Повторение материала по орфографии выполнение заданий егэ. Егэ по русскому языку

Орфография (8-14)

Вариант 1

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пол..гаться благосл..вение

оз..боченный р..сточек

к…саться

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.

Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..мудрый, пр..командировать

и..кажённый, бе..жалостный

о…данный, на…пись

под…шел, с…звучие

пр…следую, пр…пасы

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

расклан..ться

ливн..вый

выстра..вать

непоседл…вый

находч…вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

развеешь

заброш..нный

потревож..нный

независ..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно.

Сережа, еще (не)окрепший после болезни, примостился на диване.

Захар прошел мимо, (не)повернув головы в мою сторону.

Солнце (не)было видно.

В кюветах блестела вода, оставшаяся после (не)продолжительных июльских ливней.

Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Раскройте скобки и выпишите оба эти слова.

Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В) ТЕЧЕНИЕ целого года.

По некоторым мелочам, ПО (ТОМУ) , например, как оба они (В) МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.

Выражение лица у неё было такое, словно она готова (ТОТ) ЧАС заплакать, (НЕ) СМОТРЯ на то что новости были очень хорошие.

(Что)бы полнее ощутить течение жизни, осенью 1877 года Чайковский уезжает за(границу).

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

По мнению М.Ю. Лермонтова, ярко одарё(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведёт себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.

Орфография (8-14)

Вариант 2

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

опт..мизм ок…зался

г..рящий пр..чудливый

пред..стеречь

не..говорчивый, во..делывать

пр..дедушка, пр..бежка

пре..почесть, о..бить

бе..жизненный, в..бодрить

пр..милый, пр..крыть

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

находч..вый достра..вать

фасол..вый насмешл..вый.

наста..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

каракул..вый объявля..шь

дремл..шь гоня..шь

вскоч..шь

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО .

Раскройте скобки и выпишите это слово.

После казни декабристов Пушкин (не)отказался от своих друзей, остался им верен.

Судьба Михаила Ломоносова была поистине (не)обыкновенной!

Есть книги, где все происходящее в них только названо, но (не)увидено автором.

Маленькие, (не)крашеные никем домишки аккуратно расположены по обеим сторонам улицы.

Собака, (не)желая выдавать своего страха, громко залаяла.

СЛИТНО

Все ТА(ЖЕ) дверная ручка замка ТАК(ЖЕ) слабо отворялась.

Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.

ЧТО(БЫ) там ни говорили, никуда от себя не деться, И(ТАК) будет продолжаться до тех пор, пока ты сам не решишься на поступок.

Мне приходилось (ПО)ДОЛГУ ждать своего брата у проходной завода, ЗА(ТО) я успел

познакомиться с интересными собеседниками.

Закрыв глаза и (НЕ)СМОТРЯ себе под ноги, старик медленно шел мне (НА)ВСТРЕЧУ.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Лодка с полотня(1)ым тентом наконец была пришвартова(2)а к огражде(3)ому канатами причалу.

Орфография (8-14)

Вариант 3

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная

корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

неприк..сновенный сбивч..вый

орнам..нт похв..ла к..рьерист

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..язык, воз..бновил

пр..блудный, пр..мило

и..правлю, в..крикнул

по..бить, о..гадать

пр..богато, пр..близив

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

успока..ваться гор..вать

насла.вать приветл..во

затраг..вать

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

расскаж..шь обижа..шь

успоко..нный омыва..мый откле..ваться

12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Известный библиограф П. Н. Петров высказывает мнение, что Баранщиков Василий – лицо (не)вымышленное, а реальное.

Пруд в саду (не)глубокий, а рыба в нем, как ни странно, водится.

Человек, следующий логике выгоды, (не)склонен обращать внимание на уколы совести.

Он часто натыкался на гнезда птиц в лесу, но никогда (не)разорял их.

Горький в романе «Мать «рисует (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

КУДА(ЖЕ) они едут, в город ЧТО(ЛИ)?

(ЗА)ЧЕМ повторять одно и ТО(ЖЕ) несколько раз?

