Эколого краеведческая работа в библиотеке.  Библиотеки и экология: Областная библиотека – центр экологической информации и культуры (Эколого-просветительская деятельность библиотек)

РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ О

«КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА».

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ : формировать у детей представление о правах ребенка, понимание и принятие детьми нравственных норм: воспитание любви и уважения к друзьям, близким, Родине, умения оценивать поступки героев сказки, делать выводы. Развивать связную речь, память, мышление. Выразительно читать стихи.

ХОД ЗАНЯТИЯ: ВОСПИТАТЕЛЬ : Вы знаете, что люди появились на Земле давным - давно, тысячи лет назад. Тогда же появились и главные вопросы.

Что могут люди делать и что не могут?

Что они обязаны делать и что не обязаны?

На что имеют право и на что не имеют?

Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А заботясь о детях, написали вторую книгу «Конвенция о правах ребенка». И сегодня мы поговорим о ваших правах. Чтобы стать полноправными членами общества нужно знать свои права.

У русского народа символом счастья всегда была «Жар – птица». Волшебная птица, одно перо которой может принести человеку счастье. Вот такая птица залетела к нам в детский сад. На поиски счастья в сказках всегда отправляется добрый человек – молодец. Предлагаю одному из мальчиков принести первое перо.

1.Важнейшее право, которое имеют все дети на планете – право на жизнь.

Скажите, пожалуйста, друзья, благодаря кому вы появились на свет (родителям) А еще кто заботился о вас после рождения? Правильно, медицинские работники. Здесь на перышке написано, что дети имеют право на охрану здоровья, а дети – инвалиды на особую защиту и помощь. (Другой ребенок приносит второе перо жар – птицы).

2.Ребенок имеет право на имя и гражданство. (Воспитатель показывает свидетельство о рождении). После рождения вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. Попросите родных показать вам ваше свидетельство о рождении. А чтобы еще, раз убедиться, какие у вас прекрасные имена и узнать, кто с кем дружит, давайте поиграем: выбирая себе товарища, называйте его по имени. Можно сказать, почему выбрали именно его. (Дети играют) Молодцы! Садитесь, пожалуйста. Обращаться друг к другу надо вежливо, ласково, по имени. И, конечно же не доступно называть человека грубым словом, давать ему кличку – это нарушение его права на имя. Скажите, пожалуйста, с кем вы живете? (с родителями) А как можно одним словом назвать вас и ваших родителей? (семья) Попробуйте произнести слово «семья». Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. На самом деле: приглядитесь повнимательней к своим родным. Ваша улыбка может напомнить мамину, походка – папину, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки.

3.Возьмем третье перышко. В книге прав человека записано, что «каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи».

А вот мама у Саши оформила семейное древо семьи Непрокиной Саши. Это семейное древо показывает связь поколений в семье. В некоторых семьях есть свой герб семьи, как герб России, города, поселка.

4.Возьмем четвертое перышко. «Дети имеют право на образование». В детском саду у вас проходят занятия. А в школе вы будете ходить в разные кружки, танцевать, петь. Дети имеют право свободно развиваться духовно и физически, заниматься творчеством и искусством.

5.Предлагаю принести пятое перышко. Читаю: «Дети имеют право на защиту от пыток или другого жесткого бесчеловечного обращения». Давайте сходим в картинную галерею и рассмотрим иллюстрации к сказкам. Вопрос, к вам: в каких сказках нарушились права героев, с кем обращались жестоко?

В каких сказках не заботились о детях?

В каких сказках есть примеры любви к родителям, послушания? (дети называют сказки «Буратино», «Айога» «Красная шапочка» и др.)

Каждый человек имеет не только права но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей.

И об этом мы еще будем говорить. Жар – птица научит нас многому, она остается у нас в группе.(дети читают стихи на тему беседы).

Сегодня жар – птица познакомила вас с важными правами. Если их нарушают, то дети растут в условиях войны, голода, нищеты – они несчастны. Поэтому правительство нашей страны обещает делать все для того, чтобы обеспечить детям безопасную жизнь и здоровье, возможность учиться, заниматься спортом и творчеством.

Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.

Пусть дети живут, смеются звонко,

Подрастают с каждым днем.

Пусть у каждого ребенка

Будет теплый светлый дом.

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Горя черного- войны.

Подводится итог занятия

Классный час «Всемирный день прав ребёнка »

Цель: познакомить учащихся с основными правами и свободами, научить применять их в жизни.

Ход классного часа.

I . Вступление.

Учитель:

Сегодня наш классный час мы посвятим теме «Права ребенка». Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребёнка.

II . Основная часть.

Учитель:

Скажите, а кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной из них считается ООН. Эта организация возникла после второй мировой войны, в которой погибло более 50миллионов человек. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права – права на жизнь.

Однако не все люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, случаются аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.

20 ноября 1989года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

В Конвенции 54статьи.

Давайте назовем те, которые вы помните.

Право на жизнь.

Право на имя.

