ставки или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Следовательно, пересчитывать налоговую базу ретроспективно не следует.

А что делать с авансовыми платежами, которые организация уже перечислила в бюджет при отгрузке продукции? В этом случае уплаченный налог подлежит возмещению по составленному ранее счету-фактуре. То есть сумма налога, исчисленная до изменения налоговой ставки, принимается к вычету в размере уплаченного налога. Кроме того, при изменении ставки налога необходимо внести поправки в договор поставки. А именно в условие о цене (если НДС выделен).

В этом случае цена подлежит пересмотру на основании изменения существенного условия договора (ст. 451 Гражданского кодекса РФ).

Важно запомнить

Добрый день, уважаемые коллеги.

Первый вопрос, казалось бы, относится к достаточно узкому сектору - к сектору сельхозпроизводителей и экспортеров зерна. Тем не менее, это общероссийская проблема компаний на классической системе налогообложения.

Читаю: «Уважаемый Владимир Викторович, поднимите, пожалуйста, в своих экспертных обзорах тему зернового бизнеса. В частности - принятие зерновым сообществом, так называемой, «хартии» (без кавычек рука не поднимается писать), так как экспортеры, трейдеры подписали данную «хартию» под давлением ФНС и силовиков: работать чисто, без схем незаконной оптимизации и незаконного возмещения НДС. В итоге: забыли предупредить банки и сельхозпроизводителей. С уважением, Р. Н.»

Прежде чем давать комментарий по этой теме, я, конечно же, посмотрел видеоролик процедуры подготовки к подписанию этой «хартии». Это видео не для слабонервных… Более жесткого и прямого разговора я в своей жизни не видел. Если б вы только слышали, что бизнесмены, экспортеры и производители зерна говорили в глаза высоким начальникам из ФНС, ФСБ, ОБЭП и т.д.

Вернемся к замечательной «хартии». Ключевая вещь, о которой шла речь, - это добиться от производителей и экспортеров зерна, чтобы они не мухлевали, и чтобы они не закупали зерно у, так называемых, «поставщиков» зерна с НДС, и, чтобы не было незаконного возмещения НДС на границе во время экспорта. При этом производители прямо говорили: «Да, мы покупаем зерно без НДС, но оформляем его, как купленное с НДС». Называли причины, и этой причиной в чистом виде является экономика: «Мы вылетим после этого с рынка». Эти экспортеры все, как один, требовали от чиновников, чтобы они отменили ЕСХН, и чтобы те, кто выращивает зерно, сельхозпродукцию, выращивали ее и продавали с НДС. А потом трейдеры могли закупать эту продукцию с НДС, ставить НДС к вычету, а при экспорте соответствующим образом возмещать. Вот, о чем шла там речь.

Да здравствует бюджет - умрите производители

Мое личное мнение: ни те, ни другие неправы. Государство категорически неправо в том, что продавило производителей (под словом «производители зерна» я подразумеваю крупных посредников и трейдеров, которые скупают зерно, а затем его продают). Чиновники категорически неправы в том, что они заставили бизнесменов подписать эту «хартию». Экономика не может успешно развиваться в условиях давления. Невозможно командно-административными методами, когда нет экономического интереса, заставить бизнесмена следовать этой «хартии». Я вас уверяю, бизнесмены все равно найдут какую-то лазейку. В этом отношении чиновники, по моему мнению, неправы.

Что произойдет? Как я это вижу? Совершенно однозначно, что крупные трейдеры, вынужденные закупать зерно без НДС, а, соответственно, делать схемы, как будто они закупают с НДС, после подписания «хартии» действительно примут решение работать легально. Чтобы не вылететь с рынка, чтобы быть хоть чуточку конкурентоспособными, они начнут давить производителя зерна, работающего на ЕСХН. Они начнут требовать НДС от производителя - легальный НДС, и он вынужден будет перейти с ЕСХН на ОСН просто для того, чтобы продать свое зерно. Это означает, что мы увидим всплеск цен, и каждый гражданин страны почувствует этот всплеск цен на хлебобулочные изделия, например.

Либо второй вариант развития событий: чтобы выжить, трейдер вынужден будет проламывать цену у того, кто выращивает зерно, опуская стоимость, чтобы хоть немножко компенсировать себе потери на уплате НДС. Что мы в результате получим? Да, мы получим замечательный всплеск за счет этой отрасли по уплате НДС в бюджет. Да здравствует бюджет! Бюджету какое-то короткое время будет хорошо. Но мы автоматически плохо сделаем тем, кто производит эту сельхозпродукцию: мелкие начнут просто тихо и тупо умирать…

Неделю назад я разговаривал с производителем зерна «средней руки» - у него порядка 30 тысяч гектар. Он мне рассказывал совершенно мутные истории по поводу поддержки сельского хозяйства, по поводу субсидирования. По моему мнению, там бардак полнейший. Благодаря этой «хартии» мы этого бардака добавляем.

Следующий минус. Насколько я знаю, с точки зрения экономики этой отрасли: трейдеры не купаются в золоте-бриллиантах и не извлекают какую-то сверхприбыль. На мировом рынке достаточно жесткая конкуренция. Если производителям зерна не проломят цены, либо не заставят их перейти на классическую систему налогообложения, то трейдеры станут нерентабельными, либо неконкурентоспособными на мировом рынке. Россия получит меньше валюты.

