В политическом процессе превалируют сознательные, спланированные действия групповых субъектов. Его содержание, более того, даже сердцевину составляет совокупность (не всегда система) принимаемых решений.
Обобщенным типом политического решения является выработка политического курса, обычно называемого стратегией. Анализ политических решений - неотъемлемый аспект теории политического процесса и вместе с тем - метод изучения политических систем и режимов. По типу решений, способу их разработки, уровню участия массовых субъектов можно судить о существенных признаках системы.
Политическое решение - это выбор и обоснование определенного проекта политических действий, направленных на реализацию общего интереса социальных групп или общества целом (государства). Принятие политического решения также есть процесс, но частный, входящий в более общий, в определенную стадию глобального процесса. Его составляет система действий политического субъекта, включающая несколько этапов: а) выявление и определение проблемы (задачи); б) анализ условий и возможностей ее разрешения; в) формирование целей и выделение из них приоритетных; г) выбор возможных альтернативных вариантов действий по их реализации в соответствии с принципами, ценностями и нормами, принятыми данным субъектом; д) анализ альтернатив, с точки зрения возможных трудностей практического осуществления и ожидаемых последствий; е) выбор оптимального варианта действий и соответствующих средств. В логике политического решения особую важную роль играет момент определения приоритетной в данной ситуации цели и тех политических сил, которые смогут ее осуществить. Гарантом выработки адекватного политического решения служит методология конкретного анализа конкретной ситуации, в том числе: реальных тенденций и противоречий политического процесса, расстановки сил на данном его этапе, отношение масс, элит и лидеров к действиям различных сил и т. п.
Политические решения группируют по многим критериям. В частности: по отношению к тем или иным стадиям глобального политического процесса - решения, связанные с функционированием системы, ее реформированием, развитием; по уровню иерархических структур власти, субъектов, принимающих решения - решения федеральных, республиканских или местных органов власти; по характеру политических субъектов - государственные, партийные и прочие решения; по объекту, на который направлено политическое действие - политические или социальные группы, институты, нормы ит. п.; по характеру целей и задач, осуществлению которых подчинены решения - стратегические, оперативно-тактические, общие, частные решения.
Отмеченным и другим видам политических решений присущи некоторые общие черты, отличающие их от управленческих решений из иных областей социальной жизни.
Одна из особенностей политического решения связана с необходимостью выбора многих целей и задач, определения приоритетных из них и установления соответствующих (нередко разнородных) критериев успешности осуществления. Любой программный проект деятельности, скажем, политической партии, как политическое решение всегда многоцелевой, с определением последовательности (в зависимости от значимости) реализации целей и соотнесением намечаемых действий с ожидаемыми результатами и их последствиями.
Другая существенная черта политического решения состоит в том, что непосредственным субъектом принятия решения выступает лидер или организация, представляющие большие социальные группы или даже в целом государство. Решение действенно, если ему обеспечена поддержка тех, от имени кого оно принимается.
Специфика политического решения связана с мобилизацией и концентрацией ресурсов общества, их перераспределением между различными субъектами власти. Наконец, при выработке политического решения громадное значение имеет временной фактор. Как поспешность, так и промедление с принятием решения обрекает субъекта на провал. «Промедление смерти подобно». «Поспешишь - людей насмешишь» - эти афоризмы из политической и народной мудрости отражают истину, добытую историческим опытом. Свежи в памяти происходившие в стране во второй половине 80-х гг. события. Углубление кризисной ситуации в государстве стимулировала нерешительность бывшего политического руководства в принятии важнейших решений, которых требовало время, интересы сохранения единства и целостности государства. Одним из таких решений должно было быть подписание Союзного договора, сорванного затягиванием его многочисленными согласованиями.
Анализ процесса выработки и принятия политических решений очень тесно связан с такой проблемой, как артикуляция интересов больших социальных групп, социально-значимых слоев населения и непосредственных субъектов политических действий. Этому вопросу уделено внимание, в частности, польскими политологами.
Артикуляция интересов осуществляется представительными органами власти, политическими партиями, общественными организациями, управленческими государственными структурами - информационными, по связи с общественностью и другими. Критерий демократичности системы и проводимой ею политики характеризуется тем, насколько разнообразны эти каналы и как широки возможности использования их различными группами общества, любым гражданином для выражения своих интересов и доведения их до правящих структур.
Свободный доступ к каналам артикуляции интересов - принцип демократического режима. Он реализуется не только в свободе слова, в возможности граждан вступать в желаемые общественно-политические объединения, но в праве их на практическое участие в деятельности органов, вырабатываемых решения, затрагивающие интересы общественности.
