Баба яга золотая нога сказка читать. Николай Некрасов — Баба-яга, костяная нога: Стих

    Жили-были муж с женой и была у них дочка. Заболела жена и умерла. Погоревал-погоревал мужик да и женился на другой. Злая мачеха невзлюбила девочку, била её и думала, как бы совсем извести. Раз уехал отец куда-то, а мачеха и говорит девочке:

      Поди к моей сестре, твоей тётке, попроси у неё иголочку и ниточку - тебе рубашку сшить.
      А тётка эта была Баба-Яга, костяная нога. Девочка не будь глупа, зашла прежде к своей родной тётке.
      - Здравствуй тётушка!
      - Здравствуй родимая! Зачем пришла?
      - Матушка послала к своей сестре попросить иголочку и ниточку - мне рубашку сшить.
      - Хорошо, племянница, что ты вперёд ко мне зашла, - говорит тётка. - Вот тебе ленточка, маслице, хлебец да кусок ветчинки. Будет тебя там берёзка в глаза стегать - ты её ленточкой перевяжи; будут ворота скрипеть и хлопать - ты подлей им под пяточки маслица; будут тебя собаки рвать - ты им хлебца брось; будет тебе кот глаза драть - ты ему ветчинки дай.

      Поблагодарила девочка свою тётку и пошла. Шла она, шла и пришла. Стоит хатка, а в ней сидит Баба-Яга, костяная нога и ткёт.
      - Здравствуй тётушка! - говорит девочка.
      - Здравствуй родимая! - говорит Баба-Яга.
      - Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку - мне рубашку сшить.
      - Хорошо, племяннушка, только садить покуда ткать.
      Вот девочка села у окна и стала ткать. А Баба-Яга вышла и приказывает своей работнице:
      - Ступай, истопи баню и вымой племянницу, да, смотри, хорошенько: я хочу её съесть.
      Девочка услыхала, сидит ни жива ни мертва и просит тихонько работницу:
      - Родимая моя! Ты не столько дров поджигай, сколько водой заливай, решетом воду носи! - и дала ей платочек.
      Работница баню топит, а Баба-Яга, дожидается. Подошла она к окну и спрашивает:
      - Тку, тётушка, тку, милая!

      Баба-Яга отошла прочь, а девочка дала коту ветчинки и спрашивает:
      - Нельзя ли как-нибудь уйти отсюда?
      Вон на столе лежит полотенце и гребешок, - говорит кот, - возьми их и беги скорее. Будет за тобою гнаться Баба-Яга, ты приложи ухо к земле и, как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце - сделается широкая-широкая река; если же Баба-Яга перейдёт через реку и снова станет догонять тебя, ты приложи ухо к земле и, как услышишь, что она близко, брось гребешок - вырастет дремучий-дремучий лес: сквозь него она уже не продерётся!
      Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала; собаки хотели её рвать - она бросила им хлебца, и они пропустили её; ворота хотели захлопнуться - она полила им под пяточки маслица, и они её пропустили, берёзка хотела ей глаза выстегать - она её ленточкой перевязала, берёзка её и пропустила.

      А кот сел у окна и ткёт: не столько ткёт, сколько путает.
      Баба-Яга подошла к окну и спрашивает:
      - Ткёшь ли, племяннушка, ткёшь ли, милая?
      - Тку, тётка, тку, милая! - отвечает грубо кот.
      Баба-Яга бросилась в хату, видит, что девочка ушла, и давай кота бить да ругать:
      - Ах ты, старый плут! Зачем пропустил девчонку? Ты бы у неё глаза выдрал, лицо поцарапал!
      - Я тебе столько лет служу, - говорит кот, - ты мне косточки не бросила, а она мне ветчинки дала!
      Баба-Яга кинулась на собак, на ворота, на берёзку и на работницу, давай всех ругать, колотить. Собаки говорят ей:
      - Мы тебе столько служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала!
      Ворота говорят:
      - Мы тебе столько служим, ты нам водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица не пожалела.
      Берёзка говорит:
      - Я тебе столько лет служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она меня ленточкой пожаловала!
      Работница говорит:
      - Я тебе столько лет служу, ты мне тряпочки не дала, а она мне платочек подарила.

      Баба-Яга, костяная нога, поскорее села в ступу - толкачом погоняет, помелом след заметает - и пустилась в погоню за девочкой.
      Вот девочка приложила ухо к земле и слышит, что Баба-Яга гонится за ней, и уж близко; взяла да и бросила полотенце: сделалась река, широкая-широкая! Баба-Яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела - не может через реку перебраться! Воротилась домой, собрала своих быков и погнала к реке. Быки выпили всю реку дочиста.
      Баба-Яга пустилась опять в погоню.
      Девочка приложила ухо к земле и слышит, что Баба-Яга близко; бросила гребешок: вырос лес, дремучий да частый! Баба-Яга стала лес грызть. Сколько ни старалась не могла прогрызть и воротилась назад.

      Вернулся вечером девочкин отец домой и спрашивает у жены:
      - А где моя дочка?
      - Она пошла к тётушке, - говорит мачеха.
      Немного погодя и девочка прибежала домой.
      - Ты где была? - спрашивает отец.
      - Ах, батюшка! - говорит она.- Меня мачеха посылала к тётке попросить иголочку с ниточкой - мне рубашку сшить, а тётка - Баба-Яга - меня съесть хотела!
      - Как же ты ушла, дочка?
      - Так и так, - рассказывает девочка.
      Отец, как узнал всё это, рассердился на жену и прогнал её из дому и стал с дочкой вдвоём жить-поживать.

Баба-Яга - один из наиболее загадочных персонажей русского фольклора. Ее образ фактически не поддается трактовке. Ясно, что каким-то образом она связана с силами тьмы, но почему она живет в избушке на курьих ножках, пытается изжарить маленьких детей, одаривает пришлого молодца и летает в ступе? Трудно понять, что хотели сказать народу авторы волшебных сказок с участием Бабы-Яги. Это непонимание приводит порой к самым невероятным предположениям. Например, что эта древняя старуха соорудила некий двигатель с реактивной тягой, ступу, в которой летает выше леса стоячего. Какие смыслы скрываются в образе Бабы-Яги? Разобраться в этом помогут древние знания, изложенные в текстах Ригведы. Почему Ригведы? П. А. Лавровский полагал, что слово «яга» может происходить от санскритского слова «aha», которое означает «идти, двигаться». Более того, в имени ведьмы угадывается общеевропейский корень «аг» («действовать, приводить в движение»). Корень «аг» звучит в имени арийского бога огня Агни, которому посвящено наибольшее количество гимнов Ригведы. Агни имел некое первостепенное по важности значение в мировоззрении ариев.