Одна прекрасная идея, убивающая экономику

Я считаю эту идею совершенно непродуманной, но это далеко не все. Высокопоставленный налоговик в этом видеоролике заявила следующее: «К осени мы разработаем законопроект и подадим его в Госдуму, и со следующего года мы внесем изменения в Налоговый кодекс, и сделаем так, когда компания «А» платила компании «Б», чтобы НДС не передавался поставщику». Согласно этой идее, налоговики планируют с 1 января 2018 года сделать так, чтобы любой покупатель, который что-то покупает с НДС, отдавал этот НДС напрямую в бюджет… Прекрасная идея для бюджета! Прекрасная идея, гробящая экономику, по той лишь простой причине, что совокупная налоговая нагрузка на любых товаропроизводителей, работающих на «классике», на сегодняшний день такова, что практически ни одна российская компания, занимающаяся реальной сферой производства не способна конкурировать на мировом рынке. Послушайте: ни одна!

Сама по себе «хартия» совершенно непродуманна. Она принесет временную пользу бюджету, в перспективе от полугода до года, а потом эта польза для бюджета будет автоматически потеряна за счет еще сильнее сжимающейся удавки для большинства сельхозпроизводителей. В конце концов, с точки зрения даже среднесрочной перспективы, мы получим с вами больше минусов, чем плюсов. Но, если чиновники выполнят свое обещание и с 1 января 2018 года внесут изменения в Налоговый кодекс (каждый, кто покупает товар с НДС, будет напрямую платить НДС в бюджет) - что ж, обналичка исчезнет мгновенно, автоматически. Даже не нужны никакие законы, связанные с ужесточением ответственности за обналичку. Она просто исчезнет. Пойдет ли это на пользу экономике? Боюсь, что никто это толком не просчитывал.

Использование НК РФ без здравого смысла - подавление

«А где решение?» - спросите вы. Я уже 100 раз предлагал сделать плоскую шкалу по налогу на добавленную стоимость. Я считал, научно-исследовательские институты подтвердили мои расчеты. Сделать плоскую шкалу, поставить НДС 10%, отменить всякие льготы по ст.145 НК РФ , чтобы все спецрежимы платили НДС, и убрать ставку 18% и нулевую ставку. Это автоматически решит все проблемы. Это могло бы быть переходным периодом к полной отмене НДС. Вы спросите: «А какого черта, почему такая простота не видна нашим чиновникам?» Знаете, это уже область предположений. У меня нет точной статистики того, сколько чиновники имеют за счет бардака, связанного с уплатой НДС, и сколько имеют люди в погонах, крышующие эту область. У меня нет этой статистики, поэтому мне здесь сложно оперировать. Но, думаю, это одна из причин, почему никому из них не нужна плоская шкала по уплате НДС.

Моя оценка этой подписанной «хартии»: больше плохого, чем хорошего. Два человека спорят друг с другом о чем-то, если вы разрешаете этот спор, если вы занимаете точку зрения лишь одной из сторон, то это будет плохим решением. Разрешая этот спор, вы должны учитывать точки зрения обеих сторон. Вы должны устанавливать истину для обеих сторон. Так вот, здесь истина для стороны под названием «сельхозпроизводитель», «трейдер» и людей, создающих национальное достояние страны, установлена не была. Я смотрел все это обсуждение: их даже слушать никто не стал. Как бы бизнесмены не выступали жутко эмоционально, и, в том числе, делали свои предложения. По результату я не увидел, чтобы хоть кто-то из чиновников услышал. Я увидел, как высокопоставленный чиновник ФНС, искренне гордясь собой, говорила о том, что «мы продолжим делать свою работу», и ее работа заключалась в доначислении безмерных сумм НДС и налога на прибыль, ведущих к разорению компании… А что будет с этой компанией после того, как доначислят и взыщут -чиновницу не интересовало. Вы знаете, даже сотрудник ФСБ (он был в разы более адекватным) слышал бизнесменов! А налоговики: им в одно ухо влетело, в другое - вылетело. Очень жаль, очень жаль. Было бы здорово, если бы налоговая инспекция страны руководствовалась не только Налоговым кодексом, но и хоть немножко здравым смыслом. Можно использовать Налоговый кодекс без учета здравого смысла - это будет подавлять. А можно использовать Налоговый кодекс с учетом здравого смысла - и это будет давать шанс российским товаропроизводителям продолжать работать в нашей стране, а не разоряться.

НДС. Если экспортная сделка не подтверждена документально, то НДС требуется начислить и оплатить на дату отгрузки товаров. При экспортной поставке допускается составление УПД вместо счета-фактуры. В документах указывается нулевая ставка налога. В случае поставки в страны ТС, подтверждение (пакет документов) требуется передать в ФНС до окончания 180 дня с даты отгрузки покупателю. Основными документами, которые подтвердят факт экспортной сделки, являются:

  • Контракт на поставку;
  • Товарно-транспортные документы;
  • Накладные на товар (отгрузка), УПД, счет-фактура;
  • Заявление на ввоз и уплату косвенных налогов;
  • Декларация по экспортной сделке.

Подобные сделки регулируются соглашением между Россией и странами союза, принятым в 2010 году.

Учет ндс при экспорте товаров в 2018 году

При этом в указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (п.5 ст.168 НК РФ). При реализации товаров, компании-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)».
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДАННЫХ ИЗ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА «АСК НДС-2» Важно! Это означает, что с 1 января 2018 г. реализация лома и отходов черных и цветных металлов не относится к разряду льготируемых операций.

Онлайн журнал для бухгалтера

Наиболее масштабные изменения внесены в порядок исчисления НДС. Проанализируем наиболее значимые из них. Под занавес уходящего года законодателями подготовлен ряд изменений по НДС.


