Гаврилин Павел Фёдорович. Гаврилин, павел федорович Гаврилин павел

Павел Фёдорович Гаврилин родился 20 февраля 1920 года в селе Мамешево (ныне — Пильнинский район Нижегородской области). По национальности русский. С 1929 года проживал в городе Дзержинске Горьковской области, а с 1938 года — в городе Ступино Московской области.

После окончания восьми классов школы Гаврилин работал диспетчером, электриком в электромеханическом цеху Ступинского авиационного металлургического комбината № 150. Без отрыва от производства окончил аэроклуб в Ступино.

В апреле 1940 года Гаврилин был призван на службу в Каширским районным военным комиссаритом Московской области. В марте 1941 года он окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков, после чего служил лётчиком в 301-м истребительном авиационном полку Дальневосточного фронта. В декабре 1942 года был переведён в 402-й истребительный авиационный полк, проходивший на тот момент переобучение на новые самолёты в Саратовской области.

С апреля 1943 года — на фронтах . Воевал лётчиком, старшим лётчиком, командиром звена 402-го истребительного авиационного полка. Участвовал в боях на Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском и фронтах. Принимал участие в освобождении Краснодарского края, Донбасса, Украинской ССР, Крыма, Польши, .

Уже 4 мая 1943 года Гаврилин был представлен к своей первой боевой награде — ордену Красного Знамени — за 10 боевых вылетов и 3 сбитых вражеских самолёта. Однако вышестоящее командование снизило статус награды до ордена Отечественной войны 1-й степени. Неизменно показывал высокую результативность своей боевой работы. Так, только 11 апреля 1944 года за 1 боевой вылет он принял участие в 5 воздушных боях, сбив 2 немецких истребителя «Me-109». Два дня спустя, 13 апреля 1944 года, он за один воздушный бой сбил ещё 3 истребителя, при этом получил тяжёлое ранение в позвоночник и сел на вынужденную посадку в районе села Кара-Кият (ныне — Грушёвое Симферопольского района Крыма). До освобождения этого села советскими войсками он скрывался у местных жителей, а затем был отправлен в госпиталь.

На завершающем этапе войны командир 402-го истребительного авиационного полка майор А. Е. Рубахин представил лейтенанта Гаврилина к званию Героя Советского Союза за совершённые 244 боевых вылета на прикрытие наземных сил, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, воздушную разведку, штурмовку скоплений боевой техники и живой силы противника, его важных объектов, перехват вражеских самолётов, на свободную охоту. На момент представления в 54 воздушных боях он лично сбил 19 вражеских самолётов различных типов. Всего же за время войны он совершил 257 боевых вылетов, принял участие в 61 воздушных боях, сбив 22 самолёта противника лично и ещё 1 — в составе группы.

После окончания войны Гаврилин продолжил службу в Советской Армии. Служил в авиационных частях Группы советских войск в Германии, Московского военного округа. В декабре 1955 года в звании майора он был уволен в запас, позднее ему было присвоено звание подполковника запаса. Проживал в городе Солнцево Московской области (ныне — в черте Москвы), в 1960-1967 годах работал диспетчером, старшим техником на авиационном заводе № 300, занимавшемся конструированием реактивных двигателей. В 1967-1973 годах работал старшим техником в Тураевском машиностроительном конструкторском бюро «Союз», занимавшемся конструированием жидкостных ракетных двигателей». Умер 10 апреля 1995 года, похоронен на Хованском Северном кладбище Москвы.

Биография

Павел Фёдорович Гаврилин родился 12 февраля 1920 года в селе Мамёшево Курмышского уезда Симбирской губернии РСФСР (ныне село Пильнинского района Нижегородской области Российской Федерации) в семье рабочего. Русский. В раннем возрасте Павел Гаврилин переехал в Подмосковье к старшему брату. После окончания восьми классов школы он работал электриком в Ступино. Одновременно занимался в аэроклубе.

