Хороший сон - хорошее мышление. Джон МединаПравила мозга

Повышенные умственные способности объяснять не стоит …

На книгу Джона Медина «Правила для Мозга: 12 принципов …» (длинное название, удобно перевести не получилось, к сожалению в русском варианте в полном объёме книги нет. Ссылка на оригинальную англоязычную версию внизу статьи).

Так вот, на эту книгу наткнулся случайно. Беглое знакомство – немного разочарования, ибо я это уже писал на страничках своего блога, черпая информацию с других источников. Но потом …

Скорей всего Джон и является оригинальным автором, а все остальные, скажем так, мягко, — его благородные распространители, ибо хорошая информация не должна пылиться на полках. Она должна приносить пользу и радость людям. (Так можно и инфо пиратство оправдать. Но ведь в этом правда есть, не так ли?)

В общем, немного повозившись с переводом, чуть ниже — 12 правил по улучшению вашего мозга из оригинального источника.

Но прежде, о самом Джоне. Молекулярный биолог (т.е. мозги видит часто насквозь, как в прямом, так и в переносном смысле), научный консультант по вопросам работы последнего, сотрудник на кафедре биоинженерии (вообще, страшное слово) в Мед. Университете Вашингтон.

Если кто и разбирается в деятельности и работе мозга то это Д. Медина. Если у кого спрашивать совета о том, как улучшить свою думалку, то это … Ну, вы поняли. Итак, правила для вашего мозга.

12 правил для улучшения вашего интеллекта от Д. Медины

1. Физические упражнения

Но не силовые, а на выносливость (аэробные), то, что нужно делать долго, не менее 1,5 – 2 минуты. Например: бег, ходьба, плавание, фитнес … 30 минут на занятие, 2 – 3 раза в неделю.

Конечно, все зависит от самого «спортсмена», кому нагрузки нужно по более, а кто и такой темп не потянет.

Физическими упражнения улучшают когнитивные способности (познавательные процессы: от памяти до скорости реакции).

2. Мозг эволюционировал и эволюционирует

Ему пришлось это сделать. Кто-то отращивал когти, кто-то зубы, а человек наращивал интеллект.

Что это для нас значит? Что ставку в Игре под названием Жизнь нужно ставить именно на свою голову. Правда, если она у вас не просто, как удачная конструкция для ношения нарядных шапочек. Его нужно постоянно развивать.

3. Ваш ум неповторим, индивидуален

Такого больше ни у кого нет.

«Мой мозг такой неповторимый, особенный …». И это правда. У разных людей, наций, представителей культур он имеет свои особенности.

Как получается такая индивидуальность? Она отчасти наследуется и в большей степени приобретается путем целенаправленных действий. Происходит специализация.

Каменщик умнее в строительстве, но дуб сосновый в столярке. Математик трепещет над последней цифрой, но вообще не понимает отчего в политике больше харизматичных, а не профи…

В том, в чем вы хотите преуспеть – учиться, учиться и еще раз учиться…

4. Если скучно – не «практично»

Чтоб думалка хорошо работало, это должно быть:

  • Интересно. Эмоции вызывают особый прилив энергии, улучшающий работоспособность в целом, в т.ч. и головы.
  • Осмысленно. «Вязаться» с тем, что вы уже знаете.
  • Целенаправленно. Никакой многозадачности.
  • Не переусердствовать. Как и тело, мозговая мышца нуждается в своевременном отдыхе и способно работать лишь определенное время.

5. Повторение мать учения

Чтоб запомнить нужно повторять.

Это и так знаете, вся система образования от Аристотеля до наших дней базируется именно на этом принципе.

6. Долго помнить – однажды повторять

Память обладает своими циклами. Примерно так: раз в полгода нужно «подержать во внимании» то, что не желаете забыть.

7. Хорошо спать

И это мы проверили на своем опыте. Ещё Медина рекомендует спать 20 минут в обед.

8. Стресс – Зло

9. Стимуляция опознавательных чувств

Давайте перечислим свои «сенсоры» – то что помогает нам ориентироваться в «здесь и сейчас»:

  1. Зрение,
  2. Слух,
  3. Запах,
  4. Вкус,
  5. Телесные ощущения (ощущение тепла, ветра, прикосновений …).

Чем чаще задействуете все эти 5 органов чувств, тем лучше развивается мозг.

10. Но зрение круче всех

На обработку зрительных образов уходит половины работы всего мозга.

Практически, что это значит: старайтесь приоритеты отдавать визуальной информации.

11. У мужчины и у женщины мозги работают по разному.

Одни уделяют внимания больше деталям, другие эмоциональной стороне дела.

Не пытайтесь влезть в голову ему (ей), впрочем, и на шею тоже… Помните, что у «них» работают мозги по другому. Если понимать это различие: вместе, если скооперироваться, – гармония, супер мозг.

12. Любопытство – это ключевой фактор для апгрейда вашего ума

Посмотрите на малышей – они очень любопытны, что не случайно. Тот человек, кто сохранил свое природное любопытство – более умней своих собратьев.

Любопытство – топливо для развития интеллекта.

П.С. Где-то в рунете бродит урезанная ее версия …

Джон Медина

Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям

John Medina

Brain rules

12 Principles of Surviving and Thriving at Work, Home and School


Издано с разрешения издательства BASIC BOOKS, an imprint of PEPSEUS BOOKS, INC. (США) при участии Агентства Александра Корженевского (Россия)


© John Medina, 2008

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»


* * *

Эту книгу хорошо дополняют:

Ловушки мышления

Чип Хиз и Дэн Хиз


Гибкое сознание

Кэрол Дуэк


Искусство объяснять

Ли ЛеФевер


Эмоциональный интеллект

Дэниел Гоулман

Посвящается Джошуа и Ноа.

Мои дорогие мальчики, благодарю вас за постоянное напоминание о том, что возраст не имеет значения, если только ты не сыр


Вступление

Попробуйте-ка умножить в уме число 8 388 628 на 2. Вы можете вычислить результат за несколько секунд? А один молодой человек способен умножать такие числа на два 24 раза в течение нескольких секунд. И каждый раз называть верный результат. Другой может назвать точное время в любой момент, даже если разбудить его ночью. А одна девочка точно определяет размеры любого объекта на расстоянии шести метров. Еще один шестилетний ребенок рисует такие реалистичные и яркие картины, что их даже выставили в галерее на Мэдисон-авеню. Но никого из них невозможно научить завязывать шнурки на ботинках. Их IQ не выше 50.

Мозг – это нечто удивительное.

Может, ваш мозг не такой необычный, как у этих детей, тем не менее он удивительный. Человеческий мозг с легкостью справляется с самой утонченной системой передачи информации на Земле, считывая маленькие черные значки на полотне из отбеленной древесины и понимая их смысл. Для сотворения этого чуда он посылает электрический импульс по проводам протяженностью в сотни километров к клеткам мозга – столь крошечным, что в эту строку вместились бы тысячи таких клеток. И все это происходит настолько быстро, что вы не успеваете даже моргнуть. Между прочим, вы только что проделали это. И самое невероятное – большинство людей не имеют ни малейшего представления о том, как мозг работает.

Это незнание приводит к странным последствиям. Мы пытаемся разговаривать по мобильному телефону и при этом вести машину, хотя мозг человека не предназначен для выполнения нескольких задач одновременно, когда дело касается внимания. Мы создали стрессовую рабочую среду в офисах, но в таких условиях продуктивность работы мозга снижается. Система школьного образования построена таким образом, что бо льшая часть процесса обучения происходит дома. Пожалуй, это было бы смешно, если бы не было так вредно для человечества. К огромному сожалению, ученые, занимающиеся изучением мозга, редко общаются с учителями, профессиональными работниками, верхушкой системы образования, бухгалтерами и руководителями компаний. Вы не владеете информацией, если только не читаете журнал Neuroscience за чашкой кофе.

Эта книга призвана ввести вас в курс дела.

12 правил мозга

Моя цель – сообщить вам двенадцать фактов о работе мозга. Я назвал их правилами мозга и привожу для их подтверждения научные данные, а также предлагаю идеи относительно того, как каждое правило можно применить в повседневной жизни, в особенности на работе и в школе. Мозг очень сложен, поэтому я сообщаю лишь небольшую часть сведений о каждом аспекте – не всеобъемлюще, но, надеюсь, доступно. На страницах книги вы ознакомитесь со следующими идеями:

Начнем с того, что не обязательно сидеть за школьной партой по восемь часов в день. С точки зрения эволюции наш мозг развивался в процессе труда и преодоления расстояния свыше 19 километров в день. Мозг по-прежнему стремится к активности, хотя современные люди, к которым относимся и мы, ведут малоподвижный образ жизни. Физическая нагрузка стимулирует работу мозга (правило мозга № 1). Физические упражнения помогают людям, приклеенным к дивану, улучшить долговременную память, логическое мышление, внимание и способность решать поставленные задачи. Я уверен: после восьми часов, проведенных на работе или в школе, это всем пойдет на пользу.

