"А. Пушкин «Капитанская дочка»

«Капитанская дочка» вправе именоваться одной из драгоценных жемчужин в ожерелье из шедевров прозы, вышедших из — под пера Пушкина. Перед нами словно разворачивается античная трагедия на фоне извергающегося Везувия и это вовсе не напыщенное преувеличение. Фон, на котором происходит действие повести, трагичен и грозен: кровавая вакханалия крестьянско-казацкого восстания 1773-1775 годов, под началом Емельяна Пугачёва, взаимное ожесточение сторон, совершающих каждодневные злодеяния и нежная, трепетная нота любви, верности и преданности, упрямо пробивающаяся сквозь все жестокости этого времени. Читающаяся легко и на одном дыхании повесть гения русской словесности, никогда не утратит своей актуальности и притягательной силы великой книги.

В ряду произведений Александра Пушкина эта повесть о драматических событиях российской истории занимает, безусловно, достойное место. И причина этого в том, что сюжетная линия развивается на фоне исторических событий, потрясших сами основы общества. А век XVIII (в котором и происходит действие) такими процессами просто перенасыщенный, являлся для Пушкина совсем недавним прошлым. Речь идёт о крестьянской войне 1773-1775 годов, возглавленной и руководимой казаком Емельяном Пугачёвым.

Написанное в форме мемуаров произведение жанрово можно, тем не менее, отнести к исторической повести. Она насчитывает четырнадцать глав (каждая со своим названием), открываясь эпиграфом «Береги честь смолоду», который является нравственным стержнем пушкинского замысла в этом произведении.

В завязке повести лежит рассказ о происхождении, истории семьи и ранних годах жизни Петра Гринёва. Пушкин критичен в описании семейства Гринёвых: например отец, Андрей Петрович Гринёв. является типичным образчиком русского помещика 18-19 веков — отсутствие хорошего образования и самодурство. Соответственно и Пётр не получил достойного образования, будучи предназначен для службы в армии, что не предполагало академической широты знаний.

И тем не менее, Пушкину симпатичен этот простой, но порядочный и чуткий дворянский отпрыск. В ходе развития сюжета мы неоднократно убедимся в его врождённом благородстве, верности данному слову и долгу. С той же мерой симпатии и теплоты нарисованы Пушкиным образы членов семьи капитана Миронова, коменданта крепости. Человек простой и душевный, капитан Миронов (и, увы, его жена), тем не менее, перед лицом смерти проявляет качества, делающие его фигурой трагической и героической.

А дочь супругов Мироновых, Маша, проявляет силу характера, храбрость и благородство высшей пробы, доказывая, что она достойна своих родителей.

Не обходится Пушкинское повествование и без негодяя — поручик Швабрин, обычный типаж гвардейского офицера — картёжник, распутник, дуэлянт. Оказавшись в оренбургской глухомани он, скорее всего, озлобился ещё больше. Это подтверждается его отношениями с Гринёвым, который симпатизировал Швабрину и, тем не менее, получил грязные сплетни о Маше и ранение на дуэли. А последующий переход на сторону Пугачёва и вовсе вызывает у Пушкина отвращение к этому своему персонажу.

В то же время образ Пугачёва в повести нельзя свести к какому — то одному знаменателю. Конечно, это вызвано в первую очередь цензурными и сословными ограничениями: с точки зрения властей и дворянства Пугачёв — злодей. Но мощь личности Атамана, его великодушие и умудрённость не могут не очаровать Пушкина, раскрывающего пусть вскользь и частично причины восстания. Чем и привлекает пушкинская повесть, даже по прошествии двух с лишним столетий, так это пониманием того, что это не восстание быдла, которое нужно вешать и топить, а реакция на бесчеловечные условия существования. Реакция, объединившая таких разных и, казалось бы, чуждых друг другу представителей социальных групп, как задавленные поборами крестьяне и вольные казаки, Афанасий Соколов, более известный как легендарный Хлопуша, верный соратник Пугачёва, а по происхождению — новгородский крестьянин, прошедший к 1774 году все круги ада, обезображенный выжжеными на лице клеймами и вырванными ноздрями и изуродованный башкир из уральских дебрей и многих-многих других, пришедших к Пугачёву.

После эпиграфа и завязки сюжета у Пушкина явственно видна двойная кульминация: первая -взятие крепости и казнь коменданта с женой и вторая — поездка Маши к императрице Петербург.

За этими событиями следует развязка: помилование Гринёва и его присутствие на казни Емельяна. После чего повесть увенчивается эпилогом.

Для полноты анализа приведём краткое содержание повести:

Глава 1. Сержант гвардии

Начинается повесть историей семьи Петра Гринева: отец, Андрей Петрович, в чине приват-майора вышел в отставку; в семье было девять детей, но кроме Петра не выжил никто. Мальчика ещё до рождения записали сержантом в Семеновский гвардейский полк. Воспитывает мальчика» дядька»- Савельич, их крепостной стременной, под руководством которого мальчик осваивает основы грамоты и учится «судить о достоинствах борзого кобеля». С целью обучения «языкам и всем наукам» отец нанимает француза Бопре-французского пьяницу. Спустя некоторое время француза выгоняют, после чего решено отправить сына служить, как насто­ящего дворянина. Но вместо Петербурга, к разочарованию Пети, служить он будет в одной из уральских крепостей. По пути в Оренбург Петя ночует в гостинице в Симбирске, где знакомится с гусарским ротмистром Иваном Зуриным. Гусар убалтывает его сыграть в бильярд, подпаивает и легко выигрывает у него 100 рублей. Не обращая внимания на истерику Савельича, молодой Гринёв отдаёт Зурину деньги, из упрямства и самоутверждаясь.

Глава 2. Проводник

В пути, в степи, Петр попадает в бурю. Путники впадают в панику, но вынырнувший из стены снежного ветра незнакомец, балагуря и подначивая путешественников, указывает им путь и выводит их к постоялому двору, где на фене разговаривает с хозяином, что выдаёт в нём лихого человека. Поутру Гринев уезжает, отблаго­дарив проводника заячьим тулупом, а в Оренбурге встречается с генералом Андреем Карловичем, сослуживцем отца, и отправляется по его приказу в пограничную Белогорскую крепость, километрах в сорока Оренбурга.

Глава 3. Крепость

Крепостью, оказавшейся маленьким посёлком посреди казахских степей, командует комендант Миронов с семьёй которого и знакомится Пётр. Гринева покоряет своей лихостью поручик Швабрин, высланный из гвардейского полка в Петербурге за дуэль.

Глава 4. Поединок

Очень скоро, за неимением других девушек, Гринев влюбляется в дочь комен­данта Миронова, Машу. Швабрин, злобно ревнуя, оговаривает Машу, из-за чего взбешённый Гринёв вызывает Швабрина на дуэль, где получает ранение.

Глава 5. Любовь

Молодой организм Гринёва легко справляется с ранением и он поправляется. Понимая мотивы Швабрина Гринёв не держит на него зла в душе. Петя предлагает Маше замужество и получает согласие девушки. После чего он, в эйфории пишет отцу, прося благословения. Отец же, узнав о дуэли, о житье-бытье сына, его, как он считает, чрезмерной самостоятельности, злится и отказывает в благословении, лишний раз подтверждая своё примитивное самодурство.

Глава 6. Пугачевщина

Попутно в повествовании начинает нарастать напряжение: комендант получает информацию из Оренбурга о «бунте» Емельяна Пугачева и приказывает всем офицерам в крепости готовиться к осаде. Вокруг крепости активны разведчики повстанцев. Одного из них, немого башкира, хватают, но допросить не могут. Напуганный за судьбу своего ребёнка, комендант Миронов пытается отправить Машу из крепости к родне.

Глава 7. Приступ

Однако план спасения дочери срывается, так как крепость окружают повстанцы. Комендант, предчувствуя печальный исход боя, прощается с семьёй, приказав хотя бы переодеть Машу крестьян­кой, чтобы спасти ей жизнь. После захвата крепости пугачевцы казнят коменданта с женой и намерены повесить Гринева, но преданный Савельич, развеселив Пугачёва, спас жизнь молодого хозяина.

Глава 8. Незваный гость

Пугачёв, благодаря напоминанию Савельича узнаёт в Гринёве дарителя «заячьего тулупчика». Пётр же не узнаёт в вожде повстанцев проводника, пока ему не напомнил дядька. Пугачев пробует уговорить Гринёва служить ему, но тот решительно отказывается. На Пугачева это производит сильное впечатление и он даёт обещание отпустить Гринёва.

Глава 9. Разлука

Наутро Гринев от­правляется в путь с устным посланием от Пугачёва генералам в Оренбурге. Попытка Саве­льича получить с Пугачева возмещение ущерба, закончилась угрозами от «царя». Гринев уезжает в мрачном настроении, ведь комендантом крепости от Пугачёва стал Швабрин.

Глава 10. Осада города

Прибыв в Оренбург Гринев передаёт генералу все, что знает о Пугачеве и затем приходит на военный со­вет. Гринев призывает решительней расправляться с повстанцами, но генералов эта горячность раздражает. Преобладает так называемая «подкупательная тактика». Сходятся во мнении ждать, сидя в обороне. Вскоре Оренбург оказывается в осаде. В одной из разведок боем в предместьях Оренбурга, Гринев по­лучает письмо от Маши. Оно пронизано отчаянием. Швабрин силой принуждает её к замужеству. Гринёв умоляет генерала дать ему казаков с солдатами, чтобы отбить Машу у Швабрина, но получает отказ и начинает искать выход из ситуации.

Глава 11. Мятежная слобода

Не придумав ничего лучшего Гринев тайно покидает Оренбург и едет в Белогорскую крепость. В окрестностях крепости Петр и Са­вельич захвачены мятежниками, их ведут к Пугаче­ву. Узнав суть дела, что Гринёв приехал спасать невесту от Швабрина, Пугачёв принимает участие в судьбе молодых. Петя наивно пытается уговорить Пу­гачева сдаться. На что Пугачёв вспоминает притчу об орле, питающемся свежим мясом и вороне, что ест мертвечину, намекая, что он и есть орёл.

Глава 12. Сирота

Прибыв в Белогорскую крепость Пугачёв приказывает Швабрину показать ему Машу. Швабрин подчиняется и тогда Пугачёв узнаёт, что он держал Машу фактически как пленницу. Атаман отпускает девушку с Петром, закрыв глаза на враньё Гринева относительно происхождения Маши.

Глава 13. Арест

На обратном пути из крепости, молодых останавливают солдаты с караульной заставы. К счастью Пети, начальником оказался ротмистр Зурин. Иван Зурин отговаривает Гринёва возвращаться в Оренбург и оставляет при себе, отправив неве­сту в родовое имение Гриневых. Оставшись один, Петр с гусарами выступил против пугачевцев. Во время погони гусар за повстанцами Гринёв видит опустошение и разорение причинённых крестьянской войной. Внезапно, в один из дней, Зурин получает приказ арестовать Гринева и отослать в Казань.

Глава 14. Суд

Чиновники Следственной комиссии, сидевшей в Казани встретили объяснения Гринёва с презрительным недоверием. Су­дьи признали Петра виновным в дружбе с «самозванцем-Емелькой». Тем более, что главным свидетелем обвинения был арестованный также Швабрин, оговоривший Петра ложными вымыслами. Гринева приговаривают к каторге. В отчаянии, Капитанская дочь Маша Миронова решает ехать в Петербург и вымаливать справедливости у импе­ратрицы Екатерины II. В Царском Селе, в одном из парков Маша встречает незнакомую даму, которой и рассказывает свою историю. Дама утешает Машу и обещает передать императрице. Позже Маша понимает, что это была сама Екате­рина II, когда прибыв во дворец видит императрицу. Гринев помилован. Заканчивается повествование, ведшееся от имени Гринева, пушкинским по­слесловием, где он описывает вначале — освобождение по личному распоряжению Екатерины, а затем — присут­ствие Гринёва в январе 1775 года на казни Пугачева, кивнувшего Петру, перед тем как положить голову под топор палача…

Пропущенная глава

В ней рассказывается о посещении Гриневым (aka Була­нин) отеческого дома, находясь неподалеку от деревни, где жили его родители и невеста. С разрешения командира он переплыл Волгу и прокрался в деревню. Здесь Гринёв узна­ет, что его родители заперты в амбаре. Гринев освобождает их, но в это время Савельич приносит известие о входе в деревню группы пугачёв­цев под командованием Швабрина. Гринев запирается в амбаре. Швабрин приказывает его поджечь, что выгоняет отца и сына Гриневых из укрытия. Гриневы взяты в плен, однако в это время в деревню врываются гусары, приведённые Савельичем, прошмыгнувшим мимо осаждающих. Пётр получает благословение на брак, возвращается в полк. Затем он узнаёт о поимке Пугачева и возвращается к себе в деревню. Гринев почти счаст­лив, но неясная угроза почти физически отравляет это чувство.

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте .

Пушкин А.С. повесть «Капитанская дочка»: Краткое содержание.

Повествование ведется от первого лица главного героя повести Петра Андреевича Гринева в виде семейных записок.

Глава 1. Сержант гвардии.

В этой главе Пушкин знакомит читателя с Петром Гриневым. В его семье было 9 детей. Однако все умерли будучи еще младенцами, и в живых остался только Петр. Отец Петра некогда служил, но теперь вышел в отставку. Петра записали до его рождения в Семеновский полк. Пока мальчик рос, он числился в своем полку как отпущенный в отпуск. У мальчика был дядька Савельич, который и занимался его воспитанием. Он научил мальчика русской грамоте и письму, дал знания о борзых. Через определенное время Петру присылают француза в качестве учителя. Звали француза Бопре. В его обязанности входило научить мальчика французскому и немецким языкам, а так же дать образование и в области других наук. Однако француза больше заботили выпивка и девки. Когда отец Петра заметил нерадивость француза, он его выгнал. В 17 лет отец отправил Петра служить в Оренбург, хотя юноша надеялся служить в Петербурге. В момент наставлений перед отъездом отец сказал сыну, что нужно беречь «платье снову, а честь смолоду » (Примечание автора: Впоследствии эти слова из произведения Пушкина «Капитанская дочка » стали крылатой фразой). Петр покинул родные места. В Симбирске юноша посетил трактир и там познакомился с ротмистром Зуриным. Зурин научил Петра играть в бильярд, а потом напоил его и выиграл у Петра 100 рублей. Пушкин писал, что Петр «вел себя, как мальчишка, вырвавшийся на волю «. Утром, несмотря на активное сопротивление Савельича, Гринев выплачивает проигранные деньги и покидает Симбирск.

Глава 2. Вожатый.

Гринев понимал, что он поступил неправильно, когда прибывал в Симбирске. Поэтому он попросил прощения у Савельича. Во время бури путешественники сбились с пути. Но тут они заметили человека, «сметливость и тонкость чутья » были подмечены Петром и восхитили. Гринев попросил этого человека проводить их до ближайшего дома, готового принять их. В пути Гриневу приснился странный сон, в котором он вернулся в свою усадьбу и нашел своего отца умирающим. Петр попросил отца о благословении, но неожиданно вместо него он увидел мужика с черной бородой. Мама Пети ту же попыталась объяснить кто этот человек. По ее словам это был якобы его посаженный отец. Тут мужик вдруг вскочил с постели, схватил топор и стал им размахивать. Комната заполнилась мертвецами. Мужик улыбнулся юноше и позвал для своего благословения. Тут сон оборвался. Прибыв на место, Гринев пригляделся к человеку, что согласился их проводить. Так Пушкин описал вожатого: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаравары «. Мужик с черной бородой, т.е. вожатый, разговаривал с хозяином постоялого двора на непонятном, иносказательном для Петра, языке: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камешком, да мимо «. Гринев решил угостить вожатого вином и подарил ему перед расставанием заячий тулуп, чем вновь вызвал негодование Савельича. В Оренбурге друг отца, Андрей Карлович Р. отправил Петра служить в Белгорскую крепость, которая находилась в 40 верстах от Оренбурга.

Глава 3. Крепость.

Гринев прибыл в крепость и нашел ее похожей на небольшую деревушку. В ней всем заправляла жена коменданта крепости Василиса Егоровна. Петр познакомился с молодым офицером Алексеем Ивановичем Швабриным. Швабрин рассказал Гриневу об обитателях крепости, о заведенном порядке в ней и вообще о жизни в этих местах. Так же он высказал свое мнение о семье коменданта крепости и крайне нелестно о его дочери Мироновой Машеньке. Швабрина Гринев нашел не очень привлекательным молодым человеком. Он был «невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым «. Гринев узнал, что Швабрин попал в крепость из-за дуэли. Швабрина и Гринева пригласили на обед в дом коменданта Ивана Кузьмича Миронова. Молодые люди приняли приглашение. На улице Гринев увидел как проходили военные учения. Взводом инвалидов командовал сам комендант. Он был «в колпаке и китайчатом халате «.

Глава 4. Поединок.

Гринев все чаще стал посещать семейство коменданта. Ему нравилась эта семья. И нравилась Маша. Он посвятил ей стихи о любви. Петр стал офицером. Он в начале с удовольствием общался со Швабриным. Но его колкие замечания в адрес любимой девушки стали раздражать Гринева. Когда же Петр показал свои стихи Алексею и Швабрин их резко раскритиковал, а потом еще и позволил себе оскорбить Машу, Гринев назвал Швабрина лжецом и получил от Швабрина вызов на дуэль. Узнав о дуэле, Василиса Егоровна приказала арестовать молодых офицеров. Девка Палашка забрала у них шпаги. А позже Маша рассказала Петру, что Шввабрин некогда сватался к ней, но она ему отказала. Вот почему Швабрин ненавидел девушку и бросал в ее адрес бесконечные колкости. Еще спустя некоторое время дуэль возобновилась. В ней Гринев оказался ранен.

Глава 5. Любовь.

Савельич и Маша стали ухаживать за раненым. В этот момент Гринев решился признаться Машеньке в своих чувствах и сделать ей предложение. Маша согласилась. Тогда Гринев отправил письмо отцу с просьбой благословить его на брак с дочерью коменданта крепости. Ответ пришел. И из него выяснилось, что отец отказывает своему сыну. Мало того, он откуда-то узнал про дуэль. Савельич не сообщал о дуэле Гриневу старшему. Поэтому Петр решил, что это дело рук Швабрина. А между тем Швабрин пришел навестить Петра и попросил у него прощения. Он сказал, что он виноват перед Петром за все случившееся. Однако Маша не желает выходить замуж без благословения отца и потому она стала избегать Гринева. Гринев тоже перестал посещать дом коменданта. Он упал духом.

Глава 6. Пугачевщина

Комендант получил письмо от генерала, в котором сообщалось, что сбежавший донской казак Емельян Пугачев собирает злодейскую шайку и посему необходимо укрепить крепость. Тут же сообщалось, что Пугачеву уже удалось разграбить несколько крепостей, а офицеров повесить. Иван Кузьмич собрал военный совет и просил всех держать это известие в тайне. Но Иван Игнатьевич случайно проболтался Василисе Егоровне, а та попадье и в результате по крепости распустились слухи о Пугачеве. Пугачев подсылал лазутчиков в селения казаков с листовками, в которых угрожал поевсить тех, кто не признает его государем и не примкнет к его шайке. А от офицеров требовал сдачи крепости без боя. Удалось поймать одного из таких лазутчиков, изувеченного башкирца. У бедного пленного не было носа, языка и ушей. По всему было видно, что бунтует не впервые и знаком с пытками. Иван Кузьмич по предложению Гринева решил утром отправить Машу из крепости в Оренбург. Гринев и Маша простились. Миронов хотел, чтобы и его супруга покинула крепость, но Василиса Егоровна твердо решила остаться с супругом.

Глава 7. Приступ.

Маша не успела покинуть крепость. Под покровом ночи казаки покинули Белогорскую крепость, чтобы перейти на сторону Пугачева. В крепости остались немногочисленные воины, которые были не в силах оказать сопротивления разбойникам. Они защищались как могли, но напрасно. Пугачев захватил крепость. Многие тут же присягнули разбойнику, который провозгласил себя царем. Он казнил коменданта Миронова Ивана Кузьмича и Ивана Игнатьевича. Следующим должны были казнить Гринева, но Савельич бросился в ноги Пугачеву и умолял оставить его в живых. Савельич даже пообещал за жизнь молодого барина выкуп. Пугачев согласился на такие условия и потребовал от Гринева поцеловать руку. Гринев отказался. Но Пугачев все равно помиловал Петра. Оставшиеся в живых солдаты и жители крепости перешли на сторону разбойников и на протяжении 3-х часов целовали руку новоиспеченного государя Пугачева, который восседал в кресле на крыльце комендантского дома. Разбойники всюду грабили, вытаскивая из сундуков и шкафов различное добро: ткани, посуду, пух и т.д. Василису Егоровну раздели догола и вывели в таком виде на публику, после чего убили. Пугачеву подвели белого коня и он уехал.

Глава 8. Незваный гость.

Гринев сильно переживал за Машу. Успела ли она спрятаться и что с ней? Он вошел в дом коменданта. Там все было разрушено, разграблено и переломано. Он вошел в комнату Марьи Ивановны, где встретил прятавшуюся Палашу. От Палаши он узнал, что Маша в доме попадьи. Тогда Гринев отправился в поповский дом. В нем шла попойка разбойников. Петр вызвал попадью. От нее Гринев узнал, что Швабрин присягнул Пугачеву и теперь отдыхает вместе с разбойниками за одним столом. Маша лежит на ее постели в полубреду. Пугачеву попадья заявила, что девушка приходится ей племянницей. К счастью Швабрин не выдал правды Пугачеву. Гринев вернулся к себе на квартиру. Там Савельич сообщил Петру, что Пугачев является их бывшим вожатым. За Гриневым пришли, сообщив, что его требует к себе Пугачев. Гринев повиновался. Войдя в помещение, Петра поразило, что «Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю…Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспаривал Пугачева «. Пугачев предложил спеть песню про висилицу, и бандиты запели: «Не шуми, мати зеленая дубравушка… » Когда гости разошлись окончательно, Пугачев попросил Гринева остаться. Между ними возник разговор, в котором Пугачев предложил Гриневу остаться при нем и служить ему. Петр честно заявил Пугачеву, что не считает его государем и не может служить ему, т.к. когда-то уже присягнул государыне. Он так же не сможет выполнить обещание не воевать против Пугачева, т.к. это его офицерский долг. Пугачев был поражен откровенностью и честностью Гринева. Он пообещал отпустить Гринева в Оренбург, но просил прийти утром проститься с ним.

Глава 9. Разлука.

Пугачев просит Гринева в Оренбурге посетить губернатора и передать ему, что уже через неделю государь Пугачев будет в городе. Он назначил комендантом Белогорской крепости Швабрина, так как сам должен уехать. Савельич тем временем составил список разграбленного барского добра и подал его Пугачеву. Пугачев, находясь в великодушном состоянии духа, вместо наказания решил подарить Гриневу коня и свою собственную шубу. В этой же главе Пушкин пишет, что Маша разболелась не на шутку.

Глава 10. Осада города.

Гринев, приехав в Оренбург, был отправлен к генералу Андрею Карловичу. Гринев просил дать ему солдат и позволить напасть на Белгородскую крепость. Генерал, узнав об участи семьи Мироновых и о том, что капитанская дочка осталась в руках разбойников, выразил сочувствие, но солдат дать отказался, ссылаясь на предстоящий военный совет. Военный совет, на котором «не было ни одного военного человека «, состоялся в тот же вечер. «Все чиновники говорили о ненадежности войск, о неверности удачи, об осторожности и тому подобном. Все полагали, что благоразумнее оставаться под укрытием пушек за крепкой каменной стеною, нежели на открытом поле испытать счастье оружия «. Одним из выходов чиновники увидели в назначении большой цены за голову Пугачева. Они полагали, что разбойники сами выдадут своего предводителя, соблазнившись на высокую цену. Между тем Пугачев сдержал свое слово и появился у стен Оренбурга ровно через неделю. Началась осада города. Жители жестоко страдали из-за голода и из-за дороговизны. Вылазки разбойников были переодическими. Гриневу было скучно и он часто катался на подаренной ему Пугачевым лошади. Однажды он наехал на казака, которым оказался урядник Белогорской крепости Максимыч. Он передал письмо Гриневу от Маши, в котором сообщалось, что Швабрин принуждает ее выйти за него замуж.

Глава 11. Мятежная слобода.

Чтобы спасти Машу, Гринев и Савельич отправились в Белогорскую крепость. По дороге они попали в руки разбойников. Их отвели к Пугачеву. Пугачев спросил куда это Гринев едет и с какой целью. Гринев честно рассказал Пугачеву о своих намерениях. Мол ему хотелось бы защитить осиротевшую девушку от притязаний Швабрина. Разбойники предложили отрубить голову и Гриневу и Швабрину. Но Пугачев решил все по-своему. Он пообещал Гриневу устроить его судьбу с Машей. Утром Пугачев и Гринев поехали в одной кибитке в Белогорскую крепость. По дороге Пугачев поделился с Гриневым своим желанием пойти на Москву: «…улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою «. Еще по дороге Пугачев успел рассказать калмыцкую сказку про ворона, что жил 300 лет, но питался падалью и про орла, предпочитающего голод падали: «лучше раз напиться живой кровью «.

Глава 12. Сирота.

Приехав в Белогорскую крепость, Пугачев узнал, что Швабрин издевался над Машей и морил ее голодом. Тогда Пучев пожелал от имени государя обвенчать Гринева и Машу немедленно. Тогда Швабрин рассказал Пугачеву, что Маша никакая не племянница попадье, а дочь капитана Миронова. Но Пугачев оказался великодушным человеком: «казнить, так казнить, жаловать, так жаловать » и отпустил Машу и Гринева.

Глава 13. Арест

Пугачев вручил Петру пропуск. Поэтому влюбленные могли свободно проходить все заставы. Но однажды застава императорских солдат была принята за пугачевские и это послужило поводом для ареста Гринева. Солдаты отвели Петра к своему начальнику, в котором Гринев узнал Зурина. Петр поведал свою историю старому знакомому и тот поверил Гриневу. Зурин предложил отложить свадьбу и отправить Машу в сопровождении Савельича к своим родителям, а самому Гриневу остаться на службе, как того требовал офицерский долг. Гринев внял предложению Зурина. Пугачев со временем был разбит, но не пойман. Предводителю удалось бежать в Сибирь и собрать новую шайку. Пугачева всюду разыскивали. В конце концов он все-таки был пойман. Но тут Зурин получил приказ арестовать Гринева и отправить в Следственную комиссию по делу Пугачева.

Глава 14. Суд.

Гринева арестовали из-за доноса Швабрина. Швабрин утверждал, что Петр Гринев служил Пугачеву. Гринев побоялся вмешивать в эту историю Машу. Ему не хотелось, чтобы ее мучили допросами. Поэтому Гринев не смог оправдать себя. Императрица заменила смертную казнь ссылкой в Сибирь только благодаря заслугам отца Петра. Отец был угнетен случившимся. Это был позор для рода Гриневых. Маша поехала в Петербург с целью поговорить с императрицей. Так получилось, что однажды Маша гуляла рано утром в саду. Во время прогулки она встретила незнакомую женщину. Они разговорились. Женщина попросила представиться Машу и та ответила, что она дочь капитана Миронова. Женщина сразу очень заинтересовалась Машей и попросила Машу рассказать с какой целью она прибыла в Петербург. Маша сказала, что приехала к государыне, чтобы просить милости за Гринева, т.к.он не смог оправдаться на суде из-за нее. Женщина сказала, что она бывает при дворе и обещает Маше помочь. Она приняла у Маши письмо, адресованное государыне и спросила где Маша остановилась. Маша ответила. На этом они расстались. Не успела Маша выпить чаю после прогулки, как во двор въехала дворцовая карета. Посланный просил Машу немедленно отправиться во дворец, т.к. ее требует к себе императрица. Во дворце Маша узнала в государыне свою утреннюю собеседницу. Гринев был помилован, Маше было выдано состояние. Маша и Петр Гринев поженились. Гринев присутствовал во время казни Емельяна Пугачева. «Он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головой, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу «

Таково краткое содержание по главам повести Пушкина «Капитанская дочка «

Удачи на экзаменах и пятерок за сочинения!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Терентьевская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок по теме:

Разработала: учитель русского языка и литературы В.А. Полещук

Прокопьевский район

2011 г.

Тема: А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева (анализ I – II глав).

Цель: показать жанровое своеобразие повести; проследить истоки формирования личности Петра Гринева, развивать навыки анализа текста, воспитание нравственности обучающихся.

Методы обучения: исследовательский метод, проблемный метод.

Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, сжатый пересказ, выразительное чтение, комментарии учителя.

Педагогические технологии; проблемное обучение, метод проектов, компьютерные технологии.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения:

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
  2. А.С. Пушкин «История Пугачева».
  3. Иллюстрации к произведению.
  4. Компьютерные презентации: «Образ Пугачева», «Екатерина II», «История создания повести».

Ход урока:

  1. Сообщение темы урока.
  2. Проверка домашнего задания (сообщения, презентации учащихся).
  1. Биография А.С. Пушкина.
  2. Памятники А.С. Пушкину в разных городах.
  3. История создания произведения.
  4. Исторические личности в произведении.
  1. Изучение нового материала.

Слово учителя.

Сегодня мы будем изучать последнее большое произведение А.С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. И мы с особым вниманием вглядываемся в его последние стихи, письма, лица, в их сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение. Наша задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

  1. Жанр произведения.

В критической литературе неоднократно высказывались разные мнения о произведении Пушкина. До сих пор нет единства и в определении жанра произведения. Что это – повесть? роман? «Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом, и повестью.

Повесть: невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме мемуарных записок.

Судьба героев не просто дана на фоне истории, она тесно переплетена с исторически значимыми для страны и общества событиями. Это признаки романа.

  1. Герои произведения.
  1. Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III.
  2. Вымышленные лица: П.А. Гринев и все остальные персонажи повести.
  1. Анализ I-II главы.
  1. Почему повесть названа «Капитанская дочка»? Маша Миронова – дочь капитана.
  2. Что изменилось бы, если бы она называлась «Капитанская дочь»? Слово дочь более официальное, чем дочка.
  3. Автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу «Береги честь смолоду». Эпиграф содержит основную мысль произведения.
  4. Так что же такое честь? Почему издавна на Руси принято было честь почитать, уважать? Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы, доброе имя, почет, уважение.
  5. Изменилось ли за века представление русских людей о чести?
  6. А почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное? Хочет заставить каждого из нас беречь свою честь.
  7. Честь можно снискать добрыми делами, бескорыстием, человечностью.

Из письма А.С. Пушкина своему младшему брату Льву. 1822г. (Пушкину 23 года) ПСС.

«Тебе придется иметь дело с людьми, которых ты еще не знаешь. С самого начала думай о них самое плохое, что только можно вообразить: ты не слишком ошибешься. Не суди о людях по собственному сердцу, которое, я уверен, благородно и отзывчиво. Никогда не принимай одолжений. Одолжение – чаще всего предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает. Никогда не делай долгов, лучше терпи нужду. Никогда не забывай умышленной обиды, будь немногословен или вовсе смолчи и никогда не отвечай оскорблением на оскорбление».

  1. Расскажите о родителях Петруши. В какой семье он рос?
  2. Какое значение имеет имя главного героя? Назван в честь деда. Уважение к семейным традициям.
  3. Кто знает, что обозначает имя Петр? Петр – по-гречески значит «камень», твердость характера, сила духа.
  4. В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос?
  5. Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге? Нельзя сказать. Но он перенял от отца прямоту и честность.
  6. Какие заветы дал отец Петру при отправлении на службу?
  7. С момента отъезда начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. В чем изменился герой?

Рассказ о встрече с Зуриным.

  1. Почему законы в этом мире отличаются от законов в доме Гриневых?
  2. На кого похож Зурин? На Бопре
  3. Зачем столь подробно описывается ритуал одевания Петруши? Шуба, тулупчик являются как бы двойным поясом тепла, защищающим героя от холодного, враждебного мира.
  4. Почему II глава называется «Вожатый»?
  5. Объясните смысл эпиграфа.
  6. Каково отношение Савельича к вожатому? Боится его, видит в нем разбойника, пьяницу.
  7. Как реагирует бродяга на барский подарок?
  8. Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?
  9. Что такое милосердие?
  10. Почему Гринева застал буран в степи?
  11. Каково символическое значение бурана? Буран предвещает бурные события в судьбе героя.
  12. Какое значение имеет сон Гринева?

Блуждание по снежной пустыне  блуждание по мукам.

Мужик с черной бородой  Пугачев, позже благословит Петра и Машу.

Топор, мертвые тела  вскоре ему это предстоит увидеть.

  1. Блиц – опрос.
  1. Имя отца Гринева? Андрей Петрович
  2. Служил при графе? Минихе
  3. Сколько было деревень и в какой губернии? 1, в Симбирской
  4. Сыну был пожалован в дядьки? Стремянный Савельич
  5. Выучился грамоте Петруша на каком году? На 12
  6. И мог очень здраво судить о чем? О свойствах борзого кобеля
  7. Был нанят француз мосье Бопре.
  8. Который в отечестве своем был парикмахером.
  9. В Пруссии солдатом.
  10. А потом приехал в Россию, чтобы… стать учителем, не очень понимая значения этого слова.
  11. Батюшка вошел на урок географии.
  12. В это время Гринев прилаживая мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды.
  13. А Бопре? Спал на кровати сном невинности
  1. Встреча с героями.

Отгадайте, с какими героями вы сейчас встретитесь?

  1. Отставной майор, вышел в отставку, попал в опалу после ссылки графа Миниха. Андрей Петрович Гринев.
  2. Из семьи бедного дворянина. У нее был добрый, мягкий характер, знала «наизусть все его свычаи и обычаи». Мать Гринева.
  3. Честный, преданный, но недалекий. Савельич.
  4. Ветреный, беспутный. Бопре.
  5. Капитан от кавалерии, пьет, играет в азартные игры, делает долги. Ротмистр. Зурин.
  6. Черная борода. Человек или волк? Лицо плутовское. Пугачев.
  1. Аукцион знаний. Купить «Бесценные вещи» за оценку.

«4» - назвать, из какого эпизода вещь.

«5» - рассказать эпизод.

  1. Придворный календарь.
  2. Топор.
  3. Бильярд.
  4. Камешек. В огород летал, конопли клевал, швырнула бабушка камешком, да мимо.
  1. О чем говорят цифры?

9 – в семье было 9 детей, все умерли во младенчестве, кроме Петруши.

17-ый год – отец отправляет Петрушу на службу, когда ему идет 17-ый год.

100 – Гринев проигрывает Зурину сто рублей.

40 – вожатый был лет 40-а.

40 – Белогорская крепость в 40 верстах от города.

XI. Итоги.

  1. В какой полк записали Гринева еще до появления его на свет? Семеновский полк.
  2. Как звали старого товарища отца, который направляет Гринева в Белогорскую крепость? Андрей Карлович Р.
  3. Чем мир в усадьбе Гриневых отличается от мира в котором оказывается Гринев после отъезда?4,Каковы истоки формирования личности Гринева,

Домашнее задание: Главы III – V.

Неспокойная совесть

Безмолвное раскаянье

Напился и проиграл 100 р.


  1. В главе VII Маша обращается к отцу за бла-гословением — «бледная и трепещущая», а в гла-ве VIII в разгромленной комнате Маши из-за шка-фа выбирается Палаша, тоже «бледная и трепе-щущая». Как объяснить такое повторение эпите-тов?
  2. Такое повторение эпитетов помогает пе-редать общую атмосферу, которая царила в эти часы в крепости.

