Положение об аттестации на соответствие профстандартов. Аттестация работников: что нужно знать работодателю? Как утвердить Положение об аттестации

Под традиционной системой аттестации работников действующим законодательством понимается процедура, содержание и порядок которой работодатель разрабатывает самостоятельно. В отсутствует статья под наименованием «Аттестация работников на соответствие занимаемой должности». Однако Трудовой кодекс, согласно статье 81 , определяет, что порядок проведения аттестации устанавливается локальным нормативным актом работодателя.

К примеру, аттестация работников культуры определяется Порядком, утвержденным заместителем министра культуры РФ, от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. Данным нормативным актом, в частности, предусмотрено, что аттестации не подлежат сотрудники, которым по роду их деятельности не требуются специальные навыки или знания, например неквалифицированные рабочие.

Существует нюанс: положение об аттестации подчиненных работодатель разрабатывает самостоятельно с учетом мнения профсоюза. Но если профсоюза в организации нет, то и согласовывать ничего ни с кем не надо.

Положение об аттестации работников

ВАЖНО!

Поскольку в 2019 году аттестация работников регламентируется работодателем, в качестве основы для разработки внутреннего нормативного акта рекомендуем брать Положение о порядке проведения аттестации, утвержденное Постановлением Госкомитета СССР от 05.10.1973 № 267.

Действующее законодательство ничем не ограничивает категории сотрудников, в отношении которых можно провести аттестацию, а также периодичность и сам порядок проведения аттестации. Работодатель вправе устанавливать по своему усмотрению любой порядок проведения данной процедуры в отношении любых категорий сотрудников.

Рекомендуем подойти к разработке документа, который будет носить название «Положение о проведении аттестации работников», с вниманием. В целях исключения возможной негативной судебной практики, а также чтобы аттестация работников на соответствие занимаемой должности была максимально понятна и сотрудникам, и самому работодателю, целесообразно включить в него следующие разделы:

  1. Общая информация.
  2. Раздел о подготовительных мероприятиях.
  3. Раздел о проведении аттестации.
  4. Заключительные положения.
  5. Приложения.

Указанные разделы приведены в качестве примера и не претендуют на универсальность. Мы хотим дать работодателю пошаговый алгоритм, чтобы аттестация работников на его предприятии не давала сбоев и была максимально объективной.

Общий раздел

Шаг 1. Обозначить цель проведения аттестации

Для одного работодателя будет достаточно написать, что целью проведения данного мероприятия является определение соответствия квалификации работника занимаемой им должности.

Другой может изложить целью рациональное использование трудовых ресурсов своих сотрудников, повышение результативности их труда и ответственности за порученную работу. Сформулируйте ясно и конкретно именно ту цель, которой стремитесь добиться.

Например, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 № 234, целями аттестации руководителей предприятий являются:

  • объективная оценка деятельности руководителей и определение ее соответствия занимаемой должности;
  • оказание содействия в повышении эффективности работы предприятий;
  • стимулирование профессионального роста руководителей предприятий.

Шаг 2. Определить состав аттестуемых работников

Принимая во внимание, что законодательство не ограничивает работодателя в выборе категорий сотрудников для их аттестации, все же рекомендуем НЕ включать в списки аттестуемых:

  • беременных;
  • проработавших в должности менее года;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком и сотрудников, которые проработали менее одного года после выхода на работу из данного отпуска;
  • пенсионеров по старости;
  • несовершеннолетних;
  • сотрудников, с которыми заключены срочные трудовые отношения.

Остальной персонал можно аттестовывать.

Например, когда проводится аттестация прокурорских работников, то в число аттестуемых не включают:

  • беременных;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком (они могут быть аттестованы через шесть месяцев после выхода из отпуска);
  • работников, достигших предельного возраста нахождения на службе (если они не допустили в работе существенных упущений);
  • офицеров в запасе органов военной прокуратуры при присвоении им первоначального классного чина.

Все остальные из числа работников органов прокуратуры подлежат аттестации в соответствии с Приказом Генерального прокурора от 20.06.2012 № 242.

Шаг 3. Закрепить периодичность проведения аттестации

Аттестацию можно проводить каждый год, однако такая периодичность вряд ли будет способствовать формированию здоровой атмосферы в коллективе. Поэтому оптимальным вариантом будет период не чаще чем один раз в три года и не реже одного раза в пять лет.

Например, согласно тексту Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, аттестация сотрудников органов внутренних дел проводится один раз в четыре года.

Шаг 4. Указать основания для проведения внеочередной аттестации

Лучше предусмотреть (на случай расставания) и зафиксировать, что внеочередную аттестацию можно провести:

  • по соглашению сторон;
  • в случае изменения условий труда по технологическим причинам;
  • в случае неоднократного ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей.

Тогда работодатель будет иметь право направить работника на внеочередную аттестацию, по итогам которой принять соответствующее решение, в том числе предусмотренное пунктом 3 статьи 81 ТК РФ .

Например, в Положении, утвержденном Министерством транспорта РФ от 11.03.1994 № 13/11 (зарегистрировано в Минюсте 18.04.1994 № 548), досрочно аттестация производится в случаях, когда выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями.

Раздел о подготовке к проведению аттестации

В данном разделе необходимо четко и понятно указать, какие шаги и меры обязан предпринять работодатель и подчиненные ему должностные лица.

Шаг 1. Определить состав комиссии

Состав комиссии определяется приказом работодателя.

В комиссии обязательно должны быть председатель, рядовые члены и секретарь.

Необходимо указать, кто из них имеет право голоса, а кто нет.

Также важно, за кем останется решающее право голоса, если мнения членов комиссии распределятся поровну (чтобы такого не было, комиссию следует создавать из нечетного количества представителей работодателя).

Состав комиссии постоянный, изменения могут вноситься либо по причине конфликта интересов, либо в связи с кадровыми перемещениями.

Важно обозначить полномочия членов комиссии. Так, председатель отвечает за обоснованность и правомерность принимаемых коллегиальных решений, члены комиссии — за всесторонность и объективность выносимых решений, секретарь — за техническую работу.

Шаг 2. Составить график

График аттестации — это документ, который работодатель составляет ежегодно. Утверждается отдельным приказом. Утверждать график следует заранее, чтобы успеть ознакомить с ним тех, кому предстоит аттестация.

В графике указывается:

  • список работников, подлежащих аттестации в этом году;
  • дата и место проведения процедуры;
  • время предоставления необходимых кадровых документов на аттестуемых сотрудников и Ф.И.О. ответственных за предоставление.

Шаг 3. Уведомить работников о предстоящей аттестации

Всех аттестуемых работников необходимо уведомить о процедуре заранее и под подпись. Насколько заранее, решает работодатель, но оптимальным сроком является один месяц.

Форма уведомления не важна, важен факт, подтверждающий ознакомление.

Если сотрудник отказывается, составляется соответствующий акт.

Если болеет — направляется соответствующее уведомление по месту регистрации и проживания заказным письмом с уведомлением о вручении.

Шаг 4. Получить необходимые кадровые документы

В связи с тем, что аттестационная комиссия принимает решения на основании предоставляемых документов, работодатель вправе самостоятельно предусмотреть, какой именно документ и в какие сроки должен быть предоставлен в комиссию.

Это может быть любое требование, как, допустим, портфолио.

К примеру, до недавнего времени педагогические работники государственных казенных учреждений социального обслуживания в Ленинградской области должны были предоставлять для аттестации портфолио социального работника, характеризующее результаты их деятельности. Однако стоит заметить, что в настоящее время это требование отменено Приказом Комитета по соцзащите населения Ленобласти от 21.01.2013 № 1.

Образец портфолио социального работника для аттестации

На практике чаще всего работодатель требует предоставить в комиссию характеристику или служебный отзыв на работника, который должен подготовить его непосредственный начальник.

С характеристикой работника нужно ознакомить под подпись. После ознакомления данный документ предоставляется в аттестационную комиссию.

ВАЖНО!

Необходимо предусмотреть возможность для работника не согласиться с содержанием своей характеристики и предоставить в аттестационную комиссию письменные возражения.

Срок предоставления всех документов указывается в графике.

ВАЖНО!

Не предоставленная вовремя характеристика при спорных результатах аттестации является формальным поводом для признания судом решения аттестационной комиссии неправомерным в связи с нарушением порядка процедуры.

Раздел о проведении аттестации

Данный раздел является описанием пошаговой процедуры аттестации работников на предприятии.

Шаг 1. Определяем кворум

Для этого в положении должно быть написано, что при участии двух третей состава комиссии ее решения считаются правомочными. Если количество членов комиссии меньше, аттестация переносится на другой срок, определяемый работодателем с учетом требований описываемого положения.

Шаг 2. Описываем саму процедуру

Пишем, что проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности должно проводиться в присутствии самого работника и его непосредственного руководителя в доброжелательной атмосфере (работник и так в стрессе).

Указываем, что начальник представляет работника, а затем члены комиссии задают интересующие их вопросы.

После того как вопросы будут заданы, а работник на них ответит, аттестуемый сотрудник удаляется, а его руководитель и члены комиссии остаются для обсуждения и принятия соответствующего решения.

После принятия решения работник приглашается, и председатель объявляет ему решение комиссии.

Шаг 3. Закрепляем механизм принятия решений

ВАЖНО!

Любое решение должно быть обосновано и подкреплено соответствующим документом. Если работник подлец — это не основание признать его не соответствующим занимаемой должности.

Профессиональная деятельность работника должна оцениваться во взаимосвязи с квалификационными требованиями к его должности. Необходимо учитывать личный вклад работника в достижение целей, стоящих перед организацией, а также сложность и напряженность работы, которую он выполняет.

Стоит обратить внимание на отсутствие или наличие фактов нарушений трудового распорядка и должностных обязанностей.

Все сомнения трактуются в пользу работника.

Шаг 4. Варианты решений комиссии

Описываем, какие решения может принять комиссия:

  • сотрудник соответствует занимаемой должности;
  • направить на обучение для соответствия занимаемой должности;
  • ходатайствовать перед работодателем о повышении (оклада, в должности);
  • рассмотреть вопрос о понижении в занимаемой должности по причине недостаточной квалификации;
  • не соответствует занимаемой должности, рекомендовать направить на обучение для повышения квалификации или уволить в связи с недостаточной квалификацией.

Шаг 5. Оформляем решение комиссии.

Все решения комиссии оформляются протоколом или заносятся в аттестационный лист работника. Оформлять оба документа смысла не имеет, по сути это одно и то же, отличается только форма. В то же время никто не запрещает заполнить оба документа.

Аттестационный лист и протокол подписываются всеми членами комиссии, присутствующими на аттестации.

ВАЖНО!

Те члены комиссии, которые не присутствовали на аттестации, подписывать данные документы не имеют права. Если они подпишут, это может служить поводом для отмены решения комиссии и возбуждения уголовного дела по статье 292 УК РФ.

Приказ должен быть издан в определенные сроки, работодатель сам определит, в какие, но не более одного месяца.

Необходимо предусмотреть, чтобы сроки могли прерываться (при уходе в отпуск, временном отсутствии по невыясненным причинам или временной нетрудоспособности данный срок должен прерываться).

Нарушение сроков влечет отмену решения аттестационной комиссией.

Например, если А.В. Петров будет признан не соответствующим занимаемой должности, работодатель вправе его уволить, направить на обучение или понизить в должности (его воля, аттестационная комиссия предоставила ему такие полномочия).

Если работодатель примет решение переместить А.В. Петрова на нижестоящую должность, а А.В. Петров откажется, работодатель будет вправе его уволить по тем же основаниям.

Шаг 6. Права работника

Желательно указать, что в случае несогласия с итогами аттестации работник в установленном законом порядке может обжаловать это решение.

Заключительные положения

Данный раздел содержит сведения о том, где хранить аттестационные документы. Все аттестационные документы хранятся в кадровых подразделениях, протоколы — в номенклатурной папке, аттестационные листы — в личных делах сотрудников.

Срок хранения этих документов составляет 75 лет.

Образец положения об аттестации работников

Образец графика проведения аттестации работников

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности – 2018 – 2019, если речь не идет о педагогах, ученых, государственных служащих и прочих категориях работников, для которых такая проверка обязательна, проводится по усмотрению работодателя. Основные принципы организации и осуществления аттестации подробно изложены в нашей статье.

Аттестация работников по ТК РФ: общие положения

Законодательство предусматривает обязательную аттестацию только в отношении:

  • Педагогических и научных работников (согласно ст. 332 и 336.1 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) соответственно). Проверка соответствия таких сотрудников занимаемым должностям должна проводиться как минимум раз в 5 лет. Причем педагоги подвергаются обязательной аттестации только в том случае, если они относятся к профессорско-преподавательскому составу, то есть положение ч. 10 ст. 332 ТК РФ распространяется исключительно на преподавателей вузов.
  • Других работников бюджетной сферы, если это закреплено в отраслевых нормативных актах. Например, это обязательное условие для государственных служащих, которые в соответствии со ст. 48 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ подтверждают свою квалификацию каждые 3 года.

Что касается прочих организаций, необходимость в проведении аттестации персонала определяется их руководством самостоятельно. Ч. 2 ст. 81 ТК РФ любому работодателю предоставлено право закрепить соответствующее положение в локальном нормативном акте предприятия.

Порядок проведения аттестации работников в 2018 - 2019 годах

Порядок аттестации предусматривается ведомственным или локальным нормативным актом.

В частности, для педагогов таковым является Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276.

Работодатели, регламентирующие процедуру аттестации работников на соответствие занимаемой должности самостоятельно, как правило, берут за основу ведомственные документы, адаптируя их к особенностям собственной предпринимательской сферы.

В целом аттестация в любой организации проводится по единой схеме и включает несколько этапов, которые мы рассмотрим ниже.

Создание аттестационной комиссии

Персональный состав комиссии определяется для каждой аттестации и утверждается распоряжением или приказом руководителя предприятия.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При наличии в организации профсоюза хотя бы 1 из его представителей должен стать членом комиссии. В противном случае выявленная в ходе аттестации недостаточная квалификация работника не сможет послужить основанием для его увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Так, например, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в своем апелляционном определении от 22.04.2015 по делу № 33-6326/2015 признала правомерным решение суда первой инстанции о восстановлении на работе сотрудника, уволенного по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

В основу определения судьи положили отсутствие в составе аттестационной комиссии члена выборного профсоюзного органа. При этом суд указал, что присутствие члена профсоюза в комиссии является обязательным условием, поскольку в силу ч. 3 ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации определяется с учетом мнения представительного органа работников.

Приказ об аттестации и разработка механизма диагностики

Несмотря на то, что периодичность проведения аттестации работников на соответствие занимаемой должности - 2018 - 2019 , как и ранее, устанавливается внутренними актами организации, каждая проверка предваряется изданием соответствующего приказа или распоряжения руководителя.

Помимо плановых аттестаций кадрового состава, проверка уровня квалификации может быть и внеплановой, например при несчастном случае на производстве, когда выводы о соответствии занимаемой должности делаются в отношении 1 или нескольких сотрудников. Порядок аттестации при этом остается неизменным.

Решение о предстоящей аттестации, в свою очередь, подлежит доведению до сведения сотрудников в порядке, предусмотренном положением о проведении проверки.

Чтобы исключить вероятность оспаривания правомерности неявки на аттестацию, целесообразно уведомить о ней каждого работника персонально под расписку.

Разработка так называемой диагностической системы, согласно которой будут приниматься решения о прохождении/непрохождении аттестации, включает в себя определение:

  • критериев оценки уровня квалификации работников;
  • методов оценки;
  • процедуры подтверждения соответствия занимаемой должности.

Формы проверки могут быть самыми разными — от отчетов работников до тестов и прочих квалификационных заданий.

Проведение аттестации и подведение итогов

Проверка профессиональных знаний и навыков и соответствия сотрудника занимаемой им должности проходит по заранее разработанному графику. Нарушение установленного порядка чревато признанием результатов аттестации недействительными.

Результаты аттестации каждого сотрудника подлежат отражению в протоколе, подписанном всеми членами аттестационной комиссии. Протокол предъявляется испытуемому работнику для ознакомления. В ходе изучения работник вправе не согласиться с изложенными выводами, сделав соответствующую отметку в специально отведенной графе.

Решения, принимаемые по итогам аттестации

Характер организационных решений зависит в первую очередь от цели аттестации. Чаще всего таковой является оптимизация работы предприятия. То есть по итогам проверки сотрудник, чьи результаты оказались неудовлетворительными, может быть уволен по п. 3 ч. 2 ст. 81 ТК РФ.

Однако это не распространяется на сотрудников, защищенных от такой перспективы законом. В частности, на беременных женщин, работниц, воспитывающих ребенка младше 3 лет, и другие категории работников, указанные в ст. 261 ТК РФ.

Важно! Весьма спорной представляется и правомерность увольнения по итогам аттестации молодых специалистов и прочих работников, проработавших на занимаемой должности менее 1 года.

Соответствующие гарантии указанным лицам предоставлены п. 4 постановления ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 № 470/267. Сегодня это единственный документ, в целом регламентирующий общие требования к проведению аттестации персонала. Постановление действует до сих пор, но применяется только в части, не противоречащей ТК РФ.

Кроме того, результатом аттестационной проверки может стать:

  • формирование резерва руководящего состава организации;
  • решение о сокращении численности сотрудников;
  • направление некоторых работников на обучение в целях повышения квалификации;
  • применение стимулирующих мер (надбавок к заработной плате для квалифицированных работников).

Итак, проведение аттестации на соответствие занимаемой должности может быть предусмотрено законом, ведомственным или локальным распорядительным документом. Она предусматривает проверку знаний и умений работника, проводится в любой подходящей форме компетентной комиссией. Несоответствие сотрудника занимаемой должности по результатам аттестации выступает специальным основанием для увольнения.

Александр Бычков,
начальник юридического отдела ЗАО «ТГК «Салют»

Одним из условий успешной деятельности компании является высокий профессиональный уровень ее персонала. Грамотные и квалифицированные специалисты своей работой способны помочь ей в достижении высоких результатов, получении хорошей прибыли, завоевании достойной деловой репутации на рынке соответствующих товаров, работ или услуг. В тех же случаях, когда сотрудники оказываются профессионально непригодными к выполнению порученного им дела, это неблагоприятным образом сказывается на эффективности компании.

Работодатель вправе расстаться с такими работниками, наняв более квалифицированных, отвечающих по своим деловым качествам установленным требованиям. При этом он обязан соблюсти предусмотренные в законе на этот счет обязательные процедуры. Несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденное результатами аттестации, является основанием для его увольнения по инициативе работодателя в соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 31 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в силу п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 81 ТК РФ по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ допустимо при условии, что несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие его недостаточной квалификации подтверждено результатами аттестации, проведенной в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Учитывая это, работодатель не вправе расторгнуть с сотрудником по названному основанию, если в отношении него аттестация не проводилась либо аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе. При этом выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу.

Если гражданин был уволен по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, то работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник сам отказался от перевода на другую должность, либо подтвердить факт, что в то время не было возможности (например, в связи с отсутствием вакантных мест) перевести данного сотрудника с его согласия на другую работу.

Увольнение работника по указанному основанию требует обязательного проведения его аттестации на соответствие занимаемой должности, причем в его отсутствие это делать запрещено. Никакие иные проверки знаний и квалификации сотрудника, инициируемые работодателем, заменить аттестацию не могут (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 10.12.2002 по делу № 33-2069).

Работодатель должен разработать и утвердить с учетом мнения профсоюза локальный акт-положение о порядке проведения аттестации работников. В нем должны быть предусмотрены основания и условия проведения аттестации, отмечена ее периодичность, перечислены категории работников, в отношении которых она может осуществляться. В данном положении также указывается порядок образования аттестационной комиссии и случаи, когда ее заседание является правомочным. Помимо этого, положение о порядке проведения аттестации включает сведения о том, как аттестационная комиссия принимает свои решения, и иную необходимую информацию.

О проведении аттестации аттестуемым работникам должно быть сообщено заблаговременно. ТК РФ для частных компаний не предусматривает обязательных требований о сроке для такого извещения. Во всяком случае, он должен быть разумным, чтобы работник имел возможность подготовиться к этому событию. Ярославский областной суд при рассмотрении одного из дел посчитал, что срок в 3-4 дня является разумным для предупреждения сотрудника о процедуре аттестации, учитывая, что она проводится исключительно по вопросам, касающимся непосредственно его должностных обязанностей (Кассационное определение от 19.05.2011 по делу № 33-2758).

При отсутствии доказательств надлежащего извещения работника о проводимой в отношении него аттестации она является незаконной, осуществленной с нарушением порядка (определение Московского городского суда от 03.08.2010 по делу № 33-23042). Нарушением порядка проведения аттестации будут также считаться случаи, когда работник не был ознакомлен с приказом о проведении в отношении него аттестации, а также с положением о ее порядке. Все правила проведения аттестации следует соблюдать, руководствуясь разработанным положением, в противном случае появятся основания для признания ее незаконной. Так, в одном деле суд отметил, что с характеристикой аттестуемого работника были ознакомлены не все члены аттестационной комиссии, что является нарушением порядка проведения аттестации (Определение Московского городского суда от 22.08.2011 № 33-24332).

Аттестуемый работник имеет право ознакомиться с материалами, связанными с этой процедурой: приказами и иными внутренними документами, своим аттестационным листом, заданием на аттестационное испытание при наличии такового, а также критериями оценки, если они предусмотрены положением о порядке проведения аттестации (Определение Московского городского суда от 30.03.2011 по делу № 33-8582).

Аттестация должна проводиться объективно и беспристрастно, все обстоятельства, связанные с личностью и деловыми качествами аттестуемого работника, подлежат исследованию и оценке в совокупности. Упущения и просчеты в его работе должны действительно иметь место и подтверждаться достоверными доказательствами. Отсутствие таковых исключает возможность вынесения суждения о несоответствии аттестуемого работника занимаемой им должности.

Так, в одном деле суд установил, что сбои в работе системы ЭВМ сотрудник диагностировал, однако устранить их самостоятельно он не мог, поскольку это относилось к компетенции разработчиков системы, что подтверждалось таблицей, списком заявок на ремонт системы за все время нахождения этого человека на своей должности. Кроме того, за период его работы актов о нарушении или невыполнении им трудовых обязанностей работодателем составлено не было, организация не смогла предъявить и когда-либо написанные им объяснительные записки по причине определенных нарушений с его стороны, что также свидетельствовало о надлежащем выполнении сотрудником своих профессиональных обязанностей. В связи с этим суд восстановил работника в занимаемой должности (Определение Московского городского суда от 31.08.2010 по делу № 33-27315).

Лишь аттестация работника, проведенная в установленном порядке, является основанием для принятия решения о его соответствии или несоответствии занимаемой должности.

Приложение № 1. Образец приказа об утверждении положения о порядке проведения аттестации работников

ООО «Лидер»

Приказ № 1

1. Приказываю утвердить Положение об аттестации работников ООО «Лидер». С данным положением все работ ники ООО «Лидер» в обязательном порядке должны быть ознакомлены под роспись.

Генеральный директор
ООО «Лидер» И. И. Иванов

Положение об аттестации работников ООО «Лидер»

Для целей настоящего положения используются следующие основные термины:

«Положение» - Положение об аттестации работников ООО «Лидер».

«Работодатель» - ООО «Лидер».

«Работники» - все работники всех служб и отделов ООО «Лидер».

«Аттестация» - проводимый на основании приказа Работодателя комплекс мероприятий, направленных на вы явление уровня профессиональной подготовки Работников, их соответствия занимаемым должностям.

1. Общие положения

1.1. Положение разработано в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ и определяет порядок, сроки и условия проведения аттестации Работников.

1.2. Аттестация проводится в целях определения соответствия Работников занимаемым должностям на основе объективной оценки результатов их профессиональной деятельности.

1.3. Аттестация призвана способствовать рациональному использованию образовательного и творческого потенциала Работников, повышению их профессионального уровня, оптимизации подготовки, подбора и расстановки кадров; решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на занятие должностей при сокращении численности или штата Работников, а также тех, что касаются изменений условий оплаты труда; усилению роли моральной и материальной заинтересованности Работников в результатах своего труда.

1.4. При проведении Аттестации для определения соответствия Работников занимаемой должности, а также оценки их профессиональной деятельности должны в обязательном порядке рассматриваться и учитываться следующие показатели: результаты их трудовой деятельности за период, предшествующий Аттестации; личный вклад Работников в производственно-хозяйственную деятельность Работодателя; организаторские способности Работников (для руководителей и заместителей).

1.5. Аттестации не подлежат женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация таких Работников проводится не ранее чем через 1 (один) месяц после выхода женщины из отпуска.

1.6. Настоящее положение не распространяется на следующие категории Работников:

1.6.1. Грузчиков.

1.6.2. Уборщиков.

1.6.3. Иных работников, занимающихся неквалифицированным трудом, не требующим наличия специальных, профессиональных знаний.

1.7. Аттестация работника может быть отложена в случае его болезни, нахождения в отпуске - основном и (или) дополнительном, в служебной командировке, а также по иным причинам, которые Работодатель сочтет уважительными.

2. Порядок и сроки проведения Аттестации Работников

2.1. Аттестация Работников может быть проведена в любое время на основании приказа Работодателя.

2.2. Продолжительность Аттестации для каждого аттестуемого работника не должна превышать 1 (одного) месяца с ее начала и до принятия решения аттестационной комиссией в соответствии с п. 2.5 настоящего Положения, при этом началом прохождения Аттестации считается дата ее проведения, указанная в соответствующем приказе Работодателя, а при отсутствии таковой - дата издания самого приказа. Продолжительность проведения Аттестации при необходимости может быть увеличена.

2.3. Аттестацию проводит аттестационная комиссия в составе председателя, его заместителя, членов аттестационной комиссии и секретаря. Среди членов аттестационной комиссии должен присутствовать представитель профсоюза Работников. Персональный состав аттестационной комиссии утверждается приказом Работодателя.

2.4. Собрание аттестационной комиссии считается правомочным при условии, что на нем присутствуют все члены аттестационной комиссии, состав которой утвержден приказом Работодателя.

2.5. Решение аттестационная комиссия принимает простым большинством голосов всех членов аттестационной комиссии, которые обладают равными правами. В случае если среди присутствующих членов аттестационной комиссии голоса распределяются поровну, голос председателя аттестационной комиссии является решающим.

2.6. На рассмотрение аттестационной комиссии представляется характеристика начальника отдела (службы), в котором трудится аттестуемый работник, а также справка отдела по работе с персоналом о наличии в период работы у аттестуемого работника дисциплинарных взысканий.

2.7. Аттестуемый работник имеет право лично присутствовать при принятии решения. Решение аттестационной комиссии, принимаемое в присутствии аттестуемого работника, сообщается ему сразу же после проведения голосования.

2.8. По результатам проведения Аттестации может быть принято одно из следующих решений:

2.8.1. Аттестуемый работник соответствует занимаемой должности.

2.8.2. Аттестуемый работник не соответствует занимаемой должности.

2.9. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем аттестационной комиссии, его заместителем, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

2.10. Трудовые споры, возникающие при проведении Аттестации Работников, рассматриваются и разрешаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.

Генеральный директор
ООО ООО «Лидер» И. И. Иванов

Приложение № 2. Образец приказа о формировании состава аттестационной комиссии и списка работников, подлежащих аттестации

ООО «Лидер»

Приказ № 2

1. В соответствии с Положением об аттестации работников ООО «Лидер», утв. приказом генерального директора ООО «Лидер» № 1 от «2» мая 2012 г., приказываю:

1.1. В период с 6 по 7 мая 2012 г. провести аттестацию на соответствие занимаемой должности в отношении следующих работников ООО «Лидер»:

1.1.1. Петрова П. П. - бухгалтера ООО «Лидер».

1.1.2. Сидорова С. С. - юриста ООО «Лидер».

1.1.3. Алексеева А. А. - сотрудника службы безопасности ООО «Лидер».

1.2. Для проведения аттестации сформировать аттестационную комиссию в следующем составе:

1.2.1. Председателя комиссии - генерального директора ООО «Лидер».

1.2.2. Заместителя председателя комиссии - председателя профсоюза ООО «Лидер».

1.2.3. Начальника отдела по работе с персоналом ООО «Лидер» - члена комиссии.

1.2.4. Юриста ООО «Лидер» - члена комиссии.

1.2.5. Сотрудника службы безопасности ООО «Лидер» - члена комиссии.

2. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Генеральный директор
ООО «Лидер» И. И. Иванов

Приложение № 3. Образец протокола аттестационной комиссии

В соответствии с приказом генерального директора ООО «Лидер» № 1 от «2» мая 2012 г. аттестационная комиссия в составе:

1. Председателя комиссии - генерального директора ООО «Лидер».

2. Заместителя председателя комиссии - председателя профсоюза ООО «Лидер».

3. Членов аттестационной комиссии:

Начальника отдела по работе с персоналом ООО «Лидер»;

Юриста ООО «Лидер»;

Сотрудника службы безопасности ООО «Лидер»

Рассмотрела материалы аттестационной проверки в отношении бухгалтера ООО «Лидер» Петрова П.П. (характеристику начальника его отдела, справку отдела по работе с персоналом об отсутствии у него в период работы дисциплинарных взысканий), опросила его в ходе проведения аттестации.

По результатам проведения аттестации комиссия пришла к следующему выводу:

Аттестуемый работник - ООО «Лидер» Петров П. П. соответствует занимаемой должности.

Аттестация персонала — один из важнейших элементов кадровой работы, представляющий собой периодическое освидетельствование профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого работника определенной категории. Состав персонала, подлежащий аттестации, устанавливается в каждой отрасли деятельности согласно перечню должностей руководителей, специалистов и др. работников.

Законодательство не обязывает всех без исключения работодателей проводить аттестацию своих работников. Ни в Трудовом кодексе РФ, ни в ином нормативном правовом акте общеотраслевого и обязательного характера не установлено, что любой работодатель должен периодически проверять профессиональную пригодность своих работников.

Обязательной аттестация является лишь для работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, что регулируется специальными федеральными законами и нормативными правовыми актами.

Обязательной аттестации подлежат:

Государственные гражданские служащие РФ, государственные служащие ряда федеральных органов исполнительной власти, государственные служащие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а так же муниципальные служащие Российской Федерации;

– персонал организаций отдельных отраслей экономической деятельности, это:

  • работники, осуществляющие деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике;
  • работники, чья деятельность связана с движением поездов и маневровой работы на железнодорожных путях общего пользования;
  • работники, ответственные за обеспечение безопасности судоходства;
  • работники опасных производственных объектов;
  • работники, работающие на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия;
  • авиационный персонал;
  • работники, выполняющие работы с источниками ионизирующего излучения;
  • работники библиотек;
  • персонал объектов космической инфраструктуры;
  • педагогические и руководящие работники образовательных учреждений;

– руководители унитарных предприятий.

В остальных случаях проведение аттестации является делом добровольным – нормативно-правовых препятствий для ее введения в организации нет. Единственное, что должен сделать работодатель и его служба персонала, – это закрепить правила проведения аттестации в соответствующем локальном нормативном акте – Положении об аттестации персонала организации.

Основные моменты, имеющие юридическое значение, при подготовке Положения об аттестации персонала

Поскольку методики оценки работников должны разрабатываться службами персонала с учетом специфики деятельности организации, квалификационного состава ее персонала, других управленческих факторов, то давать универсальные рекомендации было бы опрометчиво. Поэтому остановимся на основных моментах локального Положения об аттестации персонала, которые имеют юридическое значение и являются общими для любой процедуры аттестации, вне зависимости от того, каким образом оценивается профессиональная пригодность работников:

1. Работники, подлежащие и не подлежащие аттестации

В разрабатываемом Положении должны быть четко определены категории работников, подлежащих аттестации, и категории, не подлежащих аттестации.

Аттестация на предмет установления соответствия работников занимаемым должностям, их профессиональной пригодности проводится в отношении такой группы работников, как служащие . Под определением служащие понимается социальная группа работников, занятых преимущественно умственным (нефизическим) трудом, как правило, осуществляющих руководство, принятие и выработку управленческих решений, подготовку информации.

Рабочие – социальная группа работников, занятых преимущественно физическим трудом, заключающимся в создании материального продукта, а также в техническом и производственном обеспечении деятельности организации – указанной аттестации не подлежат.

Какие именно категории служащих – руководители, специалисты или технические исполнители – должны проходить аттестацию, решает служба персонала в каждой организации индивидуально. Так, в ряде организаций в персонал, подлежащий аттестации, не включаются технические исполнители.

Не подлежат аттестации:

  • работники, проработавших в занимаемой должности менее 1 года, т.к. они не имеют надлежащего опыта работы и сделанные выводы об их деловых качествах будут необъективными;
  • беременные женщины, в данном случае даже если будет установлено несоответствие, они все равно не могут быть уволены, исходя из запрета, установленного статьей 261 Трудового кодекса РФ;
  • женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; их аттестация проводится не ранее, чем через год после выхода из отпуска, т.к. во-первых, за время отпуска по уходу за ребенком работник может потерять квалификацию и разумным сроком на ее восстановление является 1 год, а, во-вторых, установление несоответствия занимаемой должности все равно не позволит прекратить с работником трудовые отношения по пункту 3 статьи 81 ТК РФ.

В перечень работников, не подлежащих аттестации, могут быть включены:

  • работники, работающие на условиях внутреннего совместительства;
  • работники, с которыми заключены сроком до 1-2 лет;
  • работники, которые прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку в течение года с момента окончания повышения квалификации или переподготовки;
  • работники, назначенные на должность по конкурсу в течение 1 года с момента назначения;
  • молодые специалисты (следует уточнить, что молодые специалисты не подлежат аттестации в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебного заведения. Поскольку такой практики сейчас почти нет, то вопрос об аттестации вчерашних студентов решается работодателем по своему усмотрению) и др.

2. Периодичность и сроки проведения аттестации

Согласно Положению о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи утв. постановлением Госкомтруда СССР и Госкомнауки и техники СССР от 05.10.1973 № 267/470 (последние изменения вносились в него в 1986 году, и на данный момент оно не отменено и не признано утратившим силу), аттестация проводится периодически, 1 раз в 3-5 лет.

Поэтому в локальном акте организации – Положении об аттестации персонала – должна быть прописана конкретная периодичность: аттестация работников проводится 1 раз в 3 года или 1 раз в 4 года, либо же частота проведения аттестации (например, «Не чаще, чем 1 раз в 3 года»).

При установлении периодичности проведения аттестации желательно определить дату начала течения этого срока – с момента издания руководителем приказа (распоряжения) о проведении аттестации или же с даты, указанной в приказе (распоряжении).

Далее следует определить срок, который отводится на проведение аттестации до установления итогов (от начала). Этот срок устанавливается каждой организацией самостоятельно, исходя из штатной численности, состава аттестационной комиссии и количества этих комиссий, квалификационного состава аттестуемых и др.

Из опыта оптимальным считается срок 3-6 месяцев. В течение этого срока должна быть полностью проведена аттестация персонала.

Если организация очень большая, то для того, чтобы можно было уложиться в разумные сроки, предусматривается поэтапная аттестация, т.е. распределение общей численности аттестуемых по годам в пределах установленной периодичности.

В том случае, когда в локальном Положении об аттестации персонала сроки проведения аттестации определить сложно по каким-либо причинам, то они могут определяться в приказе (распоряжении) о проведении аттестации. Возможность установления сроков проведения аттестации приказом (распоряжением) должна быть записана в локальном акте – Положении.

3. Информирование работников о проведении аттестации

В локальном акте – Положении – необходимо прописать об:

  • обязательном доведении до работника не менее чем за 1 месяц до начала аттестации информации о сроках проведения аттестации, графика аттестации;
  • не менее чем за 1 неделю до аттестации – ознакомление работника с представленным на него отзывом (характеристикой);
  • с какими еще документами, фиксирующими прохождение аттестации, должен или может быть ознакомлен работник.

Работнику также должна быть предоставлена возможность ознакомиться с итоговыми документами по аттестации, вплоть до выдачи соответствующих копий.

4. Виды и цели аттестации

Аттестация может быть:

  • очередная плановая: это аттестация, которая проводится в установленные сроки, считается очередной плановой аттестацией;
  • досрочная: аттестация, проводимая в межаттестационный период.

Причинами проведения досрочной аттестации могут быть:

  • выдвижение кандидатуры на вышестоящую должность, если образовалась вакантная должность;
  • существенные упущения или просчеты в работе или же совершение дисциплинарного проступка, суть которого заключается в ненадлежащем, некачественном исполнении должностных обязанностей;

Упущения в работе всего подразделения могут быть названы в качестве основания для проведения аттестации всех работников подразделения:

  • просьба самого работника, если он желает получить вышестоящую должность или заявить о себе как о кандидатуре на выдвижение;
  • инициатива руководителя организации или иного руководящего лица о проверке соответствия принятого год назад работника, не прошедшего очередную аттестацию; в этом случае речь идет о работнике, который на момент проведения аттестации не имел необходимого аттестационного стажа и не подлежал аттестации, но необходимость в проверке соответствия его занимаемой должности осталась;
  • получение оценки при аттестации «условно аттестован».

Учитывая возможные споры, в Положении должны быть подробно описаны правила проведения досрочной аттестации, включая основания для ее проведения и саму процедуру.

Цели аттестации

Основные:

  1. Оценка результатов труда сотрудника.
  2. Определение соответствия их занимаемой должности.
  3. Выявление недостатков в уровне подготовки.
  4. Составление плана развития работника.

Дополнительные:

  1. Проверка совместимости с коллективом (умение работать в команде, лояльность организации, работодателю и руководству).
  2. Проверка мотивации к труду, к работе в данной должности.
  3. Определение перспектив развития карьеры работника.

Общие:

  1. Улучшение управления персоналом и повышение эффективности кадровой работы.
  2. Повышение ответственности и исполнительной дисциплины.

Специфические:

  1. Определение круга работников и перечня должностей, подлежащих увольнению или сокращению.
  2. Улучшение морального и психологического климата в организации.

5. Регламент работы аттестационной комиссии

Что бы избежать конфликтов и споров с работниками в Положении должна быть подробно определена схема работы аттестационной комиссии:

  • порядок проведения заседаний комиссии;
  • правила принятия комиссией решений и их оформление;
  • правила подготовки комиссией рекомендаций работникам.

Важно знать!

В части три статьи 81 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 81 Кодекса, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа.

Поэтому в Положении необходимо определить форму участия представителя профсоюза в проведении аттестации.

Включение представителя профсоюза в аттестационную комиссию обязательно только в том случае, если целью аттестации является лишь проверка соответствия занимаемой должности и по ее итогам возможно увольнение работников. Если у аттестации другие цели (формирование кадрового резерва, повышение категорий по оплате труда и т.д) и ее итоги не предусматривают возможности увольнения, то включение члена профсоюза в состав аттестационной комиссии не обязательно.

6. Итоги аттестации

В Положении должны быть прописаны формулировки результатов аттестации: «соответствует занимаемой должности» и «не соответствует занимаемой должности» . В некоторых случаях предусматривается третья оценка – или «соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии» . Эта промежуточная оценка очень важна, так как позволяет службе персонала воздействовать на работника. Однако действия работодателя при ее использовании должны быть продуманными.

Другие формулировки результатов аттестации, такие как «аттестован» , «не аттестован», «годен» и т.д. не что иное, как творчество и могут привести не только к внутренним конфликтам с работником, но и далее к судебным разбирательствам, где отметится непрофессионализм кадровой службы работодателя.

Оценка работника как «условно соответствует занимаемой должности» , не дает возможность работодателю для принятия решение об увольнении работника до тех пор, пока он не проверит, выполнил ли работник рекомендации аттестационной комиссии. Это означает проведение повторной аттестации этого работника, например, через год. В таком случае в Положении необходимо прописать, как будет проводиться внеочередная аттестация, сделать циклическую отсылку к порядку установления итогов очередной аттестации и предусмотреть, что второй раз аттестационная комиссия может выставить только две оценки: соответствует или не соответствует занимаемой должности.

7. Оформление итоговых документов аттестации

Очень важно, чтобы в Положении был четко определен перечень документов, образующихся в ходе аттестации.

На основе решения аттестационной комиссии готовится отчет о проведенной аттестации, в котором служба персонала сообщает руководителю организации итоги аттестации: сколько работников соответствует занимаемым должностям, сколько не соответствует.

На основе этих документов руководитель организации издает общий приказ (распоряжение) о мероприятиях по итогам аттестации, в котором ставит перед службой персонала задачу решить сразу все вопросы:

  • о переводах на вышестоящие должности в рамках локального регулирования о кадровом резерве или по индивидуальному решению руководителя организации;
  • о присвоении категории;
  • о повышении окладов, установлении надбавок;
  • об изменении или отмене надбавок;
  • о понижении квалификационной категории;
  • о поощрении работников;
  • о рассмотрении вопроса о переводах или об увольнении работников, не соответствующих занимаемой должности.

8. Сроки исполнения итогов аттестации

В Положении обязательно должны быть определены сроки, в которые работодатель вправе принять решение, связанное с продолжением, изменением или прекращением трудовых отношений с работниками. Это поможет избежать в дальнейшем оспаривание решения руководителя организации по отношению к работнику в судебном порядке.

В п. 12 Положения 1973 года установлено, что руководитель организации с учетом рекомендаций аттестационных комиссий в установленном порядке применяет к работникам соответствующие меры поощрения и в надлежащих случаях, в срок не более 2 месяцев со дня аттестации, может принять решение о переводе работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия.

При невозможности перевода работника с его согласия на другую работу руководитель организации может в тот же срок в установленном порядке расторгнуть с ним в соответствии с законодательством. (См. подпункт «б» пункта 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ).

Далее в этом же п. 2.Положения 1973 года говорится о том, что по истечении 2-месячного срока перевод работника на другую работу или расторжение с ним трудового договора по результатам данной аттестации не допускается.

Кроме того, необходимо связать срок, в который может быть принято решение о переводе или увольнении работника, со сроком проведения аттестации (например, четко установить, что отсчет 2-месячного срока ведется с момента утверждения руководителем организации итогов аттестации).

9. Меры воздействия на работников

!Знайте , что в Положении об аттестации персонала в числе мер воздействия на работников не могут быть предусмотрены дисциплинарные взыскания. Это недопустимо, так как несоответствие занимаемой должности не предполагает вины работника в отсутствии у него достаточной квалификации. В случае возникновения спора и рассмотрения его в суде, действия работодателя по привлечению работников к дисциплинарной ответственности будут признаны неправомерными, а Положение об аттестации персонала будут признано недействительными на основании статьи 8 Трудового кодекса РФ.

10. Порядок изменения и прекращения трудовых отношений по результатам аттестации

Процедура принятия решения о переводе работника, об изменении существенных условий трудового договора и увольнении должна быть подробно закреплена в Положении об аттестации персонала. Также необходимо определить не только механизмы подбора должностей, перевод на которые может быть предложен работнику, признанному не соответствующим занимаемой должности, но и сроки, в которые работнику должно быть сделано такое предложение, форму предложения, порядок оформления согласия или отказа работника от перевода.

В случае возникновения споров между работодателем и работником и их разрешение в суде, у работодателя будут возможности обоснования законности своих действий.

Следует также отметить следующее:

  • Оценка не должна соединяться с критикой.
  • Нельзя говорить работнику одновременно о результатах аттестации и об оплате труда.
  • В обязательном порядке нужно объяснить работникам, что аттестация персонала – это не карательный инструмент для увольнения неугодных или «неправильных» специалистов; она призвана помочь не только работодателям, но и самим работникам найти слабые места в своей профессиональной подготовке и устранить их.

По результатам аттестации строится индивидуальный план развития каждого специалиста, предусматривающий повышение его квалификации (семинары, тренинги, стажировки, консультации) и его карьерный рост.

При необходимости в Положение можно добавить необходимые главы и приложения.

Форма приказа о проведении аттестации

Форма графика о проведении аттестации

Форма аттестационного листа работника

Форма аттестационного листа работника при повторной аттестации

Форма отзыва непосредственного руководителя

Форма отчета работника о проделанной работе

Форма решения аттестационной комиссии

Форма протокола аттестационной комиссии

Примерный перечень показателей для оценки квалификации руководителей подразделений

Оценка служебной квалификации аттестуемого работника основывается на заключении о его соответствии положениям , определении доли его участия в решении поставленных задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности:

Образование;

Стаж работы по специальности;

Профессиональная компетентность;

Знание необходимых в работе нормативных правовых актов;

Знакомство с отечественным и зарубежным опытом в данной области;

Умение оперативно принимать решения для достижения поставленных целей;

Качество законченной работы;

Способность адаптироваться к новой ситуации и находить новые подходы к решению возникающих проблем;

Своевременность выполнения должностных обязанностей;

Ответственность за результаты работы;

Интенсивность труда (способность в ограниченные сроки справляться со значительным объемом работы);

Умение работать с документами;

Способность прогнозировать и планировать, организовывать, прогнозировать и анализировать свою работу или работу подчиненных;

Способность в короткие сроки осваивать технические средства, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работы;

Производственная этика и стиль общения;

Способность к творчеству, предприимчивость;

Участие в коммерческой деятельности;

Самостоятельность;

Способность к самооценке.

Раз в пять лет образовательные организации в установленном порядке обязаны проводить аттестацию педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям (далее - аттестация на соответствие занимаемой должности).

Если аттестационная комиссия признает то, что работник не соответствует занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, работодатель сможет его уволить. Для этого в Трудовом кодексе РФ есть основание - пункт 3 части 1 статьи 81.

При проведении аттестации используйте разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников, которые департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийский профсоюз образования направили совместным письмом от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505. Они разработали эти разъяснения на основе вопросов по порядку аттестации, которые задавали:

  • органы государственной власти субъектов РФ;
  • региональные и межрегиональные организации профсоюза;
  • другие заинтересованные лица.

Как подготовиться к проведению

При подготовке к проведению аттестации издайте распорядительные акты и ознакомьте с ними работников.

  1. Издайте распорядительный акт о создании аттестационной комиссии - приказ, распоряжение (п. 6 Порядка аттестации педагогических работников).

При аттестации аттестационная комиссия оценивает профессиональную деятельность педагогических работников. Состав комиссии формирует образовательная организация (ч. 2 ст. 49 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, п. 5 Порядка аттестации педагогических работников).

В распорядительном акте определите, кто будет в составе аттестационной комиссии:

  • председателем;
  • заместителем председателя;
  • секретарем;
  • членами аттестационной комиссии.

При этом в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включите представителя выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии).

На это указывают пункты 6 и 7 Порядка аттестации педагогических работников.

Ситуация: может ли руководитель организации быть председателем аттестационной комиссии образовательной организации

Да, может.

Закон не устанавливает запрета для такой ситуации. Руководитель может входить в состав аттестационной комиссии (в т. ч. быть ее председателем).

Однако это нецелесообразно. При подготовке и проведении аттестации руководитель является представителем работодателя и выполняет иные функции, которые связаны с аттестацией:

  • принимает распорядительные акты;
  • знакомит работника с документами;
  • вносит представление.

Данное мнение подтверждает ответ на вопрос 4 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

Ознакомьте работников с распорядительным актом о создании аттестационной комиссии.

  1. Издайте распорядительный акт о проведении аттестации.

Этого требует пункт 8 Порядка аттестации педагогических работников.

Предусмотрите в акте список работников, которые подлежат аттестации, и график, по которому проводят аттестацию (п. 9 Порядка аттестации педагогических работников).

Перечень должностей работников, которые подпадают под действие Порядка аттестации педагогических работников, определяет подраздел 2 раздела I номенклатуры должностей (п. 1 Порядка аттестации педагогических работников). Определите график проведения аттестации.

Аттестацию на соответствие занимаемой должности не проходят педагогические работники, которых называет пункт 22 Порядка аттестации педагогических работников:

  • педагогические работники, которые имеют квалификационные категории;
  • педагогические работники, которые проработали в занимаемой должности менее двух лет (в организации, в которой проводится аттестация);
  • беременные женщины;
  • женщины, которые находятся в отпуске по беременности и родам (и не ранее чем через два года после их выхода из этого отпуска);
  • лица, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до того, как он достигнет возраста трех лет (и не ранее чем через два года после их выхода из этого отпуска);
  • работники, которые отсутствовали на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием (и не ранее чем через год после их выхода на работу).

Ознакомьте работников, которые подлежат аттестации, с этим распорядительным актом под подпись. Это нужно сделать не менее чем за 30 календарных дней до дня, когда она будет проводиться (п. 9 Порядка аттестации педагогических работников).

Ситуация: можно ли аттестовать на соответствие занимаемой должности педагогического работника - совместителя или педагогического работника, который выполняет педагогическую работу наряду с основной работой

Да, можно.

Порядок аттестации педагогических работников применяют к педагогическим работникам в том числе в случаях, когда они замещают должность:

  • по совместительству в той же образовательной организации;
  • по совместительству в иной образовательной организации;
  • путем совмещения.

На это указывает пункт 1 Порядка аттестации педагогических работников.

Аттестации на соответствие занимаемой должности подлежат педагогические работники - совместители как у работодателя по основному месту работы, так и у работодателя, у которого работник работает по совместительству. При этом проводить аттестацию на соответствие занимаемой должности может как первый, так и второй работодатель.

Это право работодателя подтверждает ответ на вопрос 13 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

Ситуация: может ли работодатель аттестовать работника на соответствие занимаемой должности, если работник одновременно с работой получает образование

Да, на общих основаниях.

Работодатель может аттестовать педагогических работников, если запрет на их аттестацию на соответствие занимаемой должности не устанавливает Порядок аттестации педагогических работников.

Категории педагогических работников, в отношении которых работодатели не проводят аттестацию, определяет пункт 22 этого порядка. В нем не указаны педагогические работники, которые одновременно работают и обучаются.

Ситуация: может ли работодатель провести аттестацию педагогических работников на соответствие занимаемой должности по их заявлению

Нет, не может.

Порядок аттестации педагогических работников прямо предусматривает то, что работодатель проводит аттестацию на соответствие занимаемой должности по своей инициативе (на основании распорядительного акта и представления в аттестационную комиссию) (п. 8 и 10 Порядка аттестации педагогических работников). Возможности провести аттестацию на соответствие занимаемой должности по желанию работника нет.

Данный запрет подтверждает ответ на вопрос 14 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

Ситуация: может ли педагогический работник отказаться и не пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности

Нет, не может.

Обязанность педагогического работника в установленном порядке пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности предусматривает пункт 8 части 1 статьи 48 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Работник, в том числе педагогический, обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ).

Если работник отказывается проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, то это может означать, что он не исполняет свои трудовые обязанности. А за это работодатель может привлечь его к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения (ст. 192 ТК РФ).

Данное обоснование подтверждает ответ на вопрос 8 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

  1. Внесите в аттестационную комиссию представление на каждого работника, который будет проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.

В представление включите информацию, которую предусматривает пункт 11 Порядка аттестации педагогических работников (п. 10 Порядка аттестации педагогических работников):

  • фамилию, имя, отчество (при наличии);
  • наименование должности на дату проведения аттестации;
  • дату заключения по этой должности трудового договора;
  • уровень образования или квалификации по специальности или направлению подготовки;
  • информацию о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
  • результаты предыдущих аттестаций (если их проводили);
  • мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Ознакомьте работника с представлением под подпись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации (п. 12 Порядка аттестации педагогических работников).

Если работник отказался от ознакомления с представлением, то составьте акт.

  1. Сообщите педагогическому работнику о его праве представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения, которые характеризуют его профессиональную деятельность.

Работник может представить сведения за период с даты предыдущей аттестации. При первичной аттестации - с даты, когда работник поступил на работу (п. 12 Порядка аттестации педагогических работников).

В каком порядке провести

В день, который предусмотрен графиком аттестации, проведите заседание аттестационной комиссии.

По общему правилу оно проходит с участием педагогического работника.

Если педагогический работник не может присутствовать на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам, то аттестацию на соответствие занимаемой должности работодатель переносит на другую дату. Об этом знакомят работника под подпись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты аттестации.

На заседании аттестационной комиссии должны присутствовать не менее чем две трети от общего числа ее членов. В противном случае ее решения будут неправомочны (п. 13 Порядка аттестации педагогических работников).

Ситуация: можно ли аттестовать педагогического работника на соответствие занимаемой должности, если он не явился на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины

Да, можно.

Если педагогический работник не явился на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины, то аттестацию на соответствие занимаемой должности аттестационная комиссия проводит без него (п. 13 Порядка аттестации педагогических работников).

Аттестационная комиссия рассматривает представление работодателя и дополнительные сведения педагогического работника (если он их представил).

По результатам аттестации принимается одно из решений (п. 15 Порядка аттестации педагогических работников):

  • соответствует занимаемой должности (указывается должность);
  • не соответствует занимаемой должности (указывается должность).

Ситуация: у работника нет образования по необходимому профилю деятельности или направлению подготовки. Обязана ли аттестационная комиссия признать то, что работник не соответствует занимаемой должности из-за недостаточной квалификации

Нет, само по себе это не является обязательным основанием для того, чтобы признать работника не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации. Такое решение не может быть принято, если работодатель в представлении дал положительную оценку профессиональным, деловым качествам работника и результатам его работы.

ЕКС работников образования и Порядок аттестации педагогических работников предусматривают возможность назначения на указанные должности лиц, которые не имеют специальной подготовки или стажа работы, но:

  • обладают достаточным практическим опытом и компетентностью;
  • выполняют качественно и в полном объеме должностные обязанности, которые на них возложил работодатель.

Это предусматривают пункт 9 ЕКС работников образования и пункт 23 Порядка аттестации педагогических работников.

Данную позицию подтверждает ответ на вопрос 15 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

Аттестационная комиссия принимает решение в отсутствие работника, который проходит аттестацию. Решение принимают открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии, которые присутствуют на заседании (п. 16 и 17 Порядка аттестации педагогических работников). Работник, который проходит аттестацию и при этом одновременно является членом аттестационной комиссии, не голосует по своей кандидатуре (п. 16 Порядка аттестации педагогических работников).

Как оформить результаты и сообщить их работнику

Сообщите педагогическому работнику, который присутствует на заседании аттестационной комиссии, результат аттестации сразу после голосования (п. 18 Порядка аттестации педагогических работников).

Занесите результаты аттестации в протокол.

Протокол подписывают председатель комиссии, его заместитель, секретарь и члены аттестационной комиссии, которые присутствовали на заседании (п. 19 Порядка аттестации педагогических работников).

Протокол, представление, дополнительные сведения, которые представил педагогический работник, хранит работодатель (п. 19 Порядка аттестации педагогических работников).

Секретарь аттестационной комиссии в течение двух рабочих дней составляет выписку из протокола (п. 20 Порядка аттестации педагогических работников).

Ознакомьте педагогического работника с ней под подпись в течение трех рабочих дней после составления и храните ее в личном деле работника.

Руководитель не фиксирует результаты аттестации другими способами. Например, не надо издавать приказ о непрохождении аттестации.

Основанием для дальнейших управленческих решений будет протокол. Например, если вы приняли решение уволить работника, который не прошел аттестацию на соответствие занимаемой должности, то издайте приказ о прекращении трудового договора. В основании приказа укажите реквизиты протокола.

Ситуация: вносит ли работодатель сведения об аттестации на соответствие занимаемой должности в трудовую книжку педагогического работника

Нет, не вносит.

Работодатель вносит в трудовую книжку сведения:

  • о работнике;
  • о работе, которую выполняет работник;
  • о переводах на другую постоянную работу;
  • о наградах работника за успехи в работе;
  • об увольнении работника.

Также в трудовую книжку работодатель вносит основания, по которым он прекратил трудовой договор.

Это предусматривает статья 66 Трудового кодекса РФ.

Трудовые книжки ведут с учетом положений:

  • Правил, которые утвердило Правительство РФ постановлением от 16 апреля 2003 г. № 225;
  • Инструкции, которую утвердил Минтруд России постановлением от 10 октября 2003 г. № 69.

Эти документы не предусматривают того, чтобы работодатель вносил в трудовую книжку сведения о результатах аттестации на соответствие занимаемой должности.

Аттестационная комиссия эти сведения отражает в протоколе (выписке из протокола) (п. 19 и 20 Порядка аттестации педагогических работников).

Вносить их в трудовую книжку работника работодатель не должен.

Данную позицию подтверждает ответ на вопрос 18 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

Ситуация: должен ли работодатель принять локальный акт, который регулирует порядок проведения аттестации на соответствие занимаемой должности педагогических работников

Нет, не должен.

Полномочия разрабатывать Порядок аттестации педагогических работников принадлежат Минобрнауки России. Поэтому работодатель самостоятельно не разрабатывает положение об аттестации на уровне образовательной организации. В том числе он не разрабатывает локальный акт на основе Порядка аттестации педагогических работников.

Этот порядок определяет:

  • правила, принципы и основные задачи аттестации на соответствие занимаемой должности;
  • правила функционирования аттестационной комиссии и ее полномочия.

Образовательная организация издает распорядительные акты, которые регулируют отдельные этапы аттестации, например:

  • о создании и составе аттестационной комиссии;
  • о проведении аттестации.

Данную позицию подтверждает ответ на вопрос 6 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

Шаблоны и документы

На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола. Выписка из протокола хранится в личном деле работника (п. 20 Порядка аттестации педагогических работников).

Форма документа не утверждена федеральными нормативными актами. При использовании необходимо учитывать требования норм региональных и муниципальных правовых актов.

Форма документа не утверждена федеральными нормативными актами. При использовании шаблона необходимо учитывать требования норм региональных (муниципальных) правовых актов. Для проведения аттестации на соответствие занимаемой должности на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление (п. 10 Порядка аттестации педагогических работников). В представлении содержится сведения о педагогическом работнике, которые предусмотрены пунктом 11 Порядка аттестации педагогических работников.

Обработка информации персонифицированного характера осуществляется в соответствии с требованиями Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа) (п. 6, 7Порядка аттестации педагогических работников).

Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя. Распорядительный акт содержит список работников организации, подлежащих аттестации и график проведения аттестации. Работодатель знакомит работников под роспись с распорядительным актом не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику (п. 8, 9Порядка аттестации педагогических работников).

Форма документа на федеральном уровне не утверждена. При составлении приказа необходимо учитывать требования норм региональных и муниципальных нормативных правовых актов.

Формы документов, которые образуются в процессе аттестации работников образовательных организаций, на федеральном уровне не утверждены. Образовательная организация вправе самостоятельно разработать и утвердить соответствующие формы (в том числе форму протокола заседания аттестационной комисс