Время правления мономаха. Владимир Мономах в Киеве

Великий князь Владимир Мономах снискал себе не только народную любовь, но и великую славу миротворца и победителя. Время его правления было лучшим для Киевской Руси. Свои жизненные принципы, ошибки, которых надо избегать, и достижения Мономах сформулировал в «Поучении», которое и сегодня многим политикам не мешало бы сделать настольной книгой.

Единство

В русской истории Мономах известен в первую очередь как «собиратель русских земель». Он сумел восстановить единовластную монархию времен Ярослава Мудрого. К 1113 году он присоединил к своим владениям, доставшихся ему по наследству, земли умершего Святополка, таким образом, собрав воедино не менее трех четвертей Руси. Причем владения эти составляли сплошную территорию. И хотя за малейшие попытки внести раздор между князьями смутьян мог поплатиться головой, именно такие методы позволяли Руси быть единым и сильным государством, способным противостоять внешнему врагу.

Лишь Христианское учение, по мнению Мономаха, определяет закон, а ни в коем разе не княжеская сила и власть. Князь никогда не стремился возвыситься над понятиями своего века, не шел наперекор, не пытался изменить существующий порядок вещей. Он демонстрировал собственным примером, каким должен быть настоящий правитель, меняющий в случае надобности порядки, чтобы облегчить жизнь большинству граждан. Так после киевского народного восстания против ростовщиков в 1113 году Мономах не просто «спас от неистовой черни», но и пожелал разобраться в ситуации. В результате он внес поправки в законодательство, которые ограничивали беспредел ростовщиков и отменяли рабство за долги. Продолжив работу Ярослава Мудрого, Мономах внес в Русскую правду ряд существенных изменений. Конечно, он был сыном своего времени, и о каких-то коренных преобразованиях речь идти просто не могла.

Мономах надолго отбил охоту у половцев совершать набеги на русские земли. Он сумел объединить князей и предпринял ряд походов, которые увенчались успехом. Так что о военном деле Мономох, похоже, знал не понаслышке. Князь советует своим сыновьям не надеяться на воевод, а снаряжать войско самостоятельно. Время в походах не тратит на пиры и последующий беспробудный сон, а обдумывать план наступления. Самим снаряжать дозоры и проверять охрану в течение ночи, а также быть бдительными и никогда не снимать с себя оружие.

Милосердие

В «Поучении» огромная роль отведена наставлению на путь милосердия. Мономах просит не позволять сильным губить слабых, а при первой необходимости быть готовыми вступиться за вдов, сирот и убогих. Всякий встречный, по его мнению, достоин того, чтобы быть обласканным добрым словом. «Милостыню подавайте нескудную, - писал Мономах, - это ведь и есть начало добра». Так, сам Мономах простил своего давнего врага, убийцу собственного сына князя Олега Черниговцева, написав ему письмо с предложением забыть о гордости и прежних обидах и заключить мир. И никаких политических требований, только призывы к милосердию, состраданию, христианскому долгу, которые, к слову, Мономах ставил превыше княжеской силы. Как писал академик Д.Лихачев, подобного письма победителя к побежденному в истории России больше не было.

Духовность – вот основа нации, - в этом был уверен Мономах. Пока есть вера – есть русский человек. Любовь к ближнему и вера в Бога – то, без чего не может стоять Русь. Князь был взращен в Православии. Он знал, что Христианское учение способно возвысить душу «не только простого смертного, но и власть имущего». Мономах завещал всякому помнить и о смерти, которую, впрочем, рекомендовал не бояться. Он замечал, что ксли кому суждено умереть, то не будет он спасен ни отцом, ни матерью, ни братьями. Хранение Божие надежнее человеческого. Кто прав, а кто виноват, кто достоин смерти, а кто – нет? Ответ на этот вопрос может дать только Бог.

Правление Владимира Мономаха приходится на 1112-1125 годы. На Киевское княжение он сел, будучи 60-летним человеком, образованным и мудрым. Может быть, поэтому годы его царствования считаются лучшими для Древнерусского государства.