Мы расположились ТУТ(ЖЕ), у костра, и я, (НЕ)СМОТРЯ на комаров, скоро заснул самым крепким сном.

(В)СЛЕДСТВИЕ сильной жары река обмелела, (ПО)ЭТОМУ с переправой не было проблем.

Около часу свирепствовал вихрь и (ЗА) ТЕМ пропал ТАК(ЖЕ) неожиданно, как и появился

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Туше(1)ые в мясном бульоне маслята с очище(2)ыми шляпками были на серебря(3)ой тарелке поданы к столу.

Орфография (8-14)

Вариант 4

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р..стовщический дисс..нансный

бракосоч..тание разн..мать насл..ждение

9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

не..быточно, в..бежал

пр..азовье, пр..добрый

на..пись, пре..теча

ни..падать, и..бежав

под..брав, пр..история

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

распуг..вающий ябедн..чать

удва..вая черешн..вый жалостл..вый

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

щипл..т просе..вший

устраива..мый ненавид..мый развеш..нный

12.Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Непривычному к такому лесу человеку трудно пробить себе дорогу, когда мохнатые ветви, (НЕ)ПРОПУСКАЮЩИЕ луча солнца, образуют над головой сплошной шатёр.

Как (НИ)СОВЕРШЕННА современная система водоснабжения, а родники продолжают играть свою скромную роль.

Героиня (НЕ)ЛИШЕНА привлекательности.

Три лесные птицы, очень близкие между собой родственники, вовсе (НЕ)ОДИНАКОВО в едут себя, когда к заповедным лесам с их дремучими чащами и нехожеными тропами приближается человек.

Она читала стихотворение (НЕ)ГРОМКО, но отчетливо.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В ТО(ЖЕ) мгновение тяжесть схлынула, а (ЗА)ТЕМ Гагарина словно подняло с кресла.

Я слизывал с губ капли дождя и ругал себя (ЗА)ТО, что так долго не был на родине и ездил по чужим краям. (ЗА)ЧЕМ?

(И)ТАК, в большинстве случаев болезнь можно вылечить, но могут остаться и КАКИЕ(ТО) последствия.

(НЕ)СМОТРЯ НА раскрытые окна, было душно, и мы вышли в сад, где (НА)ВСТРЕЧУ нам повеял свежий ветерок.

ЧТО(БЫ) ещё вам рассказать (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ нашей встречи.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

День был безветре(1)ый, вдоль берега, усея(2)ого острыми камнями, разведчики вышли к непаха(3)ому полю, командира беспокоили пута(4)ые известия от разведчиков

второй роты.

Орфография (8-14)

Вариант 5

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите

это слово, вставив пропущенную букву.

к..рикатура восприн..мать

р..стениеводство разл…нованный несоч..таемость

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы-пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..тактный, и..пить

пр..скачу, пр..весёло

Морально, ..правдал

пр..пирался, пр..гнул

пре..дверие, о..бить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

затейл..вый разве..ть

диагонал..вый устойч..вый раскраш..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

невид..мый обиж..нный

наде..вшийся побре..шься непредсказу..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и

выпишите это слово.

Сказал (НЕ)ГРОМКО, как надо было, а так, что даже сос ед ничего не понял.

Жизнь прожить – (НЕ)ПОЛЕ перейти

Она была хороша собой: у неё были (НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но милые черты лица.

Чёрные, давно (НЕ)ЕЗЖЕННЫЕ колеи едва проступали в траве.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте

скобки и выпишите эти два слова.

Азбуки немых она, (ПО)ВИДИМОМУ, не знала, ЗА(ТО) с болезненной страстью любила

(В)ТЕЧЕНИЕ всего апреля почти не было тёплых солнечных дней, ЗА(ТО) май выдался такой жаркий, что мы даже купались.

Ребята немного прошли пешком, (ЗА)ТЕМ сели в автобусы и поехали (НА)ВСТРЕЧУ с известными футболистами «Спартака».

(В)СЛЕДСТВИЕ какой-то задержки лошади отстали, и (ПО)УТРУ в окно кибитки она снова увидела безмолвное белое поле.

