Сказка по энергосбережению. Мероприятие по энергосбережению «Счетчик в гостях у ребят

Театрализация по энергосбережению
«Бережливый Я – бережливая семьЯ»
(по мотивам сказки С.Маршака «Сказка о глупом мышонке») Участники: воспитанники старшей группы государственного учреждения образования «Ясли-сад №6 г.Новогрудка»


Как яблоко на блюде,
У нас земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё вычерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников.
Разграбить все богатства
У будущих веков.
1 ребёнок Свет, тепло, вода и газ
Просто так не льются.
И природой нам они
Даром не даются.
2 ребёнок Среди множества проблем
В нашем поколении
Предстоит решить вопрос
Ресурсосбережения.
3 ребёнок Каждый ребенок, даже с пеленок,
Новую сказку любит смотреть.
Как очень глупый, малый мышонок
Учился ресурсы беречь.
Инсценировка сказки по мотивам сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке» [автор переложенного текста Л.П.Синица]. Музыкальное сопровождение
Автор Пела ночью Мышка в норке:
Мышка Спи, Мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Автор Отвечает ей Мышонок:
Мышонок Не нужон мне хлеба корок,
А огарок от свечи
Светит пусть тебе в ночи!
Дом пойду искать, чтоб в нем
Свет горел всю ночь и днем.
Жить не буду больше в норке…
Брось на улицу ты корки!
Дом найду себе я с газом,
Все проблемы решу разом.
Чтоб в нем был водопровод,
Дом такой мне нужен. Вот!
Автор Шел Мышонок за калитку,
По дороге встретил Утку.
Мышонок Слушай, Утка, где живешь?
В дом к себе меня возьмешь?
Где находится твой дом?
Хорошо тебе ли в нем?
Есть вода ли, газ и свет,
Электричество? Иль нет?
Я хочу, чтоб все кругом
Было ночью так, как днем.
Утка Есть вода, и свет, и газ,
Но использую все в меру.
Вот тебе про дом мой сказ.
Мышонок Утка, я тебе не верю!
Как же так?
Как ты живешь,
Что все это бережешь?
Утка Хорошо живу. Пока!
Поищу-ка червяка…
Но не веришь ты мне кабы,
Ну, тогда спроси у Жабы.
Уж она-то знает верно,
Что излишек – это скверно.
Жаба Хоть живу я у пруда,
И кругом меня вода,
Цену ей всегда я знаю.
Мышонок Ну, не знаю… Ну, не знаю…
Где стоит, а где течет…
Жаба Жизнь она нам всем дает!
Мышонок Но вода твоя не свежа.
Жаба Эх, ты! Глупенький невежа!
Важно, чтоб она была!
И болотною стояла,
И как реченька текла.
Дом тебе мой не подходит.
Автор И Мышонок прочь уходит.
Дом не нужен ему скромный,
Нужен дом ему огромный.
Может даже не огромный,
Может даже очень скромный.
Но, чтоб в нем вода ручьями
Днем лилась, лилась ночами.
Свет горел не по нужде,
А везде, везде, везде…
Мышонок Уж большой-то путь прошел…
Дома так и не нашел,
О котором так мечтал.
О-хо-хо, я так устал.
Автор Притомился наш Мышонок
(Как-никак, а все ж, ребенок)
Заморил беднягу сон.
Что же видит во сне он?
Вот Лошадка важно ходит,
Что-то там, в траве, находит.
Мышонок У нее-то дома нет
От нее какой ответ?
Вот Наседка, а вон Щука…
Нет, не поиск дома – мука.
Щука вовсе темнота,
Да и Курица не та,
Чтоб построить себе дом.
Где б огни горели ярко,
Да и в стужу было жарко.
Автор Тут во сне увидел крошка
Тихо землю топчет Кошка.
Говорит так, чуть дыша:
Мышонок До чего ж ты хороша!
Автор Не испуганный спросонок
Отвечает ей Мышонок,
Помня цель своей дороги,
От которой сбил уж ноги.
Мышонок Дом имеешь или нет?
Сразу дай мне свой ответ!
Али топчешь так дорожки?
Кошка Где ты видывал, чтоб Кошки
Так себе толкли дорожки?
Видишь тот огромный дом?
Я жила когда -то в нем.
В доме все есть:
Бар, джакузи, умывальник,
Свет и газ.
Мышонок Ой! Как ярко - режет глаз.
Вот бы мне такой домище.
Автор Рассмеялась тут Котище.
Кошка В доме этом я жила,
Свет – без меры, воду лила...
Газ не меряно я жгла…
Вот свой дом и прожила.
Тут ко мне и подкатился
Длинный, узенький Хорёк,
Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой.
И бывало каждый день
Крал цыплят из деревень.
Мы с Хорьком плитою с газом
Дом обогревали,
Перед холодами окон не утепляли,
Свет везде включали…
А что светит солнце,
Мы не замечали.
Телевизор, видик он смотрел весь день,
Выключать компьютер Хорьку было лень.
На кухне чайник закипал, был готов уж чай,
А Хорек спокойно спал, потому что он считал:
Экономить – плохо!
Автор Кошка и Хорек не замечали,
Как они добро свое
Быстро потеряли.
Деньги и запасы стали исчезать…
Надо их пополнить, только негде взять.
Игрушки и конфеты,
Телефоны и планшеты,
Раскраски и подарки
Не за что купить.
Кошка Тут вина моя огромна…
Я была не экономна.
Автор Тут проснулся наш Мышонок
Мышонок Мама! Мама! Все ко мне!
Я два раза был во сне
И такое видел там,
Что ни снилось даже вам!
Утка Гляньте, свет везде горит,
Контролер не спит, не спит…
Очень строгий контролер
Со стены глядит в упор.
Контролер тот – это счетчик,
Мышка Так что знай ты, мой сыночек,
Экономить все же нужно,
Чтобы жить всем вместе дружно.
Мышонок Мама, воду закрывай,
Течь излишкам не давай.
Каждой малой каплей нужно дорожить,
Чтоб в краю богатом
Нам счастливо жить.
Кошка Газ горит во все конфорки.
Холодно? Закройте фортки!
Береги тепло ты в доме,
Где тепло, ведь там – уют.
Все окошки мы заклеим –
Сквозняки быстрей уйдут.
Все Что бы дом свой уберечь,
Нужно нам всегда беречь
Тепло, воду, газ и свет…
Для хорьков дороги нет!
1 ребёнок Мораль нашей сказки такова:
Будь экономным ты всегда.
Чтобы был эффект побольше,
Каждый это делать должен.
2 ребёнок В саду, дома, на работе,
Ферме, фабрике, заводе
Надо дружно приналечь –
И ресурсы все сберечь!
Чем больше мы их сбережем,
Тем лучше все мы заживем.
3 ребёнок Только там народ богат,
Где ресурсы хранят,
Где во всем царит расчет
И всему известен счет.
Чтоб в достатке жить нам дружно,
Экономными быть нужно.
Взрослые и дети!
За планету мы в ответе!
Слова за кадром. Музыкальное сопровождение.
Мы экономить будем свет,
А с ним – тепло и воду.
Не царь природы человек,
Не бог – дитя природы.
Только там народ богат
Где энергию хранят
Где во всем царит расчет
И всему известен счет.

