Переселение из поселков. Особенности миграции сельского населения в россии

Сейчас стало достаточно популярным менять свое место жительства с города на деревню, шесть лет назад, когда мы с мужем переехали из Новосибирска в деревню за 170 километров, не только наши городские знакомые крутили пальцем у виска, но и жители деревни. Родственники же восприняли это более спокойно, не уживетесь — вернетесь.

Многие блогеры — переселенцы позиционируют переезд из города в деревню как очень сложное, требующее огромных сил и подготовки мероприятие. В нашем случае все прошло не только легко, но и успешно. Хочется надеется, что наш личный опыт поможет кому — то принять правильное решение и в чем — то будет полезным.

Плюсы и минусы переезда в деревню.

На эту тему уже много сказано и написано. По сути все минусы на деле или надуманы или легко преодолимы. Например, любимый довод — отсутствие культурной жизни. В деревнях на все праздники проводятся праздничные мероприятия, по выходным в СДК показывают кино и проводят дискотеки, замечу, что все это или бесплатно или за символическую цену. При желании можно даже поучаствовать в самодеятельном коллективе.
Если же самодеятельность не по душе, то никто не запрещает сесть на машину и доехать до города.

Школы, садики, библиотеки и медпункты есть практически везде, а где, например, нет школы, то каждое утро приходит бесплатный школьный автобус, который потом привозит учеников домой. Образование в школах зачастую практически индивидуальное ввиду небольшого количества учащихся, а учителя относятся к своим подопечным гораздо ответственней. Какие — то кружки и секции есть при школе и СДК, а остальные точно найдутся в ближайшем райцентре. В нашей, к примеру деревне, кроме детских есть и кружок рукоделия для взрослых (бесплатный), так что вас еще и научат вязать, прясть, шить, плести из лозы и так далее.

Кстати, скорая помощь гораздо быстрее проедет 20 километров по пустой дороге, нежели 10 остановок по пробкам.

Как вы поняли, развенчать можно любой минус проживания в селе, а очевидных плюсов уйма. Чего только стоит свежий воздух, природа, натуральные продукты и полная свобода действий.

Выбор места для переезда.

Здесь каждому — свое, могу дать лишь некоторые рекомендации.


Лучше всего выбрать тупиковую деревеньку, примерно за сто километров от крупного города. Как уже было сказано выше, мы забрались за 170 километров от Новосибирска, 100 из которых — федеральная трасса, 50 с хвостиком — асфальтированная дорога, соединяющая два районных центра, а последние 13 — хорошая щебенчатая, которую зимой постоянно чистят, так как три раза в день ходит автобус из райцентра.
В деревне имеется школа, садик, медпункт, библиотека, магазин, сельский клуб и даже мемориал участников войны
. По всей деревне протекает река с уймой рыбы, дороги заасфальтированы. Сотовая связь — с антеннами, спутниковое и цифровое телевидение, интернет стабильный, почему — то только у нас. Природа — красота!
К нашему удивлению уже после переезда, прямо за деревней мы обнаружили .

Как выбрать деревенский дом.

Конечно, в идеале дом в деревне — трехэтажный особняк с ухоженным садом, но это только мечта. Если даже такое «чудо» и найдется в продаже, то за очень кругленькую сумму.


Провести воду в дом, сделать отопление и канализацию в деревне проще нежели в частном городском доме. Местные и помогут прокопать траншею, и сварить печь, и старые колеса от тракторов отдадут по — дешевке для сливной ямы, главное найти с ними общий язык. Даже если изначально в доме нет удобств, то скоро, при желании можно сделать все, включая горячую воду и душ.

Некоторые советы по обустройству на новом месте.

Переезжать лучше всего весной — до зимы можно сделать очень много и успешно впервые перезимовать на новом месте.

Сразу после переезда, работы будет уйма, главное не распыляться. Конечно, сперва надо привести дом в жилое состояние, разобрать вещи и познакомиться с . Расставить приоритеты в дальнейших действиях, возможно помогут следующие советы.


