Арабский завоеватель испании. Завоевание испании мусульманами

Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в

Испании

Вторая ученическая исследовательская конференция

Арабское и монгольское завоевания, их влияние на исторические судьбы России и Испании

Выполнила

ученица 9-го класса

Якушева Ольга

г. Мадрид

апрель 2011

Введение...................................................................................................................3

Глава I Завоевание.................................................................................................4

1. Завоевание Испании арабами.............................................................................4

2. Завоевание Руси татаро-монголами...................................................................5

3. Сходства и различия............................................................................................6

Глава II Господство.................................................................................................7

1. Господство, длившееся восемь веков..................................................................7

2. Русь под гнётом татаро-монгол............................................................................8

3. Сходства и различия............................................................................................10

Глава III Освобождения земель............................................................................11

1. Период реконкисты.............................................................................................11

2. Освобождение русских земель от татаро-монгольского ига...........................13

3. Сходства и различия............................................................................................15

Глава IV Влияние...................................................................................................15

1. Арабское влияние на Пиренейский полуостров...............................................15

2. Влияние татаро-монголов на Русь.....................................................................18

3. Сходства и различия............................................................................................20

Заключение...............................................................................................................21

Список используемых материалов........................................................................22

Приложения

Введение

История человечества - это постепенное развитие общества. К сожалению, не последнее место в этом процессе занимали захватнические войны и порабощение одних народов другими.

Бывало так, что завоеватели, находившиеся на более высокой ступени развития, приносили с собой прогресс и способствовали росту уровня жизни захваченных народов. Они совершенствовали всё: от политической системы до экономики и сельского хозяйства: влияли на образование, культуру и кухню.

Другие завоеватели приходили для того, чтобы разорить и разграбить. Ими двигала только жажда наживы, порабощенные народы для них были источником обогащения. Такие завоеватели оказывали косвенное влияние на политическую систему, экономику и т.д. Их варварские действия приводили к упадку и снижению уровня жизни населения на захваченных территориях.

В качестве примера двух противоположностей можно рассмотреть арабское завоевание Испании и татаро-монгольское иго в России. Эта тема интересна мне потому, что она касается истории моей Родины, России, и истории Испании, страны, на территории которой я сейчас проживаю, и которая стала мне близка.

В работе мною были использованы справочные материалы и исторические комментарии, статьи и исследования, найденные в Интернете, информация из российских и испанских учебников по истории, энциклопедий и т.д.

Глава I

Завоевания

Завоевание Испании арабами

К моменту вторжения арабов на Пиренейский полуостров понятия «Испания» ещё не существовало. Здесь в ту пору располагалось королевство вестготов. Их правление представляло собой запутанную череду сражений за власть. Развивались феодальные отношения. Города приходили в упадок, церкви и монастыри превращались в крепости. Голод, династические распри, отсутствие законности и порядка дестабилизировали общество.¹

К началу VIII века арабами была завоевана вся северо-западная Африка, коренное население которой составляли воинственные племена берберов. Арабский халифат был могуч и необъятен и постоянно стремился расширять свои владения. Берберы и арабы давно покушались на плодородные земли Андалусии, находящиеся по ту сторону Гибралтарского пролива.

В 711 г. удача улыбнулась будущим завоевателям. В Испании шла борьба за власть между королем Родриго и наследником предыдущего владыки Акилой. Последний как раз и вступил в сговор с арабскими и берберскими военачальниками. Никто и не предполагал, что последствия простого военного соглашения окажутся столь катастрофическими. Союзникам предлагалось разбить армию Родриго, а в награду получить казну стольного города Толедо.

Весной 711 года семитысячное арабское войско вступило на Европейский континент. Оно переправилось на судах, предоставленных Акилой, поскольку своего флота в ту пору у арабов не было. Между 19 и 26 июля 711 года состоялось сражение, название которого для слуха испанцев звучит как гул погребального колокола: битва у Гуадалеты. Родриго был полностью разбит.²

Но завоеватели не остановились. Их целью было дальнейшее продвижение в Европу. К 714 году вся территория полуострова, кроме Астурии, была захвачена и отныне принадлежала Дамасскому халифату.

Арабы продвигались дальше. Им удалось захватить небольшую территорию за Пиренеями. В 732 году под Пуатье произошло грандиозное сражение, настоящая битва народов, где войска захватчиков были разбиты и отброшены. И хотя арабы еще не раз совершали вылазки против христиан, им никогда уже не удавалось ни продвинуться так далеко в Европу, ни тем более закрепиться там надолго. Именно благодаря этому сражению распространение ислама на запад прекратилось.

Конкиста прошла удивительно быстро и легко. С 711 по 718 годы арабы заняли почти всю Испанию. В тылу у них, правда, иногда вспыхивали восстания христиан, но в целом кампания разворачивалась удачно. Большинство областей сдалось без сопротивления. Испания того времени была малонаселенной и во многих местностях просто некому было дать отпор неутомимой арабской коннице. Поэтому понятно, каким образом мусульмане в столь сжатые сроки стремительно продвинулись на север. Арабы обосновались на Пиренейском полуострове и пробыли здесь около восьми веков.³

Завоевание Руси татаро-монголами

Русское государство, образованное на границе Европы с Азией, достигшее своего расцвета в 10 - начале 11 века, в начале 12 века распалось на множество княжеств. Этот распад произошел под влиянием феодального способа производства. Особенно ослабилась внешняя оборона Русской земли. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику и вступали в бесконечные междоусобные войны. Это привело к потере централизованного управления и к сильному ослаблению Руси в целом. В начале 13 века государство монголо-татар, находящееся на ранней стадии развития феодализма, отличалось силой и монолитностью. Знать была заинтересована в расширении пастбищ и организации грабительских походов на соседние земледельческие народы, которые находились на более высоком уровне развития. Большинство из них, как и Русь, переживало период феодальной раздробленности, что значительно облегчало осуществление завоевательных планов татаро-монголов. С 1206 года Чингисхан, избранный вождем монголов, начал объединение разрозненных племён в сплоченное, сильное, мобильное, с жёсткой дисциплиной войско-государство. Свои походы татаро-монголы начали с завоевания земель соседей. Затем вторглись в Китай, покорили Корею и Среднюю Азию, разбили союзные силы половецких и русских князей на реке Калке. По данным летописи, битва произошла 31 мая 1223 года. Войска русских князей, переправившиеся через реку, были почти полностью уничтожены, лагерь русского войска, разбитый на другом берегу и сильно укрепленный, татары штурмовали 3 дня и смогли взять его хитростью и коварством. Битва при Калке была проиграна не столько из-за разногласий между князьями, сколько из-за исторически сложившихся факторов. Во-первых, монгольское войско тактически и позиционно полностью превосходило соединенные полки русских князей. Русское войско не имело достаточного единения, не было обучено тактике ведения боя, основывалось на личном мужестве каждого дружинника. Во-вторых, не было единовластного полководца. В-третьих, русские войска ошиблись в оценке сил противника, не смогли правильно выбрать место сражения. Рельеф местности полностью благоприятствовал татарам. Справедливости ради, нужно сказать, что в то время не только на Руси, но и в Европе не нашлось бы армии, способной соперничать с соединениями Чингисхана. Разведка боем показала, что вести захватнические походы на Русь можно лишь путем организации общемонгольского похода на страны Европы. Во главе этого похода стал внук Чингисхана - Батый. Кампания на запад была объявлена военным советом в 1235 году. Первым городом, который стал на пути завоевателей, была Рязань. После пяти дней осады стены города, разрушенные мощными осадными орудиями, не выдержали. В декабре 1237 года Рязань пала. Десять дней войско кочевников грабило город, делило добычу, грабило соседние села. Затем пали Коломна, Москва. Города были сожжены, жители перебиты. На пути во Владимир завоевателям приходилось брать штурмом каждый город, неоднократно биться с русскими дружинниками, обороняться от внезапных нападений из засад. Героическое сопротивление простого русского народа сдерживало завоевателей. Владимир пал после тяжелой битвы в феврале 1238, нанеся огромный урон завоевателю. Ростов сдался без боя, также как и Углич. В результате февральских походов 1238 года татаро-моголами были разрушены русские города на территории от Средней Волги до Твери, всего четырнадцать городов.

Оборона Козельска длилась 7 недель. Жители шли на захватчиков с ножами, топорами, дубинками, душили голыми руками. Батый потерял около 4 тысяч воинов. Татары прозвали Козельск "злым городом". Все жители были уничтожены, а город разрушен до основания.

Потрепанное и поредевшее войско татаро-монголов отошло за Волгу. Поход на Русь был возобновлен в 1239 году. Были разорены Муром, Переславль, Чернигов.

Осенью 1240 года татарские полчища подошли к Киеву. Батый был поражен красотой и величием древнерусской столицы. Он хотел взять Киев без боя. Киевляне решили стоять насмерть. Все жители, от мала до велика, поднялись на защиту родного города. Но силы оказались не равны, татарам удалось разрушить крепостные стены и ворваться в город. Несколько дней захватчики разрушали и грабили дома, истребляли оставшихся жителей. Ослабленное многочисленными битвами с русскими татары не решились продвигаться на запад. Батый понимал, что в тылу оставалась разгромленная, но не покоренная Русь. Он отказался от дальнейших завоеваний. Как говорил А.С. Пушкин: "Варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока”. * Ордынское иго установилось на Руси к концу 13 столетия и просуществовало почти два с половиной века. Государство Золотой Орды простиралось от Дуная до Иртыша.

Сходства и различия

Сравнительный анализ завоеваний Испании арабами и России татаро-монголами показывает, что, несмотря на временную разницу произошедших событий, причины и последствия вторжений были схожими. И Арабскому халифату и Золотой Орде нужны были новые земли. Ни Россия, ни Испания к моменту захватов не были готовы дать достойный отпор завоевателям, так как погрязли в междоусобных конфликтах и распрях. Войска арабов и татаро-монголов уже имели опыт ведения наступательных войн, были хорошо подготовленными, дисциплинированными.

Среди различий стоит отметить то, что завоевание Испании арабами произошло на шесть веков раньше, чем захват России монголами. Из-за обширности территорий Руси и ожесточенного сопротивления народа татаро-монгольское завоевание длилось почти семнадцать лет, в то время как Испания была покорена арабами, не встретившими практически никакого сопротивления, за 7 лет. Арабы, находившиеся на более высокой ступени развития, при захвате территорий не использовали тактику "выжженной земли" и старались не уничтожать местное население в отличие от монголов, нашествие которых повлекло за собой демографическую катастрофу и разрушения городов на Руси.

Арабское владычество на Пиренейском полуострове продолжалось в течение восьми веков, а татаро-монгольское иго на Руси всего около двух с половиной веков. Чтобы понять, почему так произошло, мы должны проанализировать эпохи их господства.

Глава I I

Господство

Господство, длившееся восемь веков

Захватившие территорию Испании арабы были далеки от исламского фанатизма. В то время ислам был совсем юной религией. Любители радостей жизни, покровители вольной светской поэзии и разнообразных наук, правители арабов не были агрессивны по отношению к народам оккупируемых территорий. Они не стремились насильственно обращать обитателей покоренных земель в магометанство: не рубили голов мирным жителям, не лили в глотки расплавленный свинец, словом, не делали ничего такого, к чему, скажем, притерпелась Русь за время монголо-татарского нашествия.

По мнению историков, в иностранной политике арабы той эпохи не были склонны к кровопролитию на захваченных землях: все сводилось к более или менее регулярному обиранию. Жителей облагали данью, которая, в сущности, и была основной экономической целью арабских военных походов. Исламская подушная подать оказалась гораздо легче обременительных поборов, которые вестготская знать взимала с местного населения. Это примиряло. От подати автоматически освобождались женщины, дети и прочие социально незащищенные элементы. А главное, все принявшие ислам уравнивались в правах с победителями и никакой дани не платили.²

Арабы были очень терпимы к христианам и иудеям, предоставляли автономию различным областям, в каждом большом городе, помимо мечети, были церковь и синагога. В различных сферах арабского управления нередко можно было увидеть испанцев-христиан. В мусульманской армии имелись христианские наемные войска. Мусульмане и христиане заключали династические браки.³

Почти все население было двуязычным: говорили на языке эль-романсе и на разговорном арабском. Арабы, евреи, испанцы свободно общались, торговали, заключали брачные союзы.

Испания, завоеванная арабами, носила имя Аль-Андалус или Андалусия. Столицей Андалусии была Кордова. В ней правил эмир, подчиненный восседающему в Дамаске халифу. Начальники на местах норовили отделиться от Кордовы и стать независимыми эмирами в Толедо или Сарагосе, христиане подавали голос, а тут еще сложная международная обстановка: то викинги нагрянут с моря и сожгут цветущую Севилью, то франки стянут силы к Пиренеям.

Именно после страшного разорения Севильи викингами в 845 году кордовский эмир принял великое решение: строить флот, способный защитить Андалусию от нападений с моря. Вскоре арабский флот Испании стал одним из сильнейших в Европе.

Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов на горных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край.*****

Огромным уважением пользовался Кордовский университет. Сюда приезжали учиться из Франции, Англии, Германии. Кордова славилась на весь мир своими библиотеками. Библиотека халифа насчитывала не менее четырехсот тысяч томов. Здесь жил знаменитый философ Аверроэс, переводчик Аристотеля на арабский язык, оставивший также труды по физике, математике, астрономии, медицине, религии и праву.

Арабы внесли огромный вклад в развитие испанской культуры, создав неповторимый стиль в архитектуре и изобразительном искусстве.

Русь под гнётом татаро-монголов

Чтобы не дать Руси чрезмерно усилиться ордынские ханы решили создать совершенную систему контроля над политической жизнью. Орда создает два великих княжества, чтобы сталкивая их, контролировать Южную и Северо-Восточную Русь. Русские князья осознавали могущество Золотой Орды и старались пока мирно уживаться с завоевателями. В тех условиях это было единственным средством уберечь свой народ от гибели или угона в рабство. Между князьями были нередкие интриги, правительство Золотой Орды было заинтересовано в этом, ведь чем более слабела княжеская власть на Руси, тем большим авторитетом становился хан. Русские княжества делали попытки не подчиняться Орде, но они жестоко карались. Сил свергнуть татаро-монгольское иго было еще недостаточно. В то же время русские князья понимали, что за мир с Ордой, за спокойствие на русской земле надо платить. Русские земли рассматривались Ордой как постоянный и надежный источник доходов в виде дани.

Чтобы добиться от русских своевременной выплаты дани, в Империи существовала уже отработанная система, которая действовала по монгольским образцам. Вся территория захваченной страны делилась на округа, способные выставить в ополчение на случай войны по десять тысяч боеспособных мужчин.

Для того, чтобы знать, сколько людей осталось в живых после разорительных походов, монголы провели перепись населения. Итогом этих подсчетов стало обложение страны колоссальной данью. В ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин и различные налоги. Всего было четырнадцать видов дани. За выплатой дани следили особые монгольские наместники - баскаки. Из обескровленных княжеств потянулись в степь обозы с пушниной и серебром, вереницы невольников. Огромные богатства уходили на подарки хану, на взятки придворным и подкуп ордынских чиновников. В рабство забирали тех, кто не смог уплатить дань. Еще одним средством удержания Руси в повиновении были неоднократные монгольские набеги. По подсчетам историков во второй половине 13 века монголы вторгались в русские пределы 14 раз.12 Татаро-монголы старались открыто не посягать на духовный образ жизни русских людей, и прежде всего на православную веру, хотя и разрушали церкви. В какой-то мере они были терпимы к любому вероисповеданию и у себя в Золотой Орде не мешали оправлению любых религиозных обрядов. Русское духовенство ордынцы не без основания считали нередко своими союзниками. Они освобождали его от дани и снабжали служителей церкви охранными грамотами на церковное имущество.

Постепенно монголы уверились в покорности Руси и ее князей и в 14 веке отозвали своих представителей - баскаков. отныне сами русские должны были собирать дань и привозить ее в Орду. Именно это право в последствие стало сильнейшим орудием в руках московского князя Ивана Калиты. У московских властей появилась возможность накапливать средства для привлечения сторонников и устрашения противников.

Огромная территория, многочисленное население, сильная центральная власть, большое войско, умелое использование торговых караванных путей, выколачивание дани из покоренных народов - всё это создавала мощь Ордынской державы.

Попавшим под власть завоевателей русским людям пришлось учиться жить в новых условиях, при новой государственной системе. Воспринимая завоевания как неизбежное временное зло, наши предки научились извлекать пользу из тесных отношений с Ордой. Два с половиной столетия Ордынского ига не были сплошной полосой невзгод и лишений для русского народа.

Развитие военного дела на Руси было невозможно без развития торговли и промышленности. Если судить по этому, то Орда сама себе рыла яму, так как своими постоянными поборами она вынуждала Русь развивать ремесла и торговлю. Чтобы платить ханам, ремесла и торговлю также поощряли и русские князья. То есть монголо-татарское иго, на первых порах разгромив экономику Руси, косвенно стало поощрять возрождение экономической жизни и ее могущества.

Постепенно восстанавливается сельское хозяйство. Крестьяне расширяют пашни, увеличивают количество скота. Возрождаются из пепла города. В них развиваются ремесла. Совершенствуются способы добычи и обработки металла. Возникают новые торгово-ремесленные центры. Ликвидируется замкнутость феодальных княжеств. Между ними возникают торговые связи. Создаются предпосылки для объединения русских земель в единое государство.

Сходства и различия

Что касается сходства, из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. И арабы, и татаро-монголы облажили захваченные народы регулярной данью.

2. Арабы и татаро-монголы были терпимы к вероисповеданию захваченных народов и не навязывали свои религиозные представления. Они не посягали духовную жизнь коренного населения, не мешали оправлению религиозных обрядов.

3. Оба завоевателя использовали некоторых представителей местной знати в управлении захваченными территориями.

4. В арабской армии были христианские наёмные войска так же, как и татаро-монголы призывали в своё войско боеспособных мужчин из местного населения.

Различия заключались в следующем:

1. Дань, собираемая арабами, была менее обременительна, чем налоги вестготских королей, что устраивало народ. В то время как дань, которой облагали население Руси татаро-монголы, была практически неподъемной, что усиливало недовольство.

2. Призыв в арабскую армию осуществлялся на добровольной основе, а в татаро-монгольское войско принудительно.

3. Арабы захватывали плодородные земли Пиренейского полуострова с целью дальнейшего проживания. Поэтому они делали всё возможное для расцвета экономики, культуры и других сфер жизнедеятельности. Татаро-монголы же рассматривали Русь только в качестве источника обогащения.

4. В Арабском халифате соблюдались права и свободы всего населения. А татаро-монголы поработили народы Руси.

Глава I II

Освобождение земель

Период реконкисты

Остатки разгромленных вестготских войск укрылись в астурийских горах. Командование в свои руки взял дон Пелайо. Он добился сплочения уцелевших в боях вестготов для борьбы с захватчиками и уже в 718 году нанес арабам сильное поражение в битве при Ковадонге.

Васконы, предки басков, не поддавались победоносному мусульманскому завоеванию. Вестготские графы и васконские горцы-пастухи не давали арабам почить на лаврах, беспокоя их неожиданными партизанскими вылазками. В 724 году они разбивают мусульман у города Аинса.

Для объединения в борьбе против захватчиков нужно было некое знамя, единая святыня, которым стал Святой Иаков - Сантьяго, чьи мощи были обретены в IX веке в Галисии, в местечке Компостела.

Другим знаменем Реконкисты стал Сид Воитель, возглавивший борьбу с арабами в XI веке и прославившим испанское оружие.

Реконкиста шла своим ходом. Граница христианского мира медленно, но неуклонно передвигалась с севера на юг. На отвоеванных землях возникали новые христианские королевства: Арагон, Наварра, Кастилия, Леон, Каталония. Королевства вступали в союзы, образовывали разного рода унии на семейной или деловой основе: уния Наварры и Арагона, Арагона и Каталонии, Кастилии и Леона.

Увы, иногда достигнутое с таким трудом единство вдруг рушилось из-за чьей-то политической недальновидности. Так, король Фернандо I, объединивший под своей властью Кастилию и Леон, умирая, неожиданно поделил свои владения между детьми. В результате многочисленных военных перипетий наследников друг с другом королем стал средний сын Альфонсо. Легко представить, какие преимущества давали подобные распри мусульманам!

Альфонсо VI, властитель Кастилии, Леона и Галисии, решительно взялся за меч и отвоевал у мусульман славный город Толедо. 25 мая 1085 года соединенные войска испанцев с триумфом вступили в бывшую столицу вестготского королевства. Это была знаменательная веха в многовековой истории Реконкисты.

Начиная с XI века Реконкиста неудержимо стремилась вперед. Ввиду явной христианской угрозы арабы обратились за помощью к новой политической силе мусульманского мира - воинственному союзу племен сахарских берберов, именующих себя Альморавидами. Они были жестокими и фанатичными правителями. Впервые на земле Испании воцарился воинствующий ислам. Даже местные мусульмане предпочитали лучше отойти под власть короля Кастилии и платить ему дань, чем терпеть притеснения Альморавидов.

Альмохады, сменившие Альморавидов, оказались еще фанатичнее. Они притесняли христиан, устраивали еврейские погромы, жгли бесценные арабские библиотеки.

Христиане противостояли новому вторжению с переменным успехом - им, как всегда, мешали междоусобные распри.

Наконец на призывы испанского короля о помощи откликается Папа. Весной 1212 года понтифик Иннокентий III провозглашает крестовый поход против неверных с отпущением грехов всем крестоносцам. 16 июля в битве при Лас-Навас-де-Толосе самое многочисленное христианское войско наголову разбивает армию Альмохадов. Мощь мусульманской Испании подорвана навеки. Это - поворотный пункт Реконкисты.

В последние три века Реконкисты на первом плане оказались государи Кастилии и Арагона. Арагонский правитель Хайме I Завоеватель в 1229 году начал отвоевание Балеарских островов, завершив его в 1235 году. В 1238-м Хайме I вступил в Валенсию. Он же изгнал мусульман из Мурсии.

Фернандо III Святой в 1236 году победоносно вступил в Кордову, а в 1248-м - в Севилью.

XIII и XIV века - разгар Реконкисты. Христианское население Пиренейского полуострова все больше осознает себя испанцами, католиками и верными подданными королей. Можно сказать, что в этот период отвоевание становится сознательным, целенаправленным движением, задача которого - окончательное вытеснение мусульман из Европы.

Брак Фернандо Арагонского и Изабеллы Кастильской в 1469 году объединил два крупнейших королевства христианской Испании. С этого времени испанские короли окончательно перестали быть «королями трех религий». Отныне они представляли лишь одну веру.

После захвата Малаги испанские войска весь 1491 готовились к походу на последний оплот мусульманства - Гранаду. В 1491-м началась затяжная осада. В январе 1492 года последний эмир Гранады покинул Альгамбру.

Католические короли поставили мусульманам жесткое условие: в трехмесячный срок покинуть страну. Тогда же «были обречены на гибель блистательная поэзия, астрономия, архитектура, равных которым не было в Европе», - скажет спустя несколько веков Федерико Гарсиа Лорка. Впереди страну ждали инквизиция и небывалый размах массовых репрессий.**

В реконкисте участвовали все классы складывавшегося феодального общества, однако основной движущей силой этой освободительной борьбы было крестьянство. При продвижении на юг крестьяне Северной Испании заселяли вновь отвоёванные земли, которые были опустошены постоянными войнами, и, таким образом, реконкиста приобретала одновременно характер колонизационного движения. Переселяясь в пограничные области, многие крестьяне добивались личного освобождения от крепостной зависимости. Наряду с крестьянством большую роль в реконкисте сыграло и городское население (купцы и ремесленники). Его участие в реконкисте в значительной мере объясняется тем, что оно было заинтересовано в продвижении на юг, так как Южная Испания в X-XI вв. была в экономическом отношении более развита, чем Северная. Активную роль в реконкисте играло и мелкое рыцарство, хотя основную выгоду из неё извлекали главным образом крупные феодалы (светские и церковные).

Вместе с окончанием Реконкисты завершилось формирование испанского народа и кастильского языка: 1492 год стал еще и годом выхода первой испанской грамматики. Страна наконец объединилась.

Освобождение русских земель от татаро-монгольского ига Русские земли объединились вокруг Москвы. Возвышению Москвы способствовало ее географическое положение. Отгороженная от Золотой Орды Рязанским и Нижегородским княжествами, окруженная густыми лесами, Московская земля была сравнительно тихим местом. Сюда редко приходили отряды татарских всадников. Москва находилась на перекресте торговых путей. Торговые люди останавливались в Москве, обменивались товарами. Москва, становясь важным торговым центром, росла и богатела. Все земли по реке Москве от стока до устья вошли в состав Московского княжества. Московским князем стал Иван Данилович, за большое состояние прозванный Калитой, что значило "сума, торба, мешок". Иван Калита наладил хорошие отношения с золотоордынским ханом и ловко использовал его власть в своих интересах. Хан пожаловал ему звание великого князя всей Руси. Москва стала политическим центром русских земель. Во второй половине XIV века продолжалось расширение Московского княжества. Золотая Орда, напротив, слабела, истощенная междоусобицами ханов. С 1360 по 1380 год сменилось 14 правителей Орды. В русских землях усиливалось народное сопротивление татаро-монгольскому игу. Время от времени русские города восставали против власти князей, назначенных татарами, изгоняли татар. Так было в Ростове в 1289 и в Смоленске в 1297. В 1374 году в Нижнем Новгороде вспыхнуло восстание. Жители города перебили послов ордынского хана и весь их отряд. Хан Мамай решил расправиться с непокорной Москвой. В августе 1380 года он выступил в поход на Москву. Правивший тогда в Москве князь Дмитрий, узнав о движении татарских войск, призвал русских князей объединиться для борьбы за освобождение от татаро-монгольского ига. На его призыв в Москву пришли княжеские дружины и ополчения крестьян и ремесленников из Владимирского, Ярославского, Ростовского, Костромского, Муромского и других княжеств. Собралось около 150 тысяч конных и пеших воинов. В ночь на 8 сентября 1380 года русские войска переправились через Дон и расположились на равнине, которая называлась Куликово поле. На рассвете показались полчища Мамая. Русские приняли бой не дрогнув. Войско Мамая обратилась в бегство. Куликовская битва имела большое значение. Русский народ понял, что объединенными силами можно добиться победы над иноземными завоевателями. Еще выше поднялся авторитет Москвы как центра освободительного движения. Ускорился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Правда, два года спустя Тохтамыш, новый хан Золотой Орды, неожиданно пришел на Русь. Он подошел к Москве, обманом захватил и сжег город. Русь вынуждена была возобновить уплату дани Орде. Однако это не могло свести на нет все результаты Куликовской битвы. Объединение русских земель продолжалось. Позднее, Московское княжество превратилось в большое и сильное государство. К этому времени Золотая Орда распалась. В 1478 году Иван III разорвал договор с Ордой. Летом 1480 года произошло великое "стояние на Угре", продлившееся несколько месяцев и закончившееся бегством татаро-монгольского войска. Объединение русских земель в единое централизованное государство привело к освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Российское государство стало самостоятельным. Ивана III стали величать государем всея Руси, а Русское государство - Россией. Иго, тяготевшее над Русью два с половиной столетия, окончилось. В истории русского народа начался период самостоятельного развития. "Наша великая Русская земля, -писал летописец, - освободилась от ига и начала обновления, как будто перешла от зимы к тихой весне".

Сходства и различия

Анализ процесса освобождения территорий от завоевателей показал отсутствие значимых различий за исключением исторических особенностей. И в Испании, и на Руси оставались территории, свободные от завоевателей. И в период господства арабов, и во времена татаро-монгольского ига нередки были случаи сопротивления народа против власти захватчиков. Как народы Пиренейского полуострова, так и народы Руси не смогли бы освободить свои территории без объединения сил вокруг харизматичных личностей. Немаловажную роль в этом объединении сыграла церковь. Основной движущей силой освободительной борьбы было крестьянство. Победа в обоих случаях стала возможна из-за ослабления власти внутри Арабского халифата и Золотой Орды. Окончательные освобождения Испании и Руси произошли в конце 15-ого века. Освободительная борьба против завоевателей привела к образованию Испанской и Российской империй.

Глава I V

Влияние

Арабское влияние на Пиренейский полуостров

Во времена арабского господства Испания превратилась в одну из самых богатых и населенных стран Европы. По данным переписи того времени в Испании было шесть больших городов, восемдесят городов со значительным населением; триста городов и бесчисленное множество крепостей и селений. Арабы замостили улицы и построили большой водопровод для подачи воды в городские фонтаны. Через реки были переброшены великолепные мосты.

Благодаря созданию многочисленного класса мелких земельных собственников успешно развивалось сельское хозяйство. Арабы не были искусными земледельцами, авторами трактатов о сельском хозяйстве в Испании были мосарабы. Усвоив их уроки, арабы с успехом насаждали виноградники. Также они культивировали в Испании многие растения, которые до того времени были неизвестны в этой стране, например, рис, гранаты, сахарный тростник и различные восточные плодовые деревья. При арабах были расширены или построены заново каналы для орошения садов. Воду брали из рек или из прудов, особенно в районах Гранады, Мурсии и Валенсии.
Во многих областях Испании процветало скотоводство. Стада во избежание вредных воздействий сезонных колебаний температуры перегонялись из одного места в другое в зависимости от времени года.
В экономике страны существенную роль играл горнорудный промысел. Имелись рудники, в которых добывались золото, серебро и другие металлы, а также рубиновые копи. Шерстяные и шелковые ткани Кордовы, Малаги и особенно Альмерии известны были далеко за пределами Испании. В различных местностях производились керамические изделия высокого качества, причем продукция эта вывозилась в другие страны. В Альмерии изготовлялись также стеклянная, железная и бронзовая посуда с рисунками и эмалью, материи, тканные золотом и серебром, в Малаге - парча с рисунками и надписями; в Кордове - художественные изделия из слоновой кости, а в Хативе и других местах - тряпичная бумага для письма, это был новый вид ремесла, введенный арабами.
Альмерия, Мурсия, Севилья, Толедо, Гранада и, прежде всего, Кордова были крупными центрами производства оружия; особенно славились испанская броня и мечи с тончайшей резной отделкой эфеса и ножен. В Кордове изготовлялась также кожа для различных нужд, и в частности дорогие ее сорта с тиснением и позолотой. В Мурсии ткали яркие циновки. В IX в. был открыт способ изготовления стекла, сконструированы механизмы для измерения времени.
Развитие ремёсел, в сочетании с обширными и разветвленными международными связями привели к большому развитию торговли. Севилья была одним из главных портов, в Альмерии расположены судоверфи. Из Хаэна и Малаги вывозились шафран, фиги (лучшие в мире), вина, ароматические породы дерева, мрамор и драгоценные камни, шелк-сырец, сахар, кошениль, перец, железо в болванках, сурьма.
Была организована почтовая служба. Во многих городах Испании чеканились золотые, серебряные и медные монеты. Главный монетный двор находился в Кордове.

В XI в. была основана первая мануфактура, вырабатывающая бумагу. ******

Неизгладимый след арабы оставили в испанской архитектуре. Массивные романские церкви были существенно превзойдены мавританскими культовыми сооружениями, которые были более высокими, более воздушными и более красочными. Купол, подковообразная арка и стройные колонны, часто из яшмы, оникса и мрамора - все это было создано маврами и лучше всего может быть оценено после посещения кордовской Мескиты (мечети).

Поскольку арабы пришли из пустыни, а Коран требует ежедневных омовений, они чрезвычайно любили воду. В дополнение к многочисленным общественным баням они оснащали свои дворцы и виллы фонтанами и прудами. Наилучшее представление об этом дают Альгамбра (по-арабски "красный") - дворец-крепость в Гранаде - и соседний Хенералифе, служивший летней резиденцией халифов.

В средние века Кордова стала научной столицей Европы. Введение в Испании арабских числительных - гораздо менее громоздких, чем соответствующие римские, - подтолкнуло развитие математики; арабам приписывается изобретение алгебры, а также сферической тригонометрии.

Высоко ценились за свои диагностические способности и искусство хирургических операций врачи. Арабы использовали анестезию, также известно, что они выполняли сложные и тонкие хирургические операции.

Арабское завоевание оставило неизгладимый след на географической карте Испании в виде приставок Аль-, Ал-, Эль- в названиях городов, большинство из которых расположено на юге страны: Альбасете, Эль-Ферроль, Аликанте и многие другие.***********

Возникли названия рек: Guadalquivir (от арабского "большая река"), Guadalajara ("река в камнях"), Guadalupe ("волчья река", здесь wadi "река" + lobo "волк").

Арабизмы наблюдаются почти во всех сферах жизнедеятельности испанцев, от военной до сельскохозяйственной. Чаще всего ими заимствовались слова, которые отсутствовали в родном языке: названия некоторых видов животных, новых сельскохозяйственных культур, географические названия, научные термины.

В современном испанском языке до сих пор используется около 4000 слов арабского происхождения. Сельскохозяйственная продукция, завезенная маврами, - асукар (сахар), беренхена (баклажан), наранхас (апельсины) и сандиас (арбузы) - ежедневная пища большинства испанцев. Также к арабскому языку восходят многие слова, связанные с административными функциями, ирригацией, математикой, архитектурой и медициной.

Многие фразы и обычаи, которые все еще употребимы в современной Испании, исходят из арабской культуры, в особенности выражения вежливости - "Эста эс су каса " (это ваш дом), "Буэн провечо" (приятного аппетита) - и ссылки на Бога в повседневной жизни - "си Диос кьере "(если Богу угодно), отсюда же слово "охала ", происходящее от арабского "уа ша"а-л-лах"(дай Бог!). *******

Испанские историки считают, что слово «Мадрид» арабского происхождения, а начало городу положил арабский эмир Мохамед I воздвигнувший крепость для защиты от возможных попыток христиан вернуть утраченные владения.

При арабах расцвела испанская кухня. Без них не было бы и национального испанского блюда паэлья, ведь его основной продукт - рис - привезли сюда мусульмане. С ними прибыли и мно­гие культурные растения - лимоны, абрикосы, бананы, баклажаны, арбузы. В отношении вина арабы проявляли терпимость к иноверцам. Хотя Коран и запрещает потреб­ление алкоголя, христианские виноделы в Аль-Андалусе могли и дальше производить вино. Оливки и оливковое масло также досталось испанцам в наследство от арабских народов. Теперь это визитная карточка страны.

Арабские влияния сказались и в испанском фольклоре, и в инструментарии. Виуэла произошла от арабской лютни , но в развитии приобрела новые черты. Она была предшественницей гитары, которая вначале была четырехструнной, затем к ней добавили пятую, в таком виде она получила название испанской. После добавления шестой струны инструмент приобрел форму, существующую и поныне, приобретшую широкое - всенародное - распространение.********

Полагают, что одобрительные возгласы публики и восклицания “Оле!” во время исполнения знаменитого испанского фламенко, происходят от криков “Аллах!”, которыми когда-то одаривали арабских музыкантов и танцоров.*********²

Испанцы говорят: «Там, где не растет олива, проходит граница арабского владычества». Олива растет почти по всей стране, как и дивно пахнущие апельсинные рощи, персик, миндаль. По всей стране и поныне мелодично журчит в асекиях - местных арыках - вода. Здесь в знойный день как никогда вдруг осознаешь: этот журчащий звук и сама жизнь - одно. Струйка воды, горечь оливы, налитый сладостью апельсин - в этом есть и заслуга арабов, плод их ученых познаний, кропотливого многовекового труда. Заслуга, о которой «христолюбивое воинство», десятилетиями продвигавшееся все дальше на юг, предпочло благополучно забыть. **********

Влияние татаро-монголов на Русь Историки не могут придти к однозначному мнению в вопросе влиянии татаро-монгольского ига на Русь. Одни считают, что татаро-монголы повернули ход развития Руси в худшую сторону, затормозили его на 200-300 лет. Другие полагают, что, наоборот, в наиболее благоприятную. Представители первой группы, которых большинство, придерживаются мнения, что нашествие татаро-монголов сопровождалось массовыми разрушениями русских городов. Жители безжалостно уничтожались или уводились в плен - население уменьшалось, жизнь горожан становилась беднее, исчезали многие ремесла. Не менее тяжелый урон нанесли завоеватели русской деревне, где жило большинство населения страны, и сельскому хозяйству. Крестьян грабили, рабочий скот и самих крестьян захватывали и угоняли в плен, в Золотую Орду, из амбаров выгребали весь урожай. Монголо-татарское завоевание привело к значительному ухудшению международного положения княжеств. Русью был утрачен путь к Балтийскому морю, пришла в упадок торговля. Нашествие нанесло сильный разрушительный удар по культуре. В огне погибли многочисленные памятники иконописи и архитектуры.

Карл Маркс назвал татаро-монгольское иго «кровавым болотом монгольского рабства, которое не только давило, но и оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой».

Представители второй группы полагают, что татаро-монголы, наоборот, оказали благоприятное влияние на развитие Руси и образования Российского государства с централизованной властью, аппарат которого являлся практически копией монгольского оригинала.

Князь Н.С. Трубецкой считал, что татаро-монгольское завоевание «заложило фундамент всех особенностей и своеобразия русского государства», придало его развитию характерные азиатские черты.

Н.М. Карамзин указал на Орду как на очевидную причину возвышения Московского княжества. Вслед за ним В.О. Ключевский также полагал, что Орда предотвратила изнурительные, братоубийственные междоусобные войны на Руси. «Монгольское иго при крайней бедственности для русского народа было суровой школой, в которой выковывались Московская государственность и русское самодержавие: школой, в которой русская нация осознавала себя как таковая и приобрела черты характера, облегчавшие ей последующую борьбу за существование».

Представители второй группы также считают, что, если татаро-монгольское владычество и привело к некоторому сокращению сношений с Западом, то, с другой стороны, оно открыло русскому народу путь на Восток, способствовало началу торговли с восточными странами.

Интересна позиция историка Л. Н. Гумилёва. Он полагал, что Русь и Золотая Орда до XIII в. не только не были врагами, но и даже состояли в некоторых союзнических отношениях в борьбе с Ливонским орденом. Татаро-монгольские отряды защищали русские города за некоторую плату. Русские княжества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идеологическую независимость и политическую самостоятельность. "Это показывает, что Русь была не провинцией Монгольского улуса, а страной, союзной великому хану, выплачивавшей некоторый налог на содержание войска, которое ей самой было нужно”. Он также считал, что этот союз повлёк за собой улучшение во внутреннем положении страны, установился внутренний порядок. Бесспорно влияние татаро-монголов на культуру, обычаи, язык русского народа. Наглядным примером является одежда: от длинных белых рубах и длинных штанов русский народ перешел к цветным шароварам, сафьяновым сапогам и к золотым кафтанам. Большое влияние татаро-монгольское иго оказало на положение женщины: теремной быт и затворничество - это порождение Востока. Такие слова, как валенки, карандаш, утюг, башмак, кабан, таможня, даже стакан, пришли в наш обиход именно после татаро-монгольского ига. Имеется целый пласт слов, попавших в русский язык из монгольского. Татаро-монголы создали почтовую службу, и в русском языке появилось слово "ямщик"; развили внутренние торговые отношения - и к нам попадают слова "базар", "рынок", "деньги", "барыш", "казна". Существует мнение, что знаменитый русский мат достался нам в наследство от завоевателей. Значительная часть великорусских народных песен, стариннейших, обрядовых и свадебных, составлено в так называемой "пятитомной",в мажорном звукоряде, что свойственно тюркским народам и, особенно, монголам. Под влияние попали и танцы. Подобно монгольским танцам русский носит характер состязания в ловкости. гибкости и ритмической дисциплины тела. Такие блюда, как пельмени, плов пришли к нам из монгольской кухни. Есть мнение, что и кофе впервые завезли на Русь татаро-монголы. Сходства и различия Что касается сходства, то бесспорно только одно: и арабы, и татаро-монголы своим долгим присутствием на захваченных территориях повлияли на культурную и социальную жизнь завоеванных народов. В языке появились новые слова, выражения. В повседневную жизнь вошли новые обычаи и традиции. В отличие от татаро-монголов, арабы внесли большой вклад в развитие образования, науки, архитектуры, ремёсел и сельского хозяйства. Обогатили кухню испанских народов. Заключение Заканчивая наше исследование, бесспорно можно сделать следующие выводы. Во-первых, как Испания так и Россия, находясь на окраинах Европы, стали своеобразными щитами на пути завоевателей. Эти две страны предотвратили захватнические походы Арабского халифата и Золотой Орды на Европу, "образующееся просвещение было спасено". И Испания и Россия, благодаря героизму своих граждан, послужили мостами, соединившими различные континенты и цивилизации. Именно в борьбе против арабских завоевателей жители Пиренейского полуострова осознали себя испанцами как нацией. А в борьбе против татаро-монгольского ига население разрозненных славянских княжеств объединилось в один русский народ. Несмотря на многие отличия между Испанией и Россией в историческом плане очевидно их немалое сходство. В этой связи проведение мероприятий в рамках Обменных годов России и Испании призвано способствовать изучению исторического прошлого, сближению культур наших стран, их взаимопроникновению.

В 711 г. король Родриго был вынужден прервать военные действия против васконов и обратиться к югу. На испанском берегу высадился арабский отряд под командованием Тарика. Он высадился на скале, которая несколько позже и была названа именем этого арабского командира - Джебель ат-Тарик - Гибралтар.

К этому времени арабы завоевали почти всю Северную Африку. Ослабевшая империя не смогла оказать арабам достойного сопротивления. Она лишилась Сирии и Египта, и арабские армии не раз вторгались непосредственно в Малую Азию. В этих условиях защитить свои африканские владения императоры были не в состоянии. Только внутренние раздоры, доходившие до открытых гражданских войн, задерживали арабское наступление. Да еще берберы порой оказывали арабам ожесточенное сопротивление. В 678-679 гг. наместник Ифрикии, как арабы называли византийскую Африку вне Египта, Абу-л-Мухаджир осадил Карфаген, и его жители лишь смогли добиться возможности покинуть город морем. Правда, через некоторое время они вернулись, и Карфаген снова стал византийским. И лишь только в 695 или даже 692/93 г. этот город был окончательно захвачен арбами и разрушен {1052} . Византийская власть в этой части мира была сменена властью арабских халифов. Арабские завоевания шли под знаменем новой религии - ислама. Исламизированное население тоже включалось в ряды завоевателей. В Африке таким населением были берберы, отказавшиеся от сопротивления и принявшие ислам, а постепенно и арабский язык. Именно исламизированные и арабизированные берберы и составляли основную часть войска новых завоевателей, тех мавров, под именем которых испанцы знали своих новых господ.

Захват арабами Северной Африки, особенно Карфагена, долгое время бывшего главным пунктом связи Испании со средиземноморским миром, привел к окончательной изоляции Испании, прервав ее контакты с Центральным и Восточным Средиземноморьем. Падение Карфагена и угроза нового врага, по-видимому, заставили вестготских королей снова попытаться укрепиться на африканском берегу пролива. Такую попытку уже делал в свое время Тевдис, захватив на какой-то момент Септем (Сеуту). Однако вестготы были оттуда выбиты византийцами и больше, как кажется, таких попыток не предпринимали. Падение византийской власти предоставило вестготам возможность повторить экспедицию. Ее точное время неизвестно. Возможно, захват Септема был связан со странным событием в правление Эгики - нападением византийского флота на юго-восточное побережье Испании, которое, отраженное, как уже говорилось, магнатом Теудемиром (Chron. Рас. 38). Вероятнее всего, это были имперские корабли, бежавшие из захваченного арабами Карфагена {1053} . Не исключено, что это событие показало сложность сложившейся ситуации, и король Эгика мог воспользоваться временным промежутком, когда византийцы были уже вытеснены из бо льшей части Африки, а арабы еще не захватили всю ее северную часть. В таких условиях, если в Септеме и находился имперский гарнизон, то никакую помощь от правительства он получить не мог. Вполне возможно, что командир этого гарнизона в предвидении неизбежного захвата города арбами мог предпочесть католиков-вестготов мусульманам-арабам. Как бы то ни было, в начале VIII в. эта крепость уже находилась в руках вестготов и управлялась вестготским графом. Септем должен был прикрыть Испанию от возможного арабского вторжения.

Именно септимский граф Юлиан вошел в историю как виновник арабского вторжения в Испанию. Более поздние испанские романсы рассказывают историю о том, как король Родриго обесчестил дочь Юлиана Флоринду, и Юлиан, мстя за оскорбление, призвал арабов на борьбу против короля и даже предоставил им корабли для переправы в Испанию {1054} . Перед нами - фольклорное расцвечивание реального события, хотя не только сам факт измены Юлиана, но и некоторые детали предания могут быть вполне достоверны. Поведение Юлиана полностью «вписывается» в рамки политической борьбы, развернувшейся в Испании после смерти Витицы. Юлиан принадлежал к группировке, поддерживавшей сыновей покойного короля. Одна из более поздних хроник говорит, что он был в числе самых близких «верных» Витицы и его назначение в Септем фактически было ссылкой за пределы самой Испании (Sil. Chron. 15). Водной из арабских хроник говорится, что перед отъездом Юлиана в Африку тот отослал свою дочь к королевскому двору в Толедо, следуя существующему обычаю. Это сообщение (независимо от действительного существования такого обычая) может указывать на то, что, отсылая Юлиана за пределы Испании, Родриго попытался удержать при дворе его дочь в качестве заложницы, тем более что Флоринда, если верить той же хронике, была единственным ребенком Юлиана. Согласно другой версии, арабов призвали в Испанию непосредственно сыновья Витицы, которые направили в Африку послов с просьбой помочь им свергнуть Родриго и вернуть семье покойного короля трон (Chron Alf. III, 7). Впрочем, обе версии не противоречат друг другу, и очень вероятно, что и обращение сыновей Витицы, и предательство Юлиана были следствием единого заговора.

Сыновей Витицы мог вдохновлять пример Атанагильда, который в свое время ради борьбы с королем Агилой призвал на помощь византийцев, а позже, укрепившись, начал войну с теми же византийцами. Они считали, что мусульмане не собираются завоевывать страну и ограничатся только полученной там добычей. Но на этот раздело обернулось совершенно иначе. Арабский халифат находился в расцвете своих сил. Халиф Абдальмалик провел ряд реформ, приведших к преобразованию Халифата в военно-бюрократическое государство {1055} . После некоторого перерыва, вызванного междоусобными войнами, арабы возобновили свои завоевания. Был, как уже сказано, захвачен Карфаген. Арабская армия под командованием Мусы ибн Нусайра подчинила бо льшую часть современного Марокко, выйдя к побережью Атлантического океана. К Мусе и обратились за помощью сыновья Витицы, с ним повел переговоры Юлиан, даже признавший власть арабского наместника.

Арабы уже давно знали о существовании Испании как самой западной части средиземноморского мира. Известна она была и под названием Spania (по-видимому, заимствованному у византийцев), но, вероятно, еще до завоевания появилось у них и постепенно ставшее наиболее распространенным другое название - аль-Андалус, происходившее от имени вандалов, владевших когда-то частью Испании {1056} . Захват Северной Африки позволил арабам сделать следующий шаг - попытку распространить ислам и свою власть и на европейскую часть Средиземноморья. И в этих условиях совершенно естественным представлялся переход с африканского на европейский берег пролива. Осенью 709 г. арабские корабли совершили рейд на испанское побережье, и ее успех побудил Мусу счесть завоевание Испании не таким уж трудным делом. И в июле следующего года уже отряд во главе с Тарифом ибн Маликом на кораблях, предоставленных Юлианом, захватил небольшой плацдарм на испанском берегу, откуда было совершено несколько набегов на окрестности. В результате этих набегов арабы захватили богатую добычу, и Муса, вдохновленный этой добычей, стал готовить уже большую экспедицию. Извещенный об этих событиях, халиф Валид, не решаясь предпринять большую заморскую экспедицию, приказал Мусе ограничиться разведкой, но тот, ссылаясь на то, что арабские владения отделяет от Испании не море, а только пролив, стал готовить большое вторжение. С помощью того же Юлиана весной 711г. войско из семи тысяч воинов, преимущественно берберов, во главе с бербером же Тариком ибн Зийядом переправилось через пролив и высадилось на скале, которую несколько позже арабы назвали Джебель ат-Тарик (Скала Тарика) и которую до сих пор именуют несколько искаженным словом Гибралтар. Закрепившись на крайнем юге Пиренейского полуострова, Тарик начал продвижение в его глубь. В это время Родриго подавлял очередное восстание на севере и осаждал Пампелон (Памплону). Он сразу оценил угрозу и, прервав осаду, двинулся на юг.

Грозное вторжение мусульман, казалось бы, должно было сплотить вестготов и вообще христиан. Но этого не случилось. Сыновья Витицы, в том числе Ахилла, епископ Оппа и их сторонники, в силу «военных законов» Вамбы и Эрвигия вынужденные официально примкнуть к королю, фактически поддержали арабов. Рабы и другие подневольные люди, включенные в армию по тем же законам, не горели желанием сражаться и были готовы покинуть поле битвы при первой возможности. Города в вестготской Испании находились в жалком положении, горожане, в основном испано-римляне, с завистью смотрели на процветание городов под арабской властью и видели в арабах избавителей от власти варварских королей. Евреи, жестоко преследуемые вестготскими государями и испанской церковью, перешли на сторону мусульман и показывали им пути более легкого и удобного продвижения. Шпионы донесли Тарику о приближении вестготской армии, и он сумел хорошо подготовиться. Тарик запросил у Мусы помощь, и тот прислал ему еще пять тысяч воинов, так что их общее число дошло до 12 тысяч. Конечно, это было ничтожно мало по сравнению с армией Родриго, насчитывавшей, по арабским и, вероятно, преувеличенным сведениям, 100 тысяч солдат. Но дело решила измена. 19 июля 711 г. на реке Барбате произошло жесткое сражение. В разгар битвы находившиеся на флангах вестготской армии войска сыновей и сторонников Витицы покинули поле боя. К ним могли примкнуть и некоторые другие воины, подкупленные Оппой. Остатки армии Родриго пытались сопротивляться, но были полностью разгромлены. В руки врагов попали белый конь Родриго, его плащ, расшитый рубинами и жемчугами, и походное золотое кресло, украшенное рубинами и изумрудами. Сам король бежал в Эмериту, где пытался организовать новую армию и продолжить борьбу. Но вестготские герцоги и графы либо пытались защищать только свои владения, совершенно не думая об общем деле, либо бежали на север, либо стремились договориться с врагом. Это же пришлось сделать и сыновьям Витицы, которые пытались договорится с Тариком, но тот направил их к Мусе, а Муса, в свою очередь, - к халифу. В конце концов был заключен договор, по которому сыновьям Витицы были оставлены их владения, но от трона они были вынуждены отказаться.

Воспользовавшись этим политическим хаосом, Тарик разделил свой отряд на несколько частей и в то время, как его подчиненные покоряли Южную и Юго-Восточную Испанию, с основной частью своих войск подошел непосредственно к Толедо. Стоявшие там солдаты не столько защищали, сколько нещадно грабили город. Толедский митрополит Синдеред бежал из города и страны и вскоре прибыл в Рим. В результате Тарик без особого труда захватил столицу Вестготского королевства. Но в это время Муса, обеспокоенный слишком уж большими успехами своего подчиненного, решил взять покорение Испании в свои руки. В июне 712 г. он со всей своей восемнадцатитысячной армией, на этот раз в основном именно арабской, высадился на Пиренейском полуострове. Его первой задачей стал окончательный разгром Родриго. Он взял Гиспалис и двинулся к Эмерите. Город стойко защищался, и только в следующем 713г. Муса смог его взять. Столкнувшись с неожиданными трудностями, Муса отозвал Тарика, и их соединенные силы разгромили армию Родриго в сентябре 713 г. Сам король, по-видимому, пал в этой битве. После этого Муса провозгласил халифа Валида государем Испании. Он планировал дальнейшие завоевания и даже уже начал их, захватив Цезаравгусту. В это же время Тарик действовал самостоятельно, хотя и под общим командованием Мусы, и тоже добился успехов. Но теперь уже халиф Валид испугался чрезмерных успехов Мусы и Тарика. Они оба были отозваны из Испании и вызваны в Дамаск. Сначала Муса отказался было подчиниться приказу халифа, ссылаясь на незавершение завоевания Испании, но затем все же выполнил повеление и вместе с Тариком прибыл в Дамаск. Там Муса был вскоре арестован (возможно, уже преемником Валида Сулейманом) и умер в тюрьме, судьба же Тарика осталась неизвестной.

Уезжая из Испании, Муса оставил во главе ее своего сына Абд-эль-Азиса. Тот женился на вдове Родриго и даже имел от нее сына, но через некоторое время сам был убит по приказу нового халифа Сулеймана, явно испугавшегося сепаратистских стремлений Абд-эль-Азиса, доказательством чего он счел женитьбу на вдове вестготского короля. После этого арабские правители Испании менялись довольно быстро. Но все они продолжали завоевательные походы.

Многие магнаты поспешили признать новых правителей. Так, например, поступил Теудемир, недавно прославившийся своей победой над византийским флотом. В первое время его владения стали убежищем для многих беглецов, но вскоре Теудемир решил, что для сопротивления у него нет сил. Он заключил договоре Абд-эль-Азисом, сохранив в обмен на свое подчинение почти все свои владения. Он обязался платить халифу сравнительно небольшую дань и не принимать в свои владения никого из врагов новых владык; взамен арабский правитель обещал сохранить за ним остальные его владения, не убивать и не брать в плен никого из его подданных, гарантировать исповедание им и его подданными христианства и не уничтожать и не грабить церкви {1057} . В долине Ибера так же поступил другой магнат - Фортунат, который даже перешел в ислам.

Но еще далеко не вся страна была завоевана. Одна из более поздних хроник сообщает, что готы в течение семи лет вели войну с арабами и в конце концов заключили с ними договор, по которому избрали собственных графов, признавших, однако, нового государя. Эти графы должны были управлять жителями земли (habitantes terrae), и они противопоставляются городам, обитатели которых лишились всего своего имущества и сами были порабощены (Chron. Proph. 6). Хроника не указывает театр этой войны, но сравнение с другими известиями показывает, что она происходила в той части Испании, которая с первой трети VI в. была населена готами {1058} . Здесь, как говорилось в соответствующей главе, жили готские крестьяне, и можно говорить, что именно они и оказали столь упорное сопротивление арабам. В Тарраконской Испании и Септимании действовал король Ахила (или, может быть, Агила II). Был ли это сын Витицы или кто-либо другой, сказать трудно. Если это действительно был старший сын Витицы, то арабы больше в нем не нуждались и выступили против него. Но вероятнее все-таки, что речь идет о каком-то другом вестготском аристократе; ведь с сыновьями Витицы мусульмане заключили договор, предоставив им, как уже говорилось, 3 тысячи имений взамен отказа от трона. Более того, сын Витицы Арбогаст позже даже играл значительную роль при мусульманском дворе, а тот же Оппа, бывший чуть ли не самым главным виновником поражения на реке Барбате, затем примет активное участие в войне с выступившим против арабов первым астурийским королем Пелайо. Но, вероятнее всего, новый король являлся сторонником сыновей Витицы {1059} . По-видимому, часть противников Родриго разочаровалась в приглашенных ими же мусульманских завоевателях, и Ахилла (Агила) мог попытаться претворить в жизнь прежний план: после гибели Родриго стать самому королем, как это сделал полутора веками ранее Атанагильд, и остановить вражеское продвижение. Как бы то ни было, надолго удержаться Ахила, или Агила, не смог и был разгромлен. Его правление продолжалось приблизительно три года. Его сменил некий Ардон, действовавший в Септимании, который, кажется, сумел продержаться дольше, но в конце концов тоже был разгромлен. Арабы в это время перешли Пиренеи и подчинили Септиманию. В 719 г. они захватили Нарбонн, а в 725 - Ним и Каркассон. Одновременно они неоднократно пытались распространить свои владения и на Франкское королевство. На Пиренейском полуострове еще существовали некоторые отдельные очаги сопротивления, но никакой централизованной власти, которая могла бы противостоять мусульманам, уже не существовало {1060} .

Державшийся в Астурии Пелайо, в свое время изгнанный Витицей, попытался было как-то договориться с арабами, но те отказались пойти на какой-либо компромисс. И тогда Пелайо выступил против них и в 718 г. в долине Ковадонги разбил арабский отряд. С этого вообще-то довольно незначительного события началась новая глава истории Испании. Возникшее на севере Астурийское королевство первое время стремилось представить себя прямым продолжением Толедского, но это была только иллюзия. Там, а по мере расширения отвоеванных территорий и на все большей части Испании, возникали совершенно новые отношения, новые противоречия, новые принципы организации общества и государства. О Вестготском королевстве в Испании говорить уже нельзя.



| |

Страница 4 из 10

Часть огромных владений халифата Омейядов.

В 711 году одна из вестготских группировок обратилась за помощью к арабам и берберам из северной Африки. Завоевателей, которые прибыли из Африки и вызвали падение вестготского господства, в Испании называли маврами.

Арабы переправились из Африки в Испанию и, одержав ряд побед, положили конец просуществовавшему почти 300 лет вестготскому государству. В короткое время почти вся Испания была завоевана арабами. Несмотря на отчаянное сопротивление вестготов, через десять лет не завоеванными остались лишь горные области Астурии.

Поскольку Испания была завоевана африканскими войсками, ее считали зависимой от африканских владений халифата Омейядов. Эмир Испании назначался африканским наместником, который в свою очередь подчинялся халифу, резиденция которого находилась в Дамаске, в Сирии.

Арабы не стремились к обращению покоренных народов в ислам. Они предоставляли народам завоеванных стран право: либо принять ислам, либо платить подушную подать (сверх поземельного налога). Арабы, предпочитая земные выгоды интересам религиозным, считали, что не стоит силой приобщать к исламу покоренные народы; ведь подобные действия лишали их добавочных податей.

Арабы относились с уважением к жизненному укладу и обычаям покоренных народов. Основная масса испано-римского и вестготского населения управлялась своими графами, судьями, епископами и пользовалась своими церквами. Покоренные народы продолжали жить под владычеством мусульман в условиях почти полной гражданской независимости.

Церкви и монастыри также платили налоги.

Часть земель составили в особый общественный фонд. В этот фонд вошли церковные имущества и земли, которые принадлежали вестготскому государству, бежавшим магнатам, а также имущество владельцев, оказавших сопротивление арабам.

За теми, кто капитулировал или подчинился завоевателям, арабы признали право собственности на все их имущество с обязательством платить поземельный налог с пахотных земель и с земель, засаженных плодовыми деревьями. Так же поступили завоеватели по отношению к ряду монастырей. Кроме того, теперь владельцы могли свободно продавать свою собственность, что в вестготскую эпоху было не так просто.

С рабами мусульмане обращались более мягко, чем вестготы, при этом достаточно было любому рабу-христианину перейти в ислам, чтобы стать свободным

Преимущества арабской системы управления обесценивались в глазах побежденных, поскольку теперь христиане были подчинены иноверцам. Особенно тяжелым это подчинение было для церкви, которая зависела от халифа, присвоившего себе право назначать и низлагать епископов и созывать соборы.

От арабского завоевания больше выиграли евреи, поскольку стеснительные законы вестготской эпохи были отменены завоевателями. Евреи получили возможность занимать административные должности в испанских городах.

Кордовский эмират

Знатный род Омейядов , который в течении продолжительного периода стоял во главе арабского халифата, в конце концов был свергнут с престола представителями другой семьи - Аббасидами.

Смена династий вызвала в арабских владениях всеобщие смуты. При подобных обстоятельствах юноша из семьи Омейядов по имени Абдаррахман в ходе вооруженных действий захватил власть в Испании и стал эмиром, независимым от аббасидского халифа. Главным городом нового государства была Кордова. С этого времени начинается новая эпоха в истории арабской Испании (756 г. ).

В течение долгого времени представители различных племен оспаривали или не признавали власть нового независимого эмира. Тридцать два года правления Абдаррахмана были заполнены постоянными войнами. В результате одного из заговоров, организованных против эмира, в Испанию вторгся франкский король Карл Великий . Заговор не удался, завоевав несколько городов на севере Испании, франкский король был вынужден возвратиться со своими войсками, поскольку другие дела требовали присутствия правителя в его королевстве. Арьергард франкского войска был полностью уничтожен в ущелье Ронсеваль непокоренными басками; в этой битве погиб знаменитый франкский воин, граф бретонский Роланд . О смерти Роланда была создана знаменитая легенда, послужившая основой для эпической поэмы «Песнь о Роланде ».

Жестоко подавляя возмущения, обуздывая многочисленных противников, Абдаррахман укрепил свою власть и отвоевал города, захваченные франками.

Сын Абдаррахмана Хишам I (788-796 гг.) был набожным, милосердным и скромным государем. Более всего занимали Хишама религиозные дела. Он покровительствовал теологам - факихам, которые приобрели при нем большое влияние. Значение фанатиков стало особенно заметно в правление преемника Хишама, Хакама I (796-822 гг.) . Новый эмир ограничил участие факихов в делах управления. Религиозная партия, стремящаяся к власти, принялась вести агитацию, возбуждая народ против эмира и устраивая различные заговоры. Дело дошло до того, что в эмира бросали камни, когда он проезжал по улицам. Хакам I дважды подвергал наказаниям мятежников в Кордове, однако это не помогло. В 814 г. фанатики осадили эмира в его собственном дворце. Войскам эмира удалось подавить восстание, мнгие были убиты, остальных мятежников Хакам выслал из страны. В результате 15 000 семейств переселились в Египет и до 8000 ушли в Фец, в северо-западную Африку.

Расправившись с фанатиками, Хакам занялся устранением опасности, которая исходила от жителей города Толедо.

Этот город, хотя номинально и был подчинен эмирам, фактически пользовался подлинной автономией. Арабов и берберов в городе было немного. Жители Толедо не забывали о том, что их город был столицей независимой Испании. Они гордились этим и упорно отстаивали свою независимость. Хакам решил покончить с этим. Он созвал к себе во дворец наиболее знатных и богатых горожан и перебил их. Толедо, лишенный своих самых влиятельных граждан, остался в подчинении у эмира, но через семь лет, в 829 году, снова провозгласил свою независимость.

Преемнику Хакама Абдаррахману II (829 г.) пришлось воевать с Толедо в течение восьми лет. В 837 г. он овладел городом благодаря начавшимся в Толедо разногласиям между христианами и ренегатами (бывшими христианами, принявшими ислам). При последующих правителях неоднократно предпринимались попытки достижения политической независимости в различных областях страны.

Кордовский халифат

И только Абдаррахман III (912-961) , один из величайших омейядских правителей, одаренный большими политическими и военными способностями, за короткое время покорил всех врагов центральной власти. В 923 г. он отбросил титул независимого эмира, который носили предыдущие Омейяды. Абдаррахман III принял титул халифа , приравняв себя тем самым к багдадскому халифу. У нового халифа была цель - основать прочную абсолютную монархию. Предприняв ряд походов против христиан, Абдаррахман III установил затем дружественные отношения с христианскими королями. Эмир вмешивался во внутренние дела Леона, поддерживая угодных ему претендентов на престол и сея смуты в христианском государстве. Его войска овладели Северной Африкой и подчинили ее кордовскому халифату.

Своей мудрой политикой Абдаррахмана III стяжал всеобщее уважение, успехи халифа привлекли к нему внимание всей Европы.

У Абдаррахмана III была большая боеспособная армия и самый могущественный флот на Средиземном море.

Все европейские короли посылали к нему посольства с просьбами о заключении союзов. Арабская Испания превратилась в политический и культурный центр Европы.

Абдаррахман покровительствовал развитию сельского хозяйства, ремесла, торговли, литературы и просвещения. При нем арабская наука и искусство в Испании достигли высшей степени расцвета Многолюдные города украсили стран, были созданы крупные памятники искусства. В Кордове было около полумиллиона жителей, она стала одним из самых прекрасных городов мира. В городе были возведены множество мечетей, бань, дворцов, разбиты сады. С Кордовой соперничали Гренада, Севилья, Толедо.

Сын Абдаррахмана, поэт и ученый Хакам II (961-976 гг.) , продолжал политику отца, особенно в области культуры. Он собрал в своей библиотеке до 400 000 свитков, кордовский университет был тогда самым знаменитым в Европе. Хакам II успешно вел также и войны, сначала с христианами севера, а потом с восставшими африканцами.

Сын халифа Хишам II (976-1009 гг.) вступил на престол в 12-летнем возрасте. В его правление военная мощь халифата достигла апогея. Фактически власть находилась в руках первого министра Мухаммеда-ибн-Абу-Амира , по прозвищу аль-Мансур (победитель). Он правил как бы от имени Хишама II, на самом деле изолировал юного халифа от мира и имел в своих руках всю полноты власти.

Мухаммед по складу своего характера был воителем. Он реорганизовал армию, включив в нее большое число преданных ему лично берберов, которых призвал из Африки. В результате военных кампаний почти все королевство признало свою зависимость от аль-Мансура. Независимыми остались только часть Астурии и Галисии и некоторые земли в Кастилии

После смерти аль-Мансура в 1002 году, заботы по управлению халифатом пали на его сына Музаффара, которого титуловали хаджибом, хотя он был подлинным халифом.

Переход верховной власти к представителям фамилии аль-Мансура возмутил многих. Началась борьба за власть. В 1027 году халифом был избран представитель семьи Омейядов Хишам III. Но у нового халифа не было должных способностей к управлению, и в 1031 году он утратил престол. Спустя 275 лет после своего основания кордовский халифат, основанный Абдаррахманом I, прекратил существование.

На развалинах Кордовского халифата возник целый ряд мелких независимых государств.

До конца арабского господства продолжались войны, раздробленность, борьба за власть.

В 632 году после смерти пророка Мухаммеда большая часть Северной Африки приняла ислам и находилась под властью арабских племен. Арабы называли “островом вандалов” или Аль-Андалус .

В 711 году через пролив, который разделяет Африку и Испанию, переправился отряд арабских воинов, который в решительной битве разгромил последнего короля вестготов Родериха . Арабы поселились в засушливой местности, которая напоминала им их родину, и смешались с местным населением. К 9 веку смесь арабского языка и местных диалектов заменила латынь в Испании.

Однако арабам не удалось полностью захватить Испанию. В 718 году король Пелайо сумел разгромить арабов в Астурии (провинция Испании) и таким образом остановить их наступление. Эта победам дала возможность остаткам готов образовать новые королевства в горах на северо-западе страны, которые позже использовались как плацдармы для контрнаступления христиан на мусульманскую Испанию.

А возглавлял арабов известный мусульманский правитель Абд ар-Рахман, который принадлежал династии Омейядов, потомков Мухаммеда. После того как его династия лишилась власти в Аравии, он основал в Испании со столицей в городе эмират Аль-Андалус, территория которого простиралась до самых Пиренеев.

Правление арабов в Испании

Это был золотой период арабского владычества в Испании. Центром страны и ее столицей была Кордова , а следующими по значению и влиянию городами были и Малага. Аль-Андалус был одним из самых передовых государства в Европе. Арабы придумали сложную систему орошения засушливых земель в Испании, что дало мощный импульс развитию сельского хозяйства. Процветали также производство, культура и наука. Кордова стала тем центром, куда съезжались философы и писатели со всего мира.

На месте римских городов арабские правители возводили новые. Они строили мечети , дворцы, крепости и общественные здания. Разбивали роскошные сады с прекрасными фонтанами.

Однако не следует считать, что аль-Андалус был мирной державой. Арабы совершали постоянные набеги на северные христианские королевства с требованием платить им дань. Во время правления деспотичного правителя аль-Хакима Первого волна насилия прокатилась по всему аль-Андалусу. Эти потрясения были прекращены лишь с приходом к власти пресвященного правителя Абд ар-Рахмана Третьего. Этот правитель окончательно порвал все связи с Аравией, в 929 году провозгласил себя халифом, а после занял стратегически важные города в Северной Африке. Также он прославился тем, что построил великолепный дворцовый комплекс возле Кордовы.

После этого сильного правителя к власти пришел Хишаме Второй , который не был готов к этой роли и оказался слабым правителем Испании. При нем страной правил его визирь аль-Мансура, который был выходцем из Йемена. Хишаме так боялся своего визиря, что в страхе даже отдал в наложницы свою мать. Но аль-Мансура оказался достаточно сильным правителем. Во время его правления под контроль арабов попал и северо-восток Испании, включая и Барселону.

Распад Аль-Андалус

Однако ослабление королевской власти аль-Андалуса не прошло без последствий. После смерти аль-Мансура в начале 11 века халифат распался на ряд мелких эмиратов. Это окончательно сделало невозможным полное завоевание арабами Испании. Последующие 300 лет аль-Андалус знал как периоды взлетов, так и падений. Последняя атака на христиан была связана с альморавидами, которые также появились в Испании прейдя из Северной Африки.

Альморавиды были фанатиками, которые сумели организовать свое государство на территории современного Марокко. Их призвали в Испанию, чтобы остановить продвижение кастильского короля Альфонса Шестого , сумевшему захватить Толедо. Однако, оказав помощь и остановив наступление христиан, альморавиды решили остаться в Испании и основать в стране новую правящую династию.

Тем не менее, арабское влияние в Испании было уже на спаде. В последующие столетия инициатива полностью перешла в руки христианских королевств севера страны.

Испания на карте

Вконтакте

Арабское завоевание Испании произошло за довольно короткий период 711-714 гг., что было не удивительно, учитывая что за такой или даже меньший период времени арабы объединили Аравию в единое мусульманское государство (628-634), покорили Сирию (634-638), завоевали Египет (638-643) и т. д.

Вестготское королевство пало.

Магрибская династия Омейяды взяла власть в Иберии в свои руки, поддерживая доминантную роль ислама руками берберских наёмников.

Лишь в Пиренейских горах сохранили независимость два небольших труднодоступных региона, которые населяли баски и романизированные астуры.

Битва при Ковадонге (722), в которой христиане одержали первую победу, положила начало так называемой Реконкисте.

Тем не менее, вплоть до 732 г. арабы совершали набеги по всему югу Франции до реки Луара, пока не были разгромлены у Пуатье.

Тем не менее, на завоёванных в Иберии землях образовалось исламское государство, пережившее целый ряд трансформаций и просуществовавшее до 1492 г.

Предпосылки

У арабских правителей Магриба не было хорошо продуманного плана завоевания вестготской Испании.

В действительности, большую часть населения Магриба, откуда прибыли завоеватели, тогда составляли берберы, которые только недавно начали принимать ислам.

Берберы неоднократно совершали набеги в южную часть Иберийского полуострова после падения римской власти.

Есть сведения о том что 27 апреля 711 г. с 9 тыс. своих войнов высадился в Иберии с целью совершить очередной крупномасштабный грабительский набег, воспользовавшись расколом в Вестготском королевстве на западную часть (родригисты) и восточную (витицианы).

На грабительскую версию указывает то что его суда напоминали торговые, а когда стало ясно с какой целью прибыли эти «торговцы», христианские жители близлежащих городов побросали своё имущество и попытались укрыться в холмах, то есть они поступили так, как обычно поступали жители прибрежных регионов в случае кратковременного пиратского рейда, а не осады.

Тарик захватил Альхесирас, и, дождавшись подкрепления из Африки, двинулся далее к северу, где 19 июля 711 г. состоялась битва при Гвадалете, в которой был повержен король Родерих.

Вестготские воины, и без того малочисленные, были разгромлены. Только небольшая их часть укрылась в крепости Эсиха недалеко от Севильи, но и она была вскоре вынуждена сдаться.

В 713 г. некоторое сопротивление оказали крепости Мерида и Сегоюэла.

Тарик совершил вторжение самовольно, но, согласно одной из версий, узнав о начальном успехе берберов в Испании, им на помощь поспешил Муса-ибн-Насир, арабский наместник из Ифрикии, главной целью которого было закрепить захваченные земли за арабским миром.

Основные эскпедиции

Основной массив пиренейских земель был покорён арабами в течение всего трёх лет, с 711 по 714 гг.

За этот период мусульмане организовали три основные военные экспедиции:

  • 711-712: Тарик ибн Зияд
  • 712-713: Муса
  • 714: Абд-аль-Азиз

К 719 г. арабы дошли до Тулуза, а к 720 г. - к дельте реки Рона.

Вестготское сопротивление

В 714 г., после того как Абд-аль-Азиз совершил свой поход на Мурсию, вестготский полководец Теодемир сумел договориться о создании здесь автономного княжества.

Омейяды пошли на уступки, желая, по-видимому, добиться расположения местных христиан.

Теодемирское королевство просуществовало до 740-х гг.

Балеарские острова

Балеарские острова, номинально принадлежавшие Византийской империи как остаток давно утраченной Византийской Испании Юстиниана, поначалу оставались в стороне от арабских нашествий.

В 798 г. власть над ними получили франки.

Лишь в 902 году флот Кордовского эмирата покорил острова Ибица, Форментера и Мальорка.

В 903 г. пала Минорка. Несмотря на более позднее завоевание, исламизация островитян носила очень глубокий характер.

Фотогалерея


Дата начала: 711 г.

Дата окончания: 714 г.

Полезная информация

Арабское завоевание

Последствия

На полуостров начали прибывать мусульманские поселенцы.

При этом немногочисленные арабы из Сирии и Аравии облюбовали крупные города юга и юго-востока страны, а берберы в основном заселяли менее благоприятные внутренние районы страны.

Христианское население сохранилось, однако на него были наложены многочисленные запреты, подчёкивающие его второсортный статус дхимми.

В христианской среде постепенно усилились начались процессы консолидации различных этнорелигиозных групп (вестготов и иберо-римлян) перед лицом общего врага.

Ряд христиан (муваллады), приняли ислам с целью избежать Джизья.

Захваченные мусульманами территории (Аль-Андалус) вошли в состав халифата Омейядов.

Однако уже в 756 г., с усилением протофеодализма, здесь образовался независимый Кордовский эмират (756—929).

На северо-востоке, в долине реки Эбро, к концу VIII в. сложился буферный эмират мувалладской династии Бану Каси.