Аккредитация врачей и медицинских работников на смену сертификации. Изменены сроки вступления медицинских работников в систему аккредитации Аккредитация врачей стоматологов как будет проходить

Аккредитация медработников - это установленная законодательством процедура, которая дает возможность установить, соответствует ли специалист, получивший медицинское образование, требованиям, установленным к ведению медицинской деятельности.

Когда проводится аккредитация

Вопросы и алгоритм проведения определяет Закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Он разрешает в статье 100 вести меддеятельность только тем, кто обучился по программам высшего или среднего образования и имеют сертификат специалиста. Этот же закон в статье 73 обязывает медиков повышать уровень имеющихся профессиональных знаний, обучаясь по дополнительным программам.

Первым документом, который ответил на вопрос, для чего нужна аккредитация медработников, что это за процедура и кто ее проходит, стал Приказ Минздрава от 25.02.2016 № 127н. Первичная аккредитация ряда специальностей (лечебники, педиатры, стоматологи) проведена в соответствии с этим распорядительным актом.

С января 2019 года вступил в действие новый Приказ Минздрава — 898н от 21.12.2018 (внес изменения в Приказ 1043н), в котором вопросы аккредитации средних медработников, связанные со сроками и этапами, изменились. Документ подробно поясняет, в чем состоит аккредитация медработников, новые условия допуска к специальности обозначены в нем же.

Плановый переход к алгоритму аккредитации займет длительный период с 01.01.2016 по 31.12.2025.

  • высшее образование (программы «Здравоохранение и меднауки», уровень специалитета);
  • среднее профобразование в соответствии с ФГОС.

Специалисты, получившие после указанной даты:

  • высшее образование (ординатор);

Специалисты, получившие после указанной даты:

  • медицинское или фармацевтическое образование за пределами страны;
  • иное высшее образование;
  • высшее образование в соответствии с ФГОС программы «Здравоохранение и меднауки» (бакалавр, магистр, ординатор);
  • дополнительное профобразование по программам профпереподготовки.

Остальные лица, которые не прошли процедуру.

Виды аккредитации

Алгоритм аккредитации определен Приказом Минздрава РФ от 02.06.2016 № 334н.

Тестовые вопросы

Вопросы аккредитации медработников зависят от специальности и квалификации. Например, фармацевтов в рамках первичной аккредитации спрашивают о действии лекарств, химических группах, документах, которые регламентируют работу с препаратами.

Найти проверочные вопросы можно на официальном сайте Методического центра аккредитации . Мы собрали в таблице вопросы за 2018 год.

Чтобы найти вопросы на сайте Методического центра, выберите тип проверки, затем специальность и Тестовые задания. Скачать можно только тесты за прошлый год, но и они помогут подготовиться. Есть возможность пройти репетиционный экзамен.

Аккредитационные комиссии

Процедуру аккредитации проводят специально созданные комиссии в зданиях учреждений образовательного или научного формата, в которых реализуются программы медицинского и фармацевтического образования. Комиссия создается Приказом Минздрава по тем специальностям, по которым ведется аккредитация (участвуют также некоммерческие учреждения, упомянутые в ст. 76 323-ФЗ). В состав комиссии включаются:

  • председатель,
  • заместитель председателя,
  • члены комиссии,
  • секретарь.

Кроме них, в комиссию должны входить представители:

  • профессиональных НКО (организаций, отвечающих критериям статьи 76 323-ФЗ);
  • органов власти в сфере здравоохранения или профсоюзов;
  • учреждения, реализующего программы мед-, фармобразования.

К составу комиссии установлен ряд требований. У лиц из ее состава:

  • не должно возникать конфликта интересов в процессе процедуры;
  • должно быть высшее или среднее профобразование в соответствии со специальностью, по которой идет аккредитация, и стаж в этой сфере более 5 лет (кроме председателя).

Формат работы — заседание, проводится после каждого этапа процесса. Комиссия правомочна при условии присутствия всех ее членов по конкретному этапу. По результатам оформляется протокол. Документ подписывают все участники по окончании процедуры.

Протоколы подшиваются в книги, которые направляют в Минздрав, в архиве которого документы хранят 6 лет.

Порядок аккредитации

Положение об аккредитации специалистов утверждено Приказом Минздрава РФ от 02.06.2016 № 334н.

Алгоритм такой:

  1. Аккредитуемый предоставляет в комиссию пакет документов.
  2. Секретарь фиксирует в журнале регистрации факт получения бумаг под расписку.
  3. Не позднее 7 календарных дней секретарь передает пакет в комиссию.
  4. Не позднее 10 календарных дней с даты регистрации комиссия проводит заседание, решая вопрос о возможности допуска претендента к процедуре и ее сроках.

Этапы проведения:

Первичная и первичная специализированная

Тестирование

Формируются автоматически методом случайного выбора 60 заданий. Найти их можно на официальном сайте Методического центра аккредитации (средних медработников и всех остальных).

На выполнение дается 1 час.

Практические навыки в специальных условиях

Может быть организовано с применением спецоборудования (тренажеры, манекены, привлекаемые больные)

5 практических задач, сформированных автоматически (в помощь — официальный сайт по аккредитации медработников 2019 года).

На выполнение каждой задачи дается 10 минут.

Оценку дает комиссия, заполняя оценочные листы.

Результат формируется автоматически на основании анализа заполненных оценочных листов аналогично этапу 1.

Задачи ситуационного характера

Ответы претендента на задачи

Формирование комплекта из задач на автоматической основе. Нужно дать ответ на 5 вопросов, включенных в каждую из 3 задач.

На подготовку ответов — 1 час.

Оценку проводят 3 члена комиссии.

По результатам комиссия решает: сдано — при более 10 правильных ответов, не сдано — менее 9.

Периодическая

Оценка портфолио

Рассмотрение документа

Решение принимает комиссия.

Сдано или не сдано — по результатам соответствия претендента установленным требованиям к квалификации и навыкам.

Тестирование

Использование тестовых заданий

Формируются автоматически методом случайного выбора 60 заданий. Их содержит официальный сайт методического центра аккредитации (средних медработников, иных работников).

На выполнение дается 1 час.

Результат считается автоматически: сдано — при получении более 70 % правильных ответов, не сдано — менее 69 %.

В период процедуры нельзя использовать средства связи. В аудитории ведется аудио- и видеозапись.

