Город герой расположенный на цемесской бухте. Цемесская бухта - бермудский треугольник черного моря

Цемесская бухта – небольшая часть Черного моря у Новороссийска, отделенная от ветров и открытых вод сушей. Название она обрела от несущей свои воды реки Цемес, является уникальным природным сооружением, совместившим в себе сразу две функции – практическую и эстетическую. Считаясь одним из основных способов связи окружного центра с внешним миром, она по праву считается крупнейшим вместилищем памятников города.

Где находится Цемесская бухта?

Ее расположение – северо-восток Черноморья. Ближайшие к ней населенные пункты, кроме Новороссийска, — Мысхако и Кабардинка.

На карте Цемесская бухта располагается таким образом:

Исторические факты и легенды

Цемесская бухта всегда ценилась российским флотом – это крупнейшая по военному значению гавань после Севастопольской, что на полуострове Крым. В состав Российской империи она вошла лишь в 1829 г., доставшись государству в награду за победу в войне с турками-османами.

С тех пор ее активно эксплуатируют: в период с марта по октябрь по ней курсируют корабли различной величины и назначения – от военных до торговых, обслуживая нужды Новороссийска. Гавань эта не замерзает и в зимнее время, но в холодные месяцы ею завладевают ветры: штормы бывают настолько сильными, что моряки в этот период не рискуют отправляться в плавание.

Длина береговой линии Цемесской бухты – 15 км, с запада ее формирует Абрауский полуостров, с северо-запада – остров , а на востоке расположено село Кабардинка. Максимальная глубина здешних вод – 27 м, внушительная цифра делает возможным вхождение сюда даже океанских лайнеров.

Мифы и легенды

Охотники за паранормальными явлениями и искатели аномальных зон всей планеты давно дали этой уникальной природной достопримечательности собственное название – Российский бермудский треугольник. В 1917 г. именно здесь новое правительство страны решило потопить не один десяток судов, организовав своего рода корабельный погост против неприятеля.


Интересно, что ни одно из многочисленных судов не было найдено впоследствии: множество раз дайверы погружались на дно, но не находили никаких крупных корабельных частей, за исключением их обломков. С тех пор бухта так и влечет за собой череду трагических событий, увеличивая подводное кладбище. А многие уверяют, что видели здесь корабль-призрак: видение возникает в сумерки, когда на землю опускается туман.

Местные жители уверены, что мистическое судно – это «Адмирал Нахимов», затонувший в 1986 г. в результате столкновения с другим кораблем. В свое время трагедия наделала много шума, мистики связывали эту катастрофу с дурной славой местности. И теперь крейсер вынужден курсировать по своему маршруту вновь и вновь, перевозя людей, которых уже давно нет в мире живых.

Цемесская бухта: прогулка по достопримечательностям

Цемесская бухта – это не только место с богатейшей историей и крупный порт, но и настоящее скопление памятников и достопримечательностей. Прогулка по береговой линии доставит туристу много прекрасных часов и даже дней: обойти все 15 км за сутки не представляется возможным.

На въезде в Новороссийск установлен Монумент морякам революции. Открытый в 1980 г., он должен был стать частью целого комплекса, посвященного героям гражданской и Великой Отечественной войны. Но финансирование проекта остановилось – завершенным оказался лишь это памятный знак. Он великолепен: 12 м в высоту, мемориал изображает коленопреклоненного моряка, опустившего голову в минуту скорби по погибшим товарищам. В одной руке он держит собственную бескозырку, а в другой – головной убор не вернувшегося из боя товарища, бережно прижимая все, что от него осталось, к сердцу. Композиция невероятно трогательна, многие плачут, вглядевшись в нее повнимательнее.

Если перейти дорогу, вы выйдете на масштабную обзорную площадку, открывающую великолепный вид на море: здесь получатся захватывающие дух панорамные фото, Цемесская бухта – живописное место. Тут же установлен оригинальный знак «Куб-визир», выполненный в память о затонувших в гавани кораблях. Столь абстрактное толкование трагедии делает его еще более привлекательным, хочется остановиться и полюбоваться подольше.