Как вы могли заметить на примере простой презентации PowerPoint, люди не обращают внимания на скучное (правило мозга № 4). У вас есть лишь несколько секунд, чтобы привлечь их внимание, и 10 минут, чтобы его удержать. По истечении 9 минут 59 секунд необходимо снова привлечь чем-нибудь их внимание, и таймер заново начнет отсчитывать время, – это должно быть что-то связанное с эмоциями. Кроме того, мозгу необходим перерыв. Именно поэтому в книге я использую большое количество историй, чтобы донести свою мысль.

Вы чувствуете усталость уже в три часа дня? Очевидно, ваш мозг хочет вздремнуть. И это повысило бы вашу продуктивность. В результате одного исследования NASA было выявлено, что 26-минутный сон повышает работоспособность пилотов на 34 процента. Достаточный ночной отдых влияет на умственную деятельность на следующий день. Хороший сонхорошее мышление (правило мозга № 7).

Мы познакомимся с человеком, который, прочитав две страницы, способен запомнить новую информацию навсегда. Большинство из нас больше забывают, чем запоминают, поэтому нам необходимо повторить, чтобы запомнить (правило мозга № 5). Узнав правила мозга для развития памяти, вы поймете, почему я выступаю против домашних заданий.

Мы поймем, что дети в возрасте двух лет только кажутся нам бунтовщиками; на самом деле ими движет жажда исследования. Дети не обладают широкими и глубокими знаниями об окружающем мире, но им хорошо известно, как их приобрести. По своей природе мы исследователи (правило мозга № 12), и это качество будет присуще нам всегда, несмотря на созданное нами искусственное окружение.

Не считайте идеи, которые приводятся в конце каждой главы, рекомендациями. Они содержат призыв к испытанию их в реальных условиях. Я исходил из того, чем сам занимаюсь в жизни. Мои научно-исследовательские работы связаны с изучением нарушений психики на молекулярном уровне, но особый интерес у меня вызывает взаимосвязь между геномом и поведением. Бо льшую часть своей профессиональной жизни я проработал консультантом; меня приглашали для участия в исследовательских проектах, когда требовалась помощь молекулярного биолога с подобной специализацией. Я имел возможность наблюдать за бесконечными попытками изучить зависимость мыслительной деятельности от набора хромосом.

В одной из таких поездок мне в руки случайно попали статьи и книги, в которых содержались требования ускорить «прогресс» в области исследования мозга, чтобы применить их результаты в системе образования и на рабочем месте. И я взволновался, полагая, что авторы прочитали литературу, которую не засек мой радар. Я изучал несколько направлений науки о мозге, но мне неизвестно, как обеспечить лучшую методику обучения или работы. Честно говоря, наука до сих пор не знает, почему человеческий мозг способен приказать телу взять стакан воды максимально удобным способом.

Впрочем, для паники не было причин. Следует скептически относиться к любым заявлениям о том, что наука о мозге может прямо ответить на вопрос, как стать лучшим учителем, родителем, руководителем или студентом. Эта книга призывает проводить широкомасштабные исследования в этой области просто потому, что мы не обладаем достаточными знаниями для того, чтобы давать рекомендации. Это попытка вакцинации против таких мифов, как, например, эффект Моцарта, которая, кстати, опровергает мнение, что прослушивание некоторых аудиозаписей, когда ребенок находится еще в утробе матери, обеспечит ему поступление в Гарвард или левополушарное и правополушарное мышление.

Назад в джунгли

Все, что нам известно о мозге, основывается на работах биологов, изучающих ткани головного мозга, специалистов в области экспериментальной психологии, изучающих поведение, и когнитивной нейробиологии, занимающейся изучением взаимосвязи первого со вторым, а также биологов-эволюционистов. Хотя нам не много известно о том, как работает мозг, эволюционное развитие человечества подсказывает: мозг устроен так, чтобы решать проблемы и выживать в нестабильной окружающей среде, причем постоянно. Я называю это явление «предельные возможности мозга».

9 Общий

Рецензия getAbstract

Эта книга соединила в себе черты серьезного академического трактата о механизмах работы мозга и популярного практического руководства о том, как заставить мозг работать с максимальной эффективностью. Кое-где, впрочем, автор не до конца раскрывает некоторые из своих мыслей или не полностью поясняет приводимые аналогии, что может затруднить чтение книги для новичков в этой теме. Вместе с тем книга дает достаточно подробное представление о современных исследованиях человеческого мозга, а ее текст составлен в соответствии с правилами, которые, по мысли автора, облегчают усвоение новых знаний. В частности, автор по нескольку раз повторяет наиболее важную информацию, приводит запоминающиеся примеры из собственного опыта, регулярно резюмирует сказанное и дает советы о практическом применении полученных сведений. getAbstract рекомендует эту книгу родителям, учителям, специалистам по кадрам, руководителям организаций и всем тем, кто заинтересован в максимально полном раскрытии своего интеллектуального потенциала.