Результаты аккредитации

Каждый этап процедуры отражается в протоколе заседания комиссии и подлежит размещению на официальном сайте и информационных стендах учреждения не позднее 2 рабочих дней с даты подписания протокола.

Претендент прошел аккредитацию, если каждый этап оценен как сданный, решение отражено в протоколе не позже 2 дней с даты последнего этапа и не позже 5 дней направлено секретарем в Минздрав. Претендент не прошел аккредитацию, если:

  • он не явился;
  • этапы оценены как не сданные;
  • использованы технические средства в процессе.

В любом случае специалист получает не позднее 3 дней с даты формирования протокола выписку из него с конкретным решением.

Информация о прошедшем аккредитацию человеке включается в Федеральный регистр медработников. Не позднее 30 дней по факту подписания протокола специалист получает свидетельство об аккредитации (Приказ Минздрава от 06.06.2016 № 352н). Документ действителен в течение 5 лет после даты формирования протокола, далее срок действия свидетельства продлевается при условии прохождения очередной аккредитации.

Если этап не пройден, человек вправе, предоставив заявление, пройти его повторно. Если совершены 3 неудачные попытки, аккредитация не пройдена. Право на повторную попытку возникнет через 11 месяцев.

Не прошедшие процедуру вправе обжаловать в апелляционную комиссию решение не позднее 2 рабочих дней по факту размещения результатов этапа. Решения обеих комиссий можно обжаловать в Минздраве.

Что нужно для аттестации на категорию

Чтобы пройти первичную специализированную аккредитацию, нужно лично предоставить в комиссию пакет документов:

  • заявление с просьбой разрешить допуск к процедуре (указать информацию об освоении образовательной программы высшего, среднего профобразования, специальность, по которой выражается намерение вести медицинскую или фармацевтическую деятельность);
  • копии документов о высшем образовании, о квалификации (с приложениями) или о среднем профобразовании (с приложениями) или выписку из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии;
  • копию СНИЛС (при наличии).

Чтобы пройти периодическую аккредитацию, нужно лично предоставить (или направить заказным письмом с уведомлением) в комиссию пакет документов:

  • заявление;
  • копию удостоверяющего личность документа;
  • портфолио;
  • копию сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста (при их наличии);
  • копии документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профобразовании (с приложениями) или выписку из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии;
  • копию трудовой книжки (при наличии);
  • копию СНИЛС (при наличии).

Портфолио представляет собой информацию о деятельности профессионального характера за предыдущие 5 лет, включая сведения:

  • о профдостижениях конкретного специалиста;
  • о прохождении программ по повышению квалификации.

Документ оформляется самостоятельно, а информация об образовательных программах должна иметь подтверждение в виде документов об их прохождении.

Образец заявления на аттестацию

Сертификация или аккредитация

У ряда медиков возникает вопрос: имеют ли они возможность получить сертификат без процедуры аккредитации. Ответ зависит от того, какой вид сертификации необходим:

  1. Плановая (по ФЗ № 323) — нужно каждые 5 лет повышать уровень квалификации.
  2. Внеплановая — относится к тем, кто завершает ординатуру, курсы переподготовки.

Плановая уже имеет установленные сроки аккредитации. Если сотрудником получен сертификат ранее 01.01.2016, он вправе пройти еще одну сертификацию. Если документ получен позднее 01.01.2016, следующим процессом для человека станет аккредитация. Ординаторы, а также лица, закончившие курсы профпереподготовки после 01.01.2019, также должны проходить аккредитацию.

Плановая сертификация (нужно ли вступать в НМО)

НМО (для средних медработников, иных специалистов) — новый вариант повышения квалификации, основанный на беспрерывности, персонализированном алгоритме обучения, что позволяет получить знания в соответствии с потребностями. Сомнения, связанные с необходимостью регистрации на сайте НМО, связаны с Приказом от 03.08.2012 № 66н. Дело в том, что Минздрав намеревался внести в этот документ, регулирующий совершенствование медиками знаний, поправки. В соответствии с ними, медик будет иметь возможность выбрать: ежегодно проходить курсы по повышению квалификации или прослушать курс от 150 академчасов. Четкого ответа на вопрос пока нет. Но медик ничего не потеряет, подключившись к сайту и пройдя обучение. Почему? Все просто. Портфолио, являясь одним из элементов аккредитации, содержит информацию о полученных сертификатах за обучения, и такая информация позволит пройти процедуру успешно.

Нужна ли сертификация тем, кто проходит переподготовку

Приказ от 22.12.2017 № 1043 установил, что сертификаты подлежат получению до 31.12.2018. Те, кто завершит обучение на курсах профессиональной переподготовки после 01.01.2019, будут уже сдавать многоэтапный экзамен.

Ответственность

При отсутствии у сотрудника действующего сертификата наказание может постигнуть и организацию, и работника. Статьи 19.20, 14.1 КоАП РФ устанавливают такие суммы:

В отношении работников ситуация следующая: при наличии установленного факта вины, связанной с тем, что врач не принял во внимание распоряжение работодателя о необходимости повысить квалификацию, пройдя соответствующие курсы, последний вправе:

  • отстранить от работы на период до 2 месяцев;
  • перевести на иную должность, которая не предполагает наличия сертификата;
  • прекратить трудовой договор.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

На вопрос, повторно заданный по проблемам обучения в системе НМО в 2016 году, так как предыдущее письмо из МЗ РФ не внесло ясности для врачей, получивших сертификат специалиста в 2016 году, и для специалистов с немедицинским образованием.

ВОПРОС:

Просим разъяснить, имеют ли право специалисты, получившие сертификат после 1 января 2016 года, не набирать кредиты по системе НМО до принятия изменений в Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее - Приказ 66н)?

Как в дальнейшем для таких специалистов будет проходить переход на систему НМО и аккредитации?

Когда и по какому алгоритму будут включены в систему НМО и аккредитации специалисты с высшим (немедицинским) образованием?

Эти вопросы связаны с тем, что, несмотря на отсутствие изменений в Приказе 66н, касающиеся НМО и аккредитации, на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования http://edu.rosminzdrav.ru, размещена информация о том, что «…если Вы получили сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, то Ваше обучение по данной специальности будет проходить в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения по соответствующей специальности».

ОТВЕТ:

Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении рассмотрел Ваше обращение, поступившее на официальный сайт Минздрава России, и сообщает следующее.

В соответствии с федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

При этом до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. Сроки и этапы указанного перехода, а также категории лиц, подлежащих аккредитации специалистов, определяются уполномоченными органами государственной власти. О категориях лиц, подлежащих аккредитации специалистов, Вы можете узнать в приказе Минздрава России от 25.02.2016 № 127Н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».

Медицинские работники, которые прошли процедуру сертификации в 2016 году, включаются в образовательный процесс по системе непрерывного профессионального развития. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам, действуют до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного на них срока. В дальнейшем по окончании срока действия сертификата и выполнения условий освоения пятилетнего цикла системы непрерывного профессионального развития специалисты начнут проходить повторную аккредитацию.

Для включения в систему непрерывного медицинского образования (пятилетний цикл обучения по интересующей специальности) специалисту необходимо обратиться с заявлением и копиями документов в Российский национальный исследовательский университет им. Н.И. Пирогова по адресу: 117997, г. Москва, ул. Островитянова, д.1 или по адресу электронной почты: [email protected] или зарегистрироваться и завести личный кабинет на сайте: edu.rosminzdrav.ru

Одновременно сообщаем, что Минздравом России завершена подготовительная работа к широкому внедрению системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, определяющей рабочее место как мощную образовательную среду для индивидуального и группового обучения, а широкомасштабное ее внедрение с использованием современных образовательных технологий позволит обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки с учетом современных требований.

В настоящее время дорабатывается нормативная база системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, которая позволит учитывать различные виды образовательной активности - обучение по дополнительным профессиональным программам, участие в очных образовательных мероприятиях и освоение дистанционных образовательных модулей. В рамках системы разработка и реализация дополнительных профессиональных программ осуществляется организациями, имеющими лицензию на дополнительное профессиональное образование, а образовательных мероприятий и модулей - профессиональными некоммерческими организациями.

Информационная поддержка системы обеспечивается Порталом непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, обеспечивающим планирование и учет образовательной активности специалистов, включая обучение по программам повышения квалификации (edu.rosminzdrav.ru). Обеспечение контроля освоения образовательных мероприятий и дистанционных образовательных модулей в рамках реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования осуществляется сайтом Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования (sovetnmo.ru).

На интернет-портале размещены более 5 тысяч программ повышения квалификации в т.ч. реализуемых с использованием симуляционных курсов, дистанционных образовательных технологий, стажировок. Выбор программы повышения квалификации и организаций осуществляется врачами с использованием технических возможностей интернет-портала, на котором размещены также около 500 образовательных модулей, разработанных с учетом принципов доказательной медицины, стандартов и порядков оказания медицинской помощи и федеральных клинических рекомендаций, и около 3000 образовательных мероприятий (семинаров, конференций, вебинаров и мастер-классов и др.), проводимых профессиональными сообществами.

Минздравом России во все Всероссийские профессиональные медицинские сообщества направлено письмо о необходимости разработки дистанционных образовательных модулей, ведется работа по обеспечению всех специальностей достаточным количеством образовательных мероприятий и образовательных материалов, в том числе, и путем предоставления возможности освоения модулей и участия в мероприятиях по смежным дисциплинам.

Дополнительно сообщаем, что после вступления в силу нормативно-правового акта о системе непрерывного образования специалистам, получившим сертификат специалиста в 2016 году, будет предоставлена возможность изменения запланированной индивидуальной траектории обучения в системе НМО.

В недоработанном виде и в неумелых руках аккредитация – предприятие сомнительное, неожиданное и даже опасное.

Нужна ли она нам?

Да, если рассматривать её как универсальную, справедливую и адекватную оценку профессиональной пригодности доктора. Нет, если она окажется несостоятельной в течение 3-х лет.

Какие у неё есть плюсы? На мой взгляд, их два.

  • Единый подход к оценке знаний и умений.

Универсальность аккредитации заключается в том, что проходить её обязан каждый выпускник. Причём разницы нет, планирует ли он продолжать своё образование в ординатуре либо уходит в первичное звено. И в том, и в другом случае избежать этого никак нельзя: для первички это зелёный свет на пути к самостоятельной работе, для ординатуры и вовсе главный экзамен (представляете, для этого нужно всего лишь выучить ответы на тест и вуаля – добро пожаловать на любую кафедру любого лицензированного учреждения! Кошмар!). При этом все сдают по сути одно и то же в одинаковых условиях. В результате вроде бы получается, что оценка объективизируется.

  • Возможность вчерашнему выпускнику оперативно стать практикующим врачом и трудоустроиться сразу по прохождении процедуры.

В 2017 году, по словам министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, 15.4% выпускников медвузов, пройдя процедуру первичной аккредитации, пришли работать в первичное звено. В целом неплохая статистика для проекта, только начавшего свой путь – особенно с учётом того, что дефицит кадров и спрос на специалистов имеются повсеместно. Кроме того, как заявляют , к примеру, в Москве заработная плата держится на уровне 70-100 тысяч рублей, что, если правда, и вовсе отлично. Таким образом, принцип «закончил вуз – пришёл работать» показал свою востребованность, люди включились (хотя о нагрузке сейчас умолчим – равно как и том, сколько из этих 15.4% не прочь сменить нынешний род деятельности).

Но, конечно, где есть плюсы, там есть и минусы. И они, увы, куда более весомые.

Отсутствие опыта самостоятельной работы вкупе с отсутствием наставника на первых порах медицинской деятельности для врача оборачиваются стрессовой и дезорганизующей ситуацией, а для пациента – риском столкнуться с врачебной ошибкой. Никто из только что пришедших в поликлинику зачастую не знает, как работать в ЕМИАС, как за положенный норматив времени понять, что происходит хотя бы в собственной голове (и тем более с пациентом). Врачей рядом мало и все они заняты, а ты, раз аккредитацию прошёл – значит, к работе годен. Вот и работай. Не знаешь как? Хорошо, если старшие товарищи придут на помощь, но это – далеко не факт. В результате, не имея уверенности и ресурса времени, молодой врач пропускает на первый взгляд незначительные жалобы и симптомы. Особенно это касается сложных и многокомпонентных заболеваний – аутоиммунных, онкологических, психических, а также состояний, требующих неотложного хирургического вмешательства. Например, когда есть картина почечной колики, а оно – воспалившийся аппендикс, расположенный атипично, или имеет место манифестация бактериального менингита, имеющего общие черты с гипертоническим кризом.

Вообще отказ старшего врача в помощи младшему, на мой взгляд – это безответственность и в корне неверно. Врачевание относится к одной из исключительных областей, где знания должны передаваться от учителя к ученику, где очень важен опыт. Есть ошибки, о которых стоит знать заранее, и избегать их. Помогите, научите! Никто не гарантирует тебе, старому и умудрённому, что, случись с тобой болезнь, ты попадёшь в надёжные руки профессора (ну, который действительно профессор, а не как сейчас, когда регалий список на А4, а по факту общие фразы и гомеопатия).

Аккредитация призвана установить степень соответствия аккредитуемого требованиям к квалификации медицинского/фармацевтического работника. Но каким образом это определить, если для двух из трёх этапов процедуры достаточно выучить прилагаемый к банку вопросов банк ответов? Кроме того, имеющиеся официальные ответы для ситуационных задач третьего этапа довольно спорные. Диагностический поиск в них ведётся зачастую либо по пути откровенной очевидности (что само по себе вариант неплохой, но не слишком верно трактуемый на практике), либо методами исключения и утрированной гипердиагностики. Возможно, ситуация была бы менее плачевной, не будь тестирование первого этапа прямым этапом для ординатуры, являющейся, на минуточку, специалитетом, но об этом в другой раз.

Единственное, пожалуй, рациональное зерно новой системы – этап сдачи практических навыков, поскольку в имитируемых ситуациях в подавляющем числе случаев действительно следует придерживаться чётких алгоритмов. Однако и тут есть недочёты. Например, для специальности «Лечебное дело» предусмотрены алгоритмы по обследованию только сердечно-сосудистой и дыхательной систем, проведению сердечно-лёгочной реанимации, оказанию неотложной помощи и выполнению внутривенной инъекции. Понятно, что при подборе исходили из наиболее нужных умений и процента распространённости заболеваний. Но разве можно вычеркнуть всё остальное, что предписывает знать врачу пропедевтика внутренних болезней? Словом, любой здравомыслящий медик сегодняшнюю систему аккредитации если и примет, то не поймёт в силу того, что медицина – не набор стандартов и, шаблонно применив клинический протокол, вылечить пациента невозможно.

Аккредитация считается объективным методом оценки знаний и умений, что, согласно описанным выше фактам, конечно, совсем не так. Что, впрочем, и понятно: любое нововведение вначале несовершенно и нуждается в доработках. Говоря медицинским языком, судить об эффективности и безопасности пока рано. Оправдает ли себя первичная аккредитация – вопрос времени. Главное – не упустить его зря.

В Сочи завершился Российский инвестиционный форум, в котором приняла участие глава Минздрава Вероника Скворцова. В интервью «Известиям» она рассказала об инвестпроектах в медицине, аккредитации врачей, а также о том, когда будут модернизированы все детские поликлиники страны, зачем сотрудники регистратур проходят курсы вежливости и кто уговорит россиян вести здоровый образ жизни.

Ваш проект «Реконструкция Центра микрохирургии глаза в Екатеринбурге» стал лауреатом национальной премии в сфере инфраструктуры «РОСИНФРА». Какие еще важные проекты государственно-частного партнерства удалось реализовать в последние годы?

Среди важнейших - запуск производственной площадки при научном центре травматологии и ортопедии в Новосибирске, создание учебного корпуса при Пермском медицинском университете. Вообще в регионах мы реализуем более ста проектов. Общий объем привлеченных негосударственных средств оценивается уже десятками миллиардов. Это все средства, направляемые на повышение доступности и качества именно бесплатной для самого человека помощи.

Хотела бы отметить отдельно ввод в строй протонного центра в Санкт-Петербурге. Это частный проект. Но технология - крайне важна для страны. В этом году у нас появляются три новые площадки с протонными технологиями. Одна из них - частная, две - государственные. Все эти площадки должны быть включены в систему оказания высокотехнологичной помощи. Сначала в рамках клинической апробации, т.к. эта технология новая для России, а затем, после просчета клинико-экономической эффективности, - в программу госгарантий.

Экзамен с трех попыток

- Расскажите о внедрении системы аккредитации медработников. Что вы ожидаете от этого нововведения?

Это для нас нововведение, а для всего мира такая система существует уже больше 20 лет. Аккредитация медработников - механизм допуска к профессиональной деятельности, который позволяет оценивать, во-первых, теоретические знания - с помощью беспристрастного тестового экзамена по типу школьного ЕГЭ. Во-вторых, умения и навыки - по международному экзамену ОСКЭ (объективный структурированный клинический экзамен. - «Известия»). Он проводится с помощью компьютерных тренинговых программ, симуляторов, которые позволяют оценить, насколько человек может применить свои знания на практике. Третий экзамен, традиционный для России, - на клиническое мышление. То есть на возможность быстро и правильно принимать решения (стратегические и тактические) по диагностике, лечению и реабилитации.

Эта трехэтапная проверка позволяет оценить реальные знания медика.

Мы начали проводить ее в 2016 году. Первыми стали выпускники медицинских вузов по двум специальностям: фармация и стоматология. В 2017 году аккредитовали уже 32,5 тыс. выпускников всех медицинских и фармацевтических вузов по всем базовым специальностям.

- Какие медработники будут проходить аккредитацию в ближайшие годы?

- В этом году мы внедряем в систему аккредитацию выпускников медицинских колледжей. С 2019 года вводится аккредитация выпускников ординатур по узким медицинским специальностям. Меняется время обучения в ординатуре - оно будет варьировать от одного года до пяти лет, в зависимости от специальности. Структура ординатур станет модульной. Чтобы человек, проучившийся, например, три года в ординатуре по нейрохирургии, мог пройти аккредитацию и приступить к работе с выполнением вмешательств средней сложности. Но в то же время мог продолжить обучение в ординатуре в течение еще двух лет, чтобы стать специалистом экстра-класса - заниматься нейроонкологией, сложнейшими нейрососудистыми операциями. Каждый этап (модуль) обучения будет завершаться аккредитацией.

Наша задача - до 2021 года включить в систему аккредитации всех медицинских работников с высшим и средним медицинским образованием. А далее внедрять повторную аккредитацию, которая должна проводиться не реже раза в пять лет на основе непрерывного профессионального образования. Мы создали специализированный портал, который уже сейчас содержит более 1 тыс. интерактивных образовательных модулей.