литература
1. Азбука бережливости для дошкольников/авт.-сост.И.П.Рословцева.- 4-е изд.-Мозырь: Содействие,2011.-60с.
2. Экономическое воспитание старших дошкольников/ В.И.Жук,И.И.Шарай,И.А.Ситникова.- Мозырь: Содействие, 2011. -88с.
3. « Я в стране своей живу – свет и воду берегу!»:Система работы в области энерго- и ресурсосбережения в дошкольом учреждении /(сост.: Е.В.Глущенко,М.Ю.Денисова, Л.В.Рывкина) .- Мозырь:Белый Ветер,2012.-84с.
4. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Л.Д.Глазырина,Н.В.Зайцева,В.М.Теленченко.-Мн.:Бестпринт,2001.-92с.
5. Пралеска: группа «Малыши». Хрестоматия: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк.образования/ сост., авт. Вступ. Ст.: А.И. Саченко, Л.А.Саченко. – Минск: Нац. Ин-т образования, 2011. – 144с. /С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» - с.63-65.
6. Музыкальное сопровождение
Ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением Мещерина «Лягушки»
Вадим Тур, мюзикл «Сказка О Глупом Мышонке» (заключительная полька, Кошка, Жаба, Лесная колыбельная, Мама-мышка)
В.Ударцев «Мяука»
Татьяна Андрейченко «Пони»

Цель: Воспитывать бережное отношение к энергоресурсам.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, —

что вся Земля - наш общий дом,

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рождения в нем живем.

Ещё о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь

И мы докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

А к нам сегодня кто-то пришел в гости. Давайте отгадаем кто это?

Газ и воду он считает

Ни о чем не забывает

Крутит диск, меняет цифры

Иногда он очень быстрый

Иногда и медлен очень

Догадались? Это….счетчик.

Верно, к нам в гости сегодня пришел счетчик.

Счетчик. Здравствуйте, я счетчик, у меня на животе цифры и я очень-очень люблю считать. Когда у меня маленькие цифры- у меня хорошее настроение, значит люди экономят энергию, берегут ее, а когда на животе большие цифры- я расстраиваюсь, это означает, что люди не экономные и не бережливые. А вы какие?

В оспитатель: Мы очень-очень бережливые. Ребята всегда выключают свет, кран с водой всегда хорошо закрывают. Так что у тебя должно быть очень хорошее настроение.

Счетчик. Ну не знаю, мне кажется, ребята не знают, что такое энергия, и для чего она нужна.

Воспитатель. А я им сейчас расскажу, а ты, Счетчик, посиди пока и отдохни.

Счетчик.

Хорошо, я пока вас послушаю.

Воспитатель. Итак, ребята, давайте подумает, без чего не может прожить человек? (слайд 2)

Верно, без воды, тепла, света и еды.

Все это можно назвать одним словом «энергия». (слайд 3)

А сколько нужно одному человеку такой энергии? Много. А сколько живет людей на планете? Много. (слайд 4)

А хватит ли энергии на всех, если ее не экономить? Конечно нет. (слайд 5)

И тогда в один ужасный день кому то не достанеться тепла, кому то воды, кому то газа, а кому-то света. (Слайд 6

Поэтому, ребята, нужно энергию беречь, как будто это самое главное сокровище на свете.(слайд 7

Счетчик. Да-да, как то я пришел в гости в один дом, а там просто ужас какие не бережливые люди жили. Вот послушайте.

Бабушка Арина

Правила не знает –

Газовой плитою

Дом обогревает. (слайд 8)

Ясь в своей квартире

Свет везде включает,

А что светит солнце,

Он не замечает. (слайд 9)

Папа на диване

Задремал немножко,

Телевизор вместо папы

Смотрит наша кошка. (слайд 10)

Рад Серёжа в ванной

Надувной подушке,

А из лужи рядом

Квакают лягушки. (слайд 11)

Счетчик. Боюсь и вы ребята точно такие же.

Воспитатель: Что ты, что ты. Наши ребята не такие. Вот смотри, какие они умненькие и бережливые. Ребята, давайте покажем нашему счетчику какие мы молодцы.

Что нужно для того, что бы сэкономить по больше света? (слайд 12)

1. всегда выключать свет, когда выходишь из дома

2. не включать много электроприборов

3. не включать свет в солнечную погоду (Игра «Солнышко взошло»)

4. не оставлять включенным радио и телевизор, если вы их больше не слушаете и не смотрите (Игра телевизор-радио)

5. заменить лампочки на энергосберегающие (Поменять на доске)

6. очищать их от пыли

7. вызвать электрика

8. установить счетчик

Вода (слайд 13)

1. сделать так, что бы вода не капала

2. поставить счетчики на воду

3. вызвать сантехника

Тепло. (слайд 14)

1. поставить регулятор на батарею

2. заделать все щели (Игра «Утепление окон»)

3. поменять окна на стеклопакеты

Газ (слайд 15)

1. поставить счетчик на газ

2. не отапливаться, когда холодно газом

Воспитатель : Ну что, счетчик, ты убедился, что наши ребята знают правила энергосбережения.

Счетчик : Да, убедился. Вы действительно знаете все об энергии и как ее сохранить. Если каждый будет соблюдать эти правила, воды, газа, света и тепла хватить на долгие годы. (слайд 16) А на память я хочу подарить вам волшебные чудо лампочки. Лампочки не простые, а энергосберегающие.

Дарит раскраски.

Счетчик. А пока вы раскрашиваете энергосберегающие лампочки, я пробегусь по вашим домам и посмотрю, не оставил ли кто-нибудь в квартирах не выключенный свет и воду. До свидания.

Воспитатель. До свидания. Приходи к нам еще.

Скачать презентацию

воспитатель ГБДОУ№ 63

Пунтус Светлана Владимировна

воспитатель ГБДОУ№ 78

г. Санкт-Петербург, Фрунзенск ий район, Россия

Программное содержание:

Обобщать знания детей об электричестве;

Расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;

Продолжать формировать у детей потребность в экономии тепла, электроэнергии;

Расширять активный словарь детей.

Словарная работа: ГЭС, турбины, энергосбережение, электростанция.

Оборудование:

Демонстрационный материал «Электроприборы», фотографии ГЭС, фотографии лампочек, конверт..

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений: «Домашняя экономия», загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и беседа по книге «Техника в вашем доме», дидактические игры «Правильно ли поступают герои этих картинок», «Основы безопасности».

Ход занятия:

Ведущий: Таинственный гость прислал нам загадку: «Я невидимый работник. Меня никто не видел, но знает каждый. Я умею все делать: варить обед, кипятить чай, гладить белье. Без меня не могут работать заводы и фабрики. Со мной не соскучишься. Я и песни умею петь и сказки рассказывать. Дома и на улице всем помогаю, обо мне говорят: «Хоть и безрукий, но мастер на все руки» Кто я такой? »

Дети: Электрический ток.

Да, это электричество. А вы знаете, откуда в ваш дом приходит электричество? Электричество рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в землю или очень высоко над землей, приходит в дома, машины, на заводы и помогает человеку. Приходиться совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Приходит в дом по электрическому проводу. Этот провод - дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам и попадает в розетки, а затем в электроприборы электрический ток. Посмотрите, какие турбины находятся внутри ГЭС, с помощью этих турбин вырабатывается ток, который бежит по проводам в наши дома. А еще электричество получают путем сжигания каменного угля, газа или мазуты. На электростанциях работает очень много людей.

Воспитатель. Для чего нужен электрический ток?

Дети: Смотреть телевизор, пылесосить, играть в компьютер…

Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы?

Дети: (ответы)

Давайте с вами сыграем в игру «Доскажи словечко»

Проводиться игра «Доскажи словечко».

Мама может стирать белье в. (стиральной машине)

Папа может пылесосить ковер. (пылесосом)

Дочь может гладить белье. (утюгом)

Бабушка достает продукты из. (холодильника)

Может готовить на. (плите)

Когда все дела сделаны, можно отдохнуть.

Посмотреть. (телевизор,

Послушать. (радио, магнитофон)

Как можно, назвать, одним словом ваши ответы? (Электроприборы.)

Что служит питанием для электроприборов? (Электричество, электроток, электроэнергия.)

А откуда поступает электричество в дом? (С электростанции.)

Где в каждом доме живет электричество? (в розетках.)

Как электрический ток попадает к нам в квартиры? (По проводам.)

А теперь пришла пора поиграть нам, детвора!

Игра «Ток бежит по проводам»: Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

Воспитатель. Очень помогает нам электричество, но и к себе требует уважения: хочет, чтобы с ним обращались, как положено. Если сунешь пальцы в розетку или дёрнешь за провода, ток может дёрнуть тебя за руку! Он так сдачи даёт. Недаром говорят; «Меня током ударило». Особенно опасно, если электричество повстречается с водой. Только прикоснёшься мокрой рукой к выключателю - ток пробежит через воду и ударит тебя.

А еще ребята электричество надо экономить!

Ребята, а что будет, если включить в доме все электроприборы? (Сгорит все; будет болеть голова от шума; будем много платить; не успеет выработаться электроэнергия; загрязняется окружающая среда.)

А что делать, если отключиться электричество. Как жить без электроприборов?

(Свечу зажечь; письмо написать; сохраняются природные ресурсы.)

Ведущий. Мне лампочка передала конверт и попросила рассказать, как надо беречь электроэнергию.

Сейчас мы его откроем. Давайте попробуем разобраться в письме.

Проводиться дидактическая игра «Правильно ли поступают герои этих картинок».

Воспитатель: Какие важные советы даёт нам Лампочка?

Дети: (ответы)

Выставляются 2 совета в картинках: Уходя выключайте свет. Не включайте все электроприборы. Правильно ли поступают ребята в этих двух случаях.

Вед. Но лампочки ребята бывают тоже разные. Есть - обычные, а есть- энергосберегающие. Посмотрите перед вами разные лампочки. Как вы думаете, какая из них меньше потребляет электроэнергии.

Сейчас вы узнаете о том, как изменился бы мир, если бы не стало лампочек. Сейчас я прочитаю вам сказку о лампочке.

«Маленькая Лампочка работала в дальней части городского сада. Каждый вечер она загоралась и прогоняла Тьму с узенькой дорожки. Тьма злилась, но ничего не могла поделать, а Лампочка только посмеивалась над ней.

Иногда днем Лампочке не спалось, тогда она рассматривала прохожих, для которых работала. Первое время, когда её только направили сюда, люди радовались: «Как здесь теперь светло! », потом привыкли и перестали обращать внимание на Маленькую Лампочку, но она не обижалась. Она понимала, что нужна и не ждала громких признаний.

Лампочка любила всех, для кого горела, и не догадывалась, какими несправедливыми бывают люди. Однажды Старая Ворона объяснила ей, что надо опасаться мальчишек, потому что они часто носят с собой рогатки, чтобы стрелять по воронам и лампочкам. С тех пор она стала бояться, что её разобьют, и она больше не сможет бороться с Тьмой. Вскоре Лампочке пришлось убедиться, что Ворона не обманывала - несколько раз по вечерам Лампочку пугали пролетавшие мимо камни. Ей тогда казалось, что это сама тьма хочет расправиться с ней. И однажды случилось то, чего лампочка так опасалась: выпущенный из рогатки камень попал в неё. Обрадованная тьма сразу же захватила тропинку.

А следующей ночью там горела новая лампочка, предусмотрительно закрытая сеткой. У неё не было возвышенных мыслей, как у её предшественницы, прожившей короткую, но яркую жизнь. Вворачивая новую лампочку, монтер не говорил: «Ну вот, теперь тут будет светлее»

Воспитатель:

Теперь вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни?

Воспитатель:

Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.

Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)

Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о НАШИХ ДЕТЯХ.

И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.

Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии?

Итак, путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты.

Из крана льется вода.

Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём - и литрами губим.
Знай, экономя водицу-сестрицу,

Ты дашь возможность потомкам напиться.

Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.

Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:

Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.

Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.

А главное - не забывайте выключать воду!

Вот этот предмет,
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом. (Лампочка)

Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)

Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)

Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)

Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
“Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит”.

Как мы с вами можем помочь холодильнику.

Дети: Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, фен,

Как надо правильно обращаться с другими приборами…

Б лагодаря чему они совершают свою работу. (Ответы детей)

Но электричество может быть и опасно

Что нельзя делать чтобы не случилось беды.

Пришла пора прощаться,

Но с вами расставаться

Не будем мы друзья.

Я главный ваш помощник,

И без меня, ребята,

Никто на белом свете

Не проживет ни дня.

Свет вы зря не жгите, меня вы береги.

Какой же вывод мы должны с вами сделать

Электричество надо беречь.

Сказка «Как лампа трон завоевала»

В некотором царстве, в светлом государстве жила - была Лампочка Эдисона. Работала она, не остужая нити накаливания. Долго она освещала людям путь. Ее можно было встретить везде: в школах и больницах, на фабриках и заводах, в квартирах и учреждениях. И ей казалось, что она незаменима. Много ли, мало ли времени прошло, да только устарела Лампочка: светила тускло, много энергии потребляла, часто гасла-перегорала, а место свое никому не уступала.

Да и кому такое важное дело доверишь?!

И чтобы доказать, что она незаменима, кинула клич о смотринах, уверенная в своей победе:

Попробуйте меня перещеголять!

И стали все съезжаться в надежде на то, что смогут ее заменить. Долго, не одно десятилетие, продолжались смотрины, с каждым годом требования к Лампочкам ужесточались. Рождались новые Лампочки и сразу на смотрины, да все не то. В каждой изъян находила: то тускло светят, то недолго служат, то нагреваются сильно, то неэкономичные. Совсем Лампочка возгордилась:

Некому меня заменить, вечная я, единственная!

И вот однажды появилась Контактная Люминесцентная Лампа, красавица-раскрасавица, да и умница к тому же: включается, когда стемнеет, выключается, когда светло, может воздух освежать или ароматизировать его, а также убивать бактерии. Всем взяла новая Лампа - и энергосберегающая, и работает долго бесперебойно, и на внешность привлекательная. Так хороша, что и придраться не к чему! Даже старая Лампочка поняла, что новой Лампе нет равных, и уступила ей свое место. И стала новая Контактная Люминесцентная Лампа править.

Сказка об Энергосберегающей Лампе

В те далёкие времена, когда люди уже знали, что такое электрический свет, стали править страной Электрой король Вольт и королева Искра. Жили они в мире и согласии, излучали жителям своей страны свет, но одно горе - детей у них не было.

И вот родилась долгожданная дочь!

Справили ей богатые крестины, на которые были приглашены все жители страны, а в крестные матери позвали волшебниц. Каждая преподнесла принцессе Энергосберегающей Лампе подарок. Старшая пообещала принцессе, что она будет самой красивой на свете: спиралевидной формы с датчиком излучения. Средняя - что она будет светить не так, как её мать королева Искра, а будет излучать тёплый белый свет, и без неё не смогут обходиться люди. А младшая пообещала, что принцесса будет обладать необыкновенными свойствами: освежать воздух и убивать бактерий.

Время шло своим чередом, а между тем, маленькая принцесса всё подрастала, хорошела и совсем расцвела, ей исполнилось восемнадцать лет. К этому времени мать королева Искра стала стара, реже вспыхивала, чаще тухла и вскоре умерла. Все королевство охватило горе.

Король потужил-потужил, да женился на другой королеве Лампе Накаливания. Она внешне была похожа на Искру, но уж очень была зла, своенравна и завистлива.

Житья от неё всем не стало. Она вместе со своей тёткой злой Энергией вмешивалась во все дела государства, издавали новые законы, заставляли всех жителей работать на себя, за провинности наказывали огромными штрафами, повышали тарифы на свет. В стране наступил полумрак, напали на жителей болезни. Сразу же явился господин Грипп со своими слугами Бактериями, стал заражать жителей страны. Люди чахли, болели, переставали работать, а королева Лампа Накаливания ещё пуще бранила всех. Лишь только принцесса Энергосберегающая Лампа была утешением для жителей, могла с ними ласково поговорить, помогала справиться с болезнями и озаряла им путь своим нежным светом.

Невзлюбила Лампа Накаливания принцессу за её добрые дела, разозлилась и от злости так сильно накалилась, что не вынесла и лопнула, а люди освободились от злой королевы.

С тех пор Энергосберегающая Лампа стала править страной Электрой, а жители стали любить свою королеву, пользоваться её светом и жить в достатке.

Класс:

#}

Цели и задачи классного часа:

  • способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
  • способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
  • привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
  • создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
  • вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению;
  • стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.

Ход занятия

Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный классный час. Мы совершим небольшое путешествие в …квартиры. Да-да, я не ошиблась! Именно в ваши квартиры. У меня даже есть карта путешествия.

На доске схема-план двухкомнатной квартиры.

Учитель: Посмотрим, как хорошо вы знаете свой дом? Настоящие ли вы хозяева в доме?

Мы живем в благоустроенных квартирах, с комфортом, всю тяжелую работу делают машины. Какие это машины?

Дети: Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, фен,…

Учитель прикрепляет картинки на доску.

Учитель: Благодаря чему они совершают свою работу, вы узнаете из загадки:

К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это... (электричество)

Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)

Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.

Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.

Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии:

  • в домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию;
  • согревают дома - теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется энергия;
  • не говоря уже об освещении квартир;
  • о работе разнообразнейших электроприборов: пылесосов, холодильников, телевизоров и др.;
  • даже перевозят горожан на работу и с работы - машины, двигатели которых также нуждаются в этом ресурсе.

Давайте представим, что городская квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Ответы детей)

Будем “SOS” кричать!

Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.

Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)

Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о НАШИХ ДЕТЯХ.

И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.

Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? В этом нам поможет всезнающий человечек Электроша и конечно вы, ребята.

(Электроша - ученик 6-7 класса)

Электроша: Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества.

Учитель: Итак, путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты.

На доске картинка с изображением крана, из крана льется вода.

Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём - и литрами губим.
Знай, экономя водицу-сестрицу,
Ты дашь возможность потомкам напиться.

Электроша: Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.

Учитель: Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:

  • Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.
  • Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.
  • А главное - не забывайте выключать воду!

Электроша: Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.

Вот этот предмет
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом. (Лампочка)

Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)

Электроша:

Лампа сутки погорит –
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?

На доске картинка с изображением ярко светящейся лампочки.

Учитель: Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)

Электроша: Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще – реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.

Учитель: Из ванной комнаты мы отправимся на кухню. Здесь очень много вещей требующих нашего внимания. Вот

Полюбуйся, посмотри-
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)

На доске картинка с изображением холодильника.

Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)

Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
“Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит”.

Учитель: Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей). Послушайте, что нам расскажет Электроша.

Электроша: Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.

Учитель: Ну а эта вещь на кухне просто незаменима. Кто в доме хозяин и умеет экономно пользоваться плитой? (Ответы детей)

На доске картинка с изображением электрической плиты.

Электроша:

Предложу один секрет -
Экономный дам рецепт:
Печь включи. Закипит -
Отключи и чуть-чуть
Повремени...
Медленно еда кипит,
Электричество хранит.

На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт-часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.

Учитель: А вот еще два жителя кухни.

Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник)

Кто любит пить чай? Значит, чайником пользоваться умеете. (Ответы детей) Тогда для чего на кухне используют термос? В походе понятно: нет рядом плиты, электрического чайника и костер не всегда возможно развести. (Ответы детей)

На доске картинка с изображением термоса.

Термос нас не удивит,
Он водичку нам хранит.
Горячую, холодную,
Ко всему пригодную.

Учитель: Посчитайте, сколько раз за день кипятите воду?

А сколько из вскипяченной воды используете? (Ответы детей)

Электроша: Наверняка, стакана 2 – 3, а остальная вода остывает себе в чайнике. А что, если эту воду взять и залить в термос? Тогда не придется тратить время на кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю, да еще и сэкономишь энергию.

Учитель: Продолжим путешествие. Но что такое, по пути мы встречаем еще две вещи необходимые в доме.

Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (Утюг)

Кто помогает дома родителем гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей)

На доске картинка с изображением утюга.

И сказали утюги:
Мы хозяйкам не враги!
Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок,
А остатками тепла
Мы отутюжим все шелка.

Электроша: Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна “мелочь”: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.

Учитель: Эта вещь девочкам знакома точно.

На доске картинка с изображением фена.

Фен пыхтит, шумит, гудит,
Угодить он всем желает.
А ты под солнцем голову просуши,
Пусть фен лучше отдыхает.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему лучше волосы сушить естественным способом? (Ответы детей)

Электроша: Горячий воздух, исходящий из фена, не очень-то хорошо влияет на волосы: он делает их сухими и ломкими. Может, лучше, если некуда спешить, просушить волосы под солнцем? Так сохранишь здоровье своих волос и несколько киловатт электроэнергии.

Учитель: Сейчас - зима. А мы с вами путешествуем по теплой квартире. Так вот

Чтоб холодная зима
Не прокралась к нам в дома,
Вы окошки утеплите –
И в тепле себе живите!

Но бывает, в зимний период мы жалуемся на холод в наших квартирах и виним в том организации, обеспечивающие нас теплоэнергией. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в наших домах драгоценное тепло? (Ответы детей) Как мы можем сохранить тепло в наших домах? (Ответы детей)

На доске картинка с изображением девочки; она плотно закрывает окна.

А вот для вас небольшой тест:

  1. Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?
  2. Вы не забываете закрывать двери в подъезде?
  3. Вы не держите форточки постоянно открытыми?
  4. На ночь вы закрываете занавески, что бы удержать дополнительно тепло?
  5. У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?

Электроша: Раз вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10%. Для тех же, кто хоть раз ответил "нет", этот тест послужит руководством к действию.

Учитель: Ребята, мы долго можем путешествовать по своей квартире. Мы побывали на кухне и ванной комнате. Не были ни в гостиной, ни в детской комнате. Но я вам предлагаю на этом закончить наше путешествие и приступить к выполнению творческой работы: создать книгу

“О бережливости в картинках” или “Экономный ли я?”, или “Как стать хозяином в доме”.

Я думаю, что дело не в названии, а в содержании. Сегодня на классном часе мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Вы теперь знаете ответы на вопросы: Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? (Ответы детей)

Электроша:

Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.

Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “ЗАВТРА”? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!

Классный час заканчивается “включением” детей в проектную деятельность: создание книги “Как стать хозяином в доме”

«Новые приключения Колобка»

Жили-были старик со старухой. И вот как-то раз попросил старик старуху испечь колобок.

Да из чего испечь-то? удивилась старуха.

А ты помети по амбару да по сусекам поскреби авось и наскребёшь.

Так старуха и сделала: помела да наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, испекла в жаркой печке и поставила на окно остывать. Надоело Колобку на окне лежать, продуло его: и он и покатился за советом к местным зверям.

Катится Колобок по дороге, а навстречу ему заяц: – Колобок, что ты здесь делаешь?

За советом прикатился. Косой, скажи, что сделать, чтобы в доме было тепло? – Заклей окна! – Спасибо косой.

Скажи, серый, что сделать, чтобы в доме было теплее?

– Утепли двери! – Спасибо, серый.

Колобок, ты что заблудился? Нет, косолапый, ищу совета. Что сделать, чтобы в доме было теплее. Залатай дыры в стене и затопи печь. Спасибо, косолапый!

И покатился домой. Рассказал Колобок деду и бабе то, что ему звери посоветовали. Заклеили они окна, утеплили двери, залатали дыры в стене и затопили печь. С тех пор живут они в тепле и не знают холодов. И всё потому, что правильно используют тепло.

«Есть ли вода на планете Сухоша?»

Кошки очень боятся воды. Это известно всем. Долго они искали место, где нет этой нахальной, мокрой воды.

И вот однажды кошки узнали, что на планете Сухоша воды нет.

И решили они посмотреть, как там сухошинским кошкам живётся. Построили наши кошки ракету. Такую маленькую, что влезть внутрь смог только маленький кот Коська. Прилетел Коська на Сухошу, вышел из своей ракеты, посмотрел вокруг, кошки вокруг ходят грустные и какие-то серенькие. Спрашивает Коська: «Почему вы все такие невесёлые? У в ас же воды нету, и вас никто не заставляет мыться!» Взглянули на Коську грустные сухошинские коты и сказали: «Мы тоже раньше не ценили воду. Не закрывали краны, когда чистили зубки. Вот вода у всех дома так капала, капала… Да и ушла совсем. И остались у нас одни сухие каналы. А теперь-то нам так хочется попить чистой водички или даже искупаться. И вылизать себя мы тоже не можем, потому что язычки наши совсем высохли и скрутились в трубочки. Вот теперь и приходится всем сухошинским котам купаться в пыли. От пыли все мы стали совсем серые» , – так сказали Коське грустные сухошинские коты. А когда они узнали, что есть ещё место, где много-много воды, то сказали Коське, что воду нужно беречь. И дали ему Волшебные Напоминалки. Посмотрел на них Коська – и бегом в ракету, скорее полетел домой. Рассказал земным кошкам, как надо экономить воду, и они решили, что вовсе не хотят, чтобы Земля превратилась в сухошинскую пустыню.

«Коротышки, вода и электричество»

В одном сказочном городе жили коротышки. Вокруг их домов росли цветы: ромашки, одуванчики маргаритки. Коротышки очень любили ухаживать за своими цветами, они оберегали их и очень боялись, что цветам не хватит солнечного тепла, света и воды, поэтому у них днем и ночью горело электричество и в домах и на улице, а вода на цветы лилась без меры. Коротышки не понимали, что от этого, никакой пользы цветам нет. В городе также жил Знайка, который также любил цветы, но понимал, что коротышки расходуют слишком много электроэнергии зря. Знайка часто выступал перед жителями города. Он говорил, что нужно экономить электроэнергию. Коротышки со всем соглашались, но делали всё по-своему, а Незнайка включал в придачу электрообогреватели, он боялся, что цветам холодно. У него был включен электрочайник, для того чтобы можно было поливать цветы тёплой водой. Не говоря о том, что при всем этом был включен телевизор и музыкальный центр. И вот однажды приборы у Незнайки перегорели, а цветы погибли от перегрева и переувлажнения и к тому же счёт за электроэнергию пришёл очень большой. Незнайка, расстроенный , пришел к Знайке за советом. Знайка объяснил, что тот во всем переусердствовал.

Незнайка не только погубил свои цветы, но не берёг электроэнергию, которая могла быть использована для изобретений Винтика и Шпунтика. После разговора со Знайкой коротышка всё понял. Он пришел домой посадил новые цветы, и ухаживал за ними без использования электроэнергии. И цветы оказались самые красивые в городе. А на сэкономленные за электроэнергию деньги Винтик и Шпунтик изобрели новые приборы для поливки растений. Их приборы мало потребляли электроэнергии, но сами поливали цветы и экономно распределяли воду. Глядя на это, коротышки поняли, что они зря израсходовали электроэнергию. Начали прислушиваться к советам Знайки и экономно использовать электроэнергию.