Графико цифровая формула зубов. Методика записи зубной формулы

Зубы человека являются костными образованиями во рту, играющими основную роль в процессах переработки еды, формировании речевых навыков и улыбки.

Виды зубов и их количество

В норме у взрослого человека насчитывается 28-32 зуба, у каждого из которого существует свое предназначение. Принято разделять все зубы на временные (молочные) и постоянные (коренные). Каждый из зубов относится к одной из четырех групп, в зависимости от своих функций. Принадлежность к той или иной группе определяется исходя из формы зуба, его внутреннего строения и места в зубном ряду.

На заметку! Зубы являются единственными органами в человеческом организме, которые не могут быть восстановлены. Неправильный уход и вредные привычки приводят к разрушению зубов.

Согласно выполняемым функциям зубы делятся на четыре типа:

  • резцы – необходимы человеку для того, чтобы легко отделять куски пищи;
  • клыки – предназначены для раздавливания отделяемых кусков;
  • премоляры – помогают максимально передавливать пищу;
  • моляры – нужны для измельчения кусочков еды.

На заметку! Самыми крупными из всех зубов челюсти являются моляры.

Зубы образуют сверху и снизу две дуги. На каждой из них находятся по 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных моляра (премоляра) и 6 крупных коренных моляров. Из 6 моляров по норме может быть только 4, так как не у всех людей появляются зубы мудрости.

Состояние и здоровье элементов челюсти оказывает прямое влияние на пищеварительный процесс. Благодаря наличию здоровых зубов осуществляется нормальное питание, влияющее на рост организма и его нормальное развитие.

На заметку! В мире не существует лекарств, которые могут повлиять на форму и зубов, так как она заложена генетически.

Названия и формулы зубов

Стоматолог при постановке диагноза ориентируется на определенные схемы и нумерации зубов. Цифры и буквы отражают порядок их расположения, что облегчает работу стоматологам при постановке диагноза и определения зуба, который нужно лечить.

Специальные обозначения, которые используются для указания расположения зубов, называются зубной формулой. На сегодняшний день активно применяются несколько систем записи этой схемы. Зубная формула является конечным итогом санации челюсти. Временные зубы в формуле представлены римскими цифрами, а постоянные – арабскими.

Существует универсальная зубная схема, которую принято называть буквенно-цифровым методом. В общепринятой формуле каждый вид зубов обозначается большими буквами без указания количества:

  • I – резцы;
  • C – клыки;
  • P – премоляры;
  • M – моляры.

При лечении детей вместо заглавных букв будут использованы строчные. Арабскими цифрами нумеруется расположение зуба в ряду.

Согласно схематическому рисунку формула имеет вид:

Если расшифровать запись, получится, что у пациента в наличии две пары резцов, одна пара клыков на верхней челюсти, две пары премоляров и три пары моляров. Эта формула работает при сохранении постоянного прикуса с 32 зубами.

Причины создания зубной формулы

Зубы человека, несмотря на визуальное сходство, имеют определенные отличия. Каждый зуб индивидуален и предназначен для выполнения своей функции. Благодаря нумерации в стоматологической сфере максимально оптимизирован осмотр ротовой полости пациента.

Четкие и лаконичные обозначения помогают точно занести информацию в карту больного. При этом соблюдается использование одинаковой системы нумерации. Это необходимо для того, чтобы новый врач мог расшифровать историю болезни и прошлое лечение, которое проводилось другим дантистом. Разные стоматологи не могут применять индивидуальную систему расчетов, так как это изменит ведение больничной истории пациента.

Нумерация зубов у дантистов

Помимо зубной формулы стоматологи используют специальную нумерацию. Она начинается от середины ряда и продвигается в разные стороны к концу челюсти. Например, моляры врачи называют «восьмерками» или «шестерками».

Первый номер присваивается двум передним зубам, а образования, идущие сразу за ними, получили второй номер. Оба клыка, которые находятся за резцами, нумеруются «тройками». Идущие следом за ними зубы записываются в виде цифр 4 и 5. Последние три моляра в ряду имеют идущие далее порядковые номера: 6, 7 и 8.

Данная нумерация существенно упрощает обозначение зубов дантистам. Но кроме номера стоматологу нужно знать, в каком сегменте челюсти располагается определенный зуб. Для уточнения записей о состоянии зубов больного виртуально вся челюсть делится на четыре зоны.

На заметку! Порядок счета зубов стартует с верхней дуги челюсти, начиная с правого края, и осуществляется по часовой стрелке.

На верхней дуге с начала ряда визуализируются десятки, а следующая зона слева вверху называется двадцатками. По такому же принципу отмечен и низ челюсти: зубы, находящиеся слева называют тридцатками, а с другой стороны – сороковыми. При диагностике ротовой полости к цифре осматриваемого зуба дописывают номер зоны, в которой он расположен. Так каждому из зубов присваивается цифра.

Всемирная организация здравоохранения разработала собственную форму записи зубной формулы. В ней каждый зуб обозначается цифрой, как и каждый сегмент челюсти. Выглядит запись таким образом:

Таблица 1. Зубная формула по методу ВОЗ

На заметку! В формуле ВОЗ для удобства возрастание цифр производится по часовой стрелке.

