Вариант № 123191
ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 3.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Имена российских государей следует писать только буквами.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Кто из московских князей первым получил право сбора дани в пользу Орды со всех русских земель?
1) Юрий Долгорукий
2) Иван Калита
3) Василий II Тёмный
4) Андрей Боголюбский
Ответ:
Новым явлением в экономике России XVII в. стало
1) появление мануфактур
2) появление заводов
3) появление фабрик
4) развитие цехового производства
Ответ:
Что из перечисленного было следствием набегов половцев во второй половине XI в.?
1) миграция населения из Среднего Поднепровья в Волжско-Окский район
2) установление военного союза Руси с Хазарским каганатом
3) полное прекращение княжеских междоусобиц
4) установление военного союза Руси с Великим княжеством Литовским
Ответ:
Важнейшим явлением российской культуры XVI в. стало начало
1) деревянного зодчества
2) книгопечатания
3) иконописи
4) каменного зодчества
Ответ:
Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите князя, о котором идёт речь.
«Ещё при жизни матери, оставив на попечении Ольги Киевское княжество, [князь] совершил первые свои блестящие походы. Он пошёл на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; затем обратился на хазар и разгромил Хазарское царство, взяв главные города хазар... Наконец, [князь] проник на Волгу, разорил землю камских болгар и взял их город Болгар. Словом, [он] победил и разорил всех восточных соседей Руси, входивших в систему Хазарской державы. Главной силой в Причерноморье становилась теперь Русь».
1) Владимир
2) Святослав
Ответ:
Созданные Петром I коллегии постепенно заменили собой
1) министерства
2) земства
3) приказы
Ответ:
Одним из направлений внешней политики России в первой четверти XVIII в. являлась борьба за
1) Волжский торговый путь
2) выход в Балтийское море
3) Левобережную Украину
4) освобождение от ордынского владычества
Ответ:
Вследствие катастрофической нехватки денег Екатерина II была вынуждена
1) ввести подушное налогообложение
2) учредить купеческие гильдии
3) впервые прибегнуть к внешним займам
4) создать Вольное экономическое общество
Ответ:
Прочтите отрывок из приказа полководца и назовите фамилию этого полководца.
«Храбрые воины! Приведите себе в сей день на память все наши победы и докажите, что никто не может противиться силе оружия российского. Нам предлежит не сражение, которое бы в воле нашей состояло отложить, но непременное взятие места знаменитого, которое решит судьбу кампании и которое турки почитают неприступным. Два раза осаждала Измаил русская армия и два раза отступала; нам остаётся в третий раз или победить, или умереть со славою».
1) М. Д. Скобелев
2) А. П. Ермолов
3) П. С. Нахимов
4) А. В. Суворов
Ответ:
Аграрная реформа П.А. Столыпина предполагала
1) передачу всей помещичьей земли крестьянам
2) ликвидацию частной собственности на землю
3) ограничение политики переселения крестьян
4) образование отрубных и хуторских крестьянских хозяйств
Ответ:
A. M. Горчаков разослал «циркулярную ноту», уведомляя, что Россия не считает себя связанной обязательствами Парижского договора 1856 г., воспользовавшись
1) поражением Франции во франко-прусской войне
2) колониальным конфликтом Франции и Англии
3) восстаниями в колониях Французской империи
4) сближением с Англией и Францией, приведшим к созданию Антанты
Ответ:
Прочтите отрывок из законодательного акта и назовите императора, в правление которого он был обнародован.
«Ст. 1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, судебным палатам и Правительствующему Сенату в качестве верховного кассационного суда.
Ст. 2. Судебная власть означенных в 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.
Ст. 3. Мировой судья есть власть единоличная, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Сенат суть установления коллегиальные...
Ст. 4. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи.
Ст. 5. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели».
1) Александр II
2) Александр III
3) Александр I
4) Николай I
Ответ:
Что было одной из характерных черт развития культуры в России в первой трети XIX в.?