Один из Рюриковичей

Внук любимый сын Великого Киевского князя Всеволода и византийской княжны Анны (дочери константинопольского императора Константина Мономаха) родился в 1053 году. После возмужания он был опорой отцу во всем. Естественно, что Всеволод завещал Киевский престол ему. Но ненавидящий междоусобицы Владимир отказался от Великого княжения в пользу двоюродного брата Святополка II Изяславича, так как отец Мономаха Всеволод занял Киевский престол после изгнания своего брата Изяслава. Киевляне не очень любили Святополка и его окружение, в первую очередь за дружбу с половцами и за то, что при нем ростовщичество достигло невиданных размеров.

Мудрый и популярный

Сразу после смерти Киевского князя Мономаху было послано приглашение на Великое княжение, но он не рванулся в столицу, потому что не хотел нарушать правопреемственность престола, так как считал, что за Святополком править должны либо Олег Северский, либо Давид Черниговский, либо Ярослав Муромский - все потомки Святослава. Его медлительностью воспользовались киевляне, страдающие от непосильного гнета евреев-ростовщиков, и в городе вспыхнуло восстание, сопровождающееся погромами. Опять послали гонца к Мономаху. На этот раз он не медлил. У Владимира (его церковное имя - Василий) и до занятия Киевского престола была славы миротворца, победителя половцев (он заключил с ними 19 мирных договоров) и объединителя земель русских (сыновья его сидели в крупных городах - Новгороде, Смоленске и Ростове, а брат Ростислав княжил в Переяславле).

Блестящее начало

Правление Владимира Мономаха в любом городе - Смоленске 1073-1078, Чернигове 1078-1094, Переяславле 1094-1113 - было мудрым и успешным. Взбунтовавшиеся киевляне требовали на княжение только Владимира, по прибытии которого восстание утихло. Но Мономах разобрался с его причинами, дабы избежать волнений в будущем, и значительно урезал ставки ростовщиков (не выше 20 % годовых), чем облегчил жизнь низов. «Устав о резах» был принят после тяжелого согласования с представителями элиты. После того как тем удалось втолковать, что ростовщичество в конечном счете вредит не только Руси, но и им самим, было принято решение о высылке всех евреев-ростовщиков за пределы страны. Оговаривалось, что все нажитое имущество «финансисты» могут взять с собой, но больше никогда не должны возвращаться на Русь. Естественно, что многие из иудеев приняли православие.

Второй прототип Владимира Красна Солнышка

Годы правления Мономаха стали последним подъемом Киевской Руси. Удачливый полководец, хороший политик, образованный человек и талантливый писатель, оставивший после себя литературные произведения, он обеспечил Руси годы спокойной жизни - печенеги были изгнаны, половцы боялись грабить русские земли, потому что в походах против них князь опирался на народное ополчение, а не на наемников. Он был очень популярен в народе, его черты дополнили образ былинного Владимира Красна Солнышка (первым прототипом был его дед Владимир, креститель Руси). Подвиги Ильи Муромца приходятся на годы правления Владимира Мономаха

Большая внешнеполитическая победа

Внешняя политика этого достигла своего расцвета при сыне умершего византийского императора Алексея I Иоанне II, который упредил поход крупного русского войска на Константинополь. Желая мира с Киевской Русью, греки добровольно пошли на громадные уступки - Мономаха удостоили титула царя, по значимости равного басилевсу Византии. Ему были преподнесены царская одежда, скипетр, держава и венец, знаменитая и легендарная «шапка Мономаха». Союз был закреплен династическим браком - сын Иоанна, наследник Алексей, женился на внучке Киевского князя. Таким образом, правление Владимира Мономаха ознаменовалось установлением с Византией крепкого родственного союза.

Гибкий политик

Правда, предупрежденный поход на Константинополь предусматривал захват по пути следования придунайских земель, но Мономах всегда ради мира мог чем-то поступиться. Поэтому эти земли остались за Византией. После борьбы с минским князем Глебом и его пленения эти земли стали дружественными Киеву - там признавалась его верховная власть.

К несомненным достоинствам можно отнести и то, что в годы правления Владимира Мономаха три четверти всех русских земель были сосредоточены в его руках. Со всеми соседями, где договорным путем, а где - военным, были заключены мировые. Так, был подавлен мятеж на Волыни, где правил сын Святополка, приходившийся зятем Владимиру, Ярослав. Он превратил свой двор во враждебное Киеву логово. Сюда бежали как евреи-ростовщики, так и всевозможные вечные недруги Руси. Большое войско из чехов, венгров, поляков направилось к Киеву. Навстречу ему шла рать Мстислава Владимировича. Сам Ярослав был уже убит русскими воинами при осаде Волыни. Оказывать помощь умершему было нелогично, вражеское войско отступило.

