Егэ биология вопросы по селекции. Европейско-Сибирское происхождение имеет

Вариант 1

  1. Коллекция семян культурных растений, собранная Н.И. Вавиловым из центров их многообразия и происхождения, имеет большое значение для развития

1) цитологии 2) систематики

3) эволюционного учения 4) селекции

  1. Какой метод исследования используют в селекции?

1) исторический 2) центрифугирования

3) генеалогический 4) инбридинг

  1. Как называется отрасль хозяйства, которая получает различные вещества на основе использования микроорганизмов, клеток и тканей других организмов?
  1. бионика 2) биотехнология 3) микология 4) растениеводство
  1. Искусственный перенос наследственной информации из ДНК одного вида в ДНК другого вида лежит в основе
  1. искусственного мутагенеза
  2. генной инженерии
  3. микробиологического синтеза
  4. клеточной инженерии
  1. Растения, выращенные из черенков.
  1. лучше выживают в неблагоприятных условиях
  2. генетически сходны с материнским организмом
  3. имеют признаки двух родителей
  4. неспособны к половому размножению
  1. При каком размножении дочерний организм отличается от двух родительских организмов?

1) половом 2) фрагментации 3) вегетативном 4) партеногенезе

  1. Все многообразие современных пород животных и сортов растений сформировалось под влиянием
  1. модификационной изменчивости
  2. стабилизирующего отбора
  3. искусственного отбора
  4. биологического прогресса
  1. Близкородственное скрещивание в селекции животных применяют для
  1. получения гомозиготного потомства
  2. проявления вредных мутаций
  3. получения новых видов
  4. увеличения числа гетерозиготных особей
  1. Отдаленные гибриды обычно бесплодны, так как у них
  1. клетки не делятся митозом
  2. в клетках не происходит репликация ДНК
  3. гаметы различаются по размеру
  4. нарушена конъюгация хромосом в мейозе
  1. Повышение продуктивности плесневых грибов, вырабатывающих антибиотики, достигается путём

1) полиплоидизации 2) внутривидовой гибридизации

3) массового отбора 4) искусственного мутагенеза

  1. Межлинейная гибридизация в селекции растений способствует
  1. получению чистой линии
  2. проявлению эффекта гетерозиса
  3. получению межвидовых гибридов
  4. усилению мутагенеза

12. Отбор, производимый по генотипу, называется:

1) естественным 2) бессознательным 3) индивидуальным

4) методическим

  1. Знание центров происхождения культурных растений используется селекционерами при

1)создании средств химической защиты от вредителей

2) определении числа мутантных генов у сорта

3) подборе исходного материала для получения нового сорта

4) изучении дрейфа аллельных генов в популяции

14. Значение биотехнологии для развития селекции состоит в том, что благодаря ей можно получать

  1. возбудителей заболеваний 2)антибиотики

3)межвидовые гибриды растений 4)минеральные соли

15.В селекции животных применяют

1)искусственный мутагенез 3)полиплоидию

  1. движущий отбор 4)межпородную гибридизацию

16. Клонированием организмов занимается

1)клеточная инженерия 2)генетика

3)эволюционная биология 4)микробиология

  1. Побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев ранней весной проводят, чтобы

1)защитить дерево от морозов

2)уменьшить газообмен

3)улучшить сокодвижение

4)защитить дерево от солнечных ожогов

  1. Появление сходных мутаций у генетически близких видов и родов подтверждается законом

1)независимого наследования признаков

2)гомологических рядов наследственной изменчивости

3)единообразия гибридов первого поколения

4)расщепления признаков

  1. Какие биологические особенности капусты надо учитывать при её выращивании?

1)небольшую потребность в воде и удобрениях

2)большую потребность во влаге и освещённости

3)засухоустойчивость и тенелюбивость

4)быстрый рост на рыхлых песчаных почвах

1)верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Установите правильную последовательность действий селекционера по выведению нового сорта

А) гибридизация

Б) искусственный отбор

В) отбор родительских форм

Г) размножение гибридных особей

С1. Хвост японского петуха достигает 10 м. Поясните, как эта порода была выведена человеком? Почему такие птицы не встречаются в природе?