Видео — Анатомия зубов

Нумерация в детской стоматологии

Из-за нюансов анатомии детской челюсти нумерация в стоматологии для детей проводится по-другому. Молочные зубы у ребенка, которые появляются обычно в период с 4 месяцев до полугода, прорезываются одновременно с формированием корней постоянных зубов. Из-за этого на рентгеновском снимке будут видны и постоянные, и временные зубы. Постоянные уже имеют свои числа, поэтому счет детских зубов ведется со следующих десятков.

На заметку! Для подсчета временных зубов у детей есть специальная формула, в которой буквой N указывается количество зубов, а n – записывается возраст ребенка. Формула выглядит следующим образом: N = n — 4

Понимание нумерации зубов и расшифровка формулы зубов взрослого человека помогут пациенту лучше понять своего стоматолога. С помощью общепринятых значений становится понятным смысл лечения и уточнен диагноз, записанный в больничной карте.

Для определения принадлежности зуба существует несколько схем.

Схема Zsigmondy обозначает зубы постоянного прикуса арабскими цифрами по четырем квадрантам челюстей, начиная от срединной линии лица. Таким образом, формула постоянных зубов будет иметь вид:

Американская схема предусматривает порядковую нумерацию зубов по часовой стрелке, начиная с правого верхнего зуба мудрости, и заканчивается правым нижним зубом мудрости. Таким образом, первый правый моляр будет иметь номер 3, а первый левый моляр номер 14.

Схема FDI (Международной Федерации Стоматологов) и ВОЗ. По данной схеме каждый зуб имеет двух цифровое обозначение: первая цифра обозначает номер квадранта (начиная с правой верхней стороны), а вторая номер зуба в каждом квадранте (начиная со средней линии).

Постоянные зубы

Правая сторона Левая сторона
квадрант 1 квадрант 2
18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28
48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38
квадрант 4 квадрант 3

Временные зубы

Правая сторона Левая сторона
Квадрант 1 (5) Квадрант 2(6)
55 54 53 52 51 61 62 63 64 65
85 84 83 82 81 71 72 73 74 75
квадрант 4(8) квадрант 3(7)

Нумерация зубов в каждом квадранте начинается с центрального резца и заканчивается третьим моляром. Так же каждый квадрант верхней и нижней челюсти имеет цифровое обозначение, возрастание которого происходит по часовой стрелке. Временные зубы нумеруются по квадрантам 5,6,7,8.

Результаты осмотра зубных рядов записывают в формулу начиная с последнего моляра верхней челюсти справа, и заканчивая последним моляром нижней челюсти справа, т.е. в том же направлении как проводят осмотр зубных рядов.

Для записи итогов осмотра зубных рядов и отдельного зуба, существуют обозначения:

«О » – отсутствующий зуб, «С » – кариес, «П » – пломба, «Р » – пульпит, «Pt » – периодонтит, «R » – корень, «К » – коронка, «И » – искусственный зуб, «I, II, III » – степень подвижности зуба



Контрольные вопросы:

1. Что такое перкуссия? Сравнительная перкуссия?

2. Как проводится пальпация?

3. Зубная формула по ВОЗ.

4. Правила записи осмотра в зубной формуле.

5. Что такое карта стоматологического пациента?

Литература

1. Пропедевтическая стоматология: Учебник для медицинских вузов / под редакцией Э.А. Базикяна. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 3

2. Терапевтическая стоматология: Учебник для студентов медицинских вузов / под ред. Е.Е. Боровского. – М: Медицинское информационное агентство, 2006. – С.

3. Практическая терапевтическая стоматология: Учебное пособие / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕД пресс-информ, 2007. – С.


ТЕМА № 2

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: РЕНТГЕНОГРАФИЯ, УЗИ, ЭОД, МИОГРАФИЯ, КТ, МРТ, ТЕПЛОВИЗИОГРАФИЯ.

Цель: изучить дополнительные методы обследования стоматологического больного: рентгенографию, термометрию, ЭОД.

Термометрия – метод основан на реакции пульпы зуба на температурные раздражители: холод и тепло. Термометрия может проводится с помощью холодной либо теплой воды, воздуха. Для определения реакции на горячее может использоваться плаггеры разогрева гуттаперчи.

Рентгенологическое обследование:

Плотные ткани поглощают рентгеновские лучи, мягкие – про-

Виды рентгенологического исследования:

· прицельные дентальные (внутриротовые) рентгенограммы (рис. 1);

Рисунок 1

· панорамные рентгенограммы;

· ортопантомограмма (рис.2);

Рисунок 2

· радиовизиоргаф (меньше доза, но меньше и разрешающая способность датчика).

Рентгенографические методы исследования позволяют определить:

· Состояние зубов: положение, состояние твердых тканей зуба, корневых каналов, корней, степень формирования

· Состояние около верхушечных тканей

· Состояние костной ткани

· Состояние височно-нижнечелюстного сустава

· Состояние пазух

· Наличие новообразований, секвестров

PAGE 4

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия № 3

по разделу

IV семестр).

