Механизмы формирования негативного отношения к отдельно проживающему родителю (продолжение). Индуцированный («наведённый») бред Индуцированный психоз

По материалам поста "О вкусах не спорят, а мне подозрительно", обсуждаемом в сообществе "Сами себе психологи"написана статья "Как не заразиться психической инфекцией в Интернете?".

Не всем понятно, что такое психологическая индукция, поэтому по материалам Интернета Вашему вниманию такая информация.В 1960 году на основании эксперимента был сделан вывод о том, что между людьми происходит передача психологической информации, и что осуществляется она через материальный носитель- биополе, в диапазоне микроволн, непосредственно мозгом, без участия органов чувств.Что такое психологическая индукция можно рассмотреть на примере индукции бредового расстройства личности. Психические процессы и в норме отличаются высокой индуктивностью. Легче индуцируются дети и подростки, лица с низким интеллектом, инфантильные взрослые,а также, лица с низкой самооценкой и слабоволием. Индукция может быть направленной и осознанной, например, в рекламе и политике. Психологическое влияние индуктора и реципиента взаимно, то есть реципиент своим поведением и высказыванием способствует усилению продукции индуктора. В основе механизма индуцирования лежит эффект аудитории, толпы или «социального облегчения», то есть такого механизма, при котором конкретное поведение осуществляется быстрее, если оно наблюдается у других.Убогие не так остро будут ощущать свою ущербность, если кто-то еще разделяет их участь.
Распространенность индуцированных бредовых расстройств недооценивается. Для исламизма – это национализм и терроризм, для фашизма –– это нацизм и истребление других народов, для «бериевского коммунизма» – это паранойальная подозрительность и истребление «не своих» (например, расстрелы).
Индуктора обычно относятся к доминантным личностям, а реципиенты – к подчиняемым, внушаемым и зависимым личностям.
Диагноз индуцирования основан на следующих критериях:

1. Бред у доминантного лица чаще шизофренический, бред реципиента обычно исчезает при разлучении.

2. Один, два и более лиц разделяют бред и бредовую систему, поддерживают друг друга в этом убеждении.

3. У индуктора и реципиента тесные взаимоотношения (семейные, территориальные, религиозные.

4. Есть сведения об индуцировании бреда реципиенту путем контакта с индуктором.

5. Возможны индуцированные галлюцинации.

Терапия. Разделение индуктора и реципиентов в последующем сопровождается по отношению к ним различной тактикой. Индуктора следует лечить, как пациента с бредом, реципиент после утраты доминантного лица чувствует собственную покинутость и духовную пустоту. Это требует продолжительной реабилитации и психотерапии зависимости. Многое в этой терапии сходно с воздействием и реабилитацией при зависимости от психоактивных веществ.

Рассмотрим еще такую экзотическую тему как «бред колдовства и порчи» . Сочетаясь с бредовыми идеями преследования, отравления, ущерба, он образует единый психопатологический узел, когда ставится под вопрос сама возможность физического существования личности, вызывая тем самым брутальные формы бредовой защиты.

Индуцированные воздействия в последовательности поколений

В заключение на основании вышеизложенного анализа мы предложим некоторые гипотезы, которые могут в качестве первого приближения дать нам модель «крупномасштабной» динамики индуцированных воздействий. Мы будем пытаться приблизиться к пониманию по возможности всей цепочки причин и следствий, которые вызывают то, что обычно называют характерным, или типичным социальным расстройством личности и поведения в зрелом возрасте национального меньшинства.

Рассмотрим в начале нашего анализа лишь одну такую личность сравнительно молодого возраста с семьей, «погруженную» в реальную социальную среду (далее везде принимается во внимание вышеприведенный анализ: полагаем, что в социальной среде наблюдаются индуктивные воздействия). Личность имеет или генетическую предрасположенность к психотическому расстройству, или подвергается воздействию, например, социальной (в частности, связанной с национальностью личности) стрессовой ситуацией. Через 1 – 2 недели возникает острое или преходящее психотическое расстройство (реактивный психоз), например, с бредом, который индуцирует подобный бред (индуцированное параноидное расстройство) у положительно эмоционально связанными с ней членами семьи. При продолжающихся социальных воздействиях параноидное расстройство может перейти или в параноидное состояние (в тяжелых случаях – в параноидный психоз), или в паранойю, или сенситивный бред отношения. Характерная особенность этих заболеваний – это весьма устойчивый, иногда пожизненный бред, который также может индуцировать положительно эмоционально связанных с этой личностью окружающих. Возникает что-то похожее на цепную реакцию: лавинообразное увеличение числа личностей с подобным бредом. Эта лавина обрывается или по мере исчерпания числа личностей, эмоционально поддерживающих этот бред (например, после «глобального» охвата всего национального меньшинства), частично затухая на критически мыслящих личностях или в связи со смертью личностей-источников бреда.

В зрелом возрасте у таких личностей (но сравнительно чуть более критически относящихся к своему субъективному состоянию) обычно возникают так называемые специфические расстройства личности. Они обычно связаны с личными страданиями или социальным распадом (разрушение семьи и т. п.). Здесь расстройства проявляются как негибкие ответные реакции на самые разные личные и социальные ситуации. Это, прежде всего параноидное расстройство личности, которые, возможно, также могут индуцировать эмоционально связанных с ними окружающих. Здесь отметим личности фанатичные, кверулянтные, обидчиво-параноидные. При диссоциальном расстройстве личности отметим личности аморальные, антисоциальные и психопатические. Еще отметим эмоционально неустойчивое расстройство (личности агрессивные); при истерическом расстройстве особо отметим личности психоинфантильные, поскольку именно они обычно подвержены индуктивному влиянию извне.

В последнее время на разнообразных Интернет-ресурсах все чаще встречаются статьи и интервью различных специалистов об одном интересном заболевании, занимающим особое место среди большого количества психических нарушений – индуцированном психозе. Что же это такое?

Индуцированный бред, известный во французской литературе еще с конца 19 века под названием «помешательство вдвоем», в наши дни не теряет популярности. Индуцированный психоз или бред представляет собой особую форму психоза, при котором происходит непроизвольное и навязанное воспроизведение человеком чужих сверхценных идей.

Пораженные индуцированным психозом без всякой критики перенимают убеждения больного (параноика, психопата), с которым они вместе живут или тесно общаются. Чаще всего индуцированный психоз встречается в старых супружеских парах, среди родителей и детей, братьев и сестер, особенно если они живут в условиях социальной изоляции. Индуцированный бред так же может принимать и массовый характер.

Для примера представим семью – одинокую маму и взрослого сына, не успевшего обзавестись собственной семьей. У мамы генетическая предрасположенность к шизофрении, с наступлением климакса симптомы этого заболевания начинают настойчиво себя проявлять, и внутри ее головы с каждым днем все отчетливей начинает раздаваться посторонний голос. Она не знает, чей это голос, поначалу ее это пугает, она даже осознает, что больна, пребывает в растерянности и не знает что делать.

Но голос внутри головы настолько убедителен, что побеждает любой здравый смысл и логику. И тогда в попытке объяснить происходящее она придумывает собственную фабулу, что голос – это не что иное, как послание инопланетян, а она тот самый «избранный», кому доверили сверхценную информацию для всего человечества.

В психиатрии это явление называется «кристаллизацией бреда». Со временем бред крепнет, обрастает подробностями, ритуалами и привычками. В бредовую идею постепенно вовлекается близкий человек – сын, который спустя некоторое время гордо объявляет человечеству о постройке «спасительных» подземных тоннелей в ближайшей лесополосе. Идеей «заражаются» соседи, знакомые, знакомые знакомых. И вот, под землей скорого конца света ждут уже несколько десятков человек. Именно так, незаметно для всех индуцированный психоз превращается в массовый.

Неужели так просто заставить человека или группу людей, поверить в очевидный бред? К сожалению, проще простого. Если больной человек пользуется авторитетом и уважением окружающих, то его идеи автоматически принимаются за истину без какой-либо критической оценки. История знает немало примеров помутнения рассудка у целых народов. Охваченные бредовой идеей своего лидера, пораженные массовой истерией люди совершали такие злодеяния, какие до сих пор не укладываются в голове.

Сегодня, как и тогда, каждый из нас живет в окружении бредовых идей. Один бред сменяется другим, старый бред замещается новым. Люди придумывают себе новые объекты для веры, и слепо им поклоняются. Явления, некогда считавшиеся извращениями, сегодня принимаются обществом как вариант нормы, а старые истины, проверенные годами, нещадно обесцениваются. Сегодня огромную роль в «заражении» населения индуцированным бредом играют СМИ – это и телевидение, и интернет, и печатная продукция, которая волей-неволей попадает в наши почтовые ящики. Мы давно привыкли верить телевизору и зачастую любую донесенную до нас информацию воспринимаем автоматически, минуя своего «внутреннего критика». В результате не замечаем, как чужое мнение начинаем принимать за свое собственное, покупая то, что нам посоветовали уважаемые телевизионные эксперты.

Что же делать? Как не утонуть в огромном потоке окружающей нас информации? Как не стать жертвой индуцированного бреда и массового психоза, сохранить логику и адекватное восприятие реальности?
Для начала нужно знать относитесь ли вы к той категории людей, которая находится в зоне риска по заболеваемости индуцированным психозом или массовой истерией.

Особенности личности, влияющие на предрасположенность к индуцированному психозу

1. Истеричность

Чрезмерная эмоциональность, самодраматизация, театральное поведение, неадекватная обольстительность, провокационное поведение, поверхностность суждений, подверженность влиянию окружающих. Если вам трудно вспомнить, когда и по какому поводу вы в последний раз закатывали скандал или истерику, тогда можете спать спокойно, к вам этот пункт не имеет отношения.

2. Внушаемость

Человек по своей природе довольно внушаем, об этом свидетельствует опыт советских психотерапевтов, исследовавших на внушаемость жителей г. Ленинграда еще в 1966г. Выступавший тогда по телевидению психотерапевт произнес с экрана формулу внушения - «скрепить руки» (тест на внушаемость), но после ее отмены (контрвнушения) многие, кто смотрел этот сеанс, не смогли этого сделать. В результате на телевидение обрушился шквал звонков из разных районов города с просьбой приехать и «расцепить» руки. Если вы ранее присутствовали на сеансах гипноза, то вам уже наверняка известно внушаемы вы или нет. Если нет, вспомните насколько эмоционально вы реагируйте на обидные слова или проклятия в ваш адрес. Долго переживаете? Тогда, скорее всего, вы довольно внушаемы.

3. Суеверность

Суеверность, как лакмусовая бумажка, показывающая готовность человека верить в самые разнообразные бредовые идеи, не требуя при этом каких-либо доказательств или проверки фактов. Если вы склонны верить различные гадания, приметы, магические заговоры и прочие не подтвержденные фактами домыслы, стоит задуматься.

4. Фанатичная религиозность

Важным диагностическим сигналом может служить толпа верующих, чье поведение противоречит собственному религиозному учению (любая религия осуждает насилие и агрессию, пытки и казни, теракты и преследования).

5. Низкий интеллект

Интеллектуально неразвитого, ничем не интересующегося индивида легче ввести в заблуждение, чем эрудированного и интеллектуально подкованного человека.

Если в толпе сторонников некой идеи встречаются персонажи с вышеперечисленными характеристиками - это четкий сигнал того, что, скорее всего, перед нами «зараженные» индуцированным бредом или массовым психозом люди. Ну, а если вы обнаружили себя в группе риска, то для того чтобы не попасться на «индуцированный крючок», стоит внимательнее относиться к себе, своему образу жизни и кругу вашего общения.

Лечение индуцированного психоза

Для лечения индуцированного бреда у людей, находящихся в тесном родстве, достаточно полностью прекратить между ними общение. Вскоре после этого здоровый человек должен пойти на поправку, а больному истинным бредом будет показана длительная терапия его основного заболевания - шизофрении. При подозрении наличия массового психоза нужно на время отказаться от просмотра привычных телеканалов, новостей, различных ток-шоу, тематических передач.

Для достоверности получаемых сведений нужно пользоваться различными источниками информации – разнообразными печатными изданиями, Интернет-ресурсами, радио, обращать внимание на данные мировой статистики, а также не пренебрегать мнением настоящих специалистов, а не доморощенных шарлатанов.

Индуцированный психоз представляет собой форму психоза, которая изначально является непроизвольной. Этот психоз навязан воспроизведением индивидом тех чрезмерно ценных идей, которые, на самом деле, овладели другим человеком - тем, с которым данный конкретный индивид тесно общается. При проведении диагностика индуцированного психоза диагностическими критериями являются такие показатели:

  • бред формируется в контексте близких связей с другими лицами, у которых уже есть бред (первичный случай);
  • бред у второго лица по содержанию напоминает бред, который наблюдается в первичном случае;
  • перед началом индуцированного бреда непосредственно второе лицо не обнаруживает психотического расстройства или продромального симптома шизофрении.

В процессе постановки дифференциального диагноза этой болезни рассматривают варианты:

  • симуляции,
  • искусственно демонстрируемого расстройства,
  • психологических нарушений,
  • органических заболеваний.

У заболевшего субъекта иногда наблюдают расстройство личности.

лечение

Для излечения индуцированного психоза лучший клинический подход состоит в том, чтобы изолировать заболевшего субъекта от источника бреда - доминирующего партнера. За пациентом с индуцированным психозом придется организовать уход, ждать, пока случится самопроизвольная ремиссия, пропадут бредовые переживания. Эффективна психотерапия с доминирующим субъектом. Фармакотерапию применяют только в том случае, когда это нужно.

симптоматика

Главным признаком данного состояния является принятие бредовых переживаний постороннего лица за истину, причем, без малейших колебаний. При этом, бредовое переживание, само по себе, можно отнести к сфере вполне вероятного. Взгляды пациента, как правило, не настолько причудливы, как это зачастую бывает при шизофрении. Бредовые переживания часто содержат ипохондрические настроения или идеи преследования. По типу сопутствующих порой обнаруживаются личностные расстройства, но симптомы и признаки, которые отвечают диагностическим критериям шизофрении, расстройства настроения или бредового расстройства, отсутствуют. В некоторых случаях фиксируют помыслы о суициде или совершении убийства, но собирать эту информацию весьма непросто.

В учебниках психиатрии среди пышного разнообразия психических болезней есть одна, которая занимает особое место. Поскольку болезненные симптомы как бы есть, но сам пациент при этом здоров. Имя этого заболевания - индуцированный психоз.

Для примера представим семью из двух немолодых супругов. Они жили долго и счастливо, но вот в один прекрасный день один из супругов заболевает шизофренией. Заболевание протекает согласно классическим учебникам: у него начинаются небольшие проблемы, всякие там расстройства внимания, и на фоне этих мелких симптомов внутри головы все отчетливей начинает раздаваться голос.

Больной не знает, чей это голос. Но голос чужой, и раздается он не в ушах, а как бы внутри черепа. То есть, классический синдром Кандинского-Клерамбо. Голос говорит странные вещи. Поначалу больной в растерянности, даже осознает, что болен, просит помощи и не знает, как быть.

В попытках объяснить происходящее, больной выдумывает фабулу. В ней могут фигурировать радиоактивные лучи ЦРУ или невидимые ядовитые газы ФСБ, инопланетяне, рептилоиды, синдикат преступных гипнотизеров или древние духи майя.

Бред крепнет, обрастает подробностями, и вот уже больной убежденно рассказывает о восставших из пепла духах древних индейцев. Которые выбрали его в качестве проводника, чтобы сообщить через него человечеству о своем твердом решении испепелить землю, если человечество немедленно не прекратит войны, педофилию и браконьерский вылов байкальского омуля.

Через какое-то время в приемный покой городской психбольницы менты привозят человека, взятого в общественном месте за неадекват. Человек бросался на собеседников, спорил, требовал внимания и нес полный бред про духов майя, которые воскресли и пытаются в последний раз поговорить с человечеством.

Нюанс ситуации в том, что этот неадекватный человек - не больной, а его супруг. Просто у него индуцированный психоз, и он высказывает идеи, родившиеся в чужом больном разуме. Задача психиатра непроста. Он должен это определить и разобраться, с каким бредом имеет дело - классическим, либо индуцированным.


Для лечения индуцированного бреда супругов будет достаточно разделить и полностью прекратить их взаимодействие. Вскоре здоровый супруг пойдет на поправку, а больной начнет долгий и непростой курс лечения шизофрении.

Индуцированный бред в психиатрии - не ахти какая редкость. Механизм его возникновения прост: если люди достаточно близки или даже родственники, если больной пользуется уважением и авторитетом у здорового, то его энергии убеждения порой вполне достаточно, чтобы затмить своим голосом реальность и здравый смысл - точно так же, как прежде это сделал голос болезни, раздавшийся внутри его головы.

Неужели так просто заставить человека поверить в очевидный бред? Увы, проще простого. Более того - индуцировать бредом можно не одного человека, а нескольких.

История знает случаи, когда правитель государства, страдающий паранойей или манией, индуцировал своим бредом целые народы: немцы бежали порабощать мир, поверив Гитлеру в превосходство своей нации, русские бросались расстреливать соседей и сотрудников, поверив Сталину в повсеместное засилие иностранных шпионов.


Индуцированный бред, распространившийся на большую толпу, имеет особое название - массовый психоз.

Не надо тешить себя надеждой, будто человеку от природы свойственно критическое восприятие реальности. Оно не свойственно человеку. Человек в своей массе - это всегда продукт веры. Большинство граждан любой страны способно поверить во что угодно.

В превосходство своей расы над остальными. В справедливость Октябрьской революции. В необходимость сжигать на костре молодых женщин, подозреваемых в колдовстве. В то, что КНДР - самая счастливая в мире страна, и все люди глобуса нам завидуют. В лечебные свойства магнита. В целебность воды, заряженной позитивными вибрациями экстрасенса. В паломничество к иконе Матрёнушки Московской, исцеляющее от бесплодия и простатита.

В то, что сосед слесарь Витя - оказывается, шпион британской разведки. И в великую пролетарскую справедливость, выраженную в расстреле шпиона Вити вместе с его женой Верочкой и детьми. В то, что Сталин самый человечный. И в то, что Гитлер самый человечный. Вопреки логике. Без доказательств. Несмотря на обратное.

А если возникнет потребность в логике - человек отыщет себе один подходящий "факт", который неопровержимо докажет, что Гитлер дарил детям конфеты, икона реально излечила сотрудницу, вода умеет запоминать музыку (ученый проверил!), а НЛО однажды сбили военные летчики, показали в телепередаче, инфа 100%.

Примерно 45% населения планеты верят в Бога, хотя это число мне кажется заниженным вдвое. Они верят в сотворение женщины из ребра мужчины. И Всемирный потоп. Хотя доказательств этому - как для тех духов майя, грозивших уничтожить человечество во имя омуля.

Остальная половина человечества верит в Теорию Струн и Большого Взрыва. Хотя и здесь доказательств не больше. 100% всех людей мира верят в то, что они верят в Настоящую Истину, а остальные - дураки, зомбаки и неверные.

Вся история человечества - это история искренней веры в очередной бред. Человечество болеет индуцированными психозами как гриппом - в массовом порядке, миллионными толпами и долгими десятилетиями без ремиссии.

Стоит ли удивляться, что какой-то там шизофреник заразил свою здоровую супругу шизофренической идеей? Это абсолютно нормальное состояние для большинства людей.

Каждый из нас живет среди больных самым разным индуцированным бредом (опаснее, если одинаковым), и сам тоже болен. Это абсолютно нормально.

Лишь далекие потомки сообразят, какие из наших сегодняшних верований и бытовых привычек являлись бредом. И удивятся, как мы верили в эти идеи вопреки логике, здравому смыслу и всей доступной статистике.

Тем не менее, логика и здравый смысл существуют, и некоторые идеи адекватны. Как разобраться, какие именно? Если мы предположим, что в мире, наполненном бредом, все-таки существует адекватное восприятие реальности (или хотя бы какой-то ее части), то как и по каким признакам это отличить от бреда и массового психоза?

Понятно, что основным критерием является внутренняя логика теории и ее непротиворечивость. Если возникают подозрения в наличии массового психоза, есть смысл отказаться от ТВ и прочих средств массового индуцирования, и вместо этого пользоваться принципиально разными источниками, постоянно сравнивая и оценивая достоверность информации.

Отдельный полезный навык - постоянное сопоставление теории с данными самой разной статистики. А не с единичным случаем, произошедшим с сотрудницей.

Человек, для которого образ двух погибших детей выглядит убедительней, чем все данные мировой статистики, - потенциальная жертва индуцированного бреда и готовый адепт массовой истерики по запрету велосипедистов, балконных лоджий и домашнего консервирования грибов.

Но также есть вспомогательный критерий, который позволяет с неплохой степенью вероятности предположить, что мы имеем дело с индуцированным бредом в форме массового психоза: это статистика его участников.

Потому что если мы имеем дело с индуцированным бредом, то он в первую очередь поразит те категории людей, которые склонны к этому более прочих. Даже Википедия с подкупающей откровенностью перечисляет категории лиц, наиболее подверженных массовым психозам: истеричность, внушаемость, низкий интеллект. Если теорию поддерживают в своей массе именно такие персонажи, это веский повод подозревать массовый психоз. Рассмотрим их подробнее.

1. Истеричность.

Истерика и агрессия - ценный диагностический критерий. Всем известно, что к агрессии прибегают, когда физическое подавление несогласных - последний способ доказать свою точку зрения.


Если сторонники некой идеи начинают в массовом (не единичном) порядке желать наказания для своих оппонентов - скорее всего, они больны.

Если сторонники идеи одобряют заведомые зверства (пытки, казни, репрессии, высылки, концлагеря, длительные тюремные сроки), оправдывая их святыми целями, - они точно больны. Бред когда-нибудь закончится, а потомкам будет стыдно за эпоху.

2. Внушаемость.

Внушаемость, суеверность и религиозность - термины схожие, но не одинаковые. В любом случае меньше всего здесь мне хочется противопоставлять религию и атеизм - это настолько сложные вопросы, что я сам не разделяю ни одну из сторон, исповедуя собственную гибридную теорию Бога.

Но вот суеверность в самом широком смысле - это ценный диагностический критерий, показывающий готовность принимать самые разные бредовые теории, не требуя проверки фактов.

К суевериям относят самые разные верования, чья суть не подтверждается фактами и экспериментом: гадания, приметы, сонники, гороскопы, магия, непрофессиональные теории самолечения, а также, собственно, бытовые суеверия, вроде опасности черных кошек, перебежавших дорогу.

Если в толпе сторонников некой идеи во множестве встречаются именно такие персонажи - это четкий сигнал, что мы имеем дело с индуцированным бредом. Но, разумеется, таким же четким диагностическим критерием может служить толпа верующих, чье поведение противоречит собственному религиозному учению (даже не говоря о христианстве, любая религия отрицает хамство, насилие, агрессию, пытки, казни, погромы и преследования).

3. Низкий интеллект.

Интеллект, уровень образования и род занятий не синонимы, но сильно связаны друг с другом хотя бы просто по статистике. Поэтому если заметную часть сторонников идеи составляют студенты и академики - это вряд ли массовый психоз.

И наоборот: если идею подхватывают в основном рабочие и крестьяне, заявляя, что их враги - грамотное офицерское сословие, предприниматели и интеллигенция, то это явный признак бреда (который, впрочем, может затянуться на 70 лет, как показала история СССР).

И точно так же можно предположить, что общество поразил массовый психоз, когда на демонстрации выходят в основном служащие, безработные, рабочие и бюджетники, которые противопоставляют себя неопределенному кругу "врагов" с заведомо более высоким уровнем образования и интеллекта: креативный класс, предприниматели, музыканты, художники, литераторы, компьютерщики.

2) Психологическое индуцирование. Одним из наиболее частых механизмов формирования у детей негативного отно­шения к отдельно проживающему родителю является психоло­гическое индуцирование, которое может осуществляться в раз­личных формах от отражения ребенком мнений и оценок значи­мых взрослых до активного настраивания ребенка взрослыми, с которыми он проживает. Психической индукции способствуют, с одной стороны, естественная возрастная незрелость детей, их внушаемость; а с другой стороны, повышенная эмоциональная близость с проживающим совместно родителем. Необходимой предпосылкой для психологического индуцирования является охваченность проживающего с ребенком родителя враждебно­стью в отношении бывшего супруга и нежелание оградить ре­бенка от вовлечения в семейный конфликт.

При наличии психологического индуцирования изложе­ние ребенком сведений об отдельно проживающем родителе и отношениях с ним эмоционально насыщенно. Обвинения, ко­торые предъявляет ребенок к родителю, часто не подтвержда­ются материалами гражданского дела и результатами эксперт­ного освидетельствования родителя, но полностью соответ­ствуют тем обвинениям, которые предъявляет к отвергаемому ребенком родителю его бывший супруг.

В ряде случаев враждебность к отвергаемому родителю у детей носит сверхценный характер и может сопровождаться индуцированными сензитивными идеями отношения, которые определяют поведение подэкспертных (Сухарева, 1955; Кова­лев, 1985; Макушкин, 1996). Так, подэкспертный 3. отказывался от принесенных матерью гостинцев, опасаясь, что она могла добавить в них снотворное, чтобы «выкрасть» его. Очень ха­рактерным является изменение личностно-смысловой памяти с нарушением ее избирательности или искажениями, достигаю­щими в некоторых случаях уровня криптомнезий. Многие дети не могли вспомнить ни одного приятного эпизода, связанного с отвергаемым родителем. Другие с аффективной охваченно­стью рассказывали о неприятных событиях, связанных с от- вергаемым родителем, воспоминания о которых с большой вероятностью не могли быть полностью самостоятельными в силу маленького возраста ребенка и большой давности собы­тия или в силу уровня осмысления ситуации, превышающего возможности данного ребенка. Так, подэкспертный К. с убеж­денностью вспоминал, что его мать в течение нескольких лет постоянно находилась в состоянии алкогольного опьянения. Пояснил, что в доме были бутылки из-под вина, у мамы был «пьяный» взгляд. При расспросе сообщил, что сам лично он бутылок не видел, а об их существовании знал от отца, о том, что мама была «пьяной», узнал от него же.

Наличие у ребенка негативного отношения к отдельно проживающему родителю вследствие некритичного принятия мнений и оценок значимых взрослых при его идентификации с ними можно проиллюстрировать следующим примером.

Экспертиза проводилась несовершеннолетнему Ш„ 5 лет, и обоим его родителям. В период совместного проживания отец уделял ребенку много внимания, мальчик был к нему очень привязан. Родители подэкспертного проживали раздельно уже полтора года. Через месяц после того, как родители разъ­ехались, отец договорился с матерью, что ребенок поживет у него несколько дней, однако в последующем сына не вернул, считая, что он обеспечивает ему лучшие условия для прожи­вания и развития. В период проживания с отцом общение не­совершеннолетнего с матерью было ограничено: отец не по­зволял ей видеться с ребенком наедине, ограничивал частоту и продолжительность встреч. Когда один раз она приехала без предварительного согласования, отец не пустил ее в квартиру, спросил у сына, хочет ли тот встречаться с матерью. Ребенок кивнул головой: «да», но ответил, что встречаться не хочет. На следующий день отец заявил матери, что они с сыном не хо­тят, чтобы она приезжала и больше он ей общаться с сыном не даст. На момент экспертизы ребенок больше года прожи­вал с отцом, с матерью виделся крайне редко и нерегулярно.

Во время беседы мальчик говорил, что «хочет жить с папой, потому что больше его любит». На вопрос, почему он больше любит папу, отвечает, что «папа его любит, а мама - нет». Дру­гих причин того, почему он предпочитает жить с отцом, при направленном расспросе не называл. Он так думает потому, что «она к нам и не приходит». Говорил, что мама приезжала к нему всего два раза, покупала ему игрушки, «чтобы его за­брать». При экспериментально-психологическом исследова­нии было установлено, что отношение ребенка к матери носит внутренне конфликтный характер с элементами негативизма. Было дано заключение, что данное отношение к матери связано с особенностями сложившейся семейной ситуации (отсутствие регулярных контактов с матерью), а также его вовлечением в хронически протекающий эмоциональный конфликт между родителями. Указывалось, что сохранение внутрисемейного конфликта может оказать негативное влияние на дальнейшее эмоциональное и личностное развитие несовершеннолет­него. Отмечалось, что, несмотря на высказываемое ребенком нежелание встречаться с матерью, а также чувство обиды на нее, у мальчика выявляется потребность в близких позитивно окрашенных взаимоотношениях с матерью, в связи с чем было рекомендовано проведение психокоррекционной работы, на­правленной на восстановление взаимоотношений несовершен­нолетнего с матерью, а также изменение всей совокупности детско-родительских отношений.