Значение слова идеализм. Идеализм в философии – кратко

Что в философском смысле означает идеализм? Определение этого важного понятия в науке выглядит запутанным и туманным. Попробуем объяснить его доступным языком, самыми простыми словами. Идеализм в философии это …ммм… половинка яблока, если всю философию представить целым яблоком. А что же является второй половинкой? А вторая половинка – это материализм. Из этих двух половинок и складывается целое яблоко – яблоко философии.

Философы всех стран и народов, всех времён и поколений спорят по поводу, какая половинка лучше и какая важнее. Основной вопрос философии – что первично, бытие или сознание? Идея или материя? Важно много думать или много работать?

Ещё один вариант – объединение двух половинок, прямо как : признание их равноправия и одинаковой значимости – такое направление называется дуализм, оно пытается примирить две противоборствующие стороны.
Умное определение из словаря по философии не только ничего не объясняет, а, наоборот, ещё больше запутывает дополнительными непонятными словами. И всё же…всё же… давайте разберёмся.

Идеализм как философское понятие

Само слово, как философский термин, происходит от слова идея. Здесь важно не путать со словом идеал. Идеал – стремление к чему-то лучшему, совершенному. К философскому идеализму понятие идеала не имеет никакого отношения.

Это философское учение, это учение о духе, духовности, сознании, мышлении. Мысль, работа человеческого мозга, способы восприятия человеком окружающего мира – вот та база, на которой оно и выстраивается.
Философы – идеалисты полагают, что человеческий дух определяют жизнь человека, его мировоззрение, а главное – быт (бытие). В противовес материализму, они считают, что идеи и мысли человека формируют его окружение, его материальный мир.

Что такое человеческое сознание, как оно влияет на восприятие? Существует ли всеобщий разум, формирующий материальность? Как соотносятся между собой сознание отдельного человека с о всеобщим, всеохватывающим разумом? Эти вопросы задавались и задаются идеалистами, предпринимаются постоянные попытки их осмыслить и получить на них ответы.

Основные направления

Философы – идеалисты в своём понимании мира не едины и внутри идеалистического философского течения они разделились.

Сторонники объективного идеализма признают реальность существования материального мира, реальность существования сознания каждого индивида и существование всеобщего разума, идеи, некой разумной субстанции, формирующей всё сущее и влияющей на развитие человеческого сознания и на развитие материального мира.

Субъективные идеалисты считают, что всё зависит только от мышления и восприятия самого индивида. Внутреннее содержание человека, его мысли, его отношения определяют его реальность. Для каждого человека, по мнению субъективистов, существует своя собственная реальность, которая определяется его способностью воспринимать и мыслить. Ощущения и их комбинации определяют предметы реального, видимого и осязаемого человеком мира. Можно сказать проще – нет ощущений, нет мира, нет реальности.

Этапы становления

История возникновения идеализма как философского направления большая и сложная. Его развитие – это своеобразное отражение развития общественного определённой эпохи.

Основные формы этого учения, впоследствии получившие развитие, возникли ещё в Древней Греции. Платона считают отцом объективного идеализма. В его «Диалогах» озвучиваются идеи ограниченности человеческого разума и идеи существования разума всеобщего, универсального, «разума богов».

Средневековый вариант этого направления философии развивался в направлении усвоения греческой модели. Бог описывается в это время как идея абсолютной истины, абсолютного блага. Независимые от церковных взгляды в то время жёстко карались, и философия выстраивалась под контролем церкви. Яркий представитель этого периода — Фома Аквинский.

Субъективный идеализм развился позже, в 18 веке, когда появилась возможность самоосознания человека как личности. Представители этого направления – Фихте, Беркли, Юм.
Своего расцвета он достиг в немецкой классической философии конца 18 начало 19 века – обоснование идеалистической диалектики, работы Канта, Гегеля, Фейербаха.

Современный вариант этого учения представлен множеством направлений: экзистенционализм, интуитивизм, неопозитивизм и пр. Каждое из этих направлений активно развивается и оформляется в целые отдельные философские системы.

Каждый этап в становлении этого учения – это огромный пласт человеческого интеллектуального труда, нового понимания устройства мира. Это не отвлечённое теоретизирование, а база, помогающая глубже осознать существующую реальность и привнести в неё изменения.

С уважением, Андрей Пучков

Идеализм - основное философское направление, утверждающее первичность сознания, мышления, духовного, идеального и вторичность, зависимость материи, природы, мира.

Все философы-идеалисты признают, что бытие зависит от сознания, зависит от сознания, но они по-разному объясняют, каким образом сознание порождает бытие. В идеализме выделяют две основные формы:

  • - объективный идеализм, рассматривающий сознание как внеприродное, сверхчеловеческое, объективное духовное первоначало, создающее весь мир, природу и человека.
  • - субъективный идеализм, понимающий бытие не как существующую вне человеческого сознания объективную реальность, а лишь как продукт активности человеческого духа, субъекта.

Французский материалист Д. Дидро в 1749 г. назвал идеализм "самой абсурдной из всех систем". Но исторические, гносеологические и социальные истоки идеализма очень глубоки, и к тому же это направление считали основным многие гениальные философы.

Исторические корни идеализма - присущий мышлению первобытных людей антропоморфизм, очеловечивание и одушевление всего окружающего мира. Природные силы рассматривались по образу и подобию человеческих поступков, обусловленных сознанием и волей. В этом идеализм, особенно объективный, тесно связан с религией.

Гносеологический исток идеализма - способность человеческого мышления к теоретическому познанию. В самом его процессе возможен отрыв мысли от действительности, уход ее в сферу воображения. Образование общих понятий (человек, добро, истина, сознание) и возрастающая степень абстрагирования необходимы в процессе теоретического мышления. Отрыв этих понятий от материальных предметов и оперирование ими как самостоятельными сущностями приводит к идеализму. Гносеологические корни данного направления уходят далеко историю. Когда общество начало расслаиваться на классы, умственный труд стал отличительной особенностью, привилегией господствующего населения. В этих условиях они монополизируют умственный труд, руководят политикой, а материально-производственная деятельность становится уделом трудящихся масс. Такое положение создало иллюзию, что идеи - главная определяющая сила, а обычный материальный труд - нечто низшее, вторичное, зависимое от сознания.

В Древней Греции Пифагор (580-500 до н.э.) считал числа самостоятельными сущностями вещей, а сущностью Вселенной - гармонию чисел. Родоначальником философской системы объективного идеализма считается Платон (427-347 до н.э.). Он утверждал, что помимо мира вещей есть еще мир идей, которые человек может видеть лишь "очами разума". В этом мире существуют идеи шара, амфоры, человека, а конкретные медные шары, глиняные амфоры, живые люди - лишь материальные воплощения идей, их несовершенные тени. То, что все принимают за настоящий мир, на самом деле только тень скрытого от человечества мира идей, духовного мира. Для Платона мир идей был божественным царством, в котором до рождения человека обитает его бессмертная душа. Попадая на землю и временно находясь в смертном теле, душа вспоминает о мире идей, именно в этом состоит истинный процесс познания. Идеализм Платона критиковал его гениальный ученик Аристотель (384-322 до н.э.): "Платон мне друг, но истина дороже!". Аристотель считал материю вечной, несотворимой и неуничтожимой

Идеи объективного идеализма в новое время развивал немецкий философ Г.Лейбниц (1646-1716). Он считал, что мир состоит из мельчайших элементов, монад, активных и самостоятельных, способных к восприятию и сознанию. Монада в этой системе индивидуальный мир, зеркало кдиной и бесконечной Вселенной. Установленная богом гармония дает монадам единство и согласованность. Низшие из них обладают лишь смутными представлениями об окружающем мире (горы, вода, растения), сознание животных достигают степени ощущения, а у человека - разума.

Высшей степени развития объективный идеализм достиг в философии Г.В.Ф.Гегеля (1770-1831). Основой всего существующего Гегель считал Мировой Разум, который он называл Абсолютной Идеей или Абсолютным Духом. Абсолютная Идея постоянно развивается, порождая систему понятий. В процессе своего развития она обретает материальную оболочку, выступая сначала в виде механических явлений, потом химических соединений, и в итоге порождает жизнь и человека. Вся природа - "Царство окаменевших понятий". С появлением человека Абсолютная Идея пробивается материальную оболочку и начинает существовать в своей собственной форме - сознания, мышления. С развитием человеческого сознания Идея все больше освобождается от материи, познавая себя и возвращаясь в себя. Идеализм Гегеля проникнут идеей развития, диалектики. Объективный идеализм отрывает общие понятия, законы от конкретных единичных вещей и явлений, абсолютизируя идеи, и объясняя их как первосущности мира.

Субъективный идеализм доказывает зависимость бытия от сознания человека, отождествляя наблюдаемые явления и предметы с ощущениями и восприятиями. "Единственная реальность - сознание самого субъекта, а мир - только проекция этого сознания вовне".

Классический вариант субъективного идеализма - учение английского епископа Джорджа Беркли (1685-1753). По его мнению, все вещи на самом деле - просто устойчивые комбинации ощущений. Рассмотрим его теорию на примере яблока. Комплекс чувств отображаемый сознанием: красное, твердое, сочное, сладкое. Но развитие такой идеи привело бы к выводу, что в мире не существует вообще ничего, кроме ощущений. Эта крайность называют солипсизмом (лат. solus - "один", лат. ipse - "сам"). Пытаясь избежать солипсизма, Беркли утверждал, что ощущения не возникают у нас произвольно, а вызываются воздействием Бога на душу человека. Таким образом, каждый раз углубление и отстаивание субъективного идеализма рано или поздно приводит к переходу к религии и объективному идеализму.

В современной философии к субъективно-идеалистическим воззрениям близки экзистенциалисты С. Кьеркегор (1813-1855), Л. Шестов(1866-1938), Н. Бердяев (1874-1848), М. Хайдеггер (1889-1976), Г. Марсель (1889-1973), Ж.П. Сартр(1905-1980), А. Камю (1913-1960). Исходным у экзистенциалистов является не сущность (essentia) объективного мира, а существование (exsistentia) отдельного человека с его чувствами, переживаниями. Поэтому задача философии - не исследование бытия как сущности мира, а открытие смысла существования человека, подлинной экзистенции. Лишь через понимание смысла своего существования человек может судить о том, что находится вне его, в окружающем мире. Научное познание вещей, пишет К. Ясперс, не может ответить на вопрос о смысле жизни и смысле самой науки. Для экзистенциалистов, истинной формой философского познания является интуиция, прямое видение смысла рассматриваемой реальности, представляющей собой субъективные переживания личности. Они различают подлинное и неподлинное существование человека в мире: подлинное - свободное, где человек будет сам принимать решения и отвечать за свои поступки; неподлинное - погружение индивида в повседневность. К субъективному идеализму тесно примыкает другое философское направление ХХ века - персонализм (лат. persona - "личность"). Персоналисты рассматривают человека в двух аспектах: духовном - человек-личность и материальном - человек-индивид. Человек-личность, потому что он располагает свободной и разумной духовной первоосновой, свободой выбора и независимостью от мира. Человек-индивид частица материи, то есть природы и общества, подчиняется их законам. Но если человек-индивид подчинен обществу, государству, то человек-личность подчинен только богу. Это, по мнению персоналистов, доказывает необходимость религии, соединяющей человека с верховной, божественной Личностью и раскрывает тайны бытия.

Часто идеализм с трудом согласуется с реальной жизнью, но его нельзя рассматривать как совокупность сплошных заблуждений. В идеалистических учениях немало идей, играющих большую роль в развитии человеческой культуры.

Философское учение материализма появилось в эпоху античности. Философы Древней Греции и Древнего Востока рассматривали все в окружающем мире независимо от сознания – все состоит из материальных образований и элементов, утверждали Фалес, Демокрит и другие. В эпоху нового времени материализм приобрел метафизическую направленность. Галилей и Ньютон говорили, что все в мире сводится к механистической форме движения материи. Метафизический материализм сменил диалектический. В теории марксизма появился последовательный материализм, когда основной принцип материализма распространялся не только на вещественный мир, но и на природу. Фейербах выделил непоследовательный материализм, который признавал дух, но сводил все его функции к созданию материи.

Философы-материалисты утверждают, что единственная субстанция, которая существует – это материя, ей образованы все сущности, а явления, в том числе и сознание, образуются в процессе взаимодействия различных материй. Мир существует независимо от нашего сознания. Например, камень существует независимо от представления человека о нём, а то, что человек о нем знает – это воздействие, которое камень оказывает на человеческие органы чувств. Человек может представить, что камня нет, но от этого камень не исчезнет из мира. Значит, говорят философы-материалисты, сначала существует физическое, а потом психическое. Материализм не отрицает духовное, он всего лишь утверждает, что сознание вторично по отношению к материи.

Сущность философии идеализма

Теория идеализма также родилась во времена античности. Идеализм приписывает духу главенствующую роль в мире. Классиком идеализма является Платон. Его учение получило название объективный идеализм и провозглашало идеальное начало вообще, независимо не только от материи, но и от сознания человека. Есть некая сущность, какой-то дух, который все породил и все определяет, говорят идеалисты.

В философии Нового времени появился субъективный идеализм. Философы-идеалисты нового времени утверждали, что внешний мир полностью зависит от сознания человека. Все, что окружает людей, – это всего лишь комбинация каких-то ощущений и этим комбинациям человек приписывает вещественное значение. Комбинация одних ощущений порождает камень и все представления о нем, других – дерево и т.д.

В целом идеалистическая философия сводится к тому, что всю информацию о внешнем мире, человек получает только через ощущения, при помощи органов чувств. Все, что человеку достоверно известно, – это знания получены из органов чувств. И если органы чувств будут устроены по-другому, то и ощущения будут другими. Значит человек рассуждает не о мире, а о своих ощущениях.

В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.

Философия всегда включала в себя рассмотрение так называемых мировоззренческих вопросов: как устроен мир? Имеет ли он начало и конец? Какое место занимает человек в мире? Предназначение человека. Что такое истина? Достижима ли она? Есть ли Бог? В чём заключается смысл и цель жизни? Каковы отношения между людьми, обществом и природой, добром и злом, истиной и заблуждением? Что нас ожидает в будущем? Мимо этих и подобных вопросов не может пройти ни один человек. Философия всегда помогала людям искать ответы на эти вопросы, выполняя при этом мировоззренческую функцию.

1. Материализм.

Материя была всегда. На определенном этапе ее развития у высокоорганизованной материи появля-ется способность чувствовать и мыслить, т. е. возникает иде-альное (Ф. Бэкон, Л. Фейербах. К. Маркс. Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

Вульгарный материализм: «Идеальное не существует, мозг продуцирует мысль, как печень желчь». (Конец 18 века, Бюхнер, Фохт, Милишотт).

Материализм - научное философское направление, противоположное идеализму . Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенноеть мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая таким образом познаваемость природы. В истории философии материализма, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, материализм способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что в свою очередь оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил.

В процессе взаимодействия материализма и специальных наук изменялись вид и формы самого материализма. Первые учения материализма появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древней Индии, Китая и Греция - за несколько вв. до н. э. - в связи с прогрессом в области астрономии, математики и других наук. Общая черта древнего, во многом еще наивного, материализма (Лаоцзы, Ян Чжд, Ван Чун, школа локаята, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др.) состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего (Элемент). Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Многие древние материалисты были стихийными диалектиками.


Однако большинство из них еще не проводили четкого различения между физическим и психическим, наделяя свойствами последнего всю природу (Гилозоизм ). Развитие материалистических и диалектических положений сочеталось еще в древнем материализме с влиянием мифологической идеологии. В средние вв. материалистические тенденции проявлялись в форме номинализма, учений о «совечности природы и бога» и раннепантеистических ересей. В эпоху Возрождения материализма (Телезио, Вруна и др.) часто был облечен в форму пантеизма и гилозоизма, рассматривал природу в ее целостности и во многом напоминал материализм античности. Дальнейшее свое развитие М. (материализм) получил в 17-18 вв. в странах Европы (Бэкон, Галилей, Гоббс, Гассенди, Спиноза, Локк).

Эта форма материализма возникла на почве зарождающегося капитализма и связанного с ним роста производства, техники, науки. Выступая в качестве идеологов прогрессивной в то время буржуазии, материалисты вели борьбу со средневековой схоластикой и церковными авторитетами, обращались к опыту как учителю и к природе как объекту философии. М. 17-18 вв. Связан с бурно прогрессировавшими тогда механикой и математикой, что обусловило его механистический характер. В отличие от натурфилософов-материалистов эпохи Возрождения материалисты 17 в. стали рассматривать последние элементы природы как неодушевленные и бескачественные. Другой особенностью М. этой эпохи было стремление к анализу, к разделению природы на более или менее обособленные, не связанные друг с другом области и объекты исследования и рассмотрение их вне развития, среди представителей материалистической философии этого периода особое место занимают фр. материалисты 18 в. (Ламетри, Дидро, Гельвеции я Гольбах).

Оставаясь в целом на позициях механистического понимания движения, они вслед за Толаендом рассматривали его как универсальное и неотъемлемое свойство природы, полностью отказались от деистической непоследовательности, присущей большинству материалистов 17 в. много элементов диалектики свойственно материализму Дидро. Органическая связь, существующая между всяким М. и атеизмом, у французких материалистов 18 в. выступила особенно ярко. Вершиной в развитии этой формы М. на Западе был «антропологический» М. Фейербаха . Вместе с тем у Фейербаха наиболее ярко проявилась присущая всему домарксовскому М. созерцательность.

В России и других странах восточной Европы во второй половине 19 в. дальнейшим шагом в развитии М. явилась философия революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Маркович, Вотев и др.), опиравшаяся на традиции Ломоносова, Радищева и др. и в ряде отношений поднявшаяся над узким горизонтом антропологизма и метафизического метода. Высшей и самой последовательной формой М. стал созданный Марксом и Энгельсом к середине 19 в. диалектический М. Он не только преодолел указанные выше недостатки старого М., но и присущее всем его представителям идеалистическое понимание человеческого об-ва.

В дальнейшей истории М . (материализм) уже резко обозначились две принципиально различные линии: развитие диалектического и исторического М., с одной стороны, и ряд упрощенных и вульгаризованных разновидностей М. Среди последних наиболее типичным был вульгарный М., приближавшийся к позитивизму; к последнему тяготеют и те разновидности М., которые возникли на рубеже 19-20 вв. как искажение диалектического М. (механистическая ревизия марксизма и др.), а также так называемый «научный материализм» (Дж. Смарт, М. Бунге и др.). Во второй половине 19 в. М. в его зрелых формах оказался несовместимым с узкоклассовыми интересами буржуазии.

Буржуазные философы обвиняют М. в аморализме , непонимании природы сознания и отождествляют М. с примитивными его разновидностями. Отвергая атеизм и теоретико-познавательный оптимизм М., нек-рые из них вынуждены были тем не менее в интересах развития производства и естествознания допускать отдельные элементы материалистического мировоззрения. Иногда идеалисты изображают свои учения как «подлинный» и «наиболее совр.» М. (Карнап, Башляр, Сартр). Затушевывая в ряде случаев противоположность М. и идеализма, буржуазные философы прибегают не только к позитивизму и неореализму, но и к таким аморфным и двусмысленным построениям, как совр. американский натурализм.

С другой стороны, среди ученых в прошлом было немало таких, которые, декларативно признавая идеализм или по-позитивистски чураясь «всякой философии», в специальных научных исследованиях фактически занимали позиции М. (естественноисторический М. Геккеля, Больцмана и др.). Для совр. передовых ученых характерна эволюция от естественнонаучного к сознательному, а в конечном счете к диалектическому м. (Лан-жевен, Жолио-Кюри и др.).

Одна из особенностей развития диалектического М. - обогащение его новыми идеями. Совр. развитие науки требует, чтобы ученые-естественники становились сознательными сторонниками диалектического материализма. Вместе c тем развитие общественно-исторической практики и науки требует постоянного развития и конкретизации самой философии М. Последнее происходит в постоянной борьбе М. с новейшими разновидностями идеалистической философии.

2. Идеализм.

а) Объективный идеализм: «Первичной была идея. Из нее все произошло, в том числе и эволюционным путем» (Пла-тон, Гегель).

Современный французский философ Тейяр де Шарден :

«Во всем было психическое начало, но в неживом оно не получило развития».

б) Субъективный идеализм (Беркли, Юм). «Существуют только я и мое сознание. Оно порождает ок-ружающий мир. Явления мира — это комплексы наших ощущений».

Идеализм - философское направление, противоположное материализму в решении осн. вопросе философии. И. исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его о догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его Богом . И. рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму. Материалистическому детерминизму последовательный И. противопоставляет телеологическую т. зр. (Телеология). Буржуазными философами термин «И.» употребляется во многих смыслах, а само это направление рассматривается подчас как подлинно философское. Марксизм-ленинизм доказывает несостоятельность этой т. зр., однако в противоположность метафизическому и вульгарному материализму, рассматривающему И. только как нелепость и чепуху, подчеркивает наличие гносеологических корней у любой конкретной формы идеализма (Ленин В. И., т. 29, с. 322).

Развитие теоретического мышления приводит к тому, что возможность И. (идеализм) - отрыв понятий от их объектов - дается уже в самой элементарной абстракции. Эта возможность становится действительностью только в условиях классового общества, где И. возникает как наукообразное продолжение мифологических, религиозно-фантастических представлений. По своим социальным корням И. в противоположность материализму выступает, как правило, в качестве мировоззрения консервативных и реакционных слоев и классов, не заинтересованных в правильном отражении бытия, в коренной перестройке общественных отношений. При этом И. абсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого познания и этим тормозит научный прогресс. Вместе о тем отдельные представители И., ставя новые гносеологические вопросы и исследуя формы процесса познания, серьезно стимулировали разработку ряда важных философских проблем.

В противоположность буржуазным философам , насчитывающим множество самостоятельных форм И., марксизм-ленинизм все разновидности его подразделяет на две группы: объективный И., принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный И., сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным И. не абсолютно. Многие объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного И.; с другой стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйти от солипсизма, нередко переходят на позиции объективного И. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта , Конфуцианство ).

Классической формой объективного И. была философия Платона . Особенность объективного И. Платона, свойственная древн. И. вообще, - тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями. Эта связь усиливается в начале н. э., в эпоху кризиса античного общества, когда развивается неоплатонизм, сросшийся не только с мифологией, но и с крайним мистицизмом. Эта особенность объективного И. еще сильнее выражена в эпоху средневековья, когда философия полностью подчиняется теологии (Августин, Фома Аквинский). Перестройка объективного И., произведенная прежде всего Фомой Аквинским, основывалась на искаженном аристотелизме. Основным понятием объективно-идеалистической схоластической философии после Фомы Аквинского стало понятие нематериальной формы, трактуемой как целевое начало, выполняющее волю внеприродного Бога, который мудро распланировал конечный во времени и пространстве мир.

Начиная с Декарта в буржуазной философии нового времени по мере усиления индивидуалистических мотивов все больше развивался Субъективный И. Классичским проявлением субъективного И. стала гносеологическая часть системы Верили и философии Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о независимости «вещей в себе» от сознания субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно-идеалистическое положение об априорных формах этого сознания, обосновывающее агностицизм, а с др.- объективно-идеалистическое признание сверхиндивидуального характера этих форм. Субъективно-идеалистическая тенденция в дальнейшем возобладала в философии Фихте, а объективно-идеалистическая - в философии Шеллинга и особенно Гегеля, который создал всеобъемлющую систему диалектического И. Эволюция И. после распада гегелевской школы определялась утратой буржуазией прогрессивной общественной роли и борьбой ее против диалектического материализма.

У самих буржуазных философов понятие «И.» стало отождествляться только с его наиболее откровенной, спиритуалистической формой. Появилось мнение якобы «промежуточных» и даже будто бы «возвышающихся» над И. и материализмом учений (позитивизм, неореализм и др.). Усилились агностические и иррационалистические веяния, мифологизация философии как «необходимого самообмана», неверие в человеческий разум, в будущее человечества и т. д. Получил развитие реакционный псевдоатеизм (ницшеанство, фашистские философские концепции, некоторые виды позитивизма и др.). В период общего кризиса капитализма распространились такие формы И., как экзистенциализм и неопозитивизм, а также ряд школ католической философии, прежде всего неотомизм. Три названных течения - главной разновидности И. середины 20в., но наряду с ними и внутри них во второй половине века продолжался процесс расщепления И. на мелкие эпигонские школки.

Главными социальными причинами «многообразия» форм современного И. (феноменология, критический реализм, персонализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология, концепции франкфуртской школы и др.) являются углубляющийся процесс распада буржуазного сознания и стремление закрепить иллюзию «независимости» идеалистической философии от политических сил империализма. О др. стороны, происходит отчасти и противоположный процесс - сближения и даже «гибридизации» различных течений И. на основе общей антикоммунистической направленности буржуазной идеологии 20 в. Научные основы критики совр. форм И. заложены Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм», где дан марксистский анализ не только махистской разновидности позитивизма, но и основного содержания всей буржуазной философии эпохи империализма.

Основные концепции теории познания и истории философии (эмпиризм, рационализм, иррационализм) В познавательном процессе, цель которого истина, достижение проходит через ряд ступеней:

1. Эмпиризм (основатели Беккон, Локк, Гобс). Такая философия - это методологическая ориентация познания, которая признает основным по источникам и критериям чувственный опыт, интегрируемый в материалистический эмпиризм как результат воздействия связей и предметов внешнего мира на человеческие чувства, в результате чего они выступают образами этого мира. А в идеологическом эмпиризме - это достояние внутреннего мира человека, его ничем необусловленные переживания.

2. Рационализм - это идейно - теоретическая и методологическая ориентация, сторонники которой основным источником истинного знания и основой поведения людей признают разум, абсолютизируя его значение и недооценивая или игнорируя роль чувственного опыта и практической деятельности человека. Представители: Декард, Лейбниц, Спиноза (XVI век).

3. Иррационализм - это направление философской мысли, которое признает основой процесса познания и преобразования мира - внерациональные аспекты духовной жизни человека: интуиция, вера, воля, ограничивая или отрицая возможности разума в этом процессе.

4. Сенсуализм - многообразная философская позиция, представители которой в полной мере признавали чувства единственным источником и фактором достижения истины всем ее содержанием и единственной существенной реальностью, абсолютизируя их значение, недооценивая или игнорируя другие познавательные особенности человека. Проблема познания мира и основные пути её решения Проблема получения истинного знания о мире, т.е. вопрос о познаваемости мира, является центральной проблемой гносеологии.

В истории философии сложились три основных подхода, по-разному отвечающие на вопрос о познаваемости действительности:

1) познавательный оптимизм;

2) скептицизм;

3) агностицизм (познавательный пессимизм).

Познавательные оптимисты (к ним относятся преимущественно материалисты и объективные идеалисты) считают, что явления действительности в сущности познаваемы, хотя мир - в силу своей бесконечности - до конца не познаваем.

Сторонники скептицизма (от греч. «скептикос» - ищущий, рассматривающий, исследующий) сомневаются в возможности получения достоверных знаний о мире, абсолютизируя момент относительности в истинном знании, указывая на его формальную недоказуемость. Представители агностицизма (это в основном субъективные идеалисты) отрицают возможность познания сущности явлений. Абсолютизируя несовершенство чувственного восприятия действительности, агностики в своих крайних выводах даже отрицают существование объективной реальности. Все эти подходы имеют определённое теоретическое обоснование.

Но решающими аргументами в пользу познавательного оптимизма являются: развитие общественной практики и материального производства, успехи экспериментального естествознания, подтверждающие истинность знания. Теоретико-познавательная ситуация имеет свою структуру, включающую субъект и объект познания, а также «посредника», связывающего их в единый процесс. Диалектика процесса познания. Единство чувственного, рационального и интуитивного в познании Познание - общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания. А знание - это идеальные образы (представления, понятия, теории) закреплённые в знаках естественных и искусственных языков, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий.

Существуют различные уровни познания - обыденное, теоретическое, художественное - как чувственно-образное отражение действительности. Раздел философии, где исследуется познание, называется гносеологией. Познаваем ли мир, способен ли человек составить верную картину мира? Большинство философов положительно решают эту проблему. Такая позиция получила название - гносеологический оптимизм. У материалистов - мир познаваем - знание есть субъективный образ объективного мира. У субъективного идеализма (Беркли) возможно познание внутреннего мира человека и т. д. Но есть философы, отрицающие возможность достоверного знания - агностицизм (не доступный познанию).

В научной философии познание рассматривается как процесс взаимодействия объекта и субъекта в материально - чувственной деятельности человека. Субъект и объект выступают как стороны практического отношения. Субъект - носитель материального целенаправленного действия, которое связывает его с объектом. Объект - предмет, на который направлено действие. Исходная характеристика субъекта - активность, объекта приложение активности. Активность носит осознанный характер, она опосредована целеполаганием и самосознанием.

В структуру познавательной деятельности включаются такие её уровни как чувственное и рациональное. Чувственное познание: ощущение - субъективный образ предмета, первичная информация о мире, восприятие - целостный чувственный образ предметов, данных посредством наблюдения, в нём отражаются различные свойства вещи как одно целое, представление - это опосредованный целостный образ, сохраняемый и воспроизводимый с помощью памяти. Оно базируется на прошлых восприятиях, воображении, мечте, фантазии и т. д. Рациональное познание - это, прежде всего мышление, которое опирается на чувственное познание и даёт обобщённое знание. Оно осуществляется в 3 формах: понятия, суждения, умозаключения. Для всех трёх форм логического мышления характерна связь с языком. Уровни познания существуют в неразрывной связи и образуют диалектический путь познания: от живого созерцания, к абстрактному мышлению - от него к практике. Итог познания - достижение истинного знания.

Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия.

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют 4 основных раздела :

1. Онтология (учение о бытие);

2. Гносеология (учение о познании);

3. Человек;

4. Общество.

Основные разделы философского знания:

1). Онтология (Метафизика ). Онтология занимается всем комплексом вопросов, связанных с существованием Бытия и его основными принципами. Можно сказать, что она включает в себя такие подразделы, как космогония, философская космология, натурфилософия, метафизика и т. д. Она занимается вопросами случайности и вероятности, дискретности и континуальности, стационарности и изменчивости, в конце концов, материальности или идеальности происходящего в окружающем нас мире.

2). Гносеология . Она занимается изучением вопросов познания, возможности познания, природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, предпосылок познания, условий его достоверности и истинности. Именно из гносеологии проистекают такие философские направления, как скептицизм, оптимизм, агностицизм. Еще одним важным вопросом, которым занимается гносеология, является вопрос об отношении между опытом, работой Разума и ощущениями, получаемыми нами с помощью органов чувств. Помимо других разделов, в гносеологию входит и эпистемология, изучающая философия научного знания. Теория познания как философская дисциплина анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.

3). Аксиология - это философия ценностей. «Что есть благо?» - основной вопрос общей философии ценностей. Аксиология изучает ценности, их место в реальности, структуру ценностного мира, т.е. связь различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Она занимается некоторыми вопросами личной и общественной жизни человека и организованных групп людей. Можно сказать, что она включает в себя, как составляющие, этику, эстетику, социофилософию и философию истории. Также сюда относится и философская антропология.

4). Праксиология - раздел философии, изучающий непосредственную практическую жизнь человека. По большому счету, он включает в себя, фактически, те же подразделы, что и предыдущий пункт, но в несколько произвольном их толковании. Можно сказать, что праксиология занимается утутилитарными проблемами аксиологии.

Основные разделы философии

В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

- онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;

- гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания;

- аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;

- праксеология - учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

- антропология - философское учение о человеке;

- социальная философия - раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Эти разделы несводимы друг к другу, но тесно связаны между собой .

Госэкзамен по философии и эстетике

    Мировоззрение как явление духовной жизни общества, его структура. Типы мировоззрения

Мировоззрение - сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.

Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания - первичное представление о себе . Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение - представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется личностями и социальными группами в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.

Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Широкий смысл – все взгляды, узкий – предметный (в пределах мифологии, религии, науки и т.д.). Термин «мировоззрение» якобы появился в XVIII веке, популярен с XIX века.

Черты мировоззрения: активное знание (позиция-действие), целостность, всеобщность (подразумевается наличие того или иного мировоззрения у каждого человека).

Предмет – отношения в системе мир-человек.

Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения:

Обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека);

Рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», содержит понятия, категории, теории, концепции).

Структурные элементы: знания, ценности, идеалы, программы действий, убеждения (под которыми авторы понимают не «твердые принципы», а «принятые» - более-менее одобренные учеными «знания и ценности») и др.

Функции мировоззрения: 1) аксиологическая (ценностная) и 2) ориентационная.

Исторические типы мировоззрения:

Мифологическое мировоззрение (фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств);

Религиозное мировоззрение (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания): мир удвоен (имеются в виду, прежде всего, христианские посю- и потусторонний миры), Бог духовен, Он творец вне мира, Священное Писание источник знаний, иерархия по нисходящей от Бога;

Философское мировоззрение (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум.

Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 1 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Мировоззрение, его сущность, структура и исторические типы».

    Предмет и функции философии. Материализм и идеализм – основные направления в интерпретации философских проблем.

Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека - задача достаточно сложная и неоднозначная.

Это связано с тем, что:

    отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры;

    философия в начале своего развития охватывала практичес­ки все теоретические знания о мире (в т.ч. и те, которые позже ста­ли объектом специальных наук - о Вселенной, строении вещества, природе человека и др.), что предельно расширяло ее предмет;

    многообразные философские школы и направления по-разному понимают предмет философии, поэтому ей трудно дать та­кую дефиницию, которая устраивала бы всех мыслителей;

    в историко-философском процессе наблюдается эволюция ее предмета, отражающая классические и постклассичсские ориента­ции самой философии.

Вместе с тем наличие разных взглядов на предмет философии, а порой и принципиальное их расхождение, не отменяет диалог разных подходов, поскольку любая постановка конкретной фи­лософской проблемы затрагивает в той или иной мере фундамен­тальные смыслы бытия человека, его присутствия в мире. Таким образом, философия идет от человека к миру, а не наоборот (как наука), и тем самым ее предметная направленность так или иначе связана с выяснением целого спектра отношений человека с ми­ром - природой, обществом, культурой. Разумеется, из этого спек­тра отношений философию интересуют прежде всего наиболее общезначимые и существенные характеристики этих отношений и особенно - принципы и основы бытия человека в мире. Именно эта специфика философии позволяет представить ее в историко-философском процессе как целостное теоретическое знание, сохраня­ющее на всех этапах своей эволюции общие темы исследования (Универсума, человека, сущности их взаимоотношения, смысла отношений человека к другому человеку и обществу) и многооб­разные способы их осмысления. Поэтому предметом философии в самом общем виде можно полагать целостное познание предель­ных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.

Конечно, это не означает, что каждый философ исследует эти проблемы в столь широкой формулировке: предметом философс­кого анализа могут выступать их конкретные аспекты - например, проблема реальности, проблема смысла человеческого существо­вания, проблема понимания, проблема языка и т.д.

Статус и роль философии в современном обществе и его куль­туре конкретизируется в следующих основных функциях:

    мировоззренческой - задает интегральный образ мира, фор­мирует предельные основания теоретического мировоззрения и транслирует мировоззренческий опыт человечества;

    методологической - выступает всеобщим методом мышле­ния, разрабатывающим наиболее общие нормы и правила теорети­ческой деятельности, предлагает научному познанию и социаль­ной практике инновационные эвристические идеи, осуществляет селекцию (отбор) конкурирующих концепций и гипотез, интегри­рует новое знание в духовную культуру;

    оценочно-критической - подвергает критическому анализу наиболее значимые явления социальной и духовной жизни, оце­нивает их с позиции должного и осуществляет творческий поиск новых общественных идеалов и норм.

Соответственно специфике анализируемых проблем в струк­туре философского знания традиционно выделяются его основные разделы, отражающие историческую динамику предметной ориен­тации философии. Сегодня в философии могут быть зафиксирова­ны следующие основные разделы:

    онтология - философия бытия, учение о наиболее общих при­нципах и основаниях всего сущего;

    гносеология - философия познания, учение о принципах, за­кономерностях и механизмах познавательной деятельности;

    эпистемология - философия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследования;

    философская антропология - философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;

    аксиология - философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии;

    праксеология - философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру;

    социальная философия - философия общества, учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития.

Данные разделы философского знания - при всей их автоном­ности - связаны друг с другом, составляют в своей совокупности современную философскую картину мира и представляют фило­софию как сложноорганизованный феномен духовной культуры.

Идеалисты

Что касается идеалистов, то они признают первичным идею, дух, сознание . Они считают материальное продуктом духовного. Однако соотношение сознания и материи представителями объективного и субъективного идеализма понимается не одинаково. Объективный и субъективный идеализм - это две разновидности идеализма. Представители объективного идеализма (Платон, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель и др.), признавая реальность существования мира, полагают, что помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы. В отличие от этого взгляда, представители субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.) полагают, что предметы, которые мы видим, осязаем и обоняем, выступают комбинациями наших ощущений. Последовательное проведение такого взгляда приводит к солипсизму, т. е. к признанию реально существующим лишь познающего субъекта, который как бы примысливает реальность.

Материалисты

Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи. Материалисты стоят на позициях материалистического монизма (от греческого монос - один). Это означает, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Сознание считается продуктом высокоорганизованной материи - мозга.

Однако существуют и другие философские воззрения на соотношение материи и сознания. Некоторые философы рассматривают материю и сознание как два равнозначных основания всего сущего, независимых друг от друга. Таких воззрений придерживались Р. Декарт, Ф. Вольтер, И. Ньютон и другие. Их называют дуалистами (от латинского dualis - двойственный) за признание в качестве равноправных материю и сознание (дух).

Теперь выясним, как материалисты и идеалисты решают вопрос, относящийся ко второй стороне основного вопроса философии.

Материалисты исходят из того, что мир познаваем, наши знания о нем, проверенные практикой, в состоянии быть достоверными, и служат основой для эффективной, целесообразной деятельности людей.

Идеалисты в решении вопроса о познаваемости мира разделились на две группы. Субъективные идеалисты сомневаются в том, что познание объективного мира возможно, а объективные идеалисты, хотя и признают возможность познания мира, но ставят познавательные способности человека в зависимость от Бога или потусторонних сил.

Философов, отрицающих возможность познания мира, называют агностиками. Уступки агностицизму делают представители субъективного идеализма, которые сомневаются в возможностях познания мира или объявляют некоторые области действительности принципиально непознаваемыми.

Существование двух главных направлений в философии имеет социальные основания или источники и гносеологические корни.

Социальным основанием материализма можно считать потребность некоторых слоев общества в том, чтобы при организации и ведении практической деятельности исходить из опыта или опираться на достижения науки, а в качестве гносеологических его корней выступают претензии на возможность получения достоверных знаний об изучаемых явлениях мира.

К социальным основаниям идеализма можно отнести неразвитость науки, неверие в ее возможности, незаинтересованность в ее развитии и использовании результатов научных исследований определенных социальных слоев. К гносеологическим корням идеализма - сложности процесса познания, его противоречия, возможность отрыва наших понятий от реальной действительности, возведения их в абсолют. В. И. Ленин писал: “Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота... (вот) гносеологические корни идеализма” . Главный источник идеализма заключается в преувеличении значения идеального и в преуменьшении роли материального в жизни людей. Идеализм развивался в истории философии в тесной связи с религией. Однако философский идеализм отличается от религии тем, что облекает свои доказательства в форму теоретизирования, а религия, как отмечалось ранее, базируется на признании непререкаемого авторитета веры в Бога.

Материализм и идеализм представляют собой два течения в мировой философии. Они выражаются в двух различающихся типах философствования. Каждый из этих типов философствования имеет подтипы. Например, материализм выступает в форме стихийного материализма древних (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар), механического материализма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах) и диалектического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др.). Идеализм также заключает в себе два подтипа философствования в форме объективного идеализма (Платон, Аристотель, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель) и субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант). Кроме того, в рамках названных подтипов философствования можно выделить особые школы с присущими им особенностями философствования. Материализм и идеализм в философии находятся в непрерывном развитии. Между представителями того и другого идет полемика, способствующая развитию философствования и философского знания.

    Античная философия: специфика и основные проблемы.

    Философия средневековья, ее религиозный характер. Полемика номинализма и реализма.

Переход от античности к средневековью обусловлен рядом социокультурных предпосылок:

    разложение рабовладельческого строя и формирование феодальных отношений;

    изменение социальной структуры общества - появляют­ся прослойки и социальные группы, оказывающие значительное влияние на общественную жизнь: вольноотпущенники, свободные люмпены, колоны (мелкие арендаторы земель, зависимое крес­тьянство), профессиональные солдаты;

    утверждается политическая и духовная монополия западной Церкви, и религиозное мировоззрение становится господствующим. Новая ситуация изменила статус философии, поставив ее в зависимое положение от религии: по образному выражению П. Дамиани, она - «служанка теологии»;

    признание Библии в качестве единой священной книги христианства, осмысление которой породило христианскую теологию и христианскую философию. Теперь философствовать - означает истолковывать текст Священного Писания и авторитетные книги.

В этот период заметно влияние эллинистической культуры на становление христианской теологии и философии, разработку ре­лигиозных догматов и критику ересей, несмотря на то, что отноше­ние к античному наследию было далеко не однозначным, что находило отражение либо в полном неприятии философии античности, либо в ориентации на возможность ее использования христианством. Терпи­мость к эллинской философии выразилась в том, что для христианства стало важнее убедить язычников в преимуществах новой религии с помощью философских знаний, способствующих развитию веры, ко­торая выше всякого знания и является его венцом.

Принципы средневекового философского мышления:

    монотеизм - Бог является личностью, он един и уникален, ве­чен и бесконечен;

    теогентризм - Бог является высшей сущностью всего бытия;

    креагионизм - идея об акте свободного творения мира Богом из ничего;

    символизм - существование любой вещи определено свыше: «вещи видимые» воспроизводят «вещи невидимые» (т.е. высшие сущности) и являются их символами;

    провиденциализм (провидение) - история человечества понимается как осуществление Божественного замысла;

    эсхатологизм - учение о конечности бытия мира и человека, о конце света и страшном суде.

В развитии средневековой философии можно выделить следу­ющие этапы:

    апологетика(от греч. apolozeomai-защищаю; 11-111 вв. н.э. защищается христианство, раскрываются познавательные возмож­ности веры, которая способна охватить любые проблемы в отличие от разума, полагавшего некоторые из них абсурдными (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др). О несовместимости веры и разума, божественного откровения и человеческой мудрос­ти гласит максима Тертуллиана: «Bgpyto, ибо абсурдно»;

    патристика (от лат. patres - отцы) - разрабатываются осно­вы христианской догматики с целью раскрыть глубинный смысл Библии (IV-VIII вв.). При этом предполагалось отделить подлин­ные (канонические) тексты от неподлинных и выявить истинные значения основных положений Библии, чтобы исключить ерети­ческие интерпретации (Аврелий Августин, Боэций, Григорий Нисский, Григорий Палама и др.). Проблемное поле философии было связано с темой теодицеи (богооправдания), осмыслением сущ­ности Бога как высшего Бытия, его трансцендентной (потусторон­ней) природы и тройственности Божественных ипостасей (Отца, Сына и Святого Духа). Отношения веры и разума получают иную интерпретацию, т.к. в прозрении истины, согласно Августину, вера выступает в союзе с разумом: «я не стремлюсь понять, чтобы уве­ровать, но верую, чтобы понимать»;

    схоластика (лат, scholasticus - школьный, ученый) - сохраня­ется приоритет веры над разумом, т. к. главным предметом остают­ся философско-теологические проблемы, но уже обнаруживается тенденция к усилению рационализма (IX-XIV вв., «золотым ве­ком» считается XIII в.). Основные теоретики - Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура, Фома Аквинский, Росцеллин, П. Абеляр, У. Оккам, Р, Бэкон и др. Своеобразие этого этапа свя­зано с формированием двух систем образования - монастырской и университетской. В самой философии проявился интерес к ло­гике Аристотеля. Великим систематизатором средневековой фило­софии признан Фома Аквинский, который полагал, что религия и философия отличаются методом получения истин, т.к. источником религиозного знания является вера и Священное Писание, а фило­софское - опирается на разум и опыт.

Главной проблемой схоластики являлась проблема универсалий (общих понятий), которую представляют следующие философс­кие подходы:

    реализм - общие понятия представляют собой подлинную ре­альность и существуют до всякой вещи (Эриугена, Ансельм Кен­терберийский, Фома Аквинский и др.);

    номинализм подлинной реальностью считает единичные вещи, а понятия - лишь имена, созданные человеческим разумом путем абстрагирования (П. Абеляр, У. Оккам, Р.Бэкон и др.).