Потребление мощности покупка на орэ расчет количество. Оптовый рынок электроэнергии и мощности

По состоянию на сегодняшний момент в России отношения по купле-продаже электроэнергии можно условно разделить на две основные части:

  • купля-продажа на оптовом рынке электроэнергии (оптовый рынок электроэнергии и мощности);
  • купли-продажа электроэнергии на розничном рынке электроэнергии ;

Основы розничного рынка электроэнергии рассматривались в других статьях сайта, поэтому в этой статье остановимся более подробно на понятии оптового рынка электроэнергии и мощности ОРЭМ.

Итак, что такое оптовый рынок электроэнергии и мощности, какие правила оптового рынка электроэнергии существуют, а также какие субъекты оптового рынка электроэнергии и мощности имеют право на нем работать об этом и пойдет речь в настоящей статье.
На оптовом рынке продавцами и покупателями могут выступать:

  • генерирующие компании оптового рынка электроэнергии;
  • операторы экспорта/импорта электроэнергии;
  • энергосбытовые компании и гарантирующие поставщики ;
  • сетевые компании (территориальные сетевые компании и ОАО "ФСК ЕЭС") - в части покупки потерь;
  • крупные потребители.

Указанные выше субъекты оптового рынка электроэнергии и мощности ОРЭМ могут быть как продавцами на оптовом рынке электроэнергии и мощности, так и покупателями. Для того, чтобы получить статус оптового рынка электроэнергии и мощности и право торговать на нем организация, желающая стать участником оптового рынка электроэнергии и мощнсоти, должна удовлетворять требованиям, которые изложены в «Правилах оптового рынка электроэнергии», утвержденном в постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1172, а также в Договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка (его можно скачать на сайте НП «Совет рынка»).

В России оптовый рынок электроэнергии и мощности пока действует только на территории ценовых зон. Ценовая зона - это часть территории РФ, где возможна конкуренция между участниками оптового рынка электроэнергии и мощности. Существует две ценовые зоны:

  • первая ценовая зона (территория Европейской части России и Урала);
  • вторая ценовая зона (Сибитрь).

Кроме того, есть так называемые неценовые зоны (регионы Дальнего Востока, Архангельская область, Калининградская область и Республика Коми). На этих территориях конкуренция пока по различным техническим причинам невозможна. В неценовых зонах реализация электроэнергии на розничном рынке электроэнергии и мощности производится по регулируемым ценам. О ценовых и неценовых зонах оптового рынка электроэнергии более подробно рассмотрено ниже.

Основные принципы работы оптового рынка электроэнергии и мощности

Как следует из названия, на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществлятеся торговля двумя товарами - электроэнергией и мощностью.
Мощность - это особый товар, при покупке которого у покупателя возникает право требования к генерирующим компаниям оптового рынка поддерживать оборудование, предназначенное для выработки электроэнергии в постоянной готовности.

В настоящем виде оптовый рынок электроэнергии и мощности работает с 2006г.

Рынок электроэнергии

На оптовом рынке электроэнергии и мощности работают несколько секторов рынка:

  • сектор регулируемых договоров;
  • рынок на сутки вперед;
  • сектор свободных договоров;
  • балансирующий рынок.

По регулируемым договорам сектора регулируемых договоров тарифы на электроэнергию определяется ФСТ РФ. При этом в этом секторе приобретается электроэнергия только для поставки населению, а также для потребителей в зоне работы МРСК Северного Кавказа.

Объемы электроэнергии, которые не приобретаются по регулируемым договороам, покупаются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынка на сутки вперед (РСВ) и балансирующего рынка (БР).

Основной смысл свободных договоров это то, что участники оптового рынка электроэнергии и мощности самостоятельно определяют с кем они будут заключать договоры, а также цены и объемы поставки электроэнергии.

Рынок на сутки вперед (РСВ) оптового рынка электроэнергии и мощности это проводимый ОАО «АТС» конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. На РСВ осуществляется маржинальное ценообразование, т.е. цена определяется путем балансирования спроса и предложения и распространяется на всех участников рынка. Цена РСВ определяется для каждого из порядка 8000 узлов обеих ценовых зон.

Индексы цен и объемы торговли РСВ публикуются в ежедневном режиме на сайте ОАО «АТС».

Для подачи заявки на покупку электроэнергии на рынке на сутки вперед покупатели оптового рынка направляют эти заявки в соответствии с установленными сроками в адрес ОАО «АТС». Таким образом, все крупные потребители, которые работают на оптовом рынке электроэнергии и мощности должны подавать заявки с плановым почасовым потреблением электроэнергии для приобретения электроэнергии на рынке на сутки вперед.
Для исключения рисков манипуляции ценами на рынке на сутки вперед в первую очередь должны удовлетворяться заявки на приобретение электроэнергии с наименьшей ценой.

Вместе с тем, фактическое потребление электроэнергии всегда отличается от планового потребления электроэнергии. В связи с этим у потребителя, который подал заявку на приобретение электроэнергии на рынке на сутки вперед будет либо недостаток электроэнергии (в случае если факт больше плана), либо избыток приобретённой на рынке на сутки вперед электроэнергии (план больше факта). В связи с этим торговля этими отклонениями производится в режиме реального времени на балансирующем рынке. Стоит отметить, что цена покупки электроэнергии на балансирующим рынке значительно выше чем цена покупки на рынке на сутки вперед, а цена продажи - значительно ниже. Т.е. планировать свое почасовое потребление необходимо таким образом, чтобы добиться минимального отклонения факта от плана, т.к. значительное отклонение приведет к значительному увеличению затрат на электроэнергию. При этом за каждые 3 часа до часа фактической поставки системный оператор (ОАО «СО ЕЭС») проводит дополнительные конкурентные отборы заявок поставщиков с учетом прогнозного потребления в энергосистеме, экономической эффективности загрузки станций и требований системной надежности.

Кроме того, отклонения фактического потребления от планового квалифицируются собственными или внешними инициативами. Собственная инициатива возникает по причине действий участника рынка (потребителя или поставщика), внешняя - в результате команд Системного оператора или аварии, приведшей к вынужденному изменению режима производства или потребления электроэнергии. Для определения стоимости отклонений для различных видов инициатив используются расчетные формулы (срезки), рассчитываемые на каждый час суток для каждого узла расчетной модели. Срезки определяются как максимальные (минимальные) значения индикатора БР и цены РСВ., тем самым стимулируя к более точному исполнению планового потребления и производства электроэнергии. На основе стоимости отклонений определяются предварительные требования и предварительные обязательства БР, разница между которыми формирует небаланс балансирующего рынка. Отрицательный небаланс распределяется между участниками пропорционально их собственным инициативам. Положительный небаланс распределяется между поставщиками, пропорционально величине исполнения внешних инициатив, и потребителями, максимально точно придерживающимися планового потребления. Таким образом, на БР «штрафуются» участники рынка, допускающие наибольшие отклонения фактических потребления и выработки от плановых по собственной инициативе, и «премируются» участники, придерживающиеся планового потребления и максимально точно выполняющие команды Системного оператора.

Рынок мощности

С 1 июня 2008 года торговля мощностью осуществляется на основе конкурентного отбора мощности (КОМ), проводимого системным оператором. Участники оптового рынка, прошедшие процедуру допуска к КОМ, получили возможность подавать заявки в объеме, не превышающем максимальную располагаемую мощность, учтенную Федеральной службой по тарифам России в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования. Покупатели обязаны оплатить всю мощность, отобранную на КОМ в их ценовой зоне. Поставщики в каждой ценовой зоне несут солидарную ответственность за исполнение обязательств по предоставлению мощности.
Переходный рынок мощности обеспечил возможность реализации части мощности по нерегулируемым ценам, в рамках договоров купли-продажи электроэнергии и мощности (СДЭМ), в том числе на бирже, и купли-продажи мощности по результатам конкурентного отбора. Постановлением Правительства РФ №89 от 24 февраля 2010 года утверждены изменения в Правила оптового рынка, обеспечивающие запуск модели долгосрочного рынка мощности (ДРМ). Как и в части торговли электроэнергией, с 2011 года по регулируемым договорам поставляется мощность только в объемах, необходимых для поставки населению и приравненным категориям потребителей.

Основные отличия ДРМ от переходного рынка мощности:

  • В рамках КОМ мощность отбирается на не год вперед, а на 4 года (начиная с 2016 года), что гарантирует оплату мощности поставщику на период строительства новых мощностей;
  • Ценообразование осуществляется в рамках зон свободного перетока (ЗСП), а не ценовых зон, что позволяет формировать локальные ценовые сигналы для покупателей и поставщиков мощности;
  • В рамках конкурентного отбора отбирается и оплачивается не вся располагаемая мощность, что способствует усилению конкуренции среди поставщиков мощности.
  • В долгосрочный рынок мощности включены договоры о предоставлении мощности, позволяющие обеспечить финансирование инвестиций в новую генерацию.

Ценовые и неценовые зоны оптового рынка электроэнергии.

Ценовые и неценовые зоны оптового рынка электроэнергии

На территории России принято выделять две ценовые зоны оптового рынка электроэнергии и мощности . На карте они отмечены 1 и 2. На территории ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности ОРЭМ, электрическую энергия и мощность может поставляться по нерегулируемым (свободным) ценам. Т.е. цены электроэнергии на оптовом рынке формируются с учетом конкурентных заявок продавцов и покупателей (субъектов оптового рынка электроэнергии). Генерирующие компании оптового рынка электроэнергии и мощности также осуществляют продажу выработанной электрической энергии и мощности на оптовом рынке по нерегулируемым ценам. Среднее значение нерегулируемой цены за месяц для участника оптового рынка электроэнергии и мощности называется средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию. Гарантирующие поставщики электроэнергии обязаны ежемесячно размещать на своем официальном сайте свободные нерегулируемые цены на электроэнергию .

Вместе с тем, не везде на территории России цена на электроэнергию и мощность для потребителей формируется с использованеим элементов конкуренции: так, на территории, отмеченной на карте цифрой 5, конкуренция в принципе не возможна. Такие зоны называются изолированными зонами оптового рынка электроэнергии и мощности .

Территории, отмеченные 3 и 4 это неценовые зоны оптового рынка электроэнергии и мощности.

На некоторых территориях, которые на карте заштрихованы установлены особенности работы оптового и розничного рынка электроэнергии и мощности .

Хотите узнать как выйти на оптовый рынок электроэнергии, чтобы потом не сожалеть об этом? Читайте эту статью

Субъекты России, входящие в первую ценовую зону оптового рынка электроэнергии

Республика Адыгея

Республика Башкортостан

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Республика Калмыкия

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Северная Осетия - Алания

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чеченская Республика

Чувашская Республика

Краснодарский край

Пермский край

Астраханская область

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Кировская область

Костромская область

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Московская область

Нижегородская область

Новгородская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Свердловская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ульяновская область

Челябинская область

Ярославская область

город Санкт-Петербург

часть территории Томской области (в границах которой происходит формирование равновесной цены оптового рынка) и Омской области, для которых электрическая энергия поставляется с территории объединенной энергетической системы Урала

территории Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Ставропольского края, Республика Карелия, Мурманская область, Тюменская область, в границах которых происходит формирование равновесной цены оптового рынка.

Субъекты России, входящие во вторую ценовую зону оптового рынка электроэнергии

Субъекты России, входящие во неценовые зоны оптового рынка электроэнергии

Первая неценовая зона оптового рынка электроэнергии и мощности:

Калининградская область

Республика Коми

Архангельская область

Вторая неценовая зона оптового рынка электроэнергии и мощности:

Территория Дальнего Востока, в которую объединены территории Южно-Якутского района Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области

Перечень территорий ценовых зон оптового рынка, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничного рынков

Республика Дагестан;

Республика Ингушетия;

Кабардино-Балкарская Республика;

Карачаево-Черкесская Республика;

Республика Северная Осетия - Алания;

Чеченская Республика;

Оптовый рынок электрической энергии и мощности, оптовый рынок электроэнергии - сфера обращения особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации . Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст.3 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Формирование стоимости электроэнергии для потребителя оптового рынка (часть 2)

    ✪ Всё о рынке электроэнергии для предприятий

    ✪ Тариф на электрическую энергию. 1 серия. Участники тарифа

    ✪ Расчёт стоимости электроэнергии на оптовом рынке

    ✪ Как работает рынок электроэнергии для предприятий?

    Субтитры

История

Началом функционирования существующей модели оптового рынка электроэнергии в Российской Федерации считается 1 ноября 2003 года , дата вступления в силу Постановления Правительства РФ от 24 октября 2003 года № 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода» .

Ценовые и неценовые зоны

Оптовый рынок разделён на две ценовые зоны:

  • Европейская часть России и Урал ;

Территории Российской Федерации, на которых по тем или иным причинам функционирование конкурентного рынка невозможно, отнесены к неценовым зонам (Архангельская область , Калининградская область , республика Коми были отнесены к первой неценовой зоне, энергосистема Востока на территории Дальневосточного федерального округа - ко второй неценовой зоне). Торговля электроэнергией в неценовых зонах осуществляется исходя из регулируемых цен и имеет ряд специфических особенностей, к примеру, наличие модели единого закупщика. Есть перечень территорий РФ, на которых оптовый рынок отсутствует, т. н. изолированные территории. К ним относят Камчатку , Сахалин , Республику Саха (Якутию) (кроме Южно Якутского энергорайона), Магаданскую область . На данных территориях энергетические компании не разделены по видам бизнеса и организованы в АО.

Рынок электроэнергии

Рынок двусторонних договоров

На рынке двусторонних договоров торговля электрической энергией осуществляется по регулируемым (РД) и свободным двусторонним договорам (СДД). В секторе регулируемых договоров ФАС России устанавливает тарифы на электроэнергию, поставляемую на оптовый рынок и покупаемую с рынка. Поставщиков и покупателей - контрагентов по регулируемым договорам определяет Администратор торговой системы.

При заключении свободных двусторонних договоров участники рынка сами определяют контрагентов , цены и объёмы поставки. Поставщики электроэнергии обязаны поставить объём электроэнергии, предусмотренный договором, либо произведя его на собственных генерирующих объектах, либо приобретя его по свободным двусторонним договорам или на РСВ.

Рынок на сутки вперёд

На РСВ продаются (покупаются) лишние (недостающие) объёмы планового почасового производства/потребления электроэнергии относительно объёмов регулируемых договоров.

На РСВ торговля электроэнергией происходит по цене, устанавливающейся под влиянием спроса и предложения. Равновесная цена электрической энергии определяется на основании ценовых заявок поставщиков и ценовых заявок покупателей электрической энергии соответствующей ценовой зоны с учётом необходимости обеспечения перетоков электрической энергии. Проведение конкурентного отбора заявок и определение планового производства и потребления электроэнергии участниками рынка включает три основных этапа. На первом этапе Администратор торговой системы получает от Системного оператора актуализированную расчётную модель энергосистемы, включающую в себя схему, выбранный состав работающего оборудования, ограничения и другие параметры. На втором этапе поставщики подают ценовые заявки для каждого часа операционных суток, в которых указана цена, по которой он может продавать объём электроэнергии не выше указанного для каждой группы точек поставки поставщика. Допускается подача ценопринимающих заявок, в которых поставщики не указывают цену электроэнергии, соглашаясь продавать электроэнергию по сложившейся в результате конкурентного отбора заявок цене. Покупатели также для каждого часа операционных суток подают заявки, отражающие их готовность купить в группе точек поставки электроэнергию по цене и в объеме, не выше указанных в заявке. Покупатели также могут подавать ценопринимающие заявки. Подавая ценопринимающие заявки, поставщики и покупатели могут увеличить вероятность того, что их заявки будут приняты. Администратор торговой системы на основании данных, полученных от Системного оператора, и заявок участников рынка определяет для каждой ценовой зоны почасовые равновесные цены и объемы выработанной и потреблённой электроэнергии, формируя торговый график. При проведении конкурентного отбора Администратор торговой системы включает в торговый график объёмы электроэнергии поставщиков, на которые в заявках указана наиболее низкая цена, и объёмы электроэнергии покупателей, на которые указана наиболее высокая цена. Равновесную цену определяет максимальное ценовое предложение электростанции, заявленные объемы электроэнергии которой ещё востребованы рынком. На третьем этапе Администратор торговой системы передаёт сформированный торговый график Системному оператору для ведения режима энергосистемы. Производители электроэнергии, ценовые заявки которых оказались выше равновесной цены, и потребители, ценовые заявки которых оказались ниже равновесной цены, в торговый график не включаются . В случае если в результате конкурентного отбора часть или весь объём планируемого производства (потребления) не включён в торговый график, участник может либо ограничить своё производство (потребление) на уровне торгового графика, либо выработать (потребить) недостающий объем на балансирующем рынке.

Балансирующий рынок

Балансирующий рынок представляет собой рынок отклонений фактического почасового производства и потребления электроэнергии от планового торгового графика и предназначен для обеспечения баланса производства и потребления в реальном времени. Генераторы, изменившие производство электроэнергии по инициативе Системного оператора, получают премию. Генераторы, снизившие производство по собственной инициативе, и потребители, увеличившие нагрузку, нагружаются дополнительной платой. На балансирующем рынке поставщики подают заявки Системному оператору на загрузку (отклонение «вверх») и разгрузку (отклонение «вниз») своих мощностей по сравнению с плановыми объёмами, сформировавшимися на РСВ. В заявках указываются цены и возможные объемы увеличения производства электроэнергии, а также цены за отклонение «вниз» по инициативе Системного оператора. Заявки потребителей на возможное снижение нагрузки рассматриваются наравне с заявками генерирующих компаний на увеличение производства. При возникновении небаланса в энергосистеме Системный оператор увеличивает производство электроэнергии или ограничивает нагрузку потребителей-регуляторов, начиная с указавших минимальные цены в заявках.

Рынок мощности

Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требовать от продавцов мощности поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к выработке электроэнергии.

Рынок мощности позволяет избежать дефицита мощности в среднесрочной и долгосрочной перспективе, сформировать у собственников генерирующего оборудования обязательства по поддержанию мощностей в состоянии готовности к работе, а также возместить часть условно-постоянных издержек при эксплуатации генерирующих объектов. За счет функционирования рыночных механизмов, учитывающих доходность на инвестированный капитал, повышается инвестиционная привлекательность строительства и эксплуатации объектов электроэнергетики.

Целью формирования рынка мощности является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику, обеспечивающих создание новых генерирующих мощностей в объёме, достаточном для удовлетворения спроса на электроэнергию и поддержания необходимого уровня надёжности энергоснабжения. Отбор поставщиков мощности производится Системным оператором на основе конкурентного отбора ценовых заявок на продажу мощности. Поставщики, отобранные в результате конкурентного отбора, получают гарантию востребованности их мощности. В период действия этой гарантии продажа мощности может осуществляться по свободным двусторонним договорам с одновременной продажей электроэнергии на конкурентном рынке либо тарифным способом по цене, указанной поставщиком в ценовой заявке с одновременной продажей электроэнергии по тарифу, устанавливаемому ФСТ.

Долгосрочный рынок мощности предусматривает:

  • покупку/продажу мощности, отобранной по итогам конкурентного отбора мощности (КОМ ), по договорам купли-продажи мощности, заключённым по итогам КОМ;
  • покупку/продажу мощности по свободным договорам купли/продажи мощности, в том числе на бирже (СДМ);
  • покупку/продажу мощности новых объектов тепловой генерации по договорам о предоставлении мощности (ДПМ ) и по договорам купли-продажи мощности новых атомных электростанций и тепловых электростанций, аналогичным ДПМ.
  • покупку/продажу мощности генерирующих объектов, отнесённым к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме (вынужденные генераторы );
  • покупку/продажу мощности по регулируемым договорам (РДМ) (в отношении поставок населению и приравненным к населению категориям потребителей);
  • покупку/продажу мощности генерирующих объектов, определённых по результатам конкурсов и отборов инвестиционных проектов.

В долгосрочном рынке КОМ производится исходя из формируемого системным оператором ЕЭС прогноза спроса на соответствующий период поставки. В случае превышения фактического спроса на мощность над прогнозным возможно проведение корректирующего конкурентного отбора.

В ходе КОМ в первую очередь отбираются мощности, введённые по ДПМ с объектами тепловой генерации , а также по аналогичным ДПМ договорам с атомными электростанциями и гидроэлектростанциями . Мощность, не прошедшая конкурентный отбор, не оплачивается, за исключением мощности генерирующих объектов, работа которых необходима для поддержания технологических режимов работы энергосистемы или поставок тепловой энергии (вынужденные генераторы). Мощность вынужденных генераторов оплачивается по тарифу, установленному ФСТ .

В декабре 2010 года закончилась первая кампания по подписанию ДПМ. Объект тепловой генерации, введённый по ДПМ, получает гарантию оплаты мощности на 10 лет, обеспечивающую возврат капитальных затрат и оговорённых эксплуатационных расходов. Для договоров, аналогичных ДПМ, заключаемых с атомными электростанциями и гидроэлектростанциями, гарантия оплаты мощности составляет 20 лет.

Рынок системных услуг

Рынок системных услуг используется в качестве механизма обеспечения надежности функционирования энергетической системы и качества электрической энергии . В разных странах рассматривают различные типы системных услуг. Основными из них являются следующие:

  • первичное и вторичное регулирование частоты электрического тока;
  • регулирование напряжения;
  • поддержание резервов мощности;
  • возможность запуска генерирующего объекта без внешнего источника электрической энергии;
  • регулирование нагрузки потребителей;
  • противоаварийное управление.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 117 от 3 марта 2010 г. утверждены правила отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг. Данным постановлением определены 4 вида услуг по обеспечению системной надежности:

  • услуги по нормированному первичному регулированию частоты с использованием генерирующего оборудования электростанций;
  • услуги по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций (за исключением гидроэлектростанций установленной мощностью более 100 МВт);
  • услуги по регулированию реактивной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций, на котором в течение периода оказания соответствующих услуг не производится электрическая энергия;
  • услуги по развитию систем противоаварийного управления в Единой энергетической системе России.

Организация отбора субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оплата таких услуг, а также координация их действий по оказанию услуг по обеспечению системной надежности осуществляются Системным оператором.

Участники оптового рынка

Участники оптового рынка -

Субъекты оптового рынка

В состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии и (или) мощности -

  • поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и
  • покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Федеральным законом «Об электроэнергетике»,
  • «Совет рынка»,
  • коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка,

В 2003 году система оптового рынка электроэнергии претерпела значительные изменения. Причиной этому стало принятие соответствующего закона, согласно которому была проведена реформа данной отрасли в государстве. Главной целью изменений являлась замена множества мелких компаний, предоставляющих разнообразные услуги - от производства до сбыта, на три крупных. Они, в свою очередь, должны специализироваться только на одном направлении:

  • производство;
  • транспортировка;
  • сбыт.

Благодаря этому появилась объединенная сеть, которая включила в себя и важный для страны атомный концерн «Росэнергоатом». Эта реформа позволила вывести энергетическую отрасль на принципиально новый уровень и сделать её одной из ведущих в экономике России.

Специфика электроэнергии как товара

Оптовый рынок электроэнергии торгует очень важным ресурсом. И так как товар этот обладает достаточно специфическими особенностями, при регулировании рынка должны быть учтены некоторые моменты. Главной отличительной чертой электроэнергии как товара является то, что все этапы движения должны происходить поочередно и без задержек. Энергию невозможно хранить и накапливать. Данный вид продукции сразу же после производства должен мгновенно доходить до конечного потребителя.

Контроль производителя возможен только с позиции объемов поставки. А вот для людей абсолютно неважно, какая компания вырабатывает электрическую энергию, ведь после её воспроизводства она попадает в общую сеть.

Генерирующие компании оптового рынка электроэнергии прекрасно понимают, что их товар входит в категорию первой необходимости. Население очень чувствительно относится к резким перепадам, скачкам или отсутствию данной продукции. Только в крайнем случае люди могут заменить централизованный источник автономной станцией или газовым отоплением. По этой причине поставки должны быть надежными и бесперебойными.

Также при выработке электроэнергии учитывается соотношение между планом производства и прогнозом потребления. Оно должно быть максимально сбалансированным, чтобы не возникло дисбаланса.

Методы регулирования рынка

Оптовый рынок электроэнергии и мощности сильно зависит от способа регулирования государством. Конкретный способ регулирования, в свою очередь, выбирается согласно соответствующим факторам:

  • тип экономики государства;
  • вид собственности;
  • способ государственного вмешательства в развитие отрасли.

Прямое государственное управление отраслью

В случае прямого управления отраслью оптовый рынок электроэнергии подвержен влиянию государства через его органы, например министерства. Государственный аппарат руководит работой отрасли и всеми её предприятиями. Государство напрямую решает количество и объем поставок, устанавливает стоимость и направление вложения прибыли. То есть фактически вся работа предприятий энергетического сектора (в том числе цена на электроэнергию на оптовом рынке) находится под контролем свыше. Данный метод является достаточно жестким.

Государственное управление отраслью через государственную корпорацию

При управлении через корпорацию, находящуюся в государственной собственности, государство также имеет значительную долю влияния на отрасль. Разве что само управление осуществляется через специально созданную корпорацию. Хоть эта организация и работает в интересах страны, но обладает определенной независимостью и самостоятельностью принятия решений. Это дает возможность руководить энергетическим сектором более тщательно, получать большую прибыль и организовывать процесс максимально эффективно.

Государственное регулирование и надзор за функционированием отрасли

Данный способ регулирования отрасли применяется в наиболее демократичных странах. Если все игроки на рынке - частники, то это самый лучший выход. Преимуществом данного метода является полная самостоятельность. Но не все ложится на плечи частных предпринимателей. Лицензирование, регулирование деятельности и обеспечение безопасности - это работа государства. Оно занимается также ценообразованием и установлением тарифов. Вырабатываются также единые правила, обязательные при производстве, передаче и распределении энергии.

Форвардный рынок

То, как организован оптовый рынок электроэнергии, влияет не только на эффективность его развития, но и на всю отрасль в целом.

Первым типом организации оптового рынка электроэнергии является форвардный рынок. Его суть заключается в поставке продукции по предварительно заключенным договорам. Деятельность форвардного рынка осуществляется на основе двусторонних контактов, заключением которых занимаются непосредственно продавец и покупатель товара. Существует несколько способов движения Первый представляет собой оформление сделки между производителем и потребителем. Суть второго типа договора в перепродаже продукции. Заключение третьего происходит на соответствующей бирже, которая занимается форвардами.

Преимуществом данного рынка является его надежность и безопасность, ведь он заранее страхует обе стороны от возможных форс-мажорных обстоятельств. Физически осуществление договора будет выполнено только после формирования суточного графика. Это является еще одним его плюсом, ведь не нужно тратить особых усилий на организацию работы рынка.

Рынок «за день вперед»

Торговая система оптового рынка электроэнергии преимущественно заранее определяет количество и срок поставок. Но так как товар может быть перемещен с помощью различных способов, то вполне вероятно возникновение непредвиденных заминок. Однако эта проблема решается достаточно просто. Для этого организовываются временные склады. Также регулировать этот вопрос можно при помощи экономических рычагов (например, заблаговременного повышения стоимости). Однако координация поставок для рынка электроэнергии имеет специфический характер. Главные отличительные особенности такого рынка - это мгновенность передачи и потребления. По этим причинам планирование движения энергии является очень важным для устойчивой работы сети.

Координирует работу системы оператор, который определяет, сколько, когда и кому нужно поставить. Его работа заключается в составлении графика движения электрической энергии. От точности этого плана зависит уровень удовлетворенности всех участников рынка. Поэтому оператором учитывается и пропускная способность участков электрических сетей. Верные расчеты помогут исключить возможность перегрузки, при этом используя всю мощность линий в полном объеме.

Обычно тот день, когда оператор окончательно утверждает суточный график, предшествует операционному дню. Работник способствует возникновению целого рынка. Именно такой метод организации носит название «за день вперед».

Рынок «реального времени»

Оптовый рынок электроэнергии характеризуется своей неточностью, ведь предугадать четко объемы поставки очень тяжело. Вполне возможны некоторые отклонения от прописанного в контракте.

Часто случается так, что в одном месте возникает недостаток энергии, тогда как в другом, наоборот, появляются излишки. В любом случае они не уравновесят друг друга. Если величина дисбаланса значительная, то это может привести к сбоям в системе. Поэтому оператор занимается регулированием поставок.

Рынок реального времени позволяет сделать систему более уравновешенной путем торговли его участниками имеющимися у них дисбалансами.

Генерирующие компании

В данный момент на территории Российской Федерации работают семь крупных компаний. Они взаимодействуют между собой, и их сеть является тем самым оптовым рынком энергии. Основными объектами системы являются теплоэлектростанции. Все они сгруппированы в шесть объединений. В среднем мощность одной такой группировки составляет девять гигаватт. Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии занимается регулированием работы гидроэлектростанций. Она носит название «РусГидро». На оптовый рынок приходится треть от выработанной энергии в стране.

рынок электроэнергии и мощности

В настоящее время на территории Российской Федерации действует двухуровневый (оптовый и розничный) рынок электроэнергии и мощности. На оптовом рынке продавцами и покупателями являются генерирующие компании, операторы экспорта/импорта электроэнергии, сбытовые организации, сетевые компании (в части приобретения электроэнергии для покрытия потерь при передаче), крупные потребители. Субъекты оптового рынка могут выступать в роли как продавцов, так и покупателей электроэнергии и мощности. Для получения статуса участника оптового рынка организация должна удовлетворять требованиям, изложенным в утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1172 Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) и в Договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Большая часть генерирующих активов страны сосредоточена в тепловых генерирующих компаниях оптового рынка электроэнергии (ОГК), федеральной гидрогенерирующей компании оптового рынка (ОАО «Русгидро»), 14 территориальных генерирующих компаниях (ТГК) и государственном концерне «Росэнергоатом». Магистральными высоковольтными линиями электропередачи управляет принадлежащая государству Федеральная сетевая компания (ОАО «ФСК»). Государственные пакеты акций межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) переданы ОАО «Холдинг МРСК». Диспетчерское управление единой энергосистемой России осуществляет системный оператор (ОАО «СО ЕЭС»). В числе крупных компаний отрасли следует также упомянуть контролируемые государством вертикально-интегрированный холдинг ОАО «РАО ЭС Востока», объединяющий генерацию, распределение и сбыт электроэнергии дальневосточных регионов, и ОАО «Интер РАО ЕЭС», являющуюся оператором экспорта-импорта электроэнергии, а также владеющую генерирующими активами в России и за рубежом.

Оптовый рынок электроэнергии и мощности функционирует на территории регионов, объединенных в ценовые зоны. В первую ценовую зону входят территории Европейской части России и Урала, во вторую – Сибирь. В неценовых зонах (Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока), где по технологическим причинам организация рыночных отношений в электроэнергетике пока невозможна, реализация электроэнергии и мощности осуществляется по особым правилам.

На оптовом рынке торгуются два товара – электроэнергия и мощность. Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования к продавцу мощности поддержания в готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии установленного качества в объеме, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.

В существующем сегодня виде оптовый рынок электроэнергии функционирует с 1 сентября 2006 года, когда постановлением Правительства Российской Федерации были введены новые правила функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности).

На оптовом рынке электроэнергии функционируют несколько секторов, различающихся условиями заключения сделок и сроками поставки: сектор регулируемых договоров, сектор свободных договоров, рынок на сутки вперед, балансирующий рынок.

С 2011 года в пределах ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности регулируемые договоры (РД) заключаются только в отношении объемов электроэнергии и мощности, предназначенных для поставок населению, приравненным к населению группам потребителей, а также гарантирующим поставщикам, контролируемым МРСК Северного Кавказа.

Цены (тарифы) на поставку электрической энергии и мощности по регулируемым договорам рассчитываются по определяемым федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов формулам индексации цен. Объемы поставки электроэнергии и мощности по РД устанавливаются в рамках формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии таким образом, чтобы для включенного в сводный баланс производителя электроэнергии и мощности поставки по РД не превышали 35% от полного объема поставки электрической энергии (мощности) на оптовый рынок, определенного в балансовом решении для соответствующего производителя.

Объемы электроэнергии, не покрываемые регулируемыми договорами, реализуются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынка на сутки вперед (РСВ) и балансирующего рынка (БР).

В рамках свободных договоров участники рынка самостоятельно определяют контрагентов, цены и объемы поставки.

Рынок на сутки вперед (РСВ) представляет собой проводимый коммерческим оператором (ОАО «АТС») конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. На РСВ осуществляется маржинальное ценообразование, т.е. цена определяется путем балансирования спроса и предложения и распространяется на всех участников рынка. Цена РСВ определяется для каждого из порядка 8000 узлов обеих ценовых зон.

Индексы цен и объемы торговли РСВ публикуются в ежедневном режиме на сайте ОАО «АТС».

Для снижения рисков манипулирования ценами на РСВ введена система стимулирования участников к подаче конкурентных ценовых заявок – в соответствии с правилами торговли, в первую очередь удовлетворяются заявки на поставку электроэнергии с наименьшей ценой.

Объемы электроэнергии, реализуемой в рамках двусторонних договоров и РСВ, формируют плановое потребление электроэнергии. Однако фактическое потребление неизбежно отличается от планового. Торговля отклонениями от планового производства/потребления осуществляется в режиме реального времени на балансирующем рынке. При этом за каждые 3 часа до часа фактической поставки системный оператор (ОАО «СО ЕЭС») проводит дополнительные конкурентные отборы заявок поставщиков с учетом прогнозного потребления в энергосистеме, экономической эффективности загрузки станций и требований системной надежности.

Отклонения фактического потребления от планового квалифицируются собственными или внешними инициативами. Собственная инициатива возникает по причине действий участника рынка (потребителя или поставщика), внешняя – в результате команд Системного оператора или аварии, приведшей к вынужденному изменению режима производства или потребления электроэнергии. Для определения стоимости отклонений для различных видов инициатив используются расчетные формулы (срезки), рассчитываемые на каждый час суток для каждого узла расчетной модели. Срезки определяются как максимальные (минимальные) значения индикатора БР и цены РСВ., тем самым стимулируя к более точному исполнению планового потребления и производства электроэнергии. На основе стоимости отклонений определяются предварительные требования и предварительные обязательства БР, разница между которыми формирует небаланс балансирующего рынка. Отрицательный небаланс распределяется между участниками пропорционально их собственным инициативам. Положительный небаланс распределяется между поставщиками, пропорционально величине исполнения внешних инициатив, и потребителями, максимально точно придерживающимися планового потребления. Таким образом, на БР «штрафуются» участники рынка, допускающие наибольшие отклонения фактических потребления и выработки от плановых по собственной инициативе, и «премируются» участники, придерживающиеся планового потребления и максимально точно выполняющие команды Системного оператора.

С 1 июня 2008 года торговля мощностью осуществляется на основе конкурентного отбора мощности (КОМ), проводимого системным оператором. Участники оптового рынка, прошедшие процедуру допуска к КОМ, получили возможность подавать заявки в объеме, не превышающем максимальную располагаемую мощность, учтенную Федеральной службой по тарифам России в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования. Покупатели обязаны оплатить всю мощность, отобранную на КОМ в их ценовой зоне. Поставщики в каждой ценовой зоне несут солидарную ответственность за исполнение обязательств по предоставлению мощности.

Переходный рынок мощности обеспечил возможность реализации части мощности по нерегулируемым ценам, в рамках договоров купли-продажи электроэнергии и мощности (СДЭМ), в том числе на бирже, и купли-продажи мощности по результатам конкурентного отбора. Постановлением Правительства РФ №89 от 24 февраля 2010 года утверждены изменения в Правила оптового рынка, обеспечивающие запуск модели долгосрочного рынка мощности (ДРМ). Как и в части торговли электроэнергией, с 2011 года по регулируемым договорам поставляется мощность только в объемах, необходимых для поставки населению и приравненным категориям потребителей.

Основные отличия ДРМ от переходного рынка мощности:

· В рамках КОМ мощность отбирается на не год вперед, а на 4 года (начиная с 2016 года), что гарантирует оплату мощности поставщику на период строительства новых мощностей;

· Ценообразование осуществляется в рамках зон свободного перетока (ЗСП), а не ценовых зон, что позволяет формировать локальные ценовые сигналы для покупателей и поставщиков мощности;

· В рамках конкурентного отбора отбирается и оплачивается не вся располагаемая мощность, что способствует усилению конкуренции среди поставщиков мощности.

· В долгосрочный рынок мощности включены договоры о предоставлении мощности, позволяющие обеспечить финансирование инвестиций в новую генерацию.

В долгосрочном рынке конкурентный отбор мощности производится исходя из формируемого Системным оператором прогноза спроса на соответствующий период поставки. В случае превышения фактического спроса на мощность над прогнозным возможно проведение корректирующего конкурентного отбора.

В ходе КОМ в первую очередь отбирается мощность, введенная по ДПМ и аналогичным ДПМ договорам с АЭС и ГЭС. Мощность, не прошедшая конкурентный отбор, не оплачивается, за исключением мощности генерирующих объектов, работа которых необходима для поддержания технологических режимов работы энергосистемы или поставок тепловой энергии (вынужденные генераторы). Мощность и электроэнергия вынужденных генераторов оплачивается по тарифу, установленному ФСТ.

В ЗСП, определенных ФАС как зоны с ограниченной конкуренцией, при проведении конкурентного отбора устанавливаются предельные уровни цен на мощность.

Для зон свободного перетока, в которых предельный уровень цен не вводится, продажа мощности, попавшей в 15% наиболее дорогого предложения и при этом отобранной на конкурентном отборе, будет производиться поставщиками либо по тарифу ФСТ, либо по цене, указанной в заявке, в зависимости от того, какая цена окажется ниже. Цена конкурентного отбора в этом случае сформируется либо по самой дорогой заявке из оставшихся 85% предложенной мощности, либо по цене, балансирующей спрос и предложение, если она оказалась ниже цены в самой дорогой из оставшихся заявок. Кроме того, если поставщик владеет большой долей генерации в ЗСП (более 10% установленной мощности в Сибири, более 15% для Европы и Урала), ценовая заявка может быть подана только на объем, не превышающий 10% (15%). Остальная мощность предлагается только по ценопринимающим заявкам.

В числе механизмов реализации мощности ДРМ предусматривает:

· покупку/продажу мощности, отобранной по итогам конкурентного отбора мощности, по договорам купли-продажи мощности, заключенным по итогам конкурентного отбора мощности;

· покупку/продажу мощности по свободным договорам купли-продажи мощности (СДМ), в том числе на бирже;

· покупку/продажу мощности по договорам о предоставлении мощности и по договорам купли-продажи мощности новых атомных станций и гидроэлектростанций, аналогичным ДПМ;

· покупку/продажу мощности генерирующих объектов, отнесенных к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме;

· покупку/продажу мощности по регулируемым договорам (в объемах поставки населению и приравненным категориям);

· покупку/продажу мощности, генерирующих объектов, определенных по итогам дополнительного отбора инвестиционных проектов, проводимого в случае, когда объем мощности, отобранной по результатам конкурентного отбора мощности, в какой-либо зоне свободного перетока, не обеспечивает удовлетворения спроса на мощность;

· покупка продажа мощности, генерирующих объектов, определенных по результатам конкурсов инвестиционных проектов на формирование перспективного технологического резерва мощностей (механизм гарантирования инвестиций - МГИ).

В декабре 2010 года завершилась первая кампания по подписанию договоров о предоставлении мощности (ДПМ). Объект тепловой генерации, введенный по договору о предоставлении мощности, получает гарантию оплаты мощности на 10 лет (15 лет для договоров, аналогичных ДПМ, заключаемых с АЭС и ГЭС), обеспечивающую возврат капитальных затрат и оговоренных эксплуатационных расходов.

Договоры о предоставлении мощности заключены с генерирующими компаниями теплоэнергетики, выделенными из состава РАО «ЕЭС России». Договоры о поставке мощности, аналогичные ДПМ, заключены с ОАО «Русгидро» и ОАО «Концерн Росэнергоатом». В общей сложности заключено 6840 ДПМ и 3616 ДПМ ГЭС/АЭС.

Оптовым рынком электроэнергии и мощности принято называть область обращения электрической энергии и мощности в российской энергосистеме в рамках единого экономического пространства России с участием крупных производителей и покупателей электроэнергии и мощности и других лиц, которые получили статус субъекта на этом рынке и действующих согласно правил оптового рынка, которые утверждаются в соответствии с законом «Об электроэнергетике». Критерии отнесения покупателей и производителей электроэнергии к категории «крупных» устанавливаются Правительством РФ в соответствии с тем же законом.

Из истории

Одновременно с образованием РАО «ЕЭС России» была сформирована оптовая торговля электроэнергией на федеральном общероссийском оптовом рынке электрической энергии и мощности (ФОРЭМ). Этот рынок представлял собой схему контрактных отношений всех его участников, который были связаны между собой технологическим процессом по выработке, продаже и потребления электрической энергии в ЕЭС РФ. Правовой базой функционирования ФОРЭМ стали Федеральный закон от 14-го апреля 1995-го года «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» и Постановление Правительства Российской Федерации № 793 от 12-го июля 1996-го года.

Датой начала функционирования этой модели рынка (оптового) электрической энергии в России принято считать 1-е ноября 2003-го года.

Особенности электрической энергии как рыночного товара

Электрическая энергия обладает некоторыми особенностями, которые обусловлены ее свойствами, учитываемыми при организации оптового рынка: совпадение производственного и потребительского процессов электрической энергии и эквивалентность объема потребленной и выработанной энергии в определенный временной промежуток; отсутствие возможности делать запасы электроэнергии в достаточных количествах (в масштабах энергетической системы); отсутствие возможности заранее оговорить точные объемы выработки и потребления электрической энергии; отсутствие возможности определить производителя электрической энергии, использованной потребителями.

Оптовый рынок электроэнергии может правильно функционировать только в случае, когда в каждый промежуток времени достигается баланс выработки и потребления.

Что касается практики, то и производители, и потребители электрической энергии допускают существенные отклонения от своих прямых обязательств по производству и потреблению электрической энергии. Наличие краткосрочных и сезонных скачков нагрузки в сочетании с тем фактом, что мощность, которой располагают электростанции, должна превышать величину максимума годового нагрузки, приводит к недогрузке в течение года определенного объема генерирующей мощности.
Отсутствие возможности создания запасов продукции неизбежно приводит к потребности в создании резервов мощностей, пропускной способности электросетей и топливных запасов на станциях. Величина этих резервов нормируется, а расходы на их поддержание включаются в цену электрической энергии.

Главные принципы организации оптового рынка
1-го сентября 2006-го года была введена новая модель оптового рынка электрической энергии и мощности, которая стала называться «Новым оптовым рынком электрической энергии и мощности» (НОРЭМ,или ОРЭМ). Данная модель рынка предполагает наличие трех отраслей торговли электрической энергией: долгосрочные договора; балансирующий рынок (БР); рынок на сутки вперёд (РСВ).

Оптовый рынок электроэнергии делится на две ценовые зоны: Европейская часть Российской Федерации и Урал; Сибирь.

Территории РФ, на которых по разным причинам невозможно существование конкурентного рынка были отнесены к неценовым зонам. Калининградская, Архангельская области и республика Коми вошли в первую неценовую зону, а Дальний Восток - во вторую. Торговля электрической энергией в неценовых зонах имеет некоторые особенности и происходит только по ценам, которые регулируются. Существует перечень территорий Российской Федерации, на которых отсутствует оптовой рынок электроэнергии. Это так называемые изолированные территории, к которым относятся: Сахалин, Камчатка, Магаданская область, Республика Саха (за исключением Южно Якутского энергетического района). На этих территориях энергокомпании не делятся по видам бизнеса и организованы в акционерные общества.

Рынок двусторонних договоров

На данном рынке торговля электроэнергией происходит по свободным двусторонним (СД) и по регулируемым договорам (РД). В сфере регулируемых договоров предельные тарифы на электроэнергию устанавливает ФСТ, а поставщиков и покупателей определяет Администратор системы торговли.
При заключении СД участники рынка самостоятельно определяют контрагентов, объемы поставки и цены. Поставщики обязаны осуществить поставку объема электрической энергии, который предусмотрен договором, или произвести его на производственных объектах, находящихся в их собственности, либо приобретя его на РСВ или по СД.

Лишние или недостающие объемы электрической энергии продаются или покупаются на РСВ касательно договорных объемов. Торговля происходит по цене, устанавливающейся на основании спроса и предложения. Равновесная цена определяется под влиянием заявок поставщиков и покупателей энергии определенной ценовой зоны, учитывая необходимость осуществления перетоков электроэнергии.

Балансирующий рынок

Данный рынок — это рынок отклонений почасовой выработки и потребления электрической энергии от планового графика торговли. Цель балансирующего рынка — обеспечить баланс выработки и потребления в реальном времени. Премию получают Генераторы, которые изменяют выработку энергии по требованию Системного оператора. Дополнительной платой нагружаются Генераторы, которые снижают выработку и потребители, которые увеличивают нагрузку по своей инициативе.

Рынок мощности

Целью образования рынка мощности является организация условий для притока инвестиций в электроэнергетику, которые обеспечивают образование новых мощностей в достаточном объеме, чтобы удовлетворить спрос на электрическую энергию и поддержать нужный уровень надежности снабжения электроэнергией. Поставщики мощности отбираются Системным оператором на основе конкурсного отбора заявок на поставку мощности. Поставщики, которые отбираются в конкурсном отборе, получают гарантии, что их мощности будут востребованы. В гарантийный период продажа мощности происходит по СД с продажей электрической энергии на любом конкурентном рынке или тарифным методом по цене, которую указывает в ценовой заявке поставщик, с продажей энергии по тарифу, который устанавливает ФСТ.

Рынок системных услуг

Данный рынок используется как механизм обеспечения правильного функционирования энергосистемы и качества электроэнергии. Основными типами системных услуг являются: регулирование напряжения; вторичное и первичное регулирование частоты электротока; поддержание мощностных резервов; возможность пуска производственного объекта без привлечения внешних источника энергии; регулирование потребительской нагрузки; антиаварийное управление.

Участники оптового рынка

Участниками рынка являются поставщики электроэнергии и мощности. К таким поставщикам относятся: производственные компании, имеющие право продажи электроэнергии; компании, которые осуществляют операции. К покупателям электроэнергии и мощности относятся: энергосбытовые компании; крупные потребители энергии; энергоснабжающие организации, имеющие статус Гарантированного поставщика; организации, которые осуществляют импортно-экспортные операции; компании, имеющие право продажи электроэнергии на оптовом рынке, и имеющие статус субъектов оптового рынка.