АУТСОРСИНГ БУХГАЛТЕРИИ Изменения в части определения места реализации услуг Проблема правильности определения места реализации работ (услуг) для целей исчисления налоговой базы по НДС актуальна для налогоплательщиков, заключающих контракты с иностранными организациями. В том случае, если местом реализации выполненных работ, оказанных услуг является территория РФ, то по данной сделке необходимо исчислить и уплатить налог в бюджет.

Напомним, что оказание услуг, выполнение работ облагается НДС в случае, если местом их реализации признается территория РФ (ст.148 НК РФ). Федеральным законом от 27.11.2017 г. №335-ФЗ внесены изменения в п.1 ст.

148 НК РФ. В действующей редакции до 01.01.2018 г.

Уплата ндс сельхозпредприятиями на есхн с 1 января 2018 года

Внимание

НДС – один из тех видов налогов в Российской Федерации, для которого не существует какой-то единой ставки. А потому он может вызывать наибольшее количество затруднений у предпринимателей и бухгалтеров.


В этой статье мы подробно расскажем о каждом значении налога и, тем самым, объясним, как правильно выбрать ставку НДС в 2018 году в России (таблица). Подписывайтесь на бухгалтерский канал в Яндекс-Дзен!
  • 1 Есть выбор, но не свободный
  • 2 Нулевой налог
  • 3 Пониженный налог
  • 4 Стандартный налог
  • 5 Расчетные ставки: 10/110 и 18/118
  • 6 Налог в счете-фактуре

Есть выбор, но не свободный На самом деле, налоговые ставки НДС могут принимать три, если не пять разных значений.

Российских аграриев в 2018 году обяжут платить ндс

Это могут быть, например, счета-фактуры, которые подтвердят правильность заполнения декларации по НДС в ходе ее камеральной проверки (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). Кроме того, налогоплательщикам рекомендуется переводить все документы, направляемые для подтверждения льготной ставки в ИФНС, на русский язык, т.

к. вся первичка должна быть составлена на русском языке и иметь построчный перевод (п. 9 приказа

Важно

Минфина России от 29.07.1998 № 34н в ред. от 11.04.2018). Нулевая ставка НДС используется в следующих случаях… Итак, случаи, когда применятся нулевая ставка, следующие:

  • при оказании услуг международной перевозки товаров морским, речным, железнодорожным транспортом, самолетами и автомобилями;
  • при транспортировке и перевалке нефти и нефтепродуктов, а также природного газа за пределы РФ с учетом особенностей пп.

2.2, 2.3 ст.

Ставка ндс 2018

Покупатели — налоговые агенты обязаны рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС или нет. При этом налоговые агенты, являющиеся плательщиками НДС, вправе заявить налоговый вычет (п.1 ст.169 НК РФ).

Это означает, что фактически покупателем товаров НДС не будет уплачиваться в бюджет (абз.1 п.3 ст.170 НК РФ). ОТВЕЧАЕМ НА ТРЕБОВАНИЯ ПО НДС С УЧЕТОМ НОВЫХ ПРАВИЛ Изменен перечень операций, освобожденных от налогообложения Федеральными законами от 18.07.2017 г.

№161-ФЗ, от 14.11.2017 г. №316-ФЗ дополнен п.2 ст. 149 НК РФ. С 1 января 2018 г. освобождены от налогообложения НДС операции по реализации входных билетов и абонементов на посещение аттракционов в океанариумах (пп.20 п.2 ст.149 НК РФ).

Нулевая ставка ндс и вычеты при экспорте товаров в 2018 году

По мнению Александра Лемчика, управляющего партнера юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры», долгосрочный эффект от предоставления такой возможности аграриям будет отрицательным, поскольку им придется столкнуться с необходимостью проверки каждой сделки и каждого контрагента, увеличением штата на сопровождение этого процесса, налоговыми рисками, которые возникают не по истечении нескольких лет, а каждый квартал при подаче каждой декларации по НДС. Председатель правления Союзмолока Андрей Даниленко отметил, что в последние годы между закупщиками и производителями зерна возникло очень много посредников, которые по факту не уплачивали НДС.

«В связи с этим возникло компромиссное решение между правительством и участниками рынка, чтобы определить тех, кто может работать с НДС, а кто - без него.

Изменения в порядке исчисления ндс в 2018 году (1 часть)

На практике этот налог рассчитывают по пяти различным ставкам:

  • 10/110;
  • 18/118.

Нулевой налог В первом пункте статьи 164 Налогового кодекса указаны категории операций, которые освобождены от уплаты рассматриваемого налога. Но так как по закону совсем не отчислять деньги в бюджет они не могут, есть такая ставка НДС 0 процентов.


В первую очередь, под эту величину попадают компании, которые будут продавать товары за границей. Подробно в этой части нулевая ставка НДС при экспорте расписана в статье 165 Налогового кодекса. Правда, есть немаловажное условие. Так, ставка НДС – 0 – при экспорте положена только в том случае, если компания докажет, что ее товары ушли за границу. Для этого надо подать в налоговую инспекцию соответствующий набор документов. Однако в части экспорта с 2018 года можно отказаться от нулевой ставки.

