Извращение памяти. Ложная память и воспоминания о событиях, которых не было Воспоминания о том чего не было психиатрия

Вы никогда не попадали в ситуацию, когда вместе с кем-то становились свидетелем какого-то события, но почему-то по-разному затем вспоминали, что произошло? Казалось бы, вы были рядом, видели одно и то же, но почему-то имеете разнящиеся воспоминания о событии. На самом деле такое происходит довольно часто. И все дело в том, что человеческая память неидеальна. Несмотря на то, что мы все привыкли полагаться на наши воспоминания, наш мозг со временем может их изменять.

Не все ваши воспоминания могут быть правдой

Элизабет Лофтус является профессором когнитивной психологии и занимается исследованиями человеческой памяти не один десяток лет. Она хороша известна в этой сфере благодаря своим исследованиям пластичности человеческих воспоминаний, природы, а также особенностей создания ложных воспоминаний. Научные работы Лофтус не раз находили применение в юридической сфере. Она участвовала в качестве эксперта в сотне судебных случаев. Ее доказали, что наши воспоминания могут быть искажены под воздействием внешних факторов, возникающих уже после событий, которые отложились в нашу память, вызывая так называемый эффект дезинформации.

На примере исследования случаев дорожно-транспортных происшествий Лофтус показала, как формулировка вопроса, заданного свидетелям ДТП, может приводить к тому, что показания этих свидетелей будут не соответствовать действительности. Например, в одном из экспериментов людям-добровольцам, разделенным на несколько групп, были показаны различные ролики автокатастроф длительностью от 5 до 30 секунд. После каждого видео людей просили заполнить опросный лист, первый вопрос в котором звучал так: «Дайте отчет об аварии, которую вы только что увидели». Затем следовал ряд конкретных вопросов про ДТП. Один из них звучал следующим образом: «Как быстро двигались автомобили на видео в тот момент, когда они врезались друг в друга?». Правда для каждой группы вопрос был сформулирован несколько иначе, и вместо слова «врезались» использовались такие определения, как «соприкоснулись», «ударились», «разбились», «стукнулись». При слове «разбились» люди приписывали наиболее высокую скорость, хотя по факту во всех случаях она была одинаковой. Эксперимент показал, что форма вопроса влияет на ответ свидетеля. Лофтус сделала предположение, что это связано с изменениями представления события в памяти испытуемых.

В аналогичных экспериментах Лофтус получила похожий эффект. На вопрос: «Видели ли вы, как разбилась фара?» — люди приводили большое количество ложных свидетельств о разбитой фаре, в то время как на самом деле фара не была разбита.

«На самом деле очень просто исказить детали того, что же на самом деле видел человек, просто благодаря предоставлению ему наводящей информации. Но в ходе своей работы мы стали все чаще задумываться над тем, а насколько далеко можно зайти в вопросе искажения памяти человека? Можно ли вложить в человеческий мозг полностью ложные воспоминания о событиях, которые никогда в реальности не происходили?», — поделилась в интервью Business Insider Лофтус.

И как оказалось – действительно можно. Лофтус, а также психолог и сотрудник кафедры психологии Университетского колледжа Лондона Джулия Шоу смогли успешно продемонстрировать эту возможность, «загрузив» ложные воспоминания в мозг совершенно здоровых людей.

Например, в одном исследовании 70 процентов испытуемых начали верить в то, что совершили преступление в виде кражи, нападения или разбоя, просто используя методы внедрения ложных воспоминаний в ходе беседы с людьми.

Как однажды сказал Сальвадор Дали: «Разница между ложными и истинными воспоминаниями такая же, как и между фальшивыми и настоящими бриллиантами: именно фальшивые всегда выглядят реальнее и сверкают ярче».

В этих словах содержится истина, которая может помочь нам объяснить, почему мы так быстро начинаем верить в ложные сообщения о случившемся.

Идея об искажении памяти берет свое начало более сотни лет назад и связана с работами философа и психолога Гуго Мюнстерберга, который на тот момент занимал пост главы факультета психологии Гарвардского университета и президента Американской психологической ассоциации. В статье, опубликованной в газете The New York Times, Мюнстерберг писал о случае, произошедшем в Чикаго. Полиция обнаружила труп женщины, а через время задержала и обвинила в убийстве сына местного фермера. После полицейского допроса молодой человек признался в том, что убил эту женщину. Даже несмотря на то, что у него на момент убийства было железное алиби.

«Он повторял свое признание снова и снова. Но каждый раз это признание становилось богаче в деталях», — писал тогда Мюнстерберг.

В статье психолог сообщал, что с каждым новым рассказом история молодого человека становилась все более абсурдной и противоречивой – казалось, что его воображение не поспевает за тем, что человек хочет сказать. Со стороны было ясно, что он просто не мог подтвердить то, что он рассказывает.

Мюнстерберг сделал вывод, что парень просто-напросто стал жертвой «непроизвольного внушения на основе предположений», которые высказывались полицейскими во время его допроса.

Исследования ложных воспоминаний

К сожалению, идеи Мюнстерберга на то время показались общественности слишком радикальными, и парня в итоге неделей позже все-таки повесили. Лишь спустя несколько десятилетий идея ложных и искаженных воспоминаний будет должным образом изучена и начнет рассматриваться как фактор, способный влиять на показания.

Сегодня многие согласятся с тем, что ложные признания можно получить в ходе весьма напряженного эмоционально и физически подавляющего допроса подозреваемого. Именно об этом могут подумать те, кто посмотрит недавнюю документальную драму «Создавая убийцу» от компании Netflix, наделавшую немало шума среди американского общества. Делается ли ложное признание под сильным давлением, или человек действительно верит в то, что говорит – здесь нужно разбирать каждый случай отдельно. Однако Лофтус уверена, что оснований подозревать кого-то в том, что его воспоминания подверглись искажению и дезинформации, у вас не будет, если вы заранее не будете уверены в том, что это действительно имело место.

Однако решение этого вопроса может скрываться в нашей биологии. На это указали результаты работы южнокорейских нейробиологов из Университета Тэгу, проводивших исследование работы мозга у 11 добровольцев, имевших настоящие и ложные воспоминания. Ученые хотели понять, будут ли прослеживаться в получаемых данных какие-то характерные отличительные признаки. Людей попросили ознакомиться со списком слов, разбитых на категории. Одной из таких категорий, например, была «домашний скот». Затем их подключили к аппарату функциональной магниторезонансной томографии и начали опрашивать на предмет наличия несоответствия для той или иной категории у слов. В момент ответов исследователи пытались определить изменения в кровотоке в разных частях мозга испытуемых. Эксперимент показал, что у людей, которые были уверены в своем ответе (и ответ на самом деле оказывался верным), кровоток возрастал в районе гиппокампа – отдела мозга, играющего важную роль в консолидации памяти (перехода кратковременной памяти в долговременную). А когда участники были уверены в своих ответах, но ответы на самом деле оказывались неправильными (что происходило примерно в 20 процентах случаев), то повышение кровотока наблюдалось во фронтопариетальном отделе мозга, отвечающем за так называемое «чувство дежавю».

Как объяснить появление ложных воспоминаний

Одна из теорий, которая пытается объяснить нам, почему наш мозг может заполняться ложными воспоминаниями, носит название «теории нечетких следов». Авторами термина являются исследователи и психологи Чарльз Брейнерд и Валери Ф. Рейна. С помощью данной теории ученые попытались впервые объяснить работу так называемой парадигмы Диза-Родигера-Макдермот (Deese-Roediger-McDermott paradigm), или сокращенно DRM. Звучит на первый взгляд страшно, но на самом деле она названа в честь ее создателей, ученых Джеймса Диза, Генри Родигера и Кэтлин Макдермот, которые еще в 60-х годах предприняли попытку воспроизвести лабораторный аналог дежавю.

В исследовании DRM испытуемым предлагался большой перечень слов, к примеру: «подушка», «матрас», «кровать», «кресло», «будильник», «дрема», «ночной кошмар», «пижама», «ночник» и так далее. Все эти слова относятся к одной категории - процессу сна. Но слова «сон» нет в этом списке. Когда через некоторое время испытуемых спрашивали, было ли в списке слово «сон», большинство «вспоминали», что оно было. Конечно, полученный эффект не слишком похож на реальное дежавю, но авторы настаивали на тождестве механизмов их возникновения.

«Люди начинают «вспоминать» слова, которых на самом деле не было в списке, но они уверены в том, что они были. Этот феномен определенно можно назвать ложной памятью», — поделилась Рейна в разговоре с Business Insider.

«Это действительно очень сильный психологический феномен. Полное несоответствие действительности. Это не просто ситуация, которую можно описать словами: «Я не помню», что в свою очередь можно было бы назвать обычной забывчивостью. Здесь все гораздо сложнее: «Я точно помню то, чего на самом деле не было». И теория нечетких следов стала первой попыткой объяснить этот феномен».

Теория выделяет два типа памяти, и каждый имеет свои плюсы

Сперва ученые предположили, что феномен каким-то образом связан с построением ассоциативного ряда между словами. Однако, когда такая возможность была учтена в экспериментах, исследователи получили такие же результаты.

Теория нечетких следов, в свою очередь, раскрывает и продвигает идею существования двух типов памяти: воспроизводящей и смысловой. Когда включается воспроизводящая память, мы можем быстро, точно и в деталях вспомнить что-то из прошлого. Когда же в дело вступает смысловая, то у нас возникают лишь смутные (нечеткие) воспоминая о прошедших событиях – отсюда, кстати, и название теории.

«С возрастом мы начинаем больше полагаться на смысловую и меньше на воспроизводящую память», — говорит Рейна.

«Жизнь устроена так, что чаще всего важные вещи происходят после некоторой задержки. Например, будучи студентом, вы впитываете новые знания не просто для того, чтобы применить их сразу же на практике. Вам необходимо помнить эту информацию, так как она может пригодиться и в следующем семестре и через него, а затем и на вашем будущем месте работы. Эта информация отличается от той, которую вы можете помнить, скажем, один день или неделю. Она откладывается в ваш мозг на гораздо более долгий отрезок времени. И дело в том, что смысловая (расплывчатая) память со временем начинает доминировать над воспроизводящей (точной)».

Теория нечетких следов способна правильно предсказать драматический эффект старения наших воспоминаний, называющийся «эффектом обратного развития» (developmental reversal effect). Это означает, что когда вы взрослеете и переходите из детства во взрослую жизнь, то повышается не только эффективность вашей воспроизводящей памяти (вы можете более детально вспоминать произошедшие события), но в то же время происходит и рост доминанты смысловой памяти. На практике это означает, что с большей долей вероятности вы будете испытывать уверенность в том, что в списке имелось то или иное слово (как в примере, который описан выше), хотя на самом деле его там никогда не было, и в то же время вы при этом будете помнить весь список.

В целом это означает, что ваша память не обязательно ухудшается с возрастом. Просто ваш мозг становится более избирательным в отношении поиска подходящих смысловых значений, замедляя скорость подбора. С того момента, как эта теория была представлена, она была подтверждена в рамках более 50 других исследований другими учеными.

Ложные воспоминания не всегда проблема

Поначалу многие довольно скептически отнеслись к этой теории, объясняя это тем, что взрослые во всем превосходят детей. Но такое отношение к теории возникло, возможно, из-за того, что мы очень часто полагаемся на наш мозг, и любое предположение о том, что с возрастом его работа становится менее точной, выглядит для нас пугающей перспективой.

В реальности же, несмотря на то что у всех нас со временем проявятся ложные воспоминания, никаких проблем от этого мы испытывать не будем, считает Рейна. С эволюционной точки зрения в таком неминуемо ожидаемом всех нас переходе к смысловой памяти даже можно найти свои плюсы. Например, в рамках своих исследований Рейна обнаружила, что смысловая память помогает людям принимать более безопасные решения в вопросах принятия различных рисков.

Объяснить это помогает парадокс Алле, используемый в теории принятия решений и названный в честь экономиста и Нобелевского лауреата Мориса Алле. Парадокс можно сформулировать в виде выбора между двумя вариантами, в каждом из которых с некоторой вероятностью достаётся та или иная сумма денег. Индивидам предлагают выбор по одному решению из двух пар рискованных решений. В первом случае в ситуации A есть 100% уверенность в получении выигрыша в 1 млн франков, а в ситуации B имеется 10% вероятность выигрыша в 2,5 млн франков, 89% - в 1 млн франков и 1% - не выиграть ничего. Во втором случае тем же индивидам предлагается сделать выбор между ситуацией C и D. В ситуации C имеется 10% вероятности выигрыша в 5 млн франков и 90% не выиграть ничего, а в ситуации D 11% составляет вероятность выигрыша в 1 млн франков и 89% - не выиграть ничего.

Алле установил, что значительное большинство индивидов в этих условиях предпочтет выбор ситуации A в первой паре и ситуации C во второй. Этот результат воспринимался как парадоксальный. В рамках существовавшей гипотезы индивид, отдавший предпочтение выбору А в первой паре, должен выбрать ситуацию D во второй паре, а остановивший выбор на В должен во второй паре отдать предпочтение выбору С. Алле математически точно объяснил этот парадокс. Его основной вывод гласил, что рационально действующий агент предпочитает абсолютную надежность.

«Большинство людей скажут: погодите-ка, куча денег – это лучше, чем ничего. Это и есть главная суть в нашем случае. Смысл», — говорит Рейна.

Психолог говорит, что существование ложных воспоминаний могут заставить людей беспокоиться о том, как они якобы по-другому видят окружающий их мир, но в этом нет никакой проблемы. В отличие от реальных негативных возрастных проблем, которые могут проявляться в том числе и в виде снижения эффективности памяти, ложные воспоминания в некоторых случаях на самом деле помогают нам делать более безопасный и более осознанный выбор в тех или иных вещах. Поэтому Рейна отмечает, что не следует путать ложную память с деменцией.

«Люди не испытывают проблем со смысловой памятью. Те же студенты в среднем обладают более сильной памятью, но даже у них она может быть заполнена всевозможными ошибками и искаженными деталями, но при этом человек может даже не осознавать этого. Вся проблема крутится вокруг того, что мы почему-то привыкли думать, что обладаем идеальной памятью. Но на самом деле никто не обладает идеальной памятью. Просто наш мозг пытается заполнить те имеющиеся пробелы, которые в ней есть. И у одних это происходит эффективнее, чем у других».

Смысловая память - это лишь очередной способ, с помощью которого наш мозг показывает то, насколько он готов адаптироваться к внешнему окружению. Опять же, не стоит путать ложные воспоминания с деменцией («старческим маразмом», по-народному). Пока человек не испытывает никаких проблем, то и волноваться об этом не стоит, считает психолог.

«С возрастом у людей бывают и хорошие и плохие дни. Со временем они начинают забывать детальные подробности того, что происходило в прошлом, однако это компенсируется смысловой памятью, которая с возрастом становится все более и более эффективной», — говорит Рейна.

«Поэтому я считаю, что если не брать в расчет действительно проблемные случаи со здоровьем, то нам не следует слишком беспокоиться о том, что наши воспоминания с возрастом будут каким-то образом повреждены. Нужно исходить из того, что они никогда и не были полностью цельными».

  • Это послужило толчком к появлению огромного количества работ о ложной памяти, авторы которых попытались ответить на вопросы о том, как она возникает и как можно ее избежать.

    Не приходится сомневаться в том, что людей можно заставить поверить в то, что те или иные события действительно произошли, особенно если они легко- внушаемы, а дети именно такие. Брак и соавторы опрашивали детей через разные промежутки времени после врачебного осмотра (Bruck, Ceci, Francoeur & Barr, 1995). Главный вопрос заключался в том, смотрел ли доктор уши, чего на самом деле не было. Когда вопрос звучал так: «Доктор заглянул в твое ухо, не так ли?», было получено много положительных ответов, и с течением времени их количество возросло.

    В другом исследовании взрослым внушали, что в детстве они либо потерялись в торговом центре, либо опрокинули чашу с пуншем на свадьбе (Loftus, 1993; Loftus & Piclrell, 1995). В обзоре подобных исследований Уэйд и Гэрри (Wade & Harry, 2005) сообщают о том, что, в то время как большинство людей способны противостоять подобным внушениям, в среднем 37% испытуемых не только поддаются им, но и делятся весьма подробными и живыми воспоминаниями о подобных инцидентах. Учитывая, что пациенты с такими психологическими проблемами, как депрессия или расстройство пищевого поведения, мечтают излечиться, а большинство психотерапевтов искренне считают, что путь к исцелению лежит через выявление насилия в детстве, не приходится сомневаться в том, что потенциальная возможность для создания ложной памяти налицо.

    Однако никто не отрицает, что насилие в детстве имеет место или что оно не будет забыто хотя бы в некоторой степени. Лофтус (Loftus, 1994) отмечает, что 19% жертв бесспорного насилия сообщают о частичном забывании, тогда как Браун и соавторы (Brown, Scheflin & Whitfield, 1999), рассмотрев 68 случаев, пишут о том, что практически все жертвы продемонстрировали некоторое забывание.

    Мы еще вернемся к вопросу о стрессе и амнезии, а сейчас, возможно, достаточно сказать, что потенциально память податлива, особенно в состоянии крайней внушаемости, а есть основания считать, что именно внушаемость весьма характерна для отношений психотерапевт-пациент. Именно поэтому к сообщениям о «вновь обретенной памяти» следует относиться с особенной осторожностью. Тем более что даже если насилие и имело место, понятно, что осознание этого факта пациентом еще не гарантирует исцеления.

    Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

    Парамнезия

    Парамнезия – нарушение памяти, для которого характерны ложные воспоминания.

    Общая информация

    Парамнезия, дисмнезия (гипомнезия и гипермнезия), а также амнезия являются основными патологиями памяти. В отличие от стальных расстройств парамнезия характеризуется не ослаблением или потерей памяти, а ее искажением. Впервые этот термин был использован Эмилем Крепелином в 1886 году. Ученый интерпретировал его как «обманы памяти».

