На кубани героями часто называют хлеборобов почему. Занятие "труженики кубани - хлеборобы"

НОД : Тема: Знакомство с трудом хлеборобов на Кубани.

Цель:

Формировать у детей конкретные представления, откуда берётся хлеб, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас.

Расширять и углублять знания детей о труде хлеборобов Кубани.

Расширять знания о сельскохозяйственной технике.

Задачи:

Поддерживать естественный интерес и любознательность детей, речевые навыки, память, воображение, мышление, познавательный интерес к окружающему миру,

Словарная работа:

Обогащение словаря: хлеборобы, злаки.

Активизация словаря: зёрна пшеницы и ржи, яровые, хлеборобы, тракторист, комбайнер, элеватор, хлебозавод.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, любовь к родной земле, уважение к людям, работающим на земле и выращивающим хлеб.

ХОД НОД

Дети заходят и встают полукругом.

Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать, что в нем написано?

«Я – колосок. В родном поле наливался. В теплых дождиках купался. Золотистый и душистый получился из меня хлебушек. В нем здоровье ваше, сила. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. И вы, ребята, берегите хлеб. Ведь хлеб – наше богатство. И чтобы он попал на ваш стол, потрудилось много людей»

Кто же прислал нам это письмо?

О чем он рассказал нам в своем письме?

– Ребят вы знаете, откуда берётся хлеб, который мы каждый день покупаем в магазине?

Вы хотите узнать, кат трудятся люди, которые его выращивают.?

– Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят сушки, печенья, различные пирожные. Кто знает, из чего всё это делают? (Из муки.)

А что такое мука, из чего её получают? (Предположения детей.)

Дети подходят к столам с подносами на которых лежит зерно.

– Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат у вас на подносах, на столах. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна, трогают их руками.) Посмотрите, все ли зёрна одинаковые? (Ответы детей.)

На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом – зёрна ржи. Зёрна пшеницы круглые, а ржи – длинные. Рожь и пшеница – злаки, они растут в поле, из их зёрен делают муку, а из муки выпекают хлеб.

– А как выглядят эти растения? (Ответы детей)

Я вам принесла эти растения. (Воспитатель показывает колоски ржи и пшеницы.) Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим. Они, как и зерна, тоже разные.

– Что вы можете сказать вот об этом колоске? (Показывает колосок ржи.) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные. И колосок длинный.

– А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? (Короче и толще, а усики у него короче и зернышки круглее.)

– Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай.

Как вы думаете,кто этим занимается? (хлеборобы.)

Когда казаки заселили кубанские земли, они начали выращивать на них хлеб. Земли у нас плодородные, просторы широкие. Урожаи зерновых были богатые. Хватало и для своих нужд и на продажу.

Много профессий на земле, но сегодня мы поговорим о самой важной и самой почётной профессии хлебороба.

Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

Вот именно долго и упорно.

Давайте ребята посмотрим на наш экран.

(Показ презентации труд хлебороба в наши дни)

дети садятся на стулья В какое время года много дел у хлебороба?

слайд .1 ремонт техники.

Начнём с зимы. Какую работу выполняет хлебороб зимой? Ремонтирует свой трактор, меняет изношенные детали, смазывает, очищает трактор от грязи и пыли. Трактору предстоит большая работа. Ремонт трактора производится в мастерской. В этом ему помогают инженеры, слесари, сварщики.

слайд .2 снегозадержание

Зимой хлеборобы проводят снегозадержание, чтобы в поле в почве сохранялось много влаги.

слайд .3 агроном

Но вот наступает весна, начало трудной, напряжённой работы. Солнце жарко сушит землю, нужно скорее начинать сев, но прежде чем зёрна упадут в землю, хлебороб должен забороновать, чтобы земля была ровной и мягкой.

Прежде чем засеять поле, землю должен проверить агроном. Агроном, как и все, кто работает в поле, отвечает за хороший урожай. (показ). Он проверяет, достаточно ли в земле влаги для семян, прогрело ли её солнышко. Агроном проверяет и семена на всхожесть. Семена быстро прорастут, если земля будет влажной и тёплой.

слайд .4. (На поле трактор с бороной, вокруг распаханная земля.)

– Что нужно чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.)

Чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить? (Техника.) в наши дни хлеб выращивать помогают десятки умных и сильных машин.

Что это за техника такая? Это трактор. Кто работает на тракторе? (Тракторист.)

- Всегда ли была такая техника?

