Плательщиками налога на прибыль являются. Iii

Любая организация, созданная в соответствии с законодательством РФ, т. е. зарегистрированная надлежащим образом в налоговом органе, по умолчанию должна применять общую систему налогообложения - далее ОСН (ст. 11 НК РФ). Соответственно, она считается плательщиком налога на прибыль.

Вместе с тем, в соответствии с НК организация может перейти на специальный налоговый режим - УСН, ЕНВД, ЕСХН, - при котором не нужно платить налог на прибыль. Однако доступны они далеко не всем. Ведь для перехода на спецрежим должны быть соблюдены определенные условия. И только при выполнении всех условий организация может уведомить налоговиков о том, что в дальнейшем будет применять спецрежим с определенного момента.

Что касается применяющих ОСН, то у них обязанность по уплате налога на прибыль не зависит от целей деятельности предприятия. Поэтому налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются коммерческие и некоммерческие организации, а также бюджетные учреждения (ст. 50 ГК РФ).

Какие организации не являются плательщиками налога на прибыль

Как мы уже сказали, самая большая группа компаний, которые не относятся к плательщикам налога на прибыль, - это спецрежимники (п. 10 ст. 274 НК РФ). Иначе говоря, все те, кто применяет УСН (п. 2 ст. 346.11 НК РФ), ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ), ЕСХН (п. 3 ст. 346.1 НК РФ), а также совмещает указанные режимы. Однако в некоторых случаях им все же придется платить налог на прибыль по отдельным операциям. К примеру, упрощенцы должны платить налог на прибыль с доходов в виде дивидендов, полученных от иностранной организации, с процентов по государственным ценным бумагам (

1. Налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются:

российские организации;

иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Организации, являющиеся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются налогоплательщиками в отношении налога на прибыль организаций по этой консолидированной группе налогоплательщиков.

Участники консолидированной группы налогоплательщиков исполняют обязанности налогоплательщиков налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в части, необходимой для его исчисления ответственным участником этой группы.

2. Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся официальными вещательными компаниями в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, в отношении доходов от следующих операций, осуществляемых в соответствии с договором, заключенным с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией:

1) производство продукции средств массовой информации в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный частью 1 статьи 2 указанного Федерального закона;

2) производство и распространение продукции средств массовой информации (в том числе осуществление официального теле- и радиовещания, включая цифровые и иные каналы связи) в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный частью 2 статьи 2 указанного Федерального закона.

3. Утратил силу

4. Не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и являющиеся иностранными организациями, в отношении доходов, полученных при осуществлении ими деятельности, связанной с осуществлением мероприятий, определенных указанным Федеральным законом.

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1. КТО ЯВЛЯЕТСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, которые осуществляют деятельность в РФ через постоянное представительство и (или) получают доходы от источников в РФ (п. 1 ст. 246 НК РФ).

Кроме того, с 1 января 2015 г. к российским организациям для целей налога на прибыль приравниваются иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии со ст. 246.2 НК РФ (п. 5 ст. 246 НК РФ, п. 6 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ).

Таким образом, плательщиками налога на прибыль по общему правилу являются все российские организации и некоторые иностранные организации. Вместе с тем Налоговый кодекс РФ предусматривает исключения. Подробнее об этом мы расскажем в следующем разделе.

Напомним, что к российским организациям относятся организации, которые созданы по российским законам (ст. 11 НК РФ). Это означает, что налогоплательщиками налога на прибыль признаются как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе бюджетные учреждения (ст. 50 ГК РФ).

1.2. КТО ОСВОБОЖДЕН ОТ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА.

КТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ

Налоговый кодекс РФ предусматривает освобождение от обязанностей по уплате налога на прибыль для некоторых категорий организаций. К ним, в частности, относятся организации:

– применяющие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) или являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес;

– участники проекта “Инновационный центр “Сколково” при соблюдении определенных условий.

Также не уплачивают налог организации, которые не признаются плательщиками налога на прибыль, а именно:

1) отдельные иностранные организации – в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи;

2) следующие организации – в связи с подготовкой и проведением в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.:

– Международная федерация футбольных ассоциаций (Federation Internationale de Football Association (FIFA)) и ее дочерние организации;

– иностранные организации (конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA) – в отношении ряда доходов.

1.2.1. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОБЯЗАННОСТИ

ПО УПЛАТЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ

СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА (ЕСХН, УСН, ЕНВД),

А ТАКЖЕ ПРИ УПЛАТЕ НАЛОГА НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС

В большинстве случаев организации, применяющие специальные налоговые режимы, освобождены от обязанностей по уплате налога на прибыль. Это организации:

– применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее – ЕСХН) (п. 3 ст. 346.1, п. 10 ст. 274 НК РФ);

– применяющие упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) (п. 2 ст. 346.11, п. 10 ст. 274 НК РФ).

Примечание

Организации, которые применяют УСН или ЕСХН, обязаны уплачивать налог на прибыль с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11 НК РФ);

– применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) (п. 4 ст. 346.26, п. 10 ст. 274 НК РФ).

Также от обязанности по уплате налога на прибыль освобождены организации, занимающиеся игорным бизнесом (п. 9 ст. 274 НК РФ).

Обратите внимание, что те организации, которые перешли на ЕНВД или занимаются игорным бизнесом, не платят налог на прибыль только в отношении деятельности, облагаемой ЕНВД и налогом на игорный бизнес (п. 4 ст. 346.26, п. 9 ст. 274 НК РФ). Следовательно, по иным видам деятельности они исчисляют и уплачивают налог на прибыль в общем порядке.

Например, организация “Альфа” занимается оптовой и розничной торговлей. По розничной торговле она применяет ЕНВД и освобождена от уплаты налога на прибыль. Однако в отношении оптовой торговли такое освобождение не действует. Таким образом, по оптовой торговле организация уплачивает налог на прибыль в общем порядке.

Отметим, что, несмотря на освобождение от уплаты налога на прибыль, указанные выше организации не освобождены от исполнения обязанностей налоговых агентов (п. п. 3, 6 ст. 275, п. п. 4, 5 ст. 286, ст. 310, п. 4 ст. 346.1, п. 5 ст. 346.11 НК РФ). В частности, по общему правилу указанные организации должны перечислить в бюджет налог на прибыль:

– при выплате дивидендов (п. п. 3, 6 ст. 275 НК РФ);

– при выплате определенных доходов иностранным организациям (п. 1 ст. 309, ст. 310 НК РФ).

Примечание

Порядок удержания налога на прибыль налоговым агентом при выплате дивидендов рассмотрен в разд. 15.2 “Доходы от долевого участия в деятельности организации. Понятие дивидендов для целей налогообложения”.

1.2.2. КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕ ПРИЗНАЮТСЯ

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ В СВЯЗИ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ

И ПРОВЕДЕНИЕМ XXII ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР

И XI ПАРАЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР 2014 Г. В Г. СОЧИ

В связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи для некоторых иностранных организаций предусмотрены налоговые льготы.

В частности, не признаются налогоплательщиками:

1) в 2008 – 2016 гг. – иностранные организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением игр (п. 2 ст. 246 НК РФ, ст. 3, ч. 5, 6 ст. 31 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ);

2) в 2010 – 2016 гг. – иностранные маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением игр (п. 2 ст. 246 НК РФ, ст. 3.1 Закона N 310-ФЗ, п. 4 ст. 3, п. 1 ст. 9, ч. 1, 6 ст. 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ).

При этом если иностранный маркетинговый партнер МОК является также и официальной вещательной компанией игр (ч. 2 ст. 3.1 Закона N 310-ФЗ), то в указанный период он не уплачивает налог на прибыль и в отношении некоторых иных доходов (п. 2 ст. 246 НК РФ, ч. 1, 6 ст. 12 Закона N 242-ФЗ).

Перечень лиц, которые относятся к организаторам XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и маркетинговым партнерам Международного олимпийского комитета, а также к официальным вещательным компаниям, закреплен в ст. ст. 3, 3.1 Закона N 310-ФЗ.

1.2.3. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ – УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА

“ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР “СКОЛКОВО”.

ПРИМЕНЕНИЕ СТАВКИ 0% ПОСЛЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ

Российская организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково” (далее – проект “Сколково”), может быть освобождена от обязанностей налогоплательщика. Такое право организация имеет в течение 10 лет со дня получения указанного статуса. Применять его можно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения статуса участника проекта “Сколково” (п. 1, абз. 1 п. 4 ст. 246.1 НК РФ).