    При парамнезии может происходить смешение прошлых и текущих событий либо реальных и вымышленных (прочитанных, увиденных) воспоминаний. Зачастую человек придает слишком большое значение своей роли в ситуациях, которые случались в прошлом.

    В психологии парамнезия – это неточное или ошибочное воспроизведение автобиографических фактов.

    Причины

    Кратковременные единичные эпизоды нарушения памяти (дисмнезии или парамнезии) могут быть результатом стресса, сильного переутомления или аффекта. Если приступы имеют системные характер, они могут указывать на органическое поражение головного мозга, в частности тех его структур, которые отвечают за память.

    • ишемический или геморрагический инсульт;
    • церебральный паралич;
    • атеросклероз крупных артерий;
    • черепно-мозговые травмы;
    • опухоли в головном мозге;
    • шизофрения;
    • параноидальный психоз;
    • сосудистая деменция;
    • сенильные изменения личности;
    • болезнь Альцгеймера;
    • парафренический синдром;
    • синдром Корсакова.

    При отсутствии поражения ЦНС парамнезия может иметь психологический характер. Чаще всего она наблюдается в молодом возрасте и выражается в замене неприятных событий на позитивные либо в появлении ложных воспоминаний, оправдывающих текущие действия. Обычно такие «обманы памяти» возникают на фоне комплекса неполноценности, лабильности и выраженной зависимости личности от мнения окружающих.

    Симптомы

    Проявления парамнезии включают множество различных качественных извращений памяти. В зависимости от их специфики выделяют несколько видов данного расстройства. К парамнезиям относятся:

    Основной симптом псевдореминисценции – человек выдает прошлые события за настоящие. Он описывает факты из обычной жизни, которые происходили на самом деле, но в другое время, и не относятся к текущей ситуации. Псевдореминисценция характерна для деменции, синдрома Корсакова и других состояний, сопровождающихся гипомнезией.

    Главное проявление конфабуляции – трансформация реальных воспоминаний за счет внесения в них вымышленных элементов (объектов, действий). Виды конфабуляций:

    • замещающие – заполнение пробелов в памяти реальными событиями из других временных периодов;
    • экмнестические – перенос событий раннего детства в недавние воспоминания;
    • фантастические – воспоминания о фантастических событиях, в которых пациент участвовал по его мнению;
    • бредовые – искажение воспоминаний посредством внесения в них бредовых эпизодов;
    • галлюцинаторные – дополнение описаний событий фрагментами зрительных и слуховых галлюцинаций.

    Признак криптомнезии – восприятие прочитанной, услышанной или увиденной информации как реально пережитой. Как правило, криптомнезия сочетается с разными видами амнезии. При этом больные плохо ориентируются во времени и пространстве, быстро устают, но хорошо сохраняют приобретенные знания и навыки. Криптомнезия возникает при сенильных психозах, поражении головного мозга и церебральном атеросклерозе.

    Фантазмы представляют собой воспоминания, в которые закладываются галлюцинаторные события. Они возникают у людей с раздвоением личности и шизофренией. Фантазмы отличаются грубостью и нелепостью, а в некоторых случаях – интригующим сюжетом.

    Редуплицирующая амнезия (двойственное восприятие) выражается в повторении воспоминаний: человеку кажется, что одни и те же события происходят несколько раз. Он испытывает чувство неполного «дежавю».

    Ложное узнавание проявляется в ошибочной идентификации людей, предметов и мест. В тяжелых случаях человек не может узнать близких и свое отражение в зеркале.

    Диагностика

    Диагностика дисмнезии и парамнезии направлена на выявление основного заболевания. Она включает следующие обследования:

    • сбор анамнеза;
    • психологические тесты, позволяющие оценить уровень памяти, а также адекватность восприятия действительности;
    • МРТ головного мозга, дающее возможность визуализировать патологические изменения различных структур мозга и функциональную активность его зон;
    • анализ крови.

    Лечение

    Направления лечения парамнезии зависят от специфики ведущей патологии. Кроме средств, воздействующих на причину поражения головного мозга, используются ноотропные препараты – аминалон, пирацетам, глицин, ноотропил. Они способствуют ускорению восстановления клеток ЦНС и улучшению кровообращения церебральных структур. Также назначаются витамины и антиоксиданты.

    При парамнезии пациентам необходимы психологическая помощь и создание благоприятной обстановки, исключающей стрессовые факторы.

    Прогноз

    Прогноз при развитии парамнезии зависит от ее причин. В большинстве случаев адекватное лечение позволяет скорректировать нарушения памяти. Появление или усиление фантазмов наряду с бредом и галлюцинациями указывает на ухудшение состояния пациента.

    Профилактика

    Профилактика различных видов парамнезии состоит в недопущении органических повреждений ЦНС.

    Синдром ложной памяти

    Синдром ложной памяти

    Молодая женщина пожаловалась психотерапевту на неполадки в душевной сфере, в частности, на ослабление памяти Психотерапевт помог ей "восстановить память", и она "вспомнила", что когда ей было 13 лет, ее изнасиловал учитель, она забеременела и была вынуждена сделать аборт Свидетелей, подтверждающих ее правоту, нет, зато доподлинно известно, что в 13 лет у нее еще не начался менструальный цикл и забеременеть она не могла Однако женщину это не смутило, она стала преследовать учителя, подала на него в суд Суд постановил, что восстановление подавленных воспоминаний "лишено научной основы и посему служить доказательством вины ответчика не может".

    Со времен Фрейда никто не сомневается, что память о неприятных событиях может быть подавлена и вытеснена в такие глубины бессознательного, что не всякий психотерапевт сумеет извлечь ее оттуда. Законопослушный гражданин в приступе ярости убивает другого и даже не покидает место преступления: он забыл, что убийца он сам, и в полной уверенности, что случайно наткнулся на труп, вызывает полицию. Женщина, действительно ставшая жертвой насилия, никак не может объяснить, откуда у нее синяки и ушибы. Все это случаи психогенной амнезии.

    Но еще более распространенным становится в наши дни обратный феномен - синдром ложной памяти, происхождение которого связано не столько с душевным расстройством, сколько с внушением и самовнушением. Чаще всего его тема - сексуальные домогательства в детстве со стороны родителей, близких родственников, учителей, приятелей. Во многих случаях эти воспоминания рождаются в беседах с психотерапевтом, чье предположение становится для пациента воспоминанием и глубоко укореняется в его душе Ложное воспоминание служит источником семейных трагедий - отчуждения детей от родителей, разводов, потери работы.

    "Мы знаем, что существуют сотни и тысячи случаев ложных воспоминаний, и что множество семей разрушены благодаря им, - говорит Гарольд Лиф, психиатр из Филадельфии. - И мы знаем, увы, что многие терапевты, сосредотачиваясь на таких воспоминаниях, упускают из виду истинные проблемы своих пациентов Недаром в зрелом возрасте немало пациентов отрекаются от внушенных им воспоминаний! К сожалению, это часто случается слишком поздно".

    Гэйл Макдональд, жительница канадской провинции Онтарио, написала недавно книгу "Как провоцируют болезни". В ней она рассказывает, как ее убедили чуть ли не под гипнозом, что причина ее эмоциональных

    проблем - давнишние сексуальные домогательства со стороны отца Психотерапевт сообщил ей, что у нее множественные нарушения личности - диагноз, который, как пишет Макдональд, он поставил более ста пациентам

    Ложное воспоминание побудило ее расстаться с семьей. Ее стали мучить ночные кошмары Она принялась писать во все газеты и журналы рассказы о событии, якобы "наложившем роковой отпечаток на ее судьбу". Она перестала есть и стала похожа на труп. Все это не кончилось бы добром, если бы один умный психиатр не поставил ей другой диагноз - "посттравматический стресс как непосредственный результат терапии" - и не помог ей понять, что ее так называемое воспоминание было ложным

    На недавней конференции по синдрому ложной памяти Элизабет Лофтус, профессор психологии Вашингтонского университета в Сиэтле, рассказывала, как легко внушить человеку то, чего на самом деле не было. Серия наводящих вопросов, умело сформулированные предложения - и готово В одном эксперименте психологи без труда убедили взрослых его участников, что в детстве их госпитализировали с острой болью, и что когда им было пять лет, они однажды потерялись в торговом центре. Некоторые участники эксперимента дополняли это "воскрешенное" якобы воспоминание множеством подробностей

    То же самое произошло и с дошкольниками, которых психолог из Корнельского университета Стефен Сеси еженедельно расспрашивал о воображаемом событии. На десятой неделе они сами рассказали ему об этом событии, приукрасив его новыми деталями Событие было простое: ребенку внушалось, что он сунул руку в мышеловку, она захлопнулась, и его пришлось отвезти в больницу, где знают, что делать в таких случаях Ни родителям, ни экспериментаторам не удалось разубедить половину детей и внушить им, что никакой мышеловки не было.

    Люди, склонные кдепрессии, истерии и некоторым другим нарушениям психики и эмоциональной сферы, необычайно восприимчивы к внушению и всегда готовы смешать выдумку с реальностью. Профессиональные психиатрические организации недаром сейчас забили тревогу. Они предостерегают своих коллег-психотерапевтов от бездумного использования различных приемов якобы восстановления памяти, при которых пагиенту попросту внушается воспоминание о событии, кажущемся психотерапевту правдоподобным. Особенно воспоминание о детской сексуальной травме Королевская коллегия адвокатов в Канаде считает, что эти приемы вообще недоступны в терапевтической практике.