Как же раньше пахали землю?

Слайд. 5 хлебопашец.

В старину пахарь делал это при помощи лошади и деревянного плуга. Запряжет казак в плуг или соху лошадь и вспашет полоску земли.

слайд . 6 сеялки и сеятель.

Зерна пшеницы и ржи в старину сеяли вручную. Очень непросто распределять семена равномерно, разбрасывая их руками.

– В наши дни на распаханное поле выходят другие машины – сеялки.

Они сеют зерна в землю.

Слайд 6 колосящееся поле пшеницы

Поле засеяно. Хлебороб выполняет новую работу – подкормка маленьких всходов удобрениями, чтобы были они крепкими, сильными. И опять трактора от темна, до темна, гудят в поле. Все думы хлебороба о будущем урожае. Огорчён он, если долго нет дождя. Но здесь на помощь приходят машины, дождевальные установки. Насос качает воду из речки, она по трубам идёт на плантацию. Приходит время, и наши маленькие зёрнышки благодаря заботливому уходу хлеборобов растут, начинают колоситься, цвести. Спелые колосья сгибаются под тяжестью зёрен. От ветра рожь, пшеница волнуется, как море.

Физкультминутка. «Колосок растёт» Предложить детям встать.

Ребята, давайте немного отдохнем:

Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас, в маленькие зёрнышки и сажаю в землю. (Дети садятся на корточки)

Весеннее солнышко пригрело землю, дождик поливал. Зёрнышки росли, росли и стали колосками. (Дети медленно поднимаются и тянут руки вверх)

Колоски тянутся к солнышку. (Дети напрягают руки)

Сильно припекло солнце, завяли наши колоски. (Дети расслабляются, роняют голову, опускают руки, плечи, туловище опускается на пол.)

Но вот полил дождь, ожили колоски, снова тянуться к солнцу. Подул ветерок, наклонились колосья вправо, влево, вперёд, назад. Как волны в море. (Дети выполняют плавные наклоны)

Созрели колосья, готовы к жатве! (Руки плавно разводят в стороны)

Дети садятся.

Всё лето созревают зёрна в колосках. Но вот зёрна созрели.

Слайд 7- 8 уборка урожая в старину и наши дни.

И опять наступает трудное время у людей, профессия которых – хлебороб. Не зря в пословице говорится: «Летний день – год кормит»

Уборка выращенного урожая трудное, ответственное и в тоже время – радостное событие в работе хлебороба. Нужно очень торопиться. Вдруг, погожие дни сменяться дождливыми и зерно осыплется и пропадёт. Радостный, потому что они собирают урожай, который так заботливо растили, так долго ждали, они рады, что их тяжёлый труд нужен людям.

В былые времена на уборку урожая выходили семьями. Мужчины косили зерновые косами, а женщины жали их при помощи вот таких серпов. Собирали сжатый хлеб в снопы, где он просушивался, а затем обмолачивали зерно цепами.

В наши дни хлеборобам помогает вот такая чудо-техника

На поле выходят комбайны. От их успешного труда, от старания хлеборобов зависит, как будут убраны поля. Чтобы скосить хлебные нивы - нужны комбайны. Комбайн – замечательная машина, которая выполняет несколько работ, ею надо только умело управлять. Комбайн и жнёт (срезает) колос и собирает их, очищает и ссыпает чистое зерно в грузовые машины «Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт» – есть такая загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? (Комбайнер)

Что же делает комбайн? (Предположения детей.)

Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины.

слайд 9 – работа на току

От комбайнов на грузовых машинах зерно увозят на ток. Там его очищают, сортируют и отвозят в зернохранилище.

Слайд 10 зернохранилище. Мельница

Собранное на поле зерно отвозят на элеватор. Элеватор – это зернохранилище для очистки и сушки зерна.

После того как на элеваторе зерно очистят и просушат, зерно везут на мельницу.. Там их растирают – перемалывают.. Получается мука. А работает на мельницы (Мукомол)

Слайд 11 хлебозавод

Куда же потом везут муку? (На хлебозаводы.) Там из муки делают тесто и выпекают хлеб, печет хлеб (Пекарь )

слайд 12 –хлебобулочные изделия

Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? (Белый хлеб, булки, печенья, баранки.). А вот из ржаной муки пекут чёрный хлеб.

– Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Очень большой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол, хлеборобы трудятся день и ночь, чтобы у нас всегда был свежий душистый хлеб. За добросовестный труд хлеборобов награждают орденами, их труд самый уважаемый.

