Задания 21 функционально смысловые типы речи.

Задание № 22. Типы речи

Все тексты делятся на три смысловые типы: повествование, описание, рассуждение. Рассмотрим особенности каждого из них.

Повествование

Повествование - это тип речи, в котором повествуется, рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности. События в повествовании сменяют одно другое.

Композиция повествования

  • завязка действия(начало событий)
  • развитие действий
  • кульминация (наивысшее напряжение действия)
  • развязка

Особенности текста-повествования

  • большое количество глаголов, которые передают движение действия
  • в тексте -повествовании мы может представить движение действия во времени и пространстве, поэтому в нём много наречий места и времени
  • повествование свойственно многим стилям(разговорному, художественному, научному)

Пример текста-повествования

Описание

Описание - это тип речи, в котором описывается что-либо, изображается какое-то явление действительности. В описании могут перечисляться как общие, так и частные признаки, высказываться впечатления о ком-либо или о чём-либо.

Что может описываться

  • портрет, описание внешности человека, его состояния
  • пейзаж, то есть описание природы- какого-то конкретного уголка природы или состояние природы вообще в данный момент
  • интерьер, то есть внутреннее пространство помещения
  • вещь, например. игрушка
  • животное, например, любимая собака

Композиция описания

  • общее представление о предмете описания
  • отдельные признаки предмета описания
  • может включать авторскую оценку, вывод, заключение

Особенности текста – описания

  • ведущие части речи - существительные, прилагательные, причастия
  • глаголы в основном употребляются несовершенного вида, так как они помогают передать статичность, вневременность описания. Так как что-то описывается в данный момент времени
  • предложения часто простые, могут употребляться неполные и назывные
  • в описании даются ответы на вопросы: какой он? где это находится?(справа, слева, недалеко), каково здесь? каково ему?(хорошо, плохо, весело), какие у него ощущения, чувства?(радостно, весело)

Пример текста – описания

Рассуждение

Рассуждение - это тип речи, при помощи которого что-то доказывается, объясняется какое-то положение или мысль, говорится о причинах и следствиях чего-либо, содержится оценка.

Композиция текста - рассуждения

  • тезис – это мысль, которую надо доказать или опровергнуть
  • аргументы, доводы, доказательства, примеры
  • вывод

Разновидности рассуждения

  • рассуждение - доказательство: почему так, а не иначе? что из этого следует?
  • рассуждение – объяснение: что это такое?(толкование понятия, объяснение сути чего-либо)
  • рассуждение - размышление: как быть? что делать? (даны раздумья по какой-то проблеме или вопросу)

Особенности текста – рассуждения

  • Большое место занимают вводные слова, которые помогают последовательно изложить мысли, указать на связь мыслей (во-первых, таким образом, итак, следовательно)
  • Достаточно сложный синтаксис (наличие обособленных членов, вводных конструкций, сложноподчинённых предложений

Пример текста – рассуждения

Таковы типы речи и их особенности. Следует помнить, что границы между типами условны. Редко, когда текст можно отнести только к одному конкретному типу. Значительно чаще встречаются сочетания типов речи в самых различных вариантах: описание и повествование, описание и рассуждении, описание, повествование и рассуждение, описание с элементами рассуждения, повествование с элементами описания и другие.

Именно такие задания часто бывают на ЕГЭ: нужно доказать правильность высказывания, в котором названо сочетание типов речи.

Например:

В предложениях 2-8 - рассуждение с элементами описания.

В предложениях 17-25- описание с элементами рассуждения.

Выполняя задание № 21. Помните, каковы особенности каждого типа речи, находите их в данных предложениях.

Пример текста с элементами повествования и описания


Я пошёл вправо через кусты [повествование]. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [описание ]. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [повествование ]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали[описание] . Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [повествование] . Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [описание] .

«Бежин луг» И.С.Тургенева.

Удачи вам!

Мельникова Вера Александровна

  • < Назад

Формулировка задания:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов в порядке возрастания.

1) В предложениях 5−12 представлено повествование.
2) Предложения 13−14 содержат повествование.
3) В предложениях 25−29 представлено рассуждение.
4) В предложениях 15-16 представлено описание.
5) Предложение 32 содержит описательный фрагмент.

(1)Сушествует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем, когда его начинает не хватать. (2)Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». (3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим.
(4)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. (5)Мы привыкли, что мир — зелёный. (6)Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щёлочи. (7)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (8)Подумаешь! (9)Сколько там травы? (10)Десять квадратных метров. (11)Не человека же засыпаем, траву. (12)Вырастет в другом месте.
(13)Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, на лужайку под окнами нашего деревенского дома. (14)Антифриз растёкся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. (15)Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее чёрное пятно. (16)Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом плешина снова затянулась травой.
(17)Под окном, конечно, заметно. (18)Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. (19)Но ведь это под собственным окном! (20)Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. (21)Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? (22)Жалко ли её? (23)Подумаешь, высыпали шлак (железные обрезки, щебень), придавили несколько миллионов травинок, неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка! (24)Трава. (25)Трава она и есть трава. (26)Её много. (27)Она везде. (28)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне... (29)Разве что вот в пустыне её поменьше. (30)Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (31)Страшное, жуткое, безнадёжное
зрелище!
(32)Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша Земля, обнаружившего, что на обугленной поверхности планеты он — единственный зелёный росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.

(В. Солоухин*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997 гг.) — русский советский поэт и писатель, публицист .

Комментарий:
В предложениях 5−12 представлено рассуждение, а не повествование.
В предложениях 15-16 повествование, а не описание.
Поэтому верны оставшиеся.
Ответ: 235

Что нужно знать:

Задание 22 ЕГЭ по русскому языку проверяет умение различать типы речи, видеть основной и вспомогательный типы речи в тексте.

Для того чтобы выполнить задание 22 нужно знать:

Что такое функционально-смысловые типы речи?

Функционально-смысловые типы речи - это разновидности языка в зависимости от того, что мы хотим передать в тексте: рассказать, изобразить или доказать что-либо. Следовательно, деление речи на три типа обусловлено самой целью речи. Выделяют три типа речи : повествование, описание, рассуждение.

Типы речи

Повествование

Описание

Рассуждение

Цель:

Рассказать о последовательно сменяющих друг друга событиях

Описать предмет, явление, человека, действие, состояние

Доказать какую-либо мысль, поразмышлять над проблемой

Применение метода фотографирования:

Несколько фотографий, по количеству сменяющих друг друга событий

Одна фотография (полностью передаст описываемую картину)

Ни одной фотографии (мы ведь не можем сфотографировать чьи-либо мысли)

Например:

Шёл апрель 1947 года. Голод, постоянные лишения, суровые жизненные условия — всё это наложило свой отпечаток на наши характеры. Учитель физики Иван Васильевич Матвеев пришёл к нам в седьмой класс. В конце месяца он, получив расчёт, возвращался с работы. Его встретила местная шпана, чтобы отобрать деньги.

Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. Природа стояла словно в оцепенении.

Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем, когда его начинает не хватать. Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим.

Как правило, в чистом виде типы речи встречаются редко, обычно они комбинируются. Приведем примеры текстов комбинированных типов:

Повествование с элементами описания

На следующее утро мы с Серёжей встали пораньше, напились поскорее чаю и побежали гулять с Джеком. Пес весело бегал в высокой густой траве, между кустами, вилял хвостом, ласкался к нам.
Набегавшись, решили мы идти играть в «охотников». Джек тоже отправился с нами. Мы сделали из обруча от бочки два лука, выстрогали стрелы и пошли на «охоту».
Посреди сада виднелся небольшой пенёк. Первый стрельнул в него Серёжа. Стрела ударилась о пенёк, отскочила и упала в траву. В тот же миг Джек подбежал к стреле, схватил её зубами и, виляя хвостом, принёс и подал её нам.

Описание с элементами рассуждения

Три года учения позади…Надежда сидит за своим рабочим столом и держит в руках деревянную фигурку матрешки. Мастерица уже расписала голову куклы, самая трудная часть работы позади, и теперь Надя с удовольствием маленькой кисточкой наносит на платье куклы узор, навеянный фантазией художницы. Работает Надежда весело, сноровисто, но в то же время осторожно, неспешно, аккуратно. И немало еще времени пройдет, пока расписная матрешка предстанет во всем своем великолепии

Повествование с элементами рассуждения

Я очень ценил свою дружбу с Вовкой. Мы — одноклассники. Наши родители работают на авиационном заводе. Они тоже друзья. Однажды на уроке русского языка мы писали сочинение на тему «Друг познаётся в беде». Не могу сказать, что я написал хорошее сочинение. Даже, наверное, плохое. Это же такая трудная тема! А Вовка списал сочинение у меня. Он вообще не знал, о чём писать. «Ладно. Другу надо помогать, пусть списывает», — подумал я. На следующем уроке учительница спросила, кто из нас двоих написал это сочинение? Я сказал: «Я!» И Вовка сказал: «Я!» «В таком случае вы оба получаете единицы», — констатировала (какое трудное и длинное слово!) Надежда Ивановна. После этого наша дружба, как говорится, сошла на нет. Я ничего не сказал Вовке. Но у меня больше не возникало желания с ним играть, гулять и разговаривать. Наверное, надо было кому-нибудь рассказать обо всём. Но мне трудно бьггь откровенным. Да и беда ли это? Может быть, не беда. Только у меня теперь нет друга. А это беда.