Тема: Физиологические варианты строения временных и постоянных зубов у детей, зубные ряды (индексы КПУ, кп, кп+КПУ).

Цель: Изучить варианты строения зубов у детей. Уметь выявлять патологические отклонения в строении и структуре рядов и зубов с выяснением возможных причинных факторов и отличать от физиологических вариантов развития зубочелюстной системы.

Место занятия: Комната гигиены и профилактики ГКСП № 1.

Материальное обеспечение: Типовое оснащение комнаты гигиены, рабочее место стоматолога - профилактика, таблицы, стенды, выставка средств гигиены и профилактики, ноутбук .

Продолжительность занятия: 3 часа (117 мин).

План занятия

Этапы занятия

Оборудование

Учебные пособия и средства контроля

Место

Время

в мин.

1. Проверка исходных данных.

План содержания занятия. Ноутбук.

Контрольные вопросы и задачи, таблицы, презентации.

Комната гигиены (поликлиники).

2. Решение клинических задач.

Ноутбук, таблицы.

Наборы временных и постоянных зубов.

Бланки с контрольными ситуационными задачами.

— || —

74,3%

3. Подведение итогов занятия. Задание на следующее занятие.

Лекции, учебники,

дополнительная литература, методические разработки.

— || —

Занятие начинается с инструктажа преподавателя о содержании и целях занятия. В ходе опроса выясните исходный уровень знаний студентов. В процессе занятия со студентами разбираются особенности строения временных и постоянных зубов, признаки нормы и патологии. Далее разбирают возможные записи зубной формулы: графико-цифровая и международная двузначная системы. Преподаватель со студентами разбирают запись и подсчет индекса интенсивности кариеса зубов, в зависимости от прикуса (временный, сменный и постоянный). Занятие заканчивается решением ситуационных задач и тестовых заданий.

Контрольные вопросы для выявления исходных знаний студентов:

  1. Особенности строения временных резцов и клыков.
  2. Физиологические варианты строения временных моляров.
  3. Количество временных зубов у ребенка, их обозначение в зубной формуле.
  4. Количество постоянных зубов, обозначение в зубной формуле.
  5. Отклонения в строении зубных рядов при патологии.
  6. Физиологические (возрастные) изменения прикуса и структуры зубов (тремы, диастемы, стирание, прямой прикус).
  7. Признаки патологии зубов (количества, формы, цвета, увлажненности, блеска эмали и т.д.).
  8. Что такое зоны риска и где они располагаются?

Этапы обследования зубов

Этап

Норма

Патология

Определение размеров зубов (с помощью зеркала).

Зубы соответствуют средним размерам их групповой принадлежности.

Размеры могут быть увеличены или уменьшены.

Определение формы (целостности) коронки и эмали (с помощью зеркала).

Форма коронки соответствует групповой принадлежности. Эмаль гладкая, без трещин и других деформаций.

Форма может быть изменена, в том числе из-за травмы. Разрушение коронок кариоз-ным процессом. Образование участков гипоплазии эмали. Образование участков гиперплазии эмали. Наличие трещин эмали. Повышенная сгораемость зубов.

Определение цвета коронки зуба, пятен, налета (с помощью зеркала).

Временные зубы голубовато-белые, постоянные - белые с желтоватым оттенком, светло-желтые, белые. Отсутствуют пятна, нет отложений на зубах.

При кариесе цвет меловой, коричнево-черный.

При гипоплазии и флюорозе - меловой, желтая пигментация, пятнистость.

При наследственных нарушениях от желтого до коричневого, при гибели пульпы - серый, при кровоизлиянии в пульпе - розовый.

После лечения - окрашивание препаратами.

Мягкие и (или) твердые зубные отложения.

Определение блеска эмали (с помощью зеркала).

Выраженный блеск.

При кариесе и флюорозе блеск отсутствует.

Определение состояния поверхности эмали (зондирование).

Поверхность эмали гладкая, зонд фиксируется в естественных фиссурах и ямках.

При кариесе поверхность эмали шероховатая, размягченная, зонд фиксируется в полостях. При некариозных поражениях - плотная, шероховатая, бугристая.

Определение состояния эмали и дентина (с помощью зеркала и зонда).

Эмаль и дентин сохранены на всех участках коронки.

При кариесе эмаль и дентин могут быть разрушены с образованием полости, при некариозных поражениях могут быть углубления, бороздки на эмали, повышенное стирание эмали, дентина.

Для записи зубной формулы используются:

  1. Графико-цифровая система.

Зуб обозначается цифрой (порядковым номером), помещенной в соответствующий квадрант:

Постоянные зубы

Верхняя челюсть

Справа слева

Нижняя челюсть

Временные зубы

Верхняя челюсть

Справа слева

Нижняя челюсть

  1. Международная двузначная система. Зуб обозначается двумя цифрами: 1-я - номер квадранта, 2-я - порядковый номер зуба.

Для постоянных зубов обозначение квадрантов следующее:

Для временных зубов обозначение квадрантов следующее:

при этом порядковый номер временного зуба записывается так же, как и постоянного зуба - арабской цифрой.

Примеры: зуб 17 = 7 - постоянный второй моляр верхней челюсти справа.

