Биография. Василий мациевич - биография, фотографии Василий Михалев Vasily Mihalev

Родился 13 Апреля 1913 года в селе Песчаный Брод, ныне Добровеличковского района Кировоградской области, в семье рабочего. Окончил 2 курса Ленинградского морского техникума. С 1933 года в Красной Армии. В 1936 году окончил Оренбургскую военную авиациоенную школу лётчиков, год спустя - курсы усовершенствования командного состава. Участвовал в походе советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года и Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года в действующей армии. Осенью 1941 года Старший лейтенант В. А. Мациевич участвовал в перехвате немецких самолётов во время ночных налётов на Ленинград.

К Июню 1942 года командир эскадрильи 26-го истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны) Капитан В. А. Мациевич совершил 196 боевых вылетов, в 44 воздушных боях лично сбил 16 и в составе группы 6 самолётов противника. 14 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего произвёл около 250 успешных боевых вылетов, провёл 64 воздушных боя, сбил 24 вражеских самолёта.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1964 года Полковник В. А. Мациевич - в запасе. Жил и работал в Ленинграде. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды), медалями. Умер 10 Сентября 1981 года.

Увидев в руках журналиста блокнот, Василий Антонович Мациевич не смог сдержать улыбки.

Итак, с чего же мы начнём? Опять с того, что я потомственный лётчик, что один из первых русских авиаторов Лев Мациевич мой родственник? Не надо об этом. Ничего "фамильного" в моей лётной карьере нет. О Льве Мациевиче я узнал, когда уже закончил лётную школу. Да и то случайно. Откуда мне было знать родословную? С 6 лет остался круглым сиротой, воспитывался в детском доме. Так что лётчиком сделал меня не двоюродный дядя. И вообще - то летать я не собирался. К морю тянуло - это да...

Лучшие дня

У Василия Мациевича были основания видеть себя моряком. В 1932 году слесарь ленинградского завода имени Карла Маркса стал студентом морского техникума Совторгфлота. Но учиться там пришлось мало - всего год. Молодой советской авиации требовалось крепкое пополнение. Комиссия отбирала лучших коммунистов и комсомольцев. Первым из студентов вызвали Василия Мациевича. В 20 лет он был уже секретарем студенческой партийной организации.

С мыслью о море пришлось распрощаться. Жалел об этом Василий недолго. В первом же полёте его переполнило ни с чем не сравнимое волнующее чувство. Даже во время войны, когда каждое боевое задание таило в себе бесчисленные опасности, полёт так и не стал для Василия Мациевича чем - то будничным, заученным раз и навсегда.

Его боевой друг Дмитрий Оскаленко сказал однажды, что Мациевич летает так же, как играет, - с душой.

У Оскаленко были все основания для такого сравнения. Он видел Мациевича в воздухе и слышал его игру. В дачном домике, отданном во время войны их эскадрилье, стояло старенькое пианино. Когда выдавалось свободное время (чаще всего это случалось в непогоду), командир подсаживался к инструменту. В комнате сразу становилось тесно, - собирались всё летчики.

Репертуар командира эскадрильи был не так уж велик, но лётчики слушали его охотно. Казалось, Мациевич размышляет над клавишами. Может быть, потому одна и та же мелодия в разное время звучала по - иному, с каким - то особенным оттенком. И в каждый свой полёт он вкладывал что - то новое.

Летать Мациевичу приходилось больше ночью. Его эскадрилья выруливала на старт в сумерках. Если не появлялись бомбардировщики, Мациевич изматывал врага ночными штурмовками. Артиллерийские батареи, которые днём нелегко разглядеть, он находил ночью по вспышкам выстрелов. По отдельным огонькам, отблескам фар угадывал движение автоколонн противника, места разгрузки его эшелонов.

Слава эскадрильи Мациевича, а затем и полка быстро росла. Его ставили в пример. Иные в таких случаях говорили:

Люди - то у него - один к одному, герои!

Что верно, то верно. Но они не родились героями. Было время, когда кое - кому хотелось, чтобы подольше не раздавался сигнал на вылет. Не все ведь возвращались с боевых заданий...

А Мациевич, если очень долго не звонили с командного пункта, сам вертел ручку полевого аппарата и кричал в трубку:

Если заданий нет, разрешите слетать на свободную охоту?

Получив разрешение, говорил лётчикам (именно говорил, а не приказывал):

Слетаем, ребята? К чему время терять? Наберём бомбочек и ударим по батареям.

Однажды молодой лётчик сказал:

Только услышат звук наших моторов, зенитки такой фейерверк устроят, что пух полетит.

А мы можем сделать так, чтобы они не услышали. В сторонке наберём высоту, потом моторчики приглушим и тихонечко - тихонечко подберёмся прямо к батареям. Конечно, потом они нас услышат. Но уж после того, как вытряхнём на них бомбы.

Лётчик улыбнулся: "Хитер командир. С таким не пропадёшь".

Было очень радостно видеть, как молодые лётчики обретали уверенность. В условиях ленинградской блокады вера в свои силы, в победу становилась могучим оружием. Именно эта вера помогала побеждать в тяжёлых, неравных схватках. Ещё в 1941 году Мациевич вёл бой, после которого лётчики спрашивали: "Как же это вы, товарищ командир, решились парой атаковать десятерых?"

- "Как решился? - переспросил Василий Антонович. - А я, признаться, не думал: решаться мне на это или не решаться. Надо было".