    «Обманы памяти» при парамнезии

    Термин парамнезия был введен немецким психиатром Эмилем Крепелином в 1886 году для обозначения обманов памяти. Он выделял три основные разновидности парамнезии. Первую разновидность он называл «простые обманы памяти», относя к ним ложные воспоминания о воображаемых событиях. Вторая разновидность - ассоциированные обманы памяти, когда человек, видящий кого-то в первый раз, утверждает, что уже видел его раньше (репродуцирующая парамнезия). Третья разновидность - парамнезия, при которой новая ситуация воспринимается как детальное дублирование ранее происходившей ситуации (дежавю). Сегодня классификация обманов памяти значительно шире.

    Извращение памяти

    В психиатрии название парамнезии произошло от греч. слов «para» - «около» и «mnesia» - «воспоминание». Это патологические нарушения памяти, которые отличаются ложными и искажёнными воспоминаниями.

    В психологии известен свой аналог парамнезии. Этим термином психологи называют искаженное, неточное или же ошибочное воспроизведение фактов и событий при автобиографических воспоминаниях. Причиной может стать аффект, стресс, хроническое или острое утомление.

    По мнению Э. Крепелина парамнезии делятся на:

    В современной психологии в классификацию парамнезий включают фантазмы, конфабуляции, криптомнезии, редуплицирующую парамнезию, псевдореминисценции и ложное узнавание. Рассмотрим их подробнее.

    Ложные воспоминания

    Псевдореминисценция (с греч. «ложное воспоминание») - замещающие конфабуляции с бытовым правдоподобным сюжетом. Это своеобразное «воспоминание» о нереальных событиях, галлюцинации человеческой памяти.

    Псевдореминисценция часто сочетается с серьёзными нарушениями памяти (такими, как амнезия, гипомнезия). Симптомы такого расстройства возникают при органических заболеваниях мозга, паранойяльном и парафреническом синдромах.

    Иллюзии памяти

    Конфабуляция (с лат. - «досочинительство») - искажённое воспоминание о реальных событиях. Такие парамнезии представляют собой продукт патологического воображения или творчества, обращённый в прошлое, всплывающий в сознании в виде воспоминаний. Эти симптомы наблюдаются при определённых психозах, синдроме Корсакова, парафрениях, шизофреническом бреде.

    Выделяют разные формы конфабуляций:

    • Экмнестические. Иллюзии памяти фиксируются на прошлом;
    • Мнемонические. Иллюзии памяти, которые связаны с событиями настоящего;
    • Фантастические. В памяти непроизвольно всплывают отдельные воображаемые фрагменты;
    • Бредовые. Конфабуляции с трансфером фантастического или же обыденного бреда в более ранний период;
    • Онирические. Их может спровоцировать онейроид, делирий, выход из сумеречного состояния сознания;
    • Спонтанные. Сопровождают психоз Корсакова;
    • Внушённые (наведённые). Бывают при болезни Альцгеймера.

    Заимствованные воспоминания

    Криптомнезия - такое расстройство памяти, при котором чужие воспоминания (прочитанные, увиденные и т.д.) переносятся из прошлого в настоящее. Такие парамнезии человек считает оригинальным продуктом своего творчества. Криптомнезия в чём-то напоминает дежавю, но возникает при воспоминании, а не восприятии. Встречается криптомнезия при сенильных психозах, патологической органике головного мозга, церебральном атеросклерозе.

    Такое психическое явление, как криптомнезия, надо отличать от плагиата. Так, плагиатом называется сознательное и целенаправленное присвоение продукта творчества другого человека, а в случае криптомнезии это происходит неосознанно.

    Патологическое фантазирование

    Фантазмы - патологическое неудержимое фантазирование, в некоторых случаях сочетающееся с иными расстройствами памяти. Фантазмы делят на паралитические и истерические.

    Паралитические по сути напоминают фантастические конфабуляции, отличаясь лишь грубостью и нелепостью. Истерические отличаются необычным и интригующим сюжетом, подчас с эротической подоплекой.

    Двойственное восприятие

    Чешский психиатр и невропатолог А. Пик описал в 1901 году такое явление, как редуплицирующая парамнезия. Одни и те же события происходят для человека как бы по нескольку раз. Иногда такая парамнезия сопровождается антероградной амнезией.

    Распространённой формой редуплицирующей парамнезии является эхомнезия. При эхомнезии происходит как бы удвоение переживаний обычной жизни, когда человек уверен, что события повторяются. Эхомнезия часто встречается в трудах Пика. Один пациент, которого наблюдал А. Пик, говорил, что сегодня видел уже трёх Пиков. Эхомнезия встречается при параличе, психозах, деменциях, синдроме Корсакова.

    Ошибочное узнавание

    Ложным узнаванием называют ошибочное узнавание лиц или предметов, местности, помещений или даже себя самого (например, человек не узнаёт себя в отражении). При сильных нарушениях памяти нарушается узнавание родных и близких. Чаще всего встречается при шизофрении.

    К возникновению парамнезии часто приводит повышенная внушаемость человека, инфантилизм психики, определённые эмоциональные особенности и отсутствие критичности, поэтому профилактике этого состояния немало способствует личностный рост и работа с психотерапевтом.

    Что такое ложная память

    Ложная память - это расстройство нормального познавательного процесса, когда может казаться, что то, чего не было в действительности, происходило на самом деле. Нереальный, придуманный опыт, который закрепился в сознании как реальный.

    История исследования ложной памяти

    Прежде чем говорить о ложной памяти, следует уяснить, что представляет из себя такой феномен человека разумного, как память.

    Основные причины ложной памяти

    Американский писатель Марк Твен с присущим ему юмором высказался, что «Когда я был молод, то помнил абсолютно все: и то, что было, и то, чего не было. Но я старею, и скоро буду помнить лишь последнее». В этих словах можно уловить намек, что с возрастом память слабеет, и часто человек выдает за действительность события, которые на самом деле с ним не происходили.

    • Неразвитая память у детей до 3-х лет. Организм ребенка только становится. Лобные доли головного мозга, отвечающие за формирование краткосрочной и долговременной памяти, недостаточно развиты. Малыш просто не может надолго запоминать информацию, а если сохраняет, так только часть (фрагмент) события. Потому воспоминания, когда уже взрослый вдруг «напрягается» и выдает, что совсем маленьким его, допустим, похитили, довольно часто недостоверны. Хотя сам человек может искренне верить, что такое произошло с ним на самом деле.

    Разновидности ложной памяти

    Человек запоминает внешний мир при помощи зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Эти основные пять чувств лежат в основе человеческой памяти. По способу запоминания она может быть двигательной, образной, эмоциональной и словесно-логической. Все эти 4 вида находятся в тесной взаимосвязи.

    1. Зрительной. Человек попал в незнакомую для него обстановку, но ему кажется, что, допустим, этот стол и цветы на окнах он уже видел раньше. Это успокаивает и не заставляет нервничать. Разновидностью ложной зрительной памяти следует считать эмоционально-образную, когда мнимый образ предстает в ярких тонах, что может вызвать бурную реакцию.

    Если приступы псевдопамяти редки, они не оказывают большого влияния на жизнь индивида. Но если они повторяются часто, это показатель нездоровых процессов в жизнедеятельности организма, в частности головного мозга. В таком случае говорят о болезненном расстройстве памяти.

    • Полезная статья: Вечерние привычки, что мешают похудеть - 13 вредных привычек
    • Как похудеть на 20 кг - реальные отзывы о Guarchibao

    Проявления ложной памяти как расстройства психики

    Когда в памяти человека преобладают ложные воспоминания, следует говорить о синдроме ложной памяти (СЛП). Он определяет все стороны жизни индивида. И это уже нарушение процессов запоминания, болезненное проявление, которое медики называют парамнезией, что в переводе с греческого означает «неправильная память». Часто наступает при нервно-психических заболеваниях, обусловленных внешними (экзогенными) факторами. И провоцируется психозами, возникающими в результате разных заболеваний внутренних органов или интоксикации организма.

    • Ложные смутные воспоминания (псевдореминисценции). Реальные события далекого прошлого, обычно они касаются личного жизненного опыта, воспринимаются как произошедшие в настоящем. Допустим, человек в детстве испытал жгучую обиду. Она постоянно жгла душу и привела к неожиданному болезненному эффекту: стала восприниматься как произошедшая недавно. Такие нарушения памяти проявляются при разных заболеваниях центральной нервной системы и свойственны людям зрелого возраста.

    Особенности манипуляции ложной памятью

    У памяти существуют свои серые зоны. Специалисты знают об этом, недаром в последние годы разгорелись жаркие дискуссии, можно ли вмешиваться в психику человека, заставляя его вспомнить то, чего, возможно, в его жизни совсем не было. Такие манипуляции с памятью, когда вдруг «припоминается» то, чего не было в действительности, могут иметь далеко идущие последствия не только для конкретного индивидуума, но и для общества в целом.