Социальные интересы далеко не всегда находят свое выражение в политических решениях. Такое положение возникает в следующих ситуациях:
а) в условиях политического отчуждения, когда субъект не располагает доступом к каналам артикуляции интересов или не желает использовать доступные каналы: не доверяет им, игнорирует их, не имеет соответствующего опыта, ощущает свое бессилие представить интересы в политическом процессе;
б) в ситуации подавления преобразования интересов в политические требования: блокирования одних интересов общественной группы путем приписывания ей других, объявляемых общими, государственными, использования мнимых способов удовлетворения интересов;
в) элиминирование интересов, могущих вызвать дисфункциональное состояние системы, или тех, удовлетворить которые невозможно в ее рамках.
Артикуляция интересов - многогранный процесс. Он охватывает выявление и осознание интересов, обобщение их (в политике всегда выражаются интересы в обобщенной форме), преобразование в политические требования. Разработка, принятие и исполнение политических решений включает в себя весь процесс артикуляции интересов в их противоречивой взаимосвязи.
При разработке и реализации политики немало подводных камней, препятствующих артикуляции интересов и их гармонизации. В частности, в виде застарелых догм и вновь формирующихся, так сказать, «демократических» стереотипов. К числу первых следует отнести понимание общественных интересов только как государственных и единственно значимых, а иных интересов - лишь как проявления общих, второстепенных, малозначащих для человека труда. Отсюда пренебрежительное отношение к индивидуальным, групповым и другим специфическим интересам или даже блокирование их во имя «общего блага», государственного интереса. Причем под видом общего блага в багаже авторитарного политического руководства нередко фигурируют интересы ведомств и бюрократического аппарата.
Как антипод отмеченному стереотипу в последние годы в стране сформировался групповой и национально-территориальный эгоизм, выросший на базе противопоставления коллективно-групповых, региональных интересов общественным, в т. ч. общегосударственным. Он находит наиболее явное выражение в сепаратистских тенденциях.
Исторический опыт политического развития говорит о приоритетности демократических методов принятия политических решений. Этому учит и опыт развития нашей страны. Тем не менее нынешний процесс демократизации свидетельствует о его сложности и противоречивости.
Демократию нельзя идеализировать. Все правила принятия решений относительны (Я. Шапиро). Воля большинства еще не исключает диктатуру. Парадокс свободы - понятие, известное со времен Платона. Человек свободен, и он может бросить вызов законам, а в конце концов и - самой свободе, ратуя за господство тирана.
По мнению видного французского социалиста Ро-кара, демократия имеет тот недостаток, что сводится к конкуренции политиков, их личных качеств, которые не всегда означают способность эффективно управлять.
Сказанное позволяет согласиться с встречающейся в литературе постановкой вопроса о «ловушках» демократического принятия решений. Отметим некоторые из них.
Демократическая дискуссия в случае отсутствия соответствующей информированности ее участников не обеспечивает рационального поиска путей решения политических задач. Выбор может оказаться обоснованным лишь внешне. Негативная практика принятия большинством голосов многих ошибочных, даже пагубных, для страны решений широко известна.
Растерянность перед нахлынувшими проблемами также парализует рациональный выбор целей и средств политического решения. В процессе демократического обсуждения в такой ситуации доминируют эмоциональные мотивы выбора вариантов политического действия.
На волне демократии возможен разрыв свободы суждений, поступков и ответственности за последствия; делегирование ответственности («сверху - вниз» и «снизу - вверх»), понятное как стремление избежать ответственности или как обывательское доверие, скажем, авторитетам либо мудрости народа («какой хотите суверенитет», «сами выбирайте любой образ управления» и т. д.).
Демократизм соседствует с популизмом, с ориентацией на внешнюю привлекательность программ, видимую легкость решений проблем, быстрое и безболезненное достижение успеха и т. п. Возможно игнорирование авторитета знания, опыта (стереотип: мнение каждого значимо). Вполне реально преувеличение отрицания, опасность разрушительства, увлечение крайностями.
За любым политическим решением стоит какая-то важная социальная проблема, а за проблемой - социально-политическое противоречие или даже конфликт. Содержание политического процесса насыщено тем и другим.
Противоречия и конфликты в обществе были и остаются источником и движущей силой любых политических процессов, в какой бы форме они ни выступали.
Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна
4.11. Политический процесс
4.11. Политический процесс
Политический процесс: 1) динамическая характеристика всей политической системы в целом, последовательная смена ее состояний, стадий развития; 2) деятельность людей в различных группах по поводу борьбы за власть и ее использования для достижения своих индивидуальных и групповых интересов; 3) последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.