Правда, и самолёту Мациевича порядком досталось. Был пробит бак. С головы до ног лётчика залило бензином. Каждую секунду машина могла загореться. А Мациевич летел. Повредило карбюратор мотора и разворотило фюзеляж. Мациевич летел. А когда надо было идти на посадку, оказалось, что в бою повреждены ещё и шасси. Выпустить удалось только одно колесо. Старым лётчикам, которым довелось летать на истребителе И-16, понятно, что, посадив эту машину на одно колесо, Мациевич сделал невозможное.

Но ведь и сам бой нарушил всякие представления о возможном. Вдвоём с лётчиком Цыганенко, Мациевич заставил Ме-110 сбросить бомбы на свои же войска.

А то, что сделал Мациевич 4 Апреля 1942 года, разве укладывается в обычные понятия? С 4-мя своими ведомыми он вылетел навстречу целой туче немецких самолётов.

Это был тяжёлый день для ленинградских лётчиков. Истребителям врага удалось заблокировать некоторые наши аэродромы. "Мессеры" кружили над ними, и подняться не было никакой возможности. В воздухе находилась лишь горстка советских истребителей.

Группа Мациевича перехватила над Финским заливом немецкие бомбардировщики. 4 из них были сбиты. Вдруг пулемётная очередь сшибла с самолёта Мациевича фонарь. Повреждённый мотор заглох.

А внизу уже тронувшийся лёд Финского залива. Весна. И снова Мациевич сделал невероятное: посадил самолёт на плавающую льдину. Добраться до берега помогли подъехавшие на лодке бойцы. Потом удалось подогнать льдину к берегу и снять с неё самолёт.

Когда заканчивался ремонт истребителя, Мациевич попросил техников поярче подрисовать бортовой номер. Пусть враги знают, что самолёт "№ 14" существует!

И уже через несколько дней его "Ишачок" штурмовал немецкий аэродром. Удар был удачным. Однако при выходе из атаки зенитный снаряд отбил кусок левой плоскости, повредил элерон и руль глубины. Самолёт начал валиться влево. Мациевич попытался выровнять машину, но разбитый элерон так заело, что даже обеими руками не удавалось сдвинуть колонку управления. Пришлось помогать ещё коленями.

Василий Антонович так и привёл самолёт на аэродром, зажав ручку управления ладонями и коленями. Привёл в облаках, чтобы отвязаться от преследования "Мессеров".

Через несколько дней его машина опять была в воздухе.

В общем, "Ишачок" с бортовым номером "14" оказался неистребимым истребителем, - говорит Василий Антонович. - Сколько раз золотые наши ребята техники возвращали ему жизнь.

В небе Ленинграда наши лётчики и зенитчики проявляли подлинные чудеса героизма, стремясь не допустить фашистские самолёты к городу.

"Небо наполнено звоном моторов, дробью пулемётных очередей, яростью непрерывных воздушных схваток, - писал в своём очерке "Наша гордость" корреспондент Марк Карпович. - На фюзеляже истребителя "Як" Капитана Г. Жидова сияют 23 багровых звезды - по числу побед. Жидова называют асом. Так можно назвать и Майора В. Мациевича. Вдумчивое, творческое решение боевой задачи, неугомонное искание новых, нехоженых путей сближают этих выдающихся лётчиков нашего фронта. Это Мациевич стал пионером ночной штурмовки на истребителях. Это он сорвал попытку врага минировать кронштадтский фарватер. Это он, вылетая в белые ночи наперехват фашистских бомбардировщиков, учил потом отыскивать вороватые "Хейнкели" по их отражению на зеркальной глади залива. Это он возглавил девятку И-16, вступившую в бой с большой группой "Мессершмиттов-110". К началу боя у наших лётчиков был израсходован почти весь боекомплект. У них было только одно оружие - искусство маневра, но оно было отточено так, что фашисты первыми вышли из боя, дивясь необъяснимому упорству русских".

А вот что писал летом 1942 года в газете "На страже Родины" сам герой этого очерка Василий Антонович Мациевич, чьи статьи не раз публиковались в это газете:

"У меня есть дочь. Ей 4 года. Ее фотография всегда со мной - и на земле, и в воздухе. Но когда я выношусь навстречу фашистскому самолёту, то мысленно представляю себе лица тысяч детей Ленинграда, испуганно прислушивающихся в этот миг к тревожному завыванию сирен. И каждый из этих ребятишек становится для меня так же бесконечно дорог, как и любимая дочурка. Ещё жарче вскипает во мне ненависть к тем, кто кровью и голодом пытается отравить их золотое детство".

14 Января 1943 года Капитан В. А. Мациевич вылетел на разведку. В районе Тосно он заметил тщательно замаскированную колонну, медленно двигавшуюся по направлению к Синявино. Чтобы задержать её продвижение, лётчик решил уничтожить головные и замыкающие машины. После двух заходов две головные машины запылали факелами. Такая же участь постигла и замыкающие машины, а через некоторое время вражескую колонну штурмовали прибывшие по вызову В. А. Мациевича наши самолёты.

На следующий день, 15 Января, Мациевич сбил 2 вражеских самолёта, доведя свой боевой счёт по крайней мере до 24.

14 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Впоследствии Мациевич стал Майором и командовал 26-м Гвардейским истребительным авиационным полком (до Ноября 1942 года - 26-й ИАП ПВО).

В 1944 году он получил звание Подполковник и по - прежнему продолжал возглавлять полк, который к тому времени был укомплектован новыми английскими самолётами Супермарин "Спитфайр IX".