Из краткого содержания книги вы узнаете:

  • Как современная наука понимает устройство мозга;
  • Как заставить свой мозг работать лучше;
  • Как применить знания о работе мозга для повышения эффективности учебы и производительности работы.

Об авторе

Джон Медина – руководитель Центра прикладных исследований мозга при Тихоокеанском университете Сиэтла, преподаватель факультета биоинженерии в медицинской школе при Вашингтонском университете.

Самый сложный орган

На основе собранных современными учеными данных об устройстве и функционировании головного мозга человека можно сформулировать двенадцать базовых принципов работы этого удивительно устроенного органа.

1. Работа мозга замедляется, когда вы сидите неподвижно

Физическая активность крайне важна для поддержания тела и ума в оптимальной форме. Пример этому демонстрирует известный американский эксперт в области фитнеса Джек Лаланн. Свой семидесятый день рождения он отметил, переплыв гавань Лонг Бич в Калифорнии. Во время заплыва он одновременно буксировал 70 лодок с людьми. Благодаря регулярным упражнениям и здоровому питанию этому человеку удалось сохранить необычайно острый ум и превосходное чувство юмора до глубокой старости.

Первобытные люди в поисках пищи проходили десятки километров в день, а их мозг был привычен к регулярной физической нагрузке. Поэтому если вы хотите максимально развить свой интеллект, необходимо больше двигаться. Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, деградируют и умственно, и физически. Гимнастика поможет восстановить умственные способности даже тем, кто давно не выполнял никаких упражнений. Обычная получасовая...

Наши чувства, наше сенсорное восприятие формировалось в процессе постоянного движения и ожидаемой опасности. Это заставляло быть начеку.

Ни для кого не секрет, что движение помогает мыслительной активности. В даосской концепции, например, думать означает соединять энергию головы с сердцем. Во время движения количество сердечных сокращений у людей увеличивается, слегка повышается артериальное давление. Изменяется кровоток в головном мозге. Во время движения поступает больше кислорода, который выводит свободные радикалы и соответственно повышает остроту ума. Поэтому сочетайте движение и изучение.

2. Выживание: человеческий мозг тоже эволюционировал. Задача выживания человека на планете сводилась по-существу к проблеме взаимодействия человеческих существ, т.е. их способности к установлению контактов с окружающими людьми(семейных, родственных, коллектива, взаимодействия с социумом) и способности самовыражения. Любой человек стремится к установлению нормальных взаимоотношений между людьми и поддержанию данных отношений.

В процессе своего развития выживали не сильные телом, а сильные своими мозгами. Однако, не следует забывать, что именно тело должно служить опорой для мозга, для его успешной деятельности.

3. Каждый мозг устроен по-своему. Мозг каждого человека весьма индивидуален. В частности, имеет различную электропроводимость нейронов. Нет одинаковых мозгов. Каждый мозг работает по-своему.

4. Мы не обращаем внимания на скучные вещи.

Наш мозг работает по-принципу возбуждения. Мы не обращаем внимание на то, что ранее не было простимулировано и не хранится в нашей памяти и то, что не сулит нам приятных (или наоборот, неприятных, впечатлений). Мы не обращаем внимания на скучные вещи. К тому же наш мозг обрабатывает задачи последовательно. Он не может выполнять несколько задач одновременно с равной гарантией качества.

5.Повторить, чтобы вспомнить. Кратковременная память.

Человеческий мозг удерживает не более 7 единиц информации в течении 30 секунд. Если вы желаете расширить и упрочить информацию, вам необходимо перейти к повторению и мнемоническим техникам. Правильно организованное подкрепление и освежение информации закладывает путь к более прочным связям в мозгу.

6. Вспомнить, чтобы повторить. Долговременная память.

Если вы хотите, чтобы информация вошла в вас надолго и стала прочной на года, нужно организовать повторение в течении полутора-двух часов сразу после усвоения. Нет смысла в домашних заданиях, если вы не повторили изученное сразу на уроке.

7. Стресс негативно влияет на способность мозга учиться.

Человеческий организм может выдержать стресс не более 30 секунд без риска изменений. Более длительный стресс тяжело переносится и приводит к повреждению всех видов познания, нарушает сон и приводит к депрессии. Стресс повреждает моторные навыки психики и подрывает иммунную систему.

8. Хороший сон - хорошее мышление.