При клиническом обследовании полости рта особое внимание необходимо обращать также на зоны риска в области зубов. К таким зонам относятся фиссуры (бороздки) на жевательной поверхности моляров и премоляров, пришеечная область зубов, контактные поверхности. В этих местах часто при видимом отсутствии патологии она может носить скрытый характер. В глубине фиссур и на контактных поверхностях - скрытое кариозное поражение, в пришеечной зоне под слоем зубного налета - очаговая деминерализация эмали, нарушение зубодесневого соединения, поддесневой зубной эмали, патологический карман.

Отличие зубов временного и постоянного прикусов

Признак

Временный прикус

Постоянный прикус

Количество зубов

28-32

Групповая принадлежность

Резцы, клыки, моляры

Резцы, клыки, премоляры, моляры

Размер коронок

Меньший

Больший

Соотношение ширины и высоты

Преобладает ширина

Преобладает высота

Цвет

Бело-голубой

Бело-желтый

Переход коронки в шейку

Резкий за счет эмалевого валика

Плавный

Самая широкая часть коронки

Пришеечная

Экваториальная

Ретенционные пункты

Фиссуры неглубокие, ямки отсутствуют

Фиссуры и ямки глубокие

Выраженность бугров коронок

После 3-4 лет в норме частично стираются

В норме в детском возрасте не стираются

Расположение зубов в зубном ряду

В первом периоде временного прикуса плотное, во втором периоде появляются тремы

В норме без трем и диастем

Подвижность зубов

В период физиологической резорбции нарастает

В норме отсутствует

Расположение корней

У однокорневых выражен вестибулярный изгиб, у многокорневых корни расходятся широко.

Выражен признак угла корня

Толщина твердых тканей зуба

Меньшая

Большая

Степень минерализации

Меньшая

Большая

Наличие "иммунных зон" эмали

Отсутствует

Выражены в области бугров, режущего края

Размер полости зуба

Относительно большой, корневые каналы широкие.

Относительно большой после прорезывания, ширина корневых каналов варьирует, с возрастом полость зуба уменьшается, корневые каналы суживаются.

Строение дентинных каналов

Короткие, широкие

Уже, длиннее, с анастомозами

Схема ориентировочной основы действия –

изучения вариантов строения зубов у детей. Методика проведения осмотра

Этапы диагностики

Средства и условия обследования

Критерии и формы самоконтроля

Жалобы больного (матери ребенка).

Осмотр матери и ребенка.

Жалоб может и не быть при начальных формах кариеса, флюорозе, гипоплазии, хронической травме зубов, наличии зубных отложении, адентиях, хронических пульпитах, периодонтитах и т.д.

Анамнез:

2.1.

Жизни ребенка

Опрос матери ребенка, иногда выписка из истории болезни.

2.1.1.

Антенатальный период. Течение беременности у матери: токсикозы, гиповитаминозы, инфекционные заболевания.

При патологическом течении беременности может нарушиться минерализация коронок временных зубов, после прорезывания зубов могут стать кариесвосприимчивыми или быть пораженными гипоплазией.

Постнатальный период

а) Характер вскармливания.

Искусственное вскармливание способствует развитию кариеса.

б) Заболевания ребенка на первом году жизни.

Влияют на минерализацию постоянных зубов (гипоплазия системная, восприимчивость к кариесу).

в) Хронические заболевания: ревматизм, хр. тонзиллит и др. в период формирования зубов;

после формирования зубов.

Ведет к нарушению минерализации постоянных зубов.

Способствует появлению очаговой деминерализации в зонах риска.

г) Гигиена полости рта: с какого времени чистит зубы, чем, сколько раз, имеет ли индивидуальную зубную щетку, как часто производят её замену.

Низкий уровень гигиены полости рта способствует развитию кариеса у детей, появлению минерализованных зубных отложений, возникновению пародонтитов.

д) Характер питания ребенка. Потребление белков - степень кулинарной обработки пищи, наличие углеводов в рационе.

Полноценное питание и культура потребления углеводов, а также преодоление жевательной ленности оказывают влияние на самоочищение полости рта, ускоряет созревание эмали.

2.1.2.

Заболевания: с какого времени появились пятна на зубах, стали разрушаться зубы.

При появлении пятен на зубах в период прорезывания можно судить о нарушении минерализации, появление их в более поздние сроки и нарушение целостности эмали (дефект эмали говорит о наличии осложненного или неосложненного кариеса).

Объективное обследование больного, общий осмотр.

а) определите вид ребенка, степень его физического развития, со стояние кожных покровов, тип дыхания.

Внешний осмотр

Бледный, худой, астенического телосложения ребенок часто страдает множественным кариесом.

Полный, рыхлый, гиперстенического типа сложения ребенок имеет предрасположенность к развитию кариеса.

Ротовое дыхание благоприятствует развитию кариеса.

б) Состояние лимфатических узлов: поднижнечелюстных, шейных, подбородочных.

Пальпация лимфоузлов.

Увеличенные лимфоузлы пальпируются при хронических заболеваниях и множественном осложненном кариесе.

в) Слюнные железы: секреция, характер слюны.

Осмотр с помощью

зеркала.

