Что такое кохлеарная имплантация? Плюсы и минусы имплантируемых слуховых аппаратов среднего уха Какие структуры слуховой системы заменяет кохлеарный имплант.

Если ребенок носил слуховые аппараты, то после операции он продолжает носить аппарат на не имплантированном ухе. После включения процессора КИ ребенку следует продолжать носить слуховой аппарат вместе с КИ. Это обеспечивает бинауральный слух, что улучшает локализацию звука в пространстве, повышает помехоустойчивость восприятия речи в шуме. При этом необходима перенастройка слухового аппарата при включенном КИ по ощущениям ребенка (уменьшение уровня усиления, выключение высоких частот). Необходимо также соблюдать режим адаптации к использованию КИ и слухового аппарата. В течение месяца занятия должны проводиться только с КИ. При этом в остальное время ребенок часть времени должен носить только КИ (2/3), а часть времени КИ и слуховой аппарат. В отдельных случаях это соотношение может меняться. Позднее ребенок постоянно носит оба устройства, в том числе и на занятиях.

Однако, как показывает опыт, многие дети вскоре отказываются носить слуховой аппарат. Существует несколько факторов, определяющих это. Одним из основных является чувство дискомфорта от некачественно изготовленного или неподходящего по размеру вследствие роста ребенка вкладыша аппарата. Второй фактор - малые остатки слуха на не имплантированном ухе - при полном их отсутствии использование слухового аппарата нецелесообразно. Третий фактор - тип используемого ребенком слухового аппарата - звук от аналогового слухового аппарата, особенно некачественного, сильно отличается от сигнала, передаваемого КИ. Звук, передаваемый высококачественным цифровым аппаратом близок к сигналам, передаваемым КИ, и лучше интегрируется мозгом. Специалисты и родители должны приложить максимальные усилия для того, чтобы ребенок продолжал носить слуховой аппарат вместе с КИ.

Сейчас разработаны модели КИ, сочетающие использование КИ и слухового аппарата на одном ухе. Эти модели предназначены для людей с хорошими низкочастотными остатками слуха, обеспечивая им лучшее качество воспринимаемой речи.

3.3. Слухоречевая реабилитация детей с кохлеарным имплантом, потерявших слух после овладения речью Восстановление слухоречевого восприятия

Поскольку у постлингвальных или позднооглохших детей языковая система и собственная речь уже сформированы, то послеоперационная реабилитация, кроме настройки процессора КИ, у них, в основном включает восстановление слухового восприятия окружающих звуков и речи с КИ.

Речевые сигналы, передаваемые КИ, значительно искажены и отличаются от тех, которые хранятся в памяти позднооглохшего ребенка. Это определяет основные задачи программы слухоречевого тренинга:

Научить ребенка находить соответствие между звуковыми образами звуков речи и слов, передаваемых КИ, с теми, которые хранятся в его памяти;

Научить ребенка выделять в новых образах звуков речи акустические корреляты дифференциальных признаков фонем - «звонкость-глухость», место и способ артикуляции и др.

Накопить в памяти ребенка новые звуковые образы звуков речи, слов, фраз, звуков окружающей среды,

Занятия по развитию слухоречевого восприятия начинаются сразу после первой настройки КИ. В первый день проводятся 2 занятия продолжительностью по 30 мин. с перерывом 2-4 часа для адаптации и коррекции настройки речевого процессора. Как показала наша практика, оптимальная длительность курса слухо-речевой реабилитации для ПЛП составляет 3-4 недели, В первые две недели желательно проводить 2 занятия (по 45-60 мин. в день с разными педагогами, далее - 1-2 занятия в день. За этот период удается в достаточной степени восстановить слуховое восприятие и достичь стабильных значений параметров настройки процессора КИ, необходимых для хорошей разборчивости воспринимаемой речи и ее восприятия в различных коммуникативных ситуациях, провести коррекцию имеющихся нарушений речи. Исключением являются дети, потерявшие слух после менингита, и дети с ушным шумом, у которых способность воспринимать речь восстанавливается медленнее.

Тренинг развития слухоречевого восприятия с КИ у ПЛП включает:

1. Тренинг обнаружения, различения и узнавания неречевых (бытовых) звуков окружающей среды (задания 1-6 проводятся с 1-го занятия).

2. Тренинг узнавания слов с разной слоговой структурой (одно-, двух-, трехсложные слова, цифры) в закрытом (ограниченном) выборе.

3. Тренинг различения разных признаков неречевых и речевых звуков (количество звуков, длинный-короткий, громкий-тихий).

4. Тренинг различения и узнавания звуков музыкальных инструментов, звучащих игрушек.

5. Тренинг различения и узнавания изолированных низко- и высокочастотных звуков речи (изолированные фонемы [а], [и], [у], [с], [ш] и др.).

6. Тренинг узнавания слов с одинаковой слоговой структурой (трех-, двух- или односложных) и с разным/одинаковым положением ударного слога (многосложные слова) в закрытом выборе.

7. Тренинг восприятия надсегментных характеристик речевых сигналов (число слогов, положение ударного слога, положение выделенного слова во фразе, интонация предложения) (задания 7-10 проводятся со 2-го занятия).

8. Тренинг различения и узнавания изолированных гласных, а также гласных в составе слогов типа СГ в контексте различных согласных.

9. Тренинг узнавания слов в слитной речи при закрытом выборе.

10.Тренинг узнавания слов с одинаковой слоговой структурой (трех-, двух- или односложных), отличающихся гласными/согласными при закрытом выборе (с 3-го занятия).

11 .Тренинг различения и узнавания изолированных согласных, а также согласных в составе слогов типа согласный-гласный, гласный-согласный-гласный (с 3-го занятия).

12. Тренинг узнавания слов с разной слоговой структурой при открытом выборе (задания 13-18 проводятся с 4-го занятия).

13. Тренинг узнавания односложных слов при открытом выборе.

14. Тренинг различения фонетических характеристик (гласный-согласный, звонкость-глухость, место образования, сонорность, мягкость-твердость) в слогах и словах.

15. Тренинг различения слов в предложениях с хорошо предсказуемым последним словом в открытом выборе.

16. Тренинг восприятия просодической информации в речи (вопросительная/повествовательная/восклицательная интонация, положение смыслового ударения, эмоциональное состояние говорящего, определение мужских и женских голосов)

17. Тренинг понимания знакомых вопросов.

18. Тренинг различения слов в предложениях с плохо предсказуемым последним словом в открытом выборе (с 7-го занятия).

19. Тренинг восприятия слитной речи в ситуации открытого выбора (с 8-го занятия).

20. Тренинг узнавания слов с разной слоговой структурой (одно-, двух-, трехсложные) в закрытом выборе в условиях внешнего шума (20-25 задания с 10-го 40 занятия).

21. Тренинг узнавания слов с одинаковой слоговой структурой (трехсложные, двухсложные, односложные) в закрытом выборе в шумах.

22. Тренинг узнавания слов в слитной речи (предложения) в закрытом выборе в шумах.

23. Тренинг понимания знакомых вопросов в шумах.

24. Тренинг восприятия речи по телефону.

25. Тренинг локализации источника звука в пространстве.

Восстановление слухового восприятия с помощью КИ начинают с простых заданий, переходя последовательно к более сложным.

Самое простое задание - это обнаружить есть звук или нет. В этом задании ребенку предъявляют разные неречевые и речевые звуки, разной громкости, частоты и с разного расстояния. Ребенок должен сказать, слышит он этот звук или нет. Узнать этот звук от него не требуется.

Второе задание по сложности - это умение различать два звука. Для этого ребенку предъявляются два слова (или два неречевых звука, или две фонемы). Ребенок должен сказать, какое слово он услышал. Это задание ребенок может выполнять, даже если он узнает только одно слово. Например, при предъявлении слов «дом» и «машина» ребенок хорошо узнает слово «машина». Когда же ему предъявляют слово «дом», то он не слышит его четко, но он точно слышит, что это не «машина» и отвечает правильно.

Третье задание по сложности - это умение узнавать звуки (неречевые и речевые) в ситуации закрытого (ограниченного) выбора. В этой ситуации ребенок знает, какие именно сигналы (слова, слоги, предложения, фонемы, неречевые звуки) ему будут предъявляться . При этом список этих сигналов (или набор картинок) лежит на столе перед ребенком. Отвечая, ребенок показывает услышанное слово (звук, предложение и т.д.) в списке, лежащем перед ним или повторяет его. В таких заданиях ребенок может узнать слово, даже если слышит его не четко, исключая те, на которые то, что он слышит непохоже. При этом он должен постараться угадать, на какое слово, из лежащих перед ним в списке, похоже услышанное слово. Минимальное число сигналов, которое может предъявляться в этом задании - 3. Увеличение числа сигналов усложняет задание.

В качестве сигналов в этом задании можно предъявлять предложения. По сравнению с изолированными словами это более сложное задание, т.к. на начальном этапе пациенты с КИ очень медленно анализируют речь и не успевают узнавать слова в слитной речи.

Все эти задания начинаются с предъявления сигналов слухо-зрительно - ребенок видит лицо педагога, который указывает, какое слово из списка он произносит или видит предметы, которые издают звуки. После этого сигналы (звуки, слова, предложения) предъявляются только на слух.

В отличие от этого в заданиях с открытым выбором ребенок не знает, какие именно сигналы ему будут предъявляться и не может их предугадать. Поэтому он может полагаться только на свое умение слышать. Эти задания проводятся, когда ребенок достаточно хорошо будет выполнять задания по узнаванию речи в закрытом выборе из 10-12 слов.

Первое занятие начинается с восстановления способности обнаруживать различные неречевые и речевые звуки, выявлять разницу в их звучании и опознавать их. Для этой цели ребенку предлагают прослушивать разные бытовые звуки, в том числе, неречевые звуки, издаваемые человеком (шаги, скрип двери, бренчание ложки в стакане, звонок телефона, шуршание бумаги, свист, стук барабана, звук струи воды, кашель, сморкание и пр.), звуки музыкальных инструментов (барабан, дудка, свисток, трещотка, ксилофон и др.). При этом используют реальные ситуации и предметы с предварительным привлечением внимания ребенка к источнику звука.

На этом же занятии неречевые звуки, а также звуки речи, используют для восстановления способности различать определенные характеристики звуковых сигналов: "громкий-тихий", "один-много", "длинный-короткий", "высокий-низкий".

Тренинг восприятия речи начинается с различения и узнавания изолированных слов и звуков речи в ситуации закрытого выбора. Сначала предъявляют 3 слова. Предварительно ребенку предъявляют эти сигналы слухо-зрительно - ребенок видит лицо педагога, который указывает, какое слово из списка он произносит. Если ребенок не может узнать слово, надо попросить его постараться угадать, на какое слово из лежащих перед ним слов похоже услышанное слово. Некоторые дети отвечают, только когда они уверены в ответе. А для развития восприятия важно, чтобы они учились принимать решение о сигнале (например, слове) даже при наличии частичной информации. Это один из основных принципов обработки информации мозгом. Если ребенок узнает все 3 слова, число слов увеличивают до 6, 9,12. В число первых слов также должны входить имя ребенка, слова «мама», «папа», «бабушка», имена членов семьи. Дети, как правило, уже способны справиться с этим заданием, а осознание ими того, что они уже понимают слова, очень вдохновляет их и родителей.

Первые 1-2 дня дети могут сообщать, что они слышат речь с некоторой задержкой. При этом у них возникает впечатление, что звук голоса отстает от артикуляции. В течение 2-3 дней ребенок перестает замечать это несоответствие.

На первом занятии предлагается также различать (при парном сравнении) и узнавать (при выборе из 3-х и более) акустически сильно отличающиеся длительные звуки речи, например, [а], [у], [ш], [с]). Начинают с 2-х сигналов, по мере выполнения задания для разных пар звуков, число сигналов постепенно увеличивают.

В заданиях с закрытым выбором на первых занятиях речевой материал сначала предъявляется несколько раз со зрительным подкреплением. Затем то же задание выполняется без зрительного подкрепления только на слух. Если ребенок делает ошибки, то необходимо вернуться к аудио-визуальному способу подачи материала, а затем продолжить без зрительного подкрепления. По мере восстановления слухоречевого восприятия с КИ речевой материал можно предъявлять сразу только на слух. Сначала педагог произносит речевой материал в более медленном темпе и с четкой артикуляцией. При достижении устойчивого правильного узнавания материала, произносимого в медленном темпе, материал предъявляется с быстрым темпом произнесения.

Каждое занятие должно заканчиваться заданием, которое ребенок уже хорошо выполняет. Это поддерживает у него положительный настрой. Такой алгоритм используется при работе с разным речевым материалом. Педагог должен предварительно подобрать речевой материал и иметь напечатанные списки с разным числом сигналов разного типа (изолированные фонемы; группы фонем с общими фонеморазличительными признаками; слоги; слова с разной и одинаковой слоговой структурой; пары слов, различающиеся одной фонемой; односложные слова; предложения с хорошо предсказуемым и плохо предсказуемым составом слов; вопросы; тексты - Приложение 1).

При работе с подростками и детьми очень важно подобрать речевой материал, соответствующий возрасту ребенка и его интересам. Этот материал должен быть также разнообразным по темам, лингвистическому составу и пр.

Для домашних занятий можно рекомендовать также прослушивание песен, которые ребенок знал до потери слуха. Хотя КИ в определенной степени искажает мелодию песен, их ритмический рисунок передается точно, и многие дети любят слушать любимые песни, узнавая их текст.

В заданиях с открытым выбором на первых занятиях также сначала используют аудио-визуальный способ предъявления материала. Затем предъявляют сигналы только на слух. Если ребенок не понял сказанное слово (или фразу), его повторяют. Если он не понял и в этом случае, то следует объяснить ребенку, что было сказано, написав это слово или показав соответствующую картинку. После этого необходимо снова повторить это слово несколько раз, так чтобы ребенок воспринял его только на слух. Если ребенок назвал какое-то другое слово вместо предъявленного, то надо по очереди произнести эти два слова, давая ребенку возможность сравнить звучания этих двух слов, почувствовать разницу в их звучании.

При тренировке понимания слитной речи используется чтение коротких занимательных текстов (100-200 слов), при этом обучающийся должен повторять предложения, читаемые педагогом. Если обучающийся не понял какое-либо слово, то педагог повторяет предложение или его часть, приводит слова - синонимы и т.д., добиваясь узнавания этого слова ребенком. При затруднении узнавания слова его можно написать и показать ребенку. При этом можно использовать также другой подход: ребенок сначала самостоятельно читает текст, а затем педагог предъявляет предложения только на слух.

Важнейшую роль в восстановлении восприятия речи с помощью КИ играют занятия по развитию способности узнавать отдельные звуки речи, т.к. это определяет разборчивость речи. Вследствие особенностей кодирования акустической информации КИ отдельные звуки речи претерпевают существенные изменения. Для того чтобы ребенок научился хорошо узнавать отдельные фонемы, используются несколько типов упражнений:

Различение фонем при парном сравнении (при изолированном предъявлении, в составе слогов в окружении разных звуков речи, слов). Начинают с гласных звуков. (Приложение 1);

Узнавание фонем при выборе из 3, 4, 5 и более (при изолированном предъявлении, в составе слогов в окружении разных звуков речи);

Различение и выделение дифференциальных признаков (звонкость-глухость, мягкость-твердость, место образования, гласный-согласный, назальный-неназальный и др.); Это упражнение особенно эффективно, т.к. способствует быстрому развитию умения различать отдельные фонемы. Наибольшую трудность представляет различение взрывных согласных, отличающихся местом образования /б-д-г/, /п-т-к/.

Умение обнаруживать наличие-отсутствие звука в слове и определять его позицию в слове;

Определения корректного и некорректного произношения фонемы в слове и др. В результате у большинства детей, использующих КИ с быстрой стратегией кодирования, удается достичь 90-95% фонемной разборчивости в слогах.

Кохлеарная имплантация обычно проводится на одно ухо. При таком монауральном восприятии локализация звука в пространстве является непростой задачей для ПЛП. Для развития этой способности необходимы специальные занятия по локализации источников неречевых сигналов и речи, что улучшает ориентацию ребенка в пространстве и адаптацию в меняющейся акустической среде. Однако следует иметь в виду, что даже после тренировки, способность ребенка определять положение звука в пространстве с одним КИ ограничена, особенно в направлении «спереди-сзади» и в шумной обстановке (на улице, в шумном помещении). Как правило, ребенок сначала обнаруживает звук, начинает искать его источник, поворачивая голову в разные стороны, параллельно опознает звуковой образ (например, речь или гудок машины) и, прежде всего, по ситуации определяет, откуда идет звуковой сигнал.

Поскольку речевые сигналы, передаваемые КИ, искажены, то для их обработки детям требуется больше времени. Поэтому дети с КИ, особенно в первый год использования КИ, значительно медленнее понимают сказанное, им требуется несколько раз повторить, прежде чем они поймут услышанную речь. В связи с этим в процессе слухоречевой работы с ребенком необходимо предъявлять для опознавания речевой материал (слова, фразы), произнося его с разной скоростью - сначала чуть медленнее, с четкой артикуляцией, а затем, после того как ребенок точно повторил услышанное - в более быстром темпе.

Необходимо также проводить упражнения по развитию способности различать голоса людей. Сначала голоса разных людей звучат для ребенка одинаково, но постепенно этот навык развивается, хотя он будет делать это хуже, чем нормально слышащий ребенок. Начинать лучше с того, что, предъявляя ребенку речевой материал, нужно иногда произносить слова более высоким или более низким голосом. Ребенок должен при этом отметить изменение высоты голоса. Можно также привлечь родителей к этому упражнению. Они вместе с педагогом произносят по очереди в случайном порядке слова или предложения (уже проработанные), а ребенок должен узнать, кто это сказал. Используются также аудиозаписи с мужскими, женскими, детскими голосами. Родители проводят такие упражнения и дома. В процессе этих занятий у ребенка восстанавливается способность различать мужские-женские-детские голоса, способность различать знакомые голоса. Это способность важна и для восприятия речи одного диктора на фоне нескольких говорящих человек.

Для тренировки восприятия речи на фоне помех можно использовать аудиозаписи с зашумленным речевым материалом, восприятие речи на фоне музыки или включенного радио, а также разговор по телефону. При этом начинать также следует с восприятия в ситуации закрытого (ограниченного) списка, т.е. когда ребенок знает, какие именно сигналы ему будут предъявляться (при беседе по телефону нужно заранее написать текст диалога). Тренировка восприятия речи в шумах является важным этапом работы, поскольку ПЛП испытывают трудности восприятия в шумных условиях даже после длительного ношения КИ. Это обусловлено меньшей информационной избыточностью и, соответственно, помехоустойчивостью речевых сигналов, передаваемых КИ, а также нарушением центральных слуховых процессов у части ПЛП. В процессе таких занятий с ребенком и родителями обсуждаются проблемы восприятия речи в шумных условиях, приемы успешной реализации коммуникации с помощью альтернативных стратегий, способствующие психологической стабилизации ребенка в трудных ситуациях.

Следует помнить, что процесс слушания и восприятия речи с КИ требует от ребенка большого напряжения и энергии. Кроме того, у многих детей, потерявших слух после нейроинфекций, имеются различные неврологические нарушения (астения нервной системы), центральные расстройства слуха (нарушения слуховой памяти, внимания). Поэтому в первое время дети на занятиях быстро устают. В связи с этим в процессе занятия важно слухоречевую работу перемежать с другими видами коррекционной работы, опирающимися в большей степени на другие анализаторы.

Как правило, после 3-4 недель интенсивных занятий по развитию восприятия речи с КИ центре кохлеарной имплантации, позднооглохшие дети понимают речь в большинстве коммуникативных ситуаций. Однако, скорость обработки речи с КИ у них еще недостаточная, и ребенок нуждается в продолжении занятий с сурдопедагогом по месту жительства 1-2 раза в неделю в течение нескольких месяцев. Ребенок также нуждается в дополнительных занятиях по русскому языку. При этом на протяжении всего процесса слухо-речевой реабилитации родители ребенка активно участвуют в процессе слухо-речевой реабилитации - они ежедневно занимаются с ребенком по заданиям сурдопедагога.

Кохлеарная имплантация – операция по восстановлению слуха, подразумевающая установку в улитку внутреннего уха электронной системы, обеспечивающей электрическую стимуляцию сохранных структур слухового нерва. Проводится при нейросенсорной тугоухости , сопровождающейся повреждением значительной части рецепторов улитки. Результатом вмешательства становится восстановление ранее отсутствующего физического слуха. Во время операции кохлеарный имплантат (устройство, при помощи которого осуществляется стимуляция слухового нерва электрическими импульсами) вживляется в заушную область, а электроды от него вводятся в улитку. Кохлеарная имплантация выполняется под эндотрахеальным наркозом.

Кохлеарная имплантация призвана помочь восстановить отсутствующий физический слух и улучшить социальную адаптацию взрослых и детей с сенсоневральной тугоухостью и глухотой. Операция относится к числу современных высокотехнологичных методик. В процессе диагностических и лечебных мероприятий при подготовке к данному вмешательству задействуются отоларингологи , сурдологи , отоневрологи , аудиологи, сурдопедаги, психологи , логопеды . Установка кохлеарного имплантата проводится при достаточной обучаемости больного и мотивированности пациента или (в случае имплантации устройства ребенку) его родителей.

Устройство имплантата

В ходе психологического тестирования оценивается обучаемость, невербальное развитие, состояние эмоционально-волевой сферы. ЭЭГ головного мозга и консультация невролога позволяют выявить противопоказания со стороны ЦНС. Отоларинголог производит ряд специальных исследований, на основании которых выдает заключение о морфологическом и функциональном состоянии слухового анализатора. Отоларингологическое обследование перед кохлеарной имплантацией включает аудиометрию , акустическую импедансометрию , промонториальное тестирование, исследование отоакустической эмиссии и слуховых вызванных потенциалов . Для оценки состояния барабанной лестницы улитки и ее проходимости выполняется МРТ или КТ височных костей.

Решение о проведении кохлеарной имплантации принимается на основании комплексных диагностических данных. Обычно для установки имплантата выбирают ухо с большими нарушениями слуховой функции. В случае выявленных нарушений в области височной кости предпочтение отдают неизмененной или менее измененной стороне. При равных условиях, как правило, оперируют правое ухо.

Методика проведения

Классическая кохлеарная имплантация производится под общим наркозом, может длиться от 1,5 до 3-х часов. В заушной области выполняется дугообразный кожный разрез длиной около 10 см. Формируются кожный и надкостничный лоскуты для закрытия корпуса имплантата и обеспечения доступа к сосцевидному отростку височной кости. После вскрытия сосцевидного отростка (мастоидотомии) через заднюю стенку наружного слухового прохода создается доступ в барабанную полость. Вскрывается внутреннее ухо – барабанная лестница улитки, в которую вводится активный электрод. В височной кости формируется костное ложе для имплантата, осуществляется неподвижная фиксация устройства. После введения электрода в улитку проверяется работа кохлеарного имплантата (его каналов, акустических рефлексов стременной мышцы и т. д.). Убедившись в нормальном функционировании устройства, рану послойно ушивают.

В некоторых случаях выполняют одномоментную двустороннюю кохлеарную имплантацию. При этом в оба уха устанавливают независимые кохлеосистемы, что позволяет достичь лучшего порога слышимости и различения звуков. Стоимость двухстороннего хирургического вмешательства существенно выше одностороннего.

После имплантации

Первое тестирование – подключение и настройку системы проводят через месяц после операции. В процессе настройки имплантата аудиолог через компьютер передает на речевой процессор звуковые сигналы различной громкости и тональности. При этом пациент субъективно определяет наиболее комфортные слуховые ощущения. Если кохлеарная имплантация выполнялась маленькому ребенку, при настройке ориентируются на его рефлекторные реакции. В первый месяц корректирующую настройку имплантата производят 1-2 раза в неделю, в дальнейшем обычно осуществляют одну контрольную настройку в год.

Через месяц после кохлеарной имплантации приступают к проведению слухоречевой реабилитации – аудиологического контроля, занятий с сурдопедагогом, фонопедом, логопедом, психологом. При проведении операции у пациентов детского возраста существенную роль играет активное участие родителей в процессе реабилитации. Длительность слухоречевой реабилитации увеличивается при большом интервале между утратой слуха и кохлеарной имплантацией, а также у долингвальных пациентов. Наиболее перспективна кохлеарная имплантация у детей. После операции показано наблюдение в течение всей жизни. Периодически больным проводится перепрограммирование речевого процессора или его замена.

Стоимость кохлеарной имплантации в Москве

Данная хирургическая операция относится к числу современных высокотехнологичных вмешательств, выполняется врачами высокой квалификации в специализированных клиниках и крупных многопрофильных центрах столицы. Имеет высокую стоимость. Цена кохлеарной имплантации в Москве зависит от типа операции (односторонняя или двухсторонняя), вида и производителя имплантата. При ценообразовании может учитываться опыт и уровень профессиональной подготовки оперирующего отоларинголога, форма собственности медицинского учреждения, наличие дополнительного сервиса и другие факторы.

Проблемы со слухом – патология, накладывающая отпечаток на качество жизни. Особенно тяжело переживают это нарушение дети, и без того сталкивающиеся с непониманием взрослых, неумением выражать свои мысли. Выходом из подобной ситуации является кохлеарная имплантация: что это такое, как она проводится – родители узнают от специалиста.

Что такое кохлеарная имплантация у детей?

Термин данной процедуры происходит от названия самого прибора. Кохлеарный имплантат – что это такое, как он выглядит и как работает – частые вопросы родителей, чьи дети нуждаются в коррекции слуха. Данный прибор представляет собой небольшой передатчик звуковых волн, который устанавливается непосредственно в область улитки внутреннего уха. Этот небольшой механизм осуществляет стимуляцию структур слухового нерва, что улучшает восприятие звука.

Механизм процессора воспринимает звуки следующим образом:

  1. Процессор анализирует улавливаемые звуки, производит из кодировку в последовательность электрических импульсов.
  2. Передачик посылает импульсы через поврежденную улитку непосредственно импланту.
  3. Имплант передает коды слуховому нерву.
  4. От слухового нерва информация направляется в слуховой центр головного мозга, который воспринимает полученные сигналы как звук.

Нарушения слуха – классификация

Разобравшись, зачем проводится кохлеарная имплантация, что это такое за процедура, рассмотрим нарушения, при которых ее используют. Существующие нарушения слуха принято разделять на 2 типа слуховой недостаточности: и глухота. Первое –нарушение с затруднениями в восприятии речи и процесса ее самостоятельного освоения. При этом остается возможность овладения ограниченным запасом слов. В зависимости от степени снижения слуха, выделяют 3 степени тугоухости:

  • 1 степень – снижение слуха в пределах 50 дБ;
  • 2 степень – потеря слухового диапазона в границах 50–70 дБ;
  • 3 степень – превышает 70 дБ.

Вторым типом нарушения слуха является глухота. Эта патология сопровождается отсутствием возможности самостоятельного овладения речью: спонтанное формирование речи, характерное для детей, полностью отсутствует. В зависимости от объема воспринимаемых частот различают 4 группы глухих:

  • 1 группа – лица, воспринимающие звуки низкой частоты – 125–250 Гц;
  • 2 группа – дети, различающие звуки до 500 Гц;
  • 3 группа – ограниченное восприятие звуков частотой до 1000 Гц;
  • 4 группа – дети с возможностью восприятия звуков в широком диапазоне, выше 2000 Гц.

Кохлеарная имплантация – противопоказания

Имплантация слухового аппарата при нарушении слуха является отличным методом избавления от недуга. Однако данная операция имеет ряд противопоказаний:

  • облитерация улитки (полная или выраженная частичная);
  • поражение слухового нерва;
  • отрицательные результаты промонториального теста;
  • сопутствующие тяжелые заболевания: хроническая , декомпенсированные ;
  • очаговые патологии подкорковых структур или коры головного мозга.

Как делают кохлеарную имплантацию?

Кохлеарная имплантация уха – сложный комплекс хирургических мероприятий. Он включает в себя не только операцию по установке специального импланта, но и мероприятия по реабилитации ребенка после хирургического вмешательства. Данный этап вызывает много трудностей, так как требует постоянного непрерывного участия родителей и родственников. После операции ребенок словно учится говорить заново.

Виды кохлеарных имплантов

Используемые в современной медицинской практике кохлеарные импланты нового поколения различаются особенностью устройства и методом установки. В зависимости от этих параметров, принято выделять следующие виды кохлеарных имплантов:



Установка кохлеарного импланта

Система кохлеарной имплантации устанавливается под общим наркозом. Сама операция проводится в несколько этапов, общая продолжительность составляет порядка 6 часов.

Ход данной хирургической процедуры можно кратко описать следующим образом:

  1. Разметка области зоны за ухом, определение места расположения импланта.
  2. Небольшой разрез для получения доступа к сосцевидному отростку и среднему уху.
  3. Выполнение искусственного углубления в костной ткани для дальнейшего размещения и фиксации импланта.
  4. Перфорация ушной улитки для подключения электродов и их размещение.
  5. Проверка работоспособности устройства, его электрической составляющей.
  6. Наложение на рану швов и послеоперационной повязки.
  7. Речевой процессор к кохлеарному импланту подключают через 4–6 недель после операции. Этот этап является очень важным и ответственным: от правильной настройки аппарата будет зависеть дальнейшая работа устройства. При этом специалисты стремятся к тому, чтобы пациент смог комфортно слышать и обрабатывать информацию, не испытывая дискомфорт.

Реабилитация после кохлеарной имплантации

Проведенная кохлеарная имплантация (что это такое – описано выше) не позволяет детям сразу слышать, различать звуковые сигналы и использовать речь. Перенесших операцию кохлеарной имплантации приходится длительное время обучать распознаванию новых звуковых сигналов. После проведения первой настройки аппарата дети нуждаются в помощи по развитию слухового восприятия и речи.

