Егэ причастный оборот в 7 задании. Координация между подлежащим и сказуемым, оторванными друг от друга

Тема: Причастие как часть речи (Подготовка к выполнению заданий на ЕГЭ)

Урок с использованием технологии РКМЧП

Цели : 1) обобщить и закрепить полученные знания по причастию;

2) актуализировать опорные знания и умения по данной теме;

3) совершенствовать навыки постановки знаков препинания при причастном обороте;

4) развивать речевые навыки при построении высказываний;

Оборудование: раздаточный дидактический материал; схема-кластер «Причастие»; мультимедийный проектор; текст для выполнения заданий.

Ход урока

Организационный момент

I Стадия вызова

    Актуализация имеющихся знаний.

Прием «Верные и неверные утверждения»

Задача учеников - определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения.

    Верите ли вы, что причастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные? (Да, потому что они совмещают признаки прилагательного и глагола).

    Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголами? (Нет, это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию).

    Верите ли вы, что причастия могут быть настоящего и прошедшего времени? (Да, как и глаголы).

    Верите ли вы, что причастие бывает возвратным? (Да, например, обидевшийся).

    Верите ли вы, что причастия не изменяются по родам, падежам и числам? (Нет, они, как и прилагательные, изменяются по родам, падежам и числам).

    Верите ли вы, что причастный оборот на письме всегда выделяется запятыми? (Нет, только если он находится после определяемого слова).

    Совместное определение темы и целей урока.

Попробуйте сформулировать тему урока.

Какие цели мы можем перед собой поставить?

Учитель : Наша задача - систематизировать изученное по теме «Причастие», выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по данной теме, повторить правила конструирования предложений с причастными оборотами.

Систематизируем информацию в виде кластера (см. кластер)

II Стадия осмысления

    Самостоятельная работа. Внимание на экран.

Прочитайте предложения, ответьте на вопросы.

    Мы обладаем нашей родной литературой, так много сказавшей миру о Матери. Никто не выразил роль матери сильнее и задушевнее, чем русские писатели. (И.Ф. Гончаров)

    …И вдруг я понял, что это она, моя старая мать, лежащая сейчас там, в неприютной больнице, одна в своем одиночестве, слабая, беззащитная перед болью, в забытии думала обо мне с любовью безмерной, которая может быть только у матерей. (Ю.Бондарев.)

    Моя мать не давала потухнуть во мне догоравшему светильнику жизни; едва он начинал угасать, она питала его магическим излиянием собственной жизни, собственного дыхания. (С.Аксаков.)

1) Какая тема объединяет данные высказывания?

2) Выразите свое отношение к данным высказываниям. Ответ аргументируйте.

3) Перепишите понравившееся высказывание. Найдите причастие.

4) Определите его морфологические признаки, синтаксическую роль.

Учитель : какие формальные признаки помогли вам ответить на четвертый вопрос, т.е. найти причастия и определить их морфологические признаки? (Наличие суффиксов.)

Причастие – одна из «любимых» частей речи КИМов. Эта часть речи встречается в заданиях А и в заданиях В. Поработаем над заданиями А20 и А26, которые вызывают затруднения. Внимание на экран.

    Прочитайте и выполните варианты задания А20.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

    Ее большие глаза(1)исполненные неизъяснимой грусти(2) искали в моих (3) что-то похожее (4) на надежду.

    1,2; 2) 2,4; 3) 1,3; 4) 1,2,3,4.

    Вовремя прочитанная (1) книга (2) может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.

    1; 2) 1,2; 3) 2; 4) нигде.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

    Каких знаний о причастии требует выполнение задания А20? (Знание синтаксической роли причастия)

    Объясните: почему в одном предложении ставятся запятые, а в другом – нет. От чего это зависит?

    Прочитайте и выполните вариант задания А26.

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    Фамилия – это особое, юридически значимое слово, которое служит для идентификации отдельных людей и целых семей.

    Нас заинтересовал маленький домик, который стоял на опушке величественного леса.

    Артем, у которого дрожали руки, схватил тяжелый молот и ударил им по заготовке.

    Взаимодействие, которое наблюдается между традиционным, устным поэтическим творчеством и произведениями современной художественной культуры, можно представить как диалог двух культур.

Вопросы учителя

    Какие формальные признаки говорят о том, что сделать замену невозможно? (Наличие предлога перед словом который, частицы БЫ в предложении со словом который, наличие указательного местоимения, к которому относится слово который.)

    Как вы думаете, почему именно эти признаки указывают на невозможность заменить придаточное предложение обособленным определением?

    Какие знания о причастии нужны, чтобы выполнить задания А26?

    Выполнение заданий части В

Прочитайте текст.

1)Перед глазами гостей неожиданно открылась окруженная лесом широкая площадка, утрамбованная и усыпанная мелким песком. 2)На одном ее конце стоял восьмигранный павильон, весь разукрашенный флагами и зеленью, на другом - крытая эстрада для музыкантов. 3)Едва только первые пары показались из чащи, как военный оркестр грянул с эстрады веселый марш. 4)Резвые, красивые медные звуки игриво понеслись по лесу, звонко отражаясь от деревьев и сливаясь где-то далеко в другой оркестр, который, казалось, то перегонял первый, то отставал от него. 5)В восьмигранном павильоне вокруг столов, расставленных покоем и уже покрытых новыми белыми скатертями, суетилась прислуга, гремя посудой.

6)Как только музыканты кончили марш, все приглашенные на пикник разразились дружными аплодисментами. 7)Они были в самом деле изумлены, потому что не далее как две недели назад эта площадка представляла собой косогор, усеянный редкими кустами. (А. Куприн)

    Выполните задания части В по вариантам. (Справившиеся с заданием выполняют задания других вариантов, т.е. сильные ученики работают с опережением)

Вариант 1. Из предложения 4 выпишите слово (а), образованные суффиксальным способом.

Вариант 2. Из текста выпишите страдательные причастия.

Вариант 3. Выпишите 2 подчинительных словосочетания, в состав которых входит причастие.

Вариант 4. Среди предложений текста найдите сложное, одна из грамматических основ которого включает составное именное сказуемое.