Гипосаливация и повышенная вязкость слюны способствует развитию кариозного процесса, воспалительных заболеваний полости рта.

г) Слизистая оболочка преддверия и полости рта, зоны риска слизистой (уздечки, губы и язык, десневая бороздка, ретромолярный треугольник.

Осмотр с помощью

зеркала.

Хронические воспалительные заболевания миндалин, полости рта способствуют развитию множественного кариеса (страдает гигиена полости рта).

д) Заполнение зубной формулы, подсчет индексов:

кп - временный прикус

кп + КПУ – сменный прикус

КПУ – постоянный прикус.

Осмотр с помощью зеркала и зонда.

Выявление

к – кариозных временных зубов

к - кариозных временных зубов

п - пломбированных временных зубов

К - кариозных постоянных зубов

П - пломбированных постоянных зубов

У - удаленных постоянных зубов

по поводу осложненного кариеса.

Ситуационные задачи

  1. Определите и запишите зубную формулу ребенка 5-и лет, он имеет все временные зубы.
  2. Ребенок 8-и лет кроме временных имеет в прикусе все первые постоянные моляры и постоянные резцы верхней и нижней челюсти. Какой это прикус?
  3. Ребенок 13 лет имеет все постоянные зубы. Запишите его зубную формулу.
  4. У ребенка 4-х лет прямой скользящий прикус. Норма это или патология?
  5. У ребенка 13 лет в зубной формуле отсутствуют верхние боковые резцы. Ваша тактика в оценке уровня здоровья?
  6. У ребенка 13 лет сформирован постоянный прикус, имеется широкая диастема, между центральными резцами имеется шиловидный зуб. Диагноз?
  7. У ребенка 7 лет не стерты моляры и клыки. Норма это или патология?

Список литературы для подготовки к занятиям по разделу

«Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»

кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА ( IV семестр).

Учебно-методическая литература (основная и дополнительная с грифом УМО), в том числе подготовленная на кафедре, электронные учебные пособия, сетевые ресурсы:

Профилактический раздел.

А. ОСНОВНАЯ.

  1. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство: [с прил. на компакт-диске] / ред.: В.К.Леонтьев, Л.П.Кисельникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 890с. : ил.- (Национальный проект «Здоровье»).
  2. Канканян А.П. Болезни пародонта (новые подходы в этиологии, патогенезе, диагностике, профилактике и лечении) / А.П. Канканян, В.К.Леонтьев. - Ереван, 1998. – 360с.
  3. Курякина Н.В. Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний) / Н.В.Курякина, Н.А. Савельева. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 288с.
  4. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста / под ред. Н.В.Курякина. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 744с.
  5. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов / Л.М.Лукиных. - Н.Новгород, НГМА, 1998. - 168с.
  6. Первичная стоматологическая профилактика у детей. / В.Г. Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д.Вагнер. – Омск, 1997. - 315с.
  7. Профилактика стоматологических заболеваний. Учеб. Пособие /Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. – М., 1997. – 136с.
  8. Персин Л.С. Стоматология детского возраста /Л.С. Персин, В.М. Емуарова, С.В. Дьякова. – Изд. 5-е переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 2003. - 640с.
  9. Справочник по детской стоматологии: пер. с англ. / ред. А.Камерон, Р.Уидмер. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 391с.: ил.
  10. Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. / под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 766с.: ил.
  11. Сунцов В.Г. Основные научные работы кафедры стоматологии детского возраста / В.Г. Сунцов, В.А.Дистель и др. - Омск, 2000. - 341с.
  12. Сунцов В.Г. Применение лечебно профилактических гелей в стоматологической практике /под ред. В.Г. Сунцова. - Омск, 2004. – 164с.
  13. Сунцов В.Г. Стоматологическая профилактика у детей (руководство для студентов и врачей) / В.Г.Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А.Дистель. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 344с.
  14. Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний / А.М.Хамдеева, В.Д.Архипов. - Самара, СамГМУ – 2001. – 230с.

Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.

  1. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 1). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 70с.
  2. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 2). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 87с.
  3. Комплексная программа стоматологического здоровья населения. Сонодент, М., 2001. – 35с.
  4. Методические материалы для врачей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учетелей школ, студентов, родителей / под ред. В.Г. Васильева, Т.П. Пинелис. – Иркутск, 1998. – 52с.
  5. Улитовский С.Б. Гигиена полости рта - первичная профилактика стоматологических заболеваний. // Новое в стоматологии. Спец. выпуск. – 1999. - №7(77). – 144с.
  6. Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний / С.Б. Улитовский. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. – 292с.
  7. Фёдоров Ю.А. Гигиена полости рта для всех / Ю.А. Фёдоров. – СПб, 2003. - 112с.

Сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста издана учебно-методическая литература с грифом УМО

С 2005 года

  1. Сунцов В.Г.Руководство к практическим занятиям по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. – Омск, 2005. -211с.
  2. Сунцов В.Г. Руководство по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. - Ростов на Дону, Феникс, 2007. - 301с.
  3. Применение лечебно-профилактических гелей в стоматологической практике. Руководство для студентов и врачей / Под редакцией профессора В.Г.Сунцова. - Омск, 2007. - 164с.
  4. Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей / В.Г.Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер, Т.В.Сунцова. - Омск, 2007. - 343с.
  5. Дистель В.А. Основные направления и методы профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций. Пособие для врачей и студентов / В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, А.В.Карницкий. – Омск, 2007. - 68с.

Электронные учебные пособия

  1. Программа для текущего контроля знаний студентов (профилактический раздел).
  2. Методические разработки к практическим занятиям студентов 2 курса.
  3. «О повышении эффективности оказания стоматологической помощи детям (проект приказа от 11.02.05)».
  4. Требования к сан-гигиеническому, противоэпидемическому режимам и условиям труда работающих в негосударственном ЛПУ и кабинетах частнопрактикующих врачей стоматологического профиля.
  5. Структура Стоматологической Ассоциации федерального округа.
  6. Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов.
  7. Иллюстрированный материал к государственным междисциплинарным экзаменам (04.04.00 «Стоматология»).

С 2005 года сотрудниками кафедры изданы электронные учебные пособия:

  1. Учебное пособие кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» (IV семестр) для студентов стоматологического факультета /В.Г.Сунцов, А.Ж.Гарифуллина, И.М.Волошина, Е.В.Екимов. – Омск, 2011. – 300 Mb .

Видеофильмы

  1. Обучающий мультфильм по чистке зубов фирмы «Колгейт» (детская стоматология, раздел профилактика).
  2. «Скажите доктор», 4 научно-практическая конференция:

Г.Г. Иванова. Гигиена полости рта, средства гигиены.

В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер, В.Г. Бокая. Проблемы профилактики и лечения зубов.

Запись зубной формулы графико-цифровая система

87654321 12345678
87654321 12345678
V IV III II I I II III IV V
V IV III II I I II III IV V
постоянные зубы
5
временные зубы
V

Запись зубной формулы Международная двузначная система ВОЗ

1
2
18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28
48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38
4
3
6
5

постоянные зубы

8
7
временные зубы

Запись зубной формулы

С – кариес
Р – пульпит
Pt – периодонтит
П – пломба
О – отсутствующий зуб
К – коронка
R - корень

Индексы для оценки распространенности и интенсивности кариеса

Распространенность кариеса

лица, у которых найдены
те или иные проявления кариеса
Х
общее количество обследованных
100%

Интенсивность кариеса зубов

Интенсивность кариеса постоянных зубов
Индекс КПУз – сумма кариозных,
пломбированных и удаленных зубов.
Индекс КПУп – сумма поверхностей,

удаленных зубов.
O
C
П
С
Pt
17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27
47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37
О
C2
П3 П
КПУз =
КПУп =

Интенсивность кариеса зубов

Интенсивность кариеса временных зубов
Индекс кпз – сумма зубов, пораженных
кариесом и пломбированных.
Индекс кпп – сумма поверхностей, пораженных
кариесом и пломбированных.
Р
С2 С
C
55 54 53 52 51 61 62 63 64 65
85 84 83 82 81 71 72 73 74 75
О О
Рt3
кпз =
кпп =

Интенсивность кариеса зубов

Интенсивность кариеса зубов в период
сменного прикуса
Индекс КПУз+кпз - сумма постоянных и
временных зубов, пораженных кариесом,
пломбированных, удаленных постоянных
зубов.
Индекс КПУп+кпп - сумма поверхностей
постоянных и временных зубов,
пораженных кариесом, пломбированных,
удаленных постоянных зубов.

10. Интенсивность кариеса зубов

O
C
П
С2
16 55 54 53 12 11 21 22 63 64 65 26
46 85 84 83 42 41 31 32 73 74 75 36
О
C2
O
C
П С2

6 V IV III 2 1 1 2 III IV V 6
О
C2
КПУз+кпз =
КПУп+кпп =

11. Среднегрупповая интенсивность кариеса зубов

сумма индивидуальных интенсивностей
количество обследованных в группе

12. Уровни интенсивности кариеса по ВОЗ для 12-летних детей

КПУ = 0 – 1,1 очень низкий уровень
КПУ = 1,2 – 2,6 низкий уровень
КПУ = 2,7 – 4,4 средний уровень
КПУ = 4,5 – 6,5 высокий уровень
КПУ = 6,6 и выше – очень высокий уровень

13. Прирост интенсивности кариеса

изменение индекса интенсивности кариеса
за какой-либо промежуток времени
(например, через 1 год).
индивидуальный
среднегрупповой

14. Редукция прироста интенсивности кариеса (по Лубоцкой)

Мк - Мо
Х
Мк
100%
Мк – прирост среднегрупповой интенсивности
кариеса в контрольной группе
Мо - прирост среднегрупповой интенсивности
кариеса в опытной группе

НАРУЖНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ

Учебные элементы

Цель занятия: Научиться методике наружного обследования челюстно-лицевой области (ЧЛО) ребенка, записи зубной формулы.

Основные термины: анамнез, внешний осмотр, обследование челюстно-лицевой области, зубная формула.

План изучения темы:

  1. Контроль исходного уровня знаний
  2. Собеседование по теме занятия:

а) анамнез;

б) внешний осмотр и наружное обследование челюстно-лицевой области;

в) запись зубной формулы (графико-цифровая и международная двух цифровая системы);

  1. Контроль усвоения знаний.