Рост мощи Руси

Ни волжские булгары, флотилия которых была разгромлена русскими воинами, ни жители Прибалтики и Финляндии, исправно платившие дань, не совершали набегов на русские земли в правление Владимира Мономаха. Все это дало возможность заняться благоустройством государства. Строились церкви, расширялась торговля, начали чеканить монету, переводились книги с византийского языка, стали открываться школы, в которые на обучение отдавались дети лучших семей. Будучи образованным человеком и одаренным писателем, Владимир оставил потомкам свои произведения - «Поучение» и «Хождение». Кроме того, Нестором, монахом Киеве-Печерской Лавры, создается «Повесть временных лет» (1117 год). Правление Владимира Мономаха в Киеве превратило город в крупный торговый и культурный центр. Он оставил о себе хорошую память в веках и пример управления государством, которое делает страну процветающей. О нем хорошо отзываются не только в написанной в годы его правления «Повести временных лет», но и в Ипатьевской летописи и в «Слове о погибели земли Русской». И после его смерти некоторых его потомков венчали на царство «шапкой Мономаха».

Начало правления Владимира Мономаха пришлось на 20 апреля а закончилось 19 мая 1125 года, в день его смерти. При Владимире Мономахе получили широкое распространение династические браки. Он переженил всех своих многочисленных детей почти со всеми венценосными особами Европы. Заключались браки и с детьми ханов.

Итоги правления

Сильную державу, с которой считались соседи, оставил после себя Владимир Мономах, итоги правления которого можно подвести следующим образом. Главным достижением было прекращение набегов половцев, разорявших страну. Авторитет Руси возрос несказанно после победы над ними. Дальнейшему его росту способствовали взвешенная внешняя политика и династические браки.

Мономах усилил централизацию власти, и таким образом ему удалось сохранить полный контроль над всеми городами и торговыми путями Руси. Как следствие прекращения междоусобиц и наступления мирной жизни стали развиваться все отрасли хозяйства, литература и искусство, а также значительно возросла мощь страны - как военная, так и экономическая.

Владимир Всеволодович Мономах (в крещении Василий) - князь смоленский, черниговский, перяславский. Великий князь киевский, сын князя Всеволода Ярославича. Родился в 1053 году - умер 19 мая 1925 года. Государственный деятель, военачальник, писатель и мыслитель. Был прозван Мономахом по названию рода матери, которая возможно былаю или племянницей императора Константина IX Мономаха.

Биография
Владимир Мономах родился в 1053 году. Он был любимым сыном Всеволода, Великого Киевского князя. Мать - Анна, последняя жена Всеволода. Анна была дочерью византийского императора Константина Мономаха, Византийская царевна. У Владимира было три имени: Владимир - княжеское, Василий - крестное, Мономах - дедовское (со стороны матери).
Великий Киевский князь Всеволод завещал своему сыну Владимиру Великое княжение, но он отказался и провозгласил Великим Киевским князем своего двоюродного брата Святополка II Изяславича.
Вместе с ним и даже без него участвовал во многих походах против половцев. Были и поражения и победы. Борьба с половцами была затяжной. Да и половцы не стремились к завоеванию земель. Их целью были грабежи, которые российским князьям никак не удавалось прекратить, хоть и были иногда успехи. В ответ на нападение половцев Владимир Мономах выступал инициатором, вел наступательную политику и, если была такая возможность, старался закончить дело миром. По словам Владимира, он девятнадцать раз заключал договор с половцами

Правление Владимира Мономаха
Время правления Мономаха , до самой смерти, было самым лучшим для Киевской Руси . Ни половцы, ни другие племена не беспокоили Русь в это время. В 1116 году Владимир сам послал своего сына Ярополка на Дон, где он завоевал у половцев три города и привез себе жену ясского хана. Другой сын Владимира - Мстислав, вместе с новгородцами побил чудь на балтийском побережье. В 1120 году Юрий, князь Ростовский, еще один из десяти сыновей его, разгромил болгар на Волге.
В русской истории Владимир Мономах известен не только как "собиратель русских земель ", но и законодатель. Ростовщики устанавливали высокие проценты, и первым делом Владимира стало ограничение "ростов" и внесение этого ограничения в законодательство.
Мономах установил постановление о наследстве. По русскому праву все сыновья наследствие получали поровну, а дочери получали приданое при замужестве. Каждый мог распорядиться своим имуществом по завещанию. Имение жены оставалось неприкосновенным для мужа. Если после смерти мужа, вдова не выходила снова замуж, то она оставалась хозяйкой в доме покойного мужа и дети не могли ее выгнать.
Время Владимира Мономаха на Руси оказалось самым плодотворным за последние десятилетия. Он успокоил русское общество, так как прекратил его внутреннюю борьбу. Причем сделал он это не только за счет силы, но и за счет разумных уступок низам общества.
Сразу же после начала своего правления он дал Руси новую Русскую Правду, которая называлась «Устав Владимира Всеволодовича ». В этом уставе были сохранены многие статьи прежней Русской Правды, защищавшей порядок, имущество и личность человека. Но одновременно он значительно облегчил положение бедных людей. Проценты за взятый долг значительно снижались, многие непосильные долги были ликвидированы. Произвол ростовщиков был ограничен. Устав включал и новые статьи, которые облегчали участь смердов, закупов, рядовичей и даже холопов.

Мономах и крестовый поход в степь
Владимир Мономах придал этому походу значение крестового . К этому времени уже состоялся Первый крестовый поход (1096—1099), который закончился захватом Иерусалима и созданием христианского государства на Ближнем Востоке. В этом походе принимал участие двоюродный брат Владимира, Святополка и Олега, сын Анны Ярославны. Сведения об этом крестовом походе были уже широко известны на Руси.
Русская рать разгромила передовые отряды половцев и вышла к столице — степному городу Шаруканю. Город сдался на милость Владимира. Другой город, Сугров, отказался сдаться и был взят штурмом и сожжен. Еще одну битву русские князья выиграли на берегу Дона. Перед битвой князья сказали: «Здесь смерть нам, станем тверды », а потом ударили на врага, и половцы побежали.
Основные силы сторон сошлись через три дня —27 марта 1111 г. на реке Сольнице, притоке Дона. По словам летописца, половцы «выступили, точно великий лес ». Но Мономах не стал ждать окружения, а сам повел войско навстречу врагу. Воины сошлись в рукопашной схватке, и «столкнулись полк с полком, и, точно гром, раздался треск столкнувшихся рядов » — так говорится в летописи. В этом рукопашном бою не было равных русским воинам. Но и половцы сражались мужественно, отстаивая десятилетиями освоенную землю, свои пастбища и домашние очаги. «Чело» русского войска — киевляне дрогнули и стали прогибаться под яростным напором врага, превосходившего их числом. И тут на помощь киевлянам пришел Владимир Мономах со своей дружиной, оставив свой «полк правой руки» сыну Ярополку. Появление стяга Мономаха в центре битвы ободрило киевлян и повергло неприятеля в страх. Половцы не выдержали упорной схватки и бросились к броду. Их преследовали и рубили, потому что в этой битве пленных не брали. Около 10 тыс. половцев полегло на поле боя. Лишь небольшая часть их ушла в степь.
Весть о русском крестовом походе в степь была доставлена русскими гонцами в Византию, Венгрию, Польшу, Чехию и Рим.


Мономах и религия

В этом отношении Владимир Мономах, будучи светским правителем, скептически относится ко все более нараставшему в XI в. - аскетизму . Он утверждает, что исполнение Божиих заповедей не составляет больших трудностей, а включает в себя всего лишь «три малых добрых дела »: покаяние, слезы и милостыня. Он призывает своих детей: «А Бога для не леенитеся, молю вы ся, не забывайте 3-х деелъ теехъ: не бо суть тяжка; ни одиночьство, ни чернечьство, ни голодъ, яко иние добрии терпять, но малым деломь можно улучити милость Божию ».
Идея «спасения малыми делами», столь ярко представленная в «Поучении» Владимира Мономаха — это явный отголосок все еще сохраняющего свое влияние раннего древнерусского христианства, близкого к кирилло-мефодиевской традиции. Ведь и само христианское мироощущение князя — достаточно светлое и оптимистичное даже несмотря на то, что ему близка идея страха Божего. В этом смысле «Поучение » Владимира Мономаха — это пересечение двух христианских традиций внутри православной веры. А, по сути дела, даже трех традиций, если учитывать некоторое влияние языческих верований.
Важнейшей задачей истинного христианского правителя, кроме насаждения христианства, является сохранение единства своего государства. Поэтому, когда Владимир Мономах излагает в «Поучении» историю своей жизни, столь ярко вырисовывается идея единства Руси. Именно этой идее и служил сам Владимир Мономах. Понимая неизбежность процесса дробления Руси на отдельные княжества, он стремился убедить своих наследников сохранить их политическое, военное и культурное единство. Любопытен приведенный Владимиром Всеволодовичем пример: "прилетающие весной из рая птицы, занимают свое принадлежащее лишь им место; слабые занимают свое, а сильные — свое. И ни одна не пытается согнать др. и занять лучшее место — каждая довольствуется своим уделом ". Так, считал Мономах, должны поступать и князья Рюриковичи. Так всю свою жизнь поступал и сам Владимир Всеволодович, правивший в согласии со своей совестью, чувствуя нужды родной земли.

Владимир Мономах писатель
Владимир Мономах — автор знаменитого «Поучения » своим сыновьям, которое содержит сведения о походах и войнах его времени и призывающего укреплять единство Руси.
Во время великого княжения Мономаха на Руси было построено много больших и красивых храмов, переведено на славянский язык немало византийских книг. Летописи приписывают ему важные дополнения к «Русской Правде » — своду древнерусских законов, действовавших на протяжении многих столетий. При нем Древнерусское государство достигло вершины своего могущества и расцвета.
Последние годы своей жизни Владимир Мономах посвятил государственному устройству Киевской Руси, которую поделил между сыновьями-наследниками. Он наказал им слушаться старшего, который правил в Киеве. Великий ратоборец Руси мечтал видеть своих сыновей сильными удельными правителями, подчиненными во всех больших делах великому киевскому князю. Его главенство должно было не только символизировать единство русских земель, но и оберегать ее от княжеских междоусобиц и кочевых народов Дикого поля.


Великий воин

После разгрома в 1111 году половцев, чтобы избежать полного уничтожения, Мономах с войском откочевали за Дунай, а до 40 тысяч половецких воинов вмести с семьями и стадами ушли в Грузию, нанявшись на военную службу к царю Давиду IV Строителю. Там из них был сформирован 5-тысячный отряд царской гвардии. Когда русские победы на Дону вновь пришла в донские степи, то половецких веж она там не обнаружила.
В последние годы правления и жизни Владимира Мономаха кочевые орды из Дикого поля больше не тревожили русские земли. Безопасными стали жизнь в порубежже и торговые пути по Днепру.
Великий Мономах-воитель известен еще и тем, что за годы своего княжения создал целую систему крепостей на степных границах Руси, гарнизоны которых бдительно «сторожили » Дикое поле.
Он добился того, что русское войско сражалось и уходило в поход под единым командованием. Мономах выбрал правильную тактику борьбы с кочевыми ордами, стремясь прежде всего уничтожить живую силу врага, а не просто изгнать его из порубежья. Он часто собирал в походы народные ополчения. Став великим князем киевским, он значительно увеличил численность легкой конницы, воины которой во владении луком и саблей ни в чем не уступали степнякам.

Брак и дети
Всех детей Владимира Мономаха точно определить невозможно, и даже когда (и, соответственно, от какой из жён) они были рождены. Мать Юрия Долгорукого, как писал сам Владимир, умерла 7 мая 1107 г., тогда как дата смерти его первой жены Гиты — 10 марта, скорее всего — 1098 г. Это соображение позволило А. В. Назаренко отнести рождение Юрия к более позднему времени и ко второму браку Владимира. Все дети от первого брака (кроме Романа) носили славянские имена, а от второго брака — греческие.

