Как решает автор проблему народного счастья. Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов)

Вопрос о счастье является основной проблемой поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и определяет её сюжет и композицию.
Работу над поэмой Некрасов начал вскоре после крестьянской реформы, поэтому в ней отразились последствия отмены крепостного права, всеобщего кризиса, во время которого «порвалась цепь великая». Так центральным в поэме оказывается вопрос о «пореформенном» счастье, тесно связанный с социально-политической проблематикой произведения.
Уже само название поэмы говорит о заявленной проблеме, настраивает на поиск того, кому «живётся весело, вольготно на Руси». Искателями счастливого становятся крестьяне- «семь временнообязанных», чей собирательный образ проходит через всю поэму. Знаменательно, что мужики сходятся «на столбовой дороженьке»: их путь, «дело спорное» становятся композиционным стержнем поэмы.
Начиная работу над своим произведением, Некрасов писал: «Это будет эпопея современной крестьянской жизни». Эпической широтой замысла объясняется многообразие типов, характеров, а также различных представлений о счастье, отражённых в поэме.
Встреченный мужиками поп, которому, по их мнению, «живётся счастливо»:
Дворяне колокольные -
Попы живут по-княжески, -
разубеждает крестьян, подробно рассказывая, «каков попу... покой, богатство, честь».
Помещик Оболт-Оболдуев, с которым разговаривают « искатели счастливого », жалуется:
Коптил я небо божее,
Носил ливрею царскую,
Сорил казну народную
И думал век так жить...
И вдруг...
Наоборот, в главе «Счастливые» рассказывать крестьянам о своём счастье приходят те, среди которых странники никогда бы не подумали искать счастливого. Солдат с медалями счастлив потому, что нещадно бит палками, «ахоть пощупай -жив», надорвавшийся Трифон, который «снёс по крайности четырнадцать пудов», -что «добрел на родину». Контрастом к их «мужицкому счастью» изображено счастье «лакейское» - быть «любимым рабом», стоять за стулом «у светлейшего // У князя Переметьева».
Так в поэме поднимается тема ложного, «холопского» и истинного представления о счастье, связанного с трепетным отношением Некрасова к народу: признавая в народе совестливость и стремление к правде, автор не терпел пассивности, народной «привычки к рабству». Авторское презрение к холопу князя Переметьева проявляется и в сюжетном повороте: лакей, пьяный, «попадается в воровстве».
В главе «Последыш» тоже, казалось бы, представлено «ложное счастье» крестьян, которые добровольно разыгрывают из себя крепостных князя Утятина. Не все мужики сразу соглашаются на подобный «спектакль», бурмистр Влас говорит:
И так я на веку,
У притолок стоячи
Помаялся пред барином
Досыта!
Однако крестьяне имеют цель - получить «наёмные луга», поэтому «спектакль» становится путём к достижению счастья. Принцип контраста в изображении народа сохранен и в « Последыше»: отличаются друг от друга два бурмистра (Влас - «угрюм», а у Клима - «совесть глиняна, бородища Минина»). Ещё более разительный контраст между Ипатом, «князей Утятиных холопом», и Агапом Петровичем, который не вытерпел притворства и умер, потому что «головка непоклончива».
Помимо вопроса о «ложном» и «истинном» представлении о счастье, в поэме ставится вопрос о женском счастье. Странники решают:
Не всё между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!
Образу Матрёны Тимофеевны Корчагиной, которую советуют спросить мужикам, посвящена отдельная глава, «поэма в поэме» - «Крестьянка». В этой главе показана почти вся жизнь Матрёны Тимофеевны, развитие её характера. Стихия фольклора, народных песен, обрядов («И волюшка скатилася // С девичьей головы») позволяет говорить об образе «крестьянки» как о символе всей русской нации: вопрос о женском счастье оказывается тесно связан с вопросом о счастье России вообще.
Счастье Матрёна Тимофеевна находит в материнстве:
Всю силу, Богом данную,
В работу полагаю я,
Всю в деточек любовь!
Одновременно это счастье оборачивается огромной бедой: погибает Дёмушка, за Федота она сама «ложится под розги». Помощь губернаторши, из-за которой Матрёну Тимофеевну «ославили счастливицей», была едва ли не единственным чудом в её жизни.
Таким образом, эта крестьянка не называет себя счастливой и верит, что:
Ключи от счастья женского
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
В главе «Крестьянка», помимо образа Матрёны Тимофеевны, появляется ещё один важный образ - образ Савелия, «богатыря святорусского». Савелий воплощает в себе представление о силе русского народа, является крестьянином-бунтарем (убийство Фогеля выражает его стихийный протест). «Клеймёный, да не раб!» - говорит он о себе.
По свидетельству современников, вначале Некрасов полагал на вопрос: «кому живётся весело, вольготно на Руси», - ответить: «пьяному». Во время работы над поэмой тема счастливого постепенно менялась, уходила на второй план (например, в главе «Пир на весь мир» вопрос о счастье затрагивается косвенно). Образ Гриши Доброеклонова можно считать одним из вариантов решения проблемы счастья: счастье для всех, не для себя, любовь к «Руси загадочной». Всё же поэма «Кому на Руси жить хорошо» не даёт ответа на этот вопрос, и глобальная философская проблема о народном счастье остаётся неразрешённой.

После реформы 1861 года многих волновали такие вопросы, как изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону, стал ли он счастлив? Ответом на эти вопросы стала поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Некрасов посвятил этой поэме 14 лет своей жизни, начал работу над ней в 1863 году, но она была прервана его смертью.