    Что такое ложная память - смотрите на видео:

    Ложная память - малоизученный феномен человеческой психики, недостаточно известное психологическое явление, когда индивидуум «вспоминает» события, которые на самом деле не происходили. Такие воспоминания можно отнести к защитному рефлексу, реакции человека на еще неизведанное, чтобы защититься от возможной стрессовой ситуации или вызвать к себе жалось и сочувствие. С другой стороны, сознательная манипуляция общественным сознанием превращает людей в послушное стадо. Допустим, превратно истолкованные СМИ исторические факты и события (недавние или «дела давно минувших дней») становятся ложной коллективной памятью. Последствия такого агрессивного вмешательства в психику человека могут сказаться самым непредвиденным образом на жизни индивида и общества.

    Синдром ложной памяти

    Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000 .

    Смотреть что такое "Синдром ложной памяти" в других словарях:

    Болезнь Альцхеймера - Болезнь Альцгеймера Мозг пожилого человека в норме (слева) и при патологии, вызванной болезнью Альцгеймера (справа), с указанием отличий. МКБ 10 G30., F … Википедия

    Болезнь альцхаймера - Болезнь Альцгеймера Мозг пожилого человека в норме (слева) и при патологии, вызванной болезнью Альцгеймера (справа), с указанием отличий. МКБ 10 G30., F … Википедия

    Пресенильный психоз - Болезнь Альцгеймера Мозг пожилого человека в норме (слева) и при патологии, вызванной болезнью Альцгеймера (справа), с указанием отличий. МКБ 10 G30., F … Википедия

    Конопляный понедельник - Марихуана психоактивное вещество, полученное из разновидности конопли, которая содержит наибольшее количество психоактивных веществ (каннабиоиды). В природе существует приблизительно 60 каннабиоидов, самый действенный из которых дельта 9… … Википедия

    Sen Similya - Марихуана психоактивное вещество, полученное из разновидности конопли, которая содержит наибольшее количество психоактивных веществ (каннабиоиды). В природе существует приблизительно 60 каннабиоидов, самый действенный из которых дельта 9… … Википедия

    Конопля (наркотик) - Марихуана психоактивное вещество, полученное из разновидности конопли, которая содержит наибольшее количество психоактивных веществ (каннабиоиды). В природе существует приблизительно 60 каннабиоидов, самый действенный из которых дельта 9… … Википедия

    Марихуана - (исп. marijuana) психоактивное средство, полученное из разновидности конопли, которая содержит наибольшее количество психоактивных веществ (каннабиноидов). В природе существует приблизительно 60 каннабиноидов, самый действенный из… … Википедия

    Делирий - (лат. delirium бред, безумие) – острый, реже протрагированный и в отдельных случаях хронический психоз токсического, экзогенно органического и/или соматогенного характера, нередко возникающий на фоне достаточно серьёзной сомато неврологической… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Расстройства памяти

    Расстройства памяти - это снижение или утрата способности запоминания, а также сохранения и воспроизведения запасов памяти. Расстройства памяти подразделяют на дисмнезии (слабость памяти), амнезии (отсутствие памяти) и парамнезии (обманы памяти).

    При дисмнезии ухудшается запоминание текущей информации, в первую очередь имен, цифр, определений, что особенно заметно в условиях, требующих быстрого ответа. Память прошлого беднеет деталями событий, снижается, забывается их последовательность и датировка.

    Различают амнезии: ретроградную амнезию - выпадение из памяти полностью или частично событий дней, месяцев и даже лет, непосредственно предшествующих настоящему заболеванию; антероградную амнезию - выпадение из памяти на часы, дни, недели всех событий, следующих непосредственно после заболевания; репродукционную амнезию - невозможность вспомнить в нужный момент необходимое имя, число, дату, определение; фиксационную амнезию - невозможность запоминания текущих событий; прогрессирующую амнезию - утрата способности запоминания и постепенно нарастающее опустошение запасов памяти, происходящее в определенной последовательности - в первую очередь утрачивается недавно приобретенный запас памяти (события последних лет), позже начинают стираться запасы памяти далекого прошлого (среднего возраста, юности, детства) и, наконец, исчезают запасы памяти всей прожитой жизни.

    Парамнезии разделяются на конфабуляции (ложные воспоминания) и криптомнезии (искажения памяти). При конфабуляциях действительные события забываются, а их место заполняется вымыслами. Последние могут касаться обыденных вопросов - бытовых событий текущей жизни, могут иметь фантастическое содержание, а в ряде случаев (у пожилых лиц) исчерпываются тематикой их детства и юности - экмнестические конфабуляции. Интенсивно выраженные и длительно существующие фантастические по содержанию конфабуляции называют конфабулезом. Здесь обычно отмечается та или иная степень повышенного настроения. Расстройства памяти чаще невелики. Криптомнезии - искажения памяти, при которых прочитанное, увиденное во сне или услышанное кажется больным пережитым ими самими в действительности.

    Сочетание фиксационной амнезии, ретроградной амнезии и конфабуляции образует корсаковский синдром. При нем больные дезориентированы в месте, времени и окружающих их лицах. Характерны вялость, повышенная утомляемость, истощаемость. Настроение часто с оттенком эйфории и беспечности. Несмотря на резкие изменения памяти, сохраняются ранее приобретенные знания, зачастую вплоть до сложных.

    Расстройства памяти характерны прежде всего для различных органических заболеваний центральной нервной системы. Проводится лечение основного заболевания.

    Что такое парамнезия: ложные воспоминания, криптомнезия и другие виды расстройства

    Парамнезия: «околовспоминания», или по ложному следу «параллельной» памяти.

    Так уж он устроен, человек, что себя такого, каков есть, ему всегда мало. И потому в детстве он, словно господь бог, стремится простереть себя на всю Вселенную, везде быть, во всём участвовать.

    Он весь – в жажде чудес и волшебных подвигов – но в итоге старость его всегда отравлена терзаниями: мог бы сделать и то, и это – да так и не сподобился. Ибо в возраст молодой и зрелый – когда все можется – весь распылился на потуги и усилия по захвату жизненного пространства (с последующим ревностным его охранением) – до мечты ли было?!

    Но с тем, что не сбылось, расстаться не так просто. Оно живуче. Оно приходит в снах, в фантазиях – и вот уже собственная личность исподволь вплетается в строки читаемого романа, просматриваемого фильма…

    Ибо то, что не сбылось, жаждет своего воплощения. Хотя бы в виде искусственно – и искусно – вызываемых виртуальных ощущений.

    Не впускаемое в размеренно-стабильную жизнь, в минуты отчаяния оно приходит в голову в виде ложных воспоминаний – извращений памяти, часто – весьма хитроумного устройства.

    Ну, не хватает личности того, что есть! Не хватает красок, запахов, телесных ощущений, звуков!

    И тогда ложные воспоминания всем этим заботливо её снабжает: возьми – и долюби, дожми, дочувствуй!

    Парамнезия - вкус несуществующей жизни

    Парамнезия («параллельная», ложные воспоминания) – частый атрибут неврологических и психических заболеваний. Но это не обязательно так.

    В тех или иных проявлениях она может быть свойственна и личностям творчески-артистическим (или же просто чрезмерно чувствительным и впечатлительным).

    Присуща она и «специально созданным» для неё возрастам – детскому и старческому. Возрастам, когда еще – или уже – не хватает сил творить в материи.

    Причиной состояния может быть и хроническая, непрекращающаяся интоксикация (как таковая при алкоголизме, так и вследствие хронически текущей инфекции, например, при туберкулёзе).

    Словом, парамнезия – суть и удел бессильных творить физическую жизнь. Но – лишь тех, кто уже знает (или ещё помнит) её вкус.

    И на основе этой памяти и знаний они создают новую жизнь – жизнь на основе ложной памяти. С собой (не реализовавшимся в жизни истинной) во всех главных ролях.

    Но ведь главных ролей существует великое множество. Значит, и вариантов «развития сюжета», чтобы иметь возможность сыграть их все, должно существовать не меньше.

    И они существуют. Вот они.

    Классификация «подмен памяти»

    На данный момент к парамнезиям относят следующие расстройства памяти:

    • криптомнестические (криптомнезию);
    • эхомнестические (эхомнезию);
    • конфабуляционные (или конфабуляции);
    • псевдореминисцентные (или псевдореминисценции);
    • фантазматические (или фантазмы).

    Криптомнезия: и я – не я, и память не моя

    При данном виде ложной памяти возможны 2 варианта проживания симптомокомплекса.

    Ложные воспоминания – это психологическое явление, при котором человек «помнит» события, которых на самом деле не происходило. Ложные воспоминания часто рассматриваются в судебных делах, касающихся сексуального насилия над детьми. Это явление было первоначально исследовано пионерами психологии Пьером Жане и Зигмундом Фрейдом. Фрейд написал труд «Этиология истерии», в котором говорил о подавленных воспоминаниях, о детских сексуальных травмах в их отношении к истерии. Элизабет Лофтус является ведущим исследователем в области восстановления памяти и ложных воспоминаний с момента начала её исследовательской карьеры в 1974 году. При синдроме ложной памяти, ложная память присутствует в качестве преобладающей части жизни человека, влияя на его характер и повседневную жизнь. Синдром ложной памяти отличается от ложных воспоминаний, поскольку синдром оказывает сильное влияние на жизнь человека, в то время как ложные воспоминания могут не оказывать столь фундаментального эффекта. Синдром вступает в силу, потому что человек считает, что его воспоминания являются настоящими. Тем не менее, исследование этого синдрома является спорным, и синдром не идентифицирован как психическое расстройство, и, следовательно, также исключен из Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам. Ложные воспоминания являются важной частью психологических исследований из-за их связи с большим количеством психических расстройств, таких как посттравматическое стрессовое расстройство.

    Манипуляции с содержанием памяти при помощи языка

    В 1974 году, Элизабет Лофтус и Джон Палмер провели исследование с целью изучения влияния языка на развитие ложных воспоминаний. Эксперимент включал в себя два отдельных исследования. В первом тесте, 45 участников были распределены случайным образом, и им дали посмотреть различные видео, в которых были зафиксированы автомобильные аварии, при этом в отдельных видео демонстрировались столкновения со скоростью в 30, 50 или 65 километров в час. После этого, участникам дали заполнить анкету. В анкете им задавался вопрос: «Как быстро ехали автомобили, перед тем как они врезались друг в друга?». В анкете всегда задавался один и тот же вопрос, за исключением глагола, используемого для описания столкновения. В разных анкетах использовались слова «разбились», «врезались», «столкнулись», «ударились», или «соприкоснулись». Участники оценивали столкновения всех скоростей в среднем от 56 км/ час до чуть ниже 64 км/ час. Если фактическая скорость была бы главным фактором в оценке, можно было бы предположить, что участники показывали бы более низкие оценки для более низких скоростей при столкновений. Вместо этого, слово, используемое для описания столкновения, а вовсе не сама скорость, казалось, лучше прогнозировало оценку скорости. Во втором эксперименте, участникам также показывали видео с автомобильной аварией, но основным способом манипулирования была формулировка в последующих вопросниках. 150 участников были случайным образом распределены на три группы. Участникам из первой группы задали тот же вопрос, что и в первом исследовании, используя глагол «разбились». Во второй группе в вопросе звучало слово «врезались». В последней группе не спрашивалось о скорости разбитых автомобилей. Затем исследователи спросили участников, не видели ли они битого стекла, зная, что в видео не было никакого битого стекла. Ответы на этот вопрос показали, что то, замечали ли участники разбитое стекло, очень зависело от используемого глагола. Большое количество участников в группе, которым сказали, что машины «разбились», заявили, что видели битое стекло. В этом исследовании, отправной точкой в дискуссии был вопрос о том, могут ли слова, используемые для выражения вопроса, оказать влияние на данный ответ. Во-вторых, исследование указывает на то, что формулировка вопроса может дать людям ожидания к ранее игнорируемым деталям, а, следовательно, неправильное толкование наших воспоминаний. Это указание поддерживает существование ложной памяти как явления.

    Корректировка данных в отчете очевидца

    Мета-анализ исследований языкового манипулирования Лофтуса показывает, что эффекты феномена оказывают влияние на процесс припоминания и продукты человеческой памяти. Даже малейшее изменение в вопросе, например, в артикле, может изменить ответ. Например, если спросить у человека, видел ли он «этот знак» (артикль the), а не «какой-то знак» (артикль a), если знак действительно имел место, то человек скорее будет склонен ответить, что он видел знак.

    Влияние прилагательных на ответы очевидца

    Выбор прилагательных может подразумевать характеристики объекта. Исследование Харриса 1973 года рассматривает различия в ответах на вопрос о росте баскетболиста. Респондентов случайным образом распределили, и задали им вопрос: «Насколько высокий был баскетболист?» или «Насколько низкий был баскетболист?». Вместо того, чтобы спрашивать участников просто о росте баскетболиста, использовалось прилагательное, которые имело эффект на численные результаты. Разница в средних показателях роста, которая была предсказана, составила 10 дюймов (250 мм). Прилагательные, используемые в предложении, могут вызвать либо преувеличенный, либо преуменьшенный ответ респондента.

    Ответ на мета-анализ

    Было высказано мнение, что Лофтус и Палмер не контролировали внешние факторы, поступающие от отдельных участников, такие как эмоции участников или потребление алкоголя, наряду со многими другими факторами. Несмотря на критику, такую как эта, это специфическое исследование является весьма актуальным и для судебных дел в отношении ложных воспоминаний. Автомобильное исследование Лофтуса и Палмера позволило комитету Девлин создать отчет Девлина, который предположил, что показания очевидцев не являются надежными сами по себе.

    Надежность вызова памяти

    Пресуппозиции

    Пресуппозиции являются косвенными намёками, применяемыми путём выбора слов. Предположим, что вы спрашиваете человека: «Какого оттенка синего был бумажник?». Он, в переводе, думает: «Кошелек был синим. Какой был оттенок?» Фраза предусматривает предполагаемый «факт». Это предположение обеспечивает два отдельных эффекта: истинный эффект и ложный эффект. Истинный эффект предполагает, что объект, о котором идет речь, действительно существует. При этом, воспоминание респондента усиливается, становится более легкодоступным, и его проще экстраполировать. При истинном эффекте, предпосылки облегчают воспоминание о детали. Например, было бы менее вероятно, что респондент вспомнит, что бумажник был синим, если бы в подсказке не указывалось, что цвет был синим. Ложный эффект предполагает, что объект, о котором идет речь, никогда не существовал. Несмотря на это, ответчик убеждён в противном, благодаря чему возможно манипулировать его памятью. Также человек может изменять ответы на последующие вопросы, чтобы сохранять логику повествования. Независимо от того, был эффект истинным или ложным, ответчик пытается соответствовать предоставленной информации, поскольку предполагает, что это правда.

    Гипотеза подстроения

    Гипотеза построения имеет огромное значение для объяснения податливости памяти. Задавая респонденту вопрос, который предоставляет предпосылку, ответчик «подстроит» свое воспоминание согласно этой предпосылке (если признать сам факт её существования). Ответчик вспомнит объект или деталь. Гипотеза подстроения говорит, что если истинная часть предоставляемой информации может изменить ответ респондента, то это возможно и относительно ложной части информации.

    Теория скелета

    Лофтус разработал теорию скелета после того, как провел эксперимент с участием 150 пациентов из Университета штата Вашингтон. Теория скелета объясняет идею о том, как работают воспоминания, при помощи двух категорий: процессы приобретения и поисковые процессы. Процессы приобретения происходят в ходе трех отдельных этапов. Во-первых, при первоначальной встрече, наблюдатель выбирает стимул, на котором ему нужно сосредоточиться. Информация, на которой наблюдатель может сосредоточиться, в сравнении с информацией, присутствующей в ситуации, очень мала. Другими словами, вокруг нас происходит много всего, и мы можем сосредоточить внимание только на небольшом «участке» информации. Таким образом, наблюдатель должен сосредоточить внимание на фокусной точке. Во-вторых, наше визуальное восприятие должно быть переведено в заявления и описания. Заявления представляют собой совокупность понятий и объектов; они являются связующим звеном между возникновением события и памятью. В-третьих, восприятие подлежит какой-либо «внешней» предоставляемой информации до или после интерпретации. Этот последующий набор информации может изменить воспоминание. Процессы извлечения информации из памяти происходят в два этапа. Во-первых, память и образы регенерируются. Это восприятие зависит от того, какой фокус выбрал наблюдатель, наряду с информацией, представленной до или после наблюдения. Во-вторых, связывание инициируется описанием, «рисованием картинки», чтобы понять, что именно наблюдалось. Этот процесс поиска приводит либо к точной памяти, либо к ложной памяти.

    Реляционная обработка

    Извлечение памяти было связано с реляционной обработкой мозга. Связывая два события (по отношению к ложной памяти, связывая свидетельство с предшествующим событием), существуют буквальные и реферативные представления. Буквальные представления совпадают с событием (например, кто-то не любит собак, потому что, когда ему было пять лет, его укусил чихуахуа), а реферативные соответствуют общим выводам (например, кто-то не любит собак, потому что они злые). В соответствии с теорией нечеткого следа, гласящей, что ложные воспоминания хранятся в реферативных представлениях (которые извлекают истинные и ложные воспоминания), Storbeck & Clore (2005) захотели узнать, как изменение настроения влияет на извлечение ложных воспоминаний. После использования инструмента для измерения ассоциаций к словам, называемого парадигмой Диз-Родригера-МакДермотта, ученые манипулировали настроениями испытуемых. Настроения либо ориентировались на позитив, либо на негатив, либо вообще никак на них не воздействовали. Результаты позволяют предположить, что более негативные настроения сделали критические детали, хранящиеся в реферативных представлениях, менее доступными. Это означало бы, что ложные воспоминания менее вероятны, когда человек находится в плохом настроении.

    Восстановление памяти при помощи терапии

    Стратегии восстановления

    Воспоминания, восстановленные с помощью терапии, становится трудно отличить от просто подавленных или существовавших ранее воспоминаний. Терапевты используют такие стратегии, как гипнотерапия, повторный допрос, и библиотерапия. Эти стратегии могут спровоцировать восстановление несуществующих событий или неточные воспоминания. Недавний отчет указывает на то, что подобные стратегии могли вызвать ложные воспоминания до начала современной полемики по данной теме, которая имела место в 1980-х и 1990-х годах. Лоуренс и Перри провели исследование с целью протестировать способность вызывать события из памяти с помощью гипноза. Пациентов помещали в гипнотическое состояние, а затем будили. Наблюдатели предположили, что пациентов разбудили громким шумом. Почти половина испытуемых заключили, что это заключение является правдой, хотя это было не так. Хотя, путем терапевтического изменения состояния пациента, у них, возможно, были основания полагать, что то, что они говорят, правда. Из-за этого ответчик имел ложные воспоминания. В 1989 году исследование гипнабельности и ложной памяти разделило точные и неточные воспоминания. При формировании открытого вопроса, 11,5% испытуемых вспомнили ложное событие, предложенное наблюдателями. В формате множественного выбора, ни один из участников не утверждал, что ложное событие произошло. Этот результат привел к выводу, что гипнотические внушения производят сдвиги в фокусе, осознании и внимании. Несмотря на это, испытуемые не смешивали фантазии с реальностью. Восстановление памяти при помощи терапии является распространенной подкатегорией вызова памяти, открывающей спор о псевдореминисценции. Это явление определяется свободно, и входит в DSM. Тем не менее, синдром предполагает, что ложные воспоминания могут быть названы синдромом, когда они оказывают большое влияние на жизнь пациента. Эти ложные воспоминания могут полностью изменить личность и образ жизни пациента. Техника «потерянный-в-торговом-центре» является еще одной стратегией восстановления. По существу, она представляет собой паттерн повторения предположений. Человек, чья память должна быть восстановлена, продолжает утверждать, что у него был такой опыт, даже если этого могло не быть. Эта стратегия может заставить человека вспомнить, что событие имело место, несмотря на ложность этого утверждения.

    Судебные дела

    Восстановление памяти при помощи терапии стало распространенной практикой в судебных делах, особенно в отношении сексуального насилия. В деле Рамона против Изабеллы, два терапевта ошибочно побудили Холли Рамону, свою пациентку, вспомнить, что она подвергалась сексуальному насилию со стороны своего отца. Было высказано мнение о том, что терапевт, Изабелла, «имплантировала» это воспоминание Рамоне после использования гипнотического препарата амитал натрия. Почти единогласным решением судей, была признана халатность Изабеллы по отношению к Холли Рамоне. Этот юридический вопрос 1994 года сыграл огромную роль в признании возможности ложных воспоминаний. В другом случае, когда использовались ложные воспоминания, они способствовали тому, что с обвиняемого были сняты все обвинения. Джозеф Пацели был обвинен в том, что проник в дом к женщине с целью сексуального насилия. Женщина дала полиции описание нападавшего вскоре после того, как произошло преступление. В ходе судебного процесса, исследователь памяти Элизабет Лофтус показала, что память является ошибочной, и что имело место много эмоций, которые сыграли свою роль в описании, которое женщина дала полиции. Лофтус опубликовала много исследований в соответствии с ее показаниями. Эти исследования показывают, что воспоминания могут быть легко изменены, а иногда и свидетельские показания могут быть не столь надежны, как считают многие. Несмотря на то, что имело место много судебных дел, в которых присутствуют ложные воспоминания, это не облегчает процесса различения ложных и реальных воспоминаний. Надежная терапевтическая стратегия может помочь в этой дифференциации, либо путем избегания известных противоречивых стратегий, или путем раскрытия противоречий. В каждом случае, терапия по извлечению воспоминаний была признана неприемлемой, и необоснованной с научной точки зрения. Тот факт, что не всегда можно сказать, что восстановленные воспоминания являются истинными или ложными, означает, что качество доказательств является слабым. Возражения против терапевтических методов восстановления памяти оспаривались путем их сравнения с этикой методов устранения памяти, таких как электросудорожная терапия. Гарольд Мерски опубликовал статью по этическим вопросам терапии восстановления памяти. Он предполагает, что, если пациент уже имеет существующие серьезные проблемы в жизни, вполне вероятно, что будет происходить относительно сильное «ухудшение» вызова памяти. Это ухудшение физически параллельно эмоциональной травме. Могут наблюдаться слезы, крики и много других форм физического страдания. Возникновение физических признаков при воспоминании у пациентов с относительно незначительными проблемами до терапии может быть признаком потенциальной ложности вызываемого воспоминания.

    У детей

    Если ребенок пережил насилие, для него нехарактерно раскрывать детали события. Попытка косвенно спровоцировать вызов памяти может привести к конфликту источника атрибуции, например, неоднократное допрашивание ребенка может вызвать у него реакцию согласия, чтобы удовлетворить вопросам взрослого. Стресс, налагаемый на ребенка, может затруднить восстановление точной памяти. Некоторые люди выдвигают гипотезу, что, поскольку ребенок постоянно пытается вспомнить событие, выстраивается большой файл из источников, из которых может быть извлечена память, включая источники, потенциально отличающиеся от подлинных воспоминаний. Дети, которые никогда не переживали насилия, с которыми проводят подобные методы восстановления памяти, могут рассказать о событиях, которые никогда не происходили. Если делается вывод, что воспоминание ребенка является ложным, мы видим ошибку типа I. Если предположить, что ребенок не помнит существующее событие, мы видим ошибку типа II. Одним из наиболее заметных препятствий в отзыве памяти у детей является неверное связывание с источником, то есть, плохая расшифровка между потенциальными истоками памяти. Источник может происходить от фактического восприятия, или же от наведенного и воображаемого события. Дети младшего возраста, дошкольного возраста, в частности, сталкиваются с трудностями при попытке провести между ними отличие. Линдсей и Джонсон (1987 г.) пришли к выводу, что даже дети, приближающиеся к подростковому возрасту, сталкиваются с этим, а также ссылаются на существующую память в качестве свидетеля. Дети значительно чаще путают источник памяти.

    Термин парамнезия был введен немецким психиатром Эмилем Крепелином в 1886 году для обозначения обманов памяти. Он выделял три основные разновидности парамнезии. Первую разновидность он называл «простые обманы памяти», относя к ним ложные воспоминания о воображаемых событиях. Вторая разновидность - ассоциированные обманы памяти, когда человек, видящий кого-то в первый раз, утверждает, что уже видел его раньше (репродуцирующая парамнезия). Третья разновидность - парамнезия, при которой новая ситуация воспринимается как детальное дублирование ранее происходившей ситуации (дежавю). Сегодня классификация обманов памяти значительно шире.

    Извращение памяти

    В психиатрии название парамнезии произошло от греч. слов «para» - «около» и «mnesia» - «воспоминание». Это патологические нарушения памяти, которые отличаются ложными и искажёнными воспоминаниями.

    В психологии известен свой аналог парамнезии. Этим термином психологи называют искаженное, неточное или же ошибочное воспроизведение фактов и событий при автобиографических воспоминаниях. Причиной может стать аффект, стресс, хроническое или острое утомление.

    По мнению Э. Крепелина парамнезии делятся на:

    В современной психологии в классификацию парамнезий включают фантазмы, конфабуляции, криптомнезии, редуплицирующую парамнезию, псевдореминисценции и ложное узнавание. Рассмотрим их подробнее.

    Ложные воспоминания

    Псевдореминисценция (с греч. «ложное воспоминание») - замещающие конфабуляции с бытовым правдоподобным сюжетом. Это своеобразное «воспоминание» о нереальных событиях, галлюцинации человеческой памяти.

    Псевдореминисценция часто сочетается с серьёзными нарушениями памяти (такими, как амнезия, гипомнезия). Симптомы такого расстройства возникают при органических заболеваниях мозга, паранойяльном и парафреническом синдромах.

    Иллюзии памяти

    Конфабуляция (с лат. - «досочинительство») - искажённое воспоминание о реальных событиях. Такие парамнезии представляют собой продукт патологического воображения или творчества, обращённый в прошлое, всплывающий в сознании в виде воспоминаний. Эти симптомы наблюдаются при определённых психозах, синдроме Корсакова, парафрениях, шизофреническом бреде.

    Выделяют разные формы конфабуляций:

    • Экмнестические. Иллюзии памяти фиксируются на прошлом;
    • Мнемонические. Иллюзии памяти, которые связаны с событиями настоящего;
    • Фантастические. В памяти непроизвольно всплывают отдельные воображаемые фрагменты;
    • Бредовые. Конфабуляции с трансфером фантастического или же обыденного бреда в более ранний период;
    • Онирические. Их может спровоцировать онейроид, делирий, выход из сумеречного состояния сознания;
    • Спонтанные. Сопровождают психоз Корсакова;
    • Внушённые (наведённые). Бывают при болезни Альцгеймера.