У каждого из вас есть имя (учитель предлагает детям назвать свои имена). При рождении ребенка родители дают ему имя. Фамилию, имя, отчество записывают в специальный документ. Знаете ли вы, как он называется? Правильно, свидетельство о рождении. В нем также записывают место и дату рождения, сведения о родителях. Это первый документ ребенка. Он говорит не только о факте появления ребенка, но и о том, что этот новый человечек является гражданином страны, которая обязана заботится о его благополучии. Скажите, гражданами какой страны вы являетесь? Правильно, следовательно о вас заботиться правительство России.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на свободное перемещение.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Учитель:

Всем вам известна сказка про Маугли. Как вы думаете, является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

Согласно Конвенции, ребенком признается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста (Статья 1).

Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может издавать отдельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, посадить Маугли в клетку и обращаться с ним, как с животным?

Ученики высказывают свое мнение.

Каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинство (Статья 23).

Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Нарушает ли он при этом его права?

Ученики высказывают свое мнение.

Как вы думаете, что необходимо, чтобы эти и другие права соблюдались?

Ученики высказывают свое мнение.

Нужно выполнять важную обязанность – уважать права другого.

А теперь представьте ситуацию.

Сын слушает музыку, иногда сильно прибавляя громкость. Мама отдыхает с книгой в руках.

Мама: Сколько раз тебе говорила – после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!

Сын: Но мама! Ты же все равно в 10 часов еще не спишь!

Каким правом пользуется сын? Соблюдает ли он при этом права родителей и соседей?

Ученики высказывают свое мнение.

Сын пользуется правом на отдых и досуг (Статья 31 ). Но в данной ситуации он ущемляя права родителей и соседей на отдых.

Учитель: В данном случае поведение сына является нарушением общественного порядка. О какой важной обязанности он забыл?

Ученики: Он забыл, что у других людей точно такие же права, как и у него. Надо уважать права другого человека!

III . Практическая часть классного часа.

Викторина «Права литературных героев».

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Какие из литературных героев могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка», зайка из русской народной сказки «Ледяна избушка»)

3. Героиня какой сказки использовала право свободного передвижения и местожительства? («Лягушка-путешественница»)

4. В какой сказке нарушено право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или приключения Буратино»)

5. У какой известной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? («Золушка»)

6. Какие известные литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Белоснежка и семь гномов»).

7. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Сказка о попе и его работнике Балде»)

Конкурс «Песня о правах».

Ученики должны сказать о каких правах идет речь в песнях.

1. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения, мирных собраний)

2. «Чему учат в школе» (право на образование).

3. «До чего дошел прогресс» (права на пользования благами научно-технического прогресса).

4. «На крутом бережку» (право на отдых).

IV . Итог.

Тест:

1. Какова цель ООН?

    Проведение Олимпийских игр.

    Защита прав человека

    Охрана окружающей среды.

2. Что является высшей ценностью в России по Конституции?

    Промышленный и военный потенциал.

    Государство.

    Человек, его права и свободы.

3. В каком документе изложены права ребенка?

    В Конституции РФ,

    В Декларации прав человека.

    В Конвенции о правах детей.

4. Кем была принята Конвенция о правах детей?

    Президентом страны.

    Директором школы.

5. Как вы думаете, какой орган при ООН занимается правами ребенка?

    Детский фонд.

    Международный валютный фонд.

    Международный банк регионального развития.

V . Обобщение.

Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе и о том, как защитить свои права!

Эта книга расскажет вам просто о весьма сложных вещах - о правах человека. Маленький герой выходит из трудных испытаний потому, что знает Декларацию прав человека.

Классный час разработан и проведен учителем начальных классов Ельмеевой Еленой Васильевной.

>> Из истории прав ребенка

Из истории прав ребенка

Вопрос о разработке особых документов по правам ребенка возник сравнительно недавно. Только в XIX веке деятельность демократических движений привела к тому, что развитые государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей. До образования ООН (1945) права детей рассматривались в основном в ракурсе борьбы с детским рабством, эксплуатацией детского труда, торговлей детьми и проституцией несовершеннолетних. Женевская декларация прав ребенка, принятая Лигой Наций в 1924 году, была в основном посвящена этим проблемам. В 1945 году, вскоре после своего создания, ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой, в частности, отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

В 1946 году ООН учредила Детский фонд ЮНИСЕФ, цель которого - международная помощь детям.

Конвенция утверждает ряд важных социальных и правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей или опекунов.

Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения совершеннолетнего возраста (18 лет), если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других прав. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды , соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища и предоставления всего этого в первую очередь детям.

Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка - и наделяет его высокими полномочиями. В его составе 10 экспертов, делегированных государствами-участниками на 4-летний срок.

Страны-участницы Конвенции обязаны представлять в Комитет ООН доклады каждые 5 лет, периодически - об осуществлении Конвенции. В докладах обязательна следующая информация:

  • о мерах, принимаемых государствами по улучшению социальной защиты детства, в том числе об изменениях в национальном законодательстве и практических мерах на национальном, региональном и местном уровнях;
  • о создании и функционировании механизмов и структур для координации и контроля за деятельностью по осуществлению Конвенции;
  • о разработке общей политики, программ и услуг в целях осуществления Конвенции;
  • о трудностях, тормозящих реализацию Конвенции, и о способах их преодоления;
  • о достигнутом прогрессе и планах совершенствования национальной системы защиты детства.

Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Смирнов В.В., Суслов А.Б., Права человека. 11 класс : Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки