Разбор заданий по егэ профиль. Егэ по математике

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

запЁртый

Пояснение (см. также Правило ниже).

Расставим ударения правильно:

зАпертый

Видим ошибку в слове «запёртый», правильно говорить зАпертый. В ответ выписываем слово, не исправляя его.

Ответ: запёртый.

Как не потерять балл за это задание?

Редакция получает десятки вопросов об этом задании,встретившемся в ЕГЭ 2015 года. Оно было предложено в указанной формулировке. Тот, кто невнимательно прочтет задание, потеряет баллы. В ответ требуется вписать слово, в котором допущена ошибка. Исправлять эту ошибку не требуется. Поэтому в ответ надо записать слово запЁртый. В бланках ЕГЭ есть буква Ё, её надо использовать. Если написать зАпертый, задание вам не зачтут.

Ответ: запёртый

Источник: ЕГЭ - 2015. До­сроч­ная волна

Правило: Постановка ударения. Задание 4.

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ (постановка ударения) проверяются в задании 4.

От учащихся требуется выписать одно из четырёх слов, в котором неверно выделено ударение - ударная гласная обозначена большой буквой. В ответ вписывается слово без изменений, без выделений большими буквами. Обратите внимание на букву Ё: если слово с ошибкой содержало эту букву, её нужно писать и в ответе. Например, из четырёх слов:

запЁртый

первое имеет неверно выделенное ударение. Выписываем это слово в ответ без изменения, с буквой Ё. Обращаем внимание на то, что вопрос о возможном написании Е вместо Ё решается просто: перед каждым экзаменуемым на экзамене будет бланк, в котором указаны ВСЕ разрешённые буквы и знаки. На данный момент времени в образцах бланках буква Ё есть.

Для тренировки в отработке навыка постановки ударения РЕШУЕГЭ предлагает как слова из Орфоэпического минимума ФИПИ (2016 год), так и слова, не вошедшие или вышедшие из него.

В задания с повышенным уровнем сложности наряду со словами с явно ошибочным ударением включены слова, имеющие два варианта ударения.

Орфоэпический словник ФИПИ 2016

Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.

Отличительные особенности русского ударения - его разноместность и подвижность.Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись - на первом слоге; фонарь, подполье - на втором; ураган, орфоэпия - на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на определённом слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других - меняет своё место (сравните: тОнна - тОнны и стенА - стЕну - стЕнам и стенАм). Последний пример демонстрирует подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако, - как справедливо отмечает К.С. Горбачевич, - если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мУка - мукА, трУсит - трусИт, погрУженный на платформу - погружЁнный в воду) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лист, но в ботанике: семейство лАвровых).

Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ». Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка.

Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.

Имена существительные

аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом слоге

бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге.

бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч. ударение на 1-ом слоге

бухгАлтеров, род.п.мн.ч., неподвижное ударение на 2-ом слоге

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

граждАнство

дешевИзна

диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге

договорЁнность

докумЕнт

жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

знАчимость, от прил. знАчимый

Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение

каталОг, в одном ряду со словами диалОг, монолОг, некролОг т.п.

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге

киломЕтр, в одном ряду со словами

сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр…

кОнусы, кОнусов, неподвиж. ударение на 1-м слоге во всех падежах в ед. и мн. ч.

крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь

лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы)

мЕстностей, род.п.мн.ч., в одном ряду со словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но новостЕй

мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд

намЕрение

некролОг, см. каталОг

нЕнависть

нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей

нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед.ч.Отрочество, от Отрок- подросток

партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

портфЕль

придАное

призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв (посла), созЫв, но: Отзыв (на публикацию)

сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге

срЕдства, им.п.мн.ч.

созЫв, см. призЫв

столЯр, в одном ряду со словами малЯр, доЯр, школЯр…

тОрты, тОртов

шАрфы, см. бАнты

шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр…

экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге

Имена прилагательные

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительных или книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных или даже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные - на окончании.

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый - красИв - красИва - красИво - красИвы; немЫслимый - немЫслим - немЫслима - немЫслимо - немЫслимы и т. п.

Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но они часто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях.

Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа, а также в единственном числе в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода: прАвый - прав -прАво - прАвы - правА; сЕрый - сер - сЕро - сЕры - серА; стрОйный - стрОен - стрОйно - стрОйны - стройнА.

Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе ее: сильнА - сильнЕе, больнА - больнЕе, живА - живЕе, стройнА - стройнЕе, правА - правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва - красИвее, печАльна - печАльнее, протИвна - протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

Глаголы

Одна из наиболее напряжённых точек ударения в употребительных глаголах - это формы прошедшего времени. Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть - сидЕла, стонАть - стонАла, прЯтать - прЯтала, начинАть - начинАла. Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить - жил - жИло - жИли - жилА; ждать - ждал - ждАло - ждАли - ждалА; лить - лил - лИло - лИли - лилА. Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. п.).

Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя: вЫжить - вЫжила, вЫлить - вЫлила, вЫзвать - вЫзвала.

У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: слАла, послАла, стлАла.

И ещё одна закономерность. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться - началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться - принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

О произношении глагола звонить в спрягаемой форме. Орфоэпические словари последнего времени совершенно обоснованно продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт. Эта

традиция опирается на классическую литературу (прежде всего поэзию), речевую практику авторитетных носителей языка.

баловАть, в одном ряду со словами

баловАться, избаловАть, разбаловАть…,но:бАловень судьбы

брать-бралА

брАться-бралАсь

взять-взялА

взЯться-взялАсь

включИть-включИшь,

включИт, включИм

влИться-влилАсь

ворвАться-ворвалАсь

воспринЯть-воспринялА

воссоздать-воссоздалА

вручИть-вручИт

гнать-гналА

гнАться-гналАсь

добрАть-добралА

добрАться-добралАсь

дождАться-дождалАсь

дозвонИться-дозвонИтся,

дозвонЯтся

дозИровать

ждать-ждалА

жИться-жилОсь

закУпорить

занЯть-зАнял, занялА,

зАняло, зАняли

заперЕть-заперлА

заперЕться-заперлАсь (на ключ, на замок и т.п.)

звать-звалА

звонИть-звонИшь, звонИт,

исчЕрпать

клАсть-клАла

крАсться - крАлась

лгать-лгалА

лить-лилА

лИться-лилАсь

наврАть-навралА

наделИть-наделИт

надорвАться-надорвалАсь

назвАться-назвалАсь

накренИться-накренИтся

налИть-налилА

нарвАть-нарвалА

насорИть-насорИт

начАть-нАчал, началА, нАчали

обзвонИть-обзвонИт

облегчИть-облегчИт

облИться-облилАсь

обнЯться-обнялАсь

обогнАть-обогналА

ободрАть-ободралА

ободрИть

ободрИться-ободрИшься

обострИть

одолжИть-одолжИт

озлОбить

окружИть-окружИт

опломбировАть, в одном ряду со словами

формировАть, нормировАть, сортировАть,

премировАть…

опОшлить

освЕдомиться-освЕдомишься

отбЫть-отбылА

отдАть-отдалА

откУпорить-откУпорил

отозвАть-отозвалА

отозвАться-отозвалАсь

перезвонИть - перезвонИт

перелИть-перелилА

плодоносИть

повторИть-повторИт

позвАть-позвалА

позвонИть-позвонИшь-позвонИт

полИть-полилА

положИть-положИл

понЯть-понялА

послАть-послАла

прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло

принЯть-прИнял-прИняли-принялА

принУдить

рвать-рвалА

сверлИть-сверлИшь-сверлИт

снять-снялА

создАть-создалА

сорвАть-сорвалА

сорИть-сорИт

убрАть-убралА

убыстрИть

углубИть

укрепИть-укрепИт

щемИть-щемИт, защемИт

Ударение в причастиях и деепричастиях

Наиболее частые колебания ударения фиксируются при произношении кратких страдательных причастий. Если ударение в полной форме находится на суффиксе -ЁНН-, то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: проведЁнный - проведЁн, проведенА, проведенЫ, проведенО; завезЁнный - завезЁн, завезенА, завезенЫ, завезенО. Однако носителям языка иногда трудно правильно выбрать место ударения и в полной форме. Говорят: «завЕзенный» вместо завезЁнный, «перевЕденный» вместо переведЁнный и т. д. В таких случаях стоит чаще обращаться к словарю, постепенно отрабатывая правильное произношение.

Несколько замечаний о произношении полных причастий с суффиксом -Т-. Если суффиксы неопределённой формы о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдёт на один слог вперёд: полОть - пОлотый, колОть - кОлотый, согнУть - сОгнутый, завернУть - завЁрнутый.

Страдательные причастия от глаголов лить и пить (с суффиксом -т-) отличаются нестабильным ударением. Можно говорить: прОлитый и пролИтый, прОлит и пролИт, пролитА (только!), прОлито и пролИто, прОлиты и пролИты; дОпитый и допИтый, дОпит и допИт, допитА и допИта, дОпито и допИто, дОпиты и допИты.

Причастия

балОванный

включённый-включЁн, см. низведЁнный

довезЁнный

зАгнутый

зАнятый-занятА

зАпертый-запертА

заселЁнный-заселенА

избалОванный, см. балОванный

кормЯщий

кровоточАщий

нажИвший

нАжитый-нажитА

налИвший-налитА

нанЯвшийся

начАвший

нАчатый

низведЁнный-низведЁн, см. включЁнный…

ободрённый-ободрЁн-ободренА

обострЁнный

отключённый

определЁнный-определЁн

отключЁнный

повторЁнный

поделЁнный

понЯвший

прИнятый

приручЁнный

прожИвший

снЯтый-снятА

Деепричастия

Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: вложИв, задАв, залИв, занЯв, запИв, исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв), начАв, поднЯв, пожИв, полИв, положИв, понЯв, предАв, предпринЯв, прибЫв, принЯв, продАв, проклЯв, пролИв, пронЯв, пропИв, создАв.

балУясь

закУпорив

начАвшись

поднЯв

Ударение в наречиях

Ударение в наречиях в основном следует изучать путём запоминания и обращения к орфоэпическому словарю.

вОвремя

донЕльзя

завИдно, в значении сказуемого

зАгодя, разговорное

зАсветло

красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст.

Я считаю, что учителю русского языка полезно иметь под рукой некоторый запас заданий повышенной трудности. Они активизируют мыслительную деятельность учащихся, поднимают эмоциональный уровень урока, вносят разнообразие в работу, помогают в решении проблемы дифференцированного обучения.
За долгие годы работы учителем русского языка и литературы я собрала много примеров, различных по степени по степени трудности, по объёму, по тематике: одни связаны с фонетикой, другие – с морфологией или синтаксисом, третьи относятся к разряду стилистических. Таким образом, предлагаемые задания могут быть использованы в течение всего учебного года. Нужно сказать, что для выполнения работ я даю всего 3-4 минуты, не более.

Например:

Задание 1. Произвести звуки слов НОЛЬ, ЛОЖЬ, НОВ не в обычном, а в обратном порядке и записать получившиеся при этом слова.

Задание заставляет вспомнить разницу между звуками и буквами, о позиционном изменении гласных и согласных.
Об этом редко вспоминают в старших классах, и это определяет полезность задания для старшеклассников.

Задание 2. Найти слова с тремя приставками или тремя суффиксами.

Задание 3. Найти слова с четырьмя, пятью и более корнями.

Работа над этими заданиями убеждает в огромных словообразовательных возможностях русского языка. Кроме того, выпускнику не мешает лишний раз (при необходимости) открыть Словарь словообразований русского языка.

Задание 4. Придумать бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух слов.

Поначалу четвёртое задание кажется ученикам невыполнимым. Ведь сложное предложение должно состоять, как минимум, из двух простых, в каждом из которых несколько слов,- таково привычное представление. Но вот один за другим учащиеся вспоминают, что простые предложения могут состоять из одного слова (назывные, безличные и др.). Значит, задача решается с помощью двух таких предложений.
Как показывает практика, в срок выполняют задание лишь несколько учеников. В зависимости от состава класса можно дать ещё несколько минут на поиск ответа, а затем попросить одного из выполнивших работу написать своё решение на доске, объяснить пунктуацию и ход мысли, приведший к решению. Так класс повторяет ряд важных сведений из синтаксиса.

Задание 5. Придумать предложение, в котором были бы все знаки препинания, какие применяются при письме в русском языке; лучшими будут считаться предложения с наименьшим количеством слов.

В принципе, это задание можно задать на дом, так как оно может вызвать некоторые затруднения. Ведь вначале оно кажется невыполнимым. Решивших, как правило, немного. Но они с удовольствием пишут свои предложения на доске и «защищают» их. Это понятно: чем труднее победа, тем она радостнее. Вот решение пятого задания одним из учеников: «До нас доносятся слова футбольного репортажа: «Мяч у Ефремова (надеюсь, вы знаете этого футболиста?); финт… удар – гол!» (Здесь один малозаметный недостаток: не хватает точки). А вот пример полного решения: «Это… ты?!» - удивлённо воскликнул отец (я не предупредил его о приезде: было некогда); но через минуту он говорил уже спокойно, без волнения.

Работа над этим заданием заставляет учащихся вспомнить множество правил пунктуации.

Задание 6. (домашнее). Придумать (или выписать из текста) предложение, в котором стояло бы рядом более трёх знаков препинания.

Задание 7. Написать по памяти одно из выученных наизусть стихотворений.

Многолетний опыт использования перечисленных заданий указанного типа в старших классах убеждает нас в том, что работа над ними интересна и полезна для учащихся.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю (полную) школу. Накопивший опыт показывает, что эта форма аттестации позволяет объективно оценить подготовку школьников по русскому языку и на этом основании одновременно решить две задачи: аттестовать выпускников общеобразовательных учебных заведений за курс полной средней школы и отобрать из них наиболее подготовленных для обучения в высшей школе и в средних специальных учебных учреждениях.

Для подготовки к ЕГЭ я так же использую тесты, которые мне понравились своей оригинальностью. Дело в том, что обычные тесты требуют один ответ из четырёх вариантов ответов. И выпускник может правильно ответить методом исключений, предположений, «тыка». С помощью тестов, которые я предлагаю использовать для подготовки к ЕГЭ, учащиеся смогут проконтролировать себя, оценить реально свои знания, обнаружить слабые места в своей подготовке по русскому языку и вовремя устранить их. Для этого нужно сконцентрироваться и постараться найти все возможные варианты ответа на вопрос, так как ответов может быть несколько.

Например:


п/п

Тесты

Варианты ответов

ОРФОГРАФИЯ

Отметьте номера слов, где пишется буква

1. И 1) сильное кол…бание
2) стаб…лизировать
3) флаги разв…ваются
4) с…нева
5) пл…нительный образ
1 2 3 4 5
2. Е 1) мит…нг
2) аккомпан…мент
3) дел…гат
4) ком…тет
5) трад…ционный
1 2 3 4 5
3. ё 1) изображ…нная
2) три ш…фёра
3) вскипяч…ное молоко
4) идти за багаж…м
5) ш…рох деревьев
1 2 3 4 5
4. О 1) тв…рение
2) изл…женный
3) з…рянка
4) к…сательная
5) ур…внение
1 2 3 4 5
5. Ы 1) бледнолиц…й
2) рукавиц…
3) на ц…почках
4) ц…рцея
5) от…менные прилагательные
1 2 3 4 5
6. Звонкая согласная 1) ка…тан
2) ре…ра
3) ане…дот
4) крутой вира…
5) высокий тари…
1 2 3 4 5
7. Непроизносимая согласная 1) поз…ний звонок
2) злора…ствовать
3) уча…ствовать в забеге
4) сверс…ник
5) блес…нуть
1 2 3 4 5
8. Согласная пропущена 1) трол…ейбус
2) кавал…ерия
3) дискус…ия
4) искус…ный
5) рес…рсы
1 2 3 4 5
9.Ъ 1) об…ёмистый
2)под…берёзовик
3) ворон…е гнездо
4) раз…учивать песни
5) раз…единить провод
1 2 3 4 5
10. Ь 1) истолоч…
2) замуж…
3) реч…
4) несколько груш…
5) колюч…
1 2 3 4 5
11. З 1) во…кресенье
2) и…резать
3) во…главить
4) бе…подобно
5) …жигать
1 2 3 4 5
12. Е 1) пр…градить
2) пр…ближение
3) пр…бывать в городе
4) пр…ветствовать
5) пр…старелый
1 2 3 4 5
13. И 1) в профилактор…
2) в постел…
3) на батарее…
4) о Ксении…
5) из чащ…
1 2 3 4 5
14. Е 1) он обижа…т
2) мы кле…м
3)наруш…ное правило
4) независ…мый
5) вы мо…тесь
1 2 3 4 5
15. Я (А после шипящих) 1) дожди вымоч…т
2) дверцы пристав…т
3) леч…щий врач
4) та…щий врач
5) они посе…т
1 2 3 4 5
16. НН 1) крашен…ый отцом пол
2) решён…ая задача
3) златоткан…ая ткань
4) всё уже взвешен…о
5) испуган…ый ребёнок
1 2 3 4 5
17. НН 1) песчан…ый
2) диковин…ый
3)гостин…ица
4)ветрен…ый день
5) буквен…ый
1 2 3 4 5
18. Е 1) н… луна, н… звёзды не интересуют меня
2) н… одна во поле берёзонька стояла
3) н… росинки во рту
4)в этих делах я был н… то н… сё
5) откуда н… возьмись, у чугунной решётки вспыхнул огонёк
1 2 3 4 5

Отметьте номера, где написание

19. Дефисное 1) пол…Китая
2) электро…прибор
3) едино…началие
4) унтер…офицер
5) юго…восточный
1 2 3 4 5
20. Раздельное 1) подобру…поздорову
2) по…нашему мнению
3) в…одиночку
4) уехать за…границу
5) со…слепу
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
21. Дефисное 1) как…нибудь переживём
2) туда…же и приехали
3) приют наш мал, за…то спокоен
4) подите…ка сюда
5) зашёл…бы ко мне
1 2 3 4 5
22. Слитное 1) рассказ не…интересный
2) не…было Е…БЫЛО
3) поступить крайне не…интересно
4) никому не…известные причины
5) не…должен
1 2 3 4 5
23. Раздельное 1) в…виду плохой погоды
2) в…заключение передачи
3) работать в…продолжение пяти лет
4) что-то на…подобие лодки
5) в…связи с переездом
1 2 3 4 5
24. Слитное 1) и завтра то…же, что вчера
2) я объяснил ему, за…чем мне это нужно
3)и…так, я жил тогда в Одессе
4) будем жить так, что…бы все любили нас
5) от…чего ушёл, к тому и пришёл
1 2 3 4 5

ПУНКТУАЦИЯ

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире

25. 1) Художник … не моралист, художник тот, кто создаёт прекрасное.
2) Выставить меня в смешном и неприличном свете … самое лучшее средство, чтобы вернуть себе контроль над расследованием.
3) По-русски проститься … значит просить прощения.
1 2 3

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

26. 1) Он отнял руки, и стало видно, что глаза у него влажные … блестящие.
2) Ты внемлешь грохоту громов, и гласу бури и валов, и крику сельских пастухов … и шлёшь ответ.
3) Нам нужно сажать леса … не только для восстановления плодородных сил земли, но и для нашего хозяйства.
1 2 3
27. 1) Окружавший нашу поляну … лес при месячном освещении казался гигантскими водорослями.
2) Беглого корнета по жизни влекло любопытство … чувство пустое и бесполезное.
3) Лицо его имело выражение … довольно приятное, но плутовское.
1 2 3
28. 1) Я устремился к Ангаре … в Москве оставив поздний вечер и Братск увидев на заре.
2) Невзирая на ветер и стужу … мы должны были идти за топливом.
3) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам … голову сломя.
1 2 3
29. 1) Плескалось и шуршало море … всё в белых кружевах пены.
2) Вот и сейчас … в предполуночный час … соседние строения тонули во тьме, а красавец дом весь сиял и переливался, похожий на сказочный ледяной дворец.
3) Дождь льёт … как из ведра, потоки воды шумно несутся по улицам и переулкам.
1 2 3
30. . 1) В сущности … в первые годы детства человек проходит самый трудный из своих университетов.
2) Остапу … казалось бы … на роду написан битвенный путь.
3) По его словам … нельзя было догадаться о его настроении.
1 2 3

Отметьте номер предложений, в которых чужая речь оформлена неправильно.

31. 1) Николай наклонил голову и тихо спросил, что не может ли она пройти сейчас с ним к Красновым.
2) «Бабушка – сказал Егорушка,- я спать хочу».
3) М. А. Шолохов подчёркивал, что «писатель должен уметь прямо говорить читателю правду, как бы она горька ни была».
1 2 3

Отметьте номера предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка.

32. 1) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное.
2) Есть в Суздали особый дар человечности особая теплота, которая покоряет каждого, кому удаётся увидеть сквозь древние камни светлую улыбку русских строителей.
3) Светлый месяц, почти полный, вышел из-за сарая и через двор легли чёрные тени, и заблестело железо на крыше.
1 2 3
33. 1) Мы спустились в долину и как только нашли воду тот час же остановились.
2) Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного села с множеством изб и улиц.
3) Даша заметила, что, когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин, Катя сразу не поворачивала к нему голову, минуточку медлила.
1 2 3

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.

34. 1) У неё не было на лице никакого выражения, совсем никакого … ни волнения, ни радости, ни страха – ничего.
2) Вокруг обычным, спокойным порядком шла работа, а именно … глубоко внизу сигналили машины, гремела арматура, раздавалась барабанная дробь металлических ломов.
3) Иван Иванович всегда даёт каждому из детей … или по бублику, или по кусочку дыни, или по яблоку.
1 2 3

Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.

35. Порою кажется (1) что замечательные памятники Суздаля созданы для того (2) чтобы своими каменными выступами (3) поясками, анфиладами (4) служить опорой для чистого снега. 1 2 3 4

КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Отметьте номера слов с ударением на втором слоге.

36. 1) агент
2) удобнее
3) занята
4) инструмент
5) досыта
1 2 3 4 5

Отметьте номера предложений с речевыми ошибками.

37. 1) У матери отлегло сердце, когда она увидела Павла живым и невредимым.
2) Ты меня крупно обидела.
3) Государственный Эрмитаж – обладатель одного из крупнейших в мире первоклассных собраний художественного стекла.
4) Пока учащиеся готовят у доски ответ по карточкам, класс проверяет домашнее задание.
5) Эти уроки посвящены способам образования глагола.
1 2 3 4 5
38. 1) Блюда из картофеля с аппетитом едят все.
2) После плаванья пионеры вытираются полотенцем: вытирание укрепляет и закаляет тело.
3) Выписать из текста глаголы, употреблённые в безличном значении.
4) Мать любила и всякие другие игры, особенно же головоломки и карты.
5) Он полетел в больницу сломив голову.
1 2 3 4 5
39. 1) Подчеркните предложение, которое помогает понять основную мысль текста.
2) Он смутно ощущал всё расстояние и возможность погибнуть.
3) Я очень много работал, чтобы получить образование, можно сказать, выбивался из кожи.
4) Вот из-за синей полоски леса показалось багровое солнце.
5) Высокую, темноволосую, смуглую, стройную и невероятную гибкую, с бледно-зелёными глазами снежного барса, её в течение полувека без устали, снова и снова рисовали, писали красками, валяли в гипсе, мраморе, фотографировали.
1 2 3 4 5
В приведённом предложении допущена следующая ошибка:
А) орфографическая
Б) пунктуационная
В) речевая
Г) ошибок нет
Впереди, чуть выдаваясь к дороге, стояла некрупная, коленом изогнутая чёрно пегая берёза, вся прошитая солнцем, трепещущая от тепла истомы и лёгкого дуновения происходящего в кроне. А б в г

ИТОГО баллов _____________

Оценка ____________

Таких тестов я заготовила много. Учащиеся с удовольствием работают по ним, так как они сами поняли полезность их. Многие мои выпускники поступили в высшие учебные заведения, имея в Сертификате ЕГЭ не менее 70 баллов по русскому языку.

ЕГЭ по Русскому состоит из двух частей и 25 заданий.

Первая часть представляет собой 24 задания. Они могут быть тестовые, на выбор одного или нескольких ответов, открытого типа (самому вписать пропуск).

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Задания части 1 проверяют усвоение выпускниками учебного материала как на базовом, так и на высоком уровнях сложности (задания 7, 23–24).

Вторая часть - состоит из одного задания - 25. Данное задание предполагает написание сочинения на основе прочитанного и проанализированного текста.

Задание части 2 (задание 25 – сочинение) может быть выполнено экзаменуемым на любом уровне сложности (базовом, повышенном, высоком).

На работу дается 210 минут - 3,5 часа.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
1 часть 24 33 Краткий ответ
2 часть 1 24 Развернутый ответ
Итого 25 57

Разбалловка по заданиям

Ниже я приведу "стоимость" каждого выполняемого задания.

За верное выполнение каждого задания первой части (кроме заданий 1, 7, 15 и 24) экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.

Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.

За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5 баллов.

За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена одна ошибка; 3 балла: допущено две ошибки; 2 балла: верно указаны две цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие.

За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый, правильно выполнивший задание второй части , составляет 24 балла.

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 57 первичных баллов .

Экзамен по русскому языку является обязательным для всех выпускников. По общему признанию, для тех, кому достаточно преодолеть минимальный барьер, он не представляет сложности. Но если вы рассчитываете получить высокий балл, то нужно серьезно готовиться. О том, как это лучше делать, «Учёбе.ру» рассказала эксперт Елена Бузина, ведущая популярной группы для подготовки к экзамену по русскому языку «Пишу на сто».

Елена БУЗИНА,

эксперт ЕГЭ, кандидат педагогических наук,

ведущая группы «ВКонтакте» «Пишу на сто»

В чем, по-вашему, самая большая сложность экзамена по русскому языку?

Никаких сложностей в экзамене по русскому языку в формате ЕГЭ нет, и это правда. Если они возникают, то их легко преодолеть. Для этого нужно, во-первых, внимательно изучить демонстрационный вариант теста, спецификацию и кодификатор. Накануне учебного года все эти документы публикуются на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Проанализировав их, надо определить, какие задания вызывают у вас трудности, и начать подготовку, учитывая это.

Русский язык — это единственный экзамен, который может служить «палочкой-выручалочкой» для тех, кто поступает в престижные вузы. Сдать больше, чем на 90 баллов, математику очень тяжело. Физику, химию или биологию — тем более. А сдать русский язык больше, чем на 90 баллов, вполне по силам каждому, кто поставит перед собой такую цель.

Но, конечно, если вы планируете получить высокий балл (от 80 и выше), то без системного повторения сдать ЕГЭ по русскому, как и любой другой экзамен, вряд ли получится.

Какие темы, по вашим наблюдениям, вызывают больше всего сложностей?

Самые трудные темы общеизвестны: в течение трех лет, с тех пор как появилась новая модель ЕГЭ по русскому языку, стабильными «чемпионами» по самому низкому проценту выполнения являются несколько заданий.

Прежде всего, это задание № 14 из блока «Орфография», в котором проверяются знания правил написания одного или двух «н», и задание № 19 в блоке «Пунктуация». В этом задании нужно выбрать правильный ответ, анализируя сложное предложение с разными видами связи.

Стабильно невысокий результат выпускники показывают, выполняя задания на основе исходного текста, который предлагается для работы. Это задания № 21, № 22 и № 23. Их сложность заключается в том, что правильный ответ нужно найти в тексте, который выпускник читает на экзамене в первый раз.

Что делать? Для блока «Орфография» нужно повторить правило — не заучивать наизусть, а учиться работать на основе алгоритма и выполнять все действия последовательно, чтобы найти верный ответ на поставленный вопрос. Впрочем, этот подход касается абсолютно всех заданий блока.

Чтобы научиться выполнять задания из блока «Пунктуация», нужно повторить базовые правила, которые даются в 8 классе. Нужно очень хорошо повторить тему «Простое предложение»: понять законы такого предложения, как оно может быть устроено, чем может быть осложнено. После этого будет легко выполнять задания и на сложные предложения, ведь на деле это несколько простых предложений, объединенных разными способами.

Как лучше готовиться к экзамену? Есть ли какие-то секреты?

Секрет первый: распределите задания первой части (задания с № 1 по № 24) на тематические блоки. Их несколько: задания № 8-14 составляют блок «Орфография, задания № 15-19 — блок «Пунктуация», задания № 4-7 — блок «Культура речи». Задания № 1-3 и № 20-24 — это два блока, которые проверяют навыки смыслового и речеведческого анализа, в том числе большого текста, который приведен в тесте.

Секрет второй: в каждом блоке выделите самые легкие и самые трудные лично для вас задания. Повторите правила. С любым правилом легче работать, если оно дано в виде схемы, таблички или алгоритма. Когда вы тренируетесь, туда можно и нужно заглядывать столько, сколько необходимо для того, чтобы запомнить правило и порядок его применения.

Секрет третий: закрепление. Для этого можно обратиться к популярному сайту «Решу ЕГЭ» . Проработав правило, нужно сразу выполнить как минимум пять, а лучше 15 заданий. Обязательно нужно выполнить 10-15 заданий этого типа и в бумажной версии. Можно воспользоваться пособиями, с которыми рекомендуют готовиться к экзамену ваши учителя.

Какой тип вопросов считается самым сложным? Как по ним лучше тренироваться? Какие вопросы дают больше всего баллов и стоит ли «напирать» на них?

В тесте по русскому языку есть четыре задания, за которые выставляется больше одного балла. Это задания № 1 и № 15, за которые можно получить по 2 балла. Они определяются как «базовый уровень сложности», то есть их могут выполнить абсолютно все.

А вот заданий, которые относятся к высокому уровню сложности, в первой части ЕГЭ по русскому языку всего три: № 7, № 23 и № 24. Задание № 7 и задание № 24 — самые «дорогие»: 5 и 4 балла соответственно. И эта оценка вполне справедлива — сколько будет верных ответов, столько баллов будет засчитано. Если, например, в задании № 7 вы правильно сопоставите два предложения, то получите 2 балла, и так далее.

Задание № 24 — это перечень средств выразительности, которые используются для создания образной речи. В этом задании дается девять терминов, из которых надо выбрать четыре и поставить их в рецензии на правильное место. Для того чтобы выполнить это задание, нужна серьезная проработка теории и очень хорошая тренировка. Но процент его успешного выполнения намного выше, чем у задания № 14 (одна или две «н» в разных частях речи), хотя эти правила дети учатся применять начиная с 5 класса.

Обратите особое внимание на то, что в заданиях № 7 и № 24 принципиально важен порядок внесения ответов в бланк. Если он будет нарушен, получится, что при выполнении заданий вы допустили ошибку. Так вы потеряете баллы.

Очень важно научиться правильно читать вопрос. Все, что требуют задания, сформулировано четко, и, если читать внимательно, очень сложно ошибиться с тем, как внести ответы в бланк. Например, задание: «Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номер ответов». Сама постановка вопроса готовит к тому, что нужно выбрать больше одного варианта ответа. А вот фрагмент другого задания: «Из предложения № 33-34 выпишите слово со значением (...)». Единственное число в вопросе говорит о том, что для верного ответа надо выбрать только одно слово.

При выполнении задания № 23 (это задание повышенной сложности, хотя оно дает всего 1 балл), нужно быть очень внимательным к формулировке и заняться анализом именно того предложения, которое указано в задании. Вот как оно звучит: «Среди предложений (далее указываются номера) найдите такое (или такие), которое (которые) связано (связаны) с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер (номера) этого (этих) предложения (предложений)». Только способность и готовность к анализу позволит найти верный ответ на этот вопрос.

Стоит обратить внимание на задания № 8-14 в блоке «Орфография». Здесь нужно выписать слово, которое отвечает условию, и внести его в бланк ответов. Выбранное вами слово должно быть вписано в бланк ответов правильно. Если в нем будет допущена орфографическая ошибка, ответ не будет засчитан. То же самое случится, если слово вы внесете, но забудете вписать правильную букву на месте обозначенного в тесте пропуска.

Обо всех этих и других деталях подробнейшим образом рассказывает спецификация контрольно-измерительных материалов, и к ней полезно обращаться.

НА ЭКЗАМЕНЕ НУЖНО ТЩАТЕЛЬНО РЕДАКТИРОВАТЬ УЖЕ НАПИСАННЫЙ ТЕКСТ

Как надо написать сочинение-рассуждение, чтобы получить за него максимальное количество баллов?

Задание № 25 — сочинение-рассуждение — имеет очень большое значение. Максимально за него можно получить 24 балла, это более 42% от суммы баллов за верное выполнение всего теста. Нужно сказать сразу, что сегодня эту часть работы выполняют практически все выпускники: даже те, кто только-только перешагивает нижний порог, по этому заданию получают как минимум 3-5 баллов.

Сочинение проверяется двумя независимыми экспертами на основе 12 критериев. Их условно можно разделить на блоки:

  • критерии 1-4 отвечают за содержание: за то, как создан сам текст сочинения, как сформулирована проблема, как дан комментарий по ней, как сформулирована позиция автора и аргументирована собственная точка зрения;
  • критерии 5-6 оценивают качество, структуру и полноту речи;
  • критерии 7-10 оценивают грамотность, причем по критериям 7 («Оценивание орфографии») и 8 («Оценивание пунктуации») максимально можно получить по три балла, и это очень много;
  • так называемый «Этический критерий» и «Фактическая точность» позволяют оценить фоновый материал, с которым работал выпускник, и то, насколько текст получился корректным по оценкам, с точными фактами.

Эти критерии вполне понятны и прозрачны. Но подходя к каждому из этих шагов формально невозможно получить высокие баллы. Для того чтобы заработать хотя бы 20 баллов, важно научиться тщательно редактировать уже написанный текст: поработать с черновиком и проверить чистовик. В

Представлено: текстовой задачей.
Тип задания: с кратким ответом.
Уровень сложности: базовый.
Количество баллов: 1.
Примерное время на выполнение: 2 минуты.

Предполагается, что большинство выпускников, сдающих профильного уровня, способны выполнить первое задание устно.

Необходимые для его выполнения знания ученик должен усвоить уже к 5-6 классу. А именно:

  • арифметические действия;
  • десятичные дроби;
  • округление десятичных дробей;
  • перевод одних единиц измерения в другие;
  • проценты;
  • пропорции;
  • построение математической модели задачи;
  • интерпретация результата решения задачи;
  • учет реальных ограничений в интерпретации результата.

В основном встречаются задания пяти типов:

  • бытовые задачи (необходимо что-то посчитать: время в пути, стоимость товара, расход электроэнергии и т.д.);
  • на округление результата с избытком или недостатком с учетом реальных ограничений (например, сколько булочек можно купить на 100 рублей – округляем с недостатком, а сколько потребуется для ремонта рулонов обоев – с избытком);
  • на вычисление процентов (сколько будет стоить товар со скидкой, сколько процентов учащихся успешно сдали экзамены, и т.д.)
  • на пропорции (сколько таких же книг можно купить на другую сумму, сколько времени потребуется на преодоление другого расстояния с той же скоростью, и т.д.)
  • различные комбинации четырех предыдущих вариантов.

Труднее всего выпускники справляются с заданиями, где нужно посчитать время или перевести единицы из одних в другие.Важно помнить , что время считается не в десятичной системе (в сутках 24 часа, а в часе 60 минут). При решении первого задания иногда требуются дополнительные знания, например, понятие о часовом времени. Однако все вполне решаемо.

Примеры заданий ЕГЭ по математике

Пример №1

Полет самолета происходит на высоте 39000футов. 1 фут равен 30,5 см. Найдите высоту полета в метрах. Ответ округлите до целых.

Решение: Вместо фута подставим равную величину в сантиметрах, затем сантиметры переведем в метры
39000футов=39000*30,5см=1189500см=1189500*0,01м=1189,5м
В данной задаче округление производим по правилу математического округления.
1189,5м≈1190м

Ответ : 1190

Пример №2

Спортсмен пробежал 500м за 1 минуту 12 секунд. Найдите его среднюю скорость. Ответ дайте в километрах в час.

Решение: Сначала переведем 1 минуту 12 секунд в секунды.
1мин+12с= 60с+12с=72с
Так как среднюю скорость надо дать в км/ч, можем поступить двумя способами.
1) Сначала вычислить скорость в м/с и затем перевести в км/ч.
2) Перевести время в часы, расстояние в километры и затем вычислить скорость.

В данной задаче во втором способе вычисления оказываются проще.
500м=500*0,001км=0,5км
72с=72*(1/3600)ч=0,02ч
0,5 км/0,02ч=25км/ч

Ответ : 25

Пример № 3

Пакет молока стоит 45 рублей. В первой половине дня для пенсионеров предусмотрена скидка в размере 10%. Сколько рублей заплатит пенсионер за 2 пакета молока в 11 часов утра?

Решение: Сначала определяем, получит ли пенсионер скидку. 11 часов утра – время до обеда, значит получит. Дальше возможны три способа решения.

1 способ: Определяем стоимость пакета молока в процентах
100-10=90%
Находим стоимость пакета молока в рублях
45р*0,9=40,5р
Вычисляем стоимость двух пакетов молока
40,5р*2=81р

2 способ: Находим размер скидки на один пакет
45р*0,1=4,5р
Определяем цену 1 пакета молока со скидкой
45р-4,5р=40,5р
Вычисляем стоимость 2 пакетов
40,5р*2=81р

3 способ: Находим стоимость двух пакетов без скидки
45р*2=90р
Определяем размер скидки на два пакета молока
90р*0,1=9р
Вычисляем стоимость покупки
90р-9р=81р

Ответ : 81

Пример №4

Оптовая цена общей тетради составляет 40 рублей. Розничный магазин продает тетради с наценкой 20%. Сколько тетрадей сможет купить школьник, имея 570 рублей?

Решение: Находим наценку в рублях
40р*0,2=8р
Вычисляем розничную стоимость тетради
40р+8р=48р
Определяем количество тетрадей
570/48=11,875
По смыслу ответ округлить надо в меньшую сторону, так как на 12-ую тетрадь денег недостаточно.

Ответ : 11

Пример №5

Для участников конференции закупается чай. В каждой упаковке 100 пакетиков чая. За день расходуется 130 пакетиков. Какое количество упаковок необходимо закупить, если конференция продлится 4 дня.

Решение: Находим необходимое количество пакетиков чая
130пакетиков*4дня=520пакетиков
Находим нужное количество упаковок
520пакетиков/100пакетиков в упаковке= 5,2 упаковки/ По смыслу этого задания результат надо округлить в большую сторону, т.к. 5 упаковок не хватит.

Ответ : 6

Пример №6

Поезд Москва-Нижневартовск отправляется в 13:25 и прибывает на следующий день в 12:25 по местному времени. Сколько часов поезд находится в пути, если время в Нижневартовске на два часа опережает московское. Ответ дайте в часах

Решение:
Переводим время в Нижневартовске в московское
12ч 25мин+2ч=14ч 25мин
Вычисляем время в пути с учетом, что поезд прибывает через сутки
14ч 25мин+24ч-13ч 25мин=25ч

Ответ : 25

Первое задание обычно не вызывает затруднений. Однако в нем бывает довольно много ошибок, вызванных банальной невнимательностью. Прежде, чем записать ответ, прочитайте еще раз задачу.Что требуется найти? Убедитесь, что вы нашли именно то, что спрашивается в задаче, и после этого записывайте ответ.