Главная проблема поэмы - проблема счастья, и решение ее Некрасов видел в революционной борьбе.

После отмены крепостного права появилось много искателей народного счастья. Одними из таких являются семеро странников. Они вышли из деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки на поиски счастливого человека. Каждый из них знает, что никто из простого народа счастлив быть не может. Да и какое это счастье у простого мужика? Вот ладно поп, помещик или князь. Но для этих людей счастье заключается в том, чтобы жилось им хорошо, а на остальных наплевать.

Поп видит свое счастье в богатстве, покое, чести. Он утверждает, что напрасно странники считают его счастливым, нет у него ни богатства, ни покоя, ни чести:

Иди - куда зовут!

Законы, прежде строгие

К раскольникам, смягчилися.

А с ними и поповскому

Доходу мат пришел.

Помещик видит свое счастье в неограниченной власти над мужиком. Утятин счастлив тем, что ему все повинуются. Никого из них не волнует народное счастье, они жалеют, что теперь имеют над мужиком меньше власти, чем прежде.

Для простого народа счастье состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровые и сытые, о богатстве даже и не думают. Солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив. Старуха счастлива по-своему: у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде. Для крестьянина-белоруса счастье в хлебушке:

Досыта у Губонина

Дают ржаного хлебушка,

Жую - не нажуюсь!

С горечью выслушивают странники этих крестьян, но безжалостно прогоняют любимого раба князя Переметьева, который счастлив тем, что болеет “благородной болезнью” - подагрой, счастлив тем, что:

С французским лучшем трюфелем

Тарелки я лизал,

Напитки иностранные

Из рюмок допивал...

Выслушав всех, решили, что напрасно они водку разливали. Счастье-то мужицкое:

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями...

Счастье-то мужицкое состоит из несчастьев, а они хвалятся им.

Среди народа есть такие, как Ермил Гирин. Его счастье заключается в помощи народу. За всю свою жизнь он ни копеечки лишней не взял у мужика. Его уважают, любят простые

мужики за честность, доброту, за то, что не безразличен к мужицкому горю. Дед Савелий счастлив тем, что сохранил человеческое достоинство, Ермил Гирин и дед Савелий достойны уважения.

По-моему, счастье - это тогда, когда ты готов ради счастья других на все. Так возникает в поэме образ Гриши Добросклонова, для которого счастье народа есть свое собственное счастье:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно-весело

На всей святой Руси!

Любовь к бедной, больной матери перерастает в душе Гриши в любовь к своей Родине - России. Он в пятнадцать лет решил для себя, чем будет заниматься всю жизнь, для кого будет жить, чего добьется.

В своей поэме Некрасов показал, что народ далеко еще от счастья, но есть люди, которые будут всегда стремиться к нему и добьются, так как их счастье - это счастье для всех.

Кому на Руси жить хорошо? Данный вопрос по-прежнему волнует многих людей, и этим фактом объясняется повышенное внимание к легендарной поэме Некрасова. Автор сумел поднять тему, которая стала вечной в России – тему подвижничества, добровольного самоотречения во имя спасения отчизны. Именно служение высокой цели делает русского человека счастливым, как доказал писатель на примере Гриши Добросклонова.

«Кому на Руси жить хорошо» — одно из последних произведений Некрасова. Когда он писал его, он был уже серьезно болен: его поразил рак. Именно поэтому оно не закончено. Его по крупицам собрали близкие друзья поэта и расположили фрагменты в произвольном порядке, едва улавливая спутанную логику творца, сломленного смертельным недугом и бесконечными болями. Он умирал в мучениях и все же смог ответить на поставленный в самом начале вопрос: Кому же хорошо живется на Руси? Счастливцем в широком смысле оказался он сам, ведь преданно и самозабвенно служил интересам народа. Это служение и поддерживало его в борьбе с роковым недугом. Таким образом, история поэмы началась в первую половину 60-х годов 19 века, примерно в 1863 году (крепостное право отменили в 1861), а первая часть была готова в 1865.

Книга публиковалась фрагментарно. Пролог издали уже в январском выпуске «Современника» в 1866 году. Позже выходили и другие главы. Все это время произведение приковывало внимание цензоров и нещадно критиковалось. В 70-х годах автор написал главные части поэмы: «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Он планировал написать гораздо больше, но из-за стремительного развития болезни не смог и остановился на «Пире…», где выразил свою основную мысль относительно будущего России. Он верил, что такие святые люди, как Добросклонов, смогут помочь его родине, погрязшей в нищете и несправедливости. Несмотря на ожесточенные нападки рецензентов, он нашел в себе силы стоять за правое дело до конца.

Жанр, род, направление

Н.А. Некрасов называл свое творение «эпопеей современной крестьянской жизни» и был точен в своей формулировке: жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо?» - эпическая поэма. То есть, в основании книги уживается не один род литературы, а целых два: лирика и эпос:

  1. Эпическая составляющая. В истории развития русского общества в 1860-е годы был переломный момент, когда люди приучались жить в новых условиях после отмены крепостного права и других коренных преобразований привычного жизненного уклада. Этот тяжелый исторический период и описал литератор, отображая реалии того времени без прикрас и фальши. Кроме того, в поэме есть четкий линейный сюжет и множество самобытных героев, что говорит о масштабности произведения, сравнимого разве что с романом (эпическим жанром). Также книга вобрала в себя фольклорные элементы героических песен, повествующих о ратных походах героев на вражеские станы. Все это – родовые признаки эпоса.
  2. Лирическая составляющая. Произведение написано в стихах – это главное свойство лирики, как рода. В книге также находится место авторским отступлениям и типично поэтическим символам, средствам художественной выразительности, особенностям исповеди героев.