В наши дни кубанские хлеборобы трудятся с помощью такой замечательной техники.

Игра с мячом «”Откуда хлеб пришел»

(Воспитатель бросает мяч ребёнку и задает вопрос, ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу)

Цель: упражнять в названии сельскохозяйственных профессий, работать над словообразованием.

Человек работает на тракторе – ТРАКТОРИСТ.

Человек работает на комбайне – КОМБАЙНЕР.

Человек выращивает хлеб – ХЛЕБОРОБ.

Что делают в пекарне? (пекут хлеб);

Хлеб пекут из чего? (из муки);

Из чего получают муку? (из зерна);

Откуда зерно? (из колоса пшеницы);

Откуда пшеница? (выросла в поле);

Кто её посеял? (хлеборобы);

Как называется специальная машина, которая сеет зерно? (сеялка);

Как называется здание, где хранят зерно? (элеватор).

Как называется круглый хлеб? (каравай)

НАША ВСЕМИ ЛЮБИМАЯ ИГРА КАРАВАЙ.Мы поздравляем наших ребят в день рождения

Воспитатель:

Хлеб нужен каждому человеку каждый день, всегда помните о том, как тяжело его вырастить, берегите хлеб.

На подносе в хлебницы лежат маленькие кусочки черного и белого хлеба, Воспитатель

предлагает детям съесть по кусочку хлеба.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«Труженики Кубани - хлеборобы ».

Цели:

Воспитывать любовь к родному краю, гордость и патриотизм;

Прививать уважение к труду земледельца – хлебороба, бережное отношение к

хлебу, помнить о цене хлеба;

Формировать представление об особенностях труда и быта казаков на Кубани.

Ход занятия:

Организационный момент.

Летит лебедь по небу и смотрит вниз на широкие просторы Кубани.

Давайте и мы пронесёмся вместе с ним над своим краем и полюбуемся им.

Основная часть.

Красота родного края.

С высоты птичьего полета перед нами открылась невероятно красивая картина.

Посмотрите вокруг,

Зачарует краса,

Нет края прекраснее нашего

Золотятся хлеба, зеленеют леса

Даль морская лазурью окрашена.

Вот они – кубанские просторы

Их и птице трудно облететь

От Кавказских гор и до Ростова

Распахнулась наше чудо – степь.

Труд хлебороба.

Кубань - это частица нашей великой родины России. Всякий грамотный, культурный человек должен знать свою историю. Проходят века, меняются поколения, но неизменным остается желание людей сделать жизнь краше, передать потомкам накопленный опыт, знания, традиции.

Помни, брат, что у казаков:

Дружба - обычай;

Товарищество - традиция;

Гостеприимство - закон.

Ты был на Кубани?

А ты побывай.

Отличные люди,

Прославленный край!

Куда не взглянешь поля и поля.

На огромной территории в десятки гектаров в отблесках солнца золотится пшеница. Когда смотришь на эти бескрайние хлебные просторы, еще больше осознаешь величие и значимость кропотливого труда наших крестьян. Сколько же надо вложить сил, средств, умения, чтобы из зернышек вырастить на полях такое море пшеницы!

А встречают гостей душистым караваем.

Вот он – хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

Вот на Кубани живут и работают замечательные люди, труженики.

Поговорим о людях, которые помогают хлебу попасть на стол.

Ребята, вот наступит осень, с полей уже убрали хлеб и они опустели.

- Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба?

( На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.)

Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием.Это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.

- Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?

( Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.)

Ох, и до чего интересная у них работа! Гаечки, винтики, колеса... Все они чинят, ремонтируют и к весне у них все машины готовы к работе.

Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит колхозникам на полях?

( П ригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.)

А как раньше обрабатывали землю колхозники, когда не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?

( Жали серпом.)

- Скажите, какие машины помогают колхозникам обрабатывать землю в наше время?

( Комбайны, трактора.)

- Почему земля для посева должна быть мягкой?

( Чтобы зернам было легче прорастать.)

- После того как землю вспашут, что с ней делают? ( Вспаханное поле боронят.)

- Чем её боронят? ( К трактору прицепляют борону.)

- Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять? ( Сеялки.)

Растения нужно пропалывать и поливать.

Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. А людей, занятых на этой работе, называют – мелиораторами.

Отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”

( Комбайн.)

Хлеб созрел, в полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выходят комбайнеры-
Полевые корабли.