1) проведение «Русских сезонов» в Париже
2) расцвет «усадебной культуры» (культуры «дворянских гнёзд»)
3) расцвет творчества передвижников
4) деятельность объединения «Мир искусства» («мирискуссников»)
Ответ:
Форсированная индустриализация осуществлялась в СССР с
1) начала 1920-х гг.
2) конца 1920-х гг.
3) конца 1940-х гг.
4) конца 1950-х гг.
Ответ:
Следствием массовых крестьянских восстаний 1920−1921 гг. стало
1) создание комбедов
2) начало проведения массовой коллективизации
3) введение продналога
4) введение продразвёрстки
Ответ:
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите город, в котором произошло описанное сражение Великой Отечественной войны.
«Город был в огне. Пламя пожаров поднималось на несколько сот метров. Фашистские самолёты пролетали над головой. Не только земля, но и небо дрожало от разрывов. Тучи дыма и пыли резали глаза. Здания рушились, падали стены, коробилось железо. Казалось, что всё живое здесь погибает, но люди шли в бой... Жарко приходилось и на Мамаевом кургане. Здесь противник стянул несколько батальонов пехоты и свыше 20 танков. Шесть раз в течение дня фашисты пытались сбить наши подразделения с высоты и каждый раз откатывались, на склонах кургана оставались сотни трупов. Гвардейцы отбили все атаки врага».
1) Сталинград
2) Ленинград
Ответ:
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе был подписан в годы руководства СССР
1) Н. С. Хрущёва
2) М. С. Горбачёва
3) И. В. Сталина
4) Л. И. Брежнева
Ответ:
Что явилось одним из последствий массовой амнистии, проведённой в марте 1953 г.?
1) фабрикация «дела врачей»
2) выход на свободу большинства политических заключённых
3) рост преступности в стране
4) новая волна массовых репрессий
Ответ:
Появление популярных публицистических и информационных программ «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо», «600 секунд» относится к периоду
1) 1960-х гг.
2) 1970-х гг.
3) 1980-х гг.
4) 1990-х гг.
Ответ:
Кто из перечисленных лиц являлся Премьер-министром России в период первого президентского срока В. В. Путина?
1) B. C. Черномырдин
2) С. В. Кириенко
3) Е. М. Примаков
4) М. Е. Фрадков
Ответ:
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) создание российского Черноморского флота
2) введение всеобщей воинской повинности
3) введение золотого стандарта рубля
4) ликвидация внутренних таможенных пошлин и границ
5) учреждение Сената
Ответ:
Какие три города были присоединены к Москве в XVI в.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
2) Смоленск
5) Новгород
6) Коломна
Ответ:
Установите соответствие между аббревиатурами, обозначающими названия советских государственных органов и общественных организаций, и их функциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Ответ:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям, происходившим в период 1945-1953 гг.
1) нота Керзона
2) «план Маршалла»
4) «холодная война»
5) Карибский кризис
6) Корейская война
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Ответ:
Напишите пропущенное слово.
Международная организация, объединявшая коммунистические партии различных стран, созданная в 1919 г. и распущенная в 1943 г., называлась Коммунистическим _______________________.
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) Наполеон I
2) сражение на реке Рымник
3) Екатерина II
4) Полтавская битва
5) сражение при Кунерсдорфе
6) П. П. Багратион
7) И. Мюрат
8) Г. А. Спиридов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Прочтите манифест.
«Тяжкое бремя возложено на Меня волею Брата Моего, передавшего Мне Императорский Всероссийский Престол в годину беспримерной войны и волнений народных.
Одушевлённый единою со всем народом мыслью, что выше всего благо Родины нашей, принял Я твёрдое решение в том лишь случае воспринять Верховную власть, если такова будет воля народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, чрез представителей своих в Учредительном собрании, установить образ правления и новые Основные Законы Государства Российского.
Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан Державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему и облечённому всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок, на основании всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, Учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
3) Окончательное решение вопроса о власти в стране автор манифеста возлагает на орган власти, избранный народом.
5) Данный манифест написан в марте 1917 г.
6) Правительство, упомянутое в манифесте, находилось у власти менее года.
Ответ:
Напишите название города, где состоялся конгресс, по решению которого в состав Российской империи вошла территория, обозначенная цифрой «II»
Ответ:
Назовите императора, в годы правления которого в состав Российской империи вошла территория, обозначенная на схеме цифрой «I».
Ответ:
Рассмотрите схему и выполните задания
Назовите императора, в годы правления которого был построен объект, обозначенный на схеме буквой «А».
Ответ:
Рассмотрите схему и выполните задания
Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В подготовке и подписании мирного договора, по которому в состав Российской империи вошла территория, обозначенная на схеме цифрой «IV», участвовал А. С. Грибоедов.
2) Территория, обозначенная на схеме цифрой «I», была присоединена к России в результате русско-шведской войны.
3) Присоединение территории, обозначенной на схеме цифрой «III», произошло в 1829 г.
4) Большинство текстильных предприятий, согласно схеме, находилось в центральном районе страны.
5) Объект, обозначенный на схеме буквой «А», был первым подобным объектом, построенным в России.
6) Промышленное освоение района, в котором, согласно схеме, отмечается наибольшая концентрация металлургических предприятий, началось только в первой половине XIX в.
Ответ:
Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Инициатором события, которому посвящена марка, был Б.М. Хмельницкий.
2) Данная марка была выпущена в 1960-х гг.
3) События, отражённые на картине, изображённой на марке, происходили в Москве.
4) В год издания данной марки часть территории РСФСР была передана Украинской ССР.
5) Последствием события, которому посвящена марка, стала Смоленская война.
Ответ:
Укажите изображения, на которых представлены объекты, построенные в том же веке, когда произошло событие, которому посвящена марка. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Укажите десятилетие, когда был составлен данный проект договора. Назовите императора, правившего Россией в период оформления союза, одним из шагов к которому было заключение данного договора. Укажите название военно-политического блока, в который в дальнейшем войдут обе страны, заключившие данный договор.
Прочтите отрывок из проекта договора.
«Одушевлённые одинаковым стремлением к сохранению мира, Франция и Россия, имея единственной целью подготовиться к требованиям оборонительной войны, вызванной нападением войск Тройственного союза против одной из них, договорились о следующих положениях.
1. Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия употребит все войска, какими она может располагать для нападения на Германию. Если Россия подвергнется нападению Германии или Австрии, поддержанной Германией, Франция употребит все войска, какими может располагать для нападения на Германию.
2. В случае мобилизации войск Тройственного союза или одной из входящих в него держав Франция и Россия немедленно, по получении известия об этом, не ожидая никакого предварительного соглашения, мобилизуют немедленно и одновременно все свои силы и двинут их как можно ближе к своим границам.
3. Действующие армии, которые должны быть употреблены против Германии, будут со стороны Франции равняться 1 300 000 человек, со стороны России - от 700 000 до 800 000 человек. Эти войска будут полностью и со всей быстротой введены в дело, так чтобы Германии пришлось сражаться сразу и на востоке, и на западе.
4. Генеральные штабы обеих стран будут всё время сноситься друг с другом, чтобы подготовить и облегчить проведение предусмотренных выше мер.
Они будут сообщать друг другу в мирное время все данные относительно армий Тройственного союза, которые известны им или будут им известны. Пути и способы сношения во время войны будут изучены и предусмотрены заранее.
5. Ни Франция, ни Россия не заключат сепаратного мира.
6. Настоящая конвенция будет иметь силу в течение того же срока, что и Тройственный союз.
1. Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия употребит все войска, какими она может располагать для нападения на Германию. Если Россия подвергнется нападению Германии или Австрии, поддержанной Германией, Франция употребит все войска, какими может располагать для нападения на Германию.
2. В случае мобилизации войск Тройственного союза или одной из входящих в него держав Франция и Россия немедленно, по получении известия об этом, не ожидая никакого предварительного соглашения, мобилизуют немедленно и одновременно все свои силы и двинут их как можно ближе к своим границам.
