Подоходный налог иностранных граждан в году. В штате иностранные работники: шпаргалка для бухгалтера

Право работать на территории РФ имеют не только наши соотечественники, но и граждане других стран, в связи с чем у них возникают определенные обязательства по уплате подоходного налога со своего заработка. Особенности его уплаты и расчета указаны в Налоговом кодексе РФ. На сумму удержания НДФЛ с иностранцев в 2019 году, как и ранее, определяющее влияние имеет не страна гражданства, а налоговый статус в стране.

Налоговое резидентство

Объектом налога на доходы физических лиц являются все, кто осуществляет трудовую деятельность на территории России.

В соответствии с НК Российской Федерации, к налоговым резидентам относятся люди, которые находятся на ее территории больше 183 дней на протяжении последних 12 месяцев. Если иностранец получил этот статус, тогда с него удерживаются налоги в тех же суммах, что и с граждан России. Таким образом, НДФЛ с временно проживающего иностранца в 2019 году удерживается так же, как с нерезидента.

Ставка налога для граждан других государств

Налогообложение иностранцев в 2019 году практически не изменилось: если иностранец является резидентом РФ, тогда он платит в казну 13% отчислений с дохода. Для нерезидентов этот процент значительно выше и составляет 30%.

Однако стоит учесть, что определенные категории трудовых мигрантов не относятся к резидентам, но платят налоги на особых условиях. Это:

  • высококвалифицированные специалисты;
  • граждане других стран, работающие по патенту;
  • физлица из стран ЕАЭС – Белоруссии, Армении, Казахстана;
  • беженцы.

Специалисты высокой квалификации

Миграционным законодательством статус высококвалифицированного специалиста определяется критерием дохода – это месячная зарплата в пределах 83 500-167 000 рублей либо участие в проектах «Сколково».

С трудового дохода таких сотрудников удерживают 13% налога, однако эта ставка касается только зарплаты; если специалист получит компенсацию, помощь или другой денежный бонус, на него начислят 30% налога.

Беженцы

Подтверждением статуса беженца – человека, покинувшего страну проживания в силу чрезвычайных обстоятельств, – является специальный документ. При его наличии с мигранта удерживается 13% подоходного налога.

Граждане стран-членов ЕАЭС

При трудоустройстве иностранцев-жителей стран, вошедших в Евразийский экономический союз, согласно международным договорам, удерживается НДФЛ на общих основаниях, в размере 13%.

Работающие по патенту

Начиная с 2015 года, гражданам стран, с которыми у РФ установлен безвизовый режим, не требуется разрешение на работу: они получают патент, позволяющий работать и у физических, и у юридических лиц.

Патент оформляется иностранцем самостоятельно. Однако здесь надо учесть, что документ дает возможность работать нерезиденту лишь в пределах одного региона – там, где его выдали.

НДФЛ с иностранца, работающего по патенту, удерживается следующим образом: сначала работник после оформления патента платит фиксированный аванс, затем работодатель берет в фискальном органе справку, подтверждающую возможность уменьшить налог на сумму оплаченного аванса. После подтверждения – это занимает не больше 10 дней – бухгалтеру, начисляющему иностранцу зарплату, можно спокойно уменьшать размер платежа в бюджет на сумму аванса.

Если гражданин другого государства работает сразу в нескольких организациях, вычет с НДФЛ будет осуществлять работодатель, который первым направит запрос в налоговую.

Возможна ситуация, когда нерезидент перечислит денег больше, чем положено. В этом случае возврат НДФЛ иностранцам не осуществляется: в п.7 ст.227 НК РФ указано, что излишне перечисленные суммы налога не являются превышением и не возвращаются налогоплательщику.

Пример расчета

Возьмем для примера, что гражданин другой страны ежемесячно перечисляет 1200 рублей фиксированного авансового взноса, скорректированного на коэффициент-дефлятор и региональный коэффициент, которые утверждаются ежегодно.

Так, в 2019 году коэффициент-дефлятор для НДФЛ равен 1,729, а региональный коэффициент, например, в Московской области 2,28938.

Таким образом, фиксированный взнос для иностранца составит: 1200*1,729*2,28938 = 4750 рублей.

Регистрация иностранцев в РФ: видео

Удержание НДФЛ с иностранцев, работающих в России, подчиняется особым правилам. Как платят НДФЛ налоговые резиденты РФ и нерезиденты разных категорий, в том числе иностранцы, купившие патент на работу, проверьте с помощью этой статьи.


Кто налоговым резидентом в России

Удержание НДФЛ – один из основных источников благосостояния страны, поэтому НДФЛ взимается со всех доходов физлиц, полученных на территории России. Распространяется этот налог и на иностранцев, работающих в Российской Федерации. НДФЛ с иностранцев удерживает работодатель, с которым у иностранного гражданина (или лица без гражданства) заключен трудовой либо гражданско-правовой договор. Частичное исключение из этого правила – иностранцы, купившие патент. НДФЛ они в определенной доле платят сами в виде аванса, а работодатель учитывает уплаченные ими суммы при окончательном расчете НДФЛ с доходов иностранного гражданина.

Иностранцы бывают разные:

  • временно пребывающие – приехавшие в Россию с визой или из безвизовой страны, оформившие миграционную карту и не получившие ни вид на жительство, ни разрешение на временное проживание;
  • временно проживающие – также визовые или безвизовые гости, которые обзавелись разрешением на временное проживание (это отметка в паспорте, а для лиц без гражданства – отдельный документ);
  • постоянно проживающие – иностранцы с видом на жительство (это отдельный документ установленного образца).

Однако ставка НДФЛ иностранных работников зависит в первую очередь не от режима, а от длительности их пребывания в России. То есть, от их налогового статуса – сотрудник может быть налоговым резидентом РФ или нерезидентом.

Налоговый резидент РФ – это человек, который находился на территории России не меньше 183 дней в течение последних 12 месяцев. Налоговые резиденты платят НДФЛ по тем же правилам, что и российские граждане. При этом иностранец останется налоговым резидентом РФ, если за расчетный год поедет за пределы России на обучение или лечение не дольше чем на полгода.

Как рассчитать НДФЛ нерезидента России

Ставка НДФЛ для налоговых резидентов РФ будет равняться 13% от их дохода, как для большинства россиян. Для нерезидентов она выше – в общем случае 30%. Однако есть группы работников, которые не относятся к налоговым резидентам, но НДФЛ платят по особым правилам:

  • иностранцы, которые трудятся на основании патента на работу;
  • граждане стран Евразийского экономического союза – Беларуси, Армении, Казахстана;
  • беженцы;
  • высококвалифицированные иностранные специалисты.

Кто из иностранных работников может считаться высококвалифицированным специалистом, определяет законодательство – есть особый список занятий. О заключении или расторжении договора с иностранным высококвалифицированным специалистом нужно уведомить ФМС. Миграционная служба должна знать также, когда ваш ценный иностранный кадр отправляется в длительный отпуск, особенно без сохранения содержания.

Все трудовые доходы высококвалифицированных специалистов, полученные в рамках договора, облагаются НДФЛ по ставке 13%, как у простых россиян. Это, конечно, зарплата и премии. На другие выплаты – компенсации, матпомощь, подарки – нужно начислять НДФЛ по ставке 30%. Кроме того, с любых выплат таким иностранным сотрудникам за рамками договора тоже исчисляется НДФЛ 30%.

Примечание
Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Бизнес.Ру", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы.

Беженцы подтверждают свой статус специальными документами. Пока такой статус действует, любые доходы беженцев подлежат обложению НДФЛ в размере 13% дохода, как у российских налоговых резидентов. Как только работник утрачивает статус беженца, смотрите на длительность его пребывания в России – ставка НДФЛ в таком случае определяется уже по общим правилам.

Граждане Армении, Беларуси и Казахстана имеют право на налоговую ставку 13%, как россияне. Это определено условиями международного договора, который превалирует над другими правилами. Работу иностранцев по патенту в части расчета НДФЛ рассмотрим отдельно.

НДФЛ в 2015-2016 году с иностранцев: патент на работу

Вместо разрешения на работу иностранные граждане, которым в России не нужна виза, с 2015 года получают патент. Патент на работу теперь нужен не только для сотрудничества с физлицами, но и для работы иностранца в организации. Документы иностранец оформляет самостоятельно, вам нужно только проверить наличие патента при принятии такого сотрудника на работу или заключении гражданско-правового договора. Убедитесь, что патент позволяет работать именно в вашем регионе – он действует только в том субъекте РФ, где его выдали.

Как только отношения с иностранцем оформлены, вам нужно уведомить об этом ФМС. На это у вас есть три дня с момента заключения трудового или гражданско-правового договора. Выдайте также лишнюю копию договора новому сотруднику – ему надо отдать ее в миграционную службу. Получив копию, чиновники проверят сведения о вас в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

В процессе получения патента иностранный работник платит аванс по НДФЛ. Вам нужно запросить у налоговиков подтверждение, что вы можете уменьшить НДФЛ, который сами рассчитываете с его доходов, на сумму уже уплаченного работником аванса. Если через десять дней после запроса ваша налоговая пришлет уведомление – ваш бухгалтер может вычитать аванс из общего размера НДФЛ с работника-иностранца.

Если обладатель патента на работу сотрудничает сразу с несколькими работодателями, вполне возможно, что уменьшать сумму его НДФЛ на размер аванса будете вовсе не вы. Ведь зачет аванса делает только один работодатель – скорее всего, тот, кто первым отправил запрос в налоговую.

Если же по итогам года иностранец с учетом авансов уплатит больше НДФЛ, чем предполагает его доход, государство только порадуется. Переплатой это считаться не будет, и лишнюю сумму НДФЛ не вернут и не зачтут за будущий платеж ни работнику, ни вам.

По данным органов статистики и миграционной службы, в России наблюдается ежегодный прирост трудовых мигрантов. Усугубила ситуацию и обстановка на Украине, повлекшая за собой поток беженцев из этой страны. Принимая иностранных граждан на работу, компания должна не только учесть особенности их трудоустройства, но и знать, какие последствия ожидают ее в области обложения доходов таких работников НДФЛ и страховыми взносами. Наша статья поможет не допустить ошибок.

Три категории

Обратите внимание: иностранные граждане, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Основание — п. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ.

Пенсионный фонд

Согласно п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ застрахованными лицами являются в том числе иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории РФ.

Для временно пребывающих в России иностранных граждан работодатели должны уплачивать страховые взносы по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения указанных иностранцев. Об этом сказано в ч. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ. Страховые взносы в ПФР с оплаты труда иностранных работников начисляются в размере 22%, пока сумма выплат не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов. После достижения этой величины ставка в отношении суммы превышения становится равной 10% (ч. 2 ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ). В 2015 г. эта предельная величина равна 670 000 руб. (постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316).

Если у иностранного работника нет страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, то работодателю придется его оформить (ст. 15 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Страхование от несчастных случаев

Как сказано в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», такому страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем. В пунк­те 2 этой же статьи сказано, что действие данного закона распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Соответственно, все начисления иностранному работнику от работодателя по трудовому договору являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и включаются в базу для начисления таких страховых взносов на основании п. 1, 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ.

Страховые взносы для союзников

Особенности начисления обязательных страховых взносов в отношении работаю­щих в России граждан Белоруссии, ­Казахстана и Армении Минтруд России разъяснил в письме от 13.03.2015 № ­17-3/ООГ-268.

Специалисты трудового ведомства указали, что в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данными законами, то применяются правила международного договора РФ (ст. 1.1 Закона № 255-ФЗ, ст. 2 Закона № 326-ФЗ и ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Согласно п. 3 ст. 98 Договора социальное страхование (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом п. 5 ст. 96 Договора определено, что социальное обеспечение означает в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.

Таким образом, с 1 января 2015 г. доходы граждан указанных выше государств, временно пребывающих в РФ и работаю­щих в российских компаниях по трудовым договорам, облагаются страховыми взносами в ФСС России и ­ФФОМС по тарифам, применяемым в отношении выплат в пользу граждан РФ. Соответственно, с этого года указанные иностранцы получают право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с первого дня работы на территории России.

Не так все просто с пенсионными отчислениями. В пунк­те 3 ст. 98 Договора определено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов регулируется законодательством государства постоянного проживания или в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами. Однако по поводу начисления страховых пенсионных взносов в Договоре ничего не сказано.

Специалисты Минтруда России делают из этого вывод, что в отношении граждан Белоруссии, Казахстана и Армении должно действовать законодательство страны трудоустройства. Иначе говоря, если они работают в России, то российского. А это означает, что в силу п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ на оплату их труда должны начисляться взносы в ПФР.

С 2015 года иностранные граждане, прибывшие в Россию из стран, не требующих оформления визы, могут осуществлять трудовую деятельность по найму только на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Согласно ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ патент выдается иностранным гражданам, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан.