Вариант 5.Среди предложений текста найдите предложение (я) с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Проверка выполнения заданий.

    Итоги.

Учитель: Мы поработали над заданиями ЕГЭ, посвященными причастию. Повторим еще раз признаки этой части речи.

    Какие формальные признаки причастия надо знать, чтобы найти причастия в предложении?

    Какие синтаксические функции выполняет причастие?

III Стадия рефлексии

Написание эссе (по выбору).

    Объясните: в чем отличие действительных причастий от страдательных?

    Подробно расскажите, в чем отличие причастий от прилагательных; что является общим у причастий и глаголов.

Учитель: Довольны ли вы своей работой на сегодняшнем уроке?

    Домашнее задание

Выполните задания ЕГЭ по тексту Куприна.

А28. В каком предложении заключена основная мысль текста?

1)1; 2) 4; 3)5; 4)7.

А29. Какой тип речи представлен в тексте?

    Повествование;

    Описание;

    Повествование и описание;

    Рассуждение.

А30. В каком предложении есть антонимы?

ЗАДАНИЕ 17: Предложения с причастными и деепричастными оборотами.

Задание 17 из ЕГЭ по русскому языку посвящено предложениям с обособленными членами предложения (определениями, обстоятельствами, приложениями и т.д.). Наибольшее количество ошибок связано с постановкой знаков при употреблении причастных (ПО) и деепричстных (ДО) оборотов. Чтобы не допускать ошибок, следует действовать по алгоритму.

АЛГОРИТМ.

1. Найдите все причастия и деепричастия.

2. Найдите те слова, от которых зависят причастия и деепричастия.

3. Определите границы оборотов (при помощи вопросов).

4. Подумайте: нет ли в предложении однородных оборотов (т.е. тех, которые зависят от одного слова).

Что полезно помнить о ПРИЧАСТИЯХ.

КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ, ДЕЛАВШИЙ, СДЕЛАВШИЙ?

2. Причастия обозначают признак по действию . Ребёнок ИГРАЕТ - он ИГРАЮЩИЙ; ИГРАЛ - ИГРАВШИЙ; книгу ПРОЧИТАЛИ - она ПРОЧИТАННАЯ и т.д.

3. В предложении причастие зависит от СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО (или др.части речи в роли существительного; например, от местоимения).

4. Запомните суффиксы причастий .

Действительные причастия настоящего времени: АЩ, ЯЩ; УЩ, ЮЩ . ДумаЮЩий, клеЯЩий, ищУЩий.

Действительные причастия прошедшего времени: ВШ, Ш . ДумаВШий, клеиВШий, искаВШий.

Страдательные причастия настоящего времени: ИМ; ЕМ/ОМ . ЧитаЕМый, гонИМый.

Страдательные причастия прошедшего времени: ЕНН, НН, Т . ПостроЕННый, прочитаННый, покрыТый.

Что полезно знать о ДЕЕПРИЧАСТИЯХ.

1. Отвечают на следующие вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ, СДЕЛАВ? КАК?

2. Деепричастия обозначают добавочное действие . Человек шёл, ОГЛЯДЫВАЯСЬ по сторонам; учёный прочитал рукопись, внимательно ИЗУЧИВ пометки автора и т.д.

3. В предложении деепричастие зависит от ГЛАГОЛА.

4. Запомните суффиксы деепричастий .

Деепричастия несовершенного вида: А, Я . ДелаЯ, работаЯ, слышА, кричА, держА.

Деепричастия совершенного вида: В, ВШИ, ШИ . СделаВ, увидеВ, опустиВШИсь, решиВШИсь, испёкШИ, засохШИ, заперШИ.

Такие суффиксы редко, но тоже встречаются: УЧИ, ЮЧИ . БудУЧИ, едУЧИ, играЮЧИ.

Что полезно знать об ОБОРОТАХ.

1. Оборот - это причастие/деепричастие + зависимые слова.

2. Определить границы оборота будет легче, если вы задаёте вопросы от главного в обороте слова (от причастия или деепричастия) к словам вокруг него.

3. Деепричастный оборот (или одиночное деепричастие) в заданиях из ЕГЭ мы выделяем знаками ВСЕГДА.

4. Причастный оборот в заданиях из ЕГЭ мы выделяем знаками тогда, когда он стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО (главного) слова.

Старый ШТУРМАН, ПЕРЕНЁСШИЙ на своём долгом веку немало штормов, не растерялся в незнакомой ситуации.

Если причастный оборот стоит ПЕРЕД ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ словом, то знаки мы не ставим.

НЕ РАСТЕРЯВШИЙСЯ в этой ситуации ОСТАП уклонился вправо.

Рассмотрим несколько примеров из задания 17.

1. Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом.

1. Взлетев, очертив - деепричастия.

2. Взлетев КАК? неожиданно высоко. Взлетев НАД ЧЕМ? над равниной. Неожиданно высоко взлетев над равниной - деепричастный оборот. ДО обособляются всегда, поэтому на месте цифр 1 и 3 ставим запятые.

3. Очеритив ЧТО? пространство. Пространство КАКОЕ? над горизонтом. Очертив пространство над горизонтом - тоже деепричастный оборот. Ставим знак в цифре 4.

4. Главное слово для обоих ДО - глагол ИСЧЕЗ. Где он стоит относительно оборотов - для нас не важно. ДО всё равно обособляются.

Ответ: 134.

2. Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

1. Пройдя и почувствовав - деепричастия.

2. Пройдя ЧТО? не один десяток вёрст. Это деепричастный оборот.

3. Почувствовав ЧТО? сильную усталость. Это тоже деепричастный оборот.

4. Главное слово для обоих ДО - глагол ПРИЛЁГ. Значит, обороты являются однородными. При этом они соединены союзом И. Мы не разделяем их запятыми в цифрах 1 и 2, т.к. если однородные соединены союзом, то их разделять запятыми не надо. В цифре 3 знак нужен, потому что в предложении ДО следует выделять знаками.