Это означает, что организация в период такого освобождения не обязана, в частности:

– исчислять и уплачивать налог на прибыль (пп. 1 п. 1 ст. 23, ст. ст. 286, 287 НК РФ);

– вести налоговый учет в соответствии со ст. 313 НК РФ (пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Примечание

Участники проекта “Сколково” в соответствии с абз. 4 п. 5.1 ст. 284 НК РФ вправе вести книгу учета доходов и расходов в порядке, установленном ст. 346.24 НК РФ. В то же время абз. 4 п. 5.1 ст. 284 НК РФ содержит ссылку на п. 4 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”. Однако с 1 января 2013 г. Закон N 129-ФЗ утратил силу. При этом соответствующих изменений в указанную норму Налогового кодекса РФ внесено не было. В связи этим рекомендуем обратиться за разъяснениями по порядку ведения налогового учета в льготном режиме в свою налоговую инспекцию.

Кроме того, с 1 января 2013 г. участники проекта “Сколково” обязаны вести бухгалтерский учет. При этом они вправе применять упрощенный способ его ведения, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”).

Напомним, что до указанной даты организация, осуществлявшая налоговый учет в льготном режиме, должна была вести бухгалтерский учет только основных средств (абз. 2, 3 п. 4 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ).

Полагаем также, что указанным организациям не стоит отказываться от ведения налогового учета по правилам гл. 25 НК РФ. Ведь в случае утраты статуса участника проекта “Сколково” им нужно будет восстановить и уплатить налог (п. 3, абз. 4 п. 6 ст. 246.1 НК РФ). А при отсутствии данных налогового учета сделать это будет затруднительно;

– представлять налоговые декларации по итогам отчетных и налогового периодов (пп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 289 НК РФ).

Обратите внимание!

По мнению Минфина России, организации – участники проекта “Сколково” не освобождены от обязанности представлять налоговые декларации (Письма от 19.12.2011 N 03-03-06/1/832, от 24.11.2011 N 03-03-06/1/779 (п. 3)).

В то же время налоговые органы не разделяют позицию финансового ведомства. По их мнению, в период использования освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика декларации по налогу на прибыль представлять не нужно (Письма ФНС России от 15.12.2011 N ЕД-21-3/375 (п. 3), УФНС России по г. Москве от 24.08.2011 N 16-15/082365@).

Также отметим, что возможна ситуация, когда организация получает освобождение не с начала года, а в течение налогового периода. В этом случае если освобождение используется начиная с первого месяца квартала (а также при уплате ежемесячных авансовых платежей из фактической прибыли), то представить налоговую декларацию нужно только за предшествующий отчетный период. Если же освобождение применяется со второго или третьего месяца квартала, организация обязана в общеустановленные сроки представить налоговую декларацию за текущий отчетный период. При этом в декларации отражаются финансовые показатели за месяцы, предшествующие месяцу получения освобождения, т.е. за период с 1 января до 1-го числа месяца, с которого применяется освобождение (Письма ФНС России от 20.08.2012 N ЕД-4-3/13704@, от 15.12.2011 N ЕД-21-3/375 (п. 6));

– представлять документы, предусмотренные нормами гл. 25 НК РФ, за исключением перечисленных в ст. 246.1 НК РФ (пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Нужно отметить, что само по себе наличие статуса участника проекта “Сколково” не дает права на освобождение от обязанностей налогоплательщика. Так, участник проекта “Сколково” не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем начала использования освобождения, должен направить в налоговый орган по месту своего учета (п. п. 2, 4, 7 ст. 246.1 НК РФ):

– письменное уведомление об использовании права на освобождение по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2010 N 196н;

– документы, подтверждающие статус участника проекта “Сколково”;

– выписку из книги учета доходов и расходов участника проекта или отчет о финансовых результатах, подтверждающие, что объем годовой выручки не превысил 1 млрд руб.

Для последующего использования права на освобождение необходимо ежегодно не позднее 20 января представлять в налоговую инспекцию по месту учета уведомление о продлении с приложением указанных выше документов (п. 6 ст. 246.1 НК РФ).

Обратите внимание!

Если участник проекта “Сколково” не представит перечисленные документы или подаст недостоверные сведения, налог за прошедший налоговый период подлежит восстановлению и уплате в бюджет вместе с соответствующей суммой пеней (абз. 4 п. 6 ст. 246.1 НК РФ).

Как отмечает Минфин России, налог также следует восстановить и уплатить, если необходимые документы участник проекта представит позже установленного срока (Письмо от 20.06.2012 N 03-03-06/1/316).

Организация теряет право на освобождение в следующих случаях (п. 2 ст. 246.1 НК РФ):

1) если лишится статуса участника проекта “Сколково” – с 1-го числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен;

2) если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) превысит 1 млрд руб. – с 1-го числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение. Объем выручки рассчитывается в соответствии с гл. 25 НК РФ.

В этом случае нужно восстановить и уплатить в бюджет налог за налоговый период, в котором произошло превышение. При этом взыскиваются пени за несвоевременную уплату авансовых платежей и налога (абз. 4 п. 6 ст. 246.1 НК РФ).

Примечание

О порядке определения выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) см. разд. 2.2.1.1 “Определяем сумму выручки”.

Налогоплательщик также вправе добровольно отказаться от освобождения с начала нового налогового периода. Для этого он должен направить соответствующее уведомление в налоговый орган по месту учета не позднее 1 января года, с которого он намерен реализовать эту возможность. При этом повторное освобождение такой организации впоследствии не предоставляется (п. 5 ст. 246.1 НК РФ).

В том случае, если участник проекта “Сколково” утратил право на освобождение или отказался от него, полученная прибыль может облагаться по ставке 0% (п. 5.1 ст. 284 НК РФ). Для этого необходимо, чтобы совокупный размер прибыли, полученной участником проекта “Сколково” с начала налогового периода, в котором организация прекратила использовать право на освобождение, не превышал 300 млн руб. (п. 5.1 ст. 284 НК РФ). Совокупный размер прибыли определяется как суммы прибыли (убытка), рассчитанные по итогам каждого предыдущего налогового периода (абз. 2 п. 18 ст. 274 НК РФ).

Например, по итогам деятельности за полугодие объем выручки организации “Альфа” – участника проекта “Сколково” превысил 1 млрд руб. В связи с этим организация утратит право на освобождение от обязанностей налогоплательщика (п. 2 ст. 246.1 НК РФ). Поэтому налоговую базу за весь год, в котором ею утрачено право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, она определит нарастающим итогом (п. 18 ст. 274 НК РФ). Допустим, финансовым результатом окажется убыток в размере 50 млн руб.

Также нарастающим итогом организация будет определять налоговую базу каждого следующего налогового периода. Предположим, что в следующем году прибыль составила 150 млн руб., а в последующем – 210 млн руб.

Полученные значения организация должна суммировать (п. 18 ст. 274, п. 5.1 ст. 284 НК РФ). Совокупный размер прибыли составит 310 млн руб. (-50 млн руб. + 150 млн руб. + 210 млн руб.). Поэтому по итогам года, в котором совокупный размер выручки превысит 300 млн руб., организация “Альфа” должна уплатить налог на прибыль по общей ставке, а также пени за несвоевременную уплату авансовых платежей в течение этого года (п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

Налогоплательщики, применяющие льготную ставку 0%, обязаны вместе с декларацией по налогу на прибыль представлять в налоговый орган расчет совокупного размера прибыли (п. 6 ст. 289 НК РФ).

Примечание

Форма и Порядок заполнения расчета налоговой базы участника проекта “Сколково”, а также форма расчета совокупного размера прибыли утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2010 N 196н.

Если же организация утратит статус участника проекта “Сколково” или основания для применения нулевой ставки налога, прибыль, полученная в этом налоговом периоде, подлежит налогообложению по ставке 20%. При этом начисляются пени за несвоевременную уплату авансовых платежей и налога (п. 3, абз. 4 п. 6 ст. 246.1, абз. 2 п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

В заключение отметим, что для участников проекта “Сколково” предусмотрено ограничение по переносу убытков, которые они понесли до применения освобождения. После прекращения использования освобождения такие убытки на будущее не переносятся (п. 9 ст. 246.1 НК РФ).

1.2.4. КТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

В СВЯЗИ С ПОДГОТОВКОЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ ЧЕМПИОНАТА МИРА

ПО ФУТБОЛУ FIFA 2018 Г. И КУБКА КОНФЕДЕРАЦИЙ FIFA 2017 Г.

В 2018 г. в России будет проходить финальный турнир 21-го чемпионата мира по футболу Международной федерации футбольных ассоциаций (Federation Internationale de Football Association (FIFA)).

Годом раньше на территории РФ под эгидой FIFA состоится восьмой по счету футбольный турнир среди национальных сборных – Кубок конфедераций 2017 г.

Подготовка и организация указанных спортивных мероприятий ведутся в соответствии с Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Закон N 108-ФЗ внес ряд изменений в том числе в Налоговый кодекс РФ.

Так, с 1 января 2014 г. не признаются плательщиками налога на прибыль (п. 4 ст. 246 НК РФ, п. 5 ст. 41, ч. 2 ст. 58 Закона N 108-ФЗ):

2) дочерние организации FIFA, к которым согласно п. 18 ст. 2 Закона N 108-ФЗ относятся российские и иностранные юридические лица, участвующие в мероприятиях по подготовке и проведению в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г., если выполняется хотя бы одно из условий:

– доля FIFA в уставном капитале организации составляет не менее 50%;

3) следующие иностранные организации:

– конфедерации (п. 2 ст. 2 Закона N 108-ФЗ);

– национальные футбольные ассоциации (п. 3 ст. 2 Закона N 108-ФЗ);

– производители медиаинформации FIFA (п. 23 ст. 2 Закона N 108-ФЗ);

– поставщики товаров, работ, услуг FIFA (п. 16 ст. 2 Закона N 108-ФЗ).

Отметим, что иностранные организации, которые мы перечислили в п. 3, не признаются плательщиками налога на прибыль только в отношении доходов, полученных в связи с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г. (абз. 2 п. 4 ст. 246 НК РФ, п. 12 ст. 2, п. 5 ст. 41, ч. 2 ст. 58 Закона N 108-ФЗ).

Срок действия льготы на данный момент не ограничен.

1.3. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Обязанность заплатить налог возникает только тогда, когда есть объект налогообложения. Если объекта нет, нет и оснований для уплаты налога.

Для налога на прибыль объектом налогообложения признается прибыль, которую получила организация (ст. 247 НК РФ).

Что такое прибыль? По общему правилу прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами организации (ст. 247 НК РФ).

Если налогоплательщиком является иностранная организация, которая работает в России через постоянное представительство, то прибылью для нее признается разница между доходами этого представительства и его расходами (п. 2 ст. 247 НК РФ).

Если постоянного представительства у иностранной организации в России нет, то прибылью, с которой ей необходимо заплатить налог, признаются доходы, которые она получила от источников в России (п. 3 ст. 247, ст. 309 НК РФ).

Таким образом, ответ на вопрос, что же такое прибыль для целей налогообложения, может быть разным в зависимости от категории налогоплательщика, который этот вопрос задает.

Как видим, возникновение обязанности по уплате налога на прибыль непосредственно связано с такими понятиями, как доходы и расходы. Поэтому каждый налогоплательщик должен четко понимать, что такое доходы и что такое расходы для целей налогообложения, какие доходы и расходы учитываются при определении налогооблагаемой прибыли, а какие нет.

Нормативно-правовая база: Налоговый кодекс гл.25.

налогоплательщиками налога на прибыль организаций в соответствии со ст.246 НК РФ являются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ;

3) иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ.

К российским организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.

Плательщиками налога на прибыль являются любые юридические лица, у которых возникает объект налогообложения, вне зависимости от цели их создания, следовательно, ими могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации. Таким образом, налогоплательщиками налога на прибыль организаций в частности являются: промышленные организации, банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, бюджетные учреждения и др.

При осуществлении деятельности в рамках договора простого товарищества (совместной деятельности) каждый из участников являются самостоятельным налогоплательщиком налога на прибыль. Так, согласно ст.278 НК РФ доходы, полученные от участия в совместной деятельности, включаются в состав внереализационных доходов налогоплательщиков-участников договора.

Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ, связанные с наличием этого представительства, образуют самостоятельную группу плательщиков налога на прибыль.

К иностранным организациям относятся: иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Для того чтобы иностранные организации относились ко второй группе налогоплательщиков, они должны обладать двумя следующими признаками:

1) действовать на территории РФ через постоянное представительство;

2) получать доходы от источников в РФ, в связи с наличием этого представительства.

При определении понятия «постоянного представительства» необходимо руководствоваться ст.306 НК РФ, а также соответствующими международными налоговыми договорами (соглашениями).

Отличительной чертой другой категории иностранных организаций - налогоплательщиков является то, что получение ими дохода не связано с наличием у них на территории РФ постоянного представительства. К таким доходам в частности относятся: дивиденды, процентный доход от долговых обязательств любого вида, доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности, доходы от международных перевозок, штрафы и пени за нарушение российскими лицами договорных обязательств и др. Данные доходы облагаются налогом, который удерживается источником выплаты.


Не являются плательщиками налога на прибыль организации, применяющие особые режимы налогообложения, которые предусматривают замену обязанности по уплате налога на прибыль уплатой специальных налогов, установленных в разделе VIII.I НК РФ:

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). (гл. 26.1)

Упрощенная система налогообложения. (гл. 26.2)

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. (гл. 26.3)

Не являются плательщиками налога на прибыль организации, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога на основании главы 26.1 НК РФ. На уплату единого сельскохозяйственного налога могут быть переведены только сельскохозяйственные предприятия, отвечающие следующим требованиям, установленным в главе 26.1 НК РФ:

производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях;

выручка которых от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, должны составлять не менее 70 процентов в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг);

не являющиеся сельскохозяйственными предприятиями индустриального типа,

Сельскохозяйственные предприятия, не отвечающие перечисленным требованиям, должны уплачивать налог на прибыль организаций в соответствии с гл.25 НК РФ в общеустановленном порядке.

Не являются плательщиками налога на прибыль соответствии с главой 26.2 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения . Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций и ряда других налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

не являются плательщиками налога на прибыльв соответствии с гл.26.3 организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности по прибыли, полученной от этих видов деятельности. По прибыли, полученной от других видов деятельности, они обязаны уплачивать налог в общеустановленном порядке. С учетом этого они обязаны вести раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых в отношении различных видов деятельности к которым применяются разные режимы налогообложения.

При этом необходимо учитывать, что налогоплательщики, применяющие особый режим налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента и удержания сумм налога с доходов у источника выплаты в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Кроме организаций, уплачивающих особые налоги в рамках специальных режимов налогообложения,не являются плательщиками налога на прибыль организации, уплачивающие налог на игорный бизнес , по деятельности, относящейся к игорному бизнесу. Согласно п.9 ст.274 в налоговую базу по налогу на прибыль не должны включаться доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу.

От налогоплательщиков налога на прибыль необходимо отличать налоговых агентов. Налоговыми агентами по налогу на прибыль являются российские организации, в том числе перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход или на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство. Обязанность по удержанию налога на прибыль налоговыми агентами предусмотрена в двух случаях: а) при выплате дохода от долевого участия п.2 ст.275 НК РФ; б) при выплате доходов иностранным организациям ст.309, 310 НК РФ.

Принадлежность к числу лиц, уплачивающих налог на прибыль, связана не только с формой государственной регистрации и выбранным налоговым режимом, но и сферой ведения бизнеса. Здесь необходимо обратить внимание на место осуществление деятельности, участие в инвестиционных проектах, получение дивидендов.

Классификация организаций

  • образование и (или) медицинская деятельность, кроме доходов, полученных в форме дивидендов и по долговым обязательствам;
  • сельхоз производство и ведение рыбного хозяйства, без перехода на ЕСХН;
  • предоставление социальных услуг, согласно перечню утвержденному постановлением Правительства РФ;

Право на применение нулевой ставки также имеют резиденты:

  • технико — внедренческих и туристско — рекреационных зон;
  • свободной экономической зоны, ведущие раздельный учет показателей от деятельности , ведущейся в СЭЗ и за ее пределами;
  • особых экономических зон;
  • участники инвестиционного проекта «Сколково», использующие льготу по окончании срока, в течение которого они не являлись налогоплательщиками, согласно ст. 284 НК РФ .

Порядок использования вышеперечисленных льгот регламентируется положениями законодательства Российской Федерации и связанными с ним нормативными актами.

Подробнее о налоге на прибыль организации и его плательщиках смотрите ниже на видео.