    Заимствованные воспоминания

    Криптомнезия - такое расстройство памяти, при котором чужие воспоминания (прочитанные, увиденные и т.д.) переносятся из прошлого в настоящее. Такие парамнезии человек считает оригинальным продуктом своего творчества. Криптомнезия в чём-то напоминает дежавю, но возникает при воспоминании, а не восприятии. Встречается криптомнезия при сенильных психозах, патологической органике головного мозга, церебральном атеросклерозе.

    Такое психическое явление, как криптомнезия, надо отличать от плагиата. Так, плагиатом называется сознательное и целенаправленное присвоение продукта творчества другого человека, а в случае криптомнезии это происходит неосознанно.

    Патологическое фантазирование

    Фантазмы - патологическое неудержимое фантазирование, в некоторых случаях сочетающееся с иными расстройствами памяти. Фантазмы делят на паралитические и истерические.

    Паралитические по сути напоминают фантастические конфабуляции, отличаясь лишь грубостью и нелепостью. Истерические отличаются необычным и интригующим сюжетом, подчас с эротической подоплекой.

    Двойственное восприятие

    Чешский психиатр и невропатолог А. Пик описал в 1901 году такое явление, как редуплицирующая парамнезия. Одни и те же события происходят для человека как бы по нескольку раз. Иногда такая парамнезия сопровождается антероградной амнезией.

    Распространённой формой редуплицирующей парамнезии является эхомнезия. При эхомнезии происходит как бы удвоение переживаний обычной жизни, когда человек уверен, что события повторяются. Эхомнезия часто встречается в трудах Пика. Один пациент, которого наблюдал А. Пик, говорил, что сегодня видел уже трёх Пиков. Эхомнезия встречается при параличе, психозах, деменциях, синдроме Корсакова.

    Ошибочное узнавание

    Ложным узнаванием называют ошибочное узнавание лиц или предметов, местности, помещений или даже себя самого (например, человек не узнаёт себя в отражении). При сильных нарушениях памяти нарушается узнавание родных и близких. Чаще всего встречается при шизофрении.

    К возникновению парамнезии часто приводит повышенная внушаемость человека, инфантилизм психики, определённые эмоциональные особенности и отсутствие критичности, поэтому профилактике этого состояния немало способствует личностный рост и работа с психотерапевтом.

    Парамнезия или псевдоамнезия представлена в виде одного из типов нарушения процесса запоминания и характеризуется искажением воспоминаний и замещением реальных событий выдуманными.

    Есть и другие расстройства памяти, которые проявляются в нарушениях запоминаний, хранения, забывания и воспроизведения информации.

    В зависимости от того, какая функция памяти нарушена, кроме парамнезии выделяют следующие виды расстройств памяти:

    1. Дисмнезия или слабость памяти – патология, при которой пациент теряет способность эффективно запоминать текущую фактическую информацию. Наиболее выражена в моменты, когда ответ необходимо дать максимально быстро.
    2. – полная или частичная потеря воспоминаний в связи с травмирующим эмоциональным или физиологическим фактором. Может быть как временной – от нескольких минут до нескольких недель, так и необратимой.

    Парамнезия отличается от всех остальных патологий тем, что при ней память не ослабевает или теряется, а только искажается.

    Качественные нарушения связаны первостепенно с искажением самоосознавания. Понятие было введено в 1886 году Эмилем Крепелином. По-другому это заболевание он назвал «обманом памяти» .

    У людей, страдающих парамнезией, смешиваются прошлые и текущие события, а также реальные и выдуманные воспоминания. В основном это происходит из-за того, что пациент придает большое значение тем событиям или ролям, которые происходили с ним в прошлом. В психологии термин обозначает неточные или ошибочные интерпретации фактов своей автобиографии.

    Причины

    Самая распространенная причина возникновения парамнезии – это стрессы, переутомления, а также аффекты. Приступы могут быть системными. В этом случае можно говорить об органических поражениях структур головного мозга и его отделов, отвечающих за процессы памяти.

    Парамнезия также может возникнуть по следующим причинам:

    • вследствие инсульта ишемического или геморрагического типа;
    • спровоцированная церебральным параличом;
    • в результате атеросклероза артерий;
    • как последствие черепно-мозговой травмы;
    • развитие шизофрении;
    • симптом параноидального психоза;
    • при ;
    • во время сенильных изменений структуры личности;
    • при возникновении ;
    • при и при .

    Психологический и функциональный характер искажения памяти может встречаться в юношеском и молодом возрасте. Ярко выраженной чертой нарушения является подмена негативных воспоминаний и фактов своей жизни наиболее приятными образами и событиями.

    Психологическими причинами в этом случае может считаться комплекс неполноценности или ощущение ущербности личности человека.

    Искажение можно диагностировать на фоне несостоятельности личности, ее подверженности самовнушениям и влияниям извне. Обычно такие люди очень зависимы от мнения окружающих, они доверяют рекламе и всем стереотипам, сформированных в обществе.

    Ложные воспоминания у таких людей возникают в результате внешнего негативного воздействия, которому они остро подвержены.

    Постановку правильного диагноза может усложнить наличие серьезного психического заболевания, схожего по симптомам с данной патологией, которое может принести существенный вред психологическому здоровью личности. К таким заболеваниям относят шизофрению, состояние бреда и при .

    Классификация и симптоматика

    Парамнезия — довольно обширное понятие, и оно включает в себя множество качественных изменений памяти.

    Все эти виды были выделены в отдельную классификацию:

    1. Псевдореминисценция (др.-греч. ψευδο- - ложно-, лат. reminiscentia - воспоминание) подразумевает под собой перенос прошлых событий в настоящее. Человек при данном расстройстве описывает факты, которые на самом деле с ним происходили, но только не относящиеся к ситуации в настоящем. Такое нарушение обычно проявляется при деменции, синдроме Корсакова и других состояниях, для которых характерна .
    2. . Ее симптомы заключаются в искажении воспоминания за счет внедрения в них вымышленных элементов.
    3. Конфабуляции, в свою очередь, подразделяются на:

    • экменестические (иллюзии памяти акцентируются на прошлом);
    • мнемонические (иллюзии, которые связаны с настоящим);
    • фантастические (в памяти используются воображаемые детали);
    • бредовые (трансфер фантастического бреда в более ранние периоды возникновения заболевания);
    • онирические спровоцированы онейроидом, делирием, сумеречным бредом;
    • спонтанные — конфабуляции, сопровождающие Корсаковский синдром;
    • внушенные возникают при болезни Альцгеймера.
  • Фантазмы — это те воспоминания, которые лежат в основе проявлений галлюцинаций. Обычно фантазмы возникают у людей, страдающих шизофренией. Отличительной чертой является грубость и нелепость воспоминаний, а иногда они имеют интригующий сюжет.
  • Редуплицирующая амнезия или по-другому двойственное восприятие. Термин был описан чешским психиатром А. Пиком в 1991 году (одни и те же события человек переживает по несколько раз). Типом такого двойственного восприятия является эхомнезия, при которой человек уверен, что факты его жизни повторяются, и переживания множатся в реальной жизни. Эхомнезия возникает у человека, у которого проявляется паралич, психоз и многие другие расстройства.
  • Ложное узнавание — неузнавание лица или предмета, привычной местности, помещений и собственного отражения в зеркале. Если нарушение очень сильное, человек не узнает своих самых родных и близких людей. Ложные узнавания распространены при шизофрении.
  • Диагностика

    Основной целью диагностики является выявление главного психического заболевания и его причин. Диагностика проводится в несколько этапов:

    1. Сбор анамнеза, составление на его основе психологического портрета личности.
    2. Проведение специальных психологических тестов, оценивающих фактический уровень воспоминаний и восприятие действительности.
    3. МРТ головного мозга, которое позволит увидеть изменения в структурах головного мозга и оценить степень активности работы его основных зон.
    4. Анализ крови, который позволит исключить наркотическую и другие зависимости.

    Лечение

    В настоящее время не существует конкретного медикаментозного лечения, которое могло бы восстановить процессы запоминания, поскольку нет доказанного и проверенного фармакологического средства.

    В основном используются косвенные методики лечения, среди которых стоит отметить следующие:

    • терапия основного психического заболевания;
    • применение ноотропов, которые восстанавливают структуры мозга, к ним относится ноотропил, фенотропил и многие другие.
    • стабилизация кровообращения основных мозговых структур;
    • психотерапия;
    • диагностика и исключение психотравмирующих ситуаций в жизни человека, устранение стрессового состояния.

    Лечение необходимо проводить в условиях диспансерного наблюдения, необходима постоянная регистрация всех изменений. Лечение зависит от специфических черт основной патологии, которой страдает человек. Помимо ноотропов, ускоряющих работы нервных клеток, назначаются витамины и антиоксиданты. Также важно обеспечение и создание благоприятной обстановки вокруг пациента. Больной должен быть ограничен от любых факторов, провоцирующих стресс.

    Прогноз и профилактика

    Парамнезия развивается в зависимости от причин возникновения. В большинстве случаев, на ранних этапах и при правильном, адекватном лечении нарушение удается скорректировать. Если в процессе лечения фантазмы продолжают проявляться и усиливаются, появляется бред и галлюцинации, можно говорить об ухудшении состояния. Профилактика парамнезии заключается в недопущении органического поражения центральной нервной системы и травм головного мозга.