Весь процесс реабилитации детей, перенесших кохлеарную имплантацию (что это такое за процедура и как проводится – мы уже выяснили) можно разделить на следующие этапы:

  1. Обучение ребенка восприятию и распознаванию окружающих звуков.
  2. Развитие слухового восприятия.
  3. Общее развитие ребенка ( , невербальный интеллект, память, моторика, внимание).
  4. Психологическая помощь ребенку и его близким.

Работа с детьми после кохлеарной имплантации

Реабилитация детей после кохлеарной имплантации – длительный и сложный процесс. Основной задачей такого типа работы является развитие восприятия слуховых сигналов с помощью импланта. Само устройство помогает ребенку возможность слышать, но понимание речи и восприятие окружающих звуков – более сложные процессы. Родители вынуждены всегда сопровождать ребенка, чтобы учить выделять в слышимых звуках важные признаки, узнавать изолированные слова.

Дети после кохлеарной имплантации постепенно начинают узнавать изолированные слова и слова в слитной речи, понимать смысл слышимых высказываний и обращенной к ним речи.

Реабилитационные мероприятия должны проводиться в домашних условиях и включать в себя обучение следующим аспектам:

  • обнаружение наличия/отсутствия звуков;
  • различение голоса человека и бытовых сигналов;
  • определение различных характеристик звуков (интенсивность, длительность, высота);
  • различие и опознавание отдельных звуков речи, (интонация, ритм), фонемных признаков (твердость/мягкость, место артикуляции и др.);
  • понимание слитной речи;
  • понимание речи и распознавание бытовых звуков в условиях помех.

Замена кохлеарного импланта

Слуховой аппарат – кохлеарный имплант – может использоваться длительное время. Однако и это устройство требует периодической настройки и замены. Полная смена аппарата на аналогичный проводится спустя 5 лет после установки. При этом операция на замену устройства планируется заранее. Пациент приходит а назначенный день и время, после чего его тщательно обследуют и принимают решение о возможности проведения замены устройства.

Кохлеарная имплантация — процедура, с которой сталкиваются люди, утратившие по тем или иным причинам слух. Учитывая, что, согласно статистике, в России около 12 млн жителей имеют проблемы подобного рода, эта манипуляция достаточно распространена.

Обычно большинству пациентов в случае необходимости устанавливают слуховые аппараты. Но если эти приспособления не дают ожидаемого результата, то для улучшения слуха специалисты предлагают установку кохлеарного имплантата. Кому и в каких ситуациях может помочь эта процедура и каковы риски при установке?

Показания к установке

Современная медицина не стоит на месте, и для людей с пониженным или отсутствующим слухом были изобретены кохлеарные импланты.

Они показаны в следующих случаях:

  • если у пациента глубокая сенсоневральная (нейросенсорная) глухота;
  • если после бинаурального протезирования пациент имеет низкий порог восприятия звуков;
  • при полном отсутствии речевого восприятия в условиях оптимально подобранного слухового аппарата (если ситуация длится около 3 месяцев);
  • при диагностировании у больного глубокой двусторонней тугоухости сенсоневральной формы.

Установка кохлеарных имплантов возможна, если:

  • у пациента отсутствуют проблемы когнитивного характера (нарушения умственной деятельности) различной этиологии;
  • человек не страдает психическими заболеваниями;
  • диагностирование не выявило соматических недугов.

Противопоказания

Кохлеарная имплантация решает проблему людей, страдающих проблемами слуха, однако существуют ситуации, когда операция может навредить. Установка имплантатов не поможет достигнуть необходимого результата в следующих ситуациях:

  1. Если утрата слуха произошла из-за неврита (воспаления) слухового нерва, кровоизлияния головного мозга (височных, стволовых долей).
  2. При кальцификации (отложениях соли кальция) ушной улитки.
  3. При оссификации, то есть процессе прорастания костной ткани улитки.
  4. Если пациенты долгое время находились в абсолютной тишине, то происходит необратимая атрофия веточки слухового нерва, и операцию кохлеарной имплантации делать бесполезно.

К противопоказаниям относятся следующие состояния:

  • воспаление среднего уха;
  • перфорация (разрыв пленки) барабанной перепонки;
  • волосковые клетки сохранены и находятся в рабочем состоянии (исследуется по методике отоакустической эмиссии).

Кохлеарная имплантация у детей не проводится, если ребенок старше 6 лет и у него диагностируется прелингвальная глухота.

Кроме того, данный вид операции не делают в случае постлингвальной глухоты, которая длится дольше, чем период нормальных слуховых функций.

Возможные послеоперационные осложнения

Кохлеарная имплантация является хирургическим вмешательством, к тому же затрагивает область, близкую к головному мозгу, поэтому риски осложнений, хоть и редкие, все же есть. К ним относятся такие состояния:

  • повреждение лицевого нерва (парез) или его паралич на той стороне лица, которая подверглась операции;
  • нарушение функций вкусовых рецепторов;
  • сбои в деятельности вестибулярного аппарата (у пациента может периодически кружиться голова, утрачиваться устойчивость при ходьбе, проявляться тошнота со рвотными позывами);
  • после операции возможны головные боли, тиннитус (звон и шум в ушах);
  • процессы оссификации или кальцификации ушной улитки с имплантатом.

Составляющие кохлеарного имплантата и его функции

Слуховой имплантат данного типа включает в себя 2 части, не имеющие между собой никаких физических связей.

Одна из частей прикрепляется за ухом снаружи. Ее составляющие: микрофон, процессор (более новые модели имплантатов выпускаются с объединенными данными компонентами), а также передатчик, крепление которого к коже напоминает магнит.

Существует и внутренняя часть, которая является приемником. В процессе операции ее фиксируют в височную кость, это и есть ответ на вопрос, что такое кохлеарная имплантация.

Работает конструкция следующим образом:

  1. Микрофон, прикрепленный к наружному уху, ловит звуки и отправляет их в речевой процессор.
  2. Процессор, в свою очередь, занимается кодировкой звуков и преобразованием их в электрические импульсы.
  3. Используя передатчик, находящийся на коже, импульсы оказываются в приемнике, который находится в височной кости.
  4. Отсюда они по электроду попадают в ушную улитку и оказывают воздействие на определенные участки слухового нерва.

Весь данный цикл, который осуществляет кохлеарный имплантат, позволяет пациенту воспринимать звуки.

Предоперационное обследование

Данный процесс во многом зависит от того, как себя чувствует пациент и каков анамнез его заболеваний. Например, если у человека диагностировался менингит, то в качестве дополнительных мер ему назначают МРТ (магнитно-резонансная томография), определяющую состояние костей височной части черепа. Остальным же больным необходимости в данной процедуре нет.

Нередко, но не в обязательном порядке пациенту рекомендуется перед тем, как будет назначена операция, получить консультацию генетика, невропатолога.

В разряд же обязательных мероприятий входят следующие:

  1. Осмотры и консультации у специалистов: отоларинголога, отоневролога, сурдопедагога.
  2. Осуществление некоторых измерений и выяснение состояния уха: аудиометрия (измерение остроты слуха); импедансометрия (диагностика состояния среднего уха); промонториальное тестирование (проверка состояния слухового нерва); отоакустическая эмиссия (методика тестирования слуха у пациента).
  3. Вызванные акустические слуховые потенциалы (диагностирование, позволяющее оценить уровень и качество звуков, получаемых подкоркой головного мозга).
  4. Компьютерная томография кости височной доли.

Чтобы поставить кохлеарный имплантат, придется сдать и необходимые для любого оперативного вмешательства анализы — общий анализ мочи, биохимию и общий анализ крови, исследование крови на уровень глюкозы.

Восстановление после операции

Оперативное вмешательство длится около 90 минут, за это время имплантат крепится в височную кость в заушной области, а электроды помещаются в улитку.

Иногда операция включает в себя установку независимых друг от друга конструкций устройств на оба уха, и делается это одновременно. Затем дается 1-1,5 недели на восстановление, в течение которых пациент посещает перевязочный кабинет, и по завершении швы снимаются.

Систему можно включать только через 3-4 недели, иногда позже. Этот момент требует повышенной аккуратности, чтобы пациент был готов к возвращению в мир звучания и не получил стресса.

После того как был установлен кохлеарный имплантат, пациент нуждается в реабилитации. Человек должен научиться пользоваться речевым процессором, который, в свою очередь, нуждается в квалифицированной настройке.

Этот этап длительный, трудоемкий, и для его преодоления пациенту помогают специалисты из различных областей медицины — отохирурги, аудиологи, педагоги сурдоперевода. Нередко люди нуждаются и в помощи психолога.

Реабилитация проводится по специально разработанным методикам и постоянно сопровождается консультациями врачей. Люди, которым было установлено устройство, пожизненно наблюдаются в медицинских центрах и регулярно проходят плановую диагностику.

Кроме того, пациенты должны быть предупреждены, что кохлеарный имплантат нуждается в регулярном перепрограммировании.

Процедура вживления ушных имплантатов — методика сравнительно новая и уже успела себя зарекомендовать как неплохой способ возвращения людям слуха. Подходит ли кохлеарная имплантация при той или иной патологии, решать может лишь врач после тщательных диагностических мероприятий.

Кохлеарная имплантация - это размещение особого устройства, которое позволяет страдающему от потери слуха или глухота субъекту лучше воспринимать звуки окружающей среды.

Рассмотрим методы имплантации кохлеарного имплантата, преимущества для слабослышащих и возможные риски, связанные с операцией.

Что такое кохлеарная имплантация

Кохлеарный имплант - это устройство, которое заменяет обычную функцию уха , и его следует рассматривать как «электронное» или «бионическое» ухо , так как после имплантации восстанавливается слуховая функция . В отличие от обычного слухового устройства, которое усиливает звуки, кохлеарный имплант передает электрические стимулы непосредственно на слуховой нерв.

Как работает кохлеарный имплант

На техническом уровне, кохлеарный имплант состоит из двух компонентов , внешнего и внутреннего:

  • Внутренний компонент называется «имплантат» и размещается подкожно на уровне слухового нерва с помощью хирургического вмешательства. Состоит из приемника, который принимает информацию от внешнего компонента, и электродов, введенных внутрь улитки, которые стимулируют слуховой нерв . Приемник может быть сделан из титана или керамики и включает в себя антенну, чтобы получать сигналы и чип, который имеет задачу расшифровать сигналы и передавать их на электроды в улитке в виде электрических импульсов.
  • Внешний компонент называется «процессор» и размещается за ухом. Он превращает звуковые волны в электрический сигнал. Состоит из принимающего микрофона и «обработчика звука», то есть является инструментом, который воспринимает звуковые сигналы, поступающие из внешней среды и передает их на внутренний компонент с помощью передающей антенны.

Действие кохлеарного имплантата может быть показано по шагам:

Кохлеарная имплантация может быть использована только в некоторых случаях потери слуха или глухоты . Отбор пациентов для кохлеарной имплантации очень жесткий и осуществляется посредством серии тестов.

  • Двусторонняя потеря слуха (то есть снижение слуха в обоих ушах), приобретенная после усвоения речевых навыков.
  • Двусторонняя тяжёлая и глубокая нейросенсорная потеря слуха, с нарушениями слуха более 80 дБ и способностью восприятия слов менее 35%.
  • Потеря слуха до получения речевых навыков или врожденная глухота у детей в возрасте до 6 лет.
  • Взрослые с умеренной или тяжелой потерей слуха или глухотой сроком не более 20 лет.
  • Субъекты с различными проблемами слуха , которые не получают результата от использования слуховых аппаратов.
  • Снижение слуха у всех тех лиц, которые могут воспринимать менее 50% слов.
  • Тем, кто имеет постоянные необратимые повреждения слухового нерва , который, будучи поврежденным, все равно не сможет передавать электрические импульсы в мозг.
  • У лиц с потерей слуха вследствие менингита , который вызвал окостенение лабиринта и физическую невозможность ввести электроды внутрь улитки.
  • В случаях агенезии слухового нерва , то есть когда от рождения отсутствует слуховой нерв или при аплазии (отсутствие развития) или гипоплазии (неполное развитие или развитие с пороками) улитки.

Отбор пациентов для кохлеарной имплантации

Отбор пациентов для установки кохлеарного имплантата состоит из серии клинических испытаний, анализов и нервно-психических тестов.