Гита Уэссекская, внебрачная дочь короля Гарольда II Английского
Мстислав Владимирович Великий (1076—1132), великий князь Киевский с 1125
Изяслав Владимирович (1078—1096), князь курский
Святослав Владимирович (1079—1114), князь смоленский и переяславский
Роман Владимирович (1081—1119)
Ярополк Владимирович (1082—1139), великий князь киевский с 1132
Вячеслав Владимирович (1083—1154), князь туровский, великий князь киевский в 1139, 1150, 1151-54
Глеб Владимирович — данные о его существовании недостоверны и признаются только частью исследователей.
Мария (Марина) Владимировна (†1146/1147), замужем за Лже-Диогеном
Евдоксия Владимировна
Евфимия Владимировна (†1139), вышла замуж за Кальмана І, короля Венгрии
Агафья Владимировна
Юрий Владимирович Долгорукий (1091—1157), князь суздальский, великий князь киевский в 1149-50 и с 1155
Андрей Владимирович (1102—1142), князь волынский, князь переяславский

Смерть Мономаха
Владимир Мономах умер 19 мая 1125 г. и похоронен в Киеве, в церкви Св. Софии. Согласно преданию, накануне смерти Мономах собрал князей, духовенство, бояр, купцов и сказал: “Не нужен на Руси царь. Если будет царь, то удельные князья из зависти будут воевать с ним, и государство погибнет ”. Он передал царские регалии на хранение сыну Юрию, позже прозванному в народе Долгоруким. Эта смерть ознаменовала завершение целой эпохи в истории Древней Руси. Ему удалось погасить пожар княжеских усобиц, укрепить Русь, добиться стабилизации русско-половецких отношений. Через несколько лет после смерти Мономаха раннефеодальная централизованная монархия утратила былую целостность и окончательно распалась на несколько десятков независимых княжеств. Распри между князьями, вспыхнувшие с новой силой, позволили половецким ханам перехватить военную инициативу. И уже никогда Руси не суждено было одержать такие славные победы над Степью, как тогда, когда во главе русского войска стоял великий полководец, защитник родной земли Владимир Всеволодович Мономах.

И Анны, дочери императора Византии, Константина 9. С 1067 г. княжил в Смоленске, а с 1078 – в Чернигове. Позднее, до 1125 г, был Великим Киевским князем. Впрочем, известен этот талантливый правитель и как писатель, оставивший после себя литературные труды, дошедшие и до нашей эпохи.

Как ни стремился князь Владимир Мономах к миру, но, часто, именно его попытки замирить враждующих удельных князей приводили его на ратное поле. В 1077 г. произошло первое значительное военное столкновение в биографии Владимира Мономаха. Он, повинуясь приказу Великого Киевского князя Изяслава, выступил против половцев. Через год Великое Киевское княжение досталось отцу Мономаха. В 1078 Владимир получает княжество Черниговское. Но, после того как в 1094 г. под стены выстроенного им замка пришел Олег Святославич и потребовал отдать ему земли отца, будущий Киевский князь, не желая сражаться, просто ушел с дружиной в Переяславль.

Позднее, будучи князем Смоленска, Владимир Мономах активно помогал соседним князьям в борьбе с врагами. В 1097 и 1100 годах – выступал одним из инициаторов съездов удельных князей (соответственно в Любече и Уветичах).

После смерти Всеволода Ярославича Владимир Мономах не стал претендовать на Великий Киевский престол и передал его Святополку 2 Изяславичу, несмотря на завещание отца. По мере сил он оказывал новому Великому князю помощь в военных походах. Правление Владимира Мономаха в качестве Киевского князя началось только в 1113 г. На княжение его призвала знать Киева, испуганная восстанием народа против ростовщиков. Мономах восстание подавил, а так же, выяснил причины его возникновения. Желая предотвратить подобное в будущем, он серьезно способствовал установлению норм долгового права. Устав Владимира Мономаха значительно облегчил участь закупов (должников и наемных работников).

Правление Мономаха ознаменовалась и борьбой с кочевниками – половцами. Князь Владимир не только помогал другим русским властителям в борьбе с ними. Он два десятка раз сам заключал мир с половцами. Был сторонником организации рейдов вглубь половецкой территории и привлечения народного ополчения. Нужно отмерить, что подобная политика сделала Мономаха популярным в народе (в мирные периоды).