4. Стоявшей - причастие. Стоявшей КАК? сиротливо. Стоявшей ГДЕ? на берегу степного пруда. После цифры 4 идёт ПО. Он зависит от слова ВЕТЛЫ (ветлы КАКОЙ? стоявшей...). Т.к. ПО стоит после ОПРЕДЕЛЯЕМОГО слова, запятую ставим (в цифре 4).

3. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

1. Создавшей и верившей - причастия.

2. Создавшей ЧТО? совершенно неповторимый поэтический мир. Это причастный оборот.

3. Верившей КАК? свято. Верившей ВО ЧТО? в свою музу. Это тоже причастный оборот.

4. Главное слово для обоих ПО - Марины Цветаевой. Марины Цветаевой КАКОЙ? Создавшей... и верившей... . Значит, обороты являются однородными. При этом они соединены союзом И. Мы не разделяем их запятыми в цифрах 2 и 3, т.к. если однородные соединены союзом, то их разделять запятыми не надо. В цифре 1 знак нужен, потому что ПО стоит после ОПРЕДЕЛЯЕМОГО слова.

4. Вокруг было только торжественное море (1) посеребрённое луной (2) и (3) усеянное звёздами (4) небо.

1. Посеребрённое, усеянное - причастия.

2. Псеребрённое ЧЕМ? луной. Это причастный оборот. Он зависит от существительного МОРЕ. Море КАКОЕ? посеребрённое луной. Причастный оборот стоит после ОПРЕДЕЛЯЕМОГО слова, и поэтому мы должны выделить его запятыми.

3. Усеянное ЧЕМ? звёздами. Это причастный оборот. Он зависит от существительного НЕБО. Небо КАКОЕ? усеянное звёздами. Причастный оборот стоит перед ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ словом, и поэтому мы НЕ выделяем его запятыми.

4. Обратите внимание, что между оборотами стоит союз И. Многие решат, что он соединяет именно два оборота, и потому они являются однородными. Но это не так. Эти обороты однородными быть не могут, поскольку зависят от разных слов. Союз И соединяет слова МОРЕ и НЕБО. Именно поэтому мы рассматриваем эти обороты отдельно друг от друга. В первом случае мы оборот знаками ВЫДЕЛЯЕМ, а во втором случае мы оборот знаками НЕ ВЫДЕЛЯЕМ.

Задание 1 #4286

Заслышав такой неистовый стук в ворота (1) Феня (2) столь напуганная часа два назад (3) и все ещё от волнения (4) не решавшаяся лечь спать (5) была испугана теперь вновь почти до истерики.

Заслышав - деепричастие. Заслышав такой неистовый стук в ворота - деепричастный оборот. ДО обособляются всегда, поэтому на месте цифры 1 должна стоять запятая.

Напуганная - это причастие. Столь напуганная часа два назад - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “Феня”. ПО стоит после него, значит, на месте цифры 2 должна стоять запятая.

Не решавшаяся - причастие. Все ещё от волнения не решавшаяся лечь спать - причастный оборот. Он также относится к определяемому слову “Феня” и стоит после него. ПО в этом случае обособляется, поэтому на месте цифры 5 должна стоять запятая.

Между двумя ПО стоит союз “и”, они являются однородными членами предложения, соединенными сочинительной связью, поэтому на месте цифры 3 запятая не ставится.

Ответ: 125

Задание 2 #4287

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Проезжающие по большой орловской дороге (1) молодые чиновники и другие незанятые люди до сих пор ещё могут заметить огромный деревянный дом (2) совершенно заброшенный (3) с провалившейся крышей и (4) наглухо забитыми (5) окнами (6) выдвинутый на самую дорогу.

Необходимо найти все причастия (причастные обороты), деепричастия (деепричастные обороты) и определяемые слова (те, от которых обороты зависят). Для причастия (ПО) это обычно существительное. Для деепричастия (ДО) - глагол.

Проезжающие - причастие. Проезжающие по большой орловской дороге - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова/слов. Определяемые слова - чиновники и люди. ПО стоит перед ними, поэтому запятая на месте цифры 1 не ставится.

Заброшенный - причастие. Совершенно заброшенный - причастный оборот. Определяемое слово - “дом”. ПО стоит после определяемого слова, поэтому он обособляется. Запятые нужно поставить на месте цифр 2 и 3.

Забитыми - причастие. Наглухо забитыми - причастный оборот. Определяемое слово - “окна”. Оно занимает позицию после ПО, поэтому не обособляется, запятые на месте цифр 4 и 5 не нужны.

Выдвинутый - причастие. Выдвинутый на самую дорогу - ПО. Определяемое слово - “дом”, оно стоит перед ПО, поэтому на месте цифры 6 должна стоять запятая.

Ответ: 236

Задание 3 #4288

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Полностью разорившись (1) отправился он в Петербург (2) искать себе места (3) и умер в нумере гостиницы (4) не дождавшись никакого решения.

Необходимо найти все причаcтия (причастные обороты), деепричастия (деепричастные обороты) и определяемые слова (те, от которых обороты зависят). Для причастия (ПО) это обычно существительное. Для деепричастия (ДО) - глагол.

Разорившись - деепричастие. Полностью разорившись - деепричастный оборот. ДО всегда обособляется, поэтому на месте цифры 1 должна стоять запятая.

Не дождавшись - деепричастие. Не дождавшись никакого решения - деепричастный оборот. На месте цифры 4 должна стоять запятая.

Ответ: 14

Задание 4 #4289

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Если бы хотя один сделал свои заметки сплошь на всю книгу (1) не пропуская ни одного листа её (2) и принялся бы читать её (3) взявши в руки перо (4) и положивши перед собою лист почтовой бумаги (5) и после прочтенья нескольких страниц припомнил бы себе всю жизнь свою и все происшествия (6) случившиеся перед его глазами.

Необходимо найти все причастия (причастные обороты), деепричастия (деепричастные обороты) и определяемые слова (те, от которых обороты зависят). Для причастия (ПО) это обычно существительное. Для деепричастия (ДО) - глагол.

Не пропуская - деепричастие. Не пропуская ни одного листа её - деепричастный оборот. ДО всегда обособляется. На месте цифр 1 и 2 должны стоять запятые.

Взявши (взяв) - деепричастие. Взявши в руки перо - деепричастный оборот. ДО всегда обособляется. На месте цифры 3 должна стоять запятая.

Положивши (положив) - деепричастие. Положивши перед собою лист почтовой бумаги - ДО, он всегда обособляется. На месте цифры 5 должна стоять запятая.

Между двумя ДО стоит союз “и”, они являются однородными членами предложения, соединёнными сочинительной связью, поэтому на месте цифры 4 запятая не ставится.

Случившиеся - причастие. Случившиеся перед его глазами - причастный оборот. Определяемое слово - “происшествия”. Оно стоит перед ПО, в этом случае ПО обособляется. На месте цифры 6 должная стоять запятая.

Ответ: 12356

Задание 5 #4290

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Таким образом одевшись (1) покатился он в собственном экипаже по бесконечно широким улицам (2) озарённым тощим освещением из (3) кое-где мелькавших (4) окон.

Необходимо найти все причастия (причастные обороты), деепричастия (деепричастные обороты) и определяемые слова (те, от которых обороты зависят). Для причастия (ПО) это обычно существительное. Для деепричастия (ДО) - глагол.

Одевшись - деепричастие. Таким образом одевшись - деепричастный оборот. ДО всегда обособляется. На месте цифры 1 должна стоять запятая.

Озарённым - причастие. Озарённым тощим освещением из кое-где мелькавших окон - причастный оборот. Определяемое слово - “улицам”. ПО стоит после определяемого слова, поэтому он обособляется. На месте цифры 2 должна стоять запятая.

Мелькавших - причастие. Кое-где мелькавших - причастный оборот. Определяемое слово - “окон”. ПО стоит перед ним, следовательно, не обособляется. На месте цифр 3 и 4 запятые не нужны.

Ответ: 12

Задание 6 #4291

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Нехлюдов оделся в вычищенное и (1) приготовленное на стуле (2) платье и вышел в столовую с огромным дубовым буфетом и таким же большим раздвижным столом (3) имевшим что-то торжественное в своих (4) широко расставленных в виде львиных лап (5) резных ножках.

Необходимо найти все причастия (причастные обороты), деепричастия (деепричастные обороты) и определяемые слова (те, от которых обороты зависят). Для причастия (ПО) это обычно существительное. Для деепричастия (ДО) - глагол.

Приготовленное - причастие. Приготовленное на стуле - причастный оборот. ПО обособляется, если стоит после определяемого слова. Определяемое слово - “платье”. ПО стоит перед ним. На месте цифр 1 и 2 запятые не нужны.

Имевшим - причастие. Имевшим что-то торжественное в своих широко расставленных в виде львиных лап резных ножках - причастный оборот. Определяемое слово - “столом”. ПО стоит после определяемого слова, следовательно, обособляется. На месте цифры 3 должна стоять запятая.

Расставленных - причастие. Широко расставленных в виде львиных лап - причастный оборот. Определяемое слово - “ножках”. ПО стоит перед определяемым словом, поэтому не обособляется. На месте цифр 4 и 5 запятые не нужны.

Окончившие - это причастие. Окончившие важные домашние занятия - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово “все”. ПО стоит после него, значит, на месте цифр 1 и 2 должны стоять запятые.

Поговорившие - это причастие. Поговорившие со своим доктором о погоде и о небольшом прыщике - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “все”. ПО стоит после него, значит, на месте цифр 2 и 4 должны стоять запятые.

Вскочившем - причастие. Вскочившем на носу - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “прыщик”. ПО стоит после него, значит, на месте цифр 4 и 5 должны стоять запятые.

Показывающих - это причастие. Показывающих большие дарования - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “все”. ПО стоит после него, значит, на месте цифры 6 должна стоять запятая.

Ответ: 12456

Для того чтобы обойти "подводные камни", к заданию 11 готовься пошагово. Всего три шага гарантируют вас от ошибок.

Шаг 1. Выбор гласных в безударных окончаниях глаголов.

Личные окончания глаголов

В личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени

  • в окончаниях глаголов 1-го спряжения пиши гласные е, у (ю): имеешь , имеет , имеем , имеете , имеют
  • в окончаниях глаголов 2-го спряжения - и, а (я) : смотришь, смотрит, смотрим, смотрите, смотрят

Значит, для правильного написания гласных в безударных окончаниях нужно уметь безошибочно определять спряжение глагола!

Вспомни:

  1. Ко 2-му спряжению относятся глаголы :

      с суффиксом в основе неопределённой формы: любить
      Исключение:
      Брить, стелить - глаголы 1-го спряжения: бреет, бреют, стелет, стелют и их производные: постелить , застелить , перестелить и другие.

      7 глаголов-исключений с суффиксом в основе неопределённой формы.
      Запомни их: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть , и видеть, и смотреть и их производные,
      например: посмотреть , осмотреть , высмотреть , досмотреть , насмотреться , засмотреться и другие.

    • 4 глагола с суффиксом -а .

      Запомни их: гнать, держать, слышать, дышать и их производные: прогнать , догнать , выгнать , изгнать и другие.

  2. К 1-му спряжению относятся остальные глаголы c безударными окончаниями : играть, рисовать, тянуть, кинуть и другие.

Внимание:

Глаголы хотеть, бежать и чтить особенные. Их и все производные от них, например: побежать, добежать, перебежать, сбежать, пробежаться и т.п., относят к разноспрягаемым глаголам. Особенность глаголов этой группы в том, что в одних формах эти глаголы имеют окончания 1-го спряжения, а в других — 2-го. Проспрягаем эти глаголы:

Хотеть — хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят (в ед.ч. окончания 1-го спр., во мн. - 2-го).

Бежать — бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут (во всех формах, кроме 3 л. мн. ч., окончания 1-го спр., в 3-ем л. мн.ч. — окончание 2-го спр.)

Чтить — чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтут (во всех формах, кроме 3 л. мн. ч., окончания 1-го спр., в 3-ем л. мн. ч. — окончание 2-го спр.)

Лишь у глагола хотеть в форме ед.ч. окончания в безударном положении.

Внимание:

Глаголы есть и дать и производные от них не относятся ни к какому спряжению. У них особые наборы окончаний. Об этом см. подробнее: Проблемы для задания ЕГЭ они не представляют, поскольку окончания у них под ударением.

Шаг 2. Выбор гласных в суффиксах причастий настоящего времени.

Суффиксы причастий настоящего времени

Причастия могут быть разными: действительными и страдательными, настоящего и прошедшего времени.
Избежать ошибок в их правописании поможет осознание того, что причастия настоящего времени образованы от основы глагола настоящего времени, а причастия прошедшего времени — от основы неопределённой формы глагола. Поэтому при выборе суффиксов причастий настоящего времени определяй спряжение глагола. Это поможет правильно выбрать суффикс. А для безошибочного написания причастий прошедшего времени важно знать суффикс в основе неопределённой формы глагола.

1. Суффиксы -ущ(-ющ),- ащ(-ящ) в действительных причастиях настоящего времени: знающий, любящий

Определи спряжение глагола.

В причастиях, образованных

  • от глаголов 1-го спряжения, пиши суффикс -ущ (-ющ): знающий , читающий .
  • от глаголов 2-го спряжения — -ащ (-ящ) : любящий, видящий

Обрати внимание:
Действительные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени:

зна ет, зна ют - 1-е спряжение, основа зна + суффикс -ющ →зна ющий ,
люб ит, люб ят - 2-е спряжение, основа люб + суффикс -ящ любящий.

2. Суффиксы -ем (-ом), -им в страдательных причастиях настоящего времени: поднимаем ый, видим ый

Определи спряжение глагола.

В причастиях, образованных от глаголов

  • 1-го спряжения, пиши суффикс -ем -ом: поднимаемый, ведомый,
  • 2-го спряжения — -им: любимый, видимый

Обрати внимание:
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ переходных глаголов настоящего времени:

поднима ет, поднима ют — 1-е спряжение, основа поднима + суффикс -ем поднимаемый,
люб ит, люб ят — 2-е спряжение, основа люб + суффикс - -им → любимый .

Шаг 3. Выбор гласных в суффиксах причастий прошедшего времени.

Суффиксы причастий прошедшего времени

1. Гласные перед суффиксами -вш, -ш в действительных причастиях прошедшего времени: видевший, слышавший, шедший

В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксами -вш, -ш пиши ту же гласную, что пишется в основе неопределённой формы глагола: виде вший←виде ть, слыша вший←слыша ть.

2. Различение гласных суффикса глагольной основы -а (я) перед суффиксом -нн и суффикса -енн в страдательных причастиях прошедшего времени: потерянный, увиденный

Определи конечный гласный в основе неопределённой формы глагола.

Если страдательные причастия образованы от основы неопределённой формы глаголов

  • с суффиксом -а- -я-, перед суффиксом причастия -нн- пиши буквы а(я ): потерянный ← потерять ,
  • с суффиксами -и- или -е-, в суффиксе -енн- пиши букву е : наполненный ← наполнить.

Выполняй задания

Задание из демоверсии ФИПИ 2015:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

  • преобразу...мый
  • распущ...нный
  • засмотр...шься
  • сломл...нный
  • омыва...мый

Выполнение:

1. Поставь глаголы в личной форме в неопределённую форму: засмотр...шься — засмотреться.

2. Определи спряжение: засмотреться — глагол 2 спр. Это производный глагол от глагола смотреть, значит, это исключение.

3. Зная спряжение, определи безударные гласные в личной форме: засмотри шься. Пропущена буква И.

4. Определи гласные в суффиксах причастий: преобразуемый, распущенный, сломленный и омываемый .

1) преобразу...мый, омыва...мый — страдат. прич. наст. вр., следовательно, необходимо: знать спряжение глаголов, от которых они образованы: преобразу...мый — от преобразовать (1-е спр.), омыва...мый - от омывать (1-е спр.), пишем гласную е : преобразуемый, омываемый.

2) распущ...нный, сломл...нный - страдат. прич. прош. вр., следовательно, необходимо знать неопределённую форму глагола, от которого оно образовано, и суффикс этой формы: распущ...нный — от распустить, сломл...нный - от сломить . Поскольку в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от неопределённой формы глагола с суффиксом и , пишется суффикс енн , то пишем гласную е : распущенный, сломленный .

5. Соотнеси все полученные данные и сделай вывод: правильный ответ найден верно.

«Причастие» и «Деепричастие» - темы, вызывающие наибольшее затруднение при подготовке к ЕГЭ по русскому языку, поэтому их разбор заслуживает особого внимания, тем более, что заданий, связанных с данными темами в частях А и В, достаточно:

А4 (присоединение деепричастного оборота),

А6 (замена придаточного определительного причастным оборотом),

А11, В2 (морфология),

А13 (Н и НН в различных частях речи),

А16 (гласные в личных окончаниях глаголов и суффиксах причастий),

А18 (НЕ с различными частями речи),

А21 (знаки препинания при обособлении),

В5 (найти предложение с обособленными членами),

В1 (способы словообразования).

На экзамене выпускники обычно забывают, что причастия могут быть не только действительными, но и страдательными, а страдательные - не только полными, но и краткими.

Полные причастия в предложении бывают определениями, из-за чего их путают с прилагательными. А краткие страдательные причастия путают с краткими прилагательными, с наречиями и глаголами.

Многие выпускники плохо понимают, что такое деепричастие. По статистическим данным, в «2011 году 29% экзаменуемых почему-то решили, что "установлено" - это деепричастие». А производные предлог несмотря на и союз несмотря на то что обычно очень часто ставят детей в тупик.

С целью системного повторения орфографии и пунктуации по темам «Причастие» и «Деепричастие» при помощи укрупненного блока правил, опорных таблиц, алгоритмов, упражнений и тестов для закрепления мною разработано данное пособие.

Согласно аналитическим отчетам, больше всего экзаменуемых делают ошибки в заданиях А11, которое требует определить, какой частью речи является данное слово, и B2, где необходимо выписать из текста слова, принадлежащие к определенной части речи. Например, в 2011 году только 40,6% из них смогли ответить на вопрос правильно. Причем столь низкие результаты повторяются из года в год. В утешение можно сказать, что даже светила филологической науки не могут договориться, к какой части речи нужно относить то или иное слово в разных случаях. Правда, утешение это слабое, поскольку информацию о том, какое мнение считать правильным, составители тестов раскрывают фрагментарно. И все же большинства ошибок можно избежать. Поэтому напоминаем, при помощи каких суффиксов образуются причастия и деепричастия:

Деепричастие отвечает на вопрос Как? Что делая? Что сделав? и имеет

суффиксы -в, -вши, -ши, -а (-я), реже – учи (будучи), - ючи(жалеючи,

играючи)

1. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.
Теперь, получив поддержку властей, изобретатель займётся изготовлением нового автомобиля.

1) полное причастие 2) краткое причастие 3) деепричастие 4) наречие
2. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.
Литературный язык есть тот же народный язык, только обработанный мастерами.
3) деепричастие 4) страдательное причастие
3. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.
Текущие с вершины ручьи поили корни живительной влагой.
1) полное прилагательное 2) действительное причастие
3) краткое прилагательное 4) страдательное причастие
4. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.
Дети,
будучи школьниками, не осознают всей ответственности.
1) глагол 2) деепричастие
3) прилагательное 4) причастие

Следующий блок «Правописание гласных в суффиксах причастий и деепричастий» (А16):

Время причастий

Действительные причастия

Страдательные причастия

Наст. время

От I спр. -ущ, -ющ

От IIспр. -ащ, -ящ

От I спр. -ем

От II спр. -им

Прош. время

Вш, -ш

Енн, -нн, -т

1. У действительных причастий прошедшего времени перед суффиксами –вш- и –ш- пишется та же гласная, что и у глагола в неопределённой форме перед –ть (клеить – клеивший)

2. У страдательных причастий прошедшего времени написание гласной зависит от того, на что оканчивается глагол: если глагол оканчивается на –ить или –еть, то у причастия пишется суффикс –ЕНН-, а если глагол оканчивается на –ать или –ять, то у причастия пишется –А-НН.

Примечание. Причастие движимый является исключением, т.к. имеет суффикс –им- , свойственный для страдательных причастий, образованных от глаголов II спряжения, на самом деле данное причастие произошло не от глагола двигать, а от устаревшего движити.

Тест для закрепления:

  1. В каком ряду в обоих словах пишется буква И?
  1. согрева…мый, увид…вший 2) просол…нный, выброш…нный

3) купл…ный, кле…ный 4) движ…мый, кле…вший

2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

  1. простел…нный, перекормл…нный

2) прокруч…нный, вспомн…вшийся

3) подброш…нный, независ…мый

4) поднос…вший, недостро…нный

3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?

  1. придум…нный, непридвид…нный

2) просматрива…мый, довер…вший

3) спрят…нный, независ…мая 4) засе…нный, прове…нный

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1. подпил…нный, затрагива…мый 2) сбеж…нный, пристро…вший

3) стро…вший, кле…вший 4) несгиба…мый, надкуш…ный

5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?

  1. подкач…нное (колесо), просе…нный 2) провар…нный, промасл…нный

3) прикл…нный, насторож…нный 4) истрат…вший, расстро…нный

Обращаемся к теме «Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» (А13):

НН пишется в полных страдательных причастиях прошедшего времени:

  1. Если причастия имеют приставку, кроме НЕ (приставка Не на смену вида не влияет): на-клеенная картинка, по-крашенный забор.
  2. Если причастия имеют при себе зависимое слово: недавно кошенный луг.

3. Если причастия образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида: брошенный (бросить), данный (дать).

4. В отглагольных прилагательных на –ованный, -ёванный (исключение: кованый, жёваный, клёваный): асфальтированный

Н пишется:

  1. В кратких страдательных причастиях: письмо не отправлено
  1. В отглагольных прилагательных, кроме тех, что оканчиваются на – ованный, - ёванный: вареное
  2. Не меняется написание отглагольных прилагательных в составе сложных слов, например: гладкокрашеный, горячекатаный, стираный - перестираный.

Упражнения для закрепления знаний:

Вставьте, где необходимо, буквы, пропущенные в суффиксах причастий и отглагольных слов

гласные буквы и Н или НН.

1. Вяз..ная кофта, вяз..ная сестрой кофта, связ..ная кофта, кофта связ..на.

2. Гружё..ный вагон, гружё..ный зерном вагон, выгруж..ный вагон, вагон выгруж..н.

3. Печё..ный картофель, печё..ный в золе картофель, выпеч..ный хлеб, хлеб выпеч..н.

4. Кипячё..ное молоко, вскипячё..ное молоко, некипячё..ное молоко, свежекипячё..ное молоко, кипячё..ное матерью молоко, молоко вскипяч..но.

5. Пис..ная красавица, непис..ный закон, испис..ные листы, пис..ный маслом портрет, портрет напис..н маслом.

6. Краш..ные полы, некраш..ные полы, свежекраш..ные полы, свежевыкраш..ные полы, выкраш..ные полы, краш..ные масляной краской полы, полы покраш..ны.

7. Пил..ный сахар, пил..ный на лесопилке лес, распил..ное бревно, бревно распил..но.

8. Мощё..ная дорога, немощё..ная дорога, вымощ..ная дорога, мощё..ная булыжником дорога, дорога вымощ..на булыжником.

9. Варё..ный картофель, свар..ный картофель, варё..ный в бульоне картофель, картофель свар..н, варе..ник.

10. Рва..ные штаны, порв..ные штаны, рва..ные в нескольких местах штаны, штаны порв..ы.

Следующий блок – «Не с причастиями и деепричастиями» (А18):

Слитно

Раздельно

Без НЕ не употребляется:

Ненавидимый, негодующий,

ненавидя

С краткими причастиями:

Работа не закончена

С полными причастиями без зависимых слов и противопоставления:

Непрочитанная книга

С полными причастиями при наличии зависимых слов или противопоставления:

Не прочитанная мною книга,

Не прочитанная, а лишь просмотренная книга

Со словами совершенно, очень, крайне, чрезвычайно, совсем (= очень):

Совсем непродуманное решение

С усиливающими отрицание местоимениями, наречиями:

Ничем не оправданный поступок

Со всеми деепричастиями, кроме тех, что без НЕ не употребляются

Здесь напоминаем, что деепричастие не смотря следует отличать от омонимичных Нес мотря (на) – предлога и Нес мотря на то что – союза.

Упражнение для закрепления:

1. Мы бредём по полю, где трава (не)скошена.

2. Совершён далеко (не)оправданный поступок.

3. Документы, (не)собранные к сроку, больше (не)были нужны

4. За рекой возвышался (не)достроенный дом.

5. (Не)вспаханное осенью поле зеленело.

6. Он жил, (не)навидя всё вокруг.

7. (Не)думая о будущем, Вера спешила прочь от этого места.

8. На рецензию была отдана (не)доработанная рукопись.

9. (Не)обременённые заботами, дети весело бегали вокруг стола.

10. В восьмом часу вечера мы наконец-то добрались до (не)умолкавшего моря.

11. В воздухе повисла (не)разбавленная ничем пауза.

12. Звук, (не)приглушенный ничем, вольно лился по деревне.

13. Многие (не)долюбливали Беликова за его склочный характер.

14. Все матросы, (не)занятые вахтой, вышли на верхнюю палубу.

15. (Не)видя ничего под ногами, мы медленно продвигались вперёд в сумраке ночи.

Алгоритм

Конкретное лицо

Есть Нет

Определённо-личное,

Неопределённо-личное,

Безличное предложения

(с глаголами можно, нужно, необходимо и т.д.)

Тест:

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря о богатстве языка,

1) в аудитории началась дискуссия

2) у меня возник интерес к этой проблеме.

3) требуются конкретные примеры.

4) мы имели в виду его словарный запас

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Обнаружив в кометах органические вещества,

1)была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.

2) это даёт основания для важных выводов.

3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.

4) у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Исполняя эту пьесу,

  1. было чувство радости.

2) я старался передать свое настроение.

  1. должен учитываться авторский замысел.

4) зал хорошо слушал пианиста.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Возвратившись из поездки,

  1. произошёл интересный случай.

2) мы поделились яркими впечатлениями с друзьями.

3) мне не спалось.

4) надолго запомнились интересные случаи в пути.

5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Прочитав новую книгу,

  1. меня увлёк её сюжет.

2) началась подготовка к читательской конференции.

3) я увлёкся историей.

4) это помогает лучше понять окружающий мир.

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна.

4) учебник помогает справиться с трудным материалом.

7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Тщательно подготовившись к выступлению,

1) речь оратора тем не менее должна напоминать импровизацию.

2) в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.

3) у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.

4) оратор произнёс убедительную речь.

8. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая историю,

1) понадобилось много времени.

2) современники усваивают уроки прошлого.

3) есть возможность гордиться её прошлым.

4) это помогает лучше понять настоящее.

9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Играя в шахматы,

1) у меня заболела голова. 2) мы развиваем логическое мышление.

3) незаметно пролетел вечер. 4) воспитывается воля и наблюдательность.

10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Создавая экологический прогноз,

1) учитывается состояние окружающей среды нашего города.

2) оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями.

3) требуются специальные знания.

4) учёными обработан большой статистический материал.

Следующий блок – «Предложения с причастным оборотом» (А6)

Можно заменить придаточную часть причастным оборотом

Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом

Местоимение в именительном падеже

Местоимение в косвенном падеже

Сказуемое в придаточной части стоит в настоящем или прошедшем времени

Сказуемое в придаточной части стоит в будущем времени

При сказуемом в придаточной части нет частицы бы

При сказуемом в придаточной части есть частица бы

В главном предложении нет указательных местоимений

В главном предложении имеются указательные местоимения

Упражнение для закрепления:

  1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  1. Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.

2) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.

3) В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.

4) Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. В этом документе речь идёт о создании экономического союза, который предусматривает ликвидацию таможенных барьеров.

2) Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад обстоятельства.

3) Утром я обычно занимаюсь делом, которое требует наибольшего внимания и напряжения.

4) Именно в 12 лет в жизни Бетховена произошло событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру.

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. Неприязни, которая должна была бы существовать у крестьян к васильку как к сорной траве, никогда не было.

2) В картине «Корабельная роща» воплощено глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь.

3) Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому ручью, который не спеша течёт по долине.

4) Снег, который выпал на рассвете и успел растаять, делал склон ещё более скользким.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. В.А. Серов - величайший портретист, который внёс неоценимый вклад в развитие русского пейзажа.

2) Обаяние человека может оказаться эластичной маской, которая то растягивается в улыбке, то собирается в кулак.

3) Шопен - один из немногих польских композиторов, которые сочиняли только для фортепиано.

4) Двор, в котором я вырос, был знаком мне до мельчайших подробностей.

5. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. В этой главе Герцен пишет о подвижниках эпохи Возрождения, которые открыли человеческому уму новые горизонты.

2) Картины Леонардо да Винчи показывают подвижность человеческого лица, которое отражает подвижность человеческой души.

3) В военные годы В.Ю. Свиридов начал писать военные песни, из которых самой известной стала «Песня смелых».

4) Художественная манера Врубеля, которая после смерти художника стала объектом пристального изучения, современниками художника не принималась.

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. А. Блок, который откликнулся на творчество Врубеля прекрасными стихами, назвал «Демон»- Врубеля и «Демон» Лермонтова символами времени.

2) Многочисленные этюды художника, над которыми он особенно увлечённо трудился в пору творческого расцвета, свидетельствуют о его чуткости к тенденциям развития русского искусства.

3) Одним из самых ярких стало впечатление от Константинополя, который соединил в своём облике черты восточной и западной культур.

4) Имя Айвазовского было хорошо известно в кругах турецкой аристократии, которая в то время активно приобщалась к европейской культуре.

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. Лет сто тому назад на улице Московской в Курске располагалось двухэтажное здание, на фасаде которого красовалась вывеска «Кондитерская Н.П. Левашкевича».

2) Борис Шергин - «писатель души, сердца», который раскрыл идеи братства, красоты, взаимовыручки.

3) Интересно оригинальное расположение лёгких ажурных балконов башни, которые создают «воздушный переход» из одной части дома в другую.

4) В открытии выставки участвовал внук известного кондитера О.В. Левитский, который стал архитектором.

8. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. Среди мастеров старшего поколения И.И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной лирики предыдущие эпохи.

2) Кризисные явления в современном искусстве, которые отмечаются многими исследователями, актуализировали вопрос об изменениях в художественной культуре.

3) В этом портрете Репин не скрывал следов тяжёлого недуга, который наложил печать на весь облик Мусоргского.

4) Главным условием оперного сюжета П.И. Чайковский считал правдивость жизненных ситуаций, которые отражены в нём.

9. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. Это путешествие могло дать мне такие впечатления, которых я не мог бы приобрести сидя дома.

2) Музыкальная тема, которая связана с Татьяной, с огромной силой передаёт предчувствие роковой встречи с Онегиным.

3) Жизнь, которая оснащена новейшими компьютерными технологиями и современной техникой, становится более рациональной.

4) Главная задача пейзажиста - создать образ, который пахнет не красками, а цветами.

Ответы: 1. – 2); 2. – 2); 3. – 1); 4. – 4); 5. – 3); 6. – 2); 7. – 1); 8. – 1); 9. – 1)

Подробно останавливаемся и на теме «Знаки препинания при причастном обороте» (А21, В5)

Причастный оборот обособляется, если:

  1. Стоит после определяемого слова, например: Ветер, разметавший пыль по всей округе, не собирался сдаваться.
  1. Обособляются два или больше согласованных одиночных определения, стоящих после определяемого существительного, если последнему предшествует еще одно определение, например: Любимые лица, мертвые и живые, приходят на память. (Тургенев)
  1. Если определение оторвано в тексте от определяемого существительного, например: Глаза смыкались и, полузакрытые, тоже улыбались (Тургенев). И снова, отсеченная от танков огнем, залегла на голом склоне пехота.(Шолохов)
  2. Обособляются согласованные распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное, временное), например: Сопровождаемый офицером, комендант вошел в дом (Пушкин).
  1. Обособляются согласованные определения, относящиеся к личному местоимению, независимо от степени распространенности и местоположения определения, например: Убаюканный сладкими надеждами, он крепко спал (Чехов).

Причастный оборот не обособляется:

  1. Если стоит перед определяемым существительным (если не имеют добавочных обстоятельственных оттенков значения), например: Вышедший рано утром отряд прошел уже четыре версты (Л. Толстой).
  1. При инверсии, например: Он мог услышать вещи для себя довольно неприятные, если бы неравно Грушницкий отгадал истину (Лермонтов).
  1. При одиночном причастии, например: Гонимые ветром облака распластались по всему небу.
  2. При однородных причастных оборотах, соединенных сочинительными союзами и, или, да (в значении И), например: Грозовая туча, по временам сверкавшая молниями и издававшая недовольное рокотание, спешила на северо-восток.

«Знаки препинания при деепричастном обороте» (А21, В5)

Деепричастие и деепричастный оборот обособляются :

  1. Деепричастный оборот, как правило, обособляется независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому, например: Радость, вступая в один дом, вводила в другой неизбывное горе (Шолохов).

2. Обособляются два одиночных деепричастия, выступающие в функции однородных обстоятельств, например: Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату (Чехов).

Деепричастие и деепричастный оборот не обособляются, если :

  1. Деепричастие находится в конце предложения и приобретает наречное значение, например: Они сидели у реки молча.
  1. Деепричастие тесно связано по смыслу со сказуемым, например: Мальчик шел прихрамывая на левую ногу.
  1. Оборот представляет собой идиоматическое выражение (фразеологизм), например: И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя (Грибоедов).
  1. Деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе придаточного определительного предложения (такое деепричастие от придаточного предложения запятой не отделяется), например: Перед реформаторами всегда возникают десятки повседневных проблем, не решив которые невозможно двигаться вперед.
  1. Два деепричастных оборота соединяются неповторяющимся союзом И, например: Раз, идя по шумному, веселому проспекту и чувствуя себя вместе с толпою жизнерадостным, он испытал счастливое удовольствие, что досадная горечь поступка прошла (Федин).

Тест:

Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

1. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.

  1. Амбра (1) долго пробывшая в морской воде (2) или специально очищенная (3) имеет едва уловимый (4) запах жасмина.
  2. В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.
  3. Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.
  4. Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной.
  5. Ученик первого класса бежал по коридору (1) сломя голову (2) будто за ним гнались
  6. Смешиваясь с солёными морскими ветрами (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу.
  7. Вечером (1) окончательно расстроенная (2) она всё же принялась за уборку квартиры.
  8. Утомленные маминой чистоплотностью (1) ребята приучались хитрить
  9. Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

Еще одна блок-тема – «Основные способы словообразования причастий и деепричастий» (В1)

Так как причастие и деепричастие рассматриваются как особые формы глагола, то в одних учебниках суффиксы этих частей речи считаются не словообразующими, а формообразующими, а в других – причастие и деепричастие считаются самостоятельными частями речи, поэтому способ словообразования этих слов указывается как суффиксальный.

Деепричастия образовываются при помощи суффиксов -а, -я, -в, -ши,-вши, -учи, -ючи.

Причастия – при помощи суффиксов: -ащ, -ящ, -ущ, ющ, -ш, -вш, -им, -ем,

Нн, -енн, -т.

  1. Продолжить работу по повышению орфографической и пунктуационной грамотности, в том числе и по данным темам.
  2. Использовать при подготовке учащихся к ЕГЭ следующие формы рабо

Ты: блоковое повторение, тренинги и т.д.

  1. Приучать выпускников к внимательному чтению заданий.
  2. Вести мониторинг успешности усвоения тем.