Изложение учебного материала

Анамнез – совокупность сведений о развитии болезни, условиях жизни, перенесенных заболеваниях и прочем, собираемых с целью их использования для диагноза, прогноза, лечения, профилактики (БМЭ, 1984).

1. АНАМНЕЗ ЖИЗНИ:

Антенатальный (пренатальный, внутриутробный) период является ключевым в жизни человека. В антенатальном периоде происходит закладка и формирование органов и систем, в том числе зубочелюстной. Наличие факторов риска на этом этапе может привести к нарушению процессов закладки и гистогенеза зубов и послужить причиной возникновения множественного кариеса, некариозных поражений в перспективе.

Основные факторы риска антенатального периода:

Малые интервалы между родами;

Заболевания матери (гистозы, инфекционные заболевания, обострение хронической соматической патологии);

Прием лекарственных препаратов;

Несбалансированное и некачественное питание;

Вредные привычки.

Постнатальный период подразделяется на: период новорожденности, грудной, ранний детский, дошкольный, младший школьный, средний школьный, старший школьный. Для каждого возрастного периода характерны определенные факторы риска:

Основные факторы риска постнатального периода:

Характер вскармливания (грудное, искусственное);

Заболевания и патологические состояния ребенка (диспепсия, рахит, гиповитаминозы, инфекционные заболевания, аллергические состояния, хронические заболевания);

Характер питания ребенка (консистенция пищи, частый прием простых сахаров, недостаточное потребление молочных продуктов);

Не регулярный и не качественный уход за полостью рта.

Генетическая предрасположенность (наличие кариеса у родителей - предрасполагающий фактор для развития кариеса у ребенка).

Место и условия проживания (концентрация фторида в питьевой воде, социально-бытовые условия, социальный статус родителей и пр.)

2. АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ позволяет получить предварительную информацию, необходимую для постановки диагноза, составления плана лечения и прогноза.

Основные вопросы анамнеза заболевания:

Появление первых признаков патологии;

Динамика заболевания;

Первое обращение к стоматологу;

Характер и эффективность лечения;

Последующие обращения;

ОБЩЕНИЕ является обязательным и важнейшим элементом стоматологического обследования, позволяющим ВРАЧУ УСЛЫШАТЬ ПАЦИЕНТА . Во время общения с ребенком ил его родителями (опекунами) врач получает информацию, необходимую для постановки диагноза, планирования эффективного лечения. Пренебрежение разговором во многих случаях приводит к врачебным ошибкам и конфликтным ситуациям.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НАРУЖНОГО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

Этапы обследования Вариант нормы Вариант патологии
1. Жалобы Жалоб нет Предъявляет жалобы на боль, неприятные ощущения во время приема пищи, разрушение зубов, кровоточивость десен, травму СОПР, нарушение прикуса, эстетические дефекты и т.д.
Анамнез заболевания, жизни См. выше
Психоэмоциональное состояние. Спокойное. Ребенок доброжелателен, активен, весел Тревожное. Ребенок испуган, капризен, агрессивен, заторможен
Показатели физического развития Соответствует возрасту Акселерация, ретардация. Масса тела понижена, повышена
Осанка, походка Прямая, энергичная Сутулая, вялая. Неправильная осанка оказывает воздействие на рост костей лицевого скелета, положение нижней челюсти и обуславливает развитие аномалий прикуса
Положение головы Прямое Опущена, запрокинута
Симметричность лица и шеи Симметричны Асимметричны, шея искривлена или укорочена
Характер дыхания Носовое Ротовое (ноздри узкие, рот приоткрыт, губы сухие, переносица широкая)
Характер глотания Соматическое: свободное глотание, движения мимических мышц незаметны. Язык расположен в верхнем этаже, упирается в твердое небо за верхними резцами Инфантильный тип глотания: напряжение мимических мышц и мышц шеи "симптом наперстка", протрузия губ, увеличение высоты нижней трети лица (язык расположен в нижнем отделе, упирается в губы, щеки)
Характер речеобразования Ребенок произносит все звуки (соответствующие возрасту) правильно Нарушено произношение ряда звуков
Размер ротовой щели, смыкание губ Ротовая щель ограничена перпендикулярами, опущенными от зрачков при прямом взгляде. Губы сомкнуты, напряжение мышц визуально и пальпаторно не определяется, носогубные и подбородочная складки умеренно выражены Ротовая щель меньшего или большего размеров (макро, микростомия). Губы разомкнуты, при смыкании отмечается напряжение мимических мышц, носогубные складки сглажены
Состояние жевательных мышц (определяется пальпаторно или визуально) При пальпации жевательных и височных мышц болезненности не определяется, при смыкании зубов мышцы напряжены Определяется болезненность при пальпации, напряжение мышц слабое или в покое
Функция ВНЧС (определяется бимануальной пальпацией) Движение головки в суставе свободное во всех направлениях, плавное. Амплитуда движений по вертикали 40-50 мм, по горизонтали – 30 мм Объем движений нижней че­люсти ограничен или чрезмерен, болезненность. При пальпации хруст или щелканье
Состояние лимфатического аппарата ЧЛО Не пальпируются или определяются подвижные лимфатические узлы, безболезненны, при пальпации эластичной консистенции Лимфатические узлы увеличены в размере, болезненны при пальпации, плотной или каменистой консистенции, спаяны с тканями
Состояние кожных покровов Розовой окраски, умеренной влажности и тургора Бледные или ярко-розовые. Тургор снижен, имеются элементы сыпи (пятна, папулы, корки, расчесы, пустулы, шелушения, рубцы, волдыри)
Состояние красной каймы губ Ярко-розовая, влажная, чистая Бледность, сухость, наличие шелушения, корок, трещин, пузырьков