Одна из интереснейших здешних экскурсий – посещение . В середине XX века судно принимало участие в боевых действиях в Средиземном море и Атлантическом океане, путешествовало к берегам Египта и Сирии. Благодаря техническим характеристикам, опережавшим большинство судов тех лет, оно вошло в ТОП-10 лучших в своем времени. Но время дает о себе знать: крейсер больше не бороздит моря, зато дает шанс каждому посетителю поближе познакомиться с морским делом и узнать о великой истории России за последние 100 лет. Более 200 м в длину и 20 м в ширину, он сохранил на борту уникальные памятки прошлого. Купив билет за символическую стоимость, турист получает увлекательную информацию и прогулку по морю на корабле-легенде.

Морская слава города-города

Еще один великолепный образец величественной скульптуры – стела Морская слава. Авторы – Суворов и Аполлонов – вложили в нее все свои силы и талант. Общая высота – 7,5 м, из-за этого ее пришлось создавать не целиком, а частицами: первой отлили фигуру девушки-ангела, под ногами которой находится вся планета, в руках она держит парусник, оберегая корабль от несчастий и бед. Затем возвели и гранитную колонну, на которую поместили фигуру, видимую задолго до вхождения в Цемесскую бухту. Моряки, разглядев памятник, безошибочно определяют, что они прибыли в славный город-герой Новороссийск.

Интересно погулять и по : среди огромных сухогрузов с многотонными грузами, невиданной техникой и людской суетой, ощущаешь себя всего лишь песчинкой. Порт из-за величины разделен на четыре района: военный, пассажирский, нефтяной и грузовой. Для осмотра доступна только пассажирская часть, но при должной ловкости можно попасть и в остальные отделы.

— монументальная скульптура в виде боевого судна с матросами, готовящимися вступить в бой. Прямо внутри расположен музей, содержащий барельефы портретов героев Советского Союза.

Как добраться (доехать)?

Попасть к гавани несложно – многие маршруты транспорта, курсирующего между Новороссийском и Геленджиком, идут возле нее. Городские маршрутки и автобусы также подходят к ней.

От центра Новороссийска доехать до Цемесской бухты вы сможете так:

Туристу на заметку

  • Адрес: Краснодарский край, Россия.
  • Координаты: 44.678237, 37.848035.

По праву воспета и признана уникальной Цемесская бухта, Новороссийск не зря считает ее своей главной кормилицей. Именно благодаря ей он держит связь с внешним миром. Стараниями властей она же превратилась в настоящую многокилометровую достопримечательность, на которую стоит каждому туристу этого прекрасного города, история которого знала немало как славных, так и трагических дней. В заключение смотрите о ней видеоматериал.

В Новороссийск я приехал мартовским, непривично солнечным и тёплым для жителя северных болот, утром. В Питере ещё не растаял снег, в Ростове на Дону ветренно и зябко, а здесь уже цветут деревья и тюльпаны. Настроение поднялось до отметки "сверхпозитивное", и придя немного в себя после полубессонной ночи в поезде, я, щурясь от солнечных бликов на морской глади, отправился гулять по?городской набережной.

На самом деле я вас обманул. Первым делом я отправился не гулять по набережной, а на Малую землю. В феврале 1943 года в соответствии с планом наступления на занятый немцами Новороссийск "Море" здесь был высажен десант. 225 дней длилась оборона занятого плацдарма. Обороняющиеся были в крайне невыгодных по сравнению с немцами условиях - открытая всем ветрам Малая земля отлично простреливалась с окрестных высот. Плацдарм сыграл свою роль, с него наступала одна из трёх групп войск, обеспечивших блокирование и захват Новороссийска. Кстати, на Малой земле в качестве военного политработника воевал Л. И. Брежнев, и именно с этим обстоятельством свяывают повышенное внимание к этому, героическому, но в целом рядовому, по мнению военных историков, эпизоду Великой Отечественной войны.
Памятник защитникам Малой земли - стилизованный нос десантного корабля был открыт в 1982 году.

А с погодой мне, как выяснилось, чрезвычайно повезло. Ибо, по словам местных жителей, ещё только накануне здесь дул ледяной ветер, знаменитая борá. Что такое новороссийская бора я в далёком прошлом ощутил на своей шкуре. Вот фото практически на том же месте, что и предыдущее, но двадцать четыре года назад. Я с отцом на Малой земле. Дует бора. До сих пор помню как сбивало с ног и пробирало до самых костей.