- К то работает на комбайне? ( Комбайнер)

- Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.

( Элеватор – здание где хранят зерно.)

- А затем куда везут зерно? ( На мельницу, мукомольный завод.)

- Что там делают с зерном? ( Зерно перемалывают в муку.)

- Как называют человека, который работает на мельнице? ( Мельник.)

- Куда потом везут муку? ( На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.)

Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы.

Кубань - житница России, об этом мы все знаем с детства. Душа переполняется гордостью, когда смотришь на золотые переливы наших полей.

Земля моя кубанская -

Как скатерть самобранная,

Лишь только руки с разумом

К ней надо приложить.

Врагом не побежденная,

Земля моя раздольная,

Родные хлебородные

Кубанские поля.

Кубань, как частица России направляет излишки своей продукции в те регионы России, которые в них нуждаются.

Хлеборобы-казаки
От зари и до зари
Убирали урожай,
Небывалый урожай
Ты, Отчизна, принимай
Наш Кубанский каравай.

Итог занятия:

Россия… Родина… Отечество – эти слова мы впервые слышали в детстве. И на протяжении всей нашей жизни, они наполняются особым, трепетным смыслом. Родина – это великая страна с великой историей. Но Родина – это и место на земле, где человек родился и рос, где он познал первые радости и неудачи, где всё ему кажется особенным и родным.

На свете есть много чудесных стран и удивительных мест, где живут люди.

И для каждого из них самым замечательным местом является то место, где они родились, где они живут.

И очень хочется закончить наше занятие стихотворением В.Подкопаева:
Вот они - последние страницы,
И вся Кубань встаёт перед тобой,
Ты видишь, как пшеница золотится,
Ты слышишь, как о берег бьёт прибой…
Богат наш край садами и хлебами,
Цемент и нефть он Родине даёт…
Но самый ценный капитал Кубани-
Простой и скромный труженик - народ.

-Любите свою малую Родину, умножайте её богатства, будьте настоящими патриотами родного Краснодарского края!

Настоящие хозяева земли

«Вольная Кубань» неоднократно писала о слагаемых успеха аграриев, добившихся высоких результатов. Поэтому, думается, нет необходимости повторяться. Остановимся на самом празднике, на его атмосфере, расскажем о тех людях, которые удостоены заслуженных наград.

После колокольного звона, известившего об открытии торжеств, право первым приветствовать передовиков было предоставлено Вениамину Кондратьеву. Недолгая, но емкая и проникновенная речь губернатора неоднократно вызывала аплодисменты присутствующих в зале. Он не просто говорил, а будто бы чеканил слова, вкладывая в них всю полноту своих чувств. Эта речь, на наш взгляд, достойна того, чтобы процитировать ее практически дословно.

— Дорогие друзья, земляки! В народе говорят: «Хлеб на столе - мир на земле». Что бы ни происходило на планете, какие бы войны вокруг нас ни велись - идеологические, экономические, политические - мы здесь, на Кубани, будем делать свое дело: хранить мир и растить хлеб, - сказал Вениамин Кондратьев. - Наш урожай в этом году богатырский, он весит более 10 миллионов тонн. Это - настоящая победа! Вы достигли ее трудом и потом. Вы, комбайнеры, трактористы, агрономы, семеноводы, ученые, все те, кто холил и лелеял хлеб, настоящие победители, и сегодня мы чествуем вас.

Благодаря в том числе и вам Россия вышла в мировые лидеры по экспорту зерна. А наш Краснодарский край, наша Кубань смело держит статус гаранта продовольственной безопасности страны. И уверен, мы все уверены, что она сможет накормить хлебом не только себя, но и всю Россию.

Вы настоящие хозяева своей земли, потому что бережете ее как драгоценность, как дар, как святыню.

Поэтому и урожай у нас рекордный. Как говорят казаки: «Где хозяин ходит, там хлеб родит».

Ваш труд тяжелый, изнурительный. И вы достойны наград не только по праздникам и после жатвы. Вы, селяне, должны быть уверены в завтрашнем дне. Вы должны иметь возможность строить дом, создавать большую семью, поддерживать детей, видеть, как расцветает родная станица, хутор, село. Эта настоящая награда должна вас найти. И я сделаю все от меня зависящее, чтобы вы ее получили.

Дорогие друзья! Пока мы на Кубани добиваемся рекордных урожаев, пока в поле кипит работа, пока мы верим в себя, строим свои планы, Россия будет сильна изнутри. А что нам еще нужно для жизни? Сильная страна, наш президент, могучий народ и красавица Кубань!

Еще раз хочу сказать вам огромное спасибо за рекордный урожай, за труд и за любовь к родной земле.

С праздником! С богатырским урожаем!

Стали Героями по заслугам

Председатель Законодательного собрания края Владимир Бекетов, приветствуя хлеборобов, напомнил им о тех временах, когда слагали песни о стопудовых урожаях. Намолоты в 16 центнеров зерна с гектара казались недостижимой мечтой. А сегодня Северский район, для которого десять лет назад 30 центнеров считались победой, получает свыше 60 центнеров. И мои земляки, успенцы, заметил спикер парламента, тоже гордятся тем, что получили рекордный урожай, как и вся Кубань.

Спасибо вам за труд, крепкого всем здоровья и счастья в каждой семье, - пожелал землякам от чистого сердца Владимир Бекетов.

Первый заместитель председателя Совета Федерации Николай Федоров, прежде чем зачитать приветствие председателя СФ Валентины Матвиенко, признался, что, слушая речь уважаемого Вениамина Ивановича Кондратьева, вдруг впервые понял, что на самом деле означает известная фраза «Поэт в России больше, чем поэт».

Это еще, оказывается, и губернатор Краснодарского края, - сделал вывод бывший дважды министр - юстиции и сельского хозяйства Российской Федерации, за что тоже был удостоен громких аплодисментов.

Что касается заместителя министра сельского хозяйства Евгения Громыко, то он, отличавшийся раньше истинным красноречием и ироничностью, на этот раз был немногословен. Возможно, потому, что зачитал приветственный адрес главы аграрного ведомства РФ Александра Ткачева, в котором были расставлены все акценты и дана должная, высокая оценка труду земледельцев как Кубани, так и всей России, готовых в этом году намолотить не менее 108 миллионов тонн зерна.

Особую торжественность «Празднику урожая» придало и то, что впервые на подобных торжествах сразу трем известным и достойным людям были вручены медали «Герой труда Кубани». Высшей награды края удостоились генеральный директор ОАО «Кондитерский комбинат «Кубань» Владимир Кочетов, директор ОАО «Племзавод «Дружба» Калининского района Алексей Сидюков и генеральный директор каневской агрофирмы-племзавода «Победа» Виктор Тормашев. Так по достоинству оценен труд руководителей, каждый из которых отдал АПК более 40 лет своей жизни. И кубанцы, находящиеся в зале, не преминули этим уважаемым людям высказать свое почтение громом аплодисментов.

Они были первыми

Аплодисменты долго еще и потом звучали во Дворце спорта. Ведь назывались имена победителей жатвы, лучших из лучших комбайнеров, водителей, агрономов, ученых, фермеров… И приятно было видеть среди награжденных не только тех, кто имеет большой жизненный опыт, но и сравнительно молодых ребят, нашедших счастье в хлеборобском ремесле.

Давайте познакомимся с одним из них - Андреем Тыртышным из станицы Фастовецкой Тихорецкого района. Парню - 26 лет. Почему стал механизатором? Да это семейная традиция. Комбайном управлял в свое время дедушка, Александр Денисович Тыртышный. Отец, Александр Александрович, и поныне вместе с сыном в хлебоуборке участвует. И Андрей не подвел его. На комбайне «Акрос-530» намолотил 4016 тонн зерна, став среди экипажей с мощностью силовой установки не более 260 лошадиных сил лучшим не только в ООО «Кубаньагро-Фаста» , но и во всем крае. Поэтому губернатор Вениамин Кондратьев с удовольствием вручил молодому механизатору ключи от автомобиля «Лада-Гранта» .

На новых машинах уехали домой еще два комбайнера: Александр Веретенников из каневской «Дружбы», намолотивший на «Джон Дире 9670» 5831 тонну зерна, и его коллега из этого же хозяйства Александр Терехов, который выгрузил из бункера «Джон Дира 9780» 4928 тонн пшеницы и ячменя.

Говоря о ценных подарках для других победителей, занявших вторые и третьи места, надо сказать, что премии, у них тоже были приличные: по 150 и 100 тысяч рублей. Такие же суммы вручены и лучшим водителям на перевозке зерна, занявшим призовые места.

В честь победителей не раз звучали песни, исполненные артистами Кубанского казачьего хора, а также любимой многими Надеждой Кадышевой.

Как говорят в таких случаях, праздник удался. А сегодня для тех, кого чествовали, наступили новые трудовые будни: механизаторы пересели на свеклоуборочные комбайны. Полным ходом идет копка сладких корней. Затем наступит очередь полей подсолнечника, сои и кукурузы. А завершающим аккордом после их уборки станет сев озимых, после чего наступит временное затишье на полях. Будем ждать следующего урожая, надеясь на новый рекорд.

Федор БЕЗРУК.

Фото Саввы ЮДИНА

Лидеры среди сельхозпредприятий

  • Публичное акционерное общество «Кубанская степь» Каневского района, урожайность - 71,2 центнера.
  • ЗАО КСП «Хуторок» Новокубанского района - 78,0 центнеров.
  • Предприятие «Красное знамя» СПК колхоза-племзавода «Казьминский» Отрадненского района - 76,3 центнера.
  • ООО «Земля» Калининского района - 82,3 центнера.

Победители-фермеры

  • Андрей БУРДИН из Тихорецкого района, получивший с каждого из 332 гектаров по 81,2 центнера зерновых.
  • Ирина ТИТОВА из Курганинского района, КФХ которой взяло по 85,1 центнера пшеницы (площадь - 860 гектаров).
  • Андрей НИКИТЕНКО из Успенского района, намолотивший по 65,8 центнера (430 гектаров).
  • Сергей РЕВА из Красноармейского района с результатом 80,5 центнера зерновых с площади в 433 гектара.

Победители соревнования на уборке зерновых среди муниципальных образований края

  • По северной природно-климатической зоне - Каневской район (глава Александр Герасименко), получивший по 64,5 центнера зерна с одного гектара посевной площади.
  • По центральной зоне - Приморско-Ахтарский район (Валерий Спичка) с результатом 67,2 центнера.
  • По южно-предгорной и анапо-таманской зоне - Северский район (Адам Джарим), добившийся урожайности в 60,2 центнера.
  • По западной природно-климатической зоне лидерство, как и в прошлом году, досталось Калининскому району (глава Виктор Кузьминов), где с каждого из 41597 гектаров взяли по 64,8 центнера зерновых.

Вклад ученых

  • За оказание практической помощи сельхозтоваропроизводителям в получении высоких урожаев зерновых награждены дипломами администрации края и денежными премиями ученые Кубанского госагроуниверситета Александр Найденов, Валентина Василько и Алексей Кравцов.
  • По достоинству оценен вклад научных сотрудников Краснодарского НИИ сельского хозяйства Веры Филобок, Алексея Яновского и Рахмана Агаева.

на кубани героям часто называют хлеборобов.Почему

Ответы:

ОССИЯ СЛАВИТ КУБАНСКИХ ХЛЕБОРОБОВ! Главный праздник кубанских хлеборобов - День урожая - прошел в субботу на Краснодарском ипподроме. 10 процентов кубанского зерна в российском каравае. И все, кто растил чудо-пшеницу, урожай-богатырь нынешнего года, приехали на праздник. Механизаторы, водители, агрономы, защитники растений, главы хозяйств и районов, начальники районных управлений сельского хозяйства и районные агрослужбы - всем сегодня честь и хвала. Гостей встречала веселая ярмарка. Не только хлебом славится Кубань: каждый район, лучшие хозяйства привезли на площадь перед ипподромом овощи, виноград, фрукты, соки и вина, лучшие минеральные воды, изделия из л"озы и продукцию краснодарских швейников, обувщиков, кожевенников, виноделов, переработчиков. А гости из других регионов смогли убедиться, что умеют на Кубани и работать, и веселиться - песню спеть, в седле держаться: украшением праздника года для хлеборобов были выступление Кубанского казачьего хора, скачки, выступления спортсменов-парашютистов. Словом, не только торжественным, но и веселым, задорным, добрым был этот субботний день - венец года, итог жатвы. Победителям - почет и награды, а гостям - веселье через край. И вот - торжественная часть. На сцену приглашаются глава администрации края А.Н.Ткачев, председатель ЗСК В.А.Бекетов, глава администрации Краснодара Н.В.Приз, почетные гости кубанского праздника: представитель президента в ЮФО В.Г.Казанцев, заместитель председателя правительства, министр сельского хозяйства А.В.Гордеев, лидер аграрной фракции в Госдуме Н.М.Харитонов, министр юстиции РФ Ю.М.Чайка, председатель Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму П.А. Рожков. Не было, к сожалению, на празднике одного из творцов нынешнего рекордного урожая - Николая Игнатовича Кондратенко. Именно он, будучи губернаторомгкрая, вместе со своими сподвижниками из прежнего состава краевой администрации и земледельцами края закладывал прошлой осенью фундамент хлебного урожая. Неоднократно в течение праздника звучали слова благодарности в его адрес. И всякий раз трибуны откликались на них долгими аплодисментами... Первый заместитель главы администрации края А.С.Фонтанецкий рапортует главе администрации и председателю Законодательного собрания края о завершении жатвы 2001 года: - Жатва зерновых колосовых и зернобобовых культур на Кубани окончена.

