Семиотика как наука о знаках и знаковых системах.

Семиотика - наука о знаках и общих свойствах знаковых систем. Термин «семиотика» использовался англ. философом Джоном Локком (17 в.) в работе „Опыт о человеческом разуме". В древности - термин встречается у стоиков и в древнегреческих медицинских трактатах (диагноз и прогноз рассматривались как знаковые процессы).

История развития семиотики:

1) Платон (5-4 в.в. до н.э.) - рассматривал тип связи между именем и вещью (работа «Кратил). 2) Аристотель (4 в. до н.э.). У Аристотеля - намечается тройственный характер связи знака: звукосочетания → движение души → реальные действия. 3)Августин Блаженный (5 в.) - рассматривал двусторонность знака, использовал латинские термины: 4) Оккам, Уильям (14 в., Англия): . анализировал тип связи между именем (знаком) и вещью (замещаемым объектом); . Обосновывал условный характер этой связи (реально существуют только отдельные вещи. 4) Гумбольдт, Вильгельм фон (18-19 в.в., Германия): «Существует очевидная связь между звуком и значением, которая … обычно остается неясной».

5) Пирс, Чарльз Сандерс (конец 19 в., США) - основоположник семиотики: . Определение знака (1), . Классификация знаков (2), . Основной закон семиотики (3). Чарльз Сандерс Пирс (10.091839-19.04.1914, США) → Основоположник семиотики Работа «О новом списке категорий», 1867. Концепция Ч.Пирса : 1. Определение знака: «знак есть нечто, выступающее для кого-то (интерпретатора) в роли представителя чего-то (объекта) в силу некоторой особенности или свойства» - обнаружен тройственный характер связи знака; 2. Классификация знаков - по трем аспектам (синтаксическому, семантическому, прагматическому). Выделил 9 типов знаков: - синтаксический аспект: знаки-качества, знаки-объекты, знаки-закономерности; - семантический аспект: знаки-иконы, знаки-индексы, знаки-символы; - прагматический аспект: знаки-предикаты, знаки-пропозиции, знаки-суждения.

Наиболее известна классификация знаков по второму, семантическому аспекту: . Иконические знаки - базируются на сходстве означаемого и означающего (фотографии, скульпт.); . Индексальные знаки - базируются на смежности означаемого и означающего (дым/огонь) ; . Символические знаки - имеют условный характер связи между означаемым и означающим (математические знаки: +, :, =); 3. Основной закон семиотики: Знак на знак - значение знака выявляется через его связь с другими знаками. 6) Фердинанд де Соссюр: Основоположник лингвосемиотики (Работа «Курс общей лингвистики», опубл. 1916): описал важнейшие свойства языкового знака (двусторонний характер, произвольность, линейность).


Концепция Ф. де Соссюра: 1. Двусторонний характер яз.знака - наличие в знаке двух компонентов: означающего (акустический образ) и означаемого (понятие); 2. Произвольность языкового знака - его немотивированность, условный характер связи между означаемым и означающим (машина→p = нет природной связи). 3. Линейность языкового знака - протяженность знака во времени (в звучащей речи): нос - машина - естествознание. 7) Чарльз Уильям Моррис - один из основателей семиотики (Работа «Основания теории знаков», 1938): . описал процесс семиозиса (означивания), выявил его компоненты (знаковое средство, десигнат, интерпретанта, интерпретатор); . выделил составные части семиотики (семантика, синтактика, прагматика). Процесс семиозиса (по Ч.Моррису).

Семиозис - процесс означивания, в котором взаимодействуют 4 компонента: 1. Знаковое средство - материальная оболочка знака (след на приграничной полосе); 2. Десигнат - объект (ситуация), на который (ую) указывает знак (нарушитель; здесь нарушена граница); 3. Интерпретанта - реакция на знак (подать сигнал тревоги; замаскировать след …); 4. Интерпретатор - лицо, воспринимающее и реагирующее на знак (пограничник; пособник нарушителя…). Синтаксические отношения - отношения между знаками. Составные части семиотики : а) Семантика (объект) - раздел семиотики, исследующий отношения между знаком и объектом (семантические отношения), б) Прагматика (человек) - раздел семиотики, исследующий отношения между знаком и интерпретатором (прагмат отношения), в) Синтактика (другой знак) - раздел семиотики, исследующий отношения между знаками (синтаксические отношения).

наука о знаках. Семиотика появилась в начале 20 в. и с самого начала представляла собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Несмотря на формальную институционализацию семиотики (существуют семиотическая ассоциация, журналы, регулярно проводятся конференции и т.д.), статус ее как единой науки до сих пор остается дискуссионным. Так, интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу), метаболизм и многое другое.

Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс (1839–1914), который и предложил ее название. Пирс дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки. Семиотические идеи Пирса, изложенные в очень нетрадиционной и тяжелой для восприятия форме, да к тому же в далеких от круга чтения ученых-гуманитариев изданиях, получили известность лишь в 1930-х годах, когда их развил в своем фундаментальном труде другой американский философ – Ч.Моррис, который, кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Дальнейшее развитие подход Пирса получил в работах таких логиков и философов, как Р.Карнап, А.Тарский и др.

Несколько позднее швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857–1913) сформулировал основы семиологии, или науки о знаках. Знаменитый

Курс общей лингвистики (курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916. Термин «семиология» и сейчас используется в некоторых традициях (прежде всего французской) как синоним семиотики.

Несмотря на общую идею необходимости создания науки о знаках, представления о ее сущности (в частности у Пирса и Соссюра) значительно различались. Пирс представлял ее как «универсальную алгебру отношений», т.е. скорее как раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке психологической, некоторой надстройке прежде всего над гуманитарными науками.

В основе семиотики лежит понятие знака, понимаемого по-разному в различных традициях. В логико-философской традиции, восходящей к Ч.Моррису и Р.Карнапу, знак понимается как некий материальный носитель, представляющий другую сущность (в частном, но наиболее важном случае – информацию). В лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру и позднейшим работам Л.Ельмслева, знаком называется двусторонняя сущность. В этом случае вслед за Соссюром материальный носитель называется означающим, а то, что он представляет, – означаемым знака. Синонимом «означающего» являются термины «форма» и «план выражения», а в качестве синонимов «означаемого» используются также термины «содержание», «план содержания», «значение» и иногда «смысл».

Другое ключевое понятие семиотики – знаковый процесс, или семиозис. Семиозис определяется как некая ситуация, включающая определенный набор компонентов. В основе семиозиса лежит намерение лица А передать лицу Б сообщение В. Лицо А называется отправителем сообщения, лицо Б – его получателем, или адресатом. Отправитель выбирает среду Г (или канал связи), по которой будет передаваться сообщение, и код Д. Код Д, в частности, задает соответствие означаемых и означающих, т.е. задает набор знаков. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг к другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда и означающие должны быть доступны его восприятию. Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их в означаемые и тем самым принимает сообщение.

Частным случаем семиозиса является речевое общение (или речевой акт), а частным случаем кода – естественный язык. Тогда отправитель называется говорящим, получатель – слушающим, или также адресатом, а знаки – языковыми знаками. Код (и язык в том числе) представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила ее функционирования. Структура, в свою очередь, состоит из самих знаков и отношений между ними (иногда говорят также о правилах комбинирования).

Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику. Синтактика изучает отношения между знаками и их составляющими (речь идет в первую очередь об означающих). Семантика изучает отношение между означающим и означаемым. Прагматика изучает отношение между знаком и его пользователями.

Результаты семиотических исследований демонстрируют параллелизм семантики языка и других знаковых систем. Однако, поскольку естественный язык является наиболее сложной, мощной и универсальной знаковой системой, непосредственное перенесение семиотических методов в лингвистику малоэффективно. Скорее наоборот, методы лингвистики, и в том числе лингвистической семантики, активно влияли и влияют на развитие семиотики. Можно сказать, что логически семиотика по отношению к лингвистике является объемлющей дисциплиной, но исторически она сформировалась как результат обобщения знаний об устройстве и организационировании естественного языка на знаковые системы произвольной природы. Тем не менее в лингвистике 20 в. семиотический подход в целом и основные семиотические понятия, такие, как «знак», «коммуникация» и «семиозис», сыграли огромную роль.

В 20 в. семиотика развивалась в очень разных направлениях. В американской семиотике объектом изучения стали различные невербальные символьные системы, например жесты или языки животных. В Европе, напротив, первоначально главенствовала традиция, восходящая к Соссюру. Семиотику развивали прежде всего лингвисты – Л.Ельмслев, С.О.Карцевский, Н.С.Трубецкой, Р.О.Якобсон и др. – и литературоведы – В.Я.Пропп, Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум и др. Лингвистические методы переносились и на другие области. Так, Я.Мукаржовский использовал методы, разработанные в Пражском лингвистическом кружке, для анализа искусства как знакового феномена. Позднее структурные методы для анализа социальных и культурных явлений использовали французские и итальянские структуралисты Р.Барт, А.Греймас, К.Леви-Стросс, У.Эко и др.

В СССР взаимодействовали два основных семиотических центра: в Москве (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров, В.А.Успенский и др.) и Тарту (Ю.М.Лотман, Б.М.Гаспаров и др.). В то же время с большим основанием говорят о единой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) школе семиотики, объединившей исследователей на основе как содержательных, так и организационных принципов.

Первым крупным семиотическим мероприятием в СССР стал Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Он был организован совместно Институтом славяноведения и балканистики АН СССР и Советом по кибернетике в 1962. В программу симпозиума входили следующие секции: 1) естественный язык как знаковая система; 2) знаковые системы письма и дешифровка; 3) неязыковые системы коммуникации; 4) искусственные языки; 5) моделирующие семиотические системы; 6) искусство как семиотическая система; 7) структурное и математическое изучение литературных произведений. На симпозиуме были сделаны доклады по машинному переводу, лингвистической и логической семиотике, семиотике искусства, мифологии, невербальным системам коммуникации, ритуалу и пр. Первое заседание открыл А.И.Берг. В симпозиуме участвовали П.Г.Богатырев, А.К.Жолковский, А.А.Зализняк, Вяч.Вс.Иванов, Ю.С.Мартемьянов, Т.М.Николаева, Е.В.Падучева, А.М.Пятигорский, И.И.Ревзин, В.Ю.Розенцвейг, Б.В.Сухотин, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский, Т.В.Цивьян и др.

В это время возник термин «вторичные моделирующие системы». Язык понимался как первичная знаковая система, надстроенные же над ним знаковые системы рассматривались как вторичные. Термин был предложен В.А.Успенским, в частности с целью избежать частого употребления термина «семиотика», поскольку он вызывал неприятие со стороны официальной идеологии.

В Тарту центром семиотики стала кафедра русской литературы, на которой работали М.Ю.Лотман, З.Г.Минц, И.А.Чернов и др. В 1964 здесь вышел первый сборник

Трудов по знаковым системам , и в этом же году состоялась первая Летняя школа по вторичным знаковым системам, объединившая два центра, а также ученых из других городов. В течение десяти лет было проведено пять Летних школ. Школы в 1964, 1966 и 1968 прошли в Кяэрику на спортивной базе Тартуского университета, школы в 1970 и 1974 году – в Тарту, причем последняя официально называлась Всесоюзным симпозиумом по вторичным моделирующим системам. Значительно позднее – в 1986 – состоялась еще одна, последняя школа. Во второй Летней школе (1966) принимал участие Р.О.Якобсон.

В рамках Московско-Тартуской школы семиотики объединились две традиции: московская лингвистическая и ленинградская литературоведческая, поскольку именно к последней принадлежали Ю.М.Лотман и З.Г.Минц.

В основе московской лингвистической традиции лежали методы структурной лингвистики, кибернетики и информатики (в частности, поэтому одним из основных стало понятие вторичной моделирующей системы). Для Ю.М.Лотмана ключевым стало понятие текста (прежде всего художественного), которое он распространил на описание культуры в целом

. Для начального этапа работы Московско-Тартуской школы было характерно чрезвычайное разнообразие охватываемой тематики, при этом было широко представлено исследование «простых» систем: дорожных знаков, карточных игр, гаданий и т.д. Постепенно, однако, интересы членов школы сместились к «сложным» знаковым системам: мифологии, фольклору, литературе и искусству. Основной понятийной категорией, используемой в этих исследованиях, был текст. К семиотическому анализу текстов в самом широком смысле слова относятся, например, исследования основного мифа (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров), фольклорных и авторских текстов (М.И.Лекомцева, Т.М.Николаева, Т.В.Цивьян и др.). Другое направление, связанное с этим понятием, представлено в работах М.Ю.Лотмана. В этом случае речь идет о тексте культуры, а само понятие культуры становится центральным, фактически вытесняя понятие языка.

Культура понимается как знаковая система, по существу являющаяся посредником между человеком и окружающим миром. Она выполняет функцию отбора и структурирования информации о внешнем мире. Соответственно, различные культуры могут по-разному производить такой отбор и структурирование.

В современной российской семиотике преобладает именно эта традиция, однако с активным использованием лингвистических методов. Так, можно говорить о семиотике истории и культуры, основанной на лингвистических принципах (Т.М.Николаева, Ю.С.Степанов, Н.И.Толстой, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский и др.).

Особый интерес представляют рефлексия по поводу Московско-Тартуской семиотической школы и осмысление ее как особого культурного и даже семиотического феномена. Основная масса публикаций (в том числе чисто мемуарного характера) приходится на конец 1980-х и 1990-е годы. Среди различных описаний и интерпретаций Московско-Тартуской школы можно выделить статью Б.А.Успенского

К проблеме генезиса Тартуско-московской семиотической школы (впервые опубликована в Трудах по знаковым системам в 1987), основные положения которой, по-видимому, общепризнаны. Наиболее же дискуссионной оказалась статья Б.М.Гаспарова Тартуская школа 1960-х годов как семиотический феномен . Она была впервые опубликована в Wiener Slawistischer Almanach в 1989 и вызвала целый ряд откликов. Гаспаров рассматривает школу как целостное явление (он практически не упоминает имен), для которого характерна западническая ориентация, герметизм, эзотеризм и подчеркнутая усложненность языка, утопизм, своего рода внутренняя культурная эмиграция из советского идеологического пространства. См. также ЗНАК. ЛИТЕРАТУРА Степанов Ю.С. Семиотика . М., 1971
Иванов Вяч.Вс. Очерки по истории семиотики в СССР . М., 1976
Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию . М., 1977
Семиотика . Под ред. Ю.С.Степанова. М., 1983
Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства . М., 1985
Из работ московского семиотического круга . М., 1997
Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или азбука общения . М., 1997
Московско-Тартуская семиотическая школа . История, воспоминания, размышления . М., 1998
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию . М., 1998

Семиотический подход к коммуникации

Семиотика как наука о свойствах знака в коммуникациях

Коммуникация может осуществляться в процессе любой деятельности с помощью различных знаковых способов, например, речи, жестов, азбуки Морзе и других символов. Изучением таких знаковых систем занимается семиотика.

Семиотика (греч. "знак, признак") - это наука, которая изучает общие свойства знаков, строение и функционирование знаковых систем, способных хранить и передавать информацию.

Исторические корни семиотики уходят в глубь веков, но лишь в XIX в. она получает первичное теоретическое обоснование. Американский философ Ч.С. Пирс обосновал ряд ключевых семиотических понятий - знак, его свойства и значение, отношения знаков и их классификация и определил семиотику как учение о природе и разновидностях знаковых процессов. Почти одновременно с конца прошлого века идею о необходимости построения теории знаков и выделения специальной научной дисциплины "семиологии" не раз высказывал известный швейцарский лингвист Ф.де Соссюр. Он полагал, что эта наука должна изучать жизнь знаков внутри жизни общества и, подчеркивая важность изучения языковых знаков и их социальной обусловленности, считал, что лингвистика должна стать частью семиологии.

Если Пирс считается родоначальником семиотики как учения о сущности и основных видах знакообозначения, в том числе и в математической логике, а Соссюр - предтечей содержательной, гуманитарной семиологии (в настоящее время термины синонимичны), то честь основателя семиотики как "интердисциплинарной сферы" принадлежит американскому философу Ч. Моррису. Отдавая должное своим предшественникам, в частности Пирсу, он дал развернутое обоснование семиотики как "общей теории знаков во всех их формах и проявлениях: как у человека, так и у животных, как в норме, так и в патологии, как в языке, так и вне его, как в индивиде, так и в обществе".

Дальнейшая реализация принципов семиотического подхода к изучению разнородных знаковых систем показала, что семиотика, опираясь на конкретные данные многих наук, является не столько "интердисциплинарной сферой" (Ч. Моррис), сколько интегративной. Она исходит из понятия знака вообще, отвлекаясь от его конкретных признаков - не суммирует их, а обобщает. Это дает возможность выработать общие принципы в процессах "означивания", существенные закономерности в отношениях знаков, столь важные для дальнейшего развития различных наук.

Находясь в процессе становления, семиотика имеет различные толкования. В настоящее время термин "семиотика" употребляется в двух значениях: 1.) научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных знаковых систем, и 2) система того или иного объекта, рассматриваемого с позиции семиотики как науки. Семиотика изучает общее в знаковых системах, функционирующих в человеческом обществе, например, в вербальном языке, языке глухонемых, в морской и дорожной сигнализации; в коммуникативных системах животных, птиц, насекомых (танцы пчел, тактильные сигналы муравьев); в системах кибернетических устройств. Изучение того или иного объекта как семиотической системы позволяет говорить о семиотике фильма или поэзии М. Цветаевой, о семиотике обычаев, ритуалов, обращений и др. Человек, с точки зрения семиотики, представляет собой также функционирующую систему со сложной структурой, и такие особенности его деятельности и поведения, как зрительное и слуховое восприятие, образное представление, логическое рассуждение, социальная ориентация, могут рассматриваться с позиций общей теории о знаках.



Разделы науки:

Семантика – изучает отношения между знаками и обозначаемыми предметами – внешним миром и внутренним миром человека, т.е. содержание знаков.