На том месте где стоит памятник защитникам Малой земли в стародавние времена располагалось небольшое турецкое поселение с крепостью Суджук-Кала. Небольшой мыс, выступающий в море чуть южнее до сих пор носит название Суджукская коса. Пишут, что летом это излюбленное место отдыха местных жителей. Но то летом, а сейчас только редкие рыбаки сидят на берегу.

Вот этот дед и поведал мне, когда я, дойдя до конца косы, остановился вглядываясь в очертания судов на горизонте, что теряющийся в дымке маяк называется Суджукским, а до островка вдалеке можно дойти вброд, и именно здесь снимался эпизод "Бриллиантовой руки". Тот самый, когда героя Андрея Миронова отбуксировало на островок посреди моря, а мальчишка, пришедший сюда вброд, поначалу показался ему святым? "Иди отсюда, мальчик, не мешай!". "А ну прочь, щенок! Пшёл отсюда!"

А вот теперь я действительно отправился гулять по городской набережной. Прогулка получилась неторопливой и ленивой. Сидя свесив ноги на краю одного пирса перекусил гиросом (в Новороссийске и окрестностях не видел ни одной арабской шавермы-шаурмы, в качестве фастфуда сплошной греческий гирос). Перебрался на другой пирс в паре сотен метров от первого, где завис на добрых полсчаса, глядя как тренируются на шверботах будущие яхтсмены.

Так потихонку и добрался до морского вокзала. Рядом с морвокзалом пришвартован крейсер "Михаил Кутузов", где действует филиал музея Военно-Морского флота России.

Новороссийск - крупнейший порт России. Это ощущается по внушительному количеству судов, стоящих ли на рейде в Цемесской бухте, идущих со стороны или в сторону моря, смутно ли виднеющихся на горизонте. Встечая и провожая суда, сидя у маяка на конце западного мола порта, можно убить оставшиеся от светлого времени суток пару часов. Вот уходит в море танкер Газпромнефти:

Вот пришёл танкер "Novosea":

Вот буксир направился встречать гостя:

А вот уже он с коллегами возвращается ведя грека "Heron":

А за всей этой портовой суетой невозмутимо наблюдают рыбаки, восседающие на молу с интервалом в десять метров. Таскают себе из моря мелкую рыбёшку. Крупного улова не видно ни у кого. Наверное сразу прячут...


На следующий день я направился на противоположную сторону Цемесской бухты - в село Кабардинка. В детстве я несколько раз отдыхал здесь с родителями в пансионате "Восток". Какими огромными представлялись тогда расстояния! Казалось, от пансионата до автобусной остановки на Новороссийск дойти невозможно. А, оказывается, от неё до маяка на мысе Дооб от силы полчаса неторопливой ходьбы.

Здесь, у маяка, в советские времена располагалась турбаза. Сейчас, судя по её состоянию, не действует. Вокруг домиков валяется строительный мусор, лестницы к морю недоотемонтированы. Создаётся впечателние, что начали ремонтировать, да и бросили на середине. Хотя в одном месте копошились люди, напоминающие строителей...

Приятно посидеть на скалах у кромки прибоя, подставив лицо солнцу и ветру:

С мыса Дооб открываются замечательные виды:

Вид в сторону Новороссийска. Даже не ожидал, что вода в Чёрном море может быть такого цвета.

31 августа 1986 года в 23 часа 20 минут на траверзе мыса Дооб примерно в двух милях от берега в результате столкновения с балкером "Пётр Васев" потерпел крушение пассажирский пароход "Адмирал Нахимов". На его борту было 1243 пассажира и члена экипажа. Погибло 423 человека. Я с родителями приехал отдыхать в Кабардинку как раз некоторое время спустя после этих событий. Помню и спасательные суда и огороженное буями место катастрофы. Несколько лет спустя на мысу уже стоял памятник погибшим на "Нахимове". Несколько труб поглощают гранитные волны и часы, указывающие 23:20, поднятые с затонувшего парохода.

Пансионат "Восток", где я отдыхал в детстве, как и турбаза "Маяк" производит впечатление недействующего. Двери в летних домиках открыты настеж, в спальных корпусах кое где побиты стёкла, из трещин в асфальте торчит трава и уже местами пробиваются кусты. Но при этом в некоторых комнатах стоят кровати с матрасами. Идеальное место ночлега для лиц без определённого места жительства.
Пансионатский пляж прилично размыло, он стал совсем узким:

А ведь когда-то на нём хватало места, чтобы отмечать праздник Нептуна.

И только вид с балконов всё тот же - Маркотхский хребет и Цемесская бухта со стоящими на рейде грузовыми судами.


Но начнем не с этого. Бухта так названа в честь реки Цемесс, впадающей в море. Река небольшая, оттого еще интереснее почему именно так названа самая важная гавань страны. Бухта, расположенная у , формирует здесь самый большой порт России. В сушу врезается на 9 км, максимальная глубина - 27 метров. С одной стороны вход в бухту - это Суджукская коса, с другой - . Но учитывая многочисленные банки (мели) на дне и массу обломков затонувших кораблей, вход в гавань представляет собой определенные сложности, потому-то маленькие буксиры стараются в Новороссийске больше обычного. Опасное место в общем. Наверное, именно поэтому корабли на рейде в ожидании команды входа в портовую часть бухты стоят чуть ли не у Дивноморского

Бытует миф, что еще в античности здесь даже в хорошую погоду мог затонуть самый стабильный корабль безо всяких на то причин. Или пловец, хорошо подготовленный. В средневековой истории в тот момент когда вместо Новороссийска здесь была крепость Суджук-Кале (Турция), с кораблями просиходило ровно то же самое, что и у древних греков.

В новейшей истории самая печальная гибель судна произошла в

Вид в сторону Кабардинки. Вообще, если вы хотите взглянуть на Новороссийск со стороны и рассмотреть бухту, то это можно без труда совершить, отправившись на Масса смотровых площадок специально создана для этого

Военную часть флота сейчас перенесли в Севастополь, оставив Новороссийск "довольствоваться" торговыми отношениями

Корабли здесь со всего мира

Дальняя гора - это и есть мыс Дооб и поселок Кабардинка

В интернете вы можете найти великое множество мифов и легенд вокруг бухты. Ученые обьъясняют стабильно повторяющиеся катастрофы магнитными волнениями, а кто-то называет Цемесскую бухту вторым Бермудским треугольником.

Кстати, у многих находящихся в море в этих местах останавливаются часы. У некоторых они начинают затем идти вновь, а у некоторых нет


Цемесская бухта - это акватория, которую сейчас занимает один из крупнейших морских торговых портов Черного моря и России вообще. Бухта омывает берега города-героя Новороссийска.
Если Вы окажетесь в этом замечательном городке, просто придите на набережную и насладитесь величием порта. Еще каждые полчаса летом от центральной набережной отходят прогулочные катера. Часовая поездка по бухте очень доступна - 200 р. с человека, так что советую
В Новороссийске порт мирового значения, оттого и встретить тут можно корабли со всего мира. Вот, например, прямиком из Панамы, разгружается недалеко от административного здания организации

Вот такие прогулочные катера

А это край бунны (волнореза) с маяком на конце. Строятся для того, чтобы уберечь корабли от штормов, столь частых для здешних мест в осенне-зимний период

Три красно-белые трубы у горы - это очередной цементный завод, которых в Новороссийском районе хоть отбавляй

Как Вы наверное уже заметили, горы вокруг этих заводов с довольно измененным рельефом. Никуда не денешься - главное сырье - с них

В правом нижнем углу между гор - там находится курортный поселок Кабардинка, административно относящийся к Новороссийскому району

Нефтеналивная часть здесь также имеется и вынесена на край порта

Плавучий кран выглядит именно так

Военные корабли здесь курсируют постоянно

Недалеко от Суджукской косы открывается панорамный вид на сам город. А это мемориал, посвященный Великой Отечественной Войне, называется "Малая Земля". Внутри музей, довольно популярное место у туристов соседних городов

Цемесская бухта (Новороссийск) находится в северной части Черноморского побережья. В состав России она вошла в 1829 году в результате очередной войны с турками. В середине 80-х прошлого века здесь произошло столкновение, унесшее более четырехсот человеческих жизней.