С2. В результате межвидового скрещивания рыб белуги и севрюги получается межвидовой гибрид – бестер. Эта рыба отличается ценными пищевыми свойствами, повышенной жизнеспособностью. Однако бестеры, как и все межвидовые гибриды животных, не дают потомства. Объясните, почему они бесплодны. Возможно ли преодолеть их бесплодие?

Основы селекции и биотехнологии

Вариант 2

  1. Метод гибридизации соматических клеток применяют в
  1. гистологии
  2. клеточной инженерии
  3. микробиологическом синтезе
  4. эмбриологии
  1. Какой метод используют селекционеры для получения новых комбинаций нуклеотидов в молекуле ДНК?
  1. микробиологический синтез
  2. генную инженерию
  3. клеточную инженерию
  4. гибридизацию клеток
  1. Клеточная и генная инженерия – это направления
  1. цитологии 2) биотехнологии 3)селекции

4) микробиологии

  1. Клевер высевают в качестве предшественника зерновых культур, так как почва обогащается
  1. фосфорными и калийными солями
  2. органическими веществами
  3. микроэлементами
  4. соединениями азота
  1. При выращивании растений рыхлят почву для
  1. улучшения минерального питания
  2. усиления притока воздуха
  3. активизации испарения
  4. обогащения почвы гумусом
  1. «Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами в наследственной изменчивости» – это закон
  1. биогенетический
  2. сцепленного наследования
  3. гомологических рядов
  4. независимого наследования
  1. Чтобы у кукурузы быстрее образовались придаточные корни, человек
  1. прикрывает всходы тёмным укрывным материалом
  2. удаляет верхушки главного надземного побега
  3. проводит перекрёстное опыление растений
  4. окучивает растения
  1. В результате близкородственного скрещивания увеличивается число особей с наследственными заболеваниями в связи с переходом
  1. доминантных генов в гомозиготное состояние
  2. доминантных генов в гетерозиготное состояние
  3. рецессивных генов в гетерозиготное состояние
  4. рецессивных генов в гомозиготное состояние
  1. По какому признаку можно отличить штаммы определенного вида плесневого гриба?
  1. продуктивность синтеза белков
  2. способ полового размножения
  3. наличие гиф
  4. особенности митоза
  1. В селекции растений при вегетативном размножении в потомстве
  1. усиливается генотипическая изменчивость
  2. наблюдается гетерозис
  3. сохраняются признаки родителя
  4. проявляются новые мутации
  1. Известны сорта риса и кукурузы, имеющие зерно чёрной окраски. У какого растения можно получить подобный сорт согласно закону гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова?

1) рожь 2) подсолнечник 3) горох 4) морковь

  1. Начальный этап в селекции животных –
  1. близкородственное скрещивание
  2. получение мутаций
  3. гибридизация
  4. одомашнивание
  1. Выращивание тканей вне организма – пример метода

1) культуры клеток 2) микроскопирования

3) центрифугирования 4) генной инженерии

  1. Для преодоления бесплодия межвидового редечно-капустного гибрида Г.Д. Карпеченко использовал метод
  1. полиплоидии
  2. массового отбора
  3. гетерозиса
  4. культуры ткани
  1. У самоопыляющихся растений наблюдается повышение

1)гомозиготности 3) гетерозисного эффекта

2) гетерозиготности 4)жизнестойкости

  1. При искусственном отборе у организмов формируются признаки, полезные

1) человеку 2)виду 3) биогеоценозу 4) породе

  1. Чем характеризуется гетерозис?
  1. превосходством гибридов по ряду свойств над родительскими формами
  2. подавлением действия генов одного из родителей генами другого родителя
  3. кратным увеличением числа хромосом
  4. наследованием признаком родительских форм
  1. Искусственно выведенную человеком группу животных называют

1) породой 2)видом 3) популяцией 4) сортом

  1. Полиплоидия применяется в селекции

1) домашних животных 2) культурных растений

3) шляпочных грибов 4) плесневых грибов

  1. Верны ли следующие суждения о методах селекции?

