Окно в сон у младенца. Сон ребенка

«Спящие дети — это не только мило, но и «наконец-то» . Если вы готовы подписаться под каждым словом этой цитаты, то скорее всего проблемы с укладыванием ребенка не обошли вас стороной, как и большинство родителей.

Как уложить ребенка спать? Для здорового засыпания детей важны несколько факторов: окружающая среда, физическая активность, режим дня, еда, игры перед сном, наличие ритуалов укладывания, умение поймать «окно в сон». Но самый главный фактор спокойного засыпания ребенка — это мамин настрой.
Многие мамы (и я в том числе) совершают эту ошибку: стремятся как можно раньше быстрее уложить ребенка, чтобы отдохнуть и заняться своими делами. «Вот он уснет, я пойду налью себе горячего чаю, там еще булочка осталась, потом отправлю письмо, доварю борщ, дочитаю книжку…» — с такими планами я укачивала ребенка. Вспомните, когда последний раз вы долго не могли уложить ребенка, о чем были ваши мысли?

Фокус в том, что ребенок отлично чувствует настроение мамы и легко считывает эмоции. В такие моменты он чувствует, что мама хочет уйти и оставить его одного. Малыш еще не понимает, что он в безопасности, инстинкты говорят ему, что рядом должен был значимый взрослый (мама), нужно всеми силами оставаться вместе. Организм мобилизуется на стресс, тут уже не до сна. Получается замкнутый круг: малыш не засыпает, мама начинает раздражаться, ребенок в ответ еще сильнее беспокоиться, мама теряет терпение…

Как же успокоиться и сохранять позитивный настрой? Поделюсь своими рецептами:

1) Сделать максимум дел до сна ребенка . Я рекомендую делать домашние дела во время бодрствования ребенка, чтобы на период его сна остались только приятные хлопоты. В моем случае был период, когда я садилась обедать после того, как Паша уснет, чтобы спокойно и не спеша поесть. Думаю, мамы поймут мое тогдашнее желание поглощать пищу в одиночестве 🙂 Поэтому в момент укладывания на дневной сон я была голодной, в голове постоянно всплывали красивые картинки с едой, очень хотелось, чтобы ребенок уснул, и я наконец-то могла пообедать. И эту навязчивую мысль о тарелке с дымящимся ароматным супом я никак не могла отогнать, сердилась… В итоге, я теперь обедаю по дневного сна сына, сначала было не очень комфортно кушать, зато будучи сытой и довольной проще укладывать малыша.


2) Отгонять мысли о том, что вы сделаете, когда малыш уснет.
Лично мне сложно остановить поток сознания, которое просчитывает что еще можно и нужно сделать, поэтому я переправляю его в другое русло. Я планирую не то, что я буду делать, когда сын уснет, а то, что мы будем делать вместе, когда он проснется. Можно и помечтать, типа «а здорово бы съездить в контактный зоопарк, погладим кроликов, покормим ежиков» или «давно хотели сделать кораблики, как раз дождь идет. Надо найти пенопласт, по-моему, зубочистки и бумага есть, вместе сделаем кораблики и пойдем пускать по лужам…». И пусть эти планы не осуществятся, важно, что ваши мысли будут о ребенке и о совместном времени.

3) Сместить акцент не на засыпание, а на моменте близости . Мой сын уже практически не идет на ручки или обниматься (разве что когда плохо себя чувствует), так что для меня время засыпания в обнимку — это редкие минуты, когда я могу прижать к себе сына и просто побыть рядом. Попробуйте сконцентрироваться на удовольствии от близости, на тактильных ощущениях: любимые щечки, теплые ладошки, вкусно пахнущая макушка… Как ни странно, когда я мысленно транслирую ему: «можешь не засыпать, просто полежи со мной», ребенок гораздо легче засыпает.

4) Визуализировать спящего ребенка. Наверняка многие слышали о полезности визуализации наших желаний. Здесь работает тот же механизм: у меня есть специальный альбом в телефоне с фотографиями спящего сына. Я ложусь рядом с ним с вспоминаю наиболее «мимимишные» моменты, как он уснул у меня на ручках на качелях на улице, как засыпал, когда был маленький: глазки закрываются, потом на откроются на несколько секунд, и снова закрываются. Я думаю, каждая мам сейчас улыбнулась, вспоминая своего сонного малыша. Дополнительный бонус этого приема: невозможно сердиться, когда вы представляете спящего ребенка 🙂

5) Уснуть раньше, чем ребенок. Бывает, я засыпаю первой, просыпаюсь через полчаса с уже уснувшим сыном, тихонько встаю и ухожу. Мне кажется, я люблю дневной сон больше, чем Паша. Я встаю рано, так что после прогулки и обеда, оказавшись в затемненной комнате на уютной кровати, я могу уснуть очень быстро. Есть и минусы — такой подход не всегда срабатывает. Недавно так задремала, проснулась и услышала рядом радостное: «Мама проснулась!».

Я убедилась на своем опыте, что настроение мамы в момент укладывания, пожалуй, самое важное условие для комфортного укладывания малыша. Расскажите, а как вы укладываете спать ребенка? О чем ваши мысли в такие моменты?

Вам могут быть интересны другие статьи про детский сон:

Источник фото — pixabay.com

Мало найдется семей с маленькими детьми, в которых один или оба родителя не страдали бы от недосыпания. Причем проблемы со сном ребенка возникают не только в связи с тем, что у него режутся зубки – симптомом прорезывания зубов действительно может стать временное нарушение сна. Но немало и таких детей, для которых сложности с засыпанием и просыпание до десятка раз за ночь являются постоянными.

Проблема, как научить ребенка спать, актуальна для многих родителей, и на ее решение часто уходит много сил. Между тем, практика показывает, что большинство родителей совершают одни и те же ошибки. Если исправить эти упущения, возможно, скоро сон малыша наладится сам, без использования дополнительных методов улучшения ночного сна ребенка.

Ошибка 1. Отсутствие привычного для малыша ритуала отхода ко сну

Вспомните, как ложитесь спать вы сами. Скорее всего, совершаете каждый день одни и те же действия, к примеру, принимаете душ, чистите зубы, надеваете пижаму, смотрите телевизор или читаете в постели книгу. Эти действия как бы являются сигналом организму, что ему пора готовиться ко сну. Точно такие же сигналы необходимы и малышу – ведь он пока не разбирается в часах, и о скором приближении тех или иных событий может догадаться только по определенным, повторяющимся действиям. Если сегодня малыш ложится спать сразу после купания, завтра – после еды, а послезавтра папа вдруг решает поиграть с ним перед сном в лошадку – о выработке привычки засыпать в одно и то же время говорить не приходится. Вот и наблюдают родители такой результат: сегодня ребенок засыпает чуть ли не в ванной во время купания, а завтра в то же время его невозможно уложить в постель никакими силами. Наличие ритуала перед сном – обязательное условие для любого ребенка, независимо от возраста.

Ошибка 2. Вы не обращаете внимания на сигналы, которые посылает вам ребенок

Детки, даже самые маленькие, всегда посылают родителям сигналы о том, что им пора спать, что они устали и нуждаются в покое. Наиболее распространенные среди таких сигналов:

  • Зевание
  • Потирание глазок
  • Снижение активности
  • Капризность
  • Потеря интереса к игре и окружающим
  • Плаксивость.

Появление этих симптомов свидетельствует о том, что, как говорит один из известных специалистов по детскому сну Ким Вест, у ребенка открылось «окно в сон». То есть период времени, в течение которого уложить его спать будет легче всего. Если это окно пропустить, в организме начинает вырабатываться повышенное количество гормона стресса кортизола, что приводит к чрезмерному возбуждению. Малыша, пропустившего свое «окно», уложить спать будет в два раза труднее.

Что делать, если время сна уже подошло, а подобных признаков, говорящих, что малыш готов ко сну, пока нет? Ким Вест советует уменьшить яркость света, приглушить звуки и заняться с ребенком спокойными видами деятельности. Вскоре сигналы не заставят себя ждать.

Ошибка 3. Создание «костылей» для сна

В западной практике обучения сну, «костылями» называется все, что родители используют для того, чтобы заставить ребенка заснуть. В качестве таких «костылей» применяются укачивание, кормление грудью, пение, поглаживание, и другие действия. По мнению Ким Вест, после возраста 3-4 месяца эти, в общем-то, невинные действия родителей новорожденного, пытающихся уложить малыша спать, становятся его «костылями», без которых он уже не в состоянии обойтись. Да, укачивать новорожденного кроху несложно и очень умильно. Но подумайте, будете ли вы чувствовать себя столь же комфортабельно, по 20-30 минут укачивая на руках увесистого годовалого карапуза?