    Бедные девушки были потрясены и не могли ни оценить обстановку, ни найти нужную манеру поведения в столь не-обычных обстоятельствах, и их реакция на происходящее была совершенно одина-кова.

  3. В связи с чем Петруша пишет: «Я изумился», и чуть позже: «Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств»? Чему он изумился и о каком «сцеплении обстоятельств» идет речь?
  4. Только в тот момент, когда Савельич спросил Петрушу: «А узнал ли ты, су-дарь, атамана?» — Гринев изумился и оценил «странное сцепление обстоя-тельств», которому он был обязан своему спасению. Только тогда он узнал в своем спасителе вожатого, с которым его свел буран в степи.

  5. Найдите описание размышлений главного героя, которые говорят читателю о том, как долг и чувство боролись в сознании помилованного Пу-гачевым Гринева. Удалось ли ему принять сколько-нибудь самостоятельное решение, или судьба все решила сама?
  6. Самое трудное решение Гриневу при-шлось принимать, когда Пугачев спросил его: «Или ты не веришь, что я великий го-сударь?» Гринев смутился: «Признать бро-дягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непроститель-ным. Назвать его в глаза обманщиком — было подвергнуть себя погибели… Я отве-чал Пугачеву: «Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в те-бе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую». Так не судьба все решила сама, а Гринев нашел достойный ответ.

  7. Опишите первое застолье Пугачева, которое увидел Гринев. Какую роль в этом описании зани-мает облик самого Пугачева?
  8. В центре застолья находится сам Пуга-чев. Его портрет очень важен для понима-ния событий, а не только поступков героя.

    «Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепо-го». В общении со своим окружением он демократичен и прост. Мы видим руково-дителя среди его сподвижников, и он не подавляет окружающих.

  9. Почему хор казаков, исполнявших разбой-ничью песню «Не шуми, мати зеленая дубравуш-ка…», потряс Петрушу «каким-то пиитическим ужасом»?
  10. Вот что написано в повести: «Их гроз-ные лица, стройные голоса, унылое выра-жение, которое придавали они словам и без того выразительным, — все потрясало меня каким-то пиитическим ужасом». Мы видим, что создавало тот «пиитиче-ский ужас», который вызывал у него как слушателе этот стройный хор обреченных людей. Материал с сайта

  11. В связи с чем Петруша написал: «И еще ныне с самодовольствием поминаю эту минуту»?
  12. Напомним, что эти слова повествовате-ля написаны в скобках и находятся вну-три размышлений Гринева о том, как от-ветить Пугачеву. «Наконец (и еще ныне с самодовольствием поминаю эту мину-ту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою». Так, сам Петруша даже в ту опасную минуту осознавал значительность собственных ре-шений и надолго это запомнил.

  13. Когда Пугачев говорит: «Казнить так каз-нить, миловать так миловать»?
  14. Эти слова Пугачев произнес после того, как был удивлен искренностью Гринева. Это была одна из последних реплик Пуга-чева в их разговоре.

  15. Прочтите последнюю фразу главы VIII: «Я по-следовал его совету…» Как она характеризует Гри-нева?
  16. Это одна из фраз, которые характеризу-ют Гринева как смелого, уверенного в сво-ей правоте, уравновешенного человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • ответы на вопросы к тексту капитанская дочка 4 главы
  • капитанская дочка 14 глава суд план события
  • ответы на вопросы по 8 главе "капитанская дочка"
  • капитанская дочка цитаты пугачева
  • вопросы к 8 главе капитанской дочки

События повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, Петра Гринева, который был участником тех событий, и сумел сохранить честь и мужество настоящего офицера, пройдя через суровое жизненное испытание. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения по плану «Капитанская дочка». Данный материал может быть использован для работы на уроках литературы в 8 классе, и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1833 – 1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов, у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» считается нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют темы любви и воспитания.

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведет рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление – Реализм и романтизм.

История создания

История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева. Пушкин собирал исторические факты, вел разговоры с участниками событий пугачевского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. У писателя было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачева. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.

В «Капитанской дочке» анализ произведения требует раскрытия основной мысли данного повествования. Любая власть действует на подавление личности, используя жесткий режим. Поэт приходит к мнению, что: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

В этом и весь смысл его повести.

Тема

Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.

Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринева, ради нее, он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гриневым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте с Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить ее жизнь.

Пугачев, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринева, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу, посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.

Благодаря проснувшемуся в нем чувстве любви, Гринев, смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачеву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.

Швабрин же, с его бездуховностью и мелочным подлым характером, не сумел выдержать испытания, и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.

Композиция

Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. Своими выразительными художественными средствами, как бы излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря , между которыми идет война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачев, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Методом контраста великий русский поэт дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют описания пейзажей. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.

Сопоставляя все приведенные факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергаются его убеждения. Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.

Разбираясь в том, чему учит это произведение, становится ясным, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твердые убеждения, и сильная воля, дают возможность сделать правильный нравственный выбор.

Главные герои

Жанр

Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.

Современники поэта были убеждены, что его книга относится к направлению реализма, отображающая реальные события, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачев, придают ему характеристику романтизма.

И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2183.