Оплата и возврат ндс при экспорте товаров в 2018 году

Специфика данного налога в том, что в отдельных случаях возможен возврат налога, в чем особенности этой процедуры необходимо знать. Содержание

  • 1 Возврат НДС: когда это возможно
  • 2 Требуемые документы
    • 2.1 Некоторые особенности применения нулевой ставки
  • 3 Варианты возврата НДС
  • 4 Пошаговый алгоритм действий при возврате НДС
    • 4.1 Этап 1
    • 4.2 Этап 2
    • 4.3 Этап 3
    • 4.4 Этап 4
    • 4.5 Этап 5
    • 4.6 Этап 6
    • 4.7 Этап 7
    • 4.8 Этап 8
  • 5 Нулевая ставка НДС при экспорте в страны Таможенного союза
  • 6 Вывод
  • 7 Видео: НДС при экспорте

Возврат НДС: когда это возможно Любые внешнеэкономические контакты с зарубежным партнерами сопряжены с экспортом товаров за пределы страны.
Камеральная проверка имеет следующую специфику:

  1. Проверка компании экспортера на право ведения подобной деятельности.
  2. С особой тщательностью осуществляется проверка реорганизованных компаний, которые сменили место нахождения офиса.

Расхождения в результате проверки нежелательны, ведь в таком случае нулевую ставку не разрешат применить. В дальнейшем подавать пакет документов на ее применение разрешено, но опять же процесс проверки будет такой же.

Случается, что в отведенный срок документы не предоставляются, многих предпринимателей интересует, произойдет ли возврат НДС при экспорте. В таком случае варианты такие:

  • Начисляется налог в размере 10 или 18%.

Для оформления такой льготы должны предоставляться документы:

  1. Экспортный контракт.
  2. Заявление касательно ввоза и оплаты косвенных налогов.
  3. Товаросопроводительные документы.
  4. Выписки из банка, что подтверждают получение выручки.

Процесс этот нельзя назвать простым, ведь требуется предоставить пакет документов и пройти проверку налоговой, преодолевая бюрократические преграды на пути. Видео: НДС при экспорте Добавить комментарий Популярные статьи Особенности и ставки вывозных таможенных пошлин Ставки вывозных таможенных пошлин 2018; Типы платежей; Каковы конкретные объемы…

В мае этого года при активном участии Федеральной налоговой службы (ФНС) крупные экспортеры и трейдеры подписали «Хартию в сфере оборота сельхозпродукции», пообещав сотрудничать лишь с добросовестными участниками рынка. В частности, стараться закупать зерно без НДС непосредственно у сельхозпроизводителей или фирм-посредников, работающих лишь по договорам комиссии, по поручению или от лица производителя. К середине августа документ подписали около 450 компаний.

Работа по новым правилам

Инициатива изменить правила игры на зерновом рынке исходила от ФНС. По данным службы, ежегодные потери для бюджета от «серых» экспортных операций с зерном и подсолнечным маслом составляли 65 млрд руб., а по внутренним контрактам — более 100 млрд руб.

В «Правилах поведения подписантов Хартии», разосланных крупным экспортерам и подписанных начальником отдела анализа налоговых рисков и планирования налоговых проверок Контрольного управления ФНС России Варварой Бурлевич (есть в распоряжении редакции), содержится открытый ультиматум для участников «серых» схем оптимизации НДС при экспорте зерна. «Еще раз подтверждаем нашу готовность защищать всеми данными нам государственной властью полномочиями добросовестных игроков рынка от злоумышленных „преступных групп“ Исходя из сложившихся рыночных условий, мы понимаем, что большая часть продукции должна вами закупаться без НДС. Мы надеемся увидеть этот факт начиная с третьего квартала 2017 года. Это будет автоматически означать для нас, что рынок экспорта перестроился Если ваша схема закупок с 1 июля 2017 года переместится в сторону закупок с НДС у элеваторов (групп компаний), ранее замеченных в схемах по НДС, это автоматически будет для нас означать сговор между вами и такими элеваторами». При этом на июньском Международном зерновом раунде в Геленджике представители ФНС признавали, что карательные меры имеют риски, связанные со стагнацией рынка сельхозпродукции и ее производства в целом.

Председатель экспертного совета Госдумы по налоговому законодательству, партнер КПМГ Михаил Орлов знает, что взаимодействие между налоговиками и предпринимателями проходит непросто, и все же посоветовал последним именно сейчас использовать готовность ФНС к конструктивному диалогу. «Налоговики не всегда видят деловую цель в той или иной схеме поставки, а бизнес не верит, что налоговики готовы будут отказаться от претензий, если бизнес будет „играть по правилам“, — говорит он. — Сегодня ФНС располагает колоссальным инструментарием, чтобы найти злоупотребления со стороны налогоплательщиков. Я не верю, что при существующих возможностях налогового контроля можно выстроить какую-либо новую схему по уклонению от уплаты налога, о которой налоговики долго не будут знать».

По оценке гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР ) Дмитрия Рылько, фактически 70% объема прежнего экспорта были объявлены ФНС нелегитимными. «Мы видим, что потенциал схем, предложенных ведомством и зафиксированных в Хартии, ограничен, — отмечает он. — Многие закупщики используют прежних поставщиков, надеюсь, что без обеления НДС. На юге мало хозяйств, которые способны долго напрямую работать непосредственно с экспортерами». С сельхозпроизводителями и посредниками, которые являются плательщиками НДС, экспортерам стало работать крайне затруднительно, так как требуется огромный пакет документов, доказывающих законность этого налога. На рынке есть посредники, работающие без НДС по упрощенной системе налогообложения (УСН), но у них серьезные ограничения по обороту. Они вынуждены открывать все новые и новые компании. А в таком случае вопросы к ним могут возникнуть уже не у налоговиков, а у их коллег из правоохранительных органов, добавляет эксперт.