Географическое положение

Название получила от реки, которая берет свое начало на склоне горы Гудзева. Имеется еще один однокоренной топоним - Цемесская роща. У западной части бухты расположился Абрауский полуостров. Справа находится Маркотхский хребет. Длина береговой линии Цемесской бухты составляет 15 км. Ширина - 9 км. С северо-запада от бухты находится остров Суджук, а с юго-востока Дооб. Средняя глубина Цемесской бухты составляет 24 метра. Максимальная - 29 метров.

Туризм

Отдыхающие, которые предпочитают добираться до побережья Черного моря на собственном автомобиле, хотя бы раз проезжали мимо Цемесской бухты. Она находится совсем рядом с Геленджиком и Кабардинкой, расположенной в нескольких километрах от города-курорта. Пляжи Цемесской бухты понравятся не каждому. Здесь почти нет инфраструктуры, малолюдно. Однако места живописные, что подтверждают фото Цемесской бухты, которые можно видеть в этой статье.

Затопление кораблей

В Новороссийске и его окрестностях происходило немало важных исторических событий. Одно из них - уничтожение флота (1918 год). Тогда между советским правительством и Германией был заключён договор, согласно которому корабли Черноморского флота нужно было передать противнику. Тихменевым был получен приказ направить суда в Севастополь, где они и перейдут немецким войскам. Одновременно поступил секретный приказ об их затоплении.

Тихменев долго размышлял. В конечном счете решил привести корабли в Севастополь. Многие офицеры не согласились с ним. 18 июня с помощью торпед почти все судна были уничтожены. Спустя два года в Цемесской бухте начался подъём затопленных кораблей. Некоторые из них даже удалось восстановить, например, "Калиакрию".

"Адмирал Нахимов"

31 августа 1986 года разыгралась трагедия. Погибло 423 человека. В Цемесской бухте, в 13 км от Новороссийска, произошло столкновение парохода "Адмирал Нахимов" и грузового судна "Пётр Васёв".

Стоит немного рассказать о пассажирском судне, на которое попасть до 1986 года мечтал едва ли не каждый советский человек. "Адмирал Нахимов" был построен в 20-е. Тогда он принадлежал немцам и имел другое название - "Берлин". Судно выполняло трансатлантические рейсы между Нью-Йорком и Бремерхафеном. Во время Второй мировой войны использовалось в качестве госпитального. В 1945 году, в результате ряда событий, корабль достался советскому флоту.

"Адмирал Нахимов" был самым большим пассажирским судном в СССР из тех, что совершали круизы по Черноморью. Иногда он осуществлял грузоперевозки в Саудовскую Аравию, Алжир и на Кубу. В конце семидесятых появилась традиция: капитаном "Нахимова" назначали, как правило, того, кто провинился на международном рейсе. Судно стали именовать "кораблем штрафников".

29 августа вышел из Одессы в семидневный круиз. Предполагались заходы в Сочи, Батуми, Ялту, Новороссийск. Пассажиры инструктаж и шлюпочных учений не проходили. 31 августа в два часа дня судно пришвартовалось в Новороссийском порту. В 22:00 пароход должен был отплыть согласно расписанию. Однако отправился "Адмирал Нахимов" с десятиминутным опозданием.

Море было спокойным, погода ясной. Большая часть пассажиров находилась на палубе. В 22:38 в Цемесскую бухту зашёл "Пётр Васёв", возвращавшийся из Канады. Капитан сухогруза, как позже на суде утверждали его коллеги, имел слабость к "красивым" расхождениям, то есть на расстоянии 100-180 метров. Это послужило основной причиной катастрофы.

В 11 часов вечера два судна столкнулись. "Пётр Васёв" врезался в правый борт "Адмирала Нахимова". Пароход дважды содрогнулся, в результате чего многие пассажиры не смогли удержаться на ногах. Однако даже те, кто видел приближение сухогруза, не осознали приближающуюся катастрофу.

Капитан пытался посадить судно на мель, но произошло включение электричества. На палубе, которая в считанные минуты накренилась на 45 градусов, началась паника, типичная для подобных ситуаций.

В спасении пассажиров "Адмирала Нахимова" были задействованы курсанты мореходного училища. Экипажу сухогруза удалось взять на борт 37 пассажиров "Адмирала Нахимова". Катастрофически не хватало плотов. Пароход затонул за 8 минут. Погибло 423 человека. "Адмирал Нахимов" вместе с телами 64 пассажиров, которые так и не удалось поднять на поверхность, и сегодня находится на дне моря.