3. Действующие армии, которые должны быть употреблены против Германии, будут со стороны Франции равняться 1 300 000 человек, со стороны России - от 700 000 до 800 000 человек. Эти войска будут полностью и со всей быстротой введены в дело, так чтобы Германии пришлось сражаться сразу и на востоке, и на западе.
4. Генеральные штабы обеих стран будут всё время сноситься друг с другом, чтобы подготовить и облегчить проведение предусмотренных выше мер.
Они будут сообщать друг другу в мирное время все данные относительно армий Тройственного союза, которые известны им или будут им известны. Пути и способы сношения во время войны будут изучены и предусмотрены заранее.
5. Ни Франция, ни Россия не заключат сепаратного мира.
6. Настоящая конвенция будет иметь силу в течение того же срока, что и Тройственный союз.
7. Все перечисленные выше пункты будут сохраняться в строжайшем секрете».
Каковы были причины сближения двух стран, между которыми заключался данный договор? Укажите три причины.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Политика советского руководства 1953-1964 гг. в области культуры качественно изменилась по сравнению с периодом руководства И.В. Сталина». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: Аргументы в опровержение:
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Сейчас мы разберемся с заданием №3 из первой части ЕГЭ по истории. Грамотно подойдя к этому заданию, можно с легкостью выполнить номер без ошибок.
Итак нам представлен список из шести терминов, два из которых являются лишними в данном ряду. В задании нам также указывают критерий, исходя из которого нам и придется их рассортировывать(это может быть отдельный век или период истории России, эпоха правления отдельной личности, отдельное историческое событие и так далее).
Наша цель — элиминировать неправильные варианты, чтобы получить свои заветные 2 балла! Допустив одну ошибку, мы получаем 1 балл, который тоже не лишний. Так что даже если термины кажется тебе незнакомыми, не отчаивайся. Никогда не оставляй ответ пустым, надейся на удачу и запиши хотя бы свои предположения. Это, кстати, касается и заданий второй части.
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно читаем текст задания, изучаем критерий сортировки
- Изучаем предложенные варианты ответа
- Сопоставляем каждый вариант с предложенным критерием
- Элиминируем неправильные варианты
- Еще раз проверяем себя, записываем ответ
Разбор типовых вариантов заданий №3 ЕГЭ по истории
Первый вариант задания (демонстрационный вариант 2018 года)
Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XIX в.
- вольные хлебопашцы
- министерства
- декабристы
- третьеиюньский переворот
- мировые судьи
- октябристы
На первый взгляд разобраться с заданием довольно сложно. Зная несколько хитростей и прорешав несколько КИМов, мы без затруднений найдем верный ответ!
Если критерием вашего списка стал век или отдельный период, постарайтесь вспомнить как можно больше событий так или иначе относящихся к нему. В нашем случае это XIX век. Что же должно вспомниться? Конечно это восстание декабристов, Отечественная война 1812 года, отмена крепостного права, контрреформы Александра III и другие не менее важные моменты.
Начинаем как всегда с легкого. Декабристы. Нам без лишних слов очевидно, что это явление именно 19 века, а конкретно 1825 года, следовательно этот ответ нам уже не подходит. Можем вычеркнуть его прямо в КИМе, чтобы не запутаться и не ошибиться.
Двигаемся дальше. Третьеиюньский переворот или третьеиюньская монархия. Человеку, который хорошо знаком с историей это название говорит о многом. Но как быть, если для вас это ничего не значит? Запомним, что именно 20 век был насыщен событиями настолько, что каждый день мог иметь свое отдельное значение. Недаром на изучение именно 20 века отводится огромное количество времени. К этому относятся события 3 июня 1907 года, когда была досрочно распущена II Государственная дума. Этот день считается днем завершения революции 1905-1907 годов. События 20 века нам не подходят, поэтому мы имеем полное право выбрать этот вариант в качестве верного.
Стоит помнить, что в заданиях этого типа мы всегда находим ДВА события!
Ищем дальше. Возьмем, к примеру, вольных хлебопашцев. Указ, который так и назывался “Указ о вольных хлебопашцах” был издан Александром I в 1803 году. Зная это, мы вычеркиваем данный вариант и двигаемся дальше. Партия октябристов была создана в 1905 году. По-другому они назывались “Союз 17 октября”. Долгое время они выступали под предводительством Гучкова. Также туда входили такие личности, как М.В.Родзянко, Н.А.Хомяков, Д.Н.Шипов и другие. Октябристы образовались во времена первой русской революции и не имели никакого отношения к 19 веку.
Мы нашли два лишних варианта. Если вы уверены в своем ответе, можно сэкономить время и не проверять остальные варианты. Но в спокойной обстановке сделать это не помешает. Исключив лишние, мы автоматически приписали министерства и мировых судей к 19 веку. Так ли это? Сейчас разберемся.
В 1864 году Александром II была проведена судебная реформа, в ходе которой и был введен институт мировых судей. Правда, спустя несколько лет институт мировых судей претерпевал значительные изменения и почти был упразднен, однако это не меняет его отношение к 19 веку. Как и мировые судьи, также и министерства, были основаны в 19 веке. Указом Александра I еще в 1802 году все коллегии были заменены на 8 новых министерств. Делаем вывод, что наш выбор был правильным.
Второй вариант задания (сборник Артасова)
Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) правления Петра I.
- генерал-прокурор
- подушная подать
- кормление
- Стоглавый собор
- Главный магистрат
- фискалы
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Попробуем сделать это задание иначе. Существует несколько подходов. Если в прошлом задании мы разбирали каждый вариант пока не нашли два верных, здесь же попробуем сразу исключить два ненужных нам.
Нам предстоит опираться на эпоху Петра I , а значит мы можем использовать некую хитрость: все те названия органов, должностей и т.п. , которые не привычны Руси, скорее всего являются нововведениями Петра, т.к. Он ориентировал свою политику на манер зарубежных традиций.
Попробуем! Читая все представленные термины, мы явно понимаем, что генерал-прокурор, Главный магистрат и фискалы явно не привычны для именно российского уклада, значит вероятнее всего, относятся к эпохе Петра.
В чем же встают наши затруднения? Подушная подать или подушный оклад. Этот термин появился в 1724 году, когда началась поголовная перепись населения и был введен налог с “души”. Это значит, что оставшиеся два варианта нам подходят!
И это действительно так, кормление было отменено уже в 1555 году, а Стоглавый собор относится к 1551 году.
Третий вариант задания (сборник Артасова)
Ниже приведён список аббревиатур. Все они, за исключением двух, существовали в СССР в период Великой Отечественной войны.
- НКВД
- РККА
- КПСС
Найдите и запишите порядковые номера аббревиатур, относящихся к другому историческому периоду.
Это задние относится к достаточно сложным. Разобраться с аббревиатурами можно только в том случае, если вы четко понимаете их расшифровку и знаете, к какому периоду данный термин относится.
Еще и период выбран непростой, т.к. ВОВ требует запоминания очень многих дат, событий и терминов.
Придется разбираться!
Расшифруем каждую аббревиатуру:
- ГКО- государственный комитет обороны
- НКВД- Народный комиссариат внутренних дел СССР
- СНК- Совет народных комиссаров
- РККА- Рабоче-крестьянская Красная армия
- СЭВ- Совет экономической взаимопомощи
- КПСС- Коммунистическая партия Советского Союза
Итак, разбираемся с каждым и работаем на запоминание.
ГКО — чрезвычайный орган управления, созданный именно на время ВОВ; обладал всей полнотой военной, политической и хозяйственной власти в стране. Следовательно, этот вариант нам не подходит.
НКВД — это орган охраны общественного порядка и борьбы с преступностью; просуществовал он вплоть до 1943 года, что так же включило период ВОВ.
СНК — это правительство советской России с 1917 по 1946 годы, значит, нам не подходит.
Осталось выбрать между тремя представленными вариантами, два из которых лишние. Даже рассуждая логически, мы понимаем, что “армия” скорее всего, непосредственно относится к войне, к тому же вспоминаются разные плакаты времен ВОВ. Где фигурировала Красная армия.
Методом элиминирования мы пришли к выводу, что СЭВ и КПСС относятся к другим периодам. И это действительно так, ведь СЭВ был создан уже после ВОВ в 1949 году, а КПСС относится к 1952 году.
Четвертый вариант задания (сборник Артасова)
Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям и явлениям, происходившим в СССР в 1930-е гг.
- пятилетка
- раскулачивание
- трудодни
- многопартийность
- приватизация
- стахановцы
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Опять же задания связанные с СССР вызываю много трудностей. Поэтому во время подготовки, “ на берегу”, стоит отработать их полностью.
СССР 1930х годов. Что это? Это директивная экономика, новая конституция, пятилетние планы, колхозы, репрессии и многое другое. Пятилетка и стахановцы это непосредственно взаимосвязанные термины, ведь стахановцы появились именно в 30-40х годах, когда ставился определенный план, и те, кто достигали высокой производительности относились именно к стахановскому движению.
Особое сомнение у нас должно вызвать слово “многопартийность”. В 30е годы об этом не было даже речи. Резолюция Десятого съезда РКП(б) привела к фактическому прекращению внутрипартийной демократии, а о наличии и действии нескольких партий оставалось только мечтать.
Также нас настораживает “приватизация”. С этим слово ассоциируются имена Гайдара и Чубайса, а они никак не современники событиям 1930х годов. Их деятельность относится к 1990 годам.
Делаем вывод, что варианты 45 нам не подходят. Проверим остальные. Раскулачивание — это политика имущественного преследования крестьян и началась она как раз в 1930х годах. Трудодни — мера учета количества труда в колхозах в период с 1930 по 1966 год.
Ответ: 45
Вариант 3
1. Занятие первобытных людей, приведшее к возникновению земледелия:
а) охота; б) собирательство;
в) рыболовство; г) скотоводство.
2. Добыча меди и умение ее обработки способствовали возникновению:
а) кузнечного дела; б) гончарного дела;
в) кожевенного дела; г) прядения.
3. Служителями бога в египетском храме были:
а) жрецы; б) писцы;
в) фараоны; г) вожди.
4. Китайским мудрецом был:
а) Соломон; б) Кир Великий;
в) Конфуций; г) Хаммурапи.
5. Промышленное предприятие, основанное на ручном труде, называют:
а) фабрика; б) мастерская;
в) мануфактура; г) завод.
6. «Повесть временных лет» – один из ранних источников по древней истории Руси. Укажите примерное время её создания:
а) конец X века; б) начало XI века;
в) середина XI века; г) начало XII века.
7. 1223 год – это год:
а) Невской битвы; б) стояния на реке Угре;
в) Ледового побоища; г) битвы на Калке.
8. Назовите город, в котором Кузьма Минин собирал ополчение, освободившее Москву от польских захватчиков:
а) Вологда; б) Устюг Великий;
в) Нижний Новгород; г) Владимир.
9. Укажите годы крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева:
а) 1606–1607гг.; б) 1670–1671гг.;
в) 1707–1708гг.; г) 1773–1775гг.
10. В результате военной реформы XVI веке в России появились:
а) рекруты; б) стрельцы;
в) драгуны; г) гвардейцы.
11. Что собой представляла, основанная Петром I Кунсткамера:
а) ботанический сад; б) картинную галерею;
в) одну из 12 коллегий; г) естественнонаучный музей.
12. Согласно, принятого в 1722 году, табеля о рангах продвижение по службе зависело:
а) от знатности рода; б) от личных заслуг;
в) от богатства; г) от выслуги лет.
13. Укажите, какое событие произошло позже других:
а) принятие Соборного уложения;
б) воцарение Романовых;
в) получение Россией выхода в Балтийское море;
г) появление на политической арене Лжедмитрия I.
а) А.Н. Радищев; б) И.В. Киреевский;
в) Н.М. Муравьев; г) Н.М. Карамзин.
15. К «золотому веку» русской литературы относится творчество:
а) Д. И. Фонвизина; б) А.С. Пушкина;
в) А.П. Чехова; г) И.А. Бунина.
16. Событие, положившее начало первой русской революции:
а) «ленский расстрел»; б) «хождение в народ»;
в) «ходынская трагедия»; г) «кровавое воскресенье».
17. В годы революции 1905-1907гг. в блок революционных партий входили:
а) эсеры и кадеты; б) меньшевики и эсеры;
в) большевики, меньшевики и эсеры; г) эсеры, кадеты и октябристы.
18. К понятию «Красная Армия» относится аббревиатура:
а) РКСМ; б) РСФСР;
в) РККА; г) НКВД.
19. Одной из причин форсированной индустриализации в СССР была необходимость:
а) восстановить довоенный уровень промышленного производства;
б) обеспечить ускоренное развитие легкой промышленности;
в) ограничить приток иностранного капитала;
г) преодолеть технико-экономическую отсталость от ведущих стран.
20. В каком году был подписан советско-германский пакт о ненападении?
а) 1922г.; б) 1933г.;
в) 1939г.; г) 1940г.
21. Салют в годы Великой Отечественной войны впервые был дан в честь освобождения:
а) Севастополя; б) Кенигсберга;
в) Ленинграда; г) Белгорода и Орла.
22. Какая группа дат связана с успехами СССР в освоении космоса:
а) 1945г., 1953г., 1964г. б) 1965г., 1977г., 1982г.
в) 1957г., 1961г., 1975г. г) 1969г., 1979г., 1989г.
23. Кому из советских руководителей в 1990г. была присуждена Нобелевская премия мира?
а) Б. Ельцину; б) М. Горбачеву;
в) Э. Шеварднадзе; г) Ю. Андропову.
24. Какие события объединяют даты 1977г. и 1993г. в истории СССР и России?
а) введение чрезвычайного положения в стране;
б) разоружение незаконных военных формирований в Чечне;
в) активизация военных действий в Афганистане;
г) принятие Конституции страны.
25. Известный русский певец начала ХХ века:
а) Ф. Шаляпин; б) С. Рахманинов;
в) Л. Андреев; г) Ф. Шехтель
26. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?
а) принятие Конституции РФ;
б) Августовский путч;
в) распад СССР и появление СНГ;
г) уход Б.Н. Ельцина в отставку
27. В 2014 г. в Сочи состоялись… .
а) зимние Олимпийские игры;
б) летние Олимпийские игры;
в) чемпионат мира по футболу;
г) чемпионат мира по лёгкой атлетике
а) День России;
б) День защитника Отечества;
в) День народного единства;
г) День Конституции Российской Федерации
29. Стремление республик к отделению, проведению самостоятельной внутренней и внешней политики
а) коалиция; б) сепаратизм; в) консолидация; 4) аннексия
а) С. Михалков и А. Александров; б) М. Дунаевский и А. Пахмутова;
в) М. Таривердиев и С. Добронравов; г) М. Блантер и М. Исаковский
ВПР 2017. 11 класс. Вариант 3.
1. Запишите термин, о котором идёт речь.
Договор между помещиком и крестьянином, устанавливавший размер надела и повинности за пользование им по ре форме 1861 г.
Ответ: ______________________
Прочитайте отрывок из документа и выполните задания 2-4.
Из выступления Председательствующего
на открытии Первого съезда народных депутатов СССР
«Нынешняя избирательная кампания явила собой далеко не однозначную картину. Она отразила все многообразие позиций, точек зрения, мнений, существующих в нашем обществе. Она стала своеобразным испытательным полигоном, где впервые были приведены в действие но вые положения Конституции СССР, апробирован принципиально новый Закон о выборах. В целом он позволил провести выборы на подлинно демократической основе, получить новую избирательную практику. Вместе с тем на предвыборных собраниях, в трудовых коллективах, в средствах массовой информации высказывались пожелания о необходимости корректировки отдельных норм и процедур, установленных Законом. Все они заслуживают внимания и требуют анализа.
Сегодня на Съезде присутствует 2155 народных депутатов СССР из 2249 избранных. Подробные данные о результатах выборов, о составе депутатов доложит Мандатная комиссия, которую изберёт Съезд и которой Центральная избирательная комиссия передаст всю документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов.