В этом процессе участвует команда специалистов:

  • Хирург
  • Отоларинголог
  • Технический системный контроллёр
  • Ортофонист
  • Логопед
  • Детский психиатр или психолог

После тщательного сбора анамнеза врач приступает к первым клиническим испытаниям , при которых оцениваются:

  • Преимущества или проблемы, возникшие от использования стандартных средств для тугоухих.
  • Аудиометрия состояния субъекта с помощью аудиологических испытаний.
  • Проводимость слухового нерва, чтобы определить, может ли нерв передавать нервные импульсы в мозг.
  • Проверка проходимости (т.е. слуховой канал должен быть свободным, что позволит ввести электроды) лабиринта и улитки с помощью КТ или МРТ.
  • Проверка состояния здоровья, направленное на проверку способности перенести хирургическое вмешательство и процедуру анестезии.

После выполнения этих тестов переходят ко второму уровню психоневрологических испытаний :

  • Понимание личности пациента.
  • Оценка когнитивных навыков (интеллект, логика и рассуждения).
  • Навыки восприятия, зрительные и двигательные функции.
  • Мотивация пациента.
  • Оценка психо-эмоциональной сферы (наличие или отсутствие тревожности, депрессии и способности поддерживать социальные отношения).

Наконец, третий уровень тестирования включает логопедические испытания :

  • Оценка слуха и памяти.
  • Умение читать по губам, и анализировать фонетические, морфосинтаксические и лексические особенности языка.

Как проходит кохлеарная имплантация

Теперь давайте посмотрим на некоторые практические сведения, которые касаются проведения операции по установки имплантата и последующие методы реабилитации, необходимые для нормального функционирования устройства.

Операция проводится на уровне височной кости и проходит под общим наркозом , и включает следующие этапы:

  • Разрез кожи над и за ухом , чтобы имплантировать устройство, которые хирург делает после тщательного сбривания волос.
  • Поиск и подготовка подходных путей к барабанной перепонке, с одновременным созданием круглых отверстий, через которые будут введены электроды.
  • Подготовка полости , в которой будет размещен приемник. В зависимости от типа кохлеарного имплантата, этот этап может включать бурение височной кости.
  • Установка электродов на уровне улитки и проверка стремянного эффекта (непроизвольный рефлекс стременной мышцы), чтобы проверить правильность работы внутренней части имплантата.
  • Установка приемника.
  • Ушивание раны.

Время операции меняется в каждом отдельном случае, но, как правило, никогда не превышает трех часов. Пациент остается в больнице около 2-3 дней, а шрам заживает в течение 3-5 недель.

После периода заживления устанавливается наружная часть имплантата. Следует отметить, что после операции и включения имплантата, пациент ещё не сможет слышать.

Методы калибрации и реабилитации

Через месяц после операции выполняется позиционирование внешнего компонента кохлеарной системы и осуществляется настройка и реабилитация пациента:

  • Калибрация - это время, когда включают электроды. Активация электродов происходит постепенно, сначала будут активированы электроды, расположенные на внутренней части улитки, затем электроды, расположенные на внешней части. Для каждого электрода ищется минимальный порог слышимости и порог максимальной переносимости пациентом, что позволит ему слышать звуки оптимально. Таким образом создают реальную карту электродов, которая будет храниться на уровне процессора.
  • Этап реабилитации служит для того, чтобы субъект мог постепенно привыкнуть слышать звуки и восстановить или создать свою речь. Этот этап реализуется с помощью логопеда, который проводит с пациентом упражнения для слуховой стимуляции (воздействие звуками и шумами, голосами разных людей и так далее). Регулярность реабилитации будет постепенно снижаться, по мере улучшения качества слуха.

Преимущества и риски электронного уха

Когда вы принимаете решение прибегнуть к кохлеарной имплантации - следует знать плюсы и минусы, которые могут возникнуть в результате использования этого устройства, чтобы понять, отвечает ли оно потребностям конкретного человека.

Преимущества кохлеарного импланта

Использование кохлеарного импланта, безусловно, имеет преимущества по сравнению с классическими слуховыми устройствами.

В частности, после установки:

  • Человек будет воспринимать гораздо больше звуков, исходящих из внешней среды, будет способен различать звуки животных, звуковые сигналы, сигналы тревоги и городского шума, достаточно четко и ясно.
  • Пациент сможет отчетливо слышать свой голос и так же ясно слышать голоса других людей, что позволит участвовать в разговорах без чтения по губам.
  • Можно будет использовать телефон.
  • Можно будет сосредоточиться на одном звуке, даже если находится в среде полной шума.
  • Устройство имплантируется сразу на всю жизнь или, по крайней мере, на достаточно долгое время.

Недостатки кохлеарного импланта

Несмотря на очевидные преимущества, вытекающие из использования кохлеарного имплантата, существуют также и недостатки, связанные с использованием такого устройства.

В частности, могут возникнуть следующие проблемы:

  • Имплант должен быть установлен с помощью хирургической операций, сопряженной со стандартными рисками операций и анестезии.
  • Отёк и боль после операции.
  • Возможность появления послеоперационной инфекции, которые могут поставить под угрозу успех операции.
  • Неправильное размещение или смещение имплантата после операции, что потребует повторной операции.
  • Воспаления, паралич или травмы лицевого нерва, вытекающие из позиционирования имплантата.
  • Возможно развитие отита или менингита , появление шума в ушах (шипение и треск).
  • Временное нарушение способности поддерживать равновесие (появление головокружения).
  • В случае отказа внутренней части, придется повторно проводить операции, чтобы починить или заменить имплантат.
  • В случае занятий спортом, в частности, контакт с водой, внешняя часть снимается, и, следовательно, объект не будет слышать.
  • Требуется периодическая замена батареи наружной части кохлеарной системы.

Исследования и инновации

В настоящее время они проводят многочисленные исследования для создания кохлеарной системы нового поколения.

В частности, исследования имеют два направления:

  • Исключение батареи , т.е. полная автономность устройства, без необходимости регулярной замены батареи.
  • Исключение внешнего оборудования , чтобы всё устройство полностью размещалось внутри уха и было невидимым, что позволяет повысить физический и психологический комфорт.