Он бесконечно долго мог рассказывать о своих золотых ребятах техниках, которые, едва держась на ногах от истощения, готовили самолёты к бою, и о золотых ребятах лётчиках, которые ради победы шли на всё. Врезался ведь Алексей Севастьянов над Ленинградом в немецкий бомбардировщик! А Дима Оскаленко, Коля Щербина, Жора Петров - об их подвигах тоже можно рассказать немало. Уже одно то, что все они удостоены Золотых Звёзд, говорит о многом.

Василий Антонович не скрывал, что гордится своим полком. Он уже давно не командовал им, но своим всё - таки называл. Дело, видимо, не только в привычке. Едва выдавался случай, Полковник Мациевич навещал часть, которую во время войны водил в бой. Там его все знали, поскольку в части установлен хороший порядок: прежде чем получить самолёт - побывай в полковом музее, узнай, как летали и воевали старшие товарищи.

Молодёжь гордится героями войны, а Василий Антонович - теми, кто сменил ветеранов. На это у него были веские основания. Рядом с портретами героев боёв - портрет Героя Советского Союза, которому в начале войны было всего только 6 лет. Это Герман Титов. И он сделал то, что когда - то считалось невозможным: сутки пробыл в космосе, 17 раз облетел вокруг земного шара. Космонавт № 2 тоже не забывает однополчан.

Старому лётчику и молодому космонавту не раз уже доводилось встречаться в родном полку...

Мациевич Василий Антонович - Герой Советского Союза
13.04.1913–10.09.1981


Фото: сайт "Герои Страны"

Мациевич Василий Антонович - командир эскадрильи 26-го истребительного авиационного полка 7-го истребительного авиационного корпуса Войск ПВО страны, капитан.

Участник Советско-финляндской войны 1939-1940 годов. На фронтах Великой Отечественной войны с 1941 года, с первых дней войны летал на самолете И-16. До 01.12.41 служил в должности военного комиссара, затем командира эскадрильи. Осенью 1941 года старший лейтенант В. А. Мациевич участвовал в перехвате немецких самолетов во время ночных налетов на Ленинград.

К июню 1942 года капитан Василий Мациевич совершил 196 боевых вылетов, из них 58 ночью, лично сбил 16 и в составе группы 6 самолетов противника. При выполнении боевых заданий командования им проведено в 44 воздушных боя, зачастую с превосходящими по численности силами противника, в которых сбито пять самолетов. В ночь с 1 на 2-е июня 1942 года, прикрывая Кронштадт, капитан Мациевич вел воздушный бой с 6 бомбардировщиками противника, в результате которого один Хе-III был сбит. В результате штурмовых налетов на военные объекты противника, капитаном Мациевичем подожжен один железнодорожный эшелон, подавлены пять артиллерийских батарей на огневых позициях, разбито до 10 автомашин, уничтожена минометная батарея и подавлены три зенитных точки противника. При штурмовке по аэродромам противника совместно с летчиками эскадрильи уничтожено до тринадцати самолетов разных типов.

За период командования эскадрильей, с 1 декабря 1941 года по 1 июня 1942 года, летным составом эскадрильи произведено 1192 боевых вылетов днем и 207 ночью.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Мациевичу Василию Антоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№560).

Место захоронения или увековечивания
37063 ул. Салова, д. 80, Ново-волковское кладбище, могила Мациевича В. А., Героя Советского Союза

Фото: Иванов Игорь

Памятники на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области
22052

Родился 13 апреля 1913 года в селе Песчаный Брод, ныне Добровеличковского района Кировоградской области, в семье рабочего. Окончил 2 курса Ленинградского морского техникума. С 1933 года в рядах Красной Армии. В 1936 году окончил Оренбургскую военную авиациоенную школу лётчиков, год спустя - курсы усовершенствования командного состава.

Участвовал в походе советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года и Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов. Награждён орденом Красного Знамени.

С июня 1941 года старший лейтенант В. А. Мациевич в действующей армии. Осенью 1941 года участвовал в перехвате немецких самолётов во время ночных налётов на Ленинград.

К июню 1942 года командир эскадрильи 26-го истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны) капитан В. А. Мациевич совершил 196 боевых вылетов (138 днём и 58 ночью), в 44 воздушных боях сбил 5 самолётов противника, ещё 13 самолётов вместе с товарищами уничтожил на земле. Лётчики его эскадрильи выполнили 1192 боевых вылета, провели 147 воздушных боёв, сбили лично 16 и в составе группы 6 самолётов противника.

14 февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 215 боевых вылетов, проведя около 50 воздушных боёв, сбил 5 самолётов противника лично и 2 в составе группы.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1964 года Гвардии полковник В. А. Мациевич - в запасе. Жил и работал в Ленинграде. Умер 10 сентября 1981 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями.

* * *

Увидев в руках журналиста блокнот, Василий Антонович Мациевич не смог сдержать улыбки.

Итак, с чего же мы начнём? Опять с того, что я потомственный лётчик, что один из первых русских авиаторов Лев Мациевич мой родственник? Не надо об этом. Ничего "фамильного" в моей лётной карьере нет. О Льве Мациевиче я узнал, когда уже закончил лётную школу. Да и то случайно. Откуда мне было знать родословную? С 6 лет остался круглым сиротой, воспитывался в детском доме. Так что лётчиком сделал меня не двоюродный дядя. И вообще - то летать я не собирался. К морю тянуло - это да...

У Василия Мациевича были основания видеть себя моряком. В 1932 году слесарь ленинградского завода имени Карла Маркса стал студентом морского техникума Совторгфлота. Но учиться там пришлось мало - всего год. Молодой советской авиации требовалось крепкое пополнение. Комиссия отбирала лучших коммунистов и комсомольцев. Первым из студентов вызвали Василия Мациевича. В 20 лет он был уже секретарем студенческой партийной организации.