Типологизация политических процессов
* в рамках сравнительной политологии (Л. Пай ): связывает принципиальные различия политического развития западных и незападных стран с культурным «кодом», который определяет практические ориентации и поведение населения в них;
* культурная неоднородность западных обществ создает основу для существования двух версий политического процесса:
– выделяют два «идеальных типа» политического процесса (М. Вебер ), которые соответствуют двум типам политической культуры: неэтатистской (демократической) и этатистской (технократической, элитарной);
– две политико-культурные ориентации обуславливают две интерпретации политических процессов:
а) горизонтально организованный политический процесс – строится на организации формального равенства и относительной автономности его главных участников и представлен политической властью, правительством и группами давления;
б) вертикально организованный политический процесс – характеризуется стихийным проявлением интересов, потребностей, образа мыслей масс, которым противостоит государственная власть, организованная система ценностей и политическая наука; способностью управляющих согласовывать интересы различных групп общества, гарантировать определенную степень свободы общества;
* по способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований:
– технократический . Среди факторов политических изменений предпочтение отдается политическим технологиям и процедурам: нормам, традициям, процедурам принятия политических решений, способам легитимного наделения властью. Данный тип сложился в странах с относительно высокой однородностью культурной среды – в англосаксонских странах. Приверженность большинства населения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов, поскольку лидеры выступают в качестве носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют.
– идеократический политический процесс характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая дифференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации. Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общество можно на основе общенациональной идеи.
– харизматический политический процесс характерен для восточной культурной традиции, в рамках которой абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Харизматический тип политических изменений бывает эффективным при условии, если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами.
Основные виды политических процессов
– формирование органов политической системы: в ходе него создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;
– воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования: политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии через использование таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;
– принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.
Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, на придание им динамики, обновления.
Экстремальные виды политического процесса различают по социальному составу, степени интенсивности, длительности, по возможности успеха, уровню организованности, духовным и психологическим импульсам, которые вдохновляют участников:
а) восстание: любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.
б) бунт: массовое действие, имеющее очень высокую степень интенсивности, активности его участников, но еще больше ограничено временем протекания, а также проблемой, причиной, его вызвавшей; почти всегда ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия представителей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач сопротивления отдельным действиям правительства.
в) мятеж: по степени интенсивности, эмоциональной напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целенаправленной подготовки определенной группы лиц, носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу, и основное ядро мятежников обычно составляет армия. Человек подчинен эмоциям, а его действия все более теряют связь с реальными условиями и возможностями общества.
г) путч выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.
* Локально-региональные и глобальные процессы (взаимные переходы).
* Стабильные и кризисные процессы.
* Легальные и «теневые» процессы.
Основные компоненты политического процесса: функционирование государственных институтов (правительство и полиция, парламент и спецслужбы, деятельность партий и групп давления, индивидуальная активность граждан); взаимосвязь сознательной и стихийной деятельности, то есть регулируемых государством действий и спонтанных акций групп граждан и отдельных индивидов.
Политическое решение – это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связи с реализацией власти.
Функции политического решения: 1) координация – согласование усилий разнородной массы людей, действующих в постоянно изменяющихся обстоятельствах; 2) корреляция – внесение изменений в тактику движения, особенно при появлении новых обстоятельств, условий деятельности, затрудняющих или облегчающих реализацию поставленной задачи; 3) программирование – осуществление выбора эффективного способа сочетания целей и средств, что в политическом процессе заключается в поиске наиболее рационального варианта деятельности.
Планирование политического процесса:
Согласование целей и этапов деятельности политических институтов и движений, вовлеченных в данный политический процесс;
Доведение до возможно большего числа его участников программы действий;
Оценки обстановки, в которой будет разворачиваться политическое действие с целью выявления ее основных доминант, узлов взаимодействия противоречий и интересов, от воздействия на которые зависит успех намечаемого политического действия;
Принятие мер по созданию соответствующего психологического настроя участников политического процесса, который бы способствовал, стимулировал их действия в направлении реализации выбранной цели.
Причины политических конфликтов: различия интересов, соперничество и борьба социально-профессиональных, этноконфессиональных, элитных и иных групп, слоев, общностей и индивидов в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико-государственной власти, овладения и использования ведущих позиций в институтах и структурах этой власти. Политические конфликты связаны с сознательно формулируемыми целями, направленными на перераспределение власти.
Виды конфликтов: между исполнительной и законодательной властью на разных уровнях; внутрипарламентский; между различными звеньями управленческого аппарата, между целями управленческой деятельности и структурными ограничениями управленческих возможностей; между группами (партиями), придерживающимися разных идеологических или политических установок.
Политический порядок – это комплекс мероприятий, создающих благоприятные условия для эффективного и целесообразного функционирования и развития политической системы общества, это состояние урегулированности политических процессов. Политический порядок характеризует состояние политической системы, ее способность к политической мобилизации и осуществлению запланированных акций.
Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЛ) автора БСЭ Из книги 100 великих театров мира автора Смолина Капитолина АнтоновнаПолитический театр Пискатора Политический театр создавался в полемике и борьбе, прежде всего, с экспрессионизмом. Если экспрессионизм отразил эпоху послевоенного кризиса, неудавшихся революционных выступлений, исторических разочарований, то новое направление в
Из книги Преступники и преступления. Законы преступного мира. 100 дней в СИЗО автора Маруга Валерий МихайловичПОЛИТИЧЕСКИЙ Коверчук Иван Федорович попал в следственный изолятор в свои пятьдесят девять лет. До этого тянулась его длинная и сложная жизнь, довольно типичная для здешних мест.Еще подростком он привлекался к уголовной ответственности за участие в бандах ультраправых
Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим ВасильевичФлюгер (политический) Выражение стало популярным в русской общественно-политической лексике во многом благодаря известному четверостишию Алексея Константиновича Толстого (1817-1875), которое он написал как вольное переложение стихов немецкого поэта Генриха
Из книги Политика автора Джойс ПитерПолитический спектр Концепция политического спектра используется для классификации различных политических идеологий относительно друг друга с возможностью выявления существующих между ними сходств и различий.Политические идеологии в целом подразделяются на три
Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен47. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Исторически объективная взаимосвязь политической системы и гражданского общества находит свое конкретное выражение в политическом режиме. Политический режим – совокупность способов и методов действия политической сферы общества. Он
Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен19. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Общие принципы демократического политического режима: 1. Признание народа источником власти в суверенном государстве. Народный суверенитет состоит в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в
Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен20. АВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Авторитаризм – это такая установленная или навязанная форма политического режима, которая концентрирует власть в руках одного человека или в одном органе власти, в результате чего снижается роль других органов и ветвей власти и,
Из книги Как учить чужой язык? автора Хрипко Антон37. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС Политический кризис – состояние системы, при котором власть становится не способна выполнять свои организаторские и иные функции. Кризисы политической системы, уподобляясь болезням организма, могут быть легкими и тяжелыми. Бывают кризисы,
Из книги Энциклопедия юриста автора21. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Политический режим – это совокупность способов и методов фактического осуществления гос власти.Демократия – это такой режим, который обеспечивает широкое участие населения в управлении делами общества и государства. Демократия невозможна без
Из книги Учебник выживания снайпера [«Стреляй редко, но метко!»] автора Федосеев Семён Леонидович7. Политический перевод В 1870 году французский рабочий Эжен Потье, вдохновленный происходящей в стране революцией, написал стихотворение «Интернационал». Через 18 лет другой француз Пьер Дегейтер написал к этим словам музыку. Так возникло это не в меру политизированное
Из книги Русская Доктрина автора Калашников МаксимПолитический режим ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - в науке конституционного права понятие. обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Характер П.р. никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая весьма
Из книги Шпаргалка по конфликтологии автора Кузьмина Татьяна Владимировна Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Политика, журналистика, правосудие автора Душенко Константин ВасильевичГлава 3. РУССКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИР Все, кто заслужит право называть Россию родиной, – русские Все эти племена и национальности, разбросанные от Карпат до Тихого океана, только русским племенем объединены в одно величественное целое, которое так благодетельно для них
Из книги автора Из книги автораXII Политический спектр Либералы и консерваторыСм. также «Партии» Здоровая консервативная политика – это консервативные люди и либеральные средства. Бенджамин Дизраэли (1804–1881), британский премьер-министр, писатель У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет
Выберите верные суждения о политическом процессе и общественно-политических движениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политический процесс связан с решением проблемы ограниченности экономических ресурсов.
2) Домохозяйства и фирмы являются субъектами политического процесса.
3) B политическом процессе проявляется взаимосвязь реформаторских и консервативных начал.
4) На этапе реализации принятые политические решения облекаются в правомочную форму, определяется их адрес и круг лиц, организаций, ответственных за их исполнение
5) C учётом различных обстоятельств субъекты политического процесса разрабатывают альтернативные варианты действий для достижения необходимых результатов.
Пояснение.
Политический процесс - это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Политический процесс - это совокупная и последовательная деятельность социальных общностей, общественно-политических организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.
Политический процесс в целом: ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей; форма функционирования определенной политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени; один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.; обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.).
Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, то есть показывает, как общество формирует свою государственность, а государство в свою очередь - «завоевывает общество». С точки зрения внутреннего содержания политический процесс выражает своего рода технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.
Структура политического процесса включает в себя три основных элемента.
Субъекты политики - это те, кто принимает активное, осознанное участие в политической деятельности: индивиды и их группы, реализующие самостоятельно выработанные программы действия, осуществляющие свою сознательную цель и обладающие способностью проявлять себя как совокупные субъекты. Любые действия субъектов политики в конечном счете преследуют одну цель: повлиять на принимаемые государственной властью решения. Собственно политический процесс начинается с выявления проблемы, поиска ее решения во взаимодействии всех заинтересованных политических сил и завершается тем или иным результатом, который выражается в действиях властей.
Объект должен быть создан или достигнут как цель политического процесса.
Средства, методы, ресурсы исполнителей процесса связывают субъект и объект-цель. Ресурсами политического процесса могут служить его идеальные и материальные основы - наука, знания, технические и финансовые средства, настроения масс, участников процесса, идеология и другие факторы.
1) Политический процесс связан с решением проблемы ограниченности экономических ресурсов - нет, неверно.
2) Домохозяйства и фирмы являются субъектами политического процесса - нет, неверно.
3) B политическом процессе проявляется взаимосвязь реформаторских и консервативных начал - да, верно.
4) На этапе реализации принятые политические решения облекаются в правомочную форму, определяется их адрес и круг лиц, организаций, ответственных за их исполнение - да, верно.
5) C учётом различных обстоятельств субъекты политического процесса разрабатывают альтернативные варианты действий для достижения необходимых результатов - да, верно.
Политическое решение правомерно рассматривать как центральный элемент управления, состоящий в определении цели и механизмов (средств) ее реализации. Это своего рода, принимаемое субъектом политического действия постановление, направленное на осуществление политических мероприятий с целью достижения определенного результата.
Политическое решение - это процесс, начинающийся с появления политической проблемы и заканчивающийся с ее разрешением, снятием. Разумеется, в случае принятия действенных мер.
Политическое решение - это и способ реализации интересов каких-либо участников политических событий. Политическая жизнь общества не сводится к взаимоотношениям только властителей и подчиненных. Она есть взаимодействие интересов различных участников политических событий, преследующих свои цели. Их реализация возможна посредством проведения ряда политических мер, действий и, в частности, через политические решения.
Политическое решение представляет также средство разрешения конфликтных политических ситуаций. Конфликт в политической жизни общества - явление неизбежное. Разрешается конфликт посредством не одного, а как правило, целой серии политических решений, каждое из которых должно стать шагом политической мудрости, внимательности, осторожности, согласия, ибо речь идет о состыковке интересов противоположных, а зачастую - антагонистических.
Политические решение - это и осознанный выбор субъектом деятельности варианта действий из многих возможных. Данная сторона политического решения напрямую связана с такими условиями его принятия как свобода и ответственность: чем выше статус субъекта, принимающего решение в пирамиде участников политических событий, тем выше степень его свободы в выборе вариантов действий, но вместе с тем - выше уровень его социальной ответственности за избранный им вариант.
Из сказанного можно сделать вывод, что политическое решение есть в то же время согласование целей и средств их достижения одного субъекта политической деятельности, с целями и средствами, установленными другим субъектом.
Политическое решение содержит ряд требований:
- * Целесообразность принятия решения. Зачем принимается решение? с какой целью? для чего? - вопросы далеко не риторические. Желает ли политик проявить, показать себя в политическом процессе, или он проталкивает решение в интересах очень узкой группировки лиц, или решается проблема широкой общественной значимости - все это должно быть выяснено еще до начала работы над политическим решением.
- * Своевременность разработки решения. Всякое политическое действие, тем более политическое решение, должно происходить вовремя; ни раньше, ни позже. Классическим примером соблюдения этого требования можно считать знаменитое ленинское высказывание: “вчера было рано, завтра будет поздно, власть следует брать сегодня”.
- * Системность в учете факторов, значимых для принятия решения. Всесторонность и полнота анализа и оценки всех данных о ситуации, которую следует изменить политическим решением, всесторонность и полнота анализа и оценки всех последствий принимаемого политического решения - вот современный стиль деятельности серьезного политика.
- * Соответствие принимаемого решения действующим в обществе правовым нормам, законам. Политические решения - в особенности радикального характера - принимаются и реализуются на фоне уже сложившихся общественных отношений, закрепленных системой принятых в обществе нормативных актов. Очень важно, чтобы вновь принятые решения не выходили за рамки этой системы.