Запись зубной формулы:

Графико-цифровая система (Зигмонда-Палмера, 1861) - запись формулы производится с помощью системы координат. Постоянные зубы обозначаются арабскими, а молочные - римскими цифрами.

Запись зубной формулы постоянного прикуса


V IV III II I I II III IV V

V IV III II I I II III IV V

В большинстве стран принята международная цифровая система , предложенная Международной Федерацией Стоматологов (FDI) и утвержденная Международной Организацией Стандартов (ISO). Верхний и нижний зубные ряды условно делятся на 2 части: верхний правый квадрант обозначается 1, левый - 2, нижний левый - 3, правый – 4. Для записи формулы конкретного зуба к этой цифре приписывается порядковый номер этого зуба. Например: левый верхний постоянный клык - 23, нижний правый постоянный первый моляр - 46.

18 17 16 15 14 13 12 11 | 21 22 23 24 25 26 27 28

48 47 46 45 44 43 42 41 | 31 32 33 3 435 36 37 38

Для записи формулы молочных зубов квадранты обозначаются 5, 6, 7, 8. Например: правый верхний первый молочный моляр - 54, левый нижний молочный клык - 73.

55 54 53 52 51 | 61 62 63 64 65

85 84 83 82 81 | 71 72 73 74 75

Из двух систем более удобной является международная цифровая система обозначения зубов, дающая возможность передавать данные по телефону, телеграфу, факсу, обрабатывать с помощью компьютера.

Тестовые задания:

1. Факторы риска кариеса молочных зубов в антенатальном периоде:

а) гистозы

б) плохая гигиена полости рта у матери

в) острые инфекции и хронические заболевания матери

г) гингивит беременных

д) стрессовые ситуации

2. Факторы риска кариеса зубов и болезней пародонта после рождения ребенка:

б) болезни ребенка

в) генетическая предрасположенность

г) нерациональное питание

3. Укажите последовательность наружного осмотра ребенка:

а) состояние кожных покровов лица и красной каймы губ

б) психоэмоциональное состояние и физическое развитие ребенка

в) характер дыхания, глотания, речеобразования

г) состояние лимфатических узлов челюстно-лицевой области

д) осанка, походка, положение головы и шеи

4. Международная цифровая система обозначения зубов позволяет:

а) передавать данные по телефону

б) передавать данные по телеграфу

в) передавать данные по факсу

г) производить компьютерную обработку

д) затрудняюсь ответить

5. Запишите в международной цифровой системе зубы:

6. Запишите в графико-цифровой системе зубы:

7. Причины зубочелюстных аномалий у детей:

а) ротовое дыхание

б) соматическое глотание

в) сосание пальца, языка, щек

г) плохая гигиена полости рта

д) неправильная осанка

8. Нарушению первичной минерализации молочных резцов способствуют:

а) плохая гигиена полости рта у матери

в) гистозы

г) инфекционные заболевания матери

д) плохая гигиена полости рта

9. Нарушению первичной минерализации молочных моляров способствуют:

а) гистозы

б) хронические заболевания ребенка

в) характер вскармливания

г) токсикозы II половины беременности

д) плохая гигиена полости рта у ребенка

10. Нарушению вторичной минерализации молочных зубов способствуют:

а) искусственное вскармливание

б) гистозы

в) плохая гигиена полости рта у ребенка

г) хронические заболевания ребенка

Литература:

1. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. М., 2008. - С. 71–72

2. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. - М., 2001. - с. 107–108.

3. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Учебник. Профилактика стоматологичес-ких заболеваний. Москва, 2006, с. 155–176, 298–301.

Тема ЗАНЯТИЯ.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА И ПАРОДОНТА У ДЕТЕЙ.
ИНДЕКСЫ РЕГИСТРАЦИИ СОСТОЯНИЯ ТКАНЕЙ ПАРОДОНТА

Учебные элементы

Цель занятия: Освоить методику обследования слизистой оболочки полости рта (СОПР) и пародонта, применения индексов РМА, CPITN, КПИ.

Основные термины: СОПР, пародонт, пародонтальные индексы

План изучения темы:

4) Контроль исходного уровня знаний

5) Собеседование по теме занятия:

а) оценка СОПР, уздечек и тяжей слизистой, глубины преддверия полости рта

б) оценка пародонта, критерии нормальной десны

в) проба Шиллера-Писарева

г) индексы РМА, CPITN, КПИ

6) Контроль усвоения знаний