Сюжет русской сказки

Персонажи, подобные Бабе-Яге, известны многим народам мира. Подробные сведения о них изложены в книге В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки». Но мы рассмотрим более внимательно, чем замечательна наша русская Баба-Яга. Это - старая слепая безобразная женщина. К ее имени часто прилагается прозвище «Костяная Нога». Иногда ее величают хозяйкой вселенной, иногда - повелительницей зверей и птиц. Она живет в избушке на курьих ножках, в которой нет ни окон, ни дверей. Избушка стоит посреди темного дремучего непроглядного леса. Она окружена частоколом из человеческих костей. На каждом коле - череп с горящими глазницами. Избушка может поворачиваться, т. е. вращаться вокруг собственной оси. В частоколе есть ворота, и от избушки к ним ведет узкая тропинка. Большую часть времени старуха проводит в своем доме, где спит, лежа на полатях. То ли избушка слишком маленькая, то ли старушка такая большая, но она занимает практически все внутреннее пространство, исключая, конечно, то место, где стоит печь. При этом ее нос упирается в потолок, т. е. она не может даже пошевельнуться. Но это не мешает ей иногда вылетать из избы, сидя в ступе, на орле либо на крылатом коне. Когда Баба Яга летит в ступе, она размахивает помелом, а под ступой проносятся буйные ветры. Совместно с бабой Ягой проживают различные животные - змеи, ящерицы, лягушки, сова и кот Баюн. Братья Яги - ветер, месяц и солнце.

К старушке обязательно является добрый молодец. Но она совсем непрочь похитить маленьких детей. Как правило, молодец отправляется в путь в неопределенном направлении с неопределенной целью - куда-то за тридевять земель в тридесятое царство. В этом путешествии ему не миновать избушку. Более того, ему просто необходимо побывать в непрошенных гостях у ее обитательницы. И хотя молодец набредает на жилище Яги случайно, он всегда знает, как себя вести и что говорить. Перво-наперво он дует на избушку и просит, чтобы она повернулась «к лесу задом, а ко мне передом». И избушка ему повинуется. Где перед, там и вход. Появляется дверь, которая открывается на произнесенное слово. Иногда герой кропит дверь водой. Старуха узнает гостя по запаху: «чу, русским духом пахнет», но относится к нему вполне доброжелательно и стремится с ним побеседовать. Но наш герой, видя, что старая женщина подзабыла обряд, напоминает ей: «сначала накорми-напои, баньку истопи, а уж потом и выспрашивай». Яга выполняет все беспрекословно. Сказка заканчивается одним из двух исходов: старуха пытается сжечь молодца в печи, но сгорает в ней сама, или она наделяет его дарами - конем, орлом, ковром-самолетом, гуслями-самогудами, сапогами-скороходами. От нее он получает вдобавок некоторые знания, например научается языку птиц и зверей.

Сюжет сказки короткий, незамысловатый и все-таки непонятный. Тем не менее, все образы даны не случайно, фактически в каждом скрыты смыслы. Их можно раскрыть, если понять, как воспринимали мир арии.

Темный лес и избушка на курьих ножках

Темный лес - олицетворение тьмы вообще. Эта тьма занимает некое ограниченное пространство - бор. Слово «бор» происходит из цепочки слов «пар-пор-пур», где «пар» - расширение пространства, «пор» - его ограничение («пора»), а «пур» - его сужение в линию («пурга», «путь»). Вот почему сочетание «бур» встречается в словах «буря» и «буран» - они отражают свойства линейного перемещения, т. е. свойства ветра. Как известно из русской сказки, ветер - брат Яги, а когда она летит в своей ступе, то поднимает в лесу бурю. Возможно, арии воспринимали свою полуночную страну как ограниченное пространство, заселенное людьми, зверьем и засаженное лесом. Поэтому и страна называлась Бореей.

В этом лесу-бору где-то в неопределенном месте стоит дом-избушка. Где это место, не знает никто. Неопределенность начала в эзотерической литературе характеризуется выражением «ни места, ни объема». В сказке о Бабе-Яге избушка имеет объем, но не имеет определенного места. Добрый молодец выходит на нее случайно («иди туда, не знаю, куда»). В сказке о Мальчике-с-пальчик герой пытается заметить дорогу к этому месту, бросая по пути к нему кусочки хлеба. Но птицы и звери растаскивают хлеб, и направление к дому теряется. Дом не имеет ни окон, ни дверей и похож на каменный ящик-дольмен или на деревянный ящик-домовину, в котором хоронили умерших. Помещение умершего в малое пространство тьмы считалось необходимым условием для его воскресения, т. е. для нового рождения. Действительно, за смертью следует рождение, т. е. рождение непременно является следствием смерти. Зарождение новой жизни происходит во тьме утробы, которое и есть это самое маленькое темное пространство. А смерть - это уход во тьму. Так, во мрак ночного неба уходит луна. Этот период мрака недаром назван новолунием, ведь именно в нем нарождается молодой месяц.

Избушка стоит на курьих ножках. Значит темный ящик - утроба птицы. В русской сказке эта птица - курица, которая не летает и не плавает, т. е. не связана ни с воздухом, ни с водой. Она не может оторваться от земли, курица - земное существо. Согласно более архаичным воззрениям, все новое рождается во тьме вод. Небо воспринималось ариями как водная поверхность, по которой в ладье плывут луна и солнце. Птица сносит яйцо (тоже малое темное потаенное место), в котором спрятан зародыш новой жизни. Мир возникает из яйца водной птицы - гуся, лебедя, утки, цапли и т. д. Однако русская сказка более тесно была связана с представлением о тьме земной. Это означает, что народ, придумавший эту сказку, жил далеко от океана, моря или озера, вокруг был один только дремучий лес («дрема-сон-тьма»).

Избушка стоит в центре круга, окружность которого обозначена частоколом из человеческих костей. Кости, как и деревья в лесу, обладают одним общим свойством - они растут, поэтому в древности кости всегда отождествляли с растениями, деревьями. На кольях нанизаны черепа с горящими глазницами. Арии полагали, что глаза подобны солнцу: они испускают свет, позволяющий видеть окружающие предметы. Способность видеть возникает только с появлением света. В темноте распространяются лишь звуки и запахи. Существование подобного поверья подтверждают материалы раскопок курганов Причерноморья, произведенные украинским археологом Ю. Шиловым. Он обнаружил в раскопах черепа, в глазницы которых были вставлены угли. Избушку от частокола отделяет пространство круга, свет излучает окружность этого круга. От избушки к ободу круга пролегает тоненькая дорожка. Это невидимый луч, который испускает домик, радиус круга, в центре которого стоит избушка. Вдоль этого радиуса круг может расширяться, на что указывают ворота, т. е. брешь в частоколе.

Светящаяся окружность позволяет предположить, что круг, обозначенный в темноте леса, подобен луне, а сам лес - ночному небу. В диске луны незаметна его центральная точка - луна имеет светящуюся поверхность, но ее внутренность темна. Луна испускает холодный свет. Она самопроизвольно делится на два полукруга - полумесяца. Значит, внутри диска проведена незримая вертикальная линия, о наличии которой можно только догадываться. Вертикальная линия делит круг на две половинки - левую и правую. Диск луны можно разделить еще на две равные противоположные части - верх и низ. Таким образом, круг делится пополам также горизонтальной линией. Выделяются четыре направления в плоском пространстве. Вертикальная и горизонтальная линии являются осью зеркальной и поворотной симметрии, вместе они образуют крест. Линии позволяют «увидеть» в круге невидимую центральную точку, они разбивают его на четыре равные части. При этом более наглядно проступает поворотная (радиальная) симметрия. Через центральную точку проходит незримая ось вращения, которая обозначает еще два противоположный направления в пространстве, круг становится колесом, но 6 направлений дают представление о сфере. Вот почему избушка поворачивается вокруг себя на своих куриных ножках. Куриные ножки означают сам факт движения (нога=движение). Но луна также является символом представления о точке (избушка), которая расширяется в круг. Символ расширения здесь - кость (удлиняющийся радиус и окружность), символ движения - нога. Таким образом, в центре круга, в избушке, находится источник движения. Круг имеет предел расширения - окружность. Область круга - тьма, но окружность излучает свет.

Крест позволяет увидеть незримое - центральную точку, источник движения. Проявление невидимого с помощью креста гораздо позднее было введено в ритуальный обиход христианства. Осенение крестом означает изгнание «нечистой силы», когда скрывавшаяся дотоле темная сила становится видимой. Именование «нечистая сила» получили те невидимые компоненты круга, которые присутствуют в нем, скрытые от света (сам свет - порождение тьмы), да и вообще все «обитатели» тьмы. Узнать об их существовании можно не видением, а ведением, т. е. знанием, полученным не от органов чувств, а размышлением. Скрытое от глаз знание и есть то самое тайное знание, которое было доступно лишь посвященным. Обретение тайного знания было возможно путем погружения во тьму. Это погружение во тьму подобно смерти, а неофит - заново рожденному. Старушка, обитавшая в избушке на курьих ножках, знала что-то такое, за чем и отправился удалой добрый молодец в темный лес. Чтобы получить знание, ему необходимо было погрузиться в утробу. Молодец отправился в путь за неким высшим знанием, так как он достиг центра круга. А избушка - утроба, в которой рождается вселенная (расширяющийся круг). Молодцу, по-видимому, надо было получить знание о рождении вселенной.

Мудрая старушка

Баба Яга - старая женщина. Женский пол указывает на то, что Яга потенциально способна произвести новую жизнь. Она обладает темной утробой, в которую закладывается семя, дающее начало жизни. Но детородная потенция не реализуется, этому мешает преклонный возраст. Рождение в данном случае подразумевает получение тайного знания. В более далекие времена обряд посвящения в тайну требовал, чтобы неофит некоторое время провел в утробе рыбы или другого морского животного, например кита («чудо-юдо рыба-кит»), т. е. был связан с водой. Рыбий желудок - аналог избушки и женской утробы, а водная пучина сродни темному бору. Материнская утроба, или шире - женское начало всегда ассоциировалось с тьмой. Само слово «тьма» (знаки «Т», «М», «А») есть «мать» (знаки «М», «А», «Т»). Если избушка, стоящая посреди освещенного круга, символизирует невидимую точку, скрытую в диске луны, то и сама Яга может быть древнейшим символом луны. Действительно, ее брат - месяц, а месяц и луна составляют пару «мужское-женское». Месяц разбрасывает по небу семя-звезды («мес-сем»), а луна их собирает в свое лоно («луна=лоно»). Яга - слепая. Не потому, что при жизни во тьме зрение атрофируется, а потому, что оно вообще появляется только на свету, при освещении предмета. Предмет в темноте не имеет образа. Вот почему Яга - безобразная, т. е. лишенная образа (без образа). Баба Яга - ведьма. Слово «ведьма» - производное от слова «ведунья», т. е. обладающая вeденьем. А вeденье - это способность видеть незримыми очами, то есть познавать не только то, что сокрыто от света, но и то, что вообще недоступно восприятию органами чувств, в том числе слухом, обонянием, осязанием.

Число Бабы Яги - четыре. Ровно на столько равных частей крест делит круг. Он же обозначает в круге ось вращения - перекрестье. Вместе, четыре части и ось вращения, образуют число пять, но старушка не приемлет его. В европейской сказке о пряничном домике, аналогичной по многим смыслам русской сказке о Бабе-Яге, одним из основных является эпизод с мизинцем маленького мальчика, которого ведьма посадила в клетку. Мальчик ест и пьет и время от времени по приказу хозяйки дома дает ей пощупать свой мизинчик, по которому она определяет «готовность» жертвы, предназначенной для сжигания в печи. Мизинчик - пятый палец на руке, он «лишний». В других подобных сюжетах мизинчик вовсе отрубается. Часто на отрубленный палец надето кольцо - это и есть прообраз круга, через центр которого проходит ось вращения. Баба-Яга связана с центром круга, ее избушка вращается-поворачивается, но сама ось вращения, которая становится «мировой осью», к образу Яги не имеет отношения: у нее другие смыслы. Ось вращения - кол, который преобразует плоское пространство в объемное (двумерное в трехмерное). Баба-Яга связана только с понятием о расширении пространства, но не с его преобразованиями.

Большую часть времени Баба-Яга спит, занимая собой все свободное внутреннее пространство избушки. Согласно представлениям ариев, спящий отличается от бодрствующего тем, что он не говорит, а от умершего тем, что дышит и сохраняет тепло. Значит, Яга дышит, ее тело теплое, а когда она пробуждается, то может и поговорить. Дыхание - это колебательное движение, при котором утроба попеременно то наполняется воздухом, то опорожняется. Оно похоже на легкое движение ветра «туда-сюда», или на «вдох-выдох» («ход-дох»). Моделью колебательного движения является маятник, которое можно графически изобразить в виде отрезка. В отрезке колебания происходят возле неподвижной срединной точки. Если отрезок - диаметр, то срединная точка - центр круга. В этом центре и спит Баба-Яга, производя своим дыханием слабое колебательное движение. Когда она пробуждается, то вылетает из избы в ступе-самоходке. Центробежное движение начинается при пробуждении Яги. Ею движет «третья сила», которая представляет собой равнодействующую двух противоположных сил, вызывающих движение маятника. Эта третья сила подобна лучу, исходящему из центра, и обозначается в виде тропинки, идущей от избушки к периферии круга. Подобное представление о троичности, или «третьей силе», нашло отражение в традиционной прическе русских женщин. Голова - это круг, темечко - центральная точка, волосы, расчесанные на прямой пробор, - два противоположных направления (две силы), коса - третья сила. Коса плелась из двух или трех плетей, отражая смыслы двоичности и троичности. На Руси волосы считались сакральными. Яга летит в ступе, размахивая метлой. Метла - символ зимних ветров, заметающих следы. На Руси сохранился обычая вылепленным из снега бабам (снеговикам) давать в «руки» метлу. Метла указывает на происхождение Бабы-Яги - северный зимний лес-бор. Таким образом, пропадают заметки, разбрасываемые на пути к избушке, заметаются следы, ведущие от нее. Так скрывается местонахождение точки, из которой возникает вселенная. При максимальном расширении круга точка, действительно, пропадает вместе со знанием о ней. И все же, в каком бы направлении ни шел добрый молодец, войдя в область круга-бора, он непременно очутится возле избушки.