С мыслью о море пришлось распрощаться. Жалел об этом Василий недолго. В первом же полёте его переполнило ни с чем не сравнимое волнующее чувство. Даже во время войны, когда каждое боевое задание таило в себе бесчисленные опасности, полёт так и не стал для Василия Мациевича чем-то будничным, заученным раз и навсегда.

Его боевой друг Дмитрий Оскаленко сказал однажды, что Мациевич летает так же, как играет, - с душой.

У Оскаленко были все основания для такого сравнения. Он видел Мациевича в воздухе и слышал его игру. В дачном домике, отданном во время войны их эскадрилье, стояло старенькое пианино. Когда выдавалось свободное время (чаще всего это случалось в непогоду), командир подсаживался к инструменту. В комнате сразу становилось тесно, - собирались всё летчики.

Репертуар командира эскадрильи был не так уж велик, но лётчики слушали его охотно. Казалось, Мациевич размышляет над клавишами. Может быть, потому одна и та же мелодия в разное время звучала по - иному, с каким - то особенным оттенком. И в каждый свой полёт он вкладывал что - то новое.

Летать Мациевичу приходилось больше ночью. Его эскадрилья выруливала на старт в сумерках. Если не появлялись бомбардировщики, Мациевич изматывал врага ночными штурмовками. Артиллерийские батареи, которые днём нелегко разглядеть, он находил ночью по вспышкам выстрелов. По отдельным огонькам, отблескам фар угадывал движение автоколонн противника, места разгрузки его эшелонов.

Слава эскадрильи Мациевича, а затем и полка быстро росла. Его ставили в пример. Иные в таких случаях говорили:

Люди - то у него - один к одному, герои!

Что верно, то верно. Но они не родились героями. Было время, когда кое - кому хотелось, чтобы подольше не раздавался сигнал на вылет. Не все ведь возвращались с боевых заданий...

А Мациевич, если очень долго не звонили с командного пункта, сам вертел ручку полевого аппарата и кричал в трубку:

Если заданий нет, разрешите слетать на свободную охоту?

Получив разрешение, говорил лётчикам (именно говорил, а не приказывал):

Слетаем, ребята? К чему время терять? Наберём бомбочек и ударим по батареям.

Однажды молодой лётчик сказал:

Только услышат звук наших моторов, зенитки такой фейерверк устроят, что пух полетит.

А мы можем сделать так, чтобы они не услышали. В сторонке наберём высоту, потом моторчики приглушим и тихонечко - тихонечко подберёмся прямо к батареям. Конечно, потом они нас услышат. Но уж после того, как вытряхнём на них бомбы.

Лётчик улыбнулся: "Хитёр командир. С таким не пропадёшь".

Было очень радостно видеть, как молодые лётчики обретали уверенность. В условиях ленинградской блокады вера в свои силы, в победу становилась могучим оружием. Именно эта вера помогала побеждать в тяжёлых, неравных схватках. Ещё в 1941 году Мациевич вёл бой, после которого лётчики спрашивали: "Как же это вы, товарищ командир, решились парой атаковать десятерых?"

- "Как решился? - переспросил Василий Антонович. - А я, признаться, не думал: решаться мне на это или не решаться. Надо было".

Правда, и самолёту Мациевича порядком досталось. Был пробит бак. С головы до ног лётчика залило бензином. Каждую секунду машина могла загореться. А Мациевич летел. Повредило карбюратор мотора и разворотило фюзеляж. Мациевич летел. А когда надо было идти на посадку, оказалось, что в бою повреждены ещё и шасси. Выпустить удалось только одно колесо. Старым лётчикам, которым довелось летать на истребителе И-16, понятно, что, посадив эту машину на одно колесо, Мациевич сделал невозможное.



Василий Мациевич у своего истребителя И-16.

Но ведь и сам бой нарушил всякие представления о возможном. Вдвоём с лётчиком Цыганенко, Мациевич заставил Ме-110 сбросить бомбы на свои же войска.

А то, что сделал Мациевич 4 апреля 1942 года, разве укладывается в обычные понятия? С 4 своими ведомыми он вылетел навстречу целой туче немецких самолётов.

Это был тяжёлый день для ленинградских лётчиков. Истребителям врага удалось заблокировать некоторые наши аэродромы. "Мессеры" кружили над ними, и подняться не было никакой возможности. В воздухе находилась лишь горстка советских истребителей.

Группа Мациевича перехватила над Финским заливом немецкие бомбардировщики. 4 из них были сбиты. Вдруг пулемётная очередь сшибла с самолёта Мациевича фонарь. Повреждённый мотор заглох.

А внизу уже тронувшийся лёд Финского залива. Весна. И снова Мациевич сделал невероятное: посадил самолёт на плавающую льдину. Добраться до берега помогли подъехавшие на лодке бойцы. Потом удалось подогнать льдину к берегу и снять с неё самолёт.

Когда заканчивался ремонт истребителя, Мациевич попросил техников поярче подрисовать бортовой номер. Пусть враги знают, что самолёт "№ 14" существует!

И уже через несколько дней его "Ишачок" штурмовал немецкий аэродром. Удар был удачным. Однако при выходе из атаки зенитный снаряд отбил кусок левой плоскости, повредил элерон и руль глубины. Самолёт начал валиться влево. Мациевич попытался выровнять машину, но разбитый элерон так заело, что даже обеими руками не удавалось сдвинуть колонку управления. Пришлось помогать ещё коленями.

Василий Антонович так и привёл самолёт на аэродром, зажав ручку управления ладонями и коленями. Привёл в облаках, чтобы отвязаться от преследования "Мессеров".

Через несколько дней его машина опять была в воздухе.

В общем, "Ишачок" с бортовым номером "14" оказался неистребимым истребителем, - говорит Василий Антонович. - Сколько раз золотые наши ребята техники возвращали ему жизнь.

В небе Ленинграда наши лётчики и зенитчики проявляли подлинные чудеса героизма, стремясь не допустить фашистские самолёты к городу.

"Небо наполнено звоном моторов, дробью пулемётных очередей, яростью непрерывных воздушных схваток, - писал в своём очерке "Наша гордость" корреспондент Марк Карпович. - На фюзеляже истребителя "Як" капитана Г. Жидова сияют 23 багровых звезды - по числу побед. Жидова называют асом. Так можно назвать и майора В. Мациевича. Вдумчивое, творческое решение боевой задачи, неугомонное искание новых, нехоженых путей сближают этих выдающихся лётчиков нашего фронта. Это Мациевич стал пионером ночной штурмовки на истребителях. Это он сорвал попытку врага минировать кронштадтский фарватер. Это он, вылетая в белые ночи наперехват фашистских бомбардировщиков, учил потом отыскивать вороватые "Хейнкели" по их отражению на зеркальной глади залива. Это он возглавил девятку И-16, вступившую в бой с большой группой "Мессершмиттов-110". К началу боя у наших лётчиков был израсходован почти весь боекомплект. У них было только одно оружие - искусство маневра, но оно было отточено так, что фашисты первыми вышли из боя, дивясь необъяснимому упорству русских".

А вот что писал летом 1942 года в газете "На страже Родины" сам герой этого очерка Василий Антонович Мациевич, чьи статьи не раз публиковались в это газете:

"У меня есть дочь. Ей 4 года. Ее фотография всегда со мной - и на земле, и в воздухе. Но когда я выношусь навстречу фашистскому самолёту, то мысленно представляю себе лица тысяч детей Ленинграда, испуганно прислушивающихся в этот миг к тревожному завыванию сирен. И каждый из этих ребятишек становится для меня так же бесконечно дорог, как и любимая дочурка. Ещё жарче вскипает во мне ненависть к тем, кто кровью и голодом пытается отравить их золотое детство".

В. А. Мациевич у своего "Спитфайра".

14 января 1943 года капитан В. А. Мациевич вылетел на разведку. В районе Тосно он заметил тщательно замаскированную колонну, медленно двигавшуюся по направлению к Синявино. Чтобы задержать её продвижение, лётчик решил уничтожить головные и замыкающие машины. После двух заходов две головные машины запылали факелами. Такая же участь постигла и замыкающие машины, а через некоторое время вражескую колонну штурмовали прибывшие по вызову В. А. Мациевича наши самолёты.

14 февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Впоследствии Мациевич стал майором, с июня 1943 года командовал 26-м Гвардейским ИАП (до ноября 1942 года именовался 26-м ИАП ПВО).

В июне 1944 года майор В. А. Мациевич сбил ещё 2 вражеских самолёта, доведя свой боевой счёт до 5 личных и 2 групповых побед.

В 1944 году он получил звание подполковника и по-прежнему продолжал возглавлять полк, который к тому времени был укомплектован уже английскими самолётами "Спитфайр Mk.IXЕ".


Он бесконечно долго мог рассказывать о своих золотых ребятах техниках, которые, едва держась на ногах от истощения, готовили самолёты к бою, и о золотых ребятах лётчиках, которые ради победы шли на всё. Врезался ведь Алексей Севастьянов над Ленинградом в немецкий бомбардировщик! А Дима Оскаленко, Коля Щербина, Жора Петров - об их подвигах тоже можно рассказать немало. Уже одно то, что все они удостоены Золотых Звёзд, говорит о многом.

Василий Антонович не скрывал, что гордится своим полком. Он уже давно не командовал им, но своим всё - таки называл. Дело, видимо, не только в привычке. Едва выдавался случай, Полковник Мациевич навещал часть, которую во время войны водил в бой. Там его все знали, поскольку в части установлен хороший порядок: прежде чем получить самолёт - побывай в полковом музее, узнай, как летали и воевали старшие товарищи.

Молодёжь гордится героями войны, а Василий Антонович - теми, кто сменил ветеранов. На это у него были веские основания. Рядом с портретами героев боёв - портрет Героя Советского Союза, которому в начале войны было всего только 6 лет. Это Герман Титов. И он сделал то, что когда - то считалось невозможным: сутки пробыл в космосе, 17 раз облетел вокруг земного шара. Космонавт № 2 тоже не забывает однополчан.

Старому лётчику и молодому космонавту не раз уже доводилось встречаться в родном полку...

* * *

Список известных побед Гвардии подполковника В. А. Мациевича:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 02.09.1941 г. 1 Ме-110 (в группе - 1 / 8) станция Пелла И-16, "Харрикейн"

Як-9, "Спитфайр".

2 04.09.1941 г. 1 Ме-109 (в группе - 1 / 9) Лезье
3 02.06.1942 г. 1 Не-111 Тайвола
4 10.06.1942 г. 1 Ju-88 западнее Кронштадта
5 10.09.1942 г. 1 Ме-109 Ивановское
6 29.06.1944 г. 1 Ме-109 севернее Юркиля
7 30.06.1944 г. 1 Ме-109 северо - западнее Юустила

Всего сбитых самолётов - 5 + 2; боевых вылетов - 215; воздушных боёв - около 50.