Он сопряжен с федеральным регистром медицинских работников. В течение двух лет мы внедрим самые современные подходы к электронным автоматизированным системам помощи для врача. Такое живое взаимодействие с компьютерными программами позволит поддерживать и развивать профессиональный уровень.

- Если врач не справился с экзаменами - он отстраняется от работы?

- Дается три попытки. Пока показатели, с учетом этих трех попыток, очень хорошие. По медицинским вузам самые высокие у педиатров - аккредитацию прошли более 99% выпускников. На втором месте стоматологи и терапевты - более 98%. Чуть ниже показатели у профилактологов - около 96%.

Если человек не справился за три попытки, он может повторить испытание через год - так работает весь мир.

Лечение по протоколу

- Как еще, помимо аккредитации, вы планируете поднять качество медуслуг?

- Мы подготовили законопроект, подробно описывающий систему управления качеством медицинской помощи. Он основывается на внедрении разработанных национальных клинических рекомендаций по основным заболеваниям человека - их сейчас уже разработано более 1,2 тыс. По сути, каждая рекомендация - это стандартизованный алгоритм действий врача, который позволяет лечить больных индивидуально и избежать возможных ошибок. Критерии качества медицинской помощи, вошедшие в структуру клинических рекомендаций, утверждаются приказом Минздрава и являются обязательными. На их основе разрабатываются регламенты экспертизы качества медицинской помощи, проводимой экспертами медицинских страховых организаций и Росздравнадзора, - вся система должна работать по единым требованиям.

Если медицинский работник повторно нарушает клинические рекомендации, его должны направить на внеочередную аккредитацию с тем, чтобы подтвердить его профессиональный уровень. Бывают случайности - совершил ошибку, например, из-за усталости или плохого самочувствия. Но если аккредитационная комиссия обнаружит бреши в знаниях специалиста, он должен быть направлен на дополнительное обучение или повышение квалификации. Таким образом система должна самоочищаться. И это очень важно, потому что врачи работают не с неодушевленным материалом, а с людьми.

Долгие годы поликлиники страдали из-за нехватки узких специалистов. Удалось ли что-то изменить в этой сфере?

- Традиционно первичному звену не хватало прежде всего участковых терапевтов и педиатров, а также и узких специалистов. С 2011 года внедрены новые государственные образовательные стандарты для медицинских и фармацевтических вузов. Теперь начиная с первого курса и в течение всего обучения студенты проходят практическую подготовку. По сути, шестой курс стал субординатурой по терапии или педиатрии. Благодаря этому, а также введению аккредитации мы впервые смогли сразу по окончании вуза выпускать терапевтов и педиатров в первичное звено. Уже в 2017 году более 5 тыс. выпускников пришли в поликлиники и сельские врачебные амбулатории.

Кроме того, нам очень помогла программа «Земский доктор». Сейчас в ней могут участвовать врачи до 50 лет. Это привлекло 29 тыс. медиков в удаленные районы. Поэтому ситуация начала выправляться.

Что касается узких специалистов, то по ним у нас сформировался выраженный дисбаланс начиная с конца 1990-х - начала 2000-х годов. Особенно выраженным был дефицит онкологов, анестезиологов-реаниматологов, рентгенологов, патологоанатомов.

Благодаря внедрению механизма целевого приема в вузы ситуацию удалось переломить. За последние два года на 9,5% увеличилось число онкологов, это очень существенно. На 7% - анестезиологов-реаниматологов, на 4,5% - рентгенологов и т.д.

Сейчас в ординатуре уже 60% бюджетных мест - целевые. То есть регионы имеют возможность заказывать тех специалистов, которые им нужны. При этом эффективность целевого приема приблизилась к 90%, то есть практически все обучающиеся возвращаются на целевые рабочие места.

- Можно ли это сравнить с распределением советских времен?

Де-юре это разные вещи, а де-факто целевая подготовка замещает отсутствующее распределение. Единственное различие в том, что распределение было обязательным для всех. Я через него проходила, мои родители. Сейчас, если ты по открытому конкурсу поступил (а он по многим специальностям доходит до 32 человек на место), - пожалуйста, можешь дальше распоряжаться своей судьбой так, как считаешь нужным. Но если ты идешь по целевому конкурсу, ты обязан отработать в течение трех лет на том рабочем месте, для которого тебя направляли на целевую подготовку.

В регистратуру - с любовью

- Как Минздрав планирует решить проблему очередей в поликлиниках?

- С помощью устранения дефицита кадров и внедрения бережливых технологий. Родоначальниками таких технологий являются японские производители. К нам проект «Бережливая поликлиника»принесли эксперты «Росатома». Суть заключается в том, что в любом медицинском учреждении проводится не только жесткая инвентаризация материальных объектов, но и скрининг организационных и технологических процессов. Выявляются логистические ошибки и несовершенства, которые заставляют людей долго ждать, создают очереди и риски инфицирования от заболевших. Далее создается план устранения несовершенств. Например, изменяется работа входной группы - организуются раздельные входы для здоровых и больных пациентов, вводится навигация движений пациентов, создаются удобная регистратура и отдельный call-центр, чтобы регистратор не отвлекался и занимался только посетителями. Расширяется спектр возможных механизмов записи на прием к врачу. Уже во всех регионах страны внедрена электронная запись: через интернет и терминалы в поликлинике. Работают информаты. Но по-прежнему можно записаться по телефону или придя в регистратуру. Как кому удобнее.

Мы поменяли расположение кабинетов. Сделали элементарную вещь - линейную траекторию прохождения кабинетов в рамках диспансеризации.

Это позволило сократить время прохождения первого этапа диспансеризации до одного-двух визитов. Вход в лабораторию для взятия крови тоже изменили: люди, которые входят и выходят, не пересекаются. Усовершенствовали рабочее пространство врачей и медицинских сестер. Выясняется, что такими несложными действиями можно в два раза увеличить число пациентов, проходящих через лаборатории и процедурные кабинеты за одну смену.

Благодаря внедрению четкой предварительной записи, а также организации кабинетов доврачебного приема ушли очереди у кабинетов врачей. Теперь медицинские сестры заполняют анкеты, измеряют температуру.

Очереди в поликлинике и время на прохождение записи сократились в 3,5–7,5 раза.

- Где работает «Бережливая поликлиника»?

- Мы начали этот проект менее года назад в трех регионах, взяв в каждом по две поликлиники: одну - детскую, вторую - взрослую. Сейчас таких поликлиник уже более трехсот в 40 регионах. Этот проект оказался очень эффективным. Мы планируем в него включить все детские поликлиники страны в течение трех лет. Эту задачу поставил перед нами президент страны в рамках пакета демографических мер. Выделен ресурс на обновление детских поликлиник - по 10 млрд рублей федерального финансирования ежегодно. Регионы должны обеспечить его софинансирование.

Пациенты нередко жалуются на недоброжелательность персонала в поликлиниках, отсутствие информации об услугах. Будут ли решаться эти проблемы в рамках проекта «Бережливая поликлиника»?

Да. Вводится психологический тренинг и тестирование для регистраторов и другого персонала, который работает с людьми. Очень важно, чтобы эти специалисты любили других людей, чтобы посетители их не раздражали, не вызывали желания нагрубить. Для этой работы подбираются доброжелательные люди. Даже то, что им ввели дресс-код - одинаковые халаты, эмблемы, косынки, - создает иную атмосферу.

Конечно же, важнейший вклад в совершенствование работы медицинских организаций вносит информатизация. В поликлиниках активно внедряются информационные медицинские системы, которые удовлетворяют единым для страны требованиям. Параллельно создаются единые региональные информационные системы, объединяющие все системы медицинских организаций, создающие централизованный архив цифровых изображений с приборов. Это позволяет вводить перекрестный обмен электронными документами. Скажем, человек из поликлиники отправляется на плановую госпитализацию, потом в санаторий, а потом на плановое амбулаторное наблюдение. Всё фиксируется в единой информационной системе. Не надо носить карты из кабинета в кабинет, сотрудник, который принимает пациента, видит в компьютере его историю болезни, результаты исследований и консультаций, может запросить изображения с приборов (томограммы, рентгенограммы) и оценить их в динамике.

Очень удобна и электронная документация. Так, электронные справки, заключения, выписки может быстро формировать медицинская сестра. Активно внедряются электронные больничные листы, электронные рецепты для льготного лекарственного обеспечения. Врач может получать результаты анализов автоматизированно, вводить в компьютер название лекарства, которое он хочет выписать, и видеть все аптеки, где оно есть и в каких количествах. Может посоветовать пациенту ближайшую аптеку.

Там, где информатизация уже внедрена, мы видим реальный ощутимый результат. Медицинская помощь становится более комфортной, быстрой и качественной.

Уговорят лечиться

- В 2016 году был создан институт страховых представителей. Зачем он нужен?

- Страховые медицинские организации - особые структуры. Они должны быть гарантом удовлетворения главного права каждого человека - на охрану жизни и здоровья. В 2016 году мы создали программу поэтапной подготовки и включения в работу страховых представителей трех уровней.

Первый уровень - это хорошо подготовленные операторы. Для их обучения разработали методические руководства, единые справочники наиболее частых вопросов и ответов. У операторов есть информационная база, графики работы всех учреждений, врачей. Они в состоянии ответить на любой вопрос, помочь в записи на прием к любому специалисту, на плановую госпитализацию, посоветовать, где меньше очередь.

Второй уровень страховых представителей - это специально обученная команда, которая занимается массовыми рассылками через SMS или звонками по телефону, приглашая застрахованных на профилактические осмотры, диспансеризацию. Они отслеживают, приходил ли человек на прием. Информируют пациентов о результатах диспансеризации.

Если по результатам диспансеризации человек оказывается во второй или третьей группе здоровья, он должен подлежать диспансерному наблюдению. Это позволяет предупредить ожидаемые патологические состояния. Например, если у пациента нарушена толерантность к глюкозе, но при этом диабет еще не сформировался, важно поставить на контроль все факторы риска. Их очень легко скорректировать, и в результате человек получает дополнительные годы здоровой жизни. Если выявляется хроническое заболевание, необходимо проводить лечение и вторичную профилактику. Здесь требуется опека со стороны страховых медицинских организаций. Она позволяет резко повысить приверженность пациентов к медикаментозной терапии. Так, за последние три года мы достигли максимальной за всю историю нашей страны приверженности людей с повышенным давлением к антигипертензивной терапии. Поэтому уже 40% гипертоников вышли на постоянные целевые значения артериального давления, то есть они застрахованы от гипертонических кризов, инсультов и инфарктов миокарда. Их правильно лечат.

Аналогичная ситуация и с лечением пациентов с ранним атеросклерозом, изменениями липидного спектра. Уже в 36% случаев у них полностью нормализуются уровни холестерина.

- Чем занимаются страховые представители третьего уровня?

- Они подключаются к работе с этого года - это специалисты, которые научены мотивировать людей к ответственности за свое здоровье, ведению здорового образа жизни, включению в профилактические программы.

Сейчас у нас в базе уже около 7 тыс. страховых медицинских представителей. Страховое сообщество очень консолидировалось за последнее время вокруг этой стратегии. Всероссийская ассоциация медицинских страховщиков стала настоящим нашим соратником и партнером по защите прав пациентов и обеспечению доступности и качества медицинской помощи.

Чтобы осуществлять свою деятельность, врач обязан получить на руки свидетельство об аккредитации. Но и имеющиеся у медиков сертификаты специалиста пока еще тоже действуют. Отсюда вопрос, которым часто задаются руководители медицинских клиник, - на что же тогда ориентировать персонал: на подготовку к медицинской аккредитации или прохождение повторной сертификации, когда вступать в систему непрерывного медобразования и как оплачивать ее услуги.

Чем прохождение аккредитации врачей будет отличаться от сертифицирования

По законодательству, допуск к меддеятельности регламентируют и сертификация, и аккредитация.

Аккредитация врачей определяет, соответствует ли специалист-медик требованиям к его квалификации. Чтобы получить допуск к меддеятельности, медработник должен сдать экзамены. Теперь же сертифицирование заменила аккредитация. По сути, это просто разные виды экзаменов. Но в обоих случаях их задача та же - раз в каждые пять лет любой медработник обязан подтвердить свою компетенцию, чтобы оставить за собой право заниматься меддеятельностью. По итогам сертификации медик получает на руки сертификат специалиста, а после аккредитации ему вручается свидетельство (ч. 1 и 2 ст. 100, ч. 1, 2, 2.1. ст. 69 ФЗ от 21.11.2011 No 323-ФЗ).

Аккредитацию можно дифференцировать по трем типам: первичное аккредитование, специализированное и периодическое. В первичном прохождении аккредитации нуждаются студенты, завершившие шестой курс обучения и медики, получившие свое образование еще до 2016 года. Аккредитация врачей, относящаяся к типу “первичная специализированная” (ПС), будет нужна для врачей и ординаторов, проходящих переподготовку по профдеятельности(см. схему ниже). По итогам прохождения ПС-аккредитации врачи и ординаторы получают на руки свидетельство об аккредитации, и это свидетельство уже дает им право работать в медицине в течение 5 лет. После этого срока потребуется получать новое свидетельство - но уже о периодической аккредитации.

Задача проведения аккредитации ложится на специальную аккредитационную комиссию. Медик, проходящий аккредитацию, подает документы ответственному секретарю аккредитационной комиссии. После этого в течение полутора недель члены комиссии определяют аккредитационные сроки. Аккредитационный экзамен проводится в течение трех этапов. Первым из них становится тестирование. Второй - проверка практических умений и навыков в симуляционном центре. Третьим этапом становится решение ситуационных профессиональных задач. Затем комиссия подписывает протокол и выдает испытуемому свидетельство о прохождении медработником экзамена аккредитации. Если что-то пошло не так, то подать документы на пересдачу можно лишь через 30 дней. Для прохождения аккредитационного экзамена положены лишь три попытки.

ВАЖНО!
Переход российских медработников на прохождение именно аккредитации будет постепенным, согласно Приказу Минздрава РФ от 02.06.2016 N 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов». Начало этого перехода происходило еще в 2016 году. Тогда аккредитацию были вынуждены пройти провизоры и выпускники стоматологических факультетов.

Следующий этап состоялся летом 2017 года. В этом случае аккредитацию прошли все выпускники медицинских факультетов. По плану, третий этап должен состояться в период с 2018 по 2020 годы. Теперь аккредитацию обязаны проходить те специалисты, которые нуждаются в подтверждении иностранных дипломов. Вместе с ними аккредитоваться будут те, кто в 2016 году поступил в ординатуру. Если студенты поступали в 2017 году, то их ждет аккредитация в 2019. Их профессиональная переподготовка при этом будет вестись в рамках первичной аккредитации.

Последний этап ждет медиков с 2021 года. В это время первичную медаккредитацию должны будут пройти все практикующие врачи, которые получили медобразование в период до 01.01.2016 года и по каким-либо причинам не участвовали в прохождении аккредитации на первых трех этапах. В дальнейшем, начиная с 2026 года медикам будет нельзя работать в их профессиональной сфере, не имея полученного свидетельства об аккредитации.

Можно ли врачам пройти аккредитацию позже

Медицинские работники, получившие на руки сертификат до начала 2016 года, могут выбрать прохождение сертифицирования вместо аккредитования - это будет возможно сделать до 2021 года. Однако те медики, которые смогли получить профессиональные сертификаты в 2016–2017 годах, смогут пройти профпереподготовку лишь в рамках аккредитации (благодаря интерактивному алгоритму обучения). Врачам, получившим свои сертификаты в 2016–2017 годах, будет необходимо пройти аккредитацию в 2021–2022 годах.

Допуск к профдеятельности медработника зависит от того, когда им был получен подтверждающий его компетентность сертификат – до или после начала 2016 года

ФАКТ
Профессиональные мед. сертификаты, которые медработники получат в срок до начала 2021 года, будут действительны вплоть до истечения указанного в них срока.

Существуют два варианта обучения. В первом случае будет необходимо пройти цикл повышения квалификации общим объемом не менее 144 академических часов. Второй - стать частью системы непрерывного медобразования: при этом потребуется сформировать индивидуальный план медобучения общим объемом не меньше 144 акад. часов в течение того периода, когда будет действовать ваш сертификат. В разработанный план обучения могут входить одна или (по желанию) несколько программ, задача которых - повышение квалификации медработников, минимальная из которых должна составлять от 16 часов - в общей сумме не менее чем 108 часов. Либо медработник должен пройти одно или несколько очных или же заочных медобразовательных мероприятий - общим объемом не более чем 36 часов.

Начать новый процесс обучения до завершения этогосрока, пока вы работаете по еще действующему сертификату, нельзя. То есть, если медицинский работник получал свой сертификат в 2017 году, то до 2021 года он пока не сможет снова пройти процесс обучения, чтобы претендовать на получение нового документа. Это контролируется Минздравом России, который имеет единый реестр лиц, получавших сертификаты после 2016 года.

Когда нужно начинать пользоваться системой непрерывного медобразования

Предполагается, что врачей, завершивших последнюю из своих сертификаций или аккредитаций уже после 1 января 2016 года, обяжут повышать их квалификацию в рамках сформированной системы непрерывного медобразования.

Медицинский работник будет должен сформировать личный пятилетний план обучения.

ВАЖНО!
Если вы, будучи врачом, не работали по специальности более 5 лет, вы сможете обучиться и пройти первичную специализированную аккредитацию, согласно ч. 4 ст. 69 Закона No 323-ФЗ.

Продолжительность подобного плана должна составлять объем в размере 250 часов. В течение 5 лет обучающемуся медику ежегодно придется набирать по 50 часов/ЗЕТов: 36 - по общеобразовательным программам, и 14 - по медобразовательным мероприятиям и прохождению интерактивных модулей. Через пять лет медработнику потребуется прохождение новой периодической аккредитации.

На протяжении всего прохождения обучения Минздрав рекомендует медикам собирать портфолио (Приказ Минздрава России от 02.06.2016 No 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»). На данный момент обязательность сбора портфолио и его содержание пока еще не установлены законодательными актами. Однако есть предпосылки к тому, что Минздрав может издать приказ, распространяющий действие на правоотношения в медицинской сфере до вступления этого документа в силу. Чтобы у медработников в итоге не возникало проблем с допуском к меддеятельности, лучше все же заранее вступить в систему непрерывного медобразования до того момента, когда у сертификата медработника закончится срок его действия. Для начала прохождения образовательного процесса медицинский работник должен проходить регистрацию на портале edu.rosminzdrav.ru.