Направление, в рамках которого была написана поэма «Кому на Руси жить хорошо», — это реализм. Однако автор существенно расширил его границы, добавив фантастические и фольклорные элементы (пролог, зачин, символика чисел, фрагменты и герои из народных преданий). Поэт избрал для своего замысла форму путешествия, как метафору поиска истины и счастья, который осуществляет каждый из нас. Сюжетную структуру многие исследователи творчества Некрасова сравнивают со строением народного эпоса.

Композиция

Законы жанра определили композицию и сюжет поэмы. Некрасов дописывал книгу в страшных мучениях, но все равно не успел закончить ее. Этим и объясняются сумбурная композиция и множество ответвлений от сюжета, ведь произведения формировали и восстанавливали по черновикам его друзья. Сам он в последние месяцы жизни был не в состоянии четко придерживаться первоначальной концепции творения. Таким образом, композиция «Кому на Руси жить хорошо?», сравнимая разве что с народным эпосом, уникальна. Она вырабатывалась в результате творческого освоения мировой литературы, а не прямого заимствования какого-то известного образца.

  1. Экспозиция (Пролог). Встреча семи мужиков – героев поэмы: «На столбовой дороженьке / Сошлись семь мужиков».
  2. Завязка – это клятва героев не возвращаться домой, пока они не найдут ответа на свой вопрос.
  3. Основная часть складывается из множества автономных частей: читатель знакомится с солдатом, счастливым тем, что его не забили, холопом, гордящимся своей привилегией доедать из господских мисок, бабкой, у которой на огороде ей на радость уродила репа… Пока поиски счастья стоят на месте, изображается медленный, но уверенный рост народного самосознания, который автор хотел показать даже больше, чем заявленное счастье на Руси. Из случайных эпизодов вырисовывается общая картина Руси: нищей, пьяной, но небезнадежной, стремящейся к лучшей доле. Кроме того, в поэме есть несколько крупных и самостоятельных вставных эпизодов, некоторые из которых даже вынесены в автономные главы («Последыш», «Крестьянка»).
  4. Кульминация. Счастливым человеком на Руси писатель нарекает Гришу Добросклонова, борца за народное счастье.
  5. Развязка. Тяжелая болезнь помешала автору закончить свой великий замысел. Даже те главы, которые он успел написать, были рассортированы и обозначены его доверенными лицами уже после его смерти. Надо понимать, что поэма не закончена, ее писал очень больной человек, поэтому данное произведение — самое сложное и запутанное из всего литературного наследия Некрасова.
  6. Финальная глава называется «Пир на весь мир». Всю ночь поют крестьяне о старом и новом времени. Добрые и полные надежды песни поет Гриша Добросклонов.
  7. О чем поэма?

    Семеро мужиков сошлись на дороге и заспорили о том, кому на Руси жить хорошо? Суть поэмы в том, что они искали ответ на этот вопрос в пути, разговаривая с представителями разных сословий. Откровение каждого из них – отдельный сюжет. Итак, герои пошли прогуляться, дабы решить спор, но лишь переругались, затеяв драку. В ночном лесу в момент драки у птицы из гнезда упал птенец, а один из мужиков его подобрал. Собеседники уселись у костра и начали мечтать, чтобы тоже обзавестись крыльями и всем необходимым для путешествия в поисках правды. Птичка пеночка оказывается волшебной и в качестве выкупа за своего птенца рассказывает людям, как найти скатерть-самобранку, которая их обеспечит едой и одеждой. Они находят ее и пируют, а во время пира клянутся найти ответ на свой вопрос вместе, но до тех пор ни с кем из родных не видеться и домой не возвращаться.

    В дороге они встречают попа, крестьянку, балаганного Петрушку, нищих, надорвавшегося работника и разбитого параличом бывшего дворового, честного человека Ермилу Гирина, помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева, выжившего из ума Последыша-Утятина и его семейство, холопа Якова верного, божьего странника Иону Ляпушкина, но никто из них не был счастливым человеком. С каждым из них связана полная неподдельного трагизма история страданий и злоключений. Цель путешествия достигается лишь тогда, когда странники наткнулись на семинариста Гришу Добросклонова, который счастлив своим самозабвенным служением родине. Добрыми песнями он вселяет в народ надежду, этим и заканчивается поэма «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов хотел продолжить повествование, но не успел, зато дал своим героям шанс обрести веру в будущее России.

    Главные герои и их характеристика

    О героях «Кому на Руси жить хорошо» можно с уверенностью сказать, что они представляют собой законченную систему образов, которая упорядочивает и структурирует текст. Например, в произведении подчеркнуто единство семи странников. Они не проявляют индивидуальность, характер, в них выражены общие для всех черты народного самосознания. Эти действующие лица – единое целое, их диалоги, на самом деле, - коллективная речь, которая берет свое начало из устного народного творчества. Эта черта роднит поэму Некрасова с русской фольклорной традицией.