Vasily Macievich Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 13.4.1913
Капитан В. А. Мациевич совершил 196 боевых вылетов, в 44 воздушных боях лично сбил 16 и в составе группы 6 самолётов противника. 14 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 13 Апреля 1913 года в селе Песчаный Брод, сейчас Добровеличковского района Кировоградской области, в семье рабочего. Окончил 2 курса Ленинградского морского техникума. С 1933 года в Красной Армии. В 1936 году окончил Оренбургскую военную авиациоенную школу лётчиков, год через - курсы усовершенствования командного состава. Участвовал в походе советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года и Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года в действующей армии. Осенью 1941 года Старший лейтенант В. А. Мациевич участвовал в перехвате немецких самолётов во время ночных налётов на Ленинград.

К Июню 1942 года начальник эскадрильи 26-го истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный остов, Войска ПВО страны) Капитан В. А. Мациевич совершил 196 боевых вылетов, в 44 воздушных боях лично сшиб 16 и в составе группы 6 самолётов противника. 14 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вэтого произвёл рядом 250 успешных боевых вылетов, провёл 64 воздушных боя, сшиб 24 вражеских самолёта.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1964 года Полковник В. А. Мациевич - в запасе. Жил и работал в Ленинграде. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды), медалями. Умер 10 Сентября 1981 года.

Увидев в руках журналиста блокнот, Василий Антонович Мациевич не смог сдержать улыбки.

Итак, с чего же мы начнём? Опять с того, что я потомственный лётчик, что единственный из первых русских авиаторов Лев Мациевич мой родич? Не необходимо об этом. Ничего "фамильного" в моей лётной карьере нет. О Льве Мациевиче я узнал, когда уже закончил лётную школу. Да и то ненароком. Откуда мне было ведать родословную? С 6 лет остался круглым сиротой, воспитывался в детском доме. Так что лётчиком сделал меня не двоюродный дядя. И вообще - то летать я не собирался. К морю тянуло - это да...

У Василия Мациевича были основания зреть себя моряком. В 1932 году слесарь ленинградского завода имени Карла Маркса стал студентом морского техникума Совторгфлота. Но обучаться там пришлось чуть-чуть - всего год. Молодой советской авиации требовалось крепкое пополнение. Комиссия отбирала лучших коммунистов и комсомольцев. Первым из студентов вызвали Василия Мациевича. В 20 лет он был уже секретарем студенческой партийной организации.

С мыслью о море пришлось распрощаться. Жалел об этом Василий краткосрочно. В первом же полёте его переполнило ни с чем не сравнимое волнующее ощущение. Даже во время войны, когда каждое боевое поручение таило в себе бесчисленные опасности, полёт так и не стал для Василия Мациевича чем - то будничным, заученным раз и навечно.

Его боевой дружбан Дмитрий Оскаленко сказал в одно прекрасное время, что Мациевич летает так же, как играет, - с душой.

У Оскаленко были все основания для такого сравнения. Он видел Мациевича в воздухе и слышал его игру. В дачном домике, отданном во время войны их эскадрилье, стояло старенькое пианино. Когда выдавалось свободное время (чаще всего это случалось в непогоду), начальник подсаживался к инструменту. В комнате тотчас становилось узко, - собирались всё летчики.

Репертуар командира эскадрильи был не так уж велик, но лётчики слушали его с охотой. Казалось, Мациевич размышляет над клавишами. Может быть, потому как одна и та же мелодия в разное время звучала по - иному, с каким - то особенным оттенком. И в любой свой полёт он вкладывал что - то новое.

Летать Мациевичу приходилось больше ночью. Его эскадрилья выруливала на старт в сумерках. Если не появлялись бомбардировщики, Мациевич изматывал врага ночными штурмовками. Артиллерийские батареи, которые днём нелегко рассмотреть, он находил ночью по вспышкам выстрелов. По отдельным огонькам, отблескам фар угадывал движение автоколонн противника, места разгрузки его эшелонов.

Слава эскадрильи Мациевича, а потом и полка стремительно росла. Его ставили в образец. Иные в таких случаях говорили:

Люди - то у него - единственный к одному, герои!

Что справедливо, то справедливо. Но они не родились героями. Было время, когда кое - кому хотелось, чтобы подольше не раздавался знак на вылет. Не все потому как возвращались с боевых заданий...

А Мациевич, если шибко долговременно не звонили с командного пункта, сам вертел ручку полевого аппарата и кричал в трубку:

Если заданий нет, разрешите слетать на свободную охоту?

Получив дозволение, говорил лётчикам (аккурат говорил, а не приказывал):

Слетаем, пацаны? К чему время утрачивать? Наберём бомбочек и ударим по батареям.

Однажды юный лётчик сказал:

Только услышат звук наших моторов, зенитки эдакий фейерверк устроят, что пух полетит.

А мы можем свершить так, чтобы они не услышали. В сторонке наберём высоту, после этого моторчики приглушим и тихонечко - тихонечко подберёмся прямо к батареям. Конечно, вслед за тем они нас услышат. Но уж потом того, как вытряхнём на них бомбы.

Лётчик улыбнулся: "Хитер начальник. С таким не пропадёшь".

Было шибко торжествующе лицезреть, как молодые лётчики обретали уверенность. В условиях ленинградской блокады вера в свои силы, в победу становилась могучим оружием. Именно эта вера помогала побеждать в тяжёлых, неравных схватках. Ещё в 1941 году Мациевич вёл махач, вслед за тем которого лётчики спрашивали: "Как же это вы, друг начальник, решились парой штурмовать десятерых?"

- "Как решился? - переспросил Василий Антонович. - А я, повиниться, не думал: отваживаться мне на это или не отваживаться. Надо было".

Правда, и самолёту Мациевича порядком досталось. Был пробит бак. С головы до ног лётчика залило бензином. Каждую секунду агрегатина могла загореться. А Мациевич летел. Повредило карбюратор мотора и разворотило фюзеляж. Мациевич летел. А когда надобно было ходить на посадку, оказалось, что в бою повреждены ещё и шасси. Выпустить удалось только одно колесо. Старым лётчикам, которым довелось летать на истребителе И-16, ясно, что, посадив эту машину на одно колесо, Мациевич сделал невозможное.

Но ибо и сам мордобой нарушил всякие представления о возможном. Вдвоём с лётчиком Цыганенко, Мациевич заставил Ме-110 свалить бомбы на свои же войска.

А то, что сделал Мациевич 4 Апреля 1942 года, неужто укладывается в обычные понятия? С 4-мя своими ведомыми он вылетел навстречу целой туче немецких самолётов.

Это был тяжёлый день для ленинградских лётчиков. Истребителям врага удалось заблокировать некоторые наши аэродромы. "Мессеры" кружили над ними, и подняться не было никакой возможности. В воздухе находилась только горстка советских истребителей.

Группа Мациевича перехватила над Финским заливом немецкие бомбардировщики. 4 из них были сбиты. Вдружбан пулемётная очередность сшибла с самолёта Мациевича фонарик. Повреждённый движок заглох.

А внизу уже тронувшийся лёд Финского залива. Весна. И опять Мациевич сделал невероятное: посадил самолёт на плавающую льдину. Добраться до берега помогли подъехавшие на лодке бойцы. Потом удалось подогнать льдину к берегу и снять с неё самолёт.

Когда заканчивался ремонтик истребителя, Мациевич попросил техников поярче подрисовать бортовой номер. Пусть враги знают, что самолёт " 14" существует!

И уже посредством немного дней его "Ишачок" штурмовал германский аэровокзал. Удар был удачным. Однако при выходе из атаки зенитный снаряд отбил ломоть левой плоскости, повредил элерон и руль глубины. Самолёт начал валиться налево. Мациевич попытался выровнять машину, но расшибленный элерон так заело, что более того обеими руками не удавалось сдвинуть колонку управления. Пришлось пособлять ещё коленями.

Василий Антонович так и привёл самолёт на аэровокзал, зажав ручку управления ладонями и коленями. Привёл в облаках, чтобы отвязаться от преследования "Мессеров".

Через немного дней его агрегатина сызнова была в воздухе.

В общем, "Ишачок" с бортовым номером "14" оказался неистребимым истребителем, - говорит Василий Антонович. - Сколько раз золотые наши пацаны техники возвращали ему бытие.

В небе Ленинграда наши лётчики и зенитчики выказывали подлинные чудеса героизма, стремясь не предположить фашистские самолёты к городу.

"Небо наполнено звоном моторов, дробью пулемётных очередей, яростью непрерывных воздушных схваток, - писал в своём очерке "Наша гордость" корреспондент Марк Карпович. - На фюзеляже истребителя "Як" Капитана Г. Жидова сияют 23 багровых звезды - по числу побед. Жидова называют асом. Так разрешено наречь и Майора В. Мациевича. Вдумчивое, творческое вывод боевой задачи, неугомонное искание новых, нехоженых путей сближают этих выдающихся лётчиков нашего фронта. Это Мациевич стал пионером ночной штурмовки на истребителях. Это он сорвал попытку врага минировать кронштадтский фарватер. Это он, вылетая в белые ночи наперехват фашистских бомбардировщиков, учил следом отыскивать вороватые "Хейнкели" по их отражению на зеркальной глади залива. Это он возглавил девятку И-16, вступившую в мордобой с здоровущий группой "Мессершмиттов-110". К началу боя у наших лётчиков был израсходован без малого весь боекомплект. У них было только одно оружие - искусство маневра, но оно было отточено так, что фашисты первыми вышли из боя, дивясь необъяснимому упорству русских".

А вот что писал летом 1942 года в газете "На страже Родины" сам герой этого очерка Василий Антонович Мациевич, чьи статьи не раз публиковались в это газете:

"У меня есть дочка. Ей 4 года. Ее фотография завсегда со мной - и на земле, и в воздухе. Но когда я выношусь навстречу фашистскому самолёту, то внутренне представляю себе лица тысяч детей Ленинграда, встревоженно прислушивающихся в тот самый момент к тревожному завыванию сирен. И любой из этих ребятишек становится для меня так же бесконечно дорог, как и любимая дочурка. Ещё жарче вскипает во мне ненависть к тем, кто кровью и голодом пытается отравить их золотое детство".

14 Января 1943 года Капитан В. А. Мациевич вылетел на разведку. В районе Тосно он заметил скрупулезно замаскированную колонну, неспешно двигавшуюся по направлению к Синявино. Чтобы задержать её продвижение, лётчик решил ликвидировать головные и замыкающие машины. После двух заходов две головные машины запылали факелами. Такая же участь постигла и замыкающие машины, а посредством некоторое время вражескую колонну штурмовали прибывшие по вызову В. А. Мациевича наши самолёты.

На следующий день, 15 Января, Мациевич сшиб 2 вражеских самолёта, доведя свой боевой счёт по крайней мере до 24.

