Дом марины. Богу угодное заведение

«Это бесы были» - у жителей Клыкова один ответ на вопрос, кто мог совершить жестокое нападение на богадельню монашествующих в праздник Покрова 2015 года. Налетчики по наводке - вряд ли: все в округе знали, что в этом доме живут бабушки, многие из которых лежачие. Что с них взять? Случайные «залетные»? Богадельня далеко от города, в стороне от трасс, попробуй еще найди ее, разгляди. Но больше всего поражает людей жестокость, с которой разбойники в масках обрушились на престарелых женщин. Они пробивали им головы, швыряли на пол, пинали… Через шесть дней одна из жертв - гостья из Краснодара Мария Филипповна - скончалась в больнице. Еще спустя время умерла матушка Пелагея: она упала в ручей и не смогла подняться - сказались травмы. Здоровье других насельниц тоже ухудшилось. Нападавшие забрали и последние силы, и последние деньги. Одно они забрать не смогли - любовь. Она здесь везде и во всех… О ней и будет наше слово.

Жаждущие вечности

Попал я сюда случайно. Гостил у друзей рядом с мужским монастырем «Спаса Нерукотворного пустынь». Они рассказали, что есть здесь подвижница Марина, которая построила богадельню и теперь дает приют бездомным старушкам. «Они какие-то необычные, от них ТАКАЯ ЛЮБОВЬ исходит! Это все чувствуют, это невероятно, - говорили мне. И добавляли: - Вот о ком надо писать». «Поехали!» - согласился я.

Сели в машину и через пять минут были у ворот Любви.

За ними большой трехэтажный дом, сложен из кирпича и бревен, выкрашенных в коричневый и белый цвета; балконы, покатая крыша; такая же, только поменьше, накрывает крыльцо с перилами… Словно это и не богадельня, а усадьба из романов XIX века. Если повернуть голову влево, то увидишь деревенские домики и обитель с двумя храмами и колокольней, справа мирно пасется корова, семенят куры… И правда, будто не в наши дни попал. Не в нашу реальность.

С крыльца доносится кроткий разговор.

Матушка, ты же замерзнешь, вечер уже, пойдем в дом, - женщина пытается убедить маленькую сухонькую старушку уйти с улицы, - а палочку-то ты и не взяла…

В ответ старушка что-то бормочет ласково, по-детски: мол, вот не взяла опять, что со мной поделаешь.

И тут женщина замечает нас. Это и есть Марина. Средних лет, красивая, с мудрыми глазами и материнской улыбкой. Замечает нас и насельница, она улыбается всеми своими морщинами и смотрит прямо в глаза и куда-то глубже. (Потом я узнал, что она слепая.)

Марина приглашает нас в дом. На первом этаже комнаты-кельи, все закрыты. Навстречу быстрым шагом идет одна из насельниц.

Это матушка Н., - представляет хозяйка, - а это журналисты…

Монахиня удивленно вскидывает брови. Но тут же причитает:

Ой, я никто, никто, - и убегает.

А вот и другая матушка - она ступает медленно, задумавшись. И вдруг, увидев нас, начинает петь: «Благодать Святого Духа, Благодать Святого Духа…» С непривычки кажется, что перед нами юродивая, но это только на первый взгляд. Мать Августа, ей шестьдесят с небольшим, приехала сюда вместе с родной мамой, которой уже под девяносто. У обеих проблемы с ногами. До этого жили при монастырях в Псковской области, но местный климат подтачивал без того слабое здоровье. И только в Клыкове, в двадцати километрах от Оптиной пустыни, мать с дочкой нашли себе приют и благодать.

Это молитвами преподобного Амвросия. Он всех подбирает, и старых, и хромых, и слепых, - начинает рассказывать матушка, облокотившись на дверь своей кельи.

И вот тут-то я сам начинаю чувствовать то, о чем мне прожужжали уши друзья. Меня накрывает невидимыми волнами любви. И будто кто-то изнутри мягкой варежкой гладит душу. Воцерковленные люди, наверное, знают эти ощущения, остальным попробую объяснить так: представьте, что вы отдыхаете в бархатной Италии в окружении родных людей; плещет море, солнце ласкает, и вам так хорошо, что хочется навсегда зависнуть в этом мгновении…

И кто бы мог подумать, что в этой хрупкой старушке такая сила любви и, как выясняется в ходе разговора, сила мысли.

И вот Господь разными путями тут людей сводит. Тех, кого уже монастыри не берут: там работать надо. А Марина взяла нас. Все родные мы тут. Ждем вечности. И вы ищите Бога, ищите спасение души добрыми делами. Верующий спешит добрые дела делать, чтобы хоть в чем-то перед Богом оправдаться. Когда другим делаешь добро, это радость всегда, понятно?

Это «понятно?» матушка Августа повторит еще не раз. И ведь, правда, всё понятно. Лучше всякой проповеди о смысле жизни объясняет:

«Вот мы часто Бога ищем: как, чего? Спорим, читаем, а надо искать, кому чем помочь, - и всё!»

Вот мы часто Бога ищем: как, чего? Спорим, читаем, а надо искать, кому чем помочь, и всё! И дальше такая дорожка пойдет! Понятно?.. Ох, как хорошо-то в вечность попасть, я уж жажду. Помоги, Господи!

Вечности в богадельне Клыкова сегодня жаждут все двенадцать насельниц. Было больше. Но недавно во время Великого поста в последний путь проводили схимонахиню Ксению, дочь знаменитой матушки Сепфоры. Птичка Небесная (так звали матушку люди) жила в считанных метрах от богадельни, к ней приезжали со всего света за советом, просили ее молитв об исцелении. На ее могиле в монастыре «Спаса Нерукотворного пустынь» и сегодня часто случаются чудеса. Почитаемая старица преставилась ко Господу 20 лет назад.

Но матушка Сепфора у нас всегда присутствует, - говорит Марина.

И схимонахиня Ксения была у нас по молитвам матушки Сепфоры, я так думаю, - продолжает сестра Марфа, одна из самых молодых и активных насельниц. - Молитвы матушки так действовали, что когда подходила я к Ксении, то сердце даже изменялось.

Здесь верят, что мама-птичка забрала свою дочь к себе. Этому было и много знамений. Незадолго до кончины Ксении в ее келье замироточила икона. А в соседней - обновились образы матушки Сепфоры и Царской Семьи. Причем последняя икона - фотографичная - всегда была темной, ликов не разобрать, и вдруг всё стало ярким, цветным.

Мы подумали: Боже мой, к каким скорбям это всё происходит? - говорит Марфа. - И потом оказалось, что к матушкиной смерти. А еще у нас благоухали фотографии. Ее фотографии. Представляете?!

Мне открывают альбом со снимками, находят где-то в середине нужные… и правда, благоухают.

Тем временем матушка Марфа в своей келье (маленькая кроватка и сотни икон по стенам) отбирает для нас другие фотографии из жизни обители. Ее старенький ноутбук то и дело выключается.

На этом компьютере делался первый сайт Оптиной пустыни, - спешит оправдать она неисправность техники.