Августовский опрос «Агроинвестора» среди участников экспортного рынка зерна показал, что всего за месяц в этом сегменте действительно установились новые правила игры, предложенные ФНС. Директор аналитического центра «СовЭкон » Андрей Сизов полагает, что идет очевидное «обеление» рынка зерна. Явным признаком этого процесса является то, что почти все крупные экспортеры теперь выставляют две закупочные цены в портах с разницей в 10%: для зерна с НДС и без. Ранее же выставлялась одна цена. «Пока не было проблем у бюджета, на НДС, большая часть которого является фальшивым, закрывали глаза, — поясняет Сизов. — Как только сложности с наполнением бюджета возросли, от ФНС потребовали прекратить ситуацию». По мнению эксперта, требование налоговиков полностью перестроить систему закупок было выполнено подавляющим большинством экспортеров. И теперь под них вынуждены подстраиваться все остальные участники рынка. Уменьшение объемов операций на рынке сейчас маловероятно, поскольку в этот очень удачный для экспортеров период совпали факторы высоких мировых цен на зерно и слабого рубля. Президент Российского зернового союза (РЗС ) Аркадий Злочевский соглашается с Сизовым: «Только эти два фактора скомпенсировали потери ликвидности по рынку и не уничтожили экспортную активность».

Хотя есть и те, кто не спешат присоединиться к Хартии. Например, входящий в топ-10 экспортеров зерна ТД «Содружество » (по данным на середину августа). «Те, кто не подписал Хартию, сделали это, по-видимому, по принципиальным соображениям, так как многие ее требования ограничивают свободу выбора партнеров», — комментирует коммерческий директор «Глобакс Грейн» (занимается экспортом зерна) Александр Григорьянц. Сейчас компании-экспортеры, возмещающие НДС, взяли на себя часть функций фискальных органов, фактически при каждой сделке проводя расследование. Экспортеры вынуждены проверять добросовестность не только своих прямых поставщиков, но и стоящих за ними сельхозпроизводителей, а также всех контрагентов, оказывающих транспортные, логистические, экспедиторские и прочие услуги. Недобросовестность любого из них может послужить формальным поводом для отказа в возмещении НДС. При этом, по словам поставщиков, некоторые подписанты Хартии свободно подходят к ее соблюдению. «Многие экспортеры при покупке зерна без НДС закрывают глаза на его происхождение, поскольку не собираются требовать от ФНС налогового вычета, — добавляет Григорьянц. — Все зависит от того, насколько срочно нужно зерно. Если в порту уже грузится судно, некоторые принимают все, видимо, предпочитая в случае налоговых претензий уже впоследствии судиться с ФНС».

Президент (НЗС) Павел Скурихин тоже не верит в безоговорочное соблюдение подписантами Хартии ее положений. «Текущий сезон начался с неблагоприятных погодных условий. Рынок торговых операций в уборочную кампанию из-за нехватки денежных средств у хозяйств обычно складывается „из-под комбайна“, — говорит он. — Если Хартия, которая в значительной степени носит популистский характер, покажется неприемлемой для отрасли в нынешних тяжелых экономических условиях внутри страны, то, конечно, рынок будет искать новые возможности по уклонению от уплаты НДС».

«Серые» схемы

Система налогообложения в формате единого сельхозналога (ЕСХН) не работает в «белых» условиях, убежден Злочевский. Она неизбежно сопровождается «отмывом» НДС. Если честно соблюдать все параметры хозяйственной деятельности, то ЕСХН невыгоден производителю по сравнению с общей системой налогообложения (ОСНО). Именно в этом причина многолетнего существования «серого» рынка зерна. По оценкам РЗС , лишь 30% производителей зерна работают на ОСНО, причем в южных регионах, ориентированных на экспорт, эта цифра примерно втрое меньше. Дисбаланс в условиях коммерческой деятельности аграриев привел к появлению множества посреднических компаний, формирующих товарные партии зерна для трейдеров и осуществляющих доставку в порты для последующей отправки на экспорт.

Подавляющее большинство этих посредников до недавнего времени были вовлечены в «серые» схемы по отмыванию НДС. Выглядел этот процесс следующим образом: зерно закупалось у сельхозпроизводителя, применяющего ЕСХН, а затем несколько раз меняло владельца в результате сделок купли-продажи между фирмами-однодневками, оформленными на подставных лиц. На этом этапе изготавливались поддельные документы для формирования налогового вычета. В конце товаропроводящей цепочки экспортер закупал зерно уже с НДС, который впоследствии требовал к возврату. А фирмы-однодневки, которые должны были выплатить НДС в бюджет, к моменту проверки реорганизовывались и не имели собственности.

Такая схема актуальна и для второго по популярности экспортного агротовара — подсолнечного масла. Однако в этом случае существенно меньший объем экспорта и ограниченное количество компаний-переработчиков значительно упрощают ФНС процесс налогового контроля.

Схема незаконного формирования налогового вычета не нова и нередко применяется в случаях, когда производитель экспортного товара не является плательщиком НДС. В простейших вариантах этой схемы мошенники просто используют фиктивные поставки. По словам замруководителя УФНС по Краснодарскому краю Василия Кохана, за последнее время было выявлено несколько фирм-посредников, которые поставляли зерно экспортерам лишь на бумаге, т. е. формировали искусственный товарооборот и впоследствии обращались за налоговыми вычетами. В случае фиктивных поставок экспортера легко привлечь к уголовной ответственности, а вот при реальных сделках именно ФНС обязана доказать «отсутствие должной осмотрительности» экспортера, если начнется судебное разбирательство. Такие прецеденты известны. Из наиболее громких можно вспомнить дело «ЮНК-Агропродукт» в декабре 2012 года и совсем недавний пример с ТК «Русские масла». Обе компании, оспаривавшие отказ краснодарской ИФНС в возврате НДС, выиграли свои первые процессы в арбитражном суде края. Так, «Русские масла», против бывшего главы которых Игоря Чернышова не так давно было возбуждено дело о мошенничестве при получении налоговых вычетов, в начале 2016 года успешно оспорила отказ в налоговом вычете в 88 млн руб. И это несмотря на отсутствие фирмы-поставщика по адресу регистрации и транспорта у компании-перевозчика, наличие четырех фирм-перепродавцов зерна, зарегистрированных по одному юридическому адресу и имевших пустые расчетные счета в одном банке.

Как говорится в ответе ФНС на запрос «Агроинвестора», в 2015—2017 годах был возбужден ряд уголовных дел по статье «мошенничество» в отношении нескольких компаний, необоснованно возместивших суммы НДС из бюджета (а также покушавшихся на подобное возмещение) и входящих в топ-50 крупнейших экспортеров зерна. Кроме того, было возбуждено значительное количество уголовных дел по статье «неуплата налогов в особо крупном размере» в отношении поставщиков фирм-экспортеров, осознанно не плативших НДС в бюджет. Практика налогового администрирования ФНС показывает, что если прямой договор с учетом НДС заключается с поставщиком, который не является производителем, то риск неуплаты таким поставщиком НДС в бюджет крайне велик.

Необходим переходный период

По мнению Злочевского, подобные изменения на рынке уместнее было бы делать зимой или ранней весной, когда ликвидность не критична. «Я не могу сказать, что меры ФНС неправильны, но они крайне несвоевременны», — подчеркивает он. Кроме того, ранее в период массового сбора урожая посредники скупали у хозяйств зерно, пусть и по не самым высоким ценам, однако это давало аграриям финансовую подпитку и оставляло время для работы в поле. Теперь же они вынуждены сами тратить время и ресурсы на поиск покупателей. По мнению РЗС , сейчас фактически идет усиление госрегулирования рынка через силовой пресс ФНС на звено посредников. «Мы категорически против использования мер по „обелению“ рынка как инструмента для его регулирования, — заявляет Злочевский. — Рынок рано или поздно сам отрегулирует себя, а пока продолжит поиски обходных маневров».

Гендиректор крупнейшей компании-экспортера зерна ТД «РИФ» Вадим Саркисов убежден, что рынок уже отреагировал на усиление мер по борьбе с отмывом НДС, и сейчас у ФНС серьезных претензий быть не должно. «Уже произошли серьезные изменения, — говорит он. — Мы стараемся закупать продукцию напрямую у производителей. Многие из них теперь самостоятельно доставляют зерно экспортерам. Завозится зерно сейчас на 99% без НДС». С «Рифом» сотрудничают более 500 поставщиков. По словам топ-менеджера, это «люди сообразительные», почти все они поняли, что необходимо менять принципы работы в соответствии с Хартией. Хотя личные доходы у них наверняка снизились, считает он.

До начала июня львиная доля зерна приходилась на поставки CPT (от формата СРТ — «перевозка оплачена до») от коммерческих компаний, сейчас же 90% закупок идет без НДС, рассказывает гендиректор другой крупной экспортной компании «Краснодарзернопродукт -Экспо» Евгений Сидюков. «Мы работаем напрямую с сельхозпроизводителями, а 90% из них применяют ЕСХН. Для самостоятельного вывоза зерна нанимаем транспортные компании, которые также работают без НДС, — рассказывает он. — „Серые“ схемы с возмещением „нарисованного“ НДС уходят, теперь все стали конкурентоспособнее в смысле покупки у фермеров на месте. Цена в порту не зависит от объема и одинакова для партии и в 100 т, и в 1 тыс. т». По мнению Сидюкова, от перемен выиграли все добросовестные участники рынка.

В целом позитивно оценивает последние изменения и ФНС. «В связи с тем, что рынок самостоятельно перестраивается под правила, принятые участниками рынка и прописанные в Хартии, реакция ФНС на данный момент не требуется, — говорится в ответе службы на запрос «Агроинвестора». — В настоящее время крупнейшие экспортеры зерна, занимающие более 90% доли экспортного рынка, свыше 70% денежных средств перечисляют в адрес сельхозпроизводителей, поставщиков на УСН либо по агентским договорам без учета НДС». По итогам третьего квартала 2017 года ФНС рассчитывает, что рынок экспорта зерна будет полностью прозрачным. Однако если недобросовестные посредники на рынке возобновят или продолжат свою деятельность по незаконной оптимизации НДС, то это неминуемо повлечет за собой ответные меры, обещает ФНС.

Искоренить незаконные операции с НДС на рынке зерна будет непросто, убежден член совета директоров компании «Агроко » (Белгородская область) Алексей Иванов. «Неверно сначала сформировать дефектную законодательную базу, а потом силовыми методами добиваться от участников рынка, чтобы они этой базы придерживались», — считает он. Также топ-менеджер уверен, что схемы существенно не поменяются, просто сместятся в другие регионы. Ранее отмывом НДС в основном занимались компании с Северного Кавказа, а теперь, например, это станут практиковать на Урале или в Сибири.

По мнению Иванова, недобросовестные посредники пока не собираются уходить с рынка. Но в то же время ранее сотрудничавшие с ними компании, перешедшие на «белые» схемы деятельности, все равно не смогут рассчитывать на налоговую амнистию. «Я знаю коллег, которые получили уведомления о выездных налоговых проверках и не ждут от них ничего хорошего, — делится он. — Власти привыкли идти по короткому пути. И участники рынка боятся, что сейчас последует команда в суды, которые начнут принимать „правильные“ решения по результатам налоговых проверок и выставлять всем НДС к доуплате вместе с пенями и штрафами».