Необходимость сна для процесса нормального мышления трудно переоценить. Во время сна человеческий мозг продолжает работать. Недостаток сна можно восполнить только самим сном, поэтому сон является тем жизненным ресурсом, без которого невозможно представить себе деятельность человека.

Около 3-х часов пополудни каждый человек желает вздремнуть. Сон в это время необходим для восстановления сил.

9. Стимулируйте больше чувств.

Все наши чувства работают в связке, необходимо комплексно стимулировать их. Чувства распределяются по степени утончения. Чувство обоняния легко вызывает воссоздание памяти и очень важно во всех деловых контактах.

10. Зрение важнее всех остальных сенсорных органов.

Считается, что зрение играет ведущую роль в обучении. Скажем, эффективность запоминания новой информации будет 10% при вербальном предъявлении, при показе картинки эффективность увеличивается до 65%. Зрение для нас важно потому, что оно доносит нам самый большой объём информации из окружающего мира.

11. Мужской и женский мозг отличаются.

Женщины и мужчины по-разному активируют участки мозга в различных жизненных ситуациях. Природа женского и мужского обнаруживает различия в оценке реальности, в принятии решений, в восприятии и организации окружающего мира по-женскому типу и по-мужскому.

12. Мы великие превооткрыватели

Наша жизненная задача - расширить наше сознание. Это происходит путём апробации большого количества наблюдений, опытов и соответствующих выводов. Очень важно для движения и расширения сознания ставить перед собой задачи и вопросы.

Джон Медина. Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям

Посвящается Джошуа и Ноа. Мои дорогие мальчики, благодарю вас за постоянное напоминание о том, что возраст не имеет значения, если только ты не сыр

Эту книгу хорошо дополняют:

Ловушки мышления

Чип Хиз и Дэн Хиз


Гибкое сознание

Кэрол Дуэк


Искусство объяснять

Ли ЛеФевер


Эмоциональный интеллект

Дэниел Гоулман

Информация от издательства

Издано с разрешения PEAR PRESS c/o PERSEUS BOOKS Inc. и агентства Александра Корженевского


Медина, Джон

Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям / Джон Медина; пер. с англ. К. Ивановой. - 3-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.

ISBN 978-5-00100-987-0

В этой книге собрана самая полная информация об особенностях функционирования мозга и приведены практические рекомендации по оптимизации его работы. Внедрение в жизнь правил, описанных автором, поможет повысить эффективность работы, улучшить память, усовершенствовать процесс обучения и позволит успешно проводить переговоры и презентации.


Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.


© John Medina, 2008

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2018

Вступление

Попробуйте-ка умножить в уме число 8 388 628 на 2. Вы можете вычислить результат за несколько секунд? А один молодой человек способен умножать такие числа на два 24 раза в течение нескольких секунд. И каждый раз называть верный результат. Другой может назвать точное время в любой момент, даже если разбудить его ночью. А одна девочка точно определяет размеры любого объекта на расстоянии шести метров. Еще один шестилетний ребенок рисует такие реалистичные и яркие картины, что их даже выставили в галерее на Мэдисон-авеню. Но никого из них невозможно научить завязывать шнурки на ботинках. Их IQ не выше 50.

Мозг - это нечто удивительное.

Может, ваш мозг не такой необычный, как у этих детей, тем не менее он удивительный. Человеческий мозг с легкостью справляется с самой утонченной системой передачи информации на Земле, считывая маленькие черные значки на полотне из отбеленной древесины и понимая их смысл. Для сотворения этого чуда он посылает электрический импульс по проводам протяженностью в сотни километров к клеткам мозга - столь крошечным, что в эту строку вместились бы тысячи таких клеток. И все это происходит настолько быстро, что вы не успеваете даже моргнуть. Между прочим, вы только что проделали это. И самое невероятное: большинство людей не имеют ни малейшего представления о том, как мозг работает.

Это незнание приводит к странным последствиям. Мы пытаемся разговаривать по мобильному телефону и при этом вести машину, хотя мозг человека не предназначен для выполнения нескольких задач одновременно, когда дело касается внимания. Мы создали стрессовую рабочую среду в офисах, но в таких условиях продуктивность работы мозга снижается. Система школьного образования построена таким образом, что бо льшая часть процесса обучения происходит дома. Пожалуй, это было бы смешно, если бы не было так вредно для человечества. К огромному сожалению, ученые, занимающиеся изучением мозга, редко общаются с учителями, профессиональными работниками, верхушкой системы образования, бухгалтерами и руководителями компаний. Вы не владеете информацией, если только не читаете журнал Neuroscience за чашкой кофе.