- * Подчиненность процесса принятия и реализации решения действию общих принципов человеческой деятельности - таких как научность, реальность, конкретность, конструктивность, альтернативность, оптимальность, возможность контроля.
В обществе с достаточно высоким уровнем политической культуры принимаемые решения в основном соответствуют вышеизложенным основным требованиям и поэтому их реализация не нарушает целостности и стабильности политической системы общества в целом. Там же, где данные требования не учитываются, или учитываются не в полной мере - принимаемые политические решения нередко приводят к серьезным политическим и экономическим кризисам.
Этапы принятия решения:
- * знание ситуации и особенностей субъектов принятия решения;
- * выработку процедуры принятия;
- * понимание процесса принятия решения как совокупности конкретных приемов, методов, процедур, “техники”, предполагающей организационный контекст;
- * восприятие решения;
- * предвидение возможных последствий принимаемого решения.
В российской политологии сложился свой взгляд на этапность процесса принятия политического решения, где выделяются следующие его фазы:
- 1. Накопление исходных данных о проблемной ситуации в обществе.
- 2. Анализ исходных и всех дополнительных данных.
- 3. Принятие решения.
- 4. Реализация политического решения.
Каждая из этих фаз процесса принятия решения достаточно сложна по содержанию, требует длительного времени для качественной проработки ее элементов в определенной последовательности. Серьезных усилий требуют первые фазы, связанные с информацией. Полезность, полнота, достоверность, новизна, ценность - качества, которым должна отвечать информация, чтобы выполнить назначение источника принятия решений.
Алгоритм принятия политического решения. Среди других элементов процесса принятия политического решения третья фаза - фаза принятия является не только самой ответственной, но и самой субъективно насыщенной. Именно здесь собранные и объективно проанализированные данные превращаются в основу волевых действий субъекта политики.
- 1. Уточнение объекта политического решения. Здесь дается ответ - кто из участников политических событий желает изменений, кому из них необходимо принимаемое решение. При этом учитываются союзники такого участника и те, кто косвенно заинтересован в принятии решения, а также те, чьи интересы будут ущемлены. Таким образом, субъект политики получает полную ясность - кто из участников политических событий будет поддерживать принимаемое решение и кто будет ему сопротивляться.
- 2. Неудовлетворенные интересы. Внимание сосредоточено на выяснении - чего желают участники политических событий от принимаемого политического решения. Учитывается весь спектр политических интересов и особенно тех, которые ныне не удовлетворены и предполагается их удовлетворение предстоящим решением. Субъект политики определяет характер, содержание, радикальность будущего решения, степень удовлетворенности интересов большинства участников политических событий, а значит - степень разрешенности проблемы, вызвавшей необходимость принятия решения.
- 3. Конкретные недостатки. Чего именно нет, что конкретно необходимо изменить, чтобы удовлетворить интересы “обиженных” участников политических событий - вот вопрос, определяющий целенаправленность будущего решения. Выяснение “слабого” звена политической структуры, политической системы, препятствующего удовлетворению тех или иных политических интересов, позволяет субъекту политики четко обозначить направление усилий принимаемого политического решения - какой недостаток должен быть устранен обязательно.
- 4. Конечная цель принимаемого решения. Любое политическое действие должно быть целесообразным. Однако не всегда конечная цель проявляется в самом решении. Субъект политики обязан формировать цель будущего решения на основе многих критериев. По уровню воздействия на объект цель может ставиться как стратегическая, тактическая, оперативная; по времени действия она может быть долго-, средне- и краткосрочная; цель может различаться по масштабам и уровням политической иерархической структуры, по приоритетности удовлетворяемых интересов, по степени обязательности для различных участников политических событий. В любом случае субъект политики, принимая решение, обязан ставить себе ясную и обязательно достижимую цель.
- 5. Средства реализации цели. Субъект политики при определении комплекса средств реализации своих целей непременно столкнется с задачей согласования и реализации с целями и средствами других участников политических событий.
- 6. Основная решаемая проблема. Здесь субъект политики сосредоточивает свои усилия на преодолении главного объективного противоречия стоящей перед ним проблемы. Это противоречие существует, оно вскрывается при анализе ситуации и имеет пути разрешения.
- 7. Выбор альтернатив. К достижению любой поставленной цели ведет множество дорог. Главная задача принимающего решение состоит в том, чтобы принять к рассмотрению как можно больше путей реализации этого решения. От этого зависит степень свободы субъекта в правильном определении наилучшего варианта; профессионально преобразовать возможные пути достижения цели, ведь каждый вариант имеет набор положительных свойств, но и не меньший - отрицательных, следовательно, необходимо грамотное сравнение всех вариантов; сделать предельно обоснованный выбор действительно наилучшего варианта реализации принимаемого решения.