В избушке вместе с Ягой живут звери определенных видов. Они - атрибуты Бабы-Яги, т. е. отражают присущие ей свойства. Так, сова - птица, которая видит в темноте. А так как видеть во тьме невозможно, то сова - ведунья, или символ тайного знания, мудрости. Символика Кота Баюна многозначна. Во-первых, примечательны глаза кота. Они меняют свою форму - то круг, то вертикальная линия. Вертикальная линия, разделяющая круг луны, невидима. Значит, коту ведомы тайные знаки. Во-вторых, кот разговаривает («баить=говорить»), ему доступна речь, он способен производить модифицированные звуки. В-третьих, мурлыканье кота оказывает гипнотическое действие, навевая сон. В темноте сна человеку являются незримые образы-тени, т. е. опять проявляет себя тайна тьмы.

Удалой добрый молодец

Молодец отправляется неизвестно зачем в тридевятое царство (3х3х3) в тридесятое государство (3х10). Такое количество троек в присказке может указывать на цель путешествия - он хочет познать, что такое есть третья сила. Для обретения тайного знания ему надо погрузиться во тьму. Для этого он и заходит в лес. Блуждая в лесной тьме, он случайно набредает на избушку. Но избушка вместе с ее жительницей не является неожиданностью для молодца: он явно подготовлен для встречи с ними. Тому, что делать и что говорить, научила его маменька. Женское начало всегда ассоциировалось с тьмой и тайным знанием. Причина этого - все та же женская утроба, порождающая новую жизнь. Традиционно женщина на Руси считалась хранительницей знаний, которые она передавала детям. В точном соответствии с данными ему указаниями молодец дует на избушку, инициируя ее движение, и требует от нее повернуться к нему передом. И избушка поворачивается. Чтобы невидимая во тьме дверь приняла образ и открылась, надо произнести ее имя - слово. Когда вещь называется, она проявляется, так как каждой вещи соответствует свое имя - нет имени, нет вещи. Дверь всегда что-то скрывает, у нее такая функция. При именовании двери определяется и ее функция, поэтому дверь открывается. Слово, таким образом, становится ключом («ключевое слово»), раскрывающим то тайное, что было скрыто. Иногда дополнительно дверь окропляется водой. В данном случае такой обычай является рудиментом, так как изначально утробой считалась тьма вод. Но добрый молодец знаком и с преданиями старины.

Молодец входит в избу. Баба Яга довольно радушно встречает непрошенного гостя, она узнает о его присутствии по запаху. Ей не терпится расспросить его о том-о сем. Однако наш герой строго соблюдает обычай. Он напоминает старушке, что его надо сначала накормить, напоить, в баньке помыть, а уж потом вести беседу. Желудок - тоже темная утроба. В него «закладывается» пища, которая сгорает в нем, производя тепло, дыхание и речь. Смерть - это голод, или отсутствие пищи. Звуки речи выходят из утробы по трубе-гортани («гор - горячий») вместе с выдохом. В качестве питья гостю предлагается мед-пиво, или хмельной напиток - медовуха. Хмель позволяет забыть об осторожности и выболтать тайное («что у трезвого на уме, у пьяного на языке»), осветить темные закоулки души. К пьяному на Руси относились сочувственно. Считалось, что человек, лишенный сознания под наркотическим действием спиртного, приобщается к тайному. Омовение тела водой необходимо не только для того, чтобы смыть «русский дух» и стать «невидимым» для ведьмы. Вода приобщает к тайне, давая новое знание - новое рождение, новую жизнь. Считалось, что вода имеет свойство разъединять («мертвая вода») и соединять («живая вода»), т. е. в ней осуществляются переходы «горячее-холодное». Разъединение тела горячей водой - варево, соединение студеной водой - появление формы, например льда. Обряд посвящения, понимаемого как новое рождение, мог сопровождаться разрубанием тела, куски которого потом срастались при окроплении водой.

Когда неофит был полностью подготовлен, ведунья должна была обучить его языку зверей и птиц. Недаром она была их повелительницей. Баба-Яга владела этим языком так же, как она владела звуком вообще. В славянских сказках слов «яга» звучит как «еджи», «ези», что очень напоминает слово «язык». Язык как орган речи способствует производству согласных звуков, т. е. он модифицирует звуковую волну, исходящую из гортани. В результате появляется многообразие звуков. Язык - наиболее подвижная часть речевого аппарата. А Баба-Яга, как мы попытались показать выше, очень тесно связана со всякого рода движением. Поэтому она и получила прозвище «Костяная Нога» - кость растет, а нога ходит. Ведунья одаривает гостя, чем может. Что же это за дары? Конь - самое быстроходное животное. Скорость его бега сравнивалась со скоростью движения мысли. Поэтому дочь арийского бога-творца Тваштара, Саранью, олицетворявшая мысль, изображалась лошадью. Для придания большей скорости коню прилагались крылья. Сапоги-скороходы говорят сами за себя. К сапогам тоже могли быть прикреплены крылья. Греческий бог Гермес, носивший крылатые сандалии, покровительствовал купцам и путешественникам. Ковер-самолет вместе со ступой Яги пополняет список самодвижущихся предметов. Наконец, гусли-самогуды, т. е. музыкальный инструмент, самостоятельно издающий звук. В гуслях звук модифицируется струной. Наличие в числе даров гуслей подтверждает связь Бабы Яги со звуком и речью.

Баба- Яга и Агни

Баба-Яга и бог Агни схожи в том, что оба они связаны с движением. Больше того, они и есть движение как таковое, во всех его видах. Агни - «пуп всего: движущегося и твердостоящего», записано в десятой мандале Ригведы. В нем проявляются противоположности «покой-движение». Покой Агни не абсолютен, он напоминает сон, так как не прекращается колебательное движение «туда-сюда», подобное дыханию. Благодаря дыханию бог становится бессмертным, он не умирает, а переходит от состояния сна к состоянию бодрствования. Так же и Яга. Она спит в своей избушке, а, пробуждаясь, вылетает из нее, сопровождаемая ветром, ее вечным спутником. Движение - это не только перемещение на большие расстояния, но также рост предмета, например растения или тела животного («твердостоящее»), вообще всякое созидание, собирание. Но движение бывает и разрушительным, когда целое разъединяется. Поэтому Агни одновременно и созидатель, и разрушитель, его природа двоична. Другая ипостась Агни - Рудра, которому приписывали разрушительные свойства. Разрушительные силы - зло, созидательные - добро. Зло коварно и неожиданно, оно ассоциируется с силами тьмы, а Яга живет во тьме. Поэтому образ Яги был впоследствии демонизирован, тогда как изначально он имел такую же двойственную природу, что и образ Агни. Двоичная природа Агни означает, что он - «перворожденный закона». Закон - это детерминированность, которая проявляется как чередование противоположностей, например ночь-день, добро-зло, созидание-разрушение и т. д. Две противоположности - два рога, соединенные общим источником движения - головой-точкой, вместе они образуют угол. Рост означает прибавление вещества, а всякое движение можно рассматривать как увеличение числа элементов, например углов. Соединенные в линию углы напоминают волну, а если обозначить начало волны-зигзага, то получим конец хвоста змеи. Змеи, ящерицы и лягушки населяют избушку Яги. Змеи подобны волне и ассоциированы с водой, ящерица имеет ноги и передвигается по земле, лягушка как земноводное животное соединяет воду и сушу. В русском фольклоре Яга уже не связана с водой, она жительница леса, а ее избушка имеет ножки совершенно земной птицы.