Этим летом участники рынка договорились перестать укрывать НДС и реально прекратили это делать, потому что испугались, рассказывает коммерческий директор краснодарской компании-трейдера «Кратэс» Владимир Войцех. «Давление на трейдеров очень серьезное. Несколько моих коллег уже арестованы именно по делам, связанным с операциями с НДС, — говорит он. — Все заготовители зерна для экспортеров сейчас работают без НДС, потому что проблемы никому не нужны. Приходится играть по-честному». Опасения у участников рынка доходят до того, что многие боятся столкнуться с невозвратом абсолютно законно заявленного и подтвержденного НДС в конце года. Вплоть до ситуации, когда производитель продукции работает на условиях ОСНО и этого налогового вычета можно лишиться. Во многом поведение участников рынка будет зависеть от того, каким образом ФНС станет принимать отчетность по итогам третьего квартала. Злочевский характеризует подобный сценарий развития событий как наименее благоприятный. «Мы активно ведем переговоры с ФНС, чтобы силовой вариант был сдвинут хотя бы до 1 января 2018 года. Сейчас нельзя применять жесткий прессинг, — считает он. — Рынок в любом случае перестроится, но необходим переходный период».

Всем добавили проблем

Практические меры ФНС по «обелению» зернового рынка вылились в том числе в требование существенного пакета дополнительных документов от сельхозпроизводителей, перевозчиков и посредников. Причем первичную проверку этих бумаг должны осуществлять главным образом конечные покупатели. Некоторым игрокам на рынке это добавляет множество невиданных ранее проблем. В первую очередь страдают аграрии на ЕСХН, которых льготный налоговый режим как раз спасал от бюрократии. «Произошли масштабные изменения в требованиях к документам для перевозки зерна, — рассказывает начальник юридического отдела краснодарского транспортного агрегатора «Единый центр зерновозов» Кирилл Казанцев. — Поэтому нам сейчас намного проще работать с компаниями, не являющимися плательщиками НДС. Посредники- плательщики НДС, по ощущениям, пока работают в прежнем режиме, но их операционная деятельность многократно усложнилась».

Пакет документов, который по новым правилам должен собрать сельхозпроизводитель, велик. Необходимо заполнить несколько деклараций, приложить результаты лабораторного анализа, выписку из банка о собственной налоговой активности и из статуправления, заверенные карточки с образцами подписей и оттиска печати, и все это для того, чтобы законно продать 100-200 т зерна. В таких условиях у многих опускаются руки работать «по-белому». «Договоры стали сложнее, ответственности больше, и пока сельхозпроизводителей это пугает», — отмечает Сидюков. Большая часть сельхозпроизводителей растеряла квалифицированные бухгалтерские кадры. «У них нет возможности справляться с бумажной волокитой, наладить учет НДС и при этом еще работать в поле, — поясняет Злочевский. — Минсельхоз и ФНС должны организовать некий бухгалтерский аутсорсинг для сельхозпроизводителей на ЕСХН и простимулировать его со стороны государства. Иначе массовый переход аграриев на ОСНО нереален».

Ключевым вопросом остается то, как перестройка рынка отразится на экономике сельхозпроизводителей на ЕСХН. С точки зрения ФНС, «сельхозпроизводители демонстрируют желание и готовность работать с экспортерами и переработчиками напрямую. Кроме того, они в этом сезоне надеются получить более выгодные цены на зерно в связи с ростом цен на внешнем рынке, а также за счет прямых договоров купли-продажи с экспортерами, что, в свою очередь, может поднять маржинальность и даст возможности инвестировать в свой бизнес». Единственным бенефициаром перестройки рынка станет государство, считает руководитель практики по работе с компаниями агропромышленного сектора КПМГ Виталий Шеремет. «Заплатить за это придется трейдерам и производителям, — думает он. — Распределение, на мой взгляд, будет в сторону аграриев: их маржинальность больше, чем у трейдеров, и сильная конкуренция будет вынуждать брать на себя эти расходы». Однако говорить о банкротстве, по мнению эксперта, преждевременно, поскольку в секторе сохраняется достаточная доходность даже при условии некоторого падения цен.

Если бы все работали с НДС, то и выиграли бы все: и производители, и переработчики, и экспортеры, рассуждает Злочевский. Если же товаропроводящие цепочки будут выстраиваться преимущественно без НДС, то это станет решением проблемы только для экспортеров, у которых исчезли риски, связанные с возможным невозвратом налога. Переработчики при такой схеме вынуждены учитывать НДС, не получая никакого возмещения, а производители будут просто терять деньги, отдавая продукцию на 10% дешевле плательщиков НДС.

По мнению директора по продажам продукции растениеводства агрохолдинга «Кубань» Владимира Загребельного, крупные холдинги и хозяйства, к которым всегда было повышенное внимание со стороны экспортеров, практически не ощутили перемен. Пострадали мелкие хозяйства и фермеры, объем производства которых — менее 200 т зерна. Перед ними остро встал вопрос реализации продукции. Из-за незначительного объема и невозможности координировать действия между собой фермеры остались без внимания экспортеров, у которых физически нет возможности охватить все мелкие хозяйства. «У мелких хозяйств только один путь в сложившийся ситуации — объединение в ассоциации или поглощение более крупными игроками», — уверен руководитель. По данным НСЗ, ежегодно около 10% сельхозпредприятий выбывает с рынка. «На фоне низкой рентабельности в зернопроизводстве, снижения суммы погектарной господдержки, высокой закредитованности предприятий АПК (более 2 трлн руб. на начало 2017 года) очередные негативные изменения в отрасли, вызванные новыми правилами игры от ФНС, неизбежны», — опасается Скурихин.