- 8. Оформление решения. Принятое политическое решение должно быть соответствующим образом документально закреплено. Но в данном пункте алгоритма речь не идет о документальной форме решения, это техническая деталь. Речь пойдет о необходимости для субъекта политики оформить свое решение по принципу, называемому “дерево решений”. Дело в том, что достижение желаемого результата на фазе “выполнение” может происходить по трем основным направлениям (ветвям “дерева решений”).
Продуктивная ветвь - не самая быстрая, не самая экономичная, но стопроцентно обеспечивающая нужный результат. Оптимальная ветвь обеспечивает результат в данной конкретной ситуации при возможных оговорках, отступлениях, компромиссах, временных выигрышах. Возможна, наконец, и тупиковая ветвь, движение по которой может стать следствием серьезных ошибок (умышленных и неумышленных) на разных стадиях процесса принятия решения. Поэтому решение политика должно получить свое оформление с учетом требований принципа “дерево решений”. Таким образом, рассмотренный алгоритм принятия политического решения дает субъекту политики возможность обеспечить достаточно высокий научный уровень разработки - а значит достижения - желаемого политического результата.
При всех различиях существующих ныне подходов и теоретических интерпретаций политический процесс отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившееся в результате воздействия целого комплекса разнообразных внутренних и внешних факторов. Если режим - это совокупность норм и правил, в соответствии с которыми функционирует та или иная политическая система, то понятие «политический процесс» позволяет анализировать реальные связи и отношения индивидов, групп, институтов власти, государства в процессе отправления ими своих ролей и функций в рамках системы и в борьбе за реализацию собственных интересов и целей. В этом смысле политический процесс демонстрирует своего рода механику функционирования политической системы, является ее динамической составляющей. Политический процесс позволяет понять, как
и где именно в ходе функционирования политической системы возникают кризисы, способные привести к ее эволюции или распаду.
Политический процесс представляет собой совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей. Разумеется, характер и конкретное содержание политического процесса во многом определяются особенностями политической системы и существующего политического режима. Демократической политической системе соответствует тип политического процесса, при котором имеет место активное участие граждан в управлении государством. В рамках демократического политического процесса гарантируется обеспечение основных прав и свобод личности. Что касается авторитарных и тоталитарных систем, то присущий им политический процесс исключает реальное политическое участие граждан, свободу выбора политических властей и соответственно политического курса государства.
При нормальном функционировании политической системы политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации граждан, отработанными механизмами принятия решений. Для многих политических процессов вообще характерна цикличность, повторяемость. Например, в СССР съезды КПСС определяли задачи не только партийного, но и государственного строительства (как правило, на пятилетний срок). Тем самым задавался определенный ритм политических процессов в рамках политической системы в целом. В рамках демократических систем цикличность политического процесса проявляется прежде всего в ходе подготовки и проведения выборов. Если не брать в расчет возможность досрочных выборов, так или иначе связанных с чрезвычайными обстоятельствами, то электоральный процесс оказывается теснейшим образом увязан с вполне предсказуемыми по срокам избирательными циклами.
В условиях кризиса, перенапряжения политической системы той или иной страны, которые сопровождаются утратой популярности властей предержащих, легитимности режима, а иногда и всего политического сообщества (когда под вопрос ставится сам факт целостности страны), политический процесс также дестабилизируется, приобретает новые черты. В рамках демократических систем нестабильность наиболее ярко проявляется в резких колебаниях предпочтений избирателей в ходе выборов, в большой популярности политиков, занимающих крайние позиции (крайне правые, левые радикалы, крайние националисты, фундаменталисты). Кроме того, в кризисные моменты резко активизирует-
ся оппозиция; проводимый правительством политический курс подвергается жесткой критике со стороны оппозиционных сил и СМИ. В обстановке, когда почти каждое властное решение становится предметом ожесточенной публичной полемики, резко снижается эффективность предпринимаемых правительством мер. Одновременно ослабевает регулирующая роль моральных и правовых норм.
Кризисная ситуация может привести в конечном счете к распаду системы (социальная революция) либо, напротив, к мобилизации ее адаптационных возможностей, что позволяет найти ответы на вызовы эпохи. Так, социальный кризис 30-х гг. XX в. и Вторая мировая война привели к становлению в странах Запада так называемого социального государства, характеризовавшегося усилением внимания к проблемам социальной защиты населения, общей демократизацией политической сферы. Это позволило на протяжении десятилетий обеспечивать широкую общественную поддержку существующих политических режимов и либерально-демократической системы в целом. Однако адаптация к требованиям и мобилизация поддержки не гарантирует процветания на все времена. В 80-х гг. XX в. на гребне так называемой неоконсервативной волны и в условиях кризиса уже самого социального государства были предприняты радикальные меры по ограничению государственного регулирования и высвобождению предпринимательской инициативы. Это позволило не только поддержать стабильность системы в целом, но и создать достаточно эффективную модель экономики, отвечающую потребностям перехода к постиндустриализму и информационному обществу.
В рамках авторитарных и тоталитарных систем наиболее ярким проявлением кризиса и неспособности системы нормально функционировать становятся активные выступления народных масс, приводящие либо к распаду системы в целом, либо к ужесточению режима и применению насилия для подавления проявлений инакомыслия. Иллюстрацией неспособности соответствовать требованиям момента и крайне низкой адаптивности системы к требованиям внешней и внутренней среды стала история СССР и стран Восточной Европы в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. Негибкость и нереформируемость системы привели к тому, что в странах Восточной Европы она была сметена волной «бархатных революций», а в СССР и Югославии и вовсе привела к распаду страны.
В каждой политической системе существуют определенные механизмы, посредством которых граждане и их организованные группы выражают свои требования к правительству. Этот процесс именуется артикуляцией интересов и требований. Он может принимать самые разные формы. Са-
мая простая из них - обращение индивида с прошением или заявлением к тому или иному местному или правительственному чиновнику. Эта форма артикуляции интересов присуща даже самым примитивным политическим сообществам. Однако в крупных современных политических системах механизмы артикуляции требований чрезвычайно разнообразны - от различных форм публичного проявления протеста (пикеты, митинги, петиционные компании и т. д.) до использования Интернета. Интересы и требования активно озвучиваются и лоббируются многочисленными заинтересованными группами и группами давления.
Агрегация интересов - это деятельность, в ходе которой политические требования индивидов и групп соединяются и находят отражение в партийных программах тех политических сил, которые ведут непосредственную борьбу за власть в стране. Агрегация интересов может осуществляться множеством способов. Чрезвычайно важную роль при этом играют политические партии. Каждая партия выступает в политическом процессе в качестве сторонника определенных политических мер и решений тех или иных злободневных проблем, пытаясь получить максимальную поддержку своих программных требований. Даже в тоталитарных системах единственная партия нередко пытается мобилизовать поддержку граждан для укрепления своих позиций. Партийные лидеры вынуждены реагировать на требования различных организованных групп потенциальных избирателей (профсоюзов, организаций предпринимателей, внутрипартийных фракций и т. д.) и вносить корректировки в политические программные установки своих партий. Одна из важнейших функций партий в политической системе - мобилизация поддержки в пользу конкретного политического курса или кандидатов - непосредственно связана с агрегацией интересов.
Выработка политического курса является ключевым моментом политического процесса. Решающая роль в этом принадлежит властям. Этот этап включает сбор органами власти соответствующей информации, рассмотрение альтернатив, разработку конкретного плана действий. Именно на этом этапе политического процесса в полной мере проявляется значение борьбы за власть в рамках политической системы. Политическая сила, находящаяся у власти, а отнюдь не оппозиция, как бы влиятельна она ни была, принимает решения по ключевым вопросам политической, экономической и социальной жизни. Оппозиция предлагает альтернативный курс, который может утвердиться в случае ее победы на выборах.
Институты государственной власти выступают важнейшим инструментом учета групповых требований и выработ-
ки коллективных целей политического развития. От их деятельности зависит распределение полномочий между другими группами, участвующими в экспертизе или разработке тех или иных решений. Используя авторитет и силу институтов государственной власти, можно на протяжении определенного времени поддерживать даже те цели и нормы, которые не отвечают интересам большинства и расходятся с политическими традициями того или иного сообщества. Таким образом, принятие политически обязывающих решений органами государственной власти представляет собой конвертацию (превращение, преобразование) политической власти в управление широким кругом социальных, экономических и политических процессов.
Наконец, еще одним важным этапом политического процесса является реализация и контроль исполнения принятых решений. На этом этапе возникают конфликты между различными социально-политическими силами и бюрократическими группировками, поскольку решения, которые должны воплотиться в жизнь, устраивают далеко не всех субъектов политики. Принципиальный момент как раз и состоит в способности властей добиться адекватной реализации политических решений, нейтрализовать влияние противоположных тенденций и обеспечить поддержку со стороны граждан. Выбор стратегии - от популистской апелляции к общественному мнению до попыток это мнение полностью игнорировать - зависит от рациональной оценки собственных ресурсов и возможностей, их достаточности для проведения намеченной линии поведения и реализации заявленных целей.