Двоичная природа Агни отражена в его эпитетах - он «бык и корова», т. е. двурогое животное. Бык возрос в лоне вод, «от вод пошли его искать и нашли на голове коровы». Но корова - луна, а бык - солнце, сын луны. С Агни связан миф о «золотом зародыше». Он порождается двумя половинками вселенной, небом и землей, которым соответствует скорлупа яйца. Огонь спрятан в яйце и ассоциирован с желтком. Яйцо и вода связаны вместе в символике водоплавающей птицы. Яйцо находится в утробе птицы. Агни спрятан в глубинах тьмы. Избушка Яги напоминает утробу птицы, а печь - спрятанный в утробе огонь. Агни «возник как золотой зародыш, родившись, он стал единственным господином вселенной», «он создал три мира - небо, землю и воздушное пространство». Баба-Яга ведь тоже хозяйка вселенной - расширяющегося круга. В своих действиях, например в сотворении вселенной двоичный Агни проявляется как троичность, он обладает третьей силой. Его ипостась - Трита Аптья, «третий водяной».

Агни рождается «для силы действия». Но прежде, чем зародыш родится, «две половинки вселенной, закутавшись в покрывало, подкреплялись жиром, медовыми яствами». Жир - пища для огня, он горюч. Мед имеет золотистый цвет, цвет солнечного огня. К тому же мед выделывает пчела, ее второй продукт - воск, который при горении выделяет жар, подобно жиру. Мед придает силу. Возможно, таинственный напиток сома представлял собой разновидность гоголя-моголя. Помимо сока растений, он содержал яйцо, мед и молоко. Злая натура Яги проявляется в ее желании кого-нибудь изжарить или съесть, т. е. дать пищу огню, ведь огонь «растет от пищи». Ведьма, обитающая в пряничном домике, откармливает детей и проверяет на ощупь, достаточно ли жирен мизинчик мальчика. Тепло связано с движением непосредственно. При таянии льда его неподвижная глыба превращается в текучую воду. Ветер возникает при соприкосновении двух фронтов - горячего и холодного воздуха. Холодная луна возгорается в жаркое солнце. Вот почему солнце - третий брат Бабы-Яги.

Движение присуще мысли и речи («речь-река-течь»). Жрецы взывают к Агни: «Вдохни в нас счастливую мысль», так как он - «возбудитель мыслей», «языком Агни приносит вдохновение». Языки пламени разнообразны как звуки речи. Недаром языки пламени и языки речи называются одним и тем же словом. Агни живет во мраке, но его существование определяется тем, что он имеет имя: «его высшее имя в тайне, находится в третьем царстве». Похоже, это и есть ответ на вопрос, зачем отправился добрый молодец в тридесятое царство. Его цель - узнать высшее имя бога. Как награду за усердие Яга-Агни одаряет молодца дарами. «Агни раздает сокровища. Создай нам долю, полную добра».

В центральном мифе Ригведы Индра раскалывает гору на две части, небо и землю, высвобождая спрятанный в ней огонь. Образы горы и «золотого зародыша» тождественны. С горой связаны такие дары Бабы-Яги, как конь и орел. Орел летает высоко, достигая неба и вершины горы Меру. Крылатый конь возносится на гору Парнас, а так как лошадь ассоциирована с мыслью, то и конь Пегас - с поэтическим вдохновением. Баба-Яга дарит молодцу огнедышащего коня. Так напрямую показана ее связь с огнем. Дым, восходящий от пламени костра, достигает небес, а Яга на своих летающих предметах стремится подняться выше леса стоячего. А из-за леса восходит пылающий шар солнца.

Е.В. Терешина, Баба-Яга костяная нога // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.15431, 26.07.2009


Баба-яга - костяная нога

Фольк. Неодобр. О злой, сварливой и безобразной старой женщине. БМС 1998, 36.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "Баба-яга - костяная нога" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 3 баба яга (17) костяная нога (3) яга (13) Словарь син … Словарь синонимов

    Костяная нога, жаба, кикимора, ягинична, ягишна, каракатица, морда, баба яга костяная нога, яга, бабка ёжка, урод, злюка, уродина, ведьма, колдунья, ёжка Словарь русских синонимов. баба яга см. злюка Словарь синонимов русского языка. Практический … Словарь синонимов

    Сущ., кол во синонимов: 3 баба яга (17) баба яга костяная нога (3) яга (13) … Словарь синонимов

    - (польск. jedza, чеш. jezinka, «лесная баба», ср. старосерб. jeza, «болезнь», «кошмар» и т. п.), в славянской мифологии лесная старуха волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Б. я. живёт в лесу в «избушке на курьих ножках»,… … Энциклопедия мифологии

    - (иноск.) бранчивая, наглая баба (намекъ на бабу ягу сказ.). Ягать кричать, браниться. Баба яга костяная нога: въ ступѣ ѣдетъ, пестомъ погоняетъ, помеломъ слѣдъ заметаетъ (сказочн. Большуха надъ вѣдьмами, безобразная старуха; живетъ въ лѣсу, въ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Баба яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. См. ПРИСКАЗКИ …

    Баба яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет (упирает), помелом след заметает. См. СУЕВЕРИЯ ПРИМЕТЫ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    В молодости. Жарг. шк. Шутл. ирон. Пионервожатая. Максимов, 18. Баба яга костяная нога. Фольк. Неодобр. О злой, сварливой и безобразной старой женщине. БМС 1998, 36. Чтоб тебя Баба яга в ступе прокатила! Народн. Выражение раздражения, гнева;… … Большой словарь русских поговорок

    БАБА ЯГА, бабы яги, жен. В русских сказках: злая старуха колдунья. Баба яга костяная нога. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    БАБА-ЯГА - Старуха волшебница в славянской мифологии и в русских народных сказках. В некоторых сказках у Бабы Яги одна нога костяная, поэтому ее называют Баба Яга костяная нога. В праславянском языке слово было связано со значением ‘делать противным,… … Лингвострановедческий словарь

