Лев Шлосберг. Заметки на камнях

"МАСТЕР"
В.П.Смирнов в мастерской. Фото Ю.Роста
2 февраля 2012 года исполнилось 90 лет со дня рождения Всеволода Петровича СМИРНОВА. Художник, архитектор-реставратор, кузнец-художник, Член Союза архитекторов и Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны (1941-1945 годы), посвятивший последние 40 лет своей жизни Псковской земле.


Вчера, 2 апреля 2012, в переполненном актовом зале Псковской областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация книги " Всеволод Смирнов. Художник. Архитектор. Кузнец.", посвященная его многогранному творчеству, кругу общения.



Над созданием книги трудился авторский коллектив: Н.С. Рахманина, И.Б.Голубева, Ю.А.Селивёрстов, Д.В.Смирнов.
В город Псков В.П.Смирнов приехал в 1955 году по приглашению, окончив архитектурный факультет Академии художеств в Ленинграде. В 1960-х годах участвовал в реставрации Псково-Печерского монастыря. Он предложил завершение башен Псковского кремля и Псково-Печерского монастыря коваными прапорами, сам сделал эскизы.

Покровская башня Окольного города в Пскове до реставрации.
Покровская башня не только самая крупная из башен Псковской крепости, и одна из самых крупных средневековых башен Европы. Именно о событиях 1581 года (Осада Стефаном Баторием Пскова), которые происходили у стен этой башни писал Н.М.Карамзин: " ...То истина, что Псков... спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей Истории, доколе мы не утратим любви к отечеству и своего имени". (Н.М.Карамзин. История Государства Российского. Книга III: тт.IX-XII.- СПб.,1845. - С.198.)
Реставрация Покровской башни Пскова неотделима от имени Смирнова В.С. Работы по её исследованию, реставрации под руководством В.С.Смирнова начались в 1958 году и закончились в 1962 .

Покровская башня Окольного города Пскова после реставрации. 1962 г.

В 1967 году он оставил реставрацию и занялся кузнечным ремеслом.


Звонница церкви Успения с Парома, где много лет была мастерская В.П.Смирнова, но в 1994г. по распоряжению псковской епархии, было приказано срочно освободить помещения звонницы, всё оборудование и экспонаты выброшены на улицу. В звоннице был оборудован склад овощей.

Звонница и церковь Успения с Пароменья XVI в.
В этой мастерской он создал прапоры, церковные кресты, кованые ворота и люстры в интерьерах зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы, Кисловодска, посольства в Вашингтоне и консульства архипелага Шпицбергена.
Автор монументальных памятников: могила Неизвестного солдата в Пскове,
щит в псковском кремле в честь победы А.Невского на Чудском озере.

Памятный знак победе Александра Невского на Чудском озере в 1242 г. Псков.Довмонтов город. 1971 г.
Всеволод Петрович - автор надгробия на могиле Анны Ахматовой.
Рахманина Н.С. в своем биографическом очерке пишет: " Именно к "мастеру" в 1968 году обратился сын Анны Андреевны Ахматовой Лев Николаевич Гумилёв с просьбой создать памятник на могиле его матери. Вот его слова: "Пусть Союз писателей" делает Ахматовой любой памятник, хоть конную статую, а я на могиле матери хочу видеть крест". С этой просьбой он и приехал в Псков к Всеволоду Смирнову. Всеволод Петрович выполнил проект, а крест изготовил сам из толстого котельного железа. Это была очень тяжелая работа."

Крест на могиле А.А.Ахматовой, изготовленный В.С.Смирновым.


" На кладбище в Комарово появился памятник великой Ахматовой. Надгробная плита и стенка были выполнены псковскими мастерами из псковского же известняка."


В этой книге представлены репродукции акварелей В.С.Смирнова. Вот одна из них. Я выбрала именно эту акварель, может быть потому, что очень люблю эти места, Мальская долина, "... мал Мальской монастырёк", сколько друзей и друзей своих друзей я переводила в эти места, не счесть, а каждый раз уходить оттуда не хочется и надеешься вернуться снова и снова.

В.П.Смирнов. Мальской монастырь. 63х88 см. бум.акв.
В 1973 году Всеволод Петрович покупает дом в деревне Малы, находящейся в нескольких километрах от Старого Изборска. Дом был ветхий, поэтому на том же фундаменте в 1978 году был построен новый, в котором Всеволод Петрович часто жил в последние годы жизни.