Сама матушка Марфа в Оптиной прожила 15 лет, но потом поняла, что «пришло время двигаться дальше». О богадельне в Клыкове она слышала, но никогда здесь не бывала. Поехала посмотреть. Уехать отсюда - не хватило сил. Да и что еще искать? Живут здесь по тому же монастырскому уставу, и, как в монастыре, на каждой, кому позволяет здоровье, свои обязанности - она, например, келарь. Главная по тарелочкам. В остальное время занимается больными.

Здесь можно себя реализовывать в плане жертвенности, потому что это прямое исполнение заповеди о любви к ближним, о том, как Господь сказал: «Был болен, и вы посетили Меня».

Да и попробуй уехать отсюда, когда такая царит!

На двадцатилетие матушкиной кончины, 13 мая, у нас здесь было совершенно пасхальное всё. Как будто бы не кончина, а словно бы мы ликуем все и празднуем. Очень здорово! - говорит сестра Марфа.

И я начинаю чувствовать этот праздник…

«Веселое место»

Помимо матушки Сепфоры у «богадельни любви» есть и другие молитвенники. Само место это выбрано Божией Матерью. Об этом говорил еще , который жил в Клыкове до своего переезда в Переделкино.

Старец Илий всё повторял: «Какая же здесь благодать! Здесь же Сама Матерь Божия! Здесь же рай!»

Прежняя хозяйка этого участка долго всем рассказывала, как батюшка одно время часто появлялся здесь ни свет ни заря и ходил (по версии женщины - бегал) вокруг огорода с криками: «Галя, Галя, какая же здесь благодать, здесь же Сама Матерь Божия! Здесь же рай!»

И никто не мог понять, какой здесь рай увидел этот странный монах: посередине ветхий дом, кругом одни сараи, разруха и упадок. Но отец Илий - сегодня в этом все убеждены - уже тогда знал, что здесь будет богадельня. Оставалось ему для этого найти ту, которая смогла бы ее построить и которой этот крест оказался бы по плечам.

Марина Антонова в начале 2000-х работала директором по персоналу в агентстве недвижимости, обучала агентов. Однажды к ним пришла монахиня, которая собирала средства на монастырь «Спаса Нерукотворного пустынь» и на детский дом. Решили помочь. А вскоре Марина с коллегами сама поехала посмотреть, на что жертвуют. Тогда-то она и встретилась с отцом Илием. И та встреча навсегда изменила жизнь успешной москвички.

Больше уже никого для меня не существовало, для меня был один батюшка, сердце с такой любовью к нему отозвалось! И в результате вот послушание с этим домом - наверное, от любви к нему. Семнадцать лет после той встречи прошло, и все равно, когда его вижу, сердечко так трепыхает.

И не сказать, что до этого она была ревностной христианкой, нет. Захаживала в церковь, изредка исповедовалась, как многие тогда… А тут так всё в душе перевернулось, что даже решила купить себе дом неподалеку от Клыкова. Однажды к ней приехал батюшка, минут сорок молча ходил по вскрытому для ремонта полу, а потом вынес вердикт: изба никуда не годится. И уехал. Удивленная женщина - за ним.

Дальше всё как в кино. Батюшка приезжает на то самое место, где «Сама Матерь Божия». Встал здесь на колени и молится. Марина присела на завалинку в стороне, от шока разболелась голова, настроение никакое… Тут бегут к ней люди и кричат: «Марина, Марина, ты слышала, что батюшка сказал?»

Я говорю: «Нет, я ничего не слышала». А они: «Батюшка сказал, что вот Маринин дом», - и показывают на это место. «Веселое, - говорит, - будет место».

Одного отец Илий тогда не раскрыл - Промысла о богадельне.

Я уже потом поняла духовный смысл, - признается Марина. - Если бы он сразу сказал, то я, может, и не понесла это. Потому что у меня маленький ребенок был, шесть лет, муж, и еще второй сын. А батюшка так всё делал постепенно…

Сначала отец Илий велел все старые постройки сжечь. Это тоже целая история. Идут они как-то с Мариной по дороге, и духовное чадо спрашивает: «А кто же всё это уничтожит, батюшка? Я не могу, у меня работа в Москве». А за ними шли незнакомые мужчины. «Так вот они и сожгут», - говорит отец Илий. И действительно, стоило к ним подойти Марине, а они уже как знали обо всем, быстро согласились. И вскоре под веселое место всё было зачищено.

Потом батюшка сказал, что пора заливать фундамент. Сам ходил колышки вбивал, без всяких измерительных приспособлений, - по ним и залили. Стройка закипела на целых пять лет: тут не обошлось без лукавого - рабочие первое время только деньги тянули, обманывали и всё делали не по плану. Но всё это не огорчало женщину. Она строила этот дом истово, как молилась.

Я делала всё по словам батюшки, что бы он ни сказал, - делится с нами Марина, - я даже не задавалась вопросом, что здесь будет. Я всегда знала: это нужно для моей души и для моей семьи.

Наконец - это было в 2008 году - батюшка подозвал женщину к себе и спросил:

Отдашь дом под богадельню?

Конечно, отдам. С радостью!

Батюшка Илий подозвал Марину: «Отдашь дом под богадельню?» - «С радостью!» - «Тогда это богадельня, ты - директор»

Тогда это богадельня, ты - директор.

А вот еще один диалог из того памятного дня:

А где мне людей-то находить? - спросила Марина.

Объявление дай, - ответил батюшка с присущей ему непосредственностью.

Где это я буду объявление давать?

Ну, в Москве дай…

Сегодня Марина Антонова обо всем этом рассказывает со смехом, но тогда она вообще не понимала, что происходит. Не понимал и муж, когда она, бросив всё, поехала устраивать дом для престарелых и инвалидов. Понадобилось время, чтобы семья смирилась с ее исходом из мира.

Ухаживать за пожилыми Марине было не в тягость. У нее медицинское образование. Да и за родной мамой ходила. Потом - за свекровью, которую тоже любила. Еще когда о богадельне и разговоров не было, Антонова думала, что, быть может, она провинилась перед своими мамами, время им уделяла недостаточно… И сказала тогда: «Господи, если бы была возможность это исправить, я бы исправила!» Господь услышал.

И вас вылечат!

Мы заходим еще в одну комнату-келью. Здесь живут две монахини - матушка Лаврентия и ее внучка матушка Серафима.

И снова мы оказываемся там, где любовь можно потрогать руками. Дело не только в радостных приветствиях, не только в том, что вокруг иконы (много образов новомучеников), нечто нежное невидимое пребывает здесь.

У матушек своя история. Внучка (в миру Ирина) с детства прикована к постели, бабушка 20 лет проработала в теплицах одного московского совхоза. Обе воцерковленные. Жили - не тужили, но пришла беда. Однажды, когда они лежали в больнице, кто-то рассказал про Марину из Клыкова. Поехали не раздумывая.

Бабушка с внучкой - одни из первых насельниц клыковской богадельни.

Приехали когда сюда, тут еще даже забора не было, был сухостой черный, выше человеческого роста. И всё, - рассказывает бабушка. - И отопления не было. Газ проводили, скважину бурили. А сейчас у нас и батареи, и вода своя, и хозяйство: курочки, перепелки и даже корова!

И немного погодя шепчет:

Ведь всё на деньги Марины сделано, батюшка Илий помог с отделкой второго этажа только, и то потому, что у нее-то свои средства уже закончились.