А. Близкородственное скрещивание как метод селекции позволяет получить гетерозиготные гибриды повышенной жизнеспособности.

Б. Методы биотехнологии применяют для получения необходимых человеку веществ с использованием живых организмов и биологических процессов в производстве.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

В1. Установите правильную последовательность этапов работы селекционера при создании новой породы животных

А) скрещивание производителей для создания новой породы

Б) скрещивание потомков и индивидуальный отбор по породным признакам

В) методический отбор особей среди полученного потомства от исходных форм

Г) индивидуальный подбор родительских форм для скрещивания

С1. В плодах ряда растений отсутствуют семена (апельсины, мандарины). Что лежит в основе получения таких сортов и как сохраняется этот признак?

С2.В настоящее время нашли широкое применение в птицеводстве гетерозисные бройлерные цыплята. Почему именно их широко используют для решения продовольственных задач? Как их выводят?



В чем заключаются этические проблемы клонирования людей?

    • Дело в том, что человек индивидуален, его нельзя штамповать. Даже однояйцовые близнецы обладают собственной индивидуальностью в результате воспитания и влияния среды. Попытки тиражировать людей-рабов уже были предприняты фашистами. Их вовремя остановили.
      Тем не менее проблема клонирования клеток и органов с целью получения трансплантатов для пересадки самому человеку или его ближайшим родственникам заслуживает внимания ученых и врачей.

Направления развития биотехнологии и генной инженерии

В чем заключаются прогрессивные черты таких направлений, как биотехнология и генная инженерия?

    • Эти направления в науке позволяют преодолеть межвидовую нескрещиваемость, создать организмы с новыми свойствами, полезными человеку. Методы генной инженерии позволят лечить генетические патологии, биотехнология направлена на создание лекарств, биологически активных веществ.

Теоретические основы селекции

Какие науки являются теоретической основой селекции?

    • Селекция как практическая деятельность пользуется достижениями генетики, сельского хозяйства, молекулярной биологии, агрономии, физиологии.

Селекция

Три фермера-конкурента занимаются селекцией картофеля. У каждого различные методы селекции. Первый выводит несколько чистых линий, скрещивает их между собой в разных комбинациях, полученные гибриды отбирает и снова повторяет цикл. Второй ежегодно скрещивает гетерозисные формы друг с другом. Третий берет две чистые линии и повторяет методику первого фермера. Кто из фермеров победит в этой конкуренции? Ответ докажите.

    • Победит в конкуренции первый фермер, каждый раз выращивая семена гибридов, полученных от разных линий. Второй проиграет, потому что потомство от гетерозисных форм бесплодно. Третий проиграет, потому что скрещивает только две чистые линии, и результат от такого скрещивания может быть различным. У первого фермера все-таки есть из чего выбирать.

Проблемы охраны окружающей среды

В последние десятилетия люди очень озабочены проблемами сохранения окружающей среды. Назовите несколько причин для такой озабоченности.

    • Причинами для озабоченности сохранением окружающей среды являются следующие: опасность химического, радиоактивного заражения среды; опасность отравления вод промышленными загрязнениями; выпадение кислотных дождей, заражение грунтовых вод; массовая гибель леса, многих растений и животных; массовые эпидемии среди птиц, рогатого скота и др.

Роль наследственности и изменчивости

Какова роль наследственности и изменчивости в формировании приспособленности организмов к условиям окружающей среды?

    • В основе формирования приспособленности лежит наследственная изменчивость. Она поставляет материал для отбора адаптивных признаков. Сохраненные отбором полезные мутации накапливаются в поколениях. Однако собственно фенотип организма зависит не только от генотипа, но и от влияния окружающей среды. Фенотипические изменения обеспечивают приспособленность организмов по отношению к конкретным условиям. Таким образом, наследственность и изменчивость - два взаимосвязанных, хотя и противоположно направленных, свойства организма. Наследственность поддерживает генетическую стабильность вида, изменчивость направлена на появление новых форм.

Открытие Г. Менделя

Объясните, как связаны открытия Г. Менделя с открытием мейоза, гена, структуры и функций ДНК.

    • Г. Мендель выявил закономерности наследования признаков и вывел статистические законы расщепления признаков. Терминами ген, мейоз и, тем более, ДНК он не пользовался. Закономерности мейоза, понятие «ген» и структура ДНК были выявлены в ХХ веке. Эти открытия позволили объяснить правила Менделя с цитологической и биохимической точек зрения.

Вариант 1.

А1 . Наука о выведении новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов:

а) цитология б) генетика в) селекция г) микробиология

А2. Выберите ученного, который создал открыл центры происхождения культурных растений:

а) Н. И. Вавилов б) Г. Д. Карпеченко. в) И. В. Мичурин г) Ч. Дарвин

А 3. Как называется явление «гибридной силы»?

а) мутагенез б) гетерозис в) инбридинг г) аутбридинг

А 4. Какой вид отбора применяется в селекции перекрестноопыляемых растений?

а) индивидуальный б) массовый в) бессознательный г) естественный

А 5. Близкородственное скрещивание проводят для:

а) повышения жизнеспособности б) получения гетерозиготных организмов

в) получения чистых линий г) улучшения свойств у гибридов

А 6. Аутбридинг -это

а) массовый отбор производителей б) скрещивание особей разных пород

в) скрещивание близких родственников г) скрещивание разных видов

А 7. Метод, основанный на внедрении генов из одного организма в другой:

а) клеточная инженерия б) генная инженерия в) клонирование г) хромосомная инженерия

Часть В. Выберите три правильных ответа из шести.

В 1. Выберите методы, которые применяет хромосомная инженерия.

1) методы полиплоидии

2) выращивание клеточных культур на питательной среде

3) метод замещенных линий

4) метод дополненных линий

5) клонирование

В 2. Установите соответствие между культурами и центрами их происхождения

Часть С. Вставьте пропущенные слова в текст:

Капустно-редечный гибрид был получен ученым_____________.Он оказался__________, так как хромосомы и редьки не могли конъюгировать. Способность образовывать гаметы была восстановлена методом_________

Тест по теме «Основы селекции».

Вариант 2.

Часть А. Выберите один правильный ответ из 4 предложенных.

А1. Искусственно созданная человеком группа растений с наследственно закрепленными хозяйственными признаками:

а) порода б) сорт в) штамм г) популяция

А 2. Выберите ученого, который преодолел бесплодие отдаленных гибридов.

а) Н. И. Вавилов б) Иванов в) И. В. Мичурин г) Г. Д. Карпеченко.

А 3. Гетерозис наблюдается при:

а) отдаленной гибридизации б) скрещивании разных чистых линий

в) сращивании разных сортов г) искусственном осеменении

А 4. Бесплодие межвидовых гибридов преодолевается с помощью:

а) гетерозиса б) инбридинга в) отдаленной гибридизации г) полиплоидии

А 5. Инбридинг -

а) Близкородственное скрещивание б) неродственной скрещивание

в) скрещивание разных родов, видов г) получение мутаций

А 6. Какой вид отбора применяют в селекции самоопыляемых растений?

а) бессознательный б) массовый в) искусственный г) индивидуальный

А 7. Клеточная инженерия основана на:

а) получении генно-модифицированных организмов

б) выращивание клеток на питательной среде

в) внедрении ядер соматических клеток в яйцеклетки

г) кратном увеличении числа хромосом

Часть В. Выберите три правильных ответа из предложенных.

В 1. Выберите методы, которые применял И. В. Мичурин.

1) метод отбора 3) искусственный мутагенез

2) метод ментора 5) гибридизацию

4) полиплоидию

В 2. Установите соответствие между методами и направлениями селекции:

Часть С. Вставьте пропущенные слова в текст, используя рисунок.

«Гречиха»

организмы, у которых кратно увеличено число хромосом называются_________.Данное явление можно получить с помощью растительного яда__________. Полученные растения обладают____________жизнеспособностью.

Инструкция по выполнению работы.

На выполнение работы дается 20 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих 10 заданий.