Новые требования добавили проблем и экспортерам. Теперь все они должны предоставлять в ФНС информацию по еженедельному движению денежных средств, а также еженедельно обновляемый реестр поставщиков, в котором должны быть указаны ИНН контрагентов, грузоотправитель, реквизиты договора и спецификаций к договору, объем поставки по спецификации и фактически поставленной продукции, ее наименование, дата поставки по спецификации. По словам Александра Григорьянца, скорость заключения контрактов упала в несколько раз. «Наша компания по любой сделке собирает все необходимые документы либо просто не контрактуется. Бывает, что мы неделю занимаемся одним договором, на который ранее уходило полчаса, — рассказывает он. — И таких сделок более половины. Часто за это время товар куда-то уходит, поскольку поставщик передумывает либо продает другим».

Сильнее всего от нововведений пострадали посреднические компании, привозившие в порты зерно, купленное в хозяйствах. Особенно если еще до введения новых правил они прокредитовали аграриев, поставив им топливо, семена, минудобрения. «Такие посредники делали много полезного для аграриев и облегчали закупки экспортерам, а теперь они оказались не у дел, поскольку новые правила ФНС прямо запрещают подписантам Хартии приобретать товар у трейдеров-плательщиков НДС, если ранее он был приобретен у сельхозпроизводителя, использующего упрощенную систему налогообложения», — говорит Григорьянц. Так как подавляющее число производителей зерна, которое уходит на экспорт, находится на ЕСХН, продать его с НДС экспортеру посредник не может, даже если он поставит налог к уплате. В соответствии с Хартией экспортеры просто его не купят.

Посредническим компаниям теперь придется играть по новым правилам и платить налоги и, очевидно, искать новые пути сохранения доходности, закладывая справедливую цену своих услуг в стоимость партий, которые они формируют для трейдеров, комментирует Виталий Шеремет. Один из возможных вариантов — это укрупнение существующих посредников для того, чтобы выдержать приемлемый уровень прибыли, другой — переход на агентские схемы.

«Агроинвестор » опросил около 10 сравнительно крупных покупателей зерна у фермеров из Краснодарского края, размещающих объявления на сайте Furazh.ru. Как выяснилось, реальная маржа для посредников сейчас составляет 10-15 коп./кг доставленного зерна, то есть примерно 1,5-2%. Есть среди этих компаний те, кто работает по агентскому договору, и те, кто работает без него. Большая часть опрошенных практикует УСН, но абсолютно все возят зерно в порты без НДС.

Иначе видит ситуацию Дмитрий Рылько. По его словам, часть компаний-посредников уже раздробилась на более мелкие, чтобы иметь возможность работать по УСН. Часть ушла на предэкспортный рынок. Те, у кого есть реальные активы, например в виде элеваторов, стали работать «по-белому». С начала июля объем сделок сначала упал, но потом вернулся на прогнозируемо высокий уровень. «Зерна на рынке сейчас очень много, так что, полагаю, экспорт не пострадает», — говорит эксперт.

Отказаться от ЕСХН

В Госдуме несколько раз рассматривались законопроекты, которые заставляли бы плательщиков ЕСХН стать и плательщиками НДС, однако в итоге все они были отклонены. По мнению правительства, чтобы платить НДС, фермеры могут добровольно перейти на ОСНО. Недавно Масложировой союз выступил с законодательной инициативой, предусматривающей перечисление НДС покупателем сельхозпродукции не продавцу, а непосредственно в бюджет. Эта идея разрушает концепцию НДС, а что более важно, решает проблему покупателей за счет перекладывания головной боли на поставщиков, считает Михаил Орлов из экспертного совета Госдумы. «ЕСХН очень хорошо зарекомендовал себя, поэтому маловероятно, что его отменят, — добавляет он. — Думаю, что государство готово к такой реформе — создать возможность для плательщиков ЕСХН и УСН сохранить свой статус плательщиков НДС».

Глобально вопрос можно решить только отменой ЕСХН, уверен Алексей Иванов из «Агроко». «Никаких экономических преимуществ он не дает, — утверждает он. — Мелким фермерам проще перейти на УСН. Переход от ЕСХН будет стимулировать сельхозпроизводителей к более затратным с точки зрения себестоимости схемам работы, а значит, повышать урожайность». В обращении участников Международного зернового раунда к органам законодательной и исполнительной власти прямо говорится, что необходим отказ от ЕСХН при сохранении нулевой ставки налога на прибыль и иных налоговых льгот для сельхозпроизводителей.

Что делать посредникам?

В рекомендациях ФНС для экспортеров содержится список из более чем 300 посреднических компаний, считающихся «заведомо не исполняющими налоговые обязанности поставщиками». Сотрудничество с ними может иметь налоговые последствия. При этом ведомство обещает корректировать данный перечень после каждого декларационного периода. «Посредники из „черного списка“ оказались в сложном положении, — считает Аркадий Злочевский из РЗС. — С ними перестали работать экспортеры и крупные переработчики. Сейчас эти компании уходят на другие рынки, в частности на внутренний рынок, или же сотрудничают с мелкими экспортерами-неподписантами Хартии». Коммерческий директор «Рассказовского элеваторного комплекса» (Тамбовская область) Владимир Неустроев убежден, что нельзя устанавливать контроль только за экспортными товаропроводящими цепочками. «Без обеления внутреннего рынка не может быть эффективной борьбы с „отмывщиками“ НДС, — полагает он. — В нашем регионе все компании, практикующие „серые“ схемы при экспортных поставках, уже переориентировали свою деятельность на отечественных покупателей».