Синтаксис – изучает отношения между знаками, т.е. внутренние свойства систем знаков (правила построения знаков в рамках знаковой системы).

Прагматика –наука об использовании знаков,изучает отношение между знаком и человеком, т.е, те, кто пользуется знаками: говорящим, слушающим, пишущим, читающим.

Разделение на семантику, синтактику и прагматику ввел американский философ Ч.Моррис.

Семантика коммуникаций указывает значение слов и символов, синтаксис коммуникаций относится к взаимосвязи между используемыми символами, а прагматика коммуникаций раскрывает их результативность и эффективность.

Например, прагматика как характерная черта массовой коммуникации, проявляется в том, что в ней реализуются две базовые функции массовой коммуникации – взаимодействие и воздействие.

Построение стройной теории понимания языка вызывает необходимость определить соотношение прагматики и семантики. Семантика, являясь разделом семиотики, занимается анализом комплекса связанных между собой понятий. Семантика изучает значение единиц языка (слов, сочетаний слов), отвечает на вопросы: “Что означает то или иное понятие (термин), высказывание, суждение?”. Объектом ее анализа является знак, фрагмент текста. Нахождение предметного значения (денотата) для какого-либо имени дает существенную информацию об этом имени, но, тем не менее, это не исчерпывает семантическую проблематику. Предметное значение указывает объем обозначенного данным именем понятия, но не объясняет его содержания.

Другой раздел семиотики – синтактика рассматривает структурные свойства знаковых систем с позиции их синтаксиса (безотносительно к их значениям и функциям). Синтаксические связи в пределах простого предложения строятся как цепочки связанных слов. Такие связи формируются по признакам подчинения и сочинения. Сложные предложения могут строиться одновременно по признакам подчинения и сочинения, или же лишь на основе одного признака (сложносочиненные, сложноподчиненные предложения). Подчинение бывает однородным, когда обе части предложения равновесны, или неоднородны, когда несколько подчинительных связей относятся к главному элементу, определяя его по-своему.

Прикладные разработки

  • Создание искусственных языков , позволяющих удобно алгоритмизировать процессы обработки информации (например, языков программирования , языков для индексирования документов, записи научно-технических фактов и т. п.).
  • Создание алгоритмов, обеспечивающих обработку текстов на естественном языке (машинный перевод , автоматическое индексирование и реферирование, перевод с естественного языка на формальный язык и т. п.).
  • Вопросы проектирования и составления картографических изображений.

История

Предыстория

История семиотики как науки

Семиотика возникла в конце XIX - начале XX века .

Основоположниками семиотики являются американский философ и логик Чарльз Сэндерс Пирс (Charles Sanders Peirce , 1839-1914) и швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (Ferdinand de Saussure , 1857-1913). Обычно считается, что именно Пирсу, так любившему создавать новые термины, мы обязаны термином «семиотика» (хотя в действительности этот термин предложил ещё Локк, в последних строках своего «Опыта о человеческом разумении»). Соссюр же дал новой науке название «семиология», получившее большее распространение в теоретической лингвистике.

Публикации Пирса охватывают период с 1867 года до конца его жизни, однако они были небольшими по объёму, нечастыми и обычно малодоступными, ни одну из задуманных им больших книг Пирс так и не успел завершить, и широкое распространение его идеи получили только в 1930-е годы, когда были опубликованы его архивы. Соссюр вообще ничего по данной теме не написал (кроме разрозненных заметок, которые были найдены и опубликованы только во второй половине 20-го века), и его идеи стали известны благодаря посмертной (в 1916 году) публикации записей прочитанных им курсов лекций, сделанных и впоследствии отредактированных его учениками.

Одним из первых, кто взялся за выработку основных понятий семиотики, был немецкий логик и философ Готлоб Фреге (1848-1925), и, хотя, в отличие от Пирса и Соссюра, он не создал детально разработанной концепции, несколько его статей («О смысле и значении» (1892), «Мысль: логическое исследование»), посвящённых семиотике, являются классическими. Среди первых исследователей проблем семиотики был и немецкий философ , создатель феноменологии Эдмунд Гуссерль ; второй том его «Логических исследований» , вышедший в 1901 году , во многом посвящён именно этим вопросам.

Семиология Ф. де Соссюра

Основная статья : Курс общей лингвистики

Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра - различение между языком и речью . Языком (la langue ) Соссюр называл общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речью (la parole ) - конкретные высказывания индивидуальных носителей языка.

Языковой знак состоит из означающего (акустического образа) и означаемого (понятия). Соссюр сравнивает язык с листом бумаги. Мысль - его лицевая сторона, звук - оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав и оборотную. Таким образом, в основе представления Соссюра о знаке и его концепции в целом лежит дихотомия означающее-означаемое.

Рассматривать семиотику как науку стали относительно недавно. В августе 1995 года в г. Монтерей (Калифорния , США) на конференции по интеллектуально управляемым системам состоялся симпозиум, посвященный прикладной семиотике.

См. также

Примечания

Библиография

  • Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.
  • Пирс Ч. С. Начала прагматизма. Т. 2 (Логические основания теории знаков). СПб., 2000.
  • Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. М., 2000.
  • Гуссерль Эд. Собрание сочинений. Т. 3 (1). Логические исследования. Т. II (1). М., 2001.
  • Фреге Г. Логические исследования. Томск, 1997.
  • Фреге Г. Логика и логическая семантика: Сборник трудов. М., 2000.
  • Семиотика / Сост., вступит. статья и общ. ред. Ю. С. Степанова. М., 1983.
    • Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов; Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 702 с.
  • Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. 704 с. ISBN 5-210-01488-6
  • Ogden C. K., Richards I. A . The Meaning of Meaning. New York, 1964.
  • Соломоник А. Философия знаковых систем и язык. Изд. 2-е, испр. и доп. Мн.: МЕТ, 2002. 408 с.
  • Чертов Л. Ф. Знаковость. СПб., 1993.
  • Ветров А. А. Семиотика и её основные проблемы. М.: Политиздат, 1968.- 264 с.
  • Гринев С. В. Основы семиотики. М., 2000. 47 c.
  • Почепцов Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года
  • Степанов Ю. С. Семиотика // Лингвистический энциклопедический словарь . - М .: СЭ, 1990. - С. 440-442.
  • Григорьев Б. В. Семиология. Теория и практика знаковой деятельности. - Владивосток: Изд. ДВГУ, 2003.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Семиотика" в других словарях:

    - (семиология) (от греч. знак) наука о знаках и знаковых системах, знаковом (использующем знаки) поведении и знаковой лингвистич. и нелингвистич. коммуникации. Совр. С. получила исходные импульсы в трудах амер. философа Ч.… … Энциклопедия культурологии

    - (от греч. semeiot знак) общая теория знаковых систем, изучающая свойства знаковых комплексов самой различной природы. К таким системам относятся естественные языки, письменные и устные, разнообразные искусственные языки, начиная с формализованных … Философская энциклопедия

Определение «семиотики»:

    Классическое: - это наука о знаках и знаковых системах.

    По методу: - это приложение лингвистических методов к объектам иным чем язык (всё что нас окружает - может быть изучено подобно языку)

    По субъекту: - это то, что люди, называющие себя семиотиками, называют семиотикой.

Семиотика появилась в начале 20 в. и с самого начала представляла собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Несмотря на формальную институционализацию семиотики (существуют семиотическая ассоциация, журналы, регулярно проводятся конференции и т.д.), статус ее как единой науки до сих пор остается дискуссионным. Так, интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу) и многое другое.

Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс (1839–1914), который и предложил ее название. Пирс дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки. Семиотические идеи Пирса, изложенные в очень нетрадиционной и тяжелой для восприятия форме, да к тому же в далеких от круга чтения ученых-гуманитариев изданиях, получили известность лишь в 1930-х годах. Когда их развил в своем фундаментальном труде другой американский философ – Ч.Моррис , который, кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Дальнейшее развитие подход Пирса получил в работах таких логиков и философов, как Р.Карнап, А.Тарский и др.

Несколько позднее швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857–1913) сформулировал основы семиологии, или науки о знаках. Знаменитый «Курс общей лингвистики» (курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916. Термин “семиология” и сейчас используется в некоторых традициях (прежде всего французской) как синоним семиотики.

В 1923 немецкий философ Э.Кассирер опубликовал трехтомный труд, посвященный философии символических форм.

Несмотря на общую идею необходимости создания науки о знаках, представления о ее сущности (в частности у Пирса и Соссюра) значительно различались. Пирс представлял ее как «универсальную алгебру отношений», т.е. скорее как раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке психологической, некоторой надстройке прежде всего над гуманитарными науками.

В основе семиотики лежит понятие знака, понимаемого по-разному в различных традициях. В логико-философской традиции , восходящей к Ч.Моррису и Р.Карнапу, знак понимается как некий материальный носитель, представляющий другую сущность (в частном, но наиболее важном случае – информацию). В лингвистической традиции , восходящей к Ф. де Соссюру и позднейшим работам Л.Ельмслева, знаком называется двусторонняя сущность. В этом случае вслед за Соссюром материальный носитель называется означающим, а то, что он представляет, – означаемым знака. Синонимом “означающего” являются термины “форма” и “план выражения”, а в качестве синонимов “означаемого” используются также термины “содержание”, “план содержания”, “значение” и иногда “смысл”.

Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику. Синтактика изучает отношения между знаками и их составляющими (речь идет в первую очередь об означающих). Семантика изучает отношение между означающим и означаемым. Прагматика изучает отношение между знаком и его пользователями.

В 20 в. семиотика развивалась в очень разных направлениях. В американской семиотике объектом изучения стали различные невербальные символьные системы, например жесты или языки животных. В Европе, напротив, первоначально главенствовала традиция, восходящая к Соссюру . Семиотику развивали прежде всего лингвисты – Л.Ельмслев, С.О.Карцевский, Н.С.Трубецкой, Р.О.Якобсон и др. – и литературоведы – В.Я.Пропп, Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум и др. Лингвистические методы переносились и на другие области. Так, Я.Мукаржовский использовал методы, разработанные в Пражском лингвистическом кружке, для анализа искусства как знакового феномена. Позднее структурные методы для анализа социальных и культурных явлений использовали французские и итальянские структуралисты Р.Барт, А.Греймас, К.Леви-Стросс, У.Эко и др.

В СССР взаимодействовали два основных семиотических центра: в Москве (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров, В.А.Успенский и др.) и Тарту (Ю.М.Лотман, Б.М.Гаспаров и др.). В то же время с большим основанием говорят о единой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) школе семиотики, объединившей исследователей на основе как содержательных, так и организационных принципов.

Первым крупным семиотическим мероприятием в СССР стал Симпозиум по структурному изучению знаковых систем . Он был организован совместно Институтом славяноведения и балканистики АН СССР и Советом по кибернетике в 1962. В программу симпозиума входили следующие секции: 1) естественный язык как знаковая система; 2) знаковые системы письма и дешифровка; 3) неязыковые системы коммуникации; 4) искусственные языки; 5) моделирующие семиотические системы; 6) искусство как семиотическая система; 7) структурное и математическое изучение литературных произведений.

На симпозиуме были сделаны доклады по машинному переводу, лингвистической и логической семиотике, семиотике искусства, мифологии, невербальным системам коммуникации, ритуалу и пр. Первое заседание открыл А.И.Берг. В симпозиуме участвовали П.Г.Богатырев, А.К.Жолковский, А.А.Зализняк, Вяч.Вс.Иванов, Ю.С.Мартемьянов, Т.М.Николаева, Е.В.Падучева, А.М.Пятигорский, И.И.Ревзин, В.Ю.Розенцвейг, Б.В.Сухотин, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский, Т.В.Цивьян и др.

В Тарту центром семиотики стала кафедра русской литературы , на которой работали М.Ю.Лотман , З.Г.Минц, И.А.Чернов и др. В 1964 здесь вышел первый сборник Трудов по знаковым системам , и в этом же году состоялась первая Летняя школа по вторичным знаковым системам (Язык понимался как первичная знаковая система, надстроенные же над ним знаковые системы рассматривались как вторичные. Термин был предложен Б.А.Успенским). Она объединила два центра, а также ученых из других городов. В течение десяти лет было проведено пять Летних школ. Школы в 1964, 1966 и 1968 прошли в Кяэрику на спортивной базе Тартуского университета, школы в 1970 и 1974 году – в Тарту, причем последняя официально называлась Всесоюзным симпозиумом по вторичным моделирующим системам. Значительно позднее – в 1986 – состоялась еще одна, последняя школа. Во второй Летней школе (1966) принимал участие Р.О.Якобсон.

В рамках Московско-Тартуской школы семиотики объединились две традиции: московская лингвистическая и ленинградская литературоведческая, поскольку именно к последней принадлежали Ю.М.Лотман и З.Г.Минц.

В основе московской лингвистической традиции лежали методы структурной лингвистики, кибернетики и информатики (в частности, поэтому одним из основных стало понятие вторичной моделирующей системы). Для Ю.М.Лотмана ключевым стало понятие текста (прежде всего художественного), которое он распространил на описание культуры в целом.

Для начального этапа работы Московско-Тартуской школы было характерно чрезвычайное разнообразие охватываемой тематики, при этом было широко представлено исследование “простых” систем: дорожных знаков, карточных игр, гаданий и т.д. Постепенно, однако, интересы членов школы сместились к “сложным” знаковым системам: мифологии, фольклору, литературе и искусству. Основной понятийной категорией, используемой в этих исследованиях, был текст. К семиотическому анализу текстов в самом широком смысле слова относятся, например, исследования основного мифа (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров), фольклорных и авторских текстов (М.И.Лекомцева, Т.М.Николаева, Т.В.Цивьян и др.). Другое направление, связанное с этим понятием, представлено в работах М.Ю.Лотмана. В этом случае речь идет о тексте культуры, а само понятие культуры становится центральным, фактически вытесняя понятие языка.

Культура понимается как знаковая система, по существу являющаяся посредником между человеком и окружающим миром. Она выполняет функцию отбора и структурирования информации о внешнем мире. Соответственно, различные культуры могут по-разному производить такой отбор и структурирование.

В современной российской семиотике преобладает именно эта традиция, однако с активным использованием лингвистических методов. Так, можно говорить о семиотике истории и культуры, основанной на лингвистических принципах (Т.М.Николаева, Ю.С.Степанов, Н.И.Толстой, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский и др.).

    Понятие знака в теориях зарубежных и русских (российских) ученых.

Начиная с Аристотеля и стоиков изучение знаков (в особенности естественного языка) начинает постепенно обособляться в особую ветвь знания. Но только продолжение этой традиции у Бл.Августина приводит к окончательному ее выделению. Для Бл. Августина языковые знаки не менее важны, чем свидетельские. Он вводит различие знака и вещи как классификационный принцип. По сути тем самым он уже предвосхитил главную мысль Локка о делении наук на те, которые изучают знаки, и прочие науки. У Августина была уже идея о том, что знак может «обозначить что - либо иное».

Несмотря на очень широкий спектр семиотических достиженийи прозрений Августина, у него еще не было разработанной терминологии для теории знаков и отсутствовало общее для нее название.

В рукописях Лейбница, которые были полностью опубликованы только в нашем веке, содержится наиболее глубокое изложение принципов общей семиотики - «всеобщей характеристики» как науки о знаках, представляющей одновременно область дискретной математики. Еще в 1678 г. в письм е к Чирнгаузу Лейбниц писал, что «знаки» (или, как он иногда говорил в соответствии с терминологией своего века, «характеры») «коротко выражают и как бы отображают глубочайшую природу вещи и при этом удивительным образом сокращается работа мышления». В своей собственной системе он «намеревался свести понятия к символам, символы к числам, и, наконец, посредством цифр и символов подвергнуть понятия символическому вычислению.

После Лейбница и Локка семиотика в XVIII веке становится признанной дисциплиной, причем роль второго из них современникам была понятней. Правда, не все ученые следовали его терминологии, но обособление всей области знания было достигнуто.

Локк предложил тройственное разделение наук на физические, практические и семиотические. Локка можно толковать двумя (по крайней мере) способами, что и делалось не раз.

Во-первых, можно предположить, что «семиотический» разряд наук, занятый самым и разными видами знаков, в этом смысле является всеохватывающим.

Тогда семиотику следует понимать как целую группу наук, предметом которых служат знаки, или же как общую методологию этих наук.

Во-вторых, можно согласиться с высказанным Локком мнением о семиотике как логической дисциплине; этот взгляд позднее повторял Пирс. Все ученые, испытавшие влияние Локка от Ламбера до Гуссерля (в том числе и Пирс) рассматривали семиотику как философское изучение знаков, близкое к логике. Особую весомость эта точка зрения приобрела благодаря работам бывших участников Венского Кружка, таким как Карнап.

Чарлз Сандерс Пирс (1837–1914) был логиком; его работы по семиотике стали известны уже в 1930-е годы. Пирсу принадлежит разделение семиотических знаков на индексы (знаки непосредственно указывающие на объект), иконы, или иконические знаки (знаки с планом выражения, сходным с феноменом изображаемой действительности) и символы (знаки с планом выражения, не соотносящимся с обозначаемым объектом). Пирс различал экстенсионал, т.е. широту охвата понятия (множества объектов, к которым применимо данное понятие), и интенсионал, т.е. глубину содержания понятия. Употребление слова «символ» Пирсом в качестве термина, обозначающег о особый вид знаков, вызывает неудобную омонимию, потому что в нескольких европейских традициях, как в немецкой,французской, русской соответствующие слова часто употреблялись в общем значении «знак».

Имея в виду французскую традицию, Мальмберг предложил различать семиотику, изучающую неязыковые знаки, в отличие от науки о символах языка. Европейская структурная традиция лингвистического изучения знаков естественного языка как части общей семиотики возникла в трудах Соссюра (и потом развивалась несколькими течениями структурализма).

Система, построенная из знаков в отвлечении от реальных текстов, была в центре внимания Соссюра и таких его последователей, как Ельмслев.

Ельмслев начинает с необходимости имманентного (внутреннего логического) рассмотрения знаковой системы, который бы сделал возможным изучение с единой общей точки зрения наряду с естественным языком таких разных областей, как литература, изобразительное искусство, музыка, логика и математика. В каждой системе должен быть выявлен свойственный ей набор некоторых абстрактных отношений, таких, как коммутация, с помощью которой изучается в языке соотношение между разными его сторонами -планом выражения и планом содержания.

Ельмслев отмечал особое привилегированное положение естественного языка среди других систем знаков. Это определяется тем, что все другие семиотические системы могут быть в него переведены. Это объясняется исключительной свободой образования новых языковых знаков и их способностью сочетаний в сколь угодно длинных последовательностях. Неинтерпретируемые (в логико-математическом смысле) знаковые системы (такие, как игры), по Ельмслеву, занимают положение, отличное от языка, в них отчетливо проявляется имманентный характер чистой структуры как таковой.

Сепир избегает использования термина «знак», и в значении этого последнего постоянно пользуется словом «символ» в самом широком смысле, охватывающем все возможные типы знаков.

Леви-Стросс обратится к рациональному изучению знаковых структур (мифов, ритуалов, установлений), не осознаваемых членами тех коллективов, которые их используют.

СЕМИОТИКА В РОССИИ. ОБЩИЙ ОЧЕРК

Потебня, постоянно проводил сравнения естественного языка с другими системами знаков, сопоставлял наличие подобных конструкций с неразвитостью перспективы в изобразительном искусстве.

Для Потебни как в грамматической теории, так и в исследованиях по поэтике, фольклору и мифологии, существенна была ориентация прежде всего на значение знака.

Дальнейшее развитие этих идей в московско-тартуских семиотических работах привело к введению понятия «вторичных моделирующих систем»: под ними имелись в виду такие системы, знаки которых надстроены над языковыми знаками.

Флоренский строит свою общую теорию символов и знаков и подробно излагает отдельные более специальные ее части, в частности, посвященные структуре произведений изобразительного искусства.

Как и Флоренский, область изучения знаков как особый предмет изучения выделял в своих философских трудах Шпет, являвшийся в своем общем мировоззрении последователем феноменологии Гуссерля. В соответствии с идеями Гуссерля слова или знаки, заменяющие их, он рассматривал как «всеобщий слой», который определяет исходные данные всякого знания.

Шпет был первым русским философом, давшим детальное обоснование необходимости исследования знаков как особой сферы научного знания и изложивший принципы феноменологического и герменевтического подхода к ней, который вновь привлек внимание исследователей в последние годы.

Шпет пришел к выводу, что «сфера этнической психологии априори намечается как сфера доступного нам через понимание некоторой системы знаков, следовательно, ее предмет постигается только путем расшифровки и интерпретации этих знаков. Что эти знаки являются не только приметами вещей, но и сообщениями.

Наиболее детально разработанную концепцию культуры как системы знаков, служащих для управления поведением, выдвинул еще в начале 1930- х гг. Выготский.

В Москве и Тарту в качестве предмета для анализа с самого начала рассматривали и текст, который может состоять из отдельных знаков и в этом смысле вторичен (надстроен над языком и принадлежит ко вторичной знаковой системе). Мифологические и религиозные символы, мотивы и тексты на протяжении последних сорока лет были главным объектом исследования значительнной группы семиотиков Москвы.

1962г. – первый симпозиум по стуктурному изучению знаковых систем в Москве. Художественная литература как система знаков и текстов была одной из главных проблем, вокруг которой московская семиотическая группа после симпозиума 1962г. объединяется с тартуской. Культура определенной страны и эпохи рассматривалась как система знаковых систем и как объект семиотического исследования.

Бахтин утверждал, что смыслы, которыми занимаются все науки о человеке, всегда выражаются в знаках: «каковы бы ни были эти смыслы, они должны принять какое-либо временно-пространственное выражение, т.е. принять знаковую форму, слышимую и видимую нами».

Интерес Бахтина к смыслам и значениям, для выражения которых и нужны знаки, делает его особенно близким современной науке, давно прошедшей период чисто синтаксического исследования знаков в их соотношениях друг с другом и перешедшей к поискам методов адекватных семантических описаний языка и других семиотических систем. Значения знаков Бахтин связывал с их ценностью.

Одним из главных достижений ранних работ Бахтина в области изучения знаков было установление принципиального различия между знаком как элементом системы и знаком в конкретном высказывании.

В совершенно точном смысле возрождение угасавшего было интереса к науке о знаках вовсем мире в начале 1960-х годов связано с личностью Якобсона.

Якобсон настаивает на том, что деление на три основные вида знаков - символы, индексы (указатели) и иконические знаки не является жестким и абсолютным. Более того, в таких знаках, как слова естественного языка, могут соединяться каждая из этих функций в разных пропорциях.

    Семиотика и семантика (предмет, научный аппарат).

Семантика- раздел семиотики, изучающий отношения между знаком и смыслом. Основной предмет семантики составляют интерпретации знаков и их сочетаний. Семантика изучает отношение между означающим и означаемым.

Предмет семантики определяется по-разному в различных семиотических и лингвистических концепциях, однако эти различия определяются, прежде всего, самим определением знака и представлением о той реальности, которая обозначается. Семантика, как правило, рассматривается в рамках междисциплинарной области исследований знаков и знаковых систем семиотики совместно с двумя другими её разделами: синтактикой и прагматикой . Следовательно, понятие семиотики шире, чем семантики.

Из основных взглядов на природу знака, лежащих в основе семантических построений, нужно выделить те, которые были сформулированы на рубеже XIX и XX веков в работах Г. Фреге и Ф. де Соссюра. Их концепции и до сих пор определяют методы исследования и терминологию в лингвистике, семиотике и логике.

Семантика и семиотика имеют относительно юный возраст в статусе отдельной области научного знания. Ее рождение можно датировать началом XX столетия, когда увидели свет работы Ч. Пирса, Ч. Морриса и Ф. Соссюра. Едва оформившись как научная дисциплина, семиотика очень быстро распалась на множество частных семиотик, в которых ее философское наполнение отошло на второй план.

С одной стороны, имеется немало работ, в которых достаточно пристально рассмотрены проблемы семантики и семиотики (Р.Г. Авоян, Е.Р. Атаян, А.А. Брудный, И.С. Нарский, Г.Г. Почепцов, Ю.М. Лотман), существует и оригинальная отечественная традиция лингвистической семиотики (Н.Д. Арутюнова, Т.В. Булыгина, В.Г. Гак, Ю.С. Степанов). Отдельно следует упомянуть и московско-тартускую семиотическую школу, успешно применившую принципы теоретической семиотики к анализу самых разнообразных знаковых систем, в том числе, художественных текстов, игнорируемых западной традицией.

Своеобразный образ языка возникает в религиозно-философской концепции школы всеединства, представленной именами П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, А.Ф. Лосева. Оригинальный ракурс анализа языка задан в работах М.М. Бахтина, где основной акцент сделан на изучение понимания речевого сообщения как постижения отношения «Я» к «Не-Я». С другой стороны, обращение к отечественной литературе по гносеологии и философской антропологии показывает, что язык в ней является, скорее, темой, чем предметом.

Развитие науки привело к введению в естественные языки специальных графических знаков, используемых для сокращенного выражения научных понятий (например, знаки математические, химические и др.). Из знаков такого рода часто строятся искусственные языки. Среди искусственных знаковых систем можно выделить знаки кодовых систем, предназначенных для кодирования обычной речи или перекодирования уже закодированных сообщений (кодов, используемых для программ кибернетических устройств). К искусственным знаковым системам относятся знаки формул, используемые в науках (например, знаки формальных логических систем, знаки информационно- логических языков, знаки для моделирования непрерывных процессов, в частности, кривые, отображающие непрерывные изменения, происходящие в каких- либо объектах, знаки сигнализации, входящие в систему сигнализации уличного движения).

Элементарный объект изучения языковедческой семантики составляет единство трёх элементов языкового знака (прежде всего слова): означающего, денотата, означаемого. Внешний элемент (последовательность звуков или графических знаков) - означающее - связан с обозначаемым предметом, явлением действительности - денотатом (а также референтом - предметом, явлением, обозначаемым данной языковой единицей в составе высказывания; предметом или ситуацией, обозначаемыми высказыванием в целом), и, во-вторых, с отражением этого предмета, явления в сознании человека - означаемым. Означаемое является результатом общественного познания действительности и обычно тождественно понятию, иногда представлению. Тройная связь - «означающее - денотат - означаемое» составляет категорию значения, основную единицу (ячейку) семантики.

Изучением значения как раз и занимается наука семантика, с ней тесно связано исследование свойств объектов выполнять функцию знаков, создание общей теории знаков во всех их проявлениях, что является задачей науки семиотики, представляющей собой синтез философских, лингвистических и культурологических идей.

    Семиотика и семиология.

В предмет семиотики входит знаковое воплощение процессов коммуникации, т. е. закономерности семиозиса (означивания) во всех сферах природной и социальной жизни.

К созданию семиотики как науки о знаках шли не только философы, но и лингвисты. Так, крупнейший ученый-лингвист Фердинанд де Соссюр (1857–1913) высказал мысль о науке, изучающей жизнь знаков внутри жизни общества, которую он назвал семиологией. «Семиология – это наука о знаках, которая изучает, что происходит, когда человек пытается передать свою мысль с помощью средств, которые неизбежно носят условный характер», – писал Ф. де Соссюр в своем «Курсе общей лингвистики». «Она должна открыть нам, в чем заключаются знаки, какими законами они управляются». Соссюр считал, что лингвистика может рассматриваться как составная часть семиологии (или семиотики), целью которой является изучение природы знаков и законов, ими управляющих. Согласно Соссюру, знак представляет собой связь между понятием и акустическим образом.

Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра - различение языка и речи. Языком Соссюр называл общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речью - конкретные высказывания индивидуальных носителей языка.

Языковой знак состоит из означающего (акустического образа) и означаемого (понятия). Соссюр сравнивает язык с листом бумаги. Мысль - его лицевая сторона, звук - оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав и оборотную. Таким образом, в основе представления Соссюра о знаке и его концепции в целом лежит дихотомия (раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой) означающее-означаемое.

Соссюр предложил четко различать два подхода к изучению языка как знаковой системы: синхронный (изучение языка, взятого в какой-то определенный исторический момент, как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: лексических, грамматических и фонетических, которые обладают ценностью, или значимостью) и диахронический (изучение изменений в языке в процессе его развития).

В семиологии Соссюра лингвистика служит моделью для всей семиологии в целом. Хотя язык – только одна из многих семиологических систем. А если это так, то сам процесс создания текстов не может выйти за границы языка, точнее языков, созданных по лингвистической модели. В семиотике сам процесс текстообразования может пониматься как деконструкция языка, т. е. потеря языком своей прямой формы и существование в форме превращенной. При всех модификациях семиология сохраняет свой нерушимый статус как науки о языковых системах. Семиотика же изначально обладает двойным статусом, о котором писал Ч. Моррис. Она есть общая теория знаков и одновременно система конкретных приложений к исследованию знаков в той или иной конкретной области.

    Семиотика и прагматика (предмет, научный аппарат).

Статус семиотики и ее главные проблемы - символизм, его происхождение и сущность, его познавательная и общекультурная роль, а также природа, структура и функции знака, связь знака, значения и объекта.

Прагматика - это раздел семиотики, в рамках которого изучаются отношения знаков к субъектам, которые их производят и интерпретируют. Прагматика, как правило, рассматривается в рамках междисциплинарной области исследований знаков и знаковых систем семиотики совместно с двумя другими её разделами: семантикой и синтактикой Первая из них рассматривает знаки в их отношении к обозначаемым (не имеющими знаковой природы) объектам, вторая - отношения знаков между собой (синтаксис). Наиболее важным предметом изучения для прагматики является прагматический аспект языка.

Человек – отправитель, человек – получатель.

Прагматика связана с изучением категории полезности, ценности, понятности знака, а также с исследованием семантической информации, где существенную роль играет вопрос об оценке информации, извлекаемой данным адресатом из текста.