14 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Впоследствии Мациевич стал Майором и командовал 26-м Гвардейским истребительным авиационным полком (до Ноября 1942 года - 26-й ИАП ПВО).

В 1944 году он получил звание Подполковник и по - прежнему продолжал возглавлять полк, тот, что к тому времени был укомплектован новыми английскими самолётами Супермарин "Спитфайр IX".

Он бесконечно продолжительно мог сказывать о своих золотых ребятах техниках, которые, еле-еле держась на ногах от истощения, готовили самолёты к бою, и о золотых ребятах лётчиках, которые с целью победы шли на всё. Врезался потому как Алексей Севастьянов над Ленинградом в германский бомбардировщик! А Дима Оскаленко, Коля Щербина, Жора Петров - об их геройских поступках также разрешено поведать много. Уже одно то, что все они удостоены Золотых Звёзд, говорит о многом.

Василий Антонович не скрывал, что гордится своим полком. Он уже давнехонько не командовал им, но своим всё - таки называл. Дело, видимо, не только в привычке. Едва выдавался происшествие, Полковник Мациевич навещал доля, которую во время войны водил в мордобой. Там его все знали, оттого что в части установлен славный порядок: некогда чем обрести самолёт - побывай в полковом музее, узнай, как летали и воевали старшие товарищи.

Молодёжь гордится героями войны, а Василий Антонович - теми, кто сменил ветеранов. На это у него были веские основания. Рядом с портретами героев боёв - портрет Героя Советского Союза, которому в начале войны было всего только 6 лет. Это Герман Титов. И он сделал то, что когда - то считалось невозможным: сутки пробыл в космосе, 17 раз облетел около земного шара. Космонавт 2 также не забывает однополчан.

Старому лётчику и молодому космонавту не раз уже доводилось встречаться в родном полку...

Так же читайте биографии известных людей:
Василий Меркушев Vasiliy Merkushev

Августу 1943 года Майор В. А. Меркушев совершил 264 боевых вылета, сбил 12 самолётов противника. 2 Сентября 1943 года за мужество и воинскую..

Василий Митрохин Vasily Mitrohin

Капитан В. Б. Митрохин совершил 174 боевых вылета, в 36 воздушных боях сбил 17 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть,..

Василий Михалев Vasily Mihalev

Старший лейтенант В. П. Михалёв совершил 104 боевых вылета, провёл 35 воздушных боёв, сбил лично 17 и в группе 2 самолёта противника. 0 года за..

Василий Молоков Vasily Molokov

Во время Великой Отечественной войны 194145 с 1943 командовал авиационной дивизией на Западном и 3-м Белорусском фронтах.

Ш-Щ Э-Ю-Я

Родился 13 апреля 1913 года в селе Песчаный Брод (ныне Добровеличковский район Кировоградской области Украины). Работал слесарем-инструментальщиком на заводе "Красная Звезда" в городе Кировоград. Окончил 2 курса Ленинградского морского техникума. С 1933 года в рядах Красной Армии. В 1936 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков, в 1937 году - курсы усовершенствования командного состава.

Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. в составе 19-го ИАП. Летал на И-16, сбитых самолётов противника не имел.

С 22 июня 1941 года старший лейтенант В. А. Мациевич на фронтах Великой Отечественной войны в составе 26-го ИАП (22 ноября 1942 года преобразован в 26-й Гвардейский ИАП). До 1 декабря 1941 года - военный комиссар 1-й эскадрильи, затем командир 2-й эскадрильи. Летал на И-16, "Харрикейне", Як-9.

К 3 июня 1942 года командир эскадрильи 26-го истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны) капитан В. А. Мациевич совершил 196 боевых вылетов (из них 58 - ночью), в 44 воздушных боях сбил лично и в составе группы 3 самолёта противника (в наградном листе говорится о 5 воздушных победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 560).

С июня 1943 года - командир 26-го Гвардейского ИАП. К октябрю 1944 года (до момента исключения частей ПВО Ленинграда из состава действующей армии) Гвардии подполковник В. А. Мациевич совершил около 215 боевых вылетов, провёл более 50 воздушных боёв, в которых сбил лично 5 и в составе группы 2 самолёта противника.

После окончания войны продолжал службу в ВВС. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1964 года Гвардии полковник В. А. Мациевич - в запасе. Жил и работал в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). Умер 10 сентября 1981 года, похоронен на Ново-Волковском кладбище. Имя Героя выбито в музее-диораме "Прорыв блокады Ленинграда" в городе Кировске Ленинградской области. На доме, где жил последние годы, установлена мемориальная доска.

Награждён орденами: Ленина (14.02.1943), Красного Знамени (1940, ...), Александра Невского (02.07.1944), Отечественной войны 1-й степени (21.02.1944), Красной Звезды (26.02.1942, ...); медалями.


* * *

Список известных воздушных побед В. А. Мациевича:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
02.09.1941 1 Ме-110 (в гр. 1/8) станция Пелла И-16
04.09.1941 1 Ме-109 (в гр. 1/9) Лезье
02.06.1942 1 Хе-111 Тайвола
10.06.1942 1 Ю-88 западнее Кронштадт
10.09.1942 1 Ме-109 Ивановское
29.06.1944 1 Ме-109 севернее Юркиля Як-9
30.06.1944 1 Ме-109 северо-западнее Юустила

Всего сбитых самолётов - 5 + 2; боевых вылетов - около 215; воздушных боёв - более 50.

Из фотоматериалов военных лет:




Из материалов прессы военных лет: