Иранская группа. Происхождение и ранняя история Иранских народов

иранские народы россии, иранские народы дагестана
Всего: приблизительно до 200 млн.
Средний Восток, Средняя Азия, Малая Азия, Южная Азия, Закавказье и Северный Кавказ, Европа, Америка

Язык

Иранские языки

Религия

Преимущественно ислам, также зороастризм, христианство, бахаизм, езидизм, иудаизм.

Входит в

Индоевропейская семья

Родственные народы

Индоарийцы, Дарды, Нуристанцы, Индоевропейцы финно-угры Тюрки

Ира́нские наро́ды , Ира́нцы (перс. اقوام ایرانی‌تبار‎ aɣvâm-e irâni-tabâr, тадж. мардумхои эронӣ; ағвоми эронӣ-табор, осет. ирайнаг адæмтæ) - группа народов общего происхождения, разговаривающих на иранских языках арийской ветви индоевропейской семьи языков. настоящее время распространены на территории Ирана, Афганистана, Таджикистана; частично на территории Узбекистана, Пакистана, Турции, Крыма, Ирака, Сирии, Омана, Китая, Азербайджана, Грузии и южной России.

  • 1 Происхождение названия
  • 2 Этногенез
  • 3 Неоднозначность термина «иранцы»
  • 4 Иранские языки
  • 5 Древние иранцы
  • 6 Современные иранские народы
    • 6.1 История формирования
    • 6.2 Список современных иранских народов
  • 7 Культура и религия
    • 7.1 Большой Иран
      • 7.1.1 Иранская культура
      • 7.1.2 Внешнее влияние и народы с иранскими корнями
      • 7.1.3 Религии
    • 7.2 Осетия
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки

Происхождение названия

Индоевропейцы

Индоевропейские языки
Анатолийские · Албанский
Армянский · Балтские · Венетский
Германские · Иллирийские
Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские, Дардские
Италийские (Романские)
Кельтские · Палеобалканские
Славянские · Тохарские

курсивом выделены мёртвые языковые группы

Индоевропейцы
Албанцы · Армяне · Балты
Венеты · Германцы · Греки
Иллирийцы · Иранцы · Индоарийцы
Италики (Романцы) · Кельты
Киммерийцы · Славяне · Тохары
Фракийцы · Хетты курсивом выделены ныне не существующие общности
Праиндоевропейцы
Язык · Прародина · Религия
Индоевропеистика
п·о·р

Этноним «иранцы» происходит от исторического названия «Иран» (пехл. ērān, перс. ايراﻥ‎), произошедшего от древнеиранского a(i)ryāna - арийская (земля), (земля) ариев. Ср. авест. airyana- «арийский», airyō.šayana «обиталище ариев», airyå daiŋʹhāwō - «стра́ны ариев», парф. и согд. aryān «Иран», алан. *alān «алан».

Этногенез

Происхождение ираноязычных народов связано с распадом индоиранского континуума, происходившим приблизительно в начале II тыс. до н. э. на бывшей территории древней, по всей видимости, доиндоиранской Бактриано-Маргианской культуры (Средняя Азия и Афганистан). результате появились изначально компактные общности индоариев, митаннийцев и собственно иранцев, оказавшиеся разделёнными географическими и лингвистическими барьерами. С конца II по конец I тыс. до н. э. происходит широкая экспансия ираноязычных племён из Среднеазиатского региона, в результате которой иранцы оказываются расселены на значительных территориях Евразии от запада Китая до Месопотамии и от Гиндукуша до Северного Причерноморья.

Неоднозначность термина «иранцы»

В современном употреблении словом «иранцы» чаще обозначают жителей современного Ирана, особенно персоязычных, что прежде всего связано с официальным переименованием в 1935 году этой страны из «Персии» в «Иран». Между тем сам термин «Иран» изначально употреблялся для куда более обширного региона, включающего также Афганистан и юг Средней Азии (Большой Хорасан). Для различения понятий «современное государство Иран» и «исторический Иран» для последнего употребляют выражение «Персия».

Кроме того, сам термин «Иран» связан прежде всего с персидским языком и персидской эпической традицией (см. Шахнаме). У других ираноязычных народов складывались свои обозначения на базе общего древнего этнонима, например, у предков осетин: alan < *aryāna.

Иранские языки

Основная статья: Иранские языки

Иранские языки - группа внутри арийской ветви индоевропейских языков, наиболее близки к ним языки индоарийские и дардские, происходящие с ними из одной индоиранской общности, которая распалась приблизительно в нач. II тыс. до н. э.

В результате миграций на значительные расстояния и усиливающейся изоляции иранское единство распадается в нач. I тыс. до н. э., поэтому иранская языковая группа сильно дифференцирована, и языки крайних её ветвей совершенно не взаимопонимаемы.

Для новоиранской общности характерно многовековое господство персидского разговорного и литературного языка (и его близкородственных ветвей в виде языка дари и таджикского) и подавление им остальных иранских языков, наследие чего наблюдается и по сию пору.

Древние иранцы

Скифы. Прорисовка сосуда из Куль-Обы Персидские воины. Рельеф в Персеполисе.

К концу I тыс. до н. э. иранские народы расселились на огромных территориях, включавших Иранское плато, Среднюю Азию, Гиндукушский регион вплоть до Инда, Синьцзян, Казахстан, степи к северу от Кавказа и Черного моря.

Вслед за иранскими языками древние иранские народы иногда принято делить на западных и восточных, хотя для самих древних иранцев такое деления вряд ли было актуальным, поскольку в I тыс. все иранские языки были ещё очень близки друг к другу и взаимопонятны. Гораздо актуальнее было различие по хозяйственному типу: одни иранские народы были оседлыми земледельцами или горными полуоседлыми пастухами, другие освоили кочевой образ жизни.

  • Оседлые и полуоседлые народы
    • древние персы
    • мидяне
    • парфяне
    • сагартии
    • сатагитии
    • зарангианы
    • арахозии
    • маргианцы
    • бактрийцы
    • согдийцы
    • хорезмийцы
  • Кочевые народы
    • саки
      • саки Хотана, ставшие оседлым народом.
    • массагеты
    • парны
    • скифы
    • сарматы
      • языги
      • роксоланы
      • аланы
    • эфталиты
    • хиониты

Современные иранские народы

История формирования

По сравнению с древней эпохой этническая карта современных иранских народов претерпела существенные изменения. Основными вехами здесь стали:

  • Дезинтеграция начиная с III в. н. э. мира ираноязычных кочевников в евразийских степях и постепенная ассимиляция его со стороны тюркских кочевников и славян. На Северном Кавказе и в Волго-Донских степях долго сохранялся полукочевой аланский этнос, окончательно утративший гегемонию в XIII-XIV вв. после нашествий монголов и Тамерлана. Остатком его, не подвергшимся языковой ассимиляции, являются нынешние осетины.
  • Экспансия сначала среднеперсидского, а потом и его потомка новоперсидского языка на всё пространство Большого Ирана и ассимиляция им многих местных иранских наречий. результате формируется обширная персо-таджикская общность от Хамадана до Ферганы, разговаривающая на близкородственных диалектах. Несколько обособлена оказалась только общность татов в северном Азербайджане.
  • Экспансия курдов из районов центрального Загроса в верхнюю Месопотамию и Армянское нагорье.
  • Экспансия дейлемитов из прикаспийского региона, в результате чего на запад распространяются племена зазаки и гурани, интегрированные впоследствии в курдскую общность.
  • Вытеснение языка азери в Азербайджане огузскими диалектами тюркской семьи. Остатками его являются говоры тати и талышский язык.
  • Миграция полукочевников Горгана и формирование белуджей в современном Белуджистане.
  • Экспансия пуштунов в Афганистане на запад и север.
  • Обширное, но далёкое от завершения вытеснение тюркскими наречиями таджикского языка в Средней Азии и северном Афганистане и формирование узбекской нации с сильными оседлыми иранскими традициями.

Список современных иранских народов

Дариуш Талаи, иранский музыкант с таром Пожилой таджик Пуштуны: губернаторы афганских провинций Хазарейский мальчик из Мазари-Шарифа Пашаийский юноша в национальной одежде. Белуджский крестьянин в Пакистане
  • Персы и Таджики (перс., дари فارسان، پارسان، ایرانی‌ها، تاجیک‌ها fårsån, pårsån, irånihå (īrånīhå), tåjikhå (tåjīkhå), тадж. форсон, порсон, эрониҳо, тоҷикҳо). Персы проживают в основном на территории Ирана, частично в Афганистане и Узбекистане. Таджики проживают в основном в Таджикистане, Афганистане, частично в Узбекистане. Проблема соотношения персов и таджиков, диалекты которых представляют континуум, далека от ясности, что особенно видно на примере Афганистана, в западных областях которого персоязычное население (парсиваны, фарсиваны) близко по языку, религии и традициям к персам иранских областей Хорасан и Систан, а в восточных областях персоязычное население называется «таджиками» и тяготеет к таджикам Таджикистана. При этом одним из государственных языков страны признаётся язык дари, общий для всех персо-таджиков Афганистана, но основанный на персо-таджикском диалекте Кабула. Сами персо-таджики Афганистана обычно различают себя по религии (шиизм/суннизм) и противопоставляют себя кочевникам и полукочевникам как дехкане (دهقان/دهغان), то есть оседлые земледельцы.
  • Пуштуны (пашто پښتون зап. paṣ̌tún, вост. paxˇtún мн.ч. پښتانه зап. paṣ̌tānə́, вост. paxˇtānə́), они же афганцы , восточноиранский народ, с традиционным кочевым и полукочевым бытом и разветвлённым племенным делением, проживающий в Афганистане и Пакистане.
  • Пашаи (перс. پشه‌ای‎) - (самоназвание лагманцы, пашаи) юго-восточный иранский народ, в Афганистане (в горных долинах притоков рек Кабул и Кунар) и в провинции Хайбер-Пахтунхва современного Пакистана. Численность 100 тыс. человек. Говорят на языке пашаи индоарийской ветви индоевропейской семьи. Распространены также языки дари и пушту. Пашаи большинство - мусульмане-сунниты незначительное меньшинство является мусульмане-исмаилиты.
  • Курды (курд. Kurd /کورد, курд. Kurmancî /کورمانجی) - западноиранский народ, основная территория проживания между Турцией, Ираком, Ираном и Сирией. Обладают племенным (родовым) делением и разговаривают на многочисленных диалектах, группируемых в два больших наречия: курманджи (северокурдское) и сорани (южнокрудское). Последнее значительно более дробно, часто из него выделяют также леки, келхури, фейли и др. По этническим традициям к курдам примыкают также носители резко отличных языков зазаки (народность заза ) и горани.
  • Белуджи (белудж. بلوچ balōč) - кочевой и полукочевой этнос с племенным делением. Основной территорией которого являются пакистанская провинция Белуджистан и иранский остан Систан и Белуджистан.
  • Мазендеранцы и гилянцы (мазенд. مزرونی، تاپوری mazruni, topuri, гил. گیلک giläk) - довольно многочисленные народности южного Прикаспия, языки которых не обладают в Иране никаким статусом и обычно рассматриваются как диалекты персидского языка, хотя генетически довольно далеки от него.
  • Луры и бахтиары (لر، بختیاری lor, baxtiyårī) - традиционно кочевые и полукочевые племена Западного Ирана, проживающие в горах Загроса. Разговаривают на диалектах, родственных персидскому языку.
  • Памирские народы - совокупность разнородных высокогорных этносов, разговаривающих на различных восточноиранских языках (шугнанцы, рушанцы, бартангцы, орошорвцы, хуфцы, сарыкольцы, язгулямцы, ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы, йидга) Проживают в горных областях Таджикистана и Афганистана, а также Пакистана и Синьцзян-уйгурского автономного района Китая. Также к ним примыкают ягнобцы (ягноб. яғнобӣ), наречие которых представляет собой последний реликт согдийского языка.
  • Осетины (осет. ирон, дигорон) - в основном ираноязычный народ, ало-местно-кавказскими происхождения большинство осетин христиане. силу долгой изоляции значительно отличаются от всех остальных иранцев.
  • Хазарейцы (хазар. azōra) - потомки монгольских воинов, осевших в высокогорных областях Афганистана, смешавшихся с местным населением и усвоивших местный персо-таджикский диалект.
  • Чараймаки (тюрк. «четыре племени») - совокупность кочевых и полукочевых племён на западе Афганистана и востоке Хорасан, в основном тюркское происхождение.
  • Таты (тат. tat, parsi) - народ Закавказья персидского происхождения, язык которых в силу изоляции и архаичности выходит за рамки собственно персо-таджикской диалектной общности.
  • Талыши (талыш. толыш) - народ иранского происхождения, сформировавшийся на значительном кавказском субстрате с ареалом проживания на территории Ирана и Азербайджана.
  • Ясы (венг. Jászok, осет. Ястæ) - иранский народ в Венгрии. По вероисповеданию христиане-католики.

Существуют также другие локальные группы иранцев - носители отдельных «малых» языков, которые обычно этнически не отделяют себя от окружающего их иранского народа (персов, пуштунов, курдов) и часто двуязычны.

  • Носители говоров тати, распространённых островками среди иранских азербайджанцев («азербайджанские персы»).
  • Носители разнородных языков Семнана (см. Семнан)
  • Носители центральноиранских диалектов (раджи)
  • Конфессиональная общность зороастрийцев Йезда и Кермана, носители северо-западного иранского языка дари.
  • Носители диалектов Фарса и Ларестана.
  • Башкарди - народность на юго-востоке Ирана в провинции Хормозган на побережье Оманского залива (юго-западные иранские диалекты)
  • Кумзари - народность в ОАЭ, Омане и островах Ормузского пролива (юго-западные диалекты)
  • Заза и горани, носители языков прикаспийского происхождения, интегрированные в курдскую общность.
  • Ормуры и парачи - носители изолированных северо-западных диалектов, распространённых островками в Афганистане среди пуштунского и таджикского населения.
  • Ванеци - группа пуштунов с языком ванеци, сильно отличающимся от других диалектов пашто.

Кроме того, в арабских странах Персидского залива проживают персоязычные группы иранского происхождения: аджамы (Бахрейн) и хувала (ОАЭ, Кувейт, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн)

Проживающие в ираноязычных регионах иудеи являются носителями разнообразных еврейско-иранских языков

Культура и религия

Большой Иран

См. также: Паниранизм

Иранская культура

Большинство иранских народов принадлежат культурно-историческому региону Большого Ирана, культура которого складывалась с нач. II тыс. до н. э. и на протяжении I тыс. до н. э. на базе восходящих к праиндоевропейским традициях древних ариев и культуры доиндоевропейского населения Средней Азии (БМАК), Гиндукуша и Иранского плато (Элам, Манна). На протяжении всей истории значительное влияние на иранские народы оказывали межэтнические контакты с Ближним Востоком, особенно с цивилизациями Месопотамии, а в дальнейшем и греками, индоариями, тюрками и др.

Большое влияние на формирование общеиранской культуры оказал зороастризм (маздеизм) - пророческая религия, ставшая основной формой национальных верований древних иранцев. Пережитки зороастризма до сих пор заметны в традициях народов, населяющих Большой Иран, в том числе и тюркоязычных. Близкими к зороастризму были зурванистские верования. древнем ираноязычном мире также были распространены буддизм, манихейство и христианство.

Политическая культура иранцев формировалась под влиянием обширных империй, основываемых ираноязычными династиями: Ахеменидской, Аршакидской, Кушанской и прежде всего Сасанидской, в которой широко пропагандировался зороастризм и идея «Иранского царства» (пехл. Ērān-šahr).

Сасанидская держава была уничтожена непосредственно воинами арабских халифов (VII в.), что знаменовало собой начало распространения в Большом Иране ислама. Со времени завершения в целом исламизации иранцев (X в.) совпадает национальное возрождение иранской культуры и возвышения новоперсидского языка под эгидой Саманидов и последующих тюркских династий. Это время составления поэтического свода национального иранского эпоса Шахнаме, собранного из доисламских преданий, восходящих к Авесте и народным сказаниям об иранских царях и героях. Начиная с этой эпохи персидское культурное влияние распространяется на обширных пространствах мусульманского мира от Малой Азии и Румелии до Восточного Туркестана и Северной Индии. С классической персидской поэзией в иранском мире тесно связано широкое развитие суфийского движения.

Традиционная иранская культура основана на преимущественно земледельческом укладе. Земледелие в иранском регионе издавна носило интенсивный оазисный характер, с широким использованием орошения. Основной зерновой культурой является пшеница, в меньшей степени рис. Важным элементом иранской жизни также является сад. Города из административных центров (šahr(estān) - «место власти») разрастались в крупные торговые, ремесленные, религиозные и культурные поселения. Иранцев разных вероисповеданий объединяют многие общие верования и традиции, наиболее яркой из которых является встреча Нового года Новруз.

Несмотря на существование в древности различных по языку иранских народов, бо́льшая часть оседлого населения Большого Ирана (دهقان dehqɒn «крестьянин») перешла на персидский язык, распространившийся от Ферганы до Хузестана. Значительные ареалы других иранских языков сохранились только в регионах, обладающим существенным культурно-хозяйственным своеобразием. Прежде всего это высокогорные долины Памира и лесистая и увлажнённая Прикаспийская низменность, где хозяйство также основано на земледелии, а также области, где основу традиционной экономики составляет полукочевое или горное отгонное скотоводство - Курдистан, Лурестан, Белуджистан и земли пуштунов. Скотоводческие иранские народы обладают большим культурным своеобразием и часто подчиняют свою жизнь традиционным кодексам чести и общественных устоев, как Пуштунвалай у пуштунов или Марай у белуджей.

Внешнее влияние и народы с иранскими корнями

Иранская культура оказывала большое влияние на народы Ближнего Востока, Кавказа, Южной Азии, а также евразийских кочевников и их потомков в разных испостасях: в виде культуры ираноязычных кочевников, космополитичной империи Ахеменидов, национально-теократической державы Сасанидов или персо-мусульманской культуры. Взаимодействие с иными народами региона Большого Ирана и обширная ассимиляция ираноязычного населения в новых этноязыковых общностях привела к проникновению многих элементов иранской культуры в традиции неираноязычных народов. Этногенез многих тюркоязычных народов (азербайджанцы, оседлые туркмены, узбеки, уйгуры) происходил на значительном иранском субстрате. Также иранскими группами, перешедшими на индоарийские языки, считаются парсы и джаты.

Религии

Большинство современных иранских народов поделено между двумя направлениями ислама :

  • сунниты : таджики, пуштуны, белуджи, южные талыши (приверженцы суфийского ордена накшбанди), некоторая часть осетин, курды (в основном шафиитский мазхаб).
  • шииты-двунадесятники : персы, часть иранских курдов и большинство малых народов Исламской республики Иран (мазендеранцы, гилянцы, семнанцы и др.), северные талыши, таты, фарсиваны запада Афганистана (прежде всего гератцев), хазарейцы.

Другие шиитские течения представлены:

  • исмаилитами - среди памирских народов;
  • алевитами - среди народа заза
  • сектой Ахл-е Хакк - среди горани и части соседних курдов.

Некоторая часть курдов исповедует езидизм - синкретическое течение, сильно отошедшее от ислама и вобравшее в себя многие доисламские иранские верования. Зороастризм сохранился только в виде йездской и керманской общин, представители которых в Новое время расселились по другим крупным городам Ирана. настоящее время большинство зороастрийцев Ирана проживает в Тегеране. Иудаизм исповедуют ираноязычные группы персидских, горских и бухарских евреев.

  • Православное христианство - среди осетин (ираноязычный народ, проживающий на Кавказе)

Осетия

По-иному сложилась судьба другого исторического ираноязычного региона - Алании, являвшейся последним остатком мира скифо-сарматских кочевников. Интенсивные связи аланских и других сарматских племён с оазисами Средней Азии, прежде всего с Хорезмом и Согдом, населёнными родственными ираноязычными народами, не прекращались вплоть до конца I тыс. н. э., когда аланы стали всё больше сближаться с местными народами Северного Кавказа и втягиваться в орбиту влияния Византии. Остатки аланов в виде современных осетин сформировались на значительном северокавказском субстрате и фактически являются кавказским народом с традиционной северокавказской культурой, но с заметными иранскими корнями.

Отличительной особенностью осетин является исповедание православного христианства, проникавшего с византийскими проповедниками Аланской епархии начиная с VII-VIII в., но окончательно насажденного только с вхождением Осетии в состав Российской империи. Народное православие осетин насыщено элементами традиционных верований, восходящих как к кавказскому субстрату, так и к арийской религии аланов. Важную роль в культуре осетин играет общесеверокавказский Нартовский эпос, включивший значительные индоиранские элементы, восходящие к верованиям аланов и скифов.

В настоящее время идет активное сближение культур с родственными иранскими народами.

См. также

  • Большой Иран
  • Иранские языки
  • Таджики

Примечания

  1. «The Paleolithic Indo-Europeans» - Panshin.com . Retrieved 4 June 2006.
  2. Измайлова А.А Талыши (Этнокультурные процессы).
  3. E. Ehlers. AGRICULTURE in Iran
  4. M. Bazin. BĀḠ ii. General
  5. (people). Article from the Encyclopædia Britannica

    The Azerbaijani are of mixed ethnic origin, the oldest element deriving from the indigenous population of eastern Transcaucasia and possibly from the Medians of northern Persia. This population was Persianized during the period of the Sāsānian dynasty of Iran (3rd-7th century ce).

  6. Азербайджанцы в БСЭ
  7. B.S. Dhillon: History and Study of the Jats, ISBN 1-895603-02-1

Ссылки

  • Encyclopaedia Iranica

иранские народы дагестана, иранские народы мира, иранские народы россии, иранские народы севера

Иранские народы Информацию О

Персы (самоназвание ирани) - господствующая национальность Ирана - составляют, как отмечено выше, несколько менее половины населения страны. Всего в странах Передней Азии проживает около 9,5 млн. персов; 9200 тыс. из них живет в Иране, около 90 тыс. человек в Ираке, в районе «священных городов» шиитов - Неджефа и Кербелы, а остальные - небольшими группами по нескольку десятков тысяч человек в Афганистане и арабских странах, где, впрочем, к персам относят всех ираноподданных, независимо от их национальной принадлежности. За пределами Ирана персы занимаются земледелием (Ирак), а также торговлей и ремеслами; они составляют заметную прослойку среди нефтепромысловых рабочих в Саудовской Аравии и на Бахрейнских островах.

Слово «Иран» образовано от более древней формы «Ариана» (Айриана в позднейшей редакции Авесты), «страна ариев». Этот термин употреблялся в качестве названия основной части государства Сасанидов, которые называли себя «царями Ирана и не Ирана». Он встречается также в арабских исторических и географических источниках в форме «Иран-шахр» (государство Иран). Этот термин сохранился благодаря возрождению старых традиций в созданной в X в. Фердоуси эпической поэме «Шах- намэ». В дальнейшем этот термин закрепился за названием страны - Иран, безотносительно к этническому составу ее населения. В то же время для названия персов издавна был употребителен термин, происходивший от имени основной области их обитания - Фарс, или Парс (в греческой передаче), по-русски «персы»; язык этого народа соответственно именуется «фарси», по-русски «персидский». Вместе с тем, производное от термина «Иран» прилагательное «иранский» прочно закрепилось за названием группы родственных языков и говорящих на них народов - «иранские языки», «иранские народы».

Иранские националисты, используя разные значения терминов «Иран», «иранец», «иранский», механически объединили под этими терминами не только страну, но и все народы многонационального Ирана, в том числе и персидский народ. Мы в данной работе, следуя прочно установившейся в русской и советской литературе традиции, проводим четкое различие между терминами: «Иран», употребляемом в значении иранского государства и страны; «иранский»- в значении группы иранских языков и говорящих на них народов, «перс» - в значении наименования основной народности Ирана и «персидский» язык - в значении языка этого народа.

В Иране персы населяют главным образом Центральный, 1-й, 2-й, 7-й и 10-й астаны, большую часть 9-го, северо-западную часть 8-го ивосточ- ную часть 5-го и 6-гоастанов, т. ё. почти все области орошаемых и возделываемых земель, за исключением примыкающих с северо-запада районов: Иранского Азербайджана, с запада - Курдистана и Хузистана и с севера - пограничных с советскими государствами Средней Азии районов расселения туркмен и курдов в Хорасане.

Почти по всей стране, кроме Иранского Азербайджана и отчасти Кур- дистана, персы составляют основную часть городского населения, занимаясь ремеслами и торговлей, а также основную массу государственных служащих и лиц свободных профессий. К персам обычно причисляет себя господствующая феодально-помещичья и буржуазная верхушка Ирана, независимо от своего фактического происхождения (известная часть современной иранской знати происходит из каджаров и других тюркских племен, господствовавших в Иране, начиная со времени Сефевидов).

Сельское население отдельных персидских районов обладает рядом характерных отличий во внешнем облике, в быту, экономике, языке и часто даже сохраняет свои местные наименования. Так, население Гиляна и Ма- зандерана составляют так называемые гиляки и мазандеранцы, а также талыши и галеши. Они говорят на особых иранских диалектах и сохраняют в быту много своеобразных особенностей, отличающих их от персов, от которых они отличаются также своим физическим типом.

Большое количество персидского сельского населения южных склонов Эльбурса и восточных склонов Загроса сосредоточено в оазисах, расположенных в окрестностях больших городов; здесь также сохраняются многие особое локальные черты и остатки старых персидских диалектов. Почти повсеместно в указанных северных областях Ирана сельское персидское население живет бок о бок с другими племенами и народностями иранского, тюркского или арабского происхождения.

В Хорасане персидское население занимает по преимуществу южные районы провинции, тогда как северную ее часть в основном населяют туркмены и курды. Начиная с Кучано-Мешхедской долины, получает преобладание персидский язык, щ к югу от Мешхеда тюркская речь постепенна исчезает. "Значительная часть персов живет и далее к югу, в Каине, а также в Сеистане, где они носят название сеистани.

В западных областях Ирана, населенных последовательно с севера на юг азербайджанцами, курдами, лурами и бахтиарами, а также арабами, персидское население почти совершенно отсутствует. То же можно отметить в отношении юго-восточной части страны, населенной белуджами.

Весьма значительный процент населения составляют персы в центральной и южной частях страны, в провинциях, расположенных к юго-западу и к югу от Великой пустыни. В округах Кашан, Исфахан, Иезд, Керман,. Бам, Шираз, Абаде персы составляют господствующее большинство населения; при этом, как отмечалось по отношению к другим районам, персидское население каждой территориально изолированной области, часто составлявшей в прошлом отдельное феодальное владение, обладает рядом характерных черт в быту и языке, сохранившихся и до настоящего времениЧ

Из общей массы персов следует выделить гебров, или зардошти г исповедующих зороастризм в отличие от остальных персов, являющихся мусульманами-шиитами. Гебры представляют собой замкнутую общину и мало общаются с остальным населением; быт их сохраняет

много особенностей, утерянных уже остальными персами, что позволяет выделить их в особую этнографическую группу. Гебры проживают на территории Ирана главным образом в городах Йезде и Кермане; некоторое их количество живет в Тегеране. Всего гебров в Иране от 10 до 20 тыс.; значительное число их проживает в северо-западной Индии (Бомбей).

Из общей массы персов следует выделить также небольшое количество так называемых фарсов-кочевников в Ширазской и Керманской провинциях; о них известно очень мало.

Вопрос о происхождении персидского народа все еще недостаточно изучен. До сего времени на территории Ирана и ближайших к нему областей не найдено следов палеолитического человека. Все первобытные археологические находки, сделанные в Иране, относятся к эпохам неолита и энеолита.

Раскопки в Сузах (Хузистан), в Анау (на территории СССР, близ Ашхабада), в Месопотамии, близ древнего Персеполя, и на севере, близ городов Дамган и Горган, дали большое количество поздненеолитических орудий и крашеной керамики, а также обнаружили следы неолитического жилища. Указанные находки показали, что на территории Ирана существовала развитая земледельческая культура, которая была близка культурам того же типа в Месопотамии, Северной Индии и Средней Азии ц составляла с ними единую культурную область. Некоторые исследователи считают, что существование более ранней примитивной земледельческой культуры скорее быдо возможно на Иранском плоскогорье, чем на равнинах Месопотамии, так как освоение мелких речек внутреннего иранского бассейна для нужд, орошения представляется более легким, чем освоение крупных рек Месопотамии.

Большое число находок в Иране и в соседних с ним странах относится к периоду энеолита. Медь и бронза появились здесь, по-видимому, уже в IV тысячелетии до н. э. и прослеживаются и позднее - во II тысячелетии. Весьма своеобразна богатейшая культура луристанской бронзы, древнейшие образцы которой относятся, вероятно, к началу II тысячелетия до н. э.

Письменным памятникам древного Двуречья мы обязаны знакомством с именами некоторых народов, живших в западной части Иранского плоскогорья. Таковы лулубеи, гутеи (середина III тысячелетия до н. э.) и касситы (XVIIT в. до н. э.), в свое время завоевавшие равнину Месопо- . тамии. Однако этническое происхождение этих народов остается неясным; во всяком случае, ни лулубеи, ни гутеи не говорили на индоевропейских языках. Можно с уверенностью сказать, что лишь с середины II тысячелетия появились отдельные индоевропейские элементы, например, у хурритов на верхнем течении Евфрата, а также у упомянутых выше касситов, выходцев с гор Загроса; эти элементы усматриваются в индоевропейских именах царей, династий, богов, а также в некоторых нарицательных именах.

Первые известия об индоевропейских племенах на территории Ирана - о мидянах и родственных им персах - относятся к IX в. до н. э., когда эти племена названы в ассирийских памятниках. Персидские племена, которых Геродот насчитывает десять (шесть оседлых и четыре кочевых) 2 , первоначально находились под властью родственных им мидян, создавших во второй половине VII в. до. н. э. сильное государство, распространившее свое господство на ряд соседних стран. Однако в середине VI в. до н. э. персы свергли власть мидян.

Основателю династии Ахеменидов Киру (558-529 гг. до н. э.) и его преемникам (Камбизу, Дарию I) удалось объединить персов, завоевать ряд стран и народов и создать обширное государство. Это способствовало отмиранию первобытно-общинных отношений среди персидских племен и развитию рабовладения; однако Персидская держава в целом не имела единой экономической базы и представляла собой лишь военноадминистративное объединение. Характерна в этом отношении надпись Дария I о сооружении дворца в Сузах, содержащая перечень народов, представители которых были использованы при сооружении дворца в качестве камнетесов, златокузнецов, строительных рабочих и вообще ремесленников. Мы находим здесь вавилонян, ассирийцев, киликийцев, ионяьГ (малоазийских греков), индийцев, мидян, египтян. Персы в этом перечне отсутствуют не только потому, что в то время они далеко уступали перечисленным народам в развитии материальной культуры и ремесла и не могли из своей среды выдвинуть мастеров для постройки и отделки царского дворца. Причина заключается и в том, что у персов-ахе- менидского периода существовала военно-племенная организация, благодаря которой им удалось покорить большую часть стран и народов Передней Азии и заставить их работать на себя. Не случайно в древнеперсидском языке народ и войско называются одним и тем же словом 3 .

После падения в IV в. до н. э., в результате завоевательных походов Александра Македонского, Ахеменидского государства на территории Ирана в течение нескольких столетий происходила смена государственных образований, каждое из которых в такой же мере, как и государство Ахеменидов, представляло собой объединение различных племен и народностей. Однако персы не занимали в этих государствах того господствующего положения, которое они занимали в государстве Ахеменидов. Этот многовековой период напряженной борьбы широких народных масс, находившихся на разных ступенях общественно-экономического развития, против все усиливавшегося закабаления их рабовладельческой знатью был вместе с тем, по-видимому, периодом сложения персидской народности, как и ряда других ираноязычных народностей на территории Ирана и Средней Азии. В этот период, когда значительная часть ираноязыных племен и народностей начала интенсивно переходить к земледелию, на базе старых местных культов, в частности культа огня, возникла получившая столь большое распространение в Иране и Средней Азии дуалистическая религия зороастризм. Наконец, именно в этот период сложился и получил письменное оформление на базе арамейского алфавита язык древней персидской народности, называемый, в отличие от древнеперсидского языка ахеменидских надписей, среднеперсидским, или же по имени крупнейшего государственного образования той эпохи - Парфии-пехлевийским 1 .

В 224 г. н. э. один из князей Фарса Ардешир Папакан поднял восстание против одряхлевшей Парфянской державы, и через несколько лет ему удалось создать обширное Сасанидское 2 государство.

В централизованном Сасанидском государстве, первоначально (III-V вв. я. э.) все еще рабовладельческом по своей социальной основе, значительного развития достигла классовая дифференциация среди свободного населения, приведшая к образованию обособленных сословий - жрецов, воинов, земледельцев и ремесленников. Первые два, к которым впоследствии прибавилось сословие чиновников, состояли из представителей землевладельческой и рабовладельческой верхушки и были главной социальной опорой Сасанидской монархии; земледельцы же впоследствии слились в одно сословие с ремесленниками. Постепенно уже не только рабы, но и большая часть свободного населения оказалась* в зависимости от землевладельческой знати. Происходил процесс феодализации иранского общества. В религиозной жизни сасанидского Ирана также происходили изменения. Зороастризм, с его культом не только огня, но и земледелия, был объявлен государственной религией; зороастрийские жрецы, владевшие обширными храмовыми землями, составили одну из крупных прослоек господствующего класса.

Протест угнетенных народных масс против все усиливавшегося закабаления и социального неравенства находил свое выражение в направленных против зороастризма религиозных движениях. Возникшее в V в. на севере Ирана движение маздакитов широко охватило персидские области Ирана; в нем приняли участие закабаленные крестьяне, рабы, ремесленники, городская беднота, часть мелких и средних землевладельцев. Это народное движение в известной мере подготовило крах рабовладельческих отношений.

Ожесточенная классовая борьба в сасанидском Иране облегчила его завоевание в середине VII в. арабами, включившими Иран в состав вновь образованного государства - халифата. Завоеватели принесли с собой новую религию - ислам, которая постепенно вытеснила древний зороастризм. Завоевание принесло в Иран также новый этнический элемент - арабов", постепенно оседавших в стране и частично растворившихся среди основного населения. Наконец, арабские завоеватели ускорили завершение * процесса феодализации Ирана. В различных местностях Ирана не прекращались вспышки крупных восстаний широких народных масс, по своим лозунгам близких к движению маздакитов. Жестоко подавляя восстания, арабские завоеватели неоднократно применяли массовые перемещения населения.

Борьба народов против арабского ига и развитие феодализма привели в IX-X вв. к возникновению на территории Ирана и Средней Азии отдельных государств, управляемых династиями местного происхождения (Та- хириды, Саффариды, Саманиды, Буиды).

С начала XI в. Иран подпал под многовековое господство тюркских завоевателей. В XI в. Иран был завоеван туркменами-сельджуками. После ослабления их власти в конце XII в. страну раздирали феодальные междоусобицы, и в конце концов, после кратковременного подчинения государям Хорезма, ее завоевали монголы. С конца XIV в. Ираном завладел Тимур; во второй половине XVв. Иран стал ареной борьбы между Тимуридами и двумя туркменскими династиями - Ак-Коюнлу и Кара- Коюнлу. Период тюркского, а затем монгольского господства связан с дальнейшим изменением этнического состава Ирана: в стране появились многочисленные тюркские племена, отчасти продолжавшие вести кочевой образ жизни, отчасти перешедшие к оседлости и смешавшиеся с основным населением страны.

С начала XVI в. над Ираном устанавливает свое господство тюркская династия Сефевидов (1502-1736). Первоначально Сефевиды опирались на вооруженную силу ряда тюркских племен, объединенных ими в «Союз кызылбашей». Кызылбашская кочевая знать составила ведущую прослойку феодального класса страны. Только в период расцвета Сефевидской державы, при шахах Аббасе I и Сефи I влияние кызылбащской знати было несколько ограничено и Сефевиды стали опираться на иранскую землевладельческую аристократию.

Ведя успешные войны с соседями, Сефевиды практиковали массовое переселение покоренного населения (армян, грузин) в глубь страны, а также перемещали отдельные группы населения внутри страны (так, например, для защиты границ были переселены в Хорасан курды). Большинство потомков этих переселенцев и до настоящего времени проживает там, где их предков поселили сефевидские шахи.

При Сефевидах шиитский толк ислама стал государственной религией Ирана.

Экономическое разорение страны, обусловленное ростом феодальной эксплуатации, антифеодальная борьба народных масс и борьба покореп- ных народов против власти сефевидских шахов были причинами того, что со второй половины XVII в. держава Сефевидов стала клониться к упадку. После кратковременного владычества афганцев (середина XVIII в.) и Надир-шаха, выходца из тюркского племени афшар, власть в стране перешла к луру Керим-хану, а в 1794 г. длительная междоусобица закончилась победой представителя тюркского племени каджаров - Ага- Мухаммед-хана. Так началось правление ненавистной народным массам династии Каджаров (1794-1925), при которой крепостническая эксплуатация и национальный гнет приняли особенно острые формы. В этот же период в судьбах Ирана произошли большие изменения, связанные с колониальным закабалением страны.

Уже во второй половине XVIII в. ослабленный феодальной анархией отсталый Иран начинает привлекать взоры европейских капиталистов. С 1763 г. англичане, пользуясь слабостью Иранского государства, навязали ему ряд неравноправных договоров, положивших начало превращению шахского Ирана в зависимую от Англии страну. В дальнейшем эта зависимость продолжала усиливаться. В 1901 г. угрозами и подкупом Англия заставила шаха предоставить английскому подданному д’Арси концессию на монопольную эксплуатацию нефтяных источников на юге страны на кабальных для Ирана условиях. Концессия д’Арси в 1909 г. по инициативе английского адмиралтейства была преобразована в Англо- Персидскую нефтяную компанию (впоследствии - Англо-Иранскую нефтяную компанию, сокращенно АИНК), причем больше половины всех акций компании скупило английское правительство. Компания послужила главнейшим рычагом не только экономического, но и политического закабаления Ирана английским империализмом. АИНК со временем превратилась в государство в государстве: она получила право содержать свою охрану и полицию, имела свои подъездные пути, пристани и суда, фактически распоряжалась назначением иранской администрации Хузи- стана, где велись нефтяные разработки. Беспощадно эксплуатируя рабочих, компания получала огромные прибыли. Немалую роль в закабалении Ирана сыграл и английский Шахиншахский банк.

В то же время северные области Ирана подверглись империалистической экспансии со стороны царской России.

К началу XX в. империалистическое порабощение Ирана стало совершившимся фактом. Для характеристики экономической зависимости Ирана от капиталистических стран, главным образом Англии и царской России, достаточно указать, что Иран должен был выплачивать ежегодно только одних процентов по займам свыше 0,5 млн. ф. ст., что составляло около одной трети всех государственных расходов.

Превращение Ирана в полуколонию сильнейшим образом затормозило развитие отечественной промышленности, воспрепятствовало возникновению фабрик и заводов,вызвало упадок национальной мануфактуры и старинных ремесел. Господство иностранного капитала способствовало укреплению существующего политического строя и сохранению в стране феодализма в качестве основного экономического уклада. В то же время, в связи с ростом внешней торговли и развитием товарно-денежных отношений, иранские помещики оказались заинтересованными к увеличении своих земельных владений, которые они стали использовать под производство культур, имеющих спрос на внешнем рынке; в результате усилился процесс обезземеления крестьянства. Иранская буржуазия, не имевшая возможности вложить свой капитал в промышленность, помещала его в землю, стала заниматься ростовщическими операциями. Производилась лихорадочная скупка земель, повышались цены на них, помещики и буржуазия стали захватывать крестьянские земли. На угнетение со стороны правящих классов и иноземных грабителей трудящиеся массы отвечали беспрерывными восстаниями. Почти полувековое царствование Насреддин-шаха (1848-1896) было наполнено волнениями городской бедноты, ремесленников (крупнейшими из них были бабидские восстания 1840-1850-х годов), крестьянскими восстаниями.

В этих условиях во второй половине XIX в. в Иране начала формироваться национально-буржуазная идеология.

Резкое обострение внутренних социальных противоречий, потребности буржуазного развития страны, борьба против закабаления ее империалистами,- все это послужило предпосылками иранской буржуазной революции 1905-1911 гг. Непосредственный толчок дала революция 1905 г., в России, сыгравшая большую роль в истории Ирана. Уже на рубеже XX в. большие массы безработных устремлялись из Ирана в города Закавказья и Средней Азии, где у российских рабочих они перенимали революционный опыт. «Вслед за русским движением 1905 года,- писал В. И. Ленин,- демократическая революция охватила всю Азию - Турцию, Персию, Китай» 1 .

«Мировой капитализм и русское движение 1905 года окончательно разбудили Азию. Сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое, населения проснулись к новой жизни и к борьбе за азбучные права человека, за демократию» 2 .

Иранская буржуазная революция-не осуществила народных надежд и не разрешила стоявшей перед ней объективной задачи создания независимого демократического государства; буржуазия оказалась неспособной разрешить и аграрный вопрос. Тем не менее, революция 1905-1911 гг. привела к ослаблению феодальных порядков. В годы иранской буржуазной революции по всей стране возникли энджумены - органы самоуправления, принявшие активное участие в руководстве рабочими стачками в 1907-1908 гг. К этому же времени относятся первые попытки создания рабочих организаций, в частности профсоюза печатников.

В годы первой мировой войны, несмотря на то, что Иран сохранял нейтралитет, на его территории развернулись военные действия между турецко-германскими войсками, с одной стороны, и русскими и английскими - с другой. После поражения Германии английские империалисты оккупировали всю территорию Ирана и в 1919 г. принудили иранское правительство подписать кабальное англо-иранское соглашение, поставившее под контроль Англии государственный аппарат, армию, финансы, дорожное строительство и таможенную политику Ирана. Подписание этого соглашения вызвало взрыв возмущения народов Ирана: в городах проходили митинги протеста, антиимпериалистическое движение в стране усилилось. Соглашение пришлось аннулировать.

Огромное влияние на развитие революционного и национально-освободительного движения в Иране оказала Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эпоху в освободительной борьбе народов Востока, а также успехи Советской России в борьбе с интервенцией и решительный отказ советского правительства от политики порабощения слабо развитых стран. В 1918 и 1919 гг. советское правительство официально объявило об аннулировании всех соглашений царской России, направленных против независимости Ирана; это заявление было закреплено советско-иранским договором, подписанным в Москве 26 февраля 1921 г.,- первым в новейшей истории Ирана равноправным договором. Под влиянием событий в России в 1918-1922 гг. в Иране возникла новая волна народного движения, развивалось национально-освободительное движение в Гиляне, произошло восстание шейха Хиабани в Тебризе. В ряде городов создавались Советы, руководимые социал-демократической партией «Адалят» («Справедливость»), переименованной в 1920 г. в Коммунистическую партию Ирана.

Национально-освободительное движение в Иране было задушено силами реакции при активной помощи английских империалистов. В феврале 1921 г. англичане инспирировали в стране политический переворот и привели к власти своего агента - Сеида Зияеддина. Переворот был совершен силами иранских казачьих частей с Реза-ханом во главе. Правительство Зияеддина через несколько месяцев пало, а Реза-хан в 1925 г. добился провозглашения себя шахом. Династия Каджаров была низложена.

Правительством Реза-шаха были проведены помещичье-буржуазные реформы, сыгравшие известную положительную роль в укреплении иранского государства. Однако эти реформы сочетались с планомерным подавлением демократического движения. Все демократические организации вынуждены были уйти в подполье, в стране усилился национальный гнет, национальное движение жестоко преследовалось.

Ко времени правления Реза-шаха относится усиление американской экспансии в Иране. В 1922-1927 гг. так называемая миссия Мильспо, нарушая суверенитет и независимость Ирана, пыталась добиться установления в стране господства американских монополий, прежде всего в области финансов.

Начиная с 1930-х годов, Реза-шах пошел на прямое сотрудничество с гитлеровской Германией. Германский фашизм начал прибирать к рукам иранскую экономику и превращать страну в плацдарм для нападения на СССР. После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, несмотря на неоднократные предупреждения советского правительства,. Реза-шах продолжал покровительствовать германским агентам и давать им убежище на территории Ирана. Тогда советское правительство было вынуждено ввести в Иран свои войска на основании советско-иранского договора 1921 г., статья 6 которого гласит, что в случае, если третьи страны попытаются насильственно вторгнуться на территорию Ирана или превратить его в базу для военных наступлений против Советского государства, советское правительство будет иметь право ввести войска на территорию Ирана. Одновременно в Иран были введены английские войска, а несколько позже - войска США. В связи с крахом своей политики Реза-шах 16 сентября 1941 г. вынужден был отречься от престола в пользу своего сына - Мохаммеда Реза.

Падение диктатуры Реза-шаха и освободительный характер второй мировой войны вызвали в стране широкое демократическое движение, во главе которого стала Народная партия Ирана (Хизбе тудейе Иран), возникшая в 1941 г. Народная партия завоевала большой авторитет и вскоре стала единственной массовой партией трудящихся Ирана. По инициативе Народной партии были созданы профсоюзы, демократические организации женщин, молодежи и крестьянские союзы* Под руководством Народной партии и Центрального совета профвоюзов трудящиеся Ирана в 1944-1946 гг. добились больших успехов. В эти годы развернулось широкое рабочее движение, которое не прекращалось и в последующие годы.

В мидийско-ахеменидскую эпоху ираноязычное население играло уже Иране главенствующую роль. Сами себя они называли ариями. К ним можно отнести персов, мидян в Иране, а также сарматов и скифов в Средней Азии. Во второй половине II тысячелетия до н.э. арии распространились до Индии и в науке они приняли название "индоарийскими". С древнеиранскими народами они имели много схожего в культуре, религии и быту.
В Иран арийцы пришли с территории современной Восточной Европы, где занимали земли от Днепра и до Урала. Они соседствовали с финно-угорскими народами с южной окраины и с индоевропейцами на восточных рубежах. Со временем ираноязычные племена постепенно продвигались по Северному Причерноморью, Средней Азии, Ирану и Афганистану.
В Иран они могли проникнуть двумя направлениями - через Кавказ или через Среднюю Азию. Истории еще неизвестно, как проходило точно заселение территории Ирана и близлежащих земель предками персов и мидян, возможно, это происходило по обе стороны Каспийского моря.

Расселение ираноязычных племен на территории современного Ирана

В начале I тысячелетия до х.э. на территории Ирана еще преобладали этнические группы, которые в истории упоминаются, как соседи ираноязычных племен. Но по мере длительного взаимоотношения между представителями этих групп, происходила ассимиляция местных с ираноязычным населением. Кое-где это произошло быстро, но в основной массе этот процесс занял значительное время и осуществлялся с определенными трудностями.
На начальных этапах иранские племена расселились по отдельным районам или долинам и постепенно проникали вглубь территории современного Ирана. С течением времени они принимали все большее участие в сложившейся политической обстановке и местное население постепенно попадало в зависимость к ним. Но в большинстве своем местные племена еще долго сохраняли свое этническое лицо и оставались на главенствующих ролях в социальной и политической расстановке сил. Ираноязычное население не занимало в этих образованиях еще ведущих позиций и находилось всецело в зависимости от них. Возникновение значительных объединений, где представители ираноязычных народов в какой-то мере преобладали над другими происходило в тех местах, на которых иранцы были более густо расселены и преобладали над другими народностями. Так происходило VIII в. на тех территориях, где позже образовалось Мидийское царство. По мере возникновения этого государства, как и затем Ахеменидского царства, происходило дальнейшее проникновение иранской речи и культуры.

Первое государство ираноязычных племен

Зарождение Мидийского царства началось с серий восстаний в 671 г., которые охватили большую часть восточных областей Ассирийского государства. Поднялись мидийские области, где правители не захотели мириться с правящей властью. В этом их поддержали скифские, манийские и киммерийские племена. В итоге этих событий к 669 г. Мидия была уже сформирована, как отдельная "страна". Но единое царство оно из себя еще не представляло. Долгое время существовало военное объединение нескольких правителей, и ожесточенная борьба за власть велась еще долго, пока Дейок не объединил царство под своим началом.
Дейок обосновал большой город Экбатаны (совр. Хамадан), который сделал столицей царства. Это было величественное сооружение с царским дворцом и прочими постройками, окруженное неприступными стенами. Он создал царскую стражу, установил определенные дворцовые порядки, учредил полицейскую службу. Уже при сыне Дейока, Фраорте (646-624), начались первые захватнические походы. Сначала были завоеваны персы, а впоследствии, и другие народы. Кампания с Ассирией была для Фраорта неудачной - его войска были разгромлены, а он сам сложил голову.
Своего высшего рассвета Мидийское царство добилось при сыне Фраорта, Киаксаре. Начал править, правда, он не совсем удачно и потерпел ряд поражений от скифав, вследствие чего вынужден был платить им дань, как впрочем, и многие другие государства Передней Азии. Но позже мидяне с помощью всяческих интриг и заговоров освободились от их гнета. Тот же Киаксар провел реформацию армии и заменил ополчение, которое набирал из подвластного народа, регулярными войсками.
Мидия долгое время вела войну с Ассирийским царством. Те в свою очередь находились в постоянном противоборстве с Нововавилонским царством и другими врагами. В 616 году ассирийцы потерпели поражение от вавилонян, чем воспользовался Киаксар, который вторгся во владения Ассирии. Он завоевал провинцию Аррапха, дошел до города Ашшура и разорил этот древний центр. В 612 г. мидянское войско осуществили совместный с вавилонянами поход на Ассирийское царство, в результате чего после кровопролитного штурма пала столица Ниневия.

Политической система "царства стран"

С образованием могущественного царства и в результате захватнических войн, приносившие огромный приток материальных ценностей, бурно развивался уровень мидийского общества, росло благосостояние знатных людей. Развивалась политическая и социальная система страны. Высшая власть всячески старалась укрепиться в борьбе с крупными землевладельцами и знатью. Этому способствовало укоренение культа Мазды, который всяческие противодействия центральной власти объявлял проявлением "Лжи". В то же время царская власть и установленные ею законы выдавались, как "Правда". Эта идеология была взята на вооружение еще Дейоком, а затем распространилась по всей стране. Маги имели большое влияние на политическую и социальную жизнь государства и находились на одном положении с дворцовой знатью.
При сыне Киаксара, Астиаге, который значительных войн не вел, окончательно произошло установление институтов Мидийскоко царства. Царь всячески старался держать в узде высшую знать и особо с ней не церемонился. Влияния духовенство было очень велико. Но тем не менее недовольство знати царской властью достигло предела. В 550 г. в результате предательства, Астиаг был схвачен военной верхушкой и отдан персидскому царю Киру II. Вскоре Мидийское царство прекратило свое существование и на смену ему пришло Ахеменидское царство.

Древние арии. Индоевропейская общность, в которую входили предки ариев, германцев, славян, кельтов, греков и других племен, распалась в начале III тысячелетия до н.э. (в раннем бронзовом веке). Из нее выделилась арийская общность, занимавшая территорию Юго-Восточной Европы - степные районы к северу от Кавказа, Черного и Каспийского морей. Ариев называют еще индоиранцами, потому что впоследствии они разделились на две ветви - индоарийскую и иранскую. Но и после того, как индоиранцы стали делиться и распространились до Средней Азии, Иранского нагорья и Индии, они продолжали именовать себя «ариями», а свои страны - арийскими. Например, индийские арии назвали свою землю «Арьяварта», в Средней Азии известна иранская страна «Арейа». От слова «ариана», что означает «арии», «арийский», происходят и название государства Иран, и средневековое имя осетин - аланы.

Нужно помнить, что «арии» - это самоназвание и научное обозначение только индоиранских народов. Одиозное употребление этого имени для всех индоевропейцев было свойственно расистской литературе. Антропологической арийской расы наука не знает. Передвигаясь на новые территории, индоевропейцы, а затем и арии включали в свой состав местные племена, осваивали достижения других народов. Поэтому еще в древности появились различия в языке, культуре, хозяйстве и внешнем облике разных индоиранских народов. Но все это произошло после распада арийской общности.

Арии были скотоводами и земледельцами. Они пасли стада овец и коров, особое значение придавали коневодству. Землю пахали плугом или сохой. В повозку с тяжелыми цельными колесами впрягали волов. Скот считался главной добычей в войнах, количеством скота измеряли богатство племени, рода, семьи. Пастушеские занятия вынуждали ариев заботиться о поиске удобных пастбищ и способствовали освоению новых территорий. Металлургия, обработка металла и дерева достигли у ариев уровня профессиональных ремесел.

В эпоху общеарийского единства сформировалось особое устройство общества, разделенного на три сословия - жрецов, военную знать и свободных скотоводов-земледельцев. Представление о трех социальных функциях - религиозной, военной и производительной - характерная черта культуры и общественной жизни всех индоиранских народов. Каждая из трех функций имела свои символы, в том числе цветовые. Первую, жреческую обозначали белым цветом; вторую, военную - красным; а третью, производительную - цветами земли (желто-коричневыми) или воды (сине-голубыми). Троичное деление общества повторяло устройство вселенной - по представлению ариев, все мироздание состоит из трех миров: верхнего или небесного; среднего, в котором живут люди; и нижнего, простирающегося вниз от поверхности земли и воды.

Большим достижением древних ариев было использование боевой конной колесницы. Боевые колесницы - это легкие повозки на двух колесах со спицами, в которые впрягали специально обученных лошадей. Колесничным войском командовали, подавая сигналы горном. Воин, стоящий на колеснице, являлся стрелком из лука и копьеметателем. Колесницы были для своего времени мощным оружием. Их появление привело к окончательному выделению военной знати, которая начала захватывать господствующее положение в обществе. Впоследствии все цари у арийских народов принадлежали к военной касте.

Применение колесниц резко увеличило боевую мощь арийских племен, их активная военная деятельность приводила к освоению все новых территорий, увеличению стад и быстрому росту населения. В страны Азии арии принесли неизвестные там навыки разведения и тренировки боевых лошадей, практику колесничного боя, приемы взнуздывания коня и даже элементы конской сбруи.

В первой половине II тысячелетия до н.э. арийская общность распалась на две ветви - индоарийскую и иранскую. Индоариями называют арийскую ветвь, покинувшую Европу и поселившуюся в Индии. Арии другой, иранской ветви, тоже расселялись к востоку и югу, но сохранили за собой и земли прародины - степи между Дунаем, Кавказом и Уралом.

Ранняя история иранских племен. К иранской группе народов принадлежат современные осетины, персы, таджики, афганцы, курды, белуджи и некоторые другие народы. Все они говорят на языках, происшедших от общеиранского языка-основы, на котором во II тысячелетии до н.э. говорили арии-иранцы.

В конце II тысячелетия до н.э. иранская общность распалась на две группы племен. Северные иранцы включали предков скифов, согдийцев, бактрийцев, хорезмийцев. В южную группу племен вошли предки мидян, персов, курдов, белуджей, других иранских народов. Эту группу племен можно назвать южной потому, что они ушли с европейской прародины на юг и заняли Иранское нагорье, то есть территорию современных государств Ирана и Афганистана. Но и северные иранцы вышли далеко за пределы арийской прародины. Бактрийцы, согдийцы, хорез-мийцы продвинулись в Среднюю Азию. А скифские племена, никогда не покидавшие общую прародину, постепенно расселились по всему степному поясу Евразии - от Северного Причерноморья и Предкавказья до Средней Азии, Казахстана и Южной Сибири.

Возникший в результате этих передвижений огромный иранский мир оказался поделен между двумя природными и хозяйственными зонами. В южных областях древней земледельческой цивилизации (в плодородных долинах Иранского нагорья и оазисах Средней Азии) иранские племена вскоре освоили опыт предшествующего неарийского населения и сделались оседлыми земледельцами и скотоводами. А в северных скифских степях, напротив, произошел переход от пастушества к кочевому скотоводству.

Иранские кочевники отличались от своих оседлых родственников прежде всего по образу жизни. Их язык и культура были очень близки, и даже общественное устройство на ранних этапах истории оставалось одинаковым. Семья входила в род, который был частью племени. Несколько племен составляли область или страну, а совокупность областей складывалась в народ. Однако противоречия между кочевыми и оседлыми племенами надолго предопределили сложную историю взаимоотношений теперь уже двух иранских миров - степи, которая посылает за добычей и славой отряды грозных всадников, и оседлости, защищающей обработанную землю и скот от набегов кочевников.

Постоянной ареной столкновений оседлых и кочевых иранцев была в I тысячелетии до н.э. Средняя Азия. На Переднюю Азию совершали свои походы через Кавказ европейские скифы. Существовали, конечно, и мирные связи: от активной торговли до военных союзов. Периоды вражды и сотрудничества сменяли друг друга, но противостояние сохранялось. Оно породило великий иранский эпос. Сказания о богатырях и героях, впоследствии вошедшие в «Шахнамэ» («Книгу о царях») Фирдоуси, повествуют о борьбе с Тураном - под этим именем выступают скифские племена, кочевые степняки-иранцы. Победоносные походы туранцев-скифов также воспеты в древних сказаниях - это Нартовский эпос, сохраненный осетинами. Таким образом, обе стороны, оба иранских мира запечатлели свои войны в эпических произведениях мирового значения.

Общеиранская религия. Реформа Заратуштры. Еще со времен арийского единства иранские племена исповедовали многобожную религию, выросшую из поклонения силам и явлениям природы. Существовали развитые культы божеств Неба и Солнца, Земли и Водной стихии. Особо чтили Огонь - он считался очищающим посредником между миром людей и божественной Истиной, которую иранцы называли «Арта». Арта- это мировой порядок, воплощение добра и нравственных законов всего мироздания. Труд скотоводов и земледельцев, подвиги воинов, жертвоприношения и молитвы жрецов - все это вместе с личными достоинствами человека было для иранцев проявлением вселенской гармонии. Другое важнейшее религиозное понятие - «Фарна» - олицетворяло сияющий божественный свет, благодатную силу, которая приносит мир, изобилие, удачу, счастье, добрую судьбу и славу.

Иранские жрецы посвящали богам жертвенных животных, приготовляли священный напиток, называвшийся «хаома», пели хвалебные гимны. Тексты молитв не заучивали, при каждом богослужении их сочиняли заново по определенным правилам.

Мифология иранцев представляла мир сотворенным в форме яйца, где небесная твердь подобна скорлупе, окружающие землю воды - белку, а сама земля - желтку. В центре земли высится Мировая гора, вокруг ее вершинь: вращаются солнце, луна и звезды.

Древняя религия и мифология ариев-иранцев продолжают жить в культуре осетин. Истина-Арта сохраняется в осетинском понятии «ард» - «клятва». От общеиранского слова «язата», означающего «божество», происходит осетинское «зэд» - «ангел». «Фарн» по-прежнему, как и тысячи лет назад, занимает в духовной жизни осетин выдающееся место.

В VII-VI вв. до н.э. великий пророк Заратуштра (греческий вариант его имени - Зороастр) реформировал иранскую религию, утвердив культ верховного бога Ахура-Мазды. Пророк происходил из рода по имени Спитама, принадлежавшего к одному из иранских племен Средней Азии. Есть предположение о том, что Заратуштра родился среди скифов. Во всяком случае, он начал свою деятельность на границе между оседлыми и кочевыми (скифскими) племенами. Заратуштра провозгласил приближение последнего этапа истории, когда Добро и Зло должны быть разделены, и создал учение о том, что торжество Добра и победа над Злом зависят от действий каждого человека. Эту новую религию называют по имени основателя зороастризмом или по имени верховного бога маздеизмом. Идеология зороастризма формировалась в обществе оседлых скотоводов и земледельцев, которые желали объединиться под сильной властью, способной защитить мирное хозяйство от постоянных набегов кочевников. Как и эпические сказания, зороастризм родился в противоборстве двух иранских миров - оседлого и степного. Религиозная проповедь объединила принципы единобожия, отказа от племенных культов и борьбы со Злом, одним из воплощений которого стали северные степняки.

Священная книга зороастризма Авеста написана на самом древнем из всех известных науке иранских языков. Условно этот язык называют авестийским. Авеста является сводом религиозных правил, молитв и хвалебных гимнов.

В VI в. до н.э. цари Персии из династии Ахеменидов объединили под своей властью иранские страны Передней и Средней Азии. Огромная персидская держава объявила зороастризм государственной религией и оказывала покровительство зороастрийским жрецам, которые назывались магами.

Скифские племена отвергли зороастризм, и сам пророк Заратуштра погиб, по преданию, от руки скифа. Религия скифских племен самостоятельно продолжила традиции древних общеиранских верований.

Иранские страны Передней и Средней Азии. В конце II тысячелетия до н.э. иранские племена освоили Среднюю Азию. За пределами оазисов, в степной и полупустынной зоне жили кочевники. Плодородные долины, где в VII в. до н.э. уже существовала развитая земледельческая культура, были населены оседлыми иранскими народами. По их именам назывались страны, широко известные в древности - Согдиана, Хорезм, Бактрия, Маргиана, Парфия, Арейа.

Мидяне, персы и другие иранские племена появились на Иранском нагорье в начале I тысячелетия до н.э. Однако еще в VII в. до н.э. они жили в окружении чужого им большинства народов, говоривших на языках кавказской и афразийской семей. Освободившись от ассирийской зависимости, мидяне создали в VII в. до н.э. сильную державу, которая объединила иранские племена и подчинила некоторые другие народы. Но в середине VI в. до н.э. персидский царь Кир II из рода Ахеменидов восстал против Мидии и покорил ее. Его наследники подчинили своей власти огромную территорию от Средней Азии до Египта. В состав государства Ахеменидов вошли все иранские области с оседлым населением и даже часть среднеазиатских кочевников. Но степной скифский мир в целом продолжал жить собственной жизнью, успешно отражая завоевательные походы персидских царей и оставаясь враждебным к проповеди зороастризма.

Иранские кочевники евразийских степей. На рубеже II и I тысячелетий до н.э. начался переход степных иранских племен от пастушества к кочевому скотоводству. «Скифы» - наиболее общее название для северных иранских кочевников. В первой половине I тысячелетия до н.э. они вышли далеко за пределы древней арийской прародины (Юго-Восточной Европы) и занимали всю полосу евразийских степей от Северного Причерноморья и Кавказа до Средней Азии и Южной Сибири.

Скифские племена говорили на диалектах и наречиях языка иранской группы, единственным живым продолжением которого - через средневековый аланский - является современный осетинский язык. По историко-географическому принципу народы скифского мира называют северными иранцами древности. А по языковым признакам скифский язык (а значит, и современный осетинский) входит в восточноиранскую подгруппу. Здесь нет никакого противоречия. Ведь степной скифский мир располагался севернее иранских областей с оседлой и земледельческой культурой. Но восточную часть этих областей - Среднюю Азию и Афганистан - населили ближайшие родственники скифов: согдийцы, бак-трийцы, хорезмиицы и другие племена, пришедшие с прародины вместе с азиатскими скифами. Их языки и составляют восточноиранскую подгруппу, к которой относятся также современные афганский (пушту или пашто), мунджанский (в Афганистане), ягнобский (в Таджикистане) и па-мирские языки (в Таджикистане и Афганистане). Другая ветвь иранских народов во главе с персами и мидянами осела западнее - в Передней Азии. В западноиранскую подгруппу входят персидский и таджикский (оба происходят от древнего и средневекового персидского), курдский, белуджский и некоторые другие языки.

М.М. Блиев, Р.С. Бзаров “История Осетии”
При перепечатке гиперссылка на «Осетия и Осетины» обязательна

Персы, или иранцы, - коренные жители Персии (нынешнее официальное название страны - Исламская Республика Иран), народ иранской группы индоевропейской семьи. Персы являются этническим большинством в Иране (51% из более чем 66-миллионного населения страны); они проживают в основном в центральных и южных районах Ирана. Из персов набирается значительная часть государственных служащих. За пределами Ирана персы проживают главным образом в соседних странах - в Ираке, на западе Афганистана, в Азербайджане и Туркмении. После политических потрясений второй половины ХХ в. большая группа иранцев эмигрировала в Европу и США. Сегодня в нашей стране и в южных государствах СНГ также живет большое количество выходцев из Ирана. Наряду с афганцами они торгуют на рынках, заключают мелкооптовые сделки. Многие персы за рубежом занимаются религиозной пропагандой.

Современный Иран - многонациональная страна. К основным национальным меньшинствам относятся азербайджанцы (24% населения страны), курды (7%), гилянцы и мазендаранцы (в сумме - 8%), арабы (3), луры (2), белуджи (2), туркмены (2), турки (1), бахтияры, кашкайцы, таджики и другие народности (в сумме - около 2% населения). Образовавшийся как государство персов, Иран в древности и в средние века проводил активную завоевательную политику, персидские правители объединили под своей властью разноязычные народы и племена. В VII в. Персию завоевали арабы. Они принесли с собой ислам, ставший главенствующей религией: ныне 99% жителей Ирана - мусульмане. При этом 89% иранцев исповедуют ислам шиитского толка, 10% - сунниты.
Стихотворение «Исповедь шиита» российской поэтессы Людмилы Авдеевой передает мироощущение простого иранца:

Там в жизни загробной нет, знаю, богатых.
Там есть справедливость, все радости рядом.
И Шейда прекрасная будет со мною.
А здесь на земле ее взгляда не стою.

Здесь наша семья всех беднее в квартале.
Не смею мечтать, чтоб мне Шейду отдали.
Здесь голодно жить, столько лет нет работы.
А там будет счастлив любой безработный.

Там реки из маста, там горы из мяса.
Рви фрукты на ужин из райского сада.
Сосед наш Али чем-то все недоволен.
Учиться он хочет, а дом не достроен...

Ислам шиитского толка, исповедуемый только примерно одной десятой всех мусульман в мире, для персов является основой жизненной философии.
С 1979 г. в Исламской Республике Иран руководство государством оказалось в руках шиитских богословов. Исламский режим создал беспрецедентное в современной истории государство, в котором все стороны жизни оказались подчинены представлениям ислама шиитского толка. Политические, правовые, нравственные, эстетические, этические, культурные и философские представления подавляющего большинства персов сегодня определяются нормами ислама.
Боголюбие, четкое и твердое следование нормам и традициям ислама - основная добродетель, выделяемая жителями современного Ирана при подчеркивании положительных черт характера того или иного человека. Разумеется, этими качествами не ограничивается набор положительных характеристик перса.
Отличительной чертой иранцев является гостеприимство. Вежливый прием - это тот минимум, на который может рассчитывать иностранец, впервые приезжающий в эту страну. Обвинение в негостеприимстве - одно из худших в Иране. В любом доме вас встретят со словами «Хош амадид!» («Добро пожаловать!»). Гостю предоставят лучшее место за столом и накормят самыми лучшими и разнообразными блюдами. Даже если это дом беднейшего перса, встретить гостя ему помогут соседи. Для хозяина нет ничего приятней, чем услышать от гостя о том, что усилия не пропали даром, что он поражен приемом, богатством блюд и их вкусом.

Женщины на демонстрации
несут портрет
президента Хатами

Вообще доброжелательность - одна из визитных карточек иранцев. Общение с людьми у перса проникнуто уважением к собеседнику. При обращении друг к другу иранцы используют слова «ага» (господин), «сахеб» (господин), «барадар» (брат), добавляя при этом «азиз» (дорогой), «мохтарам» (уважаемый). Равные по положению люди при встрече обнимаются и жмут друг другу руки. При встрече со старшими персы низко кланяются. Выражая уважение, благодарность и внимание, иранцы часто прикладывают правую руку к сердцу. Общительность, предупредительность и вежливость - наиболее часто проявляемые коммуникативные качества персов.
К высшим моральным принципам иранцев относятся почитание умерших предков, уважение к старшим и старикам. Старшие, по общепринятому мнению, - это олицетворение рода, семьи. Всеобщее благополучие зависит от успеха каждого. Родственные, клановые и племенные отношения цементируют нацию. Земляки, перебравшиеся из деревни в город раньше других, помогают вновь прибывшим в трудоустройстве и обустройстве быта. Среди иранцев распространена традиция, напоминающая советский субботник. Жители одного квартала, деревни или улицы коллективно помогают в строительстве нового дома своему товарищу. Это событие становится подлинным праздником труда. Поддержать работающих приходят певцы и музыканты. По окончании работы все угощаются пловом и сластями.

Одно из отличительных качеств большинства персов - стремление к прекрасному, любовь к искусству. После провозглашения Исламской Республики в 1979 г. духовенство проводило курс на подчинение культуры и искусства задаче исламизации иранского общества. Запретным стало «западное искусство». Это затормозило культурное обогащение страны извне, но в то же время стимулировало подъем народного творчества. Среди простых иранцев много людей, наделенных талантами музыкантов, поэтов, декламаторов, художников. Персов отличает великолепное чувство юмора. Шутка, вовремя и к месту сказанная, позволяет пережить невзгоды.
Иранцы суеверны. Мусульмане в Иране живут в мире постоянного мистического мироощущения. Они верят в злых духов, талисманы, колдовство, гадание, считают, что священными могут быть камни, деревья, постройки. Священными считают также хлеб, воду, посевы, дороги, небо, огонь. Страшными считаются духи покойников, которые «бродят в поисках живых» и могут вселяться в них, особенно в женщин. Поэтому персы боятся появляться в тех местах, где, по их поверью, обитают злые духи. Широко распространены среди простых иранцев амулеты, призванные защитить от сглаза и порчи. Амулеты вешают на шею новорожденному ребенку, мальчику, красивой девочке и новобрачным, так как полагают, что именно эти люди в наименьшей степени защищены от «козней злого духа». В деревнях верят в привидения, ведьм. Большой популярностью пользуются толкователи снов.
При общении с персами необходимо принимать во внимание, прежде всего, особенности их культурного и религиозного развития. Заслужить уважение персов легче, если вы знаете имена их великих соотечественников. Цитирование Омара Хайяма, Саади, Хафиза и других иранских поэтов и философов поднимет ваш авторитет в глазах собеседника. Но иноверцу следует избегать обсуждать с иранцем религиозные темы. Иранец никогда не скажет вам в лицо, что вы его обидели, задев тонкую струну его души. Однако в дальнейшем такая обида им не забудется и может стать причиной охлаждения или даже прекращения отношений.
Во время мусульманского поста в месяц рамадан меняется образ жизни в иранских семьях, он становится более размеренным и замедленным. Рабочий день сокращается. Важные дела откладываются на более позднее время. Нет смысла ждать от мусульманина быстрого выполнения вашей просьбы. Иностранец, находящийся в Иране во время поста, не должен в дневное время курить, есть или пить в присутствии местных жителей. Раздражение может также вызвать появление европейской женщины, не прикрывшей свои ноги, руки и лицо от взглядов посторонних мужчин. Состояние заторможенности, в которой находятся мусульмане во время поста, продолжается еще некоторое время после его окончания. Самыми опасными считаются первые дни после поста. Именно на них приходится пик дорожно-транспортных происшествий в Тегеране и других крупных городах. Водители просто не успевают адаптироваться к условиям резко выросшего темпа жизни и увеличению количества автомобилей на дорогах.
Несмотря на то, что статья 20 Конституции Ирана провозглашает равенство всех членов общества перед законом, иранские женщины практически лишены многих прав. Законодательно мужчина рассматривается как глава семьи, женщина в семье подчинена мужчине. Право подать на развод имеет только мужчина. Дети в случае смерти супруга передаются для воспитания в семью покойного мужа, а женщина теряет право на своих детей. В случае развода дети также остаются с отцом. Все женщины, иранки и иностранки, в общественных местах и учреждениях обязаны носить хиджаб - накидку на голову. Во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг. в Иране был распространен лозунг: «Иранка, хиджаб - твой окоп!». В транспорте и в общественных местах предусмотрены раздельные места для мужчин и женщин. Женщины не имеют права заниматься многими профессиями (в частности, не может быть женщины-певицы, женщины-судьи, женщины-археолога или геолога). Закон разрешает мусульманину жениться на иноверке, но запрещает иранке выходить замуж за иностранца, если он не мусульманин. Свобода передвижения иранки также ограничена целым рядом положений шариата. Поездка за границу может проходить только при выполнении одного из двух обязательных условий: в сопровождении взрослого мужчины - члена семьи либо с письменного разрешения мужа или отца (для незамужней).

Уголовные наказания для женщин - более суровые, чем предусмотренные уголовным кодексом за подобные преступления для мужчин. В феврале 2003 г. за убийство одного мужчины две женщины были повешены, еще две получили пожизненный срок заключения.
Безусловно, в Иране не все так мрачно, как представляют западные средства массовой информации. Жизнь в стране продолжается. В последние годы наметилась определенная либерализация в образе жизни иранцев. Конечно, по телевидению не демонстрируют «легкое порно», как в нашей стране. Но можно с уверенностью сказать, что подавляющее большинство в иранском обществе и не стремится к подобным «свободам». Умение иранцев легко и по-философски переживать жизненные невзгоды - тот стержень, который позволяет этой нации развиваться, двигаясь в едином со всем человечеством направлении. Непохожесть на европейцев или американцев - не повод для объявления людей, о которых они мало что знают, «вне закона».
Иран - многонациональное государство, в котором религия выполняет большое количество функций, и главная из них - объединение людей.