    О музыкальной группе см. Baba Yaga. Баба Яга … Википедия

Книги

  • Баба-яга и Кощей Бессмертный , . Баба-яга и Кощей Бессмертный не очень симпатичные персонажи. Одна нога у Бабы-яги костяная, живёт она в лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, похищает маленьких детей и совершает…
  • Баба Яга - костяная нога , . Представляем вашему вниманию учебно - развивающее издание`Баба Яга - костяная нога`. Русская народная сказка в обработке С. Кузьмина. Для детей дошкольного…

Русская народная сказка для детей от 3 лет.
Жили-были муж с женой и была у них дочка. Заболела жена и умерла. Погоревал-погоревал мужик да и женился на другой. Злая мачеха невзлюбила девочку, била её и думала, как бы совсем извести. Раз уехал отец куда-то, а мачеха и говорит девочке...
Поди к моей сестре, твоей тётке, попроси у неё иголочку и ниточку — тебе рубашку сшить.
А тётка эта была Баба-Яга, костяная нога. Девочка не будь глупа, зашла прежде к своей родной тётке.
— Здравствуй тётушка!
— Здравствуй родимая! Зачем пришла?
— Матушка послала к своей сестре попросить иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.
— Хорошо, племянница, что ты вперёд ко мне зашла, — говорит тётка. — Вот тебе ленточка, маслице, хлебец да кусок ветчинки. Будет тебя там берёзка в глаза стегать — ты её ленточкой перевяжи; будут ворота скрипеть и хлопать — ты подлей им под пяточки маслица; будут тебя собаки рвать — ты им хлебца брось; будет тебе кот глаза драть — ты ему ветчинки дай.

Поблагодарила девочка свою тётку и пошла. Шла она, шла и пришла. Стоит хатка, а в ней сидит Баба-Яга, костяная нога и ткёт.
— Здравствуй тётушка! — говорит девочка.
— Здравствуй родимая! — говорит Баба-Яга.
— Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.
— Хорошо, племяннушка, только садить покуда ткать.
Вот девочка села у окна и стала ткать. А Баба-Яга вышла и приказывает своей работнице:
— Ступай, истопи баню и вымой племянницу, да, смотри, хорошенько: я хочу её съесть.
Девочка услыхала, сидит ни жива ни мертва и просит тихонько работницу:
— Родимая моя! Ты не столько дров поджигай, сколько водой заливай, решетом воду носи! — и дала ей платочек.
Работница баню топит, а Баба-Яга, дожидается. Подошла она к окну и спрашивает:

— Тку, тётушка, тку, милая!

Баба-Яга отошла прочь, а девочка дала коту ветчинки и спрашивает:
— Нельзя ли как-нибудь уйти отсюда?
Вон на столе лежит полотенце и гребешок, — говорит кот, — возьми их и беги скорее. Будет за тобою гнаться Баба-Яга, ты приложи ухо к земле и, как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце — сделается широкая-широкая река; если же Баба-Яга перейдёт через реку и снова станет догонять тебя, ты приложи ухо к земле и, как услышишь, что она близко, брось гребешок — вырастет дремучий-дремучий лес: сквозь него она уже не продерётся!
Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала; собаки хотели её рвать — она бросила им хлебца, и они пропустили её; ворота хотели захлопнуться — она полила им под пяточки маслица, и они её пропустили, берёзка хотела ей глаза выстегать — она её ленточкой перевязала, берёзка её и пропустила.

А кот сел у окна и ткёт: не столько ткёт, сколько путает.
Баба-Яга подошла к окну и спрашивает:
— Ткёшь ли, племяннушка, ткёшь ли, милая?
— Тку, тётка, тку, милая! — отвечает грубо кот.
Баба-Яга бросилась в хату, видит, что девочка ушла, и давай кота бить да ругать:
— Ах ты, старый плут! Зачем пропустил девчонку? Ты бы у неё глаза выдрал, лицо поцарапал!
— Я тебе столько лет служу, — говорит кот, — ты мне косточки не бросила, а она мне ветчинки дала!
Баба-Яга кинулась на собак, на ворота, на берёзку и на работницу, давай всех ругать, колотить. Собаки говорят ей:
— Мы тебе столько служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала!
Ворота говорят:
— Мы тебе столько служим, ты нам водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица не пожалела.
Берёзка говорит:
— Я тебе столько лет служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она меня ленточкой пожаловала!
Работница говорит:
— Я тебе столько лет служу, ты мне тряпочки не дала, а она мне платочек подарила.

Баба-Яга, костяная нога, поскорее села в ступу — толкачом погоняет, помелом след заметает — и пустилась в погоню за девочкой.
Вот девочка приложила ухо к земле и слышит, что Баба-Яга гонится за ней, и уж близко; взяла да и бросила полотенце: сделалась река, широкая-широкая! Баба-Яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела — не может через реку перебраться! Воротилась домой, собрала своих быков и погнала к реке. Быки выпили всю реку дочиста.
Баба-Яга пустилась опять в погоню.
Девочка приложила ухо к земле и слышит, что Баба-Яга близко; бросила гребешок: вырос лес, дремучий да частый! Баба-Яга стала лес грызть. Сколько ни старалась не могла прогрызть и воротилась назад.

Вернулся вечером девочкин отец домой и спрашивает у жены:
— А где моя дочка?
— Она пошла к тётушке, — говорит мачеха.
Немного погодя и девочка прибежала домой.
— Ты где была? — спрашивает отец.
— Ах, батюшка! — говорит она. — Меня мачеха посылала к тётке попросить иголочку с ниточкой — мне рубашку сшить, а тётка — Баба-Яга — меня съесть хотела!
— Как же ты ушла, дочка?
— Так и так, — рассказывает девочка.
Отец, как узнал всё это, рассердился на жену и прогнал её из дому и стал с дочкой вдвоём жить-поживать.

Почему у Яги костяная нога ?

