Внешняя политика ссср в период 1953 1964.

История России с древнейших времен до конца XX века Николаев Игорь Михайлович

СССР в 1953–1964 гг.

СССР в 1953–1964 гг.

5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин. После непродолжительной борьбы за власть между его соратниками – Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым, Л.П. Берией и Н.С. Хрущевым – последнему удалось захватить лидерство и продержаться на первой роли до 1964 г. Часть историков условно разделяют время правления Н.С. Хрущева на два этапа: 1953–1957 гг. – время ревизии сталинского наследия и начало реформ, освобождение узников ГУЛАГа, либерализации внутренней и внешней политики; 1958–1964 гг. – поворот в политике Хрущева от реформаторства к волюнтаризму; в эти годы глава СССР утратил понимание народных нужд, ссорился с интеллигенцией, без видимой отдачи реорганизовывал бюрократические структуры. Сторонники другого подхода считают приведенную выше периодизацию чересчур условной и умозрительной, т. к. гонения на церковь и ввод советских войск в Венгрию (1956) произошли именно в период так называемой «оттепели» . Поэтому они говорят не о двух периодах, а о двух тенденциях в политике Хрущева: либеральной и репрессивной.

Основное внимание в экономике Хрущев уделял сельскому хозяйству. В этой области был осуществлен ряд мер: увеличены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и снижены налоги; взят курс на освоение целинных и залежных земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая (за 1954–1957 гг. было освоено 37 млн гектаров земли, что составляло 30 % всех обрабатываемых в СССР земель). С 1955 г. начинается массовое возделывание кукурузы, часто в непригодных для данной культуры местностях. Кроме того, в соответствии с лозунгом «Догнать и перегнать Америку!» по промышленному и сельскохозяйственному производству на душу населения проводились «мясная кампания», борьба за «молочные рекорды» и т. п. По инициативе Хрущева были ликвидированы МТС и техника передана в собственность колхозам, однако отсутствие у них ремонтной базы приводило к быстрому износу тракторов и комбайнов. В 1955, 1957, 1960 гг. проводились кампании по слиянию мелких колхозов в крупные, параллельно шло сокращение личных приусадебных участков, которые воспринимались партийным руководством как частнособственнический пережиток.

Огромным производственным комплексом страны все труднее было управлять из Москвы. По инициативе Хрущева произошли изменения в области управления промышленностью: в мае 1957 г. были ликвидированы 10 отраслевых промышленных министерств, их функции передавались совнархозам, организованным по территориальному принципу. Реформой управления промышленности надеялись устранить отраслевую изолированность, эффективнее использовать местные ресурсы, улучшить управляемость производства. Но реформа вызвала серьезное недовольство среди министерских чиновников и внесла неразбериху в работу управленческого аппарата.

Ощутимый удар был нанесен по сталинскому наследию в социальной политике. Были отменены дисциплинарные законы 1938–1940 гг., повышена заработная плата на заводах, удвоился размер пенсий, была сокращена продолжительность рабочей недели. Широкое развитие получило жилищное строительство. С середины 50-х годов было построено жилья больше, чем за все предыдущие годы советской власти.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Хрущевский период советской истории (1953-1964) Борьба преемников за «мундир Сталина» После смерти Сталина первые места были поделены таким образом: председателем Совета министров (последняя должность Сталина) стал Г. Маленков; Л. Берия получил пост министра внутренних дел

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

ГЛАВА VIII СССР в 1953–1964 гг.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

Глава 13 Советский Союз в 1953–1964 гг 13.1. Обновление политического курса Борьба за властьПосле смерти Сталина руководство советским государством и коммунистической партией фактически сосредоточилось в руках его преемников – Г. М. Маленкова, председателя Советов

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

Глава 12. СССР в 1953–1964 гг. Взлет к звездным высотам и начало отступления с позиций мировой

Из книги Россия. Век XX-й (1939-1964) автора Кожинов Вадим Валерианович

Часть третья ОТ СТАЛИНА ДО БРЕЖНЕВА 1953–1964

Из книги Утопия у власти автора Некрич Александр Моисеевич

Глава десятая. Годы растерянности и надежд (1953 - 1964)

Из книги История России. XX век автора Боханов Александр Николаевич

Глава 8. Оттепель (1953–1964)

Из книги История Советского государства. 1900–1991 автора Верт Николя

Глава X. Хрущевские годы (1953 - 1964)

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

Часть V «Оттепель» (1953–1964)

Из книги Реабилитация: как это было Март 1953 - февраль 1956гг. автора Артизов А Н

№ 3 ПРИКАЗ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР, МИНИСТРА ЮСТИЦИИ СССР И ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР «О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ УКАЗА ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОТ 27 МАРТА 1953 ГОДА „ОБ АМНИСТИИ"» 28 марта 1953 г. № 08/012/85сВо исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Глава 30. 1953–1964 Десталинизация СССР и начало «оттепели» Смерть Сталина вызывает быстрые и резкие изменения в СССР, обнаруживающие наличие внутри самой партии довольно сильных реформаторских тенденций, выразителем которых становится Н. С. Хрущев. В своей борьбе за власть

Из книги Из истории русской, советской и постсоветской цензуры автора Рейфман Павел Семенович

Глава седьмая. «Оттепель». (1953–1964) Он матом крыл, Но никого не вешал (И. Эренбург) Мы подтянем туже пузо И посадим кукурузу, И надоим молока От козла и от быка (Частушка хрущевских времен) Оттепель - это Eще не лето Смерть Сталина. Борьба за его наследство. Маленков.

Из книги История Украины автора Коллектив авторов

Украинская ССР в 1953–1964 гг. 5 марта 1953 г. умер И. Сталин. Время от смерти И. Сталина до середины 60-х годов И. Эренбург назвал «оттепелью». Метафора прижилась. Она была настолько удачной, так тонко и точно передавала всю совокупность сложнейших социальных процессов,

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

9.1. Хрущевская «оттепель». 1953–1964 гг. Смерть И.В. Сталина и обострение внутрипартийной борьбы. Вечером 5 марта 1953 г., после нескольких дней внезапной болезни, умер И.В. Сталин. В последние часы его жизни ближайшее окружение вождя делило власть, стремясь узаконить свое

Пересмотр внешнеполитического курса в СССР начался после смерти Сталина. В 50-х гг. Маленков начал говорить о "разрядке" напряженности в международных отношениях. Рассмотрим далее отличительные черты внешней политики СССР в 1953-1964 гг.

Мирные договоры

Внешняя политика СССР в 1953-1964 годах была ориентирована в первую очередь на установление мирного взаимовыгодного взаимодействия с зарубежными странами. По инициативе советского руководства было подписано множество соглашений. Так, в 1953-м, 27 июля, был заключен договор о перемирии в Корее. В качестве основного средства ослабления напряженности на мировой арене руководство страны видело расширение сфер сотрудничества с другими государствами. В 1955-м, 25 января, Президиумом ВС был принят Указ, прекращающий состояние войны с Германией. В сентябре того же года глава правительства ФРГ прибыл в Москву. В ходе визита были установлены дипломатические отношения с Западной Германией. В 1955-м, в середине мая, был подписан договор с Австрией. В соответствии с ним также было прекращено состояние войны. Документом устанавливался и гарантировался нейтралитет.

В 1956 г. СССР вернул арендуемую территорию Финляндии - Порккала-Удд, где находилась военно-морская база Союза. В середине июня Карело-Финскую союзную республику преобразовали в автономную. В том же 1956-м, 19 октября, Япония и СССР приняли декларацию о восстановлении дипотношений и прекращении военного состояния. К концу 50-х Советский Союз был связан торговыми контрактами более чем с 70 государствами.

Внешняя политика СССР 1953-1964 (кратко)

Ключевые направления были определены на XX съезде партии. Хрущев объявил на заседании об отсутствии неизбежности следующей мировой войны, указав на возможности разных путей перехода к социалистической системе и мирного соседства стран с различным политическим строем. В документах съезда особо подчеркивалась верность Советского Союза принципам независимости и суверенитета во взаимодействии с зарубежными странами. При этом Хрущев утверждал, что сосуществование государств в мире выступает как специфический тип классовой борьбы. Она исключает только военные методы и не распространяется на идеологию. В 1957 МИД возглавил крупный дипломат Громыко. Внешнеполитическое ведомство находилось под его руководством до 1985-го. Громыко внес большой вклад в развитие переговорного процесса по вопросу установления контроля над гонкой вооружений.

Изменения в военной доктрине

В 1956-м проявилась определенная противоречивость внешней политики СССР 1953-1964 гг. Ряд зарубежных стран сформировал блоки, деятельность которых была направлена, кроме прочего, на сдерживание влияния государств социалистического лагеря и становления национально-освободительного движения колониальных народов.

Внешняя политика в СССР в 1953-1964 гг. показала, таким образом, решимость руководства сохранить в государствах Юго-Восточной и Центральной Европы модель социализма.

Основные даты и события; 1955 г. - создание Организации Вар­шавского Договора; 1956 г. - ввод советских войск в Венгрию; 1961 г. - Берлинский кризис; 1962 г. - Карибский кризис.

Исторические деятели: Н. С. Хрущев; В. М. Молотов;

А. А. Громыко.

Основные термины и понятия: мирное сосуществование; Берлин­ский кризис; Карибский кризис.

Работа с картой: показать Венгрию, Кубу, Берлин, Китай, стра­ны социализма, США, Египет.

План ответа: 1) политика мирного сосуществования; 2) отно­щения с Западом, проблемы разоружения, Берлинский и Ка­рибский кризисы; 3) СССР и страны социализма, образование Организации Варщавского Договора, венгерские события 1956 г., раскол в.мировом коммунистическом движении; 4) от­ношения СССР со странами «третьего мира,>; 5) итоги внеш­ней политики СССР в 1953-1964 годах.

Материал к ответу: После смерти Сталина серьезные измене­ния произошли и в области внешней политики. Стали ме­няться сами ее основы. Среди высших руководителей стра­ны выявились разные точки зрения на политику СССР. Берия считал, что следует взять курс на мирное сосущество­вание с Западом. Он поддерживал идею объединения Герма­нии при условии, что она станет нейтральным демократиче­ским государством; предлагал восстановить отношения с Югославией; считал неэффективным СЭВ и предлагал его реформировать. Маленков исходил из того, что после войны международная ситуация сложилась в пользу СССР и его со­юзников. Понимая, что в случае возникновения ядерной вой­ны погибнет вся мировая цивилизация, он также был сторон­ником политики мирного сосуществования. К этим же взглядам со временем пришел и Хрущев. В отличие от них, Молотов от­рицал идею мирного сосуществования, полагая, что оно вы­годно Западу. Он предлагал сохранить жесткое противостояние двух систем. Все политики, однако, были едины в том, что от развития отношений с Западом зависит мирное будущее совет­ского народа.

Смерть Сталина совпала с приходом к власти нового прези­дента США. 16 апреля 1953 г. Д. Эйзенхауэр обратился к со­ветскому руководству с призывом изменить атмосферу меж­дународных отношений, перейти от взаимного недоверия к сотрудничеству. В качестве конкретных шагов в этом на­правлении он предложил добиваться установления Ml{pa в Ко­рее, Индокитае, ограничения производства ядерного оружия. Советское руководство откликнулось на эти предложения. Летом 1953 г. было подписано перемирие в Корее. Грузия

и Армения объявили, что не имеют территориальных пре­тензий к Турции. В 1954 г. было достигнуто соглашение о пре­кращении войны в Индокитае. Тогда же СССР, Чехословакия и Польша предложили созвать Общеевропейское совещание по коллективной безопасности в Европе. В 1955 г. страны-побе­дительницы подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году СССР объявил о прекращении состояния войны с Гер­манией, а в 1956 г. - с Японией. Часть высших советских руко­водителей даже предлагала заключить с США договор о друж­бе и сотрудничестве. Однако это не нашло поддержки у Хрущева. Он считал, что гарантией мира является не ядерный паритет с США, а «полное прекращение производства и уничтоже­ние ядерного оружия».

После того как СССР во второй половине 50-х гг. удалось добиться превосходства в создании ракетных средств доставки ядерного оружия (впервые территория США стала уязвимой для атаки), характер отношений с Западом заметно ужесто­чился. В 1956 г. угроза советской ядерной атаки сорвала агрес­сию западных стран против Египта, их вмешательство в вен­герские события. Этот же аргумент имел решающее значение в дни Берлинского кризиса 1961 г., когда была возведена сте­на, разделившая западные и восточный сектора германской столицы (американские танки, двинувшиеся в сторону совет­ских войск, в последний момент развернулись обратно). Са­мым опасным для судеб мира стал Карибский кризис 1962 г., когда, в ответ на размещение американских ядерных ракет в Турции, СССР доставил ракетно-ядерное оружие средней дальности на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать лишь в самый последний момент благо­даря компромиссу с президентом США Д. Кеннеди. СССР со­гласился вывезти ядерное оружие и ракеты с Кубы, а США обя­зались не нападать на «остров Свободы» и вывезти свои ракеты с баз Турции. С преодолением Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в отношениях Восток - Запад. В ее основе лежало наметившееся взаимное доверие между ли­дерами двух стран. Но после убийства Кеннеди (ноябрь 1963 г.) и отставки Хрущева (октябрь 1964 г.) этот процесс на какое-то время оказался прерванным.

Скрепленный силой «социалистический лагерь» с самого начала был неоднороден. Тем не менее после смерти Сталина он не только сохранился, но и стал внешне еще более проч­ным - в мае 1955 г. была создана военная Органи; зация Вар­шавского Договора. Ее задача состояла не просто в обороне от

внешнего врага, но и в возможном подавлении внугренних «бес­порядков» в самих странах-участницах. Ситуация в странах со­циализма стала быстро меняться после провозглашенного на хх съезде КП СС отказа от сталинизма и объявленного мно­гообразия форм перехода различных стран к социализму. Эти выводы были всерьез восприняты сразу в нескольких странах, где начались процессы демократизации. Осенью 1956 г. про­изошла смена руководства в Польше, где еще летом начались массовые демонстрации и забастовки рабочих. Вслед за этим в Венгрии было подвергнуто резкой критике руководство пра­вящей Венгерской партии трудящихся. На территорию Венг­рии были введены советские войска, подавившие выступление населения против властей. События в Венгрии и Польше под­толкнули Хрущева не только к ужесточению политики в отно­шении социалистических стран, но и к ограничению критики сталинизма внутри СССР.

После хх съезда КПСС стал постепенно формироваться второй центр мирового коммунистического движения в лице Китая. К нему примыкали албанские и корейские руководи­тели, а также часть лидеров коммунистического движения в странах Азии. Они болезненно реагировали на критику Ста­лина и сталинизма, а также разрядку в отнощениях между СССР и США. Оценивая политику разрядки, Мао Цзэдун го­ворил, что «советский ревизионизм и американский империа­лизм, действуя в преступном сговоре, натворили так много гнусных и подлых дел, что революционные народы всего мира не пощадят их». Открыто начали высказываться и территориаль­ные претензии к СССР. Попытки Хрущева добиться осуждения позиции китайского руководства коммунистическими и рабочи­ми партиями мира привели к открытому расколу мирового ком­мунистического движения. Это стало еще одним признаком наметившегося кризиса мировой системы социализма.

50-е - начало 60-х гг. прошли под знаком крушения коло­ниальных империй Англии и Франции. Освободившиеся стра­ны стремились про водить независимую внутреннюю и внешнюю политику, не примыкая ни к НАТО, ни к Варшавскому Догово­ру. Однако им приходилось испытывать значительное давление с обеих сторон. для сохранения самостоятельности бьцю об­разовано Движение неприсоединения, объединившее страны «третьего мира». Советское руководство рассматривало освобо­дившиеся страны как своих союзников в «борьбе с империализ­мом». В первую очередь стали укрепляться связи со странами­лидерами Движения неприсоединения: Индией, Индонезией, Египтом, Югославией. Состоялись визиты в Москву премьера

Индии Д. Неру, президента Индонезии Сукарно, президента Египта Г. А. Насера, югославского лидера И. Б. Тито. СССР оказывал развивающимся странам огромную военную и эконо­мическую помощь. В Индии строился металлургический ком­бинат в Бхилаи. В Египте началось строительство крупнейшей в Африке Асуанской гэс. Осуществлялись широкомасштабные поставки советского оружия в страны Азии, Африки, Латин­ской Америки. При военно-политической поддержке СССР Египет национализировал Суэцкий канал, а Индонезия осво­бодила от голландцев остров Тимор. Советская экономическая помощь развивающимся странам была колоссальной. В Егип­те она составляла до 50%, а в Индии - 15% расходов на эко­номическое развитие. Тесное сотрудничество СССР и стран «третьего мира,> не могло не беспокоить США и их союзников. Они также приступили к борьбе за развивающиеся страны, поддерживая на Ближнем Востоке борьбу Израиля против Египта, а в Южной Азии - Пакистана против Индии.

Таким образом, важным итогом развития внешней поли­тики страны в эти годы стало изменение самих ее основ. Вместо прежнего курса на жесткое противостояние, «балан­сирование на грани войны"> С Западом теперь в основу внешней политики был положен принцип мирного сосуще­ствования государств с различным общественным строем. ЭТО позволило начать процесс разрядки в отношениях меж­ду Востоком и Западом. Начался кризис МИРОJ30Й социалис­тической системы. В эти же годы не раз возникала опас­ность прямого военного столкновения СССР и США. Опыт Берлинского, Карибского, Ближневосточного кризисов убе­дительно показал, что главным гарантом мира на Земле в ядерную эпоху является ядерный паритет сторон.

137. Политическое развитие СССР в середине 1960-х ­середине 1980-х годов

Основные даты и события: 1964-1982 гг. - Л. И. Брежнев во гла­ве КПСС и СССР; 1977 г. - принятие новой Конституции СССР.

Исторические деятели: Л. И. Брежнев;. Ю. В. Андропов;

Д. Ф. Устинов.

Основные термины и понятия: движение диссидентов; развитой социализм; обострение идеологической борьбы.

План ответа: 1) причины отстранения от власти Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнев; 2) усиление позиций партийно-государствен­ной номенклатуры; 3) усиление роли армии и органов госу­дарственной безопасности; 4) Конституция СССР 1977 г.; 5) политическое развитие СССР в 1983-1984 годах.