Дом Всеволода Петровича на хуторе в Малах. Фото А.Золотенкова

Гостями мальского дома В.С.Смирнова неоднократно были Белла Ахмадулина, Юрий Нагибин, который описывает эти мальские встречи в своём "Дневнике", Савва Ямщиков, Петр Оссовский, Василий Звонцов. В том доме несколько месяцев жил и работал отец Зинон, в наше время - всемирно известный иконописец.
Всего не расскажешь о Мастере, как называли его в близком его окружении, в коротком посте, на это есть книга.
Стихотворение Е.Евтушенко " Псковские башни" посвящено творчеству Всеволода Петровича Смирнова.
ПСКОВСКИЕ БАШНИ

Е.Евтушенко

1971

Художник, сам собой низложенный,

надел по царски фартук кожаный

и принял звание - кузнец.

Он для души, а не для гонору

сам возложил на буйну голову

тяжелокованный венец.


Художник толст и бесшабашен.

Художник пьяница большой,

а между тем - хранитель башен,

ревнитель с нежною душой.


Восстав на те порядки скотские,

когда в разоре башни псковские

собой являли лишь позор,

он бисер доводов рассыписто

метал - рукомесла российского

в парче невидимой посол.


Взывал, что башни те беспаспортно,

стоят заброшенно, беспрапорно,

подобно каменным гробам.

Ловя тупых чинуш на лестнице,

О прапорах железных лекции

читал художник медным лбам.


Он так вещал: "Что флаги тряпочные!

У нас и так забиты прачечные.

А прапор сшит самим огнем.

А прапор, молотком он выхолен,

навек развернутым он выкован,

и нет ни складочки на нем.


Чихали тати из Ливонии

от дыма кузниц - от зловония,

не предвещавшего добра,

когда из крайне нелюбезного

железа самого железного

ковали предки прапора.


Так вот и складывалась нация,

когда, визжа по сторонам

чужие стрелы только кляцали

по этим - крошкам знаменам.

И прапор вам не флюгер смирненький,

который вертится как миленький,

едва почудятся ветра

Мы флюгерами затоварены,

нужны Отечеству, товарищи,

не флюгера, а прапора!


Так говорил художник, вытесан

из той породы, что и витязи.

Свя-щен-но-му-че-ник Все-во-лод ро-дил-ся 25 мар-та 1874 го-да в се-ле Тро-иц-ком Зве-ни-го-род-ско-го уез-да Мос-ков-ской гу-бер-нии в се-мье свя-щен-ни-ка Ва-си-лия Смир-но-ва. В 1897 го-ду Все-во-лод Ва-си-лье-вич окон-чил Мос-ков-скую Ду-хов-ную се-ми-на-рию и был на-зна-чен учи-те-лем в шко-лу в се-ло Бу-ме-ро-во Зве-ни-го-род-ско-го уез-да. Здесь он же-нил-ся на На-деж-де Алек-се-евне Ува-ро-вой. В 1900 го-ду Все-во-лод Ва-си-лье-вич был ру-ко-по-ло-жен в сан свя-щен-ни-ка к Успен-ской церк-ви в се-ле Дер-мен-цо-во Во-ло-ко-лам-ско-го уез-да. За без-упреч-ное слу-же-ние отец Все-во-лод в 1926 го-ду был воз-ве-ден в сан про-то-и-е-рея.
Осе-нью 1929 го-да в ОГПУ при-шли све-де-ния, буд-то свя-щен-ник в день празд-но-ва-ния па-мя-ти Илии Про-ро-ка ска-зал в про-по-ве-ди: «На-род весь пре-гре-шил пе-ред Бо-гом, Бог на-сы-ла-ет раз-ные ка-ры на него. Ему на-до по-ка-ять-ся, Бог про-стит. Ко-гда жил на зем-ле Илья про-рок, на-род так-же раз-вра-тил-ся, и Бог по-слал го-лод, и весь на-род го-ло-дал. Так же и те-перь, ес-ли на-род не по-ка-ет-ся, бу-дет го-лод и раз-ные бед-ствия».
Ос-но-вы-ва-ясь на этом до-не-се-нии, упол-но-мо-чен-ный ОГПУ сде-лал вы-вод, что свя-щен-ник «си-сте-ма-ти-че-ски, как в про-по-ве-дях, так и в част-ных бе-се-дах, про-во-дит ан-ти-со-вет-скую аги-та-цию, на-зы-вая со-вет-скую власть “Бо-жьей ка-рой за пре-гре-ше-ния на-ро-да”», и, «при-ни-мая во вни-ма-ние, что даль-ней-шее пре-бы-ва-ние» свя-щен-ни-ка на сво-бо-де бу-дет иметь «от-ри-ца-тель-ное вли-я-ние на на-стро-е-ние на-се-ле-ния к со-вет-ской вла-сти», 19 ок-тяб-ря 1929 го-да по-ста-но-вил аре-сто-вать от-ца Все-во-ло-да. В тот же день он был аре-сто-ван и за-клю-чен в Бу-тыр-скую тюрь-му в Москве. На до-про-сах, от-ве-чая на во-про-сы сле-до-ва-те-ля, про-то-и-е-рей Все-во-лод ска-зал:
- Ан-ти-со-вет-ской аги-та-ции я ни при ка-ких об-сто-я-тель-ствах не вел. В про-по-ве-дях я за-тра-ги-ваю чи-сто ре-ли-ги-оз-ные во-про-сы. Раз-го-во-ров на по-ли-ти-че-ские те-мы ни-ко-гда ни с кем не вел и по-ли-ти-кой не ин-те-ре-су-юсь. Бу-дучи бо-лез-нен-ным че-ло-ве-ком, ве-ду уеди-нен-ный об-раз жиз-ни и ни с кем друж-бы не ве-ду.
- Го-во-ри-ли ли вы в про-по-ве-ди 2 ав-гу-ста се-го го-да, что «на-род весь пре-гре-шил пе-ред Бо-гом и Он за это по-сы-ла-ет на него раз-ные ка-ры, как-то: го-лод и то-му по-доб-ное»? - спро-сил сле-до-ва-тель.
- Это-го я ни-ко-гда не го-во-рил.
- Кто мо-жет под-твер-дить от-сут-ствие с ва-шей сто-ро-ны ан-ти-со-вет-ских дей-ствий? - спро-сил сле-до-ва-тель.
Отец Все-во-лод по-про-сил вы-звать неко-то-рых сви-де-те-лей, ко-то-рые под-твер-ди-ли бы его неви-нов-ность. Сле-до-ва-тель, од-на-ко, не стал ни-ко-го вы-зы-вать, пе-ре-дав «де-ло» на рас-смот-ре-ние Осо-бо-го Со-ве-ща-ния при Кол-ле-гии ОГПУ. 18 но-яб-ря 1929 го-да он был при-го-во-рен к трем го-дам ссыл-ки в Се-вер-ный край - в се-ло Ле-шу-кон-ское Ар-хан-гель-ской об-ла-сти.
Отец Все-во-лод здо-ро-вья был сла-бо-го и стра-дал в это вре-мя мно-ги-ми бо-лез-ня-ми. В кон-це 1932 го-да он был осво-бож-ден. При-хо-жане хра-ма в се-ле Дер-мен-цо-во об-ра-ти-лись к свя-щен-но-на-ча-лию, чтобы свя-щен-ни-ка на-пра-ви-ли сно-ва в их храм, и 22 ян-ва-ря 1933 го-да про-то-и-е-рей Все-во-лод по-лу-чил на-зна-че-ние в храм в се-ле Дер-мен-цо-во. Здесь он про-слу-жил до го-не-ний 1937 го-да.
10 ок-тяб-ря 1937 го-да вла-сти аре-сто-ва-ли про-то-и-е-рея Все-во-ло-да по об-ви-не-нию в том, что он «рас-про-стра-нял гнус-ную кле-ве-ту на со-вет-скую власть, вы-ска-зы-вал по-ра-жен-че-ские на-стро-е-ния, вел ан-ти-со-вет-скую аги-та-цию про-тив про-во-ди-мых на се-ле кам-па-ний».
За-чи-тав текст об-ви-не-ния, сле-до-ва-тель пред-ло-жил от-цу Все-во-ло-ду дать по-ка-за-ния.
- Контр-ре-во-лю-ци-он-ной и ан-ти-со-вет-ской аги-та-ци-ей я не за-ни-мал-ся, - от-ве-тил свя-щен-ник.
- Вы по-ка-зы-ва-е-те лож-но. По ва-ше-му де-лу до-про-ше-ны сви-де-те-ли, ко-то-рые под-твер-жда-ют фак-ты ва-шей контр-ре-во-лю-ци-он-ной и ан-ти-со-вет-ской аги-та-ции. След-ствие тре-бу-ет от вас прав-ди-вых по-ка-за-ний.
- Еще раз за-яв-ляю, что контр-ре-во-лю-ци-он-ной и ан-ти-со-вет-ской аги-та-ци-ей я не за-ни-мал-ся, - от-ве-тил свя-щен-ник.
На этом до-прос был за-кон-чен. 11 но-яб-ря трой-ка НКВД при-го-во-ри-ла свя-щен-ни-ка к рас-стре-лу. Про-то-и-е-рей Все-во-лод Смир-нов был рас-стре-лян 13 но-яб-ря 1937 го-да и по-гре-бен в без-вест-ной об-щей мо-ги-ле на по-ли-гоне Бу-то-во под Моск-вой.

Игу-мен Да-мас-кин (Ор-лов-ский)

«Жи-тия но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских ХХ ве-ка Мос-ков-ской епар-хии. Сен-тябрь-Ок-тябрь». Тверь, 2003 год, стр. 217-220.

1922 - 1996.

Архитектор, художник-реставратор, кузнец, член Союза архитекторов и Союза художников СССР.

Как солдат Великой отечественной войны дошел до Берлина, награжден двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной Войны, медалями.

В Псков приехал в 1955 году по окончании архитектурного факультета Академии художеств в Ленинграде. Более десяти лет был директором псковской «Реставрационной мастерской» приглашен на должность главного архитектора.

В 60-х годах вместе с Михаилом Семеновым им была проведена реставрация стен и башен всемирно известного Печерского монастыря.

Невозможно перечислить все реставрационные работы Всеволода Смирнова. Имя его вошло в историю псковской реставрации и большим количеством работ, и оригинальными идеями. Он предложил и выполнил в частности, необычное завершение башен Псковского Кремля и Псково-Печерского монастыря коваными прапорами: эскизы и воплощение замысла осуществил сам Всеволод Петрович.

В 1967 году Смирнов оставил реставрацию и посвятил себя кузнечному ремеслу, благодаря ему судьба кузнечного ремесла оказалась счастливой на Псковской земле.

Еще при работах в Псковском Кремле он столкнулся с необходимостью восстанавливать кованые детали, декоративные элементы. В то время еще были живы старые псковские кузнецы, двое из них стали его учителями. Кованый металл стал основным делом художника-реставратора. Его пространственные кованые композиции широко известны.

Мастерская Всеволода Петровича почти тридцать лет располагалась в звоннице храма Успения с Парома. В нижнем этаже была кузница, а верхний этаж представлял собой выставочный зал. Он посещался многими выдающимися деятелями русской и зарубежной культуры - поклонниками творчества Всеволода Смирнова.

Прапоры, церковные кресты, кованые ворота и люстры в интерьерах зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы, Кисловодска, дело рук Всеволода Смирнова. Он выступал и как автор монументальных памятников: Орудия на на могиле неизвестного солдата в Пскове, ансамбль в Псковском кремле в честь победы А. Невского на Чудском озере, надгробие на могиле Анны Ахматовой в Комарово.

Всеволод Смирнов стал собственно, основателем возрожденной школы русской художественной ковки. Сейчас в Пскове работает коллектив художников-кузнецов - его учеников. У Всеволода Петровича было много учеников, как архитекторов, так и художников. Он вел летнюю практику у студентов факультета художественной ковки ЛВаПУ им. Мухиной.

Пробовал себя В.П. Смирнов как театральный художник, участвовал в многочисленных выставках живописи и графики, в том числе международных. Его акварели Смирнова в Псковском музее-заповеднике.

Похоронен он на Иоанно-Богословском кладбище в Пскове. На доме, где жил художник (Октябрьский проспект, 40), в 1997 году была установлена мемориальная доска.

Основные работы Всеволода Петровича Смирнова:

  • Церковь Ильи Пророка в Выбутах
  • Церковь Покрова и Рождества от Пролома
  • Покровская башня
  • Часовня Четырех Святителей Снетогорского монастыря
  • Стены и башни Псково-Печорского монастыря (соавтор Михаил Семенов)
  • Церковь Николая Чудотворца в г. Острове (соавтор Вера Лебедева)
  • Церковь Воскресения Христова в селе Пустое Воскресение Пыталовского района (соавтор Вера Лебедева)
  • Дом Осиповых-Вульф в селе Тригорском Пушкинcкого заповедника
  • Памятник на Могиле неизвестного солдата в Пскове (соавторы с Л. П. Катаевым и В. С. Васильковским)
  • Памятник убитым большевикам на Талабских островах.


Кованый крест на могиле Анны Андреевны Ахматовой работы Всеволода Петровича Смрнова.
Изготовлен по заказу Льва Николаевича Гумилева.

Скатилось с неба тяжелое колесо.

Может быть, кто-то покатил его с горки, или, скажем, отвалилось от телеги, которой правил Фаэтон. Завернулся, к примеру, небесный возница в ватник, пригрелся на весеннем солнце, задремал (кони дорогу знают) и не заметил, как ось обломилась.

Докатилось колесо до Пскова, до реки Великой, закатилось в подвал звонницы XV века, где была кузница скульптора и реставратора Всеволода Смирнова, попрыгало по ступенькам и затихло у горна.

Смирнов взял предмет: что ж, колесо как колесо, только спица негодная, надо менять. Сунул он железный прут в горн, раскалил, расковал и сотворил железную розу. Воткнул в обод. Закрепил. Посмотрел внимательно — вроде красивее стало. Вышел из кузницы и катнул колесо вверх по косогору. Долго грохотало в небе, потом зарницы пошли (видно, на большой камень наскочило колесо, искру высекло), потом стихло.

Снял Смирнов кожаный фартук и поднялся из кузницы в мастерскую. Там, под железной птицей, им сработанной, сидели товарищи его и ученики.

— Ну, раз все готовы, — говорит Смирнов сыну, — неси кузнечный борщ.

И сын с товарищем вносят кастрюлю в полтора ведра, и пар валит, и молкнут все, и автор сей заметки, сидя за столом, думает: «Беспечно расточительна порой бывает природа, наделяя одного человека красотой, силой, сноровкой строить новое, возрождать из руин старое, ковать из железа розы и птиц… Хватит бы, кажется, на одного. Так ведь нет — и борщи у него особые…»

Необходимые добавления к романтической сказке

Всеволод Петрович Смирнов — фигура былинная. Так что я мало что приврал. В этом красивом и талантливом человеке была мощь и широта. И про борщи тоже правда. Застолья у него собирали людей со всей страны. Но мало ли у кого добрые застолья. Так он и дел добрых сотворил немало. Войну закончил в Берлине с ранением, двумя орденами Красной Звезды и двумя Отечественной войны. Вернувшись с фронта, окончил архитектурный факультет Ленинградского института имени Репина и приехал на родину, в Псков, где принялся реставрировать Псково-Печерский, Снетогорский монастыри, Покровскую башню Псковского кремля, немало древних церквей, дом Осиповых-Вульф в Тригорском, а потом стал у горна в своей мастерской и взялся ковать невероятной красоты железо. Чего там только не было: прапоры для украшения отреставрированных башен, кованые скульптуры, панно, птицы, люстры… Он был большим художником и невероятным умельцем.

Меня познакомил со Смирновым и привел в его мастерскую другой персонаж из русских былин, Савелий Васильевич Ямщиков, с которым мы в ту пору дружили. Их объединяла привязанность к Псковской земле, любовь к древнерусской культуре и глубокое ее знание (Савва, кстати, консультировал Тарковского на фильме «Андрей Рублев»). Ямщиков был близок с тогдашним настоятелем Псково-Печерского монастыря, бывшим фронтовиком и художником Алипием, и помогал ему атрибутировать иконы и русскую живопись, а Смирнов занимался восстановлением архитектурного облика монастыря, пострадавшего от времени и войны. Работали они истово, но и отдыхали иной раз по-богатырски. Всеволод Петрович был хлебосолен, а Савелий Васильевич весел и вынослив. Да и мы старались не ударить лицом в грязь деревни Малы, где стоял смирновский дом… Иной раз получалось.