    1. Семеро странников представляют собой бывших крепостных крестьян «из смежных деревень - Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Все они выдвигают свои версии, кому на Руси жить хорошо: помещику, чиновнику, попу, купцу, вельможному боярину, министру государеву или царю. В их характере выражено упорство: все они демонстрируют нежелание принимать чужую сторону. Сила, отвага и стремление к истине – вот, что их объединяет. Они пылкие, легко поддаются гневу, однако отходчивость компенсирует эти недостатки. Доброта и отзывчивость делают их приятными собеседниками, даже несмотря на некоторую дотошность. Их нрав суров и крут, но и жизнь не баловала их роскошью: бывшие крепостные все время гнули спину, работая на барина, а в после реформы никто не позаботился пристроить их подобающим образом. Так и скитались они на Руси в поисках истины и справедливости. Сам поиск характеризует их, как людей серьезных, вдумчивых и основательных. Символическое число «7» означает намек на удачу, что ожидала их в конце пути.
    2. Главный герой – Гриша Добросклонов, семинарист, сын дьячка. По натуре он мечтатель, романтик, любит слагать песни и радовать народ. В них он рассуждает о судьбе России, о ее несчастьях, и в то же время о ее могучей силе, которая когда-то выйдет и сокрушит несправедливость. Хоть он и идеалист, его характер тверд, как и его убеждения посвятить свою жизнь служению истине. Персонаж чувствует в себе призвание быть народным вождем и певцом Руси. Он счастлив принести себя в жертву высокой идее и помочь своей отчизне. Однако автор намекает, что его-то как раз ждет нелегкая доля: остроги, ссылки, каторги. Власть не хочет слышать голос народа, она попытается его заткнуть, и тогда Гриша будет обречен на мучения. Но Некрасов всеми силами дает понять, что счастье – состояние духовной эйфории, и познать его можно лишь, будучи вдохновленным высокой идеей.
    3. Матрена Тимофеевна Корчагина – главная героиня, крестьянка, которую соседи зовут счастливицей за то, что она отмолила у супруги военачальника своего супруга (его, единственного кормильца семьи, должны были забрать в рекруты на 25 лет). Однако история жизни женщины раскрывает не везение или удачу, а горе и унижения. Она познала потерю единственного ребенка, гнев свекрови, каждодневный, изматывающий труд. Подробная и ее судьба описана в эссе на нашем сайте, обязательно посмотрите.
    4. Савелий Корчагин – дедушка мужа Матрены, настоящий русский богатырь. В свое время он убил немца-управляющего, который нещадно издевался над доверенными ему крестьянами. За это сильный и гордый мужчина поплатился десятилетиями каторги. По возвращению он был уже ни на что не годен, года заключения растоптали его тело, но не сломили его волю, ведь, как и прежде, он горой стоял за справедливость. Про русского мужика герой всегда говорил: «И гнётся, да не ломится». Однако сам того не ведая, дедушка оказывается палачом собственного правнука. Он не углядел за ребенком, и того съели свиньи.
    5. Ермил Гирин – человек исключительной честности, бурмистр в вотчине князя Юрлова. Когда ему нужно было выкупить мельницу, он встал на площади и попросил людей скинуться ему в помощь. После того, как герой встал на ноги, он вернул все одолженные деньги народу. За это он заслужил уважение и почет. Но он несчастлив, ведь за авторитет расплатился свободой: после крестьянского бунта на него пало подозрение в его организации, и он был заключен в острог.
    6. Помещики в поэме «Кому на Руси жить хорошо» представлены в изобилии. Автор изображает их объективно и даже придает некоторым образам положительный характер. Например, народной благодетельницей предстает губернаторша Елена Александровна, которая помогла Матрене. Также с ноткой сострадания писатель изображает Гаврилу Оболт-Оболдуева, который тоже сносно относился к крестьянам, даже устраивал для них праздники, и с отменой крепостного права лишился почвы под ногами: слишком уж он привык к старому порядку. В противовес этим персонажам создан образ Последыша-Утятина и его вероломное, расчетливое семейство. Родственники старого жестокосердного крепостника решили обманывать его и подговорили бывших рабов участвовать в спектакле взамен на выгодные территории. Однако когда старик скончался, богатые наследники нагло обманули простой люд и прогнали его ни с чем. Апогеем дворянского ничтожества является помещик Поливанов, который бьет своего верного слугу и отдает его сына в рекруты за попытку жениться на любимой девушке. Таким образом, литератор далек от того, чтобы повсеместно очернять знать, он пытается показать обе стороны медали.
    7. Холоп Яков – показательная фигура крепостного крестьянина, антагонист богатыря Савелия. Яков впитал в себя всю рабскую сущность угнетенного сословия, забитого бесправием и невежеством. Когда барин бьет его и даже посылает его сына на верную смерть, слуга покорно и безропотно терпит обиду. Его месть была под стать этой покорности: он повесился в лесу прямо перед барином, который был калекой и не мог без его помощи добраться до дома.
    8. Иона Ляпушкин – божий странник, который поведал мужикам несколько историй о жизни людей на Руси. Он повествует о прозрении атамана Кудеяры, который решил замолить грехи убийством во благо, и о хитрости Глеба-старосты, который нарушил волю покойного барина и не отпустил крепостных по его приказу.
    9. Поп – представитель духовного сословия, который сетует на непростую жизнь священника. Постоянное столкновение с горем и нищетой печалит сердце, не говоря уже о народных остротах в адрес его сана.

    Персонажи в поэме «Кому на Руси жить хорошо» многообразны и позволяют составить картину нравов и быта того времени.

    Тема

  • Основная тема произведения - свобода — упирается в проблему того, что русский крестьянин не знал, что с ней делать, и как адаптироваться к новым реалиям. Национальный характер тоже «проблемный»: люди-мыслители, люди-искатели правды все равно пьют, живут в забытье и пустопорожних разговорах. Они не способны выдавить из себя рабов, пока их нищета не приобретет хотя бы скромное достоинство бедности, пока они не перестанут жить пьяными иллюзиями, пока не осознают свою силу и гордость, попранные веками унизительного положения вещей, что были проданы, проиграны и куплены.
  • Тема счастья . Поэт считает, что высшее удовлетворение от жизни человек может получить, лишь помогая другим людям. Настоящая ценность бытия в том, чтобы чувствовать себя нужным обществу, приносить в мир добро, любовь и справедливость. Бескорыстное и самозабвенное служение благому делу наполняет каждый миг возвышенным смыслом, идеей, без которой время теряет цвет, становится тусклым от бездействия или эгоизма. Счастлив Гриша Добросклонов не богатством и не положением в свете, а тем, что ведет Россию и свой народ к светлому будущему.
  • Тема родины . Русь хоть и предстает в глазах читателей бедной и замученной, но все же прекрасной страной с великим будущим и героическим прошлым. Некрасов жалеет отчизну, посвятив всего себя ее исправлению и улучшению. Родина для него – это народ, народ – это его муза. Все эти понятия тесно переплелись в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Патриотизм автора особенно ярко выражается в финале книги, когда странники находят счастливца, живущего интересами общества. В сильной и терпеливой русской женщине, в справедливости и чести богатыря-крестьянина, в искренней добросердечности народного певца творец видит истинный облик своей державы, исполненный достоинства и одухотворенности.
  • Тема труда. Полезная деятельность возвышает нищих героев Некрасова над суетой и порочностью знати. Именно праздность губит русского барина, превращая его в самодовольное и надменное ничтожество. А вот простонародье обладает действительно важными для общества навыками и подлинной добродетелью, без него не будет России, а вот без знатных самодуров, гуляк и алчных искателей богатства страна обойдется. Так писатель приходит к выводу, что ценность каждого гражданина определяется лишь его вкладом в общее дело – процветание родины.
  • Мистический мотив . Фантастические элементы появляются уже в Прологе и погружают читателя в сказочную атмосферу былины, где надо следить за развитием идеи, а не за реалистичностью обстоятельств. Семь филинов на семи деревьях – магическое число 7, что сулит удачу. Молящийся черту ворон – очередная личина дьявола, ведь ворон символизирует смерть, могильный тлен и инфернальные силы. Ему противостоит добрая сила в образе птички-пеночки, которая снаряжает мужиков в дорогу. Скатерть-самобранка – поэтический символ счастья и довольства. «Широкая дороженька» - символ открытого финала поэмы и основа сюжета, ведь по обе стороны дороги путешественникам открывается многогранная и подлинная панорама русской жизни. Символичен образ неизвестной рыбы в неизвестных морях, которая поглотила «ключи от счастья женского». Плачущая волчица с окровавленными сосцами тоже наглядно демонстрирует нелегкую судьбу русской крестьянки. Одним из самых ярких образов реформы является «цепь великая», которая, порвавшись, «расскочилася одним концом по барину, вторым по мужику!». Семеро же странников – символ всего народа России, беспокойного, ждущего перемен и ищущего счастья.

Проблематика

  • В эпической поэме Некрасов затронул большое количество острых и злободневных вопросов того времени. Главная проблема в «Кому на Руси жить хорошо?» - проблема счастья, как в социальном, так и в философском плане. Она связана с социальной темой отмены крепостного права, которая сильно изменила (и не в лучшую сторону) традиционный уклад жизни всех слоев населения. Казалось бы, вот она, свобода, чего же еще надо людям? Это ли не счастье? Однако на деле получилось так, что народ, который в силу долгого рабства не знает, как жить независимо, оказался выброшенным на произвол судьбы. Поп, помещик, крестьянка, Гриша Добросклонов и семь мужиков - настоящие русские характеры и судьбы. Их автор описал, опираясь на богатый опыт общения с выходцами из простонародья. Проблемы произведения тоже взяты из жизни: неустроенность и растерянность после реформы по отмене крепостного права действительно коснулись всех сословий. Никто не организовал вчерашним холопам рабочих мест или хотя бы земельных наделов, никто не обеспечил помещика грамотными инструкциями и законами, регламентирующими его новые отношения с работниками.
  • Проблема алкоголизма. Странники приходят к малоприятному выводу: жизнь на Руси настолько тяжела, что без пьянства крестьянин и вовсе загнется. Забытье и туман необходимы ему для того, чтобы хоть как-то тянуть лямку безысходного существования и каторжного труда.
  • Проблема социального неравенства. Помещики годами безнаказанно истязают крестьян, а Савелию за убийство такого угнетателя исковеркали всю жизнь. За обман ничего не будет и родственникам Последыша, а их слуги вновь останутся ни с чем.
  • Философская проблема поиска истины, с которой встречается каждый из нас, иносказательно выражена в походе семи странников, которые понимают, что без этой находки их жизнь обесценивается.

Идея произведения

Дорожная стычка мужиков – не бытовая ссора, а вечный, великий спор, в котором в той или иной степени фигурируют все слои русского общества того времени. Все его главные представители (поп, помещик, купец, чиновник, царь) призваны на мужицкий суд. Впервые мужики могут и имеют право судить. За все годы рабства и нищеты они ищут не возмездия, а ответа: как жить? В этом и выражается смысл поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» - рост народного самосознания на руинах старой системы. Точку зрения автора выражает Гриша Добросклонов в своих песнях: «И ношу твою облегчила судьба, сопутница дней славянина! Еще ты в семействе - раба, но мать уже вольного сына!..». Несмотря на отрицательные последствия реформы 1861 года, творец верит в то, что за ней стоит счастливое будущее для отчизны. В начале перемен всегда тяжело, но этот труд воздастся сторицей.

