Расул рза было около шести. Расул Рза: биография

рза расул мирзаев, рза расул гамзатов
Расул Ибрагим оглы Рзаев

Дата рождения: Место рождения:

Геокчай, Бакинская губерния, Российская империя

Дата смерти: Место смерти:

Баку, Азербайджанская ССР, СССР

Гражданство (подданство):

Российская империя
СССР

Род деятельности:

поэт, драматург, переводчик

Направление:

социалистический реализм

Жанр:

стихотворение, пьеса, поэма

Язык произведений:

азербайджанский

Премии:
Награды:

Расу́л Рза (азерб. Rəsul Rza; настоящее имя Расул Ибрагим оглы Рзаев, азерб. Rəsul İbrahim oğlu Rzayev; 19 мая 1910 - 1 апреля 1981) - азербайджанский советский поэт, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1944), народный поэт Азербайджанской ССР (1960); лауреат Сталинской премии третьей степени (1951), Герой Социалистического Труда (1980). Являлся министром кинематографии Азербайджанской ССР (1945-1949), был депутатом ВС Азербайджанской ССР 1-го 3-7 созывов.

  • 1 Биография
  • 2 Личная жизнь
  • 3 Творчество
  • 4 Память
  • 5 Награды и премии
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Литература

Биография

Расул Рза родился 19 мая 1910 года в Геокчае в семье служащего. Однако эта дата рождения неточная. Год и день рождения поэта были записаны на одной из страниц Корана, который впоследствии бесследно исчез. Его отец - Мирза Ибрагим происходил из селения Чийни (азерб.)русск., расположенное в нескольких километрах от Геокчая, (Ныне территория Уджарского района) работал сельским писарем и переводчиком в местной канцелярии. Он скончался, когда сыну было пять лет. Заботу о семье взял на себя родной брат матери - Мамед Гусейн Рзаев, фамилию которого впоследствии перенял Расул Рза. Дядя был любознательным человеком, увлекался поэзией и даже сам писал стихи. После революции он работал военкомом, секретарём райкома. Позднее Расул Рза отмечал, что «свою неосуществлённую мечту стать поэтом дядя завещал мне».

Расул Рза получил среднее образование в районной школе. Окончил ВГИК. Член ВКП(б) с 1939 года.

В 1937-1938 годах Р. Рза работал начальником сценарного отдела, а в 1942-1944 годах - директором Бакинской киностудии. 1944-1946 годах был начальником управления по делам искусств Азербайджанской ССР. 1948-1949 годах был министром кинематографии Азербайджанской ССР.

Депутат ВС Азербайджанской ССР 1-го 3-7 созывов. Был главным редактором Азербайджанской советской энциклопедии (с 1965 года), возглавлял ряд творческих и общественных организаций. Председатель правления СП Азербайджанской ССР (1938-1939).

Личная жизнь

Мемориальная доска на стене дома в Баку, в котором жили и работали Расул Рза и Нигяр Рафибейли

В 1931 году Расул Рза познакомился с поэтессой Нигяр Рафибейли, дочерью бывшего министра народного здравия и призрения АДР и Ганджинского губернатора Худадат-бека Рафибекова. середине 1930-х гг. она подвергалась резкой критике. Подпись Расула Рза стояла под одной из таких разносных статей, о чём впоследствии он сожалел. Тем не менее, в тот период, отношения между ними существенно меняются. своей автобиографии Расул Рза писал:

Как ни странно, эти события сблизили нас, выяснилось, что у нас с Нигяр одинаковые взгляды на многие проблемы литературы и жизни... первое время при встречах мы говорили с ней о чём угодно, только не о любви. Спорили часами, забывая подчас об отдыхе, о еде. Впрочем, о любви тоже говорили, но эта любовь касалась больше произведений литературы, живописи, музыки. Не раз наши споры принимали «беспощадный» характер; не раз мы ссорились и расходились, казалось, окончательно, потом, конечно, мирились. Говорят, человеческие отношения походи на нитку: она рвётся, и завязываются новые узлы, и от этого люди становятся ближе друг к другу.

11 февраля 1937 года они поженились. Их сын - Анар, 1938 года рождения, известный писатель, драматург, сценарист и режиссёр кино, председатель правления СП Азербайджанской ССР.

Творчество

Расул Рза начал публиковаться с 1927 года. Первые стихотворения поэта печатались в газетах и журналах («Гяндж Ишчи», «Худжум», «Революция и культура» и др.) Стихи Расул Рза выпущены отдельными изданиями: «Чапей» (1932), «Си Ау» о национально-освободительном движении в Китае; «Письмо пионера» (1934), «Суровые дни», «Родина», «Месть! Месть!», «Верность». «Крылья» (1935); сборник стихов вышел в переводе на русский язык в издании Гослитиздата.

В конце 1920-1930-х писал об интернациональной борьбе против фашизма и колониализма, многообразной творческой жизни родного народа, о расцвете национальной культуры, о братской дружбе советских людей разной национальности. начале 30-х годов XX века написал антифашистские и революционные стихотворения «Женщины», «Чинар», «Германия» (1934), «Мадрид», «Ингалесио», «Кармен», «Матери Назыма Хикмета», «Си-Ау», «Чапей», «Зарево освобождения», получившие широкое признание читателей. На Великую Отечественную войну годов откликнулся сборниками стихов и рассказов: «Бессмертные герои» (1943), «Ярость и любовь» (1942), «Бахтияр» (1942). Братьям из Южного Азербайджана он посвятил поэму «Новолуние» и ряд стихотворений. С 50-х годов в творческой палитре Расула Рза возобладали философские мотивы. 1961 году Расул Рза посвятил поэму Н. Н. Нариманову «Народный доктор». 70-х годах написал поэмы «Вчера, сегодня и завтра», «1418», «Навстречу ветру». Расул Рза-автор рассказов и стихотворений для детей, создатель ряда научных и публицистических статей и очерков. Написал поэмы «Ленин» (1950), «Лейли и Меджнун» (1973); сборники стихов «Долгое эхо» (1970), «Против ветра» (1978); пьесы «Вэфа» (1943), «Братья» (1956), «Закон» (1963).

Почтовая марка Азербайджана, посвящённая 90-летию поэта

Перевел на азербайджанский язык произведения Низами («Хосров и Ширин»), Эсхила, Г. Лонгфелло, Дж. Байрона, Лопе де Вега, И. В. Гёте, Ш. Петёфи, П. Элюара, Г. Гейне, Т. Г. Шевченко («Гайдамаки» и др.), А. С. Пушкина («Полтава», «Граф Нулин» и др.), М. Ю. Лермонтова («Демон» и др.), Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко,Янки Купалы("А хто там идёт"), А. А. Блока, В. В. Маяковского («Владимир Ильич Ленин», «Хорошо», «Облако в штанах» и др.), А. А. Фадеева и многих других поэтов. Произведения Расула Рза переведены на многие иностранные языки.

Память

  • Именем Расула Рзы названа одна из улиц Баку.

Награды и премии

  • Сталинская премия третьей степени (1951) - за поэму «Ленин» (1950)
  • Герой Социалистического Труда (1980)
  • два ордена Ленина
  • орден «Знак Почёта»
  • народный поэт Азербайджанской ССР (1960)

Примечания

  1. Алибекова, 1972, с. 10
  2. 1 2 Алибекова, 1972, с. 11-12
  3. Алибекова, 1972, с. 16
  4. Алибекова, 1972, с. 25
  5. 1 2 Алибекова, 1972, с. 47-48

Ссылки

  • Расул Рза - статья из Большой советской энциклопедии
  • Авторский проект Дмитрия Карасюка

Литература

  • Алибекова Г. Всегда в пути... Жизнь и творчества Расула Рза. - М.: Советский писатель, 1972.
  • Вэлијев М. вэ Хэлилов Г., Рэсул Рза, Бакы, 1960.

рза расул гамзатов, рза расул кызы, рза расул маматкулов, рза расул мирзаев

Рза, Расул Информацию О

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Расул Рза

Энциклопедический словарь, 1998 г.

расул рза

РАСУЛ РЗА (наст. имя и фам. Расул Ибрагим оглы Рзаев) (1910-81) азербайджанский поэт, народный поэт Азербайджана (1960), Герой Социалистического Труда (1980). Поэмы "Ленин" (1950), "Лейли и Меджнун" (1973); сборники стихов и поэм "Долгое эхо" (1970), "Против ветра" (1978); пьесы; переводы. Государственная премия СССР (1951).

Расул Рза

(псевдоним; настоящее имя и фамилия Расул Ибрагим оглы Рзаев) [р. 6(19).5.1910, г. Геокчай], советский писатель, народный поэт Азербайджана (1960), заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1944). Член КПСС с 1939. Учился во ВГИКе (1935≈37). В 1945≈1949 министр кинематографии Азербайджанской ССР. С 1965 главный редактор Азербайджанской советской энциклопедии. Печатается с 1927. В конце 20≈30-х гг. Р. Р. много писал об интернациональной борьбе против фашизма и колониализма. В годы Великой Отечественной войны 1941≈45 опубликовал сборники стихов и рассказов «Бессмертные герои» (1942), «Ярость и любовь» (1943) и др. В 1950 создал поэму «Ленин» (Государственная премия СССР, 195

    В 50≈60-е гг. в творчестве Р. Р. усиливаются философские мотивы. По-прежнему остро звучит интернациональная тема. Автор пьес «Вэфа» (пост. 1943) ≈ о Великой Отечественной войне, «Братья» (пост. 1956) ≈ о борьбе за Советскую власть, «Закон» (1963) ≈ о простых людях Америки. Переводит на азербайджанский язык сочинения Эсхила, Лопе де Вега, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др. Произведения Р. Р. переведены на многие языки. Председатель СП Азербайджанской ССР (1938≈39). Депутат Верховного Совета Азербайджанской ССР 1-го и 3≈7-го созывов. Награжден 2 орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.

    Соч.: Сечилмиш эсэрлэри, ч. 1≈4, Бакы, 1967≈74; в рус. пер. ≈ Весна во мне, Баку, 1962; Я ≈ земля. [Предисл. И. Сельвинского], М., 1965; Долгое эхо. Стихи и поэмы, М., 1970.

    Лит.: Алибекова Г., Всегда в пути. Жизнь и творчество Расула Рза, М., 1972; Вэлиjев М. вэ Хэлилов Г., Рэсул Рза, Бакы, 1960.

РАСУЛ РЗА (наст. имя и фам. Расул Ибрагим оглы Рзаев) (1910-81), азербайджанский поэт, народный поэт Азербайджана (1960), Герой Социалистического Труда (1980). Поэмы "Ленин" (1950), "Лейли и Меджнун" (1973); сборники стихов и поэм "Долгое эхо" (1970), "Против ветра" (1978); пьесы; переводы. Государственная премия СССР (1951).

Расул Рза родился 19 мая 1910 году в городе Геокчай Азербайджана, умер 1 апреля 1981 году в городе Баку. Из рода Мамедханлы. (прозаик Анвер Мамедханлы был родственником Расула Рзы. Прим. Dervish). Род связан с именем помещика и владельца нескольких сел и имений Мамадяр оглы Мамедом. Из племени Баят, из тейпа Шахсеван.

Расул Ибрагим оглы Рза родился в 1910 году в городе Геокчае. Среднее образование получил в районной школе. Окончил Институт кинематографии в Москве. Писал с 1930 года. Первые стихотворения поэта печатались в газетах и журналах ("Гяндж Ишчи", "Худжум", "Революция и культура" и др.) Стихи Расул Рза выпущены отдельными изданиями: "Чапей" (1932), "Письмо пионера" (1934), "Крылья" (1935); сборник стихов вышел в переводе на русский язык в издании Гослитиздата. Расул Рза в 1938 году награжден орденом "Знак Почета", Депутат Верховного Совета Азербайджанской ССР Член ВЛКСМ.

Творчество Расула Рзы - особый островок в необозримом море поэзии; оно-своего рода преодоление традиционных, установившихся форм. Созданный поэтом стих открыл новые возможности в поэтическом постижении философских глубин человеческого бытия, позволил концентрированнее отображать все краски и всю сложность мира. И это-одна из предпосылок повышенного внимания к книгам поэта, к его поэзии вообще.Мы привыкаем уже к мысли, что Р.Рза-поэт-новатор, стихи которого разрушили традиционную восточную поэтику, и споры о преимуществах и недостатках "свободного стиха", его "несовместимость" с излюбленным хеджем, арузом, гошма и т.п. с легкой руки отдельных теоретиков мы воспринимаем как нечто принципиальное, хотя, в сущности, они должны напоминать нам схоластические дискуссии, которые опровергаются практикой самой литературы. Расул Рза был далеко идущим новатором, он ввел в азербайджанский стих небывалые формы. И при этом выдержал испытание временем, испытание и "на прочность", став реальным фактом национальной литературы. А бесплодное теоретизирование вокруг "проблемы верлибра", который якобы "насаждал" у нас Р.Рза, может лишь завести в тупик, ибо нельзя отрывать форму от содержания.

Сам поэт так иронизировал в связи с обычным пониманием рифмы:

Кровь и любовь.
Красота и уста.
Читатель, ты не устал?
У человека пара ушей.
Это, конечно, так.
Но из этого разве следует,
что в стихе все подряд мы должны рифмовать.

Значимость стиха во все времена измерялась мыслью, заложенной в его основе, и образностью, которая делает эту мысль достоянием поэзии, а своеобразие ритмического строя должно вместить рождающийся в воображении поэта сплав мысли и образа. Если брать шире, то, очевидно, в "молекуле" стиха мысль, образ, размер, ритм должны взаимодействовать и функционировать как единое, неделимое целое, причем ни один из указанных компонентов не должен "узурпировать" свои права, монопольно претендовать на главенствующее положение. И меньше всего это дано "размеру". Именно с этой точки зрения нужно и подходить к творчеству Расула Рзы. Исследуя проблемы традиций и новаторства, идейно-эстетических исканий, свойственных современной поэзии вообще и творчеству поэта в частности, следует отказаться от узкого, прямолинейно-механического истолкования поэтического новаторства, не ограничивать его лишь областью формы, а стремиться представить в той взаимосвязи с историческими и социальными задачами, которые выдвигались новой эпохой и литературой, ее отображающей.

В этом смысле новаторский характер поэзии Расула Рзы неотделим от того нового, что несла с собой вообще азербайджанская поэзия начала XX века, творчество ее лучших представителей - С.Вургуна, М.Мушфика, С.Рустама и др., обогативших ее образно-стилевую и идейно-философскую сущность.Нельзя не учитывать также, что новизна формы расуловского стиха предопределялась новизной мысли и образа, как бы выламывающихся из стеснявших их "прокрустовых" размеров и форм. И старая форма, не выдержав напора новых понятий, представлений, идей, трещала по швам; мысль, обретя раскованную легкость и свободу от канонов традиционных размеров, сверкала новыми гранями, приближаясь к цели и становясь доступнее. Наиболее убедительно об этом свидетельствуют сами стихи поэта.Например, цикл под названием "Краски"- своеобразная дань импрессионизму, выраженному средствами стиха. И.Сельвинский назвал его "движением от живописи к философии", ибо поэт стремится найти в самой жизни объяснение смысла всей палитре существующих цветов, дает свою необычную, нетрадиционную интерпретацию понятиям из смежной области-живописи, отражающей в себе все краски, существующие в действительности.

Краски как бы оживают, воплощаясь в символ.
Так, черная краска
Подлый враг.
Подсознательный страх.
Ползающие, не по болезни, а по боязни.
Рассвет в день казни.
Ложь.
Нечистые мысли.
Кроме того, в мире найдешь
Много черного в другом смысле.
Черное, но без привкуса крови.
Черные очи, черные брови.

Самед Вургун отходил от старых форм не так круто: он писал традиционными размерами "хеджа", но писал по-новому. Он насаждал жанр сюжетной поэмы на современном материале, и это, казалось, восходило к Пушкину. Однако азербайджанская поэтическая традиция знавала сюжетные поэмы (даже своего рода романы в стихах) Низами и Физули.Расул Рза был "спорным" поэтом, потому что он не трансформировал, а взорвал старые формы. Но это не было произволом одного человека. Новизна тем, сюжетов, образов и идей была предпосылкой и стимулом истинного новаторства Р.Рзы, которое имеет свои истоки и генетику, окружение и фон.Биографические факты и события из жизни поэта, его рассуждения о поэзии, "о времени и о себе", о собратьях по перу, также свидетельствуют о факторах, звавших поэта к неслыханно новому. Этому способствовали те творческие связи, которые существовали между Расулом Рзой и многими поэтами и писателями его времени: Назымом Хикметом, Самедом Вургуном, Ильей Сельвинским, Микаилом Мушфиком и другими.Строки Маяковского оставили заметный след в творчестве Р.Рзы. То общее, что связывает Р.Рзу с творчеством Маяковского, проявляется не столько в "ступенчатости" стиха, его чеканной выразительности и внутренней экспрессии, в основе которых-"цепная реакция" ассоциаций, неожиданных "поворотов" слова и мысли, звуковые контрасты и диссонансы, а в том, что входит в понятие "духа поэзии", ее новой идейно-эстетической и новаторской сущности. И здесь многое дает выявление параллелей.

Представляет, например, интерес сопоставление произведений Ленинианы, созданной этими двумя поэтами, ибо сущность новой поэзии, во главе которой высится гигантская фигура Маяковского, подразумевает единство целей и идейную близость.Влияние Маяковского на поэзию разных народов (Л.Арагон, Н.Хикмет, Незвал, П.Неруда и др.)-это прежде всего воздействие революционной по духу, взрывной по силе и масштабной по популярности в массах поэзии нового типа, сформировавшей на современном этапе и "отечественный отряд" поэзии (Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Э.Межелайтис, Р.Рза и др.).Читая книги Расула Рзы в той последовательности, в какой они и были хронологически созданы, нетрудно увидеть, как формировался его талант, как происходило становление поэта новой формации, высвобождающего свой стих от ограничений старой поэтики. Видишь, как шел он к широким поэтическим обобщениям, к общечеловеческим мотивам и темам, которые с каждым этапным моментом его эволюции все больше начинали составлять суть его гражданской позиции.

Правы те критики, которые, отвергая суждения о якобы стремлении поэта к "западному верлибру", пытаются показать связь его творчества с народной поэзией, наличие в нем почти всех форм традиционных поэтических конструкций и ашугской лирики. Связь Расула Рзы с народным творчеством и в самом деле составляет тот фундамент, ту стартовую площадку, с какой и были возможны и взлет к "поднебесьям", "высям и далям" поэзии, и освоение нового жизненного материала, в котором космические мотивы и ощущения лирического героя обретают право на нерасторжимое существование в структуре стиха.О закономерности этой тенденции в мировой поэзии, в лучших своих проявлениях прорывающей национальную оболочку формы для сближения с "поэтическими мирами" других народов и благодаря этому находящей короткие пути к широкой миллионной аудитории, может свидетельствовать и следующее признание Луи Арагона: "Поэт Маяковский научил меня обращаться к миллионам людей, которые хотят переделать мир".Новации в области формы лишь тогда оправданы, когда они сопровождают философско-идейные искания. Эту закономерность подтверждает опыт мировой поэзии, ее лучших представителей, включая и тех, которые были названы выше, и тех азербайджанских поэтов, о которых речь пойдет дальше. В этом смысле каждый поэт, оставивший заметный след в литературе своего народа-новатор.

В этом-смысл и новаторского поиска Расула Рзы. Эволюция стиха, когда традиция не отбрасывается вовсе, а преодолевается, обогащается и выливается в новое качество, стремясь к насыщению не только за счет своих, национальных "фондов", но обогащаясь от соприкосновения с "внешней атмосферой", опытом мировой поэзии, в наш век интенсивного развития коммуникативных средств приводит к установлению общечеловеческого единства. Именно в этом поэзия Расулы Рзы, да и других видных азербайджанских поэтов, имеет общие корни с творчеством Маяковского, Хикмета, Арагона и других мэтров мировой поэзии.

От первых гражданских, политических стихов-манифестов 30-х годов, несущих в себе откровенный вызов старой стихотворной традиции, до философских обобщений на современном этапе ("Я-Земля, цикл "Части лица", "Краски" и др.), демонстрирующих предельную простоту формы и обнаженную глубину и широту мысли, прошел Расул Рза, чье творчество составило яркую главу азербайджанской поэзии.

Расул Рза. Скажи глазам твоим

Скажи глазам твоим,
пусть в сон мой не приходят
ни яркими
ни темными от слез.
Скажи губам твоим,
пусть сердце не тревожат
ни нежностью,
ни ропотом угроз.
Упали годы мне на плечи
слой за слоем,
не скинуть
эту ношу бытия.
Пусть!
Приходи.
Останемся с тобою
на вечный миг,
в котором ты и я.
Рука к руке,
душа к душе,
В молчанье,
с безмолвным словом,
спрятанным в груди.
Кто знает –
может, это лишь начало
всего того, что будет впереди

(ныне Азербайджан) в семье служащего. Происходил из рода Мамедханлы, который связан с именем помещика и владельца нескольких сел и имений Мамедом Мамедъяр оглы из племени баят тайфа шахсевян.

Расул Рза получил среднее образование в районной школе. Окончил ВГИК.

В 1937-1938 годах Р. Рза работал начальником сценарного отдела, а в 1942-1944 годах - директором Бакинской киностудии. В 1944-1946 годах был начальником управления по делам искусств Азербайджанской ССР. В 1948-1949 годах был министром кинематографии Азербайджанской ССР.

Депутат ВС Азербайджанской ССР 1-го 3-7 созывов. Был главным редактором Азербайджанской советской энциклопедии (с 1965 года), возглавлял ряд творческих и общественных организаций. Председатель правления СП Азербайджанской ССР (1938-1939).

Умер 1 апреля 1981 года. Похоронен в Баку на Аллее почётного захоронения.

Семья

Супруга Расула Рзы - поэтесса Нигяр Рафибейли , Народный поэт Азербайджана . Их сын - Анар , 1938 года рождения, известный писатель, драматург, сценарист и режиссёр кино, председатель правления СП Азербайджанской ССР.

Творчество

Расул Рза начал публиковаться с 1927 года. Первые стихотворения поэта печатались в газетах и журналах («Гяндж Ишчи», «Худжум», «Революция и культура» и др.) Стихи Расул Рза выпущены отдельными изданиями: «Чапей» (1932), «Си Ау» о национально-освоболдительном движении в Китае; «Письмо пионера» (1934), «Суровые дни», «Родина», «Месть! Месть!», «Верность». «Крылья» (1935); сборник стихов вышел в переводе на русский язык в издании Гослитиздата.

В конце 1920-1930-х писал об интернациональной борьбе против фашизма и колониализма, многообразной творческой жизни родного народа, о расцвете национальной культуры, о братской дружбе советских людей разной национальности. В начале 30-х годов XX века написал антифашистские и революционные стихотворения «Женщины», «Чинар», «Германия» (1934), «Мадрид», «Ингалесио», «Кармен», «Матери Назыма Хикмета», «Си-Ау», «Чапей», «Зарево освобождения», получившие широкое признание читателей. На Великую Отечественную войну годов откликнулся сборниками стихов и рассказов: «Бессмертные герои» (1943), «Ярость и любовь» (1942), «Бахтияр» (1942). Братьям из Южного Азербайджана он посвятил поэму «Новолуние» и ряд стихотворений. С 50-х годов в творческой палитре Расула Рза возобладали философские мотивы. В 1961 году Расул Рза посвятил поэму Н. Н. Нариманову «Народный доктор». В 70-х годах написал поэмы «Вчера, сегодня и завтра», «1418», «Навстречу ветру». Расул Рза-автор рассказов и стихотворений для детей, создатель ряда научных и публицистических статей и очерков. Написал поэмы «Ленин» (1950), «Лейли и Меджнун» (1973); сборники стихов «Долгое эхо» (1970), «Против ветра» (1978); пьесы «Вэфа» (1943), «Братья» (1956), «Закон» (1963).

Перевел на азербайджанский язык произведения Низами («Хосров и Ширин»), Эсхила , Г. Лонгфелло, Дж. Байрона, Лопе де Вега, И. В. Гёте,