Вторая группы туристов направлялась к лагерю, мы ТАК(ЖЕ) двигались (ПО)ЭТОМУ маршруту.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Мы шли мимо магазинов с товаром, выставле(1)ым прямо на улице: здесь стояли кухо(2)ые табуреты, на которые были навале(3)ы подушки, под табуретами лежали прося(4)ые веники.

№ задания

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №3

Вариант №4

Вариант №5

благословение

оказался

наслаждение

разлинованный

созвучие

безжизненный

взбодрить

исправлю

вскрикнул

предтеча

бестактный

ливневый

фасолевый

горевать

черешневый

диагоналевый

независимый

вскочишь

отклеиваться

ненавидимый

невидимый

непродолжительных

необыкновенной

неглубокий

негромко

неправильные

несмотря

вследствие

несмотря

навстречу

вследствие

обречена

огражденному

тушенные

очищенными

безветренный

усеянного

выставленным

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.


Волкова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ СОШ № 22
г. Тамбов,
Тамбовская область


Орфографические нормы в системе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Итоговая аттестация в формате ЕГЭ - это проверка эффективности учебной деятельности обучающихся. И мы, учителя, готовимся к этому серьёзному мероприятию вместе с учениками, ищем эффективные способы подготовки к его успешному преодолению. Чем раньше учитель начнёт подготовку к экзамену, тем выше будет результат.
Несомненно, основная нагрузка по подготовке к итоговой аттестации начнётся в выпускных классах, но работу необходимо организовать с 5 класса. Изучение орфограмм в школьном курсе приходится на 5-7 классы, поэтому целесообразно вести с обучающимися в этот период справочники, в которых представлены таблицы с типами орфограмм. Системная работа по выявлению орфограмм, обозначению и их объяснению в дальнейшем поможет успешно справиться с заданиями ЕГЭ (в настоящее время задания 8-14). В 8-9 классах большее внимание будет уделено синтаксису простого и сложного предложения. В 10-11 классах необходимо не только повторить правила русского языка, но и уделить внимание культуре речи, стилистике и другим аспектам языка.
Задания КИМ различаются по форме и уровню трудности, который определяется характером проверяемого знания, уровнем умения и способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний.
С разделом «Орфография» ЕГЭ связаны задания 8-14.
По демоверсии 2016 года, в задании 8 нужно найти чередующуюся гласную корня. Чтобы выполнить это задание верно, нужно хорошо знать классификацию корней вообще, знать способ правильного написания в том или ином случае.
В задании 9 нужно найти слова, в которых пропущена одна и та же буква. Задание проверяет знание целого ряда орфограмм:
1) приставки с неизменяемым составом (сделать, пошёл);
2) приставки с беглой гласной О (предоставить);
3) приставки, заканчивающиеся на -З/-С (испечь, разбежался);
4) приставки ПРЕ-, ПРИ- (предобрый, прилететь);
5) гласные Ы/И после приставок (отыскать, поиграл);
6) употребление разделительных Ь и Ъ (скамья, трехъярусный).
Задание 10 проверяет знания в области правописания суффиксов, кроме н и нн.
В задании 11 нужно выписать слово, в котором пропущена буква. Чтобы не сделать ошибки при выполнении данного задания, необходимо повторить орфограмму «Правописание окончаний и суффиксов глаголов и причастий».