Материал к ответу: После отставки Хрущева новым лидером страны стал Л. И. Брежнев, работавший раньше председателем Президиума Верховного Совета СССР, а затем вторым секре­тарем цк 18-летнее правление Брежнева стало «золотым ве­ком,) для партийно-государственной номенклатуры, превра­тившейся при Хрущеве в самостоятельный субъект политики. Партийный аппарат устал от многочисленных реоргаffизаций и потому с радостью поддержал главный лозунг Брежнева ­«обеспечить стабильность кадров». На деле это означало не только консервацию политических структур, но и пожизнен­ность занятия номенклатурных постов. Пышным цветом рас­цвела коррупция среди государственных чиновников. Вскоре «стабильность» кадров привела к тому, что средний возраст выс­ших руководителей страны перешагнул 70-летний рубеж. Нача­лось их физическое «вымирание,) - В период между ХХУI и ХХУII съездами КПСС (то есть за пять лет) умерли три Ге­неральных секретаря ЦК (а всего 9 членов и кандидатов в чле­ны Политбюро ЦК из 22).

Наметилась и молчаливая «реабилитация,) Сталина. Офи­циально никто не отменял решений ХХ и ХХII съездов КПСС, но упоминания о них теперь никогда не связывались с осуждением Сталина и сталинизма.

Новый статус партийного аппарата нужно было закрепить официально. На очередном, ХХIII съезде КПСС (1966) были отменены изменения в уставе, внесенные Хрущевым для ос­лабления позиций партийного аппарата. Главным среди них было ограничение срока пребывания на партийной должности. На XXIV съезде (1971) было принято решение о расширении круга учреждений и организаций, где партийные комитеты обладали правом контроля за деятельностью администрации. Парткомы министерств и ведомств получали право вмешивать­ся в вопросы государственного управления. Расширены бьши привилегии номенклатуры, позволявшие даже при средней зарплате иметь первоклассное жилье, медицинское обслужи­вание, дачи. В условиях постоянной нехватки продовольствия и товаров легкой промьшшенности особое значение имело право ответственных работников на спецснабжение. Резко воз­росла численность партийно-государственного аппарата. Если

в 1965т. при возрождении отраслевых министерств их число составило 29, то к середине 80-х гг. - уже 160. В системе уп­равления было задействовано 18 млн. человек - каждый седь­мой работник страны.

С середины 60-х гг. государственное руководство поставило задачу достичь военно-стратегического паритета (равенства) с США. Началось не только расширенное производство ядер­ного и ракетного оружия, обычных видов вооружений, но и разработка новейших систем оружия. В этих условиях еще более возросли роль и влияние армейского командования и ру­ководства военным производством. Апогеем этого курса стало назначение в 1976 г. министром обороны Д. Ф. Устинова, воз­главлявшего на протяжении всех послевоенных лет вначале различные отрасли военного производства, а с начала 60-х гг. ­всю оборонную промышленность страны. Впервые в истории страны военное командование превратилось из простого испол­нителя решений политического руководства в участника разра­ботки и принятия самих этих решений. Резулылаты появились довольно скоро. СССР стал ежегодно выпускать танков и БТР почти в 5 раз больше, чем США (и имел к середине 80-х гг. 64 тыс. танков, в то время как страны НАТО - 22 тыс.), атом­ных подводных лодок - в 3 раза, бомбардировщиков стратеги­ческого назначения - в 2 раза, орудий и минометов - в 7 раз больше. Советским автоматом Калашникова оказались воору­жены армии 130 стран мира. Доля военных расходов в ВНП СССР в отдельные годы достигала 30%. Заметно выросла и роль КГБ не только в обеспечении контроля над обществом, но и в принятии важнейших политических решений. Не слу­чайно преемником Брежнева на посту лидера партии и государ­ства стал бывший председатель КГБ Ю. В. Андропов.

Брежнев и его окружение прекрасно понимали, что ни о ка­ком «построении коммунизма к 1980 г.» не может быть и речи. Поэтому вначале перестали называть обещанную Хрущевым дату, а затем заговорили о коммунизме как длительной пер­спективе. Новая концепция пришла на смену программе «по­строения коммунизма» уже в 1967 г., когда Брежнев объявил о наличии в стране «развитого социалистического общества». Этот вывод имел под собой реальный факт завершения строи­тельства экономических основ индустриального общества в СССР. Однако авторы новой концепции говорили об одно­родности построенного в стране общества, окончательном ре­шении национального вопроса", отсутствии реальных противо­речий. Это должно было означать, что внутренних источников конфликтов и потрясений в обществе больще быть не может.

Закрепление этой теоретической конструкции произошло в новой конституции страны.

7 октября 1977 г. была принята четвертая по счету за 60 лет Конституция СССР. В ее преамбуле говорилось о том, что в стране построено развитое социалистическое общество, да­вались основные его черты в экономике, политике, духовной жизни. Впервые отмечалось, что социальную базу общества составляют не только рабочий класс и крестьянство, но и ин­теллигенция. Был сделан вывод о советском народе как но­вой общности людей. Статья 6 официально закрепляла руко­водящее положение КП СС в жизни общества. Были подчеркнугы и доминирующие позиции центра в отношени­ях с республиками. В числе социальных и экономических прав советских граждан конституция обозначила и ряд новых: на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, от­дых, пенсионное обеспечение, жилище. В отличие от ситуа­ции 1936 г., сразу после принятия конституции, Верховный Совет принял и соответствующие законы, обеспечивавшие реализацию этих положений. Были значительно расширены пра­ва общеСТВGННЫХ организаций: профсоюзы и комсомол получи­ли право предлагать законопроекты на обсуждение Верховно­го Совета, выдвигать кандидатов в высшие и местные органы власти. Конституция 1977 г. носила демократический харак­тер. Он усиливался и тем, что впервые в Основной закон стра­ны были включены важнейшие международные обязательства СССР - основные положения Хельсинкского акта о принци­пах межгосударственных отношений. Однако разрыв между словом и делом, сохранение жесткого партийного диктата во всех сферах жизни общества неизбежно вели к тому; что мно­гие права, записанные в конституции, в итоге так и остались

лишь на бумаге.. .

Главным итогом политического развития СССР в эти го­ды стала консервация политического режима и усиление гос­подства партийного аппарата, руководства армии и КГБ в жизни общества.

Смерть в марте 1953 года И.Сталина стала поворотным моментом внешней политики СССР. Это выразилось в ослаблениии тоталитарного контроля развития социалистических стран, установлением более широких экономических контактов со странами третьего мира.
Визит правительственной и партийной верхушки в Китай, способствовал расширению экономического сотрудничества. В 1955 году произошло примирение между Югославией и СССР. Смягчению напряженности в холодной войне между Западом и Востоком способствовало подписание между Австрией и странами – победителями во Второй мировой войне договора о ненападении и нейтралитете. СССР в 1955 году вывел с территории Австрии свои войска, находившиеся там с 1945 года, и Австрия обязалась сохранять нейтралитет.

Страны вновь образованного социалистического лагеря в Восточной Европе заключили в 1955 году Варшавский договор, который носил статус оборонительного в первую очередь. В его состав, помимо СССР, вошли ГДР, Польша, Чехословакия, Румыния, Болгария и Венгрия. Основной концепцией этого договора являлось сотрудничество на основе мира и взаимопонимания не только между собой, но и с государствами имеющими социальный строй. Для обеспечения безопасности стран входящих в Варшавский договор создавались объединенные вооруженные силы, имеющие также общее руководство. Для контроля внешнеполитической ситуации страны Варшавского договора образовали Политический консультативный комитет.
В 1956 году вспыхнуло восстание в Венгрии, которое было подавлено при помощи вооруженных сил СССР и стран Варшавского договора. С 1956 года начали резко ухудшаться советско-китайские отношения из-за политики дестанализации, которую активно проводило советское руководство. Китай в этом поддерживала Албания.
В отношениях с развитыми капиталистическими странами Запада Советский Союз выступал за принципы мирного сосуществования и экономического соперничества двух систем. В этом отношении очень знаменателен визит руководителя СССР Н.С.Хрущева в США, который состоялся по приглашению президента Д.Эйзенхауера в 1959 году. Обе страны стремились к мировому лидерству по производству атомного оружия и у СССР были реальные шансы в этом плане.

Начало 60-х годов – это сложный период во взаимоотношения СССР со странами Запада и США. 1 мая 1960 года над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет, что привело к росту напряженности. Возведение в августе этого же года Берлинской стены разделившей Берлин на две части, значительно усугубило этот конфликт. Решение советского руководство осенью 1962 года разместить на Кубе советские ракеты, привело к Карибскому кризису, и весь мир замер в ожидании страшной катастрофы – Третьей Мировой войны. Но усилиями руководителей США и СССР конфликт был разрешен мирным путем, хотя напряженность и взаимное недоверие сохранилось.
Началом конца холодной войны можно считать соглашение, подписанное в Москве в 1963 году о запрете испытаний ядерного оружия в космосе, атмосфере и под водой. К этому соглашению присоединились более ста государств.
Довольно успешная внешняя политика 1953-1964 это немалая заслуга министра иностранных дел А.А.Громыко, который оставался на своем посту более 28 лет и пользовался большим уважением и заслуженным авторитетом руководителей иностранных государств.

Во второй половине 1953 г. до конца 1950-х гг. в СССР были проведены хозяйственные реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах. Однако они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу - систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом.

Новый курс во внутренней политике СССР был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Союза. На сессии глава правительства Г.М.Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о первоочередном внимании государства к благосостоянию народа через ускорение развития сельского хозяйства и производства предметов потребления.

Аграрная реформа

Через месяц сентябрьский пленум ЦК КПСС посвятил свою работу анализу тяжелого положения, в котором находилось сельское хозяйство. Избранный на пленуме Первым секретарем ЦК Н.С.Хрущев от имени партийного руководства впервые после свертывания НЭПа четко и определенно заявил, что без материального стимулирования крестьян сельское хозяйство не поднять. Начать следует с резкого повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

В начале 1954 г. был взят курс на поднятие целинных и залежных земель. Этого требовали интересы быстрейшего решения острой проблемы - зерновой. Народ жил впроголодь. На целину поехали десятки тысяч энтузиастов, там создавались зерновые совхозы.

Для укрепления руководящих кадров колхозов на работу в них в качестве председателей было направлено более 30 тыс. партработников («тридцатитысячников»). Более 120 тыс. специалистов сельского хозяйства из управленческого аппарата были переведены на работу в село.

В 1958 г. началась реорганизация МТС (машинно-тракторных станций) в РТС (ремонтно-тракторные станции). Технику продавали колхозам. Предполагалось, что эта мера укрепит материальную базу колхозов и ликвидирует «двоевластие» на земле (колхозов и МТС), разбудит инициативу колхозников.

В целом, крупные меры в аграрной области, проведенные в 1953-1958 гг., можно свести к следующему: резко повысили закупочные цены (они не компенсировали всех затрат производства, но стали более обоснованными); списали долги прошлых лет; в несколько раз увеличили государственные расходы на нужды деревни; отменили налог на личное подсобное хозяйство (ЛПХ) и разрешили в пять раз увеличить его размер; провозгласили принцип планирования снизу; стали вводить пенсии для колхозников; начали выдавать колхозникам паспорта; колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом местных условий; наконец, за пять лет реализовали крупную программу освоения 42 млн. га целинных и залежных земель. Эти меры, не подрывая государственной монополии, укрепили сельское хозяйство, во многом раскрепостили крестьян. Экономика села стала набирать темпы. Прирост сельскохозяйственной продукции за 1953-1958 гг. составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. Это примерно соответствовало темпам развития сельского хозяйства в годы НЭПа.

Однако с конца 1950-х гг. экономические стимулы как рычаг развития настойчиво вытеснялись административным принуждением, что было привычно и менее опасно для управленческого аппарата. Экономическое реформирование перешло в административную тряску.

Два сильных удара сверху сорвали процесс расширенного воспроизводства на селе. Во-первых, технику МТС не отдали колхозам, а заставили ее выкупить, да еще в сжатые сроки (за год) и по высоким ценам. Одним этим ударом государство в течение года смогло вернуть себе средства, вложенные в деревню в предыдущие годы. Во-вторых, вместо дальнейшего укрепления и расширения личного подсобного хозяйства жителей деревни, начался новый поход на него (третий после проведения коллективизации). Вначале освободив приусадебное хозяйство от налогов и, увеличив его размер, вскоре объявили курс на его свертывание, т.к. оно будто бы тормозит окончательную победу социализма на селе. Этот курс был закреплен в 1958 г. на декабрьском пленуме ЦК КПСС по предложению Н.С.Хрущева. Хрущев призвал сельских жителей личный скот продать государству или колхозам, а взамен покупать у них (или получать на трудодни) мясо-молочную продукцию. Никита Сергеевич активно агитировал за опыт своих земляков из села Калиновка Орловской области, которые и коров колхозу продали, и жить стали лучше, перестав разрываться между общественной нивой и личным двором. По предложению секретаря ЦК Л.И. Брежнева пленум принял решение поручить государственным органам в 2-3 года скупить скот у рабочих совхозов и рекомендовать колхозам встать на этот путь.

Началось новое раскрестьянивание селян. В результате, к середине 1960-х гг. ЛПХ деревенских жителей во многих районах страны деградировали до уровня более низкого, чем в начале 1950-х гг. Это не замедлило сказаться на обострении продовольственной проблемы в СССР. Аграрная политика государства после сентября 1953 г. была непоследовательной, половинчатой, а потому не привела к устойчивому успеху.

В 1959 г., находясь в США, Н.С.Хрущев обещал американцам показать «кузькину мать» не только в науке и технике, но и в сельском хозяйстве. Он пришел к выводу, что поднять «мясную целину» можно, лишь решив проблему кормопроизводства, а та в свою очередь упирается в структуру посевных площадей. Вместо травополья надо перейти к широким и повсеместным посевам кукурузы, которая и зерно дает, и зеленую массу на силос. Однако чудо не наступило, кукуруза не смогла заменить традиционно русских культур, и в 1962 г. правительство приняло решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен на мясо. Новые цены не увеличили количества мяса, но вызвали волнения в городах. Наиболее крупное из них в г.Новочеркасске подавили силой оружия. Были жертвы.

В следующем году возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Длинные очереди с ночи выстраивались у хлебных магазинов. Ширились антиправительственные настроения. И тогда было решено выйти из кризиса с помощью закупок американского зерна. Эта временная мера стала органической частью государственной политики СССР. Золотые запасы Советского Союза использовались для поддержки и развития американских фермерских хозяйств, в то время как хозяйства собственных крестьян подвергались гонению.

Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 гг.) в части развития сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70% рост составил лишь 15%.

Промышленность в 1950-х гг.

К середине XX в. СССР превратился в могучую промышленную державу. Упор по-прежнему делался на группу «А», производство средств производства, которое составило к началу 1960-х гг. почти 3/4 общего объема промышленного производства. Особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика (в 1950-х первой половине 1960-х гг. объем их производства вырос в 4-5 раз).

Предприятия группы «Б» (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двухкратным. В целом, среднегодовые темпы промышленного производства в СССР превышали 10%. Столь высокие темпы были достигнуты благодаря жестким методам административной экономики. Руководители СССР были уверены, что темпы промышленного роста страны будут не только высокими, и возрастающими. Выводы западных экономистов о неизбежном «затухании» темпов по мере возрастания экономического потенциала СССР отвергались как попытки судить о социализме по аналогии с капитализмом. Тезис об ускоряющемся развитии народного хозяйства в СССР (прежде всего промышленности) прочно вошел в политическую пропаганду общественные науки.

Несмотря на подведение машинной базы под народное хозяйство, ее научно-технический уровень начинал отставать от потребностей времени. Высок был удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом (в промышленности - 40%, в сельском хозяйстве - 75%). Эти проблемы обсуждались в 1955 г. на июльском пленуме ЦК КП CC , посвященном научно-техническому прогрессу (НТП). Был определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Через несколько лет, в 1958 г., было названо и главное звено научно-технической революции - химия. Форсированное развитие химической промышленности обосновывалось усилением ее роли в создании материально-технической базы коммунизма. Однако символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961 г. в космос шагнул первый человек планеты, советский человек. Имена первых советских космонавтов были на устах всей страны: Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриан Николаев, Валентина Терешкова...

Реформа управления народным хозяйством

Крупнейшей хозяйственной реформой, проведенной во второй половине 1950-х гг., была реформа управления гражданской промышленностью и строительством (1957 г.).

Осуществленный по этой реформе переход от отраслевого (вертикального) к территориальному (горизонтальному) принципу управления, создание вместо министерств совнархозов (советов народного хозяйства) преследовал следующие задачи: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить внутри их хозяйственные связи, и в итоге - ускорить экономическое развитие. Управление же оборонной сферой экономики оставалось централизованным.

Для развития реформы более 3,5 тыс. предприятий было передано из общесоюзного в республиканское подчинение, а в ведение местных советов передали вопросы производства и распределения продукции местной промышленности. Эти меры укрепили экономическую власть республик и мест, которая была значительно ограничена союзным правительством еще в конце 1930-х гг.

Однако реформа ударила по единой технической и технологической политике, развивать которую намеревались в 1955 г., принимая решения по НТП. Укрепив хозяйственные связи внутри республик и регионов, она разрушила эти связи между ними, порождая местничество. Чтобы преодолеть уклон в местничество, стимулировать технический прогресс, руководство страны вновь обратилось к административному рычагу - стали наращивать этажи управленческого аппарата: создавать республиканские совнархозы, затем ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства) СССР. Управление становилось громоздким, неуклюжим.

Наибольший успех гражданский сектор экономики имел в направлении жилищного строительства. В СССР массового жилищного строительства не вели, в иные периоды просто не строили жилья. Война лишила крова миллионы семей, люди жили в землянках, бараках, коммуналках. Получить отдельную благоустроенную квартиру для многих было почти несбыточной мечтой. Индустриальное домостроение воплотило эту мечту в жизнь. Московский район экспериментальной застройки «Черемушки» многократно повторился в других городах страны. Темпов, которыми велось жилищное строительство в первой половине 1960-х гг., наша страна не знала ни до ни после этого периода.

Крупным народнохозяйственным экспериментом конца 1950-х гг. был переход от пятилетнего к семилетнему планированию. Утвержденный в 1956 г. пятилетний план развития народного хозяйства СССР уже через год сочли неудачным и решили разработать новый, семилетний. Семилетка - 1959-1965 гг. - охватила два последних года шестой пятилетки и следующее пятилетие. Смена плановых вех диктовалась, по мнению руководства, несколькими задачами: с помощью нового плана форсировать освоение Востока страны, открыть простор для научно-технического прогресса, скоординировать народнохозяйственные планы стран - членов СЭВ. За семилетие промышленный потенциал СССР увеличился почти вдвое. Вместо плановых 80% рост составил 84%. Однако предприятия группы «Б» план не выполнили.

2. Общественно-политическое развитие

XX съезд КПСС состоялся в феврале 1956 г. Были подведены итоги пятой пятилетки, приняты директивы по шестой пятилетке (1956-1960 гг.), поставлена задача догнать и перегнать развитые капиталистичекие страны «в краткие исторические сроки». Планы были сорваны, задача забыта, а съезд вошел в историю благодаря докладу, сделанному Н.С.Хрущевым на последнем закрытом заседании, которого не было в повестке дня. Необходимость этого доклада Хрущев отстоял в трудных спорах со своими товарищами по Президиуму ЦК КПСС.

Материалы к докладу «О культе личности и его последствиях» подготовила созданная в 1955 г. по предложению Н.С.Хрущева комиссия ЦК во главе с секретарем ЦК КПСС академиком П.Н.Поспеловым. В докладе были приведены многочисленные факты жестоких расправ над высокопоставленными партийными, государственными и военными деятелями во времена культа личности Сталина. Он не содержал теоретических обобщений и глубоких выводов. Вывод был один: казненные «враги народа» на деле были честными партийцами и советскими патриотами.

Этот доклад, засекреченный от народа на 33 года (в СССР он был опубликован в 1989 г.), стал главным достижением съезда. С него началось очищение партии и общества от идеологии и практики государственного террора. С другой стороны, он положил начало крупному расколу в международном коммунистическом движении. Ряд партий объявил его ревизионистским.

Н.С. Хрущев настоял «сказать правду о культе Сталина» именно на XX съезде, потому что это был первый съезд после смерти Сталина. Свое развитие доклад получил в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» (июнь 1956 г.). В нем не было страшных фактов, но была попытка разобраться в причинах возникновения культа и его последствиях. В этом отношении постановление сделало шаг вперед после съезда.

XX съезд КПСС положил начало широкому процессу реабилитации репрессированных в 1930-х - начале 1950-х гг. Если с весны 1953 г. реабилитация проходила осторожно и касалась узкого круга партийной элиты, то затем она коснулась миллионов простых граждан СССР, даже целых народов. В январе 1957 г. Верховный Совет СССР восстановил Справедливость в отношении репрессированных в годы войны калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев. Была восстановлена их национальная государственность, им позволили вернуться на историческое место жительства. В 1964 г. был отменен Указ Президиума ВС СССР от 28 августа 1941 г. в отношении советских немцев, но лишь в части, содержащей огульные обвинения в пособничестве оккупантам. В 1967 г. подобное обвинение сняли с крымских татар. В кон це 1960-х гг. процесс реабилитации был свернут.

Попытка переворота 1957 г.

Летом 1957 г. высшее руководство страны и партии пришло к выводу, что Н.С.Хрущев слишком далеко зашел в разоблачениях Сталина, чем подорвал авторитет СССР и КПСС на международной арене*.

Глава государства, председатель президиума ВС СССР маршал Ворошилов, глава правительства маршал Булганин, а также Молотов, Маленков, Каганович, Первухин, Сабуров, составив большинство членов Президиума ЦК КПСС, приняли решение о смещении Хрущева с поста Первого секретаря ЦК.

С этим решением Хрущев не согласился. Его поддержали некоторые члены Президиума ЦК, руководители «силовых» ведомств - министр обороны маршал Советского Союза Жуков и председатель КГБ генерал Серов. На стороне Хрущева выступил пленум ЦК партии (июнь 1957 г.), который осудил действия семерки как антипартийные, направленные на пересмотр решений XX съезда КПСС.

Вскоре все выступившие против Н.С.Хрущева были отстранены от власти. Был снят со своего поста и Г.К.Жуков, проявивший наибольшую активность в борьбе за Хрущева. С 1958 г. Хрущев стал совмещать пост Первого секретаря ЦК КПСС с должностью Председателя Совета Министров СССР. В его руках сосредоточивается необъятная, все менее контролируемая власть.

Программа КПСС 1961 г.

В 1956 г. XX съезд КПСС поручил ЦК партии подготовить проект новой партийной программы - программы строительства коммунизма в СССР. О возможности построения коммунизма в отдельно взятой стране говорил И.В.Сталин в 1939 г. на XVIII съезде партии. Еще до войны была создана комиссия по подготовке партийной программы. В 1956 г. новую комиссию возглавил Н.С.Хрушев, и осенью 1961 г. проект программы был опубликован в печати для всенародного обсуждения.

В октябре 1961 г. на XXII съезде КПСС была принята новая, третья, программа партии*.

*Первая программа (1903 г .) была направлена на совершение буржуазно-демократической, а затем социалистической революции; вторая (1919 г.) - на построение социализма.

Исходя из того, что социализм в Советском Союзе победил «полностью и окончательно», и страна вступила в этап «развернутого строительства коммунизма», съезд рассматривал программу как философское, экономическое и политическое обоснование построения в СССР коммунизма.

Для построения коммунизма предполагалось решить триединую задачу: в области экономической - построить материально-техническую базу коммунизма (т.е. выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения; достигнуть наивысшей в мире производительности труда; обеспечить самый высокий в мире жизненный уровень народа); в области социально-политической - перейти к коммунистическому самоуправлению и бесклассовому обществу; в области духовно-идеологической - воспитать нового, всесторонне развитого человека. Исторические рамки программы КПСС были в основном ограничены двадцатью годами.

Культура

Большой резонанс в жизни советского общества получили встречи руководителей партии и государства с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 гг. Они проходили на государственной даче под Москвой, в Доме Приемов на Ленинских горах и в Кремле. Встречи носили «отеческий» характер: «отцы народа» хвалили и журили своих способных, но порой нерадивых «детей», иногда забывающих, что литература и искусство должны быть идейно выдержанными. Характер идеологических указаний по форме во многом отличался от жесткого идеологического давления на творческую интеллигенцию в сталинский период. По сути, они преследовали ту же цель: полностью подчинить интеллигенцию партийному влиянию. Культурное развитие общества после смерти Сталина, с легкой руки писателя И.Г. Эренбурга, называют периодом «оттепели».

Резким диссонансом возникшим надеждам прозвучало в мае 1956 г. самоубийство первого секретаря Союза писателей СССР А.А.Фадеева. В предсмертном письме в ЦК КПСС он осудил «самодовольство нуворишей от великого ленинского учения», которые низвели деятелей культуры «до положения мальчишек», называя партийностью идеологическое запугивание. Примером такого запугивания в конце 1950-х гг. стала кампания против поэта Б.Л.Пастернака, которому в октябре 1958 г. была присуждена Нобелевская премия за опубликованный в Италии годом ранее роман «Доктор Живаго». Роман был назван «политическим пасквилем», а его автор «внутренним эмигрантом» и «предателем». В 1959 г. на III съезде писателей СССР Хрущев также осудил «очернителей», а заодно и «лакировщиков» советской действительности. Тем не менее, в 1962 г., по настоянию Н.С.Хрущева, Президиум ЦК КПСС разрешил опубликовать повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой содержались сведения о режиме и порядках в советских концлагерях, считавшиеся тогда секретными.

3. Внешняя политика СССР

Смягчение международной напряженности

После смерти И.В.Сталина руководство СССР активизировало внешнеполитическую деятельность, пересмотрело некоторые взгляды на отношения с другими, прежде всего, капиталистическими странами. Начался короткий период «оттепели» в международных отношениях. Налаживались тесные контакты со странами, освободившимися от колониальной зависимости, особенно с Индией и Индонезией. Укреплялись дружественные связи со странами социалистического лагеря.

В 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы (кроме Югославии), который получил название - Организация Варшавского Договора (ОВД). Первой крупной акцией этой организации было подавление антисоветского и антисоциалистического восстания в Венгрии (1956 г.).

В 1955 г. руководство СССР выступило с призывом прекратить гонку вооружений и созвать Всемирную конференцию по этому вопросу. Со своей стороны, в подтверждение нового внешнеполитического курса оно провело две крупные акции: резко, более чем в два раза, сократило численность Вооруженных Сил СССР, доведя ее к концу 1960 г. примерно до 2,5 млн. человек, и прекратило весной 1958 г. испытания термоядерного оружия, призвав США и Великобританию последовать этому примеру.

К благотворным последствиям отмеченных акций следует отнести начатые в 1958 г. переговоры между СССР, США и Англией о запрещении ядерных испытаний и совершенный в 1959 г. визит советской правительственной делегации во главе с Н.С.Хрущевым в США. Переговоры, продолжавшиеся пять лет, завершились подписанием в Москве в августе 1963 г. договора о запрещении ядерных испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космосе, под водой. И хотя он не запрещал испытания ядерного оружия под землей, это был крупный договор ядерных стран. Вскоре к нему присоединилось около 100 государств. Московский договор 1963 г. внушил надежду, что разоружение - реальная цель.

Через пять лет, в 1968 г., был подписан договор о нераспространении ядерного оружия, по которому ядерные государства обязывались не распространять ядерное оружие, а неядерные - не производить и не приобретать его; договор стал одним из важнейших международных соглашений в области контроля над вооружениями.

Первый визит руководителя Советского правительства и партии в ведущую капиталистическую страну - США состоялся в сентябре 1959 г. по приглашению президента США Д. Эйзенхауэра. Цель визита - сломать лед «холодной войны», наладить взаимовыгодное сотрудничество двух стран, обсудить проблему разоружения. Визит Н.С.Хрущева в США совпал по времени с сессией Генеральной Ассамблеи ООН, на которой он выступил с речью по проблеме разоружения. Заявив о том, что никогда еще гонка вооружений не таила в себе столько опасностей, как в век атома, Хрущев от имени Советского правительства изложил четырехлетнюю программу всеобщего разоружения.

Карибский кризис 1962 г.

Визит советского лидера в США не получил продолжения. Намеченный ответный визит американского президента в СССР не состоялся. В обеих странах были силы, не заинтересованные в укреплении связей на высшем уровне. Проникновение в мае 1960 г. в советское воздушное пространство американского самолета-разведчика, уничтожение его и последующий шумный судебный процесс над летчиком - все это разрушило хрупкие контакты, обострило отношения между крупнейшими ядерными странами, которые вскоре подвели мир к черте ядерной катастрофы.

В 1962 г. советское руководство приняло решение в ответ на создание ракетной базы у границ СССР на территории Турции создать ракетно-ядерную базу на Кубе. Решение было оформлено в виде просьбы руководства Кубы во главе с Ф.Кастро помочь укреплению обороны «Острова Свободы» и закреплено советско-кубинским договором.

В октябре 1962 г. американская разведка раскрыла советские планы. Они вызвали у американского военно-политического руководства бурю возмущения вплоть до стремления немедленно разгромить остров всеми имеющимися средствами. Президент США Д. Кеннеди занял не менее воинственную позицию: установить блокаду Кубы с воздуха и моря. Вооруженные силы США и НАТО были приведены в полную боевую готовность. В то же состояние были приведены и Вооруженные силы СССР и ОВД. Начался «карибский» («ракетный», «кубинский») кризис 1962 г. После корейской войны это был самый опасный международный конфликт. Решимость военных не дрогнуть перед применением оружия поставила мир у порога третьей мировой войны.

Осознание опасности заставило руководителей СССР и США срочно обратиться к политическому разрешению конфликта. В ходе переговоров Д.Кеннеди и Н.Хрущев руководство СССР отказалось от своего замысла и обещало в короткие сроки демонтировать начатое строительство ракетной базы. В ответ руководство США согласилось вывести свои ракеты из Турции, а Кубу оставить в покое.

Конфронтация с Китаем

В начале 1960-х гг. опрометчивая внешняя политика руководства СССР способствовала обострению отношений не только с ведущей капиталистической державой, но и с великим соседом - КНР. В последние годы жизни Сталин видел в союзе с Китаем залог победы социализма во всемирном масштабе. И в 1950-е гг. советско-китайские отношения действительно определяли силу и могущество социалистической системы.

Однако курс КПСС на разоблачение культа Сталина вызвал растущий протест руководства Компартии Китая. Ответом явился неожиданный и срочный вывод весной 1960 г. советских специалистов из КНР, сокращение материально-технической помощи Китаю. Процесс индустриализации Китая резко затормозился.

В дальнейшем список взаимных обид и ударов множился. Отношения КПСС и КПК, СССР и КНР из дружественных стали напряженными, а потом и враждебными. Все это имело далеко идущие и трагические последствия. Раскол советско-китайских отношений стал основой раскола мировой системы социализма и международного коммунистического движения.