Проведение библиотечной уличной акции. Акции для детей в библиотеках г


В последнее время в библиотеках широкое распространение получила такая активная форма работы с читателями как акция.
Акция (лат. actio) – действие, направленное на достижение какой-либо цели. В зависимости от поставленных целей акции, проводимые в библиотеках, можно условно классифицировать на несколько видов:
· благотворительные,
· протестные,
· в поддержку чтения.
Что отличает акцию от других форм массовых мероприятий?
Акция – это вовлечение (движение, действие), умение создать событие для достижения поставленной цели.
Акция – это должно быть ярко!
Акция – это большое комплексное мероприятие, продолжительность которого зависит от поставленных задач.
Чтобы придать важность акции, получить от нее не только общественный резонанс, но, прежде всего, эффективный результат, необходимо четко продумать цели, содержание и организацию проводимых в рамках акции мероприятий. Для этого необходимо:
1. Понимание, каким должен быть результат (четкая цель – четкий результат);
2. Четкий сценарий (программа) с задачей для каждого участника и кульминационным событием в ходе акции. Каждое крупное мероприятие программы акции должно иметь отдельный сценарий;
3. Яркий формат (удачное название, лозунг, необычная атрибутика, яркое действо и пр.);
4. Привлечение партнеров на взаимовыгодной основе;
5. Реклама мероприятий, информационная поддержка СМИ;
6. Состязательность (конкурсы, турниры);
7. Использование современных средств общения (Интернет, мобильная связь и т.п.);
8. Поощрение участников акции и демонстрация ее итогов.

Пошаговое создание акции:

Шаг № 1 . Определение информационного повода .
Повод для акции может быть любой:
· значимая (юбилейная) календарная дата: политическая, историческая, литературная и др. (в масштабах страны, региона, города и т.п.); ведущая тема года;
· значимое событие в стране, мире (новый законопроект, выборы, военный конфликт, катастрофа и др.);
· проблема, волнующая всех (экология, наркомания, СПИД, нацизм и др.);
· проблема, волнующая отдельные категории населения: родителей, педагогов, библиотекарей (чтение детей, молодежи; правовое просвещение молодежи, семейное чтение и др.);
· проблема учреждения, в частности библиотеки: нехватка средств, книг; закрытие библиотеки и др.;
· реализация программы, проекта в библиотеке.
Иногда информационный повод находится на поверхности – освещается во всех СМИ, тревожит умы населения, активно обсуждается.

Шаг № 2 . Определение целевой аудитории .
Определение главных участников акции очень важно. От этого зависит разработка всей программы акции. Чем конкретнее читательские группы (участники акции), тем нагляднее и эффективнее может быть полученный результат акции.
· Молодежь (студенчество, работающая молодежь, старшеклассники);
· дети (дошкольники, школьники различного возраста, дети с девиантным поведением, дети с ограниченными возможностями);
· молодые родители. Многие библиотеки начинают работать с этой аудиторией буквально с первых месяцев беременности мам;
· читатели, условно поделенные на группы по профессиональным признакам:
Ø предприниматели,
Ø педагоги и воспитатели,
Ø служащие и др.;
· массовый читатель. Это самая многочисленная группа, но на такую аудиторию рассчитаны чаще всего акции-однодневки, акции общего характера.

Шаг № 3. Ключевые моменты акции .
Определение ключевых моментов планируемой акции: что есть, что планируется, какие есть ресурсы, кто участники, на кого рассчитана акция, какие ожидаются результаты и т.п. Все эти моменты очень важны и должны быть конкретны.

Шаг № 4 . Составление плана.
Он включает:
· определение темы акции;
· определение цели и задач акции;
· название, девиз;
· определение даты (место, время) проведения;
· разработка положения о проведении акции;
· распределение и закрепление ответственных за акцию;
· составление списков организаторов, участников, приглашенных гостей;
· рассылка пресс-релизов, привлечение СМИ;
· подготовка атрибутов акции;
· подготовка и тиражирование печатной продукции (плакаты, закладки, буклеты и пр.);
· определение сметы акции.

Шаг № 5. Написание сценария (программы) акции .

Акция – это большое и яркое комплексное мероприятие событийного характера. А чтобы оно было таковым, в сценарии должно быть ключевое событие: театрализованное действие, красочное шествие, концерт, игра-шоу и т.п..
Сценарий (программа) акции по насыщенности мероприятиями зависит от ее цели. От цели зависит и продолжительность акции.
Примерные формы мероприятий программы акции:
Ø праздники, презентации, экскурсии, шествия;
Ø встречи с писателями, известными людьми;
Ø дискуссии, конкурсы, фотоконкурсы, викторины;
Ø опросы, анкетирования, тестирования;
Ø игры, кукольные и др. театрализованные спектакли;
Ø книжные выставки-просмотры, громкие чтения.

Шаг № 6 . Проведение акции.
В акции необходим один координатор (модератор, ведущий, организатор – тот, кто знает ответы на все вопросы и ведет всю акцию). Организатор должен знать все варианты проведения акции при непредвиденных обстоятельствах:
Ø А что делать, если будет плохая погода?
Ø А что делать, если участников будет меньше, чем планируется?
Ø А что делать, если не хватит средств, призов?
Ø А что делать, если не приедут СМИ?

Шаг № 7 . Анализ акции.
По завершении акции обычно готовится итоговый отчет, включающий в себя следующие важные компоненты:
· ход мероприятия в целом;
· наиболее удачные моменты и недостатки, а также трудности, с которыми пришлось столкнуться при организации мероприятия;
· общую эффективность мероприятия;
· отклики в СМИ на проведенную акцию;
· отзывы участников акции.

Умение создавать акции заключается в умении сочетать форму и содержание. В этом заключается основной алгоритм акции: СОДЕРЖАНИЕ – ЧТО?; ФОРМА – КАК?



Акция "Нескучные сумерки в библиотеке"

(примерный план проведения)


В январе сразу в нескольких библиотеках прошла акция «Охота на читателя» .
Ее цель – перерегистрация постоянных читателей и привлечение новых.

Так, в преддверии старого Нового года сотрудники детско-юношеской библиотеки вышли на улицу колядовать, приглашая взрослых и детей стать читателями библиотеки.
В филиале № 4 на взрослом и на детском абонементе разыгрывалась лотерея. Читатели спешили получить приз или вытянуть доброе пожелание на новый год со смайликом.
Библиотека № 5 объявила дни прощения задолжников, а также подготовила приз для читателя №1, которым стала ученица второго класса школы № 81 Кристина Тешева. Ей вручено свидетельство первого читателя и сладкий приз. Информация и фото появились на страничке «Вконтакте» и на сайте ЦГБ.
В начале года посетители судовольствием откликнулись на участие в беспроигрышной лотерее для первых 100 читателей. Посетители стали активно записывались в библиотеку и приводили своих знакомых, друзей и родственников.
Несколько библиотек провели акцию «Счастливый номер» .
В библиотеке № 8 счастливчиками стали несколько читателей, в номере читательского билета которых встречается две цифры 8, они получили «теплый» подарок от библиотеки – вязаный чехол для кружки. В азбуке Морзе в этой цифре закодирована фраза «Я тебя люблю».
А в читатели доставали счастливые номера из волшебной шляпы. Дети отвечали на литературные вопросы шляпной викторины, вспоминали книги, их авторов, сказочных героев. Незатейливые призы и подарки смогли приятно удивить читателей и подняли им настроение.
В филиале № 10 прошла акция по раздаче приглашений «В библиотеку – за чудесами» для школьников 1-4 классов, которые с удовольствием записывались на абонемент. Каждому десятому записавшемуся в библиотеку, независимо от возраста, вручался приз. Акция пользовалась такой популярностью, что новые посетители библиотеки приводили с собой друзей.

В январе в библиотеке № 14 прошла акция «Читать – это здорово!». Вновь записавшиеся читатели становились участниками беспроигрышной лотереи и были приглашены на игровую программу «Вигвам Чингачгука». Читателей торжественно встречали герои из индейских легенд. Юные гости с удовольствием посетили вигвам вождя и познакомились со старинной индейской легендой о пользе чтения. Чингачгук принял ребят в племя апачей и взял с них клятву не сходить с тропы чтения. Ребята с азартом участвовали в соревнованиях по меткости, ловкости, сообразительности, знании книг, за что и получили звания «Быстроногий олень», «Зоркий глаз», «Острый ум». Сам вождь вручил читателям призы и пригласил прочитать книги Ф. Купера. Беспроигрышная лотерея проводилась и для взрослых читателей.

Воскресным днём в библиотеке 18 собрались ребята, чтобы узнать, кто станет обладателем ценных призов. Определять имена счастливчиков дети доверили Бармалею. А ещё вместе с ним они участвовали в весёлых конкурсах и придумали новую сказку. Никто не остался без подарка, те, кому не повезло выиграть ценные призы, стали участниками беспроигрышной лотереи. Дети и взрослые попросили почаще проводить такие встречи в библиотеке.

Каждый читатель, посетивший библиотеку № 5 в период с 5 по 15 января, получал приглашение принять участие в лотерее «Везунчик». Для этого нужно было заполнить лотерейный билет и опустить в специальный сосуд. Билетики выдавались за каждое посещение, взятые книги и журналы. Неудивительно, что многие дети стали завсегдатаями библиотеки. В день розыгрыша дети приходили заранее, чтобы занять места. Читали книги, журналы, играли в настольные игры. К назначенному времени собралось 70 человек. Розыгрыш проводила Королева Книга, выбрав себе помощников. К всеобщему удовольствию лотерея оказалась беспроигрышной, призы получили все дети и подростки.
Акция «Дерево добрых дел»
Посетителям предлагалось сделать доброе дело для библиотеки. Каждый участник акции наклеивал листочек со своим именем на Дерево добрых дел на абонементе, чтобы ее читатели смогли оценить добрые поступки. Все ее участники были приглашены на праздник «Дерево добрых дел» и награждены интересными книгами. Благодаря проведению акции в библиотеке прибавилось новых читателей, среди них нашлись новые добрые друзья и помощники.

Опыт, идеи в помощь планированию на 2017 год

Уважаемые коллеги!

Наступила горячая пора составления планов работы на 2017 год. Как всегда, в последний момент бросаемся найти что-то интересное и полезное, такое, чтобы самим хотелось провести в своей библиотеке и нервничаем, когда не находим. Хочу облегчить вашу задачу по поиску интересного материала в помощь планированию на 2017 год.

Предлагаю вашему вниманию разные идеи и опыт проведения различных мероприятий в библиотеках страны . Может быть, кому-то они понравятся, и вы захотите провести у себя что-то подобное. Я считаю, что самое главное – ухватить идею, а остальное уже можно придумать применительно к своей библиотеке . Удачи вам, дорогие коллеги, в планировании на 2017 год!

Дерево признания (ко ДНЮ МАТЕРИ)

В библиотеке №2 ЦБС г. Ельца прошла акция «Мама, я тебя люблю!» , которая была приурочена ко Дню матери , одному из самых трогательных праздников. В течение трёх недель читатели библиотеки признавались в любви своим мамам. Они писали поздравления-сердечки и прикрепляли их на Дерево признания, которое «выросло» в фойе библиотеки. Счастливые мамы благодарили детей и фотографировались с ними у дерева. Акция имела большой успех у читателей.

Библиотечное погружение (КВЕСТ-ИГРА)

Херсонская областная библиотека для детей регулярно «погружает» подростков в библиотеку, проводя воскресную квест-игру. Эффект «погружения» состоит в том, что читатели в течение определенного времени в разных отделах библиотеки ищут всю возможную информацию (как на традиционных носителях, так и на электронных) по заданному слову (теме) . Так, например, один из квестов был посвящен яблоку. Его участники разделились на 3 команды, каждая из которых получила яблоко своего цвета - маршрутный лист с заданиями. Во время квеста дети «погружались» в работу всех отделов библиотеки и узнали: символом чего является яблоко; о трех яблоках, которые изменили мир; в младшем отделе вспомнили названия песен и сказок; в секторе литературы на иностранных языках нашли «яблоко» Стива Джобса; в журналах прочитали полезную информацию о витаминах и микроэлементах; в клубной комнате провели свое расследование. После прохождения маршрутов все участники собрались для презентации результатов «яблочного погружения». За настойчивость и старания организаторы угостили их вкусными яблоками! А в завершение ребята украсили символическое дерево «Погружение в библиотеку» добытыми плодами . Его библиотекари заранее разместили в холле первого этажа. Кроме яблочного погружения в библиотеке прошли и другие: «Червячок», «Бабочка», «Чайка». И теперь сотрудники библиотеки обращаются к коллегам: «Погружайте и вы ваших читателей в библиотеку!» .

Фото-квест в стиле селфи

ЦБС г. Челябинска в августе-сентябре 2014 года провела фото-квест в стиле селфи. Суть квеста заключалась в том, чтобы познакомить участников с разнообразием библиотек в городе. Для участия и победы было необходимо:

1. посетить не менее 5 городских библиотек;

2. сделать фото себя на фоне библиотеки так, чтобы было видно номер,

название библиотеки;

Первые 5 участников , выполнивших задание, и участник, посетивший наибольшее количество библиотек, получили призы. Награждение участников и победителей квеста состоялось 7 сентября на Фестивале книги и чтения.

Сторитайм («время историй»)

Сторитайм – способ передачи информации в процессе рассказывания историй, сочетающий чтение вслух с элементами театрализации, музыкального сопровождения, игры, различного рода познавательной активности. В США сторитайм - это одна из главных форм приобщения детей к чтению в семьях нечитающих родителей.

Традиционно признается, что родители – это первые учителя ребенка, а библиотекарь в Америке - первый учитель родителей в формировании литературной грамотности.

Родители через участие в сторитайме в американских библиотеках видят грамотный подход к реализации процесса чтения в семье.

Подробнее: Азарова, Л. И. Сторитайм в библиотеке: из опыта американских коллег: выступление на конгрессе «Современная молодежь в современной библиотеке». – Режим доступа:

Классика на каждом шагу

В июле 2014 года детская библиотека им. А. С. Пушкина г. Сарова предложила своим читателям принять участие в летней уличной акции “Классика на каждом шагу”. Суть акции - выбрать понравившиеся цитаты из произведений М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина и украсить ими улицы города, написав мелками на асфальте . К акции подключились и малыши-дошкольники, и учащиеся школ, и взрослые. В адрес библиотеки пришло более пятидесяти фотоподтверждений.

Подобная акция под названием «Пушкин в Липецке» прошла по инициативе Липецкой областной юношеской библиотеки с 26 мая по 6 июня 2014 года в преддверье Пушкинского дня России под девизом «Украсим город цитатами из произведений великого поэта» .

Поэтический батл

В Молодежном клубе BookClub библиотеки № 89 ГБУК г.Москва «ЦБС СВАО» состоялся «поэтический батл». Восемь поэтов были представлены в поединке: Уильям Шекспир, Артюр Рембо, Леся Украинка, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Иосиф Бродский и наша современница – Вера Полозкова. Японию представляли поэты в жанре хокку.

Каждого поэта представлял один из членов Клуба, который должен был выбрать по одному стихотворению в категориях: дружба; любовь; природа; воспевание жизни; отчуждение, разочарование, меланхолия. Были и оценочные баллы, и споры, и отстаивание своей точки зрения. В ходе батла в финал вышли два поэта – Уильям Шекспир и Иосиф Бродский. «Победил» Иосиф Бродский. Но главный итог встречи – творческая атмосфера, царившая в этот вечер. Ведь так приятно, когда в библиотеке собирается молодая интеллигентная публика - активная, начитанная, дружелюбная и откровенная.

Литературная печа-куча

Печа-куча – это новый, но активно развивающийся формат общения . Он был придуман в 2003 году в Токио австрийцами Астридом Кляйном и Марком Дитамом. Основав архитектурное бюро, Марк и Астрид по долгу службы постоянно присутствовали на презентациях коллег. Чаще всего это было утомительно, поэтому они придумали для выступающих жесткое правило:20×20. Автор демонстрирует презентацию из 20 слайдов, и на комментарий к каждому ему дается 20 секунд. Слайды сменяются автоматически.

Формат печи-кучи стал популярен во всем мире. В России к проведению подобных мероприятий подключились около 300 городов. В библиотеках этот формат используется в основном на профессиональных мероприятиях, но Вологодская областная юношеская библиотека в формате печа-куча проводит и встречи для читателей. Они проходят под общим названием «Литература и все, что ее окружает» . Спикеры представляют публике тематические доклады, а по итогам зрительского голосования определяется лучший спикер встречи.

Дресс-код для старой книги

Библиотекари Астраханской юношеской библиотеки им. Б. Шаховского решили оригинально продвигать классику, разработав проект «Дресс-код для старой книги». На его создание их вдохновила известная русская пословица «Встречают по одежке, провожают по уму ». Они «нарядили» книги в новые супер-обложки с иллюстрациями, так или иначе отражающими содержание книги или показывающими её главных персонажей. Естественно, без юмора не обошлось. Такое новшество уже привлекло внимание к классическим произведениям многих постоянных читателей и случайных гостей, впервые узнавших о проекте на праздновании Дня славянской письменности и культуры, где была организована отдельная выставка книг - участников проекта . Многие с удовольствием приняли участие в своеобразной литературной викторине - отгадывали по обложке вероятное название спрятавшейся за ней книги. Получалось, конечно, не всегда. Но зато было весело и интересно.

Супер-читатель

Для «выходных» мероприятий проекта «Библиотека без границ» библиотекари ЦБС «Юго-Запад» г. Москвы придумали игру «Супер-читатель» для горожан любого возраста.

Техника проста : на большом стенде последовательно наклеены все буквы алфавита; стрелочки ведут игроков от А до Я. Около каждой буквы перечислены литературные произведения, с нее начинающиеся. Всего на стенде собрано более 100 произведений для детей и взрослых. Учитывая, что с некоторых букв названия не начинаются, библиотекари использовали это для усиления игрового и воспитательного эффекта.

Например, к букве «Й» добавлена надпись: «Пролил Йогурт на книгу – три хода назад».

На букву «З» – «Загнул страницу – пропуск хода». Около буквы «Ъ» – «твердо решил записаться в библиотеку – 1 ход вперед», а рядом с буквой «Ь» – «Мягко посоветовал другу записаться в библиотеку – 2 хода вперед». Правила игры просты. В ней могут участвовать от 1 до 3 игроков (или семей). Каждый игрок (команда) получает флажок определенного цвета. Игроки поочередно бросают кубик. Выпавшая на нем цифра означает, сколько шагов может сделать игрок и сколько авторов перечисленных на его пути произведений он должен назвать. В конце игры победители получают призы. Игровой сюжет увлекает, но многие испытывают трудности: не всегда удается вспомнить автора.

Источник: Белоколенко, М. В. От Пушкина до Алигьери // Современная библиотека. – 2013. - № 8. – С. 83

Литературный кросс «Найди друга»

Сектор абонемента для учеников 5-9 классов Херсонской областной библиотеки для детей на Ярмарке библиотечных инноваций презентовал идею литературного кросса «Найди друга» . Условия игры: первый читатель - капитан команды, выбирает любую книгу из предложенного списка. Прочитав сам, он советует ее своему другу, а тот в свою очередь, следующему. В результате, вокруг одной книги «вырастает» команда сторонников. Пункт передачи книги - сектор абонемента, срок чтения - две недели, дистанция читательского забега - 10 недель. В финал выходят команды, в которые входят минимум 5 читателей. На финальном турнире «Книга собирает друзей» команды интересно представляют свою книгу, друзей и свой литературный кросс. Выбор победителя - команды, которая лучше всех представила себя и свою книгу, происходит путем голосования зрителей и болельщиков. В дополнительной номинации побеждает команда, которая привлекла наибольшее количество читателей к своей книге.

Презентация «Найди друга» была представлена на Ярмарке библиотечных инноваций в Херсонской областной библиотеке для детей в 2013 году (рубрика «Банк инноваций» блога «Библиокреатив» ).

«Книжный боец»

Городская детская библиотека г. Армянск на Ярмарке библиотечных инноваций презентовала идеи соревнования «Bookfighter» («Книжный боец») . Идеей к ее созданию послужило английское движение «Буккроссинг» . Только в этом соревновании участники не «отпускают» любимую книгу, а «бьются» за нее. Битва длится 3 раунда:

1 раунд – приветствие соперников;

3 раунд - «Битва» (ведущий задает каждому из участников вопросы по его теме).

«Бойцы» могут использовать 20-секундные паузы, но в случае задержки ответа после 20 сек. участнику объявляется:

нокаут - если «боец» не дает ответ на вопрос;

нокдаун - ответ есть, но неправильный или неполный;

аут - нет ответов на все вопросы, выход из битвы.

Если «бойцы» набирают равное количество баллов и жюри затрудняется в определении победителя «битвы», то используется “Экспресс-лото” (дополнительные вопросы от жюри). Как считают авторы игры, инновационность идеи заключается в возможности даже в такие традиционные мероприятия, как «Читатель года», внести немного новизны и свежести, сделать их ярче, динамичнее, зрелищнее.

Презентация «Bookfighter = Книжный боец» была представлена на Ярмарке библиотечных инноваций в Херсонской областной библиотеке для детей в 2013 году

Книжный дождь

Глядя на выставку, оформленную на абонементе 5-9 классов в Хакасской республиканской детской библиотеки к открытию Недели детской и юношеской книги, можно смело утверждать, что подготовили её люди с незаурядной фантазией и верящие в чудо.

Ведь это так чудесно: парящие в воздухе книги!

При разработке выставки за основу было взято слово «дождь», соответственно этому, с потолка свисают золотистые ленты, к которым при помощи канцелярских зажимов прикреплены книги . На таких же лентах размещено и название выставки . А верхняя часть, под потолком, украшена воздушными шарами, создавая праздничное настроение. Вся конструкция очень лёгкая и подвижная, вращается от малейшего прикосновения, делая книги загадочными и притягательными.

Ребята «окунаются» в книжный дождь, создающий иллюзию волшебства – каждая книга этой выставки притягательна необычностью своего парения в воздухе. У многих читателей возникает вопрос: «Можно ли брать книги с выставки?» Конечно, можно и нужно! И ребята с удовольствием берут книги для прочтения домой с необычной выставки. Можно смело утверждать, что ни одна выставка в библиотеке не обновляется так часто, как «Книжный дождь» - ещё ни один читатель не устоял перед искушением снять книгу с ленты.

И еще несколько идей из опыта работы библиотек Хакассии.

В г. Черногорске для детей в дни летних каникул продолжил свою работу читающий дворик. Библиотекари организовывали досуг детей на дворовых территориях города: проводили литературные викторины, игры, спортивные состязания.

Большой интерес у дошкольников и воспитателей вызвала интерактивная сказка-игра «Ослик Моёшка», которую придумали и провели сотрудники Усть-Абаканской ЦДБ. Для наглядности был оформлен красочный игровой стенд-поляна, на котором ребята вместе с осликом Моёшкой совершили путешествие в сказку. Чтобы путешествие ослика состоялось, дети выполняли задания, учились быть вежливыми, дружными и отзывчивыми.

Книжный марафон «Юбилей писателя – праздник для читателя».

1. Самая популярная книга писателя-юбиляра 2015 года (голосование в библиотеках города).

3. Читатели - победители «Книжного марафона – 2015».

Проект «Мобильная библиотека»

Инновационный проект «Мобильная библиотека» реализует ЦБС г. Челябинска в партнерстве с МТС и при поддержке управления культуры администрации г. Челябинска. Проект стартовал в мае 2014 г. Мобильная библиотека – это новый удобный способ популяризации среди горожан классической литературы с помощью новых технологий.

Виртуальные книжные полки с QR-кодами появились в пешеходной зоне улицы Кирова.

«Мобильная библиотека» насчитывает около 150 произведений русской и зарубежной литературы в электронном виде . Владельцы гаджетов могут скачать произведения за несколько секунд при помощи специального QR-кода, расположенного на корешках книг, и читать классическую литературу на своем планшете или смартфоне. Как загружать книги или настроить устройство покажут мобильные библиотекари, которые работают рядом с мобильной библиотекой . При необходимости они могут помочь подключиться к сети WI-FI, скачать бесплатные приложения для QR-сканирования, дать советы по поиску книг. Жители и гости города могут пользоваться мобильной библиотекой, как в пешеходной зоне улицы Кирова, так и в здании ЦГБ им. А. С. Пушкина: виртуальные книжные полки с QR-кодами размещены в окнах библиотеки.

Абонементная служба книжной навигации

«Читатель изменился. А мы?»

Эти слова директора библиотечной системы г. Майами можно считать своеобразной установкой для библиотечных специалистов в целом и для сотрудников Центральной городской библиотеки для детей г. Николаева.

Произвести впечатление на современного читателя и сделать его посещение библиотеки ярким событием – задача не из легких. Нужно уметь показать нестандартное содержание и форму, новое видение, новую лексику, новые способы коммуникации, внести ауру новизны и работать в опережающем режиме. Основной задачей нового структурного подразделения библиотеки – абонементной службы книжной навигации, является освоение дополнительных территорий для продвижения книги к тем, кто в силу объективных и субъективных причин не может прийти в библиотеку.

Служба осуществляет свою деятельность с помощью следующих форм :

«библиосада» (обслуживание воспитанников в детских садах, детских домах, других дошкольных учреждениях);

«библиорюкзачков» (обслуживание учащихся младших классов, групп продленного дня, детей из летних школьных лагерей в классах и отрядах);

book-боксов «Скорая книжная помощь» (обслуживание организаторов детского чтения педагогов, воспитателей в сервисном режиме, т.е. с доставкой литературы на параллельных носителях информации по заказу педагога в школу или внешкольное учреждение);

«библиодесанта» в места, где часто бывает молодежь (медиацентры, бюро по трудоустройству, кафе и т.д.);

«абонемента под открытым небом» (где каждый человек, проходящий мимо, может стать читателем без правил и условий);

«библиогастролей» (в отдаленные школы и внешкольные учреждения как с обменом книг, так и со зрелищной библиотечной программой).

Среди новых услуг для других групп пользователей – услуги «библиотечного гувернера» - библиотечная продленка; школа выполнения домашних заданий - в нее привлекаются учителя-пенсионеры, дети-волонтеры, библиотекари-педагоги; летний библиосад, в котором родители на время могут оставить своих детей, а библиотекари организуют для них интересный досуг.

Подробнее: Семилет, Н.В. «Нельзя быть увядающей фиалкой и работать в библиотеке» / Н. В. Семилет, Г. С. Гречко // Школьная библиотека.- 2011. - №5. - С. 17-20.

Повесть о культурном человеке или Библиотечный перформанс

Его Величество Зритель всегда критически относится к зрелищам, ему предлагаемым – будь то фильм, спектакль, концерт, представление, выставка картин или книг. Но Зритель всегда ждет для себя от зрелищ Удивления, Удовлетворения, Учения и Успеха. И всю эту игру ума, палитру чувств, гамму эмоций, галерею впечатлений, коллекцию знаний, умений и навыков можно было получить в Тульском государственном педагогическом университете имени Л. Н. Толстого 27 мая 2014, погружаясь в атмосферу праздника - Общероссийского дня библиотек . В этот день к себе притягивала, заставляла задуматься и улыбнуться выставка-шутка «Магия заглавия» , неожиданным был джазовый джем-сейшн, прошел буккроссинг «Культурная книга для культурных людей » и чемпионат по чтению вслух «Я читаю лучше всех, в жизни ждёт меня успех !». Кстати, во всех мероприятиях участвовали как студенты, так и преподаватели.

Подробнее:

«Цветок - РАДУГА»

В Новоодесской районной библиотеке для детей в рамках программы «Большое чтение малого читателя» была разработана интерактивная интеллектуальная игра «Цветок - РАДУГА», представленная на Ярмарке библиотечных инноваций в Херсонской областной библиотеке для детей . Инновационность игры в том, чтобы используя веру детей в чудеса, привить юным читателям любовь к книге, пробудить интерес к чтению литературы разной тематики .

По условиям игры «Цветок-РАДУГА» исполняет желания начитанных и эрудированных детей. Он имеет семь лепестков разного цвета, на обратной стороне каждого из которых прикреплен бумажный кармашек, в который вложен один из семи вопросов из разных областей знаний (родной край, литература, природа, сказочные герои и т.д.). Ребенок загадывает желание, вытягивает лепесток, зачитывает вопрос, отвечает.

Если ответ дан верно - желание сбудется .

План реализации : за несколько месяцев дать задание детям прочитать как можно больше книг различной тематики; оформить разнообразные книжные выставки; изготовить реквизит игры; разработать вопросы из разных областей знаний; подготовить музыкальное оформление проведения игры; изготовить и расклеить объявления о проведении игры в школах города; подготовить призы самым компетентным читателям.

Еще с первой экскурсии библиотекарь обращает внимание детей на то, что эмблемой и талисманом библиотеки является «Цветок-РАДУГА», который исполняет желания, но для этого нужно прочитать много интересных книг. Игра проводилась в Неделю детского чтения, во время летних каникул в библиотеке, школах, Доме детского и юношеского творчества.

Презентация «Квітка-райдуга» была представлена на Ярмарке библиотечных инноваций в Херсонской областной библиотеке для детей в 2013 году (рубрика «Банк инноваций» блога «Библиокреатив»). http://biblio-yarmarok.blogspot.ru/p/blog-page_14.html

Литературный подиум

В преддверии Дня библиотек центральная районная библиотека г. Борисова порадовала своих читателей серией оконных выставок «Литературный подиум». Всего было оформлено 7 тематических выставок: «Книги странствий», «Вкусные книги», «Умные книги», «Любимые книги детства», «Удивительные книги», «Духовная литература», «Об эпохе наполеоновских войн».

Добрый день, уважаемые коллеги!

Задумала тут собрать информацию о конкурсах на 2018 год. Получилось негусто, и в большинстве своем конкурсы либо для школьных библиотекарей, либо для разновозрастной аудитории…Я хочу сказать, что для нас, публичных библиотек, конкурсов мало, и совсем нет конкурсов блогов…Но ничего, мы полны сил и энтузиазма, не так ли, коллеги? И, надеюсь, каждый из вас найдет в предложенном перечне что-то интересное для себя или своих читателей, знакомых, друзей!

Международная акция «Читаем детям о войне» (1-я декада мая) (зарегистрировавшиеся и отчитавшиеся участники получают сертификаты) представляет собой час чтения лучших произведений художественной литературы о Великой Отечественной войне, посвященных событиям 1941–1945 годов и великому человеческому подвигу.

Главная цель акции – воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне.

В 2018 году акция пройдет в 9-й раз. Это международное крупномасштабное мероприятие по поддержке детского чтения. Участниками могут стать различные предприятия и учреждения, общественные организации, творческие объединения, средства массовой информации, а также частные лица, поддерживающие цели и задачи акции.


Всероссийский сетевой педагогический журнал «Современный урок » и издательская группа «Основа » объявляют для заведующих школьных библиотек и педагогов-библиотекарей Всероссийский конкурс на лучшую публикацию — «Творческий библиотекарь школы - 2018».

Все конкурсанты получат дипломы участника Всероссийского конкурса бесплатно, работы участников будут размещены в сетевом педагогическом журнале «Современный урок».

Лучшие работы будут опубликованы в печатном Всероссийском журнале «Библиотека школы », а победители конкурса «Творческий библиотекарь школы» — награждены дипломами победителей Всероссийского конкурса.
Участие в конкурсе и публикация работ в журналах — бесплатно.

«Литература многонациональной России и зарубежья» -


Предмет конкурса – лучшее освещение темы родной литературы и русского языка, а также работы библиотек по анализу и пропаганде лучших произведений авторов своего региона в рамках профессиональной, историко-краеведческой, литературно-художественной направленности и патриотического воспитания.

  • «Лучшая публикация о родной литературе и принципах ее популяризации» (работа библиотекарей по пропаганде российской литературы, ее истории и социально-нравственной позиции авторов, творческих направлений в литературе региона, жизни писательских союзов, ассоциаций, литературных объединений; уникальные методики и авторские подходы в работе по пропаганде литературы, в работе с библиотечными фондами, читательским активом, общественными организациями и руководящими структурами; представления лучших авторов и их работ).
  • «Лучшая публикация в жанре литературной критики» (статьи о проблемах современного литературного творчества, о развитии современного русского языка, о книгах, выходящих в свет в наше время).
  • «За самую оригинальную работу» (номинация на усмотрение жюри).

~~~~~~

Этот конкурс проводится в рамках XXVI Всероссийского фестиваля авторской песни «Гринландия-2018». Под понятием «социальный ролик» организаторы конкурса понимают краткий видеосюжет на социально значимые темы (продолжительностью до трех минут), выраженный в наиболее доброжелательной форме.

  • «Ее величество семья» (содействие популяризации семейных ценностей, связи и преемственности поколений, уважения старших).
  • «Служить Отчизне» (формирование чувства гражданственности, патриотизма, желания защищать свое Отечество, развитие позитивного отношения к армии).
  • «К вершинам ГТО» (пропаганда спорта и здорового образа жизни).
  • «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много» (тема товарищества, коллективных добрых дел).
  • «Люблю тебя, моя Россия» (клипы на песни отечественных поэтов и композиторов).

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

«ЖИВАЯ КЛАССИКА» -

соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей.

1.6. В рамках Конкурса участникам предлагается прочитать на русском языке отрывок из выбранного ими прозаического произведения, которое не входит в школьную программу по литературе. Перечень произведений из школьной программы представлен на сайте youngreaders.ru, а также в группе конкурса: https://vk.com/young_readers

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Организатор: «Дом поэзии Андрея Дементьева» в Твери.

Возраст участников: 16-30 лет

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Прием работ на участие в конкурсе осуществляется в электронном виде с 15 сентября 2017 по 15 марта 2018 года по адресу: [email protected], а также непосредственно в КЛФ “Контакт” каждую субботу с 15 до 18 час. (адрес клуба: г. Новокузнецк, ул. Спартака, 11, библиотека имени Н.В. Гоголя). В теле рассказа обязательно указать полное ФИО автора, город или населённый пункт проживания, e-mail.

Рассказы, занявшие три первых места, будут опубликованы в сборнике силами клуба. Призёры, проживающие на территории РФ, получат авторские экземпляры (с проживающими за пределами РФ, вопрос будет решаться индивидуально). Издания клуба в обязательном порядке рассылаются в крупнейшие библиотеки РФ.

Одновременно с работой жюри конкурса на форуме КЛФ “Контакт” будет проходить читательское голосование. Рассказ - победитель данного голосования войдет в итоговый сборник. Редколлегия клуба имеет право опубликовать в сборнике любые понравившиеся ей конкурсные рассказы.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Организаторы: Международный союз книголюбов совместно с Российским Книжным Союзом, Департаментом культуры г. Москвы, Департаментом образования города Москвы.

Возраст участников : 12 - 16 лет.

1. Литературный конкурс коротких стихов, слоганов и лозунгов на тему: «Пою моё Отечество, республику мою!» (объем – не более 1 с., формат А 4, 14 кегль, шрифт – Times New Roman, титульный лист должен содержать: фамилию, имя (полностью), возраст, место учебы, почтовый адрес участника, контактный телефон)

2. Конкурс рукописной миниатюрной книги на темы: К 190-летию со дня рождения Л.Н.Толстого «Рассказы, басни и сказки Льва Толстого» и К 150-летию со дня рождения А.М.Горького «Мое любимое детское произведение А.М.Горького» (миниатюрная рукописная книга, размер блока не более 100х100 мм (менее допускается), количество страниц не менее 32 с.) Официальная группа Вконтакте: https://vk.com/vsekonkursyru

3. Конкурс экслибриса к 200-летию Ивана Сергеевича Тургенева «Осень в произведениях И.С.Тургенева» (обязательным элементом композиции книжного знака должно быть слово «экслибрис» (EX LIBRIS) или его эквиваленты («из книг», «из библиотеки») с обязательным указанием имени или инициалов владельца, название библиотеки, размер рисунка не должен превышать 150 мм по большей стороне, максимальный формат бумаги 210х290 мм., экслибрисы не должны оформляться в паспарту или наклеиваться на картон, карандаш, карандаш с цветной раскраской, гелевая ручка, перо – тушь)

Письма и работы присылать простым письмом по адресу: 107031, г. Москва, ул. Пушечная 7/5, стр. 2 Международный союз книголюбов.

Призы:

§ II – III премии – дипломы и книги.

§ Поощрительные призы – дипломы, книги.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Организатор: Русское географическое общество

На конкурс принимаются фотографии, раскрывающие самобытность народов России, не утративших в век информации и современных технологий свою культуру, традиции ведения хозяйства, промыслы и многовековую связь поколений с дикой природой.

Номинации:

§ РОССИЯ В ЛИЦАХ. Этнографический портрет народов России. В номинацию принимаются крупноплановые портреты людей

§ ПЕЙЗАЖ. Кадры, показывающие величие и многообразие дикой природы нашей страны

§ ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. На представленных в номинации фотографиях должны быть запечатлены уникальные моменты из жизни диких животных в естественной среде обитания

§ ПТИЦЫ. Сюжеты из жизни диких птиц, их красота, взаимодействие друг с другом и окружающей средой

§ ПЕЩЕРЫ. Фотографии, на которых запечатлён подземный мир и его обитатели. Не принимаются снимки шахт, туннелей и других искусственных подземных ходов

§ МАКРОМИР. Кадры, передающие изящество и сложную организацию мира, который сложно увидеть невооруженным глазом

§ ПОДВОДНЫЙ МИР. В номинацию принимаются фотографии, сделанные под водой, демонстрирующие жизнь подводного мира, его флору, фауну

§ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ. Номинация призвана обратить внимание на объекты материальной и духовной культуры нашей страны, созданные прошлыми поколениями и являющиеся ценностью для современников

§ ЭТИ ЗАБАВНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. Кадры, на которых запечатлены смешные и необычные моменты из жизни диких животных

§ МИР В НАШИХ РУКАХ. Фотографии должны показывать формы сосуществования человека и дикой природы, их влияние друг на друга. Приветствуются примеры позитивного взаимодействия: люди помогают диким животным, спасают леса от засухи и пожаров, борются с браконьерством и т.п.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

направлен на сохранение высоких стандартов деятельности библиотечной отрасли, выявление лидеров профессионального мастерства, поощрение молодых специалистов, обмен опытом и широкое внедрение новаций в библиотечное обслуживание граждан России.

Учредитель: Министерство культуры Российской Федерации

Консультация
«Библиотека без границ: современные формы внебиблиотечного
обслуживания»

Важнейшим элементом культуры, существенным фактором воспитания и развития личности является чтение. Однако в последнее время его роль в обществе теряет свое лидерство. В сложившейся ситуации важнейшими задачами библиотеки становятся: развитие устойчивого и осознанного интереса к чтению, расширение читательского и культурного кругозора; всемерная поддержка престижа чтения как важнейшего элемента культуры через обновление традиционных методов работы в соответствии с новыми потребностями молодого поколения.
«Библиотека без границ» - работа библиотеки на открытых площадках, выход библиотеки в виртуальное пространство, который стал возможен благодаря информатизации библиотек. Библиотека как виртуальное пространство - это для читателя уникальный информационный центр, с которым он связывается, находясь дома или в пути. Говоря о виртуальном пространстве библиотеки, в первую очередь необходимо назвать такой важный элемент как сайт библиотеки. Так, на сайте Веселовской Межпоселенческой центральной библиотеки можно увидеть информацию об истории и современном состоянии МЦБ, режиме работы, ресурсах, обзоры литературы, информационные продукты библиотеки, библиотечные новости и события, контактную информацию и т.д. Словом, сайт - это постоянно обновляемый информационный и образовательный ресурс библиотеки.
Библиотека расширяет свое виртуальное пространство и в социальных сетях. Существуют библиотечные группы, в которых библиотекари обсуждают свои общие профессиональные проблемы, делятся впечатлениями о мероприятиях, обсуждают последние новости в библиотечном мире. Так, например, в «Одноклассниках» есть группа «Библиотекари», в которой есть страница «Веселовская библиотека». На этой страничке мы выкладываем новости библиотечной жизни, даём ссылки о материалах, опубликованных на сайте Веселовской МЦБ и др. в обсуждении тем которой активно принимает участие и наша библиотека.
Страница «Веселовская библиотека» есть и в социальной сети «Вконтакте», в группах «Библиотеки Дона», «Донская государственная».

Среди форм внебиблиотечного обслуживания, прежде всего, акцент делается на приближение библиотечной услуги к месту учёбы, работы и месту отдыха населения в т. ч. путём проведения праздников, акций, фестивалей чтения на открытых площадках.

Передвижной читальный зал под открытым небом «Библиотека под зонтиком»
Цель - с помощью периодических изданий расширить информационный кругозор молодёжи, максимально приблизить библиотеку к читателю. Стимулировать общественный интерес к книге и чтению. Работал в августе и сентябре на центральной площади города Заринска (Алтайский край) по вторникам и четвергам с 14.00 по 18.00. Стойки для журналов, пластиковая мебель, яркие зонты от солнца с названием проекта. Информационный цикл включал: приглашение в «Библиотеку под зонтиком», закладки-памятки для молодых родителей, красочные закладки-приглашения в библиотеку с информацией о новинках.

«Библиотека вне стен»
Одно из инновационных направлений − «Библиотека вне стен» − реализуют сотрудники библиотек Торжокской ЦБС Тверской области. На фестивале «Купеческий караван» в д. Василёво в рамках Троицких гуляний библиотекари презентовали бизнес-центр, распространяли рекламные издания. На празднике «День спорта и туризма в Торжке» были развернуты книжная ярмарка с автограф-сессией местных авторов, выставка литературных новинок, показана «Карта книжных сокровищ». Библиотекари работали «в толпе»: раздавали рекламные листовки, рассказывали о возможностях библиотеки, приглашали в гости, проводили блиц-опрос «Я читаю…». Чтобы отследить, сколько человек придёт в библиотеку, их записывали авансом прямо на площади, а регистрировали при посещении ЦБ. В результате её пользователями стали более 50 % записанных на празднике. В День молодёжи города на Литературной аллее «Молодой Торжок читает» представили поэтов, певцов и музыкантов. Демонстрировалась библиотечная издательская продукция, стенд «Поэзии чарующие звуки». В общероссийский День молодёжи организовали Литературную аллею «Мы — молодые», стендовую выставку «Если хочешь найти друга — спеши в библиотеку», при активной помощи членов молодёжного клуба «Спектр», действующего при ЦБ, литературно-краеведческий библиокешинг «Я люблю свой город».
27 мая сотрудники центральной и детской библиотек вышли на улицы города, в автобусы, маршрутки с акцией «А ты записался в библиотеку?!». Проводили блиц-опросы «27 мая - что значит для вас этот день?», «О чтении и книге», «О библиотеках и библиотекарях», предлагали приглашения, листовки, буклеты, информационные бюллетени, продавали краеведческую литературу. В День семьи, любви и верности сотрудники ЦБ участвовали в торжественной регистрации брака двух молодых пар, задавали горожанам на улицах вопрос: «Чем знаменателен сегодняшний день?» (50 % опрошенных ответили правильно), поздравляли с праздником, вручали буклеты, «февроньки», ромашки, популяризировали книгу Анны Гиппиус «Петр и Феврония», приглашали в библиотеку, посетили редакцию газеты «Торжокская неделя», которая сразу в текущем номере осветила акцию на своих страницах.

Проект «Летний читальный зал»
Свой путь «за стены библиотеки» сотрудники Угличской ЦБС Ярославской области начали вместе с волонтёрами выходом на улицу только в День города - у здания библиотеки разворачивались книжно-журнальные экспозиции. Дети и взрослые охотно крутили лототрон, отвечали на вопросы краеведческой викторины, получали в подарок доброе пожелание - слова известного писателя. Через год в парковой зоне, неподалёку от библиотеки, разместили столики, установили микрофон и пригласили любителей поэзии и самодеятельной песни послушать, почитать, попеть и просто поговорить о литературе. Так появилось Литературное кафе. Несколько раз библиотекари принимали участие в Областной акции «Мы - за читающую Россию!»: с 1 по 12 июня проводились мероприятия в поддержку чтения для пользователей всех возрастов. Часть мероприятий - интервьюирование, распространение буклетов, книжных закладок, флаеров - проходит на улице.
Наконец, имея достаточный опыт работы вне стен библиотеки, сотрудники организовали Летний читальный зал. Он открылся 12 июня и стал для жителей своеобразным местом встреч, размышлений над вопросом «С чего начинается Родина?». Их слова записывались на листочках - белых, синих, красных и развешивались на веточках берёзы. Кроме этого, к мероприятию была оформлена исторической, справочной и художественной литературы и проведена познавательно-игровая программа «Гордимся мы великою Россией». Впоследствии читальный зал работал трижды в неделю по четыре часа. Жители могли почитать книги и журналы в тени деревьев и зонтов, принять участие в викторинах и конкурсах.
Новые возможности открыла для библиотекарей традиционная муниципальная ярмарка «Урожай 2013». Шатёр, под которым расположились столики, выставочные стеллажи и расписная скамейка, притягивал гостей яркими обложками книг и журналов, корзинками, из которых можно было достать забавный вопрос и, ответив на него, получить в подарок буклет «Загадки пчелиного улья» или рецепт приготовления овощных заготовок. Библиотекари предлагали желающим достать из кармашка матрёшки разноцветные молодильные яблочки-пожелания. Для детей была оформлена детская зона: подсолнух с загадками вместо семечек, маленький столик и стульчики, бумага, карандаши.
В рамках читального зала прошли акции:
- флэшмоб «Родная речь» (ко Дню России) - почитатели чтения принесли с собой любимые книги, предварительно обернув их в цветную бумагу. По отрывку, зачитываемому в течение 3-х минут, надо было узнать автора и название произведения. На память читатели получили буклеты и книжные закладки.
- флэшмоб «Чтению - зелёный свет». Участники с зелёными шарами и любимыми книгами в течение 5 минут читали.
Завершил работу Летний читальный зал познавательной программой «С книгой - в Страну знаний», посвящённой началу учебного года.
Исходя из собственного опыта, Угличские библиотекари советуют тем, кто только начинает заниматься организацией досуга и чтения вне стен библиотеки:
1. При определении места, где будет находиться летняя библиотечная площадка, необходимо предусмотреть наличие тени от деревьев.
2. Не стоит располагаться в слишком людных местах - около магазина или аптеки: их посетители проявляют интерес к выставленным изданиям с целью приобрести.
3. Детских книг, цветных карандашей и мелков для рисования будет недостаточно, чтобы удержать внимание юных читателей. Чтобы мама или бабушка успела присесть за столик, отдохнуть, полистать книги и журналы, надо приобрести мяч, кубики и т.д.
4. Надо запастись большим куском полиэтиленовой плёнки - от внезапных летних дождей.

Инновационный проект «Библиотечная деревня»
Импровизированная «Библиотечная деревня» (к юбилею района) уютно расположилась среди деревьев на площадке около сельского Дома культуры в селе Батама Зиминского района Иркутской области. Оригинальное оформление: яркие разноцветные флажки, шары, баннер, слоганы и различные высказывания о книге и чтении. Из палатки - «Радио Зиминского района - все присутствующие могли узнать информацию об основных событиях прошедшего года, достижениях и успехах в жизни района; звучала программа праздника, библиотечная реклама, стихи местных поэтов.
В «Читальном зале под открытым небом для взрослых» были оформлены выставки: «Зиминский район в книжном формате», «Уют в вашем доме», «Интересное для ВАС!», «Новые книги».
В «Литературном кафе» жители встретились с местным поэтом.
Для детей был организован «Потешный детский сад», в котором дети могли поиграть. Полистать журналы и книги юные книголюбы могли в «Детском читальном зале». Малыши с удовольствием слушали музыкальные книжки из серии «Поющие мультяшки». Восторг вызвало шоу «Мыльные пузыри». Все мероприятия были направлены на развитие интереса к чтению.
Акция «Книга в подарок» - спонсор Книжный Дом из г. Иркутска, подаривший МЦБ издания на сумму более 80 тыс. руб. Участники акции, правильно ответившие на вопросы краеведческой викторины, могли выбрать себе любую понравившуюся книгу.

Библиотечная уличная акция «Книга. Лето. Молодёжь»
Книжный бульвар «Читатель дарит читателю» - выставлено несколько столов под названиями: «Книги на все времена. Выбери, возьми, прочти», «Журналы на любой вкус. Выбери, возьми, прочти», Книги местных авторов». Рекламные флаеры о книгах современных писателей и «Запишись в библиотеку» раздавались молодым людям. Рядом со столами находился штендер, на котором с двух сторон были прикреплены плакаты «Молодёжь Воркуты выбирает чтение!», «Библиотека + Молодёжь = Отличный результат». На «Заборе пожеланий» все участники могли оставить свои записи и автографы. На следующий год оформили большой макет «Книга добрых пожеланий». Плакат «Внимание: акция «Книга. Лето. Молодёжь» приглашал принять участие в социологическом экспресс-опросе, а также в литературной моментальной викторине на знание произведений русских классиков. На всех атрибутах и реквизите стоял логотип акции - улыбающееся солнышко с книгой. Звучала музыка. Рейтинг-опрос старшего поколения о выборе самой популярной книги для молодёжи. Рейтинг-опрос молодёжи: что они могут порекомендовать почитать своим сверстникам? Опросы «Знаете ли вы, как пройти в библиотеку?», «Что Вы читаете в настоящее время?».
Акция стала традиционной, но каждый год в неё привносится что-то новое. Например, одновременно с основными мероприятиями акции прошла акция «Полезный подарок от КонсультантПлюс» (распространение продукции справочно-правовой системы - дисков КонсультантПлюс»: высшая школа», ручек, линеек, закладок с атрибутикой). Акция проводится уже на двух площадках, что увеличило количество участников. Букинистический развал «Книжная параллель» - не только взять любую книгу бесплатно, но и получить консультацию об информационных услугах библиотеки, рекламные издания с информацией о местонахождении библиотеки, режиме работы, с представлениями книг современных авторов. Акцию поддерживают и филиалы ЦБС. Например, в одном из филиалов была проведена уличная акция «Книга в лето».

Эстафета «Молодое поколение читает!»
В начале эстафеты было проведено анкетирование молодых, по итогам которого были отобраны для прочтения и обсуждения наиболее популярные в молодёжной среде художественно значимые произведения, составлен рекомендательный список для чтения. Информация об эстафете была размещена на сайте Томской областной детско-юношеской библиотеки, рекламные материалы раздавались во время различных массовых мероприятий. Главный принцип эстафеты - «Прочитал книгу сам - передай другому». В качестве волонтёров выступили активные читатели в возрасте от 15 до 24 лет; они рассказывали о любимых произведениях своим сверстникам, приглашали принять участие в эстафете. В рамках эстафеты был организован сбор отзывов и творческих работ о предложенных книгах, материалы выкладывались на сайте библиотеки.
Событием эстафеты стал уличный флэшмоб «Открой свою книгу!», в котором приняли участие читатели библиотеки, молодёжь, писатели, поэты, известные люди, просто прохожие.Главный призыв флэшмобо - «Стань волонтёром - вовлеки в ряды читателей своих сверстников!». Большим спросом пользовался «Свободный микрофон», где каждый выступающий называл свою любимую книгу, которую бы он рекомендовал прочитать другим.
В «Читальном зале под открытым небом» всех ждали журналы, газеты, книги; здесь же прошла беспроигрышная литературная лотерея. Подписи, отзывы, пожелания в поддержку книги и чтения читатели могли оставить в «Читательском слэме» на 25-метровом рулоне бумаги. Для зрителей проводись игры, конкурсы, викторины. Раздавались закладки, буклеты. Выставка творческих работ участников Эстафеты.
Акции «День прощения должников», «Подари библиотеке книгу!», «Запишитесь в библиотеку сегодня».
Завершился праздник символическим запуском воздушных шаров с вымпелом «Открой свою книгу!», это право было предоставлено лучшим молодым читателям.

«Библиотека вне стен» (библиотеки г. Челябинска и Челябинской области)
Совместно с отделом народного образования прошёл «Фестиваль весны и чтения». Организовано волонтёрское движение: молодые люди получают от ЦГБ информацию о лучших книгах, учебниках и ведут просветительскую деятельность в молодёжных аудиториях. Ежегодно в День города работает «Библиотечный дворик», где библиотекари проводят встречи, акции, игры; демонстрируют выставки и просмотры книг и периодических изданий. В мероприятиях принимают участие депутаты, общественность.
Проект «Книжный десант» (Чебаркульская ЦРБ) предусматривает библиотечное обслуживание жителей сёл, не имеющих стационарных библиотек, путём курсирования по району информационного автобуса с циклом массовых мероприятий, с организацией пунктов выдачи на рабочих местах, создания передвижных читальных залов, выездных библиотечных площадок.
Локальная акция «Читающий Северо-Запад» в г. Златоусте послужил примером проведения акции городского масштаба «Златоуст читающий». Крупным событием стала акция «Время читать!» в форме ярмарки, на которой демонстрировались «библиотечные услуги и товары». Улица перед зданием библиотеки была празднично убрана: развешаны флажки, шары, расставлены столы с библиотечными изданиями и весёлыми объявлениями. Музыкальное сопровождение и театрализация.
Акция «Читающий троллейбус», «Читающий автобус» : организована раздача рекламной продукции, обзор новинок, краткое знакомство с историей объектов по пути следования. Викторина «Эрудит», звучали стихи местных писателей.

Проект «Читающий поезд» (г. Москва) - в Московском метрополитене вагоны одного из поездов снабжены разносторонней информацией о библиотеке, наглядной агитацией в пользу активного чтения. Библиотека идёт к читателю.

Акция «Рекламная весна» (г. Ангарск Иркутская область)
Акция была приурочена к Общероссийскому дню библиотек. Хорошая возможность интересно рассказать о возможностях библиотек, наглядно продемонстрировать их читателям и потенциальным пользователям, использовать рекламу для привлечения новых читателей, для развития методов работы с постоянными посетителями, для формирования положительного имиджа библиотеки. В это день на улице перед каждой библиотекой города было оживлённо и шумно: вынесли столы, выставочные стеллажи, развесили шарики и флажки, лозунги, баннеры, установили стенды, плакаты-шалаши, звучала музыка. Буклеты, закладки, визитки библиотек, объявления об услугах библиотеки - на остановках, в магазинах, на улице раздавали прохожим библиотекари в костюмах литературных героев.
Каждая из библиотек использовала различные виды рекламы: витринную, оконную. Например: «В доме без книг - как без окон темно», «Книга - тайна, книга - клад. Книга - друг для всех ребят», «Дружок, здесь твоя библиотека!». Уличная реклама в виде планшетов, плакатов-шалашей, стендов, щитов. Библиотечные плакаты «Моя любимая библиотека», «Мы идём в библиотеку», «Любит книгу вся наша семья», «Всё хорошо, а с библиотекой - лучше», «Ты записался в библиотеку?». Красочно оформленные девизы «Всей семьёй - в библиотеку!», «Я знаю, как пройти в библиотеку», «Удиви родителей - прочитай книгу» и др.
Конкурсы рисунков на асфальте «Моя любимая сказка», «Сказочная страна», «Островок прекрасного», книжные выставки и выставки поделок.
Реклама во время массовых мероприятий - конкурсов, викторин, игр, посиделок. Так, в одной из библиотек прошли посиделки «С книгой на скамейке», в другой - на лужайке под окнами библиотеки прошёл конкурс «Умники и умницы».

Акция «С книжкой на скамейке» прошла и в Тамбове. Одну из скамеек в парке украсили гирляндой воздушных шаров. Все прохожие стали участниками мероприятия. Библиотекари дежурили в парке и читали детям вслух лучшие сказки. Неделю спустя в парк к означенному времени спешили дети с бабушками и дедушками, мамами и папами.

Акция «Читаем Пушкина вместе»
Используя элементы театрализации, библиотекари Центральной городской библиотеки имени А.С. Пушкина (г. Орёл) дали возможность всем желающим почитать произведения А.С. Пушкина, а одновременно попробовать любимые блюда поэта, дегустация которых сопровождалась рассказом о кулинарных пристрастиях А.С. Пушкина.

Флэшмоб «Скажи учителю спасибо!» (накануне профессионального праздника)
Каждый желающий смог сказать добрые слова своему наставнику, поздравить с Днём учителя педагогический коллектив родной школы. Можно было сделать это через микрофон или взять открытку с логотипом, специально напечатанную для акции и написать несколько добрых слов. Подписанные открытки были переданы в образовательные учреждения.

Акции для пожилых людей и инвалидов «Книга на дом», «Спешите делать добро» , в ходе которых библиотекари доставляют на дом пожилым, больным, с ограниченными возможностями людям газеты, журналы, книги, проводят с ними беседы на различные темы (с. Тахта Ипатовского района, с. Северное Александровского района Ставропольского края).

Праздник книги и чтения «Литературный бульвар»
Праздник, посвящённый Дню славянской письменности и культуры, прошёл в г. Кургане. Мероприятию сопутствовала большая рекламная кампания: рекламный ролик, печатная продукция - флаеры, листовки, закладки, буклеты, афиши с программой мероприятий праздника, информация на сайте о подготовке к празднику, индивидуальная работа с учащимися и студентами.
В день праздника в утра установили оборудование, подключили аппаратуру, оформили выставочные стеллажи. Начало мероприятия - 11.00. Зазвучала громкая музыка с перезвоном колоколов и дала старт торжеству. С приветственными словами к жителям обратился Глава города, настоятель больничного храма Святителя Луки при Курганском областном госпитале ветеранов войн, известный писатель В. Потанин.
Программа праздника проводилась на пяти площадках. Одна площадка - игровые программы, песни и танцы, выступления народных ансамблей, уличный спектакль по сказке Б. Шергина «Шиш московский».
Другая площадка - студенты, обучающиеся на отделении декоративно-прикладного творчества, на глазах у прохожих разрисовывали деревянные заготовки будущих кукол, плели из бисера, вязали.
На «Детской площадке, или Взрослым ход воспрещён!» взрослые веселились вместе с детьми. Весёлые рыжие клоуны Клёпа и Ириска устроили «литературный заплыв», где главным призом был большой надувной дельфин для купания, были ди-джеями на озорной «детскотеке», проводили викторины и конкурсы. Любимые персонажи детского журнала «Нафаня» - домовой Нафаня и его подруга Фанечка с удовольствием резвились среди детворы, загадывали загадки, а за правильные ответы щедро одаривали участников сувенирами. Здесь же можно было оформить подписку на журнал и даже выиграть её в беспроигрышную лотерею. На одной из скамеек, определённо «сказочной», устроилась вместе с царём-отцом всем известная царевна Несмеяна. Дети выполнили все её заковыристые задания и пришлось царской дочке расстаться со своим сундучком драгоценных леденцов и чудными книжками. Всё отдала умным мальчикам и девочкам, а поэтому и развеселилась.
Вместе с агитбригадой «Библионыш», исполнившей поурри по сказкам К. Чуковского в стиле рэп, горожане отпрвились в путешествие по Школьному королевству. Концертная программа «Сказочный мир» и представление «Путь книги от каменной до компьютерной» собрали очень большую аудиторию. Книгочеи приняли участие в весёлых акциях «Выбери себе книгу в подарок», «Пригласим друзей в библиотеку».
Профессиональные учебные заведения открыли в этот день настоящую Энциклопедию мастерства. Знакомство с продукцией своих издательских центров. Здесь же можно было купить и обменять учебную литературу. Презентация многотомной «Православной энциклопедии».
Неподалёку от стеллажей с изданиями, посвящёнными русской старине, развернулись настоящие богатырские поединки. Предложение померяться силой с витязями, одетыми в настоящие кольчуги и шлемы, вызвало восторг у детской публики. Не смущало ребятишек и то, что на одного богатыря наваливались впятером.
Была на Бульваре и станция «Библиотечная».
Библиотекари провели опрос «Любимая книга курганской семьи». На специально подготовленный стенд прикреплялись лепестки ромашек, на каждом было написано название одной, но самой любимой книги. Вначале сами библиотекари из своих читательских предпочтений «вырастили» один цветок. Постепенно ромашка за ромашкой на бульваре расцвела целая поляна. Вокруг стенда кипели споры и разгорались дискуссии. Многие называли произведения русской классики - Пушкина, Толстого, Лермонтова, Чехова.
Для тех, кто нуждается в совете профессионала, было открыто консультационное бюро «Что читать сегодня?».
Книжные прилавки, книги за скромные деньги; книжные развалы. Каждый желающий мог получить книгу в дар или обменять. Развалы были «расчищены» быстро.

Много интересных форм используют в работе библиотекари Весёловского района. Прежде всего, это - акции «Читаем вместе», «С праздником тебя, библиотека», «Библиотека на скамейке», «Парк литературный», проект «Читальный зал под открытым небом», акции, посвящённые Дню семьи, любви и верности, Дню белых журавлей, Дню отказа от табакокурения, Дню приветствий, флэшмобы, посвящённые выборам.
Все вышеназванные формы внебиблиотечного обслуживания способствуют выполнению одной из главных задач библиотеки - созданию благоприятной среды для получения новых знаний, формированию потребности в чтении, культурного роста и развитию межличностного общения пользователей.

Список использованной литературы:

1. Библиотека уходит под землю: Агентство библиотечной информации. Рейтинг новостей// Библиотека. - 2008. - №10. - С.1.
2. Богаева, Г. «Библиотека под зонтиком» - летний вариант/ Г. Богаева// Библиополе.- 2010. - №5. - С.34-35.
3. Горбачёва, Т. «Библиодеревня» - инновационный проект/ Т. Горбачёва, О. Сибагатулина// Библиотека. - 2014. - №1. - С. 6.
4. Дайнеко, Г. Заявляем о себе в полный голос/ Г. Дайнеко// Библиотека. - 2008.- №10. - С. 8-13.
5. Дзюба, Н. Чрезвычайно востребованы: Модельная библиотека и информационное обслуживание жителей села в современных условиях/ Н. Дзюба// Библиополе. - 2010. - №8. - С. 7-11.
6. Калашникова, С. Как мы провели это лето: Литературное кафе, читальный зал за стенами учреждения - это интересно/ С.Калашникова, Т. Кербикова// Библиотека. -2014. - №1. - С. 70-73.
7. Ковальская, Н. Искусство создавать событие: Уличная акция в планах и в жизни/ Н. Ковальская //Библиотека. - 2014. - №3. - С.39- 44.
8. Кубракова, Т. Наш выбор в пользу книги/ Т. Кубракова// Библиополе. - 2010.- №7. - С. 7-11.
9. Методическая копилка: Из опыта работы методических служб библиотек Тверской области. Выпуск 3. / Тверская областная универсальная научная библиотека им. А.М. Горького. - Тверь, 2011. - (Научно-методический отдел).
10. Тихонова, Е. Читаем вместе/ Е. Тихонова// Библиополе. - 2010. - №4. - С. 13-19.
11. Хомко, С. Читательское рандеву на литературном бульваре: Массовая работа. Адрес опыта/ С. Хомко// Библиотека. - 2008. - №10. - С. 56-59.
12. Чупахина, О. Новое поколение выбирает…: Как привлечь внимание подростков к мировым классическим произведениям/ О. Чупахина// Библиотека. - 2011. - №2. - С. 35-40.

Сост.: Заведующий МБО
МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека»
О.В. Дегтярёва О.В.
2015 г.