Часть А включает 7 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, один из которых правильный.

Часть В содержит 2 заданий с выбором нескольких верных ответов.

Часть С содержит 1 задание с вставкой нужных слов в текст.

За правильно выполненное задание части А начисляется 1 балл.

Правильное выполнение заданий части В оценивается двумя баллами.

Задания со свободным развернутым ответом части С оцениваются от нуля до трех баллов. За правильный полный ответ, содержащий все необходимые элементы (3), обучающийся получает 3 балла. 2 балла - 2 ответа правильных, 1 балаа - 1 ответ и 0 баллов - хадание выполнено неправильно.

Критерии оценки:

Система оценивания варианта № 1

Часть А

задания

Ответ

Часть В

задания

Ответ

Часть С

С1. Вставьте нужные слова в текст.

Капустно-редечный гибрид был получен ученым_____________.Он оказался__________, так как хромосомы и редьки не могли конъюгировать. Способность образовывать гаметы была восстановлена методом_________

Часть А

За каждый правильный ответ - 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 баллов.

задания

Ответ

Часть В

За верное выполнение заданий В выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то обучающийся получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.

задания

Ответ

Часть С

С1. Вставьте пропущенные слова в текст. Организмы, у которых кратно увеличено число хромосом называются_________.Данное явление можно получить с помощью растительного яда__________. Полученные растения обладают____________жизнеспособностью.

Используемые источники.

1. Биология. Общая биология. 10-11класс. Базовый уровень. Сивоглазов В.И. и др. 2013.

2. Поурочные планы. Биология. 10 класс. К учебнику Беляева. Часть 2. Издательство «Учитель», 2006.

3. Кириленко А. А. Тематические задания для подготовки к ЕГЭ. Издательство: Легион, 2014 г.

это наука о методах создания высокопродуктивных сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.

Современная селекция

это обширная область человеческой деятельности, которая представляет собой сплав различных отраслей науки, производства сельскохозяйственной продукции и ее комплексной переработки.

В ходе селекции происходят устойчивые наследственные преобразования различных групп организмов. По словам Н.И. Вавилова , «…селекция представляет собой эволюцию, направляемую волей человека». Известно, что достижения селекции широко использовал Ч. Дарвин при обосновании основных положений эволюционной теории.

Современная селекция базируется на достижениях генетики и является основой эффективного высокопродуктивного сельского хозяйства и биотехнологии.

Задачи современной селекции

Создание новых и совершенствование старых сортов, пород и штаммов с хозяйственно-полезными признаками.

Создание технологичных высокопродуктивных биологических систем, максимально использующих сырьевые и энергетические ресурсы планеты.

Повышение продуктивности пород, сортов и штаммов с единицы площади за единицу времени.

Повышение потребительских качеств продукции.

Уменьшение доли побочных продуктов и их комплексная переработка.

Уменьшение доли потерь от вредителей и болезней.

Учение о современной селекции было создано Николаем Ивановичем Вавиловым (1887–1943).

Многие хозяйственно-полезные признаки являются генотипически сложными, обусловленными совместным действием многих генов и генных комплексов. Необходимо выявить эти гены, установить характер взаимодействия между ними, иначе селекция может вестись вслепую. Поэтому Н.И. Вавилов утверждал, что именно генетика является теоретической основой селекции .

Н.И. Вавилов выделил следующие разделы селекции :

1) учение об исходном сортовом, видовом и родовом потенциалах;

2) учение о наследственной изменчивости (закономер­ности в изменчивости, учение о мутациях);

3) учение о роли среды в выявлении сортовых призна­ков (влияние отдельных факторов среды, учение о стадиях в развитии растений применитель­но к селекции);

4) теория гибридизации как в пределах близких форм, так и отдаленных видов;

5) теория селекционного процесса (самоопылители, перекрестноопылители, вегетативно и апогамно раз­множающиеся растения);

6) учение об основных направлениях в селекционной работе, таких, как селекция на иммунитет, на физиологические свойства (холодостой­кость, засухоустойчивость, фотопериодизм), селекция на технические качества, химический состав;

7) частная селекция растений, животных и микроорганизмов.