Наталья Ляхненко
«Кубанские хлеборобы». Целевая экскурсия в детскую библиотеку (подготовительная группа)

Целевая экскурсия в детскую библиотеку

на тему : «Кубанские хлеборобы »

Подготовительная группа

Программное содержание :

Обогатить представление детей о том, как выращивать хлеб на Кубани ;

Познакомить с орудиями труда казаков в стародавние времена;

Воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к хлебу ;

Уточнить представление детей о труде хлеборобов .

Воспитывать чувство уважения к нашим предкам;

Гордость за свою малую Родину.

Развивать интерес к труженикам сельского хозяйства, умение думать, делать выводы, умозаключения.

Материалы к занятию : картинки по теме; маски с изображением зерновых культур (пшеница, ячмень, рожь, овес) .

Предварительная работа :

- Занятие : Познание (ФЦКМ) на тему : «Хлебные поля , - гордость Кубани » ;

Рассматривание иллюстраций «орудие труда» ;

Дидактическая игра «Для чего, кому что нужно» .

Словарная работа : буханка, соха, борона, амбары, сноп.

Ход занятия:

Дети заходят в библиотеку и танцуют «Кубанскую плясовую » , а затем встают полукругом, вперед выходит девочка, в руках у нее каравай, читает стихотворение :

Здравствуй наша Кубань ,

Благодатный край,

Хлебом да солью , светлой любовью

Гостей встречай! (дарит каравай работникам библиотеки ) .

Воспитатель : Дети как называется край, в котором мы живем?

Дети : Краснодарский.

Воспитатель : Столица Краснодарского края?

Дети : Город Краснодар.

Воспитатель : Как еще можно назвать Краснодарский край?

Дети : Кубань .

Воспитатель : Мы сейчас споем песни, которые называется «Ой, да Кубань » и «О Петровской хочу рассказать»

Ребенок читает стих :

Золотистый колосок,

Кто расти тебе помог?

Теплый ветер,

Майский гром,

Солнце в небе голубом,

А еще людские руки,

Что в труде не знали скуки.

Мне не стать без них таким :

Сильным, рослым, золотым.

Воспитатель : Дети о чем это стихотворение?

Дети : О пшенице.

Библиотекарь : Краснодарский край- это житница нашей Родины. Вы знаете, что хлеб является одним из самых удивительных продуктов. Мы порой забываем об истинной цене хлеба , о том, что сравнительно недорогие булки вобрали в себя большой труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы вырастить, собрать, обмолоть, смолоть и, наконец, выпечь хлеб .

Дети, как называют людей, которые выращивают хлеб ?

Дети : Хлеборобы .

Библиотекарь : День и ночь- и в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы в постоянной тревоге за него.

Ребенок читает стих :

Горячи в работе хлеборобы ,

Выучка Кубанская видна :

Золотом зерна высокой пробы

Нивы труд оплатят их сполна.

Библиотекарь : Ребята, я хочу вам рассказать, как выращивали хлеб в стародавние времена : выращивали казаки хлеб сами , называли хлеб – буханка . При помощи сохи, казаки поохали землю, помогала казаку лошадь. Она всегда была с ним рядом и в труде, и в бою. (показать иллюстрацию) При помощи бороны боронили землю, а затем сеяли хлеб , использовали для этого лукошко, в него насыпали отборные зерна, а затем рассыпали по полю и опять боронили землю, как бы присыпая зерна землей (иллюстрация) . Когда хлеб поспевал , созревал, его косили косой, собирали маленькие снопы и ставили в большой сноп. Затем цепями выбивали зерна из колосьев (иллюстрация, зерна высушивали и ссыпали в амбары.

На мельнице мололи зерна в муку (иллюстрация) и затем выпекали буханку хлеба . Это был самый вкусный хлеб , потому что он был пропитан потом казаков. Таким был труд казаков, потому казаки придумали пословицу : «Труд казака кормит, а лень портит.»

Ребята,а хотите поиграть? А заодно я увижу, знаете ли вы, как растет хлеб .

Физкультминутка :

Посадили мы зерно

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает

Подрастает зернышко-

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает-

Вот весело играет!

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок.

Библиотекарь : Ребята, а в наше время какие машины помогают собирать урожай? (ответы детей) .

Библиотекарь : Он идет- волну сечет,

Из трубы зерно течет. (комбайн) (показ иллюстрации)

Библиотекарь : А кто управляет комбайном? Правильно, это комбайнер. Зерно с полей убрали и везут его на элеватор, там его сушат и хранят.

На просторе, в море хлеба

Замок с башнями до неба.

Замок с башнями до неба

Сохранит все море хлеба .

Воспитатель : Наши дети знают много пословиц и поговорок о хлебе .

1. Земля- матушка, а хлеб- батюшка .

2. Труд и хлеб всему голова .

3. Без золота проживем, а без хлеба- нет .

4. Кто надеется на небо- тот сидит без хлеба .

5. Не тот хлеб , что в полях, а тот,что в закромах.

6. Кто поохать лениться, у того и хлеб не родится .

7. С хлебом русским человек- богатырь из века в век.

8. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Библиотекарь : Молодцы, много пословиц и поговорок знаете, а сейчас отгадайте загадки :

В холодных районах я созреваю,

Кашей перловой всех угощаю.

Догадаться вам не лень, золотистый я (дети- ячмень)

Черный хлебушек хорош !

Нам его заменит (дети- рожь)

Чтобы караваем мы могли гордиться, в поле собираем? (дети- колоски пшеницы) .

Библиотекарь проводит с детьми дидактическую игру : «Найди то, что приготовлено из пшеницы.» (На столе расположены : батон, булочка, печенье, блины, хлеб , сушки, бутылка кваса, конфеты, фрукты, овощи, сосиски и т. д.) Ребенок должен выложить на стол все, что приготовлено из муки.

Воспитатель : Наши дети знают стихи о колосках :

Золотое поле, спелый колосок,

Не роняй ты зерен на сухой песок.

Беспокойным ветрам не давай зерна,

Каждая пригоршня Родине нужна.

Жесткая щетинка, пяток не коли,

Что осталось в поле- подбери с земли,

Каждый спелый колосок, каждое зерно,

Чтоб душистым хлебом стало и оно .

Воспитатель : А теперь мы с вами поиграем в игру «Земледелец» (Дети встают вкруг и по считалочке выбирают земледельца) :

Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены,

Ходит дом ходуном, на стебле золотом.

Ты давай не зевай, земледельца выбирай.

Дети выбирают маски с изображением зерновых культур- пшеница, овес, ячмень, кукуруза и т. д. Земледелец стоит в стороне и запоминает кто, где находиться.

Воспитатель : Рано утром земледелец обходит свои поля и смотрит как растут его посевы, но когда солнце поднимается высоко, становиться жарко и он заходит в дом, а колоски тем временем меняются местами. Звучит считалочка :

Солнце светит, дождь идет,

Колосок растет, растет.

К солнцу тянется росток,

Тонкий, тонкий стебелек.

Земледелец, не зевай, перемены отгадай.

Земледелец должен поставить детей так как они стояли до его ухода.

Воспитатель : Дети, а почему же Кубань называют – житницей России?

Дети : Только на Кубани выращивают много пшеницы, ржи, ячменя и т. д. Кубань кормит хлебом всю Россию .

Воспитатель : А почему только в Краснодарском крае так хорошо растут злаки?

Дети : Потому, что у нас на Кубани благодатный климат , теплая зима и жаркое лето. И хорошо трудятся наши хлеборобы .

Библиотекарь : В октябре отмечается праздник- день работников сельского хозяйства «Праздник урожая» . В этот день награждают медалями, грамотами, ценными подарками знатных хлеборобов . Вы тоже сегодня потрудились и я хочу вам подарить вот по такому «Солнышку» . Солнце- это хорошее настроение, это жизнь на земле, это тепло не только на улицы, но и в нашей душе! Так пусть же это «Солнышко» улыбается нам и освещает наш путь! (библиотекарь дарит «Солнышки» детям, воспитателям, гостям; дети приглашают всех на чаепитие.)