А на что вы живете? - спрашиваю Антонову.

У нас же пенсии, и люди помогают продуктами. Питанием мы обеспечены.

И не сразу, со смущением, но продолжает:

И не сразу, со смущением, но Марина Антонова продолжает: «Конечно, помощь нам не помешала бы…»

Конечно, помощь не помешала бы, но у меня нет сил рекламировать себя, не знаю даже, как это делается. С другой стороны, батюшка благословляет и коровник построить, и еще много всего. Я хотела фонд создать, но понимаю, что не справлюсь одна…

Добрые руки дому Марины сейчас нужны как никогда.

Я живу больными. Я если уезжаю, то постоянно о них думаю, мы перезваниваемся ежеминутно, а фондом же надо отдельно заниматься. И сайт делать. И прочее. Просто некому этим заняться.

Матушка Лаврентия, которая несет послушание бухгалтера, подтверждает, что нужны и помощники, и средства.

А матушка у нас пишет рассказы, - прерывает разговор о наболевшем Марина. - На православные темы. Мне очень нравятся.

Монашествующая писательница смеется:

Пишу! Кто что расскажет, о том и пишу. Про людей, про молитвы. Может быть, получиться опубликовать где…

А уж сюжетов у писательницы Лаврентии хоть отбавляй. Их богадельня - это концентрация чудес. Незадолго до моего приезда матушка бухгалтерша упала: голова закружилась…

Так стало плохо мне, давление вскочило за двести. Я как провалилась куда-то, но тут вижу: ко мне батюшка Илий походит, руку положил и говорит: «“Скорую” надо вызвать, “Скорую”!» Но «Скорую» здесь хлопотно вызывать, потому что она далеко. Пока приедет - умереть можно три раза. И он, видимо, помолился, и тут ко мне подбежали, лекарств надавали и помогли мне встать на ноги. Вылечил!

А Марина рассказывает, как батюшка на сетования насельниц по поводу его нечастых визитов в Клыково всегда отвечает: «Да я ж только недавно у вас был!»

Думаешь после этого: где он тут ходит-бродит?

Один из рассказов матушки - о том страшном нападении утром 14 октября 2015 года. Ей тоже сильно досталось в этой схватке любви и зла.

Он меня и швырял, и голова у меня пробита. Она потому и кружится, когда по лестнице иду. И рука теперь не поднимается, не могу ничего взять, одной рукой и за внучкой ухаживаю, и за собой.

С крика матушки Лаврентии для Марины началась эта жуткая история. Выбежав на вопль, она столкнулась с бандитом в маске и с пистолетом в руках. Оружие «гость» направил прямо на нее. Антонова помнит, что в тот момент ей показалось всё сном или плохим боевиком, но внутренний голос кричал: «На тебе люди, держись, молись». О том, что на первом этаже уже всё буквально залито кровью и несколько раненых, она еще не знала.

Мы пришли за деньгами, - твердил человек с пистолетом.

Здесь богадельня, посмотрите: все старенькие у нас, все лежачие, - попыталась разжалобить его Марина.

В ответ бандит разбил попавшийся ему на глаза телефон.

В это время с третьего этажа спускалась послушница, Антонова попыталась ее остановить: «Спокойно, Танечка, иди к себе, всё хорошо». Но взбешенный налетчик и ее притащил под дуло смерти.

Наконец удалось договориться: забирайте деньги - в сейфе около 40 тысяч - и уходите, только больше никого не трогайте.

Уже опустошив сейф, бандит вдруг сказал: «Сколько тебе оставить?» И отдал Марине 15 тысяч.

Кто были эти двое в черном? За два года оперативникам так и не удалось выйти на их след. Они испарились, переступив порог богадельни.

Сами матушки называют нападавших «людьми, которые зашли не туда». И кажется, они единственные им сострадают. И знают, чем вылечить.

Напоследок я спросил у Марины Антоновой: что испытывает она, оглядываясь на последние почти десять лет своей жизни, - радость, или есть хоть доля сожаления?

Я совершенно не сожалею, даже наоборот - я счастлива и благодарю Бога, - слова подвижницы замыкает умиротворенная улыбка. - Конечно, трудности есть. Они у всех есть. Вы думаете, их в семье нет? То же самое и здесь. Но это всё преодолимо, нельзя здесь отчаиваться. Нужно идти дальше.

Кто такие монахи, где они живут и какую одежду носят? Что заставляет их выбирать именно столь непростой путь? Эти вопросы интересуют не только тех, кто собирается уйти в монастырь. Что же известно о людях, добровольно отказавшихся от мирских удовольствий и посвятивших себя богослужению?

Монастырь - что это такое

Для начала стоит разобраться в том, где живут монахи. Термин «монастырь» пришел в наш язык из греческого. Это слово означает «один, одинокий», используется по отношению к сообществам или людям, которые выбирают одиночество. Монастырь представляет собой религиозное собрание людей, принявших обет безбрачия и удалившихся от общества.

Традиционно монастырь обладает комплексом строений, в который входят церковные, хозяйственные и жилые помещения. Они используются в зависимости от нужд общины. Также каждый монастырь определяет свой устав, которому должны следовать все члены религиозной общины.

В наши дни сохранилось несколько разновидностей монастырей, в которых может протекать монашеская жизнь. Лавра представляет собой крупную мужскую обитель, которая является частью православной церкви. Киновией именуют христианскую общину, имеющую общежитский устав. Аббатство - католический храм, который подчиняется епископу или даже непосредственно папе. Также встречаются монашеские селения, именуемые пустынями, которые располагаются вдали от главного монастыря.

Историческая справка

Знание истории возникновения монастырей поможет лучше понять, кто такие монахи. В наши дни обители можно встретить во многих государствах мира. Считается, что они начали появляться с момента распространения христианства, что случилось в третьем веке нашей эры. Первыми монахами стали люди, которые уходили из городов в глушь и вели жизнь аскетов, тогда их называли отшельниками. Египет - родина монашества, именно в этой стране в 4 веке появилась первая киновия благодаря Пахомию Великому.

Вскоре после этого монастыри возникли сначала в Палестине, а затем и в европейских странах. Первые монастырские общины на Западе были созданы усилиями Афанасия Великого. Отцами Киево-Печерской лавры на Руси стали Антоний и Феодосий Печерские.

Кто такие монахи: общая информация

Настало время перейти к самому интересному. Кто такие монахи - вопрос, ответ на который занимает многих людей. Так называют тех, кто добровольно отринул мирские радости и посвятил жизнь богослужению. Монашество - это призвание, а не выбор, неудивительно, что лишь немногие избранные становятся монахами, тогда как все остальные покидают монастырские стены.

Постриг в монахи доступен не только для мужчин, но и для женщин. Последние также могут поселиться в монастыре, дав необходимые обеты. Были времена, когда не существовало женских и мужских монастырей. Эта практика была введена в 1504 году, именно тогда на Руси отменили совместные обители.

Жизнь монахов

Выше рассказывается о том, кто такие монахи. Какую же жизнь ведут люди, последовавшие своему призванию и посвятившие себя Богу? Постриг вовсе не означает то, что человек прекращает жизнь на земле. Он продолжает удовлетворять потребность во сне и пище. Конечно же, каждый монах имеет свои обязанности, трудится на благо людей или монастыря, что зовется послушанием.

Послушание - работа, которой обитатели монастыря занимаются тогда, когда свободны от богослужений. Она подразделяется на хозяйственную и воспитательную. Под хозяйственной работой подразумевается та, что направлена на поддержание порядка в обители. Каким именно трудом занят монах - решает настоятель. Воспитательная работа - это молитвы.

Каждая минута такого человека посвящена служению Бога. Его не тревожат земные цели и идеалы. День монаха проходит в молитвах, которые становятся для него своеобразным смыслом жизни.

Обеты

Ни для кого не секрет, что монахи дают обеты. Что представляет собой монашеский обет безбрачия? Человек, дающий подобное обещание, не только отказывается от возможности жениться. Этот обет подразумевает, что для него больше не играет роли пол. Телесная оболочка осталась в мире, который покинул монах, отныне для него важны исключительно души.

Также служитель Бога должен дать обет нестяжания. Прощаясь с миром, монах отказывается также от права на личную собственность. Это подразумевает, что он не может владеть ничем, даже если речь идет о шариковой ручке. Человек отказывается от собственности, так как больше в ней не нуждается. Все, чем пользуются монахи, к примеру, книги, является собственностью монастыря.

В чем заключается монашеский обет послушания? Это означает, что человек полностью отвергает свои желания. Его единственная цель отныне - единение с Господом, которому он ежечасно возносит молитвы. Однако сила воли остается при нем. Помимо этого, от монаха требуется беспрекословное выполнение распоряжений настоятеля. Это не является признаком покорности и раболепия, скорее помогает обрести мир и радость в душе.

Как стать монахом

Постриг в монахи - долгий путь, пройти который удается далеко не каждому претенденту. Многие люди осознают, что не способны расстаться с благами цивилизации, отказаться от возможности иметь семью и собственность. Дорога в служители Бога начинается с общения с духовником, который дает человеку, решившему проститься с мирской жизнью, полезные советы.

Далее претендент, если он еще не отказался от своего намерения, становится трудником - помощником у духовных лиц. Ему необходимо постоянно находиться в монастыре, следовать его уставу. Это дает человеку возможность понять, готов ли он проводить свою жизнь в молитвах и физическом труде, проститься с благами цивилизации, редко видеться с семьей. В среднем будущий монах идет по пути трудника около трех лет, после чего становится послушником. Продолжительность этой стадии определяется индивидуально, человек все еще волен в любой момент оставить монастырские стены. Если же он с честью выдерживает все испытания, его ждет постриг в монахи.

О санах

Жители нашей страны привыкли именовать священнослужителя «батюшкой». Это простонародное слово допустимо, однако нужно знать, что в православной церкви наблюдается строгая иерархия санов. Для начала стоит упомянуть о том, что все духовенство подразделяется на черное (дающее обет безбрачия) и белое (имеющее право создавать семью).

Семейным людям доступно лишь четыре православных сана: диакон, протодиакон, иерей и протоиерей. Многие отдают предпочтение именно этому пути, так как не желают полностью отказываться от мирской жизни. Какой же монашеский сан может получить человек, решившийся на это? Вариантов гораздо больше: иеродиакон, архидиакон, иеромонах, игумен, архимандрит и так далее. Также монах может стать епископом, архиепископом, митрополитом, патриархом.

Высший монашеский сан - патриарх. Удостоиться его может лишь человек, давший обет безбрачия. Известны случаи, когда семейные священнослужители, дети которых уже выросли, с согласия супруги уходят в монастырь и отказываются от мирской жизни. Бывает, что также поступают и их жены, доказательством чему может служить пример преподобных Февронии и Петра Муромских.

Одежда

Одежда монахов также вызывает живейший интерес у общественности. Подрясником называется длинное одеяние, достающее до пят. Оно обладает узкими рукавами, ворот застегнут наглухо. Подрясник представляет собой нижнее одеяние. Если его носит монах, изделие должно быть выполнено в черном цвете. Подрясники других цветов (серые, коричневые, белые, темно-синие) могут позволить себе лишь семейные священнослужители. Традиционно они изготавливаются из шерсти, сукна, сатина, льна.

Разумеется, одежда монахов - это не только подрясник. Верхнее одеяние человека, посвятившего себя Богу, именуется рясой. Традиционно оно обладает длинными и широкими рукавами. Наибольшее распространение получили черные рясы, однако также можно встретить белые, кремовые, серые, коричневые варианты.

Нельзя не упомянуть и монашеский головной убор - клобук. Он давно появился в церковной среде, изначально выглядел как мягкий колпак, созданный из простой материи. Современный колпак покрыт черным покрывалом, которое опускается ниже плеч. Чаще всего можно встретить черные клобуки, однако встречаются и изделия, выполненные в других цветах.

Кто не может стать монахом

Уход в монастырь - решение, которое может осуществить далеко не каждый человек. Считается, что люди не могут расстаться с мирской жизнью, если их удерживают от этого обязательства перед другими. Допустим, у кандидата есть маленькие дети, престарелые родители, родственники-инвалиды. Также о постриге не стоит задумываться тем, кто лечится от тяжелого заболевания. Это связано с тем, что человеку пришлось бы отказаться от качественного медицинского обслуживания.

Сегодня дом престарелых – это не просто вопрос нежелания детей жить с родителями или отсутствия у пожилого человека жить самостоятельно – это вопрос о жизни и существовании, о болезни и смерти.

Я считаю безнравственным решение детей отдавать родителей в Дома престарелых, какими бы причинами они ни было вызвано. Потому что это противоречит христианским нравственным принципам самоотвержения, готовности послужить людям в целом и ближнему в частности. В этом заключается эгоизм и, может быть, даже эгоцентризм.

Кроме того, у нас, в России, исторически сложилось негативное отношения к самой мысли сдавать родителей в Дома престарелых, потому что семейственность была всегда намного развитее в русском мире, в русском сознании, в русском менталитете, чем на Западе. И слава Богу, так как в ней, кроме особенностей национального характера, проявляется и верное нравственное чувство. На Западе же, соответственно, проявляется неверное нравственное чувство и вполне законченный индивидуализм.

С другой стороны, я считаю безусловно полезными богадельни, устраиваемые при храмах. Особенно, учитывая, то количество одиноких стариков, не имеющих ни сил, ни возможности ухаживать за собой. И, если у прихода есть помещения, приспособленные для этого и достаточное количество людей, способных ухаживать за пожилыми людьми – это прекрасно”.

Редакция сайта готовит материал о западных домах престарелых. В России сегодня начинают возрождаться богадельни – приюты для престарелых при храмах и монастырях. много лет в Москве работает богадельня им. цесаревича Алексия, что при храме Всех святых в Красном селе. Проживают в богадельне пожилые монахини, одинокие женщины. Ежедневно за ними ухаживают внимательные сестры, дежурит и старшая медицинская сестра, поскольку многие из насельниц часто нуждаются в медицинской помощи. Насельницы богадельни имеют возможность молиться на богослужениях в домовом храме и в храме Всех Святых, куда немощным помогают дойти дежурные сестры. А тех, кому совсем тяжело ходить, регулярно причащают в кельях священники храма Всех Святых. Предлагаем вниманию читателей материал журнала “ об этой богадельне:

В Красном селе

Дом
Здесь целый город из красного камня. Две высокие пятиэтажки, детская площадка и храм окружены забором. В одном из домов меня останавливает охранник и, убедившись, что о моем приходе предупреждены, пропускает наверх.

Первое, что меня поразило, – коридор. В нем не отдает казенщиной. Хотя те же стены, что и в государственных учреждениях, – крашенные простой светлой краской. Ровно лежит линолеум. С потолка не сыплется побелка. Все аккуратно и чисто – как в офисах или частных домах.

В богадельне имени цесаревича Алексия меня встретили сестры, которые в тот день ухаживали за бабушками. Они налили мне чаю и попросили подождать, то и дело убегая к подопечным.

В это время в домовой церкви на втором этаже служил протоиерей Артемий Владимиров, настоятель красносельского храма Всех Святых, при котором существует богадельня. После службы настоятель вышел на улицу и совершил панихиду возле деревянных крестов над могилами умерших насельников. Иеромонах Алексий, монахиня Аполлинария и монахиня Серафима закончили свой век в богадельне (матушка Серафима благополучно дожила до 100 лет). “Теперь у богадельни есть свои молитвенники на небе”, – сказал батюшка, когда мы беседовали после панихиды.

“Очень интересная судьба была у нашей матушки Серафимы, – рассказывает о. Артемий. – С юных лет загоревшись желанием посвятить себя Богу, она отвергла предложения почти 20 женихов и сохранила девство. Благородного происхождения, она добилась немалого в миру. Живя в тяжелые сталинские годы, была профессором медицины, занималась издательством медицинских книжек. Лишившись зрения, она сохранила удивительный пример работоспособности, ясности ума. Ежегодно издавала церковный календарь для чтения, воспоминания. Обладала даром собирать вокруг себя людей и, шагая по жизни, никогда их не теряла. Это значит, что у нее почти не было самолюбия, рассматривающего всех и вся через призму своего я”.

Начало
До революции на территории храма уже была богадельня. Я спросила у о. Артемия, как богадельня опять появилась в наши дни.

– История нашей богадельни началась с замысла, чтобы под единым куполом спасались и стар и млад, – говорит батюшка. – Чтобы стало возможным согреть эту старость, утешить, упокоить эти седины. Воплощению нашего замысла способствовало то обстоятельство, что на территории храма было два пустующих здания.

В одном из них шесть лет назад и появилась богадельня. В отличие от огромных госучреждений подобного типа она была рассчитана всего на 40 человек. Здесь должны были жить престарелые монахини. Сейчас в богадельне 15 человек, не только монахини, но и просто верующие. После того как умер иеромонах Алексий, здесь живут только женщины. Все – преклонного возраста, всем за шестьдесят. Самой пожилой – монахине Анании – уже за девяносто.

Насельницы
Мне предложили посмотреть комнаты насельниц. Сестра, сопровождающая меня, получив разрешение хозяйки комнаты, зашла вместе со мной. Матушка Матрона не встает с постели. В прошлом она прихожанка подмосковного храма, а после – Богоявленского собора. Сейчас перешла на жительство сюда. Она смотрела на нас удивительно чистыми глазами и отвечала на мои вопросы. Говорила тихо, диктофон даже не уловил ее голоса. Здесь за ней хорошо ухаживают, и она благодарна сестрам за все. (Хотя мне кажется, что человек с таким глазами был бы благодарен даже раздраженным работникам огромного дома престарелых.)

В следующей комнате – другая пожилая женщина. Месяц назад она переехала сюда из дома престарелых. О жизни “в том пансионате” ей вспоминать не хотелось. Сюда ее перевезла знакомая, которая навещала ее там и, видя расположение ее духа, не успокоилась, пока не перевезла в красносельскую богадельню.

Здесь не живут, как в пансионате, по несколько человек в комнате. У каждого – своя, с отдельным туалетом и душем. И комнаты – все разные: многие хозяйки захотели перевезти сюда вещи и мебель из своих прежних домов. Вместе все собираются на службах и на праздниках в домовом храме.

Некоторые из обитательниц завещают свое жилье богадельне, если на него не претендуют их родственники. Богадельня не имеет государственных дотаций, и нужно на что-то ее содержать.

Если же кому-то не понравится жить здесь, то можно, затребовав свое, уйти. Но таких случаев не было – за насельницами заботливо ухаживают.

Устав
В богадельне есть устав, в котором четко расписано, кто может здесь жить. Создавалась богадельня главным образом для престарелых монашествующих, преимущественно москвичей. Но бывают и исключения. Вообще же насельники принимаются по благословению настоятеля.

– Как попасть в вашу богадельню? – спросила я у о. Артемия.

– Доползти, добрести до нее, или быть принесенным. Помните, как расслабленного принесли?

Сейчас в истории богадельни имени цесаревича Алексия – новый этап. Заканчивается период ее лицензирования. Главной сложностью для администрации было добиться права прописки для тех, кто здесь селится. Поэтому недавно произошла перерегистрация богадельни. Отныне она будет иметь другое название – дом-интернат для престарелых “Богадельня цесаревича Алексия”. Это связано с тем, что в законе о социальном обслуживании нет такого слова – “богадельня”, и зарегистрировать такое заведение никто не мог.

Слово “богадельня” – не государственное. И богадельня имени цесаревича Алексия – учреждение не государственное. Никто не сможет навязать инструкции сверху. Поэтому и уклад жизни в ней – не казенный.

Каждый день за насельницами ухаживают две медсестры и старшая медицинская сестра. Иногда приходят врачи из районной больницы, к которой прикреплена богадельня. Сестры исполняют все, что бабушкам предписали врачи.

Все старушки здесь – немощные, и ухаживать за ними нужно, как за малыми детьми. Но в то же время, говорят сестры, они – особенные, прежде всего потому, что все – верующие и причащаются. Сильные духом, хотя и весьма почтенного возраста. И своими немощами стараются не досаждать.

– А заботы здесь, – говорят сестры, – как дома, с родными бабушками. Покормить, помыть, погулять с ними, поговорить. Так что это – и не забота, мы в это время многому у них учимся. Проблемы? Заболел кто – вот у нас и проблемы.

P.S. А во втором здании, которое раньше пустовало, теперь расположена церковно-приходская школа. На праздники со спектаклями к бабушкам приходят дети. И для них слово “богадельня” – вполне современное.

Богадельня московского Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря официально именуется Старческим домом. Неофициально, тепло, в разговорах друг с другом – «Домом утешения». Находится он в подмосковном селе Остров, где во второй половине XVIII века по инициативе святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, и при деятельном участии, неутомимом и бдительном надзоре преподобного Пимена (Мясникова), настоятеля Николо-Угрешского монастыря, появилось благотворительное учреждение для бедных духовного звания. Созданное на территории древней усадьбы, оно приютило под своим кровом множество семей. К концу прошлого века из старинных построек сохранились только дивной красоты шатровый храм Преображения Господня, возведенный из белого камня – знаменитого мячковского известняка в Подмосковье, – и корпус бывшего конного двора, где сейчас размещается психоневрологический интернат. Так что Благотворительному Братству святого равноапостольного князя Владимира, объединившему прихожан московского храма Святого князя Владимира в Старых Садех, сестринскую общину будущего монастыря на Китай-городе и прихожан Преображенского храма в селе Остров, пришлось строить на этой земле богадельню, что называется, с нуля.

Строительство шло долго и трудно, каждая копейка была на счету. Но сегодня «Дом утешения» приближается к образцу того, в каких условиях должны жить престарелые люди, уповающие на Господа, служащие Ему. Все в нем есть: просторные келии на одного человека с видом на яблоневый сад и розы, которые начинают цвести весной и до самой осени радуют глаз своей красотой. Есть хорошая трапезная с кухней, медицинский кабинет, гостевой холл, келии для обслуживающего персонала и монашествующих, которые приезжают сюда из обители помочь или отдохнуть. Этот список может пополнить газовая котельная – своя собственная, свои очистные сооружения сточных вод и т.д. Все продумано и создано с любовью.

Центром богадельни, ее доминантой является домовый храм в честь Покрова Божией Матери, собирающий обитательниц этого дома на молитвенное правило и на службу, которая совершается в нем раз в неделю, в будний день. Мне как раз посчастливилось попасть на богослужение в одну из сред и увидеть их всех вместе – стареньких насельниц, соборно возносящих молитву.

Позже я узнала, что монахиня, почти всю службу простоявшая на ногах, опираясь на ходунки, это мать Серафима (Королева), которая попала сюда, будучи мирянкой, с рекомендацией своего духовника. Протоиерей Сергий Романов благословил принять монашество, когда она слегла после инсульта. Получив в небесные покровители преподобного Серафима Вырицкого, монахиня Серафима буквально ожила на глазах: не пропускает богослужения, причащается и ежедневно читает духовные руководства о правильном устроении монашеской жизни.

Узнала я также и о сидящей в инвалидной коляске женщине – журналистке и поэтессе Лидии Матвеевне Киреевой, которая недавно обрела здесь свою семью. И теперь вместе с живой, подвижной 91-летней монахиней Марией (Тамилиной), «главным консультантом» по окучиванию деревьев, подкормке кустов и другим тонкостям садоводческих работ, Лидия Матвеевна радуется каждой былинке, пробившемуся к свету росточку, потому что в этом им видится мощный призыв к жизни. Много интересных судеб с примерами неустанного служения Богу откроется мне в тот день, но Божественная литургия в Покровском храме, стройное клиросное пение трех насельниц (такое чувство, будто целый монастырский хор пел!) займут в воспоминаниях об этой поездке особое место. Литургию совершал протоиерей Сергий Романов, настоятель московского храма Святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех. Богадельню можно назвать его кровным детищем: прежде всего его трудами и молитвами появилось в Подмосковье это святое место.

– Здесь каждый метр полит его потом, – улыбнулась монахиня София (Ростковская). Она была первой насельницей и первой строительницей возвращавшейся к монашеской жизни Иоанно-Предтеченской обители на Китай-городе, а чуть позже (в то время еще инокиня Елисавета) с не меньшим рвением взялась выполнять новое послушание: по благословению Святейшего Патриарха Алексия II занялась в селе Остров хозяйственной деятельностью монастыря. Также несла с батюшкой тяготы по строительству и благоустройству богадельни. – Средств для дорогостоящего проекта было не так много, – заметила мать София, – но сильную молитву батюшки, его помощников, наших сестер Господь услышал. Без молитвы ничего бы не получилось…

– Я знаю немало попыток открыть богадельни – исключительно неудачных, – продолжила тему монахиня Варвара (Герасимова), ответственная за работу Старческого дома в селе Остров. – Отец Сергий довел все до конца. Сегодня можно с уверенностью сказать, что богадельня состоялась: она живет, дышит, принимает престарелых немощных людей, которые окружены вниманием и заботой и получают духовное окормление. Насельницы ходят на службу в нашу домовую церковь, а в выходные и праздничные дни – в Преображенский храм, имеющий богатейшую историю и статус храма Патриаршего подворья. Находится он рядом, в трехстах метрах от нас. Бывает, что некоторые из бабушек не в состоянии дойти, тогда просим водителя подвезти их. Все они – глубоко воцерковленные люди и без храма жить не могут.

– Если немного углубиться в прошлое, то следует вспомнить одну примечательную историю, случившуюся в 1987 году, – присоединяется к разговору строительница и казначея Иоанно-Предтеченского монастыря монахиня Анувия (Виноградова). – Однажды наша община под руководством отца Сергия Романова отправилась из подмосковного села Виноградово (где батюшка служил в храме Владимирской иконы Божией Матери) в Москву на автобусную экскурсию. Вдруг автобус остановился – как раз между бывшим храмом Святого князя Владимира и бывшим Ивановским монастырем. Водитель сказал: «Выходите, бензин кончился». Мог ли кто-либо в те минуты предположить, что осенью 1990 года отца Сергия назначат настоятелем именно этого храма? Здесь тогда располагалась хранилище Исторической библиотеки, и позже, в начале 90-х годов, все духовные чада батюшки, весь приход дружно трудился, освобождая здание от книг, давно покрывшихся пылью, изъеденных грибком. Святейший Патриарх Алексий II благословил Московскому Благотворительному Братству во имя Святого князя Владимира заниматься восстановлением Ивановского монастыря, находившегося через дорогу. И члены Братства вместе со своим духовником отцом Сергием не только воссоздавали монастырские храмы, келии, стены, но и старались заложить фундамент для возрождения монашества в этой древней обители.

По воспоминаниям монахини Анувии, для отца Сергия было важно, чтобы сестринская община Иоанно-Предтеченского монастыря несла какое-то социальное служение. Поэтому возникла идея создания Старческого дома. Вскоре после знакомства с благотворителями удалось составить проект постройки богадельни и начать претворять его в жизнь.

– На средства благотворителей была построена и монастырская пекарня, – продолжила мать Анувия. – Получив средства на оборудование пекарни, мы стали выпекать свой хлеб. Еще смогли организовать небольшое кафе у стен обители для паломников, богомольцев и просто желающих перекусить. Вся прибыль от кафе «Монастырская трапеза» идет на реставрацию монастыря, на нужды богадельни.

Был еще один денежный ручеек, помогавший вести реставрационные работы в обители и строительные – в богадельне. В 90-е годы окрепший, набравший силу хор храма Святого князя Владимира начал выезжать в Европу. Он успешно выступал в городах Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Голландии, Италии, знакомя слушателей с традициями церковного православного пения, богатейшими традициями московского обихода, и каждая «копеечка» за концерты шла на богоугодные дела.

Выезжая за границу не только с хором, но и с докладами на международные симпозиумы, духовное чадо отца Сергия Романова Наталия Матвеевна Виноградова, известный ученый-историк и археолог, выкраивала время, чтобы посмотреть, как в западных странах обустроены богадельни. И убеждалась, что у себя дома тоже нужно все делать добротно, продуманно до мельчайших деталей, призванных создавать уют и комфорт. Поэтому став строительницей и казначеей Иоанно-Предтеченского монастыря, она нередко наведывалась в село Остров и держала руку на пульсе строительства. Да и сейчас приезжает сюда. Насельницы богадельни за многое ей признательны. Лидия Матвеевна Киреева, прикованная к инвалидной коляске, с волнением в голосе сказала мне, что мать Анувия умеет слушать других и, главное, – слышит каждого. Ни одну просьбу не оставляет без внимания! Что тоже, разумеется, способствует созданию теплой семейной атмосфере в «Доме утешения»…

Мы говорили с монахиней Анувией о том, что на примере нынешних сестер святой обители можно проследить, как Господь удивительным образом ведет по жизни каждого человека, открывшего Ему свое сердце. Каждому Всевышний указывает путь к спасению. Вот, например, первая строительница возрождавшегося Иоанно-Предтеченского монастыря в мирской жизни была архитектором, много лет занималась реставрацией храмов, иконостасов. Кстати, сама она, мать София (Ростковская), убеждена, что большинство реставраторов через свою работу приходит к Богу. Представим себе: дочь известного архитектора советской эпохи Андрея Ростковского Екатерина оставляет в начале 90-х годов престижную «семейную» профессию и мирскую жизнь. Какой пламенной и сердечной должна быть вера в Бога, чтобы поселиться в монастырской часовне Святого Иоанна Предтечи и неустанно молиться о передаче обители, занятой множеством учреждений и организаций, Церкви! А часовня Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, к слову сказать, вскоре была отремонтирована и открыта…

У монахини Варвары (Герасимовой) свой путь к монашеству. Она, кандидат биологических наук, преподавала в университете Санкт-Петербурга, но на каком-то этапе жизни сознательно выбрала путь служения больным людям. Ушла из университета в больницу – простой сестрой милосердия. Теперь мать Варвара отвечает за работу Старческого дома, обитательницы которого говорят, что она словно наседка над ними хлопочет: старается, чтобы всем тут было хорошо. Ну, а мать Анувия, старший научный сотрудник одного из отделов Института востоковедения РАН, продолжила заниматься наукой и тогда, когда активно включилась в жизнь сестринской общины, неся различные послушания по восстановлению обители и возвращению монастырской собственности. Она защитила кандидатскую диссертацию, написала несколько монографий об археологических памятниках Таджикистана, куда постоянно ездила на раскопки. Однако, как призналась недавно журналистам, горение к археологии, которое было раньше, во многом угасло. Сейчас смысл жизни видит в монашестве. Что же касается научной деятельности, то ею монахиня Анувия занимается и сегодня, только в другом ключе: в 2013 году она организовала при Иоанновской женской обители трехгодичные курсы дополнительного образования для монашествующих, о чем мы рассказывали на сайте Синодального отдела по монастырям и монашествующим в материале «Суббота – учебный день в монастыре».

Еще одна насельница обители 84-летняя монахиня Марфа (Большова) тридцать пять лет проработала уборщицей в храме Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградове. Причем как работала? Мать Марфа с оживлением начала рассказывать:

– Мне так радостно было убирать в церкви! В шесть утра приходила, поздно вечером уходила. Вся жизнь – в храме, с молитвой на устах. А во время отпуска ехала в Пюхтицкую обитель и несла послушание в прачечной. Стирала, гладила, ходила на службы. Когда началось возрождение Иоанно-Предтеченского монастыря, то в выходные дни я стала сюда приезжать. Настоятельница обители игумения Афанасия (Грошева) вспомнила меня по Пюхтицам и согласилась взять в свою монашескую семью. Монашеский постриг совершал митрополит Истринский Арсений – торжественно, красиво. Вообще он многих наших насельниц постригал, многих их знает, молится за всех нас.

Имя в монашестве моя собеседница получила в честь блаженной Марфы Московской, схимонахини и юродивой, подвизавшейся в XVII веке в Ивановском монастыре на Китай-городе. Мать Марфа с улыбкой сообщила, что сразу отыскала в себе некое сходство с подвижницей: блаженная старица, почитаемая царственными особами из рода Романовых, не тяготела к роскоши, ходила босая, без обуви. Вот и мать Марфа – даже в молодые годы – не любила наряжаться. Одежду выбирала простую, неброскую, носила ее подолгу, зато украшать Дом Божий на праздники еще как любила! Такие венки из живых цветов плела, что прихожане Владимирского храма порой не верили: неужели сама сделала? Да и сейчас, по словам монахини Варвары (Герасимовой), старенькая насельница-хлопотунья не сидит сложа руки. Вычищает до блеска всю церковную утварь. А попадется ей какой-то подсвечник, лампадка, паникадило, покрытые густым слоем копоти или ржавчиной, не успокоится, пока они не засверкают. Вскоре после монашеского пострига, чуть более семи лет назад, новопостриженная монахиня попала в больницу, и врач напрямую сказал, что надо готовиться к смерти. Мол, случай тяжелый, медицина бессильна. Она же подумала: «Господь выше всяких врачей. Какой бы ни была Его воля, я с благодарностью все приму». К счастью, Творец продлил дни земной жизни монахини Марфы, которая и сегодня продолжает Ему истово служить, наводя красоту в домовом храме. Часто вспоминает она и дорогой сердцу Владимирский храм в селе Виноградове, где – промыслительно! – обрели место упокоения последние ивановские монахини обители и их духовник старец Иларион (Удодов). Об этом, кстати, члены зарождавшейся в Виноградове общины Иоанно-Предтеченского монастыря узнали лишь спустя годы, став насельницами обители на Китай-городе. «Словно сомкнулась разорванная связь времен, и все сестры почувствовали молитвенное единство с прежней обителью», – скажет первая насельница возобновленного монастыря нынешняя монахиня София (Ростковская).

Главное мое впечатление от поездки в когда-то царское, затем великокняжеское село Остров, где теперь на церковной земле стоит Покровский дом (по названию домового храма), «Дом утешения», заключается в том, что престарелые обитательницы не доживают в его стенах свой век, а живут полнокровной жизнью. В ней много радостных минут, часов, дней. Ни с чем не сравнимую радость доставляет им участие в богослужениях. Радуются старенькие насельницы приезду дорогих гостей. У них регулярно бывает «благотворительный десант» учащихся Свято-Владимирской православной гимназии из Москвы. Приезжают ребята вместе со своим духовником – известным московским священником протоиереем Алексием Уминским, духовным сыном отца Сергия Романова. Помогают убирать территорию, ухаживать за монастырским кладбищем и, конечно, устраивают замечательные концерты. Бывают здесь и юные прихожане храма Рождества Христова из соседнего села Беседы – тоже со спектаклями и концертами. К монахине Марфе (Большовой) приезжает ее духовник – настоятель Владимирского храма в селе Виноградове протоиерей Владимир Головков. Другую насельницу богадельни, Лидию Матвеевну Кирееву, часто навещает ее духовный отец – молодой священник Алексий Миндров, клирик храма Святого Георгия Победоносца на Поклонной горе.

В последнее время мы все чаще слышим, что мир катастрофически страдает от недостатка любви. И не просто слышим, но нередко чувствуем это со всей остротой. Здесь же избыточествующая любовь изливается на людей, живущих единой семьей, которая крепка своим единением и вместе переживает и горечь неизбежных утрат, и радостные моменты жизни.

(Также представлены снимки из архива Старческого дома Иоанно-Предтеченского монастыря )

Сегодня во многих российских монастырях, как и до революции, явно проявляются дела христианского милосердия. В них создаются богадельни, детские приюты. Сестры женских обителей, братия мужских монастырей опекают одиноких беспомощных стариков, растят и духовно воспитывают оставшихся без родителей ребятишек. У каждого такого приюта, у каждой богадельни своя история.