Самым важным условием дальнейшего процветания является преодоление внутреннего рабства:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином

Несмотря на то, что поэма не закончена, главная мысль Некрасовым озвучена. Уже первая из песен «Пира во весь мир» дает ответ на поставленный в заглавие вопрос: «Доля народа, счастье его, свет и свобода, прежде всего!»

Конец

В финале автор выражает свою точку зрения на произошедшие в России перемены в связи с отменой крепостного права и, наконец, подводит итоги поиска: счастливцем признается Гриша Добросклонов. Именно он является носителем мнения Некрасова, и в его песнях скрыто подлинное отношение Николая Алексеевича к тому, что он описал. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» заканчивается пиром на весь мир в прямом смысле слова: так называется последняя глава, где персонажи празднуют и радуются счастливому завершению поисков.

Вывод

На Руси хорошо герою Некрасова Грише Добросклонову, так как он служит людям, а, значит, живет со смыслом. Гриша - борец за правду, прообраз революционера. Вывод, который можно сделать на основе произведения, прост: счастливец найден, Русь встает на путь реформ, народ через тернии тянется к званию гражданина. В этом светлом предзнаменовании и заключается великое значение поэмы. Она уже не первый век учит людей альтруизму, способности к служению высоким идеалам, а не пошлым и проходящим культам. С точки зрения литературного мастерства, книга тоже имеет огромное значение: она является по истине народным эпосом, отражающим противоречивую, сложную, и вместе с тем важнейшую историческую эпоху.

Конечно, поэма не была бы так ценна, если бы давала только уроки истории и литературы. Она дает жизненные уроки, и это самое главное ее свойство. Мораль произведения «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что необходимо трудиться во благо своей родины, не ругать ее, а помогать ей делом, ведь словом помыкать легче легкого, а реально что-то изменить может и хочет далеко не каждый. Вот оно, счастье – быть на своем месте, быть нужным не только себе, но и народу. Только вместе можно достичь весомого результата, только вместе можно преодолеть проблемы и тяготы этого преодоления. Гриша Добросклонов своими песнями пытался объединить, сплотить людей, чтобы они плечом к плечу встречали перемены. В этом его святое предназначение, и оно есть у каждого, важно не полениться выйти на дорогу и поискать его, как сделали это семь странников.

Критика

Рецензенты внимательно отнеслись к произведению Некрасова, ведь сам он был важной персоной в литературных кругах и имел огромный авторитет. Его феноменальной гражданской лирике посвящались целые монографии с подробнейшим анализом творческой методики и идейно-тематического своеобразия его поэзии. К примеру, вот, как о его стилистике отзывался писатель С.А. Андреевский:

Он извлек из забвения заброшенный на Олимпе анапест и на долгие годы сделал этот тяжеловатый, но покладистый метр таким же ходячим, каким со времени Пушкина до Некрасова оставался только воздушный и певучий ямб. Этот облюбованный поэтом ритм, напоминающий вращательное движение шарманки, позволял держаться на границах поэзии и прозы, балагурить с толпою, говорить складно и вульгарно, вставлять веселую и злую шутку, высказывать горькие истины и незаметно, замедляя такт, более торжественными словами, переходить в витийство.

О тщательной подготовке Николая Алексеевича к работе вдохновенно рассказывал Корней Чуковский, приводя этот пример писательского труда в качестве эталона:

Сам Некрасов постоянно «бывал в русских избах», благодаря чему и солдатская, и крестьянская речь стала с детства досконально известна ему: не только по книгам, но и на практике изучил он простонародный язык и смолоду стал большим знатоком народно-поэтических образов, народных форм мышления, народной эстетики.

Смерть поэта стала неожиданностью и ударом для многих его друзей и коллег. Как известно, на его похоронах выступил Ф.М. Достоевский с проникновенной речью, навеянной впечатлениями от прочитанной недавно поэмы. В частности, среди прочего он сказал:

Он, действительно, был в высшей степени своеобразен и, действительно, приходил с «новым словом».

«Новым словом», прежде всего, стала его поэма «Кому на Руси жить хорошо». Никто до него так глубоко не осознавал крестьянского, простого, житейского горя. Его коллега в своей речи отметил, что ему Некрасов был дорог именно тем, что преклонялся «перед народной правдой всем существом своим, о чем и засвидетельствовал в своих лучших созданиях». Однако его радикальные взгляды на переустройство России Федор Михайлович не поддерживал, впрочем, как и многие мыслители того времени. Поэтому критика отреагировала на публикацию бурно, а в некоторых случаях и агрессивно. В этой ситуации честь друга отстаивал известный рецензент, мастер слова Виссарион Белинский:

Н. Некрасов в последнем своем произведении остался верен своей идее: возбуждать сочувствие высших классов общества к простому люду, его нуждам и потребностям.

Довольно таки колко, припомнив, видимо, профессиональные разногласия, о произведении высказался И. С. Тургенев:

Некрасова стихотворения, собранные в один фокус, - жгутся.

Писатель либерального толка не был сторонником своего бывшего редактора и открыто выражал свое сомнение в даровитости его, как художника:

В белыми нитками сшитых, всякими нелепостями приправленных, мучительно высиженных измышлениях скорбной музы г. Некрасова - ее-то, поэзии, нет и на грош”

Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума. И как поэт он, конечно, выше всех поэтов.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

После реформы 1861 года многих волновали такие вопросы, как изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону, стал ли он счастлив? Ответом на эти вопросы стала поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов посвятил этой поэме 14 лет своей жизни, начал работу над ней в 1863 году, но она была прервана его смертью.

Главная проблема поэмы - проблема счастья, и решение ее Некрасов видел в революционной борьбе.

После отмены крепостного права появилось много искателей народного счастья. Одними из таких являются семеро странников. Они вышли из деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобиши-на, Горелова, Неелова, Неурожайки на поиски Счастливого человека. Каждый из них знает, что никто из простого народа счастлив быть не может. Да и какое это счастье у простого мужика? BQ. T ладно поп, помещик или князь. Но для этих людей счастье заключается в том, чтобы жилось им хорошо, а на остальных наплевать.

Поп видит свое счастье в богатстве, покое, чести. Он утверждает, что напрасно странники считают его счастливым, нет у него ни богатства, ни покоя, ни чести:

Иди - куда зовут! ...

Законы, прежде строгие

К раскольникам, смягчилися.

А с ними и поповскому

Доходу мат пришел.

Помещик видит свое счастье в неограниченной власти над мужиком. Утятин счастлив тем, что ему все повинуются. Никого из них не волнует народное счастье, они жалеют, что теперь имеют над мужиком меньше эласти, чем прежде.

Для простого народа счастье состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровые и сытые, о богатстве даже и не думают. Солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив. Старуха счастлива По-своему: у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде. Для крестьянина-белоруса счастье в хлебушке:

Досыта у Губонина

Дают ржаного хлебушка,

Жую - не нажуюсь!

С горечью выслушивают странники этих крестьян, но безжалостно прогоняют любимого раба князя Переметьева, который счастлив тем, что болеет «благородной болезнью» - подагрой, счастлив тем, что:

С французским лучшем трюфелем

Тарелки я лизал,

Напитки иностранные

Из рюмок допивал...

Выслушав всех, решили, что напрасно они водку разливали. Счастье-то мужицкое:

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями...

Счастье-то мужицкое состоит из несчастьев, а они хвалятся им. Среди народа есть такие, как Ермил Гирин. Его счастье заключается в помощи народу. За всю свою жизнь он ни копеечки лишней не взял у мужика. Его уважают, любят простые мужики за честность, доброту, за то, что не безразличен к мужицкому горю. Дед Савелий счастлив тем, что сохранил человеческое достоинство, Ермил Гирин и дед Савелий достойны уважения.

По-моему, счастье - это тогда, когда ты готов ради счастья других на все. Так возникает в поэме образ Гриши Добросклонова, для которого счастье народа есть свое собственное счастье:

Не надо мне ни серебра,

Ни. золота, а дай господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно-весело

На всей святой Руси!

Любовь к бедной, больной матери перерастает в душе Гриши в любовь к своей Родине - России. Он в пятнадцать лет решил для себя, чем будет заниматься всю жизнь, для кого будет жить, чего добьется.

В своей поэме Некрасов показал, что народ далеко еще от счастья, но есть люди, которые будут всегда стремиться к нему и добьются, так как их счастье - это счастье для всех.

ПОИСК СЧАСТЬЯ (По поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Счастье - понятие многостороннее, не поддающееся какой-то формулировке. У каждого оно индивидуальное, как и любовь, и каждый воспринимает его по-своему.

Счастье бывает маленькое и большое, мимолетное и на всю жизнь. Каждый день, час, минуту человек может испытывать крохотное счастье.

Испокон веков люди искали устойчивое, подходящее для каждого человека определение счастья. Люди всегда хотели знать ответы на все вопросы, хотели дать определение всему, даже если в душе понимали, что этого сделать нельзя. Может, в этом их трагедия, а может быть, и нет, потому что любознательность давала нередко положительные результаты.

Над такими понятиями, как счастье, любовь, бились многие мудрецы; писатели, поэты и просто обыкновенные люди, но результат был таков: сколько людей - столько определений.

Но человек со своим ненасытным любопытством не удовлетворился таким раскладом вещей: раз нельзя дать определение, тогда надо найти счастье или счастливого человека.

Эти поиски продолжаются и по сей день и будут продолжаться.

Подтверждение тому мы находим в литературе и жизни. Писателей и поэтов можно назвать самыми неугомонными в поисках счастья, неземной любви, смысла жизни.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов затронул тему счастья. И опять главные герои, мужики, столкнулись с многооп-ределенностью счастья. Кого бы они ни встретили: будь то мужик или холоп, поп или помещик, мужчина или женщина, у каждого из героев свое счастье.

Автор показывает нам два типа счастья: мужицкое и барское. Мужицкое счастье «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями». В этом мы убеждаемся из рассказов героев главы «Счастливые»; у солдата счастье в том,

Что в двадцати сражениях

Я был, а не убит!

....................................

Я и во время мирное

Ходил ни сыт, ни голоден,

А смерти не дался!

За провинности,

Великие и малые,

Нещадно бит я палками,

А хоть пощупай - жив!

У другого - в том, что от роду сильный («молотом, как перышком, махнул»).

А барское счастье радикально отличается от мужицкого: для помещиков, купцов, дворян - людей высшего света - счастье состоит из почета, богатства, покоя.

И главные герои как бы Стоят у Распутья, не зная, какое же определение счастья наиболее точное, важное. И в какой-то мере перевешивает барское, потому что для них, проживших всю свою жизнь в нищете, познавших голод, счастье - прежде всего материальная сторона. Они, может быть, до конца не осознают того, что человек может быть счастлив независимо от того, беден или богат он.

Очень часто за счастьем и ходить никуда не надо, потому что человек способен сам его сотворить, например сделав доброе дело. Ведь счастье, по-моему, - это прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.

И все-таки люди будут искать счастье, для себя или для других, это не имеет значения, потому что, если хоть раз почувствовал себя счастливым, хочется, чтобы эти счастливые минуты или часы никогда не кончались.

Множество вопросов встает перед спорщиками в произведении Н.А.Некрасова. Основной – кто живет счастливо?

Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо» выходит за рамки привычного понимания философского понятия «счастье». Но это и понятно. Проблему пытаются решить мужики самого низшего сословия. Им кажется, что счастливыми могут быть и вольные, и богатые, и веселые.

Составляющие счастья

Литературоведы пытаются объяснить читателю, кого в итоге хотел представить истинно счастливым автор. Их мнения расходятся. Это подтверждает гениальность поэта. Он сумел заставить людей размышлять, искать, думать. Текст не оставляет равнодушных. В поэме нет точного ответа. Читатель имеет право остаться при своем мнении. Он как один из странников ищет ответ, уходя уже далеко за рамки поэмы.

Интересно мнение отдельных исследований. Они предлагают считать счастливыми мужиков, ищущих ответ на вопрос. Странники – представители крестьянства. Они из разных деревень, но с «говорящими» названиями, характеризующими быт населения страны. Разутые, голодные, в дырявой одежде, после неурожайных лет, пережившие болезни, пожары, ходоки получают в дар скатерть-самобранку. Ее образ расширен в поэме. Здесь она не только кормит и поит. Скатерть сохраняет обувь, одежду. Гуляй мужик по стране, все проблемы быта остаются в стороне. Странники знакомятся с разными людьми, слушают рассказы, сочувствуют и сопереживают. Такое путешествие во время жатвы и привычных трудовых дел – это настоящее счастье. Оказаться вдали от бедствующей семьи, нищей деревни. Понятно, что не все они осознают, как были счастливы в своем поиске. Мужик стал свободен, но это не принесло ему достатка и возможностей жить по своим желаниям. Счастье стоит напротив крепостного права. Рабство становится антонимом искомому понятию. Собрать в единое целое все составляющие народного счастья невозможно.

У каждого сословия свои цели:

  • Мужики – хороший урожай;
  • Священники – богатый и большой приход;
  • Солдат – сохранение здоровья;
  • Женщины – добрая родня и здоровые дети;
  • Помещики – большое количество слуг.

Не смогут быть счастливы одновременно мужик и барин. Отмена рабства привела к потере устоев обоих сословий. Правдоискатели прошли множество дорог, провели опрос населения. От рассказов о счастье некоторых хочется реветь в полный голос. Счастливыми становятся люди от водки. Вот почему столько пьющих на Руси. Залить горе хотят и мужик, и поп, и барин.

Составляющие истинного счастья

В поэме герои пытаются представить хорошую жизнь. Автор подсказывает читателю, восприятие окружающего у всех разное. То, что не радует одних, для других – высшее наслаждение. Красота русских пейзажей покоряет читателя. Остались на Руси люди с чувствами благородства. Их не меняет нищета, грубость, болезни и невзгоды судьбы. Их в поэме немного, но они есть в каждой деревне.

Яким Нагой. Голод и тяжелая жизнь крестьянина не убила в душе стремления к красоте. Во время пожара он спасает картины. Жена Якима спасает иконы. Значит, в душе женщины живет вера в духовное преображение людей. Деньги остаются на втором плане. А ведь их они копили долгие годы. Сумма поражает – 35 целковых. Настолько нищая наша Родина в прошлом! Любовь к красивому выделяет мужчину, вселяет веру: вино не зальет «кровавый дождь» души крестьянина.

Ермил Гирин. Бескорыстный мужик сумел выиграть тяжбу против купца с помощью народа. Они одолжили ему последние гроши, не боясь обмана. Честность не нашла своего счастливого конца в судьбе героя. Он попадает в острог. Душевные мучения переживает Ермил, когда подменяет брата на рекрутчине. Автор верит в крестьянина, но понимает, что чувство справедливости не всегда приводит к нужному результату.

Григорий Добросклонов. Заступник народа является прототипом революционно настроенной части жителей, нового зарождающегося движения на Руси. Они пытаются изменить родной уголок, отказываются от собственного благополучия, не ищут покоя для себя. Поэт предупреждает, что герой станет известным и славным на Руси, видит автор их идущих впереди и поющих гимны.

Некрасов верит: борцы будут счастливы. Но кто узнает и поверит в их счастье? История рассказывает обратное: каторги, ссылки, чахотки, смерти, - это еще не все, что ожидает их в будущем. Не все смогут донести свои идеи до народа, многие останутся изгоями, непризнанными гениями.

Ответа на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» можно не найти. Сомнения проникают в души читателей. Счастье – странная категория. Оно может прийти на минуту от радости обычного бытия, приводит в состояние блаженства от вина, еле уловимо в минуты любви и ласки. Что нужно сделать, чтобы все были счастливы в понимании простого человека? Перемены должны затронуть строй и уклад страны. Кто способен провести такие реформы? Даст ли воля это чувство человеку? Вопросов появляется еще больше, чем в начале чтения поэмы. В этом и есть задача литературы: заставить думать, оценивать, планировать поступки.