БАБА-ЯГА (польск. jedza, чеш. jezinka, "лесная баба", ср. старосерб. jeza, "болезнь", "кошмар" и т. п.), в славянской мифологии лесная старуха... БУРЯ ЯГА УСОНЬША ВИЕВНА - супруга Велеса, богиня смерти. Хозяйка избушки, стоящей на границе двух миров. Вместе с Велесом победила Дажьбога и приковала его к дубу. ВЕЛЕС - бог богатства и скота, проводник в загробный мир, сын небесной коровы Земун. Супруг Бури Яги. Велес, подобно Шиве, бог - Разрушитель Вселенной. В другой ипостаси - он бог мудрости. В Южной Руси считался противником Перуна. Соперник Перуна в свадебном мифе, низвержен на Землю с небесного свода. В Северной Руси - один из верховных небесных богов. ВИЙ - царь подземного мира, сын Черного Змея, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бури Яги. ЯРИЛО - сын Матери Сырой Земли и Рода, бог земледелия, плодородия. Противник Кащея Трипетовича, был обращен Кащеем в Зайца, потом его расколдовала Буря Яга. ДАЖЬБОГ - один из древнейших славянских богов, бог всей Вселенной, солнечный бог, сын Перуна и русалки Роси, прародитель русского народа. Победил Велеса и освободил коров и воды. Победил Кащея и вызвал Всемирный Потоп. Супруг Златогорки, Марены, Живы. Был прикован к дубу Велесом и Бурей Ягой. Яга - очень трудный для анализа персонаж. Ее образ слагается из ряда деталей. Эти детали, сложенные вместе из разных сказок и славянской мифологии, иногда не соответствуют друг другу, не совмещаются, не сливаются в единый образ. В сказках в основном упоминаются три разных типа яги: дарительница,похитительница, воительница. Каждый из них имеет свои специфические черты, и все это чрезвычайно затрудняет нашу задачу. Выход здесь возможен таков: весь ход развития сказки и в особенности ее начало (отправка героя в страну мертвых) показывает, что яга может иметь какую-то связь с царством мертвых. Выделим те ее черты, которые подтверждают это предположение. Какова связь яги с представлением о смерти? Она всегда живет на границе двух миров: жизни и смерти. Идя, куда глаза глядят, герой или героиня сказки попадает в дремучий лес, постоянный аксессуар яги. Он темный, таинственный, не вполне правдоподобный. Это своего рода западня для чужака. Что этот лес не совсем обычен, видно по его обитателям, видно по избушке, которую вдруг видит перед собой герой. Идя "куда глаза глядят", он видит необычайное для нас зрелище - избушку на курьих ножках. Эта избушка как будто бы давно знакома герою, который нисколько не удивлен ею и знает, как себя держать в отношении ее. Некоторые сказки сообщают, что избушка эта (когда надо) - поворачивается. Поворачивается она, однако, не сама собой. Герой должен заставить ее повернуться, а для этого нужно знать и произнести заклинание. Опять мы видим, что герой нисколько не удивлен и знает что сказать. Что же здесь происходит? Почему нужно избушку повернуть? Почему нельзя войти просто? Часто перед героем гладкая стена - вход со стороны леса. Отчего же не обойти избушки и не войти с той стороны? Очевидно, что избушка стоит на какой-то грани, через которую нельзя перешагнуть. Попасть через эту грань можно только пройдя сквозь избушку, а избушку нужно повернуть. Избушка открытой стороной обращена к потустороннему царству, закрытой - к царству, в котором живет герой. Вот почему он не может ее обойти. За черту он попадет не раньше, чем будет подвергнут испытаниям: может ли он следовать дальше. Первым испытанием уже являлось знание заклинания, поворачивающего избушку. Яга же поставлена стеречь вход в царство смерти стоящими над ней хозяевами. Что же будет делать наш герой дальше? Избушка повернулась, и он в нее входит. Он еще пока ничего не видит. Но он слышит: "Фу, фу, фу! Русским духом пахнет!" Очень существенная деталь, на которой необходимо остановиться. Запах героя - это запах человека, а не русского по национальности. Он пахнет не просто как человек, а как живой. Мертвые - не пахнут, живые пахнут, и мертвые узнают живых по запаху. Запах живых так же противен и страшен мертвецам, как запах мертвых страшен и противен живым. Поэтому желающие проникнуть в иной мир должны предварительно очиститься от запаха. Если этот запах противен яге, то это происходит потому, что все мертвые испытывают ужас перед живыми. Ни один живой не должен переступать заветного порога. Далее следовало выспрашивание ягой цели появления. Однако герой прежде всего требует поесть. Яга же при этом совершенно смиряется: поит, кормит, баньку топит. Герой отказывается говорить, пока не будет накормлен. Почему же герой не ест, например, перед отправкой из дома, а только у яги? Еда имеет здесь особое значение. Человеку, желающему пробраться в царство мертвых, предлагается особая пища. Приобщившись к еде, назначенной для мертвецов, пришелец окончательно приобщается к миру умерших, так как подобно тому, как пища живых дает живым физическую силу и бодрость, пища мертвых придает им специфическую магическую силу, нужную мертвецам. Требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет право на нее, что он принадлежит к миру мертвых. Вот почему яга и смиряется при его требовании дать ему поесть. Наш герой этой пищи не боится: он знает, что еда отверзает уста умершего. Только приобщившись к этой еде, он сможет говорить. Итак, мы видим, что, перешагнув за порог сего мира, прежде всего нужно есть и пить. Таковы первые действия яги при появлении в избушке героя. Мы теперь обратимся к рассмотрению самой яги. Облик ее слагается из ряда частностей. Сама яга со стороны облика является в двух ипостасях: или при входе героя она лежит в избе, или она прилетает. Рассмотрим случай, когда яга при приходе героя находится в избушке. Она, во-первых, всегда лежит. Лежит она или на печке, или на лавке, или на полу и занимает собой всю избу. Почему это так? Нигде яга не описывается и не упоминается как великан. Следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп в тесном гробу. Она - мертвец, и обладает его признаками в очень большой степени. Если мы правы, то это поможет нам понять постоянный атрибут облика яги - наличие костяной ноги. Чтобы понять эту черту, надо иметь в виду, что осознание того, что она - мертвец - вещь очень поздняя. Анализ яги как хозяйки над царством леса и животных покажет нам, что ее животный облик - древнейшая форма яги. Такой она иногда является и в русской сказке. В одной вятской сказке у Д. К. Зеленина, которая изобилует чрезвычайно архаическими чертами, роль яги в избушке играет козел. Но животное никогда не обладает костяной ногой не только в русском материале (что можно было бы объяснить явлениями языка - "яга" рифмует с "нога"), но и в материале международном. Следовательно, костяная нога как-то связана с человеческим обликом яги. Переходную ступень от животного к человеку составляет человек с животной ногой. Такой ногой яга никогда не обладает, но такими ногами обладают Пан, фавны и пестрая вереница всякой нечисти. Они так же сохраняют свои животные ноги, как их сохранила избушка. Но яга вместе с тем настолько прочно связана с образом смерти, что эта животная нога сменяется костяной ногой, т. е. ногой мертвеца или скелета. Костяная нога также связана с тем, что яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. проявляет себя как мертвец или существо иного порядка. Яга постепенно выясняется перед нами как охранительница входа в загробный мир и вместе с тем как существо, связанное с животным миром. В герое она узнает живого и не хочет его пропустить, а если признает за своего, предупреждает его об опасностях