История богадельни при Воскресенском Новодевичьем женском монастыре в Санкт-Петербурге корнями уходит в конец XIX века. Одна из ее ярких страниц связана с именем преподобного Серафима Вырицкого. Будучи еще купцом, весьма крупным мехоторговцем, он являлся ктитором богадельни. Василий Николаевич Муравьев вместе с супругой Ольгой Ивановной постоянно вносили пожертвования на ее содержание. Кроме того, сострадательные к чужому горю, они посещали дома призрения, находили слова утешения для их обитателей, раздавали гостинцы и духовные книги. К слову сказать, здесь, в Новодевичьей обители, Ольга Ивановна, спустя годы, приняла монашество с наречением ей имени Христина (в схиме Серафима).

На кресте могилы схимонахини Серафимы прикреплено четверостишие, которое написал преподобный Серафим Вырицкий:

Не зарастет тропа народная травой
К твоей могилке, матушка родная.
Ты всех любила сердцем и душой,
Не пропадет твоя любовь святая.

Такую же любовь и заботу получают и нынешние обитатели богадельни этой святой обители. Две из них, послушницы Зоя и Степанида, не поднимаются с кровати многие годы: одна вот уже 19 лет как парализована, вторая - 16. Впрочем, утверждение «не поднимаются с кровати» не совсем точное. Мы вошли в комнату послушниц как раз в тот момент, когда самоотверженная опытная сиделка надевала на бабушку Зою корсет с металлоконструкциями, чтобы закрепить пояснично-крестцовый отдел в вертикальном положении. Затем корсет был прикреплен к подъемнику, и на наших глазах управляемый сиделкой подъемник поднял лежачую больную на определенную высоту и переместил ее на стул.

Монахиня Мария (Лихачева), старшая по богадельне, рассказала:

Этот подъемник нам пожертвовала больница имени Володарского. Конечно, он старого образца, как мы говорим, «древний», но, слава Богу, что хотя бы такой есть. У бабушки Зои, к примеру, рассеянный склероз: ручки-ножки скрючены. И так как она годами лежит в горизонтальном положении, то врачи посоветовали часа на полтора - причем ежедневно! - сажать ее на стул, ставить перед нею обед на тумбочку. Хоть как-то мышцы будут задействованы!

Мать Мария (в мирской жизни двенадцать лет проработавшая фельдшером на «скорой помощи») сообщила, что из городской поликлиники № 48 сюда приходят специалисты разного профиля. Недавно из поликлиники привозили в богадельню аппарат УЗИ, и это дало возможность обследовать всех бабушек. В поликлинику, к которой они прикреплены, при необходимости можно сдать анализы. Так что в медицинском плане наблюдение за опекаемыми постоянное.

Мы не могли не поинтересоваться, как заботятся о призреваемых в плане духовном. И услышали, что священнослужители еженедельно и по праздничным дням причащают их Святых Христовых Таин. А сестры посещают бабушек во время ежедневного крестного хода с мироточивой Казанской иконой Божией Матери. Еще мы узнали, что парализованная раба Божия Зоя, которая улыбнулась нам после успешного перемещения с кровати на стул, поминает усопших во время блокады Ленинграда. Это - ее послушание. Вообще все бабушки, по словам монахини Марии, несут постоянное послушание: ежедневно читают Евангелие, Апостол, Святых Отцов (в богадельне имеется полное собраний издания «Жития святых»), вместе дружно поют акафисты.

В коридоре нам встретилась интеллигентная пожилая женщина, которая, держась за ходунки для людей с ограниченным движением, шла уверенно. Затем, оставив ходунки и отказавшись от тросточки, без всякой посторонней помощи она сделала несколько шажков в свою комнату. И нас к себе пригласила.

Недавно мы отмечали девяностолетие Натальи Феодосьевны, - улыбнулась монахиня Мария, кивнув в сторону хозяйки комнаты.

Сама Наталья Феодосьевна сообщила, что в 70-80-е годы прошлого века она работала заведующей канцелярией Ленинградской духовной академии - еще при приснопамятном митрополите Никодиме (Ротове), который был правящим архиереем. «Какой это был подвижник! - с чувством произнесла наша собеседница. - Постоянно его вспоминаю и поминаю. Я привезла сюда его портрет и поставила на столик».

А ректором Духовной академии и семинарии в городе на Неве в те годы, когда Наталья Феодосьевна там работала, был будущий Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. И в богадельню при Воскресенском Новодевичьем монастыре она попала после бесед со Святейшим Патриархом Кириллом. Как-то в разговоре с ним Наталья Феодосьевна посетовала, что тяжеловато ей стало совершать покупки, готовить еду, убирать квартиру. На что Патриарх ответил, что рядом с ней есть богадельня при монастыре - там за ней будут хорошо ухаживать. Однако, как многие пожилые люди, она к переменам не была готова, хотя ходить самостоятельно уже не могла. Его Святейшество несколько раз звонил ей по телефону и чуть ли не по часу ее уговаривал. Потом игумения и пять сестер провели «спецоперацию»: общались с ней в обители, пили чай, и все это продолжалось почти пять часов. Когда же перешли к «решительным действиям», Наталья Феодосьевна категорически отвергла предложение переночевать в монастыре и велела везти ее домой. Лишь потом Святейший Патриарх Кирилл нашел какие-то слова, которые убедили ее в необходимости перебраться в монастырь. И сегодня она об этом не жалеет.

Здесь тихо, спокойно, такая благодать! - сказала старейшая насельница богадельни. - Священники к нам приходят, сестры внимательные и заботливые. Врачи тоже внимательные. Все хорошо!

А в этом месяце, как мы узнали из новостей официального сайта Воскресенского Новодевичьего монастыря, у Натальи Феодосьевны Устименко был настоящий праздник, на котором присутствовали настоятельница обители игумения София (Силина), духовенство монастыря и сестры, с которыми она живет. Старейшую насельницу богадельни посетил визитом и передал награду и грамоту от Святейшего Патриарха Кирилла епископ Царскосельский Маркелл (Ветров), викарий Санкт-Петербургской епархии. Наталье Феодосьевне было приятно услышать от Владыки, что ее труды чтут и помнят профессора, преподаватели, сотрудники Духовной академии. И с большим волнением она приняла награду за свое служение Святой Церкви - орден Святой Равноапостольной Княгини Ольги II степени.

В одном из номеров Санкт-Петербургского журнала «Пчела» была публикация, посвященная богадельне при Воскресенской Новодевичьей обители. В ней есть такие емкие точные слова: «Многие неправильно понимают, что такое богадельня. Думают, что здесь просто кормят людей, следят за ними. Но богадельня - это прежде всего Бог. Это Господь. И в этом кроется глубочайшее ее отличие от социальных учреждений по уходу за престарелыми. Оно уже в самом названии».

…Рядом с комнатой, где лежат парализованные послушницы, расположена другая уютная комната, полностью подготовленная к приему новых насельниц богадельни. Кто ее займет в скором будущем? Самое главное - это будут люди, чьи физические немощи не свели на нет их молитвенную жизнь. Люди, не мыслящие ни дня без богообщения.