Отмечены годы правления Владимира Мономаха и войной против Византийской империи. В 1116 году он оказывал военную помощь императору Диогену, который был женат на Марии (дочери Мономаха). Этот конфликт прекратился вскоре после гибели Диогена. А в 1120 г. с земель Руси были изгнаны печенеги.

Мудрое правление князя привело к усилению политического влияния Руси, расцвету культуры. Сам Владимир, будучи, несомненно, талантливым человеком, оставил заметный след в литературе. Его перу принадлежит «Поучение Владимира Мономаха детям». Это не только рассказ о жизни князя, но и мудрые советы потомкам о том, как должно управлять государством и наставление творить добро. Но, важнейшим является призыв к объединению и прекращению вражды между князьями.

Владимир Мономах умер 19 мая 1125 г. и был похоронен в Киеве, в соборе Св. Софии. Власть перешла к сыну Владимира Мономаха - Мстиславу Великому.


Имя: Владимир Мономах (Vladimir Monomah)

Возраст: 72 года

Место рождения: Переяславль-Южный

Место смерти: Киев

Деятельность: князь, полководец

Семейное положение: был женат

Владимир Мономах - биография

"Тяжела ты, шапка Мономаха" - эта пушкинская строка давно стала крылатым выражением, символизирующим бремя власти. И хотя сам князь Владимир Всеволодович Мономах этой шапки, скорее всего, не носил, бремя власти он прочувствовал сполна

В истории-биографии Владимир Мономах остался как полководец и мудрый правитель, объединивший русские земли. Но для современников он был образцом христианской добродетели. Помимо богомолья и строительства храмов князь совершал поступки, которые смирением и великодушием поражали окружающих. Ведь было это в те времена, когда "око за око" считалось нормой жизни.

Необычным прозвищем «Мономах» (греч. - «единоборец») Владимир, внук Ярослава Мудрого, был обязан своей матери, дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Эпоха, в которой рос юный князь, была непростой. Раздираемая удельными князьями отчизна страдала и от набегов половцев. Но что самое досадное, захватчики приходили не сами, а по приглашению русских князей, деливших власть.

В 20 лет Владимир получил в княженье богатый Смоленск, а когда его отец встал на Киевский престол, то отдал сыну в удел состоятельный Чернигов. На тот момент 27-летний княжич уже не раз был в походах, но именно в Чернигове ему впервые пришлось возглавить войско для отражения врага.

Когда отец отдал Богу душу. Мономах по праву старшего мог занять Киевский престол, тем более что другой претендент -князь Святополк - был далеко от Киева. Но Владимир унял гордыню и уступил трон двоюродному брату. Когда же о смерти старого князя проведали половцы, то двинули войско на покорение северных соседей. Новый правитель послал им навстречу Мономаха.

Внемля его приказу, Владимир стал переправляться через реку, где и был застигнут врагом. Кочевники разбили русское войско, а родной брат Мономаха погиб. Сам он, пытаясь спасти брата, лишь чудом избежал гибели. Казалось, после такой потери Владимир озлобится на Киев, однако интересы Руси он всегда ставил выше личных. Уже через неделю вместе с киевской дружиной он вновь вышел на победную битву с половцами...

Сражений в жизни князя была немало. Чего стоит поход на Византию, в 1116 году, когда он покорил множество придунайских городов-крепостей. Стремясь задобрить грозного единоверца, император Византии Алексей Комнин прислал в Киев послов. По преданию, возглавлял переговорщиков митрополит Эфесский. Он же преподнес князю подарки императора: Скипетр (укороченный посох), Барму (воротник с драгоценностями, надеваемый поверх одежды). Державу (золотой шар с крестом) и Шапку с драгоценными камнями.


Называемый позднее Шапкой Мономаха, этот головной убор стал главным атрибутом венчания на царство последующих правителей Руси. Артефакт уникален по количеству и качеству драгоценных камней и превосходит все королевские головные уборы Европы. Недаром Шапку Мономаха сравнивали с коронами Германского императора, Французского и Венгерского королей, о чем имеются записи в европейских хрониках.

Прощение-удел сильных

Мирный союз с Византией предполагал союз двух родов, и внучка Мономаха пошла вод венец с сыном императора Алексеем. Впрочем, это был не первый брак с иноземцами, которым Мономах пытался укрепить мир. Будучи дальновидным правителем, он старался поддерживать порядок не только силой оружия, но и выгодным родством.