Без оформления патента могут работать:

  • иностранцы, оформившие разрешение на работу в качестве высококвалифицированных специалистов (ВКС);
  • иностранцы, прибывшие из стран членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в частности граждане: Беларуси, Казахстана, Киргизии и Армении;
  • иностранцы, получившие статус Беженцев;
  • иностранцы, получившие временное убежище на территории РФ.

Патент - это документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности.

Выдается патент иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев, с возможностью его неоднократного продления на период от одного месяца, но не более чем на 12 месяцев со дня выдачи патента, путем оплаты мигрантом фиксированных авансовых платежей.

Согласно п. 2 и 3 ст. 227.1 НК РФ установлено, что фиксированные авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц уплачиваются иностранцем за каждый месяц действия патента в размере 1200 руб. с учетом индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации.

В 2016 году коэффициент-дефлятор согласно Приказу Минэкономразвития России от 20.10.2015 N 772 составил 1,514, а региональный коэффициент в г. Москве 2,3118 (Закон г. Москвы от 26.11.2014 N 55).

Таким образом, стоимость патента в месяц (фиксированного авансового платежа по НДФЛ) в г. Москве составляет 4 200,00 руб. (1200 х 1,514 х 2,3118).

Оплачивать фиксированный авансовый платеж иностранец может, как помесячно, так и сразу за несколько месяцев вперед, но не более срока, на который выдается патент (максимальный срок 12 месяцев).

При заключении договорных отношений с иностранцем, оформившим в установленном порядке патент, организация-работодатель выступает в качестве налогового агента по НДФЛ. То есть налоговый агент должен исчислить общую сумму НДФЛ с доходов налогоплательщиков - иностранных граждан (используя налоговую ставку в размере 13% - п. 3 ст. 224 НК РФ) независимо от статуса их получателя - резидент или нерезидент.

Получается, что за один и тот же налоговый период иностранный работник уплачивает НДФЛ дважды, первый раз авансом в виде фиксированного авансового платежа за каждый месяц действия патента, а затем по факту из начисленного вознаграждения удерживает и перечисляет в бюджет НДФЛ налоговый агент.

Во избежание двойного налогообложения согласно п.2 ст.226 и п.6 ст.227.1 НК РФ на основании письменного заявления иностранца и квитанции об уплате фиксированных авансовых платежей, налоговый агент уменьшает исчисленный НДФЛ на сумму уплаченных авансовых платежей по НДФЛ. Для уменьшения исчисленного НДФЛ только заявления иностранца и факта уплаты авансовых платежей мигрантом недостаточно. Налоговому агенту необходимо обратиться в налоговый орган за подтверждением права учесть при удержании НДФЛ уплаченные авансовые платежи.

Подтверждающим документом является Уведомление о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы НДФЛ на сумму уплаченных налогоплательщиком (мигрантом) фиксированных авансовых платежей, которое направляется одному налоговому агенту в налоговом периоде в течение 10 рабочих дней со дня получения налоговым органом от него заявления. Форма Уведомления утверждена Приказом ФНС России от 17.03.2015 N ММВ-7-11/109@.

Без Уведомления работодатель, являющийся налоговым агентом, не вправе учитывать уплаченные мигрантом авансовые платежи и в обычном порядке удерживает с выплат пользу иностранного работника НДФЛ по ставке 13%.

В случае если исчисленная сумма НДФЛ за месяц соответствующего налогового периода меньше суммы уплаченного фиксированного авансового платежа, то разницу можно принять к вычету в следующем месяце (Письмо ФНС России от 23.09.2015 N БС-4-11/16682@).

Например:

Иностранец устроился на работу к работодателю, который находится на территории г. Москвы с 1 февраля 2016 года, сразу написал заявление на уменьшение исчисленного НДФЛ на уплаченный авансом НДФЛ 4200,00 руб. В конце февраля налоговый агент получил от налогового органа Уведомление о праве учесть фиксированные авансовые платежи.

За февраль было начислено иностранцу 30000,00 руб., исчисленный НДФЛ составил 3900,00 руб. (30000,00 х 13%), который нужно уменьшить на уплаченный авансом платеж 4200,00 руб., но не более чем на исчисленный НДФЛ 3900,00 руб. Разница между уплаченным фиксированным платежом и исчисленным НДФЛ 300,00 руб.(4200 – 3900).

В марте начислено иностранцу 40000,00 руб., исчисленный НДФЛ составит 5200,00 руб.(40000,00 х 13%), который нужно уменьшить на уплаченный авансом платеж за март 4200,00 руб. и разницу с февраля 300,00 руб. К уплате в бюджет НДФЛ составит 700,00 руб. (5200,00 – 4200,00 – 300,00).

Если сумма уплаченных за период действия патента, применительно к соответствующему налоговому периоду фиксированных авансовых платежей, превышает сумму налога, исчисленную по итогам этого налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику (п. 7 ст. 227.1 НК).

НДФЛ у иностранных работников для трудоустройства, которым не нужно оформлять патент и платить фиксированные авансовые платежи, составляет 13% не зависимо от статуса резидент или нет. К таким иностранцам относятся:

  • высококвалифицированные специалисты (абз.4 п.3 ст.224 НК РФ);
  • беженцы и лица, получившие временное убежище (абз.7 п.3 ст.224 НК РФ);
  • иностранцы, прибывшие из стран ЕАЭС (Беларуси, Казахстана, Киргизии и Армении) п. 1 ст. 7 НК РФ; ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

У остальных безвизовых иностранцев исчисленный налоговым агентом НДФЛ по ставке 13% уменьшается на сумму, уплаченную самим мигрантом фиксированных авансовых платежей.

По итогам налогового периода (календарного года), налоговый агент не позднее 1 апреля года, следующего за налоговым периодом, о каждом налогоплательщике предоставляет сведения в налоговый орган по форме 2-НДФЛ, о доходах и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет. В этой же форме отражается сумма фиксированных авансовых платежей, принимаемая в уменьшение суммы исчисленного НДФЛ.

Искренне Ваш,

«Правовест Аудит»

8 (495) 231 - 23 - 21 (многоканальный)

Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!

Это связано с тем, что для этих категорий предусмотрены:

  • разные перечни доходов, с которых нужно платить налог (ст. 209 НК РФ);
  • разные ставки налога (ст. 224 НК РФ).

Кроме того, резидент вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ, а нерезидент – нет (п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ).

Большинство граждан России являются налоговыми . Если человек часто выезжает за границу (либо приехал в Россию недавно), он может быть .

Определение статуса

Статус получателя дохода определяется по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый резидент РФ – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый нерезидент – это человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Исключение предусмотрено только для:

  • российских военных, служащих за границей;
  • сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированных на работу за пределы РФ.

Такие граждане признаются резидентами независимо от того, сколько времени они проводят в России. Об этом сказано в пункте 3 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, иной порядок установления резидентства могут содержать соглашения об устранении двойного налогообложения , подписанные Россией с другими государствами.

Дата отсчета

Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то датой, с которой нужно вести обратный отсчет , будет дата выплаты дохода . Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статьи 223 и пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122, от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74.

Если НДФЛ со своего дохода человек платит сам , то датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. В этом случае 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход. То есть определять налоговый статус для расчета обязательств по НДФЛ нужно по итогам этого года. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статей 216 и 228 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 03-04-05/6-293.

Расчет времени пребывания в России

Период пребывания в Российской Федерации (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается.

Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Продолжительность таких поездок включается в расчет 183 дней, которые необходимы для получения статуса резидента.

Цель поездки, дни которой включаются в расчет 183 дней, необходимо подтвердить документально.

Ситуация: на основании каких документов можно установить время пребывания в России, чтобы определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент) в целях расчета НДФЛ?

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в миграционной карте;

Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств – участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются: они не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал с Украины или из Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России можно использовать другие документы. Например, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих граждан – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для граждан, обучающихся в России, такими документами могут быть справки с места учебы, которые подтверждают фактическое посещение учебного заведения в соответствующем периоде. Следует отметить, что документы с отметкой о регистрации по местожительству не могут использоваться в качестве подтверждения налогового статуса – сами по себе они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в России. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, от 27 июня 2012 г. № 03-04-05/6-782, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Ситуация: как при определении налогового статуса (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ учесть дни нахождения в загранкомандировках и отпусках за рубежом?

Когда человек выезжает за границу, он покидает территорию России.

При определении налогового статуса (лицо нерезидент или резидент) учитываются только дни фактического пребывания человека в РФ.

.

.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

При этом в период пребывания в России (менее или более 183 дней) включается как день прибытия (въезда) в Россию, так и день отъезда (выезда) из нее. Такой порядок расчета подтверждает Минфин России в письмах от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, от 4 июля 2008 г. № 03-04-06-01/187 и от 3 июля 2008 г. № 03-04-05-01/228.

Если человек выезжает за границу, то пока он не вернется, отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют только .

Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Подтверждает данный вывод и Минфин России в письме от 26 июля 2007 г. № 03-04-06-01/268.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ. В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2015 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);
  • на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Кондратьев признается налоговым нерезидентом.

Ситуация: прерывается ли 12-месячный период при определении налогового статуса иностранца, который в связи с окончанием срока разрешения на пребывание в России выезжает из страны? В следующем году он вновь въезжает в РФ .

Нет, не прерывается.

Законодательством установлен единый порядок, по которому определяется налоговый статус человека при расчете НДФЛ для недезидентов.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым .

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым .

Это следует из положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 5 мая 2008 г. № 03-04-06-01/115.

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. При этом если НДФЛ со своего дохода человек платит самостоятельно, то 12-месячный период равен календарному году, в котором получен доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 НК РФ). Прерывание данного срока законодательством не предусмотрено (в т. ч. по причинам, например, расторжения или повторного заключения трудового договора, выезда и обратного въезда на территорию России). В то же время количество дней пребывания человека в России (менее или более 183 дней) в течение 12-месячного периода прерываться может. Это подтверждают положения пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Если человек выезжал за границу для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то 12-месячный период не прерывается. Продолжительность поездок включается в расчет 183 дней (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом цель поездки необходимо подтвердить документально (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).

Если человек покидал РФ по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов, прекращением трудового договора), то 12-месячный период, по которому определяется налоговый статус человека, также не прерывается. Однако дни пребывания за границей из расчета 183 дней нужно исключить (письмо Минфина России от 26 мая 2011 г. № 03-04-06/6-123).

Документы, подтверждающие краткосрочное пребывание за рубежом

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

Об этом сказано в письмах Минфина РФ от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182, ФНС России от 15 октября 2015 г. № ОА-3-17/3850 и от 20 июля 2012 г. № ОА3-13/2525.

Выезд за рубеж имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России (менее или более 183 дней). Он не прерывает течение 12-месячного периода.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Возможно, что в течение года (например, за семь месяцев) количество дней пребывания человека в России достигнет 183 дней. В этом случае он становится . И этот статус до конца года измениться уже не может. Это подтверждают письма Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

В июне 2014 года А.В. Львов получил доход от продажи автомобиля.

НДФЛ с полученной суммы Львов должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Чтобы узнать, какую ставку взять для расчета НДФЛ, Львов должен определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент).

Налоговым периодом по НДФЛ является год (ст. 216 НК РФ). Рассчитать и перечислить налог в бюджет Львов должен по его итогам – когда год закончится (п. 4 ст. 228 НК РФ). Поэтому свой налоговый статус Львов определил по состоянию на 1 января 2015 года (когда закончился 2014 год, в котором он получил доход от продажи автомобиля).

12 месяцев, которые предшествуют этой дате, – это период с 1 января по 31 декабря 2014 года (365 дней).

За этот период Львов покидал Россию только один раз – на 28 дней во время отпуска (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). На это время не прерывается течение 12-месячного периода, за который Львов должен определить свое время нахождения в России (более или менее 183 дней). Однако 28 дней, которые Львов отдыхал за рубежом, в расчет времени нахождения в России (более или менее 183 дней) не включаются.

Таким образом, за 12 следующих подряд месяцев 2014 года Львов провел в РФ:
365 дн. – 28 дн. = 337 дн.

Так как Львов провел в России более 183 дней (337 дн. > 183 дн.) за 12 следующих подряд месяцев 2014 года, он является налоговым резидентом России.

Ситуация: подтверждает ли вид на жительство время фактического пребывания человека в России? Фактическое время пребывания в РФ необходимо рассчитать, чтобы определить налоговый статус человека (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ

Нет, не подтверждает.

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы. Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения.

Это следует из писем Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина (лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны. Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Таким образом, вид на жительство подтверждает право гражданина на проживание в Российской Федерации (удостоверяет его личность), но не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения человека на территории страны.