Поскольку в данный момент система непрерывного медобразования пока является экспериментом, участвовать в ней или нет - решение медик принимает добровольно. Работодатель не имеет права его к этому обязать. Более того, в случае самоуправства работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

За что главврача могут наказать

У руководителей клиник могут возникнуть проблемы, если они:

1. Начнут приказывать своим подчиненным вступать в систему непрерывного медобразования. Помните, что пока юридически значимых актов об обязательном повышении квалификации с участием системы непрерывного медобразования еще нет. В единственном существующем акте содержится экспериментальная модель непрерывного медобразования (приказ Минздрава России от 11.11.2013 No 837). На rosminzdrav.ru сейчас отрабатывается образовательная модель. До появления правовой базы российские медработники участвуют в системе только добровольно (Письмо Минздрава РФ от 26.05.2017 No 16–2/2048112).

2. Начнут обязывать врачей оплачивать проходимое ими обучение. Да, существуют платные циклы, на которых медицинские работники набирают баллы. С другой стороны, работодатель, который не оплачивает обучение подчиненных, формально прав. Минздрав на edu.rosminzdrav.ru указывает, что обучение может оплачиваться за счет физлиц. Может, но это не является обязательным действием. Тем более что ФЗ от 21.11.2011 No 323 установил, что у работника есть право на прохождение переподготовки и обучение для повышения квалификации, которые он проходит за счет финансовых средств компании работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 72).

Трудовой кодекс определяет, что в обязанность работодателя входит обучение его же персонала тогда, когда это условие деятельности (ч. 4 ст. 196 ТК РФ). Если же Минздрав издаст новый нормативный акт, который будет распространять свое действие на правоотношения в клиниках задним числом, например, с 01.01.2016, может оказаться, что руководитель клиники был обязан оплачивать обучение своих врачей. В этом случае есть риск того, что работники, которые собирали чеки за свое обучение, потребуют у руководства возмещения потраченных сумм.

Наиболее приемлемый в этом случае вариант - оплата обучения за счет средств нормированного страхового запаса ТФОМС (постановление Правительства РФ от 21.04.16 N 332). Для применения этого варианта медорганизация подает заявку на финансовое обеспечение плана мероприятий на очередной квартал.

3. Начнут требовать от сотрудников прохождения обучения в свободное от работы время. Учеба в системе непрерывного медобразования может проходить в рабочее время с отрывом от профдеятельности, либо без отрыва от места работы. Медработник для прохождения обучения должен написать соответствующее заявление на обучение на имя главного врача. И руководитель медорганизации обязан его удовлетворить.

4. Откажут в трудоустройстве выпускнику по той причине, что у него вместо свидетельства об аккредитации имеется выписка из протокола. Принимать кандидатов на трудоустройство на должность с выпиской из такого протокола рекомендовал своим письмом Минздрав - от 20.07.2017 No 16–5/10/2–4889. Так что, если руководитель клиники откажет в приеме на работу только поэтому, соискатель вправе оспорить это в трудовой инспекции, прокуратуре или в суде.

Правда и ложь об аккредитации

Существуют следующие мифы о прохождении аккредитации:

1. С началом действия аккредитации появится персональная ответственность медработников. Есть мнение, что после начала аккредитации каждый медработник должен будет сам отвечать за вольно или невольно совершенные неправомерные действия. Это не так. Ответственность по-прежнему лежит на медорганизации.

2. Врачи после введения аккредитации сами будут оплачивать страховые штрафы. Некоторые медработники считают, что после того, как начнет действовать аккредитация, они будут обязаны оплачивать лично штрафы страховых компаний. Это неправда - законом такое не предусмотрено.

3. Многим медработникам будут грозить массовые увольнения. Возникающие слухи о возможных больших увольнениях связывают, в частности, с тем, что теперь получать предписываемое законом непрерывное системное медобразование можно будет только лишь через интернет-портал edu.rosminzdrav.ru. Но поскольку интернет в своей работе использует пока еще небольшая часть работников, если в дальнейшем ситуация не переменится, эти предположения могут и подтвердиться, поскольку не все врачи еще не используют ресурсы интернета либо не получили к ним доступ, и по этой причине не смогут в итоге осуществить необходимые действия для аккредитации.

Что предпочтительнее в качестве подтверждения компетентности специалиста-медика: свидетельство об аккредитации или сертификаты специалиста

Максим Привалов, старший врач-координатор , bookimed.com

О компании: Bookimed - сервис по подбору медицинских решений и организации лечения в зарубежных медицинских клиниках для людей из любой точки мира.

Если у врача нет аккредитации, то, конечно, сложно говорить вообще о возможности и праве этого врача работать - у каждого врача должна быть аккредитация для работы (до 2016 года была обязательной сертификация). Это является обязательным условием, и не влияет на качество работы медицинского специалиста.

В вопросе оценки принимается во внимание несколько факторов:

  • где учился?
  • проходил ли дополнительную стажировку и в каких учреждениях?
  • какой опыт работы уже имеется?

Важно обратить внимание и на то, какие источники использует кандидат для совершенствования и каким образом узнает о новой информации в области медицины.

Существуют немало сервисов, содержащих отзывы о работе каждого из врачей. Благодаря им также можно составить мнение об умении работать с пациентами. Конечно, порой по отношению к одному и тому же человеку могут встретиться диаметрально разные рекомендации и отзывы пациентов - но здесь всегда присутствует момент субъективности, который тоже необходимо учитывать.

Если рассматривать само наличие сертификатов - то у врача на самом деле может быть какое угодно количество этих сертификатов, но приоритетен вопрос об их “качестве”, так сказать: какого уровня научные конференции были посещены врачом, получившим сертификат? Были ли на этих научных конференциях доклады врача-держателя сертификатов?

Дополнительным фактором, на который можно обратить внимание - количество научных публикаций. Здесь важны два аспекта:

  1. Значим не сам факт публикации, а показатель индекса ее цитируемости в международных журналах - если он высокий, то это доказывает ценность опыта врача для других врачей, для его коллег в частности и вообще в целом для клиники. Это означает, что врач-специалист рефлексирует в области своего врачебного опыта и достаточно серьезно углубляется в свою тему - то есть, постоянно растет как профессионал. Индекс цитируемости стоит сравнивать только внутри конкретного направления: так как этот средний показатель может быть различным для разных направлений медицины. Для поиска можно использовать, например, реферативную базу данных Scopus.

Если медицинское учреждение оказывает услуги только в области какой-то конкретной специализации, то необходимо рассматривать конкретные темы научных публикаций врача, и уровень цитируемости именно среди этих тем.

По сумме этих факторов и стоит принимать решение о сотрудничестве с кандидатом на должность вашего будущего врача.