Учение об исходном материале является основой современной селекции. Исходный материал служит источником наследственной изменчивости – основы для искусственного отбора. Н.И. Вавилов установил, что на Земле существуют районы с особенно высоким уровнем генетического разнообразия культурных растений, и выделил основные центры происхождения культурных растений (первоначально Н.И. Вавилов выделил 8 центров, но затем сократил их число до 7). Для каждого центра установлены характерные для него важнейшие сельскохозяйственные культуры.

1. Тропический центр – включает территории тропической Индии, Индокитая, Южного Китая и островов Юго-Восточной Азии. Это родина таких растений, как рис, сахарный тростник, чай, лимон, апельсин, банан, баклажан, а также большого количества тропических плодовых и овощных культур.

2. Восточноазиатский центр – включает умеренные и субтропические части Центрального и Восточного Китая, Корею, Япо­нию и большую часть о. Тайвань. Это родина таких растений, как соя, просо, хурма, многих других овощных и плодовых культур.

3. Юго-западноазиатский центр – включает территории внутренней нагорной Малой Азии (Анатолии), Ирана, Афганистана, Средней Азии и Северо-Западной Индии. Сюда же примыкает Кавказ, культурная флора кото­рого, как показали исследования, генетически связана с Передней Азией. Родина мягких пшениц, ржи, овса, ячменя, гороха, дыни.

Этот центр может быть подразделен на следующие очаги:

а) Кавказский со множеством оригинальных видов пшеницы, ржи и плодовых;

б) Переднеазиатский, включающий Малую Азию, Внутреннюю Сирию и Палестину, Транс­иорданию, Иран, Северный Афганистан и Среднюю Азию вместе с Китайским Туркеста­ном;

в) Северо-западноиндийский, включающий, помимо Пенджаба и примыкающих провинций Северной Индии и Кашмира, также Белуджистан и Южный Афганистан. В исключительном видовом разно­образии здесь сосредоточены дикие родичи пше­ницы, ржи и различных европейских плодовых.

4. Средиземноморский центр – включает страны, расположенные по берегам Средиземного моря. Дал начало твердой пшенице, капусте, свекле, моркови, винограду, маслине, множеству других овощных и кормовых культур.

5. Абиссинский центр – харак­теризуется рядом эндемичных видов и даже родов культурных растений: кофейное дерево, арбуз, хлебный злак тэфф, масличное растение нуг, особый вид банана.

6. Центральноамериканский центр , охватывающий обширную территорию Северной Америки, включая Южную Мексику – три очага:

а) Горный южномексиканский,

б) Центральноамериканский,

в) Вест-Индский островной.

Кукуруза, подсолнечник, американские длинноволокнистые хлопчатники, какао (шоколадное дерево), ряд видов фасоли, тыквенных, многих плодовых (гвайява, аноны и авокадо).

7. Андийский центр , в пределах Южной Америки, приуроченный к Андийскому хребту. Это родина картофеля, томата. Отсюда ведут начало хинное дерево и кокаиновый куст.

Таким образом, начальное введение в культуру подавля­ющего числа возделываемых растений связано не только с флористическими областями , отли­чающимися богатой флорой, но и с древнейшими цивилизациями .

Н.И. Вавилов выделил группу вторичных культур , которые произошли от сорняков: рожь, овес и др.

Н.И. Вавилов установил, что «важным моментом при оценке материала для селекции является наличие в нем разнообразия наследственных форм». Н.И. Вавилов различал следующие группы исходных сортов : местные сорта, иноземные и инорайонные сорта. При разработке теории интродукции (внедрения) инорайонных и иноземных сортов «необходимо отличать первичные очаги формообразования от вторичных». Например, в Испании обнаружено «исключительно большое число разновидностей и видов пшениц», однако это объясняется «привлечением сюда многих видов из разных очагов».

Н.И. Вавилов придавал большое значение новым гибридным формам. Разнообразие генов и генотипов в исходном материале Н.И. Вавилов назвал генетическим потенциалом исходного материала.