Дидактический материал по теме: Типы и стили речи. 8,9 класс

Необходимость работы учащихся с текстами очевидна, так как на итоговой аттестации выпускникам предлагается работа по анализу текста и написанию своего сочинения. Поэтому учащиеся должны определять тему, основную мысль, тип, стиль текста. Осознанное выполнение такой работы невозможно без опоры на теоретический материал. Часто можно наблюдать, что старшеклассники не знают особенностей типов и стилей речи, а значит, допускают ошибки при анализе предложенных текстов и при написании своих сочинений (ошибки в структуре, стилистические ошибки).

Сопоставив многие источники информации по теме (учебные пособия, справочники, методическую литературу), я подготовила своим ученикам раздаточный материал по теории и упражнения. Использовать данный материал можно по-разному: самостоятельное повторение, ответы на вопросы, использование информации в качестве аргументов, как коллективное повторение, самостоятельную работу или контроль.

Работая над созданием данного материала, я ставила цель: создать условия для организации работы с текстами в единстве теории с практикой. Для этого ставила задачи:

    Систематизировать сведения о типах и стилях речи в форме таблицы;

    Создать дидактический материал для обобщения (повторения) теории о типах и стилях речи;

    Подобрать материал для практических упражнений в определении типа и стиля речи;

Дидактический материал неоднократно использовался мной на уроках русского языка (уроки развития речи) и при подготовке к итоговой аттестации. Данные таблицы использую не только в старших классах, но и частично в 6,7 классе. Считаю, что такая систематизация материала помогает учащимся понять особенности типа и стиля речи.

Типы речи (по книгам: Сенина Н.А. Русский яз. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации, 2008г.;

Фешина А.А. Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий, 2009г.)

Тип текста зависит от содержания высказывания

повествование

описание

рассуждение

События в определённой последовательности.

Вопрос: Что произошло? Что происходит? В какой последовательности?

Содержание высказывания можно передать несколькими фотографиями.

Разновременные действия.

Строение: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Типичные языковые особенности: ведущая часть речи – глагол (чаще совершенного вида), обозначающий динамику;

частотны наречия места и времени; синтаксис индивидуален (могут быть все типы предложений)

- предметы, люди, животные.

Изображение какого-либо явления действительности (портрет, пейзаж, интерьер).

Вопрос: Какой предмет?

Содержание высказывания можно передать одной фотографией.

Одновременные признаки.

Строение: перечисление общего и частных признаков, свойств, впечатление о предмете речи, возможен вывод.

- Типичные языковые особенности: ведущие части речи – сущ-е и прилаг-е; глаголы, как правило, несовершенного вида, позволяющие передать статичность, вневременность описания; чаще всего простые предложения, могут быть назывные или неполные предложения; характерна однотипность средств и композиции в целом.

- Даётся объяснение какого-то явления, факта, события.

Размышления о том, почему именно так;

Вопрос: Почему так? Почему это случилось?

Содержание высказывания нельзя передать в фотографиях.

Строение: тезис (основная мысль), доказательства (доводы, примеры), вывод.

- Типичные языковые средства : частотна абстрактная лексика; вводные слова (во-первых…, итак, следовательно, таким образом), производные предлоги, составные союзы (вследствие, так как, несмотря на, потому что); более сложный синтаксис: наличие обособленных оборотов, вставных конструкций, сложнопод-чинённых предложений.

Памятка «Как определить тип речи»

1. Внимательно прочитайте текст, определите, ради чего создано это высказывание:

А) охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках – это описание;

Б) сообщить о сменяющих друг друга действиях – это повествование;

В) дать объяснение какому-либо факту, явлению, событию – это рассуждение.

2. Если вы сомневаетесь в правильности своего ответа, прибегните к приёму фотографирования:

Стили речи ( Стиль текста зависит от речевой ситуации)

Разговорный стиль

Задачи речи

Обмен впечатлениями, общение

Условия общения

Беседа со знакомыми людьми в непринуждённой обстановке (н/о)

Ведущие стилевые черты

Непринуждённость, живость, свобода в выборе выражений, раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику.

Языковые средства

1. Разговорные слова и выражения;

2. Эмоционально-окрашенные слова, слова с суффиксами –очк-, -еньк-, -к-, -ик-, -оват-, -еват- и др.

3. Глаголы совершенного вида с приставкой за-, обозначающей начало действия;

4. Обращения;

5. Побудительные вопросительные, восклицательные предложения.

Типы речи и жанры

повествов.

Дружеское письмо, дневниковые записи, анекдот, заметки в записной книжке.

описание

Напутствие, описание предмета, местности, портрет.

рассужден.

Спор, объяснение.

Художественный стиль

Задачи речи

Нарисовать живую картину, изобразить предмет или события, передать читателю чувства, эмоции автора, его отношение к предмету речи.

Условия общения

Употребляется в художественных произведениях.

Ведущие стилевые черты

Конкретность, образность, эмоциональность, наглядная представляемость.

Языковые средства

1. Слова в конкретном и переносном значении;

2. Эмоционально-оценочные слова;

3. Слова со значением признака предмета или действия, сравнения, сопоставления;

4. Глаголы совершенного вида с приставкой за-;

5. Глаголы в форме настоящего времени вместо прошедшего;

6. Употребление 1-го лица вместо 2-го;

7. Предложения вопросительные, восклицательные, с однородными членами.

Типы речи и жанры

повествов.

Рассказ, повесть, басня, поэма, быль, летопись, жизнеописание, мемуары, сказки.

описание

Пейзаж, портрет, клятва, присяга, обещание, ода, гимн, загадка, мадригал.

рассужден.

Басня, поэма, эссе, философский роман.

Деловой стиль

Задачи речи

Сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные рекомендации, указания.

Условия общения

Используется в деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.

Ведущие черты

Официальность, точность, бесстрастность.

Языковые средства

1. Книжные, официальные слова и выражения;

2. Существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами –ени-, -ани-, -ств-, -ость-;

3. Глаголы в фоме 3-го лица множ-го числа настоящего времени со значением «так принято делать»;

4. Глаголы на –ся и глаголы в повелительном наклонении.

5. Глаголы в неопределённой форме;

5. Предложения распространённые, часто с одним главным членом – сказуемым, выраженным прилагательным или существительным.

Типы речи и жанры

повествов.

Деловое письмо, инструкция, отчёт, докладная записка, биография, протокол, программа.

описание

Описание изделия, описание местности, портрет, характеристика, некролог, устав, правила, кодекс.

рассужден.

Ходатайство, объяснительная записка, речь в суде, экспертиза, обоснование, опровержение.

Научный стиль

Задачи речи

Сообщить сведения, имеющие теоретическое значение, объяснить причины явлений.

Условия общения

Используется в научных трудах, учебниках, в выступлениях на научные темы (лекции, доклады).

Ведущие стилевые черты

Обобщённость, точность, доказательность, неэмоциональность.

Языковые средства

1. Книжные слова с обобщённо-отвлечённым значением;

2. Научные термины;

3. Глаголы в форме 3-го лица настоящего времени со значением постоянного действия;

4. Простые распространённые предложения;

5. Сложные предложения с союзами что, который, так как, если и др.;

6. Предложения без подлежащего. Сказуемое выражено существительным или прилагательным.

Типы речи и жанры

повествов.

Научный отчёт, описание опыта, эксперимента.

описание

Описание предмета, географическое описание, статья в словаре, энциклопедии, справочнике, аннотация.

рассужден.

Научная статья, монография, диссертация, лекция, диспут, рецензия, отзыв.

Публицистический стиль

Задачи речи

Сообщить информацию, имеющую общественно-политическое значение; воздействовать на массы; сформировать правильное отношение к общественным проблемам.

Условия общения

Используется в газетах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях, митингах.

Ведущие стилевые черты

Злободневность, яркость, страстность, призывность.

Языковые средства

1. Совмещение книжных и разговорных слов;

2. Сочетание стандартных и экспрессивных выражений;

3. Слова в переносном значении (»газетная образность»);

4. Вопросительные и побудительные предложения;

5. Повторы;

6. Обратный порядок слов (инверсия);

7. Обращения;

8. Именительный представления;

9. Расчленённые предложения;

10. антитеза;

11. Параллельный способ связи предложений.

Типы речи и жанры

повествов.

Заметка, репортаж, очерк.

описание

Описание обстановки, внешности, листовка, обращение, политическая декларация.

рассужден.

Проблемная статья, фельетон, памфлет, речь на митинге или собрании, литературно-критическая статья.

Работа с текстом . Прочитайте тексты и выполните задания. (1-й уровень)

1. Выпишите ключевые слова (слова из тематической цепочки и цепочки нового).

2. Определите тему , основную мысль текста. 3. Определите тип и стиль текста.

А) Лебеди летели через море. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу видели под собой синеющую воду. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабли. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу.

Б) Белый, как снег, с длинною, гибкою и красивою шеей, лебедь невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между камышей по тёмно-синей поверхности воды.

В) Лебедь справедливо назван царём всей водоплавающей птицы. Своей величиной, силой, красотой и величавой осанкой он затмит кого угодно.

Г) У нас свиристель – одна из самых красивых птиц. Величиной она со скворца или дрозда, голове широкий бурый хохол, зачёсанный назад. На крыльях ярко-красные пятна и жёлтая оторочка на хвосте. Ничего не скажешь, очень нарядна эта птица. (Н.Акулов)

Д) Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев так и этак полено, начал ножом вырезать куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом – лоб, потом - глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки…

Е) Игры – это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатываются ловкость, гибкость, развиваются ум, смекалка, формируется характер человека.

Ж) Окраска опёнка осеннего желтовато-серая или грязно-коричневая, к середине шляпки более тёмная. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.

З) Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.

И) В ночном пейзаже было что-то сказочное. Лужайки, окружённые кустами и залитые потоками лунного света, казались бездонными озёрами; стройные прозрачные берёзы дремали, точно заколдованные тихой ночью. И всё это призрачное царство света и теней показывалось на одну минуту и исчезало, давая место новым картинам. (По А. Куприну)

К) Корень – это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним дом и дом-ик , суффикс обозначает размер – «маленький», а корень – сам предмет), бежать и прибежать , приставка обозначает «приближение», а корень – само действие. (энциклопедический словарь)

Л) Я, Иванова Мария Петровна, родилась в 1985 году в г. Асбесте Свердловской области. В 2003 году окончила школа № 30 г. Асбеста, затем поступила в Уральский государственный педагогический университет на филологический факультет. В 2008 году закончила учёбу в университете, сейчас работаю по специальности в школе № 30 г. Асбеста.

(по книге: Фешина А.А. Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий, 2009г.)

Стили и типы речи (2-й уровень)

Задание: а) прочитайте тексты; определите тип и стиль речи.

б) определите тему и основную мысль каждого текста.

в) выпишите главную информацию (сжатие)

1. Прочно соединить детали в космическом вакууме несложно. Если температура хотя бы чуть-чуть выше абсолютного нуля, на поверхности стыка атомы металла постепенно перемещаются из одной детали в другую. Такая диффузия в конце концов приводит к холодной сварке. На Земле этому процессу мешает плёнка окиси, возникающая под действием кислорода воздуха и паров воды. В космическом вакууме окисная плёнка не образуется.

2. Любите ли вы литературу так, как люблю её я? То есть любите ли вы читать книги? Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся в жизни. Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает. Есть книги, без которых спокойно можно прожить. А есть книги, без которых жить трудно. И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая, что она к животворной литературе никакого отношения не имеет. Но неужели всё так безнадёжно? К счастью, нет. Живая книга каким-то чудом пробивается к читателю. (По В. Иванову)

3 . Однажды мы с Гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран. Гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. Поток воды остановился. По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно. Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду. Потом Гайдар тяжело дышал. Ладонь у него была окровавлена. Но он был очень радостно настроен, потому что ему удалось спасти маленький чудный сад.

Мне очень не хватает Гайдара – большого, доброго, талантливого человека.

(По К. Паустовскому)

4. Организмы растений и многих животных умеют сами производить аскорбиновую кислоту. А вот, например, человек и морская свинка утратили эту способность в ходе эволюции. Так что людям необходимо получать вместе с пищей по 50-100 мг витамина С в сутки. «Аскорбинка» участвует во всех видах обмена веществ, обеспечивая нормальную эластичность и проницаемость капилляров, способствуя укреплению костной ткани зубов. При недостатке витамина С у человека развивается цинга: дёсны становятся слабыми и начинают кровоточить, так как из-за отсутствия в организме аскорбиновой кислоты не образуются волокна соединительной ткани.

5 . Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. Я вышел из рубки на крыло мостика. Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. Я поднял к глазам бинокль. В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы – распушенные ветром мокрые комочки. Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой. (По В. Конецкому)

6 . Память – один из самых важных компонентов, влияющих на работу компьютера. Она распределяется между всеми работающими программами. Поэтому, если при обработке фотографии явно не хватает оперативной памяти, можно закрыть все приложения, кроме программы – редактора фотографий, чтобы ускорить работу в программе-редакторе.

7 . Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. Он приспосабливается к потребностям общества. Если в нашем обществе сегодня потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. За что его поносить? Он отражает состояние общества. Так что не язык надо сейчас исправлять.

(По В. Костомарову)

8. Принято различать два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. В первом случае источником роста производства выступают дополнительные ресурсы; во втором – эффективность производства экстенсивный и интенсивный типы экономического роста могут быть как на микроуровне, в рамках предприятия, так и на макроуровне, в масштабах всего общественного воспроизводства.

9 . И у реки, на пригорке, под липой, где они расположились, я услышал такой разговор:

Интересно, что это он старался, колбасу разогревал?

С чего-то, видно, имеет.

Он бутылки просил вернуть, чтобы, дескать, в траве не оставили. Наверное, за пустые бутылки взял. Трое закатили глаза под лоб, считали.

Да нет, он взял без стоимости посуды.

Тогда, может быть, за колбасу с наценкой, за поджарку.

Опять посчитали, копейка в копейку.

Вот чёрт хитрый. С чего же он всё-таки имеет, а?... (По А. Васинскому)

10. Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нём подбитая лёгкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки – всё выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. (М. Шолохов)

11 . Волею случая я оказался в обычной районной больнице. Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещённом чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. Кого тут только не было! Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричавшие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.

(По К. Акулинину)

12 . Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром…

13 . Как передаёт наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

14. Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигла 30-35 метров в секунду. Причинён значительный ущерб собственности нескольких крестьянских хозяйств.

20. (1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. (2)Участок его
обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение
которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои.
(3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами,
насквозь простреливавшимися противником. (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального
полка. (5)Снабжение исвязь с тылом происходили только ночью. (6)Всё это очень осложняло оборону участка.
(7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и
железнодорожной насыпью.
(9)Однажды ночью он явился ко мне в землянку. (10)С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку
и сел у входа на корточки. (11)Смуглый кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно
голубыми, при общей его чёрноте, глазами. (12)Просидел он у меня недолго – погрелся у печки и под конец
попросил немного толу – «а то, будь
оно неладно, все лопаты об этот чёртов грунт сломал».
– (13)Ладно, – сказал я. – (14)Присылай солдат, я дам, сколько надо.
– (15)Солдат? – он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. – (16)Не так-то у меня их много, чтоб гонять взад-вперёд.
(17)Давай мне, сам понесу.
(18)И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок.
(19)На следующую ночь он опять пришёл, потом – его старшина, потом – опять он.
(20)Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во владения Конакова, в пятую роту.
(21)Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулемёты и полковая сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий,
сантиметров на пятьдесят, но по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой.
(22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с
головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист.
(24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены
трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа.

(25)Мы с капитаном уселись у печки.
– (26)Ну как? – спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.
– (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. – (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот
только сложно…
– (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. – (31)Вместо количества
нужно качеством брать.
(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом.
– (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся?
(35)Мы вышли.
(36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти. (37)Мы прошли всю передовую от
левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для
патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах – одним словом,
всё то, чему и положено быть на передовой. (38)Не было только одного – не было солдат. (39)На всём
протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40)Только старшину. (41)Спокойно и неторопливо,
в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь
или одиночный выстрел по немцам…
(42)Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна – война разбросала нас в разные стороны. (43)Но, когда
вспоминаю его – большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся
за автоматом в ответ на слова капитана, что за счёт количества надо нажимать на качество; когда думаю о
том, что этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато
было», мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг.
(44)Никакой!
(45)А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна.
(По В.П. Некрасову*)
* Виктор Платонович Некрасов (1911–1987 гг.) – русский писатель, автор произведений о буднях военной жизни.

21. Какие из перечисленных утверждений
являются верными? Укажите номера
ответов.
Предложения 4–5 содержат описание.
В предложениях 22–23 содержится рассуждение.
Предложения 24–25 содержат повествование.
Предложения 37–41 содержат элементы
описания.
В предложении 43 присутствует элемент
описания.

Повествование - смысловой тип текста, в
котором описываются события в
определённой последовательности.
Другими словами, это рассказ
(сообщение) о действиях, поступках,
событиях в определённой
последовательности.
Повествование отвечает на вопрос: что
делает (сделает, делал бы и т.д.)?

Художественный повествовательный
текст строится по следующей композиционной
схеме: экспозиция, завязка, развитие действия,
кульминация, развязка. Произведения
повествовательного типа могут начинаться и
сразу с завязки и даже с развязки действия, т.е.
событие может передаваться в прямой,
хронологической последовательности и в
обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а
уже потом – о самом действии.

Выразительная и изобразительная сила
повествования заключается прежде всего в
наглядном представлении действия, движения
людей и явлений во времени и пространстве.
Поскольку в повествовании сообщается о
событиях, происшествиях, действиях, особая роль
здесь принадлежит глаголам, особенно формам
прошедшего времени совершенного вида. Они,
обозначая последовательно сменяющие друг
друга события, помогают развёртыванию
повествования.

Текст-повествование отвечает на вопросы
Что произошло?
В какой последовательности происходят
события?
Кто участвует?
Особенность повествования как типа текста
заключается в том, что здесь изображаются
события или явления, в которых действия
происходят не одновременно, а следуют
друг за другом или обусловливают друг
друга.

При определении типа речи можно
воспользоваться приемом
«фотографирования». Если можно
«сфотографировать» весь текст
последовательным рядом кадров, как
комиксы, когда текст можно будет
просмотреть, как череду картинок –
повествование.

Описание - словесное, устное или письменное
изображение предметов, явлений, животных,
человека, ставящее целью научно,
систематически описать их признаки.
Описательный текст может быть в форме любого
стиля. Композиция описания, наиболее
характерные её элементы:
общее представление о предмете;
описание деталей, частей, отдельных признаков
предмета;
авторская оценка, вывод, заключение.

Цель описания – наглядно нарисовать словесную
картину, чтобы читающий зримо представил себе
предмет изображения.
Описываются признаки предметов, явлений,
животных, человека.
Это изображение какого- либо явления
действительности путем перечисления и
раскрытия его основных признаков. Весь текст
описательного характера как бы отвечает на
вопрос - Какой?

В описании широко используются слова,
обозначающие качества, свойства предметов.
Глаголы чаще употребляются в форме
несовершенного вида прошедшего времени, а
для особой наглядности, изобразительности – в
форме настоящего времени; важную роль играют
согласованные и несогласованные определения,
назывные и неполные предложения.

Если можно «сфотографировать»
весь текст одним кадром, как
картину, где будут видны все
элементы текста, то перед нами –
описание.

Рассуждение - смысловой тип текста,
предусматривающий логически последовательный
ряд мыслей (суждений, умозаключений) на какуюлибо тему, в котором утверждается или отрицается
какое-то явление, факт, понятие. Иначе говоря, это
своего рода объяснение фактов (событий)
реальной действительности с указанием
причинно-следственных связей.

Рассуждение строится по
следующему плану:
1. Тезис (высказывается какая-то
мысль).
2. Аргументы, доказывающие его;
3. Вывод, или заключение.

В рассуждении часто встречаются
лексические сигналы причинноследственной связи, своеобразные маркеры
рассуждения: вводные слова и предложения
во-первых, во-вторых, следовательно, итак,
кроме того, наконец, далее, в заключение и
др.; условные и уступительные сложные
предложения, показывающие наличие
причинно-следственных связей

При определении типа речи «рассуждение»
невозможно воспользоваться приёмом
«фотографирования»: текст рассуждение нельзя
«сфотографировать» .

Алгоритм выполнения задания

1. Прочитайте указанные фрагменты текста (номера предложений)
2. В каждом варианте ответа попробуйте воспользоваться приёмом
«фотографирования».
3. В каждом варианте попробуйте ответить «да» или «нет».
4. Выберите нужные цифры ответа. Помните, что верных ответов может
быть от одного до трёх.

Назначение монологической речи различно. Выделяют три основных функционально-смысловых типа.

Описание — это чаще всего характеристика. Такой текст описывает место, обстоятельство, участников событий, внешность, состояние человека или обстановки, в которой происходят события. Самым типичным примером описания являются описания природы в художественной литературе. Описание невозможно без информации о признаках описываемого объекта. Поэтому описания насыщены прилагательными, выражающими признаки предмета, причастными оборотами, выражающими признак предмета по действию. В них часто используют назывные и безличные предложения. Для описаний характерно использование эпитетов, сравнений, метафор и других средств выразительности.

Повествование — это сообщение о последовательности действий, о том, что происходило вначале, а что потом, как развивались события. Во многих повествованиях выделяются этапы развития событий, включающие начало, развитие, кульминацию, развязку. В таких текстах может быть много наречий, называющих признак действия, деепричастий и деепричастных оборотов, выражающих добавочные действия, а также глаголов, особенно глаголов СВ в прошедшем времени. Примером может служить краткий пересказ сюжета фильма или книги.

Рассуждение — это тип текста, представляющий размышление, объяснение, доказательство точки зрения говорящего. Для рассуждения характерны следующие компоненты содержания: тезис, аргументация, вывод. Рассуждения содержат вводные слова, передающие связь и последовательность мыслей, такие как: во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, значит, следовательно и другие подобные. Рассуждение используется для изложения и обоснования точки зрения, особенно при выражении отношения к чему-либо. Представьте себе, что вы столкнулись с проблемой. Обдумывание ситуации, анализ всех за и против, принятие решения и будут выражены в форме рассуждения.

Во множестве текстов можно встретить не только образцы данных типов в чистом виде, но и различные их комбинации.

Поскольку тема оказалась для пользователей трудной, хочу дополнить приведённые характеристики примерами.

Описание:

Широкая долина Рыбной синела и чуть туманилась под солнцем, перевальный ветерок налетал резвыми, не сильными порывами. Кедровки орали недалеко внизу. Погода стояла самая охотничья. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Описание:

Годков капитану было тридцать девять, обитал он в общаге на втором этаже в самой большой угловой комнате, где раньше был общий холл с телевизором. Койка, три стула, стол и в Васькин рост розовый японский холодильник. Иногда появлялась богатая музыка со множеством колонок, плазменная панель в полстены или ещй что-то такое же экзотическое, дико дорогое и специально заказанное в Японии. (В. Ремизов. «Воля вольная»)


Описание:

Маша жила в своём доме. Типовом для посёлка, длинном одноэтажном доме, разделённом пополам на двух хозяев. Внутри тоже у всех было одинаково, безыскусная простенькая планировка: двери по центру, окна посередке. У Маши всё было продумано, просто и удобно. Вещей в квартире было немного, и она казалась просторной. (В. Ремизов, «Воля вольная»)


Повествование:

Трое суток добирался Илья Жебровский до участка. Последник сорок километров до зимовья несколько лет уже никто не чистил, и местами дорога была сильно завалена упавшими деревьями. Пилили в две пилы, растаскивали, раскладывали брёвна. Какие-то очень уж здоровые «Уралом» дёргали, проезжали недолго и снова пилили. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование:

Он вышел почти на самый верх, снял рюкзак, отвязал и надел суконку. Карам отстал. Степан обернулся, посмотрел вниз, прислушался сквозь шум ветра, не орёт ли где, но услышал гул вертолёта. ОН взвалил на себя незавязанный рюкзак и заторопился обратно, вниз к ближайшим скалам. Вертушка шла со стороны его участка, её не было видно, только гул нарастал, сбиваемый порывами ветра. Степан торопился, камни ползли под ногами, он бился коленками, резал руки. Он был уже в нескольких метрах от скальника, когда над белоснежным прогибом перевала вырвалась оранжевая машина. Степан сел и замер. Вертушка прошла так близко, что ему показалось, что он слышит запах выхлопа. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование:

Дядь Саша выругался и полез из кабины.
Дядь Саша ждал этой беды, в кузове у него был запасной мост... Он стал набирать на телефоне Мишку Милютина. Потом вызвал Поварёнка.

К обеду ясно стало, что сегодня не выехать, конца не видать было. Вместе с мостом надо было менять ещё что-то. Поварёнок обзванивал корешей в поисках нужных сальников и рычагов. Жебровский сначала пытался вникать, потом просто сидел рядом на ящике, скучая и покуривая. Дядь Саша тоже особо не лез, работой молча управлял высокий и худощавый Мишка. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Рассуждение:

По своему характеру он плюнул бы на это дело, замял и уехал бы, но в области уже знали, и человека надо было представить. Живым, а лучше мёртвым — за оказание сопротивления. «Это надо сделать кровь из носу, ты что, не врубаешься!..» — орал из области зам по оперативной, которому, видно, самолму здорово досталось.

Александру Михайловичу и так всё ясно было его место из-за беглого Кобяка падало в цене и могло быть отдано только кому-то местному. Интересно, Семихватскому с Гнидюком предлагали? А может, и обоим для конкуренции, размышлял Александр Михалыч... (В. Ремизов «Воля вольная»)


Рассуждение:

Жебровский не вмешивался. В России власть всегда была священной коровой. Даже здесь, на её окраинах, где никогда не было крепостного права и где на суровой природе жили вполне самостоятельные мужики, людей возмущало не дурное устройство самой власти, но лишь справедливость или несправедливость её действий. Это необъяснимо глупо, думал Илья и помалкивал. Смысла в этих разговорах не было никакого. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Слышал, что три года назад, весной, убили младшего дядь Саши — Сашку. В тот день САшка вернулся из армии. В кафе дело было, куда он никогда не ходил. Один прыщавый, на голову ниже Сашки, курнув дряни, пырнул ножом. Весь посёлок хоронил. Сашка был красивый, трезвый и в жизни никого не обидел. Его ударили ножом, а он только морщился, улыбался растерянно и виновато, зажимая рукой пульсирующую рану. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование с элементами описания:

Илья поставил вариться макароны, открыл тушёнку от нечего делать, а скорее, от охотничьего зуда в руках, принёс чехол с новым штуцером. Вспомнил, как ездил за ним в Австрию, как пробовал там на стрельбище, — пуля в пулю ложилась. Работа была штучная, ему надо было к сентябрю, и австрияки всё сделали в срок и нигде не отступили от своего качества. (В. Ремизов «Воля вольная»).


Описание с элементами рассуждения:

Генка встал, отряхиваясь, взял карабин на плечо и пошёл прочь. Странное было дело. Эту вот жизнь в тайге он с годами любил всё больше и больше, а азарт терял. Не то чтобы азарт, но то, что раньше было. Он это точно знал за собой. Жадным никогда не слыл, но когда удавалось добыть больше других, а такое случалось часто, ходил довольный. Бывало и хвастался по пьяни. (В. Ремизов «Воля вольная»)