Состав депутатов отражает многонациональный характер нашей страны. В их числе - представители 65 наций и народностей.
Нынешнему депутатскому корпусу предстоит решать задачи общегосударственного значения. Эти задачи возложены нашей Конституцией прежде всего на Съезд народных депутатов, который, являясь высшим органом государственной власти, правомочен рассматривать любой вопрос, отнесённый к ведению СССР, определяет главную линию деятельности Верховного Совета, всех других государственных органов.
К Съезду народных депутатов СССР сегодня обращены внимание и мысли всех трудящихся, от него ждут многое. И в первую очередь - ответа на волнующие людей вопросы... Вместе с депутатским мандатом избиратели отдали вам, товарищи депутаты, свою веру в лучшую жизнь, в процветающее и могущественное Советское социалистическое государство».
2. Укажите десятилетие, в рамках которого состоялось проведение Первого съезда народных депутатов. Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда это событие произошло. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель являлся руководителем страны.
______________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________3. Какие особенности Съезда народных депутатов как высшего органа государственной власти названы в выступлении? Укажите любые три особенности.
Ответ: _________________________________________________________
4. Укажите, какие изменения политической системы СССР можно считать итогами работы Съездов народных депутатов?
Ответ: _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.
Событие (процесс) | Участник события (процесса) |
|
_______________ (А) | _______________ (Б) |
|
______________ (В) | Кавказская война | _______________ (Г) |
_______________ (Д) | _______________ (Е) |
|
_______________ (Ж) | возвышение Москвы как центра объединения земель | Дмитрий Донской |
_______________ (З) | ______________ (И) | Василий Шуйский |
Пропущенные элементы:
1) А.П. Ермолов
3) М.С. Горбачёв
5) Б.Н. Ельцин
7) освобождение от ордынского владычества
8) «новое мышление» во внешней политике
9) деятельность тайных организаций декабристов
10) Смутное время
Рассмотрите схему и выполните задания 6-7.
6. Запишите название сражения, обозначенного на схеме цифрой 1.
Ответ:
7. Запишите название города,обозначенного на схеме цифрой 2.
Ответ: _________________________________________________________
8. Укажите название данного памятника архитектуры и место, где он расположен.
Ответ: _________________________________________________________
_______________________________________________________________
9. Укажите время создания (век) и правителя, в период правления которого был создан данный памятник архитектуры.
В каком стиле создана церковь?
Ответ: _________________________________________________________
_______________________________________________________________
10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в Вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В Вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.
Если памятник, изображённый на фотографии, находится в Вашем регионе, то его указывать не следует, нужно указать другой памятник.
Ответ: _________________________________________________________
Прочтите перечень событий (процессов) и выполните задания 11, 12.
1) междоусобица 972-980 гг.
2) Северная война
3) первая российская революция 1905-1907 гг.
4) Сталинградская битва 1942-1943 гг.
Выберите одно любое событие (процесс) из данного перечня и выполните задания 11 и 12, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс).
Укажите цифру, которой обозначено выбранное Вами событие (процесс). ________
11. Назовите одного любого участника выбранного Вами события (процесса). Укажите один его любой поступок (действие) в ходе участия в этом событии.
Ответ: _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. В чём состояло влияние выбранного Вами события (процесса) на дальнейшую историю России и/или мировую истории? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.
Ответ: _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВПР 2017. 11 класс. Вариант 3.
Уставная грамота |
|
М.С. Горбачёв Перестройка |
|
Выборы прошли на подлинно демократической основе. Съезд правомочен рассматривать любой вопрос, отнесённый к ведению СССР. Съезд определяет главную линию деятельности Верховного Совета, всех других государственных органов. |
|
Альтернативность выборов. Демократизация общественных отношений. |
|
7,2,12,1, 8, 3, 6, 4,10 |
|
Полтавское сражение |
|
Санкт-Петербург |
|
Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Москва |
|
XVI в. Василий III. Шатровый стиль. |