Традиционно трудное для выполнения задание 12 диагностирует навыки правописания слов с частицей НЕ (НИ). Сложность задания связана с незнанием частей речи и вытекающим из этого неумением применить правило, регулирующее верное написание.
В задании 13 нужно найти выделенные слова, которые пишутся слитно (сначала, потому ). Это задание, пожалуй, является самым трудным из орфографического блока (8-14). Чтобы обезопасить себя от ошибки, выпускник должен не только выучить правила, но и научиться разграничивать производные союзы и омонимичные словосочетания. То есть без знания частей речи не обойтись, поэтому необходимо повторить и морфологию.
Задание 14 предполагает проверку правописания суффиксов -Н-/-НН-. В данном случае нужно выписать все цифры, на месте которых нужно написать -НН- (украшеННыми, позолочеННым ). Ошибки в задании 14, как правило, связаны с неразличением прилагательных и причастий, правописание которых регулируют различные правила.
Следует обратить внимание на следующие трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при выполнении заданий экзаменационной работы в формате ЕГЭ из блока «Орфография».
Для успешного выполнения заданий 8-14 требуется умение проводить морфемный, фонетический, морфологический, лексический анализ слова. И хотя уровень выполнения орфографических заданий выше, чем других из школьного курса, что объясняется сформированностью орфографических навыков. При этом следует отметить, что задания 8-14 проверяют состояние орфографических умений, а не практическую грамотность, в основе которой лежат автоматизированные навыки письма. Уровень практической орфографической грамотности невысок, что подтверждает анализ написания сочинения. Наиболее частотные ошибки связаны с усвоением следующих тем: «Правописание корней», «Правописание приставок», «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени», «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи», «Слитно-дефисно-раздельное написание слов».
Орфография русского языка осваивается в результате совершенствования, обогащения всего строя речи учащегося, в результате овладения всеми видами речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения. Именно этот аспект преподавания русского языка недооценивается учителями. В центре внимания на уроках по орфографии традиционно оказывается только письмо, причём организованное не на осознанном оперировании правилами, а на уровне заучивания формулировок. Отсюда возникает основная проблема в усвоении орфографии: ученик правило знает, а применить не умеет. Эта проблема связана с нарушением одного из основных законов психолингвистики - закона взаимосвязи и взаимозависимости всех видов речевой деятельности в процессе их совершенствования.
Формирование орфографической грамотности происходит поэтапно путём длительных тренировок. Чтобы объяснить причины снижения орфографической грамотности, необходимо понять, что же это такое. Определимся с понятием «орфографическая грамотность».
Орфографическая грамотность - это способность учащихся правильно писать самостоятельно или под диктовку при условии возможности проверить написанное любым способом.
Методика обучения орфографии базируется на следующих принципах:

  • изучение орфографии в тесной связи с изучением фонетики, морфемики, морфологии и синтаксиса;
  • сопоставление различных явлений (звук и буква, фонема в сильной и слабой позиции);
  • структурно-семантический принцип (опора на знание состава и значения морфем в слове).

Изучение орфографии невозможно без опоры на знания и умения, полученные в процессе изучения всех разделов науки о языке.
Правила орфографии в своих формулировках опираются на умения различать сильную и слабую позицию гласных и согласных (проверяемые и непроверяемые гласные и согласные), делить слово на слоги и морфемы (правила переноса), определять морфемный состав слова и его частеречную принадлежность (о и ё в разных типах морфем разных частей речи, правописание важнейших приставок и суффиксов слов разных частей речи и другие правила), определять наличие или отсутствие у слова зависимых слов (н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, написание не со словами разных частей речи) и т.д.
Часто приходится слышать о том, что ученик знает правило, но не может его применить. Дело в том, что эти знания необходимо обратить в навыки. Для того чтобы обучить ученика грамотному письму, необходимо определить орфографический минимум правил и слов, в который может войти не более 3-4 тысяч слов.
Критерии отбора слов в этот минимум:
а) употребительность (в языке вообще и в речи учащихся данного возраста);
б) устойчивость ошибок в этих словах.
Основная трудность усвоения орфографии заключается в том, что ввод орфографического правила и процесс становления навыков, формируемых на основе правила, не могут совпадать по времени. Создается противоречие между знанием формулировки правила и неумением безошибочно написать слова на данное правило, между изученным орфографическим материалом и теми орфограммами, которые фактически употребляет ученик при письме.
По наблюдению методистов и психологов, умственные способности обучающихся более старших классов занижены: школьники усваивают большой объем информации лишь до 8 класса. После этого наблюдается спад. Отсюда напрашивается вывод: как же у детей школьного возраста развивать орфографическую зоркость?
Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. Систематическая и целенаправленная работа по выявлению орфограмм в словах, выявление её признаков и умение аргументированно её объяснять - задача, которая должна решаться на каждом уроке при изучении орфографических тем. Задача учителя - найти наиболее эффективную методику применительно для определенного контингента учащихся.
При подборе дидактического материала для специальных орфографических уп-ражнений необходимо учитывать раз-личия в отдельных этапах примене-ния орфографических правил. Рас-смотрим эти различия и покажем, ка-кую умственную работу должен про-делать учащийся в ходе применения орфографических правил.
Чтобы писать в соответствии с орфо-графическим правилом, учащийся дол-жен:
- обнаружить орфограмму (опозна-вательный этап анализа);
- установить, какое орфографическое правило необходимо применить в данном случае (выборочный этап анализа);
- решить вопрос о конкретном на-писании, выделив существенные при-знаки, необходимые и достаточные для применения орфографического пра-вила (заключительный этап анализа).
Задача первого этапа - опознать орфограмму, задача второго этапа -выбрать нужное правило, задача третьего этапа - применить правило к данному конкретному случаю. Та-ковы различия в задачах отдельных этапов применения орфографических правил.
При определении системы орфогра-фических упражнений учитывается не только характер умственной работы учащихся по применению орфографи-ческих правил, но и особенности орфограмм, подлежащих изучению (ва-рианты орфограммы). Вариант орфо-граммы - это разновидность орфо-граммы, находящейся в своеобразных семантических, фонетических или грам-матических условиях, вызывающих трудности в применении соответствую-щего орфографического правила. Например, варианты орфограм-мы “Буквы з и с на конце приставок”.
Варианты орфограммы, имеющие се-мантические особенности.
1. Слова с корнями -цвет-, -свет-: рассвет, расцвет (учащиеся смешивают сло-ва с указанными корнями).
Варианты орфограммы, имеющие фо-нетические особенности.
2. Слова, корни которых начинаются с ц: бесцветный, расценить и т. п. (аффрикату [ц] учащиеся нередко считают звонким согласным).
3. Слова с приставкой без-, в которых первый согласный корня оглушается под влиянием следующего согласного: безвкуси-ца, безвкусный и под. (приставка без- пишется перед корнем, в начале которого слышится глухой согласный [ф]).
Варианты орфограммы, имеющие мор-фологические особенности.
4. Слова с приставкой на с, которые могут употребляться с приставкой с-: растаять - стаять (учащиеся в словах типа растаять пишут сс, мотивируя это сле-дующим образом: “Расстаять”, пишется два с : есть слово “стаять ”).
5. Слова с приставкой бес-, которые соотносительны с однокоренными словами, употребляющимися с предлогом без: бес-плановый - без плана, беспричинный - без причины и под.
Таковы варианты одной и той же орфограммы.
При подготовке к ЕГЭ необходимо повторить изученный материал, поэтому на уроках русского языка большое место занимает работа по усвоению орфографии на основе обобщающих таблиц, алгоритмов, графических схем. Применение метода интенсивного обучения (автором данной методики является учитель-практик Т.Я. Фролова) способствует активизации деятельности обучающихся и эффективной подготовке к ГИА.

  • Фролова Т.Я. Грамотность за 12 занятий [Электронный ресурс ] https://yadi.sk/i/Rqc7O2pytZWjh .
  • ЕГЭ 2018. Русский язык. Тематический тренажёр. Орфография. Пунктуация. Языковые нормы. Груздева Е.Н., Козлова Т.И. и др.

    М.: 2018. - 208 с.

    Это пособие для тех, кто хочет хорошо подготовиться к Единому государственному экзамену по русскому языку. Оно состоит из трёх частей. Каждая часть посвящена целому ряду заданий ЕГЭ: первая часть поможет отработать орфографические навыки (задания 8-14), вторая - пунктуационные (задания 15-19), в третьей части вы найдете задания на знание языковых норм (задания 4-7). В каждой части представлены теоретические сведения. Для самопроверки даны ответы. Пособие адресовано старшеклассникам, учителям, методистам и репетиторам.

    Формат: pdf

    Размер: 2,7 Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    СОДЕРЖАНИЕ
    Предисловие 4
    ЧАСТЬ 1. Орфография
    Подготовка к заданиям 8-14
    Употребление гласных букв И-Ы, А-Я, У-Ю после шипящих и Ц.
    Употребление гласных букв О-Е(Ё) после шипящих и Ц 9
    Употребление Ь и Ъ 14
    Правописание гласных в корне 19
    Правописание приставок и гласных в корне после приставок 24
    Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н- НН) 29
    Правописание Н иНН в различных частях речи 39
    Правописание личных окончаний имён существительных, прилагательных, глаголов, причастий 44
    Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи 50
    Правописание НЕ и НИ 57
    Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание 62
    Контрольные тесты 68
    Задания в формате ЕГЭ 71
    ЧАСТЬ 2. ПУНКТУАЦИЯ

    Подготовка к заданиям 15-19
    Тире в простом и неполном предложении 82
    Знаки препинания в предложениях с однородными членами,
    однородные и неоднородные определения 87
    Обособление определений, приложений, оборотов с союзом КАК 96
    Обособление обстоятельств 104
    Обособление уточняющих членов предложения и присоединительных конструкций 110
    Знаки препинания при обращении, вводных словах, словосочетаниях и предложениях 116
    Знаки препинания в сложносочинённом предложении 123
    Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 128
    Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 135
    Знаки препинания в предложениях с разными видами связи 142
    Зачёт 147
    Задания в формате ЕГЭ 151
    ЧАСТЬ 3. Языковые нормы

    Подготовка к заданиям 4-7
    Орфоэпические нормы (постановка ударения) 154
    Задания в формате ЕГЭ 159
    Лексические нормы 161
    Задания в формате ЕГЭ 166
    Морфологические нормы 168
    Задания в формате ЕГЭ 174
    Синтаксические нормы 176
    Задания в формате ЕГЭ 183
    Ответы к части 1 189
    Ответы к части 2 191
    Ответы к части 3 200

    Предлагаемое пособие поможет подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.
    Оно состоит из трёх частей. Каждая часть посвящена целому ряду заданий единого государственного экзамена: первая часть поможет отработать орфографические навыки (задания 8-14), вторая - пунктуацонные (задания 15-19), в третьей части вы найдете задания на знание языковых норм: орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические (4-7).
    В книге представлены теоретические сведения, а также целый комплекс упражнений, тестовых заданий и заданий в формате ЕГЭ, работая с которыми, вы подготовитесь к сдаче единого государственного экзамена. Для самопроверки даны ключи ко всем упражнениям.

    Карточка Е. Вариант № 1

    Задание 8. В слова, имеющие корни с чередующейся гласной, вставьте пропущенные буквы.

    В…рховье, орм…нт, те…ретический, к…снулся, п..норама, отб…рает, обж…гаться, ок…лдовать, приг…ревшая, просл…влять, кр…стьянин, л…терея, омр…чать, зар…сли, р…скошный, р…стовщик, прис…гать, привл…кательный, выск…чка, при…ритет, г…ревать.

    Бе…цельный, ра…кол, не…глядный, з…ходил, пр…обрел, пр…белый, раз…скать, на…скось, пре…ставить, о…бойный, пр…встать, пр…милый, под…брать, р…зослал, ра…кидать, и…пугать, пр…уныл, пр…рвать, о..бросил, на…пись, под…езд, об…ем, пр..ломление, пр…ехать, не…говорчивый.

    Худ…нький, обур…вать, милост…вый, замш…вый, глянц…вый, никел…вый, достра….вать, приветл…во, привередл…вый, успока…ваться, марл…вый, удва…вать, доверч…вый, разукраш…вать, приветл…вый, фасол…вый, врач…вать, влюбч…вый, цел…вой, пригр…вать, продл…вать,

    Пол…щая (огород), вид…щий, (гуси) щипл..т, раду…щийся, кол…щий, преобразу…мый, распущ…нный, засмотр…шься, сломл….нный, омыва…мый, кочу…щий, кле…щий, тепл…щийся, сто…щий, жар…щийся, высп…тся, срубл…нный, гон…мый, остав…вший, выруч…т.

    1. Угловые въезды на городскую площадь оформле(1)ы кова(2)ыми решётками и воротами, украше(3)ыми позолче(4)ым узором._____________

    2. Своеобразие художестве(1)ого мира ра (2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях писатель нашел сюжеты для своих произведений.____________

    3. В творчестве художника Пабло Пикассо, несомне(1)о, наступил новый творческий этап: перед нами иной мастер, в своих картинах обращающийся у первозда(2)ым основам бытия, где добро отделе(3)от зла.______________

    4. Парадный портрет должен вызывать у совреме(1)иков и потомков восторже(2)ые чувства, поэтому изображё(3)ый на нем человек освобождался от всего будничного._______________________________

    Карточка Е. Вариант № 2

    Задание 8. В слова, имеющие корни с чередующейся гласной, вставьте пропущенные буквы .

    Выр…стающий, ут…пический, ав…нтюра, соприк…снувшись, приг…рать, компр…мисс, покр…снеть, вин…грет, заг…раться, прив…легия, бл…стательный, зам…рать (от восторга), обл…котиться, пон…мание,с…реневый, сж…гающий, перед…вать, к…рниз.

    Задание 9. Вставьте пропущенные буквы.

    И…виваться, пр…подавать, ра…порядок, о…дать, по…черкнуть, пр…остановить, пр…исполненный, об…ятый, уш…ёт, об…гревать, пр…питать, ра…жигающий, ни…ходящий, чере…чур, в…бежать, пр….успел, пр…плел, ра…жечь, бе…печный, пр…добрый, пр…кончил, о…гадать, на…кусить, н…длом, н…езд,

    Задание 10. Вставьте пропущенные буквы .

    Корн…вой, гор…вать, находч…вый, глянц…вый, ослаб…вать, солом…нка, усидч…вый, подчерк…вать, отчетл…вый, наде…лся, рул…вой, угодл…вый, спрыг…вать, перекле…вать, груш…вый, вити…ватый, плать…це, врач…вать, укач…вать, выкрас…л, находч…вый.

    Задание 11. Вставьте пропущенные буквы.

    Узна…шь, повер…вший, успоко…вший, огранич…шь, слыш…мый,запиш…шь, закручива…мый, закле….вший, наполн…нный, накин…шь, перекормл….нный, сфотографиру…шься, предвид….вший, задерж…шься, атаку…мый, пряч…щийся, он увид…т, они держ…т.

    Задание 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

    1 На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса (2)ая кожа(3)ым ремнем, и давно не глаже(4)ые штаны. ________________________________

    2. На переднем плане картины на фоне фигур ряже (1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девушка в белоснежном платье с плете(3)ой корзиной в руке. ________________________

    3.По краю поля безразлич(1)о брела лиса, но, увидев мыши(2)ую норку, она настороже(3)о подняла голову, остановилась, замерла, а потом увере(4)о прыгнула вперед._________________________

    4. Мощё(1)ая мрамором гостиная виллы «Керилос» украше(2)а золочё(3)ой мебелью, созда(4)ой лучшими мастерами Италии по образцу древнегреческой._____________________________________

    Карточка Е. Вариант № 3

    С…гание, архит…ктурный, к…саться, бл…стательный, изм…рить, стр…мление, просл…влять, переб…рёшься, выт…рать, прик…снуться, м…ндариновый, зар…сли, усм…рить, предпол…жения, инт…лектуальный, поб…седовать, подск…зать, бл…снул.

    Задание 9. Вставьте пропущенные буквы.

    Под…брать, пр…образ, пр…светлый, пр…рост, в…лелеять, ра…ширить, о…дать, по…колоть, пр…подал, пр…бой,пр…амурский, пр…толстый, и…кажённный, бе…жалостный, по…веска, пре…теча, пр…плести, пр…рывание, и…ношенный, не…говорчивый, пр…готовил, пр…лег, о…бросил, на…вязать, пр…молчал, р…зделил,

    Задание 10. Вставьте пропущенные буквы.

    Вышаг…вать, насмешл…вый, фасол…вый, выдерж…вать, улыбч…вый, засушл…вый, дотраг…ваться, усидч…вый, ноч…вать, пристег…вать, зачервив…ть, влюбч…вый, раскле…вать, затуш…вать, кокетл…вый, вздраг…вающий, подмарг…вать.

    Задание 11. Вставьте пропущенные буквы.

    Брош…нный, накорм…шь, встревож…нный, насыпл…шь, подмеч…нный, перекол…шь, подкле…нный, засе…шь, стро…вший, сморщ…нный,задремл…шь, с…грать,пошепч…мся, заброс…вший, задерж…шься, восторж…нный, закашля…шься, усваива…мый, начерч..нный, пред…дущий, сверх…нтересно

    Задание 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

    1. В героях своих картин Пабло Пикассо хотел видеть носителей скрытой от обычных людей исти(1)ы, доступной только внутре(2)ему взору человека, его возвыше(3)ой природе. __________________________________

    2. Некоторые картины художника А.К Саврасова были небольшого размера: написа(1)ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций._________________

    3. Персонаж картины, созда(1)ой художником на лснове сказочного сюжета, одет в кафтан и красную шапку с отворотом, правой рукой он придерживает украше(2)ые драгоце(3)ыми камнями золочё(4(ые ножны с вошебным мечом. _____________________________

    4. Стари(1)ые сосуды, изготовле(2)ые средневековыми ремесле(3)иками, были найде(3)ы археологами- нашими совреме(5)ками.______________

    Карточка Е. Вариант № 4

    Задание 8. В слова, имеющие корни с чередующейся гласной, вставьте пропущенную букву.

    Стр…мление, фил…рмония, подр…стать, прик…саться, обог…щение, парад…ксальный, подск…чить, приг…рок, просл…влял, переб…решься, в…рмишель, хл…поча, выч..сление, пол..жение, подг…ревший, к…мбинация, зак…ренелый, с…минар,

    Задание 9. Вставьте пропущенные буквы.

    Ро…черк, бе…донный, пр…успел, пр…слонил, пр…градить, пр…лив, от…рвать, н…дписать, и…гибать, ра..жечь, п…сторить, о…бить, пр…жать, пр…подать, пр…мирить, пр…уныть, ра…дуть, и…тратить, пр…шел, пр…петь, н…играть, по…считать, о…бить, ра…цвет, пр…сечь, пр…одолеть, пр…ступление, чере…чур.

    Задание 10. Вставьте пропущенные буквы.

    Озвуч…вать, придирч…вый, топл…вный, затм…вать, отмет…вший, недоум..вать, податл…вый, повизг…вать, застенч…вый, вздраг…вать, претерп…вая, залеч…вать, уклонч…вый, корч…вать, подстра…ваться, неулыбч…вый, сирен…вый, угодл…вый,

    Задание 11. Вставьте пропущенные буквы.

    Скруч…ннный, зала…шь, откладыва…мый, сморщ…нный, подгон…м, испорч…нный, откладыва…мый, взвеш…нный, пове…т, слыш…мый, утрач..нный, оберега…мый, замаяч…шь, наклоня…шься, разруш…нный,

    Задание 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

    1. На картине изображен покрытый золочё(1)ой скатертью стол, на котором лежали яблоки и груши, и зелё (2)ый лук, и бледная, как будто недожаре(3)ая курица, и даже непотрошё(4)ая щука с раскрытой пастью. ______________

    2. Лесник просунул дли(1)ую ветку в вкопа(2)ую каким-то зверьком нору, и мгнове(3)о эта ветка отказалась выпуще(4)ой из рук: кто-то сильно дернул её, и она полностью исчезла в отверстии. ____________________________

    3. Необъезже(1)ая лошадь все горовила сбросить отчая(2)ого седока, а он, посылая зрителям, воздуш(3)ые поцелуи, бесстраш(4)о демонстрировал им приемы цирковой езды. ___________________

    4. Может быть, коньки назва(2)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.