В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии П. Ф. Гаврилин был призван Каширским райвоенкоматом Московской области 17 сентября 1940 года и направлен в Качинскую военную авиационную школу летчиков. После её окончания в марте 1941 года младшего лейтенанта П. Ф. Гаврилина направили в 301-й истребительный авиационный полк Дальневосточного фронта. В декабре 1942 года лётный состав полка, в котором служил лётчик Гаврилин, был переведён в 402-й истребительный авиационный полк 265-й истребительной авиационной дивизии, который проходил переформирование на базе 8-го Саратовского запасного истребительного полка на аэродроме Багай-Барановка в Вольском районе Саратовской области. Незадолго до возвращения в действующую армию, материальная часть полка была пополнена 22 самолётами Як-1, приобретёнными на средства жителей города Вольска. Некоторое время Павел Фёдорович воевал на именном самолёте «Вольский цементник». В марте 1943 года 265-я истребительная авиационная дивизия вошла в состав 3-го истребительного авиационного корпуса. 18 апреля 1943 года корпус прибыл в распоряжение 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта.

В боях с немецко-фашистскими захватчиками младший лейтенант П. Ф. Гаврилин с 20 апреля 1943 года. Воевал на истребителях Як-1, Як-9 и Як-3. В составе армии с 20.04.1943 по 03.06.1943 года участвовал в Битве за Кавказ, в воздушных сражениях на Кубани, в воздушном прикрытии десанта в Мысхако. Первый самолёт противника (Ю-87) младший лейтенант Гаврилин сбил в районе станицы Крымская 29 апреля 1943 года. Всего за этот период Павел Фёдорович совершил 29 боевых вылетов и сбил 4 немецких самолёта.

В июне 1943 года 3-й истребительный авиационный корпус был выведен в резерв. Его полки были перевооружены новыми истребителями Як-9. В ходе Курской битвы корпус находился в резерве Ставки Верховного Главнокомандования, но его участия в боях на Курской дуге не потребовалось. 1 сентября 1943 года 3-й истребительный авиационный корпус был передан Южному фронту (с 20 октября 1943 года 4-й Украинский фронт), в составе которого лейтенант П. Ф. Гаврилин участвовал Донбасской и Мелитопольской операциях. В ноябре 1943 года 3-й истребительный й корпус был включён в состав 16-й воздушной армии и зимой 1944 года принимал участие в Никопольско-Криворожской операции 4-го Украинского фронта. Всего к 17 марта 1944 года лейтенант П. Ф. Гаврилин совершил 60 боевых вылетов и сбил 9 немецких самолётов.

В апреле 1944 года началась Крымская операция, в ходе которой войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии уничтожили крымскую группировку противника и освободили Крымский полуостров. В ходе операции 14 апреля 1944 года в неравном бою с четырьмя немецкими истребителями Павел Фёдорович сбил 3 вражеских Ме-109, но и сам был тяжело ранен. Посадив самолёт на занятой противником территории, он сумел добраться до села Кара-Кият (ныне село Грушевое Автономной Республики Крым Украины), где его прятали колхозники до подхода частей Красной Армии. После пяти месяцев лечения в госпитале Мелитополя и двух месяцев в госпитале Харькова Павел Фёдорович вернулся в свою часть, которая к тому времени находилась в составе 1-го Белорусского фронта. В его составе в качестве командира звена лейтенант Гаврилин участвовал в Висло-Одерской операции, боях на Кюстринском плацдарме, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. За время боёв на 1-м Белорусском фронте Павел Фёдорович совершил 90 боевых вылетов и сбил 2 вражеских самолёта. На счету звена Гаврилина за этот же период было 39 сбитых самолётов противника. Победу лейтенант П. Ф. Гаврилин встретил в Берлине на аэродроме Дальгов. Всего за годы войны Павел Фёдорович совершил 257 боевых вылетов, участвовал в 54 воздушных боях и сбил 22 самолёта противника. В конце мая 1945 года лейтенант П. Ф. Гаврилин был представлен к званию Героя Советского Союза, но награждение затянулось почти на год.

После окончания Великой Отечественной войны Павел Фёдорович продолжил службу в армии. 402-й истребительный авиационный полк 3-го истребительного авиационного корпуса вошел в состав Группы советских оккупационных войск в Германии и был расквартирован на аэродроме Стендаль. Однако, в октябре 1945 года старший лейтенант Гаврилин не прошёл медицинскую комиссию. Потребовалось личное вмешательство Н. Н. Бурденко, чтобы его допустили к полётам, но только на самолётах типа По-2.

15 мая 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР Павлу Фёдоровичу Гаврилину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 7012. В Германию Павел Фёдорович вернулся в звании капитана и был назначен командиром эскадрильи связи корпуса. В последующем П. Ф. Гаврилин освоил первые советские вертолёты и передавал свой опыт молодым летчикам. В 1955 году подполковник П. Ф. Гаврилин по состоянию здоровья был уволен в запас. Жил в Подмосковье, сначала в Тёплом Стане, затем в Солнцево (ныне в черте города Москвы). 10 апреля 1995 года Павел Фёдорович скончался. Похоронили его в Москве на Хованском кладбище.

Награды и звания

Медаль «Золотая Звезда» (15.05.1946)
Орден Ленина (15.05.1946)
Орден Красного Знамени — трижды (27.04.1944; 21.05.1944; 04.06.1945
Орден Отечественной войны 1 степени — дважды (08.05.1943; 11.03.1985)
Орден Отечественной войны 2 степени (14.07.1945)
Орден Красной Звезды — дважды (30.09.1943, 1955)
Медали, в том числе:
Медаль «За оборону Кавказа»
Почётный гражданин города Вольск Саратовской области

Список известных личных побед П. Ф. Гаврилина

№ Дата Тип самолёта Место боя
1 29.04.1943 Junkers Ju 87 Крымская
2 29.04.1943 Junkers Ju 87 Крымская
3 30.04.1943 Messerschmitt Bf.109 Крымская
4 26.05.1943 Messerschmitt Bf.109 Киевское
5 26.09.1943 Henschel Hs 129 Михайловка
6 10.02.1944 Messerschmitt Bf.109 балка Ясная, левый берег Днепра
7 11.03.1944 Junkers Ju 87 южнее острова Русский
8 17.03.1944 Messerschmitt Bf.109 Красноперекопский район
9 17.03.1944 Messerschmitt Bf.109 Красноперекопский район
10 10.04.1944 Junkers Ju 87 Воинка
11 11.04.1944 Messerschmitt Bf.109 Богемка
12 11.04.1944 Messerschmitt Bf.109 Джанкой
13 12.04.1944 Messerschmitt Bf.109 Симферопольский район Крыма
14 12.04.1944 Junkers Ju 87 Симферопольский район Крыма
15 14.04.1944 Messerschmitt Bf.109 Кара-Кият
16 14.04.1944 Messerschmitt Bf.109 Кара-Кият
17 14.04.1944 Messerschmitt Bf.109 Кара-Кият
18 08.03.1945 Focke-Wulf Fw 190 Wurger Альтдамм
19 27.03.1945 Messerschmitt Bf.109 Киниц
20 20.04.1945 Focke-Wulf Fw 190 Wurger Вернойхен
21 22.04.1945 Focke-Wulf Fw 190 Wurger Заксенхаузен
22 24.04.1945 Focke-Wulf Fw 190 Wurger Германия

Память

Бюст Героя Советского Союза П. Ф. Гаврилина установлен в посёлке Пильна Нижегородской области Российской Федерации
Именем Героя Советского Союза П. Ф. Гаврилина названа улица в селе Мамёшево Нижегородской области Российской Федерации

Родился 12 Февраля 1920 года в селе Малиново, ныне Пильнинского района Горьковской области, в семье рабочего. После окончания 8 классов школы в городе Ступино Московской области Павел Гаврилин работал электриком. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Затем служил в Приморье.

С Апреля 1943 года Младший лейтенант П. Ф. Гаврилин на фронтах Великой Отечественной войны.

К концу войны командир звена 402-го истребительного авиационного полка (265-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Лейтенант П. Ф. Гаврилин совершил 257 успешных боевых вылетов. Проведя 54 воздушных боя, сбил 22 самолёта лично и 1 - в паре.

15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1955 года Подполковник П. Ф. Гаврилин - в запасе. Жил в Солнцево (в черте Москвы). Умер 10 Апреля 1995 года. Похоронен в Москве, на Хованском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями.

* * *

Это случилось весной 1944 года, когда Крымская операция была в самом разгаре и наши подвижные части гнали немцев через весь Крым. У авиации в эти дни было много работы. Летали на бомбёжки, на штурмовки, на патрулирование. Постоянно случались стычки с немецкими истребителями и бомбардировщиками...

11 Апреля лётчик - истребитель Старший лейтенант Павел Гаврилин сбил 3-х немцев. Назавтра с самого раннего утра Гаврилин уже снова сидел в кабине своего самолёта, отправляясь на новое задание. Вместе со своим ведомым Младшим лейтенантом Константином Алексеенко он пошёл на прикрытие наших войск. Идя по маршруту, он увидел, что с немецкого аэродрома поднимается транспортный Ju-52, а следом за ним истребитель Ме-109. Гаврилин тотчас занялся "Юнкерсом", и подбитый немец пошёл к земле. "Мессер" пытался в это время атаковать Гаврилина, но был сбит напарником.

Вслед за тем Гаврилин встретил группу немецких бомбардировщиков и гнал их до самого Севастополя. Возвращаясь домой, Гаврилин заметил скрытый меж холмами немецкий аэродром. С аэродрома поднимались 4 Ме-109. Алексеенко, у которого кончалось горючее, к тому времени ушёл домой. Гаврилин был одни. Запаса высоты не было, так как Гаврилин шёл не бреющем. Всё же он решил драться и вступил в бой с 4 немецкими истребителями. Бой начался на высоте 150 метров и кончился на высоте 3000 метров. Это был очень трудный и сложный бон. И Гаврилин выиграл его. Он сбил одного немца, и тот упал горящим на крымскую землю. Потом он сбил 2-й "Мессер" и видел, как из него выпрыгнул парашютист. Гаврилин атаковал парашютиста, но в это мгновение снаряд пробил бронеспинку и тяжело ранил Гаврилина в голову и спину.

Теперь Гаврилин, уже раненный, должен был драться с оставшимися 2-мя "Мессерами". На дно кабины капала кровь, слабеющие руки не повиновались. И всё же Гаврилин сумел обмануть немцев и выйти из боя. Теперь он был один в воздухе. Но до дома он дотянуть уже был не в состоянии. Он слабел и едва различал землю. Она качалась и плыла перед его глазами - смутная и желанная. Теряя сознание, он посадил машину на живот. Рука автоматически выключила газ, и он потерял сознание. Машина проползла по земле несколько десятков метров и остановилась.

Лётчик сидел, в ней неподвижно. Он ничего не видел перед собой, не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. И всё же он очутился на земле. Какая сила подняла его из сиденья и заставила ползти по земле? Воля бойца, который бьётся до тех пор, пока в нём теплится хоть искра жизни.

Он очнулся на земле, в стороне от самолёта. Он не помнил того, как выбрался из кабины, как шёл, пошатываясь, словно пьяный, по полю, как упал, полз. Потом он пришёл в себя. Враги были вокруг. Их гнали от Перекопа на юг. Убегающие, они были ещё более злобными, и попадись им в руки советский лётчик, они растерзали бы его.