Все это — наш личный опыт, ниже приведены видео сюжеты о том, как это делали другие.

Удачи и процветания!



Миграция из сельской местности в города в X-XIV вв. была одним из важ­нейших фактов развития христианского мира. Окружавшие город деревни служили продовольственным складом и аграрным цехом европейского го­рода. Селяне поначалу возили свою продукцию на телегах, а затем, познав все прелести и вольности городской жизни, переселялись сюда на постоян­ное житье. Здесь они обучались грамоте, получали религиозное просвеще­ние, поскольку не до каждой деревни мог добраться священник. Но кресть­янин, вырванный из своего контекста и привычной среды, перебирался в христиански просвещенный город и впитывал христианскую культуру. Та­ким образом, города и сельская миграция сыграли важную роль в христиа­низации Европы. Позже они сыграли немаловажную роль в расколе христи­анского движения на множество сект и еретических течений. Город всегда слыл рассадником революционеров и бунтарей, недовольных старым стро­ем и призывающих людей к новому будущему. Именно нарождающийся ка­питалистический город породил в Германии протестное течение, которое вскоре, охватив весь мир, стало известно под именем протестантизма.

Из села в город мигрировали не только малообразованные крестьяне, но и просвещенные монахи. Если в XII в. видные французские монахи, напри­мер Петр Достопочтенный из Клюни, св. Бернард из Сито, стремились выр­ваться из Парижа и увести школяров от городских соблазнов в «пустынь», в монастырскую школу, то в XIII в. духовные предводители - доминиканцы и францисканцы - сами обосновались в городах и стали править душами с церковных и университетских кафедр 9 .

В середине XIX в., с началом индустриальной революции, в Европе на­чался процесс массовой миграции сельского населения в города. Мигранты обеспечивали 90% прироста городского населения. Урбанизация обязатель­но сопровождается переселением людей из сельской местности в города, которое приняло особый размах именно в XX в. Ныне аналогичные процес­сы происходят в развивающихся странах: сельское население стремится пе­ребраться в города, чтобы спастись от голода и безработицы. К примеру, в Китае в 1960-1990-х гг. рост населения городов на 60% был обеспечен есте­ственным приростом населения и снижением уровня смертности и на 40% - переселением крестьян 10 .



9 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. М., 1992. С. 58-105. 111 Человеческая цивилизация становится «цивилизацией городов». - http://www.washprofile.org/ SUBJECTS-%204/megapolis.html.

Еще в первой половине XX в. в большинстве европейских стран и США началось перемещение сельских жителей в большие города. Поток пересе­ляющихся фермеров и крестьян увеличивался, достигнув пика к середине 1960-х гг. В СССР максимум переселений пришелся на конец 1970-х гг. Интенсивный миграционный отток сопровождался почти повсеместным изменением сети сельских поселений, ликвидацией опустевших школ, боль­ниц, магазинов и др. Затем этот процесс стал ослабевать. В европейских стра­нах он затих, а в 1970-1980-е гг. началось переселение горожан на природу - в пригороды и сельскую местность, но не для того, чтобы там работать и жить, а лишь для того, чтобы отдыхать.

В России после отмены крепостного права, а позже после столыпинских ре­форм, которые нанесли сокрушительный удар по крестьянской общине, массы сельских жителей двинулись в города. Но немногочисленные и недостаточно раз­витые российские города не могли при­нять всех желающих. Мигранты сосредо­точивались главным образом на город­ских окраинах, занимались мелким предпринимательством, трудились как разнорабочие, получая мизерную зара­ботную плату, а нередко занимаясь и не­законной деятельностью.

С приходом к власти большевиков процесс миграции сельских жителей в города усилился, особенно в связи с раз­вернувшимися процессами коллективизации (раскулачивания) и индустри­ализации. В городах возводились промышленные гиганты, куда вчерашние крестьяне внедряли мелкобуржуазную (по выражению В.И. Ленина) куль­туру. В отличие от традиционной для Европы крестьянской культуры, пере­жившей фазу распада общинной психологии и зарождения индивидуалис­тической, русский крестьянин все еще сохранял патриархальные пережит­ки, прекрасно описанные выдающимся советским нотовцем" А.И. Гастевым. Массовый приток селян в город в 1920-1930-е гг. приводил к депролета-ризации промышленности, вследствие потерь кадрового пролетариата на фронтах Гражданской войны. Поступив на городское предприятие, кресть­яне сохраняли деревенское отношение к труду и с неохотой проходили шко­лу индустриализации. Неумение работать - всеобщая народная черта, пи­сал Гастев. Русское предприятие выступает не только школой воспитания но­вых привычек, но и нередко рассадником старых. Так, в «мастерских и на заводах очень распространен обычай во время работы что-нибудь жевать, пить чай и курить... на рабочем месте появляются кружки, стаканы, хлеб, крошки и нарушается порядок» 12 . Отсюда неряшливость во всем. У нас еще сохраняется привычка, утверждал Гастев, в работе отрываться для других дел, горячиться, если вещь сделана неправильно, быстро расстраиваться и про-

" От термина НОТ- научная организация труда.

12 Гастев А.К. Как надо работать. М., 1972. С. 132-133.

должать с испорченным настроением губить работу дальше. Неумение пра­вильно работать, став народной привычкой, передается затем молодежи, неважно, сельской или городской. Другой вредной привычкой является по­спешное включение в работу, быстрое утомление в середине и неоправдан­ный штурм в конце. Иногда мы беремся за несколько важных дел одновре­менно и ни одного не доводим до завершения. Заносчивость в работе, раз­дувание небольшого успеха характеризуют невоспитанного и культурно отсталого работника. «У нас часто бывает так: работают и, или гонятся, или волынят, а как только гудок, как только пришел час конца работы, так пря­мо срываются с места, бегут без оглядки и оставляют рабочее место на про­извол судьбы, а на завтра - одно украли, другое потеряно, третье - завале­но к стенке, четвертое - испорчено за ночь» 13 . Причем черты деиндустриа­лизации стали проявляться еще в дореволюционный период, а после трагических событий 1917 г. они лишь усугубились.

Первое поколение сельских мигрантов - всегда маргиналы. С одной сто­роны, они воспитываются в семье, где родители, представители старшего по­коления, все еще остаются носителями патриархального уклада, а с другой -

Врезка

А. Быстрицкий

a_forester в Перспективы переезда жителей городов в сельскую местность

Оригинал взят у sterligov в Новые понаехавшие - Газета Труд

Почти треть городских жителей мечтают уехать в деревню, если там будет школа для детей, магазин, интернет и приличная зарплата
Социологи выяснили, что движет беглецами из больших и малых городов. И очень удивились, что никто из «понаехавших на село» не пожалел о сделанном шаге.

В обывательском сознании уехавшие из города на село воспринимаются как неудачники или чудаки. Вроде эпатажного Германа Стерлигова, бывшего мультимиллионера, который вывез семью в Истринский район, купил землю с фермой и, говорят, продает обитателям Рублевки молоко и экологические булки.

Меж тем исход из города уже давно не экзотика. По данным социологического исследования экспертов Высшей школы экономики, почти 25 млн горожан (29 %) готово последовать его примеру и переехать в село. Но при определенных условиях. Больше всего люди хотят иметь приличную зарплату, льготы при приобретении жилья и земли, социальную инфраструктуру в виде детсада, школы и больницы, а также помощь в модернизации фермерского хозяйства. Все условия взяты не с потолка — их подсказали переселенцы, которые, не дожидаясь обещанной государством смычки города с деревней, своими руками налаживают жизнь на новом месте.

Что их толкнуло на этот шаг, с какими трудностями столкнулись — об этом переселенцы откровенно рассказали социологам.