Владимир Мономах - биография личной жизни князя

Сам Владимир в 21 год венчался с дочерью английского короля Гарольда II - Гитой Уэссекской. От брака с ней князь нажил 10 детей, из которых до совершеннолетия дожили шестеро. Второй супругой стала гречанка Ефимия, моложе мужа на четверть века. От этого брака родилось еще шесть наследников, среди них Евфимия - жена короля Венгрии Кальмана I, Марица - жена несостоявшегося правителя Византии лже-Диогена II и Юрий Долгорукий - основатель Москвы.

Однако полностью отойти от ратных дел князю не давали обстоятельства. Возмущенный злодеянием киевского князя, ослепившего другого Рюриковича, Владимир подступил к Киеву. Испуганный Святополк хотел сбежать, но его пленили сами киевляне. Митрополит и княгиня-мать вместе с горожанами вышли навстречу Мономаху и слезно просили его не начинать новой сечи, ибо была бы она только на радость половцам. Владимир не сразу, но простил Святополка. После покаяния последний остался в Киеве, а Владимир удалился в свою вотчину.

Так же мудро Владимир поступал и с мятежниками. Если понимал, что мятеж вызван действиями бояр или заблуждением, бунтовщики отделывались порицанием либо наказанием розгами. Если же в действиях смутьянов был недобрый умысел, то князь сам мог обагрить свой меч их кровью. Но с возрастом Владимир все больше тяготел к христианскому смирению и выбирал вместо битв охоту. Для него она стала не просто увлечением, а закалкой тела и духа, позволяющей в любой момент исполнить долг перед Отечеством. Охоту князь завещал и своим детям, написав в «Поучении»: «Дети, ни войны, ни зверя не бойтесь - делайте дело мужское!»

Большое удивление и уважение у современников вызвало письмо Мономаха к двоюродному брату Олегу Святославичу, убившему его сына: «Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит Отец ваш небесный... А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед Богом; а Русскую землю не погубим». Причем письмо было написано не под страхом войны, а напротив, являлось посланием победителя побежденному.

Ведь другой сын Владимира - Мстислав, одолев кровавого дядю, не решился убить его, а спросил совета отца. И Владимир простил, поставив интересы страны, раздираемой междоусобицей, выше личных: княжеские сечи были на руку внешним врагам. И это при том, что на Руси были сильны обычаи кровной мести, и тех, кто отступал от нее, считали глупцами или неудачниками...

Владимир Мономах - Владыка Киевский

И все же Киев, о котором Мономах уже и думать перестал, словно перезрелый плод, в 1113 году сам упал ему в руки. После смерти Святополка в столице наступило безвластие. Народ, закабаленный долгами, сначала робко, а потом во всю силу поднял бунт. Погромы сопровождались беспорядками и убийствами. В конце концов, бояре отправили гонца к бО-летнему Владимиру, умоляя его занять Киев.

На склоне лет тот не хотел принимать хоть и богатый, но хлопотный удел. Когда же послы заговорили о том, что лихой народ может подвергнуть разграблению церкви и монастыри, сердце князя дрогнуло, и он дал согласие. Прибыв на место. Мономах собрал бояр, дружинников и представителей купечества, чтобы принять закон, ограничивающий закабаление простых людей. Мятеж не сразу, но пошел на убыль...

Те 12 лет, что Владимир правил Киевом, вошли в историю как последняя попытка объединить русские земли. И это ему почти удалось: Владимир Всеволодович собрал под своей властью 3/4 русских княжеств. Остальные предпочитали не идти против воли киевского владыки, а быть в его союзниках.

Объединить все русские земли Владимиру не позволил возраст. Отправившись на молитву в Борисоглебскую церковь, 72-летний князь почувствовал себя плохо и вскоре скончался. Новость о его смерти была воспринята в стране как великое горе. «Слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю. Духовенство плакало по нем как по святом и добром князе; ... весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери», - сказано в летописи.

Останки князя с великими почестями предали упокоению в соборе святой Софии Киевской, а позднее Церковь возвела его в ранг святых в земле Российской просиявших.