Гаврилин залез в воронку, а когда стемнело, кое-как выбрался из неё и постучал в дверь первого попавшегося дома на околице незнакомого ему села. Он отдавал свою жизнь в руки тех, за кого сражался.

В этом ветхом домике жил колхозник Гавриил Лазаревич Талалов. Дверь открыла жена его Александра Ивановна. Увидя окровавленного лётчика, она отступила на шаг. Потом кинулась к лётчику. Вместе с выбежавшим в сени мужем она втащила Гаврилина в дом и крепко замкнула дверь. Кругом сновали немцы, а в накрепко замкнутом домике шла потайная торопливая работа.

Талаловы стянули с Гаврилина комбинезон и спрятали. Потом они сняли с него окровавленное белье, обмыли раны, перевязали, одели лётчика в чистое бельё, напоили горячим молоком и укрыли.

Спустя сутки советские войска заняли селение. Невдалеке от него оказался аэродром. Утром Гавриил Лазаревич запряг лошадь и повёз лётчика на аэродром. Там стоял полк, в котором служил Гаврилин. Талалов пришёл в полк и сказал:

Вот, доставил вашего героя вам.

Героем считало Гаврилина всё село. Многие его жители видели, как дрался Гаврилин один против 4-х, как свалил 2-х немцев, как выпрыгнул немецкий парашютист. Колхозники схватили гитлеровца, а Гаврилина спрятали.

Вот и вся история. Остается добавить к ней в качестве эпилога разве только то, что Павел Гаврилин вскоре поправился и снова занял место в своей пилотской кабине.

20 лет спустя, благодаря журнальному репортажу "Вспомните, люди", Талаловы и Герой Советского Союза Павел Фёдорович Гаврилин снова встретились.

Это произошло в посёлке Энем под Краснодаром, где нынче живут Талаловы. Гаврилин разыскал их и приехал повидать своих спасителей. И вот все трое снова вместе и вспоминают былые дни и далёкое селение, где они впервые встретились. Надо сказать, что Талаловы, укрывшие советского лётчика, были в селе не одиночками и не исключением. Многие жители посёлка, как и других крымских селений, помогали сражающейся армии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 Мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, Павлу Фёдоровичу Гаврилину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7012).

* * *

Список всех известных побед Лейтенанта П. Ф. Гаврилина:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 29.04.1943 г. 2 Ju-87 Крымская Як-1, Як-9, Як-3.
2 30.04.1943 г. 1 Me-109 Крымская
3 26.05.1943 г. 1 Me-109 Киевское
4 26.09.1943 г. 1 Hs-129 Михайловка
5 10.02.1944 г. 1 Me-109 балка Ясная
6 11.03.1944 г. 1 Ju-87 юж. о. Русский
7 17.03.1944 г. 2 Me-109 Мясниковка
8 10.04.1944 г. 1 Ju-87 юж. Воинка
9 11.04.1944 г. 1 Me-109 Богемка
10 1 Me-109 зап. Джанкой
11 12.04.1944 г. 1 Me-109 Сарабуз
12 1 Ju-87 Сарабуз
13 14.04.1944 г. 1 Me-109 Кара - Кият
14 08.03.1945 г. 1 FW-190 юж. Альтдамм
15 27.03.1945 г. 1 Me-109 юго - зап. Киниц
16 20.04.1945 г. 1 FW-190 сев. - вост. Вернойхэ
17 22.04.1945 г. 1 FW-190 вост. Захсенхаузен
18 24.04.1945 г. 1 FW-190 сев. Конрадсхэ
19 1 Не-111 (в паре - 1 / 2) аэр. Дальгов

Всего сбитых самолётов - 22 + 1; боевых вылетов - 257; воздушных боёв - 54.

Гаврилин Павел Фёдорович – командир звена 402-го истребительного авиационного полка (265-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), лейтенант.

Родился 20 февраля 1920 года в селе Мамешево Пильнинской волости Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Пильнинского района Нижегородской области). Русский. В 1929-1938 годах жил в городе Дзержинск (ныне Нижегородской области), с начала 1938 года – в городе Ступино Московской области. В 1938 году окончил 8 классов школы. В 1938-1940 годах работал диспетчером и электриком электромеханического цеха авиационного металлургического комбината №150 в Ступино. В 1940 году окончил Ступинский аэроклуб.

В армии с апреля 1940 года. В марте 1941 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком 301-го истребительного авиационного полка (Дальневосточный фронт). С декабря 1942 – лётчик 402-го истребительного авиационного полка, проходившего переобучение в тылу (аэродром Багай-Барановка, Вольский район Саратовской области).

Участник Великой Отечественной войны: в апреле 1943 – мае 1945 – лётчик, старший лётчик и командир звена 402-го истребительного авиационного полка. Воевал на Северо-Кавказском (апрель-июнь 1943), Южном (сентябрь-октябрь 1943), 4-м Украинском (октябрь 1943 – май 1944) и 1-м Белорусском (ноябрь 1944 – май 1945) фронтах. Участвовал в воздушном сражении на Кубани, в Донбасской, Мелитопольской, Крымской, Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях.

13 апреля 1944 года был сбит в воздушном бою и тяжело ранен в шею и спину. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Сутки скрывался у жителей села Кара-Кият (ныне село Грушевое Симферопольского района, Крым). После освобождения села до сентября 1944 года находился на излечении в госпиталях в городах Мелитополь (Запорожская область, Украина) и Харьков (Украина).

Всего за время войны совершил 257 боевых вылетов на истребителях Як-1Б, Як-9Т и Як-3, в 61 воздушном бою сбил лично 22 и в составе группы 1 самолёт противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года старшему лейтенанту Гаврилину Павлу Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

После войны продолжал службу в ВВС командиром звена 401-го истребительного авиационного полка (в Группе советских войск в Германии), но в конце 1945 года был отстранён от лётной работы на скоростных самолётах по состоянию здоровья.

В октябре 1946 – октябре 1951 – командир авиаотряда Управления 3-го (с февраля 1949 – 71-го) истребительного авиационного корпуса (в Группе советских войск в Германии).

В 1951-1952 – командир звена 550-го отдельного авиационного полка вертолётов (в Московском военном округе; город Серпухов Московской области), в 1952-1955 – заместитель командира учебной авиаэскадрильи лёгких вертолётов 5-го Учебно-тренировочного центра ВВС (посёлок Тёплый Стан, ныне в черте Москвы). С декабря 1955 года майор П.Ф.Гаврилин – в запасе.

В 1960-1967 годах работал диспетчером и старшим техником на авиазаводе №300 (разработка реактивных двигателей; город Москва), в 1967-1973 – старшим техником в Тураевском машиностроительном конструкторском бюро «Союз» (разработка жидкостных ракетных двигателей; город Лыткарино Московской области).

Жил в городе Солнцево (с мая 1984 года – в черте Москвы). Умер 10 апреля 1995 года. Похоронен на Хованском кладбище в Москве.

Подполковник (1975). Награждён орденом Ленина (15.05.1946), 3 орденами Красного Знамени (27.04.1944; 21.05.1944; 4.06.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (8.05.1943; 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (14.07.1945), 2 орденами Красной Звезды (3.10.1943; 26.10.1955), медалью «За боевые заслуги» (15.11.1950) и другими медалями.

Почётный гражданин города Вольск Саратовской области (1974).

Бюст П.Ф.Гаврилина установлен на Аллее Героев в посёлке Пильна Нижегородской области. Его именем названа улица в селе Мамешево.

Примечание: Награждён за выполнение 244 боевых вылетов и участие в 54 воздушных боях, в которых лично сбил 19 самолётов противника (на май 1945 года). Реальный боевой счёт П.Ф.Гаврилина на момент оформления наградного листа был выше.

Сочинение:
Птица сокол. Красноярск, 2010.