Сергей Солдатов , 43 года, бывший офицер и коммерсант, ныне фермер, Владимирская область. — На гражданке я был директором коммерческой организации, жена — в банке. Работа не пыльная, заработки приличные. Но когда в семье родился четвертый ребенок, мы задумались о доме в деревне. Сначала просто жили летом как на даче, пока не поняли, что это и есть настоящая жизнь. Выкупили помещение разоренного колхоза, приобрели сельхозтехнику. Сейчас землю пашем, выращиваем скот, делаем комбикорм для продажи. Жена ведет бухгалтерию. Дети ходят в школу, но при этом помогают по хозяйству, знают всю технику. И я очень рад, что они живут настоящей жизнью, а не той, что показывают по телевизору. Когда вырастут, смогут дом построить, землю вспахать и своих детей воспитать. Даже ради этого стоило уехать.

Да, в Муроме я ездил на крутом джипе и носил дорогие костюмы. Сейчас обхожусь скромным «Фордом» и простой одеждой. Зато отвечаю сам за себя и за свое дело. Это важнее счета в банке.

Единственное, чего недостает, так это помощи государства. В плане жилья, бытовых удобств, организации. Не надо предлагать кредиты, потому что это хомут на шею. Помощь нужна в получении земли, разработке бизнес-плана. Например, определить, чем лучше заняться: выращивать капусту или кроликов — что нужнее для района и области.

Дауншифтинг, основание родовых поместий, фермерских хозяйств, эко-поселений и даже целых эко-городов. Все эти явления объединяет стремление к свободе, здоровому образу жизни, экологичности, чистоте пространства и сознания.
Я побывала на ферме в Тверской области, чтобы посмотреть, как живут молодые люди, покинувшие тесные городские квартиры ради жизни и работы на земле. Узнала об альтернативных источниках энергии – ветрогенераторах и солнечных батареях, о современных технологиях ведения сельского хозяйства, о быте и философии «переселенцев».

Новая национальная идея
Сейчас идея о родовых поместьях претендует стать национальной идеей России. Существует целое движение по созданию «родовых поселений». Этому во многом способствовала серия книг «Звенящие кедры России» популярного автора В. Мегре. Идея привлекательна: каждая семья должна обустроить всего один гектар земли, создать поселение, жить на родной земле в гармонии с природой, выращивать натуральные продукты, воспитывать здоровых детей. Это сделает страну сплочённой и богатой, поможет сохранить экологию, не говоря о том, что это просто мечта многих людей, создание «образа рая на земле». Скажите – идиллия или утопия? Тем не менее в России существует уже более 300 таких поселений.

Более того, эта идея стала созвучна и государственным целям, развитию сельского хозяйства, актуальному ныне импортозамещению. Идею бесплатно давать землю на Дальнем Востоке предложил вице-премьер РФ — полпред президента РФ Юрий Трутнев. Владимир Путин подписал законопроект «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе» . И вот, с 1 мая 2016 года закон вступает в силу.

Как закон работает? Любой гражданин РФ может получить участок на территории Дальнего Востока площадью 1 Га, свободный от прав третьих лиц. Можно объединиться и получить участки рядом для совместной деятельности. Участок сначала дают в безвозмездное пользование на пять лет, а затем в собственность бесплатно, если земля использовалась для деятельности, не запрещенной законодательством. В случае неиспользования земля изымается, участок нельзя продать, подарить или сдать в аренду иностранным гражданам. Это участки в удалении от крупных городов, предназначенные для ведения сельского, лесного, охотничьего хозяйства или для создания бизнеса.

Как получить участок? На портале НаДальнийВосток.РФ можно выбрать земельный участок, а заодно почитать закон. Нужно написать заявление, после его одобрения получить и подписать договор.

Казалось бы, такие разные вещи, как создание родовых поместий и модное течение дауншифтинга имеют нечто общее. По моему мнению, это разные грани одного и тоже глобального процесса, который происходит сейчас в мире.

Философия дауншифтинга, «simple living»
Дауншифтинг – новое для России социальное явление, пришедшее к нам из западного мира. В переводе с английского «downshifting» – «перемещение вниз», «переключение автомобиля на более низкую передачу». В эпоху постматериалистических ценностей это способ установить равновесие между работой и жизнью, самостоятельный жизненный путь, а не навязанный обществом потребления.

Как проявляется эта тенденция массового изменения образа жизни людей? Как отказ от карьерного роста, высокого социального статуса, высокооплачиваемой офисной работы и переезд в южноазиатские страны для менее напряженной жизни. Во многом потому что жизнь где-нибудь на Гоа или в Таиланде намного дешевле.

Осталось решить, как и на что жить, будучи дауншифтером. Можно найти удаленную работу, создать бизнес, источники пассивного дохода или жить на заработанные ранее деньги, сдавать городскую квартиру.

К слову, необязательно уезжать именно в Азию. Можно поселиться хоть на русском севере, в тайге или в лесу, жить в деревне, на даче или вот воспользоваться федеральной программой по получению гектара земли. Каждый для себя составляет уникальный проект, совмещающий представления о свободной жизни и возможности для заработка.

Волонтерская работа, WOOFing
Чтобы познакомиться поближе с премудростями сельской жизни, существуют различные волонтерские программы. Одна из самых старых и известных WWOOF – World Wide Opportunities on Organic Farms или Всемирные Возможности на Органических Фермах. Организация объединяет волонтеров и фермы, которым нужны добровольцы.

Да, эра интернета дает нам доступ к любым знаниям, но часто ли они переходят в настоящий опыт? В условиях перенасыщения информацией, ценно живое знание – как подоить козу, построить сруб, как правильно собирать травы. «Вуфинг» создан для молодых людей из разных стран, которые только присматриваются к фермерству. Это отличная возможность путешествовать по миру и одновременно узнавать об органическом образе жизни.

WWOOF – это обмен: волонтеры работают на ферме по 4-6 часов в день, хозяева обеспечивают их жильем и натуральной пищей. Работать на виноградниках во Франции, на клубничных полях или расчистка дождливых джунглей на Гавайях: звучит привлекательно. И это действительно так, по отзывам многих вуферов.

В России также набирают популярность эко-туры, волонтерские поездки в заповедники. Можно, например, заниматься сбором мусора на Архызе, или организовывать эко-тропы на Байкале.

Как видим, возможности альтернативной жизни, агротуризма или хотя бы небольшого эко-отпуска становятся все более привлекательны для жителей нашей страны. Что это – возвращение к истокам, к жизни на земле, какой во все времена жили русские люди? Или это просто усталость от города: перенасыщение информацией и рекламой, грязная вода и воздух, отсутствие на полках магазинов здоровых и доступных продуктов, жизнь в бетонной клетушке. Попробуем разобраться.

Заинтересовавшись «вуфингом» в России, я нашла хост-лист поселений, которые приглашают к себе волонтеров. Мой выбор пал на КФК «Молодежное» в Тверской области. Оказалось, это не просто ферма, куда приглашают волонтеров для работы, а целый социальный проект.

«Переселение в поселение»
Три года назад три молодых семьи решили покинуть тесные городские квартиры и уехали жить на землю. Ребята выкупили 15 гектаров бывшей колхозной земли недалеко от деревни Кушалино, в Тверской области, и начали устраивать свою новую жизнь. Вместе они открыли инновационное крестьянско-фермерское хозяйство «Молодежное».
Сегодня к поселенцам присоединились около 20 семей, уже выкуплены дополнительные участки общей площадью около 40 Га. Каждая семья планирует построить свое хозяйство, а помочь им, а заодно и всем горожанам, желающим переселиться в деревню, поможет проект «Переселение в поселение».

Цель проекта – создание действующей модели современного сельского поселения, где труд для человека не является рутиной, а жизнь комфортная и интересная.
В КФК «Молодежное» можно познакомиться с альтернативными источниками электроэнергии: ветрогенератором и солнечными батареями, которые позволяют быть независимыми от электросетей.

Рассказывает Михаил, юрист по профессии, лидер первого потока переселенцев:
«Первое, с чем мы столкнулись после переезда, – отсутствие электричества на сельхоз земле. Подключать его не входило в планы администрации Кушалинского сельского поселения. Мы решили использовать современные технологии, не наносящие вреда экологии, – поставить ветроэнергетическую установку и солнечные батареи, которые полностью обеспечивают наши электропотребности. Уникальная конструкция ветрогенератора – тверская разработка завода «Исток», которую использовали военные. У нас, в Тверской области, это первый объект у гражданских.

За три года мы ощутили преимущество альтернативной энергии: например, когда стихия рвет провода в деревне, ветрогенератор еще активнее вырабатывает электричество. Это помогает содержать инкубаторы и другие приборы, которые нельзя отключать от сети даже на короткий срок.»

– Как вы перебирались из города в деревню?
– Мы с женой решили, что нам не подходит городской образ жизни, не хватает жилой площади и комфортных условий, чтобы создать семью. Появилась идея построить свой дом, заняться сельским хозяйством. Хотелось заниматься любимым делом, работать на земле и создавать объекты своими руками, в городе сложно осуществлять эти задачи.

– Есть ли минусы жизни вдали от города?
– Мы находимся достаточно близко от города, меньше часа езды от Твери, у нас есть доступ к городской инфраструктуре, и в то же самое время нам удается избежать минусов цивилизации.

– Как устроена ваша сегодняшняя жизнь в поселении?
– У нас существует разделение обязанностей. Мужчины занимаются животными, работают на пилораме, занимаются строительством. Сейчас, к примеру, рубим баню. Женщины занимаются административной работой, продвижением сайта проекта, подготовкой и реализацией продукции, заготовкой меда, Иван-чая. К работе привлекаются и волонтеры. Мы с радостью принимаем желающих пожить и поработать на нашей ферме.
Сейчас у нас 18 коз, три из них дойные, остальные подрастают. Из молока делаем сыр, творог. Сывороткой кормим свиней. В планах строительство сыроварни. Также на ферме выращиваем птицу – кур, гусей, индюков, разводим племенных свиней и домашних мини-пигов. Заложили фруктовый сад на 100 деревьев.

В рамках проекта мы организовали органическую ферму «Молодежная», производим натуральные фермерские продукты. Начало хозяйству положила экспериментальная пасека. В ее работе применены инновационные методы пчеловождения, используем финские ульи, медогонку Грановского. Уже в первые два года ее существования мед с пасеки занял призовые места на крупном областном фестивале медов Сандово, обогнав более 70 конкурентов.

Еще ребята применяют методы оптимизации труда. Так, ниппельная поилка для птиц с каплеуловителем лучше всего отвечает санитарным нормам, а бункерная кормушка экономит корм и трудовые затраты.

Электропастух – еще один способ облегчить уход за животными, не наноса им вреда. Слабый электрический заряд дает неприятные, отпугивающие ощущения. Электроизгородь применяется как для выпаса скота, так и для защиты стада от диких животных.

За лето ребята построили тир, летний бар, каркас геокупола. Собираются развивать экотуризм, создать контактный зоопарк, проводить этнофестивали. «Мы хотим, чтобы наша площадка могла послужить примером для людей, задумывающихся о переезде на природу, уставших от городской суеты и пыли. Чтобы каждый желающий смог познакомиться с нашим опытом, примерить на себя современный загородный образ жизни, и возможно, благодаря этому создать свое успешное хозяйство. Мы хотим создать не столько развлекательное пространство, сколько информационное. Планируем организовывать лекции, снимать обучающие фильмы для тех, кого интересует загородный образ жизни.»

Их деятельность не остается незамеченной. Я побывала на ферме в День Открытый дверей, когда к ребятам приехали более 400 человек, а на следующий день застала Тверское телевидение, которое снимало о них программу.
Возвращаюсь из поселения в город, который пока еще не готова покинуть, с мыслями о будущем отдельно взятых семей и жителей страны в целом, для которых открываются теперь новые горизонты, или хорошо забытые старые – плодородные леса, речушки, солнце, садящиеся в поле, где цветет Иван-Чай.

Фото Дмитрия Шубина