и помогает. Только лишь после того как он поел, она указывает ему путь. Героя она узнает как живого по запаху. Но есть еще другая причина, почему яга воспринимает его по запаху: она слепая. Под "слепотой" скрыто понятие некоторой обоюдности невидимости: живые не видят мертвых точно так же, как мертвые не видят живых. Но, можно возразить, тогда и герой должен был бы представляться слепым. Действительно, так оно должно было бы быть, но не всегда происходит. Можно только предположить, что в силу своего магического знания он способен ее видеть. Сон имеет такое же значение, как и запах. Живые узнаются потому, что они пахнут, зевают, спят и смеются. Мертвецы всего этого не делают. Естественно поэтому, что страж, охраняющий царство мертвых от живых, пытается по запаху, смеху и сну узнать природу пришельца, а этим самым определить его право на дальнейшее следование. Мы уже знаем, какая сила приписывалась еде, вкушаемой у входа в царство мертвых. В основном же эти случаи показывают, что запрет сна прекрасно вяжется с образом яги и ее ролью. Другая особенность облика яги - это ее резко подчеркнутая женская физиология. Признаки пола преувеличены: часто она рисуется женщиной с огромными грудями. Таким образом, яга снабжена всеми признаками материнства. Но вместе с тем она не знает в сказках брачной жизни. Она всегда старуха, причем старуха бездетная. Яга - мать не людей, она - мать и хозяйка зверей. Гипертрофия материнских органов не соответствует никаким детородным функциям. Может быть, именно потому она всегда старуха. Являясь олицетворением пола, яга не живет жизнью пола. Она уже только мать, хотя в сказке яга нигде не названа матерью зверей. Зато она имеет над ними неограниченную власть. Другими словами, яга представляет собой явление, известное в этнографии под названием хозяина. Этому хозяину подчинены все особи рода. Прежде чем продолжать наше изучение яги, мы должны поставить себе еще один вопрос. До сих пор яга представлялась нам как охранительница входа в царство мертвых. Здесь она оказывается хозяйкой животных. Есть ли здесь связь? Что здесь имеется - две линии, две традиции в одном образе, или это - один образ, и между образом яги-хозяйки и яги-охранительницы входа есть какая-то причинная связь? Почему именно хозяйка охраняет вход в иное царство? Мы знаем, что смерть на некоторой стадии человеческой мифологии мыслится как превращение, причем, часто именно в животных. Но так как смерть есть превращение в животных, то именно хозяйка животных охраняет вход в царство мертвых (т. е. царство животных) и дает превращение, а тем самым и власть над животными, а в более позднем осмыслении дарит волшебное животное. Распространено мнение, что яга - персонаж, для которого типично задавание трудных задач. Это верно только для сказок, где героем является женщина. Мужчине задачи задаются гораздо реже, они немногочисленны. Обычно награждение следует сразу после диалога. За что же яга награждает героя? Очевидно, герой уже выдержал ряд испытаний. Он знал магию открытия дверей. Он знал заклинание, повернувшее и открывшее избушку, знал магию жестов: окропил дверь водой, покормил животных яги. И, наконец, самое важное: он не испугался пищи яги, сам потребовал ее и этим приобщил себя к потусторонним существам. За испытанием следуют расспросы, за расспросами - награда. Этим же объясняется уверенность, с которой герой себя держит. Он уверен в себе в силу своей магической вооруженности. Сама же эта вооруженность действительно ничем не мотивирована. Только изредка мы встречаем такие персонажи, как тетушку или куколку, наставляющую девушку, как держать себя у яги. Герой все это знает, так как он обладает магическим знанием. Потому-то он и герой. Рассмотрение яги закончено. Она рассыпалась перед нами рядом отдельных черт. Мы должны опять их собрать воедино. Атрибуты яги, некоторые ее действия и фразы связаны с представлениями о прибытии человека в царство смерти. Вот почему лес фигурирует как вход в мир мертвых, а яга - как страж на границе миров.В ее образе, однако, еще не все ясно. Но бесспорно одно: яга является персонажем, производящем обряд посвящения при переходе из одного мира в другой. * Более подробно о яге - см. В.Пропп "Исторические корни волшебной сказки"
Дополнения от Надежды Матиус, за что ей огромное спасибо! "- Ступа. В ступе Б-Я не летает, а передвигается по земле, ездит, следы заметает. «Там ступа с Бабою Ягой идёт, бредёт сама собой»! .. - Избушка на курьих ножках. 1. Б-Я очень близка к миру природы, животных, растений. Сходство с животным миром в курьих ножках. Жильё у Б-Я мобильно – передвигается, наделено подобием жизни. 2. Б-Я имеет отношение к миру мёртвых. Образ курьих ножек взят из Сибири, Севера. Раньше людей хоронили в избушках на сваях, на столбах, чтоб животные не могла добраться до мёртвого тела, и по причине огромных сугробов и мёрзлой земли. Баба-Яга: - Глава рода, мудрая ведунья, владеет колдовством, знахарством. – Посредник между живыми и мёртвыми. - Символ связи со смертью, символ связи с жизнью - И жива и мертва – находиться в пограничном состоянии. Стоит на границе мира живых и мира мёртвых. Задача Б-Я (пограничника) – защитить мир мёртвых от мира живых. Защитить мир живых от мира мёртвых. Мёртвые бояться живых. Им не приятен и запах и вид живого человека: «ФУ! Русским духом пахнет»…" "Иван Царевич идёт по чёрному лесу. Единственный путь через чёрный лес - через избушку Б-Я-ги. Иван Царевич произносит пароль, который даёт возможность зайти в избушку: «Избушка, избушка – повернись к лесу задом, ко мне передом!» Первая реакция Б-Я – прогнать Ивана Царевича. Иван Царевич предлагает Б-Я: «Накорми, напои». Иван Царевич предлагает Б-Я вкусить пищу мёртвых. Б-Я парит Ивана Царевича в баньке – ритуал омовения мёртвых. Иван Царевич всю ночь не спит – живёт в царстве мёртвых. Иван Царевич проходит инициацию, ритуал, после этого может идти дальше. В мифологии 3 основных мира: 1. Правь – мир богов 2. Явь – мир реальности 3. Навь – мир смерти (навьи – умершие души, которые вредят человеку). Иван Царевич покидает дом. В мире Явь ничего не происходит. Иван Царевич для достижения цели движется в Навь. Сказки описывают события, происходящие во внутреннем мире человека (что внутри каждого из нас). Человек начинает процесс индивидуализации, качественно меняется, трансформируется, начинается личностный рост. Процесс сложный. Человек начинает осознавать и анализировать. Есть женские сказки – «Красная шапочка» - девочка отправляется в лес, где водятся страшные волки, «Золушка», «Дюймовочка»… Путешествия Ивана Царевича – это мужские сказки. Мужское эго проходит ряд испытаний в бессознательном мире. Для мужского эго необходима встреча с женским эго (и наоборот). Б-Я помогает Ивану Царевичу приблизиться к самости. Но не каждому это нужно и не каждый это может…." "Поди туда - не знаю куда, найди то - не знаю что"А.Н.Толстой - Б-Я - седая старуха, она мать Марьи-Царевны. "Финист - ясный сокол" А.Н.Королькова - три Б-Яги (три сестры): 1. Б-Я - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. 2. Избушка на курьих ножках. Вокруг тын, на кольях черепа, и каждый череп огнём горит... 3. Описание то-же + сама чёрная, а во рту один клык торчит... "Царевна-лягушка" А.Н.Толстой На печи, на девятом кирпиче, лежит Б-Я, костяная нога, зубы на полке, а нос в потолок врос. Б-Я Ивана-Царевича в баньке выпарила, напоила, накормила, спать уложила... Иван-Царевич у Б-Я переночевал, а наутро она ему указала, где растёт высокий дуб.