«Костыли» - это вовсе не плохое или неправильное поведение родителей. Однако подобные привычки могут превратиться в проблему, если малыш попадет от них в зависимость, и не научится засыпать без них. И каждый раз, когда он будет просыпаться ночью, он будет требовать привычного успокоения снова и снова.

Как же избавиться от «костылей»? Специалисты рекомендуют устранять не сами привычки, а зависимость от них. То есть необходимо разорвать ассоциацию их со сном, к примеру, многие дети ассоциируют со сном грудное кормление. Чтобы это сделать, их нужно просто разнести по времени. То есть, если вы кормите грудью малыша перед сном, прекращайте кормить его раньше, чем он заснет. И начните класть его в кровать не спящего, а сонного, но еще бодрствующего. Лучше всего этот способ работает, если начинать его использовать в возрасте 6-8 недель. Ребенок в этом возрасте может гораздо легче научиться обходиться без «костылей», и сам себя успокаивать, когда проснется ночью. Разумеется, ночных кормлений никто не отменял, и если ребенок просыпается в то время, когда ему пора есть, его нужно покормить. Но, опять-таки, постараться положить в кровать, пока он еще полностью не заснул.

Ошибка 4. Слишком ранний переход от колыбели к кровати

По мнению специалистов, это одна из наиболее распространенных ошибок родителей, приводящая затем к решению проблемы, как научить ребенка спать, но уже в своей «взрослой» кровати. Основное правило здесь – не перекладывать ребенка из его первой кроватки во «взрослую» кровать до тех пор, пока он не научится сам перелазить через перила своей кроватки. С этого времени пребывание в ней становится уже просто опасным для малыша. Считается, что ребенок вполне может спать в своей первой кровати, пока ему не исполнится два года, а то и больше. Высокие перила являются отличным подспорьем родителей в период, когда малыш еще не способен выполнять вербальные команды. Иначе с проблемой, когда ребенок не хочет спать ночью, будет очень сложно справиться: он будет просто вставать с кровати. Когда ребенок уже будет способен понять, что, будучи уложенным, он должен оставаться в постели всю ночь, тогда можно смело перекладывать его из колыбели в обычную кровать.

Ошибка 5. Ребенок спит где придется

Никто не говорит о том, что родители должны полностью стать рабами детского расписания, и не позволять себе ни на шаг от него отступить. Но не стоит впадать и в другую крайность. У многих родителей получается так, что малыш засыпает то в коляске, то в машине, то у них на руках по дороге домой из гостей, то в детском стульчике. Специалистами доказано: заснув не в своей кроватке или «на ходу», малыш не получает полноценный отдых. Движение поддерживает мозг в состоянии не глубокого, а легкого сна, и малыш не может заснуть крепко. Чтобы у ребенка формировались здоровые привычки, связанные со сном, у него должно быть постоянное место, где он будет спать днем и в течение ночи. Отступления от этого правила могут допускаться только в исключительных случаях. Все свои дела вне дома постарайтесь все же решить в промежутках между снами малыша. Или позаботьтесь о том, чтобы с малышом остался папа, бабушка или няня. Это еще одно важное правило, о котором обязательно нужно помнить тем, кто хочет научить ребенка спать.

Ошибка 6. Отсутствие расписания сна

Постоянство – это ключевое слово во всем, чему бы вы ни хотели научить ребенка, будь то задача, как научить ребенка сидеть, или желание научить спать всю ночь. Дети нуждаются в регулярных дневных и ночных снах, ведь от нормального расписания сна зависит не только самочувствие ребенка, но и процессы выработки гормонов в его организме. Предсказуемость позволяет ребенку чувствовать себя защищенным, тогда как любые неожиданности выбивают его из колеи и могут стать причиной стресса. Расписание сна очень важно для того, чтобы установились внутренние биологические часы малыша. В последние годы много говорилось о том, что ежегодные смены времени с летнее на зимнее и наоборот могут нанести вред организму человека. А ведь отсутствие установленного расписания сна делает то же самое с ребенком – только не раз в год, а каждый день. Сложности с укладыванием малыша спать и постоянные пробуждения в течение ночи могут стать как раз результатом отсутствия такого расписания. Или попыток родителей подстроить это расписание под свои нужды. К примеру, малыша укладывают в постель, когда он еще не хочет спать, или, наоборот, слишком поздно, когда он уже перевозбужден от усталости.

Конечно, пространство для определенной гибкости есть всегда, да и малыш не робот, чтобы отключаться каждый день в одно и то же время. Иногда он будет спать чуть меньше, а иногда чуть дольше. Но в любом случае, расписание сна должно быть основано на тех сигналах, которые опытная мама может распознать у малыша, желающего спать, и в зависимости от этого, составить режим сна ребенка.

Ошибка 7. Оставлять ребенка не спать допоздна, рассчитывая на то, что он дольше проспит утром

Может показаться, что идея уложить малыша попозже, чтобы он дал вам утром поспать подольше, вовсе не так уж плоха. Однако, полагая так, мы ориентируемся на собственный опыт, ведь когда мы ложимся поздно, то и утром хотели бы поспать больше. К сожалению, с маленькими детьми такой принцип не срабатывает. И даже будучи уложенным позже, чем обычно, грудной ребенок плохо спит ночью и просыпается утром не позже, а даже раньше. Уже в возрасте нескольких месяцев у малышей начинают работать внутренние часы. И они обычно будят его в одно и то же время, независимо от того, когда он лег вечером. Таким образом, оттягивая момент укладывания малыша, мы лишаем его драгоценного времени сна. А на следующий день ребенок, скорее всего, будет слишком уставшим и весь день будет капризничать. Может показаться парадоксальным, но если ваш малыш встает каждое утро слишком рано, к примеру, в 6 часов (подъем в 7 утра не считается ранним временем), то, возможно, стоит укладывать его вечером на полчаса или даже на час раньше.

Ошибка 8. Родители меняют свои требования ко сну ребенка посреди ночи

Очень часто, когда грудной ребенок плохо спит ночью, и в очередной раз будит своим плачем маму, сложно бывает придерживаться тех решений, которые были твердо приняты накануне днем. По мнению специалистов в области детского сна, одна из самых больших ошибок, которые при этом совершаются – вынужденный совместный сон. То есть когда мама пытается пойти по пути наименьшего сопротивления и берет малыша к себе в постель, хотя вовсе не намеревалась практиковать совместный сон с грудничком. Да, есть семьи, где такое решение принимается осознанно, но не о них сейчас речь. А о тех, кто кладет ребенка к себе в постель потому, что иначе не в состоянии уложить его спать. Это один из самых опасных «костылей», от которого с течением времени очень сложно избавиться.

Другая распространенная ошибка – отступать от принятых решений, пытаясь наладить сон грудного ребенка и научить его спать самостоятельно. К примеру, родители сначала пытаются отучить ребенка от нежелательных привычек, связанных с засыпанием, к примеру, от засыпания с грудью. Полные твердого намерения, они после кормления кладут в кровать еще бодрствующего малыша. Конечно, он будет возмущен таким нарушением привычной для него рутины, и начнет плакать. Если родители твердо решили, что засыпание с грудью больше недопустимо, они должны придерживаться принятого решения. К плачущему ребенку можно периодически подходить – но нельзя после 30 минут плача брать его на руки, привычно устраивать на груди и ждать, пока он заснет, как и раньше. Подобным поведением вы учите его только одному: если он будет плакать достаточно долго, он получит все, чего пытался добиться.

Если вы ощущаете, что вам сложно придерживаться принятых решений, попросите помощи других членов семьи. К примеру, после того, как малыш покушал грудь, дальше его укладывает папа. Возможно, ему будет легче справиться с плачем ребенка, тем более, что с каждым днем малыш будет плакать все меньше, привыкая к новому порядку.

Ошибка 9. Родители не могут договориться между собой

Если в семье принимается решение начать работать над сном ребенка, родители должны быть уверены, что они оба разделяют это решение. И готовы придерживаться выбранной тактики, будь то попытки уложить ребенка спать без слез или использование метода Фербера. Но поведение их обоих должно быть последовательным и не противоречащим друг другу. Ситуации, когда мама решает, что пора ребенку научиться спать самостоятельно, и оставляет его одного в комнате на какое-то время, а папа не хочет слушать плач малыша и решает, что его лучше снова укачать – недопустимы. Они только еще больше запутывают малыша, который не может понять, чего же от него хотят.

Ошибка 10. Не довести дело до конца

Если ваш грудной ребенок плохо спит ночью, и вы хотите научить его засыпать самостоятельно, будьте готовы к тому, что это займет определенное время. Как правило, последовательно придерживаясь определенного метода в течение недели, вы уже сможете заметить существенные улучшения, а то и вовсе решить проблему сна малыша. За две недели большинство детей научаются засыпать самостоятельно, и почти не просыпаться ночью. Но в течение этой недели или двух родители должны неукоснительно придерживаться принятого решения. В таком деле, как обучение ребенка сну, не стоит ожидать мгновенных результатов. Будьте реалистами, и приготовьтесь к тому, что неделя, две, а возможно, и три, будут не самыми легкими. Зато потом вся семья сможет наслаждаться отличным сном. Не стоит полагать, что режим сна малыша наладится сам. Скорее всего, проблема останется с вами на долгие месяцы, а то и годы, если вы не примете мер по ее решению. Но, раз выбрав метод обучения сну, придерживайтесь его хотя бы в течение 2 недель, не отступая ни на шаг. Только в этом случае при решении проблемы, как научить ребенка спать, можно ожидать выраженных и устойчивых результатов.

В окно выглядывать – покой, мир, безопасная ситуация.

В него вылезать или из него падать – неудача от легкомысленной затеи, ссора.

В него влезать - неосторожное вмешательство в чужие дела, тайна, которая легко может быть открыта. Стремление вернуться «в себя», стать прежним, что-то забыть. Тайна от семьи, кровосмесительное влечение.

Разбить окно - неприятности.

Из слухового окна смотреть - надежда.

Решетку на окне видеть – разлука.

Решетки ставить – из страха перед жизнью лишать себя радостей. Отказаться от интересных предприятий.

В темную комнату через окно влезать – страстное желание испытывать.

В темной комнате снаружи окно разбить - невинности лишиться, а также по какому-то поводу придется вспомнить об этом.

Стекло в окно вставлять – принимать меры предосторожности.

Сквозь разбитое, трещиноватое смотреть - надо продолжать борьбу, несмотря на неудачу.

Пустую оконную раму видеть – насмешка, твоя интимная жизнь станет предметом пересудов.

Окно ветер днем распахивает - в жизнь входит нечто новое, а ты не замечаешь.

Ночью распахивает – в твою жизнь явно входит нечто новое и важное, но следствия этого пока неясны.

Ветром что-то сдувает – новое вторгнется в жизнь и перепутает все твои планы.

И свечу гасит - известие о смерти, мысли о самоубийстве.

Ветер распахивает окно, а ты тщетно пытаешься его закрыть – страх перед миром испытывать.

Светлое окно с тюлевыми занавесками видеть - гармония внешнего мира в твоей духовной жизни.

Их вешать - приукрашивать свои представления о мире ради душевного покоя.

Занавески на окне горят – некий стремительный поворот событий.

Окно на зиму заклеивать, плотным занавесом задергивать – предчувствие житейских бурь, необходимость принять меры предосторожности.

Окно в твоей комнате кажется слишком большим - испытывать чувство незащищенности, бояться кого-то.

Слишком маленьким – удушье, сердечный приступ, неволя.

В окне розовые стекла – ты навязываешь себе чужие представления о мире.

Зеленые стекла – нечто срочное и болезнетворное идет извне в твою душу.

С желтыми стеклами – раздражение и зависть мешают тебе правильно видеть вещи.

С синими стеклами - меланхолия и печаль.

С красными стеклами - ненависть и мстительность опасно искажают твои представления о мире.

Витражи в своих окнах видеть – тщетно пытаться замкнуться в мире прекрасного или религии.

Окно тщательно закрывать – неясные опасения, некий ущерб.

Распахивать - ожидание, которое самому кажется безнадежным.

У раскрытого окна в комнате быть и бояться, что кто-то влезет – страх перед будущим испытывать.

Брошенные в твое открытое окно вещь, животное или влетевшая птица – вестники будущего, они говорят о его характере.

Кто-то влезает в окно – важное для твоего будущего знакомство, в тебе пробуждаются темные силы.

Его подкараулить и ударить – знак внутреннего, скрытого отчаяния в отношениях с миром.

В окно женщина влезает – новое увлечение.

Ставни запирать во сне – тщетная предосторожность.

Окно в паутине, в щелях; в ставень наружу выглядывать – ощущать душевный застой из-за замкнутого образа жизни.

В комнате без окон и дверей быть – тщетно искать дорогу к людям, тосковать в одиночестве предстоит.

Окно во всю стену, за ним свет и зелень - гармония внешнего и внутреннего мира.

За ним тьма и чудовища – ты живешь, обратившись лицом исключительно к своему внутреннему миру.

Вид из окна, за окном метель, бурю видеть - жизненные бури пройдут мимо.

Сильный дождь - нечто хорошее, радостное.

Пустыню - занимать по отношению к внешнему миру непримиримую, бескомпромиссную позицию, пытаться подчинить его своей воле и страдать от этого.

Разрушения, развалины за окном – нечто разрушать в своих отношениях с людьми, остаться одному.

Море за окном - необходимо строго контролировать свои поступки.

Если оно мирное - большое счастье, радость.

Большую реку за окном видеть - жить в стороне от течения жизни и тосковать по суете и шуму.

Открытый до горизонта ландшафт из окна видеть - его детали символизируют твое мировоззрение.

Кромешная тьма за окном – неизвестное будущее, непонятное тебе настоящее, ты обращен к миру магии и темных сил.

Глухая стена другого дома за окном – кто-то влияет на твою судьбу, пытается загнать ее в определенные рамки.

Улица за окном - над тобой нависла неприятность, видеть мир со стороны.

Сад, деревья за окном – жить погруженным в воспоминания, воспринимать мир глазами другого человека, не иметь собственного мнения.

За окном видеть странную перспективу построек, направленную прямо в твое окно – целиком погрузиться в жизнь своего тела, духовно себя обкрадывать.

Бесовские хари за окном видеть – твои страсти закрывают от тебя мир, ты видишь только их.

Неподвижные лики – кто-то пристально наблюдает за тобой.

Дразнящие лики - кто-то хочет заставить тебя действовать по его воле.

Нестерпимый свет за окном - вторжение в твою жизнь неведомых сил.

За окном окно видеть с пустой комнатой - испытывать сильную тоску по другому человеку.

С комнатой, по которой люди ходят – тосковать по человеку, которому ты не нужен.

Прямо за окном другая комната – любовь и согласие заменят тебе весь внешний мир.

Лестницу, ведущую вверх, из окна видеть – надежда на облегчение, избавление, освобождение.

В квартире окно иметь только между комнатами - быть запертым в мире своей семьи и этим тяготиться.

За окном в воздухе висит уходящая за горизонт дорога – тяготиться собой, стремиться вырваться из всего привычного.

За окном дом горящий – мир и счастье.

В окно череп смотрит - сознавать, что во внешнем мире нет дорогих тебе людей, по умершему тосковать.

В него стучат, а кто, не видно – предупреждение о несчастье, властное требование исполнить свой долг, привет из загробного мира.

Некто в темном стучит – обязательство, которое совесть не позволяет выполнить.

С улицы в темное окно заглядывать – напрасно пытаться разобраться в чужой душе и чужой жизни.

В окно свою семью, мирно сидящую, видеть - предчувствие разлуки.

Если же и ты там сидишь с ними – уйти из нее по своей воле.

Чужую семью видеть – тосковать по миру и покою.

Сцены любви в окне видеть – душевный холод свой чувствовать и от него страдать.

Убийство, драку видеть - разлад внутри твоего «Я», несчастье в твоем окружении.

Заброшенную комнату сквозь окно рассматривать - себя ненужным чувствовать.

В ней покойника видеть – жить автоматически, не вкладывая в свои поступки внутреннего огня.

Животных вместо людей видеть – тебя мучают страсти и уведут с верной дороги.

Видеть необыкновенно освещенные окна, бал за окном - всяческая маета, что-то затевается против тебя.

Видеть, как за окном обед готовят – смотря по обстоятельствам: что-то приятное или злое для тебя готовится.

Привидение в белом окне торчит – самому себя не узнать, своим мыслям или поступкам удивляться.

Из-за окна тебя пугают- интерес к чужой жизни испытывать.

Из окна на тебя сеть бросают – страх перед зависимостью.

Горшок выливают или на тебя помои выливаются – предстоит испытать добро от чужой семьи.

Человек на тебя из окна вываливается - за другого пострадать, без вины виноватым быть.

Из окна жердь высовывается – поссориться, тебе откажут от дома.

Свиное рыло высовывается – это твой дом и твой образ, упрекать себя предстоит.

Толкование снов из Дворянского сонника

Подпишись на канал Сонник!

Можно ли с первых дней жизни младенца научиться понимать его «язык» и начать полноценно общаться с ним? Как разобраться в характере новорожденного, чтобы ухаживать за ним с учетом его личных особенностей и темперамента? Есть ли простые и надежные способы решения таких типичных проблем младенческого возраста, как «беспричинный» плач или нежелание спать по ночам?

Об этом и многом другом рассказывает Трейси Хогг, специалист по уходу за новорожденными. Ее многолетний опыт и рекомендации помогли очень многим семьям, в том числе и звездным, справиться с трудностями первого года родительства и вырастить счастливых и здоровых малышей. Все советы Трейси предельно практичны и доступны каждому, а предлагаемые ею приемы исключительно действенны — возможно, потому, что ее подход основан на уважительном отношении к новорожденным детям, пусть маленьким, но личностям.


Почему эта книга достойна прочтения

  • Трейси Хогг — одна из самых известных авторов детско-родительской литературы, она признана наравне с именитыми Адель Фабер, Элейн Мазлиш, Уильямом и Мартой Сирс;
  • must-have для всех родителей, у кого есть новорожденные: вы поймете, чего вам ждать, и научитесь справляться даже с тем, чего не ожидали;
  • автор компетентно и по-доброму объяснит каждой маме и каждому папе как в любви, уважении и заботе вырастить счастливого ребенка;
  • родители по всему миру называют Трейси современной Мэри Поппинс за ее действенные советы;
  • современные педиатры рекомендуют книги автора родителям во всем мире.

Кто автор
Трейси Хогг по праву считается современной Мэри Поппинс, по всему миру молодые мамочки пользуются ее методикой по самостоятельному засыпанию младенцев.
Автор была медицинской сестрой, и чтобы помогать младенцам, ей пришлось научиться понимать их язык и расшифровывать посылаемые ими сигналы. Благодаря этому Трейси сумела освоить и их невербальный язык. Переехав в Америку, она посвятила себя уходу за новорожденными и роженицами и помощи молодым родителям.

Как научить младенца засыпать самостоятельно и спокойно спать всю ночь?

Моему новорожденному ребенку было около двух недель, когда меня вдруг оглушило понимание: больше я никогда не смогу отдохнуть. Ну, никогда — это, возможно, слишком сильно сказано. Оставалась надежда, что, отправив сына в колледж, я все таки смогу снова спокойно спать ночами. Но я готова была голову дать на отсечение — пока он младенец, мне это не светит.
Сэнди Шелтон. Спокойный ночной сон и прочие враки

Сладких снов, мой хороший!

В первые дни жизни главное занятие новорожденного — сон. Некоторые спят в первую неделю до 23 часов в сутки! Разумеется, сон нужен любому живому существу, но для новорожденного это все. Пока младенец спит, его мозг неустанно трудится над созданием извилин, необходимых для умственного, физического и эмоционального развития. Если ребенок нормально выспался, он собран, сосредоточен и всем доволен — совсем как взрослый после хорошего отдыха. Он от души ест, увлеченно играет, излучает энергию и активно общается с окружающими.

Организм ребенка, который плохо спит, не может функционировать нормально, поскольку его нервная система истощена.

Он раздражителен и нескоординирован. Малыш неохотно берет грудь или бутылочку. У него нет сил исследовать мир. Что самое скверное, переутомление усугубляет проблему сна. Дело в том, что дурные привычки в отношении сна создают замкнутый круг. Некоторые малыши настолько устают, что физически не способны успокоиться и уснуть. Лишь когда сил совершенно не осталось, бедняжки наконец отключаются. Больно смотреть, как малышка буквально оглушает себя собственным плачем, пытаясь отгородиться от мира, настолько она перевозбуждена и расстроена. Но хуже всего то, что даже этот выстраданный сон оказывается неглубоким и прерывистым и длится порой не дольше 20 минут. В итоге ребенок почти постоянно живет «на нервах».

Итак, все как будто очевидно. Но знали бы вы, как много людей не понимают этой простой вещи: чтобы выработать привычку к здоровому сну, младенцу нужно наставничество родителей. Так называемые проблемы со сном потому и являются типичными, что множеству родителей невдомек: они, а не их дети, должны решать, когда малышу ложиться и как засыпать.

В настоящей главе я расскажу вам, что сама думаю по этому поводу, и многие мои мысли наверняка вступят в противоречие с тем, что вы читали или слышали от других. Я научу вас замечать усталость младенца, прежде чем она перейдет в переутомление, и подскажу, что делать, если вы упустили ценное временное окно, когда ребенка легко уложить. Вы узнаете, как помочь малышу уснуть и как устранить сложности, связанные со сном, не допустив, чтобы они превратились в устойчивую проблему.

Долой заблуждения: чуткий сон

Сейчас умами родителей владеют две кардинально отличающиеся одна от другой «школы».
К первой относятся приверженцы совместного сна, как бы он ни именовался, будь то «сон в родительской постели» или метод Сирза. (Доктор Уильям Сирз, педиатр из Калифорнии, продвигает идею о том, что младенцам следует разрешить спать в постели родителей до тех пор, пока они не попросят, чтобы им предоставили собственную кровать.) В основе этого метода лежит представление о том, что у ребенка должно выработаться позитивное отношение ко сну и укладыванию спать (тут я двумя руками «за») и что самый правильный путь к этой цели — носить его на руках, нянчить и поглаживать, пока малыш не уснет (против чего я категорически возражаю). Сирз, наиболее влиятельный пропагандист этого метода, недоумевает в интервью, опубликованном в журнале Child в 1998 году: «Как у матери может возникнуть желание положить свое дитя в ящик с прутьями и бросить его в темной комнате совершенно одного?»

Сторонники совместного сна родителей и младенца часто ссылаются на традиции других культур: например, острова Бали, где новорожденных не спускают с рук, пока им не исполнится три месяца. (Но мы то ведь не на Бали живем!) Члены Ла Лече Лиги полагают, что если у младенца выдался трудный день, маме следует оставаться в постели вместе с ним, обеспечивая необходимые ему дополнительный контакт и заботу. Все это служит «упрочению привязанности» и формированию «чувства безопасности», поэтому сторонники этой точки зрения считают вполне возможным, чтобы мама и папа жертвовали своим временем, личной жизнью и собственной потребностью в сне. А чтобы им было проще на это пойти, Пэт Йериан, пропагандистка совместного сна, мнение которой приводится в книге «Женское искусство грудного вскармливания» (The Womanly Art of Breastfeeding), призывает недовольных родителей изменить свой взгляд на ситуацию: «Если вы сумеете сделать шаг в сторону большей терпимости [по отношению к тому, что ваш ребенок будет вас будить], то обретете способность наслаждаться этими тихими моментами ночного общения с новорожденным, нуждающимся в ваших руках и ласке, или малышом чуть постарше, которому нужно просто побыть с кем то рядом».

На другом полюсе находится метод отсроченного отклика, часто именуемый «ферберским» по фамилии доктора Ричарда Фербера, директора Центра по изучению нарушений сна у детей при Бостонской детской больнице. Согласно его теории, дурные привычки, связанные со сном, являются приобретенными, а значит, от них можно отвыкнуть (с чем я целиком и полностью согласна). Соответственно, он рекомендует родителям класть ребенка в кроватку, когда он еще бодрствует, и приучать засыпать самостоятельно (с этим я также согласна). Если же ребенок, вместо того чтобы уснуть, начинает плакать, фактически обращаясь к родителям с призывом: «Подойдите, заберите меня отсюда!» — Фербер советует оставлять плач без внимания на все более продолжительные промежутки времени: в первый вечер на пять минут, во второй на 10, затем на 15 и т. д. (и тут наши с доктором Фербером дорожки расходятся). Объяснения доктора Фербера приводятся в журнале Child: «Если малыш хочет поиграть с опасным предметом, мы говорим “нельзя” и устанавливаем границы допустимого, которые могут вызывать его протест…. То же самое происходит, когда мы объясняем ему, что ночью действуют свои правила. Хорошо спать ночью — в его же интересах».

Возможно, вы уже примкнули к одному или к другому лагерю.
Если какой то из этих двух методов подходит вам и вашему ребенку, отвечает вашему образу жизни, не сомневайтесь, продолжайте в том же духе. Но дело в том, что мне нередко звонят люди, уже испытавшие оба эти подхода. Обычно события развиваются следующим образом. Один из родителей сначала отдает предпочтение идее совместного сна с ребенком и убеждает своего партнера или партнершу, что это самое лучшее. В конце концов, в этом и впрямь есть нечто романтичное — некий возврат «к истокам». Да и ночные кормления перестают быть проблемой. Полная энтузиазма пара решает вообще не покупать детскую кроватку. Но проходит несколько месяцев — подчас довольно много, — и идиллия заканчивается. Если мама и папа очень боятся «заспать» ребенка, то могут сами лишиться сна из за постоянных опасений, а у кого то развивается болезненная чувствительность к малейшему звуку, изданному малышом во сне.

Младенец может просыпаться часто — каждые два часа — и требовать внимания. И если одних малышей достаточно погладить или прижать к себе покрепче, чтобы они снова уснули, то другие считают — самое время поиграть. В результате родители вынуждены кочевать по квартире: одну ночь играют с ребенком в спальне, другую дремлют в гостиной, пытаясь наверстать упущенное. Как бы то ни было, если оба они не были на 100% убеждены в правильности избранного метода, в том из них, кто поддался уговорам другого, начинает расти внутреннее сопротивление. Тут то этот родитель и хватается за «ферберский» метод.

Пара решает, что малышке пора обзавестись собственным спальным местом, и покупает кроватку. С точки зрения малышки, это переворот, крах привычного мира: «Вот мои мама и папа, они несколько месяцев клали меня спать вместе с собой, укачивали, гулили, не жалели сил, чтобы сделать меня счастливой, и вдруг — бабах! Меня отвергли, выселили в другую комнату, где все чужое и пугающее! Я не сравниваю себя с узницей и не боюсь темноты, потому что мой младенческий ум не знает таких понятий, но меня мучает вопрос: “Куда все подевались? Где родные теплые тела, которые всегда были рядом?” И я плачу — по другому я не могу спросить: “Где вы?” И они наконец то появляются. Меня поглаживают, просят быть умницей и спать. Но никто не научил меня засыпать самостоя¬тельно. Я ведь еще младенец!»

На мой взгляд, радикальные методы подходят не всем детям. Очевидно, они не подошли детям, родители которых обращаются ко мне за помощью. Сама я предпочитаю с самого начала придерживаться того, что считаю золотой серединой. Я называю свой метод «разумный подход ко сну».


Три фазы засыпания

Засыпая, ребенок проходит эти три фазы. Весь цикл длится около 20 минут.

Фаза 1: «окно». Ваш ребенок не может сказать: «Я устал». Но он вам это продемонстрирует зевотой и другими утомления. Прежде, чем он зевнет в третий раз, уложите его в кроватку. Если этого не сделать, он не перейдет ко второй фазе засыпания, а заплачет.

Фаза 2: «отключка». Начало этой фазы знаменует характерный взгляд ребенка, застывший, устремленный неведомо куда, - я называю его «взглядом в дальнюю даль». Ребенок удерживает его 3-4 минуты, и, хотя глаза его открыты, на самом деле он никуда не смотрит - его сознание витает где-то между явью и сном.

Фаза 3: «дрема». Теперь ребенок напоминает человека, задремавшего в поезде: глаза закрываются, голова падает на грудь или в сторону. Кажется, он уже уснул, но не тут-то было: глаза внезапно распахиваются, голова рывком возвращается в прежнее положение, так что все тело вздрагивает. Затем веки снова опускаются, и все повторяется снова и снова от трех до пяти раз, после чего он окончательно погружается в сон.

Что такое разумный подход ко сну?

Это срединный путь, отрицающий любые крайности. Вы заметите, что мой подход берет что то от обоих описанных принципов, но не все, поскольку, на мой взгляд, идея «пусть наплачется и уснет» не совместима с уважительным отношением к ребенку, а совместный сон заставляет родителей жертвовать своими интересами. Мой же принцип учитывает интересы семьи в целом, нужды всех ее членов. С одной стороны, младенца нужно научить засыпать самостоятельно — он должен чувствовать себя уютно и безопасно в собственной кроватке. С другой стороны, ему требуется и наше присутствие, чтобы успокоиться после стресса. Нельзя приступать к решению первой задачи, пока не решена вторая. В то же время и родители нуждаются в полноценном отдыхе, во времени, которое могут посвятить самим себе и друг другу; их жизнь не должна круглые сутки крутиться вокруг младенца, однако они все таки должны уделять малышу определенное время, силы и внимание. Эти цели вовсе не являются взаимоисключающими. Далее я расскажу, на чем основывается разумный подход ко сну, и, учитывая это, вы решите все стоящие перед вами задачи. По всему тексту главы я буду приводить примеры практического воплощения каждого элемента, чтобы вам проще было овладеть первым «С» моего чудесного ПАСС (Питание - Активность - Сон - Свободное время родителей - об этом подробнее читайте в других главах - прим. Материнство.ру).

Идите туда, куда хотите прийти. Если вас привлекает идея совместного сна, изучите ее всесторонне. Именно так вы хотели бы проводить каждую ночь в течение трех месяцев? Шести месяцев? Дольше? Помните: все, что вы делаете, обучает вашего ребенка. Значит, если вы помогаете ему уснуть, держа его у груди или укачивая 40 минут, фактически вы сообщаете ему: «Так ты должен засыпать». Принимая решение идти таким путем, вы должны быть готовы следовать ему в течение долгого времени.

Независимость не значит игнорирование. Когда я говорю матери или отцу новорожденной крохи: «Мы должны помочь ей стать независимой», — они вскидывают на меня глаза в изумлении: «Независимой? Но, Трейси, ей всего несколько часов от роду!» «Когда же, по вашему, надо начинать?» — спрашиваю я.

На этот вопрос не может ответить никто, даже ученые, ведь мы не знаем, когда именно младенец начинает в полном смысле этого слова постигать мир. «Так начинайте прямо сейчас!» — призываю я. Но приучать к независимости не значит бросать плакать в одиночестве. Это значит удовлетворять потребности малышки, в том числе и брать ее на руки, когда она плачет — ведь этим она пытается что то вам сказать. Но, как только ее потребности удовлетворены, ее нужно спустить с рук.

Наблюдайте, не вмешиваясь. Возможно, вы помните, я уже давала это рекомендацию, рассказывая об играх с младенцем. Она справедлива и в отношении сна. Всякий раз, когда ребенок засыпает, он проходит последовательность определенных фаз (см. «Три фазы засыпания»). Родители должны хорошо знать эту последовательность, чтобы не нарушать ее. Мы должны не вторгаться в естественные процессы жизнедеятельности ребенка, а наблюдать за ними, предоставив крохе возможность заснуть самостоятельно.

Не формируйте у ребенка зависимость от «костылей». «Костылем» я называю любой предмет или любое действие, лишившись которых ребенок испытывает стресс. Не приходится надеяться, что младенец научится засыпать сам, если внушать ему, что папины ручки, получасовое укачивание или мамочкин сосок в ротике всегда к его услугам. Как я отмечала в главе 4, я одобряю использование пустышек, но не в качестве затычки для рыдающего младенца. Совать пустышку или грудь ребенку, чтобы заткнуть ему рот, попросту невежливо. Более того, если мы так поступаем или без конца носим кроху на руках, баюкаем и укачиваем, ради того чтобы она уснула, мы фактически формируем у нее зависимость от «костыля», лишая ее возможности выработать навыки самоуспокоения и научиться засыпать без посторонней помощи.

Кстати, «костыль» совсем не то же самое, что переходный объект — скажем, плюшевая игрушка или одеяльце, — который ребенок выбирает сам и к которому привязывается. Большинство младенцев младше семи-восьми месяцев не способны к этому — «привязанности» совсем маленьких детей по большей части формируются родителями. Разумеется, если вашу малышку успокаивает любимая игрушка, подвешенная в кроватке, пусть она у нее будет. Но я против любых вещей, которые даете ей вы, чтобы ее утихомирить. Пусть она отыщет собственные способы успокоиться.

Выработайте ритуалы отхода к дневному и ночному сну. Укладывание ребенка спать днем и вечером должно всегда происходить заведенным порядком. Я не устаю подчеркивать: младенцы — невероятные традиционалисты. Они предпочитают знать, что будет дальше. Исследования доказали, что даже совсем маленькие дети, приученные ожидать определенных стимулов, способны предугадывать их.

Изучите особенности засыпания вашего малыша. У всех «рецептов», как уложить младенца спать, есть общий недостаток: универсальных средств не бывает. Одному подходит одно, другому другое. Да, я предлагаю родителям немало рекомендаций общего характера, в том числе знакомлю их с общими для всех фазами засыпания, но неизменно советую внимательно присматриваться к своему ребенку, единственному и неповторимому.

Самое лучшее — вести журнал наблюдения за сном малыша. С утра записывайте, когда он проснулся, и добавляйте записи о каждом дневном сне. Отметьте, когда его уложили вечером и во сколько он просыпался ночью. Ведите журнал в течение четырех дней. Этого достаточно, чтобы понять, как «устроен» сон именно вашего ребенка, даже если кажется, что никакой системы в этом нет.

Например, Марси была убеждена, что дневной сон ее восьмимесячного Дилана совершенно бессистемен: «Он никогда не засыпает в одно и то же время, Трейси». Но через четыре дня ведения журнала наблюдений она заметила: хотя время немного меняется, Дилан всегда ненадолго засыпает между 9 и 10 часами утра, спит еще 40 минут в интервале от 12:30 до 14:00, а к пяти вечера всегда оказывается очень капризным и раздраженным и отключается минут на 20. Эти знания помогли Марси спланировать свой день и, что не менее важно, понять поведение и настроение своего малыша. Учитывая естественные биоритмы Дилана, она упорядочила его повседневную жизнь, обеспечив ему возможность полноценно отдыхать. Когда же он начинал капризничать, она лучше понимала, в чем дело и не хочет ли он спать, и реагировала быстрее.

Волшебная дорога к счастью

Помните, Дороти из «Волшебника страны Оз» должна была идти по дороге, вымощенной желтым кирпичом, чтобы найти того, кто поможет ей вернуться домой? После череды ошибок и разочарований она, в конце концов, нашла этого помощника — собственную мудрость. По сути, я помогаю родителям пройти такой же путь. Будет ли у вашего ребенка здоровый сон, зависит от вас, объясняю я. Этому нужно учиться, и процесс обучения начинают и проводят родители. Именно так! Младенца необходимо научить, как правильно засыпать. Путь к здоровому сну состоит из следующих шагов.

Создайте условия для сна. Поскольку младенцы остро нуждаются в предсказуемости, а повторение — мать учения, перед каждым дневным и ночным сном нужно делать и говорить одно и то же. Тогда на своем детском уровне понимания малышка сообразит: «Понятно, значит, я сейчас буду спать». Совершайте одни и те же ритуалы в одном и том же порядке. Приговаривайте что нибудь вроде: «Ну вот, радость моя, пора бай-бай». Перенося кроху в ее комнату, держитесь спокойно и говорите тихо. Не забывайте проверить, не пора ли сменить подгузник, чтобы ей ничто не мешало. Задерните шторы. Я при этом говорю: «До свидания, солнышко, увидимся, когда я посплю», — или, если дело происходит вечером и за окном темно: «Спокойной ночи, месяц». Я считаю неправильным укладывать ребенка спать в гостиной или на кухне. Это как минимум невежливо. Вы бы сами хотели, чтобы ваша кровать стояла посреди торгового зала и вокруг слонялись люди? Нет, конечно! Вот и ребенок этого не хочет.

Ловите сигналы. Как и взрослые, младенцы зевают, когда начинают уставать. Зевота является естественной реакцией:
усталый организм функционирует не оптимально, и количество кислорода, поступающего в мозг благодаря работе легких, сердца и кровеносной системы, немного снижается. Зевок позволяет «заглотнуть» больше кислорода (попробуйте изобразить зевок, и почувствуете, что вдох становится глубже). Я призываю родителей по возможности реагировать на первый же зевок младенца — ну, хотя бы на третий. Если вы упустите из виду признаки сонливости (см. «Признаки того, что ребенку пора спать»), то дети определенных типов, например «мимозы», быстро перейдут к истерике.

Совет. Чтобы создать у ребенка правильный настрой, привлекайте его внимание к приятным сторонам отдыха. Сон не должен казаться ему наказанием или борьбой. Если вы говорите «спать пора» или «ты устал, нужно отдохнуть» таким тоном, каким говорят «поди с глаз долой, гадкий мальчишка!», то ребенок будет расти в убеждении, что к дневному сну приговаривают, будто к ссылке в Сибирь, малолетних преступников, чтобы лишить их всяческих удовольствий.

Чем ближе к спальне, тем тише речь и медленней движения. Взрослые перед сном любят почитать книжку или посмотреть телевизор, чтобы отвлечься от дневных забот. Младенцам тоже надо отвлечься. Перед тем как ложиться, ежевечернее купание, а с трехмесячного возраста и массаж помогут малышке подготовиться ко сну. Даже перед дневным отдыхом я всегда включаю успокаивающую колыбельную. Около пяти минут я сижу с крохой в кресле-качалке или на полу, чтобы она получила больше тактильных ощущений. Если хотите, можете рассказать ей сказку или просто пошептать ласковые слова. Однако цель всего этого не усыпить ребенка, а успокоить. Поэтому, я тут же перестаю качать малышку, как только вижу «взгляд в дальнюю даль» — вторая фаза засыпания — или замечаю, что у нее опускаются веки, подсказывая мне, что она переходит к третьей фазе. (Что касается сказок перед сном, начинать никогда не рано, но читать вслух я начинаю обычно месяцев с шести, когда ребенок уже может сидеть и сосредоточенно слушать.)

Совет. Не приглашайте гостей на то время, когда укладываете ребенка спать. Это не представление. Ребенок хочет во всем участвовать. Он видит гостей и знает, что они пришли его навестить: «Ух ты, новые лица! Можно порассматривать, поулыбаться! И что же, мамочка и папочка думают, я усну и все это пропущу? Ну уж нет!»

Сначала в кровать, потом в страну сновидений. Многие уверены, что ребенка можно уложить в кроватку, только когда он уснет. Это ошибка. Укладывайте малышку в начале третьей фазы — нет лучшего способа помочь ей научиться засыпать самостоятельно. Есть и другая причина: подумайте, что чувствует кроха, заснув у вас на руках или в раскачивающемся приспособлении, а проснувшись почему то в кроватке. Представьте, что я дождусь, когда вы заснете, и вытащу вашу кровать из спальни в сад. Вы просыпаетесь и понять ничего не можете: «Где это я? Как я здесь очутился?» Только, в отличие от вас, младенец не может сделать умозаключение: «Ах, понятно, кто то выволок меня сюда, пока я спал». Ребенок будет дезориентирован, даже испуган. В конце концов, он перестанет чувствовать себя в безопасности в собственной постели.

Укладывая ребенка в кроватку, я всегда произношу одни и те же слова: «Сейчас я тебе положу, и ты будешь спать. Ты знаешь, как это здорово и как чудесно ты потом себя чувствуешь». И пристально наблюдаю за малышкой. Прежде чем улечься, она может забеспокоиться, особенно когда вздрагивает всем телом, что характерно для третьей фазы засыпания. Не надо тут же подхватывать чадо на руки. Некоторые дети успокаиваются сами и засыпают. Но, если малышка плачет, мягко и ритмично похлопывайте ее по спинке — пусть чувствует, что она не одна. Однако помните: как только она перестанет возиться и хныкать, нужно сразу же перестать гладить ее. Если делать это дольше, чем ей действительно нужно, она начнет ассоциировать поглаживания-похлопывания с засыпанием и уже не сможет без этого заснуть.

Совет. Обычно я рекомендую укладывать младенца на спину. Но можно устроить его и на боку, подперев двумя скрученными в валики полотенцами или специальными клинообразными подушками, которые продаются в большинстве аптек. Если ребенок спит на боку, следите, чтобы сторона менялась.

Если дорога в страну сновидений оказалась ухабистой, дайте ребенку пустышку. Мне нравится пользоваться пустышкой в первые три месяца жизни новорожденного — в период, когда мы формируем заведенный распорядок дня. Это избавляет мать от необходимости заменять пустышку собственным присутствием. В то же время я всегда предупреждаю, что пустышкой нельзя пользоваться бесконтрольно — она не должна превратиться в «костыль». При разумном подходе родителей к этому вопросу младенец самозабвенно сосет минут шесть-семь, затем сосательные движения замедляются, и, в конце концов, пустышка выпадает изо рта. Ребенок уже потратил на сосание столько энергии, сколько нужно, чтобы сбросить напряжение, и благополучно отбывает в царство сна. В этот момент некоторые взрослые из самых добрых побуждений подходят со словами: «Ах, бедняжечка, потерял свою сосочку!» — и суют ее обратно. Не делайте этого! Если крохе нужна пустышка, чтобы сон не прерывался, он даст вам об этом знать — начнет хныкать и издавать булькающие звуки.

Итак, всякий раз, как ПАСС-режим подводит вас к первому «С», выполняйте вышеописанные правила — большинству младенцев этого достаточно, чтобы у них возникли положительные ассоциации со сном. Пусть малыша ведут в страну снов одни и те же привычные шаги, поскольку для него предсказуемость означает безопасность. Вы сами удивитесь, как быстро ваша кроха освоит навыки, необходимые для разумно организованного сна. Она даже будет ждать времени отхода ко сну, ведь это так приятно, и после сна чувствуешь себя гораздо бодрее. Конечно, проблем не избежать: например, если малышка
переутомилась, если у нее режутся зубки или поднялась температура (см. раздел «Нормальные проблемы со сном»). Но такие дни станут исключением из правила.

Помните, для того чтобы заснуть по настоящему, ребенку нужно 20 минут, и ни в коем случае не пытайтесь ничего ускорить. Вы только нарушите естественный процесс засыпания, и малышка разнервничается. Скажем, если громкий звук, собачий лай или захлопнувшаяся дверь — да что угодно — потревожит ее на третьей фазе, она не заснет, а наоборот, проснется, и все придется начинать сначала. То же самое происходит и со взрослыми, когда они вот-вот заснут, и вдруг телефонный звонок нарушает тишину. Если человек раздражен или взвинчен, ему бывает трудно снова задремать. Младенцы — тоже люди! Они точно так же нервничают, цикл засыпания начинается с нуля, а вам приходится ждать еще 20 минут, когда ваше чадо погрузится в глубокий сон.

Если вы упустили «окно»

Если ребенок совсем еще мал и вы не успели хорошенько изучить его плач и язык тела, более чем вероятно, что вам не всегда удастся среагировать на первый, второй или третий его зевок. Если у вас «ангел» или «учебник», ничего страшного — этим деткам достаточно капельки внимания и ласки, чтобы быстро прийти в норму. Но с младенцами других типов, особенно с «мимозами», полезно иметь в загашнике пару-тройку хитростей на случай, если вы проглядели фазу один, — ведь малыш вот-вот переутомится. Да и внезапный шум или другие помехи в любой момент могут нарушить естественный процесс засыпания, и, если младенец сильно обеспокоится, ему потребуется ваша помощь.

Прежде всего, я скажу вам, чего не следует делать ни в коем случае: не укачивайте. Не расхаживайте с ребенком по комнате, не трясите его
слишком энергично. Помните, он и так уже перевозбужден. Он плачет, потому что с него хватит стимулов и плач помогает отвлечься от звуков и от света. Вам ни к чему еще больше подхлестывать активность его нервной системы. Более того, именно с этого обычно и начинается формирование дурных привычек. Мама или папа носят чадо на руках или укачивают, чтобы помочь уснуть. Когда его вес перевалит за 6,5 кг, они пытаются заставить его засыпать без этих «костылей». Разумеется, ребенок протестует, словно говоря: «Нет уж, дорогие мои, мы так не делаем. Вы меня всегда укачиваете».

Если вы не хотите попасть в этот порочный круг, делайте следующее, чтобы помочь ребенку успокоиться и отключиться от внешних раздражителей.

Пеленание. После долгих месяцев в эмбриональном положении новорожденный не привычен к открытому пространству. К тому же он пока не знает, что его ручки и ножки — часть его самого. Переутомленному младенцу необходимо придать неподвижное положение, потому что он ужасно пугается при виде беспорядочно движущихся конечностей — ему кажется, это кто то посторонний что то против него замышляет. Кроме того, эти впечатления дополнительно нагружают и без того перевозбужденную нервную систему. Пеленание — один из древнейших приемов, помогающих новорожденному успокоиться. Оно может казаться старомодным, но и современные научные исследования подтверждают его эффективность. Чтобы правильно запеленать младенца, сложите по диагонали квадратную пеленку. Положите ребенка на получившийся треугольник так, чтобы сгиб оказался примерно на уровне его шеи. Положите одну ручку ребенка ему на грудь под углом 45? и плотно оберните тело соответствующим углом пеленки. Повторите с другой стороны. Я рекомендую такое пеленание в течение первых шести недель жизни. По прошествии седьмой недели, когда малыш делает первые попытки засунуть ручки в рот, нужно предоставить ему такую возможность. Согните его руки в локтях и оставьте ладошки незапеленутыми, поближе к его лицу.

Успокаивающие прикосновения. Пусть младенец знает, что вы рядом и всегда готовы ему помочь. Ритмично похлопывайте его по спинке, имитируя удары сердца. Можете также повторять «ш-ш… ш-ш… ш-ш…» — это напомнит малышу те звуки, которые он слышал в утробе. Низким, успокаивающим голосом шепчите ему на ухо: «Все хорошо» или «Ты просто поспишь». Некоторое время после того, как уложите младенца в кроватку, продолжайте делать то, что делали, пока держали его на руках, — похлопывать, шептать. Переход с ваших рук в собственную постель станет менее резким.

Устраните зрительные раздражители. Визуальные раздражители — свет, движущиеся объекты — мучительны для переутомленного младенца, особенно для «мимозы». Поэтому мы притеняем комнату, прежде чем положить ребенка в кроватку, но некоторым детям этого недостаточно. Если ваш ребенок уже лежит, поместите ладонь у него над глазами — не кладите на глаза, — чтобы отгородить его от визуальных стимулов. Если вы еще держите его, постойте неподвижно в полутьме, а с сильно перевозбужденным ребенком — в совершенно темном помещении.

Не идите у ребенка на поводу. С переутомленным младенцем родителям очень непросто справиться. Нужны бесконечное терпение и решимость, особенно если дурное поведение при засыпании уже вошло в привычку. Ребенок хнычет, родители продолжают поглаживать его, плач становится громче. Перегруженный стимулами младенец плачет по нарастающей, пока не дойдет до оглушительного вопля — предельно ясного: «У меня больше нет сил!» Тут он переводит дух, и все начинается заново. Обычно нарастание плача происходит трижды, пока, наконец, ребенок не успокоится. Но уже на втором заходе у многих родителей не выдерживают нервы, и они в отчаянии возвращаются к привычному «лекарству», будь то укачивание, предложение груди или ужасное трясущееся кресло.

Тут и коренится проблема. Пока вы продолжаете вмешиваться, ребенок нуждается в вашей помощи, чтобы уснуть. Чтобы у младенца сформировалась зависимость от «костыля», много времени не нужно — достаточно нескольких раз, ведь у него пока совсем короткая память. Неправильное начало — и каждый день, когда вы повторяете свою ошибку, будет закреплять нежелательное поведение малыша. Ко мне часто обращаются с просьбой о помощи, когда вес ребенка достигает 6-7 кг и трясти его на руках становится обременительно. Самые серьезные проблемы возникают, когда ребенку исполняется полтора-два месяца. Я всегда говорю родителям: «Вы должны понять, что происходит, и принять на себя ответственность за дурные привычки ребенка, поскольку вы их создали. А дальше будет самое трудное: наберитесь решимости и настойчиво прививайте малышу новые, правильные поведенческие навыки». (Подробнее о формировании дурных привычек см. в главе 9.)

Спокойный сон до самого утра

Глава о детском сне была бы неполной без разговора о том, когда младенцы перестают просыпаться среди ночи.

Позвольте прежде всего напомнить вам, что «день» вашей малышки — это 24 часа. Она не различает дня и ночи и представления не имеет о том, что значит «спать до утра, не просыпаясь». Таково ваше желание (и потребность). Спать всю ночь — не врожденное свойство, а приобретенное умение. Вы должны приучить ее к этому и дать ей представление о разнице между днем и ночью. С этой целью я даю родителям следующие советы-напоминания.

Руководствуйтесь принципом «сколько убыло, столько и прибыло». Например, если с утра он сильно капризничал, а вместо очередного кормления досыпает лишние полчаса, вы оставите его в покое, зная, что ему нужен этот отдых (живи он по жесткому расписанию, вы бы его разбудили). Но не забывайте о здравом смысле. Не позволяйте ребенку в течение дня спать дольше одного цикла кормления, т. е. больше трех часов, иначе он не будет спать ночью. Я ручаюсь: никакой младенец, спавший днем шесть часов без перерыва, ночью более трех часов не проспит. И если ваш ребенок так делает, можете быть уверены, что он перепутал день с ночью. Единственный способ «призвать его к порядку» — будить, и его ночной сон прибудет ровно на столько часов, сколько убыло от дневного.

«Залейте полный бак». Звучит грубовато, но, чтобы младенец проспал всю ночь, у него должен быть полный желудок. Поэтому с шестинедельного возраста я рекомендую следующие два приема: спаренные кормления — каждые два часа в преддверии ночного сна — и «сонное» кормление непосредственно перед тем, как вы сами ляжете спать. Например, вы даете малышке грудь (или бутылочку) в 18:00 и в 20:00 и устраи¬ваете «сонное» кормление в 22:30 или в 23:00. Во время этого последнего кормления малышка не просыпается, так что его название следует понимать буквально. Иными словами, вы осторожно берете кроху на руки, легонько касаетесь ее нижней губы соском или соской, и пусть она насыщается, а ваше дело — стараться не разбудить ее. Когда она закончит сосать, обойдитесь без срыгивания. Во время «сонных» кормлений младенцы настолько расслаблены, что не заглатывают воздух. Сохраняйте молчание. Не меняйте подгузник, разве только он промок насквозь или испачкан. Благодаря двум этим хитростям большинство детишек могут обойтись без ночного кормления, поскольку потребили достаточно калорий на пять-шесть часов.

Совет. «Сонное» кормление искусственника можно поручить папе. В это время большинство мужчин уже дома, и такое поручение обычно им нравится.

Пользуйтесь пустышкой. Если пустышка не превращается в «костыль», это отличное подспорье, помогающее пропустить ночное кормление. Ребенок весом от 4,5 кг, потребляющий не менее 700-850 г молочной смеси или имеющий шесть-восемь грудных кормлений в течение дня (четыре-пять в дневное время и два-три спаренных перед сном), не нуждается в еще одном кормлении среди ночи, чтобы не умереть с голода. Если он все равно просыпается, значит, все дело в сосательном рефлексе. Здесь то и пригодится пустышка, если пользоваться ею правильно. Скажем, обычно вашему малышу требуется 20 минут ночного кормления. Если он, проснувшись с плачем, требует грудь или бутылочку и довольствуется пятью минутами, высосав какие то капли, лучше дайте ему пустышку.

В первую ночь он, скорее всего, будет сосать ее те самые 20 минут, пока не погрузится в глубокий сон. На следующую ночь, возможно, обойдется 10 минутами, а на третью и вовсе не проснется в привычное время ночного кормления, а лишь повозится во сне. Если он все таки проснется, дайте пустышку. Иными словами, вместо бутылочки или груди вполне подойдет пустышка. Постепенно малыш и вовсе перестанет ради этого просыпаться.

Именно так обстояло дело с Коди, сынишкой Джулианы. Коди весил 6,8 кг, и Джулиана после внимательного наблюдения поняла, что мальчик просыпается в 3:00 по привычке. Коди сосал из бутылочки около 10 минут и тут же засыпал. Джулиана попросила меня о визите, прежде всего, чтобы удостовериться в правильности своего вывода (впрочем, я по одному ее описанию поняла, что она права). Кроме того, она хотела, чтобы Коди отучился просыпаться в это время. Я провела у них дома три ночи. В первую ночь я вынула Коди из кроватки и вместо бутылочки дала ему пустышку, которую он сосал 10 минут, как привык сосать бутылочку. Следующей ночью я оставила его в кроватке, дала пустышку, и на сей раз он сосал всего три минуты. На третью ночь, как и следовало ожидать, Коди в 3:15 немного похныкал, но не проснулся. Вот и все! С этого момента он спокойно спал до шести-семи утра.

Не подбегайте к ребенку. Сон младенца прерывист, поэтому неразумно откликаться на любой звук. Я часто убеждаю родителей избавиться от проклятых «радионянь», в усиленном виде доносящих до их слуха любой вздох или писк малыша. Эти штуковины превращают родителей в издерганных паникеров! Я не устаю повторять: нужно понимать разницу между откликом и спасательной операцией. Если родители откликаются на нужды ребенка, он растет уверенным и не боится исследовать мир. Но если родители непрерывно «спасают» его, то он проникается сомнениями в своих способностях. У него не развиваются черты характера и навыки, необходимые для того, чтобы познавать мир и чувствовать себя в нем спокойно и комфортно.

Все мы хотим, чтобы детки засыпали быстро и легко, чтобы «положил – и спит!». Но иногда укладывания растягиваются на долгие часы, во время которых ребенок плачет, сопротивляется, впадает в истерику. Он вроде бы и хочет спать, но никак не засыпает. Как же уложить малыша быстро, легко, без истерик?

Есть такое понятие: «окно в сон» . Его и нужно поймать, когда оно открылось. И обязательно до того, как оно закроется. Что такое «окно в сон»? Это такое удачное время, когда малыш уже устал, но еще не перевозбудился, и может уснуть спокойно. В это время уложить ребенка максимально просто.

Что произойдет, если пропустить «окно в сон»? Обычно оно «открывается» тогда, когда «батарейка малыша» почти полностью села. Малыш хочет спать, его силы на исходе. Представьте себе, что произойдет, если в этот момент его не уложить? Мозг малыша поймет, что надо продолжать бодрствовать, надо где-то взять на это силы. Если поступает такой запрос, организм впрыскивает в кровь гормоны стресса (адреналин и кортизол), и тогда малыш технически может продолжать бодрствовать. Однако его усталость никуда не делась. Включаются процессы «перевозбуждения». После этого уложить ребенка спать значительно сложнее, ведь в крови уже запустилась возбуждающая химическая реакция. А если он все-таки уснет, то сон, скорее всего, будет прерывистый, беспокойный, с пробуждениями через каждые 30 минут, со слезами, возможно истериками. И что самое неприятное, после такого сна малыш встанет уставшим, капризным, не восстановит свои силы, не сможет адекватно себя вести, радоваться новым открытиям и играм.

Как же научиться ловить «окошко в сон»? На самом деле это умение – ключик к успешному налаживанию сна ребенка, поэтому стоит разобраться в этом вопросе. Есть 2 основных момента, на которые нужно обращать внимание: окончание времени бодрствования (в соответствии с таблицей норм бодрствования на возраст ребенка) и признаки усталости. Когда вы понимаете, что скоро наступит время для сна, нужно перейти в режим спокойного бодрствования: приглушить свет, звуки, говорить с ребенком медленнее, спокойнее, не выражать ярких эмоций, не бегать, не прыгать, а перейти к успокаивающим занятиям. Во время такого спокойного бодрствования нужно пристально следить за малышом и его проявлениями, ведь именно в этот период проще всего заметить первичные признаки усталости малыша. Они-то и подскажут вам, что «окно в сон» открылось!

Некоторые мамы говорят, что их малыши не показывают никаких признаков усталости, а сразу начинают капризничать и плакать. Однако это не значит, что признаков усталости не было. Их просто пропустили, не заметили, потому что малыш скрыл их за активными действиями и играми, или мама не так внимательно изучала поведение, мимику и другие сигналы малыша. Вот почему так важно проводить спокойное бодрствование! Во время активной деятельности малыш просто не покажет те самые первичные признаки усталости, а заметны станут лишь уже вторые, а то и третьи сигналы, которые обычно являются уже признаками начавшегося перевозбуждения, а не усталости. В этом случае «окно в сон» уже закрывается, уложить перевозбудившегося ребенка с гормонами стресса в крови в разы сложнее.

Поэтому встает задача научиться распознавать именно первичные признаки усталости! Как же их отличить? Как я уже сказала выше, важно пристально наблюдать за малышом под конец времени бодрствования. Отслеживайте все, что видите, примерно за час до предполагаемого сна: что вы с малышом делали, как он реагировал и т.д. Можно даже вести дневник или записи в течение нескольких дней, чтобы ничего не упустить.

Какие сигналы можно отнести к тем, которые говорят, что малыш уже устал и готов укладываться спать? У деток они могут варьироваться в зависимости от возраста.

У самых маленьких (от рождения до 4-х месяцев) это может быть сосание пальцев, недовольное выражение личика, плохо фокусируемый взгляд, а также резкое вскидывание ручек и ножек.

У деток постарше вариантов больше. Это может быть «стеклянный взгляд» или так называемые «зависания». Или малыш просто может начать тереть глазки, зевать, дергать себя за ушки или волосики. У ребенка может ухудшиться координация движений, он может начать падать, ронять вещи и т.д. Также сигнализировать об усталости может резко испортившееся настроение малыша, слезы по пустякам, отторжение того, что обычно приносит радость, безразличное отношение к играм или общению с вами и другие.

Важно научиться распознавать, какие признаки говорят об усталости и готовности лечь спать, а какие уже о случившемся перевозбуждении.

Как поступить, если не удалось различить первичные признаки усталости? Первым делом попробуйте уложить ребенка спать. Если не получается, и ребенок активно сопротивляется, протестует, плачет, не надо его насильно укладывать, укачивать и т.д. Не стоит на него сердиться и думать, что он не засыпает «вам назло». Нужно отнестись с пониманием, пожалеть малыша. Ведь внутри него запустился процесс возбуждения, гормоны раскрутили «карусель», и теперь успокоиться совсем сложно. Малыш и спать хочет, и расслабиться не может. Ему очень тяжело! Что делать? Переходите в режим спокойного бодрствования, старайтесь полностью остановить любую активность, помогайте малышу расслабиться. И продолжайте пристально наблюдать. В какой-то момент малыш обязательно опять продемонстрирует признаки усталости и «окно в сон» снова откроется.

Если научиться ловить «окно в сон» и распознавать признаки усталости именно вашего малыша, процесс укладывания станет простым, быстрым и приятным для вас обоих!